Народ курды. Кто такие курды и откуда они взялись? История происхождения нации курдов и их религия

Курды - крупнейшая в мире нация без государства. Вместе с тем, рядовому обывателю, практически ничего не известно об этом гордом и загадочном народе.

Кто такие курды?

Курды - древний народ, объединяющий множество племён и населяющий преимущественно горную область Передней Азии, называемую Курдистаном. Современный Курдистан расположен на территориях Турции , Ирака , Ирана и Сирии . Курды ведут полукочевой образ жизни, основные их занятия - скотоводство и земледелие.

Точное происхождение курдов учеными не установлено. Предками курдов называют и скифов, и древних мидийцев. Ученые доказывают близость курдского народа к азербайджанскому, армянскому, грузинскому и еврейскому народам.

Большинство курдов исповедует ислам. Есть среди них также христиане, иудеи и езиды.

Точная численность курдов неизвестна

Всего в мире проживает от 20 до 40 миллионов курдов:13–18 миллионов - в Турции, 3,5–8 миллионов - в Иране, в Ираке - более 6 миллионов, в Сирии - почти 2 миллиона, ещё около 2,5 миллионов кудров живут общинами в странах Европы, Азии и Америки. Точная численность этого народа неизвестна, поскольку в областях, населенных курдами, перепись населения никогда не проводилась.

След в истории

Курдистан, благодаря центральному геополитическому расположению на Ближнем востоке, со времен Месопотамии был театром завоевательных войн, междоусобиц и грабительских набегов. Во времена арабского завоевания большинство курдов приняли ислам.

При династии арабских халифов Аббасидов, пришедшей к власти в 750 году, все мусульмане других народов были уравнены в правах с арабами. Это привело к миру в Халифате, а у представителей неарабских народов появилось больше возможностей сделать политическую карьеру. По всей видимости, курды неплохо ладили с арабами, ведь их соотечественник Джабан Сахаби был сподвижником пророка Мухаммеда.

После распада Халифата и вторжения турок национальное государство курдов так и не было создано. При этом выходцы из этого народы нередко становились правителями других народов. Ими были основаны династии Айюбидов, правившая на Ближнем востоке в 1169-1525, и Шеддадидов, правившая в Закавказье в XI-XII веках.

В XVI веке Курдистан был поделен между турками, захватившими практически весь Ближний восток, и персами. На протяжении веков курды играли значительную роль в пограничных войнах Турции и Ирана, а правители обеих стран не слишком вмешивались во внутренние дела Курдистана, где местными делами управляли вожди племён.

А вот основанная курдами династия Сефевидов правила с начала XIV века в иранской провинции Азербайджан , а в 1501-1722 и 1729-1736 годах - всей Персией.

Знаменитый восточный правитель и полководец Саладин был курдом.

Немногие знают, что султан Салах ад-Дин, основатель династии Айюбидов, правитель практически всего Ближнего востока и Северной Африки XII века, был курдом. Он известен в Европе под именем Саладин, прежде всего, как талантливый полководец и предводитель сарацин в противостоянии с крестоносцами.

Например, в битве при Хаттине Саладин наголову разгромил крестоносцев, весь цвет рыцарства либо погиб, либо оказался у него в плену, включая короля Иерусалимского. После победы он захватил Иерусалим , поступив крайне благородно по тем временам по отношению к побежденным: всем желающим было разрешено покинуть город и сохранить имущество (которое могли увезти с собой) за небольшой выкуп.

В последствии, несмотря на переменный успех войны с одиозным предводителем третьего крестового похода, Ричардом Львиное сердце, мирный договор был подписан всё же на условиях Салах ад-Дина.

Образ благородного и мудрого Саладина часто используется в фильмах о крестовых походах и литературе.

Национальное государство курдов никогда не существовало?

Истории известны несколько национальных курдских государств. Самым долговечным из них оказалось Ардаланское ханство, которое находилось в приграничных районах Османской империи и Персии и прекратило своё существование только в XIX веке. В разное время, начиная с XVI века, ханство становилось вассальным государством по отношению к Османской империи или Персии, а временами было полностью независимым.

Более поздние, созданные курдами, государственные образования не были признаны мировым сообществом и просуществовали очень недолго.

Араратская Курдская Республика - самопровозглашённое государство курдов, находилось на территории современной Турции, существовало в 1927-1930 годах.

Королевство Курдистан - самопровозглашённое государство, созданное на территории современного Иракского Курдистана, существовало в 1921-1924 годах

Мехабадская республика - самопровозглашённое курдское государство в иранском Курдистане, просуществовало всего 11 месяцев в 1946 году.

Курдский вопрос

Организованное сопротивление курдов с целью самоопределения и создания независимого Курдистана явно начинает проявляться только в XIX веке и усиливается в XX веке. Это было связано с притеснениями и репрессиями курдского народа правящими режимами, иногда с целью насильственной ассимиляции. Наиболее серьезные столкновения произошли в Турции во времена правления Мустафы Кемаля Ататюрка.

Данные курдам обещания расширенных свобод и автономии в обмен на поддержку в Войне за независимость не были выполнены после победы. Последовавшие восстания были жестоко подавлены, курдам было официально запрещено говорить на родном языке, табуировались слова «Курдистан» и «курды» - с тех пор их полагалось именовать горными турками.

Наибольшей автономией в настоящее время обладает Иракский Курдистан, которую он получил после свержения Саддама Хусейна, а курд Джаляль Хусамаддин Талабани с 2005 по 2014 гг являлся президентом Ирака.

Война в Сирии, вернее её окончание и последующая возможная демократизация открывает уже перед сирийскими курдами возможности получения автономии. Самым ярым противником курдского самоопределения по-прежнему остается Турция, опасаясь курдского сепаратизма в самой Турции.

Кто такие Пешмерга?

Часто в новостных лентах о военных событиях на Ближнем востоке мелькает информация о пешмерга - курдских отрядах самообороны.

Жизнь в условиях постоянной опасности приучила курдов всегда быть готовыми к войне, а в последние десятилетия многократно выросла угроза со стороны радикальных исламистов.

Отряды самообороны были созданы в конце XIX века и с тех пор проявили себя во всех конфликтах, которые так или иначе затрагивали территорию Курдистана. Буквально пешмерга означает «стоящие перед смертью».

Образ современного воина пешмерга как бородатого мужика с АКМ не соответствует действительности. На сегодняшний день это хорошо экипированные бойцы, а сами отряды представляют практически регулярную армию с тяжелой артиллерией и бронетехникой. Формирования пешмерга признаются одной из наиболее боеспособных сил на Ближнем востоке и насчитывают 150 000 - 200 000 бойцов.

НАЗВАНИЕ: КУРДЫ

АРЕАЛ: Турция, Ирак, Сирия, Иран, Ливан, Армения, Азербайджан, Германия

ЧИСЛЕННОСТЬ: 5-22 миллиона

ЯЗЫК: Курдский

РЕЛИГИЯ: ислам, христианство, зороастризм, ярсанизм, езидизм, алевизм и иудаизм.

  • ВВЕДЕНИЕ

У курдов почти никогда не было собственной страны. «Курдистан» — это горная область, где пересекаются границы Ирака, Ирана и Турции. Средняя высота составляет 1 950 метров над уровнем моря, и большая часть земли недоступна (или труднодоступна) для проживания. На протяжении большей части своей истории курды были частью населения Персидской и Османской империй. (Персидская империя стала современным Ираном. Османская империя — современная Турция).

С 1920 по 1923 годы существовал независимый Курдистан. В 1923 году он был разделён между двумя странами, современными Ираком и Турцией. С тех пор курды расселились на территориях Ирана, Ирака, Сирии и Турции. Они изо всех сил пытались создать независимую нацию. Партизанские бойцы, так называемые пешмерга (тот, кто смотрит смерти в лицо), сражаются для того, чтобы отвоевать территорию для Курдистана. Длительные годы войны и враждебности между Ираном и Ираком поставили курдов в очень трудное положение. В обеих странах есть большие общины курдов, которые постоянно страдают от боевых действий между двумя странами. В Турции рабочая партия Курдистана (РПК) является радикальной группой, которая проводит кампанию за независимость Курдистана. РПК — террористическая организация. Иногда они прибегают к убийствам гражданских лиц, чтобы продвигать своё дело. Из-за этого многие курды выступают против них.

  • АРЕАЛ

По различным оценкам численность населения курдов варьируется от 5 до 22 миллионов. В Турции курдов больше, чем где-либо ещё. Они являются второй по величине этнической группой в Турции, Ираке и Сирии, третьей (после азербайджанцев) — в Иране. Курды также живут в Ливане, Армении, Азербайджане, Германии и других местах по всей Европе, США, Канаде и Австралии. Несмотря на то, что курды живут во всех этих странах, этнически они не связаны с турками, арабами или иранцами.

Курдский язык похож на персидский (или фарси), на котором говорят в Иране. Курдский, как и персидский, также заимствовал много слов из арабского языка. До 1991 года было запрещено говорить на курдском языке в Турции, кроме как дома. Курды высоко ценят хорошее знание своего национального языка. Его умелое использование и написание стихотворений на курдском считаются важными навыками.

Современные курдские имена в основном арабские или персидские. Обычно мать даёт имя ребёнку. Курды традиционно не использовали фамилии, поэтому большинство современных фамилий — это племенные обозначения или географические местоположения.

  • ФОЛЬКЛОР

Современные курды являются потомками древних индоевропейских народов, известных как Мидяне. Они переехали на Ближний Восток 4000 лет назад. Мусульманский герой Саладин (Салах ад-Дин Юсуф Ибн Айюб, 1137-93 годы н.э.) был курдом, как и многие его солдаты. Саладин стал султаном (царём) Египта и Сирии в 1174 году.

Известная сказка «Кузнец Кавэ и Зохак» («Kawe the Blacksmith and Zohak») объясняет происхождение Навруза, празднования Персидского Нового года. Согласно этой истории, Зохак был злым королём, который поработил курдов. Однажды в первый день весны, кузнец Кавэ сподвиг курдов на восстание против Зохака. Они окружили дворец Зохака, и Каве проскочил мимо охраны короля. Он схватил Зохака за шею мощной рукой кузнеца и ударил его по голове молотком. Курды разожгли костры на вершинах гор, чтобы объявить о своей свободе от Зохака. Как говорят, эта история произошла около 700 года до н.э.

  • РЕЛИГИЯ

Христианство

Ярсанизм

Язданизм

Зороастризм

  • ОСНОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Важнейший курдский праздник – это Навруз или Персидский Новый год. Он отмечается во время весеннего равноденствия или в первый день весны (21 марта). В этот день готовят особые блюда, запускают фейерверки и устраивают праздник с танцами, пением и чтением стихов. Ставят букеты из весенних цветов (таких как тюльпаны, гиацинты и верба), надевают новую одежду, а также бьют на счастье глиняную посуду. Семьи проводят день за городом, наслаждаясь природой и свежестью весенней погоды. В течение тринадцати дней после Навруза семьи посещают друг друга, а также могилы погибших родственников. Каждый пытается разрешить любые конфликты или недоразумения, которые могли остаться с прошлого года.

Несмотря на то, что большинство курдов больше не являются кочевниками, они продолжают отмечать важные даты, связанные с этим образом жизни. К ним относится, например, «время ягнят», празднование перед перегонкой стада на летние пастбища, стрижка овец и время возвращения в деревню осенью. Важность исламских праздников варьируется среди отдельных представителей курдов.

  • ОБРЯДЫ

Самый главный повод для празднования в жизни курда — это свадьба. Курды женятся в молодости, около семнадцати или восемнадцати лет. Невеста одета в золотые браслеты, серьги и ожерелья, а также новое платье и обувь. Изюминкой свадьбы является публичное шествие из дома невесты в дом жениха.

Когда они доберутся до дома жениха, невеста, скрытая под вуалью, входит в дом и тихо сидит в углу комнаты, а гости празднуют и танцуют на улице. В некоторых районах также традиционна верховая езда.

Родители и родственники отмечают рождение ребёнка, особенно первого сына. Большинство мальчиков проходят обряд обрезания в течение первой недели после рождения. В некоторых более традиционных курдских общинах мальчиков обрезают в возрасте десяти лет, эта традиция сопровождается большим застольем.

  • ОТНОШЕНИЯ

Семья для курдов имеет огромное значение. Семьи патриархальны, род выстраивается по мужской линии. Брак между двоюродными братом и сестрой является обычным явлением. Мужчина часто женится на дочери одного из братьев своего отца. Эта практика распространена во многих культурах.

У курдов наследуется племенное лидерство. Однако местные лидеры избираются благодаря своим личным качествам, в том числе добросовестности, щедрости и мастерству в отношениях с государственными чиновниками.

  • ОБРАЗ ЖИЗНИ

Большинство курдов живут в небольших деревнях в отдаленных горных районах. Типичный курдский дом построен из глиняного кирпича с деревянной крышей. Летом курды спят на крыше, потому что там прохладнее. В некоторых домах есть подвальные комнаты, в которых иногда живут зимой, чтобы укрыться от холода. Сантехники внутри дома почти никогда не бывает. Воду приносят в дом в банках и канистрах из главного деревенского колодца. Центральное отопление отсутствует.

Некоторые курды-кочевники живут в палатках из шкур. Большие семейные кланы объединяют свои палатки в общины.

Существует лишь несколько курдских городов: Диярбакыр (своего рода курдская столица) и Ван в Турции, Эрбиль и Киркук в Ираке, Махабад в Иране.

  • СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

Немногие курды выходят замуж за некурдов. Пары могут жить с семьей одного из супругов после свадьбы, но у них есть собственные комнаты, а домашнее хозяйство ведётся раздельно. Мужчины и женщины работают в поле, а мальчики и девочки начинают помогать им уже в раннем возрасте.

Традиционно курдские женщины не носят хиджаб, кроме случаев, когда это является частью брачной церемонии. Они свободно присутствуют вместе с мужчинами на большинстве собраний. Если нет достойного наследника мужского пола, женщина может стать племенным лидером. Даже сегодня, проживая в странах с консервативными исламскими правительствами, многие курдские женщины сражаются вместе с мужчинами как пешмерга (партизанские бойцы). Более 1000 пешмерга — женщины. Радикальная рабочая партия Курдистана (РПК) поощряет свободу женщин.

Традиционно курдские женщины носили пёстрые юбки и блузки. Мужчины надевали мешковатые яркие штаны с простой рубашкой с очень большими рукавами, которые были подвязаны в локте. Яркие жилеты и пояса (часто красные) носились поверх рубашки. На голове у мужчины был синий шелковый тюрбан, часто костюм дополняли кинжалом, который носили на поясе. Курдские кочевники брили головы и носили длинные усы. Женщины надевали яркую, красочную одежду с большим количеством вышивки.

Традиционные костюмы стали редкостью. Курды обычно одеваются так же, как и другие люди в странах, где они живут. В Иране женщины должны носить чадру, покрывающую их волосы и одежду. В Турции, однако, правительство запретило женщинам покрывать волосы в университетах и ​​на работе в общественных местах. Женщины должны носить одежду в западном стиле. В Ираке мужчины носят шерстяные пальто и жилеты, клетчатые шарфы на голове и мешковатые брюки. Женщины носят платья в мусульманском стиле, часто с мешковатыми брюками внизу. Традиционная курдская обувь, клаши, представляют собой мягкие вязаные мокасины с гибкой подошвой.

Булгур (треснувшаяся пшеница) раньше была основным продуктом питания для курдов. Рис становится все более популярным. Курдский рацион включает в себя большое количество фруктов и овощей. Особенно распространены огурцы. В долинах, где выращивают виноград, распространены изюм и виноградное варенье. Мясо едят только в особых случаях. Распространённый напиток — чай. Традиционное курдские блюдо – особый хлебец, который едят на завтрак с любым видом зерна, приготовленного на молочной сыворотке.

Рецепт хлеба.

Нане Касоки

(Бульгурский хлеб)

Ингредиенты:

2 чашки булгура

1 чайная ложка соли

½ чашки мелко нарезанного лука

2 стакана кипятка

2 чашки неотбеленной муки

Как приготовить:

Смешайте булгур, соль и лук.

Влейте кипяток и оставьте на 30 минут.

Поместите всё в кухонный комбайн примерно на 20 секунд.

Добавьте 1 стакан муки и снова включите комбайн, пока субстанция не приобретёт гладкую текстуру.

(Вы также можете работать с мукой вручную, если у вас нет кухонного комбайна.)

Выложите смесь на чистую поверхность, хорошо присыпанную мукой, и замесите тесто, добавляя муку по необходимости, чтобы тесто не прилипало, тесто готовится в течение примерно 3-4 минут.

Накройте его и дайте ему настояться от 15 минут до 3 часов.

Поместите большой противень (или два небольших) на нижнюю полку в духовке, оставив между противнем и стенами духовки около 3-х сантиметров. Разогрейте духовку до 230° С.

После того, как тесто настоялось, разделите его на 8 равных частей, приплюсните каждую из них и положите на поверхность, присыпанную мукой.

С помощью скалки раскатайте каждый кусочек теста до очень тонкого кружка диаметром около 20-25 сантиметров.

Поместите хлеб на противень и выпекайте в течение 1.5 — 2 минут. Переверните и выпекайте еще минуту, пока хлеб не станет коричневым по краям.

Примечание: чтобы хлеб был более хрустящим, увеличьте время выпекания, пока хлеб не станет полностью коричневым.

Оберните испечённый хлеб в чистое кухонное полотенце, чтобы он оставался тёплым, пока вы выпекаете оставшуюся часть теста. Подавать тёплым или комнатной температуры. Из данного количества ингредиентов получается 8 порций.

  • ОБРАЗОВАНИЕ

Школы не очень широко доступны. Когда такая возможность есть, занятия не преподаются на курдском языке, поэтому многим детям сложно учиться, и они бросают школу. Уровень грамотности (способность читать и писать) среди курдов очень низкий. Девушки часто вообще не посещают школу. Традиционно считается, что они должны заниматься домашним хозяйством.

  • КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Культура курдов имеет богатую устную традицию. Наиболее популярными являются эпические поэмы, называемые законами. Они часто рассказывают о любовных приключениях или битвах.

Курдская литература впервые появилась в седьмом веке. В 1596 году Шараф Хан, эмир Битлиса, написал историю курдов на персидском языке, названную Шарафнамой. Почти сто лет спустя, в 1695 году, великий национальный эпос Мемозин был написан на курдском языке Ахмедом Хани.

Традиционная музыка играется на флейте, барабанах и уде (инструмент похож на гитару). Музыка Шивана Первера, курдского исполнителя поп-музыки, была запрещена в Турции и Ираке в 1980-х годах, поэтому он уехал оттуда, чтобы жить и работать в Швеции.

  • РАБОТА

Большинство курдов — фермеры, пастухи овец и коз. Они продают продукты, которые получают от своего стада, такие как кожа, козий сыр и шерсть. Женщины ткут ковры и ткань для продажи на рынке. Некоторые курды выращивают табак. Турецкие курды выращивают хлопок. Несколько курдов-горцев по-прежнему являются кочевыми скотоводами.

В городах курды работают в качестве лавочников, водопроводчиков, учителей, банкиров и т. д. Курды работают неквалифицированными рабочими в крупных турецких городах, а также в Багдаде и Мосуле в Ираке, в Тегеране в Иране. Некоторые городские курды работают каменщиками, мясниками, торговцами крупного рогатого скота, а также мелкими торговцами. Нефтяные месторождения в Турции и Ираке в последнее время привлекают многих курдских рабочих. Те из них, которые могут уехать за границу, находят множество рабочих мест и отправляют деньги домой.

  • СПОРТ

Популярные виды спорта включают в себя футбол, борьбу, охоту и стрельбу, а также джирит — традиционный вид спорта, который представляет из себя метание копья во время верховой езды. В сельской местности популярны скачки на конях и верблюдах.

  • ОТДЫХ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Только мужчины могут собираться вечером или пойти куда-то. Они часто сидят в чайных и кафе, играют в нарды или домино. Любимым занятием является прослушивание кассет или живых певцов в кафе. Певцам только недавно разрешили публично петь на курдском языке.

  • ХОББИ И РЕМЁСЛА

Ткачество (ковров) – безусловно, самое значительное курдское народное искусство. Другие ремёсла: вышивка, кожаные изделия, металлический орнамент. Курды особенно славятся изделиями из меди.

  • СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Самая большая проблема для курдов — нежелание народов, в которых они живут, дать им культурную независимость. Курды в настоящее время не хотят независимого государства. Они хотят только иметь возможность поддерживать свой язык и культуру.

Во время ирано-иракской войны (1980-88 годы) правительство Ирака занималось геноцидом, чтобы остановить курдов в борьбе за Иран. Тысячи деревень были уничтожены, а десятки тысяч курдов были убиты и захоронены в братских могилах. Правительство Ирака также использовало нервный газ (купленный у европейских правительств) против курдских гражданских лиц и иранских солдат. В итоге были убиты тысячи мирных жителей.

Одно из худших убийств произошло в иракском курдском городе Халабджа. Было убито все население города. После войны в Персидском заливе (1991 год) тысячи курдов были вынуждены покинуть лагеря беженцев. Некоторые из этих областей в настоящее время защищены Организацией Объединенных Наций (ООН).

С 1991 года правительство Турции нападает на курдские гражданские центры в районах, охраняемых ООН. Тысячи курдов бежали в Иран. Правительство там менее враждебно, но у него есть проблемы с поддержкой миллионов беженцев. Хуже того, между курдами тоже идёт борьба. Две повстанческие курдские группы вели небольшие войны против тех, кто действительно представляют курдский народ. Между тем, курдские мирные жители продолжают страдать.

70 год до нашей эры

К этому времени прошла эпоха эллинизма, пришло время господства Римского государства и Парфянской державы. К этому времени и государство Великая Армения достигло пика своего могущества (но это ненадолго, уже в 65 г.днэ после войны с Римом Армения потеряла часть своих владений).. В связи с расширением армянского государства, поселения армян появились на берегах Каспийского (Албания Кавказская) и Средиземного моря (Сирия, Киликия). В связи с захватом Месопотамии Парфянским государством, в Междуречье продолжилась политика поддержки своей религии - зороастризма, при одновременном урезания прав всех других религий. Число храмов, не принадлежащих к зороастрийской религии снижается. Снижается и число храмов у езидов. Пока в Месопотамии разговорным языком остается арамейский, хотя все сильнее внедряется персидский язык. В связи с подчинением Малой Азии Римскому государству, там все сильнее распространяется греческий язык, латинским языком пользуются только римляне в крупных городах М.Азии, Сирии и Палестины.

225 год нашей эры

К этому времени кончилась эра господства Парфянского царства (власть в регионе перешла к персидскому государству Сасанидов). За прошедший период были частые войны Рима и Парфии за обладание Армении. Армения окончательно была подчинена Парфии. Больших этнических процессов в Междуречье не происходило, но все шире в Междуречье применялся персидский язык. Все сильнее храмы других богов (в том числе храмы езидов) притеснялись. Строились новые зрамы для зороастрийцев. Езиды по прежнему пользовались арамейским языком, но уже некоторые езиды стали переходить на свой диалект персидского языка (корманджи). Корманджи все больше становится языком езидов. Сами езиды все больше переселяются на север Междуречья, где и сейчас проживает основная часть езидов. Айсоры (предки ассирийцев) по прежнему сохраняют арамейский язык и тоже сохраняют свою религию. С переселением значительной части езидов на север (на бывшие земли Ассирии), там становится больше езидских храмов. В восточной части Римской империи все шире распространяется греческий язык (особенно в Малой Азии и Сирии). На месте Колхидского государства появилось Лазское царство.

630 год

К этому времени завершается эпоха Сасанидов. В Аравии появляется Арабское государство (Арабский Халифат). Римская империя исчезла с карты мира, на ее месте на Ближнем Востоке существует Византия. К этому времени во многих странах распространяется христианская религия (в Армении, Византии, Грузии). Даже айсоры (ассирийцы) приняли христианство (отвернувшись от веры своих предков). На территории всей Малой Азии разговорным стал греческий (византийский) язык. Езиды по прежнему верны своей вере, но большая часть езидов уже живет на севере современного Ирака и пользуется своим языком, похожим на язык курдов-курманджи.

850 год

К этому времени по территории Ближнего Востока (и Междуречья) пронеслись арабские завоевания, на всю эту территорию арабы принесли свою религию - илам, который насильственным путем стали навязывать всем покоренным народам. В исламских религиозных книгах говорится: «Нет никаких богов выше Аллаха». То есть эламская религия не признает никаких богов кроме Аллаха. И уничтожение неверных (не признающих ислам) считается главной политикой исламских государств. В этих условиях в Междуречье стали быстро исчезать (уничтожаться) все немусульманские храмы. Большая часть храмов езидов в Среднем и Южном Междуречье было уничтожено. Остатки езидов полностью ушли на север Ирака. Там они сохранили свою этническую общность и свою религию. Именно с тех времен началось (сначала небольших групп) переселение езидов в другие регионы мира (в Византию, в Армению, в Грузию). Оставшиеся в южной и средней части Междуречья народы, в основном знающие арамейский язык (он похож на арабский) стали быстро переходить на арабский язык и принимать ислам (отказываясь от богов своих предков). Арабы установили свою власть в Армении и Албании Кавказской. Но в этих подчиненных землях больших поселений арабов не появилось, в Иране тоже больших поселений арабов не было, но персы быстро стали принимать ислам, отказавшись от своей религии - зороастризма.

1071 год

К этому времени большая часть территории Ближнего Востока (в т.ч.Малой Азии) была завоевана сельджуками (огузскими племенами из Средней Азии). Сильного влияния на этническую карту региона эти завоевания не оказали, но в Малой Азии сильно сократилась численность греческого (византийского населения), а выросла численность тюркских племен В этот период сложилось единое грузинское государство и сложился грузинский народ, именно в это время на основе вторгшихся в Албанию Кавказскую огузских племен, начал формироваться азербайджанский народ.

Материал по теме

В это время религия езидов (шараф-ад-дин). была частично реформирована, но основа религии осталась. Это произошло потому, что некоторые езиды стали менять свою веру (веру отцов) на ислам. И при этом вероотступники по прежнему считали себя езидами. После реформы езиды перестали считать вероотступников своим народом. Мусульмане (бывшие езиды) превратились в обычных курдов, тем более, что язык езидов в те времена (и сейчас тоже) похож на курдский язык на 60-70%.

1258 год

К этому времени монгольское государство Хулагудидов завоевало большую часть исследуемого региона. Вторжение монголов не привело к значительным изменениям народонаселения исследуемой территории. В течении исследуемого периода на территории юго-востока Малой Азии существовало Киликийское армянское царство. Все Закавказье, включая Армению, Грузию, Азербайджан было подчинено монголам. К этому времени на территории Азербайджана сформировался азербайджанский народ. В этот период произошел распад Византийской империи и новое ее восстановление. На территориях, подвластных монголам, гонений и притеснений других религий не было, так как сами монголы еще не принимали ислам и уважительно относились ко всем религиям. По этой причине на севере Ирака сохранилось значительное число езидских храмов. И жило там значительное число езидского народа.

В 11-13 веках на территорию Курдистана из Средней Азии вторглись племена кочевников - тюрок и монголов. Независимые курдские княжества Шахрезур и Мерванидов были разгромлены монголами и турками-сельджуками

В 13 в. Курдистан стал частью Империи Сельджуков. В Малой Азии и районе Каспия происходили тесные курдо-тюркские контакты, в результате которых некоторые курдские кланы тюркизировались, и, наоборот, отдельные тюркские племена пополнили ряды курдских кланов.

1400 год

К этому времени в Малой Азии появилось новое сильное государство - Османская империя, и появился новый народ - турки-османы, он появился на основе тюркских племен, пришедших в Малую Азию вместе с сельджуками. К этому времени почти вся Малая Азия была уже под властью турок. Византия как государство доживала последние дни. К этому же времени власть в Междуречье и Закавказье была подчинена новой империи - империи Тимура.

В средние века историки делили курдов на 4 таифе (группы), обычаи и языки которых различались: курманджи, лур, кальхор и бани арделан, горани. Кальхор называли себя «курд», а своих соседей - племя баба - называли «курманджи». В научной литературе диалект баба относится к группе сорани, как и диалект арделанских курдов. Сорани противостоят курманджи. В истории курдов известны случаи, когда племена переходили с одного диалекта на другой. В 18 веке в Зап.Иране в Сененджене, где жили горани, поселились носители диалекта курманджи (горге, шейх-исмаили, байлаванд, джафы) и часть горани перешла на диалект курманджи. В районе Биваниш в центре Загроса произошел переход племени биваниш на диалект сорани. Мукри называют себя «курманджи», но их диалект относится к сорани. Таким образом этнонимы курманджи, курд, сорани и др. весьма относительны.


Историки часто относят езидов к курдам диалекта курманджи, но на самом деле езиды только пользуются этим языком, на самом деле считают себя самостоятельным народом. Сами езиды к курдам курманджи относят тех бывших езидов, которые перешли в исламскую веру, порвав полностью с верой своих отцов, а таких было много. Я подозреваю, что значительная часть современных курдов-курманджи были когда то езидами, потомками древнего народа шумеров-адаби.

В 14-м веке сложилась литературная форма языка курманджи.

1550 год

К этому времени Турция подчинила себе весь Ближний Восток, включая все Междуречье, Грузию, Армению и даже Йемен (в Аравии). В Иране существоовало государство Сефевидов. На территории южного Ирака уже совсем не живут езиды, все они к этому времени переселились на север Ирака (в горные районы), там сохраняются мелкие езидские храмы и главный центр езидов - Лалеш. Там же проживают многие другие народы - айсоры, курды разного происхождения. Язык езидов к этому времени на 60% похож на курдский, езиды стали этим языком пользоваться, потому, что окружающее население в основном говорило на курдских языках и длительное время эти территории были частью персидских государств (в т.ч.государства Сефевидов).

В 1514 году после Чалдыранской битвы Курдистан был разделен между Турцией и Ираном. С этого времени начинается новый этап борьбы курдского народа за независимость - против Турции и Ирана.


1799 год

За прошедший период территориально ничего не изменилось - западная часть Ближнего Востока оставалась под властью Турции (включая Ирак и западный Кавказ), а восточнее находились владения Ирана. Значительных этнических изменений на рассматриваемой территории не происходило.

В 16 в. началась борьба между Сефевидским Ираном и Османской Империей за право обладать Курдистаном. По Зохабскому миру 1639 года, северный Курдистан отошёл к Османии, а южный - к Ирану. Такое деление положило начало формированию двух крупных курдских диалектных групп: курманджи (север) и сорани (юг).

В 18 в. сложилась литературная форма языка сорани.

1900 год

За прошедший период произошли следующие изменения - территория современной Армении, Грузии и Азербайджана стали частью Российской империи. Междуречье и западная часть Ближнего Востока оставалась под властью Турции, а современная территория Ирана - под властью Ирана.

В 1827 году в результате мощного восстания курдов под руководством Махмед паши Ревандузи была провозглашена независимость страны. Это восстание намного облегчало победу русских войск над турками. Это восстание было подавлено.

В конце 19 в. Курдистан был разделён между Сирией, Турцией, Ираном и Ираком. Тогда же впервые и прозвучал этноним «курд» (от перс. «Гурджистан» - «Страна волков»), которым на Ближнем Востоке стали обозначать племена, говорящие на сев.-зап. иранских языках, производных от мидийского (по другой версии этноним «кур-мандж» переводится как «сын Мидии».). Эти племена были разнородны в антропологическом и религиозном плане. Среди них были представители переднеазиатского, хорасанского и каспийского типов. Их объединяло только относительно единое самосознание, а т.же то, что они проживали во враждебном иноязычном окружении.

1939 год

За прошедший период Ирак стал независимым государством (стал независим от Турции), Сирия тоже стала независима от Турции и перешла под управление Франции. Больше территориальных изменений не было.

Во время турецкой резни 1915 года произошёл первый случай, когда стало заметно деление курдов на йезидов и иных курдов. Курды-унниты вместе с турками проводили «зачистки» йезидов и армян, а в последствие сами подверглись репрессиям.


1970 год

К этому времени Сирия, Ливан, Израиль, Иордания стали независимыми государствами. К этому времени много курдов покинуло Турцию и Ирак из за притеснений властей. Так поступили и многие езиды. Многих курдов и езидов приютили в странах бывшего Советского Союза (Армении, Грузии, России).

2012 год

К этому времени Грузия, Армения, Азербайджан стали независимыми государствами.

Езиды в основном проживают в провинции Мосул (Южный Курдистан) в районе Шейхан, где находится центр языческой веры Лалеш. Но значительная часть езидов вынуждена проживать за пределами Курдистана (в других странах) из за притеснений со стороны как арабов Ирака, властей Турции, так и от курдов. Тем более, что в Иракском Курдистане курды стали полновластными хозяевами.


Курдистан отличается разнообразием существующих религий. Подавляющее большинство курдов - 75% - исповедуют ислам суннитского толка, значительна часть - мусульмане-шииты и алавиты, есть также христиане. Но, независимо от вероисповедания, курды своей исконной религией своих предков считают зороастризм (религия мидийцев и древних персов). А езиды, живущие в Курдистане и говорящие на языке езиди, сильно похожем на язык курдов-курманджи, по прежнему имеют свою древнюю религию - езидизм (религию своих предков - шумеров-адаби). Хотя многие историки всячески пытаются этот народ признать частью курдского народа - их попытки беспочвенны - история езидов и история курдов - это совершенно разные истории, и это совершенно разные народы. Несомненно одно - оба этих народа имеют много общего в своем развитии. У обоих народов одна цель - независимость от Турции и Ирака, сохранение своей культуры.

Курды - горный народ передней Азии, России (в Закаспийской области). Нынешние курды считаются потомками прежних жителей Курдистана, которые у Ксенофонта называются кардухами, а позже - кордиеями, гордиеями, гордианами. Раулинсон сближает кардухов с горным воинственным народом гуту, в ранних клинообразных надписях упоминаемым наряду с , хеттами (хиттитами), сузийцами, элимийцами и вавилонскими аккадийцами и державшим себя довольно независимо от ассирийской державы. После падения Ниневии гуту постепенно слились с мидянами и вообще с народностями, обитавшими в плоскогорьях Малой Азии, и Персии, и разделяли их дальнейшую участь.

Когда Персия была покорена арабами, курды не выказывали повиновения халифам, постоянно их тревожили, часто встречаются в арабской истории сведения о походах в Курдистан, для усмирения его буйных жителей. В XII веке курд Саладин основал знаменитую Эюбидскую династию в Сирии; в состав его державы входил и Курдистан. В 1258 г. страна попала под власть Хулагу-хана, а в 1388 г. была окончательно завоевана Тимуром. Собиратель земли Иранской, шах Исмаил-Сефи (1499-1523), включил Курдистан в свои владения.

В XVII в. курды взволновались, и значительная часть их перешла в подданство турецкое. В 1880 г. обнаружилась со стороны курдов попытка основать свое собственное государство. Почин шел от персидских курдов северо-западной части провинции , губернатор которой довел подведомственных ему курдов до восстания. Мятежники, под руководством Обейдуллах-хана, призвали к восстанию и турецких соплеменников, но мятеж или, правильнее, война, кончился ничем, за недостатком у курдов твердой организации.

Курды распадаются на множество этнографических групп. В гористой области Курдистана живут асиреты и гураны. У первых грубые, угловатые черты лица, голубые или серые глаза, глубоко лежащие и проницательные, твердая и крепкая походка; у гуранов более нежные и более правильные черты лица, скорее напоминающие греческий тип. Такая разница объясняется не различием происхождения, а неодинаковым образом жизни: одни - кочевники, скотоводы, а другие - оседлые земледельцы.

У кочевников быт родовой; старейшины родов и союзов получают власть наследственно. Знатными предками курды гордится и помнит свою родословную, но нужно думать, что в курдских генеалогиях много подделок. С соседями и между собой курды ведут распри, вызываемые, например, местью за кровь родственника.

Курды храбры, свободолюбивы, гостеприимны, воздержны и соблюдают данное слово, чем резко отличаются от лживых персиян. Женщина курдская пользуется такой свободой, как ни у одного народа на Востоке: она обыкновенно не носит покрывала на лице, свободно выходит из дома, может разговаривать с мужчинами и даже иметь мужскую прислугу.

Девушки, по правилу, выдаются замуж между десятым и двенадцатым годом жизни, причем жених выплачивает вено. Многоженство среди асиретов практикуется только у знатных и богачей, а у гуранов и вовсе не практикуется. Случаи дурного обращения с женщиной редки.

Национальная одежда курдов - белые шаровары, вышитая куртка с короткими рукавами, широкий кафтан и плащ. На голову надевается или турецкий тюрбан, или высокая коническая шапка из войлока, с кисточкой. Длинных волос курды не носят; молодые курды не носят и бороды, а только усы. Традиционная пища - куфта (мясные галушки с молоком, перцем и луком), плов или пилав (барашек с вареным рисом), ржаные лепешки, сыр, молоко, мед, кофе.

Курды любят музыку и танцы. Национальный танец - «чопи»: хоровод c топаньем, живыми телодвижениями и диким криком, под звуки флейты и барабана. Песен много; они слагаются двустишиями, которые в хорах чередуются.

Язык курдский («керманджи») - арийский; его грамматика и вообще строение совпадают с персидским, почему его и относят к иранской ветви. Словарный материал курдского языка более чем в трети является новоперсидским, арабским и тюркским; далее, есть большой запас слов арамейских, греческих, армянских и даже русских (преимущественно на границах), и только остаток лексического запаса принадлежит наречию, бывшему в стране раньше ислама, раньше вторжения новоперсидских и ново-тюркских элементов - какому-то народному наречию языка древнеперсидского.

Арамейские и греческие слова прошли через арабское и персидское посредство. Часть туранского элемента, быть может, имеется в языке еще с вавилонских времен, из относящихся сюда, быть может, и лишь позднейшие слова - ново-тюркские.

Из множества курдских наречий одни более чисты от иностранного наплыва. Речь курдов звучит грубо, но имеет менее гортанных и шипящих звуков, чем другие азиатские языки. Согласные - те же, что и в персидском языке, но гласных и двугласных - гораздо больше, так что персидский алфавит с трудом передает их (например, аэ, ээ, оо, ау, ээу).

Курдская литература не обширна: более образованные курды склонны довольствоваться литературой персидской и турецкой.

По вероисповеданию курды - сунниты. Фанатизма исламского у них нет, религиозные познания слабы: пятикратный «тевхид» (исповедание Божия единства), поклоны и коленопреклонения - все их богослужение.

В глухих уголках Дейрсима на севере и Загроша на юге живут полуязычники (Али-Оллахи, Али-Илахи, Кызылбаши). Они себя признают шиитами, но отличаются от прочих особыми таинственными обрядами, выражающими мысль, что на земле всегда должно находиться видимое воплощение Божества. Таким воплощением Бога были: Моисей, Давид, Иисус, Алий, разные шиитские имамы и святые; и теперь есть в каждой общине живые люди, которых считают за божественное воплощение и которым приносят жертвы, хотя бы они и не вели подвижническую жизнь. Подобные верования существуют у исмаилитов.

Занимает юго-восток Турции в районе города Диярбакыра и озера Ван. Численность турецких курдов, по приблизительным расчетам, составляет 15-20 млн человек. В Иране проживает примерно 7 млн курдов, чуть меньше в Ираке и Сирии, небольшие курдские диаспоры в Германии, Швеции, Великобритании и Франции. В России насчитывается около 20 тыс. курдов, живущих в Адыгее, Ставропольском и Краснодарском краях, Новосибирской и Саратовской областях. В целом, численность этого народа оценивается в 40 млн человек.

Основная проблема курдов - в том, что они не имеют собственного государства. Курдов, проживающих в Сирии и Турции, притесняют в правах: в Сирии их не признают гражданами страны, в Турции курды не могут разговаривать на своем языке, пропагандировать свою культуру. Проблему осложняет богатые нефтью территории Курдистана, в связи с чем крупные мировые государства желают контролировать этот серьезный источник энергии. Играет свою роль и политическая разобщенность курдов. Большинство населения стремится к независимости и считает, что их народ отвечает всем нужным для этого критериям (язык, территориальная преемственность, культура, ).

Религия и культура

Подавляющее большинство курдов суннитского толка, значительная часть - -шииты, также есть христиане и . Небольшая часть курдов - приверженцы доисламской курдской - езидизма. Но своей исконной религией все курды считают зороастризм.

Курдская не однородна в плане языка. Существуют два самостоятельных, очень разных, курдских языка – сорани и курманджи. В сорани нет родов, в курманджи они есть, поэтому объединить их невозможно.

Большей части этого народа приходится жить в тяжелых экономических условиях, многие считают их дикими и необразованными. На самом же деле, культура курдов очень богатая и древняя. Курдский фольклор отличается большой оригинальностью и разнообразием. Известны множество национальных , песен, легенд, свадебных и погребальных обрядов. Первые памятники письменности курдов датируются VII веком. Литература развивается с XI века, достигая своей вершины в XIV-XVIII веках, в творчестве таких поэтов, как Факи Тейран, Ахмед Хани, Харис Битлиси. Основное занятие курдов с древних времен - полукочевое скотоводство и земледелие, также развиты ремесла.