Наши юбиляры. Психологические основы профессиональной деятельности

Соглашение

Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":

Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);

Запрещается использовать чужие данные;

Запрещается использовать чужие e-mail адреса;

Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:

1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.

1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.

4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

4.4. Угрозы в адрес участников форума.

4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.

4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.

4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

5.1. Мат и ненормативная лексика.

5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.

5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.

5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.

5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).

5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.

5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.

5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.

6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.

6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.

6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.

6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.

6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума

7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.

7.4. Удаление учетной записи.

7.5. Блокировка IP.

8. Примечания

8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.

8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.

8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.

9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.

В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым .

В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:

1. Человек - живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.

2. Человек - техника (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.

3. Человек - человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.

4. Человек - знаковая система (3). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.

5. Человек - художественный образ (X). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.

Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:

1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. "гнозис" - знание) .

Примеры:

В типе "человек - природа" - контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая;

4. Конвенциальный тип .

Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.

5. Предприимчивый тип .

Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Эти особенности наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях, как дипломат, репортер, менеджер, директор, брокер, кооператор.

6. Артистический тип .

В отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство.

М.: Академия, 2004 - 304 с.

В учебном пособии раскрывается проблематика профессионального самоопределения учащейся молодежи и педагогического руководства выбором профессии с акцентом на ее психологической стороне. Даются представления о разнотипных профессиях, проекты профессиональных жизненных путей, рассматриваются вопросы соответствия человека определенным видам деятельности. Особое внимание уделяется психическому развитию человека в процессе профессиональной деятельности.

Для студентов высших учебных заведений, изучающих курсы возрастной психологии и профориентологии. Может быть полезно слушателям институтов повышения квалификации учителей, а также специалистам, занимающимся вопросами профориентации, профконсультации, помощи лицам, находящимся в ситуации вынужденной перемены труда.

Формат: djvu / zip

Размер: 3,08 Мб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
ЧАСТЬ I. ИСХОДНЫЕ «ПРЕДНАСТРОЙКИ», ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ
Глава 1. О внутренних (психологических) трудностях освоения предлагаемого курса
1.1. Трудности ориентации
1.2. Трудности познания обсуждаемой предметной области
1.3. Дилемма жизненного пути
1.4. Самоопределение и «психологический портрет» человека в общественном сознании
Глава 2. Профессиональное самоопределение: предметная область, средства, ожидаемые результаты активности
2.1. Некоторые общие положения
2.2. Профессиональное самоопределение учащихся с позиции педагога, родителя
2.3. Профессиональное самоопределение учащихся с позиции врача
2.4. Социологические, экономические, правовые аспекты проблемы профессионального самоопределения
2.5. Общее представление о системе обеспечения профессионального самоопределения
2.6. О соотношении понятий «профессиональное самоопределение», «профориентация», «профконсультация»
Глава 3. Взаимное соответствие человека и его работы
3.1. Пути установления соответствия личных качеств человека и требований деятельности
3.2. Индивидуальный стиль деятельности как выход из конфликта между особенностями субъекта и требованиями работы
Глава 4. Основные принципы профессионального самоопределения
4.1. Принципы педагогического руководства профессиональным самоопределением
4.2. Некоторые принципы самовоспитания и саморегуляции учащегося в связи с профессиональным самоопределением
ЧАСТЬ II. РАЗНООБРАЗИЕ ПРОФЕССИЙ И СУБЪЕКТИВНЫЙ МИР ПРОФЕССИОНАЛА
Глава 5. Понятие «профессия»
5.1. Профессия как общность
5.2. Профессия как область приложения сил
5.3. Профессия как деятельность и область проявлений личности
5.4. О других терминах, характеризующих причастность человека к профессиональному труду
5.5. Профессия как исторически развивающаяся система
5.6. Профессия как реальность, творчески формируемая субъектом
Глава 6. Некоторые необходимые понятия и представления психологического профессиоведения
6.1. Обзорная классификация продуктов профессионального труда
6.2. О заданных (социально фиксированных, «объективных») и субъективно принятых профессионалом целях деятельности
6.3. О разнообразии внутренних условий деятельности
6.4. Обзорная классификация условий деятельности профессионала
6.5. О разнообразии средств деятельности
6.6. Обзорная классификация средств деятельности профессионала
6.7. Общезначимое и индивидуально своеобразное в системе средств и условий труда профессионала
Глава 7. Обзорная классификация профессий для информационного обеспечения профессионального самоопределения молодежи
7.1. Общие положения
7.2. Первый ярус классификации. Типы профессий
7.3. Второй ярус классификации. Классы профессий
7.4. Третий ярус классификации. Отделы профессий
7.5. Четвертый ярус классификации. Группы профессий
7.6. Понятие «формула профессии»
7.7. Вариант обзорной классификации профессий по признакам предметной области труда и формы необходимого образования
Глава 8. Образ мира у разнотипных профессионалов
8.1. Общие положения
8.2. Описательные психологические характеристики типов профессионалов

«Человек-природа» (П)
О представителях профессий типа
«Человек-техника» (Т)
О представителях профессий типа
«Человек-человек» (Ч)
О представителях профессий типа
«Человек-знаковая система» (3)
О представителях профессий типа
«Человек-художественный образ» (X)
8.3. Некоторые вопросы теории и практики профессионального самоопределения в связи с профессиональной относительностью психического склада человека
ЧАСТЬ III. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
Глава 9. Обзорная характеристика допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда
9.1. Дошкольный онтогенез
9.2. Школьный онтогенез
Глава 10. Проектирование профессионального жизненного пути («выбор профессии»)
10.1. Проблема «предначертанности» или «рукотворности» профессионального жизненного пути
10.2. Общая структура ситуации и схема решения задачи «выбор профессии»
Глава 11. Жизненный путь профессионала и нормальные кризисы развития
11.1. Некоторые общие положения
11.2. Биографические кризисы
11.3. Основные варианты и фазы развития профессионала
Заключение
Приложение. Примерные краткие описания профессий для профессионального просвещения учащихся
Профессии типа «Человек-живая природа»
Профессии типа «Человек--техника и неживая природа»
Профессии типа «Человек-человек»
Профессии типа «Человек-знаковая система»
Профессии типа «Человек-художественный образ»

КЛИМОВ Евгений Александрович - член-корреспондент АПН СССР, профессор, автор многих работ по проблемам психологии труда, психологии профессий, профориентации

Рецензент: Леитес Н. С., доктор психологических наук

Климов Е. А.

К49 Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М.: Знание, 1983.- 96 с.- (Новое в жизни, науке, технике. Сер. “Педагогика и психология”;

Работа по профессиональной ориентации молодежи - важное звено коммунистического воспитания. Учитель по логике своей деятельности оказывается человеком, от которого ожидается компетентный совет по выбору профессии. Настоящая брошюра имеет целью вооружить педагога определенными средствами (информационными, методическими) для того, чтобы он мог квалифицированно, компетентно участвовать в проектировании профессиональной судьбы своих учеников.

Для учителей средней школы.

ББК 74.212.0 331.65

@ Издательство “Знание”, 1983 г.

О СПЕЦИФИКЕ ТЕОРИИ ПРОФКОНСУЛЬТАЦИИ

Следует сразу оговориться: проблемы информационного (научно-методического) обеспечения практики профориентации и профконсультации имеют настолько явное отношение к области социальных норм, что у читателя, воспитанного в духе идеалов естественнонаучного мышления, могут создавать впечатление алогичности, ненаучности.

В самом деле, плодом работы психолога-практика или педагога в роли профконсультанта может быть такое высказывание: “Вам лучше подойдут профессии, требующие частых контактов с людьми, и меньше подойдут те, которые требуют работы в основном с техникой. Но если вы изберете все же ранее намеченную вами область техники, то надо будет позаботиться о развитии у себя пространственных представлений и психомоторной, то есть двигательной, культуры. При неудаче резервный, профессиональный план может быть следующим...” Подобные высказывания не могут быть проверены на «соответствие действительности» иначе, как в результате прослеживания жизненного пути. Но нужны-то они не в конце, а в начале пути, вернее. Перед вступлением на этот путь. А в этот период они как раз и не могут быть оценены ни как истинные, ни как ложные.

Более того, приходится признать, что очень многие утверждения в интересующей нас области и не могут рассматриваться как истинные или ложные. Например, консультируя человека, выбирающего профессию, мы руководствуемся положением: “Нужно, чтобы человек, избрав профессию, не только смог успешно справляться с работой, но был удовлетворен (трудом, общественным окружением, образом жизни)”. Так может быть, так должно быть. Хорошо, если так случается. Нужно к этому стремиться, даже если это непросто. Но является ли приведенное положение истинным или ложным? Наоборот, если бы мы спросили: “Хорошо ли, что точка кипения воды зависит от давления?”, то это положение может рассматриваться как истинное, но не имеет смысла подвергать его оценкам типа “хорошо”, “плохо”, рассматривать с точки зрения долженствования - “нужно”, “должно”.

Но если многие положения в области профконсультации не могут рассматриваться в рамках дилеммы “истина-ложь”, то отсюда один шаг до вывода, что данная область - не наука, что здесь “мало науки”. Дело осложняется тем, что профконсультация по своей природе предполагает прогнозирование и, таким образом, всегда рискует походить еще и на гадание.

Разумеется, если проанализировать приведенное высказывание воображаемого профконсультанта, мы увидим за ним некоторые предполагаемые зависимости, которые можно выразить в форме типичных для любой “строгой” науки условных суждений: “если А, то-Б”. А именно можно допустить что-то вроде: “Если люди общительны и при этом у них слабо выражены пространственные представления, то они имеют большую успешность деятельности и удовлетворенность в сфере межлюдских отношений, чем в области техники. Это утверждение статистически значимо и, таким образом, может рассматриваться как справедливое с большой степенью вероятности, то есть справедливое для большинства подобных случаев”. Возможно даже, что эта зависимость не более туманная и эмпирически не менее обоснованная, чем некоторые утверждения статистической физики. Тем не менее физический мир начисто лишен реальностей, подобных социальным нормам, тогда как последние играют огромную роль в практике профконсультации и придают соответствующей области знания специфический облик: “Что-то не очень похожее на науку”. Это так, если за эталон науки принять какое-либо частное ее выражение.

С чисто физической точки зрения у человека очень много степеней свободы. Он не только может пойти “на все четыре стороны”, спуститься под землю или полететь, но чисто физически не ограничен также и в том, чтобы укусить встречного за ухо или бросить башмак в открытое окно. Тем не менее он этих последних действий закономерно не осуществляет, а ведет себя в соответствии с некоторыми сознаваемыми правилами, оценками, нормами, которые сами по себе никак не могут быть выведены ни из конструкции его организма, ни из предметной среды, а являются уже функцией системы “человек - общество”.

Скажем, отличница восьмиклассница Катя Т. не без горестных переживаний расстается с перспективой учения в девятом классе и озабочена выбором профессии (намерена поступать в техникум). И это вытекает не из психофизиологического диагноза или самооценки способностей, а из того обстоятельства, что “бабушка уже старенькая, и маме трудно”, а отца нет. “Хорошая” теория должна предусматривать все, в частности, и подобного рода случаи. Но при анализе таких случаев логическое следование протекает не в обычной “научной” (“аристотелевской”), а в так называемой модальной логике 1 . Это основное обстоятельство, порождающее особенности теоретического знания в области профконсультации.

Брошюра посвящена индивидуальной профконсультации. Тем не менее в начале сравнительно подробно рассматриваются и общие вопросы профориентации как комплексной социальной проблемы, далеко выходящей за пределы компетенции собственно психологии. Это сделано на том очевидном основании, что часть (вопросы профконсультации) нельзя правильно понять вне более широкого целого.

Психолого-педагогической профконсультации должна предшествовать врачебная (что не исключает и последующего взаимодействия педагога, психолога, врача, а возможно, и знатоков мира профессий). Тем не менее ниже речь пойдет только о заглавном предмете 2 .

1 Модальная логика как отрасль науки занимается анализом мышления, использующего понятия “необходимость”, “возможность”, “разрешение”, “запрет” и т. п. Пример модального рассуждения: “Не запрещено - следовательно, разрешено”.

2 Ориентировку в медицинских вопросах выбора профессии можно составить, изучив книгу: Левин В. М., Рутенбург Э. С. Профессиональная ориентация и врачебная профессиональная консультация подростков. Л., 1977.

СИТУАЦИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Подрастающий человек (с его уровнем воспитанности, подготовленности, характеристиками телесного и душевного здоровья, психофизиологического развития) взаимодействует с открывающейся перед ним средой, с ее требованиями. Эта среда более или менее четко и верно выступает в его сознании прежде всего в виде образов людей с их целями, возможностями, ограничениями, обязанностями, правами, образом жизни, предметами, способами и средствами труда.

Указанные группы обстоятельств создают для каждого, кто так или иначе включается в мир профессионального труда, некоторую объективную ситуацию. Назовем ее для краткости ситуацией выбора профессии.

Вхождение в мир труда не может не определяться его исторически складывающимися особенностями. Поскольку, как совершенно очевидно, никакое общество не может существовать и развиваться без воспроизводства дееспособных, трудоспособных своих членов, постольку непреходящий процесс более или менее сознательного включения подрастающих поколений в дела, занятия, труд старших наблюдается у всех народов, в любой общественно-экономической формации, на любой ступени общественного развития. И это понятно. Ведь совокупность достижений людей в материальном и духовном производстве, социальном строительстве - это и есть культура в строгом значении слова. Труд является и составной частью культуры, и условием ее дальнейшего развития. Освоение, сохранение, развитие человеческой культуры обязательно означает и освоение подрастающими людьми трудовой деятельности. Процесс включения молодежи в мир труда отражается в обычаях, обрядах, нормах морали, принципах идеологии, юридических положениях, во всем укладе семейной, общественной жизни. Так, в отечественной литературе еще XVI века можно встретить идею о необходимости сообразовывать выбор трудовых занятий с личными качествами подрастающего человека: “...По времени и детем смотря и по возрасту, учити рукоделию матери дщери, а отцу сынове, кто чево достоин, каков кому просуг бог даст” (“просуг”- древнерусск.- способность, возможность).

Своеобразие рассматриваемого процесса в условиях научно-технической революции состоит в том, что при этом особое значение приобретают информационные и психолого-педагогические факторы.

В самом деле, в условиях первобытно-общинного строя вопрос о разновидности жизненного, трудового пути каждого подрастающего члена общества характеризуется минимумом неопределенности. Человек здесь, в сущности, и не может стоять в ситуации выбора жизненного пути: он должен под руководством более опытных членов общины полностью освоить некоторый круг знаний и действий по жизнеобеспечению, развить необходимые личные качества, характеризующие его непосредственное взрослое социальное окружение.

В условиях рабовладельческого строя жизненный путь человека предопределяется его классовым положением. Рабу - быть “говорящим орудием”, рабовладельцу - властвовать и управлять. Но в связи с усложнением и разделением социальных функций и некоторыми другими факторами неопределенность выбора жизненного пути для “свободных” граждан возрастает и характеризуется уже несколькими вариантами. По теории Платона, идеолога афинской рабовладельческой аристократии, юноши (в зависимости от личных качеств и некоторых других оснований для ограничения выбора) с двадцати лет, либо делаются воинами, либо готовятся "к разным государственным должностям.

В феодальном обществе будущая социальная роль подрастающего человека существенно предопределялась его сословно-классовым положением. Дети могли и должны были стать крестьянами, ремесленниками, купцами или “господами земли и крестьян”. Однако развитие и усложнение материальной и духовной культуры все более расширяло разнообразие вариантов выбора занятий в пределах, дозволенных сословными нормами, ограничениями, или в порядке чрезвычайно редких случаев “прорыва” этих норм отдельными людьми (такими, как М. В. Ломоносов - “архангельский мужик”, ставший “сподвижником просвещения”). Дворянин мог, например, выбирать между военной и “статской” службой.

В условиях капиталистического строя, буржуазной демократии расширяются возможности выбора профессиональных, жизненных путей, причем ведущими становятся не сами по себе сословные, а в основном экономические ограничения. Неслучайными спутниками возрастающей свободы выбора профессии в условиях буржуазной демократии являются работорговля и рабство как один из путей обеспечения потребности капиталистического хозяйства в рабочей силе (по отношению к тяжелым, непривлекательным работам, которые избегали выбирать для себя “свободные” граждане). Так, несмотря на то, что в США еще в конце XVIII века произошла буржуазная революция, рабство и работорговля процветали там под сенью закона еще почти сто лет.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла эру подлинного освобождения труда и действительной свобода профессионального самоопределения. В нашей стране бесплатное профессиональное образование и повышение квалификации. Снят трагизм сословных и экономических ограничений выбора профессии; на первый план выступили информационные ограничения.

Что это означает?

Чтобы реализовать конституциональное право свободного выбора профессии, предоставленное каждому гражданину СССР, надо хорошо знать, из чего следует выбирать, хорошо ориентироваться в мире профессий и других обстоятельствах. Точно так же и для того, чтобы руководить выбором профессии, нужно освоить значительный массив знаний и навыков.

Если процесс жизнеобеспечения, добывания средств к существованию, труд в дородовом обществе или первобытной общине был простым по составу наблюдаемых и удерживаемых в сознании признаков (хотя и требовал больших затрат времени и физических сил), то в наши дни он необычайно усложнен. Это проявляется в следующих особенностях мира труда, существенных с точки зрения выбора профессии.

Многообразие специальных, отличных друг от друга занятий, видов деятельности (обусловленное общественным разделением труда, его специализацией) таково, что разумный выбор одного из них становится невозможным без определенной подготовительной работы. Последняя включает и упорядочение информации о мире труда, выполняемое специалистами-профессиоведами, и переработку, усвоение ее представителями подрастающего поколения, и разработку методов психологической диагностики, методов активизации самопознания учащихся, и многое другое.

Несмотря на встречающиеся утверждения, что груд будущего не будет характеризоваться разделением, будет “единым” (быть может, “кнопко-нажимательским”, операторским), больше оснований считать, что исчезнет собственно порабощающее человека разделение труда на умственный и физический, тогда как различия, связанные со специализацией работников по признаку, скажем, предмета труда, конечно, не могут исчезнуть. Пусть два человека, работая за пультом, “нажимают кнопки”, но если один из них - оператор автоматической линии по производству кирпича, а другой - оператор свинооткормочного комплекса, то очевидно, что и интересы, и осведомленность, и приемы мышления у этих работников не могут не быть разными (хотя и равноценными).

Добавим, что и с моральной и социальной сторон идеал унификации, единообразия видов труда (и следовательно, трудящихся) является глубоко ущербным. В общности “одинаковых” людей невозможны были бы взаимообогащение информацией, личными качествами, кооперация и, следовательно, исчезли бы необходимые условия для развития и даже сохранения общества.

Количество профессий в наши дни измеряется, во всяком случае, пятизначным числом. И если производить выбор одного занятия самым коротким путем (рассматривать сначала, какая из двух половин всего множества профессий является наиболее подходящей для данного человека, затем рассматривать половину половины и т. д.), то и в этом идеальном случае нужно сделать немало рациональных шагов - десятка полтора. Но ведь профессии не имеют идеальной классификации, чтобы применить очерченный выше способ выбора. Кроме того, надо учесть, что каждая профессия - очень сложный, многопризнаковый объект.

И учитывать надо не только разнообразие профессий, но и другие обстоятельства - способности, интересы оптанта 3 , позицию родителей в отношении его профессионального будущего и т. п.

Дело не только в том, что видов труда необозримо много. Они не образуют застывшей картины. Для мира профессий характерна изменчивость, “текучесть”. За более или менее стабильной картиной названий профессий скрывается настолько быстрый процесс изменения содержания труда, что человек несколько раз в жизни оказывается перед необходимостью делать выбор - учиться ли, повышать квалификацию, переучиваться или уходить на другой трудовой пост.

Важной особенностью мира труда является возможность диспропорций между массовостью, фактической значимостью тех или иных видов труда для жизни общества, с одной стороны, и их представленностью в окружающей молодежь среде - с другой. Это создает неравные возможности для того, чтобы те или иные профессии были так или иначе отражены в сознании представителей молодого поколения, с чем, в частности, связаны эффекты “престижа” профессий. Есть профессии, по своей природе рассчитанные на построение зрелищных или подобных им впечатляющих эффектов (артист кино, театра, диктор телевидения), или такие, внешний эффект которых легко увидеть “глазом” фото- или кинокамеры (летчик, геолог, физик), или, наконец, такие, где содержание труда наиболее понятно широкому кругу людей (в связи с чем соответствующие профессионалы часто оказываются героями фильмов, произведений литературы).

3 Оптантом мы для краткости называем человека, выбирающего профессию (от латинского “оптацио”- желание, избрание).

Аналогичным образом могут отражаться разные виды труда в работе средств массовой информации, в сознании представителей старшего поколения (родителей, окружающих взрослых), старших товарищей, непосредственно передающих оптантам свой жизненный опыт, оценки (например, оценки профессий как “легких”, “тяжелых”, “вредных”, “хлебных”, “скучных”). То же можно сказать и о школьных учебниках. Ведь это основные и наиболее авторитетные книги, ведущие детей в жизнь. И если мир профессий отражен в них недостаточно, то они задают содержание образования, не вполне соответствующее современной культуре. Если учащийся узнает из учебников о разнообразии пород парнокопытных, об электровакуумных приборах, об окислении, каталитических процессах, то из равноценного источника он должен узнать и о том, что делают на своих рабочих местах соответственно мастера-животноводы, сборщики электровакуумных приборов, химики-аппаратчики.

Наряду со “зрелищными”, эффектными профессиями есть и такие, о которых трудно составить наглядное представление. Встречаются и такие профессии, которые по ряду причин способны вызвать отрицательный эмоциональный отклик, “непривлекательны” на поверхностный взгляд. Люди ведь работают и под землей, и под водой, и в убойных цехах мясокомбинатов, и корпят над деталями, которые «видны как следует» только через оптический прибор. Здесь труднее увидеть, понять и принять “внутренний план” труда, творческий поиск. Распространено мнение, что искусство должно показывать не профессии, а судьбы, межлюдские конфликты, их разрешение. Это верно, конечно. Но неверно то, что делается это на конкретных примерах ограниченного круга профессий, которые тем самым либо пропагандируются, либо обесцениваются вместе с героями - их носителями.

Таким образом, происходит стихийная профориентация, и притом очень эффективными средствами.

Немалую роль играет возрастание незримости (девизуализация) трудовой деятельности в современных условиях (даже в сфере материального производства). В связи с насыщением труда умственным содержанием он становится принципиально недоступен простому внешнему наблюдению (например, в ходе экскурсии на производство), хотя впечатляющее обилие техники создает иллюзию его наблюдаемости. Так, например, подсчитано, что наладчик технологического оборудования (это распространенная и перспективная рабочая профессия) затрачивает на умственный труд (решение задач по поиску неисправностей, обдумывание вариантов исполнения принятых решений) от шести до„ девяти десятых своего рабочего времени, слесарь-ремонтник - до семи десятых, аппаратчик в автоматизированном производстве - до девяти десятых. В описанной ситуации понять подлинное содержание труда и тем более заинтересоваться им так же трудно, даже невозможно, как невозможно понять содержание книги, глядя на ее обложку.

Возникает ответственная задача - построить у подрастающего человека яркие представления, дать ему содержательные знания об истинном, то есть внутреннем, содержании труда разных специалистов, о том, что они считают в своем труде самым ценным, почему дорожат принадлежностью к данной профессиональной общности, какие видят для себя привлекательные перспективы (“завтрашние радости”). А эта задача, в свою очередь, выдвигает необходимость специальныхпрофессиоведческих исследований -производства необходимой информации о видах труда (с раскрытием их внутренней, психологической характеристики), о профессионально ценных личных качествах.

ЧЕМУ СООТВЕТСТВУЮТ СЛОВА “ПРОФОРИЕНТАЦИЯ” И “ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ”

Хорошо известно, что в теории могут существовать так называемые “нуль-объекты”- слова, утверждения, которым ничто не соответствует в действительности (пока не соответствует иливообще не может соответствовать). Например, в науках о природе в свое время бытовало понятие “теплорода”, в науках о человеке - понятие о мозговых желудочках как вместилищах памяти, мышления и фантазии. Поэтому всегда полезно еще и еще раз посмотреть, что же в действительности соответствует привычным словам и “гладким” выражениям.

Каковы те эмпирические феномены, которые оказываются предметом рассмотрения, описания, практического воздействия, научного управления в случаях, когда употребляются термины “профориентация ”, “ профконсультация ” ? И, прежде всего, каковы признаки выделения, различения этих феноменов?

Первый признак - приобщение подрастающих членов общества к трудовой деятельности. Но если бы мы ограничились только этим признаком, то интересующие нас явления мы встретили бы даже в преддошкольном возрасте. Уже в этом возрасте дети сталкиваются с тем, что окружающие их взрослые ходят на работу и что это важнее многого другого. Дети и сами воспроизводят отдельные доступные для наблюдения трудовые действия окружающих. Давно известно, что “игра - дитя труда” и в играх дошкольников отражается социальная, трудовая жизнь своего времени. Если раньше дошкольники играли “в церковь”, “в рабочих и казаков”, то в наши дни - “в космонавтов”, “в строительство БАМа”. В старшем дошкольном возрасте дети осуществляют трудовые действия - бросить письмо в почтовый ящик (а не в любую щелку, как это возможно при игре), полить цветы, купить хлеба, выполняют и более сложные задания. Но опыт, речевая практика не относят эти явления к профориентации. Более того, даже уроки труда в школе, занятия, например, в столярной мастерской или кабинете домоводства эмпирически не относят к области профориентации, тем более консультации. В этом случае говорят о трудовом обучении и воспитании.

Чтобы выделить интересующие нас явления, необходимо принять во внимание их второй признак - приобщение человека к миру труда на пороге зрелости как трудоспособного члена общества. Но и этого признака мало, поскольку он относится и к профессиональному обучению, и к профориентации.

Третий признак обозначим условно как “про-жективность” ситуаций, в которых находятся люди, приобщающиеся к профессиональному труду. А именно, о профориентации и профконсультации говорят тогда, когда занимаются проектированием, мысленным построением будущих трудовых путей, судеб. Широко распространенное выражение “выбор профессии” (мы им тоже будем пользоваться для краткости) как раз и указывает на то обстоятельство, что человек находится на распутье, в условиях неопределенности.

Здесь пока все недостаточно ясно, - что такое “мир труда”, “порог зрелости” и, наконец, “при-| общение к труду”.

Выражение “приобщение к профессиональному труду” обозначает существенно различные явления. В зависимости от того, идет речь о профессиональном самоопределении подрастающего члена общества или о руководстве этим самоопределением со стороны взрослых, идет при этом речь о практике руководства большими массами молодежи или о собственно педагогическом руководстве приобщением к труду каждого отдельного учащегося, члена коллектива, общества,- можно выделить четыре рода феноменов приобщения к труду, связываемых с терминами “профориен- тация” и “профконсультация”. Первое - явления индивидуального самоопределения. В данном случае термин “ориентация” должен мыслиться как ориентированность и ее становление, как самоориентирование. Это развитие действенных интересов, преобладающих форм активности, склонностей; возникновение, развитие и самовоспитание качественно новых синтезов способностей, подготовленности учащихся; возникновение, установление специфических взаимоотношений с родителями или заменяющими их лицами; преобразование (на основе ориентации на будущее) взаимоотношений со сверстниками, товарищами; установление специфических отношений с людьми, представляющими интересы общества, производства; образование качественно новых представлений о себе (“ я будущий строитель мостов”, “эта профессия не для меня”); формирование уровня притязаний в отношении ступеней “профессионального роста”; построение личных профессиональных планов, образов будущего (а это психические регуляторы профессиональной судьбы). Профессиональное самоопределение включает и формирование моральной зрелости, ибо выбор профессии должен опираться не только на логические, но и на моральные основания, доводы.

Явления индивидуального самоопределения описываются в терминах возрастной, дифференциальной, педагогической, общей психологии, психологии и педагогики воспитания, медицины, возрастной физиологии.

Второе - явления, представляющие собой суммарный эффект самоопределения индивидов, относящихся к большой группе (“школьники села”, “школьники города”, “восьмиклассники РСФСР”). Здесь ориентация также должна мыслиться как ориентированность. Соответствующие явления, которые характеризуют, в сущности, необозримые общности, описываются в терминах социологии, экономики, социальной психологии, педагогики на стыках с экономикой, поскольку здесь выступают на первый план проблемы трудовых ресурсов общества (их выявления, использования, подготовки), а также медицины.

Показатели двух выделенных групп явлений различны, хотя, казалось бы, речь всюду идет об одном и том же - о подрастающих поколениях, об учащихся. Например, при рассмотрении явлений второй группы определяется процент выпускников школ, планирующих поступать в вузы, техникумы, профтехучилища; извлекается информация, необходимая для управления социальными процессами. Но при анализе явлений первой группы такого рода показатель просто немыслим:

отдельный учащийся (вот этот Вова или вот эта Катя) не может быть охарактеризован при помощи процентного показателя в контексте практических педагогических задач. Правда, можно теоретически рассуждать так, что если перед нами выпускник городской средней школы, от он с вероятностью 80% собирается учиться дальше, 17%- совмещать работу и учение, 2%- работать и с вероятностью 1% имеет “прочие планы” (знание об этих вероятностях может дать как раз обследование массового характера). Но, как правило, психолог-практик и педагог, занятые работой по профконсультации, не занимают такую позицию “ученого кота” и, устанавливая контакт с данным учащимся, конкретно выявляют его профессиональные жизненные планы (или их отсутствие).

Аналогичным образом такие выявляемые в индивидуальной работе показатели, как своеобразие структуры склонностей каждого школьника или особенности практического ума, не применяются для характеристики больших общностей подрастающих людей, хотя совершенно естественны и необходимы при изучении и характеристике индивидуального развития.

В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым. Схематично эту классификацию можно представить в виде пирамиды из четырех ярусов: типы профессий, классы профессий, отделы профессий. Пустой прямоугольник на вершине предназначен для обозначения будущей профессии человека.

Первый ярус классификаций. Типы профессий. Каждый вид труда человека имеет следующие компоненты: предмет труда, цель труда, орудия труда и условия деятельности.

По первому признаку - предмет труда - все профессии и специальности можно разделить на пять типов.

1. Человек - живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Конечно, это не значит, что специалисты этого типа профессий не связаны, например, с техникой, но для них она выступает средством, а не основным предметом труда.

Примеры: агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог, рыбовод и др.

2. Человек - техника (и неживая природ) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Сюда относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой и наладкой, управлением (слесарь-ремонтник, водитель, механик). Сюда же входят и профессии по производству и обработке металлов, их механической сборке и монтажу, а так же по сборке и монтажу электрооборудования (токарь, сборщик часов, инженер). В тех случаях, когда труд специалиста направлен на монтаж, ремонт сооружений и конструкций - это тоже описываемый тип профессии (архитектор, строитель, техник-сантехник). В этот же тип профессий включают профессии по обработке и использованию неметаллических изделий, полуфабрикатов, промышленных товаров, по переработке продуктов сельского хозяйства, по добыче или обработке горных пород, грунтов.

3. Человек - Человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовые, торговые, медицинское обслуживание людей. Он связан с управлением, руководством людей или коллективами.

4. Человек - знаковая система (З). Естественные и искусственные знаки, условные знаки, символы, цифры, формулы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки и т.п. - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа (программист, экономист, языковед, топограф).

5. Человек - художественный образ (Х). Явления, факты художественного отображения действительности, т.е. в этом типе труд связан с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актерской деятельностью. (художник, актер, писатель).

[Прощицкая Е.Н. «Практикум по выбору профессии». - М.: Просвещение, 1995 Стр. 10-13]

Второй ярус классификации. Классы профессий.

В пределах каждого типа профессий выделяются их класс по признаку целей. Несмотря на огромное разнообразие целей, которые имеют различные работы, они могут быть сведены к трем большим классам: узнать, преобразовать, придумать.

1. Гностические профессии (Г) - от др. греческого «гнозис» - знание. Поэтому в тех случаях, когда деятельность человека как конечный продукт предполагает узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать или сортировать, проверять по заранее известным признакам, оценивать, исследовать, она будет относится к гностической.

Ч-П: лаборант, дегустатор.

Ч-Т: контролер готовой продукции, мастер-диагност.

Ч-Ч: следователь, социолог.

Ч-З: корректор, бухгалтер-ревизор.

Ч-Х: искусствовед, театровед.

2. Изыскательные профессии(И). В этом классе профессий на передний план выступает та цель деятельности, которая предлагает что-то изобрести, придумать, найти новый вариант решения. Этот класс невелик по количеству профессий.

Ч-Т: инженер-конструктор.

Ч-Ч: воспитатель, агент по снабжению.

Ч-З: программист, математик.

Ч-Х: дизайнер, композитор.

3. Преобразующие профессии (П). Цель деятельности в этом классе: изменение свойств, состояния предмета труда или сохранение его свойств, состояний в определенных предметах.

Ч-П: зооинженер, агроном.

Ч-Т: слесарь, токарь.

Ч-Ч: учитель, психолог.

Ч-З: чертежник, бухгалтер.

Ч-Х: цветовод-декоратор, художник-оформитель.

Третий ярус классификации. Отделы профессий.

Класс профессий в свою очередь подразделяется на отделы в зависимости от орудия труда или средств производства. Таких отделов можно назвать четыре:

1. Профессии ручного труда (Р). Примеры: фельдшер-лаборант, слесарь, картограф.

2. Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем: оператор станков, машинист котельной, аппаратчик.

4. Профессии, связанные с преобразованием функциональных средств труда (Ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда - разного рода мыслительные эталоны: певец, учитель, актер.

Четвертый ярус классификации. Группы профессий.

По условиям труда профессии можно разделить на четыре группы:

1. Работав условиях микроклимата, близких бытовым «комнатным» (Б). Лаборанты, бухгалтера, операторы.

2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (О). Агроном, монтажник, инспектор ГАИ.

3. Работа в необычных условиях на высоте, под землей, при повышенных или пониженных температурах и т.д. (Н). Водолаз, пожарный, шахтер.

4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей, большие материальные ценности (М). Учитель, следователь.

Используя условные обозначения, можно дать обзорную «карту» мира профессий, а так же составить примерную формулу определенной профессии: эта формула может быть отнесена и к реальной профессии, и к профессии - мечте.

[Е.А. Климов, «Психология профессионального самоопределения» Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс», 1996 г. С.264-270]

Описательные психологические характеристики типов профессионалов.

(по Е.А. Климову)

1. Представители профессий типа «»Человек-природа».

В профессиях данного типа мир видится, усматривается работником и волнует его, прежде всего со стороны имеющих место биотических и абиотических явлений, обретений и утрат в этой области. Профессионалы выделят и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, в которых нуждаются микроорганизмы, растения, животные. Выделяются и удерживаются в сознании многочисленные представления о растениях, животных, микроорганизмах, о факторах и проявлениях «судьбы» чего-либо живого.

Цивилизация, культура человечества - это прежде всего культура сельскохозяйственного производства, земледелия, животноводства, пчеловодства и т.п. Люди - потребители «даров» природы и производители продукции, истоки которых находятся в природе же. Международные отношения - это то, что делается в человеческом мире в связи с охраной природы или использование ее «даров» и профессиональных достижений в области растениеводства, животноводства, микробиологии.

Представители профессий этого типа умеют делать, создавать, корректировать биотические средства, условия существования и развития людей. Речь идет о растениях, животных, микроорганизмах и условиях их среды как предмете труда.

Умения, которые должны быть развиты: способность или умение подмечать самые незначительные изменения в обстановке труда, умение планомерно наблюдать биологические объекты, умение предугадывать события в каким-то сложном биологическом процессе, должен быть необходимый кругозор в общих основах и узко специальной области растениеводства, животноводства, микробиологии, в обслуживающих их соответствующих областях фундаментального знания; знание назначения и возможностей многих технических средств труда, знание об организации и экономике соответствующего производства.

Исполнительно-двигательная активность: разнообразна от навыков рисования до управления машинами и их комплексами, иногда бережные движения, иногда - многократно повторяющиеся ручные усилия и значительные физические нагрузки.

Познавательные процессы: хорошее цветовое зрение, образная зрительная память, богатое воображение.

Личные качества: настойчивость в достижении отсроченных целей, бережность и аккуратность, любовь к природе, нестандартность мышления, терпение.

Противопоказания: слабое здоровье, недостаточное физическое развитие, физические недостатки, серьезные дефекты зрения, отсутствие интереса и уважительного отношения к «живому».

2. Представители типа «Человек-Техника».

Мир видится, усматривается прежде всего со стороны того, как наша жизнь оснащена или не оснащена, может или должна быть оборудована техникой.

Цивилизация, культура, история - это достижения научно-технической революции. Создание придумок указанного рода - электродвигателей, радио, ЭВМ.

Условия существования и развития человека - это здания, сооружения, транспортные средства, технические средства связи, обеспеченность теплом и электроэнергией.

Деятельность людей - это научно-технические расчеты, автоматизация технологией производства. Создание грандиозных сооружений и миниатюризация оборудования, ориентация на мирное применение новейших достижений техники.

Представители этого типа производят вещественные продукты труда, виды, формы энергии, создают машины, механизмы, приборы, обрабатывают различные материалы.

Исполнительно-двигательная активность:: монтаж, сборка, наладка, регулировка, ремонт, демонтаж - т.е. ручной труд.

Знание, умение: умение разбираться в чертежах и схемах, умение мысленно представлять устройство механизма, процессы рабочего взаимодействия, движения их составляющих, кругозор в области естественных наук: физике, математике, химии, знать устройство и функции приборов, машин, инструментов.

Познавательные процессы: сосредоточенность, распределение и переключение внимания, хорошее зрение, линейный и объемный глазомер, пространственное воображение, память на числовые параметры разного рода, хорошее мысленное оперирование предметами в пространстве, способность быстро принимать решения.

Личные качества: эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, повышенная чувствительность, деловитость, способность работать самостоятельно, аккуратность, добросовестность, любовь к технике, находчивость, дисциплина, осторожность, решительность в сложных ситуациях.

Противопоказания: нарушение опорно-двигательного аппарата, органов чувств, слабое физическое здоровье.

3. Представители типа «Человек - Человек».

Мир видится, усматривается работником и волнует его, прежде всего со стороны наполненности окружающего разными, разнообразными, разномыслящими и разнонаправленными людьми, группами, сообществами, организациями, их сложными взаимоотношениями.

Цивилизация, культура, история человечества - это народы, страны, государства, языки, культурные ценности разных народов. Международные отношения - это политические, торгово-экономические, общекультурные взаимодействия между хорошо различимыми социальными системами.

Деятельность человечества, людей - это приобщение широких слоев населения к освоению культурных ценностей, культурно-просветительная деятельность, доведение товаров до потребителя, обеспечение гражданских прав, борьба с преступлениями.

Представители этого типа умеют руководить группами, коллективами, учить и воспитывать людей, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей.

Исполнительно-двигательная активность: речевые действия, выразительные движения (мимика, пантомимика), точность и координация движений (в медицине).

Умения, знания - умение слушать и слышать, понимать другого человека и именно его внутренний мир, кругозор в области гуманитарного знания, знание психологии человека, четкость, связность и ясность речи.

Познавательные процессы: наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение мысленно представить, смоделировать именно его внутренний мир.

Личные качества: способность сопереживать другому человеку, наблюдательность, отзывчивость, доброжелательность, терпение, снисходительность, творческий склад ума, стремление «идти в ногу» с быстротекущими процессами стремительного движения, развития, выдержка, способность «не выходить из себя», принципиальная требовательность к себе и другим.

Противопоказания: дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, необщительность, выраженные физические недостатки, нерасторопность, медлительность, равнодушие к людям.

4. Представители профессий типа «Человек-Знание».

Мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего со стороны упорядоченности, развитости, изученности, учтенности и подсчитанности разнообразных его составляющих.

Цивилизация, культура, история человечества - это прежде всего письменность, почтовая и иная информационная связь, формулировки правовых норм.

Международные отношения - это информационно-технические связи.

Деятельность человека - автоматизация связи, документопроизводства, обеспечение законности и правопорядка, совершенствование измерений, систем единиц измерения величин, совершенствование средств фиксации фактов, информационного обеспечения жизни общества.

Представители профессий умеют хорошо ориентироваться, разбираться в условных обозначениях, языковых системах, документах, текстах, они создают и перерабатывают тексты, документы, таблицы, формулы, перечни, каталоги, чертежи, карты.

Исполнительно-двигательная активность: обычно сильно свернута, важны быстрые и точные, координированные движения пальцев рук, хороший четкий и красивый почерк.

Познавательные процессы: вдумчивость и систематичность, хорошее сосредоточение внимания на знаковом материале, способность воспринимать и удерживать в памяти словесно-логическую информацию большого объема, важны аналитичность и критичность в восприятии знакового материала, хорошее владение письменной речью, безупречная грамотность.

Личные качества: эмоциональная устойчивость, чувство слова, контекста, важны скрупулезность, аккуратность, систематичность в работе, находчивость, интеллектуальная инициатива, способность контролировать ход и правильность своих умственных действий, усидчивость, настойчивость, терпение.

5. Представители профессии типа «Человек-Художественный образ».

Мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего и как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное, и как область, которую можно преобразовать и принести в нее красоту, удобство.

Цивилизация, культура, история человечества - это достижения художественного толка, причем часто вполне конкретные.

Условия существования и развития человека - это система расселения людей, жилые кварталы, парадные площади города, пространство для отдыха в проектируемом жилом помещении, пространство для рукоделия.

Профессионально важные качества: всестороннее знание предметной области и мира прошлой и современной культуры, жизнь общества, развитое цветоощущение (изобразительное искусство), яркие слуховые представления, тонкое различие качеств звуков (музыка), умение чувствовать и изображать личность героя (актер), важны нестандартный ум, мышление, неограниченное шаблонами, эстетическое чувство, чувство красивого, художественный такт, непринужденность, смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений.

[Е.А. Климов, «Психология профессионального самоопределения» Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс», 1996 г. С.289-324]