Наследие древнего рима кратко. История римской империи от начала до конца кратко, годы существования, интересные факты

Средневековье и деньги. Очерк исторической антропологии Ле Гофф Жак

1. НАСЛЕДИЕ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ И ХРИСТИАНИЗАЦИИ

Римская империя оставила в наследство христианству использование денег как ограниченного по значению, но важного средства; их использование с IV по VII в. все более сокращалось. Согласно знаменитому, но спорному утверждению великого бельгийского историка Анри Пиренна (1862-1935), появление ислама в VII в. и завоевание им Северной Африки, а потом Испании положили конец средиземноморской торговле и экономическим связям между Западом и Востоком. Не разделяя крайностей противоположного тезиса, выдвинутого Морисом Ломбаром (умер в 1964 г.), согласно которому мусульманское завоевание стало стимулом к возрождению европейской торговли, надо признать, что торговые связи между Западом и Востоком никогда не прерывались - византийский и особенно исламский Восток платил золотом за сырье (дерево, железо, рабов), которое непрерывно поставлял ему христианизированный или варваризованный Запад. Фактически только благодаря большой торговле с Востоком на Западе сохранялось какое-то обращение золота в виде византийской (номисма, называвшаяся на Западе «безант») и мусульманской (золотой динар и серебряный дирхем) монеты. За счет этих монет несколько обогащались европейские правители (императоры до конца существования Западно-Римской империи, «варварские» вожди, ставшие христианскими королями и крупными собственниками).

Упадок городов и большой торговли привел к раздробленности Запада, где власть отныне принадлежала прежде всего владельцам больших поместий (вилл ), а также церкви. Но богатство этих новых «сильных» зиждилось прежде всего на обладании землями и людьми - последние стали сервами либо ограниченно зависимыми крестьянами. Повинности этих крестьян включали прежде всего барщину, натуральный оброк сельскохозяйственными продуктами, а также небольшой денежный оброк, который выплачивался благодаря малоразвитым местным рынкам. Церковь, особенно монастыри, за счет десятины, часть которой выплачивалась в денежном виде, и эксплуатации своих земельных владений осуществляла тезаврацию большей части своих монетных доходов. Монеты и драгоценный металл, который они содержали, золотые и серебряные слитки превращались в произведения искусства, которые, хранясь в сокровищницах церквей и монастырей, составляли монетный запас. Когда появлялась потребность, эти предметы переплавляли в монеты. Эта практика, к которой, впрочем, прибегали не только церкви, но и магнаты и даже короли, демонстрирует, что люди средневековья сравнительно мало нуждались в монете. Отметим в связи с этим: такая практика, как верно уловил Марк Блок, также показывает, что Запад раннего средневековья не ценил работу золотых дел мастера и красоту его изделий. Таким образом, дефицит монет был одной из характерных слабостей раннего средневековья в экономической сфере - монет, воплощавших одновременно богатство и силу. Действительно, тот же Марк Блок в примечательном «Очерке монетной истории Европы», опубликованном в 1954 г., через десять лет после его смерти, подчеркивает, что монетные феномены доминировали в экономической жизни. Они были одновременно симптомами и результатами.

В сфере изготовления и использования монеты в этот период характерна очень сильная раздробленность. Мы еще не располагаем подробным исследованием всех мест и всех зон чеканки монеты, если таковое возможно.

Люди раннего средневековья, среди которых все меньше оставалось тех, кто пользуется деньгами, то есть монетой, сначала пытались сохранить римские обычаи использования монеты, а потом воспроизводили их. Монеты чеканились с изображением императора, золотой солид оставался главной монетой в торговле, но в результате сокращения производства, потребления и обмена самой ходовой золотой монетой вскоре стал триенс, то есть треть золотого солида. Такое сохранение, хоть и в сокращенном объеме, применения древнеримской монеты имело несколько причин. Варвары до вступления в римский мир и формирования христианских государств не чеканили монету, за исключением галлов. Некоторое время монета была одним из немногих средств поддержания единства, поскольку циркулировала на всех территориях бывшей Римской империи.

В конечном счете экономическое ослабление не порождало потребности чеканить новые монеты. Варварские вожди, мало-помалу присвоившие полномочия римских императоров, положили конец с V в. - для разных народов и новых государств конкретные даты различаются - государственной монополии, которая была императорской. У вестготов первым посмел выпустить в обращение триенс со своим титулом и изображением на аверсе Леовигильд (573-586); его чеканили вплоть до арабского завоевания в начале VIII века. В Италии Теодорих и его остготские преемники сохраняли римскую традицию, а лангобарды, отказавшись от константиновской модели, стали чеканить монету с именем своего короля только со времен Ротари (636-652), а потом Лиутпранда (712-744) - в виде золотого солида уменьшенного веса. В Британии после того, как в середине V в. монету чеканить перестали, лишь в конце VI - начале VII в. англосаксы выпустили в обращение в Кенте золотые монеты по образцу римских. К середине VII в. золотые монеты заменили серебряные - сцеаты (sceattas). С конца VII в. короли разных мелких британских королевств старались восстановить в свою пользу королевскую монополию, что более или менее скоро и с большим или меньшим трудом удалось сделать в Нортумбрии, в Мерсии, в Уэссексе. Надо отметить - поскольку название этих монет будет иметь долгое и блестящее будущее - появление в Мерсии при короле Оффе (796-799) нового типа монет, пенни.

В Галлии сыновья Хлодвига поначалу поместили свои имена на медные монеты, еще чеканившиеся в их государствах. Потом один из них, Теодорих I, король Австразии с 511 по 534 г., выпустил серебряную монету со своим именем. Однако настоящая королевская монополия на монету окажется связанной с чеканкой золотых монет. Первым франкским королем, который осмелился на это, как подчеркнул Марк Блок, был сын Теодориха, Теодоберт I (534-548), но в Галлии королевская монополия вскоре исчезла - столь же быстро, как и в других королевствах, если не быстрей. С конца VI в. и в начале VII в. на монеты наносили уже не имя короля, а имя монетчика (mon?taire), производителя разрешенной монеты, и монетчиков становилось все больше. Это были дворцовые чиновники, городские золотых дел мастера, церкви и епископы, владельцы больших поместий. Были даже монетчики-бродяги, и число монетчиков, имевших право чеканить триенс, в Галлии превышало 1400. Как и в Римской империи, монеты чеканились из трех металлов: бронзы или меди, серебра, золота. Картография и хронология чеканки монеты из разного металла изучены плохо, и Марк Блок утверждал, что их логику трудно понять. В новых государствах, кроме Англии, где активное хождение имели медь и бронза, золото поначалу интенсивно использовалось, и лишь потом его объем явственно сократился. Кроме того, золото, или, скорее, золотой солид, широко служило счетной монетой, кроме как у салических франков. Наконец, согласно Марку Блоку, одна серебряная монета, действительно чеканившаяся еще в Римской империи, получила в период раннего, так называемого «варварского» средневековья широкое использование в качестве счетной и также имела счастливое будущее. Это был денарий (денье).

Из книги Всемирная история. Том 1. Древний мир автора Йегер Оскар

ГЛАВА ШЕСТАЯ Утверждение христианства и правоверия в Римском государстве. - Разделение империи на Восточную и Западную и последние времена Западной Римской империи. (363–476 гг. н. э.) Иоман, христианинПреемник Юлиана, Иовиан, избранный советом высших военачальников, был

Из книги Апокалипсис XX века. От войны до войны автора Буровский Андрей Михайлович

К НОВОЙ «РИМСКОЙ ИМПЕРИИ» Есть очень важная причина, по которой страны Запада ведут себя так пассивно: они прекрасно видят, что справедливость не на их стороне. Британия и Франция господствуют в мире именно как колониальные державы. Германская империя еще перед Первой

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора

Глава 12. Параллели между английской историей и византийско-римской историей. Английская империя - прямая наследница византийско-римской империи Грубое сравнение династических потоков Англии и Рима-Византии Как мы уже знаем, древние английские хроники утверждают, что

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ОТ ИМПЕРИИ КАРОЛИНГОВ К СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ Гибель Каролингской империи в IX в. оплакивали многие ученые монахи и епископы, рисовавшие ужасы братоубийственной войны, мятежей и нашествий варваров: дракары норманнов обрушивались не только на побережье, но

Из книги История Византийской империи автора Диль Шарль

ГЛАВА I Перенесение столицы империи в Константинополь и возникновение Восточно-Римской империи (330-518) I ПЕРЕНЕСЕНИЕ СТОЛИЦЫ В КОНСТАНТИНОПОЛЬ И ХАРАКТЕР НОВОЙ ИМПЕРИИ 11 мая 330 года на берегах Босфора Константин торжественно объявил своей столицей Константинополь.

Из книги Греция и Рим [Эволюция военного искусства на протяжении 12 веков] автора Коннолли Питер

Флот Римской империи Октавий использовал эти корабли в качестве основы для регулярного флота, каковой, в силу происхождения, соответствовал греческому образцу. Будь этот регулярный флот создан двумя столетиями раньше, он бы походил на карфагенский. Капитаны назывались

Из книги История Средних веков автора Нефедов Сергей Александрович

ГИБЕЛЬ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В дворце цезарей вьет паутину паук, В башне Афросиаба дозор свой несёт сова… Неизвестный персидский поэт.* Эпоха возрождения Римской империи была временем нового демографического цикла, начавшегося после окончания арабских завоеваний. Те, кому

Из книги Греция и Рим, энциклопедия военной истории автора Коннолли Питер

Флот Римской империи Октавий использовал эти корабли в качестве основы для регулярного флота, каковой, в силу происхождения, соответствовал греческому образцу. Будь этот регулярный флот создан двумя столетиями раньше, он бы походил на карфагенский. Капитаны назывались

Из книги Роксолана и Сулейман. Возлюбленные «Великолепного века» [сборник] автора Павлищева Наталья Павловна

Из книги Средневековые хронологи «удлинили историю». Математика в истории автора Носовский Глеб Владимирович

7. Соответствие между римской историей I–VI веков н. э. (Римские империи II и III) и Священной Римской империей X–XIII веков (империя Гогенштауфенов) СВЕТСКАЯ ИСТОРИЯПродолжим описание повторов в скалигеровской истории, обусловленных сдвигом на 1053 года. Действие обнаруженной

Из книги Искусство Древнего Мира автора Любимов Лев Дмитриевич

Искусство Римской Империи. «Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы.» Ф. Энгельс И у греков и у римлян было своё историческое призвание - они дополняли друг друга, и фундамент современной Европы - их общее дело. В чем же

Из книги Галлы автора Брюно Жан-Луи

Галлия при Римской империи 49 Цезарь осаждает Массалию, принявшую сторону Помпея. Основание трех новых военных поселений: новое в Нарбоне (Нарбо-Марциусе), одно в Арле и одно в Безье. Во Фрежюсе (ForumJulii) основана морская колония.46: бунт у белловаков, усмиренный Децимием

Из книги Сулейман Великолепный и его «Великолепный век» автора Владимирский Александр Владимирович

Наследие. Кризис Османской империи Еще при жизни Сулеймана Великолепного роковое влияние на Османскую империю стали оказывать великие географические открытия. Был открыт морской путь в Индию, что подорвало турецкую монополию на транзитную торговлю между Европой и

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Экономика Римской империи в I–II вв Довольно примитивное сельское хозяйство западных провинций после римского завоевания бурно развивалось за счет рационального освоения новых земель, внедрения передовой для своего времени греко-римской агрономической культуры и

Из книги Похищение Римской империи автора Шустов Алексей Владиславович

§ 10. Ложь четвёртая: об «Империи Карла Великого». Ложь пятая: о «Священной Римской империи» Оттонов Во времена Карла Великого все народы, жившие на срединных территориях Европы, все, кто попал под власть этого сильного и воинственного вождя франков, знали, что Империя уже

Из книги Сокровища святых [Рассказы о святости] автора Черных Наталия Борисовна

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /
О главление
Введение
Основные факторы и тенденции культурного развития
Римское право
Наука
Искусство
Хлеба и зрелищ
Художественное конструирование и внутренняя форма римской культуры
Характер культуры и консервативная мораль
Заключение
Литература
Приложения
Введение

До сих пор широко распространено представление о том, что древнеримская культура не является самобытной, ибо римляне пытались подражать недосягаемым образцам классической греческой культуры, все перенимая и практически не создавая ничего своего. Однако новейшие исследования показывают самобытный характер культуры Древнего Рима, ведь она представляет собой определенное единство, возникшее в результате сочетания оригинального с заимствованными культурными инновациями. Не следует забывать того существенного момента, что древнеримская и древнегреческая культуры формировались и развивались на базе античной гражданской общины. Весь ее строй предопределял шкалу основных ценностей, которыми, так или иначе, руководствовались все сограждане. К таким ценностям принадлежали: идея значимости и изначального единства гражданской общины при неразрывной связи блага индивида с благом всего коллектива; идея верховной власти народа; идея теснейшей связи гражданской общины с богами и героями, которые заботятся о ее благе. Такое восприятие божества и в Греции, и в Риме открывало простор свободному поиску в области философии, науки, искусства и самой религии, не связанному догмами и канонами. Имеет значение и отсутствие жреческой касты. Необходимо отметить и то, что политическая жизнь, как греческих полисов, так и Рима, борьба лидеров различных направлений, стремившихся заручиться поддержкой народного собрания, открытые судебные процессы, игравшие немалую роль в политике и привлекавшие массу слушателей, стимулировали развитие ораторского искусства, умения убеждать, способствовали отточенности логической аргументации, определяли методы философии и науки. Сходство многих черт базиса создавало благоприятные условия для взаимовлияния культур, и прежде всего, для воздействия греческой культуры на римскую.

культурный древний рим право наука
Основные факторы и тенденции культурного развития

С самого начала своего существования Рим вел постоянные войны со своими соседями, что в значительной мере определило и его организацию, весь строй жизни и историю. Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в центре их мифологии был сам Рим, его героический победоносный народ, те, кто боролся и погиб за его величие. Боги, по убеждению римлян, лишь помогали им победить, выказывая тем самым свое особое расположение к римскому народу. Железная воинская дисциплина требовала воинских добродетелей -- мужества, верности, стойкости, суровой непреклонности, гордого достоинства. Такие добродетели требовались не только для войны, но и для мирной жизни, для исполнения долга хорошего гражданина. Свои особенности были и в отношениях патрициев и плебеев -- первостепенное значение приобрела борьба за различные законы, вырывавшиеся плебеями у их противников, что обусловило особую роль права в жизни общества. Обе стороны использовали в своих интересах религию, первоначально очень близкую к праву. Тесная связь религии с правом, с политической борьбой, с одной стороны, повышала ее значение в жизни общества, с другой -- способствовала ее формализации, детализации различных способов общения с богами, узнавания их воли. Это исключало полет фантазии и собственную инициативу в религиозной сфере, не ставшей источником поэтического творчества. Упомянутые различия во многом определили путь освоения римлянами греческой культуры.

Не удивительно, что здесь мы сталкиваемся с интересным феноменом -- если греческое искусство и литература благополучно были «пересажены» на римскую почву, то греческая математика и логика на ней не прижились. Логика перестала быть моментом научного поиска, логические знания античности как бы «засыхали» в силу интеллектуального уровня «потребителей» римской культуры, их практичности и трезвости. В результате произошло обеднение развитых логических традиций, для ранних латинских переводов характерны поверхностность и путаница в терминологии. Все это объясняется спецификой римской культуры: сила, а не утонченность, мощь, а не быстрота, массивность, а не красота, утилитарность, а не гармония в обыденной жизни, факт, а не воображение доминируют в искусстве; беспощадно реалистичный портрет в живописи, величественная скульптура характерны для нее. «Сила, облеченная в величие», -- вот римский идеал, который блокировал развитие логики и математики. Ясно, что постепенно формировавшаяся греко-римская, античная культура по мере увеличения римской державы, превратившейся в Римскую империю, не только распространилась в римских провинциях, но и сама вобрала в себя достижения культур этрусков, западных и восточных народов. Однако, впитывая инокультурные ценности и образцы, римская культура эволюционирует в своей социальной логике, сохраняя на разных этапах эволюции свою целостность и заимствуя лишь то, что этой целостности не противоречит.

Римское право

Велико в древнеримской культуре значение права, изучение, комментирование и разработка которого считалась делом, достойным всяческого уважения. Хорошее юридическое образование, получаемое в специальных школах, могло открыть путь в высшие сословия людям, по происхождению к ним не принадлежавшим; наиболее известным примером может служить Цицерон. В течение многих столетий римские юристы разрабатывали и совершенствовали право, приспосабливая его к реальным потребностям жизни; римское право стало образцом для последующих законотворцев, легло в основу Кодекса Наполеона и ряда других нормативных документов Нового и Новейшего времени.

О древнейшем римском праве практически нам ничего не известно. От «царских законов» до нас дошли лишь скудные отрывки, трактующие сакральное право. Основой всего дальнейшего развития права признавались Законы XII таблиц, составленных в 451--450 гг. до н.э. Уважение римлян к этим законам отчасти обусловливалось их общим консерватизмом, культом «нравов предков», отчасти тем обстоятельством, что некие основы римской гражданской общины, на базе которых они сложились, при всех модификациях продолжали жить до полного разложения античного мира и его культуры. Законы XII таблиц содержали и ряд элементов обычного права, присущих другим стадиально близким народам.

Вместе с тем Законы XII таблиц уже отличались рядом специфических для римской гражданской общины черт, сохранявших свое значение на всех стадиях эволюции римского права. Прежде всего это положения, касающиеся аграрных отношений, согласно которым гражданская община продолжала оставаться верховным собственником земли и контролировала распоряжение ею. Показательно также право приобретения земли в результате двухлетнего пользования ею; оно продолжало действовать на всем протяжении римской истории. Владеть землей на территории Рима мог только римский гражданин, отсюда и формула «мое по квиритскому праву», и неразрывная связь гражданства и землевладения.

Забота общины о хорошей обработке земли сказывалась и на особом строе римской фамилии, по словам самих римлян, не имевшей аналогии ни у каких других народов. Ее особенность, как известно, состояла в исключительном праве отца на все принадлежавшие фамилии ресурсы: недвижимое и движимое имущество и находящихся под его властью людей -- жену, сыновей с их женами и детьми, рабов. Он произвольно мог распоряжаться их рабочей силой, мог их сдать в наем, продать, покарать вплоть до предания смерти, хотя обычай требовал в таких случаях семейного суда. Обычно полагают, что такая власть отца над всеми ресурсами фамилии обеспечивала наиболее эффективную обработку земли в трудных для земледелия условиях Древнего Рима.

Ряд положений Законов XII таблиц касается прав римских граждан. В первую очередь это статья, согласно которой последнее постановление народа является обязательным законом; затем закон, запрещавший казнить римского гражданина без санкций высшей законодательной и судебной инстанции. Сюда же относится запрещение наделять какими-либо привилегиями отдельных лиц. Таким образом, утверждалось равенство граждан перед законом, и исключалась столь распространенная в других ранних обществах возможность предоставлять не принадлежавшему к числу избранных магистров лицу управление какой-либо территорией, сбор налогов с населения и т.п. Контроль над всей территорией Рима и его населением принадлежал только коллективу граждан. Возможно, с этим связан и закон, каравший смертной казнью за сочинение и опубликование позорившей кого-либо песни.

По Законам XII таблиц карались смертной казнью и другие преступления: ночная кража чужого урожая, за что виновный распинался на дереве и обрекался Церере, поджог здания или сжатого и лежащего возле дома зерна, за что виновный заковывался, избивался и сжигался. Сюда же относится дозволение безнаказанно убить вора, пойманного ночью на месте преступления, а днем -- вора, защищавшегося оружием. С Тарпейской скалы сбрасывали лжесвидетелей; казни предавался судья или арбитр, уличенный в подкупе, человек, поднявший против Рима врагов или предавший врагам гражданина. По свидетельству Августина, Законы XII таблиц предусматривали, кроме казни и штрафов, также оковы, порку, талион (принцип уголовной ответственности, когда наказание идентично причиненному вреду), бесчестие, изгнание и рабство.

По мере углубления классовых противоречий все более суровыми становились наказания для римских граждан, причем их равенство перед законом исчезало в связи с социальной дифференциацией, о чем свидетельствуют жестокие наказания по изданным Августом и его преемниками законам. Суд перестал быть публичным зрелищем, процессы при единовластии утратили политическую значимость, соответственно уменьшилась роль эмоций и возросло в цене тонкое и всестороннее знание права, умение его истолковать и приложить к конкретному случаю. Между тем право все более усложнялось, что привело к его систематизации, которую и представляют Институции Гая. Следует отметить и известную двойственность юристов времени Империи в отношении к древнему праву: с одной стороны, оно признавалось незыблемой основой, с другой -- пролагали себе пути новые течения. В этот же период окончательно складывается и знаменитый принцип «презумпции невиновности», по которому, если по той или иной причине вопрос о статусе человека или о праве раба на свободу доходил до суда и дело оказывалось сомнительным, его следовало решать в пользу свободы. В результате длительной эволюции римское право стало гибким, что позволило ему быть адекватным изменяющейся социальной действительности.

Наука

Своеобразна и римская наука, исходящая из представлений о вечном, одушевленном, неделимом и совершенном космосе, -- в ней не было антиномии природа -- человек. Насильственные методы овладения природой, стремление, во что бы то ни стало исправить или усовершенствовать изначально сложившиеся взаимоотношения часть -- целое (что характерно для современной технической цивилизации) исключались самой структурой римского миропорядка. Римская наука не являлась господствующей силой в обществе в силу особенностей существовавшей культуры, не было и социального института ученых и групп узких специалистов, наподобие современных.

В Римской империи различались умозрительные (теоретические) и эмпирические (практические) науки; сюда же относили и искусства (науки), удовлетворяющие потребности роскоши. Практические науки ближе к действительности и диктуются необходимостью: это медицина, земледелие, строительное и военное дело, искусство мореплавания, право и прочие жизненно важные области знания. Занятия этими науками традиционно считались достойными «благородного» человека и включали знание грамматики, риторики, диалектики, арифметики, астрономии, геометрии и музыки. Предметы эти входили в круг греческого образования и воспитания, а также были основой всякого практического знания на протяжении всей античной истории.

Умозрительные (теоретические) науки непосредственно с практикой не связаны (еще Аристотель ставил их выше всех остальных). Главнейшая из них -- философия, которая делится на физику, этику и логику, составляющую метод философского изложения. Физика занимается вопросами строения универсума и законами природы; этика рассматривает связи человека с обществом и его место в космическом целом, его положение в мировом и социальном устройстве. В римской философии имелись все философские школы античности -- платонизм, стоицизм, пифагореизм, скептицизм, эпикуреизм и др., позволявшие древним римлянам осмыслить свое положение в мире.

Своеобразие римской науки обусловлено характером мировоззрения, в котором переплетались греческая, эллинистическая и чисто римская культурные традиции. Уже в эпоху Республики римская культура становится двуязычной -- высшие римские фамилии говорят и читают по-гречески, что считается признаком образованности и хорошим тоном; в то же время благодаря деятельности ученых-филологов латинский язык вырабатывает категориальный аппарат, способный передать все тонкости и сложности эллинистической культурной и научной традиции. Поэтому и наука в Римской империи становится разноязычной (Апулей писал по-латыни, а Марк Аврелий и Элиан -- по-гречески). К тому же римская наука была разнонаправленной: теоретическое наследие являлось привилегией иноземцев, тогда как люди практических знаний вроде Витрувия, Цельса, Фронтина стремились использовать достижения греков во славу Рима. А накопленный запас практических знаний и опыта -- римское гражданское строительство, римская санитария и гигиена и пр. -- составлял гордость Рима. Если учитывать, что никакая культура с многовековыми традициями не может просуществовать на заимствованном извне знании, не приспособив его к собственной системе ценностей, то становится понятным своеобразие римской науки.

Искусство

Свой облик имеет и римское искусство, которое возникло из смешения местных (в основном этрусских) традиций искусства с греческим влиянием. На римское искусство оказывают влияние и различные народы -- германцы, галлы, кельты и др., входившие в состав многонациональной Римской империи, но эти влияния не изменили существенно основных особенностей римского искусства. Его художественная форма является результатом специфических для Рима идеологических предпосылок. Римское искусство -- продолжение греческого, поэтому благодаря преклонению римлян перед греческим искусством в римских копиях сохранилась большая часть творений греческой классики.

От этрусков римское искусство получило свое основное наследство. Римская архитектура взяла многое у этрусской -- круглую форму плана и арки, которая была характерной для городских ворот этрусских городов. Арку римляне превратили в триумфальный портал, через который проходил победитель. Такая форма, как конструкция свода, сохранилась и в новой европейской архитектуре.

Римляне создали огромные архитектурные сооружения и постройки. Строились форумы, бани, амфитеатры, дворцы, храмы, крепостные стены и т.д., которые и сегодня восхищают своей монументальностью, продуманностью и красотой архитектурных форм.

В области скульптуры римляне -- также последователи этрусков. Они заимствуют обычай создавать надгробные маски и портреты на саркофагах умерших, и из этих надгробных масок широко развился римский портрет на основе реалистического отражения действительности. Римский скульптор не создавал идеализированное изображение в портрете, а изображал конкретные личности с подчеркиванием портретного сходства. Римская скульптура не создавала обобщенных образов атлетов, как было принято у греков. Вообще обнаженное тело редко встречается у римлян, а если и встречается, то всегда, словно с какими-то «оправданиями». Римская монументальная скульптура создает статуи, облаченные в тогу, занятые серьезно своей работой.

В живописи римское искусство тоже имеет значительные успехи. Создается оригинальная живопись, отличная от греческой. Римский живописец, прежде всего, стремится отразить окружающую природу и расположить фигуры в пространстве. Он не достигает реалистического отражения действительности, но создает определенные иллюзии ее, подчеркивает внутреннее пространство линеарно, хотя и без достижения перспективы (которая появляется гораздо позже). Все это дает римской живописи определенное преимущество перед греческой.

Прекрасна и римская поэзия, золотой век которой наступил в эпоху Августа. Одним из знаменитых поэтов является Вергилий Марон, создавший поэмы «Георгии», «Энеида» и «Пастушеские песни». В творчестве Горация Флакка латинская поэзия достигла своего высшего по форме развития. Взяв за образец греческих лирических поэтов, особенно Алкея, он создал несколько од. В них он прославлял личность и деятельность Августа, римское оружие, а также радости любви и дружбы и созерцательную тихую жизнь поэта-философа. Выдающимся поэтом «золотого века» был Овидий Назон, написавший множество стихов о любви. Своеобразной инструкцией влюбленным о том, как добиться любви, явилась его поэма «Искусство любви», которая вызвала гнев Августа, увидевшего в стихах Овидия пародию на его законодательство об укреплении семейной жизни римской знати и выславшего поэта за пределы империи. И в последующем римская поэзия и проза Ювенала, Апулея, Сенеки и др. получают широкое распространение.

Хлеба и зрелищ

Следует подчеркнуть прагматический характер всего римского искусства, задачей которого было укрепление существующего порядка. В Древнем Риме осуществлялись, если употребить современную терминологию, программы массового воздействия на население, они обходились дорого, однако эффект был огромным. К ним относились гладиаторские бои и «боевые программы»: «Иногда арену наполняли водой, превращая ее, таким образом, в навмахию: в воду напускали рыб и разных морских чудовищ; здесь же устраивали морские битвы, например, Саламинскую между афинянами и персами или сражение коринфян с корцирянами. В 46 г. до н.э. устроена была битва между сирийским и египетским флотами на озере, которое Цезарь нарочно велел выкопать на Марсовом поле; в битве участвовали 2000 гребцов и 1000 матросов.

Подобное же сражение было устроено Августом во 2 г. н.э. на искусственном озере по ту сторону Тибра. Число участвовавших доходило до 3000. Но все эти игры затмило большое морское сражение, которое было устроено в царствование Клавдия на Фуцинском озере. Здесь друг против друга выступало два флота -- сицилийский и родосский, причем с обеих сторон сражалось 19 000 человек» (П. Гиро).

Принцип «хлеба и зрелищ», характерный для образа жизни Древнего Рима, имел мировоззренческое значение и нес в аудиторию морально-политическую информацию. Зрелища служили весьма эффективным средством укрепления власти, будь это в республиканском или императорском Риме. Сохранился рассказ о том, что однажды Август упрекал пантомима Пилада за его соперничество с партнером, на что Пилад ответил: «Это тебе выгодно, Цезарь, что народ занят нами». Зрелища преследовали вполне определенную цель -- дать мыслям толпы определенную направленность в пользу существующего режима. Это достигалось великолепием и роскошью празднеств, зрелищ и построек, воздействовавших на воображение и фантазию народных масс.

Художественное конструирование и внутренняя форма римской культуры

Исследования различных сторон римского образа жизни обнаруживают в нем некую универсальную тенденцию. Оказывается, принципы дизайна в области художественного конструирования, категории теоретической мысли и отложившийся в народном сознании образ социальной действительности обнаруживают в Древнем Риме определенную изоморфность. Их объединяет общее представление об изменчивой поверхности бытия, облекающей его постоянную основу -- полупонятие -- полуобраз, который, однако, имел бесспорные основания в объективной действительности и реализовался в ней. Это то, что можно назвать внутренней формой культуры.

Диалектика внешне преходящего и внутренне пребывающего вытекала из самого объективного характера римской жизни. Вспомним: античный мир «состоял из, в сущности, бедных наций», и его основная форма, а именно, город-государство, или полис, соответствовала весьма ограниченному уровню общественного богатства. Значительное историческое развитие не могло вместиться в такую общественную форму, разлагало ее, ввергало периодически в жесточайшие кризисы, порождало войны, вызывало к жизни чудеса патриотизма или злодейства, самоотверженность и алчность, подвиги и преступления. Но ограниченность производительных сил общества и соответствовавший им характер полиса определялись самой природой античного мира, его местом в истории человечества, и потому полис вечно погибал и вечно возрождался с теми же неизменными свойствами. Легионер, отшагавший тысячи миль, повидавший десятки городов и стран, награбивший кучу золота, добивался от полководца одного и того же -- демобилизоваться пока жив, получить надел, осесть на землю, влиться в местную общину, зажить так, как жили прадеды. И какие бы разные страны ни покоряла армия императоров, демобилизованные ветераны основывали свои города всегда те же, в Африке или в Бретани, с теми же магистралями -- север-юг и восток-запад, с тем же форумом, храмом и базиликой у их скрещения, с той же системой управления, копировавшей единый для всех, неподвластный временам эталон -- систему управления города Рима. За мельканием жизненных перемен действительно ощущались глубинные и неподвижные пласты бытия.

Характер культуры и консервативная мораль

Понятно, что, хотя Рим превратился из небольшого города-государства в гигантскую империю, его народ сохранил старые церемонии и обычаи почти неизменными. В свете этого не вызывает удивления то массовое раздражение, которое вызвала эпатирующая демонстрация богатства, заключенная в использовании некоторыми римлянами носилок. Оно коренится не столько в политике или идеологии, сколько в тех сокровенных, но непререкаемо живых слоях общественного сознания, где вековой и на поверхности изжитый исторический опыт народа отлился в формы повседневного поведения, в безотчетные вкусы и антипатии, в традиции быта. В конце республики и в I в. н.э. в Риме обращались фантастические суммы денег. Император Вителлий за год «проел» 900 млн. сестерциев, временщик Нерона и Клавдиев Вибий Крисп был богаче императора Августа. Деньги были главной жизненной ценностью. Но общее представление о нравственном и должном по-прежнему коренилось в натурально-общинных формах жизни, и денежное богатство было желанным, но в то же время и каким-то нечистым, постыдным. Жена Августа Ливия сама пряла шерсть в атрии императорского дворца, принцессы проводили законы против роскоши, Веспасиан экономил по грошу, Плиний славил древнюю бережливость, и восемь сирийцев-лектикариев, из которых каждый должен был стоить не меньше полумиллиона сестерциев, оскорбляли заложенные в незапамятные времена, но понятные каждому представления о приличном и допустимом.

Дело не только в богатстве. Свободнорожденный римский гражданин проводил большую часть своего времени в толпе, заполнившей Форум, базилики, термы, собравшейся в амфитеатре или цирке, сбежавшейся на религиозную церемонию, разместившейся за столами во время коллективной трапезы. Такое пребывание в толпе не было внешним и вынужденным неудобством, напротив, оно ощущалось как ценность, как источник острой коллективной положительной эмоции, ибо гальванизировало чувство общинной солидарности и равенства, почти уже исчезнувшие из реальных общественных отношений, оскорбляемое ежедневно и ежечасно, но гнездившееся в самом корне римской жизни, упорно не исчезавшее и тем более властно требовавшее компенсаторного удовлетворения. Сухой и злобный Катан Старший таял душой во время коллективных трапез религиозной коллегии; Август, дабы повысить свою популярность, возродил собрания, церемонии и совместные трапезы жителей городских кварталов; сельский культ «доброй межи», объединявший на несколько дней января, в перерыве между полевыми трудами, соседей, рабов и хозяев, выстоял и сохранился на протяжении всей ранней империи; цирковые игры и массовые зрелища рассматривались как часть народного дела и регулировались должностными лицами. Попытки выделиться из толпы и встать над ней оскорбляли это архаическое и непреходящее чувство римского, полисного, гражданского равенства, ассоциировалось с нравами восточных деспотий. Ненависть Ювенала, Марциала, их соотечественников и современников к выскочкам, богачам, гордецам, плывущим в открытых лектиках (носилках) над головами сограждан, взирая на них «с высоты своих мягких подушек», росла отсюда.

Повседневная жизненная необходимость ощущалась как предосудительная, как противоречащая смутной, нарушаемой, но вездесущей и внятной норме -- «нравам предков», и это постоянное сопоставление данного непосредственно зримого, повседневного бытия с отдаленной, но непреложной парадигмой древних санкций и ограничений, добродетелей и запретов составляет одну из самых ярких и специфических черт римской культуры. Жизнь и развитие, соотнесенные с архаической нормой, предлагали либо постоянное ее нарушение и потому несли в себе нечто кризисное и аморальное, либо требовали внешнего соответствия ей вопреки естественному ходу событий самой действительности и потому содержали нечто хитрое и лицемерное. Это была лишь универсальная тенденция, объясняющая многое и в римской истории, и в римской культуре.

З аключение

В конце V в. Древний Рим как мировая империя перестал существовать, однако его культурное наследие не погибло. Сегодня оно является существенным ингредиентом Западной культуры. Римское культурное наследие придало форму и было воплощено в мышлении, языках и учреждениях Западного мира. Определенное влияние древнеримской культуры просматривается как в классической архитектуре общественных зданий, так и в научной номенклатуре, сконструированной из корней латинского языка; многие ее элементы трудно вычленить, настолько прочно они вошли в плоть и кровь повседневной культуры, искусства и литературы. Мы уже не говорим о принципах классического римского права, которое лежит в основании правовых систем многих западных государств и католической церкви, построенной на основе римской административной системы.

Литература
1. История Древнего Рима / под ред. В.И. Кузищин. М., 1982.
2. Кнабе Г.С. Древний Рим -- история и современность. М., 1986.
3. Культура Древнего Рима / под ред. Е.С. Голубцова. М., 1986. Т. 1 и 2.
4. Культурология: учеб. Пособие для вузов / под. ред. проф. А.Н. Марковой.- 3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
5. Мамонтов С. Основы культурологии. М.: Искусство. 1994.
6. Ресурсы интернет-сайта www.ancientrome.ru.
П риложение 1
Вид акрополя в Кумах.
Основание храма Аполлона и Священная улица (via Sacra).
П риложение 2
Остатки храма Аполлона Палатинского и его реконструкция, которую выполнил в 1838 г. J.J. Clerget.
Рим, Палатин.
П риложение 3
Пастух.
Рельеф с саркофага.
Рим.
П риложение 4
Саркофаг Нония Зефа из Остии.
Кон. I в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти.
П риложение 5
Фабрициев мост.
62 г. до н. э.
Рим.
Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности и обстоятельства формирования культуры Древнего Рима, этапы ее развития и значение в истории человечества. Религия, мифология и философия Рима, их истоки и направления становления. Наука и образование, изучаемые дисциплины и успехи в них.

    реферат , добавлен 22.12.2009

    Описание легенд о братьях Ромуле и Реме как основателей Рима. Археологические исследования и история возникновения Древнего Рима с точки зрения науки. Исследование древнеримского культурного наследия: остатки города, зданий, амфитеатров, храмов и колонн.

    реферат , добавлен 26.11.2012

    Практичность древних римлян, слабая степень их одаренности способностью к творчеству. Заимствование от этрусков в творческой сфере. Особенности архитектуры, скульптуры и живописи Древнего Рима. Виды римской литературы. Специфика римского театра.

    презентация , добавлен 23.10.2013

    Древний Рим как одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности. Территориальные группы памятников культуры Древнего Рима, подтверждение его основания, инженерные сооружения и общественные постройки, особенности римской погребальной архитектуры.

    реферат , добавлен 25.03.2010

    Культурное наследие Древнего Рима. Наивысший расцвет Рима. Произведения римского народного творчества. Молитвы и обращения к богам. Римская комедия и трагедия. Римская архитектура и периоды ее развития. Искусство и скульптура, письменность и язык.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2011

    Характеристика раннехристианского искусства Древнего Рима, исторические черты его появления. Образ Церкви и живописное убранство стен. Основные направления раннехристианского искусства Древнего Рима: архитектура, скульптура, живопись, литература.

    курсовая работа , добавлен 26.07.2010

    Основные этапы становления и развития Олимпийских игр, их социальное и культурное значение для древнегреческого общества. Церемония открытия и правила проведения Игр, виды соревнований. Гладиаторские бои Древнего Рима и порядок подготовки гладиаторов.

    контрольная работа , добавлен 18.10.2009

    Античная культура и цивилизация. Основные направления развития римской культуры. Разнообразие сооружений и масштабы зодчества в Древнем Риме. Этапы развития Римской мифологии, заимствование греческих богов. Римское искусство как художественное явление.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Одна из основных проблем культурологии как науки - вопросы теории и истории мировой культуры. Собственные законы функционирования, присущие культуре. Характеристика периодов развития римской культуры, соответствующих основным этапам истории Древнего Рима.

    контрольная работа , добавлен 06.04.2013

    Особенности древнегреческой религии. Архитектура Древней Греции. Главные черты дорического стиля. Основы греко-римской поэзии. Литература и искусство эпохи эллинизма. Эллинистическая наука и философия. Культура Древнего Рима. Жанр высокой трагедии.

Итогово-обобщающий урок "Культурное наследие Древнего Рима".

Предмет: история.

Класс 5.

Учитель: Аюпова Фания Фаткуловна

Цель: закрепление изученного материала.

Задачи:

    формирование у обучающихся уважительного отношения к историческому прошлому различных цивилизаций,

    формирование у обучающихся понятия "культурно - историческое наследие",

    формирование умения находить ассоциации, уметь обобщать и анализировать, делать выводы,

    расширение исторических знаний и представлений обучающихся.

Ход урока

1. Организация обучающихся на урок.

Только что прозвенел звонок, что это значит для вас? (Пора - на урок). А о чем вы подумаете, если я назову слово " зонтик"? (дождь). А "луна"? (ночь).

Нечто, что заставляет нас думать о другом называется "ассоциация".

2. Определение цели и проблемы урока.

С чем ассоциируется у вас картинка "сапог"? (на карте Апеннинский полуостров, где расположен город Рим).

Какое современное название страны, столицей которой является Рим?

Можем мы сказать, что Италия и Древний Рим одно и тоже государство?

На этот вопрос мы ответим, используя ассоциации.

3. Усвоение новых знаний

Слайдовая презентация. Ассоциации: Маугли среди волков (Ромул и Рем), футбольная команда "Спартак" (предводитель восстания рабов), салат Цезарь (правитель Древнего Рима), Москва - (столица - Рим), Пенаты - домовые, мост -(Понтифик-это тот, кто «строит мост», т.е. связывает богов и людей).

Культурное наследие Древнего Рима: цирк, Колизей, кирпич, цемент, водопровод, система канализации, подогрев пола, бани, стеклопакет, общественные туалеты, арки, римский календарь, легионы, христианство, демократическая форма правления.

4. Закрепления новых знаний.

Заполнить таблицу:

Римская культура и её влияние на развитие мировой культуры

5. Итог урока.

В старину человек не имел таких средств сообщения, как сегодня. Он с трудом преодолевал огромные расстояния, моря, пустыни и горы. Лишь постепенно одни народы узнавали о существовании других, живших в дальних землях. Границы государств вместе с людьми пересекали вещи, изобретения, идеи, они становились общим достоянием. Культуры отдельных стран, как ручейки, сливались в единый поток. Каждый народ – даже самый маленький – внёс свой вклад в культуру всего человечества.

Какие достижения культуры древних вам известны? Что является культурным наследием Древнего Рима? Можем мы сказать, что Древний Рим и Италия это одно и тоже? Почему нет? Что произощло с Древним Римом? Кого называли варварами?

6. Домашнее задание:

1. Каково значение слов: республика, империя, сенат, триумф, трибун, провинция, гладиатор, амфитеатр, цирк, диктатор, император, ветеран, меценат, Евангелие, апостол, епископ, вандализм?

2. Подготовить проект "Культурное наследие древнего мира".

История Рима представляет собой одну из самых замечательных страниц всемирной истории. Начав свое существование в качестве маленькой гражданской общины, Рим подошел к своему концу в качестве крупнейшей империи древнего мира; но и после гибели Рима как государства римская культура продолжала оказывать огромное влияние на культуру позднейшей Европы, а посредством последней – и на мировую культуру в целом.

Однако сама римская культура с самого начала своей истории не была чем-то единым; это был сплав культур разных народов, и изначально присущая ей синкретичность стала чертой, определявшей характер культуры Рима на всем протяжении ее развития. В то же время римская культура отнюдь не была беспорядочным агломератом заимствований и чужеродных влияний; это был вполне оригинальный феномен, своеобразие которого покоилось на основательном фундаменте культуры римского полиса. Так что же было действительно римским в культуре Рима?

Римская община возникла в сер. VIII в. до н.э. в результате слияния нескольких поселков различных племен, главную роль среди которых играли латины и сабины; кроме того, за несколько веков до этого здесь побывали греки-ахейцы, а в состав древнейшей римской общины вошли и этруски. Впрочем, греки и этруски оказали сильное влияние на культуру раннего Рима и по другой причине: Южная Италия и Сицилия были в это время колонизированы греками (здесь было столько греческих колоний, что эту территорию стали называть Великой Грецией), а этрускам принадлежала обширная территория от Альп на севере до Неаполя на юге. Происхождение этрусков и их язык до сих пор составляют научную загадку, несмотря на то, что дошла масса памятников их материальной культуры. Этруски, как и греки (с течением времени этрусская культура впитала в себя много элементов греческой), по уровню социально-экономического и культурного развития превосходили латинов, и потому последние испытали на себе их влияние. Так, римляне переняли у этрусков правила межевания полей, планировку городов и домов, практику гадания по внутренностям животных и т.д.

Однако заимствования культурных форм со стороны не лишали римскую культуру ее собственного оригинального содержания; наоборот, именно это содержание и определяло характер и порядок заимствований. Римляне были людьми весьма рациональными и практичными, их мышление было почти лишено образности; даже в названиях месяцев и именах детей они использовали порядковые числительные (например, единственная дочь получала родовое имя отца, если их было две, то их различали как Старшую и Младшую (major и minor), остальных просто считали – Третья, Четвертая, Пятая (Tertia, Qanta, Quinta) и т.д.).

Своеобразие римского менталитета находило свое выражение, прежде всего, в римской религии. Изначально римские божества не были ни антропоморфными, ни личностными: их не представляли в человеческом облике, не ставили им статуй, не строили храмов. Только с заимствованием этрусских и греческих божеств у римлян появились храмы и изображения богов. Римляне обожествляли различные понятия, качества, функции, стадии человеческой деятельности, и сами эти боги имели не собственные, а нарицательные имена; таких божеств было великое множество – например, одно олицетворяло порог, другое – дверные створки, третье – дверные петли, и т.д. Общение с богами было в высшей степени формализовано и ритуализовано, содержание же его определялось формулой “do ut des” – “даю, чтобы [ты] дал”: принося богу жертву, римлянин ждал от него ответного шага, т.е. рассчитывал на получение определенной пользы для себя. Этот практицизм, прагматизм, юридическая нормативность сознания, трезвый расчет в сочетании со строгой патриархальностью нравов, подчеркнутым уважением к достоинству старших и вышестоящих и стали основными установками исконной римской культуры.

История Рима – это история города, ставшего миром; случай Рима уникален. В древности не было недостатка ни в гражданских общинах, ни в огромных империях, но только Риму удалось органически соединить идею гражданства с имперской идеей, т.е. до некоторой степени добиться слияния полисных идеалов свободы и независимости общины в целом и каждого гражданина в отдельности с имперским идеалом мира и безопасности для всех; это и получило название “римской идеи”. Соответственно, римская культура стала как бы выражением этого универсального государства: она представляла собой некую цивилизационную технологию, легкоусваиваемую совокупность жизненных стандартов, своего рода “ноу-хау” цивилизованной (от civilis – гражданский) жизни. Эту культуру можно было заимствовать с той же легкостью, с которой она сама принимала всевозможные заимствования; собственно ее содержание было прикладным технологически-организационным набором жизнеобеспечивающих структур, который действовал с одинаковой эффективностью в любом месте и в любое время. Римская культура была построена по принципу открытой архитектуры – это была система стандартных конструкций, в которую свободно встраивались любые новые блоки, поэтому ее способности к развитию были практически неограниченными.

Особенно сильны были римляне в утилитарной сфере, во всем том, что относилось к материально-организационной стороне жизни. Архитектура и градостроительство с одной стороны, политика и право — с другой: вот главные сферы, где проявился римский гений. Римляне первыми стали широко применять обожженный кирпич, бетон; вместо принятых у греков прямых перекрытий стали широко применяться арочные своды. Состоятельные римляне жили в просторных городских домах с цветочными клумбами и фонтанами, полы которых были покрыты мозаиками, а стены – фресками; весьма распространенным типом жилища была и вилла – поместье, сочетавшее городской комфорт с прелестями сельской жизни. Бедняки снимали квартиры в многоэтажных (4-6 этажей) доходных домах-инсулах. Наиболее впечатляющими были общественные сооружения: римский Форум – площадь, точнее, целая система площадей с библиотеками, портиками, статуями, триумфальными колоннами и арками и т.д., театры (еще деревянный театр Марка Эмилия Скавра вмещал 80 тыс. чел.; построенный спустя три века Колизей – 56 тыс. чел., диаметр его равнялся 188 м., высота – 48,5 м), цирки – Большой Цирк в Риме имел длину 600 и ширину 150 м, он вмещал 60 тыс. зрителей. В Риме насчитывалось около тысячи общественных бань – терм; термы императора Каракаллы могли принять 1800, а термы Диоклетиана – 3200 чел. одновременно. В честь побед римского оружия возводились триумфальные арки и колонны: арка императора Тита имела высоту 15,4 м, арка Константина – 22 м высоты и 25,7 м ширины, колонна Траяна имела высоту 38 м. Огромные сооружения возводили императоры: так. мавзолей Августа представлял собой цилиндрическую постройку диаметром 89 и высотой 44 м. Разумеется, строились и храмы: знаменитый Пантеон (храм всех богов) был покрыт куполом диаметром 43,2 м, колонны выстроенного в Афинах императором Адрианом храма Зевса Олимпийского имели высоту 17,2 м.

Во всех провинциях римской республики, а позднее – империи, города возводились по единому плану; римский город имел продуманную систему жизнеобеспечения – мощеные мостовые, канализацию, централизованное водоснабжение (вода в город часто поступала по специальным надземным водопроводам – акведукам; длина одного такого акведука, построенного в Риме императором Клавдием, равнялась 87 км – по нему в город поступало 700 тыс. м 3 воды в сутки; самый длинный римский акведук был построен при императоре Адриане в Карфагене – его длина достигала 132 км, всего же с помощью акведуков воду получали почти в 100 городах империи). Города соединялись прекрасными дороги, вдоль которых находились почтовые станции, постоялые дворы, столбы с указанием расстояний и т.п.; частью дорог были мосты, виадуки, туннели. Римские дороги имели пятислойное покрытие; общая длина дорожной сети достигала 80 тыс. км.

Римская скульптура изначально развивалась под сильным этрусским и греческим влиянием. Взяв от этрусков натуралистичность портрета и разработанную пластику человеческого тела от греков, от себя римляне добавили официальную строгость и внушительные размеры: так, одна голова статуи императора Константина имеет высоту 2,4 м, а колоссальная статуя императора Нерона (работы мастера Зенодора) была высотой в 39 м. Скульптура была неотъемлемой частью городского и домашнего пространства: дома у римлянина находились скульптурные портреты его предков, на улице он встречался с изображениями богов, героев и императоров (вообще, среди образов римской скульптуры доминируют не боги, а люди – в отличие от греков).

Довольно хорошо изучена римская живопись: римляне, опять же, расписывали не столько храмы, сколько дома, и изображали не только богов, но и людей. Римская живопись реалистична, большое место в ней занимает жанр портрета (наиболее известна серия портретов из Фаюмского оазиса в Египте). Надо сказать, что, как и скульптура, римская живопись представлена в первую очередь не шедеврами, а добротной массовой ремесленной продукцией; искусство у римлян служило быту.

Кроме пластических искусств, наиболее оригинальны были римляне в области права. Юридическая наука, юриспруденция возникла именно в Риме: дело в том, что в Риме на протяжении многих веков существовала специальная должность претора, обязанностью которого было толковать и развивать право. Ежегодно избираемые преторы в своих эдиктах объявляли, как они намерены применять существующие законы. Кроме того, в Риме практиковали частные юристы, дававшие свои консультации всем желающим, которые издавали свои разработки в особых книгах. Один из таких юристов, Квинт Муций Сцевола, изложил в 18 книгах всю систему римского гражданского права (именно систему – впервые в мире). В имперский период кодификацию права продолжили Требаций и Лабеон; Сальвий Юлиан составил “Вечный эдикт” и “Дигесты” в 90 книгах, Гай написал “Институции” (юридический учебник в 4 книгах), много сделали также Папиниан, Ульпиан (один его трактат “О преторском эдикте” состоял из 81 книги) и Павел.

Весьма развитым в Риме было так же ораторское искусство – риторика. Учеба в школе ритора увенчивала собой всю систему римского школьного образования: начальная школа была частной, учились в ней 4 – 5 лет, затем следовала 4-летняя грамматическая школа и, наконец, 3 – 4-летняя школа ритора. (Надо сказать, что уровень грамотности в Римской империи достигал 50%). Риторская школа была государственной, риторы состояли на жаловании; это был своего рода университет — получивший такое образование человек мог делать карьеру в любой сфере. Собственно ораторское искусство было особенно необходимо в сенате и суде; самым знаменитым римским оратором был Марк Туллий Цицерон (до нас дошло около 50 его речей).

С риторикой была тесно связана филология, получившая в Риме большое развитие: из самых известных римских филологов следует упомянуть Марка Теренция Варрона. Варрон, как и многие другие римские ученые, был энциклопедистом – он написал около 600 книг по различным отраслям знания. Вообще, энциклопедия стала настоящим римским жанром: Варрон написал 41 книгу “Древностей божественных и человеческих”, Плиний Старший – “Естественную историю” в 37 книгах, и т.д. Это были люди огромных знаний: так, список источников у Плиния насчитывает 400 авторов, Варрон в одном из своих сочинений, “Образах”, дает литературные портреты 700 знаменитых греков и римлян – а ведь он не был историком-специалистом, а писал труды и по философии, и по праву, и по сельскому хозяйству.

Впрочем, в Риме хватало и философов, и историков, не говоря уже об ученых, оставивших справочники и монографии практически по всем появившимся в этот период специальным наукам. В философии римляне не создали оригинальных школ; наиболее распространенными учениями в Риме были стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Лукреций), кинизм. Из историков следует назвать Тита Ливия, описавшего в 142 книгах своей “истории Рима от основания города” 8 веков римской истории (до нас дошла лишь четвертая часть этого сочинения, но и это немногое в современных изданиях занимает около 1500 страниц), Корнелия Тацита (“история” и “Анналы”), Светония Транквилла (знаменитая книга “Жизнь двенадцати цезарей”), Аммиана Марцеллина (“Деяния”) и др. Из представителей естественных наук можно назвать Диофанта Александрийского (математика), Клавдия Птолемея (география), Галена (медицина).

Начало римской литературе положили греки, писавшие по латыни, и римляне, писавшие по-гречески; началась она с переводов и переложений. Пленный грек Ливий Андроник в III в. до н.э. переложил на латынь греческие трагедии и комедии (Софокла и Еврипида), а также сделал перевод “Одиссеи”; в то же время Невий стал писать свои подражания грекам уже на латинском. Более оригинальны были создатель исторического эпоса “Анналы” Энний и комедиографы Плавт и Теренций, полностью же национальную и по форме, и по содержанию литературу создали Гай Луцилий и Луций Акций. Золотым веком римской литературы (точнее, поэзии) стало время первых императоров, когда творили автор “Георгик” и “Энеиды” Вергилий, написавший “Сатиры”, “Эподы”, “Оды” и “Послания” Гораций и автор “Науки любви” и “Метаморфоз” Овидий. Из позднейших римских литераторов следует назвать Петрония, Лукана, Апулея, Марциала, Ювенала и др.

Культура Рима и христианская культура находятся в сложной диалектической взаимосвязи: трудно решить, что в этом соотношении главное, а что – производное. Рим был возможен без христианства, но христианство было невозможно без Рима; христианство смогло стать мировой религией только в мировой империи. С другой стороны, без христианства, наследовавшего римскую культуру, мы имели бы об античной культуре в целом примерно такое же представление, как об этрусской или раннеминойской, а ее значение для нас было бы таким же, как значение индейских цивилизаций Мезоамерики; без христианства от античности остались бы лишь немые памятники материальной культуры, историческо-культурная традиция была бы прервана, и потому сами мы были бы другими. Христианство и Рим и отрицали, и взаимодополняли друг друга: сначала христианство было невозможным без Рима, который преследовал христиан, а затем само существование Рима стало производным от христианства, которое столь же неуклонно боролось с римским язычеством – т.е. становым хребтом всей античной культуры.

Традиционная римская религия не обещала исповедовавшему ее вечной жизни, загробного блаженства, посмертного наказания злых и поощрения добрых: как и любое язычество, т.е. одушевление сил и объектов природы, она была сосредоточена на этом мире и жизни в нем – за гробом и доброго, и злого ждало одно и то же унылое прозябание в Аиде. Римское язычество, как и любое другое, не знало личностной этики, т.к. было обращено не к отдельному человеку, а к общине; это была ритуально-обрядовая система, действие которой происходило лишь на поверхности душевного мира человека – ибо и сама душевная жизнь на этом этапе развития была достаточно поверхностной, вернее, принципиально ориентированной на внешнее действие, а не на внутреннее содержание. Только в империи становится возможным возникновение нового человека, человека-личности, в нашем понимании, для которого ценность внутренней жизни, нравственного самосовершенствования, внутренней свободы значат не меньше, чем ценности внешнего успеха и преуспеяния: государственный универсализм порождает гражданский индивидуализм, империя и личность взаимосвязаны.

Новому человеку был нужен новый бог, точнее, Бог – всемогущее и всеобъемлющее, но в то же время бесконечно близкое к человеку благое существо, которое “заведовало” бы не отдельным народом, местностью, сферой деятельности и т.п., но бесконечностью и вечностью, и могло бы сообщить их человеческой душе. Поиски такого бога начинаются уже в ранней Империи: культ старых римских богов постепенно приходит в упадок (вернее, культ остается, но сами боги теперь понимаются лишь в качестве образов и символов), новый культ императоров также не может удовлетворить требованиям религиозного чувства, и в Риме распространяются восточные религии. Поклонение Кибеле, Исиде, Атаргате, Митре, Ваалу и пр. давало отпущение грехов и победу над смертью, обещало жизнь вечную; в этом круге религиозных представлений и практик и начинает распространяться христианство. Родившаяся в отдаленной провинции Иудее, известной лишь религиозным фанатизмом своих жителей, поклонявшихся малопонятному для римлян единому неведомому богу, новая религия быстро распространялась по империи. Возникнув как одна из иудейских сект, христианство быстро стало космополитической религией для людей любого языка, пола, социальной и государственной принадлежности – стоит ли повторять, что это было возможно лишь в империи; уже через три десятка лет после смерти своего основателя приверженцы Христа появились в самом Риме. В течение I – II вв. римское государство то преследовало христиан, то относилось к ним терпимо: для традиционного римского сознания идея единобожия была непонятной, а их радостное ожидание светопреставления – неприятным; кроме того, христиане отказывались принимать участие в культе императора, что воспринималось как знак политической нелояльности. И все же настоящее преследование христиан началось только во второй половине III в., когда римское государство объявило войну христианской церкви, этому “параллельному государству”, интегрировавшем в себе все больший объем социальных отношений. Серьезная борьба велась около полувека, но она не имела успеха: христиане были уже везде – в государственном управлении, в армии, во всех политических институтах вообще. Языческая империя перерождалась в христианскую – видя бесперспективность борьбы с христианством, римское государство признало его равноправным с другими религиями империи (313 г.). После этого остановить распространение христианства было уже невозможно, и в 392 г. языческие культы были официально запрещены, и начались уже преследования язычников. Начинается развитие собственно христианской культуры – религиозной литературы, архитектуры, живописи и т.д.. Христианство переходит границы империи и распространяется среди варваров, которые вскоре после этого сокрушают западноримскую государственность; христианская церковь частично заполняет вакуум власти, сама естественно политизируясь при этом. История Рима отходит в прошлое, и наследие римской культуры становится достоянием христианства: таков был конец полутысячелетнего периода взаимоотношения этих столь значимых феноменов мировой истории и культуры.

Значение римской культуры для Европы, ее посредством, всего мира, трудно переоценить. Политическое устройство, техника, язык, литература, искусство – практически во всех сферах жизни мы являемся наследниками древних римлян. Римская традиция сохранилась как непосредственно и непрерывно, так и опосредованно; “римская идея” оказалась действительно вечной. Преемники римской государственности, Восточная Римская империя и Священная Римская империя германской нации, просуществовали до 1453 г. и 1806 г. соответственно; но и позднейшие политические образования в Европе и частично за ее пределами строились на основе обращения к наследию древнего Рима. В средневековье и на Западе, и в Византии люди по-прежнему считали и называли себя римлянами, а когда отличие от античности было наконец ими осознано, то лишь для того, чтобы объявить о необходимости нового ее возрождения (эпоха Возрождения). Способ восприятия мира, отношений между людьми, основы эстетики, структура языка и, соответственно, мышления – все это у народов и обществ Европы, возникших за последних полтора тысячелетия, едино по своим фундаментальным основам: то, что отличает европейцев от представителей иных регионов и культур (например, жителей Индии или Китая), является результатом единого для всех нас наследия Рима, наследия античной цивилизации в целом. Отделенные от нас двумя тысячелетиями реалии Рима понятней и ближе для нас, чем современная культура народов, не имевших исторической связи с античной цивилизацией; пока существует Европа – не столь важно, Западная или Восточная, Вечный Город продолжает свою “жизнь после смерти”.

Характеристика основных достижений цивилизации, созданной древними римлянами. Описание культурного наследия Рима в современных областях искусства, науки и права. Краткая периодизация римской истории с основными чертами каждого этапа.

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие протяженностью в 2 тыс. лет в Древний Рим. Это древняя цивилизация, которая вобрала в себя все самое ценное культурное наследие античности. И не только вобрала, но и вывела их на новый, высший уровень. Поэтому сегодня во многих странах мира встречается римское наследие.

Что нам дал Древний Рим?

Например, в Англии сохранились древние стены, построенные римскими солдатами. На местах, где создавались военные лагеря римлян, возникли многие города.

Современная романо-германская правовая система в Европе основана на Римском праве, в истоках которого были «законы 12 таблиц». Разделение на частное и публичное право также пришло к нам из Рима.

Замечательные произведения архитектуры, скульптуры, живописи были созданы в Римской империи. Колизей, Пантеон, триумфальная арка Септимия Севера до сих пор восхищают наши взоры. Рим усовершенствовал многое из того, что перенял у Древней Греции.

Планеты Солнечной системы названы в честь римских богов: Меркурий – бог торговли, Венера – богиня любви, Марс – бог войны и т.д. Кроме того, многие космические объекты называются по-латински.

Латинский язык – древний и классический. В нем читаются все буквы, которые пишутся. На этом языке звучат все болезни и лекарства, все названия растений и животных. Многие имена людей тоже латинского происхождения. Например, Август – величественный, Альберт – белый, Валентин – сильный, крепкий, Виктор – победитель. Кроме того, Константин – постоянный, Максим – величайший, Павел – малый, Сергей – высокочтимый.

По некоторым легендам прообраз футбола и конного поло – это элементы, внесенные римскими солдатами. Был случай, когда из осажденной крепости выбрасывали головы римских солдат. В частности, в ответ римляне катали головы врага мечами по земле и забрасывали во вражескую крепость. Война – это всегда безобразное и жестокое дело.

Также и политической сфере много римского. Например, названия – сенат, президиум, вето, инаугурация, форум и т.д.

Периоды истории древнеримской цивилизации


Убедившись, что римская культура глубоко проникла в нашу жизнь, ознакомимся с периодами истории великой империи.

  • VIII–VI века до н.э. – Ранний Рим, эпоха царей. Культура этрусков. История от основания Рима до первой республики. Постоянная оборона от нашествий галлов. В результате Рим из маленького города превращается в столицу.
  • V–I века до н.э. – республиканский период. Расцвет могущества Рима и успешные походы. Победа в Пунических войнах. Расширение сферы влияния до Галлии и Англии. История от ранней республики до правления Юлия Цезаря.
  • I век до н.э.–II век н.э. – Принципат – период, длившийся более 200 лет. Формально император считался первым среди сенаторов. В эти годы Рим еще мог удерживать свое могущество. Первым принцепсом был Октавиан Август – племянник Юлия Цезаря.
  • III–V века н.э. – Доминат – период, когда власть императора не была ограничена. Несмотря на эти условия, Римская империя приходила в упадок. В 395 году она была разделена на Западную и Восточную. Западная империя со столицей в Риме пала под ударами варваров, а восточная жила до XV века.

История Древнего Рима уникальна и масштабна. Поэтому сохранилось много древних письменных источников.

Мы будем путешествовать интересно, доступно и в оптимальных объемах узнавая о Римской империи.