Научные статьи по социальной психологии. Психология список научных статей

24.08.2012. 3:00

Комментариев: 7

07.03.2011. 13:41

Комментариев: 8

12.12.2010. 17:21

Комментариев: 5

30.07.2010. 21:54

Комментариев: 3

16.05.2010. 22:30

Комментариев: 6

12.12.2009. 15:42

Комментариев: 10

10.12.2009. 21:27

Комментариев: 15

23.10.2009. 11:49

Комментариев: 1

10.09.2009. 15:19

Комментариев: 22

03.08.2009. 15:13

09.06.2009. 23:04

Комментариев: 7

23.03.2009. 11:00

Комментариев: 8

10.09.2008. 17:09

Комментариев: 5

28.07.2008. 16:55

Комментариев: 1

19.02.2008. 22:47

Комментариев: 49

26.12.2007. 0:00

Значительная роль общения в старшем подростковом возрасте давно отмечается многими авторами. Становление личности в подростковом и юношеском возрасте взаимосвязано с развитием социальной компетентности, знаний и умений общения и взаимодействия с другими людьми, и, прежде всего, со сверстниками. Поэтому взаимопонимание, межличностное восприятие и его согласованность у участников общения столь значима для успешной адаптации старшеклассника в расширяющемся пространстве осваиваемой им социальной реальности. [

Рассмотрим актуальные проблемы больших социальных групп, представленные в статьях психологического журнала.

Рассмотрим статью Анатолия Лактионовича Журавлева и Татьяны Петровны Емельяновы «Психология больших социальных групп как коллективных субъектов». В данной статье анализируются современные психологические исследования больших социальных групп, и обосновывается актуальность их изучения как коллективных субъектов. Татьяна Петровна и Анатолий Лактионович делают акцент на возможности исследования больших социальных групп с теоретических позиций субъектного подхода, предложенного Львом Семёновичем Рубинштейном. Так же рассматривается система факторов, обусловливающих изменение в уровне субъектности больших групп, а также закономерности формирования их субъектных качеств, среди которых выделены: социальная инициативность и ответственность, высокая степень самоорганизации и самоуправления, навыки и опыт совершения согласованных групповых действий.

Исследование больших социальных групп как коллективных субъектов, их возможностей и особенно представляет большой интерес по целому ряду причин.

Во-первых, для современной социальной психологии данное направление исследований является принципиально новым, так как психология таких групп с позиций субъектного подхода ранее глубоко не анализировалась и профессионально не осмысливалась. Возможно, выделение субъектных характеристик больших социальных групп существенно дополнит понимание их психологии, которое, по-прежнему, остается явно не достаточным.

Во-вторых, психологическое исследование таких групп именно как субъектов, несомненно, будет способствовать пониманию более глубинных изменений, происходящих в современном российском обществе. Подобные надежды связаны, с одной стороны, с необходимостью тщательного анализа изменений в психологии ранее известных социальных групп: процессов осознания ими нового места, новых функций и ролей в современном обществе, роста в целом их социальной активности, новых явлений в межгрупповых отношениях, в частности, согласования действий с другими социальными группами. С другой стороны, существует потребность в изучении психологии новых социальных групп, интенсивно возникавших в российском обществе в 90-е гг. ХХ в. и продолжающих активно формироваться в начале нового века. Имеются в виду не только относительно изученные за последние 15 лет социальные группы предпринимателей, безработных или деловых женщин, но и совсем не изученные или недостаточно понятные «новые русские», средний класс, «новые беспризорные», обманутые вкладчики (инвесторы), «зеленые», дворянское собрание, кадеты, правозащитники, новые профессиональные группы и др. Актуальной проблемой является исследование таких изменений в психологии всех названных групп, которые превращают их в субъектов, способных реально влиять на российское общество и тем самым развивать его.

В-третьих, исследование психологии больших социальных групп с позиции субъективного подхода является вполне релевантным, позволяет расширить научное поле его применения и раскрыть реальные теоретические возможности на новом конкретном объекте социально-психологического анализа - все это фактически может привести к развитию самого субъектного подхода в психологической науке.

В-четвертых, возрастающий интерес к возможностям субъектного подхода в изучении психологии больших социальных групп неизбежно усилит интеграционные междисциплинарные процессы социальной психологии, с одной стороны, и социологии, экономической и исторической наук, политологии и науки управления- с другой, так как каждая из них имеет свой актуальный интерес к большим социальным группам, в том числе, к их психологии.

Различные проявления коллективного субъекта представляют собой психологические феномены разной степени обобщенности - частности. В этой связи наиболее обобщенным проявление коллективного субъекта может быть социальное поведение, а более широко - социальная активность, интегрирующая частные её формы, к которым относится общение, отношение, воздействие, управление.

Другими обобщенными формами активности коллективного субъекта являются взаимодействие и широко понимаемая совместная жизнедеятельность. Такие, например, шкалы свойств, как «активность - пассивность», «удовлетворенность - неудовлетворенность», «устойчивость - изменчивость» и некоторые другие, имеют отношение к любым проявлениям коллективного субъекта и тем самым могут быть отнесены к группе наиболее общих его свойств.

Рассмотрим следующую статью Александра Лактионовича Журавлева и Аллы Борисовны Купрейченко «Психологическое и социально-психологическое пространство личности и группы: понимание, виды и тенденции исследования» представленную в психологическом журнале.

В данной статье предлагаются авторские понимания термина «психологическое пространство», представления о различных его видах и основаниях им возможного группирования. Дается краткое описание ключевых характеристик социально-психологического пространства личности и группы, обосновывается актуальность и определяются направления исследования.

В последние годы исследователями были выявлены особые типы взаимодействия личности и группы с изменяющейся социальной средой. К их числу можно отнести, например, сознательный отказ личности от адаптации к новым экономическим условиям, а также стремление изменить окружающую среду в соответствии со своими социальными представлениями, жизненными принципами и ценностями. Такой тип взаимодействия возникает в результате «миропреобразовательной», «миросозидательной» или «миротворческой» активности субъекта. Кроме того, у представителей некоторых социальных групп, например, «аутадаптантов», было отмечено отсутствие потребности в адаптации, поскольку происходящее в обществе изменения не затрагивают ни основную сферу их жизнедеятельности, ни основные жизненные смыслы, ценности, идеалы. Нередко отмечается также временный и противоречивый характер адаптации, например «вынужденное предпринимательство» и многое другое.

Использование терминов «психологическое пространство» в социологических и психологических работах имеет давнюю традицию. Теоретические основы изучения этого феномена, а также близких по содержанию и широко используемых его аналогов, таких как: «мир», «сфера», «поле», «зона», заложены в классических работах Адлера, Богардуса, Сорокина, Рубинштейна и тд.

Среди эмпирических исследований следует отметить близкие по своей проблематике работы Бурмистровой-Савенковой, Нартовой-Бочавер и Потаповой и некоторых других авторов.

Следует отметить, что для социальной психологии интерес представляет более широкое понимание психологического пространства, как в прямом, так и в переносном смысле этого слова.

Во-первых, для исследователей социально-психологического пространства характерен интерес к объектам, находящимся за границами пространства личной жизни изучаемого субъекта, но оказывающим существенное влияние на его жизнедеятельность в целом. Поэтому весьма актуально изучение разнообразие и многосторонности отношений субъекта не только со «своими», «близкими» или «привлекательными» объектами, но и с представителями принципиально других социальных категорий - «далекими и безразличными», «чужими и отвергаемыми», «чуждыми и враждебными», «притягательными, но недоступными».

Во-вторых, значимые объекты имеют довольно сложные связи, как с субъектом, так и между собой которые могут быть основаны, помимо упомянутых выше идентификации и принадлежности, на целом спектре различных отношений: уважении, авторитетности, ответственности, зависимости, полезности и многих других.

В-третьих, что особенно важно, элементы социально-психологического пространства (отдельные люди и группы, различные социальные объекты и явления) характеризуются собственной активностью, в значительной степени, не зависящей от активности субъекта формирования пространства.

Поэтому связи, существующие между субъектом и элементами такого пространства, а также между отдельными его элементами, должны рассматриваться как взаимные, т.е. как взаимоотношения. Это вызывает необходимость, с одной стороны, анализа нескольких уровней взаимной рефлексии отношений (представления субъекта об отношении партнера, и наоборот, и т.д.), а с другой - изучение взаимных ожиданий и готовности обеих сторон реагировать определённым образом на поведение, соответствующие этим ожиданием. В связи с этим особую актуальность неизбежно приобретает изучение динамично развивающихся процессов формирования и изменения, сохранения и воспроизводства пространства, а также психологических механизмов, регулирующих эти процессы.

Возрастающий в последние годы интерес к изучению психологического пространства самоопределяющегося субъекта в полной мере отвечает перечисленным современным тенденциям в исследовании психологии человека, уже проявившимся и некоторым еще пока недостаточно выраженным. На основании выполненного анализа Журавлевым и Купрейченко можно сделать вывод о том, что в исследованиях социального самоопределения индивидуального и группового субъекта, а также близких ему феноменов и понятий более уместным является использование феномена и понятия «пространство» по сравнению с термином «среда» и его аналогами.

Есть необходимость выделить группы факторов и значимых объектов, которые не заметны сторонним наблюдателям, уже или пока несуществующих в действительности, даже возможно и нереальных, виртуальных, но занимающих важное место в психологическом пространстве субъекта и оказывающих существенное влияние на его жизнедеятельность.

В данной статье представлен анализ классических и современных исследований готовности к риску. Предлагается типология явлений риска на основе категорий, разработанных Ф.Е. Василюком. Приводятся результаты проведенного на управленческих командах исследования влияния индивидуальной готовности к риску на эффективность группового решения творческих задач. Делаются выводы о более высокой эффективности гетерогенной по критерию индивидуальной готовности к риску команды руководителей при решении творческих задач по сравнению с гомогенной командой. Установлено, что группа, сформированная по принципу высокой готовности к риску ее членов, оказывается либо очень успешной, либо неуспешной при решении творческих задач. Рассматривается проблематика групповой готовности к риску.

В 1961 г. Дж. Стоунер показал, что решения, принимаемые в групповой дискуссии, оказываются более рискованными, чем решения, принятые индивидуально. В качестве интерпретации так называемого феномена сдвига к риску были предложены следующие основные объяснения:

  • а) в группе происходит диффузия ответственности, в результате которой человек перестает лично отвечать за принятое группой решение;
  • б) риск интерпретируется как ценность в обществе. Обнаружение в ряде экспериментов сдвига в сторону осторожности при принятии группового решения не позволило точно подтвердить данные гипотезы .

Рассматривая современные тенденции в изучении риска, следует заметить, что круг исследуемых феноменов расширился в последнее десятилетие. Многие зарубежные авторы делают акцент на негативном аспекте риска - опасности его последствий. Так, особенно популярными становятся темы влияния СМИ на поведение за рулем, уровень употребления наркотических средств и насилия . По сравнению с результатами 1980-1990-х гг. показатели риска заметно выросли. Авторы предполагают, что причины этого явления - в огромном количестве соответствующих отрицательных сюжетов, за которыми к тому же не следует наказание. Также исследуется восприятие риска заболеть СПИДом. Делаются выводы об отрицании субъективной опасности, несмотря на ее объективно более высокий уровень, что выражается в заниженной оценке респондентами угрозы для себя по сравнению с восприятием опасности для референтной группы. Вслед за открытиями А. Тверски и Д. Канемана продолжаются также исследования ошибок восприятия и эвристик при принятии решений.

Исследования, проведенные одновременно (в 2004 г.) зарубежными учеными и автором данной статьи, позволили выявить культурную специфику готовности к риску. Сравнивая собственников бизнеса и менеджеров по готовности к риску, мы предполагали обнаружить более высокий ее уровень у предпринимателей, которые начинают дело и с необходимостью рискуют своими материальными, временными ресурсами и репутацией, так как мы считали, что роль менеджера требует стабилизации бизнеса, а, следовательно, и большей осторожности. Именно такой результат получили наши западные коллеги. Каково же было наше удивление, когда на российской выборке не было обнаружено значимых отличий! Основным объяснением этого послужила тогда специфика российского бизнеса с повышенным уровнем неопределенности для всех его участников.

В отечественной и зарубежной социально-психологической литературе можно обнаружить также исследования, посвященные гендерным различиям при восприятии риска. Так, мужчины трактуют его в объективном формате как «вероятность отклонения результата» с акцентом на успех и возможность получения большего выигрыша. Женщины высвечивают лишь эмоциональные грани и в основном ассоциируют риск с неудачей и страхом. Что касается российских женщин, то они также замечают и позитивные моменты ситуации неопределенности, связывая ее с выходом из повседневной рутины.

Рассмотрим статью Андрея Владимировича Сидоренко «Групповая сплоченность и неформальные подгруппы» представленную в психологическом журнале. В данной статье обозначен традиционный и предложен новый подход к пониманию групповой сплоченности. Отличительные особенности последнего состоят в том, чтобы рассматривать сплоченность группы не столько через связи каждого члена с другими или с группой в целом, сколько через связи между неформальными подгруппами; принимать во внимание не только сплоченность группы в целом, но и сплоченность каждой подгруппы; понимать динамику сплоченности группы и каждой подгруппы в их взаимосвязи и на основе анализа процессов их внешней и внутренней интеграции-дезинтеграции. Изложены результаты исследования, в котором сопоставлены показатели сплоченности группы, неформальных подгрупп и совокупности не включенных в подгруппы членов; противоречивость отношений между неформальными подгруппами и сплоченностью группы.

Интерес к данному феномену стал проявляться в последней четверти XIX столетия, но начало серьезному изучению было положено в ранней работе Л. Фестингера, в которой было дано формальное определение групповой сплоченности. Заданного этим автором понимания сплоченности в дальнейшем придерживались многие исследователи. В то же время в разных теориях малой группы прямо или косвенно выдвигались различные взгляды на ее природу. Помимо этого, проводилось множество прикладных исследований, в которых фиксировались те или иные эмпирические индикаторы сплоченности, но игнорировались описывающие ее теоретические конструкты.

Если на протяжении 1950-1960-х гг. сплоченность являлась одной из приоритетных тем, то в 1970-80-х гг. интерес к ней несколько упал . Хотя в зарубежной психологии периодически наблюдался некоторый всплеск исследовательской активности, например, в связи с изучением влияния сплоченности на продуктивность деятельности и пониманием ее как многомерного феномена, тем не менее, исследование сплоченности не приобрело былого масштаба. Подобная картина наблюдалась и в отечественной социальной психологии.

Можно отметить как минимум два обстоятельства, определивших не только снижение количества публикаций по сплоченности, но и их качественные недостатки. Во-первых, как подчеркивается в зарубежной литературе, в истории изучения сплоченности «преобладала путаница, несообразность и почти непростительная небрежность в подходе к определению конструкта». Кроме того, существует значительное противоречие между позициями академических исследователей и практиков относительно определения и измерения сплоченности. В прикладных исследованиях часто соединяются пункты различных методик и подвергаются факторному анализу без учета их концептуальных ограничений. Скрытая природа сплоченности часто путается с ее причинами и следствиями. Во-вторых, отсутствуют принципиально новые подходы к анализу групповой сплоченности. Периодически предлагаемые на страницах научной литературы идеи являются, по большей части, вариацией или комбинацией ранее сложившихся представлений. Это относится, например, к трактовке сплоченности в перспективе социальной идентичности или к выдвигаемой четырехфакторной модели сплоченности.

Сказанное выше дает основания предполагать, что в зарубежной и отечественной социальной психологии в значительной мере исчерпаны концептуальные потенциалы изучения групповой сплоченности, поэтому необходимо задавать новые исследовательские координаты. С позиции микрогрупповой концепции, которая представляет собой социально-психологическую концепцию малой группы, можно под новым углом зрения осмыслить этот, а также многие другие феномены и процессы.

Предлагаемый в микрогрупповой концепции подход к пониманию сплоченности малой группы не опровергает традиционные представления об эмоциональной, когнитивной и / или поведенческой, инструментальной и / или социоэмоциональной природе сплоченности. Однако он имеет существенное отличие, состоящее в рассмотрении сплоченности группы не столько через связи каждого члена группы с другими вообще или с группой в целом, сколько через связи между неформальными подгруппами, а также подгруппами и не включенными в них членами. Предлагаемый подход также акцентирует внимание на сплоченности каждой неформальной подгруппы, а не только на сплоченности группы в целом.

1. Груздева Мария Сергеевна. Реабилитационная работа с получателями социальных услуг психоневрологического интерната Есть рецензия .
Соавторы: Научный руководитель: Марченко Любовь Андреевна, кандидат педагогических наук, кафедра социальной работы и социальной педагогики, институт педагогики, психологии и физического воспитания, Вологодский государственный университет
В тексте исследования рассматривается реабилитационная работа с молодыми инвалидами по психическому заболеванию в условиях психоневрологического интерната, а также личностные и социально-психологические особенности данной категории лиц. Рассматривается их вовлеченность в деятельность, которая проводится в учреждении социального обслуживания психоневрологического профиля. Предлагается проведение мероприятия социально-реабилитационного характера, а именно станционной игры, проводимой студентами-волонтерами, для последующего выявления ресурсного потенциала молодых инвалидов к успешному процессу реабилитации и дальнейшей интеграции их в общество, а также для социальных практик. Анализируется вовлечение в мероприятие и его воздействие на людей, страдающих психическими расстройствами, через наблюдение в процессе игры и по ее окончанию.

2. Богатырева Луиза Ахметовна. Влияние уровня развития концентрации внимания на произвольную память старших дошкольников Есть рецензия .
Соавторы: Ногерова Марьям Татуевна, кандидат наук, Кабардино-Балкарский государственный университет ИМ. Х.М. Бербекова
Обоснована актуальность изучения влияния уровня развития концентрации внимания на произвольную память старших дошкольников. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме. Установлен уровень концентрации внимания и его влияния на произвольную память старших дошкольников.

3. Синенко Юрий Алексеевич. Модификация гипнотеста на внушаемость В. Евтушенко «Падающая рука» Есть рецензия .
Перед началом гипнотерапевтического процесса гипнотерапевту необходимо составить общее качественное представление о готовности пациента к сотрудничеству, способности его к концентрации во внутренних ощущениях и их наблюдении. В сообщении рассмотрена модификация известного теста для определения внушаемости, предложенного и используемого д-ром В.Г.Евтушенко, "Падающая рука" .

4. Шефер Анастасия Павловна. Самоотношение в юношеском возрасте Есть рецензия . Статья опубликована в №69 (май) 2019
Соавторы: Научный руководитель: Шелкунова Т.В., старший преподаватель кафедры психологии развития личности, магистр педагогики
В статье рассмотрены теоретические подходы к определению понятия «самоотношение», определены критерии самоотношения в юношеском возрасте. Авторами статьи экспериментально выявлен уровень самоотношения юношей, обучающихся на начальных курсах вуза.

5. Смердова Елизавета Анатольевна. Формирование социальной компетентности у младших школьников Есть рецензия .
Соавторы: Научный руководитель: Филатова Александра Федоровна, доктор психологических наук, профессор кафедры практической психологии
В предлагаемой статье анализу подвергается проблема формирования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста. В процессе изучения теоретического материала по данному вопросу, нами было уточнено понятие, социальная компетентность, выделили психолого-педагогические условия по формированию социальной компетентности у младших школьнриков, где последующим была составлена программа для реализации условий.

6. Воистинова Мария Александровна. Исследование психологической готовности соискателей должностей в таможенные органы Есть рецензия . Статья опубликована в №63 (ноябрь) 2018
Соавторы: Васильева М.В. кандидат экономических наук, доцент, кафедра «Мировая экономика и международный бизнес», Псковский государственный университет
В статье дана общая характеристика деятельности специалистов и сотрудников таможенных органов с позиции факторов, влияющих на производительность и интенсивность труда. Тезисно выдвигается положение о важности психологической готовности кадрового состава к сложным (интенсивным) условиям труда в условиях перехода к «цифровой» таможне. В рамках исследования предложены результаты оценки психологической готовности потенциальных сотрудников таможни (студентов–выпускников специальности «Таможенное дело»), определены проблемы в данном направлении и разработаны рекомендации для выпускников, желающих поступить на службу в таможенные органы

7. Баранова Елена Александровна. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ФЕНОМЕНА РЕФЛЕКСИИ Есть рецензия . Статья опубликована в №62 (октябрь) 2018
Соавторы: Белановская Ольга Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Белорусского Государственного Педагогического Университета имени Максима Танка
Рефлексивность рассматривается как психическое свойство и как психический процесс. В статье анализируются взаимосвязи типов рефлексии с иррациональными установками, которые позволяют по разному оценивать рефлексивные процессы в группах с различным уровнем выраженности установки на социально-желательное поведение.

8. Котова Светлана Сергеевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕПРЕССИВНОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ Есть рецензия .
Соавторы: Пестерев Арсений Олегович, студент 2 курса Института психолого-педагогического образования, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
В статье рассматриваются проблемы депрессивности и тревожности студентов в контексте их профессиональной подготовки.

9. Котова Светлана Сергеевна. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ЛИЦЕЯ Есть рецензия .
Соавторы: Чернуха Наталья Сергеевна, студентка 2 курса Института психолого-педагогического образования ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», направление подготовки «Психолого-педагогическое образование».
В научной статье рассматриваются психолого-педагогические особенности самоорганизации учебной деятельности обуающихся в юношеском возрасте. В проведенном исследовании рассматриваются проблемы сформированности компетенций самоорганизации у старшеклассников, обучающихся по разным профилям подготовки; выявляются особенности стиля учебной деятельности.

10. Майсумова Эльмира Гусенбековна. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЖЕНЩИН С УГРОЗОЙ ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ Есть рецензия . Статья опубликована в №58 (июнь) 2018
Соавторы: Деларю Владимир Владимирович, кандидат медицинских наук, доктор социологических наук, профессор кафедры социальной работы и клинической психологии ФГБОУ ВО «Волгоградского Государственного Медицинского Университета» Минздрава России. Филимонова Мария Александровна, студентка кафедры социальной работы и клинической психологии ВолгГМУ
Обследование 60 женщин с физиологической гестацией и угрозой прерывания беременности, с помощью методики «Шкала реактивной и личностной тревожности» Спилбергера–Ханина, показало наличие личностной тревожности у женщин с нормальным протеканием беременности, что целесообразно учитывать при организации психологического сопровождения для данной категории лиц.

11. Филимонова Мария Александровна. Исследование особенностей совладающего поведения у лиц с алкогольной зависимостью Есть рецензия . Статья опубликована в №58 (июнь) 2018
Соавторы: Деларю Владимир Владимирович кандидат медицинских наук, доктор социологических наук, профессор кафедры социальной работы и клинической психологии ФГБОУ ВО «Волгоградского Государственного Медицинского Университета» Минздрава России. Майсумова Эльмира Гусенбековна, студентка кафедры социальной работы и клинической психологии ВолГМУ
Обследование 42 пациентов с алкогольной зависимостью с помощью методики Р. Лазаруса «Копинг-стратегии», показало преобладание неадаптивных стратегий («бегство», «дистанцирование», «самоконтроль»), что целесообразно учитывать при организации психологического сопровождения данной категории лиц.

12. Барабанов Родион Евгеньевич. Использование трансперсональных представлений в изучении социальной адаптации студентов Есть рецензия . Статья опубликована в №57 (май) 2018
Соавторы: Араби Л.С., кандидат медицинских наук, профессор, руководитель Института интегративной медицины Международной академии социальных технологий
В статье представлены результаты изучения социальной адаптации студентов первых курсов на основе применения трансперсональных представлений.

13. Дорохов Владимир Владимирович. Понятие «Я-концепции» в работах С.Л. Рубинштейна, И.С. Кона, В. Франкла Есть рецензия . Статья опубликована в №56 (апрель) 2018
Соавторы: Черепанова Ирина Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент
В современной психологии «Я-концепция» рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие «Я-концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя. В статье рассматриваются взгляды С. Л. Рубинштейна, И. С. Кона и В. Франкла.

14. Бабикова Юлия Вениаминовна. РАЗВИТИЕ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА С МИРОМ С ПОМОЩЬЮ РАЗНЫХ АРТ-МЕТОДОВ. Есть рецензия .
Соавторы: Самбикина Оксана Семёновна зав. кафедрой теоретической и прикладной психологии; кандидат психологических наук, доцент;
В статье описывается опыт использования арт - методов для развития форм взаимодействия ребенка с расстройством аутистического спектра с миром. Описаны диагностические методики для составления индивидуальной характеристики ребенка. Выделены основные этапы индивидуальной программы ребенка с расстройством аутистического спектра. Данная статья адресована студентам и педагогам, психологам.

15. Дорохов Владимир Владимирович. Я-КОНЦЕПЦИЯ В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ Есть рецензия . Статья опубликована в №54 (февраль) 2018
Соавторы: Черепанова Ирина Вячеславовна, доцент, кандидат психологических наук
Тема самосознания и самовосприятия человека является одной из центральных проблем психологии, философии и социологии. Я-концепция представляет собой динамическую систему представлений о самом себе, обуславливает восприятие воздействия внешних факторов, а также определяет стандарты, правила и сценарии поведения. В данной статье рассматривается Я-концепция с позиций зарубежных исследователей.

16. Зятькова Екатерина Леонидовна. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста Есть рецензия .
Соавторы: Романенко Ирина Геннадьевна, старший преподаватель Омского государственного педагогического университета
В данной статье раскрыта сущность понятия агрессивного поведения и выявлены характеристики агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Обучение младших школьников навыкам саморегуляции, релаксации и адекватному поведению в конфликтных ситуациях, будет способствовать снижению проявления агрессивных реакций.

17. Грызунова Маргарита Викторовна. Проблема интернет-зависимости Есть рецензия .
Соавторы: Волошина Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедры Технологии, изобразительного искусства и дизайна
Статья рассматривает явление интернет-зависимости. Данная статья может быть интересна людям, которые сталкивались с этой проблемой или наблюдали у знакомых симптомы данной проблемы. Целью статьи является исследование специфики интернет-зависимости и пути её решения.

18. Жуина Алена Игоревна. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПОДРОСТКОВ-АКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТ-СЕТИ Есть рецензия . Статья опубликована в №52 (декабрь) 2017
Соавторы: Жуина Диана Валериевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной и прикладной психологии Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева
В статье представлен анализ зарубежных и отечественных подходов к проблеме изучения межличностной коммуникации у подростков – активных пользователей Интернет-сети. Раскрыты особенности воздействия длительного общения в киберпространстве на личность подрастающего поколения. Представлены результаты эмпирического исследования межличностной коммуникации, уровня коммуникативной компетентности, типов реакций на коммуникативные ситуации у подростков – активных пользователей Интернет. Сравнительный анализ особенностей общения подростков показал, что подростки, предпочитающие виртуальное общение реальному, характеризуются низким уровнем общительности, не достаточно сформированными коммуникативными умениями, демонстрируют зависимую и агрессивно-компетентностную реакции в ситуациях критики (справедливой и несправедливой), конфликта, необходимости обратиться с просьбой, оказать и принять сочувствие и поддержку, вступить в контакт с другим человеком.

19. Лившиц Татьяна Александровна. Формирование программы обучающего организационного консультирования при сопровождении процесса освоения и внедрения структурированной программы ведения врачебного приема (стандарта сервиса) Есть рецензия .
Соавторы: Мосина Наталия Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии начального образования Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева
В статье рассматриваются условия формирования программы психологического сопровождения при освоении и внедрении в деятельность врачей стандарта сервиса.

20. Ивашкина Ксения Анатольевна. Групповые занятия с детьми и групповые консультации родителей как средство повышения уровня эмоционального благополучия первоклассников Есть рецензия .
Соавторы: Аликин Игорь Анатольевич, кандидат биологических наук, доцент, Красноярский педагогический университет имени Виктора Петровича Астафьева
В статье представлено понятие эмоциональное благополучие первоклассника. Выделены критерии оценки эмоционального благополучия первоклассника. Также определено влияние родительского отношения на эмоциональное благополучие первоклассника. Представлена рабочая программа по повышению уровня эмоционального благополучия первоклассников, а так же коррекции родительского отношения к ним. Представлены результаты работы по данной программе.

Журнал «Социальная психология и общество | Social Psychology and Society » публикует наиболее актуальные социально-психологические работы теоретического, экспериментального и практико-прикладного характера российских и иностранных специалистов. Основные темы журнала посвящены проблемам взаимодействия и взаимовлияния в системе «личность – группа – общество». Издание адресовано психологам-исследователям, психологам-практикам, преподавателям психологии, а также всем тем, кто интересуется вопросами социальной психологии.

Интервью с главным редактором

Издатель: ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва
Свидетельство регистрации СМИ: ПИ № ФС77-67006. Дата регистрации 30.08.2016

ISSN (печатная версия): 2221-1527
ISSN (online): 2311-7052
Подписной индекс ОАО «Роспечать»: 22209
Периодичность: 4 раза в год
Издается с 2010 года
Полнотекстовая электронная версия журнала публикуется на

Электронная версия журнала находится в свободном доступе.

Условия лицензии:
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons С указанием авторства-Некоммерческая 4.0 Всемирная : допускается использовать, копировать, цитировать в некоммерческих целях с обязательным указанием имени автора произведения и источника заимствования.

Журнал «Социальная психология и общество | Social Psychology and Society» – рецензируемое научное периодическое издание, зарегистрированное в установленном законом порядке как средство массовой информации.

Основное содержание издания представляет собой оригинальные научные статьи, научные обзоры, научные рецензии, отзывы.

Рецензирование: Издание осуществляет рецензирование всех поступающих в редакцию статей, соответствующих тематике журнала, с целью их экспертной оценки. Все рецензенты являются признанными специалистами по тематике рецензируемых материалов. Рецензии на поступившие материалы хранятся в издательстве в течение 5 лет. Редакция издания направляет авторам рецензии на поступившие материалы в электронном виде.

Сайт издания: На сайте в открытом доступе на русском и английском языках размещаются аннотации, ключевые слова, информация об авторах для всех статей и обзоров, опубликованных изданием за все время существования издания, а также полнотекстовые версии всех статей издания. На сайте на русском и английском языках размещены информация об издательстве ФГБОУ ВО МГППУ (информация об Издателе), главном редакторе, редакционном совете и редакционной коллегии (), а также контактная информация с описанием тематики журнала.

Официальный адрес сайта издания в сети Интернет:

РИНЦ издания: Издание зарегистрировано в Российском индексе научного цитирования (страница издания в РИНЦ) и регулярно предоставляет информацию об опубликованных статьях в данный индекс. Двухлетний импакт-фактор издания в системе РИНЦ – 0.868 (дата обращения: 26.03.2017).

Редакционная коллегия/совет издания: В составе редакционной коллегии и редакционного совета 21 специалист – кандидаты или доктора наук (либо обладатели иностранных научных степеней аналогичного уровня), по основному месту работы занятые проведением научных исследований и/или преподаванием в высших учебных заведениях. Состав редакционной коллегии и/или редакционного совета публикуется в каждом номере издания и на его официальном сайте на русском и английском языках, с указанием ученой степени, ученого звания всех членов.

Оформление статей: В публикуемых материалах указывается информация об авторах, их месте работы и необходимые контактные данные. При опубликовании научной статьи на русском языке обязательным является наличие ключевых слов и аннотации на русском и английском языках. У всех публикуемых научных статей должны быть пристатейные библиографические списки, оформленные в соответствии с правилами издания, на основании требований, предусмотренных действующими ГОСТами. На официальном сайте издания указаны правила направления, рецензирования и опубликования представленных рукописей авторов.

Основные разделы:

    Колонка редактора

    Теоретические исследования

    Эмпирические исследования

    Прикладные исследования и практика

    Методический инструментарий

    Научная жизнь

    Критика и библиография

    Архив

    Памятные даты

Тематика журнала (по перечню отраслей науки и групп специальностей научных работников в соответствии с Номенклатурой специальностей):

  • 19.00.05 – Социальная психология (психологические науки)
  • 19.00.12 – Политическая психология (психологические науки)

Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований. Дата включения: 01.02.2015. Группы научных специальностей: 19.00.00 – психологические науки.

Журнал включен в российские и международные базы данных:

  • Web of Science Emerging Sources Citation Index (ESCI)
  • Реферативный журнал и

Термин «социология конфликта» впервые ввел немецкий философ и социолог Г. Зиммель (1858-1918), именно так назвавший одну из своих работ, изданную в начале нашего столетия. В современной социальной психологии и социологии понятие «конфликтология» собирательное, употребляемое для обозначения особой области исследований.

С середины 20-х годов XX столетия интерес к теоретическому анализу проблем конфликта значительно снизился, но с начала 40-х годов снова возрос. Попытка возрождения теории конфликтов связана с именем Т. Парсонса.

За рубежом проблема конфликта изучается в рамках различных научных школ: социал-дарвинизма, психоанализа, гештальтпсихологии, интеракционизма, когнитивизма, математического моделирования и др.

Предметом конфликтологии являются общие закономерности возникновения, развития и разрешения конфликтов. Ее интересуют в основном два типа конфликтов: внутриличностные и социальные. К главным видам конфликтов относятся: межличностные, между малыми, средними и большими социальными группами, международные. Однако в реальной жизни очень редки конфликты в «чистом» виде.

Конфликт - многоуровневое, многомерное и многофункциональное социально-психологическое явление. На макро-, среднем и микроуровне он представляет собой социальный конфликт во всем его многообразии, на личностном - внутриличностный (столкновение тенденций, сторон личности).

Единого определения социального конфликта не существует. В 80-90-е годы опубликовано множество работ, в которых психологи предлагали различные трактовки конфликта. Однако, несмотря на различие подходов к определению конфликта, можно выделить основные присущие ему свойства:

  • наличие противоречий, во всяком случае, различий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов;
  • противодействие, противоборство субъектов конфликта, стремление нанести ущерб оппоненту, травмировать «Я»;
  • негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу как фоновые характеристики конфликтного взаимодействия.

Наибольшее количество определений имеется относительно межличностного конфликта. Считается, что конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, ролей, мнений, ценностей или взглядов участников взаимодействия.

Что же касается внутриличностного конфликта, то первенство в области его изучения принадлежит психоанализу, гештальттерапии, гуманистической психологии.

Естественно, каждый тип конфликта требует к себе специального подхода и определения. Семейные конфликты отличаются от конфликтов в научных, воинских подразделениях, тем более от криминогенных, политических и организационных.

Структуру конфликта составляют такие его характеристики, как:

  • стороны, или участники конфликта (отдельные индивиды, социальные группы; государства, коалиции государств);
  • количество участников и масштаб распространения: глобальный, региональный, локальный, межличностный;
  • предмет конфликта;
  • образы конфликтной ситуации как внутренние ее картины: представления участников о самих себе (своих мотивах, ценностях, возможностях), о противостоящих сторонах; представление каждого участника о том, как другой воспринимает его, о среде, в которой складываются конкретные отношения.

Исходя из этого, выделяют четыре типа конфликтных ситуаций:

  • конфликтная ситуация объективно существует, но она не осознается, не воспринимается участниками. Конфликта как социально-психологического явления нет;
  • конфликтная ситуация существует объективно, и стороны воспринимают ее как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности (случай неадекватного восприятия конфликта);
  • конфликтная ситуация объективно отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта);
  • конфликтная ситуация объективно существует и участниками более или менее адекватно воспринимается (случай объективного конфликта).

Кроме того, при анализе конфликтов следует выделять :

  • сферы возникновения и проявления (политика, экономика, общество);
  • пространственно-временные характеристики (место и время возникновения конфликтов);
  • условия и повод возникновения столкновения;
  • частоту - количество столкновений участников конфликта за определенный отрезок времени (эпизодические, хронические, циклические конфликты);
  • продолжительность - количество времени от начала до разрешения конфликта (кратковременные и долговременные);
  • средства и действия, используемые участниками для достижения своих целей (шантаж, дезинформация, слухи и т.д.);
  • форму проявления, выражающуюся на вербальном и невербальном уровне, открыто и скрыто;
  • результат (исход) конфликта.

Конфликты выполняют разнообразные функции , основными из которых являются разрушительная, созидательная и диагностическая.

Разрушительная (деструктивная) функция проявляется в негативных последствиях конфликта: неприязни, эмоциональной напряженности, психических травмах, нарушениях закона, морали, дисциплины, военных столкновениях, патогенных последствиях.

Созидательная (конструктивная) функция конфликта заключается в преодолении трудностей, кризисов. Положительный конфликт способствует утверждению социально-позитивных норм общения, обстановке взаимной требовательности, приводит к отказу от противоправных действий, повышению уровня организованности, улучшению психологического климата.

Диагностическая функция связана с пониманием причин возникшего противоборства, мотивов его участников.

Конфликт как социально-психологическое явление представляет собой процесс, протекающий во времени.

Динамика конфликта включает в себя следующие стадии:

  • Предконфликтная ситуация характеризуется «натянутостью» отношений, подчеркнутой официальностью, расколом общности на группы и пр. Такую ситуацию называют потенциальным конфликтом или предконфликтной ситуацией. При осознании ее происходит переход к следующей стадии конфликта.
  • Конфликтное взаимодействие, которое может протекать следующим образом:
  1. 1-й вариант - выход из конфликта;
  2. 2-й вариант - конфликт;
  3. 3-й вариант - борьба до победного конца.
  • Разрешение конфликта - обстановка после конфликта (с этой точки зрения конфликт бывает полностью, частично разрешенный и совсем не разрешенный).

Имеются различные классификации конфликтов . В зависимости от оснований выделяют реальные, ложные, иррациональные, а также внутриличностные и социальные конфликты.

Существует и более сложная типология конфликтов. Cоциальные конфликты подразделяются на социально-политические, в основе которых лежит борьба за овладение, сохранение и удержание власти; социально-экономические и т.п.

Ориентированная на практическое использование классификация конфликтов в зависимости от сфер их возникновения и проявления выглядит следующим образом:

  • социально-политические, в том числе этнополитические, конфликты;
  • межэтнические конфликты;
  • конфликты в сфере управления (организационно-управленческие);
  • семейные и супружеские конфликты;
  • конфликты в сфере производства, услуг и торговли;
  • конфликты в научных, воинских подразделениях;
  • конфликты в условиях изоляции (среди экипажей космических комплексов, кораблей длительного плавания, членов антарктических станций (полярников) и в среде осужденных).

Остановимся на наиболее типичных конфликтах: межэтнических, производственных, в армейской среде и в условиях изоляции.

Являясь следствием социальной напряженности, выплеснувшейся на поверхность при распаде тоталитарных режимов, социальные (региональные, межнациональные) конфликты охватили значительную часть евроазиатского континента. Парадокс в том, что приходящие к власти посткоммунистические, в большинстве своем националистические режимы, не только не несут в себе бесконфликтность, но в ряде случаев сами порождают конфликтные ситуации или возобновляют старые с новой силой. Существенной причиной межэтнических конфликтов является стремление нации к своей однородности, «чистоте», а также дискриминационное поведение представителей одной национальности в отношении представителей другой национальности.

Межэтнические конфликты - это крайняя отрицательная форма проявления сложных глубинных противоречий в отношениях между этническими общностями, группами людей, протекающих под влиянием множества социально-экономических, политических, исторических, национально-психологических, религиозных факторов. В чистом виде межэтнические конфликты в природе не существуют, за исключением бытового уровня. Межличностные этнические конфликты возникают из-за когнитивных причин, столкновения стереотипов, установок. Чаще всего они выступают в качестве этнополитических, этноэкономических конфликтов.

При одновременном существовании наиболее благоприятных факторов противоречия между жизненно важными интересами разных этнических общностей могут достигать критического состояния и приобретать характер жесткого противоборства в форме открытой конфронтации, что приводит к групповым и массовым эксцессам. Причины межэтнических конфликтов носят не поверхностный, а глубинный, системно-структурный характер.

Межнациональный конфликт имеет несколько стадий развития. Вначале происходит нарастание напряженности, усиление активности какой-либо одной национальной группы, постепенно в противостояние втягивается другая группа, формируется организованность движений путем выдвижения лидеров и активистов, создается материальная база, идет структурирование по следующим направлениям: национальное движение и власть; национальное движение и представители иных национальностей; национальное движение и органы охраны правопорядка.

Социальная напряженность, предшествующая собственно конфликтным межэтническим взаимодействиям, характеризуется противоборством в межнациональных отношениях, формированием образа «врага», националистических, аппаратистски настроенных общественно-политических объединений и движений, процессом их вооружения, циркуляцией слухов, актами протеста: митингами и демонстрациями, наличием недовольства.

Стадии собственно конфликтных межэтнических действий характеризуются массовыми эксцессами, вооруженной борьбой с элементами гражданской войны между неконституционными формированиями.

Межэтнические конфликты различаются спецификой причин возникновения, тяжестью последствий, количеством участников и т.п.

Производственные конфликты складываются из широкого спектра ситуаций - от затяжных межличностных конфликтов до «одномоментных» ситуаций, быстро проходящих, но требующих принятия непростого решения.

В качестве основных моделей развития производственных конфликтов выступают:

  1. Деловой спор. Область разногласий предметна и определена. Участники верят в возможность прийти к соглашению. Они «чувствуют» ситуацию, осознают достоинства и недостатки общих точек зрения.
  2. Формализация отношений. Характеризуется расширением зоны рассогласований. Участники могут отказаться от обсуждения возникшей проблемы, избрав официальные способы принятия решения.
  3. Психологический антагонизм. Участники подчас затрудняются четко определить, с чем они не согласны, однако склонны преувеличивать существующие разногласия; враждебность участников столь значительна, что именно она определяет все развитие ситуации.

Существует несколько стратегий поведения в конфликте:

во-первых, «уход из ситуации»;

во-вторых, заключение компромисса;

в-третьих, проявление уступчивости, полного отказа от своих намерений;

в-четвертых, достижение целей любой ценой;

в-пятых, ориентация на сотрудничество.

Что касается конфликтов между и внутри коммерческих структур, то их причины связаны с борьбой за рынок сбыта, ценообразованием и другими моментами.

Супружеские конфликты имеют свою специфику. Если в жизнедеятельности супругов имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные состояния, то такие супружеские союзы называются конфликтными. Однако при этом брачный союз может длительно сохраняться благодаря другим факторам.

Существует следующая классификация супружеских конфликтов:

  • конфликты, возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «Я», нарушения чувства достоинства со стороны другого партнера;
  • конфликты на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов;
  • конфликты, имеющие своим источником неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях;
  • конфликты на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм, наркотикам;
  • конфликты из-за финансовых разногласий, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов;
  • конфликты на почве удовлетворения потребностей супругов в питании, одежде, благоустройства домашнего очага, а также затрат на личные нужды одного из супругов;
  • конфликты на почве неудовлетворения потребности во взаимопомощи;
  • конфликты на почве разных потребностей в проведении отдыха и досуга, различных хобби.

Разумеется, данная классификация не охватывает всего многообразия супружеских конфликтов, но дает возможность систематизировать основные из них.

В основе конфликтов в воинских подразделениях лежит деформация уставных отношений и стратификации в армейской среде (иначе говоря, «дедовщина»). Тяжелые конфликты возникают в связи с сокращением армии, ее реформированием. Главная причина конфликтов - бытовая неустроенность офицеров, их семей в результате передислокации частей.

Особняком стоят конфликты в условиях изоляции и к тому же преступной субкультуры.

Конфликты в среде осужденных - это борьба между ними с помощью психического и физического насилия с целью занятия лидирующего положения, извлечения нетрудовых доходов, обладания запрещенными предметами, насильственного удовлетворения потребностей, мести за отклонение от преступных традиций и норм и др.