Новый замок "Castel Nuovo" возведенный в Неаполе Карлом Анжуйским.

С этой стороны замок били морские волны, поэтому тут он высок особенно.

Анжуйский построил этот шедевр в связи с переносом столицы его владений из Палермо.

Строительство началось под присмотром французских военных инженеров в 1279 году и продолжалось всего три года. Поэтому "новый" он относительно. Архитектором проекта был Пьер де Шоль.

В плане замок образует неправильную трапецию. По периметру сооружение украшено высокими, круглыми, зубчатыми башнями высотой 55 м. Три башни главного фасада - Георгиевская, Средняя, Сторожевая. У восточной стены когда-то плескалось море у остальных стен имелся глубокий ров.

Рядом с замком строят большой торговый комплекс - убийцу других магазинов в городе. Все это для тех кто сходит с корабликов.

Замок впечатляет со всех сторон.

В начале 1282 года Карл был величайшим монархом Европы. Но он упустил из виду своих врагов, изгнанников из Сицилийского королевства, которые были недовольны его деспотичным правлением и переносом столицы в Неаполь.


Статуя Карла Анжуйского на фасаде королевского дворца в Неаполе. Фото (С) интернет

На Пасху 1282 года в результате народно-освободительного восстания, вошедшего в историю как Сицилийская вечерня не позволила основателю вселиться в замок. Город перешел под контроль сицилийцев.

Карл умер и правление королевством перешло к его сыну - Карлу II Анжуйскому, известному также как «Хромой». В ходе Сицилийской вечерни он был схвачен и находился в плену, его выпустили лишь в 1288 г., после чего он смог наконец увидеть свою резиденцию.

Замок быстро стал центром политической жизни города и королевства. Здесь отрёкся от тиары Целестин V и был избран его преемник Бонифаций VIII.

Раньше тут плескалась вода. Взять такое укрепление было сложно, но русские справились. Об этом ниже))

Триумфальная арка Альфонса V имеет пять ярусов, украшена скульптурами и барельефами и увенчана статуей архангела Михаила.

Одна из скульптурных композиций изображает въезд короля Альфонса V Арагонского в замок.

Высота арки - 56 м.

После различных улучшений, произведённых при короле Роберте, замок был разорён войсками Людовика Венгерского. Королева Джованна отстроила укрепления и выдержала в замке осаду венгерской армии.

После ещё нескольких осад король Альфонс V велел укрепить замок на случай пушечного обстрела. При нём же над воротами появилась триумфальная арка с изображением его вступления в город — первое произведение ренессансной архитектуры в Южной Италии.

Силы природы также не смогли разрушить крепостных стен. Землетрясение 1456 года, разрушившее почти весь Неаполь, не нанесло замку даже малейших разрушений.

В 1494 году Кастель-Нуово вновь осаждали неприятельские армии (на этот раз французские). После перехода неаполитанской короны к испанским Габсбургам те бывали в Неаполе только наездами и, как правило, останавливались в этом замке.

В период франко-испанской войны (1635—1659) замку приходилось выполнять функции крепости. Впоследствии Новый замок стал резиденцией Карла III — испанского монарха.

В XIX веке укрепление использовалось как артиллерийский арсенал. Ныне в его стенах расположен городской музей.

1 октября 1805 года замком овладела русская эскадра под предводительством Дмитрия Сенявина. Городской совет Неаполя продолжал заседать в средневековом Зале баронов (где был изобличён заговор баронов) до 2006 года. Всех их пригласили и казнили.

Эта площадь напомнила мне Хрущева. Словно он рисовал... убери две башенки и район в Черемушках...

Дырка в воротах замка. В начале прошлого XX столетия легендарный Новый замок Неаполя получил статус исторического памятника.

Эти батальные сцены можно рассматривать часами.

Вход в крепость платный.

Достопримечательности: капелла святой Варвары, Большая ложа, капелла святого Мартина, зал Баронов. Последнее представляет собой квадратное помещение в башне, служившее тронным залом. Когда-то в нем король Фердинад I, зная о предстоящем покушении на него, арестовал мятежных баронов.

Сегодня мы с вами посмотрим Неаполь образцово-показательный, тот самый, который показывают туристам, привозимых на день из Рима на экскурсию «Неаполь-Помпеи». Наш маршрут по расстоянию будет совсем коротким: от площади Муничипио до площади Плебишито, но на «нить» его будут нанизаны весьма значимые объекты.

Начнем прогулку от площади Муничипио , скучновато-официальный облик который несколько оживляет фонтан Нептуна в центре (в создании этого фонтана участвовал Бернини ).

Здание Муниципалитета включает в себя (никогда не подумаешь) церковь Святого Якова (Сан-Джакомо-дельи-Спаньоли ). Церковь была построена в 16 веке, во время правления испанского вице-короля Педро Альвареса де Толедо (куда же испанцы без своего главного святого! где бы испанцы не оказывались, они возводили в честь Сант-Яго город или, на худой конец, церковь).

Церковь мирно простояла три столетия, а в 19-м веке неожиданно оказалась под одной крышей с мэрией. Остроумное решение (точнее, компромисс): и для городских властей здание на хорошем месте возвели, и культурный памятник сохранили. Кстати, в церкви Сан-Джакомо Педро Толедский и похоронен.

Дона Педро в Неаполе чтят и уважают: он правил здесь 21 год и за это время много сделал для наведения порядка и преображения Неаполя: замостил дороги, проложил новые улицы, перестроил работу городских служб. Благодаря этому человеку в городе появились «консерватории» – так назывались приюты для беспризорников (итал. «conservare» — «сохранить, беречь»). Бездомным детишкам давались основы грамоты, а также уроки музыки, чтобы в дальнейшем они могли работать певчими на клиросе. Вот откуда пошли современные консерватории.

В память о Педро де Толедо одна из главных городских улиц названа .

Кастель Нуово

От площади Муничипио отлично виден наш первый объект – Анжуйский замок , или Кастель Нуово. Забавно: если в Яндекс-переводчике на итальянском ввести «Maschio Angioino» (именно так называется эта достопримечательность), он вам, глазом не моргнув, вернет на русском «Кастель-Нуово». Меж тем само слово «maschio» по-итальянски означает то же, что «macho» по-испански, т.е. «самец». Так что дословно замок называется «Анжуйский самец».

Этому замку очень повезло с окружением – точнее, с отсутствием всяческого окружения. Он стоит один, как перст. Как и подобает строению подобного рода. Очень крепкий, брутальный, мощный, с башнями-донжонами по углам. А на входе – нежнейшая беломраморная вставка, которая смотрится легкомысленной крахмальной манишкой на доспехах рыцаря.

Замок построил французский архитектор Пьер де Шоль в 1279-1282 годах для короля Карла I Анжуйского в качестве новой королевской резиденции. Король хотел иметь укрепленный и хорошо защищенный замок в стратегическом месте, на берегу моря. В отличие от предыдущих замков: Кастель Капуано и – этот получил название Кастель Нуово (новый).

При Роберте Анжуйском, меценате и покровителе искусств, в Маскьо Анжоино находили приют художники, поэты, ученые, здесь жили Джотто, Бокаччо, Петрарка.

Триумфальной ренессансной аркой из мрамора Кастель-Нуово украсился при арагонском короле Альфонсо I-м, который желал въехать в свою новую королевскую резиденцию как триумфатор.

Арка увенчана фигурой триумфатора Альфонса

На барельефе изображена триумфальная процессия

Пройдем и мы через Триумфальную арку.

Барельефы на колоннах

Тут же под аркой – касса, входной билет стоит 6 евро. По меркам Неаполя, дороговато – скажем, билет в роскошный Королевский дворец стоит 4 евро.

Но, знаете, есть в Анжуйском замке то, чего мне жалко было бы пропустить и не увидеть. Впрочем, смотрите сами.

Итак, мы проходим во внутренний двор. Служащий на входе показывает, в каком порядке обходить помещения.

Внутренний двор замка

Мы начали с художественной галереи, расположенной на втором этаже правого крыла замка. Дирк Хендрикс, Лука Джордано, Франческо Солимена, Джованни Антонио д’Амато — картины этих художников чередуются с бюстами святых в золотых одеяниях, свезенных сюда из разных церквей. Среди прочих картин выделяется картина Марко Кардиско «Поклонение волхвов». Но, честно признаюсь, перед замком мы прошлись по Декуманам через большое количество церквей и к галерее подошли уже подуставшие от впечатлений. Так что галерея прошла немножко «мимо».

Антонио Стабиле. Распятие

Лука Джордано. Святой Николай в славе

На выходе из галереи стоят бронзовые врата с барельефами. Врата были созданы по заказу Ферранте Арагонского в 1475 году для увековечивания его победы над Джованни Анжуйским в 1462 году.

Врата некоторое время украшали вход в замок, а потом начались битвы за королевство между испанцами и французами. Французский король Карл VIII, захвативший Неаполь, погрузил на корабль трофеи (в том числе и ворота снял с замка) и отправил во Францию. По дороге корабль был атакован генуэзцами, которые мало того, что ядром пробили дверь, так потом эту дверь еще и отобрали. Правда, впоследствии вернули в Неаполь. И стоит теперь эта пробитая дверь с застрявшим ядром в музее замка.

Следующий зал был заполнен гипсовыми слепками итальянского скульптора Франческо Джераче (1853-1937).

По лестнице мы поднялись наверх и оказались на открытой лоджии, под стеной Золотой башни. Стены и четыре башни замка сделаны из серого вулканического камня – пиперно, а одна из башен – из желтого туфа. Вот она-то и называется Золотой.

Золотая башня

Вид с лоджии – на порт и на окрестные дома. Из дымки проступает Везувий.

Перед замком — порт Моло Беверелло. Отсюда отправляются алискафы (быстроходные суда) на Капри, Искью, Сорренто и далее.

Университетский дворик с интересной лестницей: половина внутреннего конуса и половина внешнего.

Потом мы прошли в Палатинскую капеллу (или капеллу Санта-Барбара). Когда-то она была расписана Джотто. Большинство фресок, увы, утеряно.

Со двора есть еще вход в капеллу Чистилища душ, в которую можно заглянуть через стеклянную дверь – и ничего не разглядеть. В качестве слабой компенсации на табличке подробно расписано, что в капелле хранится.

Самое вкусное оставлено напоследок.

И вот мы поднимаемся по внешней лестнице на второй этаж

и оказываемся в неожиданно большом и высоком зале со сводчатым потолком. Это так называемый Зал Баронов , главная часть средневекового замка. Здесь стоял трон, здесь проходили приемы и пиры.

Построен этот зал был по приказу Роберта Анжуйского в 1330 году, и тогда же его расписал Джотто. На фресках Джотто изобразил Самсона, Геракла, Соломона, Париса, Гектора, Ахилла, Энея, Александра и Цезаря. К несчастью, и эти фрески были утрачены.

При Альфонсе Арагонском архитектор Сагрера расширил помещение.

А свое название зал получил после одного памятного происшествия. Король Ферранте I узнал, что бароны готовят против него заговор и, в числе прочих, пригласил заговорщиков на свадьбу своей племянницы. Во время свадьбы (которая проходила именно здесь) бароны были схвачены. Впоследствии некоторых из них казнили.

Сейчас зал мрачен, пуст и темен. Но впечатление производит сильное. Есть в нем простота, грубость и мощь, присущая той эпохе, и воображение легко заполняет это пространство рыцарями в доспехах, сидящими за длинными столами при свете факелов. Похожее впечатление на меня произвел Старый Королевский дворец в Пражском Граде: огромное пустое пространство, в котором, собственно, сохранились только стены и потрясающий звезчатый свод. Зал Баронов тоже накрыт сводом в виде восьмиконечной звезды.

Однако мы с вами подзадержались в Кастель Нуово. Идемте дальше.

Справа от замка, за рвом, начинается Королевский сад , вход в который преграждают ворота, украшенные скульптурами Клодта . Эти скульптуры – копии тех, что стоят на Аничковом мосту в Питере – подарок русского царя Николая I неаполитанскому королю Фердинанду II.

Проходим мимо Королевского сада.

Прямо перед нами – оперный театр Сан-Карло.

Театр Сан-Карло

Оперный театр Сан-Карло был построен в Неаполе по указу Карла III Бурбона. Здание возвели всего за 9 месяцев – строители спешили «сдать объект» к тезоименитству короля. И, действительно, открытие нового театра в Неаполе произошло ровно в назначенную дату – 4 ноября 1737 года, в день святого Карла. Театр тоже назвали в честь этого святого — Сан-Карло.

Построили его в непосредственной близости от Королевского дворца и соединили с дворцом галереей, так, чтобы королевская семья могла кратчайшим путем проходить на представления.

При желании в театр Сан-Карло можно легко попасть – если не на представление, то на экскурсию.

Экскурсии проводятся на итальянском и английском языках, ежедневно, сеансы: 10-30, 11-30, 12-30, 14-30, 15-30, 16-30. Стоимость – 7 евро.

Я в театр Сан-Карло ходила на утренний сеанс в 11-30. Билеты на спектакли и на экскурсии продаются в одной кассе, слева от входа. При покупке билета меня предупредили, что сейчас в театре проходит репетиция оркестра, поэтому экскурсия будет немного урезана, но в качестве компенсации мы некоторое время посмотрим репетицию. И билет будет стоить не 7 евро, а 5.

Я, конечно, согласилась.

Мы прошли в фойе театра, прослушали вводную информацию, а потом зашли в одну из лож и слушали музыку.

Играл симфонический оркестр. Акустика в зале отличная, я получила большое удовольствие.

После того, как дирижер распустил музыкантов, мы спустились в партер, и там, слушая экскурсовода, рассматривали оформление зала.

Изначально ложи были обиты темно-синим и голубым бархатом. Это традиционные цвета Бурбонов.

Каждый ярус лож — со своим рисунком:

Окантовка плафона

Герб Бурбонов над сценой

Королевская ложа


Галерея Умберто I

Напротив театра находится галерея Умберто I.

Галерея Умберто I Савойского похожа на галерею Витторио Эммануэле II в , как дочка на маму. Или, вернее, как сын на отца, поскольку Умберто I был сыном Витторио Эммануэле II (напомню, что отец был первым королем объединенной Италии, а сын — вторым).

Галерея построена в 1890 году и представляет собой два пересекающихся под прямым углом крытых пассажа. Место их пересечения накрыто большим прозрачным куполом.

Галерея имеет 4 входа. Самый представительный из них находится напротив театра Сан-Карло. Это высокий портал с колоннами, украшенный скульптурами, символизирующими добродетели и части света.

Галерея заполнена дорогими магазинами, как и положено всякому пассажу. Это красивая элегантная торговая зона, где приятно пройтись и где есть чем полюбоваться. Желающие могут отыскать на полу галереи мозаичное изображение своего знака зодиака и, встав на него, загадать желание.

Близнецы

Еще одна из доступных для рядового туриста радостей — купить неаполитанских сластей у пироженщика, который стоит в самом конце галереи при выходе на виа Толедо.
Этого пироженщика нам показали в первый наш приезд в Неаполь и посоветовали непременно отведать местных ром-баб. «Фу, ромовая баба», — подумала я, вспомнив сухую конусообразную булку из моего школьного детства. Но — все-таки купили и ром-бабу, и других сластей. А потом еще пришли за добавкой.

После этого я еще два раза была в Неаполе и всякий раз покупала в галерее Умберто пирожные. И почти всегда вокруг пироженщика толпится народ. А неаполитанская ром-баба похожа на нашу только своей формой. Неаполитанская — меньше размером, пропитана ромовым сиропом и вкус имеет божественный.

К галерее Умберто примыкает маленькая площадь с фонтаном — пьяцца Триесте-е-Тренто, к которой углом подходит торжественная, вольготно раскинувшаяся пьяцца Плебишито, разъединяющая два противостоящих здания: Королевский дворец и церковь Сан-Франческо ди Паоло.

Пьяцца Триесте е Тренто

Оставим эту великолепную пару на следующий раз, а этот рассказ закончим в приятном месте — кафе Гамбринус, расположившимся как раз на маленькой площади Триесте-е-Тренто. Зайдите сюда выпить чашку кофе — здесь он потрясающий. Пирожные тоже на любой вкус. Слегка подкрепимся и отправимся смотреть Королевский дворец.
или
Если вы хотите получать сообщения о появлении на сайте новых рассказов, вы можете оформить подписку.


Кастель Нуово – средневековый замок и бывшая резиденция королей в Неаполе. Глядя на замок, кажется, что его каким-то чудом перенесли сюда из Франции или Испании. Так и есть, ведь он представляет наследие бурной истории Неаполя, который после падения Римской империи принадлежал разным иностранным монархам вплоть до XIX века.

Кастель Нуово примечателен тем, что в свое время был не просто фортификационным сооружением, но и центром королевской власти, резиденцией, где находился двор короля, а также гостеприимным местом для выдающихся людей своего времени. Хотя за долгую историю замка не обошлось без довольно кровавых событий, которые могли бы вдохновить Джона Мартина на отдельную главу «Игры престолов».

Сегодня замок – это Городской музей , в котором представлены работы художников и скульпторов-уроженцев Неаполя и юга Италии. Если вы хотите узнать больше о солнечном и немного сумасбродном Неаполе, то посещение Кастель Нуово должно стать обязательным пунктом вашей экскурсионной программы.

Экскурсии по и окрестностям с русскоязычным гидом. Для заказа => planmytrip@сайт, +7 910 476-34-33 (WhatsApp)

1. Где находится замок Кастель Нуово

Замок Кастель Нуово находится в самом сердце Неаполя, между Via Vittorio Emanuele III и набережной, рядом с палаццо Сан-Джакомо (муниципалитет) и Королевским дворцом. Ближайшая к дворцу станция метро: Municipio. От железнодорожного вокзала можно дойти за пешком за 40 минут, от морского причала – за 10 минут.

Адрес: Via Vittorio Emanuele III, 80133.

2. Когда и при каких обстоятельствах построен замок Кастель Нуово

Карл I Анжуйский

Замок Кастель Нуово построен в 1279-1284 гг. по приказу Карла I Анжуйского, основателя Анжу-Сицилийской династии Капетингов. Король значительно расширил свои владения в Провансе, Тоскане и на юге Италии, потому посчитал целесообразным перенести свою столицу из Палермо в Неаполь.

В Неаполе уже имелись крепости, в которых мог бы поселиться Карл I вместе со своей свитой. Но они не соответствовали его амбициозным планам создать комфортную, роскошную и вместе с тем хорошо укрепленную резиденцию рядом с морем для себя и своего двора. Однако скоропостижная кончина после Сицилийской вечерни (войны, стоившей Карлу I короны Сицилии) помешала ему хоть сколько-то оценить комфорт новой резиденции. Только его сын Карл II смог заселиться в замок, обжить и в полной мере ощутить его достоинства.

3. Почему замок называется новым, ведь он старый (построен в Средние века)?


Замок Кастель-дель-Ово

Уже во время постройки замок стали называть новым (Castrum Novum), чтобы отличить его от более старых замков, уже имевшихся в Неаполе – Кастель-дель-Ово (Castel dell’Ovo – «замок яйца») и Капуано (Capuano). Второе название Кастель Нуово – Маскио Анджоино (Maschio Angioino, что переводится как «анжуйский донжон»).

4. Место притяжения для выдающихся личностей

Кастель Нуово, особенно в Средние века и эпоху Возрождения, как королевская резиденция привлекал выдающихся личностей своего времени, которые посещали Неаполь в качестве гостей королевского двора или с официальным визитом. С реди тех, кто бывал в Кастель Нуово, помимо неаполитанских, арагонских и испанских монархов, – автор «Декамерона» Джованни Боккаччо, художник Джотто, создавший для замка цикл фресок (большая часть из них не сохранилась), поэт Петрарка.

5. Триумфальная арка замка Кастель Нуово – выдающийся пример искусства эпохи Возрождения


После поражения Анжуйского королевства новыми владельцами замка стали арагонские короли. Король Альфонс V Арагонский перенес свою столицу, как когда-то Карл I Анжуйский, из Барселоны в Неаполь. Он восстановил и значительно укрепил замок, сильно пострадавший в предыдущих войнах. Замок получил трапецевидную форму с 5 мощными циллиндрическими башнями.

По заказу Альфонса V в 1443 году была создана Триумфальная арка – входной портал в замок, украшенный барельефами и скульптурами, изображающими триумфальный въезд короля в Неаполь. Триумфальная арка считается одним из выдающихся примеров искусства эпохи Возрождения на юге Италии.

6. Зал баронов в Кастель Нуово

Руководителем работ по перестройке замка при Альфонсе V Арагонском, новом хозяине замка, стал талантливый архитектор Гильермо Сагрера . Для главного зала замка Сагрера создал уникальный каркасный потолок с отверстием посередине (окулюсом). Зал, в котором находится потолок, получил название «Зал баронов » , что связано с довольно кровавым событием в истории Неаполя.

Именно в этом зале король Фердинанд I, внебрачный сын Альфонса V, устроил западню для баронов, недовольных его правлением . Сюжет «Игры престолов » : король сделал вид, что простил заговорщиков и пригласил их в знак примирения на свадьбу внучки. Пока те пировали, он приказал страже закрыть двери, арестовать и затем казнить мятежников. Так бароны повторили судьбу гостей на печально известной «красной свадьбе» Джорджа Мартина.

7. Палатинская часовня


При входе во внутренний двор замка взгляд сразу упирается в массивное здание часовни с круглым готическим окном «роза». Постройка относится к XIV веку, массивный мраморный портал появился на столетие позже. Джотто и его ученики расписали часовню фресками на сюжеты из Ветхого и Нового Завета. К сожалению, до наших дней сохранились только небольшие фрагменты.

8. Крокодиловая яма

Под Палатинской часовней находится пространство, которое прозвали «крокодиловой ямой». Во времена правления Арагонской династасии яму использовали как хранилище для зерна, но так же и как тюрьму для приговоренных к смерти преступников. Однажды преступники стали таинственным образом исчезать, хотя выбраться из ямы было невозможно.

Как гласит легенда, в яме затаился крокодил, которого привезли на корабле вместе с пшеницей из Египта. Он охотился на беспомощных пленников, утаскивая их израненные трупы в свое логово, невидимое для стороннего взгляда. Крокодил подъедал заодно и надоевших любовников королевы Иоанны Арагонской, которых она сбрасывала в секретный люк. В итоге от хищной рептилии-каннибала решили избавиться, выманив ее из логова тушей целой лошади.

9. Стоимость посещения и время работы музея в Кастель Нуово


«Поклонение волхвов» (1519 г., художник Марко Кардиско)

До 1815 года Кастель Нуово оставался резиденцией королей Неаполя, Арагона, Испании, после чего в замке разместили артиллерийский арсенал.

В наши дни в Кастель Нуово находится Городской музей (Museo Civico). На первом этаже выставлены картины и скульптуры XV-XVIII вв., в основном созданные по заказу церкви неаполитанскими и калабрийскими художниками.



Они прекрасно вписаны в городской ландшафт между холмами и морем, построены по лучшим канонам военной архитектуры и помнят о бурной истории Неаполя. Рассказываем про 4 главных замка Неаполя.

Вконтакте

Кастель-делл’Ово

Легенда гласит, что римский поэт Вергилий спрятал в подземельях Кастель-делл’Ово волшебное яйцо. И не просто спрятал, а разработал хитрую систему.

Он положил яйцо в кувшин, наполненный водой, а кувшин поместил в железную клетку, подвешенную на перекладине. Пока яйцо оставалось целым, и крепость, и сам город выдержат любую беду.

Вот откуда произошло название замка; правда это не первое из его имён: как и пристало такому древнему сооружению, он успел переменить несколько названий. Место, где стоит крепость, - это небольшой островок Мегариде, на котором остановили свой выбор древние греки из Кум, основавшие здесь новый город Парфенопу (территория поселения также охватывала холм Монте-Экия к северу от островка).

В I в. до н.э. на этом участке построил свою роскошную виллу Луций Лициний Лукулл - римский военачальник, который прославился своими пирами. На вилле чего только не было: пруды с живой рыбой и садки, где разводили ядовитых мурен (древние римляне ценили их мясо), вишневые и персиковые деревья, завезенные из Персии и Турции. Вокруг были разбиты великолепные сады: территория виллы доходила до нынешней улицы виа Кьятамоне, и там же сохранились руины некоторых построек. Весь комплекс назывался «Замком Лукулла» (Castrum Lucullanum), и это название оставалось в употреблении вплоть до средневековья.

Впоследствии эта земля переходит в собственность императора, и в V в. н.э. Валентиниан III распоряжается возвести здесь первые укрепления. В средневековье сюда приезжают византийские монахи, которые строят на руинах виллы свой монастырь. А ещё позднее герцоги Неаполитанские распоряжаются разобрать укреплённую обитель, чтобы сарацины не устроили из неё свой аванпост.

В XII в. замок снова отстраивают под названием Arx Sancti Salvatoris, а в 1140 г., при Рожере II, он становится центральным элементом системы городских укреплений. Наряду с Кастель-Капуано он служит резиденцией короля, а в период правления Швабской династии в нём также располагаются казна, королевские палаты и государственная тюрьма. В XII в. анжуйцы проводят новый этап реставрации и перестройки, дабы здание лучше удовлетворяло потребностям королевской семьи.

В последующие столетия замок не раз оказывается в центре перипетий неаполитанской истории. Он становится свидетелем землетрясений и предательства, грабежей и обстрелов, не раз переходит из рук в руки и, конечно, постоянно перестраивается и модернизируется. Окончательный облик сооружение приобретает в XVI в., когда в связи с развитием артиллерии были модифицированы стены и башни. Постепенно замок утрачивает функции резиденции и становится исключительно военным сооружением, а также тюрьмой.

После объединения Италии рассматривалась идея снести замок и построить на его месте новый квартал, однако этот проект не был реализован. А после реставрации 1975 г. замок открыли для посещения; примечателен он тем, что здесь множество террас с прекрасными панорамными видами на город и на залив.

Кастель-Капуано

Кастель-Капуано ‒ второй в Неаполе по старшинству. Построили его норманны неподалёку от одноименных ворот в городских стенах.

Инициатором строительства выступил король Вильгельм I Злой: в XII в. он распорядился возвести крепость на месте некрополя древнеримской эпохи. Замок сочетает функции цитадели и резиденции. При Фридрихе II последняя становится преобладающей, и всё здание систематически перестраивается.

В XIII в. Неаполь переходит под власть Анжуйской династии; новый король строит для себя великолепную укреплённую резиденцию ближе к морю (Кастель-Нуово), но и прежнюю оставляет за собой. Именно в Кастель-Капуано в 1370 г. останавливается Франческо Петрарка, папский легат, прибывший в город по поручению Климента VI. Здесь же король Неаполя Карл III женился на Маргарите Дураццо, сыграв пышную и красочную свадьбу. Местному гарнизону тоже скучать не приходилось: замок осаждали то венгры, то арагонцы.

В XVI в. Кастель-Капуано становится зданием городского суда, который оставался здесь до недавнего времени. Архитекторы Фердинандо Манлио и Джованни Бенинказа перестраивают замок, перепроектируют интерьеры, а в подземельях обустраивают темницы с изощрённым пыточным оборудованием. Судебную власть в городе возглавлял королевский наместник (викарий), поэтому замок стали называть палаццо-делла-Викария. В 1857-58 гг. здание снова передлывают: оно обретает новый фасад, а балконы превращаются в окна.

После переделки залы замка украшают и расписывают тематическими фресками. В капелле-делла-Соммария сохранились росписи Педро Рубиалеса со сценами из Нового Завета (они датируются примерно 1547 г.). Более поздние фрески можно увидеть на сводах зала перед библиотекой и в зале судебного совета. Салон апелляционного суда расписал Антонио Каччапуото вместе с другими художниками конца XVIII в.; они украсили стены салона аллегорическими изображениями провинций королевства. Также примечателен зал с мраморными бюстами знаменитых неаполитанских адвокатов.

Кастель-Нуово (Маскьо-Анджоино)

В 1266 г. Карл I Анжуйский становится королем Сицилии и переносит столицу в Неаполь, где по его воле всего за три года возводят роскошный замок-резиденцию, который вместе с двумя другими крепостями формирует новый центр власти в городе.

Правда, первым королем, которому удалось в нем пожить, стал Карл II Хромой, успевший также модифицировать и украсить здание. Карл имел большое влияние на папу Целестина V, который отрёкся от Святого престола именно здесь (это случилось 13 декабря 1294 г.); «от великой доли / отрекся в малодушии своем» - писал о нём Данте Алигьери.

Следующую перестройку замка произвёл в XIV в. Роберт Анжуйский, превративший Кастель-Нуово в крупный культурный центр, где гостили Петрарка и Боккаччо. Джотто и другие известные художники были приглашены, чтобы расписать Палатинскую капеллу, тронный зал и другие помещения замка. А вот первое нападение на крепость совершили венгры, атаковавшие неаполь в 1347 г.; как и для других цитаделей, для Кастель-Нуово это был лишь первый эпизод продолжительного сериала, в котором были осады, штурмы и обстрелы.

В 1443 г. король Альфонсо пригласил каталанского архитектора Гиллема Сагреру, чтобы он приспособил резиденцию под потребности своего великолепного двора. Началась масштабная реконструкция, в ходе которой были возведены новые круглые башни, способные лучше выдерживать обстрелы тогдашней артиллерии, а также триумфальная арка в стиле Возрождения работы Франческо Лаураны и других мастеров. Был переделан и расширен и тронный зал, утративший фрески Джотто. Зал превратился в единое огромное пространство с восьмиугольным куполом, полом из белой и голубой майолики, покрытой глазурью. Около 1487 г. Фердинанд I Арагонский пригласил в этот зал нескольких баронов, затеявших против него заговор, якобы чтобы отпраздновать свадьбу своей племянницы, а затем арестовал и казнил их; с тех пор это место прозвали «Залом Баронов».

Замок перестал служить резиденцией уже в XVI в., за исключением тех случаев, когда здесь останавливались испанские короли, приезжавшие в Неаполь с визитом. А в XVIII в., когда в городе начинают строить королевские дворцы, Кастель-Нуово полностью утрачивает эту функцию. Здесь обустраивают арсенал и складские помещения, а в XX в. здание изолируют от городской застройки: на месте снесенных бастионов появляется небольшая площадь с клумбами. Замок открыт для посещения. В нём работает городской музей, чья экспозиция располагается в нескольких залах, включая Палатинскую капеллу, Оружейную палату и выставочные залы с фресками, картинами и скульптурами на религиозные сюжеты, среди которых работы Баттистелло Караччоло, Фабрицио Сантафеде, Луки Джордано и Маттиа Прети.

Кастель-Сант’Эльмо

© StripedNadin / Shutterstock

Этот замок построен на месте, где прежде стояла норманнская башня, на высоте 250 метров над уровнем моря.

Первый замок здесь соорудили в XIV в. по по воле короля Роберта Мудрого. Испытания не заставили себя долго ждать: замок вскоре осадили войска Людовика Венгерского. Стратегическое положение замка делало его желанной добычей всякого, кто стремился взять город под свой контроль, так что несколько сотен лет он регулярно выдерживал осады и отстраивался заново. Как и другие городские замки, он использовался в качестве тюрьмы; среди знаменитых заключенных местных подвалов числится, например, философ Томмазо Кампанелла. В 1799 г. Кастель-Сант’Эльмо стал опорным пунктом восстания неаполитанских республиканцев, а в период борьбы за объединение Италии здесь останавливались многие яркие фигуры патриотического движения. Сейчас здесь работает музей Неаполя в XX в. 1910-1980; кроме того, именно из этого замка открываются самые эффектные панорамные виды на город.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Кастель-Нуово или «Новый замок» построили в Неаполе в 13 веке по приказу Карла Анжуйского. В городе уже был один замок, Кастель-дель-Ово , поэтому вопрос с названием решили просто. Соорудили его за 3 года, Карл официально перенес столицу из Палермо в Неаполь и планировал обустроить тут королевскую резиденцию. Но местные жители устроили восстание против французской власти, так что в замке смог поселиться только его сын, Карл II.

Нуово пережил не одно нападение чужестранцев и местных жителей и землетрясение, несмотря на что хорошо сохранился. В разные века его достраивали и перестраивали - укрепляли при угрозе врага, расширяли площади для удобства местных властей. До 2006 г. в здании заседал Городской совет, сейчас в замке открыт Муниципальный музей.

Что посмотреть

Крепость на берегу моря привлекает внимание необычным сочетанием ажурных белых ворот в ренессансном стиле и тяжеловесных башен, единственным украшением которых служат крохотные бойницы и «зубчатый» верхний край. Башен всего 5: по бокам от арки и в каждом углу крепости, основание которой выполнено в форме трапеции. Восточная стена раньше омывалась морем, остальные окружены рвом.

Высота замка больше 50 м, с его стен открывается красивый вид на расположенный рядом порт.

Внутри посетителям показывают бывшие королевские покои, Палатинскую капеллу, Зал Баронов и небольшую часовню со статуей Мадонны Пилар. Капелла, которую еще называют церковью Св. Варвары или Сан-Себастьяно, примечательна старинными фресками работы Джотто. В музее собрана большая коллекция предметов средневекового искусства, в том числе серебра и оружия. Значительная часть экспозиции рассказывает об истории Неаполя.