О пренатальной и перинатальной психологии или что изучает психология беременности? Что такое перинатальная психология.

Чтобы посмотреть информацию о учебной программе Перинатальная психология, пройдите на страницу программы:

Первым шагом могло бы стать формирование общественного мнения на основе научных достижений перинатальной психологии, признающего, что общество в целом и каждый его член в отдельности ответственны за жизнь и здоровье каждого зачатого человека. Такое общественное мнение способствовало бы созданию зоны комфорта для будущей матери и максимальному устранению психотравмирующих раздражителей.

Вторым необходимым шагом должно стать формирование новой философии и технологии родовспоможения, призванных уменьшить уровень стресса матери и объем негативной информации, наносящей травму ребенку, груз которой человек несет всю последующую жизнь.

Третьим аспектом должно стать продолжение научных исследований в области перинатальной психологии, которой предстоит, прежде всего, найти ответы на вопросы: каким образом информация (в первую очередь, эмоциональная) поступает от матери к ребенку? Каким образом полученная информация фиксируется в его памяти? Ответы на эти и другие вопросы позволят ближе подойти к пониманию того, что мы называем психикой человека, к решению и профилактике ряда психологических проблем у будущих поколений людей.

Пренатальная психология изучает психологию не родившегося ребёнка, его реакцию на внешние раздражители и дальнейшее развитие в зависимости от условий, которые были созданы во время беременности.

Она указывает на ряд невероятных способностей, которыми обладает ребёнок, ещё находящийся в чреве матери, в частности о восприятии общения, которое необходимо для правильного формирования личности ребёнка в будущем.

История пренатальной психологии

Пренатальная психология вошла в современную жизнь с 70х-80х годов ХХ века. Именно тогда начались программы по массовому наблюдению и опытами относительно общения не родившихся детей и их матерей.

Именно тогда была сформирована теоретическая база, которая позволила доказать один факт – дети имеют все необходимое для общения с миром даже не выбравшись на свет. К трём месяцам беременности у ребёнка формируется вкусовое и тактильное восприятия, после чего начинает формироваться слух и зрение.

Именно во время беременности начинают закладываться основы эмоциональной и личностной системы будущего человека. Малыш очень остро реагирует на эмоциональное состояние мамы, речь окружающих и эмоции людей, которые высказываются относительно матери.

Дети в утробе способны различать и узнавать голоса, например отца и других близких родственников – после рождения ребёнок замечательно опознаёт и реагирует на голоса родителей.

Исследования в области развития, проведённые позже, установили, что ребёнок распознаёт голос матери и отличает его от всех других голосов уже в утробе, а после появления на свет голосовые особенности его крика прямо связаны с особенностями того языка, на котором разговаривала мать.

Пренатальная психология на современном этапе развития

Сегодня вопросы подготовки женщины к родам и материнству как никогда актуальны. Связывается это не только с демографической ситуацией и курсом на повышение рождаемости, но так же и с желанием государства помочь женщине в столь непростой ситуации смены жизненной роли.

В связи с этим женское здоровье и здоровый климат в семье становятся особенно важными вопросами. При этом уделяют внимание не столько физическому, сколько психологическому здоровью будущих родителей и их готовности к появлению на свет их ребёнка.

Все мы, даже не имея специальной подготовки, понимаем, что беременность – это совершенно особый период жизни каждой женщины. Этот период не только отражается на её гормональном фоне, но накладывает отпечаток и на микроклимат в семье. Изменяется психологическое состояние будущих родителей, что приводит к изменениям отношений внутри семьи.

Именно поэтому этот период является кризисным для каждой семьи. Задача профессионалов, ведущих беременную – помочь ей и её семье пережить кризис с минимальными потерями. Сделать это под силу только опытному профессионалу, имеющему представление о том, что такое беременность, о её правилах и законах, а также о том, как должны развиваться отношения внутри семьи в период беременности женщины.

Оказать грамотную помощь, быть рядом в непростой период беременности, родов и в послеродовой период – задача специалиста, справившись с которой он вносит свой вклад в душевное и психологическое здоровье нации.

К сожалению, в нашей стране подготовка к родам еще не так развита, как в зарубежных странах. А тем временем курсы подготовки к родам – это лучший вариант подготовки к изменению своего социального статуса. Курсы подготовки к родам помогают женщине больше узнать о своём состоянии, избежать лишних волнений и тревог, быть готовой к предстоящим родам и материнству. Уверенность и отсутствие лишних тревог – это верный путь к родам без осложнений. Избегая лишних стрессов, женщина обеспечивает полноценное внутриутробное развитие своему малышу, не причиняя ему вреда.

Важность нормального внутриутробного развития уже давно не ставится под сомнения. Каждый человек помнит этот период, но воспоминания эти находятся глубоко в подсознании, накладывая отпечаток на всю последующую жизнь. Проблемы с вынашиванию беременности, родами могут стать причиной развития у ребенка страхов и неуверенности в себе, трудностей в общении с окружающим миром и других проблем во взаимодействии ребёнка с окружающей средой.

Пренатальный психолог – грамотная помощь для лучшего будущего

Основная задача пренатального психолога – поддержка женщины, решившей стать матерью. Оказать грамотную помощь и не навредить будущей маме может только уверенный в себе специалист, знающий все тонкости и нюансы ведения беременности.

Хороший специалист сможет не только рассказать о физиологии протекания беременности, но также и научит общению с малышом в период внутриутробного развития, избавит от страхов, научит дыхательным упражнениям и даже расскажет о том, как правильно выбрать родильный дом.

Получить объёмные и тщательные знания в области пренатальной психологии крайне важно для обоих родителей – это поможет правильно сформировать личность малыша и заложить позитивный фундамент под будущее эмоциональное и интеллектуальное развитие.

Именно такие знания предлагает всем желающим наш – мы поможем вам задать верный эмоциональный фон, поможем вам правильно рассчитать все шаги и сделать своего малыша счастливым.

Создайте крепкое будущее для своей семьи, формируйте эмоциональное развитие своего ребёнка во всеоружии. Избегайте отрицательных воздействий правильно – это будет отличным фундаментом для спокойного формирования личности вашего малыша.

О психической жизни нерождённого ребёнка или только что родившегося (наука о начальной фазе развития человека - пренатальной и перинатальной). Область знаний (подотрасль психологии развития), которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: пренатальной (антенатальной), перинатальной (интранатальной) и неонатальной (постнатальной) фазах развития, и их влияние на всю последующую жизнь.

История

Инициатором создания пре- и перинатальной психологии является психолог и психоаналитик Густав Ханс Грабер (Dr. phil. Gustav Hans Graber ), который 1971 году сформировал в Вене Международную исследовательскую группу по пренатальной психологии. В 1986 году в Бадгайстене (Австрия) прошёл первый Международный конгресс под девизом содействия пренатальной психологии. Там же было провозглашено о создании Международной ассоциации пренатальной и перинатальной психологии и медицины (International Society for Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine - ISPPM ). В последующем конгрессы ISPPM проходили каждые три года. Первым президентом ISPPM был Густав Х. Грабер (Швейцария). C 1989 году издается Международный журнал пренатальной и перинатальной психологии и медицины (выходит четыре раза в год на английском и немецком языках). Первая конференция по перинатальной психологии в акушерстве была проведена весной 1994 года в Санкт-Петербурге в роддоме №12 (Лукина Е.Л. и Коваленко Н.П.). В России первая Ассоциация перинатальной психологии и медицины (АППМ) зарегистрирована в Иванове в 1994 году . В 1998 году в структуре МИПУ была учреждена Российская Ассоциация Перинатальной Психологии и Медицины (руководитель - Коваленко Н.П.). При Российском психологическом обществе имеется секция по перинатальной психологии. С 2004 года издается журнал «Перинатальная психология и психология родительства». По перинатальной психологии имеется специальный сайт Российского психологического общества.

Концепция

Пре- и перинатальная психология исходит из психоаналитических моделей (Graber, Caruso, Kruso ), теоретических и методологических концепций психологии развития (Schindler ) и эмбриологии (Blechschmidt ). Психонейроэндокринология беременности и родов (Fedor-Freybergh) обеспечила решающую связь между психологией и медициной , и позволила плодотворно совместно работать над одной проблемой психологам , неврологам , генетикам , гинекологам , акушерам , неонантологам, педиатрам и эндокринологам .

Теоретические подходы к обоснованию перинатальной психологии

Перинатальная психология, как междисциплинарная наука, нуждается в обосновании теоретическими положениями смежных разделов, которые наиболее отвечают её цели и задачам. Вследствие отсутствия единства взглядов появилось большое количество программ обучения перинатальных психологов, существенно отличающихся друг от друга по содержанию и качеству. Господствующие в перинатальной психологии взгляды можно разбить на четыре большие группы, отличающиеся друг от друга теоретическими подходами :

  • эклектически-дилетантский подход;
  • медико-редукционистский подход;
  • психолого-редукционистский подход;
  • интегративный биопсихосоциальный подход.

Эклектически-дилетантский подход к обоснованию теории перинатальной психологии в основном встречается в работах лиц, не имеющих к психологии никакого отношения. Они пытаются компенсировать недостаток медицинских и психологических знаний набором случайных, не связанных друг с другом идей, сведений, резонёрскими рассуждениями. Для этого подхода типично ограниченное представление о перинатальной психологии, согласно которому её задачи заключаются в том, чтобы привести беременных пациенток в состояние хронической эйфории. Эффективность своей работы дилетанты оценивают исключительно по субъективным критериям: собственным впечатлениям и отзывах беременных. Причём отзыв написать они предлагают тогда, когда уверены, что он положительный. Это вызывает негативное отношение врачей и дискредитирует в их глазах перинатальную психологию, осложняет сотрудничество психологов и медиков в данной области.

Медико-редукционистский подход связан с тем, что в настоящее время понимание психологии у многих врачей-акушеров остаётся весьма поверхностным, утилитарным. Редукционизм подхода медицинских работников к перинатальной психологии проявляется в том, что все возникающие с репродуктивным здоровьем проблемы они объясняют исключительно биологическими причинами и понимают психологию как набор тестов и техник. При таком отношении врачи не склонны объяснять пациенткам свои действия, обсуждать их, предлагать варианты. В качестве теоретической основы они используют в основном биологические и медицинские знания.

Психолого-редукционистский подход отличается от эклектически-дилетантского подхода наличием стройной теоретической базы, что характерно и для медико-редукционистского подхода. Но в противоположность последнему, при психолого-редукционистском подходе считается, что течение репродуктивного процесса определяется преимущественно психологическим состоянием партнёров, и поэтому при возникновении проблем необходима прежде всего психокоррекция. Биологическим, физиологическим, медицинским уделяется мало (или вообще никакого) внимания.

Биопсихосоциальный подход к перинатальной психологии представляет собой соединение биологических, психологических и социальных построений в единую теоретическую модель, нацеленную на наиболее полное понимание закономерностей и взимосвязей процессов, связанных с репродукцией. Для того, чтобы эта модель стала проводником научно обоснованных методик в практическую работу перинатальных психологов и психотерапевтов, необходимо подобрать такие теоретические конструкты, которые создали бы интегративную, а не эклектичную модель. В России получили распространение биопсихосоциальные модели, предложенные независимо друг от друга Н. П. Коваленко, Г. Г. Филипповой и И. В. Добряковым.

Перспективы развития

Новая психология быстро развивается, поскольку отвечает потребностям совершенствования процессов развития, воспитания и обучения детей в эпоху демографического кризиса , вызванного прекращением гиперболического роста численности населения Земли . Психологизация обучения позволяет использовать пре- и перинатальную психологию как необходимый этап реформирования школьного обучения.

По инициативе секции Перинатальной психологии Российского психологического Общества в рамках инновационного проекта «Журнал практического психолога» с 2004 года выходит журнал «Перинатальная психология и психология родительства», который является первым научным периодическим печатным изданием, посвящённым проблемам перинатальной психологии и психологии родительства, проблемам диадических отношений, детско-родительского взаимодействия, проблемам профессиональной деятельности и подготовки психологов в области перинатальной психологии .

Ссылки

  • Российская Ассоциация Перинатальной Психологии и Медицины
  • «Перинатальная психология»: научно-методический проект для специалистов, занимающихся проблемами медико-психологической поддержки семьи во время ожидания ребенка и его раннего возраста

Библиография

  • Коваленко Н. П. Перинатальная психология. СПб, 2000.
  • Васина А. Н. (сост.) Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода. - М.,УРАО. 2005.
  • Сирс У., Сирс М. В ожидании малыша. - М., Эксмо. 2006.
  • Материалы V Всероссийского Конгресса по пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинаталогии (Москва, 29 мая - 2 июня 2005 г.). - М., 2005.
  • Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. - М.: «Издательство АСТ», 2005. - ISBN 5-17-011168-1
  • Добряков И.В. Перинатальная психология. - СПб.: Питер, 2010. - 272 с. - ISBN 978-5-49807-191-6
  • Chamberlain D. Babies Remember Birth. - 1988; 3rd edition (The Mind of Your Newborn Baby) 1988.

Перинатальная и пренатальная психология (лат. pre — до, лат. peri — около, лат. natalis — относящийся к рождению) — это направление психологии , занимающееся изучением условий становления психики ребёнка, находящегося в утробе матери или только что родившегося.

Беременные женщины уже давно обнаружили, что ребёнок ещё до своего рождения откликается на чувства и мысли мамочки, начинает двигаться, пинаться. И их догадки получили научное подтверждение. Информация, полученная ребёнком в утробе матери, а также во время и сразу после родов, прочно фиксируется в его памяти. В сочетании с генетической, эта информация обусловливает психологические и поведенческие особенности взрослого человека и влияет на его судьбу . Не зря жители Китая и Японии исчисляют жизнь ребёнка не с момента его рождения, а с момента зачатия .

Основоположником перинатальной психологии считают доктора Густава Ханса Грабера , сформировавшего в 1971 году в Вене Международную исследовательскую группу по пренатальной психологии. А в 1986 году было провозглашено о создании международной ассоциации пренатальной и перинатальной психологии и медицины.

В перинатальной психологии выделяют две базовых аксиомы:

  • наличие психической жизни плода;
  • наличие долговременной памяти у плода и новорожденного.

Станислав Гроф , один из основателей трансперсональной психологии предложил теорию перинатальных матриц, согласно которой перинатальные события у человека фиксируются в виде четырёх основных матриц, соответствующих процессу беременности, родов и послеродового периода.

Первая перинатальная матрица: "Матрица наивности" . Эта матрица соответствует периоду беременности до момента начала родов. Она формирует жизненный потенциал человека, его потенциальные возможности, способность к адаптации. Так у желанных детей при здоровой беременности базовый психический потенциал выше.

Вторая перинатальная матрица: "Матрица жертвы". Формируется с момента начала родовой деятельности до момента полного или почти полного раскрытия шейки матки. Ребёнок испытывает силы давления схваток, некоторую гипоксию, а "выход " из матки закрыт. Если нагрузка на ребёнка слишком высока, есть опасность гипоксии, то он может несколько затормозить свои роды, чтобы успеть скомпенсироваться. С этой точки зрения родостимуляция нарушает естественный процесс взаимодействия матери и плода и формирует патологическую матрицу жертвы. Боязнь родов провоцирует выброс матерью стресс гормонов и тогда матрица жертвы также формируется патологическая. При плановом кесаревом сечении эта матрица сформироваться не может, при экстренном — формируется.

Третья перинатальная матрица: "Матрица борьбы". Формируется с конца периода раскрытия до момента рождения ребёнка. Характеризует активность человека в моменты жизни, когда от его активной, или выжидательной позиции ничего не зависит. Если мать вела себя в потужном периоде правильно, помогала ребёнку, если он чувствовал, что в период борьбы он не одинок, то в дальнейшей жизни его поведение будет адекватным ситуации.

Четвёртая перинатальная матрица: "Матрица свободы". Начинается с момента рождения и завершается в период семи дней после рождения, либо в первый месяц, или пересматривается всю жизнь человека. Если ребёнок по разным причинам разлучён с матерью после рождения, то во взрослом возрасте свободу и независимость он может расценивать как обузу.

Есть мнение, что полноценным грудным вскармливанием до года, а также хорошим уходом и любовью можно компенсировать негативные перинатальные матрицы. Перинатальной психологией разработаны эффективные методы избавления от перинатальных психотравм.

Ребёнка можно и необходимо воспитывать уже в утробе матери. Главное — будущей маме испытывать достаточное количество положительных эмоций, доверять себе и общаться со своим малышом.