Образование османской империи кратко. Османская империя — история возникновения и падения государства

(1656–1703)

Образование Османской империи - период, начавшийся с распада Конийского султаната около 1307 года до падения Константинополя 29 мая 1453 года.

Рост Османского государства соотносится с падением Византийской империи, которое произвело изменение во власти от исключительного христианского европейского общества к исламскому влиянию. Начало этого периода характеризовалось византийско-османскими войнами , которые длились в течение полутора веков. В это время Османская империя получила контроль и над Анатолией и над Балканским полуостровом .

Сразу же после установления анатолийских бейликов , некоторые тюркские княжества объединились с османами против Византии.

В течение следующего века сельджуки заняли территории своих более слабых соседей, а в 1176 году конийский султан Кылыч-Арслан II наголову разбил армию византийского императора Мануила I Комнина в битве при Мириокефале , после чего сельджуки начали продвигаться к побережьям.

В первой половине XIII века на сельджуков с востока обрушились монголы. После битвы при Кёсе-даге в 1243 году конийский султан стал вассалом монгольского хана, а впоследствии - ильханов - Хулагуидов Ирана . Сыновья последнего независимого султана Кей-Хосрова II стали оспаривать своё наследство при поддержке различных тюркских и монгольских группировок, в результате чего Малая Азия превратилась в конгломерат соперничающих бейликов . Одним из них стал Османский бейлик .

Правление Османа I Гази

Самые первые сведения об османах относятся к началу XIV века. Согласно сообщениям византийских источников, в 1301 году состоялось первое военное столкновение между армией Византии и армией под предводительством вождя Османа I .

После этой победы османов стало невозможно игнорировать. Византийский император Андроник II Палеолог , стремясь создать надёжный альянс против растущей угрозы, предложил одну из принцесс своего дома в жёны номинальному сюзерену Османа ильханидскому Газан-хану , а затем, после смерти Газана, его брату . Однако ожидаемая помощь людьми и оружием так и не пришла, и в 1303-1304 годах Андроник нанял испанских авантюристов-крестоносцев из « каталонской компании » для защиты своих владений от дальнейшего наступления турок. Как и большинство отрядов наёмников, каталонцы действовали по собственному усмотрению, призывая тюркских воинов (хотя и не обязательно османов) присоединиться к ним на европейской стороне пролива Дарданеллы . Лишь союз между Византией и Сербским королевством воспрепятствовал тюркско-каталонскому наступлению.

Осман I, по-видимому, умер в 1323-1324 годах, оставив своим наследникам значительную территорию на северо-западе Малой Азии.

Правление Орхана I

В 1350 году началась очередная венециано-генуэзская война , предметом которой был контроль над прибыльной торговлей в Чёрном море . Орхан I принял сторону Генуи, снабжая продовольствием как её флот, так и торговую колонию в Галате, а в 1352 году он заключил со своим союзникам договор. Также его войска помогали генуэзцам, когда Галата подверглась нападению венецианских и византийских войск.

Восстание янычар и появление Георга Кастриота Скандербега в Албании принудили Мурада в 1446 году вернуться на турецкий престол. Вскоре турки захватили Морею и начали наступление в Албании. В октябре 1448 года состоялась битва на Косовом поле , в которой 50-тысячное османское войско противостояло крестоносцам под командованием Хуньяди. Ожесточённое трёхдневное сражение закончилось полной победой Мурада и решило судьбу балканских народов - на несколько веков они оказались под властью турок. В 1449 и 1450 годах Мурад совершил два похода на Албанию, которые не принесли значительных успехов.

Правление Мехмеда II: завоевание Константинополя

После смерти отца в 1451 году Мехмед II убил единственного оставшегося в живых брата и занялся укреплением границ: продлил договор своего отца с сербским деспотом Георгием Бранковичем, заключил трёхлетнее соглашение с Яношем Хуньяди, подтвердил соглашение с Венецией от 1446 года, провёл кампанию против Карамана, не дав эмиру последнего поддержать претендентов на власть над территориями в Малой Азии, не так давно вошедшими в состав государства османов.

В 1451-1452 годах Мехмед II построил в самом узком месте Босфора на европейском берегу крепость Богаз-кесен . Как только было завершено строительство крепости, султан вернулся в Эдирне чтобы присмотреть за последними приготовлениями к осаде, а затем со 160-тысячным войском выступил на Константинополь. 5 апреля город был осаждён, а 29 мая 1453 года пал. Константинополь стал новой столицей, ознаменовав этим новый этап в истории Османской империи.

Литература

  • Кэролайн Финкель «История Османской империи. Видение Османа» - Москва: «Издательство АСТ», 2010.

Османская империя, официально именуемая Великим Османским государством, просуществовала 623 года.

Она являлась многонациональным государством, правители которого соблюдали свои традиции, но не отрицали и других. Именно по этой выгодной причине многие соседствующие страны союзничали с ними.

В русскоязычных источниках государство именовали Турецким или Турским, а в Европе его называли Портой.

История возникновения Османской империи

Великое Османское государство возникло в 1299 году и просуществовало до 1922 года. Первым султаном государства был Осман, в честь которого и была названа империя.

Войско османов регулярно пополнялось курдами, арабами, туркменами и иными нациями. Каждый мог прийти и стать участником османского войска, лишь произнеся исламскую формулу.

Земли, полученные в результате захвата, выделялись для сельского хозяйства. На таких участках располагался небольшой дом и сад. Хозяин этого участка, который носил название «тимар», обязан был являться к султану по первому же зову и выполнять его требования. Он должен был являться к нему на собственном коне и полностью вооруженным.

Всадники не платили никаких налогов, поскольку они расплачивались «своей кровью».

В связи с активным расширением границ, им необходимо было не только конное войско, но и пехота, потому они и создали таковую. Сын Османа Орхан также продолжил расширение территории. Благодаря ему османы оказались в Европе.

Там они брали на обучение у христианских народов маленьких мальчиков в возрасте около 7 лет, которых обучали, и те принимали ислам. Такие граждане, выросшие с детских лет в подобных условиях, были отличными воинами и их дух был непобедим.

Постепенно они сформировали собственный флот, куда входили воины разных национальностей, брали туда даже пиратов, которые охотно принимали ислам и вели активные сражения.

Как называлась столица Османской империи?

Император Мехмед II, захватив Константинополь, сделал его своей столицей и назвал Стамбулом.

Однако, не все сражения проходили гладко. В конце XVII века была череда неудач. Так, например, Российская Империя отобрала у османов Крым, а также побережье Черного моря, после чего государство стало терпеть все больше поражений.

В XIX веке страна начала быстро слабнуть, казна стала опустошаться, сельское хозяйство велось плохо и неактивно. При поражении во время Первой Мировой Войны было подписано перемирие, султан Мехмед V был упразднен и уехал на Мальту, а в последующем в Италию, где прожил до 1926 года. Империя распалась.

Территория империи и её столица

Территория очень активно расширялась, особенно в годы правления Османа и Орхана, его сына. Осман стал расширять границы после того, как пришел в Византию.

Территория Османской империи (для увеличения нажмите)

Изначально она располагалась на территории современной Турции. Далее османы добрались и до Европы, где расширили свои границы и захватили Константинополь, названный в последующем Стамбулом и ставший столицей их государства.

К территориям также присоединена была Сербия, а также многие другие страны. Присоединили османы и Грецию, некоторые острова, а также Албанию и Герцеговину. Данное государство было одним из могущественных долгие годы.

Расцвет Османской империи

Расцветом считается эпоха правления султана Сулеймана I. В этот период было совершено множество походов на Западные страны, благодаря которым границы Империи были существенно расширены.

В связи с активным положительным периодом правления, султан был прозван Сулейманом Великолепным. Он активно расширял границы не только в мусульманских странах, но и присоединяя страны Европы. У него были свои визири, которые обязаны были информировать султана о происходящем.

Сулейман I правил длительное время. Его идеей все годы правления была идея объединения земель, так же как и у его отца Селима. Также он планировал объединить народы Востока и Запада. Именно поэтому свою позицию он вел достаточно прямо и не сворачивал с поставленной цели.

Хотя активное расширение границ происходило и в 18 веке, когда были выиграны большинство сражений, однако, самым положительным периодом все таки считается эра правления Сулеймана I - 1520-1566 гг.

Правители Османской империи в хронологическом порядке

Правители Османской империи (для увеличения нажмите)

Династия османов правила длительное время. Среди списка правителей самыми выдающимися были Осман, который образовал Империю, его сын Орхан, а также Сулейман Великолепный, хотя каждый султан оставил свой след в истории Османского Государства.

Изначально турки-османы, спасаясь от монголов, частично перекочевали в сторону Запада, где были на службе у Джалал уд-Дина.

Далее часть оставшихся турков была направлена во владение падишаха султана Кей-Кубада I. Султан Баязид I, во время сражения под Анкарой, попал в плен, после чего умер. Тимур разделил Империю на части. После этого восстановлением ее занялся Мурад II.

В период правления Мехмеда Фатиха был принят закон Фатиха, который подразумевал убийство всех тех, кто мешает правлению, даже родных братьев. Закон просуществовал не слишком длительное время и поддерживался не всеми.

Султан Абдух Хабиб II был свергнут в 1909 году, после чего Османская Империя перестала быть монархическим государством. Когда Абдулла Хабиб II Мехмед V стал править, при его правлении Империя стала активно разваливаться.

Мехмед VI, правивший кратко до 1922 года, до момента конца Империи, покинул государство, которое окончательно распалось в XX веке, но предпосылки к этому были еще в 19 веке.

Последний султан Османской империи

Последним султаном был Мехмед VI, который был на престоле 36-м по счету . До его правления государство переживало существенный кризис, поэтому восстановить Империю было крайне трудно.

Османский султан Мехмед VI Вахидеддин (1861-1926)

Он стал правителем уже в возрасте 57 лет. После начала своего правления Мехмед VI распустил парламент, однако Первая Мировая Война сильно подорвала деятельность Империи и султану пришлось покинуть страну.

Султанши Османской империи — их роль в управлении государством

Женщины в Османской Империи не имели права править государством. Такое правило существовало во всех исламских государствах. Однако, существует период в истории государства, когда женщины активно участвовали в правлении.

Считается, что женский султанат появился в результате окончания периода походов. Также во многом образование женского султаната связано и с отменой закона «О престолонаследении».

Первой представительницей была Хюррем Султан. Она была женой Сулеймана I. Ее титулом был Хасеки Султан, что означает «Самая любимая жена». Она была очень образована, умела вести деловые переговоры и отвечать на различные послания.

Она была советником своего супруга. А поскольку он большую часть времени проводил в сражениях, то она брала на себя основные обязанности правления.

Падение Османской империи

В результате многочисленных провальных сражений в период правления Абдулла хабиб II Мехмед V, Османское государство стало активно разрушаться. Почему распалось государство — сложный вопрос.

Однако, можно сказать, что основным моментом в ее развале была именно Первая Мировая Война , которая и положила конец Великому Османскому государству.

Потомки османской империи в наше время

В новое время государство представлено лишь ее потомками, определенными на генеалогическом древе. Одним из них является Эртогрул Осман, который родился в 1912 году. Он мог бы стать следующим султаном своей империи, если бы она не распалась.

Эртогрул Осман стал последним внуком Абдул Хамида II. Он свободно говорит на нескольких языках, имеет хорошее образование.

Его семья переехала жить в Вену, когда ему было около 12 лет. Там он и получил образование. Эртогул женат второй раз. Первая жена скончалась, так и не подарив ему детей. Второй женой его стала Зайнеп Тарзи, которая является племянницей Амманулла, бывшего короля Афганистана.

Османское государство было одним из великих. Среди его правителей можно выделить несколько самых выдающихся, благодаря которым его границы существенно расширялись за достаточно короткий промежуток времени.

Однако, Первая Мировая Война, а также многие проигранные поражения нанесли серьезный урон данному империи, в результате чего она распалась.

В настоящее время историю государства можно посмотреть в фильме «Тайная организация Османской Империи», где в кратком содержании, но достаточно подробно описаны многие моменты из истории.

10 143

Став правителем горного района, Осман в 1289 г. получил от сельджукского султана титул бея. Придя к власти, Осман сразу отправился на завоевание византийских земель и первый же захваченный византийский городок Мелангию сделал своей резиденцией.

Осман родился в небольшом горном местечке Сельджукского султаната. Отец Османа, Эртогрул, получил соседние с византийскими земли от султана Ала-ад-Дина. Тюркское племя, к которому принадлежал Осман, считало священным делом захват соседних территорий.

После побега сверженного сельджукского султана в 1299 г. Осман создал независимое государство на основе собственного бейлика. За первые годы XIV в. основатель Османской империи сумел значительно расширить территорию нового государства и перенес свою ставку в город-крепость Эпишехир. Сразу же после этого османская армия стала совершать набеги на византийские города, расположенные на черноморском побережье, и на византийские области в районе пролива Дарданеллы.

Продолжил османскую династию сын Османа Орхан, начавший свою военную карьеру с удачного взятия Бурсы, мощной крепости в Малой Азии. Орхан объявил процветающий укрепленный город столицей государства и велел начать чеканку первой монеты Османской империи – серебряного акче. В 1337 г. турки одержали несколько блестя щих побед и заняли территории до Босфора, сделав завоеванный Исмит главной верфью государства. Одновременно Орхан присоединил соседние турецкие земли, и под его владычеством к 1354 г. оказались северо-западная часть Малой Азии до восточных берегов пролива Дарданеллы, часть его европейского побережья, включая город Галлиополь, и Анкара, отбитая у монголов.

Сын Орхана Мурад I стал третьим правителем Османской империи, прибавившим к ее владениям территории около Анкары и отправившийся с военным походом в Европу.

Мурад был первым султаном османской династии и настоящим поборником мусульманства. В городах страны начали строить первые в турецкой истории школы.

После первых же побед в Европе (завоевание Фракии и Пловдива) на европейское побережье хлынул поток тюркских поселенцев.

Султаны скрепляли указы-фирманы собственной имперской монограммой – тугрой. Сложный восточный узор включал в себя имя султана, имя его отца, титул, девиз и эпитет «всегда победоносный».

Новые завоевания

Большое внимание Мурад уделял совершенствованию и укреплению армии. Впервые в истории была создана профессиональная армия. В 1336 г. правитель сформировал корпус янычар, позднее превратившийся в личную охрану султана. В дополнение к янычарам была создана конная армия сипахов, и в результате этих коренных изменений турецкая армия стала не только многочисленной, но и необычайно дисциплинированной и мощной.

В 1371 г. на реке Марице турки разбили объединенную армию южно-европейских государств и захватили Болгарию и часть Сербии.

Следующая блестящая победа была одержана турками в 1389 г., когда янычары впервые взяли в руки огнестрельное оружие. В том году состоя лось историческое сражение на Коссовом поле, когда, разгромив крестоносцев, турки-османы присоединили к своим землям значительную часть Балкан.

Сын Мурада Байазид во всем продолжил политику отца, но в отличие от него отличался жестокостью и предавался разврату. Байазид довершил разгром Сербии и превратил ее в вассала Османской империи, став полновластным хозяином на Балканах.

За быстрые передвижения армии и энергичные действия султан Байазид получил прозвище Ильдерим (Молния). Во время молниеносного похода в 1389–1390 гг. он подчинил Анатолию, после чего турки овладели почти всей территорией Малой Азии.

Байазиду пришлось сражаться одновременно на двух фронтах – с византийцами и крестоносцами. 25 сентября 1396 г. турецкая армия разгромила огромное войско крестоносцев, получив в подчинение все болгарские земли. На стороне турок, по описанию современников, сражались более 100 000 человек. Многие знатные европейцы-крестоносцы попали в плен, позднее их выкупали за огромные деньги. В столицу османского султана потянулись караваны вьючных животных с дарами императора Карла VI Французского: золотыми и серебряными монетами, шелковыми тканями, коврами из Арраса с вытканными на них картинами из жизни Александра Македонского, охотничьими соколами из Норвегии и многим другим. Правда, дальнейших походов в Европу Байазид не совершал, отвлеченный восточной опасностью со стороны монголов.

После неудачной осады Константинополя в 1400 г. туркам пришлось сражаться с татарской армией Тимура. 25 июля 1402 г. произошла одна из величайших битв Средневековья, во время которой под Анкарой встретились армия турок (около 150 000 человек) и армия татар (около 200 000 человек). Армия Тимура, кроме хорошо обученных воинов, имела на вооружении более 30 боевых слонов – довольно мощное оружие при наступлении. Янычары, показав необычайную смелость и силу, все-таки были разбиты, а Байазид захвачен в плен. Армия Тимура разграбила всю Османскую империю, истребила или захватила в плен тысячи людей, сожгла красивейшие города и поселки.

Мухаммад I правил империей с 1413 по 1421 г. На всем протяжении своего правления Мухаммад состоял с Византией в добрых отношениях, обратив свое основное внимание на обстановку в Малой Азии и совершив первый в истории турок поход в Венецию, закончившийся неудачей.

Мурад II, сын Мухаммада I, взошел на престол в 1421 г. Это был справедливый и энергичный правитель, много времени уделявший развитию искусств и градостроительству. Мурад, справляясь с внутренними распрями, совершил удачный поход, овладев византийским городом Фессалоникой. Не менее удачными были и сражения турок против сербской, венгерской и албанской армий. В 1448 г. после победы Мурада над объединенной армией крестоносцев, была предрешена судьба всех народов Балкан – на несколько веков над ними нависло турецкое владычество.

Перед началом исторической битвы в 1448 г. между объединенной европейской армией и турками через ряды османского войска была пронесена на кончике копья грамота с договором о перемирии, нарушенным в очередной раз. Тем самым османы показали, что мирные договоры их не интересуют, – только сражения и только наступление.

С 1444 по 1446 г. империей правил турецкий султан Мухаммад II, сын Мурада II.

Правление этого султана на протяжении 30 лет превратило державу в мировую империю. Начав правление с уже ставшей традиционной казни родственников, потенциально претендовавших на трон, честолюбивый юноша показал свою силу. Мухаммад, получивший прозвище Завоеватель, стал жестким и даже жестоким правителем, но в то же время имел прекрасное образование и владел четырьмя языками. Султан приглашал к своему двору ученых и поэтов из Греции и Италии, много средств выделял на строительство новых зданий и развитие искусства. Главной своей задачей султан поставил завоевание Константинополя, при этом отнесся к ее реализации очень обстоятельно. Напротив византийской столицы в марте 1452 г. была заложена крепость Румелихисар, в которой установили новейшие пушки и разместили сильный гарнизон.

В результате Константинополь оказался отрезанным от Причерноморья, с которым его связывала торговля. Весной 1453 г. к византийской столице подошли огромная сухопутная армия турок и мощный флот. Первый штурм города не увенчался успехом, но султан приказал не отступать и организовать подготовку нового штурма. После перетаскивания в константинопольскую бухту по специально сооруженному над железными заградительными цепями настилу части кораблей город оказался в кольце турецких войск. Сражения шли ежедневно, но греческие защитники города показывали образцы смелости и упорства.

Осада не была сильным местом османской армии, и турки победили только за счет тщательного окружения города, численного перевеса сил приблизительно в 3,5 раза и благодаря наличию осадных орудий, пушек и мощной мортиры с ядрами весом по 30 кг. Перед главным штурмом Константинополя Мухаммад предложил жителям сдаться, обещав пощадить их, но они, к его огромному изумлению, отказались.

Генеральный штурм был начат 29 мая 1453 г., и отборные янычары при поддержке артиллерии ворвались в ворота Константинополя. 3 дня турки грабили город и убивали христиан, а храм Святой Софии впоследствии был превращен в мечеть. Турция стала настоящей мировой державой, провозгласив своей столицей древнейший город.

В последующие годы Мухаммад сделал своей провинцией завоеванную Сербию, покорил Молдову, Боснию, немного позже – Албанию и захватил всю Грецию. Одновременно турецкий султан завоевал обширные территории в Малой Азии и стал властителем всего Малоазийского полуострова. Но и на этом он не остановился: в 1475 г. турки захватили многие крымские города и город Тану в устье Дона на Азовском море. Крымский хан официально признал власть Османской империи. Вслед за этим были завоеваны территории сефевидского Ирана, а в 1516 г. под властью султана оказались Сирия, Египет и Хиджаз с Мединой и Меккой.

В начале XVI в. завоевательские походы империи были направлены на восток, на юг и на запад. На востоке Селим I Грозный одержал победу над Сефевидами и присоединил к своему государству восточную часть Анатолии и Азербайджан. На юге османы подавили воинственных мамлюков и взяли под контроль торговые пути по побережью Красного моря к Индийскому океану, в Северной Африке дошли до Марокко. На западе Сулейман Великолепный в 1520-х гг. захватил Белград, Родос, венгерские земли.

На пике могущества

Османская империя вступила в стадию наивысшего расцвета в самом конце XV в. при султане Селиме I и его преемнике Сулеймане Великолепном, которые добились значительного расширения территорий и установили надежное централизованное управление страной. Время правления Сулеймана вошло в историю как «золотой век» Османской империи.

Начиная с первых лет XVI в., империя турок превратилась в самую мощную державу Старого Света. Современники, побывавшие на землях империи, в своих записках и воспоминаниях с восторгом описывали богатство и роскошь этой страны.

Сулейман Великолепный
Султан Сулейман – легендарный правитель Османской империи. Во времена его правления (1520–1566 гг.) огромная держава стала еще больше, города – красивее, дворцы – роскошнее. В историю Сулейман (рис. 9) вошел также под прозвищем Законодатель.

Став султаном в 25 лет, Сулейман значительно расширил границы государства, захватив в 1522 г. Родос, в 1534 г. – Месопотамию, в 1541 г. Венгрию.

Правителя Османской империи традиционно называли султаном, титулом арабского происхождения. Считается правильным использование таких терминов, как «шах», «падишах», «хан», «цезарь», пришедшие от разных народов, находившихся под властью турок.

Сулейман способствовал культурному процветанию страны, при нем во многих городах империи были построены красивые мечети, роскошные дворцы. Знаменитый император был неплохим поэтом, оставив свои сочинения под псевдонимом Мухибби (Влюбленный в Бога»). В годы правления Сулеймана в Багдаде жил и творил замечательный турецкий поэт Физули, написавший поэму «Лейла и Меджун». Прозвище Султан Среди Поэтов получил служивший при дворе Сулеймана Махмуд Абд аль-Баки, отразивший в своих поэмах жизнь высшего общества государства.

Султан заключил законный брак с легендарной Роксоланой, прозванной Смешливой, одной из рабынь славянского происхождения в гареме. Такой поступок был по тем временам и согласно шариату явлением исключительным. Роксолана родила султану наследника, будущего императора Сулеймана II и много времени посвящала меценатству. Большим влиянием супруга султана обладала на него и в делах дипломатических, особенно в отношениях с западными странами.

Для того чтобы оставить о себе память в камне, Сулейман пригласил известного архитектора Синана для создания мечетей в Стамбуле. Приближенные императора также возводили крупные религиозные сооружения с помощью знаменитого зодчего, в результате чего столица заметно преобразилась.

Гаремы
Гаремы с несколькими женами и наложницами, разрешенные исламом, могли себе позволить только состоятельные люди. Султанские гаремы стали неотъемлемой частью империи, ее визитной карточкой.

Гаремами, кроме султанов, обладали визири, беи, эмиры. Подавляющее большинство населения империи имело по одной жене, как положено во всем христианском мире. Ислам же официально разрешал мусульманину иметь четырех жен и несколько рабынь.

Султанский гарем, породивший множество легенд и преданий, на самом деле представлял собой сложную организацию со строгими внутренними порядками. Управляла этой системой мать султана, «валиде султан». Главными ее помощниками были евнухи и рабыни. Понятно, что жизнь и сила власти управительницы султана напрямую зависели от судьбы ее высокопоставленного сына.

В гареме жили девушки, захваченные во время войн или приобретенные на невольничьих рынках. Независимо от их национальности и вероисповедания до попадания в гарем все девушки становились мусульманками и обучались традиционным для ислама искусствам – вышиванию, пению, умению вести беседу, музыке, танцам, литературе.

Находясь в гареме длительное время, его обитательницы проходили несколько ступеней и званий. Сначала их называли джарийе (новичками), затем довольно в скором времени их переименовывают в шагирт (учениц), со временем они становились гедикли (компаньонками) и уста (мастерицами).

Бывали в истории и единичные случаи, когда султан признавал наложницу своей законной супругой. Случалось это чаще тогда, когда наложница рожала правителю долгожданного сына-наследника. Яркий пример – Сулейман Великолепный, женившийся на Роксолане.

Снискать внимание султана могли только девушки, достигшие ступени мастериц. Из их числа правитель выбирал себе постоянных любовниц, фавориток и наложниц. Многие представительницы гарема, ставшие любовницами султана, награждались собственным жильем, драгоценностями и даже рабынями.

Законный брак не был предусмотрен шариатом, но султан выбирал себе из всех обитательниц гарема четырех жен, находившихся в привилегированном положении. Из них главной становилась родившая султану сына.

После смерти султана всех его жен и наложниц отправляли в Старый дворец, находившийся за пределами города. Новый правитель государства мог разрешить отставным красавицам выйти замуж или перейти к нему в гарем.

Для истории турецкого народа, а также стран Юго-Восточной Европы весьма большие последствия имело образование турецкой (Османской) империи. Османское государство сложилось в процессе военной экспансии турецких феодалов в Малой Азии и на Балканском полуострове. Завоевательная политика, которую вело Османское государство, обусловила многовекового борьбу населения южнославянских стран, народов Венгрии, Молдавии и Валахии против турецких завоевателей.

Малая Азия к началу XIV в. Османы

При нашествии монгольских завоевателей на Среднюю Азию кочевое объединение тюрок-огузов из племени кайы всего в несколько тысяч шатров, откочевало на запад вместе с хорезмшахом Джелал-ад-дином и поступило затем на службу к сельджукскому султану Рума, от которого вождь огузов-кайы Эртогрул получил в 30-х годах XIII в. небольшое феодальное владение по реке Сакарья (по гречески Сангарий), на самой границе византийских владений, с резиденцией в городе Сёгюд. Эти огузы вошли в состав складывавшейся в Малой Азии при Сельджукидах турецкой народности.

К началу XIV в. Румский султанат Сельджукидов распался на десять эмиратов, в их числе был и Османский эмират. Большая часть остававшихся еще в северо-западной части Малой Азии владений Византии была завоевана сыном и преемником Эртогрула Османом I (приблизительно 1282-1326), который сделал своей столицей город Бурсу (по-гречески Бруса 1326 г.). Осман дал свое имя династии и своему эмирату Малоазиатских турок, вошедших в состав Османскою государства, стали также называть османами (османлы).

Образование и рост Османской империи

Османские турки с самого начала направили свои завоевания против пришедшей в упадок и крайне ослабевшей Византии. На службу к Османскому государству поступало много добровольцев-воинов разного этнического происхождения из других мусульманских стран, а больше всего турецких кочевников из малоазиатских эмиратов. Феодализированную кочевую знать с её ополчениями привлекала возможность лёгких завоеваний, захвата новых земель и военной добычи. Так как у кочевников все мужчины были воинами, а лёгкая конница турок, как у всех кочевников, обладала большой подвижностью, Османскому государству было всегда легко сосредоточить в необходимый момент крупные военные силы для нападения. Устойчивость патриархально-феодальных отношений среди кочевых племён делала их ополчения, отличавшиеся высокими боевыми качествами, более сплочёнными и крепкими, нежели ополчения Византии и её балканских соседей. Турецкая знать, получая от османского государя значительную часть вновь завоёванных земель в ленное владение, помогла Османскому эмирату совершить обширные завоевания и усилиться. При сыне и преемнике Османа I - Орхане (1326-1359), взявшем Никею (1331 г.), завоевание византийских владений в Малой Азии было завершено.

На владения Византии на Балканском полуострове (Румелию (Румелия - по-турецки «Рум эли», или «Рум или», т. е. страна греков. ), как говорили турки) турки совершали вначале только набеги ради военной добычи, но в 1354 г. они заняли важный опорный пункт на европейском берегу Дарданелл - город Галлиполи и приступили к завоеваниям на Балканском полуострове. Успехам турок способствовали политическая раздробленность стран Балканского полуострова, феодальные усобицы внутри этих государств и борьба их друг с другом, а также с Генуей, Венецией и Венгрией. После смерти Орхана его сын Мурад I (1359-1389), носивший уже титул султана, завоевал Адрианополь (1362 г.), а затем почти всю Фракию, Филиппополь, долину реки Марицы и стал быстро продвигаться на запад. Свою резиденцию Мурад I перенёс в Адрианополь (турецкий Эдирне). В 1371 г. турки одержали победу в битве на берегу Марицы. 15 июля 1389 г. они одержали ещё более важную победу на Косовом поле.

Завоевания Мурада I облегчались большим численным перевесом его ополчений над разрозненными силами Балканских государств и переходом на его сторону части болгарских и сербских феодалов, принявших ислам, чтобы сохранить свои владения. Захватнические походы Османского государства велись под идеологической оболочкой «войны за веру» мусульман с «неверными», в данном случае с христианами. Завоевательные войны османских султанов отличались большой жестокостью, ограблением захваченных территорий, уводом мирных жителей в плен, опустошениями, пожарами и резнёй. Население завоёванных городов и деревень нередко поголовно угонялось в рабство. Греческий историк XV в. Дука сообщает, что из-за массового угона населения в плен османскими войсками и резни «вся Фракия до самой Далмации стала пустынной». Болгарский автор монах Исайя Святогорец писал: «...Одни из христиан были перебиты, другие уведены в рабство, а тех, которые остались там (т. е. на родине), косила смерть, ибо они умирали от голода. Опустела земля, лишилась всех благ, погибли люди, исчезли скот и плоды. И поистине тогда живые завидовали тем, которые умерли раньше».

На феодалов завоёванных стран, оставшихся христианами, но признавших себя вассалами султана, накладывалась дань, однако и она не всегда спасала их владения от набегов. Местные феодалы, принявшие ислам, а иногда даже и оставшиеся христианами, включались в ряды турецкой военно-феодальной знати как ленники (сипахи). Сын и преемник Мурада I-Баязид I (1389-1402), по прозванию Йылдырым («Молния»), закончил покорение Македонии (к 1392 г.), взятием Видина (1396 г.) завершил завоевание Болгарии, начатое ещё в 60-х годах XIV в., и наложил дань на Северную Сербию. Баязид завоевал также и всю Малую Азию, кроме Киликии и Трапезунтского греческого царства, присоединив к Османскому государству земли прежних малоазиатских эмиратов, хотя кочевые феодалы Малой Азии долго ещё не хотели мириться с утратой своей независимости, порою восставали против османского султана. Несмотря на то, что византийские императоры Иоанн V и Мануил II ещё с 1370 г. платили султану дань и посылали ему вспомогательные ополчения, Баязид всё же отнял у Византии Фессалонику (1394 г.) и подверг блокаде Константинополь, добиваясь его сдачи.

Ко времени правления Баязида турецкая военно-феодальная верхушка, захватив новые земли и огромные богатства, перешла к оседлому образу жизни и сменила простой и суровый быт кочевой орды на утончённую роскошь и блеск. При этом наметились противоречия между оседлой и кочевой военной знатью. Последняя - главным образом в Малой Азии - была отодвинута на задний план. Среди массы турецкого населения, селившегося на вновь приобретённых землях, особенно в Румелии, также происходил процесс перехода к оседлости. Но в Малой Азии этот процесс совершался гораздо медленнее.

Венеция и Генуя видели в османских завоеваниях большую угрозу для своих владений и своего торгового преобладания в Восточном Средиземноморье. Многие другие западноевропейские государства в свою очередь основательно опасались вторжения османских войск в Центральную Европу. В 1396 г. против османской Турции был предпринят крестовый поход с участием венгерских, чешских, польских, французских и других рыцарей, из французов в нём участвовали автор известных мемуаров об этом походе маршал Бусико, сын бургундского герцога Иоанн Бесстрашный и др. Однако бездарное руководство венгерского короля Сигизмунда и разногласия между «крестоносными» вождями были причиной того, что их армия потерпела жестокое поражение при Никополе на Дунае. До 10 тыс. крестоносцев попало в плен, остальные бежали. Баязид перебил почти всех пленников, кроме 300 знатных рыцарей, которых отпустил за огромный выкуп. После этого османские войска вторглись в Венгрию (1397 г.), которую стали затем систематически опустошать, уводя из неё десятки тысяч людей в рабство.

Но крестовый поход 1396 г. и последовавшее вскоре вторжение войск Тимура в Малую Азию помешали Баязиду овладеть Константинополем. Решительная битва между войсками Баязида и Тимура произошла при Анкаре 20 июля 1402 г. Во время боя ополчения бывших малоазиатских эмиратов, увидев своих прежних эмиров в лагере Тимура, изменили османскому султану и внезапно ударили в центр его войска. Османское войско было разгромлено, сам Баязид был схвачен во время бегства и вскоре умер в плену. Тимур опустошил Малую Азию и ушёл, восстановив семь из прежних десяти малоазиатских эмиратов. Османская держава была на некоторое время обессилена. Гибель Византии оказалась отсроченной, она вернула себе Фессалонику.

Феодальные отношения в Османском государстве

В турецком обществе продолжался процесс развития феодализма, происходивший в Малой Азии уже при Сельджукидах. Почти весь земельный фонд в Малой Азии и в Румелии был захвачен завоевателями. Существовало четыре вида феодальной земельной собственности: государственные земли (мири); земли султанской фамилии (хасс); земли мусульманских религиозных учреждений (вакф) и частновладельческие земли, типа аллода (мульк). Но большая часть государственных земель была роздана в наследственное условное пожалование военным чинам конного феодального ополчения (сипахи). Мелкие лены назывались тимарами, крупные - зиаметами. Ленники-сипахи были обязаны жить в своих владениях и по указу султана являться в ополчение санджак-бея (начальника округа) с определённым, в зависимости от доходности лена, числом вооружённых всадников из подвластных людей. Так сложилась османская военно-ленная система, способствовавшая в значительной мере военным успехам Турции.

Часть султанских доменов раздавалась во владение крупным военным и гражданским сановникам на время отправления определенной должности. Такие пожалования назывались, как и султанские домены, хасс и были закреплены за определенными должностями. Крупная феодальная собственность на землю и воду в Османском государстве сочеталась с мелким крестьянским держанием. Крестьяне раайя (Арабский термин «раайя» (множественное число от райят) в Турции, как и в других мусульманских странах обозначал податное сословие, особенно крестьян, независимо от религии, позднее (с ХIХ в.) так стали называть только немусульман. ) были прикреплены к своим земельным наделам (в Малой Азии прикрепление отмечается с XIII в.) и без разрешения феодала - владельца земли не имели права перехода. Был установлен десятилетний срок сыска беглых крестьян. Феодальная рента взималась частью в пользу государства, частью в пользу землевладельцев, в смешанной форме (в продуктах, деньгами и в виде принудительных работ). Земледельцы мусульмане платили десятину (ашар), а христиане от 20 до 50% урожая (харадж). Немусульмане (христиане и иудеи) платили еще подушную подать - джизью, которая позже слилась с хараджем. Постепенно появилось и много других налогов.

Завоевательные войны создавали обильный приток и дешевизну рабов-пленников. Часть их использовалась в качестве дворовых, челяди, евнухов и т. д., но труд рабов применялся также и в производстве - в кочевом и полукочевом скотоводстве, на пахотных работах, в садоводстве и виноградарстве, в султанских рудниках, а с XV в. также на военных галерах - каторгах (по-турецки кадырга), где гребцами были рабы. Султанская власть, чтобы обеспечить интересы военно-феодальной знати, вела постоянные грабительские войны с немусульманскими государствами, идя вплоть до XVI в. лишь на временные перемирия.

Государственная организация Османской империи

Османская империя являлась военно-феодальной деспотией. Наследственный султан из династии Османов с неограниченной светской властью соединял в своих руках и духовную власть (имамат) над мусульманами Турции. Первым сановником султана был великий везир. С XV в. появились также другие везиры. Вместе с великим везиром они составляли диван - высший совет. Великий везир во время походов имел право издавать фирманы (указы) от имени султана, назначать сановников и раздавать военные лены. Из других важнейших сановников дефтердар заведовал сбором податей и финансами, а нишанджы-башы подготовлял указы от имени султана и вычерчивал на них тугру - шифр с монограммой государя. Большую государственную печать к указам прикладывал великий везир. Как ни велика была власть великого везира, его в любой момент мог сместить и казнить султан, что часто и случалось.

Суд, за исключением тяжб между иноверцами, находился в руках мусульманских духовных судей - кади. Кади судили, руководствуясь мусульманским суннитским правом ханефитского толка, а отчасти также обычным правом кочевников-огузов, предков турок. Два кади-аскера (один для Румелии, другой для Анатолии, т. е. Малой Азии), первоначально бывшие войсковыми духовными судьями, в XV в. заведовали всеми делами мусульманского духовенства и его вакфными имуществами. Округами управляли санджак-беи, которые вместе с тем командовали местными феодальными ополчениями, собирая их по указу султана и являясь с ними на место сбора войск всей империи. Османское войско состояло из трёх главных частей: конного феодального ополчения, конницы - акынджы и корпуса регулярной пехоты - янычаров (йени чери - «новое войско»).

Акынджы составляли иррегулярный конный авангард войска; они получали не лены, а только долю военной добычи, почему и снискали репутацию свирепых грабителей. Корпус янычаров возник в XIV в., но прочную организацию получил во второй четверти XV в. Ряды янычаров первое время комплектовались из пленных юношей, но с XV в. янычарские войска стали пополнять путём принудительных наборов (девширме), сначала раз в 5 лет, а позже ещё чаще, из христианского населения Румелии - сербов, болгар, албанцев и греков, иногда из армян и грузин. При этом отбирались наиболее физически полноценные мальчики и неженатые юноши. Все янычары воспитывались в духе мусульманского фанатизма и считались дервишами ордена бекташиев; вплоть до XVI в. им запрещалось вступать в брак. Они делились на роты (орта), питались из общего котла, и котёл (казан) считался символом их войска. Янычары пользовались рядом привилегий и получали щедрые подачки, а из янычарских командиров многие выдвигались на высшие военные и административные должности империи. Юридически янычары считались рабами султана наподобие гулямской (мамлюкской) гвардии в Египте и в других мусульманских государствах. Захват множества людей в рабство и наборы мальчиков и юношей в янычары служили прямым средством насильственной ассимиляции покорённого населения. Высокое податное обложение немусульман - гяуров, их неравноправность и режим произвола служили косвенными средствами той же ассимиляции. Но эта политика в конечном счёте потерпела неудачу.

Народные движения в начале XV в.

Сыну и преемнику Баязида I Мехмеду I (Мухаммед, 1402- 1421), по прозванию Челеби («Благородный», «Рыцарственный»), пришлось вести войны со своими братьями - претендентами на престол, с сельджукскими эмирами, восстановленными Тимуром в их владениях, особенно с эмиром караманским, который ограбил и сжёг Бурсу, а также с венецианцами, разгромившими османский флот у Галлиполи (1416 г). С Византией же Мехмед I, напротив, заключил союз, вернув ей некоторые приморские города.

Эти войны разоряли мелких ленников и вызывали увеличение податного бремени крестьян. В результате вспыхнуло восстание мелких ленников, к которым присоединились крестьяне и ремесленники, переросшее в настоящую гражданскую войну (в 1415-1418 гг., а но другим данным - в 1413-1418 гг.). Движение возглавил дервишеский шейх Симавиа-оглу Бедр-ад-дин, развернувший свою деятельность в Румелии. Действовавшие от его имени в Малой Азии дервиши Берклюдже Мустафа (в районе Измира, по-гречески Смирны) и Торлак Кемаль (в районе Манисы, по-гречески Магнесии), опиравшиеся на ремесленников и крестьян, требовали установления социального равенства всех людей и общности всякого имущества, «кроме жен», а именно: «пищи, одежды, запряжки и пашни», и в первую очередь - общности владения землёй. Восставшие ввели одинаковую для всех простую одежду и общие трапезы и провозгласили принцип равенства трёх монотеистических религий - мусульманской, христианской и иудейской.

При посредстве своего друга, христианского монаха с острова Хиос, Берклюдже Мустафа призывал греческих крестьян восстать вместе с турецкими крестьянами против общих угнетателей - османской феодальной знати во главе с султаном. И действительно, крестьяне Эгейского побережья Малой Азии, как турки, так и греки, восстали почти поголовно. Они разбили феодальное ополчение, собравшееся в западной части Малой Азии. Только года через два, собрав сипахиев со всей державы, султан, наконец, подавил движение и учинил кровавую расправу над восставшими. Уже после этого, к концу 1418 г., в Румелии было разбито ополчение шейха Бедр-ад-дина.

В начале XV в. среди городских низов Турции широко распространилось возникшее в конце XIV в. в Хорасане еретическое учение тайной шиитской секты хуруфитов, с антифеодальными тенденциями и проповедью социального равенства и общности имущества. Происходили восстания также и в среде некоренных народов Балканского полуострова, не мирившихся с османским владычеством (восстание в Видипском районе в Болгарии в 1403 г. и др.).

Турция в первой половине XV в. Завоевание Константинополя турками

При Mураде II (1421-1451) Османская держава окрепла и возобновила свою завоевательную политику. Грозная опасность снова нависла над Константинополем. В 1422 г. Мурад II осадил город, но безуспешно. В 1430 г. он взял Фессалонику. В 1443 г. участники нового крестового похода (венгры, поляки, сербы и валахи) под предводительством короля Польши и Венгрии Владислава и знаменитого венгерского полководца Яноша Хуньяди дважды разбили войско Мурада II и заняли Софию. Но в следующем году крестоносцы потерпели тяжёлое поражение при Варне от численно превосходивших их армию сил Мурада II. После этого попытки римских пап организовать новый крестовый поход против Турции уже не встречали сочувствия в Западной Европе. Однако победы войск Яноша Хуньяди в 1443 г. всё же облегчили борьбу за независимость Албании, почти уже завоёванной османскими войсками. Албанский народ под руководством своего прославленного полководца и крупного государственного деятеля Скандербега ещё в течение более двадцати лет успешно боролся с турецкими завоевателями.

Преемником Мурада II был его юный сын Мехмед II (Мухаммед, 1451-1481), по прозванию Фатих («Завоеватель»). Личность Мехмеда II ярко обрисована в греческих и итальянских источниках. Он получил хорошее образование, знал пять языков, был знаком с западной культурой, чуждался религиозного фанатизма, но в то же время являлся капризным и жестоким деспотом. Турецкая историография прославляла его как талантливого полководца. На самом же деле завоевания Мехмеда II были преимущественно победами над слабыми феодальными государствами, чаще всего уже раньше платившими дань Османской империи. От венгров же, албанцев и молдаван Мехмед II не раз терпел поражения.

Осада Константинополя турками заняла около двух месяцев (апрель - май 1453 г.). После взятия и трёхдневного грабежа Константинополя Мехмед II въехал в город и, проследовав к церкви св. Софии, сошёл с коня и совершил в этом храме первую мусульманскую молитву. В результате резни и увода населения в рабство город почти полностью обезлюдел. Чтобы вновь заселить его, Мехмед II перевёл туда всех жителей малоазиатского города Аксарая, но, так как турецкого населения было всё-таки недостаточно, он переселил в Константинополь много греков из Морей и других мест, а также армян и евреев. Генуэзская колония Галата, основанная вскоре после 1261 г. в предместье Константинополя, тоже была вынуждена сдаться. При этом генуэзцы сохранили личную свободу и имущество, но лишились своей автономии, и Галата с тех пор управлялась турецкой администрацией. Столица Османской державы была переведена из Адрианополя в Константинополь (Стамбул, точнее Истанбул) (Название «Истанбул» происходит от новогреческого выражения «ис тин полин» - «к городу» и было в ходу как у греков, так и у арабов, персов и турок уже в ХII-XIII вв. ).

Внутренняя политика Мехмеда II

Мехмед II издал в 1476 г. свод законов («Канун-намэ»), в котором определялись функции государственных сановников и размеры их жалованья, устанавливались организация мусульманского суннитского духовенства (точнее - сословия богословов), режим военных ленов и т. д. Мехмед II установил также статут для немусульманских религиозных общин, утвердив православного (греческого) и армянского патриархов и еврейского главного раввина в Константинополе. Все православные народности (греки, болгары, сербы, часть албанцев, грузины, валахи и молдаване) рассматривались отныне как одна «греческая община» - рум-миллети, над которой константинопольский патриарх пользовался не только церковной, но и судебной властью. Патриарх и епископы могли выносить судебные приговоры православным вплоть до ссылки на каторгу (галеры). Но если православный судился с мусульманином, то дело разбиралось у мусульманского духовного судьи, кади. Патриарху и епископам принадлежал контроль над школами и книгами у православных народностей, и им были присвоены некоторые личные привилегии. Такие же права над своими общинами получили армянский патриарх и еврейский главный раввин.

Давая некоторые права высшему христианскому и иудейскому духовенству, султанское правительство стремилось держать в повиновении иноверцев с помощью их же духовенства. Масса иноверцев была совершенно бесправной. Они были лишены права иметь оружие, должны были носить одежду особых цветов, не имели права приобретать землю и т. д. Впрочем, некоторые ограничения для иноверцев на практике не всегда соблюдались. Отправление немусульманских культов было обставлено серьёзными ограничениями: нельзя было, например, строить новые культовые здания. Ещё хуже было положение мусульманских еретиков - шиитов, которых в Малой Азии было очень много. Их жестоко преследовали, и они вынуждены были скрывать свою веру.

Дальнейшие завоевания Мехмеда II

В Малой Азии Мехмед II завоевал слабое греческое Трапезудское царство (1461 г.) и все малоазиатские эмираты. В Крыму его войска захватили генуэзские колонии с важнейшим торговым городом Кафой (ныне Феодосия) и подчинили Турции Крымское ханство (1475 г.). Это было настоящим бедствием для Польши, Литвы, Украины и Русского государства, ибо крымские татары при поддержке османской Турции чуть ли не ежегодно стали производить глубокие конные рейды в эти страны с целью захвата военной добычи, особенно пленников, перепродаваемых потом в Турцию. Между 1459 и 1463 г. Мехмед II завоевал Сербию, греческие княжества Морей и герцогство Афинское (Основано после четвёртого крестового похода в 1204 г.; в герцогстве последовательно правили сперва французские, с начала XIV в. - испанские, а с конца XIV в - итальянские феодалы. ), а также славянское королевство Боснию. Одновременно Турция начала длительную войну с Венецией, которую поддержал Узун Хасан, государь Ак Коюнлу. Войска Узун Xасана в 1473 г. были разбиты турками, с Венецией же война велась с переменным успехом.

Попытка турок взять Белград, защищаемый Яношем Хуньяди, кончилась для них тяжёлой неудачей (1456г.). Османские войска потерпели также полное поражение в Албании при осаде крепости Круи (1467 г.), в Молдавии (1475 г.) и при попытке захватить принадлежавший рыцарям-иоаннитам остров Родос. Валахия подчинилась только после долгого сопротивления, сохранив свою автономию (1476 г.). В 1479 г., уже после смерти Скандербега, османскому войску удалось, наконец, занять территорию Албании, но албанцы не покорились и ещё долго продолжали партизанскую войну в горах. По Константинопольскому миру с Венецией (1479 г.) последняя уступила Турции свои острова на Эгейском море и обязалась платить ежегодную дань в 10 тыс. дукатов, но сохранила острова Крит и Корфу и получила право экстерриториальности и беспошлинной торговли для венецианцев в Турции. Летом 1480 г. Мехмед II высадился в Южной Италии, задумав покорить её, и разорил дотла город Отранто. Вскоре после этого он умер.

Сын Мехмеда II, Баязид II Дервиш (1481-1512), отказался от плана завоевания Италии, хотя и вёл в общем безуспешную войну с Венецией. Войны велись также с Венгрией, австрийскими Габсбургами и Египтом. Молдавия признала сюзеренитет Турции, обеспечив себе путем дипломатических переговоров автономию (1501 г.). В 1495 г. в Константинополь прибыло первое русское посольство. Султан разрешил русским купцам торговать в Турции. В дальнейшем, формально оставаясь с Россией в мире, османская Турция систематически натравливала на нее полчища крымского хана, не давая Русскому государству возможности усилить свою военную мощь и стремясь получать оттуда, так же как и с Украины, пленников для невольничьих рынков и для галер.

Османское завоевание замедлило развитие покорённых балканских стран. В то же время невыносимый гнёт вызвал против Османской империи борьбу народов этих стран. Рост феодальной эксплуатации сделал султанское правительство глубоко чуждым и массе турецкого народа. Антинародная политика султанов XV в. имела своим следствием большие восстания турецких крестьян и кочевой бедноты в Малой Азии в следующем столетии.

Культура

Поселившись в Малой Азии в XI в., предки турок - сельджукские огузы долгое время находились под культурным влиянием Ирана и в меньшей степени Армении и Византии. В малоазиатских городах поселилось много персов, и новоперсидский язык долгое время был официальным и литературным языком сельджукской Малой Азии.

На базе переработанных традиций искусства Ирана, Армении и отчасти Византии в Малой Азии сложился «сельджукский» архитектурный стиль, главными особенностями зданий которого были высокий портал, богато орнаментованный резьбой по камню, и конический купол, заимствованный, вероятно, у армян. Лучшими памятниками этого стиля были медресэ Чифтэ-минарэ в Эрзуруме (XII в.) и памятники XIII в. в Конье - Каратай-медресэ, Сырчалы-медресэ и мечеть Индже-минарели с замечательным резным порталом и стройным минаретом. На смену этому стилю при Османах пришёл так называемый «стиль Бурсы», господствовавший в XIV - XV вв. Его памятниками являются построенные в Бурсе мечеть Улу джами (на рубеже XIV и XV вв.) и мечеть Ешиль джами (Зелёная мечеть), декорированная плитками фаянса с поливой из бирюзовой и зеленоватой глазури. Мечети султана Мехмеда II и султана Баязида II в Стамбуле знаменуют переход от «стиля Бурсы» к «классическому» турецкому стилю, созданному путём усвоения в переработанном виде византийских традиций (центрально-купольные мечети, построенные по плану церкви св. Софии, с круглым куполом, абсидами и т. д.).

Представителями устной народной поэзии малоазиатских тюрок-огузов, героической и любовной, были странствующие певцы - озаны и ашыки. Литература на складывавшемся в сельджукской Малой Азии турецком языке, с использованием арабского алфавита, долгое время развивалась под сильным персидским влиянием. Сын знаменитого поэта Малой Азии Джелал-ад-дина Руми, писавшего на персидском языке, - Султан Велед (умер в 1312 г.) стал писать стихи на турецком языке («Книга лютни»). Крупными турецкими поэтами XIV в. были Ашык-паша, поэт-моралист, Юнус Эмре, лирик-суфий, использовавший мотивы турецкой народной поэзии, и Бурхан-ад-дин Сивасский, поэт-воин.

В XV в. наступил расцвет турецкой художественной литературы. Наиболее видным её представителем был поэт Неджати (1460-1509), лучший турецкий лирик. Темами его стихотворений являлись весна, любовь, горе, разлука влюблённых и т. д. Блестящим поэтом был Хамди Челеби (умер в 1509 г.), автор поэмы «Лейли и Меджнун» и других произведений. Поэтесса Михри-хатун (умерла в 1514 г.) и поэт Месихи (умер в 1512 г.) были певцами земной любви и боролись за светский характер поэзии, против суфизма. До XIV в. включительно исторические сочинения (правда, очень немногочисленные) писались на персидском языке. В XV в. потомок поэта Ашык-паши, Ашык-паша-задэ, и Нешри положили начало исторической литературе на турецком языке.

Образование Османского государства.

Сельджукиды и формирование государства Великих Сельджуков.

Тюрки в эпоху Великого переселения народов. Ранние тюркские каганаты.

Лекция 4. Тюркский мир на пути к империи.

1. Тюрки в эпоху Великого переселения народов. Ранние тюркские каганаты.

Во второй половине I тысячелетия н.э. в евразийских степях и горных районах Центральной Азии преобладающее положение заняли племена тюрок. История тюркских народов известна главным образом по рассказам их оседлых соседей. Собственная историческая литература появилась у тюрок в Туркестане только в XVI в. Из всех турецких государств только историю Османской империи можно изучать по турецким источникам (на староосманском языке).

Первоначальное употребление слова «тюрк» служило обозначением племени во главе с родом Ашина, т.е. было этнонимом. После образования Тюркского каганата слово «тюрк» политизировалось. Оно стало одновременно обозначать и государство. Более широкий смысл ему придали соседи каганата – византийцы и арабы. Они распространили это наименование на зависимые от тюрок и родственные им кочевые народы евразийских степей. В настоящее время название «тюрк» - это исключительно лингвистическое понятие, без учета этнографии и даже происхождения.

Род Ашина является создателем первого тюркского государства. Оно возникло на Алтае в VI в. Здесь сформировался обширный племенной союз из 12 племен, который принял самоназвание «тюрк». Согласно древнему преданию, это наименование являлось местным названием Алтайских гор.

Первое историческое лицо из рода Ашин, возглавлявшее союз, был вождь тюрок Бумын. В 551 г., после победы над жужанями (граничили с северным Китаем) Бумын стал главой многоплеменного государства. Оно включало не только тюрок, но и подвластные им другие кочевые племена. За нирм закрепилось название Тюркский каганат (Тюрк эль, эль у тюрок – племя и государство в Средние века).

Бумын принял жужаньский титул «каган» (более поздняя форма – хан). Этот титул у кочевых народов обозначал верховного владыку, под началом которого находились другие правители более низкого ранга. Этот титул приравнивался к титулу китайского императора. Такой титул носили владыки многих народов – гунны, авары, хазары, болгары.

Тюркский каганат при ближайших преемниках Бумына за короткий период расширил свои границы от Тихого океана до Черного моря. В 576 г. в период наибольшей территориальной экспансии тюрки вышли на границы с Византией и Ираном.

По внутреннему устройству каганат представлял собой жесткую иерархию племен и родов. Первенство принадлежало 12-племенному союзу тюрок. Вторым по значению был племенной союз токуз-огузов во главе с уйгурами.



Верховная власть принадлежала представителям Каганского рода Ашина. Каган олицетворял в одном лице рули вождя, верховного судьи, верховного жреца. Престол передавался по старшинству братьев и племянников. Каждый из принцев крови получал в управление удел. Они получали титул «шад» (средн. Перс. Шах). Это так называемая удельно-лествичная система правления.

Тюркские каганы, подчинив древние земледельческие области, сами продолжали кочевать в степях. Они мало вмешивались в политическую, экономическую и культурную жизнь захваченных территорий. Местные их правители платили тюркам дань.

В течение 582-603 гг. шла междоусобная война, которая привела к распаду каганата на враждующие части: Восточнотюркский каганат в Монголии; Западнотюркский в Средней Азии и Джунгарии. История их существования продлилась недолго. До конца VII в. они находились под властью китайской империи Тан.

На короткий период времени возник второй Тюркский каганат (687 – 745), у истоков которого вновь стоял род Ашина, объединивший восточных тюрок. Также было восстановлено государство западных тюрок с господствующим положением племени Тюргешей. Отсюда название каганата – Тюргешский.

После крушения Второго Тюркского каганата важной политической силой в Центральной Азии стал Уйгурский каганат со столицей в г. Орубалыке на р. Орхон. Во главе государства с 647 г. стоял род Яглакар. Уйгуры исповедовали буддизм и Несторианство. Они считались непримиримыми врагами ислама. В 840 г. уйгуры были разгромлены енисейскими кыргызами.

Важной вехой в истории ранних тюркских государств и народов Центральной и Средней Азии стало завоевание арабов и процессы исламизации, которые здесь происходили. В начале VIII в. арабами был покорен весь Среднеазиатский регион. Начиная с 713 – 714 гг. арабы столкнулись с тюрками в боях под Самаркандом. Тюргешский каган отказался от добровольного подчинения халифату и поддерживал борьбу самаркандцев против арабского присутствия. В результате арабы в 30-х гг. VIII в. нанесли решительный удар по тюркским войскам, и Тюргешский каганат распался.

С присоединением Средней Азии к Халифату были ликвидированы дробные внутренние границы, и разные народы этого региона были объединены одним языком (арабским) и общей религией – исламом. Средняя Азия с этого времени стала органичной частью исламского мира.

2. Сельджукиды и формирование государства Великих Сельджуков.

В конце X в. племена принявших ислам тюрок стали играть активную политическую роль в Средней Азии. С этого времени в регионе стали править исламизированные тюркские династии – Караханидов, Газневидов и Сельджукидов.

Караханиды происходили из верхушки племени карлуков. Они были связаны с родом Ашина. После разгрома Уйгурского каганата енисейскими кыргызами к ним перешел верховный авторитет среди тюркских племен. В 840 г. образовалось государство Караханидов, занимавшее первоначально территорию Семиречья и Туркестана. В 960 г. карлуки массово приняли ислам. По данным источников в ислам перешло сразу 200 тыс. шатров. Государство Караханидов просуществовало до начала XIII в. Его падение было ускорено ударами сельджуков.

Газневиды – тюркская суннитская династия, которая правила в Центральной Азии с 977 по 1186 г. Основателем государства является тюркский гулям Алп - Тѐ́гин. Уйдя со службы у Саманидов в Хорасане, он возглавил полунезависимое княжество в Газне (Афганистан). Наибольшего могущества государство Газневидов достигло при султане Махмуде Газневи (998 – 1030). Он значительно расширил территорию своего государства, совершая успешные походы в Среднюю Азию, Индию. Его походы сыграли большую роль в распространении ислама суннитского толка на севере Индии. Также он прославился широким меценатством, предоставляя широкие возможности для работы при дворе известным ученым. При его дворе трудился знаменитый энциклопедист Абк Райхан Бируни (973-1048). Великий персидский поэт Фирдоуси, автор эпической поэмы «Шах-наме». Сын Махмуда Масуд (1031 – 1041) недооценил опасности седьджукидов. В 1040 г. огромная армия Масуда потерпела поражение от сельджуков под Мервом. В результате они утратили Хорасан и Хорезм. К середине XI в. Газневиды потеряли все иранские владения, а в 1186 г. после долгой борьбы за выживание, после многочисленных территориальных потерь, государство Газневидов прекратило существование.

В IX – X вв. кочевники Огузы жили на Сырдарье и в Приаралье. Глава огузского племенного союза с тюркским титулом «йабгу» возглавлял союз из 24 племен. Столкновение Огузов с культурой Средней Азии способствовало их исламизации. Среди огузских племен выделились сельджуки. Они носили такое название по имени полулегендарного предводителя Сельджука ибн Тугака.

История возвышения сельджуков связана с именами двух известных вождей, которых традиция считает внуками Сельджука – Чагрил-бек и Тогрул-бек. Тогрул-бек наголову разгромил газневидов и стал хозяином Хорасана. Затем он совершил походы в Ирак, сверг династию Бувайхидов. За это от Багдадского халифа он получил титул «султан и царь Востока и Запада». Политику завоевания продолжил его сын Алп Арслан (1063 – 1072). В 1071 г. он одержал знаменитую победу над византийцами при Манцикерте. Эта победа открыла сельджукам дорогу в Малую Азию. К концу XI в. сельджуки захватили Сирию, Палестину, а на востоке – владения Караханидов.

В результате военных походов сельджуков было создано огромное государство, простиравшееся от Амударьи и границ Индии до Средиземноморья. Правление султанов XI – XII вв. принято называть династией Великих Сельджукидов.

Расцвета держава Сельджукидов достигла в правление султана Малик-шаха I (1072 – 1092). В его правление завершилось складывание государственных структур, начатое еще при Тогрул-беке. В отличие от своих предшественников, носивших тюркские имена, Малик-шах взял себе имя, составленное из араб. Малик и перс. Шах (оба слова означают – царь). Столицей государства стал город Исфахан. Его везирем был Низам ал-Мулк (1064 – 1092), автор персоязычного трактата «Сийасат-наме» («Книга о правлении»). В нем образцом правления был объявлен халифат Аббасидов. Для воплощения в жизнь этого идеала была введена новая система подготовки чиновников и суннитских богословов.

В период правления Малик-шаха государство Сельджукидов было относительно централизованным. Султан, как глава государства, был верховным собственником всей земли империи. Его власть передавалась по наследству сыну. Вторая фигура в государстве – везир, который руководил центральным аппаратом управления и ведомствами – диванами. Провинциальная администрация четко делилась на военную и гражданскую.

Было сформировано постоянное войско из рабов-мамлюков. Их привозили из Средней Азии, обращали в ислам и обучали военному делу. Став профессиональными военными, они получали свободу и иногда делали успешную карьеру.

При Сельджукидах получила распространение система икта, возникшая еще при Аббасидах. Сельджукские султаны разрешили передавать икта по наследству. В результате появились крупные земельные владения, не контролируемые центральной властью.

В государстве Сельджуков сохранялись некоторые элементы управления, восходящие к родовым принципам. 1). Империя рассматривалась, как семейная собственность, поэтому функции управления могли принадлежать нескольким братьям одновременно. 2). Институт Атабеков (букально – отец-опекун) или наставников и воспитателей малолетних принцев. Атабеки имели огромное влияние на молодых царевичей, иногда даже правили за них.

В 1092 г. был убит Низам ал-Мульк, а через месяц скончался Малик-шах. Его смерть положила начало распаду империи Сельджукидов. Сыновья Малик-шаха в течение ряда лет боролись за власть. В начале XII в. Сельджукский султанат окончательно раскололся на несколько независимых и полузависимых владений: Хорасанский (Восточносельджукский), Иракский (Западносельджукский) и Румский султанаты.

Хорасанский и Иракский султанаты просуществовали до конца XII в. Румский султанат был разрушен монголами. В течение XI – XIII вв. шел процесс тюркизации Малой Азии. С XI по XII в. сюда переселилось от 200 до 300 тыс. сельджуков. Освоение тюрками византийского мира принимало различные формы. Во-первых, вытеснение греков с их земель, что приводило к депопуляции территорий бывших византийских провинций. Во-вторых, исламизация греков. Монгольские завоевания привели к новой волне тюркизации. В Малую Азию, особенно Анатолию, хлынули тюркские племена из Восточного Туркестана, Средней Азии и Ирана.

3. Образование Османского государства.

Во второй половине XIII - первой половине XIV в. на территории Западной и Центральной Анатолии (византийское название Малой Азии, что с гереческого означает «восток») возникло около 20 тюркских бейликов или эмиратов.

Самым сильным из возникших эмиратов было Османское государство в Вифинии (северо-запад Малой Азии). Такое название государство получило по имени Османа – предка правившего там эмира. Около 1300 г. Османский бейлик освободился от подчинения Сельджукидам. Его правитель бей Осман (1288 – 1324) стал проводить самостоятельную политику.

В правление сына Османа – Орхана (1324 – 1359) турки-османы покорили почти все мусульманские эмираты в Малой Азии. Они приступили к завоеванию византийских владений в Малой Азии. Вначале столицей Османского государства был г. Бруса. К середине XIV в. османы вышли к черноморским проливам, но захватить их не смогли. Свою завоевательную активность они перенесли на Балканы, принадлежавшие Византии.

Османы столкнулись на Балканах не с могучим государством, а с немощной Византией и несколькими враждующими государствами Балкан. Турецкий султан Мурад I (1362 – 1389) захватил Фракию, куда перенес столицу, избрав для нее г. Адрианополь. Византия признала свою вассальную зависимость от султана.

Решающее сражение, определившее исторические судьбы народов Балкан произошло в 1389 г. на Косовом поле. Султан Баязид I Молниеносный (1389 – 1402) разгромил сербов, а затем захватил Болгарское царство, Валахию и Македонию. Захватив Фессалоники, он вышел на подступы к Константинополю. В 1394 г. он блокировал византийскую столицу с суши, что продолжалось долгих 7 лет.

Европейские страны попытались остановить турецкое завоевание. Во главе с венгерским королем Сигизмундом крестоносное рыцарское войско в 1396 г. дало турецкой армии Баязида генеральное сражение. В результате под Никополем на Дунае блестящие рыцари из Венгрии, Чехии, Германии, Франции и Польши потерпели сокрушительное поражение.

Константинополь на время был спасен не Западом, а Востоком. На державу Баязида надвигались войска среднеазиатского правителя Тимура. 20 (28) июля 1402 г. при Ангоре (совр. Анкара) в Малой Азии встретились армии двух прославленных полководцев Тимура и Баязида. Исход сражения решила измена малоазийских беев и тактические просчеты Баязида. Его армия потерпела сокрушительное поражение, а султан был пленен. Не вынеся унижения, Баязид скончался.

После долгой борьбы за власть сыновей Баязида, к власти пришел Мурад II (1421 – 1451). Он сделал попытку захватить Константинополь, который в 1422 г. дал отпор его войскам. Мурад снял осаду, но византийский император признал себя данником султана.

Дважды неудачно западноевропейские монархи пытались отстоять Балканы и Константинополь. В 1444 г. объединенные войска под командованием короля Польши и Венгрии Владислава III Ягеллона были разбиты армией Мурада. В 1448 г. такая же судьба ожидала на Косовом поле и венгерского полководца Яноша Хуньяди.

Константинополь был взят после долгой подготовки молодым султаном Мехмедом II (1451 – 1481), получившим за многочисленные завоевания прозвище «Фатих» - «Завоеватель». 29 мая 1453г. Константинополь пал. Последним символом Византийской империи оставался Трапезунд, василевс которого Давид Великой Комнин (1458 – 1461) принадлежал к потомкам старинного императорского рода Комниных. После завоевания Трапезунда все султаны, начиная с Мехмеда включали в свою титулатуру наименование кайсер-и Рум, т.е. «император Романии».

После взятия Константинополя Османское государство превратилось в мировую державу, которая долгое время играла важнейшую геополитическую роль на Востоке и Западе Евразии.

Османы полностью подчинили своей власти народы Балканского полуострова, фактически вытеснили с торговых путей на Средиземноморье европейских купцов и бывших лидеров Геную и Венецию. Генуя потеряла свою самую крупную колонию в Крыму (1475). С этого времени Крымское ханство превратилось в вассала Османской империи.

К началу XVI в. турки захватили всю восточную Анатолию и стали контролировать важнейшие международные торговые пути. В правление Селима I (1512 – 1520) Османская империя получила выход к Арабскому Востоку, захватив северную Месопотамию с крупными городами, как Мосул, Мардин.

Османы способствовали разрушению гегемонии арабского мира на Ближнем Востоке. В 1516 – 1520 гг. под руководством Селима I они сокрушили мамлюкское государство Египта. В результате к Османскому государству была Присоединена Сирия и Хиджаз с Меккой и Мединой. В 1516 г. Селим I принял титул падишах-и-ислам («Султан ислама») и стал исполнять халифские прерогативы, как, например, организация хаджа. В 1517 г. в состав Османского государства вошел Египет.

После победы над мамлюкским Египтом единственным врагом на Востоке для османов осталась держава Сефевидов. В течение XVI в. османские правители стремились изолировать Сефевидское государство, захватив восточное побережье Черного моря и часть территорий Кавказа (Восточная Армения, Азербайджан, Ширван, Дагестан). В 1592 г. османы закрыли Черное море для входа всех иностранных кораблей.

С начала XVI в. Османская империя оказалась вовлеченной в европейскую политику. Основными ее соперниками выступали португальцы и испанцы. Зато складывался союз Османской империи с протестантскими странами, а также с Францией, боровшейся против Габсбургов.

Османская угроза преследовала Европу и с моря, и с суши: в Средиземном море и с территории Балкан. После даже сокрушительных побед, когда в битве при Лепанто (1571) был уничтожен Священной лигой османский флот, турки захватили Тунис. По результатам этих кампаний великий везир Мехмед Соколу сказал венецианскому послу: «Вы нам отрезали бороду у Лепанто, мы же вам – руку в Тунисе; борода отрастет, рука – никогда».

До середины XVI в. турки реально были опасны соседям их балканских территорий: Венгрии, Чехии, Австрии. Они трижды брали в осаду Вену, но не смогли ее одолеть. Несомненным их успехом был контроль над Венгрией. В дальнейшем османские войны в западной Европе носили локальный характер и не меняли политическую карту этого региона.

4. Внутреннее устройство и социальная структура Османской империи.

Основные социально-политические и экономические институты Османской империи сложились во второй половине XV в., при Мехмеде II (1451 – 1481) и Баязиде II (1481 – 1512). Правление Сулеймана I Кануни («Законодателя»), или Сулеймана Великолепного (1520 – 1566), как его называли в Европе, считается «золотым веком» Османской империи. К этому времени она достигла апогея своего военного могущества и максимальных размеров территории.

Обычно еще при жизни султан назначал своего преемника, которым мог стать сын любой из султанских жен. Такое прямое наследование от отца к сыну сохранялось в Османской империи до 1617 г., когда верховную власть стало возможным передавать по старшинству. Такой порядок наследования был постоянной угрозой жизни членов семьи. Смертоносная династийная борьба продолжалась до начала XIX в. Так, Мехмед III (1595 – 1603), придя к власти, казнил 19 своих братьев и приказал утопить в Босфоре 7 беременных жен османских принцев.

В XVI в. в султанской семье было принято, согласно сельджукскому обычаю, посылать сыновей, достигших 12 лет, в отдаленные провинции. Здесь они организовывали управление по столичному образцу. Мехмед III положил начало другой практике. Он держал своих сыновей в изоляции в специальном помещении дворца. Эти условия не способствовали подготовке правителей огромной империи.

Заметную роль при дворе султана имел гарем. В нем царила султанша-мать. Она обсуждала с великим везиром и главным муфтием государственные дела.

Великий везир назначался султаном. Он вел от имени султана административные, финансовые и военные дела. Ведомство великого везира называлось Баб-и али («Великие врата»), по-французски La Sublime Porte («Блистательные врата»). У российских дипломатов - «Блистательная Порта».

Шейх-уль-ислам – высшее мусульманское духовное лицо, которому султан перепоручал свою духовную власть. Он имел право выносить «фетву», т.е. специальное заключение о соответствии правительственного акта Корану и шариату. В качестве совещательного органа функционировал имперский совет – диван-и хумайюн.

Османская империя имела административное деление на эйалеты (провинции), которыет возглавляли губернаторы – бейлербеи (с 1590 г. – вали). Бейелбеи имели звание везира и титул паши, поэтому эйялеты часто называли пашалыками. Губернатора назначали из Стамбула и подчинялся великому везиру. В каждой провинции располагались янычарские корпуса, командующие которыми (ага) также назначались из Станбула.

Более мелкие административные единицы назывались «санджаками» во главе с военачальниками – санджакбеями. При Мураде III в империя состояла из 21 эйялета и около 2500 санджаков. Санджаки делились на уезды (каза), уезды – на волости (нахийе).

Основу социально-политической структуры Османской империи составляли самоуправляющиеся общины (таифа), сложившиеся во всех сферах профессиональной деятельности, в городе и в деревне. Во главе общины стоял шейх. Города не имели ни самоуправления, ни муниципального устройства. Они входили в систему государственного управления. Фактическим главой города был кади, которому подчинялись шейхи торгово-ремесленных корпораций. Кади регулировал и устанавливал нормы производства и продажи на все товары.

Все подданные султана делились на два разряда: военные (аскери) – профессиональные воины, мусульманское духовенство, госчиновники; и податные (райя) – крестьяне, ремесленники, купцы всех вероисповеданий. Первый разряд был освобожден от налогообложения. Второй разряд – платили подати, согласно арабо-мусульманской традиции.

Во всех частях империи не существовало крепостной зависимости. Крестьяне могли свободно менять местожительство, если у них не было недоимок. Статус элитарных групп общества поддерживался исключительно традицией и не был закреплен законом.

В Османской империи XV – XVI вв. не было господствующей национальности. Османское государство и общество имели космополитический характер. Турки как этническая общность составляли меньшинство и ничем не выделялись среди других народов империи. Турецкий язык как средство межнационального общения еще не сложился. Арабский был языком Священного Писания, науки и судопроизводства. Славянский служил разговорным языком двора и янычарского войска. По-гречески говорили станбульцы и жители бывших византийских городов.

Правящая элита, армия, администрация были многонациональны. Большинство везиров и других администраторов происходили из греков, славян или албанцев. Из славяноязычных мусульман состоял костяк османской армии. Таким образом, единство османского общества как целостной системы поддерживалось исключительно исламом.

Миллеты – религиозно-политические автономии иноверческого населения. К XVI в. сложилось три миллета: рум (православные); яхуди (иудеи); эрмени (армяно-грегориане и др.). Все миллеты признавали верховную власть султана, платили подушную подать. При этом они пользовались полной свободой культа и самостоятельностью в решении своих общинных дел. Во главе миллета стоял миллет-баши.. Он утверждался султаном и являлся членом имперского совета.

Однако фактически немусульманские подданные султана были неполноправны. Они платили больше налогов, не принимались на военную службу и не занимали административных должностей, а их свидетельства в суде не принимались во внимание.

Тимарная система сложилась в условиях особой формы землевладения, согласно которой все земельные и водные ресурсы считались собственностью «уммы», т. е. всех мусульман. Очень незначительной была частная собственность или «мюльк». Основным видом собственности на землю была государственная.

Государственные служащие, военные получали тимары - неотчуждаемые земельные держания, вначале с правом передачи по наследству. Жаловалась не сама земля, а право на часть дохода с нее.

Тимары различались по величине доходов. Раз в 30-40 лет в империи производилась перепись всех держателей земельных участков. Эта перепись составляла кадастр (дефтер) по каждому санджаку. Дефтер и канун-наме жестко фиксировали налоговые ставки, свыше которых запрещалось брать с крестьян платежи.

В XVI в. раздача тимаров приобрела строго централизованный порядок. На основе раздачи тимаров содержались воины сипахи. С конца XV в. эту армию стали вытеснять воины рабского состояния (капыкулу), которых содержали на казенный счет. Воинов – рабов набирали в славянских регионах в возрасте 9-14 лет. Их обращали в ислам и специально готовили к военной и гражданской службе. Такая пехота в османской армии называлась янычары (от тур. ени чери – «новое войско»). Они жили по уставу дервишского ордена «бекташи». Со временем они стали замкнутой военной корпорацией – гвардией султана.

Литература

Васильев Л.С. История религий Востока: 7-е изд. испр. и доп. – М., 2004.

Гаспарян Ю.А., Орешкова С.Ф., Петросян Ю.А. Очерки истории Турции. – М., 1983.

Еремеев Д.Е. На стыке Азии и Европы: Очерки о Турции и турках. – М.: Наука, 1980.

Коновалова И.Г. Средневековый Восток: учеб. пособие для вузов/ РАН, ГУГН, Научно-образовательный центр по истории. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

Памук Э. Стамбул город воспоминаний. – М.: Изд-во Ольги Морозовой, 2006.

Смирнов В.Е. Мамлюкские институты как элемент военно-административной и политической структуры османского Египта//Одиссей. – М., 2004.