Образованный человек не может быть негодяем, напишите, пожалуйста, сочинение-рассуждение!! или сделайте какие-нибудь набро. Образованный негодяй – бич нашего времени

Помогите пожалуйста подобрать аргументы из литературы к высказыванию "Образованный человек не может быть негодяем".

Ответы:

Образование человека, это не только научные или технические знания, это еще и огромный духовный опыт. Откуда мы его получаем? Верно из книг. Книги - это пример нравственности. Сколько прекрасных произведений классиков известно нам, что переворачивают наше мировозрение и ломают внутренний стержень незнания. И так, образованный человек - человек знающий духовные, моральные ценности, человек начитанный, и понимающий сущность жизни.. Вернее то, что можно делать, и чего не в коем случаи не следует - такой человек врят ли совершит подлую вещь. Для него уже произошел опыт познания, скажем через литературные произведения. Понимая ошибки героев, проникаясь их жизнью - мы научимся избегать собственных неприятностей. Впрочем, бывают умные люди, которые способны на гадость. Здесь уже дело в холодном расчете выгоды, как никак, а мы живем в холодном мире интриг и скандалов. Сейчас без этого никуда, как бы нам не хотелось изменить мир.Извините что так мало. Просто пришла мысль. Именно связанная с литературой, если мало - возможно разовьете дальше сами. Удачи! :3


Теодор Рузвельт, 26-й президент США, сказал однажды, что обычный вор может украсть мешок угля, зато вор с высшим образованием - железную дорогу. И обычный человек тоже хочет приобщиться к этой алхимии воровства.

В XVIII веке сказано было, что наступит время, когда разбойники перестанут прятаться в горах, а будут жить и воровать в городах. Это сказал святой Косма, слова которого достойны того, чтобы в золоте отлить их и поместить на всем видное место.

Он говорил слова, непонятные современникам. Зато мы - поздние рода - привычно живем в атмосфере сбывшихся пророчеств Космы. Он сказал, что будут бегать по дорогам быстрее зайца телеги без лошади. И тогдашние слушатели улыбались и перемигивались. Мол, вот заливает! А мы привычно садимся за руль автомобиля или в его салон и обгоняем зайцев.

Косма говорил: «Мир будет опутан тонкой ниткой, и если чихнешь в Константинополе, то в Москве будет слышно». Не знаю, что думали непосредственные слушатели, но наши чихи действительно слышны во всем мире благодаря телефону, компьютеру и проч.

Косма говорил про железных птиц, то мирно летающих по небу, а то и изрыгающих огонь, про несколько деревень, помещающихся в одном доме, про дьявола, залезшего в ящик и оттуда кричащего. И мы сегодня действительно живем в многоэтажных домах, вмещающих несколько деревень разом; над нами привычно летают серебристые железные птицы. Только телевизор из «ящика» успел превратиться в плоскую плазму, но из него по-прежнему частенько кричит дьявол.

Я о том, что странные для XVIII века слова равноапостольного Космы стали повседневным фактом в XX и XXI веках. И значит, верить святому можно. Его слова верны. Верны в том числе и в отношении разбойников, которые когда-то носили шкуры и жили в горах (у нас - в лесах), а теперь одеты в дорогие костюмы и живут в городах.

У воровства вполне конкретная психология. Не думаю, что скажу об этом все до дна и все правильно, но думаю следующее. Вор придумывает для себя право на воровство, некую оправдательную теорию. «Я могу красть у государства, потому что оно крадет у меня и всех остальных».

Или: «Я представитель высшей расы и могу взять все, что понравится, у представителей расы низшей». Вот примеры двух оправдательных тезисов для существования воровства при социализме и при колониализме соответственно. И такие оправдательные тезисы есть для всякой модели воровства: от запускания руки в чужой карман в толпе до преступной приватизации.

Вор не хочет трудиться и презирает созидательный, кропотливый ежедневный труд. Либо ему по-воровски «западло», либо он аристократически отучен от элементарного трудолюбия, либо что-то еще. Но трудиться, по его мнению, должны другие, а он имеет им же выдуманное право отбирать или тайно присваивать плоды чужого труда. Причем в размерах, далеко превышающих потребности отдельного человека.

Если присвоенные плоды чужих трудов достигают огромных размеров, вору нужно легализовываться. Дон Корлеоне всегда хочет, чтобы кто-то из его сыновей стал сенатором или губернатором одного из штатов. На известных этапах и в известных объемах богатство рождает власть. Богатство становится властью само либо тесно связывается с существующей властью. Мелких воров будут ловить и далее, но гений воровства станет-таки сенатором, или парламентарием, или кем-то в этом роде.

Очевидно, ему не помешает для этого образование или его формальное наличие, ему понадобится статусное жилье и атрибуты нового быта. Он реально словно выйдет из леса, и сменит шкуру на костюм, и станет жить в особняке, а не в пещере среди награбленных сокровищ.

Прозорливым оком святой Косма видел из века XVIII эту метаморфозу преступности, имевшую произойти в поздних веках. Об этом еще одно из его пророчеств: «Беда к вам придет от образованных». В широком смысле слова именно «образованные» научили многих людей верить в то, что Бога нет, а человек - сын обезьяны.

Это они сделали так, что (по слову Космы) «тарелки ваши будут полны, но есть пищу будет нельзя», а «реки станут грязными». Но в узком смысле, в смысле воровства они - образованные - тоже преуспеют.

Тут мы выслушаем голос иного хора, но поющий о том же. Теодор Рузвельт, 26-й президент США, сказал однажды, что обычный вор может украсть мешок угля, зато вор с высшим образованием - железную дорогу. С составами угля, разумеется.

Образованный негодяй - бич нашего времени. Вор в шерстяном костюме и в рубашке с золотыми запонками. Вор на трибуне, вор в судейской мантии или кресле большого начальника. Вор, лезущий в бизнес ради присвоения чужого, а в политику - за юридическим иммунитетом.

Он горд и уверен, что «право имеет». Он презрителен к прочему человечеству и в иные времена с удовольствием бы купил себе дворянство. Его достоинства - изворотливость змея, неутомимость в лукавстве, подозрительность, патологическая жадность.

Он ненасытен, как ад, и развратен, как персонаж римской истории времен упадка. Святого ничего нет для него, хотя с экрана ящика или плазмы он словоохотлив в рассуждениях о святыне.

Простому человеку совершенно некуда деться от этой всеразъедающей ржавчины. И если он добр, этот простой человек, то закрывает глаза и уши, говоря: «Господи! Сохрани!» Но если он гнил, этот простой человек, то его мучает зависть при виде успеха нечестивых.

Он тоже хочет приобщиться к алхимии бумажного воровства, к манипуляциям с цифрами и законами. Он хочет славы, праздности и роскоши. Хочет безнаказанности и вседозволенности. А когда придет беда, этот простой человек с гнилью зависти внутри будет наказан так же, как тот, кому он завидовал. По законам духовного родства они одинаковы.

И нам нужно видеть беду. Нужно точно ее идентифицировать и понять, можем ли мы влиять на ситуацию. Если не можем, то лучше устраниться, словно выйти из дома, готового обрушиться. Кроме того, страдание от образованных воров - не единственная беда современного человечества. Вот, например, что еще видел вдали святой Косма - и что мы видим перед носом.

В школах появятся такие вещи, что ум ваш не вместит.

Мы увидим, как земля наша превратится в Содом и Гоморру.

Люди будут бедными, так как не будут иметь любви к деревьям и растениям.

Много еще иного на пользу сказал и сделал святой Косма, названный Этолийским, бедному грешнику на утешение, ищущим разума - на вразумление. А нечестивому - на прохлаждение распаленной страстями души. Авось вздрогнет от страха или всплакнет от умиления. Ведь пока грешники каются, а нечестивые вздрагивают от уколов совести, жизнь продолжается.

Протоиерей Андрей Ткачев

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.

(М. В. Ломоносов )

Образованный человек - это не просто личность, имеющая диплом о законченном образовании. Данное понятие многолико и многогранно, складывается из множества критериев, формирующихся на протяжении всей жизни индивидуума.

Страницы истории

Что значит образованный человек? Наверняка многие из нас рано или поздно задавались этим вопросом. Чтобы ответить на него, необходимо обратиться к истории. А именно к тем дням, когда человечество начало делать успехи в развитии цивилизации.

Все создавалось и делалось постепенно. Ничего не появляется сразу, по взмаху могущественной руки Творца. «Сначало было Слово, и Слово было Бог». Зарождалось общение, жесты, знаки, звуки. Именно с этих времен следует рассматривать понятие образованности. У людей появился общий язык, первоначальная база знаний, которые они передавали детям из поколения в поколение. Человек приложил усилия к развитию письменности и речи. Беря свое начало из этих истоков, река времени принесла нас в настоящее. Было много извилин в русле этой реки, вложен немыслимый труд и проделана колоссальная работа. Но все же эта река принесла нас в ту жизнь, какой мы видим ее сейчас. Книги сохранили и донесли до нас все то, что создавал человек на протяжении столетий. Мы черпаем знания из этих источников и становимся образованными людьми.

Образованный человек: понятие, критерии, аспекты

Трактовка данного термина неоднозначна, исследователи предлагают множество определений, вариаций. Одни считают, что образованный человек - это индивидуум, закончивший учебное заведение и прошедший комплексное обучение в определенной сфере знаний. Например, таковыми являются врачи, педагоги, профессора, повара, строители, археологи, менеджеры и прочие специалисты. Другие утверждают, что, помимо государственно-коммерческого образования, личность должна иметь и социальный, жизненный опыт, полученный в путешествиях, поездках, в общении с людьми разных этносов, классов и уровней. Однако такое толкование является неполным, поскольку образованный человек - это личность определенных моральных устоев, сумевшая чего-то добиться в своей жизни благодаря своим знаниям, начитанности, культуре и целеустремленности. Из всего этого мы делаем вывод, что образованный - не только самый умный человек, но и личность с большой буквы. Поэтому большинство исследователей дают более точную характеристику данному термину. Они считают, что образованный человек - это индивидуум, получивший знания, которые предложены самой цивилизацией. Он обладает культурно-жизненным опытом, исторически накопленным в процессе развития и становления культуры, индустрии, промышленности и проч.

Образ образованного человека складывается из множества критериев и качеств личности:

  • Наличие образования.
  • Владение языками.
  • Культура поведения.
  • Расширенный кругозор.
  • Начитанность.
  • Широкий словарный запас.
  • Эрудированность.
  • Коммуникабельность.
  • Тяга к знаниям.
  • Красноречие.
  • Гибкость ума.
  • Умение анализировать.
  • Стремление к самосовершенствованию.
  • Целеустремленность.
  • Грамотность.
  • Воспитанность.
  • Толерантность.

Роль образования в жизни человека

Образованный человек стремится к познанию для ориентации в мире. Ему не столь важно знать, сколько элементов в таблице Менделеева, однако нужно иметь общее представление о химии. В каждой сфере знания такая личность ориентируется легко и непринужденно, понимая, что единичная точность абсолютно во всем невозможна. Это позволяет видеть мир под другим углом, ориентироваться в пространстве, делает жизнь яркой, насыщенной и интересной. С другой стороны, образование выступает, как просвещение каждого, наделение знаниями для возможности отличать действительность от навязываемого мнения. Образованный человек не поддается влиянию сектантов, рекламным уловкам, так как постоянно анализирует увиденное и услышанное, формируя единственно верное решение о реальности происходящего. При помощи образования индивидуум достигает поставленных целей, самосовершенствуется и самовыражается. Благодаря чтению эрудированный человек прислушивается к своему внутреннему миру, находит важные ответы, тонко чувствует мир, становится мудрым, эрудированным.

Значение школьного образования

Первым этапом становления каждой личности как "образованного человека" является начальное образовательное учреждение, а именно школа. Там мы получаем азы знаний: учимся читать, писать, рисовать, развернуто мыслить. И от того, насколько мы усвоим эту начальную информацию, во многом зависит наше будущее развитие, как полноценного представителя общества. С рождения родители развивают в ребенке тягу к знаниям, объясняя важность образования в жизни. Благодаря школе выявляются способности каждого ученика, прививается любовь к чтению, закладываются основы в обществе.

Школа является фундаментом становления каждого образованного человека. Она решает ряд важных задач.

  1. Начальное образование человека, передача социального, жизненного, научного опыта в значимых областях, исторически накопленного цивилизацией.
  2. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности (патриотизм, религиозные убеждения, семейные ценности, культура поведения, понимание искусства и проч.).
  3. Сохранение и укрепление здоровья как физического, так и психического, без которого человек не сможет самореализоваться.

Самообразования и социального, жизненного опыта недостаточно для того, чтобы стать образованным, поэтому роль школы в жизни современного индивидуума неоценима, незаменима.

Роль книг в образовании

В настоящее время педагоги воспринимают образ интеллигента как идеал образованного человека, к которому должен стремиться каждый учащийся, студент, взрослый. Однако данное качество не является приоритетным или обязательным.

Каким мы представляем образованного человека

У каждого из нас имеется свое по данной теме. Для одних образованный человек - это тот, кто закончил школу. Для других это люди, получившие специальность в определенной области. Третьи считают образованными всех умных людей, ученых, исследователей, тех, кто много читает и самообразовывается. Но именно образование - в основе всех определений. Оно в корне изменило жизнь на Земле, дало шанс самореализоваться и доказать самим себе, что все зависит от человека. Образование дает шанс сделать шаг в другой мир.

На каждом этапе становления личности человек воспринимает понятие образованности по-разному. Дети и ученики уверены, что это просто самый умный человек, который много знает и читает. Студенты смотрят на данное понятие с точки зрения образования, считая, что, закончив учебное заведение, они станут образованными людьми. Старшее поколение воспринимает этот образ более широко и глубокомысленно, понимая, что, помимо обучения, такая личность должна иметь собственный багаж знаний, социальный опыт, быть эрудированной, начитанной. Как мы видим, у каждого свое представление о том, что должен знать образованный человек.

Самореализация

Когда человек заканчивает школу, то испытывает необыкновенную радость, позитивные эмоции, принимает поздравления и пожелания стать достойным человеком в будущем. Получив аттестат, каждый выпускник становится на новый жизненный путь к самореализации, самостоятельности. Теперь нужно сделать важный шаг - выбрать учебное заведение и будущую профессию. Многие выбирают сложный путь для достижения заветной мечты. Пожалуй, это самый важный момент в жизни человека - выбрать профессиональную деятельность по душе, интересам, своим способностям и талантам. От этого зависит самореализация индивидуума в обществе, его дальнейшая счастливая жизнь. Ведь образованный человек - это, помимо всего прочего, человек, достигший успеха в той или иной области.

Важность образования в наше время

Понятие "образование" включает в себя слова - "образовать", "образовывать", что означает формирование человека как личности. Образует его внутренне "Я". Как перед собой в первую очередь, так и перед обществом, в котором он живет, занимается своей сферой деятельности, трудится и просто приятно проводит свое свободное время. Несомненно, хорошее образование в наше время просто незаменимо. Именно достойное образование открывает перед индивидуумом все двери, дает возможность попасть в "высшее общество", устроиться на первоклассную работу с достойной заработной платой и добиться всеобщего признания и уважения. Ведь знаний никогда не бывает много. С каждым нашим прожитым днем мы узнаем что-то новое, получаем определенную порцию информации.

К сожалению, в наш двадцать первый век, век цифровых технологий, коммуникаций и интернета, такое понятие как "образованность" постепенно отходит на второй план. С одной стороны, казалось бы, должно быть наоборот. Интернет, бездонный источник полезной информации, где все доступно. Не нужно лишний раз бегать по библиотекам, по сокурсникам в поисках пропущенной лекции и т. д. Однако наряду с полезной в Интернете содержится огромное количество бесполезной, ненужной и даже вредной информации, которая засоряет человеческий мозг, убивает в нем возможность адекватно мыслить, сбивает человека с пути. Зачастую некачественные ресурсы, бесполезные социальные сети намного больше завлекают человечество, нежели полезная для саморазвития информация из библиотек.

К чему приводит необразованность

Необразованный человек пребывает в заблуждении о том, что он все знает и ему больше нечему учиться. В то время как образованный до конца жизни будет уверен в том, что его образование не закончено. Он всегда будет стремиться познать то, что сделает его жизнь еще лучше. Если личность не стремится к познанию мира и саморазвитию, то в итоге приходит к обыденности, рутине, где работа не приносит ни удовольствия, ни достаточного заработка. Конечно же, необразованность не означает полное отсутствие каких-либо знаний, аттестатов. Человек может иметь несколько образований, но быть неграмотным. И наоборот, есть вполне образованные, начитанные люди, которые не имеют диплома, но обладают высоким интеллектом, эрудированностью благодаря самостоятельному изучению окружающего мира, наук, общества.

Необразованным людям сложнее самореализоваться, достичь желаемого, найти занятие по душе. Конечно же, вспомнив наших бабушек и дедушек, которые в свое время больше работали, нежели учились, мы понимаем, что можно пройти жизненный путь без образования. Однако придется преодолеть сложную дорогу, много физически работать, испортив как психическое, так и физическое здоровье. Необразованность можно представить как изолированный куб, в котором живет личность, не желая выйти за его границы. Вокруг будет кипеть и нестись бушующая жизнь, с великолепными красками, наполненная яркими эмоциями, пониманием, осознанием действительности. И стоит ли выйти за грань куба, чтобы насладиться истинным, свежим воздухом познания, - предстоит решать только самому человеку.

Подведем итоги

Образованный человек - это не только тот, кто хорошо закончил школу, учебное заведение и имеет высокооплачиваемую работу по специальности. Этот образ необычайно многогранен, включает в себя культуру поведения, интеллигентность, воспитанность.

Основные качества образованного человека:

  • образование;
  • грамотность;
  • умение правильно общаться и выражать свои мысли;
  • вежливость;
  • целеустремленность;
  • культура;
  • умение держать себя в обществе;
  • эрудированность;
  • стремление к самореализации и самосовершенствованию;
  • умение тонко чувствовать мир;
  • благородство;
  • великодушие;
  • выдержка;
  • трудолюбие;
  • чувство юмора;
  • решительность;
  • остроумие;
  • наблюдательность;
  • изобретательность;
  • порядочность.

Понятие "образованный человек" трактуется по-разному, однако главное во всех определениях - наличие образования, полученного разными способами: при помощи школы, вуза, самообразования, книг, жизненного опыта. Благодаря знаниям каждый из нас может достичь любых высот, стать успешной, самореализованной личностью, полноценной ячейкой общества, воспринимающей этот мир особенно.

В настоящее время трудно обойтись без образования, ведь любая область деятельности требует определенных навыков, умений. А жить в мире, ничего о нем не зная, подобно первобытному человеку, абсолютно бессмысленно.

В заключение

В статье мы рассмотрели основные критерии, определения образованной личности, ответили на вопрос, что значит быть культурным человеком. Каждый из нас расценивает и смотрит на вещи согласно своему социальному статусу и способности восприятия окружающего мира. Некоторые даже не догадываются, что для интеллигентного человека дурно говорить оскорбительные вещи в адрес собеседника. Некоторые же усвоили эту истину с малых лет. Ведь на мировоззрение человека в первую очередь влияет образованность людей, которые закладывали в него определенную информацию, были проводниками в эту жизнь.

Также мы выяснили, что начитанный человек - это индивидуум, читающий не только специальную, обучающую литературу, но и произведения классиков. Многое в этом мире взаимосвязано, но именно образование играет главную и решающую роль. Поэтому стоит отнестись к нему со всей серьезностью, желанием и пониманием. Мы сами хозяева нашей жизни. Мы сами творцы своей судьбы. И то, как мы проживем эту жизнь, целиком и полностью зависит только от нас. Несмотря на трудности, политические или военные, наши предки создали великолепные условия для нашей жизни. И в наших руках сделать эти условия еще лучше для наших потомков. Образование нужно нам для того, чтобы устроить свою жизнь по собственному желанию и стать счастливым человеком.

Повысить уровень своего образования через Интернет затруднительно. Для того чтобы стать эрудированной личностью, нужно не забывать посещать библиотеку и читать книги образованного человека. Предлагаем вашему вниманию популярные издания, которые непременно должен прочесть каждый образованный человек, это сделает вас интересным, начитанным, культурным собеседником.

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.
  2. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление.
  3. Браунер Дж. Психология познания.

почему нет? кто определяет высоту высшего образования? человек бывает мелочным, злым и тд, не потому что у него диплома нет, а потому что воспитали неправильно, возможно в семье был кошмар, в итоге вырос такой вот фрукт. тоесть его мудачество лежит намного глубже, оно, как говорится, впитано с молоком матери, а потому имеет куда большее значение, чем то что какой-то там профессор на лекциях наболтал.

А вы серьёзно думаете, что отсидев 5 лет в ВУЗе человек приобретает эту пресловутую интеллигентность? Вы разве не видели быдло с учёными степенями и сантехников читавших Плутарха? Я видел.

Потому.что как поётся в песне Высоцкого... и мысли и поступки мои странны... я экзотичен.. мягко говоря.. могу одновременно грызть стаканы... и Шиллера читать без словаря... Человек не однозначен. как и этот мир где он существует. на нём ведь только налёт цивилизации. а в глубине кружатся водовороты инстинктов. живущие со времени зарождения всего живого на земле и до сих пор. помогающие нам выживать... или исчезать. когда чаша зла переполняется... Думается. и Шекспир выразился по этому поводу талантливо... в мире нет ничего. ни злого. ни доброго. это наше размышление делает всё таковым...

потому что образованность его - липовая.. .
Настоящая происходит от сознания того, что каждый человек сотворён по Образу Божьему - и может уподобиться Богу (по милости Божьей) . По-настоящему образованный человек видит в каждом другом человеке (а не только в себе) личность, потому он уважает каждого - независимо от уровня развития или социальной ступени, на которой стоит тот или иной человек.

Другие вопросы из категории «Мистика, Эзотерика»

  • Зачем нужны религии?. . Может..если подумать.. = Религии не нужны ВООБЩЕ? ? .Похоже - это именно Так!..
  • Вы говорите. что Бог создал человека по образу и подобию своему? Зачем? Может для того. что бы человек развивался дальше

Теодор Рузвельт, 26-й президент США, сказал однажды, что обычный вор может украсть мешок угля, зато вор с высшим образованием – железную дорогу. И обычный человек тоже хочет приобщиться к этой алхимии воровства.

В XVIII веке сказано было, что наступит время, когда разбойники перестанут прятаться в горах, а будут жить и воровать в городах. Это сказал святой Косма, слова которого достойны того, чтобы в золоте отлить их и поместить на всем видное место.

Он говорил слова, непонятные современникам. Зато мы – поздние рода – привычно живем в атмосфере сбывшихся пророчеств Космы. Он сказал, что будут бегать по дорогам быстрее зайца телеги без лошади. И тогдашние слушатели улыбались и перемигивались. Мол, вот заливает! А мы привычно садимся за руль автомобиля или в его салон и обгоняем зайцев.

Косма говорил: «Мир будет опутан тонкой ниткой, и если чихнешь в Константинополе, то в Москве будет слышно». Не знаю, что думали непосредственные слушатели, но наши чихи действительно слышны во всем мире благодаря телефону, компьютеру и проч.

Косма говорил про железных птиц, то мирно летающих по небу, а то и изрыгающих огонь, про несколько деревень, помещающихся в одном доме, про дьявола, залезшего в ящик и оттуда кричащего. И мы сегодня действительно живем в многоэтажных домах, вмещающих несколько деревень разом; над нами привычно летают серебристые железные птицы. Только телевизор из «ящика» успел превратиться в плоскую плазму, но из него по-прежнему частенько кричит дьявол.

Я о том, что странные для XVIII века слова равноапостольного Космы стали повседневным фактом в XX и XXI веках. И значит, верить святому можно. Его слова верны. Верны в том числе и в отношении разбойников, которые когда-то носили шкуры и жили в горах (у нас – в лесах), а теперь одеты в дорогие костюмы и живут в городах.

У воровства вполне конкретная психология. Не думаю, что скажу об этом все до дна и все правильно, но думаю следующее. Вор придумывает для себя право на воровство, некую оправдательную теорию. «Я могу красть у государства, потому что оно крадет у меня и всех остальных».

Или: «Я представитель высшей расы и могу взять все, что понравится, у представителей расы низшей». Вот примеры двух оправдательных тезисов для существования воровства при социализме и при колониализме соответственно. И такие оправдательные тезисы есть для всякой модели воровства: от запускания руки в чужой карман в толпе до преступной приватизации.

Вор не хочет трудиться и презирает созидательный, кропотливый ежедневный труд. Либо ему по-воровски «западло», либо он аристократически отучен от элементарного трудолюбия, либо что-то еще. Но трудиться, по его мнению, должны другие, а он имеет им же выдуманное право отбирать или тайно присваивать плоды чужого труда. Причем в размерах, далеко превышающих потребности отдельного человека.

Если присвоенные плоды чужих трудов достигают огромных размеров, вору нужно легализовываться. Дон Корлеоне всегда хочет, чтобы кто-то из его сыновей стал сенатором или губернатором одного из штатов. На известных этапах и в известных объемах богатство рождает власть. Богатство становится властью само либо тесно связывается с существующей властью. Мелких воров будут ловить и далее, но гений воровства станет-таки сенатором, или парламентарием, или кем-то в этом роде.

Очевидно, ему не помешает для этого образование или его формальное наличие, ему понадобится статусное жилье и атрибуты нового быта. Он реально словно выйдет из леса, и сменит шкуру на костюм, и станет жить в особняке, а не в пещере среди награбленных сокровищ.

Прозорливым оком святой Косма видел из века XVIII эту метаморфозу преступности, имевшую произойти в поздних веках. Об этом еще одно из его пророчеств: «Беда к вам придет от образованных». В широком смысле слова именно «образованные» научили многих людей верить в то, что Бога нет, а человек – сын обезьяны.

Это они сделали так, что (по слову Космы) «тарелки ваши будут полны, но есть пищу будет нельзя», а «реки станут грязными». Но в узком смысле, в смысле воровства они – образованные – тоже преуспеют.

Тут мы выслушаем голос иного хора, но поющий о том же. Теодор Рузвельт, 26-й президент США, сказал однажды, что обычный вор может украсть мешок угля, зато вор с высшим образованием – железную дорогу. С составами угля, разумеется.

Образованный негодяй – бич нашего времени. Вор в шерстяном костюме и в рубашке с золотыми запонками. Вор на трибуне, вор в судейской мантии или кресле большого начальника. Вор, лезущий в бизнес ради присвоения чужого, а в политику – за юридическим иммунитетом.

Он горд и уверен, что «право имеет». Он презрителен к прочему человечеству и в иные времена с удовольствием бы купил себе дворянство. Его достоинства – изворотливость змея, неутомимость в лукавстве, подозрительность, патологическая жадность.

Он ненасытен, как ад, и развратен, как персонаж римской истории времен упадка. Святого ничего нет для него, хотя с экрана ящика или плазмы он словоохотлив в рассуждениях о святыне.

Простому человеку совершенно некуда деться от этой всеразъедающей ржавчины. И если он добр, этот простой человек, то закрывает глаза и уши, говоря: «Господи! Сохрани!» Но если он гнил, этот простой человек, то его мучает зависть при виде успеха нечестивых.

Он тоже хочет приобщиться к алхимии бумажного воровства, к манипуляциям с цифрами и законами. Он хочет славы, праздности и роскоши. Хочет безнаказанности и вседозволенности. А когда придет беда, этот простой человек с гнилью зависти внутри будет наказан так же, как тот, кому он завидовал. По законам духовного родства они одинаковы.

И нам нужно видеть беду. Нужно точно ее идентифицировать и понять, можем ли мы влиять на ситуацию. Если не можем, то лучше устраниться, словно выйти из дома, готового обрушиться. Кроме того, страдание от образованных воров – не единственная беда современного человечества. Вот, например, что еще видел вдали святой Косма – и что мы видим перед носом.

– В школах появятся такие вещи, что ум ваш не вместит.

– Мы увидим, как земля наша превратится в Содом и Гоморру.

– Люди будут бедными, так как не будут иметь любви к деревьям и растениям.

Много еще иного на пользу сказал и сделал святой Косма, названный Этолийским, бедному грешнику на утешение, ищущим разума – на вразумление. А нечестивому – на прохлаждение распаленной страстями души. Авось вздрогнет от страха или всплакнет от умиления. Ведь пока грешники каются, а нечестивые вздрагивают от уколов совести, жизнь продолжается.

Протоиерей Андрей Ткачев