Общая эмоциональная направленность личности. Эмоциональная направленность личности

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - направленность чувств и переживаний человека. Рассматривается альтруистическая Э. н. л. (потребность в содействии и помощи, покровительстве др. людям); коммуникативная (потребность в общении, дружеских отношениях, сочувствующем собеседнике); глорическая (потребность самоутверждения, славы, почета); пугническая (потребность в преодолении опасности, на базе которой позднее возникает к борьбе); романтическая (стремление ко всему необычному, таинственному); гностическая (стремление понять, разрешить сложные проблемы) и т.д. Э. н. л., выявляемая с помощью специального теста, определяет профессиональной пригодности к тому или иному виду пед. деятельности.

Педагогический словарь. - М.: Академия . Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров . 2005 .

Смотреть что такое "ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ" в других словарях:

    направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Н. л. характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в к рых выражается …

    Телевизионная коммуникация: самовыражение личности - Телевидение как обществ. институт рекрутирует в кач. коммуникаторов особый тип людей, удовлетворяющих строгим требованиям, предъявляемым ведущим передач как телевизионной корпорацией, так и спецификой опосредствованной коммуникации.… …

    Коммуникативное ядро личности - это единство отражения, отношения и поведения, проявляемое при прямых или опосредованных какими либо техническими средствами контактах индивида с разл. людьми и общностями. К. я. л. проявляется, во первых, во всех формах знания (образы восприятия … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Педагогическое общение: профессиональные деформации личности учителя - негативные новообразования, сопровождающие деструктивную профессионализацию, составляющие группу изменений, получивших в психологии название жесткого ролевого поведения. Рассматриваются 2 осн. комплекса профессиональных деформаций учителя: 1)… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    стандартизованный метод исследования личности - (СМИЛ стандартизованный метод исследования личности) создан на базе опросника личностного многофазного миннесотского с учетом ориентации на исследование психической нормы. Включает как полный, так и сокращенный варианты; в сравнении с… … Большая психологическая энциклопедия

    ПОГРАНИЧНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ - – психическое состояние, характеризующееся таким психопатологическим расстройством, которое включает в себя широкий спектр шизоидных, нарциссических, перверсных и иных проявлений, занимающих промежуточное положение между неврозом и психозом.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ - отрасль социологии, изучающая С. (Семья) социальную систему воспроизводства человека, основанную на кровном родстве, браке или усыновлении, и объединяющую людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Одна из… … Социология: Энциклопедия

    ЕВРАЗИЙСТВО - первоначально идейно мировоззренческое, затем также общественно политическое движение, в основании к рого лежала концепция Евразии как самостоятельного «географического и исторического мира» (Савицкий. 1927), расположенного между Европой и Азией… … Православная энциклопедия

    Конституция человека - (лат. constitutio – построение, организация). Совокупность морфологических и функциональных особенностей организма, сложившаяся на основе наследственности и вследствие длительного влияния среды. Типологические варианты К. разрабатываются на… … Толковый словарь психиатрических терминов

    Эмоции - (франц. émotion, от лат. emoveo потрясаю, волную) субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Сопровождая… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Купить за 691 грн (только Украина)
  • Общая психология. Личность и мотивация. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата , Диянова З.В.. Настоящее учебное пособие посвящено исследованию личности и мотивации. В нем представлены индивидуальные свойства человека, рассмотрена эмоциональная направленность личности, изучены системы…

Мы говорили уже о сигнальной и оценочной роли эмоций и чувств, об их значении как побудительных факторов любой деятельности, об их роли в энергетическом обеспечении этой деятельности. Советский психолог Б. И. Додонов подчеркнул другое: эмоции не только сопутствуют всякой деятельности, «обслуживая» потребности организма, но сами являются объектом особой потребности. Любому человеку присуща жажда эмоционального насыщения, стремление к переживанию различных чувств.

Здесь можно усмотреть аналогию с мышечным движением. Оно направлено на осуществление полезных для организма действий, но в то же время и само по себе жизненно необходимо. Недостаточная двигательная активность вызывает ощущение «мускульного голодания». Когда человека насильственно лишают возможности двигаться (напомним Овода в тюрьме), это тяжелая пытка. Точно так же тягостен «эмоциональный голод», и человек активно ищет ситуаций, возбуждающих чувства. Лучше неприятное переживание, чем отсутствие всяких переживаний.

По мнению Б. И. Додонова, для организма важно не однообразное сохранение положительных эмоциональных состояний, а мозаика сменяющих друг друга чувств, имеющих оптимальную интенсивность.

Для разных людей существуют разные категории наиболее желанных переживаний. Спектр чувств, к которым стремится тот или иной человек, характеризует его индивидуальность. Установки на определенные комплексы «предпочитаемых переживаний» служат важной составляющей направленности личности. Б. И. Додонов выделил десять таких комплексов.

1. Альтруистические чувства, связанные с потребностью в содействии, помощи, покровительстве другим людям.

2. Коммуникативные чувства, возникающие на основе потребности в общении.

3. Глорические чувства (от латинского слова gloria - слава) связаны с потребностью в самоутверждении, в славе, в «пожинании лавров».

4. Праксические чувства - это переживания, вызываемые деятельностью, успешностью ее или неуспешностью, трудностями в ее осуществлении и завершении.

5. Пугнические чувства (от латинского слова pugna - борьба). Эти переживания происходят от потребности з преодолении опасности, на основе которой позднее воз* пикает интерес и склонность к суровым испытаниям и к.борьбе. Стремление пережить такого рода чувства заставляет людей переплывать океаны в лодках и взбираться на Джомолунгму.

6. Романтические чувства связаны со стремлением ко всему необычайному, таинственному, с ожиданием каких-то необыкновенных событий, которые окажут влияние на судьбу.

7. Гностические чувства (от греческого gnosis - знание). Их чаще называют интеллектуальными чувствами. Связаны они не просто с потребностью в получении новой информации, но и со стремлением упорядочить эту информацию, добиться «познавательной гармонии». А. Эйнштейн называл это стремление «бегством от удивления». Ч. Дарвин в «Автобиографии» писал, что с детства ему было присуще острое чувство удовольствия, которое он испытывал, когда ему становились понятными какие-либо сложные вопросы или предметы.

8. Эстетические чувства, то есть чувства, отражающие потребность человека в гармонии мира, а также в гармонии личности с ее окружением.

9. Гедонистические чувства, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

10. Акизитивные чувства (от французского acquisition - приобретение). Эти чувства связаны с интересом к накоплению и коллекционированию вещей, выходящему за пределы практической нужды в них. Человеку приятно не только обладание предметами, но радостен и сам процесс приобретения, обмена, собирания.

Те комплексы чувств, которые являются для личности наибольшей ценностью, то есть наиболее желанны, становятся дополнительным мотивом деятельности. Эти чувства влияют на предпочтения, отдаваемые тем или иным воспоминаниям, они участвуют в формировании склонностей, определяют круг повседневных интересов. От них зависит содержание грез и мечтаний, некоторые особенности творческого процесса, стиль общения и пр.

Соответственно десяти комплексам «наиболее желанных чувств» Додонов выделил десять типов личности. Общая эмоциональная направленность - ведущая характеристика личности. Она не препятствует переживанию всего богатства других чувств, но своеобразно окрашивает их, проявляясь во всех без исключения стремлениях личности. В трактовке Б. И. Додонова, личностным тип- это определенный вариант объединения стремлений личности вокруг самого сильного из этих стремлений.

Методика исследования эмоциональной направленности личности. (Б.И.Додонов).

Цель методики : выявить тип эмоциональной направленности личности.

Необходимый материал : анкета Б.И.Додонова в модификации Е.Р.Гореловой, позволяющий выявить 10 типов эмоциональной направленности:

    Альтруистическая направленность (переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям).

    Коммуникативная (переживания на основе потребности в общении).

    Глорическая (связана с потребностью в самоутверждении, славе).

    Праксическая (положительные эмоции возникают в процессе деятельности).

    Пугническая (переживания на основе потребности в преодолении опасности, в борьбе).

    Романтическая (стремление ко всему необычному, таинственному).

    Гностическая (радость от получения новой информации плюс потребность в «когнитивной гармонии»).

    Эстетическая (отражение потребности в гармонии с окружающим, представленной в «чувстве красоты»).

    Гедонистическая (эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и духовном комфорте).

    Акизитивная (положительные эмоции при накоплении, коллекционировании вещей, «выходящих за пределы практической нужды в них»).

Правила проведения: испытуемый читает каждый пункт анкеты и, в зависимости от того, насколько он согласен с содержанием данного пункта, ставит 2 балла, 1 балл или 0 баллов.

АНКЕТА

    Я часто беспокоюсь за близких, друзей.

    Испытываю потребность делиться с другими людьми своими мыслями и переживаниями.

    Мне понятно, когда на меня все обращают внимание.

    Для меня всегда важно добиться успеха в работе.

    Я люблю острые ощущения.

    Я охотно побывал бы в каком-нибудь новом для меня, неизвестном месте.

    Испытываю большую радость, самостоятельно разрешив трудную проблему.

    Люблю приятное и красивое чувство, возникающее при восприятии музыки, стихов, картин и т.п.

    Предпочитаю «простые радости» (вкусно поесть, поспать вволю и т.п.)

    Люблю собирать коллекции.

    Мне нравится приносить людям радость и счастье.

    Для меня важно одобрение окружающих.

    Приятно испытывать чувство превосходства над соперниками.

    Я увлекаюсь любой работой, когда её выполняю.

    Охотно иду на риск.

    Иногда мне кажется, что должно произойти что-то необыкновенное.

    Люблю разбираться в причинах событий, явлений.

    Я могу прийти в состояние восторга от красоты природы.

    Люблю состояние покоя и свободы от обязанностей.

    Радуюсь, когда удаётся пополнить свою коллекцию.

    Я всегда жалею неудачников.

    Я не смог бы обойтись без друзей.

    Я готов пойти на многое, чтобы завоевать почёт и уважение окружающих.

    Приятно чувствовать, что день прошёл недаром.

    Я человек решительный.

    Люблю всё таинственное и необычное.

    Испытываю потребность в приведении своих знаний в систему.

    Произведение искусства может тронуть меня до слёз.

    Люблю приятное бездумное времяпровождение (например, вечеринки).

    Люблю делать покупки, очень им радуюсь.

    Радуюсь, когда кто-нибудь добивается успеха.

    Среди моих родных, знакомых есть люди, которых я обожаю.

    Я самолюбив.

    Я чувствую радостное возбуждение и духовный подъём, когда работа идёт хорошо.

    Я люблю преодолевать трудности и опасности.

    Я испытываю наслаждение, слушая любимую музыку.

    Я склонен к лени.

    Люблю рассматривать свою коллекцию и часто это делаю.

    Очень рад, когда мне удаётся кому-нибудь помочь.

    Я чувствую большую благодарность людям, которые делают мне приятное.

    Мне всегда хочется как можно скорее взять реванш при неудачах.

    Моё настроение поднимается от сознания того, что работа сделана добросовестно.

    Азарт, спортивная злость обычно ухудшают результаты моей деятельности.

    Я люблю помечтать.

    Самое приятное переживание – чувство близости решения задачи, радость открытия истины.

    Люблю возвышенное и отрешённое чувство, возникающее у меня при соприкосновении с прекрасным.

    Мне бы понравилось жить беззаботно и безмятежно.

    Я неохотно расстаюсь со своими вещами.

Обработка полученных данных: подсчитывается сумма баллов по каждой из 10 групп вопросов в соответствии с ключами.

Ключи:

    Альтруистическая ЭНЛ – высказывания № 1,11,21, 31, 41.

    Коммуникативная ЭНЛ – 2, 12, 22, 32, 42.

    Глорическая ЭНЛ - 3, 13, 23, 33, 43.

    Праксическая ЭНЛ – 4, 14, 24, 34, 44.

    Пугническая ЭНЛ – 5, 15, 25, 35, 45.

    Романтическая ЭНЛ – 6, 16, 26, 36, 46.

    Гностическая ЭНЛ – 7, 17, 27, 37, 47.

    Эстетическая ЭНЛ – 8, 18, 28, 38, 48.

    Гедонистическая ЭНЛ – 9, 19, 29, 39, 49.

    Акизитивная ЭНЛ – 10, 20, 30, 40, 50.

Бланк ответов:

Подсчитав полученные результаты, можно сказать, что у данной личности наиболее развита глорическая эмоциональная направленность.

МЕТОДИКА Б.И. ДОДОНОВА

«Определение общей эмоциональной направленности личности»

Инструкция: Вам предлагается вопросник из 50 суждений, характеризующих эмоции Вашей личности. Сделайте выбор Вашего ответа в соответствии со шкалой:

«Безусловно, да» – а

«Пожалуй, да» – б

«Пожалуй, нет» – в

«Безусловно, нет» – г

Занесите Ваш выбор в бланк ответов.

Текст опросника

1. Я часто беспокоюсь за близких, друзей.

2. Испытываю потребность делиться с другими людьми своими мыслями и переживаниями.

3. Мне приятно, когда на меня обращают внимание.

4. Для меня всегда важно добиться успеха в работе.

5. Я люблю острые ощущения.

6. Я охотно побывал бы в каком-нибудь новом, неизвестном месте.

7. Испытываю большую радость, самостоятельно решив трудную проблему.

8. Люблю возвышенное чувство, возникающее при восприятии стихов, музыки и т.д.

9. Предпочитаю простые радости (вкусно поесть, сладко поспать).

10. Люблю заниматься коллекционированием.

11. Хочу приносить людям радость и счастье.

12. Для меня важно одобрение окружающих.

13. Приятно испытывать чувство превосходства над противником.

14. Я увлекаюсь любой работой, которую выполняю.

15. Охотно иду на риск.

16. Иногда мне кажется, что должно произойти что-то необыкновенное.

17. Люблю разбираться в причинах явлений, событий.

18. Я могу прийти в восторг от красоты природы.

19. Люблю состояние покоя и свободы от обязанностей.

20. Радуюсь, когда пополняю свою коллекцию.

21. Я всегда жалею неудачников.

22. Я не смог бы (не смогла бы) обойтись без друзей.

23. Я пойду на многое, чтобы завоевать почет и уважение окружающих.

24. Приятно чувствовать, что день прошел не даром.

25. Я человек решительный.

26. Люблю все таинственное и необычное.

27. Стремлюсь приводить свои знания в систему.

28. Произведение искусства может тронуть меня до слез.

29. Люблю приятное, бездумное времяпрепровождение, например, вечеринки.

30. Люблю делать покупки.

31. Радуюсь, когда кто-нибудь добивается успеха.

32. Среди моих родственников, знакомых есть люди, которых я обожаю.

33. Я самолюбив (а).

34. Я чувствую радость, душевный подъем, когда работа идет хорошо.

35. Я люблю преодолевать опасности.

36. Иногда меня тянет странствовать.

38. Я испытываю наслаждение, слушая любимую музыку.

39. Я склонен (склонна) к лени.

40. Люблю рассматривать свои коллекции.

41. Я стараюсь помогать людям.

42. Я чувствую большую благодарность людям, которые делают мне добро.

43. Мне всегда хочется взять реванш при неудаче.


44. Мое настроение поднимается от осознания того, что работа выполнена добросовестно.

45. Азарт, спортивная злость обычно улучшают результаты моей деятельности.

46. Я люблю помечтать.

47. Самое приятное для меня переживание – радость открытия истины, чувство близости решения.

48. Я часто переживаю чувство возвышенности и отрешенности при соприкосновении с прекрасным.

49. Мне бы хотелось жить беззаботно и безмятежно.

50. Я неохотно расстаюсь со своими вещами.


Текущая страница: 19 (всего у книги 25 страниц) [доступный отрывок для чтения: 17 страниц]

Шрифт:

100% +

Список дополнительной литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.

2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. СПб.: Питер, 2003.

3. Асмолов А. Г. О предмете психологии личности // Вопросы психологии. 1983. № 3.

4. Батаршев А. В. Психология индивидуальных различий: От темперамента – к характеру и типологии личности. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000.

5. Берне Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. Общ. ред. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1986.

6. Бэрон Г., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1999.

7. Бюдженталь Д. Наука быть живым. М.: Класс, 1998.

8. Додонов Б. И. В мире эмоций. Киев, 1987.

9. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М.: Педагогика, 1978.

10. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.

11. Зейгарник Б. В. Патопсихология / Под ред. А. С. Спиваковой. М.: Апрель, 2000.

12. Карагачева М. В. Социально-педагогические рефлексивные Я-образы студентов психологических и педагогических специальностей: Автореф. дисс… к. п. н. СПб., 2006.

13. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004.

14. Кинг М. Е., Цитренбаум Ч. М. Экзистенциальная психотерапия. М., 1998.

15. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.

16. Конюхов Н. И. Словарь-справочник практического психолога. Воронеж, 1996.

17. Короленко В. Г. Дети подземелья: Повести, рассказы и очерки. М., 2002.

18. Куликов Л. В. Мозаика радости. СПб.: Питер Пресс, 1997.

19. Куликов Л. В. Психогигиена личности. Основные понятия и проблемы: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.

20. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Поголыиа В. М. Межличностное общение. СПб., 2001.

21. Купер. К. Индивидуальные различия / Пер. с англ. Т. М. Марютинои под ред. И. В. Равич-Щербо. М.: Аспект Пресс, 2000.

22. Лазурский А. Ф. Избранные труды по общей психологии. Психология общая и экспериментальная. СПб., 2001.

23. Лазурский А. Ф. Избранные труды по психологии. М., 1997.

24. Левин К. Намерение, воля и потребность. М., 1970.

25. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

26. Леонтьев А. Н. Философия психологии. М., 1994.

27. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 1999.

28. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999.

29. Ломов Б. Ф. Системность в психологии. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

30. Малыгин Г. С. Смысл жизни и жизнь смысла. Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1998.

31. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. М.; Воронеж, 1996.

32. Муздыбаев К. Психология ответственности. М., 1983.

33. Мэй Р. Открытие Бытия. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004.

34. Никиреев Е. М. Направленность личности и методы ее исследования: Учебное пособие. М., 2004.

35. Нуркова В. В., Березанская Н. Б. Психология: Учебник. М.: Высшее образование, 2006.

36. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб.: Речь, 2003.

37. Обуховский К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1972.

38. Олпорт Г. Личность в психологии. СПб.: Ювента, 1998.

39. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. М.: Смысл, 2002.

40. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1998.

41. Психология личности. Тексты / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей. М.: Изд-во МГУ, 1982.

42. Психология самосознания: Хрестоматия. Самара, 2003.

43. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994.

44. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1975.

45. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. Самара, 2003.

46. Слотина Т. В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся-подростков: Автореф. дисс… к. п. н. СПб., 2003.

47. Страхов И. В. Психология характера. Саратов: СГПИ, 1970.

48. Суворова Г. А. Психология деятельности: Учебное пособие для студентов психологических и педагогических вузов. М.: ПЕРСЭ, 2003.

49. Теплое Б. М. Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985.

50. Фейдимен Д., Фрейджер Р. Личность и личностный рост / Пер. с англ. Симферополь, 1993.

51. Фейдимен Д., Фрейджер Р. Психология личностных конструктов и когнитивная психология. СПб., 2007.

52. Фейдимен Д., Фрейджер Р. Телесноориентированные и женские теории личности. СПб., 2007.

53. Фернхе М. А., Хейвен П. Личность и социальное влияние. СПб.: Питер, 2001.

54. Франкл В. Психотерапия на практике / Пер. с нем. СПб.: Ювента, 1999.

55. Фромм Э. Анатомия человеческой агрессивности. М., 1998.

56. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: ACT; Минск: Харвест, 2005.

57. Хеккаузен X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1988.

58. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.

59. Юнг К. Психологические типы. Минск, 1998.

Приложение 1. Примерный тест для проверки знаний по курсу

1. Назовите отечественного психолога, который впервые в открытой форме поставил вопрос о структуре личности:

а) Б. Г. Ананьев;

б) А. Н. Леонтьев;

в) Д. А. Леонтьев;

г) В. Н. Мясищев.

2. Самосознание – это:

а) отражение целостного образа предметов и явлений окружающего мира;

б) свойство человека осознавать самого себя как субъекта со свойственными ему характеристиками;

в) уровень интенсивности реакций индивида в ответ на различные стимулы;

г) представляет собой системную организацию человека как интегральную целостность, включающую различные уровни его психической организации.

3. Кем был подробно описан параметр интроверсии – экстраверсии?

а) 3. Фрейдом;

б) К. Юнгом;

в) В. Вундтом;

г) А. Адлером.

4. Какому понятию принадлежит данное определение: это динамическая, саморазвивающаяся иерархическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, осуществление, преобразование и воплощение опосредованных психическим образом отношений субъекта?

а) темперамент;

б) деятельность;

в) развитие;

г) социализация;

а) В. Франкла;

б) Э. Кречмера;

в) А. Адлера;

г) Г. Олпорта;

д) К. Левина.

6. Личность в представлении А. Ф. Лазурского – это:

а) социальная сторона в человеке;

б) единство двух психологических механизмов: эндопсихики и экзопсихики;

в) интегральное образование психических процессов, психических состояний и психологических свойств;

г) это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе.

7. Основной вклад в концепцию отношений внес:

а) Б. Г. Ананьев;

б) А. Н. Леонтьев;

в) В. Н. Мясищев;

г) С. Л. Рубинштейн.

8. Персонология – это наука о:

а) взаимоотношениях в коллективе;

б) о человеке;

в) о чертах личности;

г) о личности.

а) В. Н. Мясищев;

б) А. Н. Леонтьев;

в) Б. Г. Ананьев;

г) В. С. Мерлин.

10. В понимании Д. А. Леонтьева основу экзистенциального уровня структуры личности составляют следующие понятия:

а) духовность;

б) свобода;

в) смысл жизни;

г) ответственность.

11. Основными элементами психологического компонента личности, по мнению Б. И. Додонова, являются (отметьте лишнее):

а) мировоззрение;

б) направленность;

в) характер;

г) способности;

д) отношения.

12. К. К. Платонов выделяет в структуре личности следующее количество подструктур:

13. Б. Г. Ананьев полагал, что для правильного понимания личности прежде всего необходим:

а) анализ статуса и социальной позиции личности;

б) анализ характерологических особенностей человека;

в) анализ психофизиологических свойств личности.

14. В чьей концепции изучение психического облика личности предполагает решение трех вопросов: чего хочет личность? что может личность? что есть личность?:

а) Б. Г. Ананьева;

б) А. Н. Леонтьева;

в) В. Н. Мясищева;

г) С. Л. Рубинштейна.

15. А. Г. Ковалев понимал под процессом развития личности:

а) ребенок начинает становиться личностью, когда начинает играть в ролевые игры;

б) развитие личности – это фазный процесс перехода от одной стадии к другой, сопровождающийся кризисами или конфликтами;

в) развитие личности предполагает «два рождения личности»;

г) развитие идет от динамического и неустойчивого ко все более устойчивому и постоянному.

16. Отношения личности – это:

а) активная, сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности;

б) система потребностей, интересов и идеалов;

в) индивидуально-своеобразные способы постановки и решения проблемы;

г) личностное образование, которое подразумевает особую позицию субъекта по отношению к миру, к окружающим людям и к себе, противоположную реактивности.

17. Кто из зарубежных психологов предложил одно из первых определений личности?

а) Г. Олпорт;

б) А. Адлер;

в) 3. Фрейд;

г) В. Франки;

д) Р. Ассаджиоли.

18. В основе концепции личности В. С. Мерлина лежит положение о:

а) двух тесно связанных между собой совокупностях следов, из которых одна тесно связана с органической, а другая – с социальной сферой;

б) динамической многоуровневой системе взаимных связей и организации свойств личности;

в) о рассмотрении процессов развития и становления личности как последовательном переходе от элементарных, неосознаваемых или частично неосознаваемых потребностей к потребностям опосредованным;

г) о некоторых ограничителях, задающих конкретные установления, которым нужно следовать и которые можно выполнить или не выполнить.

19. По мнению В. Н. Мясищева, следующее понятие «выражает доминирующее отношение или его интеграл»:

а) личность;

б) характер;

в) направленность;

20. Центральное место в концепции А. Н. Леонтьева принадлежит понятию:

а) «личностный смысл»;

б) направленность личности;

в) система отношений;

г) диспозиционная система;

д) потребности личности.

21. Концепция К. К. Платонова носит название:

а) интегральной индивидуальности;

б) функционально-динамической;

в) мотивационно-динамической;

г) эмоциональной направленности.

22. Кто из зарубежных персонологов выделяет в структуре личности следующие компоненты: Эго, Личное бессознательное, Коллективное бессознательное?

а) А. Адлер;

б) Р. Ассаджиоли;

в) К. Юнг;

г) К. Хорни;

д) А. Маслоу.

23. Какому понятию дается следующее определение:… – это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт?

а) архетип;

б) Я-концепция;

в) черта личности;

г) конструкт;

д) бессознательное.

24. В. Франкл является представителем:

а) когнитивного направления;

б) бихевиористского;

в) психоанализа;

г) гештальт-психологии;

д) гештальт-терапии;

е) экзистенциального направления.

25. Кто из зарубежных психологов вводит понятие субличности или подличности?

а) 3. Фрейд;

б) К. Роджерс;

в) Р. Ассаджиоли;

г) А. Адлер;

д) Дж. Уотсон.

26. Социализация – это:

а) осуществление индивидных и личностных возможностей Я посредством собственных усилий, а также содеятельности с другими людьми;

б) отношение к себе как бы со стороны, обусловленное какими-то моими реальными достоинствами или недостатками;

в) процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта;

г) непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие-то черты, объясняющие это отношение, или нет.

27. К основным структурным единицам деятельности относятся (выделите лишнюю):

а) уровень операций;

б) уровень действий;

в) уровень психологических функций;

г) уровень психофизиологических функций;

д) особые виды деятельности.

28. Представителем какого направления является Р. Кэттелл?

а) функционально-динамического;

б) теории черт;

в) типологического подхода;

г) антропометрического.

а) Б. Г. Ананьева;

б) А. Н. Леонтьева;

в) Б. И. Додонова;

г) К. К. Платонова.

30. Ассаджиоли выделяет в своей структурной модели личности:

а) 3 элемента;

31. В каком подходе ведущими являются понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение», «личностный смысл»?

а) личностном;

б) ценностном;

в) деятельностном;

г) мотивационном.

а) В. Н. Мясищев;

б) А. Н. Леонтьев;

в) Б. Г. Ананьев;

г) В. С. Мерлин;

д) Б. И. Додонов.

33. Структура личности, по Д. А. Леонтьеву, включает в себя (отметьте лишнее):

а) уровень ядерных структур личности;

б) внутренний мир личности;

в) систему управления, или Я;

г) внешний мир личности.

34. По мнению А. А. Реана, следующие понятия являются критериями зрелости личности:

а) ответственность;

б) свобода;

в) направленность;

г) терпимость;

д) саморазвитие;

е) позитивное мышление.

35. Понятие структурной единицы личности вводит:

а) В. Н. Мясищев;

б) А. Н. Леонтьев;

в) Б. Г. Ананьев;

г) В. С. Мерлин;

д) К. К. Платонов.

36. Наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных, технических дисциплин, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, называется:

а) персонологией;

б) воспитанием;

в) акмеологией;

г) гигиеной;

д) психофизиологией.

37. Понятие «индивидуальный стиль жизнедеятельности» широко использовал в своей концепции:

а) В. Н. Мясищев;

б) А. Н. Леонтьев;

в) Б. Г. Ананьев;

г) В. С. Мерлин;

д) Б. И. Додонов.

38. Способы получения эмпирических показателей можно разделить на:

а) объективный;

б) субъективный;

в) личностный;

г) проективный;

д) интегративный.

39. В своей концепции личности А. Г. Асмолов выделяет пять стратегий исследования личности (отметьте среди нижеперечисленных лишнюю):

а) конституционально-антропометрическая;

б) факторная;

в) блочная;

г) мотивационно-динамическая;

д) экзистенциональная;

40. Установка – это:

а) внутренняя регуляция, опосредованная ценностными ориентациями;

б) сложившаяся система важнейших целевых программ личности, определяющая смысловое единство ее инициативного поведения;

в) готовность, предрасположенность определенным образом воспринимать, понимать и осмысливать объект или действовать с ним в соответствии с прошлым опытом;

г) совокупность стойких мотивов.

41. Кто из зарубежных персонологов полагал, что каждый человек обладает творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью?

б) Дж. Келли;

в) К. Левин;

г) А. Маслоу;

д) А.Адлер.

42. Наблюдение – это:

а) как личностное образование подразумевает особую позицию субъекта по отношению к миру, к окружающим людям и к себе, противоположную реактивности;

б) целенаправленное и систематическое изучение действий, поступков, поведения в целом, отношения испытуемого к обследованию и различным явлениям окружающей действительности с целью обнаружения, регистрации и анализа тех фактов, которые могут характеризовать изучаемую личность;

в) наиболее примитивная биологическая форма направленности, выражающаяся в недостаточно полно осознанном стремлении к достижению чего-либо;

г) склонность субъекта к некритической (непроизвольной) податливости воздействиям других людей, их советам, указаниям, даже если они противоречат его собственным убеждениям и интересам;

д) сознательная, избирательная, основанная на опыте психологическая связь личности с различными сторонами объективной действительности, выражающаяся в ее действиях, реакциях и переживаниях.

43. Цель теории личностных конструктов Джорджа Келли:

а) объяснить, каким образом люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт;

б) тиражирование «эффективных моделей» поведения;

в) объяснить с позиции науки, почему люди ведут себя определенным образом.

44. Способность – это:

а) динамическая характеристика психической деятельности человека;

б) индивидуально-психологическая особенность человека, отвечающая требованиям данной деятельности и являющаяся условием ее успешного выполнения;

в) определенный фонд знаний, умений и навыков в определенной области;

г) активное положительное отношение к предмету, склонность заниматься им, переходящая на высокий уровень развития.

а) Б. Г. Ананьев;

б) 3. Фрейд;

в) Д. Келли;

г) Ш. Шварц;

д) В. Н. Мясищев.

46. Психодиагностика личности – это:

а) наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных, технических дисциплин, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии;

б) наука о ценностях жизни и культуры, исследующая важные стороны духовного развития общества и человека, содержание внутреннего мира личности и ее ценностные ориентации;

в) одна из прикладных областей психологии;

г) дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путем использования разнообразных исследовательских стратегий;

д) научная дисциплина, выявляющая психологические особенности личности, которые позволяют прогнозировать успешность ее развития и самореализации в постоянно изменяющихся условиях, где она живет и взаимодействует с окружающим миром.

47. Экзистенциальный вакуум – это:

а) специфическая форма активности;

б) пустота, отсутствие смысла жизни, переживаемое человеком;

в) преимущественная направленность личности вовне, на окружающих людей, на внешние события и явления;

г) психологическая реальность вне зависимости от того, в чем конкретно человек видит смысл жизни.

48. Назовите три уровня психологической диагностики личности:

а) углубленная;

б) экспресс-диагностика;

в) блочная;

г) мотивационно-динамическая;

д) глубинная диагностика;

е) поведенческо-интеракционистская.

Приложение 2. Примерные темы рефератов

1. Классификации зарубежных теорий личности отечественными авторами.

2. Проблема личности в психоанализе.

3. Исследования личности в аналитической психологии.

4. Понятия экстраверсии, интроверсии в зарубежной психологии.

5. Понимание личности А. Адлером.

6. Суть индивидуальной психологии.

7. Психосинтез Р. Ассаджиоли.

8. Физиологический подход к исследованию личности: Э. Кречмер, У. Шелдон.

9. Г. Олпорт и его определения личности.

10. Причины и сущность распространенности подхода личностных черт.

11. Интрапсихологический подход в теории К. Левина.

12. Дж. Мид, теория ролей.

13. Гештальт-психология. Ее основные представители.

14. Психология личных конструктов.

15. Вклад гуманистической психологии в разработку проблемы личности.

16. Карл Роджерс и его учение.

17. А. Маслоу – яркий представитель гуманистической психологии.

18. Экзистенциальная парадигма в гуманистическом направлении.

19. Р. Мэй, В. Франкл как основные представители экзистенциального анализа.

20. Философско-психологический подход Э. Фромма.

21. Проблема развития личности в зарубежной психологии.

22. Внутренний мир личности.

23. Роли, статус, позиция личности.

24. Характер и темперамент.

25. Способности.

26. Потребности.

27. Мотивационная сфера личности.

28. Ценности и ценностные ориентации.

30. Концепция отношений личности.

31. Установки, аттитюды, диспозиции личности.

32. Смысловая сфера личности, смысл жизни.

33. Духовный мир личности.

Приложение 3. Программа курса «Психология личности»

Курс: IV. Форма обучения: очная. Семестр: 7.

Количество часов: на дисциплину – 90, из них аудиторных – 30, практических (семинарских) – 30, самостоятельная работа – 30.


Цель курса – обучение студентов фундаментальным основам психологии личности.


Задачи курса:

Ознакомить студентов с основными понятиями психологии личности;

Обучить психологическому анализу основных направлений в исследованиях личности в современной психологической науке;

Ознакомить студентов с основными структурными характеристиками личности;

Сформировать критичный подход к пониманию концепций и теорий характеристик и развития личности;

Сформировать умение анализировать собственные личностные характеристики;

Содействовать в осознании личностью своей индивидуальности, самоценности,

способности к рефлексии, адекватной самооценке.

Текущая аттестация качества усвоения знаний – устный опрос, написание рефератов.

Итоговая аттестация по курсу – экзамен.

Тема 1. Понятие личности. Персонология как наука о личности

Проблема личности в системе человекознания. Многочисленность определений понятия личность. Из истории развития психологии личности.

Тема 2. Развитие личности

Процессы развития, формирования, становления личности. Деятельностный подход в понимании развития личности. Социализация, воспитание личности. Грани Я по Д. А. Леонтьеву.

Тема 3. Понимание личности в зарубежной психологии

Общая характеристика основных классификаций зарубежных концепций. Рассмотрение личности в психоанализе, психосинтезе (3. Фрейд, К. Юнг, Р. Ассаджиоли). Понимание личности с точки зрения индивидуальной психологии А. Адлера. Физиологический подход (Э. Кречмер, У. Шелдон). Теория черт (Р. Кеттелл, Г. Айзенк). Автор первого определения личности и теоретик диспозиционального подхода Г. Олпорт. Подходы к изучению личности К. Левина, Д. Келли, Дж. Мида. Гуманистическая психология и ее экзистенциальная парадигма: А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франки, Э. Фромм, Дж. Бюдженталь.

Тема 4. Понимание личности в трудах отечественных авторов

Некоторые общие подходы изучения личности в отечественной психологии. Рассмотрение деятельностного подхода как основного в отечественной психологической науке (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев). Концепция отношений личности А. Ф. Лазурского, В. Н. Мясищева, теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина, функционально-динамическая концепция К. К. Платонова, концепция А. Г. Ковалева, подход Д. А. Леонтьева.

Тема 5. Структурные компоненты личности

Внешняя оболочка личности: характер, темперамент, способности, роли. Внутренний мир личности: мотивационная сфера личности, конструкты, смысл жизни. Экзистенциальный уровень личности: ответственность, духовность и свобода личности.

Тема 6. Основы психодиагностики личности

Особенности психодиагностики личности. Теория черт. Структура психодиагностического исследования. Методы психодиагностики личности.

Общие учебные и специальные умения:

Уметь осуществить психологический анализ различных концепций личности;

Уметь сформулировать основные определения курса.

Основные понятия курса:

Агрессивность, активность, атлетик, влечение, гениальность, желание, деятельность, диспластик, идеал, индивид, индивидуальность, интерес, интроверсия, лептосоматик, личность, личностный смысл, локус контроля, мастерство, мировоззрение, мотив, мотивационная сфера личности, направленность, нормы, одаренность, ответственность, отношения, персонология, пикник, потребность, проприум, роль, самооценка, самоуважение, самопринятие, свобода, склонность, смысл жизни, социализация, способность, стремление, субъект, темперамент, талант, убеждение, установка, характер, ценности, ценностные ориентации, экзистенциальный вакуум, экстраверсия, Я-концепция.

Практические занятия (семинары)

Темы семинарских занятий.

1. Типологизация личности (1 ч). Доклады студентов о понимании личности (структуре личности и ее развитии) У. Джемсом, Э. Шпрангером, Э. Кречмером, У. Шелдоном.

2. Теория черт (2 ч). Доклады студентов о понимании личности (структуре личности и ее развитии) Г. Олпортом, Р. Кэттеллом, Г. Айзенком.

3. Психоаналитический подход (2 ч). Доклады студентов о понимании личности (структуре личности и ее развитии) 3. Фрейдом, К. Юнгом, К. Хорни, А. Адлером как представителями индивидуальной психологии. Выполнение упражнений в рамках психоаналитической теории, составление планов личностного саморазвития по А. Адлеру.

4. Психосинтез (2 ч). Доклады студентов на тему: «Ассаджиоли, его теория и практика как яркого представителя персонологии. Понятие воли».

5. Когнитивное направление (2 ч). Доклады студентов о развитии личности Ж. Пиаже, о теории личностных конструктов Д. Келли. Концепции К. Левина, Ф. Перлса.

6. Гуманистическое направление (4 ч). Доклады студентов на тему «Возрождение персонологии в 50–60 гг. прошлого столетия», «Концепция К. Роджерса», «Теория мотивации А. Маслоу». Практические упражнения.

7. Экзистенциальный подход (3 ч). Доклады студентов о развитии экзистенциального направления. Биографии и теории В. Франкла, Р. Мэя. Понимание свободы, ответственности в концепции Э. Фромма.

Организация самостоятельной работы

Анализ, цитирование научной литературы, решение психологических задач, выполнение упражнений в рамках психоанализа (3. Фрейд), психосинтеза (Р. Ассаджиоли) составление планов личностного саморазвития по А. Адлеру.