Обществознание социальные конфликты пути разрешения. Практические задания группам

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

3.7. Социальный конфликт

3.7. Социальный конфликт

Конфликт – это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Типология конфликтов

1. Исходя из субъектов конфликта: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой, межгрупповой .

2. По сферам жизнедеятельности: политические; социально-экономические; национально-этнические.

3. В зависимости от способа конфликтного взаимодействия: конфронтация, соперничество, конкуренция.

4. В соответствии с объектом конфликта выделяются конфликты ценностей и конфликты интересов.

5. По последствиям конфликтов различают конструктивные и деструктивные конфликты .

Субъекты (участники) конфликта: свидетели (люди, наблюдающие за конфликтом со стороны); подстрекатели (те, кто подталкивает других участников к конфликту); пособники (люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами); посредники (люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт).

Предмет конфликта – это вопрос или благо, из-за которого разгорается конфликт.

Причина конфликта – объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон.

Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным.

Противоречие – это фундаментальная несовместимость, несогласие из-за каких-то важных (политических, экономических, этнических) интересов.

Виды противоречий:

1) внутренние противоречия (столкновение внутригрупповых, внутриорганизационных и др. интересов участников малых социальных групп); и внешние противоречия возникают между двумя или несколькими социальными системами;

2) антагонистические (непримиримо враждебные) и неантагонистические противоречия (данный вид противоречий подразумевает возможность компромиссов путем взаимных уступок);

3) основные и неосновные противоречия;

4) объективные и субъективные противоречия.

Противоречие обязательно лежит в основе любого конфликта и проявляется в социальном напряжении, выражает скрытый и статический момент явления, а конфликт – открытый и динамический.

Социальный конфликт – 1) высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов; 2) борьба индивидов или социальных групп с несовпадающими (разными и противоположными) интересами по поводу одного и того же блага (материальным – пища, одежда, нефть, лес и т. п.; экономическим – сырье, деньги, акции и т. п.; политическим – власть, должность и т. п.; юридическим – правовой статус и т. п.; духовным – национальным, религиозным, научным, эстетическим и т. п.).

Концепции, раскрывающие сущность социальных конфликтов

1) Г. Зиммель: сущность социального конфликта заключается в столкновении между постоянно обновляемым содержанием жизни и устаревшими, отжившими формами культуры.

2) Г. Спенсер: социальный конфликт обусловлен борьбой за существование, которая определяется ограниченным объемом жизненных ресурсов.

3) К. Маркс: постоянный конфликт между производительными силами и производственными отношениями по мере развития техники и производительных сил становится все более острым, порождает социальные революции, в результате которых происходит смена способа производства и общество переходит на более высокий уровень развития.

4) М. Вебер: конфликт имеет ценностный характер; общество есть арена социального действия, столкновения ценностей и норм, являющихся атрибутами тех или иных индивидов, социальных групп или институтов; борьба между социальными структурами, отстаивание ими своих социальных статусов, в конечном счете, стабилизирует общество.

Функции социальных конфликтов

1. Позитивные: информирование о наличии социальной напряженности; стимулирование социальных изменений; коммуникативно-информационная (люди в результате столкновения проверяют друг друга, получают новую информацию); созидания (конфликт часто помогает группе сплотиться); нормотворчество (конфликт способствует созданию новых форм и социальных институтов); снятие социальной напряженности.

2. Негативные: создание стрессовых ситуаций; дезорганизация социальной жизни; разрушение социальной системы.

Причины социальных конфликтов: социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций; различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации; религиозные различия; поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.).

Основные стадии социального конфликта: предконфликтная (конфликтная ситуация); непосредственно конфликт; разрешение конфликта (завершение инцидента, устранение причин конфликта).

Типология и виды социальных конфликтов

По длительности: долгосрочные; краткосрочные; разовые; затяжные; повторяющиеся.

По объему: глобальные; национальные; локальные; региональные; групповые; личные.

По источнику возникновения: объективные; субъективные; ложные.

По используемым средствам: насильственные и ненасильственные.

По форме: внутренние и внешние.

По влиянию на ход развития общества: прогрессивные и регрессивные.

По характеру развития: преднамеренные и спонтанные.

По сферам общественной жизни: экономические (производственные); политические; этнические; семейно-бытовые.

По типу отношений: внутри– и межсистемный (индивидуально-психологический) уровни; внутри– и межгрупповой (социально-психологический) уровни; внутринациональный и международный (социальный) уровни.

Сторонами социальных конфликтов являются социальные субъекты: люди, социальные общности (групповые и массовые), социальные институты, народы, общественные формации, цивилизации. Этапы протекания конфликта: скрытая стадия (явное или неявное недовольство ситуацией); формирование конфликта (формирование противоречий, выдвижение требований); инцидент; активные действия сторон (способствуют достижению наивысшей точки конфликта, после чего он идет на убыль); завершение конфликта.

По причине и характеру происхождения межнациональные конфликты могут быть:

* социально-экономическими (безработица, задержки и невыплаты зарплаты, социальных пособий, не позволяющие большинству граждан удовлетворять необходимые потребности, монополия представителей одного из этносов в какой-либо сфере услуг или отраслей народного хозяйства, и т. д.);

* культурно-языковыми (связанными с защитой, возрождением и развитием родного языка, национальной культуры и гарантированных прав национальных меньшинств);

* этнодемографическими (сравнительно быстрое изменение соотношения численности населения, т. е. увеличения доли пришлого, иноэтнического населения в связи с миграцией вынужденных переселенцев, беженцев);

* этнотерриториально-статусными (несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, требование малых народов о расширении или приобретении нового статуса);

* историческими (взаимоотношения в прошлом – войны, былые отношения политики «господство – подчинение», депортации и связанные с ними негативные аспекты исторической памяти, и т. д.);

* межрелигиозными и межконфессиональными (включая различия в уровне современного религиозного населения);

* сепаратистскими (требование создать собственную независимую государственность или же воссоединение с соседним «материнским» или родственным с культурно-исторической точки зрения государством).

Способы решения социальных конфликтов: компромисс; переговоры; посредничество; арбитраж; применение силы, власти, закона.

Возможные пути выхода из конфликтов: реставрация (возвращение общества к доконфликтному состоянию); невмешательство (выжидание); обновление (активный выход из конфликта путем отбрасывания, отказа от старого, развития нового).

Условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов:

а) своевременный и точный диагноз причин конфликта, т. е. выявление существующих противоречий, интересов, целей.

б) обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе признания интересов противоположной стороны.

в) совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

16. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ Конфликт -столкновение отдельных людей, социальных групп, обществ, связанное с наличием противоречий или противоположных интересов и целей. Конфликт представляет собой форму отношений между субъектами социального действия, мотивация которых

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

35. ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС», «СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА», «СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОИ», «СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС» Социальный класс – это крупная единица в теории социальной стратификации. Это понятие появилось в XIX в. До этого основной социальной единицей было сословие. Существуют различные

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

46. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ, ЕГО ВИДЫ В конфликтах участвуют все. Конфликт – это столкновение, разногласие, попытка достижения цели агрессивным путем (с помощью подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения конкурента); изучается особой отраслью

Из книги Как писать в XXI веке? автора Гарбер Наталья

12. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ И ЕГО РАЗРЕШЕНИЕ. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ Конфликт (от лат. conflictus – столкновение, борьба друг с другом) – противостояние и столкновения между отдельными личностями или группами людей.В социологии социальный конфликт выступает как процесс или

Из книги автора Из книги автора

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества. СИ. следует отличать от конкретных организаций и социальных групп. Так, понятие "институт моногамной семьи"

Из книги автора

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ - механизм саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного регулирования. Как часть общей системы согласования взаимодействия индивидов и общества, первичный С.К. задается

Из книги автора

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК - философско-социологическое понятие, представляющее объяснение того, каким образом форма появляется в общественных отношениях, с одной стороны, а с другой - каким образом социальные системы и их элементы связаны во времени и пространстве. В широком

Из книги автора

СОЦИАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ - парадигмальная установка социально-исторического познания, основанная на трактовке общества и его исторической эволюции в качестве объективной реальности, внеположенной индивидуальному сознанию в рамках субъектно-объектной оппозиции. Различают

Из книги автора

Эволюция героя сквозь сюжет. Конфликт, конфликт, еще раз конфликт Оптимисты пишут плохо. Поль Валери Нетривиальный сюжет и яркие герои и делают «банальную» тему, фабулу, историю интересной, задевающей читателя за живое, заинтересовывают и удерживают его за чтением. Как?

Вопрос о сущности конфликта вызывает немало разногласий. Приведем мнения нескольких современных российских ученых.
А. Г. Здравомыслов. «Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями».
Е. М. Бабосов. «Конфликт социальный есть предельный случай социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различыми социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение мнимого соперника и не позволяющей ему добиться реализации его интересов».
Ю. Г. Запрудский. «Социальный конфликт - это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов... особая форма исторического движения к новому социальному единству».
Что же объединяет эти мнения?
Как правило, одна сторона обладает некими материальными и нематериальными (прежде всего властью, престижем, авторитетом, информацией и т. д.) ценностями, другая их либо полностью лишена, либо имеет недостаточно. При этом не исключается, что преобладание может быть мнимым, существующим лишь в воображении одной из сторон. Но если кто-либо из партнеров чувствует себя ущемленным в обладании чем-то из перечисленного выше, то возникает конфликтное состояние.
Можно сказать, что социальный конфликт - это особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов; конфронтация социальных групп по поводу многообразных ресурсов жизнеобеспечения.
В литературе высказываются две точки зрения: одна - о вреде социального конфликта, другая - о его пользе. По сути дела, речь идет о позитивных и негативных функциях конфликтов. Социальные конфликты могут привести как к дезинтегративным, так и к интегративным последствиям. Первые из этих последствий усиливают ожесточение, разрушают нормальные партнерские отношения, отвлекают людей от решения насущных проблем. Вторые помогают разрешить проблемы, найти выход из сложившейся ситуации, усиливают сплоченность людей, позволяют им четче осознать свои интересы. Избежать конфликтных ситуаций практически невозможно, но вполне возможно добиться то-го, чтобы они решались цивилизованно.
В обществе происходит множество разных социальных конфликтов. Они различаются своим масштабом, типом, составом участников, причинами, целями и последствиями. Проблема типологии возникает во всех науках, имеющих место с множеством разнородных объектов. Наиболее проста и легко объяснима типология, основанная на выделении сфер проявления конфликта. По этому критерию выделяют экономические, политические, межнациональные, бытовые, культурные и социальные (в узком смысле) конфликты. Поясним, что к последним относят конфликты, проистекающие из противоречий интересов в сфере труда, здравоохранения, социального обеспечения, образования; при всей своей самостоятельности они тесно связаны с такими видами конфликтов, как экономический и политический.
Изменения общественных отношений в современной России сопровождаются расширением сферы проявления конфликтов, поскольку в них вовлечены не только большие социальные группы, но и территории, как однородные в национальном отношении, так и населенные различными этносами. В свою очередь, межнациональные конфликты (о них вы узнаете позже) порождают территориальные, конфессиональные, миграционные и другие проблемы. Большинство современных исследователей считают, что в социальных отношениях современного российского общества есть два вида скрытых конфликтов, которые еще недостаточно четко проявились. Первый - конфликт наемных работников с собственниками средств производства. Это во многом связано с тем, что рабочим после полувека социальной обеспеченности и всех прав в области социальной политики и трудовых отношений, которыми они были наделены в советском обществе, трудно понять и принять свой новый статус наемного рабочего, вынужденного трудиться в условиях рынка. Другой - конфликт между бедным большинством страны и богатым меньшинством, сопутствующий ускоренному процессу социального расслоения.
На развитие социального конфликта влияют многие условия. К их числу относят намерения участников конфликта (добиться компромисса или полностью устранить соперника); отношение к средствам физического (в том числе вооруженного) насилия; уровень доверия между сторонами (насколько они готовы следовать определенным правилам взаимодействия); адекватность оценок конфликтующими сторонами истинного положения дел.
Все социальные конфликты проходят три стадии: пред-конфликтную, непосредственно конфликтную и послеконфликтную.
Рассмотрим конкретный пример. На одном предприятии из-за реальной угрозы банкротства предстояло сократить на четверть штат работников. Такая перспектива обеспокоила практически всех: сотрудники опасались увольнений, а руководство должно было решить вопрос о том, кого увольнять. Когда откладывать решение уже не было возможности, администрация объявила список тех, кого должны были уволить в первую очередь. Со стороны кандидатов на увольнение последовали правомерные требования объяснить, почему увольняют именно их, стали поступать заявления в комиссию по трудовым спорам, а некоторые решили обратиться в суд. Улаживание конфликта заняло несколько месяцев, предприятие продолжило работу с меньшим числом работников. Предконфликтная стадия - это период, в течение которого накапливаются противоречия (в данном случае вызванные необходимостью сократить штат сотрудников). Непосредственно конфликтная стадия - это совокупность определенных действий. Она характеризуется столкновением противоборствующих сторон (администрация - кандидаты на увольнение).
Наиболее открытой формой выражения социальных конфликтов могут быть разного рода массовые действия: предъявление требований к власти со стороны недовольных социальных групп; использование общественного мнения в поддержку своих требований или альтернативных программ; прямые акции социального протеста.
Формами выражения протеста могут быть митинги, демонстрации, пикетирование, кампании гражданского неповиновения, забастовки, голодовки и т. п. Организаторы акций социального протеста должны четко сознавать, какие конкретные задачи можно решить с помощью той или иной акции и на какую общественную поддержку они могут рас-считывать. Так, лозунг, являющийся достаточным для организации пикетирования, вряд ли может быть использован для организации кампании гражданского неповиновения. (Какие исторические примеры подобных акций вам известны?)
Для успешного разрешения социального конфликта необходимо своевременно определить его истинные причины. Противоборствующие стороны должны быть заинтересованы в совместном поиске путей устранения причин, породивших их соперничество. На послеконфликтной стадии принимаются меры для окончательного устранения противоречий (в рассматриваемом примере - увольнение сотрудников, по возможности снятие социально-психологической напряженности во взаимоотношениях администрации и оставшихся работников, поиск оптимальных путей избежания такой ситуации в будущем).
Разрешение конфликта может быть частичным или полным. Полное разрешение означает прекращение конфликта, кардинальное изменение всей конфликтной ситуации. При этом происходит своего рода психологическая перестройка: «образ врага» трансформируется в «образ партнера», установка на борьбу сменяется установкой на сотрудничество. Главный недостаток частичного разрешения конфликта со-стоит в том, что изменяется только его внешняя форма, но сохраняются причины, породившие противоборство.
Рассмотрим некоторые наиболее распространенные методы разрешения конфликта.

Метод избегания конфликтов означает уход или угрозу ухода, заключается в избегании встреч с противником. Но избегание конфликта не означает его ликвидацию, потому что осталась его причина. Метод переговоров предполагает, что стороны обмениваются мнениями. Это поможет снизить остроту конфликта, понять доводы соперника, объективно оценить как истинное соотношение сил, так и саму возможность примирения. Переговоры позволяют рассмотреть альтернативные ситуации, добиться взаимопонимания, прийти к согласию, консенсусу, открыть путь к сотрудничеству. Метод использования посредничества выражается в следующем: противоборствующие стороны прибегают к услуге по-средников (общественных организаций, частных лиц и т. п.). Какие условия необходимы для успешного разрешения конфликта? Прежде всего, необходимо своевременно и точно определить его причины; выявить объективно существующие противоречия, интересы, цели. Участники конфликта должны освободиться от недоверия друг к другу и тем самым стать участниками переговоров, чтобы гласно и доказательно отстаивать свои позиции и сознательно создавать атмосферу публичного обмена мнениями. Без такой обоюдной заинтересованности сторон в преодолении противоречий, взаимного признания интересов каждой из них совместный поиск путей преодоления конфликта практически невозможен. Все участники переговоров должны проявлять склонность к консенсусу, т. е. к согласию.

Обществознание ЕГЭ, занятие 6

Занятие 16. Социальные конфликты. Социальные нормы. Социальный контроль

Социальные конфликты

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей.

Социальный конфликт – открытое противоборство, столкновение двух и более сторон социального взаимодействия (индивидов, социальных групп, социальных институтов), причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Причины социальных конфликтов

      Главная причина – социальное неравенство в обществе, связанное с неодинаковым распределением ценностей (как внутри социальной общности, так и между ними.

      Основные ценности, за которые ведётся борьба – богатство, власть, престиж, достоинство.

      Ещё одной причиной конфликтов является культурная разнородность: различия в представлениях об иерархии ценностей, социальных нормах.

Структура конфликта

      Субъекты – оппоненты (участники конфликта).

      Объект конфликта – ценность, за обладание которой идёт борьба.

      Предмет конфликта – проблема, противоречие, ради разрешения которых оппоненты вступают в конфликт.

      Конфликтная ситуация – возникновение разногласий, то есть столкновение желаний, мнений, интересов.

      Инцидент – действия участников конфликта, направленные на овладение объектом (повод для начала открытой стадии конфликта).

      Среда конфликта – совокупность условий и обстоятельств, в которых зарождается и развивается конфликт.

Стратегии поведения в конфликте

      Стратегия уклонения – стремление выйти из конфликта, не уступая оппоненту, но и не настаивая на своём.

      Стратегия приспособления – стремление уйти от конфликта путём односторонних уступок

      Стратегия конкуренции – открытая борьба за свои интересы с целью настоять на своём.

      Стратегия компромисса – урегулирование разногласий через взаимные уступки.

      Стратегия сотрудничества – поиск решения, которое удовлетворяло бы интересы всех участников конфликта в ходе открытого обсуждения.

В урегулировании конфликта может участвовать посредник (медиатор) или третейский судья (арбитраж).

Виды социальных конфликтов

      По количеству участников: межличностные, групповые, личности и группы, внутриличностные (ролевые).

      По направленности: вертикальные, горизонтальные, смешанные.

      По длительности протекания: кратковременные, затяжные.

      По используемым средствам: насильственные, ненасильственные.

      По характеру развития: преднамеренные, спонтанные.

      По внутреннему содержанию: рациональные, эмоциональные.

      По объёму: личные, групповые, локальные, региональные, глобальные.

      По сферам общественной деятельности: политические, социально-экономические национально-этнические, социально-бытовые.

      По функциям: конструктивные, деструктивные.

Социальные нормы

Социальная норма (от лат. norma – правило, образец, мерило) – установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

Признаки социальных норм :

      вводятся для всех членов общества, не имеют конкретного адресата (неперсонифицированы);

      действуют постоянно в течение достаточно длительного времени;

      главной целью является регулирование общественных отношений;

      связаны с деятельностью людей, меняются с изменением общества;

      объективны, то есть существуют независимо от желания отдельных индивидов;

      выступают как мера общественно значимого и приемлемого поведения.

Функции социальных норм:

      регулируют поведение людей, обеспечивая стабильность обществ. отношений;

      интегрируют (включают) личность в социальное окружение;

      определяют границы допустимого поведения людей;

      служат образцами, эталонами соответствующего поведения;

      контролируют отклоняющееся поведение.

Виды норм:

      Обычаи – одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять.

      Традиции – ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. п., унаследованные от предшественников.

      Нормы морали – правила поведения, основанные на представлениях о добре и зле, долге и совести.

      Правовые нормы – формально определённые правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой.

      Религиозные нормы – правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями.

      Политические нормы – правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами.

      Эстетические нормы – закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту.

      Корпоративные нормы - это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы разного рода и т. п.).

Моральные и правовые нормы: общее и различия

      Общее – регулируют поведение людей.

      Различия:

      • время и способ возникновения (мораль возникает вместе с обществом, появление права связано с возникновением государства);

        степень конкретности (моральные нормы носят обобщённый характер, правовые нормы конкретны);

        общественные отношения, которые регулируются (моральные нормы регулируют все виды отношений, правовые – социально-значимые);

        институциональность (мораль неинституциональна, правовые нормы создаются и контролируются специальными учреждениями).

Способы регулирования поведения людей социальными нормами :

      дозволение – указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны;

      предписание – указание на требуемое действие;

      запрет – указание на действия, которые не следует совершать.

Социальный контроль

Социальная контроль – механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

      Включает социальные нормы и социальные санкции

Санкция (от лат. sanctio – ненарушимое постановление) – любая реакция на поведение человека или группы со стороны остальных людей, общества в целом.

Виды санкций:

      формальные и неформальные;

      позитивные и негативные.

Формы социального контроля:

      внутренний – самоконтроль: индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами;

      • Совесть – способность к внутреннему самоконтролю и саморегуляции поведения на основе представлений о добре и зле, о моральных нормах (о должном поведении).

      внешний : совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов:

      • общественное мнение, средства массовой информации, общественные организации;

        специальные органы для осуществления социального контроля: суд, полиция, прокуратура, Счётная палата РФ, ФСБ, органы финансового контроля, депутаты разных уровней…

Надзор – детальный (мелочный) контроль, при котором руководитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одёргивает и т. п.

Чем слабее самоконтроль, тем жёстче должен быть внешний контроль.

        «Хорошие законы порождены дурными нравами». Тацит, римский историк

Методы социального контроля:

      Изоляция – установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его.

      Обособление – ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы не нарушать общепринятых норм.

      Реабилитация – процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе.

Решение заданий

Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальный конфликт – это спор, столкновение социальных групп за обладание дефицитными ресурсами.

2) Предметом конфликта являются стороны, участвующие в конфликте.

3) К условиям успешного разрешения социальных конфликтов относят выявление существующих противоречий в интересах, целях сторон.

4) Все конфликты оказывают дезинтегративное, разрушительное влияние на общественную жизнь.

5) Конфликты порождены различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными

и субъективными и т. д.

Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В социальных нормах отражаются ценностные представления общества.

2) В отличие от обычаев, правовые нормы фиксируются в письменных источниках.

3) Порядок применения правовых норм не отличается от порядка применения норм морали.

4) Правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и

несправедливом, называют моральными нормами.

5) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите слово (словосочетание).

1) поощрение; 2) наказание; 3) социальный контроль; 4) самоконтроль; 5) социальная норма.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».

1) этикет; 2) норма; 3) санкция; 4) неравенство; 5) мобильность; 6) правило.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Выберите из предложенного списка негативные формальные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Приказом по заводу директор объявил выговор главному инженеру за некачественный ремонт станков.

2) Гражданка М. высказала претензию соседу за курение на лестничной клетке.

3) В ходе выступления оратора публика неоднократно прерывала его речь неодобрительными возгласами.

4) Сотрудник дорожно-постовой службы оштрафовал гражданку П., переходившую дорогу на запрещающий сигнал светофора.

5) Пожарная инспекция наложила взыскания на владельца кафе за несоблюдение требований по пожарной безопасности.

6) Одноклассники объявили бойкот В. за нарушение традиций класса.

Потренируйтесь в решении заданий 2 части ЕГЭ

Задание 21 – 24

Социальные нормы – общепризнанные или достаточно распространённые образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. Они предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотёка, направляют её течение в нужное русло. В число социальных норм входят моральные, правовые, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев и др. Право сложилось намного позже других нормативных систем и в основном на их основе. Оно стало более жёстко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Исторически право возникает как бы для компенсации «недостаточности» морали, которая обнаруживается с возникновением частной собственности и политической власти. В последующем нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социального регулирования. Поэтому очень важно выявить тесную взаимосвязь права и морали.

Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют, прежде всего, правовые нормы – это их специальность. Но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль. Русские правоведы неизменно подчеркивали, что право есть юридически оформленная мораль. Право – средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.

В.С. Соловьёв, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра и порядка, не допускающего известного проявления зла». Право и мораль различаются по способам их установления. Правовые нормы создаются государством, и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.

(Н.И. Матузов)

21. Приведите любые две функции социальных норм, названные автором.

22. Назовите любые пять видов социальных норм, перечисленных автором, и приведите по одному примеру любых двух из названных норм.

23. Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, назовите три отличия правовых норм от норм морали.

24. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите три проблемы, урегулирование которых возможно только с помощью права.

Задание 25

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная норма»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальных норм, и одно предложение, раскрывающее всеобщий (универсальный) характер социальных норм.

Задание 26

Назовите любые три позитивные формальные социальные санкции и проиллюстрируйте примером каждую из них.

Задание 27

В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями».

Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.

Задание 28

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Нормы морали в системе социальных норм».

Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Цель урока: формирование знаний учащихся по теме «Социальный конфликт», применение их в практической деятельности.

Урок сопровождается презентацией [Приложение 1 ].

Урок можно начать с психологического теста.

«Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».

Вопрос : «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?».

Часто – 3 балла; от случая к случаю – 2 балла; редко – 1 балл.

Ответы:

  1. Угрожаю или дерусь.
  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
  3. Ищу компромиссы.
  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
  5. Избегаю противника.
  6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.
  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.
  8. Иду на компромисс.
  9. Сдаюсь.
  10. Меняю тему.
  11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
  12. Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.
  13. Немного уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
  14. Предлагаю мир.
  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста.

Тип «А» - сумма баллов под номерами 1, 6, 11.
Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2, 7, 12.
Тип «В» - сумма баллов под номерами 3, 8, 13.
Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4, 9, 14.
Тип «Д» - сумма баллов под номерами 5, 10, 15.

Большее количество баллов под определенной буквой – ваш тип.

Тип «А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.
Тип «Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
Тип «В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
Тип «Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью встаете на сторону противника, отказываясь от своей.
Тип «Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

После анализа полученных результатов учитель переходит к теоретической части урока.

Конфликт – столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействий.

Субъекты конфликтов – его участники.

Предмет конфликта – вопрос или благо, из-за которого разгорается конфликт.

Цель конфликта : достижение собственного интереса за счет интересов других.

Функции конфликтов :

  • Разрядка психологической напряженности
  • Коммуникативно-связующая
  • Консолидирующая (в процессе конфликта проявляется интерес к сотрудничеству).

Виды социальных конфликтов:

  • По длительности – долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные, повторяющиеся.
  • По объему – глобальные, национальные, локальные, региональные, групповые, личные.
  • По источнику возникновения – объективные, субъективные, ложные.
  • По используемым средствам – насильственные, ненасильственные.
  • По форме – внутренние, внешние.
  • По влиянию на ход развития общества – прогрессивные, регрессивные.
  • По характеру развития – преднамеренные, спонтанные.
  • По сферам общественной жизни – экономические, политические, этнические, семейно-бытовые.
  • По типу отношений – индивидуально-психологические, социально-психологические, внутринациональные, международные.

Способы протекания конфликта:

  • Конфронтация (оказание давления, негативизм, неустранимое разногласие)
  • Соперничество (демонстрация превосходства)
  • Конкуренция (соревнование, столкновение интересов).

Разрешение конфликта – переход конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаимовыгодного сотрудничества сторон.

Способы разрешения конфликтов :

  • Компромисс (взаимные уступки)
  • Переговоры (мирная беседа)
  • Посредничество (использование третьей стороны)
  • Арбитраж (обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти)
  • Применение силы, власти, закона (односторонне использование той стороной, которая считает себя сильнее).

Условия успешного разрешения социальных конфликтов:

  • своевременный и точный диагноз причин конфликта, т.е. выявление существующих противоречий, интересов, целей;
  • обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе признания интересов противоположной стороны. Достичь этого возможно на основе цели, значимой для обеих сторон.
  • совместный поиск путей преодоления конфликта.
  1. Во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов.
  2. Конфликтующие стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности.
  3. Участники конфликта должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу.
  4. Все конфликтующие стороны должны проявлять склонность к компромиссу.

После изучения нового материала учащимся предлагается выполнить несколько практических заданий для обобщения и закрепления материала.

1. Расположите слова, написанные на доске по степени усиления конфликтной ситуации, дайте объяснение:
Диспут, раздор, перебранка, столкновение, сражение, несогласие, дискуссия, скандал, разногласие, ссора, схватка, спор.

2. Объясните высказывания:

  • «Конфликт – такая же важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, как и доброе общение». А. Воронцов.
  • «Человек, который говорит только о себе, - только о себе и думает. А человек, который думает только о себе – безнадежно некультурен». Д. Карнеги.
  • «Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать». Плутарх.

3. Из перечня приведенных терминов все, кроме одного, связаны с понятием «социальный конфликт». Найдите лишний термин. Компромисс, переговоры, арбитраж, реабилитация, свидетели, сотрудничество, конкуренция.

4. В парах можно предложить разыграть конфликтную ситуацию и предложить пути ее разрешения. Например, конфликт между друзьями, между подругами, в семье, между учителем и учеником и т.д.

Урок можно закончить словами Рощина М.М., русского писателя, чьи повести и рассказы посвящены современным нравственным проблемам.