Оценка качества дошкольного образования. система мониторинга образовательного процесса доу в соотвествии с фгос дошкольного образования санникова л.н


Актуальность проблемы В соответствии с новым Федеральным Законом «Об образовании в РФ» дошкольное образование выделено как уровень общего образования, соответственно государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени


Актуальность проблемы Вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, что согласно новому закону «Об образовании в РФ» означает «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования»


Качество дошкольного образования В настоящее время педагогические исследования проблемы качества разрабатываются в следующих направлениях: понятие качества образования; способы оценивания качества образования; механизм управления качеством образованием; информационные технологии, мониторинг и качество образования, система управления качеством образования и др.


Качество дошкольного образования Методологические подходы к определению качества образования неоднозначны: личностно-ориентированная модель образования - качество определяется уровнем развития личности; системный подход – качество определяется системой знаний и готовностью выпускника одной образовательной системы к вхождению в другую; деятельностный подход - готовностью выпускника к выполнению каких-то новых функций, способов, умений; культуросообразная модель определяет качество как творчество личности и т.п.


Качество дошкольного образования В теории менеджмента качество это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработку стратегии, организацию производства, маркетинг и многое другое. Международная организация по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности


Качество дошкольного образования Теория управления качеством исходит из положения, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена; эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Возможна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства. Эти два высказывания имеют большое значение для выработки эффективной технологии управления качеством дошкольного образования


Качество дошкольного образования Для обеспечения качества недостаточно констатации брака, необходимо выявить и проанализировать причины его возникновения, а также спроектировать и организовать мероприятия по повышению уровня качества. Именно в этом и заключается управление качеством


Качество дошкольного образования На сегодняшний день нет единых подходов к определению параметров, по которым можно было бы выявить качество дошкольного образования, его результаты. ??? Как вы думаете, на основании чего в ДОУ можно судить о качестве дошкольного образования


Качество дошкольного образования К ним основным параметрам оценки качества дошкольного образования можно отнести (И.Б.Едакова и др.) 1. знания, умения и навыки (ЗУН).Исключить ЗУНы из оценки качества образования так же недопустимо, как недопустимо сводить всю оценку качества образования только к ним; 2. показатели личностного развития, такие как креативность, мотивация, произвольность, любознательность, смекалка, степень нравственной развитости и т.д.;


Качество дошкольного образования 3. уровень готовности ребёнка к школе, что является основанием преемственности с ней и обеспечивает подготовку к освоению программы первой ступени общего образования; 4. психолого-педагогические условия развития ребёнка в ДОУ. Оно предусматривает создание специальных условий;


Качество дошкольного образования 5. профессиональная компетентность педагога: качество образовательной работы в детском саду зависит от его мастерства, физического и психического состояния, нагрузки и т.д.; 6. рост или падение престижа ДОУ в социуме. Общественный авторитет детского сада выступает прямым следствием результатов образовательного процесса. Это далеко не полный перечень параметров, по которым можно судить о качестве дошкольного образования






Качество дошкольного образования Для детей: «хороший детский сад» - это где «много играют» и обучение проводится в интересной для них игровой форме; Для родителей: эффективное обучение детей, «обучение без утомления», гарантирующее сохранение их здоровья психического, физического, поддержание желания детей учиться и успешность обучения, в том числе престижным предметам: иностран. языку, хореографии


Качество дошкольного образования Для педагогов: сохранение психического,физического здоровья детей, положительная оценка руководителями ДОУ и родителями, успешное освоение ООП всеми детьми, поддержание интереса дошкольников к образовательному процессу и рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов, обеспечение образовательного процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием


Качество дошкольного образования Для руководителей ДОУ: успешность деятельности педагогов и воспитанников, полное усвоение ООП, сохранение здоровья детей, подготовка детей к школе, рациональное использование учебного времени и рабочего времени педагогов, высокая оценка деятельности педагогов родителями и детьми и повышение престижа ДОУ


Качество дошкольного образования В исследованиях Л.Л.Ивановойи др. выделяются основные факторы и условия управления дошкольным образованием, от которых в первую очередь зависит его качество: финансирование ДОУ; содержание дошкольного образования; кадровое обеспечение; формирование развивающей среды; педагогическая культура коллектива; нахождение адекватной поставленным задачам управленческой модели; положительная мотивация детей и их родителей; методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса и др.




Качество дошкольного образования 1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей: 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения


Качество дошкольного образования При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).


Качество дошкольного образования В том же пункте: Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей


Качество дошкольного образования Там же: При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.


Качество дошкольного образования 4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.


Качество дошкольного образования 4.5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.


Качество дошкольного образования Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяли необходимость включения в программу такого раздела, как система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы




Актуальность проблемы изучения мониторинга и диагностики как методов исследования Что представляет из себя педагогический мониторинг? В чем отличие мониторинга от других методов сбора информации об исследуемых объектах? Мониторинг и диагностика – какова разница?


Определение Мониторинг Диагностика Образовательный мониторинг – система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития Педагогическая диагностика – это процесс распознавания различных педагогических явлений и определение их состояния в определённый момент на основе использования необходимых для этого параметров


Этапы Мониторинг Диагностика М.В.Крулехт, А.Н.Майоров и др. выделяют следующие этапы мониторинга: определение и обоснование объектов; определение критериев и показателей,; выбор соответствующих методов; подготовка инструментария, технологических карт; сбор информации; систематизация и анализ полученных данных; соотнесение с предшествующими результатами мониторинга; разработка рекомендаций, коррекция К.Ингенкамп выделяет такие этапы диагностики как: сравнение; анализ; прогнозирование; интерпретация; информирование о результатах диагностики и контроль за воздействием на объект диагностики различных диагностических методов


Функции Мониторинг Диагностика Интегративная; диагностическая; экспертная; информационная; прагматическая; обеспечения обратной связи между управляющей и управляемой системами Информационная; оценочная; управленческая; ориентационная; коррекционная обслуживания научных исследований




Методы Мониторинг Диагностика Методы изучения образовательного процесса в естественных условиях (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ документов, продуктов деятельности и др.) и специально измененных условий (эксперимент); методы качественного анализа и количественной обработки результатов; методы индивидуальных и групповых экспертных оценок; метод рейтинга По степени «вмешательства» в поведение педагога выделяют: пассивные: наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, анализ документации; активные: диагностический эксперимент, создание ситуаций, анализ конкретных ситуаций






Мониторинг и диагностика Существует неоднозначность подходов к определению понятий «критерий» и «показатель». В технической литературе «критерий» обозначает правило, в котором указываются характеристики, показатели, параметры, необходимые для всесторонней оценки объектов. В Энциклопедическом словаре понятие «критерий» определяется как «средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки»


Мониторинг и диагностика В педагогике под понятием «критерий» подразумеваются различные требования, которым должны удовлетворять объекты. Критерий (мерило) - признак, свойство, на основании которого производится оценка качества. Показатель - качественная или количественная характеристика каждого признака или свойства






Экспертиза и экспертная оценка В.А.Бухвалов, С.Л.Братченко, М.В.Крулехт, Я.Г.Плинер, В.А.Ясвин и др. считают, что не стоит сводить понятие экспертизы к оценке: оценка – этап экспертизы (В.А.Бухвалов, Я.Г.Плинер); оценка – метод экспертизы (С.Л.Братченко); оценка – результат экспертизы (М.В.Крулехт) Таким образом, экспертная оценка – это часть экспертизы.




Виды экспертных оценок В групповых экспертных оценках важен способ согласования мнений экспертов. В одном случае, мнения экспертов может обрабатывать заказчик экспертизы (в ДОУ – зам. зав. по УВР, педагог, работающий на группе). В другом – эксперты принимают единое заключение на основе совместного обсуждения индивидуальных мнений


Экспертное заключение Экспертное заключение выступает как результат экспертных оценок. Экспертное заключение – это документ, оформленный в соответствии с установленными требованиями и содержащий мотивированную экспертную оценку, т.е. мнение, суждение эксперта о предмете экспертизы


Экспертное заключение Экспертное заключение может включать в себя следующие разделы: краткое описание проблемы и формулировка целей экспертизы; состав экспертной группы; перечень источников информации; общая характеристика изучаемого объекта; экспертные оценки; экспертные рекомендации


Эксперт Эксперт выступает субъектом экспертных оценок. Эксперт – это специалист, компетентный в экспертируемых вопросах, имеющий большой опыт практической работы и хорошую научную подготовку. Эффективность экспертных оценок во многом зависит от выбора эксперта


Эксперт По мнению многих авторов, для оценки компетентности эксперта целесообразно использовать систему различных показателей: стаж работы, образование, возраст, компетентность, ккреативность и т.д. С.Л.Братченко предлагает при выборе экспертов руководствоваться следующими характеристиками: личные качества, коммуникативная компетентность, методологическая и методическая грамотность, профессиональная подготовка, практический опыт


Внутренний экспертный совет В качестве формы организации экспертных оценок в ДОУ может выступать внутренний экспертный совет. Внутренний экспертный совет является профессиональным объединением педагогов, ученых и управленцев, который создается в структуре управления дошкольным образовательным учреждением


Внутренний экспертный совет Внутренний экспертный совет в дошкольном учреждении создается на основе приказа заведующего ДОУ. Деятельность внутреннего экспертного совета регулируется Положением, в котором отражаются следующие разделы - общие положения, цели и задачи внутреннего экспертного совета, состав внутреннего экспертного совета, организация деятельности, документация и отчетность, компетенция и ответственность


Порядок проведения экспертных оценок Информационно-аналитический этап предполагает: сбор информации об изучаемом объекте; выбор показателей для анализа изучаемого объекта; собственно анализ: распределение собранной информации согласно выбранным показателям




Порядок проведения экспертных оценок На результативном этапе осуществляется согласование мнений экспертов и формулируются выводы по анализу и оценке изучаемого объекта. А также разрабатываются методические рекомендации по совершенствованию или развитию этого объекта





Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ.

Актуальность проблемы оценки качества дошкольного образования возрастает с каждым днём. Перед работниками ДОУ стоит непрерывная задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Оценка качества в системе дошкольного образования осуществляется на основе сравнения ее фактического состояния с состоянием необходимым.

Вопрос об оценке качества дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему его определения - не решенной до настоящего времени.

Рассмотрим понятия, касаемые данной проблемы.

Качество - это методологическая категория, которая отражает степень соответствия результата поставленной цели.

Качество образования - понимается в педагогической науке как совокупность его свойств, которые обусловливают его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности.

Качество «образования-результата» - качества личности, фиксируемые через категории «культуры личности», социально-гражданственной зрелости, уровни знаний, умений, творческих способностей и мотивированности.

Качество «образования-процесса» - совокупность свойств образовательного процесса, организованного в той или иной образовательной системе, обусловливающих его приспособленность к реализации социальных целей по формированию личности.

Качество дошкольного образования - это интегративное понятие, включающее в себя несколько компонентов: условия осуществления образовательного процесса; организацию и содержание образовательного процесса; результативность образования и его оценку; цену достижения результативности.

Управление качеством дошкольного образования - это целенаправленный процесс воздействия на объекты управления, осуществляемый при проектировании и реализации образовательного процесса с целью установления, обеспечения и поддержания качества образования, удовлетворяющего требованиям потребителей.

Деятельность по управлению качеством в дошкольном образовательном учреждении не может быть эффективной после того, как состоялся выпуск детей в школу (управление по результату), эта деятельность должна осуществляться в ходе воспитательно-образовательного процесса (управление по процессу) если, конечно, учитывать такое свойство процесса, как его необратимость.

Качество образования выпускников ДОУ» (до внедрения ФГОС) - обозначение уровня знаний, умений, физического, нравственного и умственного развития, достигаемого выпускниками образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями воспитания и обучения (В.М. Полонский).

Качество образования выпускников ДОУ» (по ФГОС)

  • Специфика дошкольного образования такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений, навыков, а совокупностью личностных качеств. Поэтому неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам, что присутствует в стандарте начального общего образования. Разработчики ФГОС предлагают вместо этого раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
  • Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.
  • Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:
  • Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

Проектирование качества дошкольного образования проектируется на

нескольких уровнях, составляющих единый образовательный процесс.

1-й уровень управления – администрация детского сада.

Для руководителейэто высокая оценка деятельности педагогов родителями, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития ДОУ.

2-й уровень управления – педагогический коллектив.

Для педагоговэто положительная оценка их деятельности руководителями ДОУ и родителями:

3-й уровень управления – воспитанники и их родители.

Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.

Для родителей – это эффективное обучение детей, т.е. обучение по программам, хорошо готовящим детей к школе.

Когда говорят о качестве образования, обычно пытаются ответить на вопросы:

Для кого? Что и как измеряется? Кто этим занимается? Как это делается?

В процессе обсуждения качества образования нужно отметить и качества подготовки и совершенствования деятельности дошкольного учреждения:

  1. качество образовательного процесса;
  2. качество исследовательской деятельности;
  3. качество педагогических кадров;
  4. качество воспитанников;
  5. качество управления;
  6. качество воспитанников;
  7. качество образовательных программ;
  8. качество информационно-образовательной среды.

Впервые ориентиры качества дошкольного образования были определены в «Концепции дошкольного воспитания» (1989), обозначившей четыре основных принципа :

- гуманизация – воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе;

- развивающий характер образования – ориентация на личность ребёнка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи;

- дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения – развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;

-деидеологизация дошкольного образования – приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

В соответствии со структурой образовательного процесса качество дошкольного образования определяется следующими составляющими:

- качеством реализации образовательного процесса через уровень состояния здоровья воспитанников и их достижений в воспитательно-образовательном процессе;

Качеством условий реализации образовательного процесса (грамотный выбор образовательных программ, их научно-методическое обеспечение, материально-техническая оснащённость образовательного процесса);

Качеством управления ДОУ.

Проблема качества образования находится в постоянной динамике. Не существует пока еще методик определяющих качество образования в той или иной степени. Система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой.

Понятие «качество» многогранно и емко. Развитие системного подхода к управлению качеством берет свое начало с разработки стандартов качества продукции (система Тейлора, 1905). Под «качеством продукции» понимается совокупность потребительских свойств этой продукции, значимых для потребителя. Набор этих качеств определяет стандарты. Затем выбирают эталоны качества, и достигнутое качество сопоставляется с эталоном . В статусе такого временного федерального стандарта дошкольного образования раньше действовали Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольной образовательной организации, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 22.08.1996 № 448. В них были сформулированы основные требования к условиям пребывания детей в дошкольной образовательной организации, а обеспечение качества образовательных услуг рассматривалось как соблюдение требований к программному обеспечению образовательного процесса и педагогическим технологиям, характеру взаимодействия взрослого и ребенка, а также к развивающей среде дошкольной образовательной организации.

Сегодня основные направления анализа качества современного дошкольного образования представлены следующим образом:

  • качество условий;
  • качество процесса образования;
  • качество результатов образовательного процесса.

Проанализируем, какие направления совершенствования качества условий дошкольного образования выделяет современная наука и практика.

Прежде всего, эго финансирование дошкольных образовательных учреждений, т.е. переход на долевое финансирование:

  • - оплата образовательных услуг - за счет государства - федеральный уровень;
  • - расходы на содержание и укрепление материальной базы - за счет учредителя - региональный уровень;
  • - оплата содержания детей, услуги по уходу, присмотру и оздоровлению - за счет родителей при одновременной адресной поддержке малообеспеченных семей.

При этом оценка качества условий проводится дифференцированно - в зависимости от вида услуги: услуги по уходу, присмотру и оздоровлению или образовательной услуги (табл. 5.3) 1 .

Таблица 5.3

Дифференциация содержания услуг по уходу, присмотру и оздоровлению и образовательной услуги для детей от трех до пяти лет

Регламент

Развивающая

Образование - не менее шести часов в день

(образовательная) услуга

1. Регламентированная деятельность (образовательная и другие специально организованные формы работы), в том числе:

Ежедневно

  • 40 мин
  • (два раза в день по 15-20 мин)

Развитие речи

Два раза в неделю

Развитие движений

Три раза в неделю

Ознакомление с окружающим миром, в том числе развитие элементарных естественно-научных представлений и представлений о человеке в истории и культуре

Раз в неделю

Рисование

Раз в неделю

Занятие по лепке, аппликации, конструированию

Раз в неделю

Развитие музыкальной деятельности

Два раза в неделю

Развитие элементарных математических представлений

Раз в неделю

1 URL: http://goo.gl/PpXUeB

Компоненты и содержание услуги для детей с трех до пяти лет

Регламент

Примерное распределение времени в день

Утренняя гимнастика

Ежедневно

Развлечения

Раз в неделю

Праздник

Раз в месяц

Примечание. Длительное! тельности нс более 15-20 n проводится на основе основн дошкольного образования. Д/ зовательной нагрузки на дстс зовательной деятельности. Г образовательная деятельное При организации образовате ется периодическая смена bv деятельность проводится в иг

ь одного вида образовательной дея- 1ин. Образовательная деятельность ой общеобразовательной программы [я равномерного распределения обра- ?й разрабатывается расписание обра- ри большой наполняемости группы ть организуется по 8-10 человек, льной деятельности предусматрива- 1дов деятельности. Образовательная ровой форме

2. Нерегламентирован- ные виды деятельности (совместная деятельность воспитателя и ребенка в групповых и индивидуальных формах работы), в том числе:

Ежедневно

3 ч 20 мин, в том числе:

Ежедневно

Двигательная деятельность

Ежедневно

Исследовательская деятельность

Ежедневно

Предметно-практическая

деятельность

Ежедневно

Творческая, художественно-речевая деятельность (рисование, драматизация, чтение и рассматривание книг и Т.Д.)

Ежедневно

Воспитание и обучение в процессе выполнения режимных моментов

Ежедневно

В течение дня

Примечание. Целесообразно использовать интегрированные формы и виды деятельности

3. Свободное время и отдых детей (предоставление ребенку возможности для свободного проявления своих интересов)

Ежедневно

1 ч 30 мин (в течение дня)

Компоненты и содержание услуги для детей с трех до пяти лет

Регламент

Примерное распределение времени в день

по уходу, присмотру и оздо- ровлению

Уход и присмотр за ребенком - не менее 6 ч в день

1. Организация режимных процессов, в том числе:

Ежедневно

5 ч 45 мин, в том числе:

Раз в день

Прогулка

Ежедневно два раза в день

Гигиенические процедуры (умывание, одевание, раздевание, туалет)

Ежедневно

Закаливающие и другие оздоровительные процедуры

Ежедневно

Прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин)

Ежедневно

2. Оказание помощи ребенку в выполнении режимных процессов, в том числе:

Ежедневно

В течение дня

В гигиенических процедурах

В одевании, раздевании

В приеме пищи

3. Наблюдение за эмоциональным состоянием и самочувствием ребенка в течение дня (во время игр, занятий, режимных процессов)

4. Работа с родителями (ежедневное информирование родителей о стоянии здоровья, самочувствия, развития ребенка)

Ежедневно

Образовательная деятельность, выходящая за рамки данных требований, может быть оказана как дополнительная образовательная услуга в соответствии с установленными правилами. Поэтому каждая дошкольная образовательная организация в состоянии уже сейчас повлиять на качество условий воспитательно-образовательной работы через разработку проектов оказания дополнительных услуг. Если в муниципальное задание организации может быть включено оказание не только услуг общего образования, но и услуг дополнительного образования, то данные услуги могут финансироваться из бюджета субъекта РФ посредством предоставления субвенций местному бюджету. Если нет, то их будут оказывать как платные образовательные услуги.

Параметры качества услуги могут быть следующие :

  • 1) соответствие места оказания услуги требованиям безопасности: СанПин, СНиП, требованиям пожарной безопасности;
  • 2) соответствие места оказания услуги необходимому уровню оснащенности материалами и оборудованием;
  • 3) соответствие персонала, оказывающего услугу, установленным требованиям кадровому обеспечению;
  • 4) соответствие образовательной программы (программ) Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования;
  • 5) достижение заданных качественных показателей предоставления услуги;
  • 6) удовлетворенность потребителей качеством услуги.

При этом п. 1-3 характеризуют качество условий, п. 4 - качество процесса, п. 5-6 - качество результата реализации образовательной программы. В целом оценка качества образования в соответствии с данными требованиями описана в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»: качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Рассмотрим, какие направления совершенствования качества процесса дошкольного образования выделяет современная наука и практика. Совершенствование качества образовательного процесса предполагает оптимизацию специально организованного, развивающегося во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленного на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Качество такого взаимодействия означает оптимальный подбор опосредующих друг друга целей и задач, содержания и методов, приемов и организационных форм воспитания. При этом важно:

  • - чтобы качество процесса дошкольного образования соответствовало целям воспитания и развития детей дошкольного возраста, образовательным стандартам, а также запросам потребителей образовательных услуг;
  • - чтобы цели соотносились с используемыми методами воспитания и обучения дошкольников и культурно-просветительской работы с их родителями и учитывали действие всех факторов, влияющих на образовательный процесс;
  • - чтобы содержание и формы организации образовательного процесса были взаимосвязаны между собой и обеспечивали единство взаимодействий всех субъектов образовательного процесса, а также логику педагогической поддержки предметно-развивающей среды и психологической поддержки педагогического коллектива дошкольной образовательной организации.

При этом следует помнить, что организация предметно-развивающей среды (микро- и макропрограмм дошкольной образовательной организации) должна быть адекватна образовательной программе, реализуемой в организации, особенностям образовательного процесса, удовлетворять потребности детей в свободной самостоятельной деятельности и реализации их творческих способностей. Параметры такой оценки представлены при перечислении психолого-педагогических требований к реализации образовательной программы в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и в Единой рамочной концепции качества дошкольного образования . Например :

  • 1) направленность образовательной программы па:
    • - формирование общей культуры;
    • - развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств;
    • - формирование предпосылок учебной деятельности;
    • - сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;
    • - коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей ;
    • - обеспечение социальной успешности детей;
  • 2) соответствие образовательной программы принципам, подходам и критериям:
    • - возрастной адекватности;
    • - развивающего образования;
    • - научной обоснованности и практической применимости;
    • - полноты, необходимости и достаточности;
    • - единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
    • - комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса, обеспечивающего его мотивацию;
    • - интеграции образовательных областей;
  • 3) отражение в образовательной программе основных моделей построения образовательного процесса (совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности детей), в том числе:
    • - ведущей деятельности возраста (игровой);
    • - организации специфически детских видов деятельности (двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, чтения (восприятия) художественной литературы);

субъект-субъектного взаимодействия (сотрудничества) взрослого и детей;

  • - возможности учета потребностей и интересов детей;
  • - отсутствия других, неадекватных дошкольному возрасту моделей построения образовательного процесса (учебной, школьно-урочной и др.);
  • 4) соответствие предлагаемых в образовательной программе форм работы с детьми:
    • - принципу возрастной адекватности;
    • - субъект-субъектной модели организации образовательного процесса;
  • 5) использование для разработки образовательной программы примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования (из утвержденного федеральным уполномоченным органом реестра примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования) ;
  • 6) соответствие общего объема образовательной программы:
    • - требованиям к общему времени реализации основной общеобразовательной программы;
    • - виду образовательной организации, в том числе и имеющимся приоритетным направлениям деятельности;
    • - режиму пребывания детей;
  • 7) соответствие обязательной части образовательной программы требованиям:
    • - к объему обязательной части основных образовательных программ;
    • - к содержанию обязательной части основных образовательных программ, в том числе обеспечение реализации всех направлений развития по обязательным образовательным областям;
  • 8) соответствие части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, требованиям:
    • - к объему части, формируемой участниками образовательного процесса;
    • - к содержанию части, формируемой участниками образовательного процесса, в том числе отражение специфики условий осуществления образовательного процесса и (или) приоритетных направлений деятельности;
  • 9) соответствие требованиям действующих нормативных правовых документов, предъявляемым к следующим разделам образовательной программы:
    • - пояснительная записка;
    • - организация режима пребывания детей в образовательной организации;
    • - содержание исихолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей;
    • - содержание коррекционной работы ;
    • - планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
    • - система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы;
  • 10) взаимосвязь разделов образовательной программы (отсутствие противоречий в содержании, целостность образовательной программы).

Экспертиза проводится на основе методов количественного и качественного анализа данных, документации, наблюдения, в том числе включенного, визуальной оценки, беседы, экспертных оценок.

Рассмотрим теперь, какие направления совершенствования качества результатов дошкольного образования выделяет современная наука и практика. Это направление рассматривается в рамках проведения мониторинга качества.

Термин «мониторинг» происходит от латинского слова «монитор» и означает наблюдение за состоянием окружающей среды и техногенных систем и др. Сначала он использовался в экологии (Н. Ф. Реймерс и др.), а затем стал применяться в экономике и социологии (И. В. Бестужев-Лада и др.), медицине (А. В. Толстых), психологии и педагогике. При этом выделяется внешний и внутренний мониторинг качества образовательной организации.

Под внутренним мониторингом качества образования в образовательной организации понимается деятельность по информационному обеспечению управления образовательной организацией, основанная на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.

Внутренний мониторинг качества образования ориентирован на решение следующих задач :

  • - систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательной организации для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата;
  • - максимального устранения эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса но достижению соответствующего качества образования.

Структура мониторинга в дошкольной образовательной организации может быть представлена как совокупность следующих элементов: 1) субъекты мониторинга; 2) мониторинговая деятельность; 3) комплекс мониторинговых показателей; 4) инструментарий и инструменты мониторинговой деятельности.

Для этого субъекты мониторинга должны придерживаться основных принципов, позволяющих реализовать им свою субъектную позицию. Так, II. И. Третьяков обосновывает следующие основные принципы образовательного мониторинга: целенаправленность; научность; нормативность; целостность и непрерывность; оптимальность; эффектность и действенность; компетентность и дуальность. Е. И. Терзиогло дополняет этот перечень принципами непрерывности, воспитательной целесообразности, принципом диагностико-прогностической направленности. Если систематизировать все перечисленные принципы образовательного мониторинга , то получится следующая картина:

  • - целенаправленность - соответствие мониторинговой деятельности общему стратегическому направлению цели;
  • - научность - организация мониторинга с опорой на новейшие достижения педагогической науки и передовой практики, которая построена на научно-обоснованных характеристиках образовательного процесса, исключает житейски-бытовой подход к их оценке, соответствует основным закономерностям психолога - педагогического познания и управления педагогическими объектами и явлениями;
  • - нормативность - опора при организации и осуществлении мониторинга на нормативные документы;
  • - целостность и непрерывность - следует рассматривать объекты мониторинга во взаимосвязи всех его компонентов;
  • - оптимальность - объекты мониторинга требуют применения адекватной технологии;
  • - эффективность и действенность - система процедур, применяемая в процессе мониторингового исследования, должна способствовать переводу системы в новое качественное состояние;
  • - компетентность - эксперты, проводящие мониторинг, должны владеть знаниями о способах изучения объекта и средствах его регулирования и коррекции;
  • - дуальность - исследование объекта в аспекте диверсификации (увеличение многообразия) или конвергенции (сохранение разнообразий) с целью установить устойчивое развитие объекта изучения;
  • - принцип непрерывности означает взгляд на мониторинг как целостную, динамически развивающуюся, не саморегулируемую систему, в которой происходят посторонние структурно-функциональные перестройки, носящие не только количественный, но и качественный характер. Педагогический мониторинг должен определять моменты перехода одного качества в другое, корректировать, поддерживать или ослаблять соответствующие тенденции образовательного процесса;
  • - принцип воспитательной целесообразности заключается в том, что педагогический мониторинг не является самоцелью, а выступает средством глубокого изучения и надежным инструментом педагогического управления образовательным процессом. В использовании методов, приемов педагогического мониторинга не могут быть применены технологии, наносящие в любой степени ущерб интересам, достоинству, правам личности ребенка и других участников образовательного процесса;

целостность, преемственность процессов слежения, диагностики, прогнозирования и управления образовательным процессом.

Цель мониторинга в дошкольной образовательной организации - определение эффективности образовательного процесса, способствующего позитивным изменениям в личности ребенка, т.е. изучение динамики формирования у детей интегративных качеств, которые они должны приобрести в результате освоения комплекса образовательных областей и в целом - основной общеобразовательной программы дошкольного образования к семи годам.

В связи с этим можно выделить следующие предметы мониторинга :

  • интегративные качества личности самого воспитанника - главный показатель эффективности образовательного процесса;
  • профессиональная позиция педагога, которая выражается в единстве сознания и деятельности человека;
  • организационные условия, обеспечивающие эффективность образовательного процесса (материально-техническое оснащение, укомплектованность квалифицированными специалистами, предметно-развивающая среда, программно-методическое обеспечение образовательного процесса).

При этом исследователями выделяется ряд условий , позволяющих успешно организовать и провести мониторинг в дошкольной образовательной организации:

  • достаточный уровень организационной культуры дошкольной организации, способность коллектива к адекватной самооценке, прогностическому самоанализу профессиональной деятельности и педагогическому самоуправлению;
  • распределение полномочий среди членов службы мониторинга;
  • сформированное™ потоков информации;
  • защита информации от искажения;
  • своевременность переработки полученной информации;
  • конструктивный характер анализа полученной информации;
  • гласность результатов мониторинга.

Эти условия находят отражение в программе мониторинга (табл. 5.4).

Таблица 5.4

Программа мониторинга

К примеру, Московский центр качества образования предлагает при этом пользоваться следующей обобщающей таблицей (табл. 5.5

Кроме того, на основе включения ожиданий родителей в оценку качества дошкольного образования параметры общественной оценки включают изучение предоставления:

  • возможности семье выбора для своего ребенка индивидуально-образовательного «маршрута» (на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми);
  • гарантии родителям, что к концу дошкольного детства их ребенок получит необходимый (минимальный - стандартный) уровень подготовки для успешного обучения в начальной школе;
  • обеспечения социальной защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий.

Данные уровни имеют свою специфику интерпретации в зависимости от организационно-правовых форм и видового разнообразия организаций, предоставляющих услуги в сфере дошкольного образования. Например, в рамках диссертационного исследования С. В. Никитиной разработана модель многоуровневой оценки качества дошкольного образования , включающая характеристику основных компонентов этой системы (целевого, критериального, технологического, организационного) . При этом:

  • показателями, характеризующими объективную составляющую, выступают: динамика уровней развития воспитанников; динамика качества реализации основных направлений содержания дошкольного образования; динамика качества управления;
  • субъективная составляющая качества дошкольного образования отражается в степени удовлетворенности потребителей (родителей) качеством образовательных услуг, проявляющейся в динамике средних значений показателей этой удовлетворенности.

Проект перечня объектов мониторинга и характеризующих их показателей ВМКО

мониторинга

Показатели

Методы оценки

Ответственный

I. Результаты

Результаты освоения вос- 11 итанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Освоение воспитанниками образовательных областей (%) и др.

Мониторинговое исследование

учебного

Здоровье воспитанников

Динамика в доле воспитанников, имеющих отклонения в здоровье.

Доля воспитанников, которые занимаются спортом.

Процент пропусков занятий по болезни

Мониторинговое исследование

Старш и й вое11 итател ь, воспитатели групп

учебного

Достижения воспитанников

Доля воспитанников, участвовавших в районных, окружных, городских, всероссийских и других мероприятиях (конкурсы, выставки, фестивали)

Мониторинговое исследование

Старший воспитатель, воспитатели групп

учебного

Удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов

Доля родителей, положительно высказавшихся о качестве работы дошкольной образовательной организации (удовлетворенность родителей реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования, комфортностью пребывания детей в дошкольной образовательной организации)

Анонимное

анкетирование

учебного

мониторинга

Показатели

Методы оценки

Ответственный

II. Реализация образовательного процесса

Основная образовательная программа дошкольного образования дошкольной образовательной организации

Соответствие основной образовательной программы дошкольной образовательной организации федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и контингенту воспитанников

Экспертиза

Старший воспитатель

учебного

Дополнительные образовательные услуги

Статистические данные о запросах и пожеланиях со стороны родителей.

Доля воспитанников, занимающихся по программам дополнительного образования

Анонимное анкетирование, мониторинговое исследование

Старший восг 1 итатель

учебного

Вариативные формы дошкольного образования

Наличие вариативных форм: ЦИПР, ГКП, семейный детский сад, лекотека, служба ранней помощи

Экспертиза

Старший воспитатель

учебного

Развивающая предметная среда дошкольной образовательной организации

Соответствие игровых пространств, игрушек и оборудования нормативным требованиям, возрастным особенностям, возможностям и интересам детей

Экспертиза

Старший воспитатель

учебного

III. Условия

Материально-техническое

обеспечение

Соответствие материально-технического обеспечения федеральным государственным требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Экспертиза

Заведующий, старший воспитатель

учебного

мониторинга

Показатели

Методы оценки

Ответственный

Учебно-материальное обеспечение

Соответствие учебно-материального обеспечения федеральным государственным требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Экспертиза

Заведующий, старший воспитатель

учебного

Медико-социальное обеспечение

Соответствие медико-социального обеспечения федеральным государственным требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Экспертиза

Заведу ющи й, старт и й воспитатель

учебного

Кадровое обеспечение

Соответствие кадрового обеспечения федеральным государственным требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работ!I и ков образова11 ия >>)

Экспертиза

Заведующий, старший воспитатель

учебного

Психолого-педагогическое

обеспечение

Соответствие психолого-педагогического обеспечения федеральным государственным требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Экспертиза

Заведующий, старший воспитатель

учебного

мониторинга

Показатели

Методы оценки

Ответственный

Информационно-методическое обеспечение

Соответствие информационно-методического обеспечения федеральным государственным требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Экспертиза

Заведующий, старший воспитатель

учебного

Финансовое обеспечение

Соответствие финансового обеспечения федеральным государственным требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Экспертиза

Заведующий, старший воспитатель

учебного

Указанные уровни проявления качества дошкольного образования позволяют отнести его к социальной категории в соответствии с общественно-государственным принципом управления образованием, но не категории государственного контроля качества образования по его результатам. Такая оценка, связанная с мониторингом достижения целевых ориентиров образования, выраженных в результатах освоения образовательной программы каждым ребенком, в детских садах больше не проводится и основанием для аттестации и аккредитации не является. Сама процедура аккредитации больше не распространяется на дошкольную образовательную организацию.

Внешний мониторинг качества образования - это форма государственного контроля качества образования. Правила осуществления мониторинга системы образования и перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, утверждены постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». В рамках мониторинга собираются следующие сведения о развитии дошкольного образования:

  • а) уровень доступности дошкольного образования и численность населения, получающего дошкольное образование;;
  • б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования;
  • в) кадровое обеспечение дошкольных образовательных организаций и оценка уровня заработной платы педагогических работников;
  • г) материально-техническое и информационное обеспечение дошкольных образовательных организаций;
  • д) условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
  • е) состояние здоровья лиц, обучающихся по программам дошкольного образования;
  • ж) изменение сети дошкольных образовательных организаций (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность);
  • з) финансово-экономическая деятельность дошкольных образовательных организаций;
  • и) создание безопасных условий при организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях.

Независимая оценка качества образования осуществляется на основе постановления Правительства РФ от 20.08.2013 № 719 «О государственной информационной системе государственного надзора в сфере образования» и Методических рекомендаций по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций, утвержденных заместителем Министра образования и науки РФ 14.10.2013.

Такая оценка осуществляется по инициативе юридических лиц или физических лиц - в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях:

  • определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность;
  • оказания им содействия в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы;
  • повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках.

Независимая оценка качества образования проводится юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (организация, осуществляющая оценку качества). Такая организация, осуществляющая оценку качества, устанавливает:

  • 1) виды образования, группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ;
  • 2) условия, формы и методы проведения независимой оценки качества образования и порядок ее оплаты.

Например, для оценки образовательной программы как механизма управления качеством работы образовательной организации обязательны:

  • - анализ условий реализации программы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
  • - анализ соответствия структуры и содержания программы федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, уставу организации, лицензии на образовательную деятельность;
  • - анализ соответствия методов, средств, форм образовательного процесса возрасту, интересам и потребностям обучающихся;
  • - анализ полноты выполнения программы;
  • - анализ результативности реализуемой программы;
  • - анализ соответствия содержания образования воспитанников дошкольной образовательной организации уровню и направленности программы.

Основным механизмом является измерение параметров, характеризующих качество дошкольного образования, по степени их соответствия требованиям нормативных документов (шкалирование): соответствует в полной мере, частично соответствует или не соответствует.

Скоролупова О. Л., Федина II. В. Качество дошкольного образования: концептуальныеподходы к определению и оценке // Дошкольное воспитание. 2012. № 2. С. 13-27.

  • Методические рекомендации по ведению системы внутреннего мониторинга качестваобразования в образовательном учреждении. URL: http://goo.gl/q5QIIQN
  • Методические рекомендации по ведению системы внутреннего мониторинга качестваобразования в образовательном учреждении. URL: http://goo.gl/q5QHQN
  • Никитина С. В. Развитие территориальной системы дошкольного образования в процессеоптимизации оценки его качества: автореф. дис.... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2010.
  • Возможно ли объединить основные группы в дошкольном учреждении, содержащиеся в Законе № 273-ФЗ, ФГОС ДО и ГОСТ Р 52113–2003, в единую схему? Попробуем вместе с экспертом журнала.

    Проблема повышения уровня оказываемых услуг находится в центре внимания практически всех отраслей социальной сферы. С одной стороны, это обусловлено изменением государственной политики в сфере оказания социальных услуг населению, где ключевую роль играют критерии результативности и эффективности вложения бюджетных средств. С другой стороны, имеет место общая неготовность социальной сферы предъявлять такие показатели обществу и государству, как убедительные доказательства своего постоянного совершенствования и развития.

    Чтобы в дошкольном учреждении нужны документально оформленные требования, в которых перечислены все основные качественные характеристики с конкретными значениями параметров. В производственной сфере требования установлены практически для всей продукции массового производства. В непроизводственной сфере это сделать сложно. Имеющиеся на сегодняшний день в большинстве социальных отраслей официальные требования не охватывают всего многообразия качественных характеристик объектов и явлений. Научно обоснованная система параметров оценивания качества образования в дошкольном учреждении также отсутствует.

    Помимо показателей система оценивания включает такие элементы, как источники информации, субъекты, объекты и процедуры оценивания, способы и методы измерения, которые также недостаточно разработаны.

    В связи с этим о системе оценивания качества образования в дошкольном учреждении можно говорить только в будущем времени. Однако многие конструктивные элементы этой системы уже определены в различных нормативных документах. Так, постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 утверждены правила осуществления мониторинга образовательной системы. Согласно п. 2 данных правил мониторинг проводится в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики РФ в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценивания состояния и перспектив развития образовательной системы. В соответствии с п. 13 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) образовательные организации обязаны проводить самообследование и обеспечивать функционирование внутренней системы оценивания качественных характеристик образовательной системы. Данный закон включает нормы по контролю качественных характеристик образовательной деятельности органами государственного надзора, по независимому оцениванию качественных характеристик образовательной деятельности с целью предоставления информации об уровне организации работы учреждений, осуществляющих образовательную деятельность.

    Внутренняя и внешняя оценка качества образования в дошкольном учреждении

    В соответствии с нормативными документами в сфере оценки качественных характеристик образовательной деятельности выделяют две подсистемы: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя оценка включает оценку руководителями и работниками образовательной организации своей работы, а также оценку деятельности образовательной организации родителями, являющимися потребителями услуг данной организации.

    Внешняя оценка качества образования в дошкольном учреждении предполагает оценку надзорными органами, профессиональными сообществами, общественными и иными организациями. По своей сути любая внешняя оценка не зависит от организаций, которые подлежат оцениванию. Однако в Законе № 273-ФЗ независимая оценка качественных характеристик имеет более узкое толкование, в рамках которого устанавливаются субъекты оценки, общие критерии оценивания и другие требования. Оценка учредителя (собственника) может рассматриваться и как внутренняя, и как внешняя оценки - в зависимости от масштаба объекта оценивания. В табл. 1 приводятся основные характеристики внешней и внутренней подсистем оценки качества образования в дошкольном учреждении.

    Таблица 1

    Основные характеристики внешней и внутренней подсистем оценки качества образования в дошкольном учреждении

    Элементы системы оценки качества дошкольного образования Субъекты оценки
    Внутренняя оценка Внешняя и внутренняя оценка Внешняя оценка
    Работники

    Родители воспитан ников

    Администра-ция дошкольной организации Учредитель Надзорные органы Профе-ссиональные эксперты Общественные эксперты
    Процедуры оценивания Самообследование Не
    установлены
    Система внутренней оценки качества Контроль, мониторинг, рейтинг Лицензирование, государственный надзор Аттестация, экспертиза Независимая оценка качества
    Показатели и критерии оценки Устанавливаются Минобрнауки России и дошкольной организацией Устанавливаются дошкольной организацией Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами, а также дошкольной организацией Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами, а также учредителем Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами. Определяются экспертами Устанавливаются Минобрнауки России. Дополни-тельные показатели устанавливаются общественными советами
    Способы оценивания Опрос Все известные способы оценки качества Ранжирование данных, имеющихся в открытом доступе

    Таким образом, нормативными правовыми актами установлены некоторые оценочные процедуры (мониторинг, самообследование); утверждены отдельные перечни критериев. Однако целостная модель системы оценки образовательной деятельности на сегодняшний день не выстроена: ряд базовых понятий не имеет однозначных определений, не выделено содержание перечня показателей, не описаны способы и механизмы оценивания. Все эти вопросы адресуются руководителям образовательных организаций и органов управления образованием для самостоятельного поиска решений.

    Показатели качества образования в дошкольном учреждении

    Согласно п. 1 ч. 2 ст. 23 Закона № 273-ФЗ ДОО осуществляет образовательную деятельность по дошкольным образовательным программам, а также присмотр и уход за детьми. То есть выделены два основных вида деятельности, которые должны быть положены в основу системы показателей оценки качества образования в дошкольном учреждении. При этом само понятие «качество образования» определено как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (п. 29 ч. 1 ст. 2 Закона № 273-ФЗ).

    Образовательная деятельность детского сада регулируется федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС), который устанавливает требования:

    к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему;условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и согласно специальному указанию не подлежат непосредственной оценке и не могут служить показателями при оценке качества образования.

    В данном случае определить качество образования в дошкольном учреждении непросто, поскольку стандарта присмотра и ухода за детьми не существует. Однако общая содержательная характеристика этого вида деятельности приводится в п. 34 ст. 2 Закона № 273-ФЗ: присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

    Кроме того, Законом № 273-ФЗ отдельно выделяются требования охраны и укрепления здоровья обучающихся, которые распространяются на оба вида деятельности. Присмотр и уход и образовательная деятельность также регулируются требованиями:

    СанПиН 2.4.1.3049–13 " Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26;ППБ-101-89 «Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений», утв. приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 № 541 «О введении в действие Правил пожарной безопасности».

    Объединенные требования всех указанных нормативных правовых актов могут служить основанием для определения соответствующих частей в составе системы параметров качества образования в дошкольном учреждении. Однако есть еще и другие субъекты оценивания, требования которых тоже необходимо учесть. В первую очередь, речь идет о потребителях услуг ДОО.

    Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52113–2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества»1 (далее - ГОСТ Р 52113–2003) установлен порядок определения перечней показателей, соответствующих целям управления качественными характеристиками, где главным ориентиром выступает удовлетворенность потребителя. В этом документе определены четыре основные универсальные группы показателей качественных характеристик. Они являются общим руководством для производителей любых услуг, и потому их применение в каждой конкретной сфере, и в сфере оценки качества образования в дошкольном учреждении в том числе, требует авторской интерпретации. Первая группа: показатели назначения, где выделяются основные свойства услуги, ее совместимость с другими услугами и требованиями, условия предоставления услуги, специфические характеристики, связанные с конкретным видом услуги. Вторая группа: показатели безопасности, где выделяется 10 видов безопасности. Третья группа: показатели надежности предоставления и результатов услуги. Четвертая группа: показатели профессионального уровня персонала. Основываясь на этих четырех группах, можно представить параметры системы оценки качества образования в ДОУ с точки зрения удовлетворения требований потребителей следующим образом (см. табл. 2.)

    Таблица 2

    Примерные параметры системы показателей качества образования в дошкольном учреждении (на основе ГОСТ Р 52113–2003)

    Наименование групп показателей качества Параметры системы показателей
    Назначение услуги 1. Основные свойства услуги: удобный режим работы; наличие медицинских работников, учителей-логопедов и других узкопрофильных специалистов; наполняемость групп, количество воспитанников, приходящихся на одного воспитателя; объем трудовых обязанностей персонала при осуществлении присмотра и ухода за детьми, учет дополнительных запросов семьи; размер и порядок оплаты услуг детского сада, наличие льгот и т. п. 2. Совместимость услуги: функциональная (преемственность в содержании работы с образовательными организациями другого уровня образования); информационная (соответствие объема, вида и формы предоставления информации о ребенке и оказываемых услугах требованиям родителей). 3. Качество предоставления услуги: состояние материально-технической базы; санитарно-гигиенические условия; этика общения персонала; возможность получения дополнительных услуг; наличие условий для оказания услуг детям с ограниченными возможностями здоровья, другим категориям потребителей с особыми потребностями; эстетика и комфортабельность помещений
    Безопасность услуги Электробезопасность. Пожарная безопасность. Санитарно-гигиеническая безопасность. Безопасность игрового оборудования, в т. ч. установленного на прогулочных участках. Безопасность озеленения интерьеров и прогулочных участков. Безопасность, создаваемая специальными защитными средствами (устройство ограждения, организация пропускного режима, оснащение аварийной сигнализацией и др.). Безопасность технологического оборудования. Специфические виды безопасности для отдельных видов услуг (обучение плаванию, проведение физиотерапевтических процедур и т. п.)
    Надежность услуги Стабильность производственного графика работы детского сада, выполнение обязательств, предусмотренных договором с родителями
    Профессиональный уровень персонала Общая и профильная подготовка персонала. Уровень квалификации кадров и навыки выполнения сложных работ, в т. ч. по результатам участия в конкурсах профессионального мастерства. Знание и соблюдение требований документов, регулирующих профессиональную деятельность педагогических работников (в т. ч. требований безопасности). Соблюдение профессиональной этики поведения, которая включает такие качества, как: этичность, доброжелательность, вежливость, коммуникабельность; внимательность и предупредительность в отношениях с потребителями услуг; умение создать домашнюю атмосферу, проявлять терпение, выдержку, избегать конфликтных ситуаций

    Из табл. 2 видно, что используя показатели, рекомендованные ГОСТ Р 52113–2003, можно существенно расширить то представление о качественных характеристиках образовательной деятельности в ДОО, которое дает ФГОС. Например, появляются показатели, характеризующие основные свойства услуги, которые устанавливаются и контролируются учредителем (собственником). Добавляются показатели надежности и показатели совместимости, на которые ориентируются не только родители воспитанников, но и педагогические работники следующего уровня (школы).

    Объединив основные группы показателей качественных характеристик, содержащиеся в Законе № 273-ФЗ, ФГОС и ГОСТ Р 52113–2003, получим обобщенную схему системы показателей качества образования в дошкольном учреждении.

    Очевидно, что показателей, которые потенциально укладываются в представленную схему, может быть настолько много, что их сбор и обработка займут значительную часть времени работников детского сада. Чтобы этого не произошло, необходимо ограничить перечень оцениваемых показателей качества образования в дошкольном учреждении, т. е. выделить отдельные ключевые (индикативные) показатели.

    Нормативные документы

    • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
    • Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
    • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049–13 " Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»
    • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
    • Приказ Гособразования СССР от 04.07.1989 № 541 «О введении в действие Правил пожарной безопасности»
    • ГОСТ Р 52113–2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества», утв. и введен в действие постановлением Госстандарта России от 28.07.2003 № 253-ст

    1 Утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта России от 28.07.2003 № 253-ст. Утрачивает силу с 1 января 2016 г. в связи с изданием приказа Росстандарта от 06.11.2014 № 1482-ст. Взамен вводится в действие ГОСТ Р 52113–2014.

    Доклад

    «Повышение качества дошкольного образования

    В условиях реализации ФГОС ДО»

    Борисова Людмила Валентиновна,

    заведующий МБДОУ «Солнечный»

    Уважаемые коллеги!

    Политика реформирования в системе дошкольного образования обозначила проблему повышения качества дошкольного образования. Развитие современного общества предъявляет новые требования ко всем образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, к выбору и обоснованию содержания основных и дополнительных программ, к результатам и эффективности их деятельности.

    Система дошкольного образования представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности общества и представляющую разнообразный спектр образовательных

    услуг с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка.

    Одним из приоритетных направлений развития системы дошкольного образования республики Мордовия и нашего района является повышение качества дошкольного образования в контексте образовательной политики РФ.

    На современном этапе развития общества повышение качества дошкольного образования необходимо осуществлять по следующим направлениям:

      обновление содержания дошкольного образования в соответствии с современными направлениями развития

      образования, с учетом федеральных государственных стандартов;

      активизация творческого и личностного потенциала педагогов;

      внедрение менеджмента в деятельность руководителя детского сада.

    ФГОС определяет новое представление о содержании и организации дошкольного образования, а именно:

      Совокупность образовательных областей

      Формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность подрастающего человека»;

      Комплексно-тематический принцип и принцип интеграции образовательных областей: в совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность и деятельность в ходе режимных моментов), самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями дошкольников.

    Таким образом, предъявляются новые требования к обеспечению стабильного функционирования и развития дошкольного учреждения. Важнейшим инструментом, обеспечивающим регулирование этих процессов, является образовательная программа.

    Наш детский сад реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детство» под редакцией авторского коллектива по руководством Т.И.Бабаевой в группах общеразвивающей и комбинированной направленности.

    Цель деятельности нашего детского сада по реализации основной общеобразовательной программы: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

    Для успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования созданы условия осуществления образовательной деятельности и повышения качества дошкольного образования:

    . программно- методическое обеспечение детского сада;

    . кадровое обеспечение (административный персонал, педагогический коллектив, медицинская служба, бухгалтерская служба);

    . материально-техническое обеспечение (группы, кабинеты, оборудование);

    . предметно-пространственная развивающая среда;

    . инновационная деятельность;

    . информационно-технологическое обеспечение деятельности учреждения.

    Проблема качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях реформирования системы образования.

    За короткий срок изменилось очень многое: появилось большое количество разных видов дошкольных учреждений, программ, образовательных технологий, изменились дети и родители, развивающая среда, изменилось само общество, в котором постоянно возникают новые ситуации.Считаю,что всё это заставляет педагогов системы дошкольного образования перейти от простой передачи детям знаний к формированию умения учиться, добывать и анализировать знания самому.

    Уверена,что качество дошкольного образования в решающей степени зависит от кадрового состава специалистов, работающих в дошкольной сфере, уровня их профессиональной подготовленности, инициативности, самостоятельности, творческой активности и ответственного выполнения своих обязанностей. Мы уделяем большое внимание процессу непрерывного самообразования и саморазвития педагогов, повышения уровня их квалификации через разнообразные формы работы. В детском саду «Солнечный» проведены информационно - консультативные семинары, совещания при заведующем, педагогические часы, мастер - классы, тематика которых включала вопросы реализации ФГОС ДО.

    Большое значение, на мой взгляд, имеет информационно - технологическое обеспечение деятельности детского сада, внедрение компьютерных технологий, использование электронных программ и пособий для повышения эффективности работы педагогов, обмена опытом, снижения трудоёмкости в работе.И здесь мне особенно хочется отметить,что наш детский сад активно занимается качественным и красочным продвижением и обновлением своего сайта в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.Жизнь детского сада широко представлена и в публикациях районной газеты.

    В текущем учебном году по госстандарту мы приобрели средства ТСО (ноутбук,принтер со сканером,широкоформатный телевизор) для показа презентаций детям и их родителям в инновационном режиме работы.

    В целях удовлетворения образовательных потребностей педагогов и подготовки их к работе в режиме реализации ФГОС ДО созданы условия для прохождения курсов повышения квалификации на базе МРИО г.Саранск, в других регионах по дистанционной форме, по on-line форме через Интернет-это вебинары.

    Немаловажным условием качества дошкольного образования является организация предметно-пространственной развивающей среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.

    Думаю,следует сделать акцент на том, что дошкольное детство- это наиболее восприимчивый к воздействию взрослого период развития. Главная функция взрослого на данном возрастном этапе - адаптировать ребёнка к жизни в окружающем мире, развивая такие значимые способности, которые личностно-ориентированная модель представляет как способность познания мира, действия в мире (сохранение существующего, преобразование и создание нового), проявления отношения к миру.

    Мы используем новые подходы к моделированию развивающей среды - ведь наше ДОУ типовое, поэтому предусмотрены разные варианты её организации с полифункциональным использованием всех возможностей помещения. Для обес-печения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в каждой группе созданы центры для разных видов детской деятельности: двигательной, игровой, изоб-разительной, театрализованной, исследовательской, а также условия для интеграции образовательных областей. При зонировании групп предусмотрено периодическое обновле-ние материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей. Для раскрытия творческой уникальности каждого ре-бенка оборудованы специальные центры: природный, в котором дошкольники с радостью экспериментируют, выращивая растения и проводя ис-следования живой природы; мини - изостудия, где каждый ребенок может чувствовать себя настоящим художником, созда-телем уникальной поделки; центр театрализованной и музыкальной деятельности, где проявляются актерские и режиссёрские способности детей. С большим интересом воспитанники занимаются в мини-центрах по безопасности дорожного движения, которые организованы в каждой группе, а также в фойе детского сада - центр «Азбука безопасности», где ребята продолжают знакомиться с правилами дорожного движения, пожарной безопасности, правилами поведения в экстремальных ситуациях.

    Благодаря эффективному использованию финансовых ресурсов, у нас есть возможность приобретения дидактических и методических пособий, пополнения развивающей среды современным оборудованием и игрушечным инвентарём. В этом году по всем возрастным группам приобрели наглядные,дидактические материалы,игрушки для работы с детьми, частично пополнили выносное уличное оборудование,существенно обновили методическую базу детского сада.

    Ещё одним важным сигментом повышения качества образования я считаю создание благоприятных условий пребывания ребёнка в детском саду и проживания в нём полноценного дошкольного возраста.

    В 2014г. благодаря содействию районной администрации в детском саду произвели частичную реконструкцию - сделали прачечный блок,включающий в себя стиральный,сушильный и гладильный цеха.Отремонтировали овощехранилище.

    За два с небольшим года б лагодаря спонсорской помощи ООО « КЭТЗ БЛ-ГРУПП» и при личном участии директора предприятия Рудакова В.С. полностью заменены водопроводно-канализационные коммуникаций по всему периметру детского сада,установлено новое сантехническое оборудование во всех групповых ячейках детского сада (детские душевые поддоны с душевыми насадками,раковины,унитазы,ванную с нижним экраном в туалетную комнату ясельной группы).Во всех вспомогательных помещениях детского сада заменены водопроводные смесители.Во всех групповых ячейках отремонтированы туалетные комнаты.В помещениях частично заменены потолочные светильники.Отремонтировано парадное крыльцо детского сада,сделан облегчённый боковой витраж из голубого поликарбоната,что придаёт входу особую красоту, эстетику и очень нравится взрослым и детям.Отремонтирована электроплита(переключатели с жарочными панелями).Произведён капитальный ремонт спортивного зала ДОУ.Приобретено детское красочное и тёплое напольное ковровое покрытие в новый спортивный зал.Силами спонсора были утилизированы люминисцентные отходы,что особенно важно для охраны жизни и здоровья детей.

    Силами сотрудников ведётся постоянная работа по благоустройству территории детского сада (регулярно проводится обрезка деревьев и кустов, упорядочиваются естественные теневые навесы,выкашивается трава, высаживаются и пропалываются цветы и др.),что очень важно для привития воспитанникам чувства эстетики и красоты.

    В нашем детском саду большое внимание уделяется полноценному питанию детей.В тёплый и холодный периоды времени в рацион воспитанников вводится естественная витаминизация посредством фруктов,овощей и салатов.

    Одним из главных залогов успешного воспитания и обучения ребёнка считаю оздоравливание. В этом аспекте в 2015 году с разрешения главного врача Ковылкинской межрайонной больницы детскому саду были выделены 3 бактерицидные кварцевые лампы,что позволяет обеззараживать помещения,где находятся наши дети во время их отсутствия,соблюдая при этом режим кварцевания жедневно проводится воздушная аэрация, двигательная,дыхательная и артикуляционна я гимнастика,босохождение ,динамические минутки.В период респираторных заболеваний - чесноко и лукотерапия .В тёплый период времени дети охотно принимают воздушные солнечные ванны и очень любят влажное растирание.

    Чтобы повысить заинтересованность педагогических работников для участия в различных конкурсах, мы используем материальное стимулирование сотрудников, что даёт положительные результаты. В прошедшем учебном году наше дошкольное образовательное учреждение успешно принимало участие в республиканском конкурсе «Лгопед-профессионал»,в 2014г.мы заняли первое место в республиканском конкурсе по патриотизму «Растим патриотов России».В этом учебном году наш детский сад стал лауреатом республиканского смотра-конкурса «Зелёный огонёк» на лучшую организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди образовательных организаций Республики Мордовия.

    Я твёрдо уверена; всё,что окружает ребёнка в детком саду и дома-в семье,это инструмент его развития и,главное,чтобы этот инструмент не навредил маленькому человеку,а был правильно подобран.Считаю, что качество образования и качество жизни ребёнка-дошкольника-это единое целое.

    Уже совсем скоро все учебные заведения радостно распахнут свои двери для самых больших жителей Планеты.

    Уважаемые коллеги,в преддверии нового учебного года искренне желаю Вам ярких педагогических побед,крепкого здоровья,талантливых воспитанников,понимающих родителей,внимания со стороны государства,личностного и профессионального роста!

    Пусть Вашей мудрости,таланьа,чуткости,заботы и внимания хватит на каждого ребёнка,а Ваши всезнайки,непоседы и почемучки искренне любят Вас,гордятся Вами и доверяют Вам!