Основные качества ума в психологии. Индивидуальные особенности мышления

Спор - Широта ума или рабство иллюзий?

Широта ума или рабство иллюзий? Что затаил в себе я от себя, Где тайна главная сокрыта в глубине моей души Зачем копаю там, где исчезает всякий смысл Ища в себе себя, заранее подозревая Что все пред нами, и я есть все... SLIP. Спор математика и лирика. Математик заявляет, - Ты не подумал уважаемый, отчего так происходит, что все, что есть вокруг тебя создано математиками, а не лириками, физиками, а не гуманитариями? Как часто математики и физики любят рассуждать о том, что они умней любого лирика? С этого стоит начать эту статью. Сколь часто я слышал, как умные люди пытаются найти оправдание искусству, лирике, поэзии, вере и религии. Да математика и физика, бесспорно, творят вещи материальные, а духовные рассуждения что сотворили? А я скажу так: если представить наш мир как энергетическое поле, где есть величина заряда и некий носитель этого заряда. Заряд перетекает с одного носителя к другому (обмен информацией, для тех, кто не понял), соответственно величина этого заряда тоже может быть разной (по идее следует убрать и носителей заряда, раз мы говорим о поле, но так проще представить эту картину, проще абстрагировать). То есть это объяснение для математиков, которые могут вот так запросто представить весь мир как некое поле. Если величина этого заряда слишком большая, то носитель может быть уничтожен (т.е. лишен начального заряда, а значит и своей начальной информации, которую он носил в себе). Чтобы избежать этого следует зарядом, делится с другими носителями, таким образом, происходит движение частиц (носителей), таким образом, осуществляется вечный двигатель вселенной (пульсация). В обществе людей это проявляется примерно так: допустим человек перезаряжен и если он не найдет разрядки, то рано или поздно это может привести к нервному срыву. А нервный срыв приведет к разрушительным действиям (разрушение материи). Заряд в человеке копится так или иначе, это происходит попросту в результате колебания описанного мной ниже "поля", то есть постоянного движения заряда почти как от плюса к минусу, только здесь мы говорим не о самом заряде, а о его величине. В физиологии человека этот заряд можно определить как либидо, т.е. половое влечение. Еще Фрейд говорил о том, что наш инстинкт на самом деле не подразумевает полное как таковое стремление к комфорту (хотя многие биологи думают иначе, инстинкты, по их мнению, управляя живой материей, всегда ищут комфорта) он изначально так же подразумевает и саморазрушение. То есть в человеке заложена функция постоянного синтеза этой энергии (либидо), в то время как другая часть инстинкта заставляет материю снижать этот заряд, спасая ее, от разрушения - эрос. Прямой путь в физиологии животного снизить этот заряд, конечно же - половой акт, и борьба за выживание. Про человека можно сказать точно так же, но структура нашей психики сложней, нежели психика животного. Усложнение структуры подразумевает увеличение заряда, т.е. нам уже не хватает полового акта и простой борьбы за животное существование для того, чтобы сбросить этот заряд. Вот тут та и приходит на помощь искусство, религия и наука. Проще говоря, если поэт не сочиняет стихи, значит он, либо пьет, либо бьет, либо грабит либо находит другой путь реализации энергетического потенциала, что можно с натяжкой назвать сублимацией. Если человеческое общество изолировать от лириков и лиризма, то в результате мы имеем сильное социальное ослабление строя, что может привести к гибели общества. Хотя носитель энергии не может быть уничтожен, уничтожение означает лишь лишение его заряда энергии. Общество лишенное лиризма, конечно, не может умереть до конца, просто тут возникает два варианта его дальнейшего развития. Вариант первый - это упрощение, инволюция, когда общество развалившись приведет к деградации личности которая обязана будет упростится например до животного уровня и тем самым лишить себя высокого заряда. То есть произойдет обычное возвращение в животную, более примитивную жизнь. Вариант второй - общество находит иной путь реализации энергетического заряда, например - война, конфликт, религия, и пр. Тут конечно есть много путей и дорожек, рассматривать их я не буду. Лиризм держит цивилизацию, он помогает сбросить эту самую энергию, точно так же как математика или физика. По сути, я свел все процессы, происходящие в обществе и в жизни человека к простой математике, т.е. каждый процесс в обществе естественная закономерность и если спорить о пользе лиризма и математики, то получается, что мы просто рассуждаем о величине заряда. И весь этот спор заходит в тупик абсурда. Конечно, рассматривая нужность лириков в обществе, я зашел слишком далеко, но скажу честно, это теория "поля" хотя и применима к биологическим законам природы (она универсальна), но я отлично понимаю, ее ущербность и применил ее лишь для того, чтобы математики, а не лирики задумались об этом. Однако тут непременно встает вопрос, а почему тогда всем и не быть физиками и математиками, если суть заключается лишь в сбросе этой самой энергии? На самом деле действительно математик с точки зрения природы может стать лириком и наоборот. И те, и другие нужны в природе для соблюдения не кого энергетического баланса, поскольку поле это не отдельные элементы, это единый организм, борющийся за свое всеобщее выживание. Если в природе человека, в природе его общественной жизни понадобится по каким-то причинам сделать так, чтобы физиков стало меньше, а лириков больше, то она это непременно сделает. Т.е. произойдет переливание энергии из большего в меньшее, так соблюдается метаболизм поля. Нужны ли здесь доказательства, если нужны, то вот вам простой пример: Представим племя, каких не будь "Мамбо" в далекой Африке. Все они испокон веков жили не тужили, пока не произошло по каким-то причинам, ну например - искажение магнитного поля земли, в результате которого реки сменили свое изначальное русло. Что в таком случае делает природа, чтобы это племя смогло выжить? Она делает возможным появление на свет человека, который умеет искать воду под землей при помощи двух веточек. Такой человек может быть плохим охотником но благодаря ему племя имеет шанс выжить. Таким образом, в этом человеке большая часть энергии уходит на поиски этой самой воды, а малая часть уходит, например, на охоту, собственное выживание. Во всем племени долгое время энергия, которая должна была свободно реализовываться в отношении поиска воды, в результате ее отсутствия накапливалась в них. И вот с появлением этого человека, раз он ищет им воду, их энергия должна накормить его. Т.е. его сородичи должны о нем позаботится и таким образом накопившуюся энергию в них отдать этому человеку, у которого ее нет. Так происходит обмен этой самой энергии. Картина очень грубая и есть свои нюансы, которые следует продумывать. Мне просто лень их все описывать, но я думаю, стержневая мысль доступна и понятна. Этого необычного человека легко сравнить с лириком, который появился в нашем обществе лишь в ответ на нехватку, например простых эмоций (т.е. элементарный обмен энергией). Вывод здесь такой: лиризм это лишь выход "лишней" энергии придуманный самой эволюцией общества дабы оно могло быть и сохранить себя. Слово "лишней" здесь взято в скобки потому, что в природе нет ничего лишнего и это понятие здесь относительно. Теперь опять таки к вопросу о споре лириков и математиков. Вот некий господин заявляет, что в этом мире все сделала математика. Но я с таким же абсурдом могу заявить, что все сделала лирика (хотя и то и другое как я уже говорил это просто энергетический заряд)! Объясняю: Духовные и материальные ценности неразлучны, одно без другого не может существовать. Цивилизация основана на пустой и бесполезной для своего времени идее. Она основана на вере, а вера есть не что иное, как пустое духовное изыскание. Это сегодня мы можем говорить о том, что первая "человеко-обезьяна", которая вместо копья метнула меткое слова в своего врага (ссылаясь на З.Фрейда) сделал это правильно, так как основала цивилизацию. Но посудите сами, для своего времени это было не более чем глупая потеха обернувшиеся трагедией. Итак, давайте посмотрим с вами вот еще на что: Для древней "человеко-обезьяны" было правильно: 1) Заботится о пропитании. 2) Заботится о потомстве То есть это реальная закономерность. А теперь поговорим о ненужных вещах, о пустых духовных изысканиях. Неправильно было с точки зрения выживания личности: 1) Взять в руки палку и что-то начертить на земле. 2) Взять в руки палку и начать ей бить по сухому дереву, отстукивая ритм. Первые две правильные директивы есть физика и математика. Вторые неправильные директивы есть лирика и примитивная глупость. Но благодаря этой глупости и появилась цивилизация. Физика и математика взяла на себя роль исполнительную, а мысль, вера, лирика, искусство взяла на себя роль мысли, духа, т.е. пустого и казалось бы, не нужного растрата своих жизненных сил. Так для чего природа все таки придумывает лириков, для чего она заставляет людей размышлять о пустом, когда следует выживать, и в целях выживания творить вещи материальные? В конце концов, скажите математики и физики, вы великие материалисты этого мира, ведь материализм подразумевает, и мыль как некий материал, который можно потрогать. А раз так, лирики творят и изменяют материю так же как ивы. От себя добавлю: я лишь размышляю на эту тему, и ни чего не утверждаю, потому, что сам могу объяснить все процессы в обществе не только с помощью теории "поля", т.е. это не мое мнение. Когда я слышу все эти споры, кто все-таки умней и нужней обществу математики или лирики мне не остается ни чего другого, как только усмехаться в ответ. В природе все нужно и все есть. Ища в себе себя, заранее подозревая Что все пред нами, и я есть все... С уважением SLIP.

Мыслительные задачи решаются с помощью мыслительных операций.

Анализ – мыслительная операция, посредством которой производится разделение целого на составляющие его части.

Синтез – мысленное объединение отдельных частей в единый целостный образ.

Сравнение – мыслительная операция, благодаря которой происходит сопоставление предметов и явлений для обнаружения сходства и различия между ними. Абстракция – мыслительная операция, в процессе которой выделяются значимые, существенные свойства предметов и явлений, при этом отвлекаются от несущественных свойств. Обобщение – мыслительная операция, объединяющая явления и предметы по существенным, наиболее общим признакам. Конкретизация – мысленный переход от общих понятий, суждений к единичным, соответствующим общим. Наличие у человека выделенных мыслительных операций свидетельствует о хорошем уровне развития мышления.

Каждый человек отличается от другого разнообразными качествами мышления.

Подробнее остановимся на их рассмотрении.

Широта ума – это способность человека видеть задачу в целом, масштабно, но при этом не забывать о важности деталей. О человеке, обладающем широтой ума, говорят, что у него широкий кругозор.

Глубина ума – умение человека разбираться в самой сущности вопроса.

Противоположным отрицательным качеством является поверхностность мышления, когда человек, обращая внимание на мелочи, не замечает главного, важного, существенного.

Самостоятельность мышления – способность человека выдвигать и решать новые задачи без помощи других людей.

Гибкость мышления – умение человека отказаться от выработанных ранее способов решения задач и нахождение более рациональных способов и приемов.

Противоположным отрицательным качеством является косность (стереотипность, ригидность) мышления, когда человек следует ранее найденным способам решения, несмотря на их непродуктивность.

Быстрота ума – способность человека в короткий срок разобраться в поставленной задаче, найти эффективные пути решения, сделать правильные выводы. Часто наличие этого качества определяется особенностями функционирования нервной системы.

Про таких людей говорят – сообразительные, находчивые, смышленые.

Однако следует отличать быстроту мышления от торопливости, когда человек бросается решать задачу, до конца не обдумав ее, а выхватив лишь одну какую-то сторону.

Критичность ума – способность человека давать объективную оценку себе и окружающим, всесторонне проверяя все существующие решения.

Таким образом, каждый человек обладает своими индивидуальными особенностями, характеризующими его мыслительную деятельность.

Стремясь к развитию и воспитанию ума, надо принимать во внимание отдельные его качества. Наиболее важны из них следующие.

1. Критичность ума , т. е. уменье строго оценивать работу мысли, тщательно взвешивать все доводы за и против намечающихся гипотез и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке.

Человек с некритическим умом склонен первое пришедшее ему в голову решение задачи рассматривать как окончательное.

Показателем же критичности yмa является уменье смотреть на свои предположения как на гипотезы, нуждающиеся в проверке, отбрасывать те из них, которые этой проверки не выдержали, отказываться от начатых действий, если обнаруживается, что они не соответствуют условиям и требованиям задачи. Критический ум - это дисциплинированный, «строгий» ум.

Люди с живым и богатым воображением должны особенно заботиться о воспитании в себе подлинной критичности ума. Богатое воображение в соединении со строгой и дисциплинированной мыслью составляет основу творческой деятельности. Воображение, не дисциплинируемое критическим умом, может сделать человека фантазёром, живущим несбыточными проектами и невыполнимыми планами.

2. Гибкость ума , под которой разумеется свобода мысли от предвзятых предположений и шаблонных способов решения, способность находить новые решения при изменении обстановки и условий задачи.

Гибкость ума выражается не только в свободе от сковывающего влияния трафаретных приёмов, но и в уменье разнообразить попытки решения, не повторять тех попыток, неправильность которых уже обнаружилась.

Многие люди плохо справляются с решением задач, главным образом, потому, что в поисках решения они снова и снова возвращаются к способу, который первым пришёл им на ум, хотя всякий раз убеждаются в том, что этот способ ни к чему не приводит.

Здесь обнаруживается своего рода «инертность» мысли: человек не умеет сдвинуть свою мысль с того пути, по которому она однажды пошла.

3. Широта мысли , выражающаяся в уменье охватить весь вопрос в целом, не теряя в то же время из виду всех существенных для дела частностей и деталей.

Успешность решения сложной задачи всегда зависит от того, насколько удаётся одновременно охватить мыслью все данные этой задачи, насколько удаётся, исходя из одной группы данных, не забывать в то же время о тех требованиях, условиях, ограничениях, которые вытекают из других данных. Значительная часть трудностей и ошибок, наблюдаемых при решении сложных математических задач, определяется именно неуменьем охватить сразу все данные задачи.

Широта мысли отличает крупных государственных и военных деятелей, так же как и больших учёных. Все лица, которым приходилось беседовать с товарищем Сталиным или наблюдать его работу, поражаются совершенно исключительной способностью его при разрешении сложнейших вопросов вникать в мельчайшие, но существенные для дела детали.

«Когда на совещаниях обсуждается какой-нибудь сложный вопрос, товарищ Сталин с исключительным вниманием выслушивает мнения рядовых работников, рассказывающих о мельчайших деталях своего дела. На эти детали и специфические особенности товарищ Сталин всегда обращает особенное внимание» (Герой Советского Союза Юмашев).

«Товарищ Сталин задавал такие сугубо специальные вопросы, касающиеся самолётостроения, что я частенько задумывался, чтобы опрометчивым ответом не «ввести в заблуждение»... Меня поразило... откуда человек, занятый делами государственной важности, знает тонкости авиамотостроения и лётного дела» (Герой Советского Союза Байдуков).

4. Быстрота мысли. Разные виды деятельности предъявляют различные требования к скорости решения умственных задач. Достаточно сравнить с этой стороны работу учёного и военачальника. Шестнадцать лет прошло между зарождением у Ньютона основной идеи закона всемирного тяготения и тем моментом, когда он сумел дать решающее доказательство этого закона.

Двадцать лет потратил Дарвин на подготовку к написанию «Происхождения видов». Совершенно другими сроками располагает военачальник для решения стоящих перед ним задач. «Одна минута решает исход баталии»,- говорил Суворов. «Я действую не часами, а минутами».

Бесспорно, что и для учёного быстрота мысли - качество очень ценное, но всё же в обычных условиях учёный располагает значительно большим временем, чем, например, лётчик. Вождение самолёта во многих случаях не допускает ни малейшего промедления, и поэтому медленно соображающий человек не может быть хорошим лётчиком.

Быстрота мысли является результатом высокого развития других качеств ума, и этим она отличается от торопливости мышления, которую на первый взгляд можно смешать с подлинной быстротой мысли, но которая по существу является свойством прямо противоположным.

Быстрота мысли зависит от способности сосредоточить в нужный момент все силы ума, проявить величайшую активность мышления; она зависит, далее, от широты мысли, позволяющей сразу видеть все стороны вопроса, и от гибкости ума, избавляющей от потери времени на повторные возвращения к неправильным способам решения; она предполагает, наконец, высокое развитие критической способности, дающее возможность быстро оценивать гипотезы и немедленно откидывать негодные.

В противоположность этому торопливость ума является следствием своеобразной лени мысли, заставляющей человека хвататься за любое решение, лишь бы прекратить тяжёлую мыслительную работу, и толкающей на то, чтобы следовать за непроверенными гипотезами и принимать решения, основанные лишь на части данных. Решительная борьба с торопливостью мышления - необходимое условие развития положительных качеств ума.

Сочетание исключительной быстроты мысли с мудрой неторопливостью при решении сложных вопросов отличало гениальный ум Ленина. Товарищ Сталин, подчёркивая у Ленина гениальную прозорливость, «способность быстро схватывать и разгадывать внутренний смысл надвигающихся событий», говорит о том, что он был мудр и нетороплив «при решении сложных вопросов, где нужна всесторонняя ориентация и всесторонний учёт всех плюсов и минусов».

***

Из советского школьного "Психология " под авторством Б. М. Теплова .

Быстрота ума - эта способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять правильное решение. Быстрота ума зависит от знаний, степени развития мыслительных навыков, привычки думать, от подвижности нервных процессов.

Критичность ума - это умение объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять выдвигаемые положения и выводы.

Оригинальность мысли характеризуется необычностью, нестандарт-ностью находимых решений. Это своеобразие творческого мышления.

Самостоятельность - умение человека выдвигать новые идеи, задачи и находить нужные ответы и решения, не прибегая к мнению и частой помощи других людей.

Человек, который не обладает самостоятель­ным мышлением, ориентируется только на чужие знания, опыт, мнение, а при решении жизненных вопросов опирается на готовые формулы, шаблонные решения.

Глубина – умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, способность увидеть проблему там, где у других людей вопросов не возникает. Это яркая потребность понять причины, умение пред­видеть дальнейшее развитие событий.

Широта ума – широкий кругозор челове­ка, активная познавательная деятельность, знания в самых различных областях науки и практики (истории, психологии, математики, литературы и др.).

Гибкость ума – умение быть свободным от шаблонных приемов и способов решения задач, умение быстро менять свои действия при изменении обстановки, быстро переключаться с одного способа решения, поведения на другой, находить быстрее новые пути решения.


Представления воображения. Понятия о воображении и его физиологическая основа. Значение воображения. Виды воображения: произвольное, непроизвольное, воссоздающее и творческое воображение.

Воображение – это создание образов таких предметов и явлений, которые никог­да не воспринимались человеком раньше.

Человек может представить себе то, что он никогда не воспринимал ранее, счем никогда в жизни не сталкивался, или то, что еще будет создано. Такого рода представления называют представлениями воображения .

Ихвиды:

1. П. того, что существует в действительности, но чего ранее человек не воспринимал (тундры, Парижа, планеты);

2. П. исторического прошлого (боярина, Петра I, крестьянского быта);

3. П. бу­дущего (модели одежды, строящегося дома);

4. П. того, чего никогда не было в действительности (сказочных образов).

Представления воображения опираются на представления памяти, подвергаясь глубокому изменению. Воображение - это создание того, что в опыте человека еще не существовало, с чем он в прошлом не встречался. Тем ни менее, все новое, созданное в воображении, всегда связано с реально существующим и строится на основе прошлых восприятий, сохраненных в памяти.


Так образы литературных героев имеют реальный прототип; технические приборы изобретаются на основе наблюдений за природой (птица - самолёт); и сказочные образы всегда являются фантастическим сочетанием реальных элементов (русалка, избушка на курьих ножках и др.).

Ф.О. воображения – про­цесс образования новых сочетаний и комбинаций из уже сложив­шихся нервных связей в коре головного мозга.

Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Без воображения был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточных результатов. Без воображения был бы невозможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве. Все школьные предметы не могут полноценно усваиваться без деятельности воображения. И учитель, проектируя личность ученика, представляет, предвидит результаты воспитательных воздействий.

Виды воображения

Непроизвольное (пассивное) воображение - это те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны.

Например, …

Сновидения . Представляют собой активность изолированных групп нервных клеток коры в условиях, когда вторая сигнальная система затормаживается. У спящего человека отсутствует критическое отношение к возникающим образам (сновидениям).

Галлюцинации. Возникают у психически нездоровых людей, под влиянием сильных переживаний – страха, тоски, навязчивых мыслей, на почве алкоголизма. Образы фантазии приобретают черты реальности.

Произвольное (активное) воображение – это преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной целью.

Например, …

Воссоздающее воображение - это представление новых для человека объектов в соответствии с их словесным описанием, по чертежу, схеме, картинке.

Учащиеся представляют себе материал, выраженный в словесной форме (моря, озера, горы, незнакомые растения, животных, исторические события, литературных героев).

Воссоздающее воображение опирается на имеющиеся знания. Если знания недостаточны, то, и представления могут быть искаженными. Поэтому учителю важно не только ясно и точно рассказывать материал, но и использовать наглядность.

Творческое воображение (активное) – самостоятельное создание новых, оригинальных образов в процессе творческой деятельности (произведений искусства, литературы, научные изобретения).

Источник творческой деятельности - общественная необходимость, потребность в новом продукте. Роющая рука стала прообразом лопаты; растопыренные пальцы - граблей; сжатая в кулак рука – молоток).

Творческое воображение, конечно, гораздо более сложная психическая деятельность, чем воссоздающее. Представить модель по чертежу гораздо проще, нежели сконструировать его.

Мечта – это особый вид воображение, связанный с созданием образов желаемого будущего.

Мечта может поддерживать и усиливать энергию человека, давать возможность заглянуть в буду­щее, помогать человеку доводить до конца уто­мительную работу, бороться с трудностями. Но мечта может быть пустой, бесплодной, необоснованной мечтательностью, не побуждающей к деятельности, а уводящей от действительности, расслабляющей человека.


Общее понятие об эмоциях и чувствах, их физиологическая основа. Значение эмоций и чувств. Особенности эмоций и чувств: положительные и отрицательные, стенические и астенические эмоции.

На все, что нас окружает, мы каким-то образом реагируем, выражая тем самым своё отношение к действительности.

Эмоции (от лат. emovere - потрясаю, волную) - простое, непосредственное переживание в данный момент; это неравнодушное отношение к событиям жизни.

Чувство - более сложное, постоянное эмоциональное отношение человека к чему-то или кому-то.

Т.о. чувства и эмоции – это переживаемые человеком отношения к миру и к самому себе.

В основе эмоций – удовлетворение или нет потребностей человека.

Эмоции и чувства полярны: радость -грусть, любовь - ненависть, удовольствие - страдание, страх - смелость, благодарность - неблагодарность и т.п. В этой связи их принято делить на

Страница 15 из 42

Индивидуальные особенности и качества мышления.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического).

К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: продуктивность ума, самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота мысли, творчество, критичность, инициативность, сообразительность и т.д. (см. рис. 8).

Рис. 8. Составляющие продуктивности ума

Например, для творческой работы необхо­димо обладать способностью само­стоятельно и критично мыслить, про­никать в сущность предметов и явле­ний, быть пытливым, что в значитель­ной мере обеспечивает продуктив­ность умственной деятельности. Все указанные качества индиви­дуальны, изменяются с возрастом, под­даются коррекции.

Быстрота мышления - скорость протекания мыслительных процессов. Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время аварии).

Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем решить его собственными силами. Самостоятельность мышления, как умение использовать общественный опыт и независимость собственной мысли, проявляется, прежде всего, в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышле­ния отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности. Гибкость мышления как умение находить пути решения задачи заключается в умении изменять на­меченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.

Инертность мышления – качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

Темп развития мыслительных процессов - минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.

Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.

Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.

Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.

Последовательность мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

Устойчивость мышления – качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.

Осознанность мышления – качество мышления, проявляющееся в возможности выразить в слове как результат работы (существенные признаки, понятия, закономерности и т.п.), так и те способы, приемы, с помощью которых этот результат был найден.

Эти индивидуальные особенности не­обходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.

Все перечисленные и многие другие качества мышления тес­но связаны с основным его качеством, или признаком. Важ­нейший признак всякого мышления - независимо от его отдель­ных индивидуальныхособенностей - умение выделять сущест­венное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного факта или события, пусть даже яркого, интерес­ного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явле­ний, как бы внешне они не отличались друг от друга.