Основы нравственной жизни. Нравственные основы семейной жизни

«Нравственные основы семейной жизни», который рассчитан на учеников десятого и 11-го классов и должен подготовить их к «созданию крепкой многодетной счастливой семьи». Авторы курса - священник Дмитрий Моисеев и монахиня Нина Крыгина. В ноябре Минобрнауки рассмотрит вопрос о его включении в список обязательных. Однако уже сейчас у курса множество противников, которые указывают на неверную статистику и навязывание православия в учебнике. The Village собрал мнения протодиакона, сексолога и других экспертов, чтобы понять, насколько хорош новый курс.

«На основе исследований, проведенных в США и Европе относительно умственных способностей людей разного пола, был сделан вывод о том, что среди мужчин больше высокоодаренных людей и, вместе с тем, больше умственное отсталых индивидов. То есть диапазон умственных способностей мужчин значительно шире, чем у женщин». (страница 34)

«Научные факты смешиваются с заявлениями религиозного характера»

Жаль, что в учебнике не указан список использованной литературы. Очень интересно ознакомиться с исследованиями, согласно которым, например, «у девочек даже в 13 лет нет специализации полушарий» (страница 34). Авторы весьма своеобразно трактуют и реально существующие работы: например, из информации, что мужчины в целом притязательнее, они делают вывод о глубинных различиях в психологии, записанных на генетическом уровне.

Не самой приятной особенностью учебника также является стремление авторов смешивать в одну кучу неравномощные утверждения. Так, в теме 5.2 «Чудо жизни» есть предельно упрощенный абзац про информацию, закодированную в ДНК. Несколькими строками позже автор раздела переходит к появлению у зиготы души - причем тон повествования не меняется, и все это подается как очередная прописная истина. Научные факты смешиваются с заявлениями религиозного характера, что некорректно, так как вопросы веры не соответствуют критерию Поппера (критерий научности эмпирической теории. - Прим. ред.) , а для научного метода он - основа. Мне кажется, что существование души у отдельной клетки не вполне соотносится с официальной позицией Церкви.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Смоленский институт экономики

Филиал НГОУ

Санкт- Петербургской академии управления и экономики

Контрольная работа

по дисциплине: «Этика и эстетика»

вариант № 19

Выполнила:

студентка гр. ГМУ 493

Карелина А.Н.

Смоленск 2008

Вопросы:

1. Нравственное воспитание, как основа жизни общества

2. Дать определения понятиям: долг, идеал, добро, зло, справедливость

Ответ 1

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчинятся определенным нормам, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности - в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и т.д. такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно -административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.

Есть существенное отличия в том, как влияют на поведение людей различные правовые нормы, законы, административные правила и указания служебных лиц, с одной стороны, и нравственность - с другой. Правовые и административные нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность несет юридическую или административную ответственность. Нарушил, например, человек тот или иной закон, опоздал на работу или не выполнил соответствующих служебных инструкций - неси правовую или административную ответственность. В обществе созданы даже специальные органы (суд, прокуратура, милиция, различные инспекции, комиссии и т.д.), которые наблюдают за выполнением законов, разных постановлений и обязательных указаний и применяют соответствующие санкции (от лат. строжайшее постановление) к тем, кто их нарушает.

Иное дело нравственность, или мораль. Нормы и правила, которые относятся к ее сфере, такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой личности.

Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него - силу общественного мнения: упреки, моральное порицание и, наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают еже более серьезный характер.

Возьмем тот же пример с опозданием. Если человек опоздал на работу, на него может быть наложено административное взыскание (предупреждение, выговор и т.д.). Но если тот же человек опоздал на встречу со своим знакомым и последний был вынужден долго ждать его, никаких санкций не бывает, а значит может его только упрекнуть или сделать товарищеское замечание. Как видим, соблюдение моральных норм и правил базируется не на предупреждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. В этике - философской науке о морали - существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло. Понимание этого и побуждает личность общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее моральное развитие. Правда, немаловажную роль здесь играет сам характер нравственности и ее содержание. Нравственность фашистского тоталитарного государства, например, развращала людей, возбуждала в них человеконенавистничество и вела к деградации личности. Только мораль гуманного и демократического общества, которая сама носит прогрессивный характер, содействует действительному прогрессивному развитию и совершенствованию личности.

Но моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения, большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не может основываться только на ее моральной сознательности, что она становится более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Это как будет показано ниже, имеет большое значение для воспитания. Здесь же подчеркнем следующее положение. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действительности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств личности, но и является главной задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности.

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились с давних времен. Подчеркнем, что они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате “ наставление нравов” он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: “научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней”. Там же цитировал народное изречение: “ кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает” Яковлев Е.Г. Эстетическое как совершенное. - М., 1995, с. 281 .

Нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог Иоган Гербарт. Другое дело, что в соответствии с идеалами общества, в котором он жил, он вкладывал в понятие нравственного воспитания человека понятие покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти. Он писал: “Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность” Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. - М., 1995, с. 57 .

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой, он говорил, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль.

Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и как неуклонное соблюдение.

Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению личности? Они есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми.

Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих моральных отношений:

А) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;

Б) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;

В) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;

Г) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;

Д) отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;

Е) отношение к себе: высокое сознание общественного долга; чувство собственного достоинства, принципиальность.

Как видим, каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую многогранность.

Но для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в его содержании. Не менее важно детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их. Но можно выполнять их под влиянием внешнего принуждения или стремясь показать свою “нравственность” в интересах личной карьеры или желая добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя “нравственная благовидность” есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменении обстоятельств и жизненных условий такой человек, как, хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил.

В условиях, обновляющихся в стране социальных обстоятельств, демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы правила не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости.

Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями выполнением установленных в обществе моральных норм и правил. Она есть не что иное, как внутренний категорический императив личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения и идеалы. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.

В этом смысле нравственность личности органически связана с ее моральными чувствами, с ее совестью, с постоянной оценкой своего поведения и стремлением к искреннему раскаянию в тех случаях, когда допущены нарушения моральных принципов. Совесть и раскаяние личности в своих аморальных поступках - сильнейшие стимулы ее нравственного развития и самосовершенствования. К сожалению, формированию этих личностных чувств не всегда придается должное значение. Все это показывает, что нравственное развитие личности невозможно без формирования ее моральной сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления к моральному благородству.

Рассматривая содержание нравственного воспитания, мы отмечали, что должно быть направлено на формирование у личности нравственных отношений к родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Но моральные отношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связанны с деятельностью человека и обуславливаются ею. Это очень важное положение. Из него следует: чтобы формировать у личности нравственные отношения, необходимо включать ее в соответствующие виды деятельности и использовать их для выработки и воспитания этих отношений.

Ответ 2

Добро и зло являются самыми важными, первыми категориями этики, поскольку добро и зло служат для различия морального и аморального, нравственного и безнравственного, ответственного и безответственного в поведении человека.

В понятии добра отражается в виде абстрактной моральной идеи то, что должно быть и заслуживает одобрения, люди выражают в понятии добра свои наиболее общие интересы, пожелания, надежды на будущее. Понятие «зло» - это категория этики, которая по своему содержанию является противоположностью добра. Зло, как понятие морального сознания, выражает представления о безнравственном, о том, что противоречит требованиям морали, заслуживает осуждения.

Добро и зло как бы представляют собой две стороны одной медали. Они взаимоопределяют друг друга и всегда сосуществуют в единстве, выступая как один из атрибутивных, фундаментальных признаков бытия, как одна из его существенных закономерностей. Человек узнает зло, поскольку имеет представление о добре, он ценит добро, испытав на собственном горьком опыте, что такое зло. Добро и зло связаны тем, что они взаимно отрицают друг друга, но вместе с тем они и как бы определяют друг друга.

Моральное сознание включает в себя не только размышление о важных вопросах человеческого существования, но и побуждения чувствовать, мыслить и, разумеется, действовать в определенном направлении, заданном высшими моральными ценностями, нравственными нормами. Это побуждающее свойство морали особенно хорошо просматривается при обращении к такому понятию морального сознания, как долг. В повседневном общении мы нередко говорим: долг учителя, долг руководителя, долг офицера и, наконец, долг Человека. Что под этим обычно подразумевается? Пожалуй, совокупность обязанностей, которые общество предъявляет к личности. Но моральное поведение осуществляется не автоматически. Поэтому долг необходимо включает в себя осознание своей ответственности перед другими людьми, перед обществом, перед самим собой. Иначе говоря, в долге осмысляется, переживается отношение человеческой личности к другим (ближним и дальним), к обществу.

Осознание долга находится в тесном взаимодействии и другим компонентом морального сознания - справедливостью. Словом, если добро, образно говоря, одно для всех, то справедливость поворачивается к каждому конкретному человеку по-разному, задевает каждого, вызывает самые различные переживания - от черной зависти и негодования до самой трепетной благодарности. Иначе говоря, сознание справедливости в отличие от сознания добра более конкретно, увязано с жизненно важными повседневными интересами людей и эмоционально более насыщено.

Идеал представляет собой некий моральный стандарт, который не зависит от вкусов, моды. Идеал выступает как наиболее общее, универсальное и абсолютное нравственное представление о должном, это образ совершенства в отношениях между людьми, это высший образец нравственной личности.

Список литературы:

1. Голубева Г.А. Этика. - М. 2002

2. Дробницкий О.Г. Понятие морали.- Мн., 1998.

3. Зеленкова И.Л. Основы этики. - М, 1974.

4. Милтс А.А. Этическая мысль. - М., 1991.

5. Половинкин А.И. Этические законы. - М., 2005.

Подобные документы

    Понятие основных этических категорий. Соотношение в человеке добра и зла. Добродетели и пороки. Традиции разделения милосердия и справедливости в истории философии. Проблема соотношения идеала и реальности. Идея непреодолимой связи добра и зла.

    контрольная работа , добавлен 01.09.2013

    Добро как этическая категория. Изучение основных принципов гуманистической этики. Справедливость в истории культуры и общества. Мораль - основной нормативный регулятор действий человека во всех сферах жизнедеятельности. Влияние морали на поведение людей.

    контрольная работа , добавлен 10.06.2015

    Проблемы современного воспитания, разрушение социальных связей и нравственных устоев. Структура и функции нравственного воспитания. Функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, целенаправленное воздействие на учащихся.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2009

    Для чего нужна мораль? Религиозная мораль. Нравственные аспекты общественного поведения и активность личности. Становление морали и ее развитие. Сознание общественного долга, чувство ответственности, вера в справедливость.

    реферат , добавлен 03.10.2006

    Добро и зло как основа этических категорий. Природа и содержание добра и зла. Взаимоопределенность добра и зла. Выбор. Конструктивна ли роль зла? История моральной философии и моралистики. Исторический процесс формирования понятий.

    курсовая работа , добавлен 27.07.2002

    Происхождение терминов "этика", "мораль", "нравственность". Особенности этических учений античной эпохи. Мораль как сфера общественной жизни. Развитие норм человеческого поведения в процессе развития общества. Духовная и практическая стороны морали.

    реферат , добавлен 07.12.2009

    Этика как одна из древнейших отраслей философии. Мораль - система этических ценностей, которые признаются человеком. Важнейшие категории этики: добро, зло, ответственность, справедливость, долг. Этика делового общения и этикет как манера поведения.

    контрольная работа , добавлен 19.02.2009

    Понятие долга. Этика долга И.Канта. Профессиональный долг. Справедливость. Справедливость и добро. Мыслители Древнего мира о справедливости. Равенство - исходный принцип справедливости. Истоки справедливости. Социальная справедливость.

    реферат , добавлен 22.12.2003

    Сущность понятия "мораль". Регулятивная, ценностно-ориентирующая, познавательная и воспитательная функция морали. Структуры нравственного сознания. Совесть и долг как морально-психологические механизмы самоконтроля личности. Смысл жизни, счастье.

    лекция , добавлен 08.05.2012

    Происхождение сознания долга, его структура и роль в жизни личности и общества. Этика долга И. Канта; гражданский долг и личный интерес. Понятие и становление этики, классификация этических ценностей. Основные принципы профессиональной медицинской этики.

Нравственные основы семейной жизни. 11 класс: Методические рекомендации для учителя. – Екатеринбург: Издательство Екатеринбургской епархии; 2014 – 290 с.: ил+DVD-ROM.

Глава 4. Семейное воспитание
Урок 16. Тема: «Традиции семьи, рода, народа»

Понятие «традиция». Трансляция традиции в череде поколений. Семейные традиции. Последствия нарушений семейных традиции для народа и Отечества. Изменение семейных ценностей. Факторы дестабилизации семейных отношений как составная часть контр-культуры. Меры противодействия факторам дестабилизации семейных ценностей.
Цель: раскрыть для учащихся важность передачи культурных традиций в череде поколений; показать им значение трансляции культурных традиций для формирования системы ценностей человека, а также стабильности и жизнеспособности государства; способствовать формированию у старшеклассников установки на сохранение и передачу традиционных семейных ценностей.

Ход урока:

1 этап

В каждом роду, семье - своя сокровищница традиций....
Эти традиции - драгоценности духа,
«золотой фонд» в нашей культуре духовно-нравственного наследия.
Н. Горнякова-Гительсон,
член Российской ассоциации перинатальной психологии и медицины

2 этап. Сообщение нового материала по проблеме: «Понятие «традиция»

Каждый народ отличается своеобразием своих традиций. Это своеобразие формировалось веками и происходит из традиции конкретных родов и семей. Слово «традиция» переводится с латинского (traditio) как «передача», «преемственность». В Словаре русского языка дается такое определение: «Традиция - 1. Исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.п.
2. Спец. Устная передача каких-либо исторических сведений, предание».
Человеку важна принадлежность к определенной традиции и осознание. Культуролог, религиовед О.А. Жукова отмечает: «Сознательное и свободное самоопределение по отношению к культурной традиции говорит о наличии некоего плана жизни человека, имеющего своим содержанием набор целей, средств, смыслов и абсолютных значений.

Культура в высшем своем значении - это духовное пространство жизни человека или идеальный план его жизни, идеальное смысловое бытие. В этом духовном пространстве человек находит себя и осуществляет свой путь к идеалу - желаемому совершенству жизни».

Принадлежность человека к традиции позволяет ему смотреть на себя и на свою жизнь с точки зрения истории своего народа и рода, с точки зрения вечных ценностей.

Русский философ и мыслитель И.А. Ильин писал: «В современном мире есть большая беда, а именно: оторванность человека от корней.

Люди блуждают, носимые ветром судьбы, как блеклые листья, нигде не закрепляясь, ни с чем не срастаясь, нигде не оседая, нигде не становясь верными - как внешне, так и внутренне <...> Отрыв от корней - большая опасность в современном мире: потерявшая корни жизнь становится противоестественной; лишенная корней душа - безбожной. Затем наступает развязка: человечество разрушается» (Ильин И.А. Книга раздумий и тихих созерцаний. М.: Альта-Принт, 2006. С.110,115)

3 этап. Сообщение нового материала по проблеме: «Трансляция традиции в череде поколений»

Традиция не существует сама по себе, как некая абстрактная категория. Она живет в реальных людях, которые передают эстафету культуры от одного поколения другому. По мнению архимандрита Рафаила (Карелина), «традиция в большинстве случаев является кристаллизацией духовно-нравственных понятий, а также житейского опыта и передачи их из поколения в поколение. Поэтому каждая традиция носит в себе информацию. Нарушая традицию, мы теряем информацию, заложенную в ней».

От родителей детям, а потом внукам и правнукам передается информация не только на генетическом уровне. Благодаря существованию традиций через культуру передается образ жизни и жизненные навыки, видение мира, отношение к себе и другим членам семьи, в общем - весь комплекс ценностей, знаний и опыта, которые накоплены предыдущими поколениями.

В процессе семейного воспитания у ребенка формируются определенные ценности, которые обычно соответствуют ценностям , принятым в родительской семье.

Ценность - понятие, используемое в разных сферах общественной жизни для обозначения явлений, объектов, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе идеалы должного для отдельного человека или совокупности людей. Ценность отражает значимость того или иного явления или предмета. Она формирует представление о пользе человеке деятельности как в материальном, так и в духовном смысле, а также степень того, чем человек мог бы пожертвовать ради сохранения того явления или предмета, который обладает для него ценностью (например, для сохранения ценности свободы отечества, ценности неразрушимости брака, ценности культурной традиции и др.).

Обычно как для каждого конкретного человека, так и для всего общества ценность не выступает отдельно сама по себе, но встраивается в определенную систему ценностей . Именно эта сформировавшаяся устойчивая система ценностей определяет характер и содержание всей жизни человека и общества.

Культура, благодаря существованию в ней традиций, позволяет решать задачу сохранения и передачи системы ценностей из поколения в поколение.

Постоянство культурной традиции, единство культурного пространства как в малой общности - семье, так и в большой общности - народе обеспечивает стабильное и благополучное существование ее членов. Всякий разрыв этой культурной традиции сопряжен с потрясениями и потерями.

Отношение человека к обществу созревает в первую очередь в семье. Именно в ней, как в колыбели, вырастает новая личность, впитывая с молоком матери те ценности и обычаи, которые потом сформируют ее связи с обществом.

4 этап. Сообщение нового материала по проблеме: «Семейные традиции»

В отличие от традиций народных, традиции семьи могут быть мало заметны и не осознаваться даже их носителями. Однако это вовсе не уменьшает их значения. Главной семейной традицией является умение жить всей семьей вместе , как это выражено в поговорке: «семья вместе, так и душа на месте». Эту традицию часто утрачивают даже официально зарегистрированные семьи. В этом случае существует видимость семьи, но члены живут сами по себе, своей собственной жизнью. Для того чтобы семья реально существовала, она должна представлять собой целостный организм, скрепленный едиными для всех ее членов ценностями, одними духовными связями. Эта целостность семьи поддерживается через соблюдение единых правил, обычаев, норм.

Для семьи важно хранить обычай совместно проводить время: обедать, ужинать, праздновать совместные праздники, совместно трудиться отдыхать. Следует бережно хранить семейные реликвии - святыни, через которые особенно явно ощущается живая связь поколений.

Одной из главных сфер семейных традиций является сфера воспитания детей . В разных семьях и народах эта традиция может отличаться. Супругам, выросшим в разных семьях, следует находить взаимопонимание в вопросах воспитания детей, тем самым продолжая традиции своего рода и закладывая собственные семейные традиции по воспитанию достойной смены. Существенной стороной семейных традиций являются вера и религиозная жизнь, которые дети обычно усваивают в семье.

Традиционной в российской семье была взаимная помощь и взаимная моральная поддержка ее членов. К традициям можно отнести и правило, согласно которому в семейных отношениях в русском народе был непререкаемый авторитет мужчины как главы семейства . Традиционным было ухаживание старших детей за младшими в многодетной семье. Тем самым они оказывали помощь своим родителям в воспитании малышей.

В народных обычаях было выбирать жениха или невесту , присматриваясь к будущей родне: нет ли среди нее пьяниц, развратников, психически больных людей, тунеядцев. Традицией являлось соблюдение девической чистоты, целомудрия . В некоторых местах после первой брачной ночи вывешивали простыню в знак того, что невеста, выданная замуж в другую семью, действительно была девственницей.

Е.А. Морозова пишет: «К сожалению, сегодня оказались утраченными многовековые традиции воспитания девиц. <...> В прежние времена девушек воспитывали очень строго, вплоть до XVIII века для дочек бояр и купцов строили особые помещения - светелки или горницы, терема, в которых будущие невесты проводили время в молитвах, чтении, рукоделии. По «Домострою» девиц учили, как жить в семье, любить мужа, воспитывать детей, вести хозяйство. Женихам разрешалось только ухаживать, чинно, деликатно, без грубых прикосновений. И создаваемые семьи в итоге были крепкими, разводов практически не было. <...>

В прошедшие века на Руси даже княжеских дочек с детства обучали рукоделию : шитью, вышиванию, плетению кружев. Этот труд требовал особых навыков и, прежде всего, смирения и терпения, надежды на радость близких, так как рукоделие всегда кому-то адресовалось. Сегодня девочек, девушек в семьях практически этому не обучают; замечательный школьный курс «Домоводство» заменен другими дисциплинами. В итоге вместо трудолюбия у девушек формируется праздность, которая является источником многих бед в дальнейшем: депрессия, уныние, скука становятся спутниками на многие годы».

Традиция семейного чтения . На Руси был накоплен богатый опыт проведения семейного досуга. Помимо активных форм досуга: прогулок, игр и др. - в русском народе была распространена традиция семейного чтения. Радио и телевидение в старину с успехом заменяла книга. Великие Четьи Минеи святителя Макария Московского, Жития святых святителя Дмитрия Ростовского были излюбленным чтением в семейном кругу.

В отличие от просмотра телевизора, в котором кадры мелькают друг за другом, чтение книги позволяет всем членам семьи лучше осмыслить отдельные эпизоды, вернуться к какому-то моменту произведения эмоционально сопереживать героям прочитанных книг. Для семейного чтения взрослые специально отбирали книги, которые воспринимались ими как важное средство духовно-нравственного воспитания детей. Применительно к телевизионным передачам такой отбор сделать крайне трудно.
За семейным чтением дети имели порой редкую возможность слышать живой голос отца, читающего книгу. Такое проведение досуга за чтением создавало чувство семейного единения, чувство «мы».

5 этап. Сообщение нового материала по проблеме: «Последствия нарушений семейных традиции для народа и Отечества. Изменение семейных ценностей»

Начиная с 1917 года, в России насильственным образом были изменены смысложизенные ориентиры у большинства населения страны. Если раньше на уровне государственной идеологии предлагалось жить в системе православных ценностей, то после Октябрьской революции эта духовная устремленность ввысь стала старательно блокироваться и заземляться. Человек в советском государстве должен был жить в другой системе координат: не осмысливая жизнь духовно, не представляя ее в перспективе вечности, а воспринимая ее как короткий отрезок существования от момента рождения до физической смерти. Людей стали приучать смотреть не в вглубь своего сердца, не прислушиваться к голосу совести, а обращать внимание лишь на социальную и техническую стороны жизни этого мира.

Однако и в советский период ценности социального порядка, ценности душевных качеств человека все еще имели высокую значимость. Человека ориентировали на то, чтобы он не замыкался на своих эгоистических интересах, а жил интересами коллектива. Это стадия перехода от ценностей духовно-нравственных к ценностям идеологическим .

Следующий этап изменения ценностных ориентаций, приводящии к дальнейшей духовной деградации личности, - переход со стадии идеологии на стадию утилитарных материальных ценностей , который стал осуществляться в нашей стране, начиная с 90-х годов XX века. Для него характерно внедрение эгоистических, гедонистических установок, разрушение ценностей социального порядка, включая семейные, насаждение ценностей «общества потребления» и «контр-культуры».

Главный редактор журнала «Фома» Владимир Романович Легоида одной из статей заметил, что в потребительском обществе семья как ценность отсутствует. Вселенная в обществе потребления должна вращаться вокруг индивида, повинуясь любым его прихотям и желаниям. В такой ценностной среде нет места жертвенности, потому что клиент не должен жертвовать. А где нет места жертвенности, там нет места и любви. Но без любви семьи не было, нет и быть не может.

Высмеивание через СМИ традиционных для нашей культуры семейных ценностей, таких как многодетность, супружеская верность, целомудрие, послушание старшим и др., является формой информационной диверсии, цель которой - разрушение института семьи и нашего Отечества.

Ерничение над положительными ценностными ориентирами самым негативным образом сказывается на выборе подрастающими поколениями конструктивных жизненных стратегий, снижает вероятность создания ими в будущем гармоничных семей.

Факторы дестабилизации семейных отношений являются составной частью контр-культуры . К ним относятся и деструктивная музыка, и сексуальная распущенность, и алкоголизм, и наркомания. Одним из важных разрушительных элементов контр-культуры является непочтительное отношение к старшим. Человек, оторванный от родовых корней, не ценит в должной мере свою жизнь, к которой он относится безответственно.

В контр-культуре происходит подмена вечных и духовных ценностей сиюминутными и прагматичными. Для нее очень характерен гедонизм - образ жизни, направленный на достижение исключительно собственных удовольствий.

6 этап. Сообщение нового материала по проблеме: «Противодействие факторам дестабилизации семейных ценностей»

К мерам противодействия факторам дестабилизации семейных ценностей можно отнести укрепление института семьи силами государства, традиционных религиозных конфессий, общественных организаций и бизнес-сообщества; пропаганду семейных ценностей и семейного образа жизни; борьбу с социальными явлениями, растлевающими молодежь.

Задача сохранения семейных традиций от разрушения в первую очередь лежит на родителях. От них зависит, сумеют ли они создать духовную атмосферу в доме , возродить испытанные временем обычаи, восстановить утраченные корни - вспомнить своих предков, исправить допущенные ошибки. Путь выхода из современного кризиса семьи лежит через возрождение семейных традиций. Как сказано в Библии, «дом беззаконных разорится, а жилище праведных процветет» (Притч. 14, 11).

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя школа № 9

Итоговая работа слушателя ОРКСЭ на тему:

« Нравственные основы семейной жизни »

(Родительское собрание)

Работу выполнила: Петровичева О.А.

учитель начальных классов

С.п. Мулино2015 год

Родительское собрание

«Нравственные основы семейной жизни»

Цель: Обсуждение с родителями темы « Нравственные основы семейной жизни»и правил нравственного воспитания ребенка в семье.

Задачи:

1 .Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.

2. .Расширять область знаний у родителей по теме « Нравственные основы семейной жизни».

3 . Воспитывать положительное отношение к традициям семьи.

Оборудование: Интерактивная доска с презентацией,

на доске вывешиваются семейные плакаты, выставка книг.

Мотивационный этап

I. Организационный момент.

Сегодня на родительском собрании мы будем говорить о нравственных основах семейной жизни, о ценностях, узнаем, что же является высшей ценностью и как эту высшую ценность защитить и сохранить.

Семья – это то, что всегда с тобой.

Семья – это счастье и любовь в доме.

Семья – это то, что очень сложно найти и страшно потерять. Семья – это самое значимое в жизни человека.

Семья – это ячейка общества и важнейший источник социального и экономического развития.

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это самое дорогое, что есть не у каждого из нас.


«Привязанность к семье и дому создается не нарочно,

не лекциями и наставлениями, а прежде всего той атмосферой,

которая царит в семье»

Д. С. Лихачев.

Основной этап

I. Вступительное слово учителя по теме.

II. Ценность семьи, как одна из основ нравственного воспитания»

III. Работа с ситуациями.

IV. Семейный плакат

VI. Решение и постановление родительского собрания.

Готовясь к собранию, классный руководитель предлагает детям нарисовать плакат «Семья глазами детей».

I. ВСТУПЛЕНИЕ.

Нравственные основы семейной жизни неразрывно связаны с окружающим миром,то есть миром в котором мы живем.Таких ценностей очень много.Наше внимание мы обратим именно на ценность семьи и что она значит для человека. У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой, это твоя семья, самые близкие тебе люди: родители, сестры, братья, дедушки, бабушки...

Учитель : Я не ошибусь, если скажу, что каждая семья индивидуальна по-своему. А скажите, чем же отличается одна семья от другой?

Родители : Привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.

Учитель: Да, верно, традициями, тем, что передается из поколения в поколение.

Собирать и хранить семейные фотографии – это одна из традиций .

В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой фотографии дорогих людей.

Иногда на нас нападает ностальгия и нам хочется открыть семейные альбомы и вспомнить о каких-то важных событиях или традициях для этого мы открываем семейные альбомы и фотографии возвращают нас в прошлое.

Готовясь к данному собранию наши дети для вас выполняли мини-проект на тему: «Семья глазами детей ».Обратите внимание на плакат.

6. Какие пословицы о семье вы знаете и какие подходят к этому проекту?

Объясните смысл пословицы: На что и клад, коли в семье лад. Дружная семья гору сдвинет. Кто родителей почитает, тот во век не погибает.

II. НРАВСТВЕННОЕ ЦЕННОСТИ И ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов.

Проблема нравственного воспитания и сегодня остаётся очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл.

Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья - ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети... Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

III. СИТУАЦИЯ : Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мамапожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.

Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

СИТУАЦИЯ: Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

СИТУАЦИЯ: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

СИТУАЦИЯ: Мама пришла с работы, сын встретил её у подъезда, чтобы помочь нести сумки на пятый этаж. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

СИТУАЦИЯ: В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра - в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

ЗАКОН: Всемье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

Наш класс - тоже семья . И все, что происходит в классе, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает весь класс. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, хорошие оценки, то выигрывает весь класс. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свой класс как за одну большую семью.

Важно не забывать о том, что каждая семья должна быть крепкой, дружной. А я желаю вам семейного счастья и благополучия.

VI. РЕШЕНИЕ И ПОСТАНОВЛЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.

ВЫВОД: Если эти законы в семье пополняются, значит, ребёнок состоится как личность.

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие...

Воспитать развитые нравственные потребности - главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

1) Родители должны осознавать важность этой задачи.

2) Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование
продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего
ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с
анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

3) Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.

Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

Семья - это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего - Родины».

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Цель и мотив воспитания ребёнка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Нравственность ребёнка - это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Задачи педагога - объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.

Используемая литература:

1. Савченко К.В., Шапошникова Т.Д. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. 4 класс. М.: Дрофа, 2012.

2. Шапошникова Т.Д. Учебник. Основы светской этики. 4 класс. М.: Дрофа, 2012.

3. РГПУ им.Герцена. Религия Санкт-Петербурга. СПб.: Союз.

4. Электронное приложение к учебному пособию.

5. Материал из Википедии - свободной энциклопедии

7. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса. 8. Энциклопедическая и справочная литература, словари.

8. Учебник: Р. Н. Бунеев, Д. Д.Данилов, И. И. Кремлёва « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика». 4 класс;

Тема урока

ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ»

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Цель урока

Создать условия для закрепления знаний учащихся по теме «Нравственные основы жизни»

План урока

1. Устные задания для обобщения и систематизации знаний по пройденной теме.

2. Письменные задания по теме урока

3. Представление мини-проектов.

м етоды и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, проектный, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Человечность, гуманизм, страх, смелость, бесстрашие

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: анализировать свои поступки и отношение к окружающим людям.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока

Время (мин)

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия на уроке

Универсальные
учебные действия
(УУД)

Формы контроля

I. Мотивация
к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Просмотр видеопритчи «Яма»

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Актуализация знаний

Организовывает беседу по вопросам:

– Как вы понимаете слово «добродетель»?

Работа с пословицами (приложение 1)

Отвечают на вопросы,
составляют предложения

Фронтальная работа

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение;слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Устные ответы

III. Обобщение
и систематизация знаний
и умений

1. Чтение анализ стихотворения «В жизни по-разному можно жить…»

(Приложение 2).

2. Работа по дидактическому материалу к уроку (Приложение 3

3. Индивидуальное задание

4. Представление своих видеороликов о добрых делах

1. Организует работу по прочтению и обсуждению стихотворения:

– Что означает слово «добродетель»?

– Что значит быть добродетельным?

– Что символизируют последние строки стихотворения?

– А какое слово мы противопоставим слову «добродетель»?

2. Организует работу в группах по дидактическому материалу, определяет правила работы с дифференцированными заданиями.

3. Формулирует задание, проводит его проверку и обсуждение «Мои пять самых…».

Необходимо записать пять самых:

1) презираемых качеств личности человека;

2) близких людей;

3) веселых и смешных событий в жизни;

4) ненавистных вам явлений в жизни;

5) главных дел, которые мечтаешь совершить
в жизни;

6) самых больших ценностей

4. Организует демонстрацию результатов своей проектной деятельности

1. Читают и анализируют стихотворение, отвечают на вопросы.

2. Самостоятельно выполняют задания.

3. Выполняют задания, зачитывают, обсуждают, сравнивают различные мнения, приходят к общему выводу

4. Представляют результаты своей проектной деятельности

1. Фронтальная работа.

3. Индивидуальная
и фронтальная работа

4. Индивидуальная работа

Личностные: определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: ставят
и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

1. Устные ответы.

2. Письменная работа, устные ответы.

3. Устные ответы

4. Представление мини-проектов

IV. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение
полученных
на уроке сведений

Организует работу по определению правил терпимого отношения друг к другу

Приложение 4

Составляют
и обсуждают правила.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее за-дание

Подготовка
к уроку-конференции.

Конкретизирует домашнее задание

Индивидуальные задания по темам: «Что значит относиться к людям по-человечески»; « «Что такое сострадание»

Записывают домашнее

Индивидуальная работа

Приложение 1

Работа с пословицами

Существует множество пословиц и поговорок о добре.

Собери пословицу и объясни значение.

Добро помни, а

Что посеешь, то и

Зло забывай

Добра не делает никому

Худо тому, кто

Добром плати

А какие пословицы знаете вы и как вы их понимаете?

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Злой не верит, что есть добрый.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Доброго чтут, а злого не жалуют.

Добряк творит добро, быть может, и не зная, что от того болит душа у негодяя.

Приложение 2

В жизни по-разному можно жить…

В жизни по-разному можно жить – А можно так:

Можно в беде, На рассвете встать –

а можно – в радости, И, помышляя о чуде,

Вовремя есть, вовремя пить, Рукой обожженной солнце достать

Вовремя делать гадости. И подарить его людям.

С. Островой

Приложение 3

Дидактический материал по обществознанию для обобщения знаний обучающихся

6класс по разделу «Нравственные основы жизни»

Задание №1: используя учебник стр. 86-105 , разгадайте кроссворд.

1.Правила доброго поведения.

2.Короткий поучительный рассказ.

3.Горы, которые покорил А.В.Суворов и его солдаты.

4.Выдающийся защитник прав человека.

5.Птица, которая помогла Счастливому Принцу сделать доброе дело.

6.Качество человека, которое помогает ему побеждать страх.

7.Одно из добрых чувств.

8.Богиня красоты и любви в древнегреческих мифах.

9.То, в чем больше всего нуждаются пожилые люди.

10.То, что может быстро избавить человека от страха.

Задание № 2: составьте и запишите предложение с каждым из предложенных понятий.

1) Золотое правило нравственности

1.Золотое правило нравственности требует от нас хорошего отношения только к тем людям,

которые этого достойны.

2.Доброта начинается с заботы о близких.

3.Добрыми бывают не слова, а дела.

4.Чувство страза знакомо только людям.

5.Страх является врожденной защитной реакцией живого организма.

6.Смелость – это врожденное качество человека.

7.Смелому человеку незнаком страх.

8.Гуманизм – это ценное человеческое качество.

9.Гуманный человек способен на любую жестокость.

10.Отношение к старым людям – показатель доброты и человечности.

Задание №4: запишите свое выступление на тему «Могут ли поступки человека быть бесчеловечными?»

Приложение 4

Давайте попробуем выработать другие правила и вместе составим свод правил “Спешите делать добро” (5 минут). Раздать детям листочки по группам.

    Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений

    Любить людей знакомых и незнакомых.

    Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям

    Делать добро для близких, друзей.

    Не завидовать.

    Не вредничать.