Осознание. Осознание себя и пробуждение человека

Ос ознанно, нареч … Русский орфографический словарь

осознанно - см. осознанный; нареч. Поступать осо/знанно. Действовать осо/знанно … Словарь многих выражений

осознанно - осо/знанно … Правописание трудных наречий

ОСОЗНАННО-ИМИТАТИВНАЯ РЕЧЬ - ОСОЗНАННО ИМИТАТИВНАЯ РЕЧЬ. См. говорение …

РЕЧЬ ОСОЗНАННО-ИМИТАТИВНАЯ - РЕЧЬ ОСОЗНАННО ИМИТАТИВНАЯ. См. осознанно имитативная речь … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Осознанно … Словарь антонимов

Техника дыхательной терапии и дыхательной педагогики, развитая немецким ученым Миддендорф (Middendorf I.). Как учение о дыхании имеет также название «познаваемое дыхание». Миддендорф говорит о том, что «дыхание выполняет жизненно важную… …

Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Этнотерапия это направление психотерапии, в основе которого лежат этнические практики, ремесла и … Википедия

Развитие современной научной психотерапии осуществляется на основе различных теоретических подходов, анализе и обобщении результатов эмпирических исследований клинических, психофизиологических, психологических, социально психологических и других… … Психотерапевтическая энциклопедия

Термин, обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских, революц., бунтарских движений и направлений в худож. культуре 20 в. Авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории худож. культуры, отд. видов… … Энциклопедия культурологии

Книги

  • электронная книга
  • Осознанно жить. Как? Книга-тренинг , Юрий Гурин. В последнее время в профессиональных кругах, связанных с обучением персонала и развитием личной эффективности, много ведется разговоров об осознанности: осознанные финансы, осознанное…

Осознанность – это одно из самых популярных и мало понятных явлений философской, психологической и религиозной мысли и практики. Благодаря чему каждый её трактует, как может.

Об осознанности больше любят рассуждать теоретики, не сильно замечая, что раздражаются по любому поводу или играют в слономух.

Наблюдения практиков в письменном виде большая редкость потому, что они практики. Делают, а не говорят. Но у каждого сколь-нибудь известного гуру есть своими апостолы, владеющие словом, благодаря чему мы имеем счастье познакомится с работами по осознанности Ошо, Гурджиева, а также различными вольными изложениями осознанности в буддизме.

Кроме буддизма на открытие этого явления претендует западная психология и философия.

Осознанность – одно из базовых понятий гештальт-терапии наряду с ЗиС – «здесь и сейчас».

На самом деле осознанность - это результат довольного удачного скрещения западной и восточной культуры. Ошо и не скрывал, что прочитал тысячи работ европейских философов, психологов, психиатров, мистиков, теософов разных времён. Он отлично был знаком с работами Фрейда и всех его учеников. И в свою очередь многие из западных психологов и философов изучали восточную культуру, буддизм, восточные практики и техники, проживая в ашрамах и обучаясь медитации у восточных учителей, которые позже стали известны в Европе как пробуждённые.
Похожие практики есть у разных народов. Постепенно набирающая известность древнеславянская практика осознанности, изменение отношения к себе и миру называется «Аз есмь».

Классификация осознанности
Итак, осознанность - это включённость, пробуждение от эмоциональной, интеллектуальной, духовной спячки, от автоматизмов и автопилота.

Кроме включенности синонимами осознанности в разных источниках названы внимательность, бдительность, бодрость сознания, наблюдение, глубинное самоосознание, самоуправление, принятие ответственности за любую свою эмоцию, чувство, мысль, действие и бездействие.

Классы осознанности это скорее этапы её освоения, потому как осознанности не бывает много. Полная осознанность превращает обывателя в Будду.

1. Осознание своего физического тела в каждый момент времени, включая все физиологические процессы, в нём происходящие: дыхание, сердцебиение, работа пищеварительной и выделительной системы.
2. Осознание эфирного тела – тела эмоций. Наблюдение за работой эндокринной системы.
3. Осознание астрального тела - чувств и переживаний.
4. Осознание ментального тела – тела ума. Наблюдение за мыслетоком. Контроль и умение его останавливать или не привязываться.
5. Синтез всех предыдущих видов осознания, то есть одномоментное осознание себя (четвёртый путь по Гурджиеву).
6. Осознание каузального тела, то есть тела событий, или осознание других людей.
7. Осознание реальности целиком – окончательное Пробуждение.

Трудности освоения осознанности

К возрасту увлечения такой литературой человеку хорошо известен только один инструмент познания мира. Это тот самый ум, который теперь очень модно ругать за его несовершенство, суету, несамостоятельность. Тот ум, который делает человека умным, повышая его ЧСВ. Не путать с разумом. Разум делает человека мудрым и равнодушным к языческим пляскам Эго, а также чьему-либо ЧСВ. Осознанность тесно связана с пробуждением разума и распространением его влияния, куда возможно.

Из бесед Успенского с Гурджиевым «В поисках чудесного»:

«Думали вы когда-нибудь о том, что все люди сами суть машины?
- Да, - ответил я, - со строго научной точки зрения все люди - это машины, управляемые внешними влияниями. Но весь вопрос в том, можно ли принять этот научный взгляд.
- Научный или ненаучный - для меня все равно, возразил Гурджиев. - Я хочу, чтобы вы поняли, что именно я говорю. Посмотрите, все эти люди, которых вы видите, - и он указал на улицу. - Все это просто машины и ничего более»

И вот этой машине предлагается осознать все процессы всех уровней происходящих в ней, причём осознать путём постоянного наблюдения. И тут начинается веселье. Ладно средний обыватель поглощает еду и выделяет 3 раза в день, а дышит? А сокращения сердца? Если осознавать каждый физиологический акт, то впасть в нирвану вполне реально. Довольно быстро как минимум от голода. Работать и зарабатывать уже не получиться. Также и с другими социальными ролями.

Кроме более или менее изученного инструмента ума обывателю (и то не каждому) знаком процесс контроля. Так что освоение осознанности обыватель именно и начинает, контролируя умом процессы, которые природой не предназначены для волевой регуляции.

Да, да, наряду с хождением по углям и глотанием шпаг факиры-йогины умеют контролировать дыхание и останавливать, а потом запускать сердце. Но даже сам Гурджиев, а следом за ним и Ошо, хорошо знакомый с его практиками, не решились назвать этих людей буддами. Честно и прямо сказали, что это нищие уличные клоуны для развлечения пресыщенной публики. И ничего кроме этого они не умеют. Чуть другие машины без осознанности.

В результате последствием произвольного изменения ритма дыхания является его серьёзный сбой, например, апноэ. Человек начинает задыхаться во сне, потому что дневной и ночной ритм больше не совпадает. Это приводит к бессоннице из-за страха задохнуться. Очень часто обостряются хронические заболевания из-за нарушения кровообращения.

Вся сложность и заключается в том, чтобы не контролировать эти процессы, но при этом наблюдать.

По мнению мистиков внутри каждого человека находится некий Наблюдатель, который только наблюдает, никак не вмешиваясь в жизнь, то есть не оценивая объект наблюдения, не сравнивая, соответственно не осуждая. Это пассивный, а не активный процесс, он ничего не ломает. В некоторых источниках Наблюдатель назван точкой беспристрастного внимания. Осознанность – это постоянная связь с этой точкой.

Наблюдение за любыми процессами в организме из этой точки даёт объективную информацию о происходящем, то самое познание и понимание себя, а значит, и других людей, а значит и суть взаимодействий, называемая событием.

Установление постоянного канала связи со своим истинным я делает человека намного более эффективным внутри его истинных желаний и целей жизни. То есть в теории человек становится цельным, обретает внутренний стержень, не подвержен влияниям и манипуляциям, не страдает рефлексией, потому что управляет эмоциями и умом, становится разумным, спокойным, уравновешенным. В процессе или после этого он находит соответствующих его состоянию людей, дело жизни, семью. Хэппи энд.

На практике таких людей единицы. Это штучный путь развития, уникальный для каждого. Например, предполагается, что самим Гурджиеву, Ошо удалось пробудиться, но вот те, кто были с ними рядом, так и остались обычными людьми, а некоторым даже и это не удалось.

Практика Ошо по пробуждению осознанности в большой группе людей (до 15 тыс) закончилась созданием тоталитарной секты с закрытой территорией, надзирателями, пытками, сексуальным насилием, повальной наркоманией, рабским трудом, его иконами на каждом углу и шее, вознесением хвалебных од. В конце концов его самого и ашрам выдворили из США, и другие страны не захотели их принять. А тот, кого назвали живым Буддой, умер от СПИДа в 56 лет.

Существует минимум две трактовки того, что это значит ‒ жить осознанно. При этом между ними существуют очень большие отличия.

Жить осознанно – значит уметь видеть причины и следствия

Совершая те или иные действия и поступки, человек порой не догадывается о том, что они ему принесут. Другими словами, очень часто он не видит связи между причинами и следствиями. Вспомните, сколько раз вы сокрушались по поводу каких-то опрометчивых поступков – если бы вы знали, к чему они приведут, вы бы никогда их не совершили.

Самое неприятное в том, что во многих случаях человек имеет возможность заранее предвидеть будущие проблемы, но не делает этого. Почему? Из-за недостаточной осознанности, неумения анализировать элементарную связь событий. Отсюда следует простой вывод – необходимо повышать уровень осознанности. То есть стараться прогнозировать развитие событий, понимать, какие проблемы может принести тот или иной шаг.

Осознанная жизнь предполагает умение анализировать текущую ситуацию. В каком месте своего жизненного пути я нахожусь? К чему я вообще стремлюсь, чего я хочу? В чем смысл моего существования? Многие люди просто плывут по течению, даже не понимая толком, чего они хотят. Осознав свои приоритеты и выработав пути их достижения, можно сделать свою жизнь намного более успешной и интересной.

Жить осознанно – значит осознавать текущий момент

Внимание человека постоянно чем-то занято. Это или дело, которым он в данный момент занимается, или его мысли. Более того, даже занимаясь каким-то делом, человек часто думает о чем-то совершенно постороннем. Его мысли обычно связаны с прошлым или с будущим, при этом человек упускает текущий момент. Другими словами, он живет прошлым , но не живет настоящим.

Можно изменить ситуацию, научившись все время присутствовать в текущем моменте. То есть осознавать его, быть осознанным. Попробуйте, ни о чем не думая, просто оглядеться вокруг. Переводите взгляд с предмета на предмет, смотрите – но не оценивайте увиденное. Мыслей нет, ваше внимание целиком здесь, в текущем моменте. Вы на какое-то время вырвались из плена мыслей, смогли обрести осознанность.

К сожалению, очень быстро вы эту осознанность утратите – привычка мыслить возьмет верх, вы опять погрузитесь в умственные построения. Эти два состояния – осознание текущего момента и нахождение в мыслях – очень напоминают пробуждение и сон. Осознаваясь в текущем моменте, вы просыпаетесь, вырываетесь из плена мыслей. Когда мысли снова берут верх, вы опять засыпаете.

Скажите, хотели бы вы жить в несколько раз дольше? Наверняка да. Осознанность дает вам такую возможность. Не в плане количества прожитых лет, а в плане интенсивности восприятия. Блуждая в мыслях, вы словно спите, жизнь пролетает мимо. Когда вы осознаете текущий момент, вы по-настоящему живете. Субъективно время начинает течь намного медленнее – именно так оно текло для вас в детстве. Для ребенка год – это очень много. Для взрослого – почти мгновение, года мелькают один за другим. Хотите в разы продлить жизнь? Учитесь жить в текущем моменте.

Научиться все время осознавать текущий момент очень сложно, но можно. Учитесь наблюдать за тем, что вы делаете – каким бы делом вы не занимались. Для начала выберите что-то простое. Например, вы моете посуду – делайте это осознанно. Осознавайте каждое свое движение, наблюдайте за процессом мытья, не давайте мыслям унести вас в сторону. И так с каждым делом.

Постепенно вы начнете воспринимать нахождение в текущем моменте как свое истинное состояние – каковым оно и является. Если вы сможете добраться до состояния осознанности и закрепиться в нем, вы приобретете то, за что не жалко отдать все деньги мира. Что именно? Выясните это на собственном опыте.

В настоящее время довольно популярна литература о духовном мире человека. Осознание - одна из наиболее актуальных и обсуждаемых тем сегодня. Между тем точного его определения не существует. Попробуем разобраться с процессами осознания в статье.

Определения

По мнению Владимира Хорошина, , бытия является фундаментом сознательности человека. Автор полагает, что мудрые люди всегда ищут во всем смысл. Цель устремленного индивида - это осознание . Хорошин считает, что когда человек осознает полученное знание, он может передать его другим. Знания, приходящие без переживания, не могут применяться на практике.

По мнению Энтони де Мелло, информированность и осознание - это далеко не одно и тоже. В своих рассуждениях автор приходит к выводу, что человек, живущий осознанно, не может совершить злодеяние. В свою очередь, индивид, только информированный о различиях между злом и добром, знающий, какой поступок называется плохим, вполне может его совершить.

Из приведенных сведений можно сказать, что осознание - это :

  • Видение происходящего во внешнем и внутреннем мире. При этом имеется в виду простое наблюдение за ощущениями, мыслями. Осознание - это безоценочное видение. О нем нельзя ничего сказать, можно только войти в него и наблюдать за всем.
  • Непосредственное переживание, но не обдумывание происходящего. Оно не является ни мыслью, ни ощущением, ни чувством. Осознание можно считать чем-то, объединяющим это все.

Ключевой признак

Осознание - это состояние, включающее действие. Размышление не является осознанием. Его скорее можно назвать рефлексией, предполагающей суждение, оценку, обдумывание, поиск ответов, мотивов, определение, почему именно так, а не иначе что-то происходит. В таком случае человек совершает выбор.

При осознании несколько иная ситуация. Выбор никакой не совершается, поскольку сразу же появляется единственно верное для индивида решение. Если есть осознание деятельности , например, то вопросы "как делать?", "что делать?" не возникают.

Если человек не обладает необходимым опытом осознания, объяснить простыми словами его содержание нельзя. Осознание приходит подобно вспышке. У человека возникает способность глубоко видеть происходящее с ним.

Ментальный уровень

Обдумывание, размышление или ментальное осознание позволяет понять что-то фрагментарно. Индивид может осознавать мысли, но не осознавать действия или чувства.

В такой ситуации имеет место рассогласованность между тем, что человек говорит, чувствует и делает. Он может сказать, что что-то понимает, но при этом не может объяснить, что чувствует, какую реакцию эти ощущения вызывают, какие предполагают действия.

К примеру, человек понимает, что во время конфликта голос повышать не следует, поскольку это приведет к негативным последствиям. Однако когда возникает ссора, он автоматически начинает кричать. В этом состоит основная . При полном, безоценочном видении происходящего слова, действия, чувства будут ориентированы на разрешение конфликта.

Здесь важно понимать, что размышления, выстраивание логических цепочек и прочие умственные действия не могут привести человека к осознанию. Их результатом является увеличение объема знаний. Развитие осознания предполагает выход за рамки информированности и ума.

Согласованность внешних и внутренних факторов

Она считается еще одним важным признаком осознания. Согласованность действий, чувств, мыслей приводит к тому, что индивид становится свидетелем собственных действий, своего

При этом человек способен проследить появление мысли, чувств, действия. Он на всех уровнях - эмоциональном, физическом, ментальном - осознает свои модели поведения, стереотипные ответные реакции. Человек как бы со стороны наблюдает за происходящим во внутреннем мире, может проследить за представлениями, формирующимися в уме.

Цели осознания

Способность осознавать происходящее позволяет увидеть личность в ее исходном состоянии, такой, какой она является на самом деле. Это изменяет внутренний мир, понимание человека. Когда индивид наблюдает, он может изменять то, что видит.

Можно говорить о том, что осознание является своего рода "поворотом внутрь себя". Индивид начинает видеть, что говорит он об одном, а происходит на самом деле совершенно другое. Более того, человек начинает осознавать, что его стереотипы, шаблоны перестают работать, теряют эффективность, не приводят к желаемому результату.

Все это приводит к переоценке ценностей. Осознание позволяет изменить жизнь, не прилагая к этому никаких дополнительных усилий. Задача при этом одна - научиться беспристрастно наблюдать.

Человек на самом деле не нуждается ни в каких философских разговорах, ему не нужно объяснять, правильно что-то или нет, нужно что-то ему или он сможет обойтись без чего-то. Разнообразные курсы по формированию уверенности, повышению самооценки и пр. - трата времени. Осознание способствует развитию способности отличать что правильно, а что нет.

Человек как бы соприкасается с действительностью, оставаясь при этом сторонним наблюдателем. Он воспринимает явления отстраненно, не смешиваясь с ними, не комментируя и не оценивая их, даже не пытаясь что-то изменить. Если человек сможет так понаблюдать за событиями, он увидит, как внутри него идет процесс дезинтеграции.

Психотерапия

В рамках этого медицинского направления осознание отражает достижение пациентом полного понимания собственного "Я", своей психической жизни, взаимоотношений с окружающими людьми. Оно способствует формированию адекватного самовосприятия. Достигается это за счет объединения сознанием материала, ранее не осознаваемого пациентом.

В широком смысле осознание в психотерапии предполагает формирование адекватного понимания окружающего мира.

Почти во всех существующих в настоящее время психотерапевтических направлениях осознание занимает определенную позицию. Но его удельный вес и значимость, фокусировка представления о материале, ранее не осознаваемом пациентом, приемы, методы, применяемые для достижения адекватного представления о происходящем, в полной мере определяются базовой теорией.

Основы психоанализа

Вопросы осознания "своего Я" довольно подробно изучал З. Фрейд. В психоанализе используются приемы и особое понимание функционирования психики. Специфичный подход обеспечивает выбор терапии и схему ее применения.

Желаемый эффект достигается за счет специальных технических методов:

  • Свободного ассоциирования.
  • Анализа снов.
  • Высокой частоты сеансов.
  • Интерпретации защит и переноса и пр.

Эти приемы позволяют подвести пациента к осознанию защитных механизмов, активированных его психикой.

Цель психоанализа состоит также в определении характера травмирующих переживаний, личностных конфликтов и освобождение от них.

Одним из важнейших умений психоаналитика считается его способность сопоставлять сознательные действия, мысли, импульсы, фантазии, чувства пациента с бессознательными их предшественниками.

Когнитивная психотерапия

Понимание вместе с выслушиванием пациента, ответом с последующим возвратом к выслушиванию считается одной из 4 стадий реализации методики выражения чувств и мыслей больного в процессе терапии.

Пациент всегда на начальных стадиях сопротивляется осознанию. Успешное преодоление этого сопротивления в ходе психотерапии заканчивается осознанием механизмов психологической защиты.

Ключевая цель когнитивной психотерапии состоит в подведении пациента к адекватному восприятию иррациональных установок ("автоматических мыслей") либо главных механизмов, провоцирующих рассогласованность между восприятием и его оценкой.

Основная мысль сводится к тому, что человек становится несчастным не от происходящих явлений, а от того, как воспринимает их. При столкновении с событием, провоцирующим проблемы в разных условиях, пациент начинает приходить к осознанию того, как иррациональные установки могут менять его восприятие.

Особенность психотерапевтического воздействия

Для описания явления, спровоцировавшего последствия, которые заставили обратиться к специалисту, не потребовалось бы особенных условий, если бы больной не смешивал само событие, свое восприятие и оценку.

При последующих столкновениях с явлением пациент учится менять свое видение происходящего. В результате у него вырабатывается стратегия рационального, многовариантного поведения. У пациента расширяется диапазон возможностей решения проблемы.

Здесь следует отметить, что обращение к психотерапевту обуславливается проблемой, вызванной, как правило, несколькими иррациональными установками. При этом между ними имеются определенные связи (параллельные, иерархические, артикуляционные и пр.). Главной задачей пациента и врача является как раз достижение осознания этих связей.

Выработка тактики

На начальной стадии вопрос о схеме действий решается обычно вместе с больным. Одним из основных приемов когнитивной психотерапии является изменение ракурса восприятия события. Этот метод позволяет подвести пациента к осознанию иррациональности установок.

Больной начинает концентрироваться не на явлении, вызывающем у него негативные эмоции, а на процессе их возникновения. По ходе терапии пациент начинает осознавать излишнюю широту использования иррациональных установок, чрезмерную их персонализацию. Вследствие этого у него формируется способность заменять их более гибкими и точными, реалистическими и адаптивными моделями.

Психотерапевту необходимо последовательно структурировать процессы, помогая больному в выработке нескольких альтернативных правил, которые он мог бы использовать.

Гуманистическая психотерапия

В рамках этого направления значение осознания и его ключевых механизмов раскрывается концепциями о личности, например, описанной Роджерсом. По его мнению, отдельные аспекты опыта, приобретенного индивидом в ходе развития, обретают характер, выраженный в осознании своего бытия и существования. Это то, что именуется Роджерсом "Я-опытом".

В процессе взаимодействия с окружающим миром, в особенности с его частью, значимой для индивида, "Я-опыт" постепенно трансформируется в "Я-концепцию". У человека формируется реальное представление о себе.

Идеальное "Я"

Это еще одно важнейшее звено развития личности. Идеальное "Я" формируется преимущественно под влиянием ценностей и норм, которые навязаны индивиду окружением. Далеко не всегда они согласуются с его личными потребностями и стремлениями, то есть, с его действительным, реальным "Я".

По ходу осознания этих обстоятельств у человека формируется потребность в получении положительной оценки. Роджерс считает, что эта потребность является ключевой для всех людей.

Чтобы сохранить положительную оценку со стороны окружающих, человек прибегает к фальсификации некоторых своих представлений, воспринимая их только по критериям ценности для других людей. Такая установка препятствует развитию психологической зрелости. В результате начинает формироваться невротическое поведение.

Тревожность

Она возникает вследствие фрустрации (неудовлетворения) потребности в получении положительной оценки. будет зависеть от уровня угрозы для "Я-структуры".

Если механизм защиты неэффективен, то переживание будет полностью символизироваться в осознании. Целостность "Я-структуры", в свою очередь, разрушается тревожностью, вследствие чего появляется состояние дезорганизации.

Реконструктивная психотерапия

Основные методы были выработаны отечественными специалистами Ташлыковым, Исуриной, Карвасарским в Психоневрологическом институте им. Бехтерева.

Осознание в рамках этого психотерапевтического направления принято изучать в трех аспектах: поведенческом, эмоциональном и интеллектуальном.

В последнем случае задачи специалиста сводятся к подведению пациента к осознанию:

  • взаимосвязей "личность-явление-заболевание";
  • генетического плана;
  • интерперсонального плана личности.

Осознание взаимосвязей между личностью, событием и болезнью определяющего влияния непосредственно на эффективность психотерапии не оказывает. Оно в большей степени способствует формированию устойчивой мотивации для активного, осознанного участия больного в процессе лечения.

В эмоциональной сфере при осознании больной начинает понимать свои чувства. В результате он может испытать к себе, раскрыть проблемы, которые его беспокоят, с соответствующими переживаниями. Кроме того, работа с эмоциональным фоном способствует самостоятельной коррекции больным своих отношений, реакций. Он приобретает способность изменять способ переживаний, восприятия взаимодействий с окружающими.

Выводы

Способность пациента корректировать неадаптивные ответные реакции, модели своих действий с учетом их роли, значения, функций в структуре психопатологических нарушений - основной результат процесса осознания в поведенческой сфере.

При использовании реконструктивной (личностно-ориентированной) психотерапии Ташлыкова, Карвасарского, Исуриной, в особенности в групповых формах, значение имеет не только осознание, но и становление адекватного самосознания, а также существенное расширение его пределов.

Почти во всех используемых в настоящее время психотерапевтических системах процессу осознания придается большое значение и уделяется особое внимание. С развитием технического прогресса, появилась возможность внедрять в практику видеотехнические средства. Это, в свою очередь, позволяет оказывать более направленное воздействие на процесс формирования осознания у пациента в разных сферах. Это, безусловно, способствует ускорению выздоровления, обеспечивает высокую эффективность психотерапевтических методик. Однако, разумеется, в нрастоящее время ведется работа по совершенствованию приемов индивидуальной и групповой психотерапии, осуществляется разработка новых концепций о личности.