Отрицание в психологии общения. Отрицание (психология)

denial) ЗАЩИТНЫЙ механизм, посредством которого:

а) отрицается некоторое болезненное переживание;

б) отрицается некоторый импульс или часть СЕБЯ.

Понятно, чтоа) и б) - различные процессы. По Фрейду, отрицание болезненных ВОСПРИЯТИЙ является общим проявлением ПРИНЦИПА УДОВОЛЬСТВИЯ, где отрицание есть часть галлюцинаторного ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ (см. также ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ). Вследствие этого все болезненные восприятия вынуждены преодолевать сопротивление принципа удовольствия. Отрицание некоторых сторон себя есть нечто более сложное, поскольку, согласно Клейн, за этим следуют РАСЩЕПЛЕНИЕ и ПРОЕКЦИЯ, в результате чего пациент отрицает наличие у себя таких-то и таких-то чувств, но продолжает убеждать, что у кого-то другого они есть (см. КЛЕЙНИАНСКИЙ). отрицание психической реальности является проявлением МАНИАКАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ; оно заключается в отрицании внутренней важности переживания, в частности, ДЕПРЕССИВНЫХ чувств (см. также РЕАЛЬНОСТЬ). Отрицание следует отличать от ОТКАЗА, при котором болезненное восприятие допускается в сознание в отрицательной форме, например, первым знаком головной боли является мысль: "Как хорошо, что у меня так долго не болела голова".

ОТРИЦАНИЕ (NEGATION)

Примитивный или ранний механизм защиты, с помощью которого индивид отвергает некоторые или все значения события. Таким образом Я избегает осознания некоторых болезненных аспектов реальности и тем самым уменьшает тревогу или другие неприятные аффекты. Эксплицитно или имплицитно отрицание является также интегральным аспектом всех механизмов защиты. С конца 70-х годов этот термин стал употребляться не столько для описания отдельного защитного механизма, сколько для описания отвергающего реальность аспекта защитных действий.

Чтобы устранить восприятие реальности, на помощь приходит фантазия, сглаживающая не согласующиеся между собой и нежелательные моменты ситуации. Ток, напуганный и беззащитный ребенок может вообразить себя сильным или всемогущим. Отрицание часто достигается также с помощью действия, хотя оно тоже основывается но бессознательных отрицающих фантазиях.

В детском возрасте отрицание - нормальное явление, а умеренная степень отрицания в любом возрасте является ожидаемой и, как правило, естественной реакцией на стресс, травму или утрату любимого человека. Отрицание может включать в себя массивное или относительно умеренное и избирательное искажение реальности. В крайних случаях отрицание может принимать форму бреда (мать убеждена, что кукла - это ее мертвый ребенок), указывая но психоз. В определенной степени реальность искажается и отрицается при всех неврозах, о стойкое отрицание часто свидетельствует о серьезных проблемах. С другой стороны, в сфере чувств или аффектов стойкое отрицание является иногда нормальным и адоптивным. (Мы продолжаем летать на самолетах, несмотря на авиакатастрофы; мы ведем себя ток, будто не существует угрозы ядерной войны, и т.п.) В психоаналитической литературе прошлых лет рассматривались преимущественно патологические аспекты отрицания, проявляющиеся при психозах. В настоящее время отмечается тенденция к более широкому определению отрицания, включающему в себя нормальные и невротические формы.

Строго говоря, отрицание обычно относится к внешней реальности, тогда как вытеснение связано с внутренними репрезентантами. Опровержение, нередко рассматриваемое как синоним отрицания, включает в себя аспекты вытеснения, изоляции и отрицания. Опровержение допускает вытесненное в сознание, но в негативной форме. Фрейд (1925) приводит пример: пациент, которому приснилась женщина, говорит: "Вы спрашиваете, кем мог бы быть человек, который мне приснился? Это не моя мать". "Негативное суждение является интеллектуальным эрзацем вытеснения" (с. 236), обогащающим мышление, но изолирующим его от аффекта и тем самым отрицающим его эмоциональное воздействие.

Отрицание

Защитный механизм, с помощью которого человек может отрицать один из аспектов реальности. Например, если кто-то не может примириться со смертью любимого человека, он по-прежнему говорит с ним, накрывает стол для него, даже стирает и гладит его белье.

ОТРИЦАНИЕ

Защитный механизм, который просто отрицает или отвергает мысли, чувства, желания или потребности, вызывающие беспокойство. Термин используется исключительно для обозначения бессознательных действий, направленных на "отрицание", которые не могут осуществляться осознанно.

Отрицание

Отрицание реальности (или конфликта) проявляется в том, что человек не воспринимает отдельные реальные ситуации, их части, объекты, конфликты и др. В психоанализе отрицание рассматривается как особая форма сопротивления. По этому поводу З. Фрейд писал о том, что есть такие пациенты, которые ведут себя "несколько странно". Чем глубже продвигается анализ, тем труднее им признать возникающие воспоминания и отрицают их даже тогда, когда они уже всплывают в памяти.

В целом описываемый механизм психологической защиты включает искажение информации (ее формы или смысла) в начале восприятия, что может травмировать индивида.

В этой связи З. Фрейд описал действие трех аспектов этого механизма (ввиду того, что психосемантика этого термина в различных языках неоднозначна, мы используем его в этом пособии в психоаналитической трактовке З. Фрейда):

1. отрицание – это средство осознания вытесненного;

2. отрицание устраняет лишь отдельные следствия процесса вытеснения;

3. посредством отрицания психика освобождается от ограничений, связанных с вытеснением.

З. Фрейд утверждал, что отрицание – наиболее ранний онтогенетически и наиболее примитивный механизм защиты, который считается столь же древним, как и чувство боли. Способность к отрицанию неприятных сторон реальности служит своего рода временным дополнением к выполнению желаний и сохранению аффективного равновесия, при которых конфликт не допускается внутрь личности, своего Я.

ОТРИЦАНИЕ

Защитный механизм, при котором Эго субъекта избегает осознания некоторых болезненных аспектов действительности, как это имеет место при очевидном игнорировании анатомических различий маленьким мальчиком.

ОТРИЦАНИЕ

способ неприятия человеком его неосознанных влечений, желаний, мыслей, чувств, в действительности свидетельствующий о наличии у него вытесненного бессознательного. В классическом психоанализе отрицание пациентом бессознательных желаний и болезненных проявлений воспринимается в качестве своеобразной защиты, а отрицание интерпретаций аналитика – как сопротивление лечению.

Проблема отрицания привлекла внимание З. Фрейда в начале его исследовательской и терапевтической деятельности. В совместно написанной с Й. Брейером работе «Исследования истерии» (1895) он отмечал, что благодаря катартическому методу у больного происходит воспроизведение мыслей, которые он отказывается признавать своими, хотя и соглашается с тем, что они, безусловно, требуются логикой. Нередко патогенное воспоминание узнается именно потому, что больной обозначает его как несущественное, причем бывают случаи, когда пациент пытается отречься от этого воспоминания уже при возвращении вытесненного бессознательного в сознание. «Особо умный вид отрицания заключается в том, чтобы сказать: «Теперь, правда, мне что-то пришло в голову, но мне кажется, что я добавил это произвольно, мне кажется, что это не воспроизведенная мысль». В процессе терапевтической деятельности врач научается отличать отсутствие воспоминаний от признаков аффекта, с которыми, по словам З. Фрейда, «больной пытается отрицать с целью отпора появляющуюся реминесценцию».

Феномен отрицания был подвергнут специальному рассмотрению в более поздний период исследовательской и терапевтической деятельности основателя психоанализа в статье «Отрицание» (1925) он раскрыл психологический источник функции отрицания и ее значение в терапевтическом процессе. С точки зрения З. Фрейда, «вытесненное содержание представления или мысли может пробиться к сознанию – при условии, что оно отрицается». Таким образом, отрицание является неким способом принять к сведению вытесненное. Тем самым речь идет о признании психологического истока данной функции. «Отрицать нечто в суждении, в сущности, говорить: «Это нечто такое, что я больше всего хотел бы вытеснить. Осуждение есть интеллектуальный заменитель вытеснения, его «нет» – клеймо этого последнего». В понимании З. Фрейда посредством символа отрицания мышление как бы освобождается от ограничений, накладываемых вытеснением, и обогащается содержанием, без которого оно не может обойтись. Создание символа отрицания наделяет мышление первой степенью независимости от результатов вытеснения и от давления со стороны принципа удовольствия.

Что касается изучения суждения под углом зрения утверждения и отрицания, то оно позволяет, как считал З. Фрейд, рассматривать возникновение интеллектуальной функции через призму игры первичных инстинктивных импульсов: подтверждение принадлежит Эросу, отрицание – деструктивному влечению. «Всеобщая страсть к отрицанию, негативизм многих психотиков следует, очевидно, понимать как признак расслоения влечений за счет оттягивания [из их смесей] либидозных компонентов». С такой трактовкой отрицания вполне согласуется ранее установленный З. Фрейдом факт, что признание бессознательного со стороны Я выражается в негативной формулировке. Поясняя данное обстоятельство, он подчеркивал: «Нет более веского доказательства удавшегося открытия бессознательного, чем тот случай, когда анализируемый реагирует на это следующими словами: «Этого я не думал» или: «Об этом я [никогда] не думал».

Процесс отрицания соотносился З. Фрейдом также с теми переживаниями, которые испытывает, на его взгляд, маленькая девочка, когда обнаруживает у себя отсутствие пениса. Этот процесс наступает в детской душевной жизни и не таит в себе опасностей, в отличие от взрослого человека, чье отрицание может знаменовать собою психоз. «Девочка отказывается признать факт своей кастрации, твердо убеждена в том, что она обладает пенисом и вследствие этого вынуждена вести себя так, как если бы она была мужчиной». Именно под этим углом зрения проблема отрицания осмысливалась основателем психоанализа в его статье «Некоторые психические последствия анатомического различия между полами» (1925).

В работе «Конструкции в анализе» (1937) З. Фрейд рассмотрел проблему отрицания с точки зрения несогласия пациента с предположениями и толкованиями, которые дает аналитик в процессе терапии. Потребность подобного рассмотрения была вызвана тем, что некоторые исследователи подвергли критике аналитическую технику за то, что если пациент соглашался с психоаналитиком, то это воспринималось как должное, но если он возражал, то это трактовалось в качестве знака сопротивления. В любом случае аналитик всегда оказывался прав по отношению к пациенту, подвергаемому анализу.

В ответ на это критическое соображение З. Фрейд замечал, что аналитик не принимает «нет» пациента как вполне достоверное и признает его «да» малоубедительным, и было бы неверным обвинять его в том, что он во всех случаях перетолковывает выражения пациента в подтверждение своих мнений, толкований, конструкций. «Нет» пациента ничего не доказывает в верности конструкции. Оно может быть сопротивлением или результатом действия каких-либо других факторов аналитической ситуации. Поскольку любая аналитическая конструкция является неполной, то можно допустить, что «анализируемый собственно не отрицает сообщенное ему, а усиливает свой протест против еще не до конца раскрытой части истины», то есть «единственно надежным толкованием его «нет» является намек на незавершенность».

В целом отрицание в психоаналитической терапии имеет важное психологическое и символическое значение. Оно позволяет с большой долей вероятности судить о действенности вытесненного бессознательного и сопротивления, а также отслеживать соответствующие реакции пациента, свидетельствующие о том, что за его негативизмом скрывается утвердительный смысл, имеющий прямое отношение как к бессознательным желаниям, мыслям, чувствам, так и к успехам психоаналитического лечения, поскольку нередко в ответ на ложную конструкцию аналитика пациент никак не реагирует, в то время как на верную конструкцию у него может возникнуть негативная терапевтическая реакция, сопровождающаяся явным ухудшением его самочувствия.

Фрейдовские представления об отрицании получили свое дальнейшее развитие в исследованиях некоторых психоаналитиков. В частности, на примере анализа фантазий детей и их сравнения с психотическими иллюзиями А. Фрейд (1895–1982) пришла к выводу, что в некоторых острых спутанных психотических состояниях пациенты могут использовать такой механизм защиты, как отрицание. Такие пациенты способны отрицать факты, заменять невыносимую реальность приятной иллюзией, то есть прибегать к механизму «отрицания существования объективных источников тревоги и неудовольствия». Отрицание реальности является также, по ее мнению, одним из мотивов, лежащих в основе детских игр. В работе «Я и защитные механизмы» (1936) А. Фрейд продемонстрировала, как и каким образом маленькие дети могут прибегать к защите посредством отрицания в фантазии, слове и действии, и подчеркнула, что при чрезмерном использовании этого способа он представляет собой такой механизм, который провоцирует в Я эксцентричность и идиосинкразии, от чего трудно избавиться после окончания периода примитивного отрицания.

Отрицание может проявляться как в нормальных, так и патологических формах. Психоанализ принимает во внимание и те и другие. И хотя в процессе аналитического лечения приходится иметь дело прежде всего с невротическими аспектами отрицания, тем не менее современные аналитики придают отрицанию более широкое звучание. Отчасти это связано также с трудностями различения фрейдовских понятий «Verneinung» (отрицание) и «Verleugnung» (отказ).

Еще один ранний способ справляться с неприятностями – отказ принять их существование. Все мы автоматически отвечаем таким отрицанием на любую катастрофу. Первая реакция человека, которому сообщили о смерти близкого: “Нет!”. Эта реакция – отзвук архаического процесса, уходящего корнями в детский эгоцентризм, когда познанием управляет дологическая убежденность: “Если я не признаю этого, значит, это не случилось”. Подобные процессы вдохновили Сельму Фрайберг назвать свою классическую популярную книгу о раннем детстве “Волшебные годы”.

Человек, для которого отрицание является фундаментальной защитой, всегда настаивает на том, что “все прекрасно и все к лучшему”. Родители одного из моих пациентов продолжали рожать одного ребенка за другим, хотя уже трое из их отпрысков умерли от того, что любые другие родители, не находящиеся в состоянии отрицания, поняли бы как генетическое нарушение. Они отказывались оплакивать умерших детей, игнорировали страдания двух здоровых сыновей, отвергали советы обратиться в генетическую консультацию и твердили, что происходящее с ними есть воля Бога, знающего их благо лучше их самих. Переживания восторга и всепоглощающей радости, особенно когда они возникают в ситуациях, в которых большинство людей нашли бы негативные стороны, также говорят о действии отрицания.

Большинство из нас до некоторой степени прибегает к отрицанию, с достойной целью сделать жизнь менее неприятной, и у многих людей есть свои конкретные области, где эта защита преобладает над остальными. Большинство людей, чьи чувства уязвлены, в ситуации, когда плакать неуместно или неразумно, более охотно откажутся от своих чувств, чем, полностью их осознавая, подавят слезы сознательным усилием. В чрезвычайных обстоятельствах способность к отрицанию опасности для жизни на уровне эмоций может оказаться спасительной. Благодаря отрицанию мы можем реалистически предпринять самые эффективные и даже героические действия. Каждая война оставляет нам массу историй о людях, которые “не потеряли головы” в ужасных, смертельно опасных обстоятельствах и в результате спасли себя и своих товарищей.

Хуже то, что отрицание может привести и к противоположному исходу. Одна моя знакомая отказывается делать ежегодные гинекологические анализы, словно, игнорируя возможность рака матки и шейки матки, она магическим образом может избежать этих болезней. Жена, отрицающая, что избивающий ее муж опасен; алкоголик, настаивающий, что не имеет никаких проблем с алкоголем; мать, игнорирующая свидетельства о сексуальных домогательствах к ее дочери; пожилой человек, не помышляющий об отказе от вождения машины, несмотря на явное ослабление способностей к этому, – все это знакомые примеры отрицания в его худшем виде.

Данная психоаналитическая концепция более или менее без искажений воспринята повседневным языком, отчасти потому, что слово “отрицание”, так же как “изоляция”, не стало жаргонным. Другая причина популярности этой концепции – ее особая роль в программе “12 шагов” (лечения наркомании) и других мероприятиях, направленных на помощь их участникам в осознании привычного использования ими этой защиты и для того, чтобы помочь им выйти из ада, который они создали для себя.

Компонент отрицания можно найти в большинстве более зрелых защит. Возьмем, например, утешительную веру в то, что отвергший вас человек на самом деле хотел быть с вами, но просто еще не готов отдать себя целиком и оформить ваши отношения. В этом случае мы наблюдаем отрицание отвержения, а также более изощренный прием нахождения оправдания, который называется рационализацией. Аналогично этому, защита путем реактивного формирования, когда эмоция обращается в свою противоположность (ненависть – любовь), является специфическим и более сложным видом отрицания чувства, от которого нужно защититься, чем просто отказ испытывать данное чувство.

Самый очевидный пример психопатологии, обусловленной использованием отрицания, – мания. Пребывая в маниакальном состоянии, люди могут в невероятной степени отрицать свои физические потребности, потребность в сне, финансовые затруднения, личные слабости и даже свою смертность. В то время как депрессия делает совершенно невозможным игнорирование болезненных фактов жизни, мания придает им психологическую незначимость. Люди, для которых отрицание служит основной защитой, маниакальны по своему характеру. Аналитически ориентированные клиницисты относят их к типу гипоманиакальных. (Приставка “гипо”, означающая “мало” или “несколько”, указывает на отличие этих людей от индивидов, переживающих настоящие маниакальные эпизоды.)

Эта категория была охарактеризована также словом “циклотимия” (“чередование эмоций), поскольку в ней наблюдается тенденция чередования маниакальных и депрессивных настроений, обычно не достигающих выраженности клинически диагностируемого биполярного заболевания. Аналитики рассматривают эти перепады как результат периодических использований отрицания, за которыми каждый раз следует неизбежный “обвал”, когда у человека вследствие маниакального состояния наступает истощение.

Наличие ничем не модифицированного отрицания у взрослого человека, как и других примитивных защит, является поводом для беспокойства. Однако слегка гипоманиакальные люди могут быть очаровательны. Многие комические и эстрадные артисты демонстрируют остроумие, энергетический подъем, склонность играть словами и заразительно приподнятое настроение. Именно эти признаки характеризует людей, которые в течение длительного времени успешно отстраняют и трансформируют болезненные переживания. Но близкие и друзья нередко замечают и оборотную сторону их характера – тяжелую и депрессивную, и часто нетрудно увидеть психологическую цену их маниакального

Лекции по химической зависимости. Лекция 15. Психологические защиты (отрицание болезни и ее лечения). Начало лечения алкоголизма и наркомании и психологические защиты. Виды психологических защит. Способы преодоления психологических защит. Типичные мысли при отрицании болезни и лечения химической зависимости.

1. Начало лечение алкоголизма и наркомании и психологические защиты

Лечение химической зависимости начинается с признания:

  • проблем, которые приносит употребление в жизнь;
  • невозможности как контролированного употребления, так и воздержания от него;
  • наличия биологических, психологических и социальных причин, не дающих воздерживаться от употребления и жить полноценной трезвой жизнью;
  • необходимости длительных самостоятельных усилий и посторонней помощи в устранении этих причин (необходимости длительного процесса выздоровления – восстановления своего биологического, психологического и социального здорового состояния).

Каждое из этих признаний «неприятно» для сознания – необходимо признать, что употребление принесло огромное количество потерь в жизнь; что, казалось, единственный друг ПАВ (алкоголь, наркотики) оказался врагом, поведение которого не контролируется; признать, что, оказывается, есть проблемы не только и не столько с употреблением, а с собственной личностью, характером, ценностями, друзьями, близкими и т.д.; признать, что исправление в один миг не настанет, для этого необходима длительная многолетняя работа над собой и своим социальным статусом. Без этого признание невозможно даже начало выздоровления, но признание всех этих вещей может принести огромную душевную боль. И в таком случае начинает работать психологический механизм защиты от душевной боли – психологические защиты.

Психологические защиты – это бессознательный механизм защиты Сознания от опасных для него переживаний. Заключается в искажении информации, которая может принести неприятные переживания.

У психологических защит есть положительная сторона – они защищают сознание человека от ненужных или тех, которые оно не способно вынести переживаний. Однако в случае с химической зависимостью это играет обратный эффект – психологические защиты, защищая сознания от переживаний, связанных с признанием болезни, тем самым не дают человеку эту болезнь признать и начать выздоравливать от нее. А как следствие, такой человек будет продолжать употреблять. Поэтому работа с психологическими защитами (или, как их еще называют, отрицанием болезни) является важным условием лечения алкоголизма и наркомании.

2. Виды защит.

Психологические защиты могут защищать Сознание от болезненной информации двумя способами: искажая рациональную часть информации, и искажая эмоциональную составляющую информации. Рациональная составляющая – это объективные знания о мире (честный взгляд на мир). Эмоциональная составляющая – это значение (плохо, хорошо и т.д.) и важность (насколько плохо или хорошо) поступающих сведений в соответствии с жизненными ценностями человека. Вот основные виды психологических защит:

Отрицание, вытеснение, минимизация. При отрицании защиты полностью не пропускает болезненную информацию к Сознанию. Химически зависимый при этом совершенно не способен осознать факты о своей болезни. И когда зависимый при этом говорит «Нет, у меня нет проблем!», то он говорит это совершенно честно – сознание просто «не видит» эти проблемы. Когда же часть информации все-таки «проходит» сквозь защиту отрицания может действовать следующий механизм защиты – вытеснение . Поступившая и осознанная информация изымается из сознания, и зависимый забывает о своих проблемах с употреблением. Также может с помощью механизмов отрицания и вытеснения пропускаться к сознанию только часть болезненной информации – в таком случае говорят о минимизации (преуменьшение своих проблем). «У меня нет проблем!». «Я не помню о своих проблемах…» «У меня не такие большие проблемы»

Контроль. В отличие от механизмов отрицания и вытеснения, в случае контроля , информация о проблемах поступает в Сознание в неискаженном виде, но к ней добавляется ложная информация о силах и способностях человека – возникает уверенность в том, что человек способен справиться со своими проблемами. При действии этого механизма защиты зависимый, в очередной раз принимаясь за употребление, уверен, что вот в этот раз у него все под контролем (при этом прекрасно помня о сотнях предыдущих случаев, когда он справиться с употреблением не смог). «У меня все под контролем!» «Я могу употреблять, могу и не употреблять!» «Если захочу, я сам брошу!»

Проекция. При механизме проекции проблемы в жизни признаются, но при этом они присваиваются обстоятельствам, другим людям, действиям высших сил и т.д., но только не настоящему источнику всех проблем в своей жизни – самому человеку. Зависимый при действии этого механизма защиты находит столько причин и поводов для своего употребления (рабочий корпоратив, стерва жена, плохая погода, больная голова и т.д. и т.п.), что остается непонятным, как в этом жестоком мире еще не все спились и не скололись. Причем при действии этого механизма полностью снимается ответственность за свою жизни и возлагается на окружающий мир. Другим способом снятия ответственности является сравнение . При этом сравнивается свое употребление с употреблением других людей (конечно же, только с теми, кто употребляет более жестко) и делается вывод, что это им нужно решать проблемы, а не мне. «Это не во мне проблемы, а в других!» «Так сложились обстоятельства, я не мог не употребить!» «Это им нужно бросать, а не мне!»

Фантазирование. Эта защита уводит Сознание от объективной реальности в мир фантазий и иллюзий. Человек живет в своем вымышленном мире, где нет большинства проблем. Постоянные диалоги в голове, мечты наяву, бесконечные проигрывания различных ситуация, грандиозные нереальны планы – вот признаки действия этой защиты. Самый элементарный пример, когда человек вместо того, чтобы решать проблемы «здесь и сейчас», мечтает об их решения «завтра». «Я завтра брошу!» «Все решиться когда-нибудь само!» «Вот когда я (фантазия – стану, заработаю денег, изменю свое положении и т.д.), тогда решу проблемы!»

Интеллектуализация. Защиты пропускают в сознание рациональную составляющую знаний о проблемах, но при этом уменьшает (или вовсе блокирует) эмоциональную составляющую. Так алкоголик может спокойно рассуждать о своих проблемах (касающиеся смертельной болезни и огромных потерь в жизни), настолько спокойно, как будто все это относится не к нему, а к выдуманному герою литературного романа. Подвиды этой защиты могут проявляться в бесплодных рассуждениях, поднятии ненужных вопросах - резонерстве , морализации (поиске морального обоснования или осуждения своих поступков – «Как я низко пал», вместо поиска решения), рационализации (поиска рациональных объяснений причин и оправданий своего пьянства). «Я болен химической зависимостью – ну и что?» «Да я, алкоголик, и с точки зрения банальной эрудиции интегративные тенденции реализации причинности не могут противостоять актуальному моменту » «Я конченный наркоман и нет мне прощения!» «Все пьют, и я пью!»

Идеализация-обесценивание. Этот механизм заключается в возвеличивании, идеализации людей, событий, принципов и т.д. Или наоборот, в обесценивании всего, что противоречит своему идеалу. В примере с ПАВ происходит гипертрофированное «воспевание» всего полезного и хорошего, что только связано с ним. «Алкоголь повышает настроение, лечит болезни, делает человека лучше и т.д.» «Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет!»

Замещение. Это класс разнообразных психологических защит, которых объединяет одно – смещение фокуса проблемы. Так, к примеру, вместо злости на одного человека, можно злиться на другого, менее значимого. Или вместо решения одних, более важных проблем, заниматься другими, менее важными. Химически зависимый раз за разом решает кучу разнообразных проблем в жизни (поиска вновь потерянной из-за пьянства работы, восстановления разрушенных употреблением наркотиков отношений в семье и пр.), откладывая решение главной проблемы и общей причины всех остальных проблем – проблемы химической зависимости. Или эмоции замещаются противоположными (так человек, узнав что он болен химической зависимостью может начать испытывать неадекватную эйфорию). «Да, у меня есть проблемы с зависимостью, но сначала мне нужно (устроиться на работу, восстановить отношения в семье, поправить здоровье и т.д.), а зависимостью я обязательно займусь потом!» «У меня химическая зависимость?! – Какая прекрасная новость!!!»

3. Способы преодоления психологических защит

Защиты искажают рациональную, и эмоциональную составляющие информации и, следовательно, работу по преодолению психологических защит следует вести с этими двумя частями.

Рациональная часть.

Так как работа психологической защиты тут заключается в искажении объективных данных (или в добавлении других ложных данных), то помочь преодолеть эту защиту может объективный (честный) анализ . Его можно проводить с помощь следующей таблицы:

Защита

Часть правды

Часть лжи

Опровержение лжи

Полная правда

У меня нет проблем с алкоголем!

Не все проблемы в моей жизни связанны с алкоголем

У меня не было ни одной проблемы в жизни, вызванной употреблением алкоголя

Я несколько раз пропивал всю зарплату, я попадал в пьяные драки, меня из-за алкоголя бросила девушка, и т.д.

Много проблем в моей жизни вызвано употреблением алкоголя

Также преодолеть рациональные психологические защиты помогает обратная связь от других выздоравливающих, родственников, близких, друзей, людей, которые хорошо знают и др.

Эмоциональная часть.

Основным способом преодоления психологических защит, искажающих эмоциональную часть информации, служит повышение способности Сознания к принятию (ситуаций, других людей, себя самого, мира и т.д.). Делать это можно, спрашивая себя «что будет ужасного, если это окажется правдой? ». Также в принятии проблемы помогает общение с людьми, имеющих аналогичную проблему (с другими выздоравливающими).

Избыток психологических защит (как рациональных, так и эмоциональных) является следствием личностной незрелости. Поэтому в процессе личностного взросления (выздоровления) психологические защиты сами будут уменьшаться. Получается, предпринимая усилия по выздоровлению, человек избавляется от психологических защит, и ему выздоравливать становится легче. И наоборот, не предпринимая усилий по выздоровлению, происходит личностный регресс, психологические защиты усиливаются, человек начинает снова отрицать свою болезнь и возвращается к употреблению.

4. Типичные фразы (мысли), по которым можно распознать отрицание болезни и выздоровления.

У меня еще не такой тяжёлый случай, как у других. Мне не опасно посещать места, где употребляют и (у меня не возникает там тяги). Безалкоголка ничем не повредит. Проблемы у других, а не у меня. У меня только психологическая зависимость, физиологической еще нет. Мне не нужно писать эти дневники, ведь другие выздоравливают и без них. Я завтра обязательно начну выздоравливать. Раз я не употребляю, у меня не должно быть эмоциональных всплесков. Если я употреблю только раз, это мне не повредит. Я могу встречаться со своими употребляющими друзьями, и не употреблять. Я уже достаточно знаю (сделал, выздоровел) для того, чтобы не сорваться. Если постараться, я смогу проконтролировать. Мне все должны помогать в моем выздоровлении. У меня есть более важные дела, чем выздоровление. Мои родные важнее моей трезвости. У меня нет времени заниматься выздоровлением. Я могу просто не употреблять. Выздоровление слишком сложно. А может я все же не зависиимый, а просто был сложный период в жизни? Для того, чтобы не пить, достаточно просто не брать первую рюмку (не употреблять первую дозу). Теперь мне предстоит серая, унылая, мрачная трезвая жизнь. ПАВ (алкоголь, наркотики) помогает справиться с эмоциональными проблемами. ПАВ помогает отдохнуть.

5. Задание для самостоятельной работы:

  1. Вспомните, как вы отрицали свою болезнь перед выздоровлением?
  2. Как вы отрицаете (преуменьшаете) необходимость выздоровления сейчас?
  3. Перечитайте характерные фразы отрицания болезни и выздоровления. Выберите наиболее подходящие для вас и проанализируйте их.

Психологи утверждают, что все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума. Психотерапевт также заметит, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты – обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабления тревоги. Некоторые основные защитные стратегии мы рассмотрим ниже.

Вытеснение. Фрейд рассматривал вытеснение как первичную защиту Я не только по той причине, что оно является основой для формирования более сложных защитных механизмов, но также потому, что оно обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги (в ситуации стресса или вне таковой). Описываемое иногда как "мотивированное забывание", вытеснение представляет собой процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания, вбессознательное . В результате действия вытеснения индивидуумы не сознают своих вызывающих тревогу конфликтов, а также не помнят травматических прошлых событий. Например, человек, страдающий от ужасающих личных неудач, благодаря вытеснению может стать неспособным рассказать об этом своем тяжелом опыте.

Освобождение от тревоги путем вытеснения не проходит бесследно. Фрейд считал, что вытесненные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессознательном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. Эта беспрерывная трата ресурсов Я может серьезно ограничивать использование энергии для более адаптивного, направленного на собственное развитие, творческого поведения. Однако постоянное стремление вытесненного материала к открытому выражению может получать кратковременное удовлетворение в снах , шутках, оговорках и других проявлениях того, что Фрейд называл "психопатологией обыденной жизни". Более того, согласно его теории психоанализа , вытеснение играет роль во всех формах невротического поведения (при неврозе и не только), в психосоматических заболеваниях (таких, например, как язвенная болезнь), психосексуальных нарушениях (таких как навязчивая (патологическая) мастурбация , импотенция и фригидность ) - то есть во тех случаях, когда становится необходимой профессиональная психологическая помощь - консультация психолога , помощь психотерапевта . Это основной и наиболее часто встречающийся защитный механизм.

Проекция. Как защитный механизм по своей теоретической значимости в психологии проекция следует за вытеснением. Она представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению. Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи. Игрок в гольф, критикующий свою клюшку после неудачного удара, демонстрирует примитивную проекцию. На другом уровне психолог , психотерапевт может наблюдать проекцию у молодой женщины, которая не сознает, что борется со своим сильным половым влечением, но подозревает каждого, кто с ней встречается, в намерении ее соблазнить. Наконец, классический пример проекции – студент, не подготовившийся как следует к экзамену, приписывает свою низкую оценку нечестно проведенному тестированию, мошенничеству других студентов или возлагает вину на профессора за то, что тот не объяснил эту тему на лекции. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен "козла отпущения", поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-то другому своих негативных личностных характеристик. Обсуждение проявлений механизма проекции - частая тема в кабинете психолога и в практике психотерапии .

Замещение. В защитном механизме, получившем название замещение , проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего, вызывающего страх объекта или личности к менее угрожающему. Распространенный пример, известный не только психоаналитикам – ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает ее собачку или ломает ее игрушки. Замещение также проявляется в повышенной чувствительности взрослых к малейшим раздражающим моментам. Например, чересчур требовательный работодатель критикует сотрудницу, и она реагирует вспышками ярости на незначительные провокации со стороны мужа и детей. Она не сознает, что, оказавшись объектами ее раздражения, они просто замещают начальника. В каждом из этих примеров истинный объект враждебности замещается гораздо менее угрожающим для субъекта. Менее распространена такая форма замещения, когда оно направлено против себя самого: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя (вплоть до депрессии ), что может потребовать консультации и помощи психолога.

Рационализация. Другой способ для Я справиться с фрустрацией и тревогой – это исказить реальность и, таким образом, защитить самооценку. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих. Глупые ошибки, неудачные суждения и промахи могут найти оправдание при помощи магии рационализации. Одним из наиболее часто употребляемых видов такой защиты является рационализация по типу "зелен виноград". Это название берет начало из басни Эзопа о лисе, которая не могла дотянуться до виноградной кисти и поэтому решила, что ягоды еще не созрели. Люди рационализируют таким же образом. Например, мужчина, которому женщина ответила унизительным отказом, когда он пригласил ее на свидание, утешает себя тем, что она совершенно непривлекательна. Сходным образом, студентка, которой не удалось поступить на стоматологическое отделение медицинского института, может убеждать себя в том, что она на самом деле не хочет быть стоматологом.

Реактивное образование. Иногда Я может защищаться от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Здесь мы имеем дело с реактивным образованием , или обратным действием. Этот защитный процесс осуществляется двухступенчато: во-первых, неприемлемый импульс подавляется; затем на уровне сознания проявляется совершенно противоположный. Противодействие особенно заметно в социально одобряемом поведении, которое при этом выглядит преувеличенным и негибким. Например, женщина, испытывающая тревогу (а, иногда, и панику ) в связи с собственным выраженным половым влечением, может стать в своем кругу непреклонным борцом с порнографическими фильмами. Она может даже активно пикетировать киностудии или писать письма протеста в кинокомпании, выражая в них сильную озабоченность деградацией современного киноискусства. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений.

Регрессия. Еще один известный защитный механизм, используемый для защиты от тревоги и страха , – это регрессия . Для регрессии характерен возврат к ребячливым, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Узнаваемые без труда проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство, а также такие особенности как "надуться и не разговаривать" с другими, детский лепет, противодействие авторитетам или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью - проявления, указывающие на целесообразность получения психологической консультации .

Сублимация. Согласно Фрейду, сублимация является защитным механизмом, дающим возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий. Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, потому что она позволяет Я изменить цель или/и объект импульсов без сдерживания их проявления. Энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения – тем, которые общество полагает приемлемыми. Например, если со временем мастурбация вызывает у юноши все большую и большую тревогу, он может сублимировать свои импульсы в социально одобряемую деятельность – такую, как футбол, хоккей или другие виды спорта. Сходным образом женщина с сильными неосознанными садистическими наклонностями может стать хирургом или первоклассной романисткой. В этих видах деятельности она может демонстрировать свое превосходство над другими, но таким способом, который будет давать общественно полезный результат.

Фрейд утверждал, что сублимация половых инстинктов послужила главным толчком для великих достижений в западной науке и культуре. Он говорил, что сублимация полового влечения является особенно заметной чертой эволюции культуры – благодаря ей одной стал возможен необычайный подъем в науке, искусстве и идеологии, которые играют такую важную роль в нашей цивилизованной жизни.

Отрицание. Когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие, это значит, что он включает такой защитный механизм, как отрицание . Представим себе отца, который отказывается поверить в то, что его дочь изнасилована и зверски убита; он ведет себя так, как будто ничего подобного не происходило (что защищает его от опустошительного горя и депрессии ) или жену, отрицающую измену мужа. Или вообразите ребенка, отрицающего смерть любимой кошки и упорно продолжающего верить, что она все еще жива. Отрицание реальности имеет место и тогда, когда люди говорят или настаивают: "Этого со мной просто не может случиться", несмотря на очевидные доказательства обратного (так бывает, когда врач сообщает пациенту, что у него смертельное заболевание). Согласно Фрейду, отрицание наиболее типично для психологии маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом (хотя люди зрелые и нормально развитые тоже могут иногда использовать отрицание в сильно травмирующих ситуациях).

Отрицание и другие описанные защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней и внешней угрозы. В каждом случае для создания защиты расходуется психологическая энергия, вследствие чего ограничивается гибкость и сила Я. Более того, чем более эффективно действуют защитные механизмы, тем более искаженную картину наших потребностей, страхов и стремлений они создают. Фрейд заметил, что мы все в какой-то степени используем защитные механизмы и это становится нежелательным только в том случае, если мы чрезмерно на них полагаемся. Зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты, за исключением сублимации, приводят к искажению реальности и последующему психологическому страданию, когда человеку оказывается необходима психологическая помощь и консультация психотерапевта .