Перси шелли произведения. Мэри и Перси Биши Шелли

Перси Биши Шелли (1792-1822) — английский поэт-романтик с трагической судьбой, родом из аристократической семьи. Он родился 4 августа 1792 года в Англии в графстве Сассекс, учился в Итоне, известной английской частной школе. Годы, проведенные в этом заведении, сильно отразились на чувствительной душе поэта. Жизнь показала свою неприглядную сторону: издевательства, драки и приставания – этот след надолго остался в памяти. После окончания Итона Перси Шелли поступил в Оксфордский университет. К учебе он был равнодушен, зато именно там увлекся идеями свободы, равенства и справедливости.


С этого момента он становится защитником униженных и оскорбленных, и даже женится на шестнадцатилетней блондиночке по имени Гарриет, считая, что спасает ее от тирании старого отца. Однако этот брак оказался опрометчивым поступком, очень скоро Шелли разочаровался в своей недалекой супруге, дочери лондонского торговца. Дело зашло уже слишком далеко, родились двое детей, когда однажды поэт Шелли появляется в гостиной литератора Уильяма Годвина, вдовца, воспитывающего дочь Мэри и ее сводную сестру Фанни.

Перси и Мэри страстно влюбляются друг в друга и решают вступить в фактический брак. Так Шелли еще раз бросает вызов «британской морали» (первый раз — это была женитьба на дочери торговца) и становится двоеженцем. Разгневанный тесть запрещает ему воспитывать детей. После громкого скандала Шелли окончательно порывает с своей семьей и покидает родину. Сначала они с молодой женой отправляются в Швейцарию, где Перси Шелли знакомится с лордом Байроном. Там одним ненастным летним вечером на вилле у лорда Байрона они проводят время, читая готические романы и рассуждая о жизни и смерти. А ночью впечатлительная Мэри видит кошмарный сон, который впоследствии лег в основу ее знаменитого романа «Франкенштейн». Мэри было в то время всего восемнадцать лет.

Перси и Мэри переезжают с места на место и одно время даже возвращаются в Англию, где живут на съемных квартирах, скрываясь как преступники. У них нет денег и много долгов, но помогают друзья, лорд Байрон. Вскоре первая жена Шелли Гарриет Вестбрук топится в реке и в тот же день Перси и Мэри скрепляют свои отношения узами брака. И они снова отправляются в Италию, где проводят свои самые счастливые годы на берегу моря. Шелли работает, пишет «Освобожденный Прометей», «Трагедия Ченчи», задумывает свою «Элладу». В 1819 рождается сын, которого в честь отца называют Перси Флоренс Шелли (это единственный выживший ребенок Мэри и Перси, трое детей до этого умерли во младенчестве). Казалось бы, все налаживается, если бы Шелли страстно влюбленый в море, вместе с Байроном не приобретает шхуну «Ариель». Это была роковая покупка. Плавать Шелли не умел, и ничего не понимал в управлении парусным судном. И однажды, отправившись на своем судне в море, попал в шторм и погиб. Это было 8 июля 1822 года. Поэту было 29 лет. Его тело нашли только через несколько дней, опознали по лежавшему в кармане томику стихов Китса. Прах Шелли покоится на английском кладбище в Риме.

The Cloud. Percy Shelley (Облако. Перси Шелли)

Percy Shelley. The Cloud (in English)

I bring fresh showers for the thirsting flowers,
From the seas and the streams;
I bear light shade for the leaves when laid
In their noonday dreams.

From my wings are shaken the dews that waken
The sweet buds every one,
When rocked to rest on their mother’s breast,
As she dances about the sun.

I wield the flail of the lashing hail,
And whiten the green plains under,
And then again I dissolve it in rain,
And laugh as I pass in thunder.

Percy Shelley. The Cloud (вольный перевод на русский язык)

Я ливень принес для иссохших цветов,
Траву и деревья водой напоил.
Я легкую тень для усталых листов,
Принес, их от солнца собой заслонил.

Я нежные почки росою омыл,
Качались так сладко они на ветвях.
Вот я рассердился и небо закрыл,
И градом обрушился на поля.

Вы в громе услышите звонкий смех мой,
Я майской грозою по небу промчусь
Не бойтесь меня, подружитесь со мной!
Я, люди, не злой! Так я с вами шучу.

Своей пламенной верой в полновластный и всеразрешающий разум, своим полным пренебрежением к унаследованным от прошлого человеческим воззрениям, верованиям и привычкам Шелли принадлежит ещё к последователям идей века Просвещения. «Политическая справедливость» Годвина, проникнутая целиком революционным национализмом девяностых годов XVIII в., стала очень рано его евангелием; но идеи Годвина претворились у Шелли в красивые поэтические видения, смело задуманные и своеобразные. Эти образы, воздушные и туманные, убаюкивают сознание своей дивной художественностью. Как поэт, Шелли принадлежит уже целиком к началу истекшего столетия, к тому блестящему возрождению поэзии, которое мы называем романтизмом. Поэтическое дарование Шелли, таким образом, не вполне соответствует его миросозерцанию. Двойственность Шелли, как рационалиста и романтика, мыслителя и художника, проповедника и поэта, составляет самую характерную черту его гения.

«Шелли научил нас, - пишет профессор Доуден - признавать благодетельность высшего закона, тяготеющего над избранными душами, живущими ради идеи, ради надежды, и готовых претерпеть за них и попреки, и посрамление, и даже принять смерть мученичества. Но этот высший закон, как его представил себе Шелли, - вовсе не добровольное подвижничество или жалкий аскетизм; Шелли и в стихах, и в прозе отдаёт должное музыке, живописи, скульптуре и поэзии и обогащает наше сознание их могуществом. Его только никогда не удовлетворяет эпикурейское наслаждение красотой или удовольствием. Его поэзия вливает в нас божественную тревогу, которую не могут рассеять ни музыка, ни живопись, ни скульптура, ни песня; через их посредство мы поднимаемся к какой-то высшей красоте, к какому-то вожделенному добру, которых мы, может быть, никогда не достигнем, но к которым мы постоянно и неминуемо должны стремиться» («Transcripts & Studies», стр. 100). Женственно-красивый и нежный облик Шелли, с его открытым и вдумчивым взором, заканчивает обаятельность его, как поэта и как человека.

Созерцательная, склонная к мечтательности и к сильным душевным возбуждениям натура Шелли сказалась очень рано, когда ещё ребёнком, в поместье своего деда, он рассказывал маленьким сестрам страшные сказки и забавлялся химическими и электрическими опытами, производившими впечатление алхимии .

Те же интересы преобладают и позже в Итонской школе, куда отец поэта, сэр Тимоти Шелли, деревенский сквайр , отдал своего сына, в надежде ввести его в круг избранной молодежи. В первые годы мы и здесь видим Шелли за чтением страшных романов г-жи Редклиф и Люиса и за химическими опытами. Здесь впервые жизнь показалась Шелли и своей неприглядной стороной.

Суровое воспитание тогдашнего английского юношества жестоко отразилось на чувствительной душе поэта. Он долго помнил издевательства, кулачную расправу, приставанья своих товарищей и наставников. В «Лаоне и Цитне» он вспоминает о них, как о своих «тиранах и врагах». В последние годы пребывания в Итоне занятия Шелли становятся более серьёзными. В нём просыпается потребность творчества.

В честь Шелли назван кратер на Меркурии .

Ссылки

  • Шелли, Перси Биши в библиотеке Максима Мошкова

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Перси Шелли" в других словарях:

    Перси Биши Шелли Percy Bysshe Shelley … Википедия

Шелли создал четыре выдающихся произведения - два стихотворения и две поэмы. Стихи, написанные летом 1816, когда Шелли и Мэри гостили у Байрона в Швейцарии, - абстрактно-философский Гимн Интеллектуальной Красоте и пантеистический Монблан. Поэма Аластор, или Дух одиночества (Alastor; or The Spirit of Solitude), написанная в 1815 звучным белым стихом, полна отголосков поэзии У.Вордсворта и развивает характерный для романтизма мотив тщетного стремления юного мыслителя к воссоединению с призрачной идеальной девой.


Родился 4 августа 1792 в Филд-Плейс (графство Суссекс), был старшим из семерых детей состоятельного землевладельца Т.Шелли, впоследствии возведенного в баронеты. После сравнительно безоблачного раннего детства мальчик учился в школах Сайон-Хаус близ Лондона (1802-1804) и Итон (1804-1810), в октябре 1810 поступил в Юниверсити-колледж Оксфордского университета. Университетская вольница отчасти вознаградила его за безрадостные школьные годы. Он жадно читал, живо интересовался логикой, этикой, метафизикой и критикой христианства и свел дружбу с Т.Дж.Хоггом (1792-1862), который разделял многие его увлечения, хотя и уступал в остроте ума. В начале 1811 они анонимно выпустили брошюру под названием Необходимость атеизма (The Necessity of Atheism), в которой утверждали, что бытие Божие нельзя обосновать рационально. Юношей исключили 25 марта 1811 за упорное нежелание ни признать свое авторство, ни отказаться от него.

Покинув отчий кров, Шелли избавился от родительской опеки. Между отцом и не оправдавшим надежд сыном возникла размолвка. Шелли ее усугубил, тайно бежав в конце августа с однокашницей сестер Гарриет Уэстбрук (вскоре он женится на ней в Эдинбурге). Он колесил по Шотландии, Англии, Ирландии и Уэльсу, нигде не задерживаясь подолгу, по-прежнему много читал и с мыслью о близящемся освобождении человечества одну за другой публиковал брошюры. Как и ранние произведения, проза Шелли этого периода была очень слабой, к тому же имела политический и антирелигиозный характер. В 1812 Шелли познакомился с автором Исследования о политической справедливости У.Годвином и философом Дж.Ф.Ньютоном, разрабатывавшим далекие от канонических теории религии и морали; каждый из них оказал огромное влияние на мировоззрение Шелли и в известной степени на всю его дальнейшую жизнь. Первым значительным произведением Шелли стала изданная в 1813 анонимно поэма Королева Маб (Queen Mab), оптимистический детерминистский трактат в стихах, излагающий с достаточной полнотой его взгляды на причины социальных бед и пути их устранения.

Гарриет родила ему дочь Ианту, но семейная жизнь не налаживалась. Встреча поэта в июле 1814 с Мэри Уолстонкрафт Годвин, дочерью его почитаемого наставника в философии, привела семью к окончательному развалу. В конце июля влюбленные уехали во Францию, оттуда в Швейцарию. В результате преждевременных родов Гарриет в декабре у Шелли появился сын Чарлз. Через три месяца и Мэри родила их первого ребенка (он умер в младенчестве). В начале 1816 у нее родился сын Уильям, а завершился год самоубийством Гарриет, после чего буквально в эти же дни, 30 декабря, Шелли и Мэри поженились.

В эти годы Шелли создал четыре выдающихся произведения - два стихотворения и две поэмы. Стихи, написанные летом 1816, когда Шелли и Мэри гостили у Байрона в Швейцарии, - абстрактно-философский Гимн Интеллектуальной Красоте и пантеистический Монблан. Поэма Аластор, или Дух одиночества (Alastor; or The Spirit of Solitude), написанная в 1815 звучным белым стихом, полна отголосков поэзии У.Вордсворта и развивает характерный для романтизма мотив тщетного стремления юного мыслителя к воссоединению с призрачной идеальной девой. Лаон и Цитна (Laon and Cythna, 1817), впоследствии переименованная в Восстание Ислама (The Revolt of Islam), - написанная спенсеровой строфой большая поэма о влюбленной паре, которая бросает вызов общественным установлениям и политической тирании.

Последний год жизни в Англии Шелли болел, боролся с нуждой и пребывал в подавленном состоянии. В марте суд отказался отдать ему детей Гарриет на воспитание. Он помогал Мэри писать Франкенштейна (1818), принял под свой кров и опеку ее сестру Клер Клермонт, родившую от Байрона внебрачную дочь, и с появлением на свет в октябре дочери Клары в пятый раз стал отцом.

Долгожданный отъезд в Италию весной 1818 не изменил их кочевого образа жизни. Едва ли между Миланом и Неаполем найдется большой город или морской курорт, где бы семейство Шелли не останавливалось на протяжении последних четырех беспокойных лет его жизни. В Венеции умерла Клара; в Неаполе Шелли удочерил младенца Елену - она прожила пять месяцев; в Риме умер Уильям; во Флоренции Мэри родила четвертого ребенка, Перси; наконец в Пизе семья прожила в относительном покое б льшую часть 1820-1 822.

Поражает продуктивность Шелли в два последних года его жизни. Кроме восьми десятков прекрасных лирических стихотворений и изрядного количества переводов, он создал с дюжину весьма крупных и сложных поэтических произведений и снискавший заслуженную славу трактат Защита поэзии (A Defence of Poetry, 1821). Освобожденный Прометей (Prometheus Unbound, 1818-1819), камерная лирическая драма с великолепными песнями-хорами, в основном опирается на сюжет Эсхила, который Шелли радикально переделал, изменив побудительные мотивы, движущие героями. Под пером Шелли античная трагедия преобразилась в типичную романтическую драму преступления и наказания, раскаяния и духовного воскресения, в нравственное исследование самой возможности искупления. Ченчи (The Cenci, 1819), пятиактная, в манере Шекспира, драма в белых стихах на сюжет из истории Рима эпохи Возрождения, наглядно раскрывает концепцию трагедии у Шелли: попытка сберечь душу при непрестанном давлении со стороны разложившегося общества неизбежно калечит людей нравственно - за исключением «немногих душ святых». Из двух стихотворных сатир Питер Белл Третий - гневное обличение Вордсворта за измену свободомыслию, Царь Эдип, или Тиран-толстоног (Oedipus Tyrannus, or Swellfoot the Tyrant, 1820) - «аристофановская» комедия на тему скандального разрыва короля Георга IV с королевой Каролиной. Шелли написал также политическую аллегорию-поучение Маскарад Анархии (The Masque of Anarchy, 1819), мифологическую поэму Атласская колдунья (The Witch of Atlas, 1820), элегию на смерть Джона Китса Адонаис (Adonais, 1821), лирическую драму Эллада (Hellas, 1821), прославляющую восстание греков против турецкого владычества, и оставшийся незавершенным Триумф жизни (The Triumph of Life, 1822), где попытался изложить своего рода духовную историю западной цивилизации. Форма «видения», некоторые мотивы и образы поэмы заимствованы у Данте, и система стихосложения свидетельствует о том, что Шелли овладел мастерством терцины.

Своеобразные религиозные принципы Шелли совпадали с христианскими по меньшей мере в одном: средоточием духовной вселенной была для него божественная любовь. Он стремился найти ее художественное воплощение, сначала в облике Девы под покрывалом из Аластора, затем в Интеллектуальной Красоте и - высшее для него в тот период ее олицетворение - в образе Азии, невесты прикованного титана (Освобожденный Прометей). Божественная любовь видится как объединяющее начало трех самых замечательных образцов его лирики 1819-1820 - Оды к Западному ветру, Облака, К жаворонку. Волшебница из Атласской колдуньи и Эмилия Эпипсихидиона (Epipsychidion, 1821) предстают символическими образами божественной силы. Наконец, в Триумфе жизни Шелли, пытаясь объяснить истоки божественного в истории человечества, возвращается к исходному - Интеллектуальной Красоте.

8 июля 1822 Шелли, его друг лейтенант Э.Э.Уильямс и матрос Ч.Вивиан отплыли из Ливорно на новой парусной шлюпке Шелли «Дон Жуан» на прогулку вдоль побережья. Во второй половине дня налетел шторм, примерно в десяти милях от Виареджо фелюга из Ливорно, по-видимому, столкнулась со шлюпкой и потопила ее. Находившиеся в шлюпке утонули, их сильно покалеченные тела через некоторое время прибило к берегу. Лорд Байрон, Ли Хант и Э.Дж.Трелони 13 августа торжественно сожгли на костре тела Шелли и Уильямса. В начале 1823 прах Шелли захоронили на протестантском кладбище в Риме, рядом с могилой погребенного незадолго до того Д.Китса.

Percy Bysshe Shelley

Английский поэт-романтик

Родился 4 августа 1792г. в Филд-Плейс (графство Суссекс), был старшим из семерых детей состоятельного землевладельца Т.Шелли, впоследствии возведенного в баронеты.

1802-1804 - учится в школе Сайон-Хаус близ Лондона.

1804-1810 - учится в школе Итон.

1810 - поступает в Юниверсити-колледж Оксфордского университета. Он много читает, интересуется логикой, этикой, метафизикой и критикой христианства и знакомится дружбу с Т.Дж.Хоггом (1792-1862), который разделяет многие его увлечения, хотя и уступает в остроте ума. Анонимно публикует роман «Застроцци», написанный в манере готического романа и сборники стихов «Посмертные отрывки Маргарет Николсон» (Posthumous Fragments of Margaret Nicholson) и «Оригинальная поэзия Виктора и Казиры» (Original Poetry by Victor and Cazire, совместно с сестрой Элизабет).

1811 - Шелли и Хогг анонимно выпускают брошюру под названием «Необходимость атеизма» (The Necessity of Atheism), в которой утверждают, что бытие Божие нельзя обосновать рационально. 25 марта 1811 их исключают за упорное нежелание ни признать своё авторство, ни отказаться от него.

В этом же году Шелли анонимно публикует роман «Сент-Ирвин» (St. Irvin), также как и «Застроцции» написанный в манере готического романа.

Вскоре Шелли бежит из дома вместе с 16-летней Гарриет Уэстбрук (вскоре он женится на ней в Эдинбурге). Он колесит по Шотландии, Ирландии и Уэльсу, нигде не задерживаясь подолгу, по-прежнему много читает и с мыслью о близящемся освобождении человечества одну за другой публикует брошюры. Как и ранние произведения, проза Шелли этого периода имеет политический и антирелигиозный характер.

1812 - Шелли знакомится с автором «Исследования о политической справедливости» У.Годвином и философом Дж.Ф.Ньютоном, разрабатывавшим далекие от канонических теории религии и морали; каждый из них оказал огромное влияние на мировоззрение Шелли и в известной степени на всю его дальнейшую жизнь. В Ирландии Шелли принимает участие в движении за независимость, публикует публицистические работы «Обращение к ирландскому народу» (An Address to the Irish People), призывающую ирландцев организоваться и вести борьбу политическими методами, и «Декларацию прав» (Declaration of Rights), многие положения которой были вдохновлены американской «Декларацией независимости».

1813 - первое значительное произведение Шелли - изданная анонимно философская поэма «Королева Маб» (Queen Mab), написанная в традиционной для английской поэзии форме «видений» (Ленгленд, Э.Спенсер, Дж.Мильтон). «Королева Маб» - это оптимистический трактат в стихах, излагающий с достаточной полнотой взгляды Шелли на причины социальных бед и пути их устранения.

1814 - Шелли знакомится с Мэри Уолстонкрафт Годвин, дочерью его почитаемого наставника в философии, что приводит к окончательному разрыву с Гарриет, отношения с которой уже давно напряженные, несмотря на рождение в 1813г. дочери Ианты. Шелли и Мэри уезжают во Францию, оттуда в Швейцарию. В результате преждевременных родов Гарриет в декабре у Шелли появляется сын Чарлз. Через три месяца и у Мэри рождается ребёнок (он умер в младенчестве).

1815 - написана поэма «Аластор, или Дух одиночества» (Alastor; or The Spirit of Solitude, опубл. 1816г.), написанная белым стихом. Она полна отголосков поэзии У.Вордсворта и развивает характерный для романтизма мотив тщетного стремления юного мыслителя к воссоединению с призрачной идеальной девой.

1816 - когда Шелли и Мэри гостят у Байрона в Швейцарии, Шелли пишет абстрактно-философский «Гимн Интеллектуальной Красоте» и пантеистический «Монблан». В этом же году у Мэри рождается сын Уильям, а Гарриет кончает жизнь самоубийством, после чего буквально в эти же дни, 30 декабря, Шелли и Мэри женятся.

1817 - поэма «Лаон и Цитна» (Laon and Cythna), впоследствии переименованная в «Восстание Ислама» (The Revolt of Islam, 1818), написана спенсеровой строфой и повествует о влюбленной паре, которая бросает вызов общественным установлениям и политической тирании. В это время Шелли болеет, борется с нуждой и пребывает в подавленном состоянии. Суд отказывает отдать ему детей Гарриет на воспитание. Он принимает под свой кров и опеку сестру Мэри Клер Клермонт, родившую от Байрона внебрачную дочь, и с появлением на свет в октябре дочери Клары в пятый раз становится отцом.

1818 - Шелли помогает Мэри писать «Франкенштейна». Сам он пишет повествовательную поэму «Розалинда и Елена» (опубл. 1819г.). Вскоре семья уезжает в Италию, где продолжает вести кочевой образ жизни. В Венеции умирает дочь Клара; в Неаполе Шелли удочеряет младенца Елену - она прожила пять месяцев; в Риме умирает сын Уильям; во Флоренции Мэри рожает четвертого ребенка, Перси.

1819 - лирическая драма «Освобожденный Прометей» (Prometheus Unbound, опубл. 1820), в которой Шелли в основном опирается на сюжет древнегреческого трагика Эсхила, но радикально переделывает его, изменив побудительные мотивы, движущие героями. Под пером Шелли античная трагедия преобразуется в типичную романтическую драму преступления и наказания, раскаяния и духовного воскресения, в нравственное исследование самой возможности искупления.

В этом же году написана пятиактная, в манере Шекспира, драма в белых стихах «Ченчи» (The Cenci), на сюжет из истории Рима эпохи Возрождения, наглядно раскрывающая концепцию трагедии у Шелли: попытка сберечь душу при непрестанном давлении со стороны разложившегося общества неизбежно калечит людей нравственно - за исключением «немногих душ святых». Здесь, как и в «Освобождённом Прометее», поднимается тема оправданности насилия в борьбе со злом. Также написана политическая аллегория-поучение «Маскарад Анархии» (The Masque of Anarchy).

1819 - написаны «Оды к Западному ветру» (опубл. 1820), где Западный Ветер, характерный для Шелли символ вечной Изменчивости - как природы, так и общества, олицетворяет будущее изменение мира. Написана сатирическая поэма «Питер Белл Третий» (Peter Bell the Third, опубл. посмертно) - гневное обличение английского поэта-романтика У.Вордсворта за его измену свободомыслию

1820 - написаны стихотворение «К жаворонку», в котором Шелли воспевает природную непосредственность, противопоставляя её книжной мудрости и философские стихотворения на мифологическую тему, в которых ярко проявляется пантеизм Шелли «Гимн Аполлону» (опубл. 1824) и «Гимн Пану» (опубл. 1824). Также созданы «Царь Эдип, или Тиран-толстоног» (Oedipus Tyrannus, or Swellfoot the Tyrant, 1820) - «аристофановская» комедия на тему скандального разрыва короля Георга IV с королевой Каролиной и мифологическая поэма «Атласская колдунья» (The Witch of Atlas).

1820-1822 - семья Шелли живёт в Пизе.

1821 - написаны элегия на смерть Джона Китса «Адонаис» (Adonais), лирическая драма «Эллада» (Hellas), прославляющая восстание греков против турецкого владычества.

1822 - Шелли работает над поэмой «Триумф жизни» (The Triumph of Life, незаверш.), где пытается изложить своего рода духовную историю западной цивилизации. Форма «видения», некоторые мотивы и образы поэмы заимствованы у Данте, и система стихосложения свидетельствует о том, что Шелли овладел мастерством терцины. Кроме того, Шелли вступает в литературную дискуссию, поводом для которой служит выступление романиста и поэта Т.Л.Пикока, занимавшего в отношении Шелли своеобразную позицию друга-оппонента. Результатом этой дискуссии становится трактат Шелли «Защита поэзии» (A Defence of Poetry, опубл. 1840), название которого повторяет сочинение поэта эпохи Возрождения Филипа Сидни. В нём Шелли выражает характерный для романтической эпохи взгляд на поэзию как целостное учение о мире, объединяющее любые иные формы знания. Здесь сформулировано эстетическое кредо Шелли: цель поэзии - в созидании красоты, а красота поэзии служит нравственному совершенствованию людей. Поэзия несовместима с себялюбием и алчностью, поэтому особую роль она играет в «тёмные времена», когда она становится «источником прекрасного, великодушного и истинного».

В очень даровитом, но увлекавшимся ошибочными воззрениями на религию и больным душою поэте Перси Биши Шелли (1792-1822) скептицизм его друга Байрона дошёл до пантеизма и атеизма. Исключенный из оксфордского университета за свое религиозное неверие, отвергнутый своим отцом за несчастный брак, в который вступил против воли родителей, и лишенный по судебному приговору права воспитывать своих детей, Шелли вел тревожную, полную душевных и физических страданий жизнь, пока не утонул в молодых летах у берегов Италии от внезапно поднявшейся бури в Средиземном море в то время, как переезжал на открытой лодке из Ливорно в Леричи. Труп Шелли, выброшенный волнами на берег, был сожжен по распоряжению его друга Байрона, а пепел был похоронен в Риме подле пирамиды Цестия.

Тревожное душевное состояние, которое постоянно обнаруживалось в жизни Перси Биши Шелли, выразилось и в его поэтических произведениях. В своем главном сочинении «Королева Маб», которое он написал на семнадцатом году жизни и которому придают чрезвычайно резкий отпечаток приложенные к нему примечания, Шелли приложил мерку философского умозрения к политическому, религиозному и общественному складу действительной жизни, которую он хотел преобразовать в интересах безграничной индивидуальной свободы. Поэтому он пламенными словами отмечал противоположность между идеалом и действительностью. Страшному, безотрадному прошедшему и настоящему, на которое указывает царица фей Маб душе Ианти во время её странствования по вселенной, Шелли противопоставляет видение такой будущности, когда земная действительность сделается небесной, а вместо христианства будет господствовать религия натуры и человеколюбия.

Портрет Перси Биши Шелли. Художник А. Клинт

Более ясной по форме и по содержанию, чем теряющаяся в философских отвлеченностях, «Королева Маб», была полная элегической меланхолии поэма «Аластор или дух уединения» («Alastor or the spirit of solitude»). Здесь Перси Биши Шелли изобразил фантастически-мечтательную жизнь юноши с чистым сердцем и смелым умом, преждевременно сошедшего в могилу от беспредельной тоски о недостижимом идеале, – такого юноши, который при своем одиночестве не может отыскать той связи, которая, прикрепляя его к вселенной, указывала бы ему необходимое и желательное место среди созданных существ. Это символическое изображение натуры и жизни самого поэта.

Драматические произведения Перси Биши Шелли «Освобождённый Прометей » и «Эллада» превозносят свободу и борьбу греков за независимость . В «Ченчи» он обработал в трагедию одно из ужасных происшествий итальянской истории. В самом обширном из своих произведений, в состоящем из двенадцати песен «Восстании Ислама», (The revolt of Islam), Перси Биши Шелли представляет в целом ряде картин могущественное влияние души, стремящейся к свободе и к счастию человечества, и яркими красками описывает вред тирании, суеверий и религиозных заблуждений. В «Истории Розалинды и Елены» он описывает – с ясными намеками на то, что сам пережил – страдания, которым подвергают добрых и свободно мыслящих людей устарелые учреждения и человеческая злоба. «Царь Эдип или Тиран-толстоног» и «Маскарад анархии» – политические сатиры на английского короля Георга IV и его правительство. В трогательной элегии «Адонаис» Шелли оплакивает молодого поэта Джона Китса (1796-1821), преждевременно сошедшего в могилу. Китс был автором мифологически-мистических поэм «Эндимион» и «Гиперион» и нескольких лирических стихотворений, в которых он, подобно Шелли и Байрону, наглядно описывал природу с воодушевлением мечтателя. Он уже с молодых людей стал приближаться к могиле частью по причине врожденной меланхолии и безнадежного существования, частью от огорчения, что его поэтические произведения подвергались неодобрительным отзывам.

Вторая жена Перси Биши Шелли, Мэри, с которою он был более счастлив, чем с первой, тоже пробовала свои силы на поэтическом поприще: она написала роман «Франкенштейн или современный Прометей».

Поэтические достоинства Шелли заключаются в его одушевленной лирике, в особенности в его поэтическом понимании и описании природы во всех её явлениях. Перси Биши Шелли погружается в природу, лишь только его отталкивают от себя люди. Поэтому, он чувствуем ее не так, как другие, – не как нечто внешнее, холодное или бесчувственное, жестокое. Сравнивая её холодное, как камень, спокойствие с человеческими радостями и горестями, её божественную бесчувственность с нашею жизнью и нашею смертью, с нашими непродолжительными триумфами и продолжительными мучениями, он находить в ней больше мягкости, чем в глупости и в суровости человеческого мира. В стихотворной сатире «Питер Белл Третий» Шелли осмеивает Вордсворта за то, что этот поэт любит природу как евнух, никогда не осмеливающийся развязать ей пояс. Сам Шелли любит ее, как любят женщину. Он, как тень, следит за каждым тайным её шагом; его пульс бьется в тайной симпатии с пульсом природы. Так как у самого Перси Биши Шелли была титаническая и гигантская натура, то он и в природе любит титаническую и гигантскую красоту. Он превозносит нелегко понятную поэзию цветов или леса; его высокая душа приходит в упоение только от того, что велико и далеко, от движений мировых тел в небесном пространстве. Шелли страстно любил море и беспрестанно катался по нему: лежа в лодке с лицом загорелым от солнечных лучей, он написал свои лучшие стихотворения. Страсть к морю была жизнью Шелли и стала причиной его смерти.