Персоналии. Усадьба Веневитинова в Воронежской области: адрес, режим работы, отзывы

Музей-усадьба Дмитрия Веневитинова является памятником архитектуры XVIII в. федерального значения. Усадебный комплекс состоит из двухэтажного особняка, парка с прудом, ротондой и смотровой площадкой на реке Дон. Музей-усадьба названа в честь наиболее известного представителя рода Веневитиновых — поэта, критика, философа Дмитрия Владимировича Веневитинова.Усадьба была заложена в конце XVII века Антоном Веневитиновым. Первые строения были деревянными. В середине XVIII века сыном Антона Фаддеем был построен одноэтажный кирпичный дом и разбит парк. В конце XVIII в. дом расширили и надстроили второй этаж. На сегодняшний день из всех строений того времени сохранился дом, кухонный флигель и въездные ворота. В начале XIX века на территории парка появились беседка, смотровая площадка, художественная изгородь из камня. Рядом с парком был посажен большой сад.

В середине XIX в. при Михаиле Веневитинове усадьба опять была перестроена и приобрела современный вид. Тогда же было высажено 100 дубов, только один из них сохранился до сих пор. После 1917 года усадьбу национализировали, а мебель и предметы быта вывезли. В XX веке назначение усадьбы несколько раз менялось. В 1924 году здесь размещалось садовое товарищество, организованное героями Гражданской войны. Они восстановили усадьбу, пострадавшую во время боев с бандами Мамонтова и Шкуро. В 1931 году здесь был открыт филиал Политехнического института имени Н.К. Крупской, который размещался до лета 1942 года. В 1942-1943 годах на территории усадьбы и села Новоживотинное были расквартированы части 232 стрелковой дивизии. В эти годы большинство усадебных построек было разрушены бомбежками, серьезно пострадала кровля особняка. Летом 1943 года в особняке начала свою работу общеобразовательная школа. В кухонном флигеле в эти годы был создан школьный музей. Школа здесь размещалась до 1979 года.В 1979 году усадьба была зарегистрирована в Инспекции охраны памятников как памятник архитектуры XVIII в.

С 1979 по 1988 годы здания усадьбы не использовались. В 1988 году начались восстановительные и реставрационные работы. На основе чертежей, рисунков, дневников, писем и других архивных материалов XIX века, восстановили усадьбу в том виде, в котором она была при Михаиле Веневитинове.В 1994 году в отреставрированном особняке был открыт Музей-усадьба Дмитрия Веневитинова. В 2005 году перед домом установлен памятник поэту и философу. Автор монумента – воронежский скульптор Максим Дикунов.

В 2010-2013 годах в усадьбе проведена новая масштабная реконструкция. Сейчас Музей-усадьба Дмитрия Веневитинова — это современный музей европейского уровня, включенный в международный туристический проект «Русская усадьба».

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДВОРЯНСКОГО РОДА ВЕНЕВИТИНОВЫХ

Дворянский род Веневитиновых сыграл исторически значимую роль в общественной, культурной и политической жизни России. Родоначальником по одной версии считается Терентий (Терех) Веневитинов, по другой — Никифор Веневитинов. В начале XVII века они переселились из крепости Венев, из-под Тулы. Веневитиновы были атаманами боярских детей и жили в Беломестной (Троицкой) слободе у северной границы частокола крепости Воронеж. Воевода крепости за службу платил им денежное жалование и давал земельные участки вблизи Воронежа, а также разрешал заниматься беспошлинной торговлей.

ОБЗОРНАЯ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ

Обзорная экскурсия включает в себя осмотр одиннадцати экспозиционных залов особняка усадьбы. Во время нее идет рассказ о наиболее известных представителях семьи Веневитиновых, их жизненном пути и деятельности. Экскурсия начинается в вестибюле, где знакомят с историей усадебного комплекса. В залах XVII-XVIII веков рассказывается о службе Веневитиновых в крепости Воронеж и об их участии в строительстве первого военного флота России на воронежских верфях. Далее идет речь об истории рода Веневитиновых: от родоначальника до современных потомков.

ЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Литературно — музыкальные гостиные по своей сути уникальны и делает их таковыми не только исполнение не встречающихся произведений в репертуарах других исполнителей, но и само звучание рояля фабрики Шрёдер, возраст которого более 130 лет. Музей-усадьба одно из немногих мест в России, где до сих пор проводится музыкальный салон в традициях XIX века.

ПРАЗДНИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ИГРЫ

В музее-усадьбе ежегодно проводятся праздничные и семейные мероприятия. Они популярны и имеют большой успех у гостей музея.

Так сложилось, что за один день мы посетили сразу две довольно известные и популярные достопримечательности Воронежской области: замок принцессы Ольденбургской и музей-усадьбу Д.В. Веневитинова . Поэтому каждый раз невольно возникали сравнения одного места с другим. Каждое оказалось по-своему интересным и живописным, но оставило совершенно разные впечатления и эмоции. В одном мы искали следы приведений и былого великолепия, вспоминая множество легенд и загадок, которыми в большом количестве овеян замок принцессы Ольденбургской. О другом совершенно толком ничего не знали, в памяти всплывала только знаменитая английская писательница Этель Войнич, которая какое-то время работала гувернанткой в усадьбе Веневитиновых.
Этот пост будет, конечно, не битвой титанов усадеб, а скорее попыткой понять историческую значимость людей, которые жили в этих местах и оставили о себе громкую и не очень славу. Возможно, мой рассказ о замке принцессы Ольденбургской и музее-усадьбе Д.В. Веневитинова заставит вас немного по-другому взглянуть на эти места.

Реклама — поддержка клуба

“Что в имени тебе моем? ”

Что в нем? Забытое давно…
Кстати из всего древнего дворянского рода Веневитиновых выбрали именно Дмитрия Владимировича, чьим именем и назвали усадьбу. Он приходился дальним родственником А.С. Пушкину и сам был поэтом и философом. Хотя здесь всего лишь прошли детские годы чудесные Димы.

Почему именно его? Наверно на фоне остальных родственников его роль в истории оказалась более значительная. И вправду, если почитать историю рода Веневитиновых, очевидным становится одно, что все они умели вести исправную службу перед государем, а некоторые, вовремя «подлизавшись», сделать прекрасную карьеру. И, в общем-то, и всё. Дмитрий Владимирович же считается основателем нового романтического направления в русской поэзии и авторитетным философом своего времени.

Самым «угодливым» из Веневитиновых оказался Антон Лаврентьевич, который довольно остроумным способом сумел угодить самому Петру Первому. Эта история с «бородой» меня особенно позабавила.

Во времена, когда Петр начал внедрять на русской земле всяческие европейские новшества, одним из нововведений было избавление знатных бояр от самого «ценного» – бороды. При этом вельможи ни за что с ней расставаться не хотели, в том числе и воронежские. А вот Антон Веневитинов решил подойти к делу не только с юмором, но и с дальним прицелом.

Сбрив бороду, он не стал ее выбрасывать, а «аля Дед Мороз» привязал ее к подбородку. Во время осмотра бояр Петр Первый ничего не подозревая потянул Антона Лаврентьевича за бороду, но та благополучно отвалившись осталась в его руках. Государь оценил шутку Веневитинова и назначил его на государеву службу с хорошим «окладом». Вот так, благодаря бороде и не сильно большой принципиальности по отношению к древним обычаям, Антон Лаврентьевич сделал весьма хорошую карьеру.

А вот имена Александра Петровича и Евгении Максимилиановны Ольденбургских вряд ли забудутся потомками. Вклад, который они внесли в развитие и процветание Отечества весьма и весьма значителен.

В основном замок Ольденбургских ассоциируется с Евгенией Максимилиановной, т.к. именно она развила в Рамони самую бурную деятельность, которая принесла многочисленные плоды. И собственно построила самую главную достопримечательность – замок.

Получив в подарок от императора имение в поселке Рамонь, Евгения Максимилиановна с присущим ей энтузиазмом взялась за обустройство своих владений. Малопроизводительный сахарный завод оснастила новой техникой, улучшила производство и построила для нужд завода железнодорожную ветку до станции Графская. По ней впоследствии перевозили не только грузы, но и пассажиров.
Чуть позже появилась кондитерская фабрика. Изготавливаемые конфеты были обернуты не в простые фантики, а в красочные обертки, над которыми работали умелые художники. Фабрика принесла Ольденбургским мировую славу, ее продукция снискала признание и большое количество наград на самых престижных европейских конкурсах. В 1911 году воронежские предприниматели выкупили и перевезли фабричное оборудование из Рамони в Воронеж, где оно дало продолжение «сладкому» бизнесу: Воронежская кондитерская фабрика существует по сей день.

Принцесса Евгения построила лечебницу, школу, мастерские, конезавод, бесплатную столовую для рабочих, водонапорную башню. Был проведен водопровод и электричество. «Зверинец» Евгении Максимилиановны стал началом для Воронежского биосферного заповедника, который в наше время с удовольствием посещают гости и местные жители.



Вся жизнь принцессы проходила в трудах и заботах о ближних. Она лично обходила все производства, следила за порядком и сама пробовала еду, приготовленную для рабочих. Они с мужем стали крестными практически каждому родившемуся при них в селе ребенку.
Кстати, у Александра Петровича Ольденбургского заслуг не меньше, чем у его жены. Занимался благотворительностью, санитарной деятельностью в армии, открыл Институт Экспериментальной Медицины в Петербурге, основал первый на Кавказском побережье климатический курорт в Гаграх.
Думаю, что еще даже не все перечислила из того, что сделала и оставила для нас эта супружеская чета. А самое примечательное, что плодами их трудов мы до сих пор пользуемся.

Что притягательнее: парадный блеск или таинственная полуразруха?

Усадьба Веневитиновых – классическая дворянская усадьба. Потеряв немного в территории - в советское время побыла школой, детским домом, а в годы войны использовалась под воинскую часть - все равно сохранила свои исторические черты.

При входе всех встречает Дмитрий Владимирович Веневитинов, увековеченный, уже известным нам по памятнику Высоцкому, местным скульптором Максимом Дикуновым.

Усадьба расположена на живописном левом берегу Дона. Дорога к реке проходит через красивый парк, где приятно прогуляться по тенистым аллеям, понаблюдать за лягушками в пруду и устремиться мыслями вслед за быстрыми водами Дона,

поудобнее устроившись там, где открываются лучшие виды на реку.

Несомненно, здесь приятно посидеть в тишине, пытаясь представить, как жили тут люди несколько сотен лет назад, но нет во всем этом душевности и желания вернуться. Наверно, лично меня, не сильно тронул род Веневитиновых, чтобы захотеть продолжить углубляться в их историю.

Красивые въездные ворота с башнями, мощные стены замка – все говорит о фундаментальности постройки.

Но внутри, увы и ах…



Вообще со всеми этими реставрациями и восстановлениями здесь происходят постоянно непонятные истории. Вроде и инвесторы находятся, и договора подписываются и даже что-то восстанавливать начали, но каждый раз все стопорится и практически не двигается с мертвой точки.
Длинным шлейфом не перестают тянуться истории о таинственных явлениях, происходящих в замке. Рассказывают, будто рабочим, выполнявшим ремонт, являлись призраки, то кто-то постоянно мешал выполнять работы. Все эти увлекательные байки хорошо играют на врожденном любопытстве туристов.

А чего стоят истории про саму принцессу. И кровь молодых девушек пила, и слуг своих держала в подвале, отдавая на растерзание хищным зверям, и проклял замок обиженный на Евгению Черный лекарь и куча еще всевозможных страшилок.
Честно говоря, спустившись в подвал, невольно и не в такое поверишь. Мрачные, полуразрушенные помещения, от которых так и веет холодом и всевозможными загадками.



Опять же возникает вопрос: если ты не принадлежишь ни к какому сообществу, зачем в своем доме делать такие изображения?
Загадки, тайны и легенды – это все необыкновенно манит и привлекает в замок принцессы Ольденбургской.

Наше природное любопытство нам не давало покоя, и мы разговорились со смотрительницей, пытаясь выяснить, имеют ли место здесь необычные явления. Смотрительница заверила, что никаких приведений, звуков, стонов и шорохов они в замке за время своей работы не наблюдали. А жаль…

И все-таки, ведь дыма без огня не бывает. Единственное, что еще удалось выяснить, что Евгения Максимилиановна была дамой очень жесткой, а возможно и жестокой. Будучи настоящей бизнес-вумен, она была очень требовательна к своим рабочим во всем и за провинности всегда наказывала. Возможно, это качество и породило эти многочисленные зловещие истории.
В общем, гуляя по полуразрушенным покоям замка, довольно увлекательно присматриваться к деталям и строить догадки по поводу необычной истории людей его населявших.

Как будет развиваться судьба замка принцессы Ольденбургской так и не известно. Усадьбе Веневитиновых опять повезло больше: музей относится к объектам культурного наследия федерального значения и спонсируется из того же бюджета. А вот замок под «крылом» у областного бюджета и результат, как видим, на лицо.

Еще мне очень понравилась фраза нашего друга: «Одни построили больницу, школу, фабрику и сделали кучу других добрых дел, а заслуги других, мягко говоря, меркнут на их фоне. А что мы видим?»

Вот такой парадокс…

Замок принцессы Ольденбургской. Как доехать?

Замок находится в поселке Рамонь Воронежской области. Ехать по М4, свернуть по указателю вправо (если ехать из Воронежа) и двигаться еще 7 километров.
Координаты: 51.917805, 39.346161
От Воронежа до замка 47,5 километров, от Москвы - 495.
Адрес: Воронежская область, п. Рамонь, ул. Школьная, 27

Музей-усадьба Д.В. Веневитинова. Как доехать?

Усадьба находится в с. Новоживотинное Воронежской области. Находится с левой стороны от трассы М4 (если ехать из Воронежа).
Координаты: 51.890331, 39.167831
От Воронежа до усадьбы Веневитинова всего 39 километров.

В четырнадцать лет он переводил Вергилия и Горация. В шестнадцать написал первое из дошедших до нас стихотворений. В семнадцать увлекался живописью и сочинял музыку. В восемнадцать, после года занятий, успешно сдал выпускные экзамены в Московском университете и вместе с друзьями основал философское общество. В двадцать впервые выступил в печати как литературный критик и был отмечен Пушкиным. В двадцать один - трагически ушел из жизни...

Сердце

«Душа разрывается. Я плачу как ребенок», - писал Владимир Одоевский, выражая общее настроение. О юном поэте скорбели все - какая-то особенная несправедливость есть в ранней смерти. А друзья, знавшие обстоятельства его жизни, поговаривали, что умер он от несчастной любви...

С Зинаидой Волконской Дмитрия в 1825 году познакомил все тот же Одоевский. Московский дом княгини был хорошо знаком всем ценителям прекрасного. В своеобразную академию искусства превратила его очаровательная хозяйка. Умна, талантлива, красива, проста в обхождении, тонкая и внимательная собеседница - она заставила трепетать не одно влюбленное сердце. «Царицей муз и красоты» называл ее Пушкин.

Встреча с Волконской перевернула жизнь Веневитинова - он влюбился со всей страстью двадцатилетнего поэта. Увы, безнадежно: Зинаида была старше его на 16 лет, и к тому же давно замужем, за братом будущего декабриста. И хотя тот был человеком для нее бесконечно далеким, но... кроме чувств есть еще и мнение света.

Романтические прогулки по Симонову монастырю, задушевные разговоры - поэту дарован был всего лишь миг счастья... Пришел час, и Зинаида попросила о разрыве отношений, в знак вечной дружбы подарив Дмитрию кольцо. Простой металлический перстень, извлеченный на свет из пепла при раскопках Геркуланума... Друзья говорили, что Веневитинов никогда не расставался с подарком княгини и обещал надеть его или идя под венец, или стоя на пороге смерти. Кольцо стало для него талисманом, памятью о непреходящей любви:

О, будь мой верный талисман! Храни меня от тяжких ран И света, и толпы ничтожной, От едкой жажды славы ложной, От обольстительной мечты И от душевной пустоты...



Эта трогательная история XIX века лучше, чем многое другое, свидетельствует о романтической натуре и отзывчивом сердце поэта. Но ограничить рассказ о Веневитинове лишь историей его любви было бы слишком несправедливо.

Ум

Первыми его воспитателями стали бывший наполеоновский офицер, большой поклонник римской литературы, и грек-книгоиздатель, знаток античных авторов. Поэтому Горация, Гомера и Платона Веневитинов прочитал в очень юном возрасте, и в подлиннике. Круг вопросов, занимавших его, был столь обширен, что он не смог выбрать для себя факультет при поступлении в университет и ходил слушать лекции разных профессоров. Здесь же Дмитрий серьезно увлекся немецкой философией: Шеллинг, Кант, Фихте. И вскоре вместе с университетскими друзьями: Одоевским, Кошелевым, Хомяковым - создал кружок «любомудрия» (так они перевели на русский греческое слово «философия»).

Целью кружка станет просвещение России, освобождение русской мысли от оков условностей, невежества и раболепства. Именно в зарождении у нас любомудрия-философии видит Веневитинов средство к пробуждению российской мысли и к обретению привычки действовать руководясь разумом. Став литературным критиком, он собирается, ни много ни мало, изменить ход развития русской литературы, слабость которой видит «не столько в образе мыслей, сколько в бездействии мысли». Пламенная натура поэта восстает против самого страшного порока русского человека - безразличия: «Легче действовать на ум, когда он пристрастился к заблуждению, нежели когда он равнодушен к истине». А потому после выхода в свет первых двух глав «Евгения Онегина» Веневитинов тонко и очень точно характеризует пушкинского героя: «Онегин уже испытан жизнью; но опыт поселил в нем не страсть мучительную, не едкую, деятельную досаду, а скуку, наружное бесстрастие, свойственное русской холодности (мы не говорим о русской лени)... Если жизнь его будет без приключения, он проживет спокойно, рассуждая умно, а действуя лениво». Среди всех откликов на роман в стихах Пушкин отметит именно рецензию Веневитинова.

Медленным, постепенным представлялся Веневитинову сей путь: «Вот подвиг... воздвигнуть торжественный памятник любомудрию если не в летописях целого народа, то, по крайней мере, в нескольких благородных сердцах, в коих пробудится свобода мысли изящного и отразится луч истинного познания».

Кто они, обладатели «благородных сердец», о которых так страстно мечтал Веневитинов? Уж не такие ли, как он сам, поэты, полюбившие мудрость, уверовавшие в силу и действенность слова, но не утратившие пыла души? Для них Веневитинов формулирует закон, который гласит, что «...философия есть высшая поэзия», к ним обращает строки своего стихотворения:

Блажен, блажен, кто в полдень жизни И на закате ясных лет, Как в недрах радостной отчизны, Еще в фантазии живет. Кому небесное - родное, Кто сочетает с сединой Воображенье молодое И разум с пламенной душой.

Ум и сердце

Как все поэты, Веневитинов обладал даром пророчества. Предвидел он близкую свою кончину, провидческими оказались и строки, обращенные к перстню-талисману:

Века промчатся, и быть может, Что кто-нибудь мой прах встревожит И в нем тебя откроет вновь...

В 1930 году, когда ликвидировали Симонов монастырь, где был похоронен поэт, прах его перенесли на Новодевичье кладбище. Кольцо же извлекли из гроба и отдали в музей...

Сбывшееся поэтическое пророчество Веневитинова вселяет надежду, что и философские его предсказания когда-нибудь станут действительностью. Особенно то, что в одной из своих статей вложил он в уста Платона, к которому испытывал столь глубокое почтение: «...она снова будет, эта эпоха счастья, о которой мечтают смертные. Нравственная свобода будет общим уделом; все познания человека сольются в одну идею о человеке; все отрасли наук сольются в одну науку самопознания. Что до времени? Нас давно не станет, - но меня утешает эта мысль. Ум мой гордится тем, что ее предузнал и, может быть, ускорил будущее».

Среди множества музеев и архитектурных памяток на территории Российской Федерации особенно выделяется усадьба Веневитинова (Воронеж). Построенная почти три века назад, она дарит посетителям ощущение тайны, погружает в атмосферу загадочности и величия. Со времени основания в здании мало что изменилось, однако даже постоянные посетители каждый раз обнаруживают какую-то новую, незамеченную ранее деталь. Веневитинова усадьба знаменита не только красотой внешнего оформления и внутреннего убранства. Ныне в ней располагается филиал Воронежского областного литературного музея имени Никитина.

Сегодня эта памятка открыта для посещения. Музей-усадьба Веневитинова едва ли не каждый день принимает пары молодоженов, которые заказывают фотосессию на территории поместья.

Филиал Воронежского музея

Собственно, одним только жилым зданием имение поэта не ограничивается. В его пределах также находились парк, конюшня, множественные хозяйственные постройки, флигель. Расположен филиал музея, некогда бывший обителью семейства, на территории площадью в три гектара.

Веневитинова усадьба - это одна из немногих построек своего времени, которая дошла до наших дней практически в идеальном состоянии.

На первом и втором этаже расположены экспозиции, которые представляют вниманию посетителя эпизоды из жизни Дмитрия и его семейства, творчество поэта. Помимо этого, перед визитерами открыты двери в парковую зону и окрестности дома. По этим местам можно прогуляться самостоятельно. Единственное - необходимо придерживаться строгих правил поведения: не повреждать имущество, не уносить с собой любые предметы, взятые из музея. Также существует запрет на употребление алкогольных напитков и наркотических веществ.

История

Сам род Веневитиновых на территории современной Воронежской области появился в начале 17 века. Первым владельцем удела на этих просторах стал Лаврентий Герасимович и его сын. Они приобрели порядка 10 тысяч десятин земли на левобережье На это место сразу же переселили несколько семей крестьян. Новые жители были родом из села Животинное. Чтобы сохранить память об их малой родине, новый населенный пункт было решено назвать Новоживотиным.

Позже сюда перенесли церковь, потому деревня превратилась в село, которое стало основным населенным пунктом в окрестности.

Но самого жилого здания еще не было. Только в начале 18 века на месте современной постройки был вырыт пруд и посажен парк. Веневитинова усадьба, по мнению специалистов, была построена в пределах 60-70-х годов 18 века. Еще через десятилетие обновили и Архангельскую церковь. С тех пор она стала каменной.

Из хозяйственной книги начала 19 века узнаем, что, помимо жилого здания, имелись также погреб, пара флигелей, ледник и сарай.

В дальнейшем история здания была более чем насыщенной. Хозяева заново оштукатурили фасад и снесли второй этаж. Во времена СССР Веневитинова усадьба служила для нужд школы, детского дома, в период ВОВ тут размещались военные. Соответственно, каждый новый хозяин менял планировку в зависимости от предназначения здания.

Реставрация

К моменту реставрации помещение было неузнаваемо по сравнению с тем вариантом, который был изначально. Веневитинова усадьба несколько раз перестраивалась, прежде чем обрела сегодняшние очертания. Впервые перепланировку провели только в 1988 году. Работы продолжались 6 лет, чтобы затем здесь расположился музей-усадьба Веневитинова.

Это семейство принимало участие во многих благотворительных мероприятиях, а также сделало весомый вклад в кораблестроение. Однако самым знаменитым представителем рода был именно Дмитрий Владимирович - поэт, философ, прозаик.

С 2005 года на территории поместья ему был поставлен памятник авторства Максима Дикунова.

Музей-усадьба Д. Веневитинова (Воронеж в 27 километрах от поместья) будто смотрит на своего хозяина, заключенного в бронзе.

Войнич в музее

Однако не только этим знаменито поместье. Еще один известный представитель этой фамилии - племянник Дмитрия Михаил. Он был знаменитым археологом и историком.

Усадьба графа Веневитинова также связана с именем Этель Лилиан Войнич, которая работала гувернанткой в этом доме. Она преподавала детям английский и литературу, а также учила манерам.

Именно после того как писательница побывала в России, она написала свой легендарный роман «Овод». Этель настолько прониклась жизнью местного населения, его переживаниями и недовольством еще и после прочтения книги «Подпольная Россия», что свой опыт пребывания в стране перенесла на бумагу, изменив имена и географию романа.

После она начала работать в редакции эмигрантского журнала «Свободная Россия» и продолжала поддерживать связь со своими заграничными друзьями из Петербурга.

и интерьер

Усадьба Веневитинова (воронежские экскурсионные бюро организовывают поездки) - это памятка федерального значения.

Сегодня дом насчитывает два этажа, практически полностью восстановлен интерьер. Нынешним внешним видом он обязан художнику-реставратору Максимально восстановлен дух 19 века. Обновленный экстерьер здания предлагает посетителям музея окунуться в атмосферу тех времен. Для реставрации были использованы самые современные технологии, благодаря чему музей-усадьба Веневитинова стал популярным местом времяпрепровождения многих воронежцев.

По вечерам в окнах можно увидеть силуэты движущейся аристократии, а голографические картинки в темное время суток транслируются на фасад здания. Такое ощущение, что проходит какой-то светский раут или хозяева решили пригласить своих знакомых на бал.

Также восстановлен пруд и парковые насаждения. Дорожки, которые огибают здание и вьются через парк, выложены плиткой и создают в точности такой же рисунок, какой был при первых хозяевах.

Усадьба Веневитинова, фото которой потрясают красотой, стала одним из самых красивых и популярных мест Воронежской области.

Музейные экспонаты

З D изображения не только транслируют события из жизни знаменитого семейства перед домом, но и создают трехмерные фигуры предметов, которые когда-то принадлежали семейству, но теперь утратили свой вид или же пропали вовсе.

На первом и втором этажах реставраторы попытались восстановить интерьер, который был при жизни хозяев. Но, помимо обихода его жителей, усадьба Дмитрия Веневитинова расскажет о том, как проводили свое время дворяне 18-19 веков, о создании и существовании типичного музыкально-литературного салона в России и даже погрузят в историю кораблестроения на территории Воронежской области.

Парк усадьбы Веневитинова с восстановленным ландшафтом даст возможность не только отдохнуть морально, но и полюбоваться историческими местами. И кто знает, может, ваш отпечаток ляжет ровно на след Дмитрия Владимировича или его друзей.

Современная жизнь здания

Излюбленное место романтиков и мечтателей - усадьба Веневитинова. Воронеж по праву гордится жемчужиной области. Едва ли не ежедневно у ворот можно встретить свадебный кортеж, вне зависимости от времени года.

Самовольно фотографировать тут запрещено. Прежде чем начать съемку, необходимо обязательно договориться с администрацией.

Музей-усадьба Веневитинова (Воронеж находится в часе езды) открыт для посещения каждый день, кроме понедельника и вторника. Также необходимо предварительно уточнять график, так как в разное время года он отличается.

Как добраться

Территория музея занимает очень выгодную позицию - от него недалеко до Воронежа, и в то же время он находится на достаточном расстоянии, чтобы посетитель смог убежать от городского шума и суеты.

От Воронежа всего в 23 километрах расположена усадьба Веневитинова. Как проехать к ней, знает каждый местный житель, ведь для этого нужно просто выехать на трассу М 4 «Дон» и затем свернуть по указателю на Новоживотинное.

Если личным автомобилем вы не располагаете, то есть ежедневные рейсы автобусов от Центрального автовокзала Воронежа.

Также можно посмотреть расписание экскурсий, так как воронежский культурный актив часто организовывает поездки к Новоживотинному отдельным автобусом.

Стоимость экскурсий

В зависимости от возраста и личных капризов экскурсия посетителю обойдется от 45 до 220 рублей с человека. Входной билет для ребенка - 45. Для школьников и студентов предусмотрены скидки.

Если вы не желаете идти в толпе, а хотите о достопримечательностях узнать от персонального гида, то придется выложить 220 рублей. Стоит отметить, что так получится увидеть значительно больше. В индивидуальном порядке посетители могут посещать места, закрытые для групповых экскурсий.

Усадьба Веневитинова в Воронеже — это комплекс парковых, жилых и хозяйственных построек, большая часть которых возведена в XVIII века. Когда-то вся эта территория принадлежала известному дворянскому роду.

Усадьба расположена на левом берегу Дона, в 27 километрах от Воронежа. Она входит в состав литературного музея имени Никитина. А этот огромный комплекс, в свою очередь, является одним из важных культурных центров Воронежской области .

Литературный музей имени Ивана Никитина

Главная цель комплекса — хранение литературного наследия края. Музей основан в июне 1922 года. Первую выставку разместили в доме поэта Ивана Никитина. Это здание в годы ВОВ серьёзно пострадало. В пятидесятые было восстановлено. Современное название музей получил в середине девяностых годов, тогда же в его состав вошла усадьба.

Старинный дворянский род

Родоначальником фамилии, представителям которой когда-то принадлежала усадьба, является человек, носивший имя Терентий. Он родился в конце XVI века. В 1622 году Терентий Веневитинов за свою службу получил земли, а позже построил родовое имение.

Известно ещё об одной ветви старинного дворянского рода. Она упоминается в исторических документах, имеющих отношения к Новгородской губернии. Родоначальником ее , согласно некоторым данным, является Гордей Веневитинов . Этот человек жил в начале XVIII столетия .

Большинство же специалистов склоняется к первой версии. После того как Терентию была пожалована земля в " воронежских дачах" , он построил здесь дом. За хозяйством присматривали жена и его сын. Терентий же был военным и службу свою не прекращал. Но село Новоживотинное основал все же вышеупомянутый Лаврентий Герасимович, который приходился основателю дворянского рода внуком.

Он, как и дед и отец, нёс гарнизонную службу в Воронеже, являлся одним из самых состоятельных горожан. В течение двух лет Лаврентий был воеводой в небольшом городке Орлове.

В 1685 году его сына - Антона Веневитинова - вызвали в Москву, а оттуда отправили на Дон. Ему было поручено привезти казакам деньги, жалованные государем, кроме того, сукно, вино и прочее. В восьмидесятые годы XVII века Антон Веневитинов женился и отошел от службы. Но ненадолго . Пётр I в скором времени принялся за создание Русского Морского флота. Тогда Антон Лаврентьевич не только продолжил служебную деятельностью, но и взял на себя управление корабельными лесами. В документах, которые рассказывают современникам о временах создания флота, нередко упоминается его фамилия.

Как и у каждого дворянского рода, у Веневитиновых был свой герб. На изображении, расположенном ниже, можно видеть, как он выглядел.

Строительство родового имения

Итак, представители рода Веневитиновых обосновались на землях, которые сегодня входят в состав Воронежской области, в 1622 году. Спустя несколько десятилетий один из них — Лаврентий Герасимович — на левом берегу Дона приобрёл землю, на которую переселил несколько крестьянских семей. Новое село получило название Новоживотинное . В 1703 году здесь появилась первая церковь.

В XVIII веке усадьбу, которая сегодня является одним из самых посещаемых музеев, еще не построили. Но здесь уже разбит парк, имеется небольшой пруд. Господский дом, согласно мнению большинства краеведов, появился в 60-е годы. Усадьбу построили из камня. Тогда же и возвели церковь, получившую название Архангельская.

В начале XIX столетия здесь, помимо господского дома, была флигель, и погреб, и конюшня. Кроме того, располагался сарай и изба для крестьян. Усадьбу окружала глухая кирпичная стена. А возле дома построили и отштукатурили кирпичную беседку.

Первая реставрация

За свою долгую историю усадьба, конечно, претерпела немало изменений. Впервые она была перестроена владельцами еще в начале XIX столетия. Тогда к господскому дому пристроили второй этаж, а в 70-е годы того же века произвели капитальный ремонт. Поменяли кровлю, полы, отштукатурили стены.

Облик усадьбы в XIX веке

Основная информация, которой владеют современники относительно усадьбы Веневитинова в Воронеже, получена благодаря архитектурно-археологическим исследованиям, проведённым в шестидесятые годы XX века. Известно, что в XIX столетии размеры дома были значительно меньше, нежели сегодня. Здесь имелся и третий этаж — антресольный, другими словами, мезонин.

Первый этаж был довольно низким. Здесь были сводчатые потолки, некоторые из них сохранились и до наших дней. Но большую часть снесли при реконструкции ещё в XIX веке. Потолки второго этажа были значительно выше, а на антресольном имелись маленькие квадратные оконца.

Усадьба Дмитрия Веневитинова

Один из представителей старинного дворянского рода — поэт, живший в начале XIX века. Впрочем, родился Дмитрий Веневитинов в Москве, а умер в Санкт-Петербурге. Среди дворян сложно было найти двух людей, которые не имели бы абсолютно никаких родственных связей друг с другом. Так, Дмитрий Веневитинов приходился дальним родственникам Александру Пушкину .

Вторая реставрация здания

Отец поэта в начале XIX века проживал в воронежском родовом имении. Существует мнение, что именно этот человек, а звали его Владимиром Петровичем, осуществил значительную перестройку усадьбы. Именно в годы его жизни исчез антресольный этаж, но появились открытые балконы и боковые галереи. Описи имения, к счастью, сохранились до наших дней. Благодаря этим документам, известно, что в 1826 году господский дом имел два этажа. Размеры дома, указанные в офисе, полностью соответствуют современному состоянию Усадьбы Дмитрия Веневитинова .

После революции в России большая часть усадеб была уничтожена. К счастью , подобную участь избежало родовое имение Веневитиновых . Но усадьба, конечно, была значительно перестроена. В тридцатые годы в помещениях бывшего господского дома открыли школу. Это потребовало проведения внутренней планировки.

Облик усадьбы не раз изменялся на протяжении XX века . На некоторое время здесь был организован дом для сирот. А в первый период Великой Отечественной войны в усадьбе Веневитинова расположилась воинская часть. С этого момента и до середины восьмидесятых годов в доме не проводились ремонтные работы.

Усадьба в составе музея

Очередная реставрация началась после того, как местная власть приняла решение передать бывшее дворянское имение музею имени Никитина. К тому времени была полностью утрачена западной галерея и южный балкон. Реставрационными работами руководил архитектор Т. Синегуб . Концепцию будущего музея-усадьбы Веневитинова разработал один из ведущих сотрудников литературного музея.

Перед авторами проекта стояли следующие задачи: переоборудовать усадьбу таким образом, чтобы ее содержание стало значительно шире, нежели содержание обычного дворянского имения. Село Новоживотинное , основанное когда-то одним из Веневитиновых , имеет, с туристической точки зрения, довольно удобное расположение. А потому является одним из пунктов многих маршрутов.

Усадьба Веневитиновых — это не просто памятник русской дворянской культуры. Здесь отражено и творчество поэта, одного из представителей старинного рода, и крестьянская культура края.

Последняя масштабная реконструкция была проведена в 2010 году. А за пять лет до этого на территории усадьбы открыли памятник поэту Дмитрий Веневитинову . Автор монумента - Максим Дикунов .