Подростковые поведенческие реакции. Поведенческие реакции людей в экстремальных ситуациях

И.П. Павлов за основу своей классификации поведения взял биологические потребности, на реализацию которых направлено пове­дение. Он выделял (инстинкт рассматривается как генетически закрепленная, выработанная в процессе развития вида комбинация безусловных безусловных рефлексов):

1) индивидуальные инстинкты – пищевой, агрессивный, активно-оборонительный и пассивно-оборонительный, рефлекс свободы, исследовательский рефлекс, рефлекс игры;

2) видовые инстинкты – половой и родительский.

Поведенческие реакции человека могут быть вызваны (причины) :

1. Воздействием на организм физиологически значимых раздра­жителей из внешней или внутренней среды (безусловные и условные раздражители).

2. Возникновением потребностей (или формированием доминант­ного состояния определенного нервного центра).

Согласно И.П. Павлову, потребность – это фундамент поведения и психики, детерминанта поведения, или рефлекс цели, «слепая сила», побуждающая организм к определенному поведению.

Классификация потребностей П.В. Симонова .

1) биологические или витальные потребности, направленные на сохранение целостности ор­ганизма и вида (потребности в еде, питье, во сне и т.д.);

2) со­циальные (или зоосоциальные) потребности, в том числе потребность чело­века принадлежать к определенной группе и следовать поведенчес­ким, нравственным и эстетическим нормам общества;

3) идеальные потребности, или потребности познания и творчества, включая потреб­ность человека в познании мира и своего места в нем, в познании смысла жизни, потребность в новой информации, потребность в воо­руженности знаниями.

А. Маслоу различал следующие виды потребностей (и их иерархию) (популярны на западе).

1). Физиологические потребности. 2). Потребность в безопасности 3). Потребность любить и принадлежать кому-то. 4). Потребность в самоуважении. 5). Потребность в самореализации.

Мотива­ция (по Котляру) – это эмоционально окрашенное состояние, возникающее на осно­ве определенной потребности и формирующее поведение, направленное на удовлетворение данной потребности. Классифицируются на – биологические (по др. низшие, витальные), социальные и идеальные (высшие), патологические (потребности в никотине, наркотиках, алкоголе).

В любой мотивации выделяют две составляющие: энергетическую (отражает меру напряжения потребности) и направляющую (специфика или семантическое содержание) потребности.

Для любой мотивации характерно две фазы : фаза детекции появ­ления потребности и фаза запуска и реализации специализированного целенаправленного поведения в отношении тех внешних объектов, которые способны удовлетворить данную потребность. Первая фаза инициирует вторую.



Физиологические процессы, происходящие при формировании мотиваций:

1. Активация двигательной системы (увеличивается двигательная активность).

2. Повышение тонуса симпатической нервной системы (за счет импульсов, идущих от лимбической системы к гипоталамусу и грудному отделу спинного мозга) (повышение АД, притока крови к мышцам и т.д).

3. Рост активности афферентных систем, что выражается в снижении сен­сорных порогов, в усилении ориентировочных реакций.

4. Рост поисковой активности (вторая фаза мотивации), которая носит целенаправленный характер.

5 Актуализация памяти.

6. Изменение электрической активности мозга

7. Возникновение субъективных эмоциональных переживаний

Теории формирования биологических мотиваций .

1. Периферические - в мозге биологические мотивации возникают на основе интерпретации сигналов, поступающих от периферических органов. При этом считается, что мотивации возникают в результате стремления орга­низма избежать неприятных ощущений, сопровождающих различные побуждения.

2. Гуморальные - биологические мотивации возникают в результате изменения химического состава крови и других жидких сред организма.

3. Центральная - появление мотиваций за счет возбуждения нервных центров.

3.1 Мотивационная теория двух центров . Она предполагает, что мотивации возникают в результате реципрокной работы двух центров, например, центра голода и центра насыщения, или центра жажды и центра насыщения водой.

3.2 Гипоталамическая теория , тесно связанная с гуморальной теорией. Предполагает, что в глубоких структурах мозга (прежде всего, в гипоталамусе) имеются хеморецепторы, специализирующиеся на восприятии изменений содержания определенных химических веществ в крови. Поэтому такие структуры (и в первую очередь – гипоталамус) выпол­няют роль центра мотивационных состояний.



3.3 Лимбическая теория - помимо гипоталамических структур важную роль в формировании мотиваций играет лимбическая система мозга. Она вовлекается в процесс под влиянием возбуждения латеральных ядер гипоталамуса. Кроме того, возбуждение гипоталамуса охватывает и ретикуляр­ную формацию, результатом чего является генерализованная активация коры головного мозга.

Общие представления о формировании потребностно-мотивационного состо­яния.

Афферентная информация от соответствующих рецепторов поступает в три области мозга. Во-первых, в кору больших полушарий, в которой определяется доми­нирующая потребность и с помощью которой происходит возбуждение лимбической системы мозга. Во-вторых, в лимбическую систему, которая запускает эмоциональ­ные реакции. И, в-третьих, в гипоталамус, который получает также сигналы от коры больших полушарий и возбуждает мотивационные нейроны, актив­ность которых, в свою очередь достигает коры больших полушарий. На основании всей этой информации кора запускает действие, направленное на реализа­цию потребностей. Оценка конечного результата действия сопровож­дается соответствующими эмоциями.

Две категории реакций были выделены как Лейнгом и Стефаном (Leung & Stephan, 1998,2000), так и Райтом и Тэйлором (Wright & Taylor, 1998) - открытая реакция на несправедливость и отсутствие открытой реакции. Поведенческая реакция на несправедливость включает четыре этапа. Во-первых, ситуация определяется как несправедливая. На этом этапе человек приходит к выводу, что он заслуживает иного результата или лучшего обращения, чем то, которое имело место (Crosby, 1976). По мнению Джоста (Jost, 1995; Jost & Banaji, 1994), некоторые люди не чув­ствуют несправедливости, оправдывая существующую систему, что связано с от­сутствием революционного классового сознания, недостатком общения тех, с кем несправедливо обходятся, и низким уровнем групповой идентичности. Другая при­чина заключается в том, что желание верить в справедливое устройство мира так­же заставляет людей считать, что им не следует страдать от несправедливости (Lerner, 1980).

Фернхэм (Furnhara, 1985), например, обнаружил, что в период апартеида в Южной Африке чернокожие демонстрировали большую склонность верить в спра­ведливое мироустройство, чем их собратья в Великобритании. Вера чернокожих южноафриканцев в справедливое мироустройство уменьшала их восприимчивость к несправедливому обращению, и, возможно, это делало их поведенческие реакции на несправедливость социальной системы менее выраженными. Наконец, как от­мечалось выше, определенные культурные установки могут смягчать остроту не­справедливости. Представление о карме в Индии является основой веры в предо­пределенность страдания и приглушает ощущение несправедливости, Таким обра­зом, если несправедливость не определяется как таковая, то поведенческая реакция на нее может отсутствовать.

На втором этапе виновник обвиняется в совершенной несправедливости. Атри­буция вины предполагает принятие решения о том, что индивид или группа несут ответственность за несправедливость, их действия были предумышленными и зло­намеренными (Tedeschi & Nesler, 1993). Атрибуция вины обычно связана с чув­ством гнева, по крайней мере на Западе (Quigley & Tedeschi, 1996). Иногда атри­буция вины себе или окружающим является ошибочной (Jost, 1995; Jost & Banaji, 1994). В таком случае, несмотря на то что несправедливость не остается неза­меченной, мер в отношении виновника не предпринимается, поскольку на него не возлагают ответственность за совершенную несправедливость. Подобным образом, когда тот, кто несет ответственность за несправедливость, признает свою вину в происшедшем, восприятие несправедливости становится не столь острым и пре­дупреждает возможные реакции (Bies, 1987; Davidson & Friedman, 1998).


Подобным образом, исследование, проведенное в Японии, показывает, что при­несение виновником извинений за содеянное может смягчить негативную реакцию на несправедливость (Ohbuchi, Kameda & Agaric, 1989). В ходе исследования сту­денты, получившие незаслуженную негативную оценку со стороны другого студен­та, реагировали на нее менее агрессивно, если обидчик извинился за свои заблуж­дения, которые привели к несправедливой оценке.

В исследовании, которое учитывает ряд аспектов двух названных этапов, Фрой-денталер и Минула (Frcudenthaler & Mikula, 1998) обнаружили, что у австрий­ских женщин чувство несправедливости по поводу разделения домашних обязанно­стей, определялось ощущением нарушения их прав и атрибуцией вины партнеру, при этом оправдывающие партнера обстоятельства не принимались во внимание. В предыдущем разделе мы говорили о том, что вообще нарушитель чаще обвиня­ется в своем недостойном поведении в индивидуалистической, чем в коллекти­вистской культуре. Однако остается непонятным, существуют ли культурные различия в результативности компенсаторного поведения, связанного с совер­шенным проступком, такого как объяснение своего дурного поведения или при­несение извинений.

На третьем этапе человек должен прийти к пониманию того, что в его интере­сах или в интересах его группы отреагировать на несправедливость определенны­ми действиями, а не бездействием. Однако следует отметить, что порой люди реа­гируют на несправедливость спонтанно, почти не обдумывая свое поведение.

На четвертом этапе человек должен реализовать свое решение. В соответствии с теорией мобилизации ресурсов, определенные типы поведенческих реакций воз­можны лишь при наличии у индивида, с которым обошлись несправедливо, опре­деленных ресурсов (Klandermans, 1989; Martin, Brickman & Murray, 1984; Tilly, 1978). Эти теоретики утверждают, что, например, коллективный протест неосуще­ствим при отсутствии необходимых ресурсов (время, сцлы, деньги, поддержка). Возможно, это положение следует рассматривать более широко. Вообще люди вряд ли будут реагировать на несправедливость определенными действиями, если у них отсутствуют соответствующие ресурсы. Подобным образом, если человек считает, что его поведенческая реакция на несправедливость бессмысленна и не приведет ни к какому результату, вряд ли он станет что-либо предпринимать (Klandermans, 1989). Может быть, уместно отметить, что поведенческая реакция на несправедли­вость не обязательно должна быть конструктивной, осмысленной и результатив­ной в глазах субъекта поведения. Месть, агрессия, бесчинства и деструктивный протест, например, могут принести глубокое удовлетворение тем, кто прибегает к соответствующему поведению, несмотря на то что ситуация, которая породила несправедливость, в результате такого поведения может остаться прежней. Таким образом, если люди не считают, что они заслуживают лучшей участи, не обвиняют обидчика, не считают, что в их интересах предпринять определенные действия, не имеют в своем распоряжении ресурсов, необходимых для реализации определен­ного поведения, или не верят, что их поведение приведет к желаемому результату, они бездействуют. Разумеется, отсутствие поведенческой реакции не означает отсутствия психологической реакции.

Мы рассмотрели ряд причин, по которым диапазон поведенческих реакций представителей коллективистской культуры может быть достаточно узок. Их стремление к избеганию конфликтов ведет к подавлению поведенческих реакций. В коллективистских обществах, таких как Япония и Таиланд, преобладает вто­ричный контроль (изменение самого себя в соответствии с окружением), в инди­видуалистических же обществах, таких как США, предпочтение отдается первич­ному контролю (изменение окружения в соответствии с собственной личностью) (McCartyetal., 1999; Weisz, Rothbaum & Blackburn, 1984), и это еще одна причи­на, по которой поведенческие реакции в коллективистских обществах менее вы­ражены.

Подводя итог, можно сказать, что культура может оказывать влияние на про­цессы, лежащие в основе поведенческих реакций на несправедливость, на любой стадии. Судя по всему, у представителей коллективистских культур не обращают внимание на незначительные проявления несправедливости со стороны членов мы-группы в интересах сохранения гармонии. Вероятно, они более восприимчивы к объяснениям и извинениям, чем представители индивидуалистических культур. Даже если несправедливость замечена, существует достаточно много обстоя­тельств, с учетом которых представители коллективистских культур могут решить, что цена реакции на несправедливость неоправданно высока по сравнению с ре­зультатами. Кроме того, возможно, деструктивная реакция рассматривается ими как бессмысленная и бесполезная. При этом представители коллективистских культур, по-видимому, чаще, чем представители индивидуалистических культур, реагируют па несправедливость конструктивно.

Как уже говорилось выше, акцент на эгалитаризме и справедливости в культу­рах с незначительной дистанцией по отношению к власти с высокой степенью ве­роятности может привести к деструктивному поведению представителей такой культуры, как реакции на несправедливость. В культурах, где дистанция по отно­шению к власти значительна, люди с высоким общественным положением могут особенно остро реагировать на несправедливость, поскольку они, очевидно, не ожидают ее и, как правило, располагают необходимыми для реакции властью и ресурсами. Люди с низким социальным статусом в таких культурах, скорее всего, подобны коллективистам в их стремлении не ощущать несправедливость или не реагировать на нее, поскольку их реакция может нарушить нормы иерархии и по­влечь угрозу возмездия. Фатализм, который присущ культурам с высокими пока­зателями дистанции по отношению к власти, тоже способствует нежеланию реа­гировать на несправедливость Qost, 1995). В культурах, в которых дистанция по отношению к власти значительна, реакция на несправедливость, очевидно, во мно­гом зависит от уровня возможностей человека, в отличие от культур, где дистан­ция по отношению к власти невелика.

Поведенческая реакция может быть классифицирована на основе комбинации двух признаков:

1) степень вовлеченности потребителя к покупке - степень его энергетических затрат при выборе товара. При высоком привлечении имеют место значительные энергетические затраты через значимость покупки, сложность выбора и частоту покупки товара, цену. При низком привлечении энергетические затраты невысоки через высокую степень знакомства с товаром и рутинность покупки Для повышения вовлеченности необходимо, во-первых, сформировать у потребителей ассоциации решения проблемы с товаром: зубная паста Colgate и профилактика кариеса, аромат утреннего кофе и пробуждения. Во-вторых, сформировать у потребителей эмоциональную реакцию относительно личных ценностей: покупка абонемента в спортивный зал и совершенная фигура. В-третьих, усилить значимость покупки через совершенствование товара (сухой завтрак обогащается витаминами);

2) форма воздействия на потребителя побудительных факторов маркетинга - соотношение рационального или иррационального при продвижении товара. Интеллектуальное влияние основывается на логических аргументах. Эмоциональный направлен на ощущения, интуицию, переживания. Эти две формы влияния дополняют друг друга, однако для определенных товаров одна из них становится доминирующей.

На основе указанных признаков построена матрица поведенческой реакции потребителя Фута, Коуна, Белдінга (рис. 10.2).

Рис. 10.2. в вовлеченности потребителя к покупке/форма воздействия на потребителя побудительных факторов маркетинга

Видно, что по горизонтали отложено формы воздействия на потребителя побудительных факторов маркетинга, а по вертикали степень вовлеченности в покупки Возможны четыре последовательные стадии реакции

1) Верхний левый квадрант "Обучение" - характеризуется высокой степенью вовлеченности потребителя к покупке и интеллектуальной формой влияния на него побудительных факторов маркетинга. Эта поведенческая реакция потребителя возникает при приобретении дорогостоящих товаров, функциональные характеристики которых имеют важное значение.

2) Верхний правый квадрант "Эмоциональность" - характеризуется высокой степенью вовлеченности потребителя к покупке и эмоциональной форме воздействия на него побудительных факторов маркетинга. Эта поведенческая реакция потребителя возникает при приобретении статусных товаров.

3) Левый нижний квадрант "Рутина" - характеризуется низкой степенью вовлеченности потребителя к покупке и интеллектуальной формой влияния на него побудительных факторов маркетинга. Эта поведенческая реакция потребителя возникает при приобретении товаров, основное в которых базовое функциональное назначение.

4) Правый нижний квадрант "Гедонизм" - характеризуется низкой степенью вовлеченности потребителя к покупке и эмоциональной форме воздействия на него побудительных факторов маркетинга. Эта поведенческая реакция потребителя возникает при приобретении недорогих товаров, которые доставляют радость и для которых важная составляющая удовольствия.

Также поведенческую реакцию потребителя классифицируют на основе комбинации двух признаков:

1) степень вовлеченности потребителя к покупке;

2) различия между торговыми марками.

На основе указанных признаков построена следующая матрица поведенческой реакции потребителя (рис. 10.3).

Рис. 10.3. в

Видно, что по горизонтали отложена степень вовлеченности потребителя к покупке, а по вертикали различия между торговыми марками. Возможны четыре последовательные стадии реакции

1) Верхний левый квадрант "Комплексная закупочная поведение" - характеризуется высокой степенью вовлеченности потребителя к покупке и значительные различия в торговых марках. Эта поведенческая реакция потребителя возникает при редких покупках дорогих товаров. Производители товаров, покупка которых требует высокой степени вовлеченности потребителя, должны осознавать, насколько серьезно он будет собирать информацию о предполагаемой покупке и оценивать ее Маркетологам необходимо разработать стратегии, помогающие потребителям разобраться в относительной важности характеристик-товаров, и информировать покупателей об отличии одной марки от другой.

2) Верхний правый квадрант "Покупательское поведение, ориентированное на широкий выбор товаров" - характеризуется низкой степенью вовлеченности потребителя к покупке и значительные различия в торговых марках. Эта поведенческая реакция потребителя возникает при ситуации, когда лидеры рынка стремятся поддержать привычное покупательское поведение за счет увеличения доли своих товаров на прилавках магазинов и интенсивной рекламы. В свою очередь, конкуренты, пытаясь увеличить свою долю рынка, предлагают товар по специальным ценам, купоны, бесплатные образцы, и выпускают рекламу, убеждающую покупателя попробовать что-то новое.

3) Левый нижний квадрант "Покупательское поведение, сглаживает диссонанс" - характеризуется высокой степенью вовлеченности потребителя к покупке и незначительными отличиями в торговых марках. Эта поведенческая реакция потребителя возникает при покупках, являются рискованными, через высокую стоимость товара и нечасту покупку. При этом потребитель не всегда замечает отличия аналогичных товаров разных торговых марок. Поэтому он посетит несколько магазинов, чтобы сравнить варианты, но покупку сделает достаточно быстро, ориентируясь на уровень цен и сервис. Маркетинговая стратегия должна быть направлена на обеспечение потребителя информацией, которая бы обосновала его выбор.

4) Правый нижний квадрант "Привычное покупательское поведение" - характеризуется низкой степенью вовлеченности потребителя к покупке и незначительными отличиями в торговых марках. Эта поведенческая реакция потребителя возникает при приобретении недорогих товаров ежедневного потребления. Поэтому отсутствует необходимость активного поиска информации о различных торговых марках, оценки их характеристик и тщательного обдумывания решения о покупке.

Потребители пассивно воспринимают информацию. Поэтому многократное повторение рекламы торговой марки ведет к тому, что они только знакомится с ней, но не убеждается в необходимости покупки, не складывается устойчивого отношения к торговой марке; они выбирают ее потому, что знакомы с ней. После покупки они не могут оценить свой выбор в силу слабой вовлеченности в процесс. Таким образом, процесс покупки с низкой степенью вовлеченности потребителя начинается с формирования убеждения по отношению к торговой марке через пассивное усвоение информации Затем формируется поведение при покупке После этого может последовать оценка. Производители такого рода товаров с небольшими различиями между марками для увеличения объема продаж эффективно используют практику скидок и распродаж, так как покупатели не придают большого значения марке В рекламе должны описываться основные черты товара и использоваться яркие, связанные с маркой продукта визуальные или образные символы. Рекламная кампания должна быть нацелена на многократное повторение коротких сообщений. В этом смысле телевидение более эффективно, чем печатная реклама.

Психологические особенности подросткового возраста, когда они особенно выражены, получили обозначение "подросткового кризиса", а связанные с ним отклоняющиеся формы поведения - "пубертатного криза". Подростковый возраст является критическим только в отношении становления личности и её характерологических особенностей. Характер закладывается именно в подростковом возрасте, а в последующей жизни может претерпеть изменения только под влиянием чрезвычайных воздействий. Суть подросткового кризиса составляют поведенческие реакции.

Реакция эмансипации проявляется в стремлении освободиться из-под опеки родителей, учителей, наставников, старшего поколения вообще. Потребность освободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. У мальчиков она выражена сильнее, чем у девочек. Проявляется в желании поступать "по-своему", "самостоятельно". У делинквентных подростков реакция сказывается в символических татуировках; при психопатиях и патохарактерологических реакциях одним из крайних проявлений являются побеги из дома и бродяжничество с целью пожить свободной жизнью.

Реакция группирования со сверстниками имеет сущность в нерегламентированном общении, через которую удовлетворяется потребность в коммуникации. В общении со взрослыми она удовлетворена быть не может. Различают группировки просоциальные, асоциальные и антисоциальные.

Просоциальные группы - это группы, интересы которых и поведение соответствуют общественным ценностям и принятым в обществе нормам.

Асоциальные группы - это группы с отклоняющимся поведением при сохранении связей членов группы с позитивными формальными группами.

Антисоциальные группы - группы с правонарушающим, преступным поведением, когда связи с обществом ослаблены, а групповые ценности, противостоят ценностям общества.

По типу отношений группировки могут быть классифицированы:

жестко регламентированная группа, отличающаяся однополым составом с постоянным лидером, фиксированной ролью каждого члена группы и статусом его в этой группе. Состав группы стабилен, прием новых членов сопряжен с особыми испытаниями и ритуалами;

свободные группы , которые отличаются нечетким распределением ролей, отсутствием постоянного лидера, состав разнополый и нестабильный, интересы нечеткие (разного рода тусовки, неофициальные клубы; группировки по территориальному признаку, например, проживающие в одном микрорайоне; временные, ситуативные группировки, образовавшиеся и распадающиеся по окончании сезона).

Хобби-peaкция (реакция увлечения) составляет один из компонентов структуры личности и располагается между влечениями и наклонностями, но не имеет непосредственной связи с инстинктами. Выделяются увлечения:

интеллектуально-эстетические, связанные с интересом к самому предмету; наслаждение доставляет сам процесс, а не его результат;

телесно-мануальные включают все, что питается намерением укрепить свою силу, волю, выносливость, ловкость, искусные навыки; удовольствие доставляет не процесс, а достигаемый результат;

лидерские увлечения сводятся к поиску ситуаций и положений, в которых можно предводительствовать, руководить; в них удовлетворяется потребность во власти;

накопительские увлечения проявляются в коллекционировании; благодаря им достигается эмоциональное насыщение акизитивными эмоциями;

эгоцентрические увлечения питаются желанием быть в центре внимания окружающих; здесь главное - показная сторона увлечений, "чтобы заметили";

азартные увлечения основываются на своеобразной жажде обогащения и проявляются в тяготении к картежным играм, заключении пари, лотереям, играм в финансовые пирамиды; само чувство риска дает насыщение пугническими эмоциями, происходящими от потребности в преодолении опасности, риска;

информативно-коммуникативное хобби заключается в неутомимом поиске новой легкой информации, не требующей критической интеллектуальной переработки, в постоянных поверхностных контактах, позволяющих обмениваться новостями; проявляется как многочасовая пустая болтовня, стояние и глазение в подворотне, интерес к примитивным фильмам; всё усваивается поверхностно и только для того, чтобы "обменяться новостями".

Один и тот же предмет увлечений может основываться на разных побуждениях, т.е. относиться к разным типам хобби. Увлечения могут стать одной из форм психологической защиты: уход от неприятностей и невзгод (это в большей степени присуще шизоидным акцентуантам).

Реакции сексуального влечения формируют поведение, которое является транзиторным (преходящим). Половое созревание и пубертатном возрасте приводит к гиперсексуальности,: которая требует реализации. Наиболее часто встречающиеся отклонения: ранняя половая жизнь (характерно для гипертимных акцентуантов), подростковый гомо-сексуализм, мастурбация, петтинг - преднамеренное получение оргазма искусственным возбуждением эрогенных зон в условиях двустороннего контакта, исключающего непосредственное соприкосновение гениталий; групповой секс – со сменой партнеров; групповые изнасилования; вуайеризм - заместительный способ удовлетворения сексуального влече-ния, выражающийся в разглядывании обнаженных гениталий или созерцании полового акта.

В пубертатном периоде развития нередко встречаются реакции, унаследованные от детского возраста.

Реакция оппозиции может быть вызвана чрезмерными требованиями к ребенку, непосильной для него нагрузкой, чаще учебной. Обычно это бывает реакция на уменьшение или утрату внимания со стороны родителей или близких. В пубертатном периоде эта реакция возникает на фоне истероидной акцентуации характера. Её проявления: от побегов из школы и дома до краж и демонстративных попыток самоубийства. Проявления по направленности можно разделить на категории:

Реакция отказа от контактов, игр и даже пищи. У подростков она встречается редко. С ней можно столкнуться при помещении человека в непривычные для него условия, например, в следственный изолятор. Так же реагируют инфантильные субъекты на отрыв от привычной компании сверстников.

Реакция имитации выражается в подражании поведению определенного лица или образа. Серьезные девиации могут быть в случаях, когда для подражания избирается отрицательный герой. Психологической основой этой реакции является врожденный механизм подражания всех живых существ особям своего вида. Разновидностью выступает

Отрицательная реакция имитации, находящая выражение в том, что все поведение строится как противоположное от определенного образца: отказ от предлагаемых семьей материальных благ, от поступления в престижное учебное заведение, от модной одежды, подчеркнутая трезвенность при воспитании в семье алкоголиков и т.д.

Реакция компенсации сводится к тому, что свою слабость и неудачи в одной области подросток стремится восполнить успехами в другой: хилый, слабый мальчик компенсируется в отличной учебе или наоборот, неудачи в интеллектуальной деятельности компенсируются бравадой, озорством, отчаянной смелостью.

Реакция гиперкомпенсации. Подросток старается добиваться успехов именно в той области, в которой он наименее успешен. Робость может толкнуть на отчаянные действия, сензитивные мальчики могут выбирать те виды спорта, где требуется грубая сила – бокс, каратэ, самбо; застенчивые девочки могут принимать на себя роль распущенных девиц и т.д.

Критерии распознавания патологических поведенческих реакций

1. Склонность к генерализации, т.е. проявление в самых полярных ситуациях и вызываться даже неадекватными для этого стимулами.

2. Повторяемость одного и того же поведения по разным поводам.

3. Превышение обычного для большинства "потолка" нарушений.

4. Общая социальная дезадаптация.

Перечисленные ниже реакции типичны не только для подросткового возраста. Если в детском возрасте их проявление приносило ожидаемый эффект, то они закрепились, и во взрослой жизни индивид бессознательно будет прибегать к ним для удовлетворения своих социальных потребностей.

Реакция амбиции. Проявляется в том, что получив информацию, придающую вес или значение другому лицу, субъект незамедлительно старается принизить её значение (защитный механизм "девальвация"), одновременно подчеркивая собственный вес в глазах других. Например, нищий может похваляться тем, что он более нищ, чем другие, больной - своей более тяжелой болезнью, преступник - числом своих "ходок в зону" и т.д.

Реакция самодовольства. Получив какие-либо блага или привилегии, субъект тут же хвастает перед другими. Причем особое удовольствие ему доставляют проявления зависти со стороны других. В дальнейшем он с живой радостью вспоминает, как кто-то, слушая его, "позеленел", "скривился" от зависти.

Реакция зависти. Субъект именно "зеленеет" "кривится", став свидетелем чьего-то неоспоримого успеха. Эту реакцию он не может скрыть, ибо считает, что успеха достоин он, а не кто-то другой.

Реакция злорадства. Видя неудачу или провал кого-либо из окружающих, субъект не может скрыть своей радости. Амбиции субъекта льстит, что не он попал в передрягу, а кто-то другой. Эту реакцию следует отличать от злорадства по поводу неудачи конкурента, соперника, врага, когда это примитивная реакция закономерна. Здесь речь идет о мезантропной реакции: "Мне плохо от того, что другим в это время хорошо".

Реакция экспансии (захвата). При появлении в поле видимости каких-либо ценностей или привилегий, которые по заслугам должны быть распределены между участниками каких-либо общих дел, субъект первым претендует на эти блага независимо от своих реальных заслуг. Например, захват лучшей комнаты в квартире, захват лучшего места в камере заключенных, присвоение себе имущественного права по наследству, получение общественных льгот, вплоть до получения товара без очереди.

Реакция агрессии. В любом случае конфронтации (противостояния двух субъектов), индивид, чувствуя свою безнаказанность, немедленно реализует "пристройку сверху" (по Берну Э.): оскорбляет, унижает, пускает в ход грубую силу. Эта реакция выступает естественным продолжением реакции экспансии. Агрессивность в подобных случаях отличается несоразмерной ситуации жестокостью, объясняемой непомерно раздутой.амбицией.

Реакция ревности. Если субъект получил возможность "пристройки сверху" к другому субъекту, он начинает чрезмерно опекать другого, не давая никому посягнуть на его "эмоциональную собственность". Точно так же ведет себя субъект, если "пристроился снизу" к более сильной личности; он словно "прилипает" к нему, стараясь во всем угодить, ловя каждое его слово и желание. Ревность в этом случае сродни ревности собаки к своему хозяину.