Повесть петра и февронии муромских анализ произведения. Древнерусская литература

^ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

на правах рукописи

Мита Аюми

ПОЭТИКА СЮЖЕТА «ПОВЕСТИ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ»

Специальность 10.01.01 - русская литература

Санкт-Петербург 1997

Работа выполнена на кафедре истории русской литературы Санкт-Петербургского государственного университета.

Научный руководитель - доктор филологических наук,

доцент Н.С. Демкова

Официальные оппоненты - доктор филологических наук,

А.Г. Бобров

Кандидат филологических наук М.В. Рождественская

Ведущая организация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

заседании диссертационного совета К 063.57.42 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук в Санкт-Петербургском университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 11.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке имени А.М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета.

Защита состоится « /

Ученый секретарь диссертационного совета доцент

А.И. Владимирова

«Повесть о Петре и Февронии», муромских чудотворцах, памятник XVI в., по гармоничности художественной формы, по глубине поэтических образов занимает особое место не только в истории русской литературы, но и мировой литературы вообще, ей была посвящена обширная исследовательская литература (Ф.И. Буслаев, А Н. Веселовский, В.Ф. Ржига, М.О. Скрипиль, Д.С. Лихачев, А.И. Клибанов, A.A. Зимин и др.), однако, до появления фундаментальной монографии Р.П. Дмитриевой1 многие вопросы ее изучения оставались нерешенными, в том числе и такие кардинальные как вопрос о времени создания «Повести» и ее авторстве, о соотношении редакций и первоначального текста, также недостаточно полно была прояснена проблема литературного своеобразия «Повести».

В результате тщательного текстологического анализа Р.П. Дмитриева доказала, что автором «Повести о Петре и Февронии» был известный публицист эпохи Ивана Грозного- Ермолай-Еразм, священник одного из кремлевских соборов, автор таких значительных богословских и публицистических трактатов как «Благохотящим царем правительница», «Книга о Троице», «Слово о разсуждении любви и правде и по побеждении вражде и лже» (о них писали А. Попов, И.А. Шляпкин, В.Ф. Ржига, А.И. Клибанов и др.). Р.П. Дмитриева установила также время написания «Повести» о Петре и Февронии - 40-е гг. XVI века, последовательность создания ее многочисленных редакций, и дала полное археографическое описание всех рукописей, содержащих «Повесть». Изучая литературное своеобразие Повести о муромских чудотворцах, отличающейся от традиционных житийных текстов своей особой близостью к фольклорным сюжетам, Р.П. Дмитриева сопоставила сюжет «Повести о Петре и Февронии» со сказочными мотивами. В результате этого сопоставления исследовательница пришла к убедительному выводу, что Ермолай-Еразм не пересказывал древнее предание, лежащее в основе «Повести», как полагал М.О. Скрипиль,2 но создал собственную авторскую композицию фольклорных мотивов; художественную природу «Повести», которую Р.П. Дмитриева трактует как близкую к новеллистической сказке. Эта точка зрения Р.П.Дмитриевой, доказавшей наличие в композиции «Повести»

1 Дмитриева Р.П. «Повесть о Петре и Февронии» / Подготовка текстов и исследование. Л„ 1979.

2Скрипиль М.О. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» в ее отношении к русской сказкеIIТОДРЛ. Т.VII. М.;Л., 1949. С.131-167.

сильного авторского начала, является одним из существенных выводов ее исследования. Главная тема «Повести» трактуется Р.П. Дмитриевой следующим образом: «Анализ композиции "Повести" показывает, что центральной ее темой является история взаимоотношений между Петром и Февронией и сохранения согласия между ними несмотря на враждебное для героини окружение».

Художественная значимость «Повести» в литературном наследии Древней Руси и ее непохожесть на памятники агиографического жанра, фольклорный характер основных сюжетных узлов «Повести» и, одновременно, четкая христианская позиция автора, известного книжника и богослова XVI в., делают текст «Повести» привлекательным для многих исследователей. В 1980-е гг. появился ряд работ известных зарубежных славистов (Б. Конрад, Р. Пиккио), утверждавших, что «Повесть» нужно рассматривать не только в связи с фольклорными материалами, что при анализе ее содержания необходимо учитывать те или иные христианские идеи.

Исследование авторской концепции «Повести», исходящее из анализа основ христианского миропонимания Ермолая-Еразма было проделано Н.С. Демковой.3 Основной вывод Н.С. Демковой заключается в том, что сюжет «Повести о Петре и Февронии» имеет иносказательный характер, что «Повесть» в целом посвящена идее любви, понимаемой в христианском смысле и что авторский текст заключался в том, чтобы показать необходимость нравственного прозрения Петра: подвиг Петра и его борьба с внутренним «змеем», гнездящемся в душе человека (гордыней), продолжается по сюжету «Повести» и далее- уже после победы в поединке со змеем, ведя Петра по пути смирения и познания высшей ценности- идеального смысла жизни, указанного ему Февронией.

Весьма близкой к позиции Н.С. Демковой позиция двух других исследователей. Анализируя использование змееборческого сюжета в письменной традиции средневековья, С. Б. Адоньева подчеркивает, что в «Повести» «Человек, герой уже не является однозначным, его внутренний мир стал местом борьбы добра и зла».4 М.Б. Плюханова понимает змееборчество

3Демкоаа Н.С. К интерпретации «Повести о Петре и Февронии»: «Повесть о Петре и Февронии» как притча II Имя-сюжет-миф. СПб., 1995. С.5-22.

4Адоньева С.Б. Особенности структуры и семантики змееборческого сюжета в фольклоре и письменной традиции И Русский фольклор. Т.25. Л., 1989. С.100-111.

Таким образом, оказывается, что понимание «Повести» возможно в самых различных планах, а вопрос о ее литературном своеобразии все еще остается актуальным.

Целью предпринимаемого нами исследования является изучение художественного своеобразия «Повести о Петре и Февронии» и прежде всего поэтики сюжета в одном определенном и еще не изученном полностью. аспекте - в аспекте целостного подхода к фольклорным истокам ее сюжета и образной системы, выявление тех архетипических образов - мифологем, и их семантических связей в контексте единого произведения, которые использовал Ермолай-Еразм, христианский мыслитель эпохи русского средневековья, чье миропонимание формировалось на стыке христианских идей и народных основ словесной культуры.

Избранный нами подход к изучению поэтики «Повести о Петре и Февронии» полностью согласуется с современной литературоведческой наукой, с интересом к историко-литературному генезису образных лейтмотивов, исторических и мифологических корней отдельных художественных образов (работы А Н. Афанасьева, A.A. Потебни, а также О.М. Фрейденберг, Б.А. Успенского, Б. Гаспарова, В.Н. Топорова и др.). Особое значение для нашей диссертации имела работа В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки».8

В настоящем исследовании не только затрагиваются проблемы связи «Повести о Петре и Февронии» с отдельными фольклорными мотивами, но и предлагается к рассмотрению новый пласт источников: календарный и семейный обряды. При этом диссертация ставит своей целью не только анализ отдельных фольклорных мотивов и образов, использованных Ермолаем-Еразмом (змей, меч, река и т.п.), но и понимание их как частей единого целого, так как эти обряды и мотивы теснейшим образом связаны с идейным авторским замыслом. В этом заключается новизна выполненной работы.

5Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1996.

6/7роллВ.Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996.

Задачи исследования. Согласуясь с целью исследования в диссертации поставлены следующие конкретные задачи: 1) выявить не только моменты сходства основных сюжетных узлов «Повести о Петре и Февронии» со сказочными мотивами, но и различия в интерпретации их автором, так как именно различия позволяют судить об авторской позиции и замысле; 2) выявить сюжетообразующий принцип повествования, позволяющий понять принцип объединения в «Повести» двух сказочных сюжетов «победитель змея» и «мудрая деза», существующих а произведении в едином контексте; 3) рассмотреть «Повесть» в связи с календарной обрядностью.

В соответствии с задачами определена структура работы: диссертация состоит из трех глав, введения и заключения. Глава первая посвящена изучению семантики змееборчества в «Повести о Петре и Февронии»; глава вторая исследует отражение свадебной обрядности в «Повести»; глава третья рассматривает отражение мотивов купальской обрядности в «Повести о Петре и Февронии».

Источниками исследования являются: авторский текст «Повести» Ермолая-Еразма (автограф), выявленный и изданный Р.П. Дмитриевой, фольклорные записи преданий и сказок о Петре и Февронии (Э.В. Померанцева, В.К. Соколова и др.), а также различные сборники русских и славянских сказок, эпических текстов, обрядовой поэзии, отдельные наблюдения ученых-этнографов и фольклористов над бытом и поверьями русского народа.

Апробация и практическая значимость работы. Диссертация обсуждалась на аспирантском семинаре и на кафедре истории русской литературы СПбГУ, раздел работы, посвященный отражению в «Повести» свадебной обрядности- докладывался на международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В.Я. Проппа (СПб., 1994).

Практическая значимость работы заключается в том, что исследованные материалы и выводы диссертации могут быть использованы для чтения общих и специальных курсов лекций по истории русской литературы и фольклора, а также учтены в дальнейшем изучении своеобразия русского литературного процесса XVI в. и выявление особого характера связей средневековой русской

Введение посвящено истории научного изучения «Повести о Петре и Февронии», постановке вопросов о художественном своеобразии произведения, здесь же содержится обоснование актуальности и новизны диссертации, определены цели и задачи исследования и указаны методологические и теоретические основы предпринятого анализа.

Глава I. Семантика змееборчества в «Повести о Петре и Февронии»

Поэтика «Повести о Петре и Февронии» рассматривалась исследователями в основном в связи с влиянием фольклора на данное произведение. При этом при рассмотрении композиции «Повести» было принято делить ее на две части: 1) змееборчество князя Петра и 2) женитьба Петра на Февронии. Первая часть обычно сравнивалась со сказочным сюжетом о змееборчестве, а вторая - с сюжетом о мудрой деве, причем в научной литературе закрепилась традиция рассматривать их по отдельности. При анализе единой композиции «Повести» Р.П. Дмитриева устанавливая ее близость к новеллистической сказке рассматривала первую часть- борьбу Петра со змеем - как зачин дальнейшего повествования.

На наш взгляд, борьба Петра со змеем, как показала Н.С. Демкоеа, является лейтмотивом всей «Повести». Чтобы убедиться в этом, необходимо еще раз рассмотреть характер изображения змея и змееборческий сюжет в «Повести», в сопоставлении с фольклорными материалами. В результате анализа было обнаружено не только сходство, но и отличия «Повести о Петре и Февронии» от фольклорных материалов. Значение обнаруженных отличий заключается в том, что именно они позволяют понять авторское начало и замысел в «Повести». Существенное значение в этом направлении анализа для диссертации имела указанная нами выше статья С. Б. Адоньевой, рассмотревшей змееборческий сюжет в устном народном творчестве и его трансформацию в народной традиции. Как известно, образ змея и тема змееборчества широко распространены не только в русском фольклоре, но и в фольклоре народов мира, в том числе и в японской мифологии (борьба Сусаноо с Ямата-но Ороти - змеем-страшилищем).

При рассмотрении русских народных сказок о змееборчестве мы замечаем две основные начальные ситуации: 1)змей появляется на этом свете (сказки типа «звериное молоко»); 2) змей появляется на том свете (сказки типа «победитель змея»)7

В первом случае змей обычно летает к женщине, с которой он вступает в любовную связь, а во втором случае змей требует, чтобы ему выдавали женщину (чаще всего царевну) на съедение.

Змей из сказок типа «звериное молоко» и змей из сказок типа «победитель змея» по материалам, рассмотренным нами, никогда не смешиваются. В «Повести о Петре и Февронии», напротив, это смешение элементов наблюдается: начальная ситуация «Повести» совпадает с типом сказок «звериное молоко» (змей вступает в любовную связь с женою муромского князя Павла- брата Петра), а в дальнейшем мы не наблюдаем действий, характерных для сказок этого типа, когда женщина, вступившая в любовную связь со змеем либо сама умирает, согласно сказочному канону, либо причиняет вред своему мужу или брату. В «Повести» жена Павла поступает иначе: она рассказывает своему мужу о посещении змея и способствует тем самым его гибели. Дальше «Повесть» развивается по сюжетной линии второго типа сказок - сказок типа «победитель змея». Получив Агриков меч, подобно герою богатырской сказки, Петр побеждает змея, и даже в дальнейшем находит суженую (об этом мы пишем во второй главе диссертации).

Сравнение «Повести» с поздними фольклорными записями рязанских легенд, возможно, восходящих непосредственно и пересказам «Повести», как считает Р.П. Дмитриева, позволяет нам выделить особый авторский замысел литературного произведения, отличающийся от случайных и архаических планов, проявляющихся в этих устных легендах.

На всем протяжении развития сюжета в «Повести» мы отмечаем авторское переосмысление использованных фольклорных образов и мотивов.

Змей в «Повести» не является" лишь эпическим по происхождению персонажем, как полагал М.О. Скрипиль. Его надо рассматривать и как христианский символ зла. В отличие от сказок, змей отправляется к жене Павла не по своей воле, его посылает дьявол. Змей сказочных сюжетов сам по себе является царем подземного царства, но в «Повести о Петре и Февронии» он

7Андреев Н.П. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарнв. Л., 192Э.

играет подчиненную роль, роль подручного дьявола, целью действий которого является желание вредить человеческому роду, губить человеческие души. Когда князь Павел узнал о связи своей жены со змеем, он говорит о необходимости спасения не только ее самой от змея, но и о спасении ее души («в будущий век нелицемерного судию Христа милостива себе сотвориши»).

«Агриков меч» - это не просто фольклорное оружие - меч-кладенец, а оружие, посланное Петру свыше, он связан с идеей животворящего креста (Петр получает меч, замурованный в стене монастыря Воздвиженья животворящего креста, из рук отрока, по-видимому, ангела). Однако в отличие от ряда сказок, где герой не сомневается в своей роли змееборца, Петр полагается не на Агриков меч, ни на свою силу, а лишь на Божью помощь: «Аз же тамо иду браться со змием, да некли Божию помощию убиен да будет лукавый сей змей».

И сам Петр- не только змееборец, богатырь. Он наделен такими христианскими добродетелями, как благочестие и братолюбие, а главным его подвигом становится подвиг смирения, отказ от сословной гордыни. В этом свете в диссертации рассматривается значение имени Петра в христианской традиции.

Само описание борьбы со змеем по сравнению со сказочными вариантами в «Повести» менее разработано и сосредоточивает внимание читателя совсем не на сказочных моментах. В сказках описываются многократные бои со змеем. Обычно они происходят три раза. При этом во время боя герой сказок часто впадает в богатырский сон, от которого его могут разбудить только слезы царевны, которую он спасает. В «Повести» эти сказочные элементы отсутствуют. В «Повести» Ермолай-Еразм подробно описывает другое: действия Петра, стремящегося точно определить, где находится его брат Павел, чтобы не убить его по ошибке. Для автора «Повести о Петре и Февронии», таким образом, важным является не сама сцена победы над змеем, а изображение переживаний Петра.

В «Повести» семантика темы змееборчества Петра и сам образ Петра неоднозначны. Тема борьбы со змеем напоминает о богатырском подвиге героя, однако борьба Петра со змеем имеет в «Повести» и еще одно, второе значение, связанное с христианскими идеями Ермолая-Еразма.

Борьба Петра со змеем в «Повести» - не есть изображение одного конкретного события; в течение всего повествования продолжается борьба Петра со «змеем» - со своей гордыней, с отказом признать равный статус Февронии, с приверженностью, свойственной человеку, к мирским, земным страстям. А. И. Клибанов в своей статье «"Повесть о Петре и Февронии" как памятник русской общественной мысли» делает очень интересное замечание для нашей работы: «Доблесть князя бесспорно заслужила признание Февронии. Но богатырско-эпический "добрый молодец" не есть ее идеал. Требования Февронии впору ее душевному миру, и они сложны: князь сразился со змеем неприязни и победил его; победит ли он в себе и вне себя змея сословных предрассудков?».8 Окончательная победа Петра над собой совершается на берегу Оки - в последнем эпизоде, завершающем сюжетное повествование, рассказывающее об этой борьбе. Таким образом главная идея произведения - духовное преображение князя Петра. Исцеляет же, то есть воскрешает его для новой жизни, крестьянская девушка Феврония - олицетворение высшего Божественного Промысла, поначалу не понятого Петром.

Глава II. Отражение свадебной обрядности в «Повести о Петре и Февронии»

Выше мы отметили, что различные части «Повести», основанные на фольклорных источниках («победитель змея» и «мудрая дева»), многие авторы рассматривали по отдельности, что привело к дроблению восприятия единого сюжета. С нашей точки зрения сюжет «Повести» нужно рассматривать как единое целое, В роли соединяющего звена, связывающего оба сюжета, на наш взгляд выступает семантика свадебной обрядности.

В «Повести» существуют яркие приметы свадебного обряда. Отдельные персонажи «Повести» могут рассматриваться как герои, выполняющие роль «свадебных чинов» (слуга Петра выступает как сват, князь - это сам Петр, княгиня- Феврония, есть бояре и т.д.). Место, где происходит исцеление Петра - баня - совпадает с местом, где по народному обычаю совершаются «переходные» обряды, в том числе обряды, предшествующие свадьбе.

еКпибаное А.И. «Повесть о Петре и Февронии» как памятник русской общественной мысли // Исторические записки. 1959. Т.65. С.ЗОЗ-315.

Между тем, связь сюжета змееборчества и победы над змеем с сюжетом, повествующим о соединении героев - победителя и вещей девы - знает не только русская, но и мировая литература. М.Б. Плюханова в монографии «Сюжеты и символы Московского царства» особо отмечает, что связь темы змееборчества с темой премудрости имеет глубокие корни в системе богословско-теократических идей и символов^ в византийско-славянской культурной традиции.

Рассматривая южнославянские и русские эпосы Б.Н. Путилов уделят большое место анализу мотива «героического сватовства» и особо отмечает следующее: «И русскому и южнославянскому эпосу знакомы образы невест, представляющих "иной мир" либо наделенных фантастическими чертами».9

В статье, посвященной мотивам «Тристана и Исольды» И.Г. Франк-Каменецкий совершенно четко формулирует схему «победы над змеем (драконом) через соединение с суженой». По его наблюдению соединение с суженой приравнивается к победе над змеем.10

1. Образ жениха в русских волшебных сказках и в «Повести о Петре и Февронии».

Сюжет о змееборчестве в волшебных сказках и эпосе отражает, по-видимому, следы архаического обряда инициации. С этой точки зрения борьба со змеем означала для героя испытание, после которого он получает более высокий статус в общине. Отметим, что на русской почве обряд инициации не существовал как особый обряд. Многие исследователи считают, что его заменял в какой-то степени свадебный обряд, а совершеннолетие понималось как готовность к браку.11 Из вышесказанного можно отметить, что для автора «Повести» был важен мотив «змееборчества» как решающий момент для инициации его героя - Петра. Тема змееборчества, будучи тесно связана с обрядом инициации (приобретением нового статуса в общине), в «Повести о Петре и Февронии» является главной темой автора, развивая ее, он

9Путилов Б.Н. 1) Славянские эпические песни о сватовстве // Фольклор и этнография. Л., 1970. С,144-157; 2) Русский и южнославянский героический эпос: Сравнительно-типологическое исследование. М., 1971. С.130.

юФранк-Каменецкий И.Г. Иштар-Исольда в библейской поэзии// Тристан и Исольда. От героини любви феодальной Европы до богини матриархальной Афроевразии. Л., 1932. С.71- 89.

""Бэйбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993.

показывает победу духовного начала над земным. Условием же этой победы является соединение Петра и Февронии, поэтому «Повесть» насыщена автором образами свадебной обрядности. Семантика свадебной обрядности охватывает текст «Повести» шире, чем обряд совершеннолетия, так как семантика инициации присутствует в самом свадебном обряде.

В типичных волшебных сказках, таких как «Иван-дурак» или «Хрустальная гора», доминирующим элементом, как мы видим, является передвижение героя, т.е. жениха. В начале сказки, как обычно, происходит уход героя из родного дома по разным причинам: за чудесными яблоками, за живой водой, а, может быть, и по торговым делам («Василий купеческий сын»). Иногда героя из родного дома прогоняют.

Этот уход из родного дома, скорее всего, призван обозначать совершеннолетие героя, его готовность к женитьбе. Чтобы показать это, герой должен искать свой путь вне своего мира, должен совершить далекое путешествие, чтобы стать признанным членом общества, а для этого он должен в процессе пути преодолеть разного рода трудности и подвергнуться различным испытаниям.

В первой главе мы писали о том, что, по сравнению с волшебными сказками типа «победитель змея», в «Повести о Петре и Февронии» само описание борьбы Петра со змеем дается очень скудно. В волшебных сказках поединок со змеем является кульминацией деятельности героя, прекращающей развитие основного сюжета. А в «Повести», с нашей точки зрения, основной сюжет, связанный с изображением духовного роста Петра, по настоящему начинается с того момента, когда Петр получает язвы от крови змея. Именно с этого момента повествование начинает развиваться по схеме свадебного обряда, совершается передвижение Петра из своего мира в чужой. Передвижение Петра напоминает схему свадебного обряда. Однако эти передвижения заметно усложняются: тяжело заболевший князь Петр (как и жених) должен перейти границу и побывать в подземном царстве, но одновременно, родившийся княжичем, Петр должен не подняться вверх, а, наоборот, «опуститься» в своем социальном статусе для того, чтобы спастись, так как только союз с простой крестьянской девушкой Февронией может дать ему исцеление.

И в «Повести о Петре и Февронии», подобно архаическим представлениям, будучи женихом, князь Петр должен жениться на суженой для того, чтобы перейти границу - из чужого мира вернуться обратно в мир свой. Женившись на Февронии, Петр возвращается в Муром и почти сразу же становится властителем княжества, так как умирает его старший брат Павел. Происходит повышение социального статуса Петра. В этом отношении брачный союз является средством обретения не только новой жизни, но и более высокого статуса для жениха и невесты. Первый этап повышения статуса связан с первым этапом на пути обновления Петра.

2. Образ невесты в сказках о мудрой деве и в «Повести о Петре и Февронии».

Многими исследователями принято считать, что с появлением Февронии начинается следующая часть «Повести», которую можно сравнивать с рядом сказок о «мудрой деве». Это отмечалось еще Ф.И. Буслаевым. Р.П. Дмитриева провела сравнительный анализ «Повести» и ряда сказок о мудрой деве, отмечая элементы их сходства и различия. Она совершенно справедливо говорит о том, что не только ряд таких сказок как «Семилетка», «Стрижена деека» и др., но и сама «Повесть» связаны со свадебными обрядами.

Например, в сказке «Мудрые ответы» героиня с самого начала выступает в роли невесты. Сват приходит и задает разные загадки, которые невеста, разумеется, разгадывает. Многие исследователи даже считают, что само происхождение загадок во многом связано с традиционными испытаниями героев свадебного обряда (иначе говоря, о состязании между женихом и невестой).

В «Повести о Петре и Февронии» трудные задачи так же выступают в качестве свадебного испытания. Однако, когда речь идет о загадочной речи Февронии, главным здесь является не испытание перед свадьбой, а проявление мудрости Февронии, которая владеет «тайной речью». В диалоге со слугой Петра Феврония как бы сама задает загадки и сама разгадывает их. Тем самым она проявляет себя как носитель высшей мудрости. Из речи Февронии ясно то, что в доме кроме нее никого нет. следует отметить, что в сказках, о мудрой деве героинь всегда встречают в доме одних. С нашей точки зрения, что далеко не случайно. Существовал обычай удалять

невесту до брака в специально построенное для нее жилище. В.И. Еремина пишет по этому поводу, что этот обычай сохраняется лишь в сказках" .

Итак, в первый раз в дом невесты Февронии приходит сват и происходит состязание загадками, а потом, согласно правилам свадебного обряда, приезжает и сам жених. Если Феврония является невестой, то она как бы находится в состоянии временной смерти, отчего и приобретает необыкновенную силу. Только она может исцелить князя - именно в качестве невесты - суженой Петра.

3. Семантика «исцеления» в свадебном обряде и в «Повести о Петре и Февронии»

В фольклорных записях преданий и сказок о Петре и Февронии сцена исцеления Петра изложена крайне лаконично, в них лишь упоминается о двойном ее лечении. В «Повести» же автор уделяет этому достаточно много места, так как этот эпизод (одно из «чудес» Февронии) теснейшим образом связан с идеей «воскрешения» главного героя (переход через смерть к новой жизни). Чтобы исцелить князя Петра Феврония приказывает истопить баню, а затем помазать его специально изготовленной для него мазью. Это действие соответствует тому, что в волшебных сказках погибшего или разрубленного на части героя сначала омывают мертвой водой, соединяющей члены его тела. Чтобы воскресить его - нужна живая вода, которая и дает герою новую жизнь. Функцию живой воды - второго этапа исцеления - в «Повести» выполняет брак Петра с Февронией - происходит его соединение с невестой, посланной ему Божественным Промыслом.

Интересно высказывание А. К. Байбурина относительно омовения невесты перед свадьбой. Когда невесте расплетают в бане косу, то ее как бы разделяют на части (отделение «красоты»), после чего невеста становится как бы мертвой. Через мертвую воду (баню) она заново обретает целостность, но при этом невеста еще не воскресает, а находится в переходном состоянии, так как еще не получила нового статуса, который приобретается через венчание - соединение с женихом).

Анализ «Повести» показывает, что в изображении Февронии (как невесты) Ермолай-Еразм отступает от сказочного канона, наделяя

12 Еремина В.И. Фольклор и ритуал.Л.,1991.

Февронию чертами, которые позволяют рассматривать ее как носительницу особой, высшей Мудрости. В этом плане существенным моментом, на наш взгляд, является сходство описания Февронии за ткацким станом и изображений Богородицы на иконах Благовещения. Подобно богородице, давшей человеческую природу Христу, Феврония способствует исцелению Петра и его преображению, возрождению в новом качестве.

Принятие христианства не уничтожило народных представлений о живой и мертвой воде, но в христианской книжности произошла их трансформация. Петр получает исцеление через свой союз с Февронией и повышение социального статуса (после возвращения в Муром с Февронией Петр становится властителем Муромского княжества, а Феврония же, как особо подчеркивает автор, сделалась княгиней).

4. «Небесный брак» Петра и Февронии

«Повесть о Петре и Февронии» не заканчивается земным браком героев. Заключительная сцена «Повести» заставляет вспомнить сцену первоначального знакомства Петра и Февронии, когда Петр посылал своего слугу искать ему врача. Петр и Феврония в обоих описаниях переговариваются через третье лицо, и в обоих случаях посланец Петра застает Февронию за рукоделием.

Интересна здесь и семантика нити. Это относится также и к пряже. Получается, что Феврония не заканчивает свою работу на земле, а оставляет ее другим. Нить связывает земное и небесное царства, так как земная работа над небесным воздэхом осталась незаконченной.

Показателен в этом отношении и самый конец «Повести», описывающий чудо соединения в одном гробу тел Петра и Февронии. Отметим попутно, что попытка разъединить Петра и Февронию при погребении совершалась трижды, что полностью соответствует троичности эпизодов в авторском описании, рассказывающих о все более прочной и полной связи героев: 1) женитьба Петра на Февронии; 2) соединение их на берегу Оки после боярского мятежа; 3) соединение их тел в одном гробу.

Это чудо, кроме своей основной функции в житийном контексте -свидетельствовать о святости героев (их последнее желание исполняется вопреки желанию людей), в другой же - мифопоэтической - системе значений является знаковым событием, подтверждающим для всех участников и

последующих поколений окончательное соединение, их совершившийся «небесный брак».

ГЛАВА 111. Отражение купальской обрядности в «Повести о Петре и Февронии»

На первый взгляд, в «Повести о Петре и Февронии» нет ничего, что можно было бы рассматривать как отражение календарной обрядности. Однако обратим внимание на то, что день памяти святых 25 июня (день памяти византийской мученицы Февронии) следует за одним из крупнейших народных праздников- рождеством Иоанна Предтечи («Ивана Купало») (об этой связи вперэые упомянула Н.С. Демкова).

Этот праздник является скорее языческим, нежели христианским и купальские обряды осуждались христианской церковью. Именно поэтому красочность купальских игрищ священнослужители осуждали как бесовские (см. послание псковского игумена Памфила).

Основные элементы праздника: разжигание костров, перепрыгивание через них (в ночь с 23 на 24 июня), собирание трав, похороны обрядового дерева или чучела (Купала или Мара). Купальские игрища были известны свободными отношениями между полами.

Считалось, что в купальскую ночь бродит нечистая сила (в купальскую ночь по земле открывался проход с того света на этот и наоборот.) Однако, соприкосновение с иным миром дает всем существам на земле магическую силу, и в купальском обряде явно присутствовала тема жизни и смерти, тема исцеления (воскресения) занимающая большое место в «Повести о Петре и Февронии». В связи с этим в этой главе рассматриваются несколько эпизодов «Повести»: чудо Февронии над деревьями, эпизод искушения Февронии на судне, эпизод боярского пира перед изгнанием Петра и Февронии из Мурома.

В первом эпизоде особенно ярко наблюдаются мотивы, сравнимые с купальской обрядностью: 1) ночлег и трапеза на берегу Оки; 2) разжигание огня и срубленные деревья. К тому же, при описании чуда над деревьями автор неоднократно обращает внимание читателя на время происходящего события и ориентирует время действия на противоположные понятия «вечер - утро». Купальские игрища происходили именно в границах этих двух временных моментов. К тому же, в народных представлениях, вечер отождествлялся со

смертью, а утро- с жизнью. Процесс купальского обрядового действия и представляет собой воспроизводство перехода от старого (мертвого) к новому (живому). В «Повести о Петре и Февронии» семантика исцеления (переход от старого к новому) изображается в перевернутом виде. Такие образы купальской обрядности как берег реки, огни костра, деревья, служат скорее описанию душевного состояния князя Петра.

С купальской темой в «Повести» связан в нашей интерпретации эпизод искушения Февронии, обычно рассматривавшийся исследователями при анализе композиции «Повести» как вставной: в этом эпизоде четко звучит тема осуждения «прелюбодеяния», что противопоставляет поведение Февронии обычаям купальской ночи.

Еда в архаическом сознании воспринималась как один из важнейших компонентов сакрального акта (жертвоприношение). По мнению многих ученых (ОМ. Фрейденберг, В.Н. Топоров и др.) акт «еды» связан с воскрешением человека. Трапеза Петра на берегу Оки связывается с эпизодом предшествующим его окончательному обновлению, и связаны с темой перехода от смерти к жизни.

Пир бояр в связи с изгнанием Петра и Февронии из Мурома также, с нашей точки зрения, может рассматриваться в связи с отражением в «Повести» элементов купальского праздника: боярский пир сопровождается шумом, весельем, всякого рода бесчинствами, что характерно для купальских игрищ.

Отметим, что окончательное обновление Петра совпадает в «Повести» по времени с гибелью муромских бояр, олицетворяющих земное, плотское, низменное начало. Оба события происходят почти одновременно. Тем самым сюжет «Повести» утверждает, что окончательная победа Петра над змеем совершилось.

В заключении приводятся основные выводы нашего исследования: Исследования мифопозтической основы и фольклорных источников, отдельны* образов «Повести» подтверждает, что текст «Повести о Петре и Февронии»;, имеет иносказательный притчевый характер. «Повесть» нужно рассматривать, не только в сравнении с фольклорными материалами, но и в свете христианской традиции.

2) «Повесть о Петре и Февронии» подчинена единому авторскому замыслу преображения, духовного прозрения героя Петра через союз с Февронией - носительницей высшего Божественного Промысла.

3) Основным сюжетопорождающим принципов в «Повести» является свадебная обрядность, соединяющая все образы, мотивы, используемые Ермолаем-Еразмом для полного выражения собственного авторского замысла. Именно свадебная тема позволяет выразить центральную идею «Повести»: воскрешение героя Петра через брак.

1. Семантика змееборчества в «Повести о Петре и Февронии»// От Ермолая-Еразма до Михаила Булгакова. Статьи о русской литературе. СПб., 1997. С.6-17.

1) Истории создания «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Во времена Ивана Г розного Московский митрополит Макарий поручил собирать по русским городам предания о прославившихся своими благочестивыми поступками праведных людях. Впоследствии церковный собор провозглашает их святыми. Священник Ермолай получил поручение написать сочинение о муромских святых - князе Петре и его супруге княгине Февронии. Ермолай-Еразм написал «Повесть о Петре и Февронии Муромских», которые на соборе в 1547 году были канонизированы, то есть объявлены «новыми чудотворцами», святыми.

2) Особенности сюжета «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Источники сюжета. Источником сюжета для «Повести...» Ермолая-Еразма послужила местная легенда о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней (село Ласково в пяти километрах от села Солотчи и бывшего Солотчинского монастыря, откуда была родом Феврония, существует и в наши дни). Народное предание оказало столь сильное влияние на Ермолая-Еразма, что он создал произведение, не связанное с канонами житийного жанра: перед нами увлекательное сюжетное повествование, мало чем напоминающее рассказ о подвиге святых во славу церкви. И в сюжете, и в содержании отдельных эпизодов, и в загадывании и разгадывании загадок заметно проявляются фольклорные мотивы. Показательно в этом отношении то, что рассказ Ермолая-Еразма о Петре и Февронии, признанных церковью святыми, не был включен в «Великие Минеи-Четии», в которых наряду с другими текстами помещались многочисленные жития русских святых.

Основные этапы сюжета. Экспозиция. «Сей убо в Рустей земли град, нарицаемый Муром» - так просто начинается повесть. В граде этом, как рассказывают, говорит повествователь, княжил благоверный князь Павел. И стал к его жене летать змий-насильник. Для посторонних он принимал облик Павла. Жена Павла поведала мужу о своем несчастий, и стали оба думать, как избавиться от насильника. Однажды, когда змий снова прилетел к жене Павла, она спросила змия «с почтением»: «Многое ты знаешь, знаешь ли ты кончину свою: какая она буде и от чего?» Прельщенный «добрым прельщением» жены Павла, змий ответил: «Смерть моя - от Петрова плеча, от Агрикова меча». Брат Павла, Петр, решает убить змия, но не ведает, где ему достать Агриков меч. Он находит этот меч в одной из своих поездок для уединенной молитвы в загородном храме в алтаре между «керамидами», то есть керамическими плитками, обычно закрывавшими погребения. Удостоверившись, что в храмине у жены Павла сидит не Павел, а змий, принявший облик Павла, Петр ударяет его Агриковым мечом. К змию возвращается его подлинный облик, и он «трепеща» умирает, обрызгав Петра своею кровью. От этой крови Петр покрывается струпьями. Болезнь его невозможно вылечить.

Завязка сюжетного действия. Страшная болезнь Петра служит завязкой второй части повести, где появляется мудрая дева Феврония, излечивающая князя. Феврония - «мудрая дева» сказочных сюжетов. Внешние проявления её большой внутренней силы скупы. Она готова на подвиг самоотречения, победила свои страсти. Её любовь к князю Петру потому и непобедима внешне, что она побеждена внутренне, ею самой, подчинена уму. Вместе с тем её мудрость - не только свойство её ума, но в такой же мере - её чувства и воли. Между её чувством, умом и волей нет конфликта: отсюда необыкновенная «тишина» её образа.

Развязка. Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по её благословению. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе любви, в мудрости, подсказанной ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа - князя Петра. Их не может разлучить сама смерть. Когда Петр и Феврония почувствовали приближение смерти, они стали просить у Бога, чтобы умереть в одно время, и приготовили себе общий фоб. После того они приняли монашество в разных монастырях. И вот, когда Феврония вышивала для храма богородицы «воздух» для святой чаши, Петр послал ей сказать, что он умирает, и просил её умереть с ним вместе. Но Феврония просит дать ей время дошить покрывало. Вторично послал к ней Петр, велев сказать: «Уже мало пожду тебя». Наконец, посылая р третий раз, Петр говорит ей: «Уже хочу умереть и не жду тебя». Тогда Феврония, которой осталось дошить лишь ризу святого, воткнула иглу в покрывало, обвертела о неё нитку и послала сказать Петру, что готова умереть с ним вместе.

Эпилог. После смерти Петра и Февронии люди положили тела их в отдельные гробы, но на следующий день тела их оказались в общем, заранее приготовленном ими гробу. Люди второй раз попытались разлучить Петра и Февронию, но снова тела оказались вместе, и после этого их уже не смели разлучать.

Какие силы действуют в начале повести? (змий лукавый - дьявол)

Что такое Агриков меч? (Агрик - сказочный богатырь. Рассказывали, что он побеждал исполинов и чудовищ. Он собрал несметную сокровищницу оружия, среди которой был и меч-кладенец.)

Почему тело Петра покрылось струпьями и язвами? («... Петр, твердо удостоверившись, что это не брат, но лукавый змий, ударил его мечом. Змий обратился в свой естественный вид и пал мертвым в судорогах, забрызгав князя Петра своею кровью. От той вражьей крови тело Петра покрылось струпьями и открылись язвы, и напала на него тяжкая болезнь.»)

3) Художественные особенности «Повести о Петре и Февронии Муромских».

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» представляет собой соединение двух фольклорных сюжетов: одного о змее-соблазнителе и другого - о мудрой деве, Сюжеты эти в «Повести...» соединены и приурочены к Мурому, а вся повесть претендует на историческую достоверность.

Очарование «Повести...» - в простоте и ясности изложения, в степенной неторопливости рассказа, в способности повествователя не удивляться удивительному, в гармонирующей со спокойствием -рассказчика простоте и беззлобии действующих лиц.

Исследователями повести обнаружены очевидные параллели между сюжетом жития муромских святых и русскими сказками. Кроме того, произведение Ермолая-Еразма содержит ряд традиционных мотивов, восходящих к старофранцузскому эпосу (роману о Тристане и Изольде): Изольда излечивает Тристана, зараженного кровью чудовища; гонители требуют изгнания Изольды; гробницы Тристана и Изольды соединяет терний, и все попытки его уничтожить оказываются тщетными.

Тем не менее, интерпретация "Повести о Петре и Февронии" как произведения, прославляющего земные чувства, представляется недостаточно обоснованной. Дело в том, что сам текст повести противоречит столь определенному выводу. Ни Петр, ни Феврония не говорят о любви. Их брак не плотский, а духовный, строится на соблюдении евангельских заповедей и, соответственно, приобретает характер союза с Богом. Не следует также забывать о том, что главная героиня в сущности не добивается каких бы то ни было земных благ, благополучия; ее мудрость сродни прозорливости, а не человеческой хитрости.

Феврония не действует силой внушения, но лишь послушно следует высшему знанию: ей открывается то, что скрыто от других людей. В этом, вероятно, нет исключительной заслуги Февронии, хотя условием получения пророческих способностей становится сама благочестивая жизнь. Поэтому святая совершает чудеса «своим благословением». Она, безусловно, побеждает в мудрости героев-мужчин (самого Петра, княжеского отрока, завистливых бояр). Главной темой повести, таким образом, становится тема ума и как провидческого дара, и как религиозно-нравственной интуиции. Не случайно произведение открывается пространным богословским предисловием, в котором говорится о духовном устройстве человека.

Наделенная особой чистотой духовного "ума", Феврония выступает орудием высшей воли, способствуя исправлению и спасению других людей. Ее роль в структуре произведения символична. Мудрая женщина олицетворяет собой образ первозданного человека, земного царя всего творения. Недаром во второй новелле Феврония предстает как повелительница созданного Богом «тварного» мира и наставница заблудшего человека: заяц в ее горнице является, судя по всему, символом первозданной природы, господином которой был праведный Адам до своего грехопадения. В то же время заяц мог олицетворять собой грешника, преследуемого дьяволом. Соответственно, Феврония становится защитницей неразумных и слабых существ, которые подвергаются смертельной опасности. Таким образом, тема борьбы с темными демоническими силами подспудно присутствует в произведении.

Эта концепция определяет характер построения образной системы. На вершине иерархии образов находится Феврония. Ей противопоставлены неразумные люди, охваченные скверными страстями (бояре и их жены). Есть и герои, которые постепенно приобщаются к высшей мудрости. Прежде всего, это князь Петр. Он, конечно, зависит от обстоятельств, но может направить личную волю на благие дела. В результате князь должен подчиниться высшему замыслу и признать ограниченность своих возможностей, свою недостаточную мудрость. Его главным подвигом становится смирение. Следовательно, повесть прославляет не человека, а всеведение Промысла. В этом назидательный и религиозный смысл произведения. Однако автор ушел от прямого дидактизма, от непосредственной публицистичности. Ермолай-Еразм, как опытный богослов и высокоодаренный писатель, воспользовался народными преданиями, следуя требованию правдивости: он не мог, судя по всему, отступить от канвы устных рассказов, но наполнил их смыслом сугубо нравственным, преобразовав имевшийся в наличии цикл готовых сюжетов в стройное композиционное и философское целое.

В точном соответствии с композицией выстраивается общий сюжет повести. Первая новелла выполняет роль завязки сюжета, вторая — развития действия, третья — кульминации и развязки. Четвертая новелла — финальная. Это — своеобразный агиографический итог и одновременно существенный элемент любого жития — посмертное чудо, свидетельство святости.

Как писатель Ермолай-Еразм чужд высокой книжной риторики. В повести практически нет элементов витийственного стиля "плетения словес". Ведущая роль принадлежит простому изложению событий. Главной художественной приметой повествования выступает «малая» образность. С этой точки зрения, внимательное отношение к предметному миру и человеческому жесту показательно и может служить отличительным признаком индивидуальной авторской манеры книжника. Ермолай-Еразм сосредоточивается на поведении главной героини. В данном случае писатель проявил себя как мастер художественной детали: трогательно и правдиво поведение Февронии, ее простонародные манеры (чудо с превращением в фимиам хлебных крошек); значим и исполнен глубокого смысла жест вышивальщицы, обвивающей нить вокруг иглы. По-своему изображает Ермолай-Еразм и внутренний мир своих персонажей: в особенности это касается сомнений князя Петра, которые облечены в форму внутреннего голоса, напряженного и психологически верного монолога.

Важнейшими элементами художественной системы произведения следует признать диалоги, содержащие тонкие речевые характеристики. Диалогичность повести связана с народной речевой стихией, нашедшей художественную форму. Типичный обмен репликами в повести, как правило, приурочен к разгадыванию загадок, которые задает мудрая Феврония.

Символические элементы повести отмечены особым проникновенным лиризмом. В житийном рассказе нет характерных для средневековой агиографии видений, знамений, мало типичной нумерологической символики (сокровенного смысла чисел). Чудеса имеют «камерный» характер (чудо с процветшими деревцами). Безусловно, "Повесть о Петре и Февронии" явилась новым существенным этапом в развитии агиографического жанра. Совершенствуя приемы идеализации, Ермолай-Еразм ушел от абстрактного психологизма и сделал ряд первостепенных художественных открытий. Однако новаторство агиографа служило выражению традиционного духовного содержания и соответствовало общему пафосу древнерусской житийной литературы.

"Повесть о Петре и Февронии" была создана в середине XVI века писателем-публицистом Ермолаем Еразмом на основе муромских устных преданий. Герои повести — исторические лица: Петр и Феврония княжили в Муроме в начале XIII века, умерли в 1228 году. Однако в повести историчны только имена, вокруг которых сложился ряд народных легенд, составляющих основу сюжета. По мнению ученых, в повести объединены два народно-поэтических сюжета: волшебная сказка об огненном змие и сказка о мудрой деве 1 . С устно-поэтической народной традицией связан и образ центральной героини — Февронии.

Сказочно начало повести: "Есть в земле Российской город, называемый Муром. В нем, как рассказывают, правил князь по имени Павел". И стал к его жене летать змей. Он принимал облик Павла. Жена Павла поведала мужу о своем несчастье, и стали оба думать, как избавиться от змея. Однажды, когда змей снова прилетел к жене Павла, она спросила его: "Многое ты знаешь, знаешь ли ты кончину свою: какая она будет и отчего?" Прельщенный словами женщины змей ответил: "Смерть моя — от Петрова плеча, от Агрикова меча" 2 .

Брат Павла Петр решает убить змея, но не знает, где ему достать Агриков меч. Однажды он находит этот меч в алтаре церкви. Затем Петру удается застать в палатах змея, принявшего облик Павла, и расправиться с ним. Поверженный змей принимает свой подлинный облик и в судорогах издыхает. Однако на теле Петра, там, куда попали капли крови чудовища, появились неизлечимые язвы. Петр приказывает своим слугам отправиться в Рязанскую землю, где, как он слышал, есть хорошие врачи.

Один из княжеских отроков приходит в деревню Ласково, заходит в крестьянскую избу и видит девушку, сидящую перед ткацким станком, — это Феврония. В разговоре с девушкой он поражается ее мудрым ответам, смысл которых посыльный с первого раза не понимает. Например, она говорит ему: "Плохо, когда двор без ушей, а дом без глаз". На вопрос, где же хозяин дома, девушка отвечает: "Отец и мать пошли взаймы плакать, а брат ушел сквозь ноги смерти в глаза глядеть". Юноша требует разъяснений и слышит в ответ: "Ну чего уж тут не понять! Подъехал ты ко двору и в дом вошел, а я сижу неприбранная, гостя не встречаю. Был бы пес во дворе, почуял бы тебя издали, лаял бы: вот и были бы у двора уши. А кабы в доме моем было дитя, увидело бы тебя, как ты через двор шел, и мне бы сказало: вот был бы и дом с глазами. Отец и мать пошли на похороны и там плачут, а когда они помрут, другие над ними плакать будут; значит сейчас они свои слезы взаймы проливают. Сказала я, что брат мой — бортник, в лесу они собирают на деревьях мед диких пчел. Вот и сейчас брат ушел бортничать, залез на дерево как можно повыше и вниз поглядывает, как бы не сорваться, ведь кто сорвался, тому конец. Потому я и сказала: “Сквозь ноги смерти в глаза глядеть" 3 .

Затем юноша рассказывает Февронии о болезни князя, и она берется его вылечить, но при условии, что за это князь женится на ней. Она мудра народной мудростью. Так, Феврония отдает слугам князя мазь и велит намазать все нарывы на его теле, кроме одного, что в дальнейшем дает ей возможность заставить князя выполнить уговор. С другой стороны, Петр хочет проверить ее ум и посылает ей пучок льна с требованием выткать из него ему рубаху, портки и полотенце, пока он моется в бане. В ответ Феврония посылает ему маленькую чурочку с просьбой сделать из нее ткацкий станок и все снаряды, необходимые для работы. Князь удивляется мудрости девушки, но, помазав раны, возвращается в Муром, не выполнив обещания жениться. И снова заболевает. Он понимает тогда, что простая крестьянская девушка, состязаясь с ним в мудрости, побеждает. Петр женится на Февронии, и они долгие годы мирно правят в Муроме.

Когда наступает старость, супруги молят Бога, чтобы им умереть в один день и чтобы похоронили их в одном гробу. Феврония умирает одновременно с мужем, ибо не мыслит себе жизни без него.

Характер Февронии в повести дан многогранно. Дочь рязанского крестьянина исполнена чувства собственного достоинства, женской гордости, необычайной силы ума и воли. Она обладает чутким, нежным сердцем, способна с постоянством и верностью любить и бороться за свою любовь. Она загадывает мудрые загадки, без суеты справляется с жизненными трудностями, говорит иносказательно, творит чудеса, преподносит уроки князю Петру.

В глазах окружающих Феврония — "провидица", владеет даром предвидения, обнаруживает нравственное и умственное превосходство над князем. Она для автора — идеал нравственного богатства и духовной красоты. Ермолай Еразм с глубокой симпатией пишет о ней, прославляет мудрость, верность в любви, святость чувств, высокие нравственные качества крестьянской девушки. Во всех проявлениях ее чувств, действиях, поступках сквозит душевное спокойствие и умиротворенность. Даже в тот момент, когда она решается на одновременную смерть с любимым человеком, без суеты, без восклицаний и стенаний прерывает Феврония свою работу, обмотав ниткой иглу и воткнув ее в воздух, который вышивала для церкви. В какой-то степени эта деталь воспринимается как символ конца земной жизни и начала жизни загробной.

Несомненно прав Д.С. Лихачев, назвав основной особенностью характера Февронии "психологическую умиротворенность" и проводя параллель ее образа с ликами святых А.Рублева, несших в себе "тихий" свет созерцания, высочайшего нравственного начала, идеала самопожертвования.

Характерная особенность повести — это отражение в ней деталей крестьянского и княжеского быта (описание крестьянской избы, поведение Февронии за обедом). Подобное внимание к быту, частной жизни человека было новым в древней литературе.

Отдельные детали позволяют составить впечатление о крестьянской жизни. Брат и отец Февронии — древолазы-бортники, собирают в лесу с деревьев мед. Описан и княжеский быт: упоминается о городе Муроме, стоящем на Русской земле, о княжестве "благородного князя" Павла, о "едином самодержце граду своему" Петре, о конфликте бояр с князем, о сословных предрассудках князя, не сразу принявшего решение жениться на крестьянской девушке Февронии. Все эти детали говорят о внимании древней литературы к быту, частной жизни человека.

Повесть свидетельствует об отходе от агиографических канонов и интересе к личной жизни человека, а кроме того, позволяет судить и о более широком, чем ранее, вхождении в древнюю литературу эпического начала, связанного с устно-поэтической народной традицией.

Жанр "Повести о Петре и Февронии Муромских" не находит соответствий ни с исторической повестью, ни с агиографической. Поэтический вымысел, восходящий к традициям народной сказки, умение автора художественно обобщать различные явления жизни позволяют рассматривать ее в качестве начальной стадии развития жанра светской бытовой повести, как считает Д.С. Лихачев.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. В разделе "Словарно-справочные материалы" найдите сведения об авторе повести. Назовите фольклорные источники, на основе которых создано произведение.
  2. Перескажите сюжет повести, как развиваются события в ней.
  3. Расскажите о главной героине. Какие черты ее характера отмечает автор?
  4. Почему автор называет Февронию "мудрой девой", "провидицей"?
  5. Перескажите, какие чудеса творит Феврония, приведите примеры ее иносказательной речи и мудрых поступков.
  6. Укажите на связь ее образа с народно-поэтической традицией.
  7. Чем дорог автору образ героини и какие качества он ценит в ней? Почему считает ее идеалом нравственного богатства и духовной красоты?
  8. Почему повесть можно считать гимном животворной силе любви?
  9. Прочитайте известный средневековый роман о Тристане и Изольде. Приведите примеры аналогичных ситуаций в повести Ермолая Еразма (Изольда исцеляет Тристана, изгнание Изольды, совместная смерть).
  10. Почему Д.С. Лихачев сравнивает Февронию с ликами святых на иконах А. Рублева? Согласны ли вы с его мнением?
  11. Пользуясь словарно-справочным материалом, подготовьте сообщение о жизни и творчестве А. Рублева.
ПЛАН–КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ

ПО «ПОВЕСТИ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ»

3 урок.

Тема урока: Древнерусская литература. « Повесть о Петре и Февронии Муромских».Ермолай–Еразм.

Примечание . В конце урока эта общая тема будет учениками (с помощью учителя) конкретизирована и записана в тетради. (Торжество мудрости, разума, добра и любви в «Повести о Петре и Февронии Муромских».)

Цели урока: - Нравственная красота и сила героев. Сформировать представления о древнерусской литературе как о неотъемлемой части мировой культуры.

Задачи:

Воспитывать нравственные качества школьников: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать, уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку;

Развивать память, логическое мышление, речь, способности, эмоции; формировать навыки исследовательской работы, продуктивного интеллектуального труда школьников, выражать собственное суждение, впечатление, а также раскрывать авторское отношение к героям и событиям;

Обучать анализировать текст, совершенствовать навыки монологической речи; Средства обучения :

1. В мире литературы. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. /Авторы-составители А. Г. Кутузов и др. – М.: Дрофа, 2010

2. Д. С. Лихачёв: «Человек в литературе Древней Руси». М., 1970 г.; «Великое наследие». М., 1980 г

3. Икона с изображением святых Петра и Февронии; 4.Доска с эпиграфами; портреты А.С.Пушкина и И.А. Бунина; викторина (по тексту повести);

5. Иллюстрации к пов

Ход урока.

Дела давно минувших дней…

А.С.Пушкин.

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

И.А.Бунин

1. Организационный момент. Актуализация.

Работа с 1 эпиграфом после объявления учителем темы и целей урока.

Прочитаем высказывание А.С. Пушкина. Почему в качестве одного из эпиграфов к нашему уроку я взяла именно эти пушкинские строки?

(Повесть – произведение древнерусской литературы, написанное в 16 веке, то есть действительно давным - давно, и рассказывается в нём о «делах давно минувших дней».) В 16 веке одним из самых любимых, самых читаемых произведений становится «Повесть о Петре и Февронии Муромских». До нас дошли полторы сотни её списков, - такое редко бывает в жизни памятников древнерусской письменности. Списки распадаются на четыре редакции. Это значит, что повесть переписывалась множество раз, распространялась очень широко, в разных краях Русской земли.

3. Анализ «Повести о Петре и Февронии Муромских.

Работа с текстом.

Реализация домашнего задания.

Учитель. На прошлых уроках мы познакомились с содержанием повести, а сегодня мы обратимся к произведению ещё раз, чтобы глубже вникнуть в суть повествования, чтобы понять, что же хотел рассказать нам автор, какие темы поднимает в повести, какие проблемы волнуют писателя далёкого прошлого. Попробуем разобраться в характерах героев, вслушаемся в слово (речь) наших далёких предков и попытаемся провести параллель между прошлым, настоящим и будущим.

Готовясь к сегодняшнему уроку, вы все дома перечитали текст. А вспомнить основные эпизоды повести поможет небольшая викторина.

3.1. Викторина по «Повести…» (Учащиеся слушают цитату из текста и отвечают на вопросы).

«Доблестный князь Пётр взял меч и с того дня искал подходящего времени, чтобы убить Змея».

Кто такой князь Пётр? Почему ему необходимо было убить Змея? Удалось ли это ему? Перескажите соответствующий эпизод близко к тексту, сохраняя по возможности стилистику древней литературы.

«Я – врач, но даров мне не надо. Моё слово таково: если не буду его супругой, нечего мне и лечить его».

Кто этот загадочный врач? Почему не взяла даров? Сумела ли она исцелить Петра? Кто она по происхождению? (Девица; крестьянка.)

«Вскоре он /Пётр/ вновь покрылся струпьями и язвами».

Почему же Пётр не исцелился? Может, Февронии не хватило мудрости?

«Прибыли они в отчину свою, в град Муром, и жили благочестиво и праведно».

«Блаженный (благочестивый) Пётр не мог оставить жену свою ради своего княжения и решил покинуть Муром».

Почему Пётр должен был оставить родной город? Почему не оставил жену свою ради княжения?

«Не оставь нас сирыми, возвращайся в отечество своё».

К кому обращена эта просьба? Кто сказал это и почему? (Бояре.)

Как характеризует это вельмож? (Поняли свои ошибки.)

Смогли ли Пётр и Феврония простить бояр? Не пытались ли отомстить за обиды прошлые?

«Наутро люди увидели, что их гробы пусты, и тела их обретаются…в едином гробе».

Как произошло это таинственное перемещение тел?

Учитель. Эта сцена смерти святых, которые чудесным образом оказались в одной гробнице, самая сильная в повести.

3.2 Сначала учащиеся формулируют ответ в устной форме, а затем записывают в форме развёрнутого ответа в тетради.

Примерный ответ : В повести автор воспевает такие прекрасные качества человеческой души, как любовь, верность, преданность друг другу до гроба Примечание : в ходе дальнейшей работы на уроке ученики будут продолжать эту запись.

Продолжение беседы (повышенное внимание к слабым детям)

1). В каком обличье являлся жене князя дьявол?

2). В каком городе правил князь Павел?

3). Что вышивала для церковного храма Феврония, наречённая Ефросинией?

4). Какой меч смог сразить дьявола?

5). По какой реке поплыли Пётр и его жена?

6). В каком селе жила Феврония?

7). Что велела изготовить Феврония князю из чурочки?

8). Какое средство излечило язвы Петра?

Вопрос всему классу

Мудрость каких героев воспевает автор?

(И Февронии, и Петра, и даже бояр, осознавших своё поведение.)

Вспомните, в каких ситуациях герои проявляют мудрость, преодолевая трудности, препятствия?

(Феврония поступила мудро, оставив один струп на теле Петра; Пётр – когда не оставил жену по настоянию бояр; бояре поступили мудро, когда смирили свою гордыню и отправились на поклон.)

Примечание : записать слово мудрость в начатую работу.

А что ещё, кроме мудрости, помогло Петру и Февронии преодолеть трудности, одолеть всесильных вельмож? (Благородство, ум, умение прощать.)

Примечание : продолжаем запись в тетрадях.

А какие качества людей неприятны автору?

(Зависть, лживость, мстительность и т.п.)

Кто в повести наделён отрицательными чертами?

(Бояре, их жёны – злые, завистливые.)

Учитель. Итак, автор прославляет в повести любовь, верность, мудрость, ум, преданность, благородство.

А современные писатели в современных произведениях поднимают подобные вопросы? Рассматривают ли подобные проблемы?

(Учащиеся вспоминают известные им произведения, изученные в школе или прочитанные самостоятельно.)

Учитель. Действительно, традиции древнерусской литературы продолжаются в литературе нового времени и будут передаваться из поколения в поколение, ибо проблемы любви, верности, долга вечны, они живут во времени – в прошлом, в настоящем, в будущем.

Связь повести с фольклором. Тема прошлого урока, материал домашнего задания

Учитель . Итак, истоки современной литературы в древнерусской литературе.

А где истоки древнерусской литературы? Что напомнил вам сюжет повести?

(Сказку. Истоки древнерусской литературы в устном народном творчестве – в фольклоре.)

Учитель. Дома вам предлагалось выписать сказочные элементы, которые вы отыскали в повести.

Какие сказочные элементы вы отыскали в тексте? Какие фольклорные мотивы и образы использует автор?

(Змей-оборотень, вступающий в связь с замужней женщиной; чудесный меч-кладенец, от которого змей погибает, мудрая дева, говорящая загадками; чудесные превращения, например, хлебных крошек в ладан и т. д.)

А что ещё напоминает сказку? Какие две противоположные силы представлены в повести?

(Добра и зла.)

Кто представляет в повести добро? Зло? Что побеждает в итоге?

(Добро – как и во всех сказках.)

А можно ли зло уничтожить ответным злом, ненавистью?

Как поступают мудрые Пётр и Феврония, преодолевая все враждебные действия бояр? Помнят ли они зло, причинённое им? Отвечают ли злом на зло?

(Они прощают боярам их ошибки, они не предают друг друга, они преданны друг другу, верны и благородны по отношению к другим.)

3.3. Работа с иллюстрациями к повести. Работа по развитию речи.

Учитель . Работа с иллюстративным материалом поможет вам дополнить представление о героях, о замысле писателя.

Рассмотрите доске иллюстрацию. Назовите эпизоды к которым выполнены эти рисунки? Какие слова из текста можно подписать под ним? Найдите и прочитайте цитату из повести. Беседа по иллюстрациям

(пример беседы по эпизоду встречи Петра с боярами)

Какими средствами художник раскрывает авторский замысел и рисует вельмож действительно просящими, умоляющими князя и княгиню вернуться в родной город?

(Художник…рисует бояр упавшими на колени, руки протянуты с мольбой, один склонил голову почтительно, другой в пояс кланяется.)

А каким увидели вы князя Петра? Почему художник изобразил его именно так? Посмотрите, князь жестом показывает, чтобы бояре встали, успокоились. В тексте ничего не говорится о том, что он им ответил, каким было его поведение в тот момент, каковы его жесты? Автор сразу пишет: «Вернулись в Муром князь Пётр и княгиня Феврония…» Так что же хотел сказать художник своим рисунком? Какой авторский замысел пытается подчеркнуть?

(Художнику важно показать, что Пётр не держит зла на бояр. Не гневается на своих обидчиков – именно такими рисует своего героя писатель Ермолай. Автор сообщает, что Пётр и Феврония правили справедливо, всех любили, а значит и зла не держали ни на кого.)

Почему князь Пётр не отказал вельможам?

(Для него важнее всего спасти тех, кто не погиб в борьбе за княжеский престол.)

Учитель. Вспомните, что автор называет Петра «блаженным», то есть благочестивым, добрым, и постоянно подтверждает это поступками героя.

А какой диалог можно было бы составить по данной иллюстрации? Что мог бы ответить князь Пётр боярам?

(-Не скорбите, вельможи милостивые. Бог не оставит вас сирыми. Возвращайтесь спокойно в отечество своё. Мы на вас зла не держим. «И вернулись в Муром князь Пётр и княгиня Феврония.»)

3.4. Обобщающая беседа о главных героях . Отношение автора к героям.

Кто является главным героем повести?

(Пётр и Феврония.)

(Князь Пётр для писателя – воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении князя Петра, автор показал, какой должна быть эта власть; писатель Петра и Февронию сделал положительными героями, вынес их имена в заглавие произведения, хотя пишет и о других героях тоже.)

А почему мы считаем Петра положительным героем? Разве он всегда поступал по совести? Вспомните эпизоды, когда он проявил себя не совсем положительно.

(Не женился сразу на Февронии; стал её испытывать, когда жёны бояр стали наговаривать на неё, например, про крошки, которые она сбрасывает.)

(Пётр исправил свои ошибки.)

Учитель. Для автора важнее всего, чтобы человек понял, осознал свои ошибки и постарался их исправить. Нравственное совершенствование человека, то есть внутренняя готовность человека творить добро, - главнее всего для автора. Даже бояре в конце повести изменились и пришли с покаянием.

(Он призывает людей измениться, ценить людей не по происхождению, а по их поступкам; а ещё он хотел сказать, что среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные.)

Какие чувства вы испытывали к героине, читая авторское повествование о ней?

(Сочувствовали, жалели, когда её не принял Пётр, а потом бояре; уважали за ум, мудрость, верность; радовались, когда все поняли, что она хороший человек, и приняли её.)

А каково, по вашему мнению, отношение автора к героине?

(Он очень хорошо пишет о ней. Кажется, что он сам и сочувствует ей, и жалеет, и восхищается её умом и благородством.)

Учитель. Действительно, автор как бы живёт жизнью своей героини, вместе с ней проходит через все испытания – всё это и определило поэтическую настроенность произведения в целом

Учитель:

Повесть эта своего рода гимн любви и верности.

Как вы думаете, легко ли было автору написать это произведение? Ведь от него ждали житие святых, а он написал повесть, где воспел мудрость простой крестьянки, верность, любовь, благородство, преданность. Каково ваше мнение и отношение к автору?

(Восхищение его смелостью и талантом.)

Работа со 2 эпиграфом.

Прочитайте высказывание И.Бунина. Как вы понимаете значение слова «достояние»?

(То богатство, что нам досталось.)

(Это наше национальное богатство; благодаря письменам мы узнаём историю нашей страны, её культуру, литературу.)

Учитель . А ещё благодаря Письменам, этому великому достоянию, из поколения в поколение передаётся эстафета мудрости, добра, справедливости, верности. А потому мне хотелось бы обратиться к высказыванию ещё одного специалиста по древнерусской литературе Д.С. Лихачёва из предисловия к книге «Рассказы русских летописцев 12-14 веков». И это не просто слова, это призыв, обращение к нам, живущим в 21 веке: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси. Прошлое должно служить современности».

Интересно, что эта легенда изложена в романе И.И. Мельникова – Печёрского «В лесах»; в очерках В.Г. Короленко. Поэтическая основа легенды пленила композитора Римского – Корсакова, создавшего на её основе оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Обобщение.Работа над определением конкретной темы урока.

Учитель. Обратите внимание, что тема урока указана общая.

Подумайте, как можно её конкретизировать, исходя из нынешнего урока? Что хотел сказать автор? Какую главную мысль хотел донести до читателей? Каковы нравственные заветы Древней Руси? Что побеждает, торжествует в итоге? (Варианты ответов детей) Учитель. Торжество мудрости, разума, добра и любви - это и есть основная идея повести, именно так можно сформулировать тему нашего урока.

Запись темы : Торжество мудрости, разума, добра и любви в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Учитель.

Учитель. Мощи святых Петра и Февронии, покровителей семейной жизни, хранятся в Муроме. 8 июля православная церковь вспоминает этих святых, которые прожили долгую семейную жизнь и умерли в один день – 8 июля – именно этот день считают Днём Влюблённых в православии. До сих пор 8 июля совершаются паломничества в Муром: и тех, кто только решил вступить в брак, и тех, кто пришёл сюда поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни.

4. Домашнее задание (одно по выбору учащихся или по группам):

1). Составить подробный план пересказа повести.

2). Составить киносценарий по повести (по нескольким эпизодам).

3). Написать небольшую письменную работу «Моё отношение к героям (к одному из героев) повести» (к Петру; к Февронии; к вельможам и их жёнам).

4). Написать сравнительную оценочно – эмоциональную характеристику героев повести, например:

Князь Пётр – справедливый и т.п.

Феврония – мудрая, верная и т.п.

Бояре и их жёны – завистливые, злые и т.п.

5. Рефлексия. (По одной реплике от каждого)

Удалось ли мне сегодня вызвать у вас интерес к древнерусской литературе?

Чему вы научились сегодня? Чем сегодняшний урок был полезен и интересен лично для каждого из вас?

Не захотелось ли кому-то продолжить знакомство с произведениями «старины глубокой»?

6. Итоги урока . Выставление оценок.