Правописание междометий и звукоподражаний. Как отличить междометие от частиц

Орфографическое правило определяет дефисное написание междометий так: «Сложные междометия и звукоподражательные слова пишутся через дефис, например: ей-богу, ей-же-ей, о-го-го, ой-ой-ой, ха-ха-ха, ш-ш-ш, ну-ну, свят-свят, гип-гип-ура, динь-динь, кис-кис» .
Междометия с частицей –ка пишутся через дефис: ну-ка . Так же пишутся некоторые составные звукоподражательные слова, например: на-поди .

Дефис не пишется в междометных выражениях типа: Вот те раз! Черт те знает! Я те покажу ! (те - сокращение от тебя, тебе).

Примечание . Междометие ммм рекомендуется писать без черточки, если оно передает ощущение предвкушения чего-то приятного: Суп Campbell’s: мм, хорош! М-М, м-м-м употребляется для обозначения звука, произносимого кем-либо в состоянии нерешительности, сомнения, недоумения и т.п. при заминке речи. Часто дефисное написание таких междометий носит вспомогательный характер (ср.: у-у-у и туу-туу-туу ).

Производные междометия, образованные из полнозначных слов, сохраняют ту же орфографию, что и исходное слово: Упаси господи! Матушки! Здравствуйте! Прощайте! Пожалуйста! Это же касается междометий, произошедших из слов иноязычного происхождения (Алло! Вау! Бис! Браво!) и из служебных частей речи (например, частиц - вишь, ишь).

1. Сложные междометия и звукоподражательные

слова пишутся через дефис: ей-богу, ей-же-ей,

о-го-го, ха-ха-ха; динъ-динъ-динъ, тренъ-бренъ,

кис-кис, мяу-мяу и т. п.

2. В выражениях: Вот те раз!; Чёрт те знает!

и т. п. (те - сокращения от тебя, тебе) дефис не

210. Перепишите, раскрывая скобки.

1. Ушица, ей (же) ей, на славу сварена. (Кр.) 2. Вся

столица содрогнулась, а девица - хи (хи) хи да ха (ха)

ха1(П.) 3. Еду, еду в чистом поле; колокольчик дин

(дин) дин. (П.) 4. И пьют же они, эти военные госпо-

да, - о (го) го! (Т.) 5. Теперь ему так живётся - ой (ой)

ой! (М. Г.) 6. «Хо (хо) хо!» - басовито засмеялся режис-

сёр. «Хе (же) хе!» - тоненьким смехом откликнулся

поверенный. (Скит,) 7. Часы на каланче отбивают чет-

верти: «Был день- было дело! Дин (дон)*. (Гайд.)

8. Вам бы быть писателем, (ей) ей. (Баб,) 9. «Вот (те)

раз!» - с удивлением воскликнул он. (Буб.)

ПОВТОРЕНИЕ ОРФОГРАФИИ

Диктанты

Во время Великой Отечественной войны был учреж-

дён орден Ушакова. Эта высокая правительственная на-

града предназначалась для морских офицеров, отличив-

шихся в боях с фашистскими захватчиками. Учрежде-

ние ордена Ушакова свидетельствовало о признании

заслуг адмирала перед родиной,

Фёдор Фёдорович Ушаков - современник Александ-

ра Васильевича Суворова. В жизни и в военном искусст-

ве полководца Суворова и флотоводца Ушакова немало

общего. Как войска Суворова, покрывшие себя неувядае-

мой в веках славой, не знали отступлений на суше, так и

эскадра Ушакова не ведала поражений на море, с каким

бы противником она ни сталкивалась. Как и Суворов на

суше, Ушаков на море успехом считал не то, что враг от-

теснён, а то, что враг разбит, уничтожен.

Имя Ушакова - это символ русского умения побеж-

дать по-суворовски, символ бесстрашия, разумной дер-

зости, отваги, символ непримиримой ненависти к врагу

и беззаветной любви к родине. С именем знаменитого ад-

мирала связано создание военного Черноморского флота,

воспитание офицеров и матросов в духе подлинного пат-

риотизма.



Как никто иной в его время, Ушаков понимал значе-

ние передовой военной морской тактики, и не кто иной,

как он, был её творцом в России. Его военное учение бы-

ло свободно от рутины, независимо от какой бы то ни бы-

ло догмы. Участвуя в трёх турецких военных кампани-

ях, он неоднократно разбивал превосходящий по силам

неприятельский флот. А каких только сражений не при-

ходилось ему вести! То в открытом море, то у непроходи-

мого для судов пролива, то при ярком дневном свете, то

в густых сумерках, когда неразличимые в тумане кораб-

ли противника или не слышимые издали гружённые

морской пехотой лодки могли внезапно подкрасться для

неожиданного удара.

Не знавшая поражений эскадра Ушакова завоевала

неприступную крепость Корфу, очистила Ионические

острова, Неаполь и Мальту от французских полчищ; рус-

ские моряки заняли Рим.

Покрытое немеркнущей славой имя великого флото-

водца Ушакова по-прежнему зовёт к верному служению

родине новые поколения морских офицеров.

Ещё только одиннадцатый час на исходе, а уже нику-

да не денешься от тяжёлого зноя, каким дышит

июльский день. Раскалённый воздух едва-едва колышет-

ся над немощёной песчаной дорогой. Ещё не кошенная,

но наполовину иссохшая трава никнет и стелется от

зноя, почти невыносимого для живого существа. Дрем-

лет без живительной влаги зелень рощ и пашен. Что-то

невнятное непрестанно шепчет в полудремоте неуго-

монный кузнечик. Ни человек, ни животное, ни насеко-

мое - никто уже больше не борется с истомой. По-види-

мому, все сдались, убедившись в том, что сила истомы,

овладевшей ими, непобедима, непреодолима. Одна лишь

стрекоза чувствует себя по-прежнему и как ни в чём не

бывало пляшет без устали в пахучей хвое.

На некошеных лугах ни ветерка, ни росинки. В роще

под пологом листвы так же душно, как и в открытом по-

ле. Вокруг беспредельная сушь, а на небе ни облачка.

Но отправиться купаться не хочется, да и незачем:

после купания ещё больше распаришься на солнцепёке.

Одна надежда на грозу: лишь она одна может разбудить

скованную жарой природу и развеять сон.

И вдруг впрямь что-то грохочет в дали, неясной и ту-

манной, и гряда тёмных туч движется с юго-восточной

стороны. В продолжение очень короткого времени, в те-

чение каких-нибудь десяти - пятнадцати минут царит

зловещая тишина, и вдруг всё небо покрывается тучами.

Но вот откуда ни возьмись в мёртвую глушь врывает-

ся резкий порыв ветра, который, кажется, ничем не

сдержишь. Он стремительно гонит перед собой столб пы-

ли, беспощадно рвёт и мечет древесную листву, безжа-

лостно мнёт и приклоняет к земле полевые злаки. Ярко

блеснувшая молния режет синюю гущу облаков. Вот-вот

разразится гроза и на обнажённые поля польётся осве-

жающий дождь. Хорошо бы в пору укрыться от этого

совсем нежданного, но желанного гостя. Добежать до де-

ревни не удастся, а усесться в дупло старого дерева впору

только ребёнку.

Гроза надвигается: вдалеке вспыхивает молния, слы-

шится слабый гул, постепенно усиливающийся, прибли-

жающийся и переходящий в прерывистые раскаты, об-

нимающие весь небосклон.

Но вот солнце выглянуло в последний раз, осветило

мрачную сторону небосклона и скрылось. Вся окрест-

ность вдруг изменилась, приняла мрачный характер, и

гроза началась.

Командир партизанского отряда рассеянным взгля-

дом окинул всю эту сияющую красоту и не почувствовал

её. Он увидел свой отряд, измученный и поредевший

втрое, уныло растянувшийся вдоль дороги, и понял, что

ниоткуда и ни от кого ждать помощи не приходится. Сам

он тоже бессилен был что-нибудь сделать для людей,

плетущихся на одеревенелых ногах позади него по гли-

няной каше осенней дороги и жующих лепешки из не-

сеяной муки. Однако он не мог не чувствовать, что эти

люди теперь близки ему и дороги так, как никогда не бы-

ли дороги раньше. В присутствии этих людей он обязан

быть бодрым и энергичным.

Он пытался взять себя в руки, сосредоточиться на

чём-нибудь, но мысли его сбивались и путались, глаза

слипались, и он чувствовал, что эта попытка овладеть со-

бой могла ему не удаться. Странные образы, обрывки ту-

манных воспоминаний, донельзя смутные ощущения ок-

ружающего клубились в его сознании беззвучным и бес-

плотным роем.

Он не знал, сколько времени длилось это бессозна-

тельное состояние, ему казалось, что очень долго, но ког-

да он очнулся, то, к удивлению своему, почувствовал,

что по-прежнему сидит в седле с какой-то кошачьей цеп-

костью, и увидел, что впереди него колышутся те же ло-

шадиные уши. На полях, которые тянулись узкими по-

лосками от дороги к сопкам, виднелись стога соломы и

фигуры людей, медленно двигавшихся за плугами. Вда-

лось, кто-то мурлычет и мяучит. Тучи наполовину за-

тмили и продолжали затмевать оранжево-жёлтое солн-

це, создавая тревожно-неспокойное настроение.

Внезапно стало темно, как ночью. Бессчётные удары

грома следовали один за другим, молния слепила глаза.

Сколько люди ни напрягали зрение, сколько ни всматри-

вались в даль, впереди ничего нельзя было различить.

Приходилось ехать наугад. Как нелегко достаётся им эта

дорога! А какие только испытания не ждут их впереди!

Но люди верили и знали: победа будет за ними.

Часть 2

ПУНКТУАЦИЯ

Слайд 1

Правописание междометий

Слайд 2

Правописание междометий и звукоподражаний
Через дефис пишутся Через дефис пишутся
междометия звукоподражания
если они или их части повторяются если они или их части повторяются
ай-ай-ай, ау-ау, кис-кис ого-го, эхе-хе и др. ням-ням, хи-хи, гав-гав, тук-тук, хрю-хрю и др.

Слайд 3

Знаки препинания при междометиях
Междометия выделяются запятой. Чу, что-то шуршит в траве. Ого, какой у тебя дом большущий!
Если междометия произносятся с бóльшей силой голоса, то после них ставится восклицательный знак. Батюшки мои! Да что же это такое? Чу! Шаги.

Слайд 4

Пунктуация при междометиях
1. "Ох, пошлите за доктором! " "Чу, сверчок за печкой затрещал... " "Эй, завяжи на память узелок…" 2. "Эй! Садись ко мне, дружок." "Ой! Легка коробушка, плеч не давит ремешок. "

Слайд 5

Расставь знаки препинания

1. О это была райская жизнь! (Н.Гоголь) 2. Жизнь увы не вечный дар! (А.Пушкин) 3. Эй завяжи на память узелок! (А.Грибоедов) 4. Увы на разные забавы я много жизни погубил. (А.Пушкин) 5. Ушица ей-же-ей на славу сварена. (И.Крылов) 6. Мы дело кончим полюбовно но только чур не плутовать. (М.Лермонтов)

Слайд 6

Расставь знаки препинания
1. О, это была райская жизнь! (Н.Гоголь) 2. Жизнь, увы, не вечный дар! (А.Пушкин) 3. Эй, завяжи на память узелок! (А.Грибоедов) 4. Увы, на разные забавы я много жизни погубил. (А.Пушкин) 5. Ушица, ей-же-ей, на славу сварена. (И.Крылов) 6. Мы дело кончим полюбовно но только, чур, не плутовать. (М.Лермонтов)

Слайд 7

Вставьте подходящие по смыслу междометия и выделите их знаками препинания
Как красиво весной в лесу! Мы победили! Какой неряшливый мальчик! Каникулы кончились. Возвращайся скорее, мама Коля, принеси мою книгу. Как больно!
Ну ай-ай-ай ой о увы ура пожалуйста

Слайд 8

Ответьте на вопросы теста
1. Какое утверждение является неверным? а) Междометие – это служебная часть речи. б) Междометия – это неизменяемые слова. в) Междометия бывают производными и непроизводными. г) Междометия выражают различные чувства, не называя их.
2. Какое слово образовано не от междометия? а) ахнуть б) аукать в) каркать г) охнуть

Слайд 9

Ответьте на вопросы теста
3. Укажите, что выражает междометие в предложении. Увы! Дворец Бахчисарая скрывает юную княжну (А.С.Пушкин). а) радость в) сожаление б) сомнение г) пожелание
4. Укажите, в каком ряду оба междометия используются для выражения речевого этикета. а) привет, ну-ну б) здравствуй, шабаш в) пожалуйста, стоп г) спасибо, пока

Слайд 10

Ответьте на вопросы теста
5. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? а) Спасибо, вы меня очень выручили. б) Эй ребята, давайте споем. в) Алло, я вас слушаю. г) Пожалуйста, подайте мне кусочек торта.

Слайд 11

Проверьте себя!
а в в г б

Слайд 12

Автор написал стихи для малышей. Он уверен, что это стихи на звукоподражания. Найдите стихотворение, в котором нет звукоподражаний.
Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) (Ш-Ш-Ш) - шуршит опавший лист (С-С-С) - змеиный слышен свист (Ж-Ж-Ж) - шмели в саду жужжат (Р-Р-Р) - моторы тарахтят. 2) "Паровозик" Паровозик - (Ч-Ч-ЧУ), "Прокатиться я хочу"!
3) " Вертолёт " Заверчу, закружу (ТР-РРР)! В небеса улечу (Р-РРУ) 4) Страшно Машеньке в лесу, Позовём её - (А-У)!

Слайд 13

Морфологический разбор междометия
1.Часть речи. 2.Морфологические признаки: производное или непроизводное. 3. Что выражает (чувство, волеизъявление, приветствие и пр.)

Слайд 14



Слайд 15

Выберите предложение, в котором междометие бы выполняло роль подлежащего.
Выберите один из 3 вариантов ответа: 1) По лесу разнеслось ау. 2) И тут он трах меня по голове! 3) Вдруг я услышал далекое ау.

Слитное написание междометий и звукоподражаний
Междометия и звукоподражания пишутся слитно : ахти, айда, кукареку, ого, охти, тарарах, гопля, опля, улюлю, эхма, эва, эге, экось . Например:

Замысел был не ахти какой, но, в конце концов, я же не резидент, чтобы просчитывать каждый шаг с точностью до миллиметра.
Эй, братцы, айда к столу!
А он стоит - ни бэ, ни мэ, ни кукареку .
Ого , ягоды здесь какие-то, на клубнику похожи, но не клубника.
- Рабочий день кончился давно, а мы сидим пашем… Вдруг - трах-тарарах !..
- Теперь вы надумали совокупиться - гопля !
И ей никогда и в голову не приходило, что папы просто не стало - опля !
А уже за нами улюлю , погоня.
И там у него были цыплятки, эхма , тру-ля-ля!
- Эва , у чужих людей жить.
Эге , матушка, да не пьяна ли ты?
– Очнись, дурень! – прикрикнул Скородум. – Экось ! Всё то ему маячит…
Дефисное написание междометий и звукоподражаний
1. Сложные междометия и звукоподражания пишутся через дефис : ей-богу, ей-же-ей, о-го-го, ой-ой-ой, ха-ха-ха, динь-динь-динь, кис-кис, мяу-мяу . Например:
Нет, этот город мне ей-богу нравится.
- У меня сложилось, ей-же-ей , то же самое впечатление!
Когда жена моложе тебя на четырнадцать лет, это о-го-го какой стимул!
Да… То ли ещё будет, ой-ой-ой .
Этот подлец думает, что, убив меня, он всё исправит, ха-ха-ха , как бы не так!
Динь-динь-динь раздался звонок в дверь.
Кис-кис … успокойся, это же я!..
И этот хорош: мур-мур-мур , мяу-мяу . Лев местного пошиба.

2. Некоторые составные звукоподражательные слова также пишутся через дефис : на-поди .

Написание междометий и звукоподражаний без употребления дефиса
1. Дефис не пишется в выражениях типа:
Вот те раз! Черт те знает! Я те покажу!
(те – сокращение от тебя, тебе).

2. Междометие ммм следует писать без черточки в том случае, если оно передает ощущение предвкушения чего-то приятного. Например:

Пододвинула себе… ммм , кажется, это называется соусницей.
Он уже приступил в школе к этим наукам и находил их… ммм … скучноватыми.

3. Междометия м-м, м-м-м употребляется для обозначения звука, произносимого кем-либо в состоянии нерешительности, сомнения, недоумения и т.п. при заминке речи. Часто дефисное написание таких междометий носит вспомогательный характер (сравните: у-у-у и туу-туу-туу). Например:

Как правило, производители, указывая морозостойкость своих материалов, несколько её… м-м-м … завышают.
Этот город м-м-м … в нём живут лучшие мастера огранки драгоценных камней и ковки редких пород металла.

Производные междометия, образованные из полнозначных слов, сохраняют ту же орфографию, что и исходное слово. Например:
Упаси господи! Матушки! Здравствуйте! Прощайте! Пожалуйста!

Это же касается междометий, произошедших из слов иноязычного происхождения, например:
Алло! Вау! Бис! Браво!

и из служебных частей речи (частиц - вишь, ишь ):
А вон с теми, вишь , через дорогу большой дом, с ними и вовсе не водись, задаваки они.
Ишь , девица… Ладони холодные, мокрые, а глаза горят в темноте, словно у кошки.

Особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства, настроения и побуждения. Междометия не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Междометия - особенность разговорного стиля, в художественных произведениях используются в диалогах.

Группы междометий по значению

Междометия бывают непроизводными (ну, ах, фу, эх и др.) и производными , произошедшими от самостоятельных частей речи (Брось! Батюшки! Ужас! Караул! и др.).

Междометия не изменяются и не являются членами предложения . Но иногда междометие употребляется в значении самостоятельной части речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения. Вот раздалося «ау» вдалеке (Н. Некрасов) - «ау» равно по значению существительному «крик», является подлежащим. Татьяна ах! а он реветь . (А. Пушкин) - междометие «ах» употреблено в значении глагола «ахнула», является сказуемым.

Нужно различать!

От междометий следует отличать звукоподражательные слова . Они передают различные звуки живой и неживой природы: человека (хи-хи, ха-ха ), животных (мяу-мяу, кукареку ), предметов (тик-так, динь-динь, хлоп, бум-бум ). В отличие от междометий звукоподражательные слова не выражают эмоций, чувств, побуждений. Звукоподражательные слова состоят обычно из одного слога (буль, гав, кап) или повторяющихся слогов (буль-буль, гав-гав, кап-кап - пишутся через дефис).

От звукоподражательных слов образуются слова других частей речи: мяукать, мяуканье, булькать, бульканье, хихикать, хихиканье и др. В предложении звукоподражательные слова, как и междометия, могут употребляться в значении самостоятельных частей речи и являться членами предложения. Вся столица содрогнулась, а девица хи-хи-хи да ха-ха-ха (А. Пушкин) - «хи-хи-хи» и «ха-ха-ха» равны по значению глаголам «смеялась, хохотала», являются сказуемыми.