Предложения по интонации делятся. Справочный материал

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

ТЕМА : Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные («Какие бывают предложения?»)

ЦЕЛИ УРОКА:

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: формирование представления о классификации предложений по цели высказывания.
  • РАЗВИВАЮЩИЕ: выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы; развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
  • КОММУНИКАТИВНЫЕ: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.); выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли; осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
  • ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: привитие внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме .

Задача урока : дать представление о классификации предложений по цели высказывания .

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ :

Данный урок – урок объяснения нового материала, идёт объяснение нового материала и его первичное закрепление. Весь дидактический материал подобран с учётом возрастных особенностей учащихся.

ХОД УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Раз, два выше голова,

Три, четыре руки шире,

Пять, шесть тихо сесть.

II.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Что из темы нашего урока вам понятно?

Что такое предложение?

Как бы вы объяснили, какие бывают предложения?

Значит, цель нашего урока разобраться, какие бывают предложения по цели высказывания.

1 слайд «Помогите Незнайке составить предложения»

После 2 слайда.

На доске карточки со словами.

Разделите слова на три группы - зачем, с какой целью мы произносим предложения.

СООБЩИТЬ, ПОВЕСТВОВАТЬ, ИНФОРМИРОВАТЬ, ОБЪЯСНЯТЬ, РАССКАЗЫВАТЬ; СПРОСИТЬ, УЗНАТЬ, РАССПРОСИТЬ, ОПРОСИТЬ, РАЗВЕДАТЬ, ВЫСПРОСИТЬ; ПОВЛИЯТЬ, ПОБУДИТЬ К ДЕЙСТВИЮ, ЗАПРЕТИТЬ, ПРИКАЗАТЬ, ПОДЕЙСТВОВАТЬ, ПОСОВЕТОВАТЬ, ПОПРОСИТЬ.

3 -6 слайды. Ознакомления с классификацией предложений по цели высказывания.

ФИЗМИНУТКА.

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, а раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

  1. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ.

7 слайд. Повторение классификации предложений по цели высказывания.

Какие предложения я использовала в физминутке?

Аргументируйте свой выбор.

8 слайд. – Прочитайте повествовательные предложения. Почему вы так считаете?

- Прочитайте побудительное предложение. Объясните свой выбор.

- Какое предложение у нас осталось?

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.

Работа с учебником с. 102, упр. 205

Что такое диалог?

Т етрадь с печатной основой с. 51, упр 205

Знакомство с новым словарным словом МОРОЗ.

Замените слово ПО КАТЫВАЕШЬСЯ словом-синонимом, словом близким по значению.

С. 101, упр. 204 (опустите, есть, сядьте)

  1. РЕФЛЕКСИЯ.

9 слайд

10 слайд.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

С. 100, важные сведения, с. 102, упр 206, упр 207

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предложения по цели высказывания. Какие бывают предложения?

Помоги Незнайке восстановить предложения: 1 . вывела, маленьких, берлоги, Медведица, из, медвежат. 2 . спит, медведь, зимой, Почему? 3. птицам, зимой, голодным, Помоги! Медведица вывела из берлоги маленьких медвежат. Почему медведь спит зимой? Помоги зимой голодным птицам!

Каждое предложение произносится с определённой целью.

Предложения по цели высказывания 1. Медведица вывела из берлоги маленьких медвежат. Это предложение содержит сообщение, вест ь, поэтому называется «по вест вовательное»

2. Почему медведь зимой спит? Это предложение содержит вопрос, поэтому оно называется « вопрос ительное» .

3. Помоги зимой голодным птицам! Это предложение содержит призыв, побужд ение к действию, поэтому называется « побуд ительное».

Предложения по цели высказывания ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ (повеств.) ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ (вопрос.) ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ (побуд.)

Зачем птицы весной возвраща- ются в наши края? Они вьют гнёзда. Потом в гнёздах появляются маленькие птенчики. Не разоряй птичьи гнезда!

Вспомним, чему научились. Если предложение содержит сообщение, вест ь, оно называется «по вест вовательное». 2. Если предложение содержит вопрос, оно называется « вопрос ительное» . 3. Если предложение содержит призыв, побужд ение к действию, оно называется « побуд ительное».


I. По цели высказывания различают типы предложений:

1) повествовательные, они
заключают в себе сообщение о каких-либо фактах, явлениях, событиях, утверждаемых или отрицаемых

Прошедших дней немеркнущим сиянием душа, как прежде, вся озарена.
(А. Блок)

2) побудительные, они выражают волеизъявление говорящего (приказ, просьбу, призыв, приглашение к совместному действию и т. д.)

Вперёд! Без страха и сомненья на подвиг доблестный, друзья!
Пусть нам звездою путеводной святая истина горит...
(А. Плещеев)

3) вопросительные, они выражают вопрос

Какие сны тебе, Россия, Какие бури суждены?
(А. Блок)

Вопрос может быть риторическим, т. е. не требующим ответа и употребляющимся как средство выразительности

Не твоих ли звуков сладость Вдохновляла в те года? Не твоя ли, Пушкин, радость Окрыляла нас тогда?
(А. Блок)

II. По интонации различают типы предложений:

1) восклицательные, произносящиеся с особым чувством

О, как безумно за окном Ревёт, бушует буря злая!
(А. Блок)

2) невосклицательные, по интонации нейтральные:

В такую ночь мне жаль людей, лишённых крова.
(А. Блок)

Восклицательным/невосклицательным может быть любое из предложений по цели высказывания.
Ш. В зависимости от цели высказывания, интонации и эмоциональной окрашенности может ставиться

          1. в конце предложения:
а) точка, вопросительный знак, восклицательный знак; многоточие - для обозначения незаконченности высказывания;
б) сочетание знаков: вопросительного и восклицательного, восклицательного (вопросительного) и многоточия;
          1. в середине предложения:
а) многоточие - для обозначения пауз, заминок;
б) восклицательный или вопросительный знак в скобках - для выражения сомнения (?), особой значимости какого-либо слова (!).
И как, говорит, это вы смогли? Как это у вас хватило храбрости? Удивительно! (А. Чехов)
Знаю... читал... Хорошо пишет! Великолепные у него есть места! (А. Чехов)
Он категорически (!) возражал; Он со всем (?) соглашался.
I Определите типы предложений по цели высказывания и интонации.
1) И куда ты влечёшь меня, тёмная грозная муза, по великим дорогам необъятной отчизны моей? 2) Как мир меняется! И как я сам меняюсь! 3) И голос Пушкина был над листвою слышен, и птицы Хлебникова пели у воды. 4) Любите живопись, поэты! 5) Где найти мне слова для возвышенной песни живой? 6) Не позволяй душе лениться! Она обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь! (Н. Заболоцкий) 7) Будь милосерден. Царств не требуй. Всем благодарно дорожи. Молись - безоблачному небу и василькам в волнистой ржи. (В. Набоков)
I Объясните, каким образом цель высказывания, интонация
I и эмоциональная окрашенность предложения влияют на расстановку знаков препинания.
1) Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий? Памятью деревни я ль не дорожу? (С. Есенин) 2) «Много ты понимаешь!» - оборвал её охотник. (М. Пришвин) 3) Не царь я больше вам отныне! (Ап. Майков) 4) Воспоминанья - вечные лампады, былой весны
чарующий покров. (В. Случевский) 5) На тебя заглядеться не диво. (Н. Некрасов) 6) Далёкие, как бы в вознагражденье, шлют звёзды в инее своё изображенье. (А. Фет) 7) Не ветер, вея с высоты, листов коснулся ночью лунной. (А. Толстой) 8) Или мы хуже других уродились? Или не дружно цвели-колосились? Нет, мы не хуже других. (Н. Некрасов) 9) Ни у домашнего, простого камелька, ни в шуме светских фраз и суеты салонной нам не забыть его, седого старика, с улыбкой едкою, с душою благосклонной. (А. Апухтин) 10) Ужель среди часов тоски и гнева прошедшее исчезнет без следа? (А. Апухтин)
§ 65

Еще по теме Типы предложений по цели высказывания и интонации:

  1. 6. Соотношение понятий «язык» и «речь». Предложение и высказывание в аспекте противопоставления языка и речи. Автореферентные и перформативные высказывания. Характеристика предложений по цели высказывания.

Существуют 3 точки зрения:

1) классическая (по А.А. Шахматову; В.В. Бабайцева, Н.С. Валгина): повествовательные, вопросительные, побудительные;

2) повествовательные и вопросительные; побудительные – это разновидность повествовательных (И.П. Распопов Спорные вопросы синтаксиса. – Ростов н/Д, 1981);

3) повествовательные, вопросительные, побудительные, оптативные (содержащие пожелание) (О.Б. Сиротинина, Русская грамматика-80, СРЯ / под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1981; СРЯ / под ред. П.П. Шубы. – Ч. 3. – Минск, 1998).

Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии: Маленькие молнии в небе небольшом. Для повествовательных предложений характерна специфическая повествовательная интонация: понижение тона к концу предложения; прямой порядок слов. Они чаще всего двусоставные.

Вопросительные предложения заключают в себе вопрос и делятся на 3 группы: 1) собственно вопросительные (вопрос предполагает обязательный ответ): Вы любите музыку? ; 2) риторические вопросы (содержат скрытое утверждение или отрицание и не требуют ответа): Зимою что может быть лучше веселой пылающей печки! = Зимою ничего не может быть лучше… ; 3) вопросительно-побудительные (заключают в себе оттенок побуждения к действию): Поехали на речку, а?

Есть и другие классификации вопросительных предложений (П.П. Шуба; «Синтаксис СРЯ» – СПб., 2008): 1) собственно вопросительные предложения, требующие обязательного ответа (а) общевопросительные, направленные на получение информации о ситуации в целом; ответ либо «да», либо «нет»: Есть хотите? и б) частновопросительные – требуют сообщения в ответе новой информации: Который час? Что сейчас происходит в актовом зале? ); 2) несобственно вопросительные: риторический вопрос-утверждение (Как не помочь другу? = Другу нужно помочь ), риторический вопрос-отрицание (Кто так готовится к занятиям? = Никто так не готовится… ), вопрос-побуждение (Вы не могли бы повторить вопрос? ).

Для оформления вопроса используются интонационные средства (повышение тона голоса на слове, с которым связан вопрос), особый порядок слов (слово, с которым связан вопрос, выносится в начало или конец предложения – так называемые «актуализирующие позиции»), лексико-грамматические средства (вопросительные частицы неужели, разве, ли , вопросительные местоимения и наречия): Что вы можете написать ему? Что объяснить? Как утешить?

Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (приказ, совет, просьбу, разрешение, мольбу и т.д.). Грамматическими средствами оформления побудительности являются форма повелительного наклонения глагола-сказуемого или инфинитив (Позовите его! Позвать его! ), императивные частицы (Пусть поторопится, да чтоб не забыл ничего. Ну-ка позвони ему.) , побудительная интонация (предложения, выражающие приказ и требование, произносятся высоким тоном, с большой силой напряженности). В качестве сказуемого побудительного предложения может быть использован глагол в форме изъявительного или сослагательного наклонения: Ты бы послушала, какая в душе у меня музыка. Поговорим о бурных днях Кавказа, о Шиллере, о славе, о любви. Структурным центром побудительных предложений в разговорной речи могут выступать междометия: Ш-ш-ш! Айда, марш, цыц.



Оптативные предложения выражают пожелание: «Дождя… – шептала ночь, – дождя…» (Е. Евтушенко); Если бы зашел кто-нибудь в гости!; Только бы здоровье… Все они эмоционально окрашены, как правило, имеют грамматический показатель – частицу бы.

Классификация предложений по эмоционально-экспрессивной окраске.

В зависимости от эмоционально-экспрессивной окраски предложения делятся на восклицательные и невосклицательные. Восклицательными называются предложения эмоционально окрашенные, что передается специальной восклицательной интонацией. Эмоциональную окраску могут иметь различные типы предложений: и повествовательные, и вопросительные, и побудительные (Я ищу свободы и покоя! Кто б Измаила смел спросить о том?! О, пощади его!... постой! ). К грамматическим средствам оформления восклицательных предложений, наряду с интонацией, относятся междометия (Ах, этот человек всегда причиной мне ужасного расстройства… Тьфу, господи, прости!), восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения (ну, о, ну и, куда как, какой, что за: То ль дело Киев! Что за край! ; Как хороши, как свежи были розы! ). Часто восклицательными являются нечленимые предложения: Ах! Увы! Батюшки!


Виды предложений по цели высказывания

По цели высказывания традиционно выделяются три основных вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.

Основное назначение повествовательных предложений - сообщение об определённых явлениях действительности (иногда - вымышленных), т.е. передача информации адресату речи.

Средством выражения повествовательного характера предложения служит его интонационное оформление - с понижением голоса в конце предложения: На холмах Грузии лежит ночная мгла... (А. Пушкин).

Основное назначение вопросительных предложений - получение информации от собеседника. В них формулируется вопрос по поводу неизвестных или не вполне известных говорящему ситуаций.

Средствами выражения вопросительного характера высказывания являются: 1) вопросительная интонация, которая отличается от повествовательной повышенным тоном произношения всего предложения и особенно резким повышением тона на том слове, с которым непосредственно связан смысл вопроса; 2) вопросительные местоименные слова (когда, где, куда, кто, какой и т. п.); 3) вопросительные частицы (разве, неужели, ли и др.): 1) Видите на том бе­регу дом и сад? (А. Чехов); 2) Как, где, кем допущена ошибка? (А. Грин); 3) Неужто ты влюблен в меньшую? (А. Пушкин).

Кроме своей основной функции, вопросительные предложения нередко употребляются и в ином значении, в ча­стности - в роли эмоционально окрашенных повествовательных предложений (утвердительных или отрицательных): На кого не действует новизна? (А. Чехов) (= На всех действует); Кто в силах удержать любовь? (А. Пушкин) (Никто не в силах). Такие вопросы, не требующие ответа, а передающие эмоционально окрашенную информацию, называются риторическими.

Назначение побудительных предложений - побуждение к действию того, к кому обращена речь. В них выражаются различные виды побуждения: приказ, требование, предупреждение, запрет, наказ, просьба, совет и т. д.

Побудительный характер высказывания оформляется прежде всего интонацией, которая имеет множество разно­видностей (в зависимости от того, что выражается в предло­жении: приказ или просьба, совет или призыв и т. п.).

Кроме интонации побудительный характер высказывания выражается употреблением глагола-сказуемого в повелительном наклонении: Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан (А. Пушкин); Давайте восклицать, друг другом восхищаться (Б. Окуджава). Но глагольное сказуемое, называющее действие, к которому побуждают, может стоять в побудительных предложениях и в других формах: 1) в инфинитиве: Просить, позвать, сказать, что дома! (А. Грибоедов); 2) в условном наклонении: Вы бы хоть книги читали, что ли... (А. Чехов) - и некоторых других.

В большинстве случаев повествовательные, вопросительные и побудительные предложения отчётливо противопоставлены друг другу и по смысловым, и по грамматическим признакам. Вместе с тем часто можно отметить и взаимодействие этих видов высказываний - совмещение у одного предложения разных функций, определённые «сдвиги» в целевом назначении предложения. Например, повествовательное предложение Но пораженья от победы ты сам не должен отличать (Б. Пастернак) имеет побудительное значение (повествовательно-побудительное). Вопросительное предложение Так вы мне дадите Гоголя? - [спрашивает Иван Матвеич] (А. Чехов) также имеет оттенок побуждения к действию {вопросительно-побудительное предложение).

Минимальной частичкой для коммуникации выступает предложение. Для него характерна завершённая интонация в конце. На письме это явление передают с помощью точки, вопросительного или восклицательного знака. Между словами есть смысловая и грамматическая связь. Для второй пользуются окончаниями и предлогами. В каждом предложении есть костяк из главных членов, составляющих грамматическую основу. В неё входят подлежащее и сказуемое или что-то одно. Рассмотрим наглядные образцы:

  1. Мальчик изучает азбуку.
  2. Зима.
  3. Вечереет.

Три группы предложений по цели высказывания

Языковеды определили три группы языковых единиц по повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательные передают информацию собеседнику. С помощью вопросительных предложений выражается вопрос. Побудительные призывают к действию. Тему, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания, изучают ещё в младших классах.

Повествование

К первой группе относятся В них о чём-то сообщается, что-то описывается (повествуется). В конце таких конструкций голос понижается, и они содержат законченную мысль.

Мои друзья ходят в детский сад. (Повествует или рассказывает о том, что друзья ходят в детский сад).

На клумбе расцвели пионы и тюльпаны. (Сообщает о том, что на клумбе расцвели пионы и тюльпаны).

Детям можно предложить ещё некоторые глаголы, которые характеризуют повествовательные предложения:

  • оповещать:
  • обмениваться;
  • объяснять;
  • информировать;
  • объявлять;
  • рапортовать;
  • осведомлять.

Вопрос

Ко второй группе относятся вопросительные предложения. Их используют, соответственно, чтобы задавать различные вопросы. Для этого служит особая интонация. В конце таких предложений пишется В них используют вопросительные слова: когда, куда, почему, где. Можно спросить с помощью частиц или наречий: часто, точно, ли, разве, неужели. Также вопросительное предложение можно построить специальным порядком слов.

Когда вы пойдёте в музей?

Неужели вы пойдёте в музей?

Вы пойдёте в музей?

Вот какие действия производят с помощью вопросительных предложений:

Побуждение к действию

К третьей группе относятся Их используют для того, чтобы призвать людей к любым действиям. Для этого применяют побудительную интонацию. Ещё для построения таких конструкций применяют частицы, междометия, глагольные формы. Часто такие предложения содержат в себе обращения.

Ребята, давайте жить дружно!

Пассажиры, зайдите в вагон.

Немедленно уберись в комнате.

С помощью побудительных предложений можно выразить следующее:

  • запрещать;
  • просить;
  • приказывать;
  • инструктировать;
  • запрещать;
  • советовать.

Эмоционально окрашенные предложения

Учителя часто обращаются к детям с таким вопросом: "Какие бывают предложения по интонации? Приведи примеры." Любой вид может иметь эмоциональную окраску, благодаря этому говорящий может выразить своё переживание или отношение к тому, о чём сообщает. Чаще всего такие фразы произносятся на повышенных тонах, а на письме это обозначается восклицательным знаком. Такие предложения называются восклицательными. Какие чувства можно выразить восклицанием? Восторг, удивление, страх, радость, восхищение.

Какой вкусный торт!

Сколько ягод в лесу!

Люди! Здоровье дороже всего!

Те предложения, которые произносятся без эмоциональной окраски, называются невосклицательными.

Я ел вкусный торт.

В лесу много ягод.

Вот какие бывают предложения по интонации. Примеры наглядно иллюстрируют это.

Характеристика предложений

После того как детям станет понятно, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания, стоит разобрать как можно больше примеров и охарактеризовать предложения.

Пушистая белочка прыгнула на ель. (Повеств., невоскл.)

Ты был в школе? (Вопрос., невоскл.)

Принимайте пищу молча. (Побуд., невоскл.)

Сколько цветов на поляне! (Повеств., воскл.)

А вот предложения, которые можно предложить детям охарактеризовать самостоятельно:

Осенью падают разноцветные листья.

У моря дует холодный ветер.

Давай поиграем в футбол.

У тебя всё получится!

Какие тёплые деньки наступили!

Неужели эти все подарки для меня?!

Как красиво в лесу весной!

Пруд покрылся льдом.

Птички радуются тёплому ясному утру.

Какие чудесные грибы под деревьями!

Защищайте младших и слабых!

Мальчик, что у тебя случилось?

Дети смогут определить и увидеть, какое предложение бывает по интонации. Также ребятам можно предложить самостоятельно построить не только повествовательные предложения, но и побудительные и вопросительные конструкции. Очень интересным заданием будет продолжить текст вопросительным и побудительным предложением. Вот пример начала текста:

Как быстро май пролетел! Скоро летние каникулы! Через несколько дней наступит долгожданное лето.

Нужно дописать этот текст и дать характеристику каждому предложению.

Знаки препинания в предложениях различных видов

Детям нетрудно понять, какие бывают предложения по интонации. 2 класс уже плодотворно усваивает эту тему. Они чётко должны запомнить следующий материал:

Предложения бывают:

  • Повествовательные невосклицательные - повествовательные восклицательные.
  • Вопросительные невосклицательные - вопросительные восклицательные.
  • Побудительные невосклицательные - побудительные восклицательные.

Знаки препинания:

  1. В конце повествовательной невосклицательной конструкции ставится точка. (Вот и начался новый учебный год.)
  2. В конце вопросительной невосклицательной единицы общения ставится знак вопроса. (Мама уже приехала?)
  3. Побудительная невосклицательная конструкция заканчивается точкой. (Заканчивай вытирать пыль и вымой полы.)
  4. Повествовательную невосклицательную единицу общения отмечают восклицательным знаком. (Ах, как я хорошо выспался!)
  5. В конце вопросительной восклицательной конструкции ставится два и восклицательный. (А ты разрешишь мне сходить в лес?!)
  6. В конце побудительного восклицательного предложения ставится знак восклицания. (Уведите детей из зала!)
  7. В случае особого накала эмоций допускается постановка трёх восклицательных знаков. (Берегитесь, впереди обрыв!!!)
  8. Если предложение имеет эффект незавершённости, то в конце можно поставить многоточие. Это касается любого вида предложений. (Очень жаль...)

Это вся информация о том, какое предложение бывает по интонации.