Причины советско-китайского раскола. История советско-китайских отношений

После смерти Сталина произошли изменения в советской внешней политике, в том числе и в отношениях с Китаем. Советский Союз с середины 50-х годов начал делать шаги по ослаблению «холодной войны». Было заявлено, что СССР будет твердо следовать принципам мирного сосуществования, что третью мировую войну можно предотвратить. В 1954 г. советская делегация во главе с Н.С. Хрущевым посетила Китай. Хрущев встречался и вел переговоры с Мао Цзэдуном. СССР передал Китаю военно-морскую базу Порт-Артур. Отношения с Китаем были еще тогда хорошими. Но уже во второй половине 50-х годов они начали ухудшаться.

Началась длительная и болезненная полоса разногласий между СССР и Китаем. Велись острейшие споры, в которых обе стороны обвиняли друг друга во всех проблемах и неудачах. Фактически в начале 60-х годов отношения между Советским Союзом и Китаем были на грани разрыва.

С 1957 г. в отношениях СССР и КНР стало заметно охлаждение. Обострились идейные и теоретические разногласия между руководителями обеих стран, противоречия во взглядах на пути строительства социализма. Китайское руководство стремилось форсировать индустриализацию КНР, рассчитывая на продолжение массированной экономической помощи со стороны СССР. Советская сторона не считала возможным помогать Китаю и расценивала линию на ускорение индустриализации КНР как ошибочную. Вопреки мнению Москвы в 1958 г. в Китае был принят курс на осуществление «большого скачка» в экономическом развитии. Не оглашая своих разногласий с Китаем, советское руководство стало более критически относиться ко многим аспектам внутренней и внешней политики КНР, рассматривая некоторые ее конкретные проявления как авантюристичные и опасные для интересов СССР.

КНР считала Тайвань частью китайской территории и стремилась присоединить остров. Гоминдановское правительство на Тайване считало себя центральным правительством Китайской Республики. США и все западные державы, за исключением Великобритании, не признавали правительства КНР и сохраняли с Тайванем дипломатические отношения. 2 декабря 1954 г. США заключили с правительством Чан Кайши на Тайване Договор о взаимной обороне, согласно которому Вашингтон обязался оказывать помощь в защите Тайваня. Важно, что согласно договору обязательства США распространялись на собственно Тайвань 11 Богатуров А.Д. Противоречия «конкурентного сосуществования» 1956-1958 гг. Тайваньский кризис (август 1958 г.). - М.:2000.- гл.5, с.597.

Советский Союз в целом старался удерживать Китай в русле своей политики и не препятствовал китайско-американским контактам, что соответствовало линии СССР на ослабление напряженности в отношениях с США. В середине 50-х годов достигло апогея советско-китайское экономическое сотрудничество, в рамках которого Китаю оказывалась помощь в модернизации хозяйства, политико-административной системы и подготовки кадров. В октябре 1957 г. СССР пошел на очень серьезный шаг, заключив соглашение о содействии Китаю в мирном использовании ядерной энергии. Советская сторона обязалась передать Китаю технологию производства ядерного оружия. Это решение резко ускорило движение КНР к приобретению ядерного статуса, что отчасти также было спровоцировано планами Вашингтона содействовать созданию ядерного потенциала Европы, а также помощью, которую США стали оказывать в 50-х годах Японии, Южной Корее и самому о.Тайвань в мирном использовании атома. Следует отметить, что руководство КНР после XX съезда настороженно относилось к изменениям во внешней политике СССР и считало линию на компромиссы в вопросах контроля над вооружениями и разрядку напряженности не соответствующей интересам КНР и противоречащей идеалам мировой революции.

В ходе китайско-американских переговоров в Женеве задачей китайской стороны было добиться дипломатического признания КНР Соединенными Штатами. Взамен Пекин был готов декларировать отказ от применения силы в Тайваньском проливе. Но США не были готовы признать КНР, их интересовали частные вопросы, главным образом, освобождение находившихся в китайском плену (со времен войны в Корее) американских летчиков. Без успеха переговоры проходили до лета 1958 г. Возможно, пытаясь оказать давление на США, с 23 августа 1958 г. Китай начал обстрелы островов, находившихся в Тайваньском проливе, сопровождавшиеся бомбардировками позиций гоминдановских войск с воздуха 11 Богатуров А.Д. Противоречия «конкурентного сосуществования» 1956-1958 гг. Тайваньский кризис (август 1958 г.). - М.:2000.- гл.5, с.597.

Советский Союз не был осведомлен о китайской акции заранее, хотя в начале августа 1958 г. Н.С. Хрущев посещал Пекин с кратким визитом. В ситуации кризиса СССР фактически отказался поддержать Китай. В разгар событий в Пекин с секретной миссией был направлен министр иностранных дел СССР А.А. Громыко, который сообщил Мао Цзэдуну о том, что Москва не будет оказывать помощь КНР в случае ее вооруженного конфликта с Соединенными Штатами.

Это был поворотный пункт в отношениях КНР с Советским Союзом. Москва вынесла из кризиса мнение о готовности Пекина рисковать ядерной войной и безопасностью СССР ради цели объединения с Тайванем, которая, с точки зрения СССР, не являлась жизненно важной. Китайское руководство считало, что Москва не намерена оказывать поддержку КНР в осуществлении того, что китайские коммунисты считали своей первоочередной национальной задачей.

Началась деградация стратегического сотрудничества двух стран. 8 октября 1958 г. Пекин отклонил сделанные в начале августа 1958 г. Н.С. Хрущевым предложения о строительстве советской базы для подводных лодок и радиолокационной станции слежения. В ответ Москва стала продумывать вопрос о целесообразности сотрудничества с КНР в области ядерной энергии 11 Богатуров А.Д. Противоречия «конкурентного сосуществования». - М.:2000.-гл.5, с.597.

Другой причиной разногласий в этот период стал китайско-индийский пограничный конфликт. 29 августа 1959 г. китайские войска нарушили индийскую границу в районах Лонгджу и Ладакх. Разногласия по поводу границы переросли в военные столкновения. Причиной их стал вопрос о Тибете, где происходили антикитайские, проиндийские выступления. В Москве дружба с Индией считалась не менее важной, чем с Китаем, потому что она открывала для СССР путь ко многим странам «третьего мира». Конфликт с Китаем мог толкнуть индийцев к американцам, поэтому советское правительство заняло позицию нейтралитета, рассчитывая на дружеское разрешение конфликта. Ни на что иное Индия не могла рассчитывать в условиях союза Москвы и Пекина. Китайцы почувствовали себя обманутыми. В свою очередь советские руководители начали подозревать, что китайцы создают препятствия их дипломатии. Отныне разногласия между двумя правительствами больше не прекращались 22 Мясников В.С. Империя Цин и Россия в XVII - начале XX века. - М.:1982.-с.327.

Ситуация обострилась 2 октября 1959 года, когда Хрущев прибыл в Пекин из Кемп-Дэвида, где состоялась его встреча с президентом США Д. Эйзенхауэром.

Советский лидер подозревал, что столкновение на китайско-индийской границе было организовано для того, чтобы помешать его попыткам примириться с США. Хрущева интересовал вопрос: «Зачем нужно убивать людей на границе с Индией?». Мао, в свою очередь, утверждал, что конфликт был начат Индией. Когда в спор вступил министр иностранных дел, бывший генерал Чен Йи, Хрущев вышел из себя. Чен Йи отметил, что его не пугает ярость советского лидера. Никита Сергеевич предупредил генерала, что ему «не следует плевать» - даже с высоты своего положения. Мао очень не нравилось то, что СССР свысока относится к Китаю. Он назвал это неприемлемым отношением. Кроме того, он обвинил Советский Союз в забвении коммунистических принципов. «Мы… можем назвать вас только приспособленцами», - сказал он Хрущеву 11 Богатуров А.Д. Мао Цзэдун и Н.С. Хрущев//http://www.Newsru.com//. Хрущев, которому всегда не хватало такта, начал встречу с изложения требования США о том, чтобы Китай отпустил шестерых американцев, осужденных за шпионаж. Мао это понравилось. Китай обвинил СССР в том, что он отказался помочь ему стать ядерной державой и продался «американскому империализму». СССР заявил, что Мао готов спровоцировать мировую войну 22 Богатуров А.Д. Мао Цзэдун и Н.С. Хрущев//http://www.Newsru.com//.

Летом 1960 г. Москва неожиданно отозвала советских экспертов и специалистов, помогавших Китаю в создании его промышленной базы, прервав осуществление многих проектов. Были также сокращены или задержаны поставки сырья, оборудования и запасных частей. Позже Советский Союз потребовал возвращения кредитов, предоставленных Китаю начиная с 1950 г. Началось противостояние двух стран.

Прошедшая с 10 ноября по 3 декабря 1957 г. в Москве международная конференция, в которой приняли участие представители 81 компартии, показала падение авторитета Советского Союза в коммунистическом мире. Партии ряда стран (Албании, Северной Кореи, Индонезии) перешли на сторону Китая.

В феврале-марте 1963 г. китайская пресса выступила с четырьмя статьями, разоблачившими «капитулянство» Хрущева, а также «неравные договоры», навязанные царской Россией Китаю. За статьями последовала нота из 25 пунктов, переданная в советское посольство в Пекине в июне 1963 г. это был исчерпывающий и провокационный обвинительный документ, направленный против всех основных установок советской политики. СССР ответил на нее предельно жестко. Китайские дипломаты были высланы из страны за антисоветскую пропаганду. После этих инцидентов пленум ЦК КПСС (февраль 1964 г.) одобрил доклад Суслова, обвинившего Пекин в империалистических устремлениях, скрываемых за его политикой помощи народам, борющимся против колониализма. Со своей стороны китайское руководство во все более категорической форме настаивало на своих территориальных притязаниях. В 1968 г. противостояние еще более осложнилось в связи с резким осуждением Китаем вторжения стран Варшавского договора в Чехословакию.

В середине 60-х годов в Китае началась так называемая «Великая пролетарская культурная революция», которая привела к установлению в стране военно-бюрократической диктатуры, резкому усилению роли армии во всех сферах жизни общества, к всеобщей милитаризации страны. Воинствующий антисоветизм, принятый тогдашним китайским руководством в качестве одного из стержней внутренней и внешней политики государства, крайне обострил советско-китайские отношения. Все официальные партийно-государственные мероприятия в Китае проходили под лозунгом: «Советский Союз - наш смертельный враг». Китайские представители, действуя по указу Пекина, учинили антисоветские дебоши в Москве, Ханое, Париже, Багдаде, Алжире и многих других городах. Были совершены акты грубого насилия над экипажами задержанных советских кораблей.

Однако главным объектом противостояния пекинским руководством была выбрана советско-китайская граница. Искусственно созданная пограничная проблема стала раздуваться под измышлениями об «агрессивности Советского Союза», «об угрозе с Севера», «о стремлении СССР захватить земли Китая» 11 Борисоглебский А.В. Советско-китайские конфликты//http://www.russdom.ru//.

Необходимо отметить, что вплоть до 1960 г. никаких споров между двумя соседними государствами по поводу границы не возникало. Советско-китайская граница образовалась исторически, она была определена целым рядом договоров и различных соглашений, подписанных полномочными представителями обеих стран. Но с середины 60-х гг. провокационная деятельность китайской стороны на советской границе значительно активизировалась. С конца марта 1965 г. участились попытки захватить отдельные участки советской территории. Китайские военнослужащие и гражданские лица стали демонстративно нарушать границу. Более того, нарушения границы приобретали все более вызывающий характер. Так, 11 апреля 1965 г. около двухсот китайцев под прикрытием военных вспахали участок советской территории. Встретив на своем пути заслон советских пограничников, китайские военнослужащие попытались его прорвать, допуская при этом насильственные и оскорбительные действия 11 Борисоглебский А.В. Советско-китайские конфликты//http:www.russdom.ru//.

Китайские власти искусственно накаляли обстановку, сосредоточив в приграничных с СССР районах воинские части и многочисленные подразделения так называемой «трудовой армии». Они развернули строительство крупных военизированных госхозов, по сути представляющих собой воинские поселения. Активизировалось создание «кадровых отрядов» народного ополчения, которых привлекали к охране границы, а также использовали для поддержания «чрезвычайного положения» в прилегающих к границе населенных пунктах.

Что касается позиции советского руководства, то оно неизменно придерживалось мнения, что никакой территориальной проблемы между двумя соседними странами нет, что советско-китайская граница имеет прочную договорную основу и какой бы то ни был пересмотр ее недопустим.

Эскалация провокационной деятельности китайской стороны проявлялась в расширении масштабов нарушений советско-китайской границы. В 1967 г. их число, по сравнению с предыдущим годом, увеличилось более чем в 2 раза.

Масштабность и частота пограничных столкновений наглядно свидетельствовали о стремлении пекинского руководства к развязыванию крупных конфликтов на границе. Об этом, в частности, откровенно заявил в феврале 1967 г. министр иностранных дел КНР Чжэнь: «Возможен разрыв отношений, возможна война». В марте того же года премьер Китая Чжоу Эньлай в одном из своих публичных выступлений отметил, что кроме большой войны «существуют пограничные войны», что «пограничная война между Китаем и СССР начнется раньше, чем война с США» 11 Борисоглебский А.В. Советско-китайские конфликты//http://www.russdom.ru//.

Апогеем антисоветского курса Пекина явились крупномасштабные вооруженные провокации на советской границе в марте 1969 г., которые, по признанию Мао Цзэдуна, должны были на многие годы вызвать ненависть населения Китая к СССР.

2 и 15 марта 1969 г. китайские военнослужащие нарушили советско-китайскую границу на реке Уссури - в районе острова Даманский. Здесь произошло вооруженное столкновение, в ходе которого китайским войскам пришлось уйти с территории границы.

Советское правительство 2 марта направило правительству КНР ноту, в которой заявило решительный протест по поводу вооруженного вторжения в пределы советской территории и потребовало немедленного расследования и самого строгого наказания лиц, ответственных за организацию провокации. Советская сторона настаивала на принятии мер, которые исключали бы всякое нарушение советско-китайской границы, подчеркивая при этом, что в отношениях с китайским народом она руководствуется чувством дружбы и намерена дольше проводить эту линию.

Однако китайская сторона оставила эти предложения без внимания, готовя новую вооруженную провокацию на границе, которая была осуществлена 15 марта 1969 г. В районе Даманского было развернуто мотострелковое соединение со всеми полагающимися ему средствами огневой поддержки, а также ряд других воинских частей. Более того, были предприняты меры по дезинформации противника. Когда китайцев вытеснили с острова, все подходы к нему с китайской стороны были заминированы, а прилегающий участок границы с советской стороны заблокирован частями Советской Армии.

После этого конфликта Китай пожаловался на Советский Союз в ООН.

Окончательно ситуацию вокруг Даманского разрешила встреча на высшем уровне председателей правительств СССР и КНР в сентябре 1969 г. в Пекине. Подписанное соглашение сохраняло статус-кво границы и исключало применение оружия при решении спорных вопросов.

Дальнейшее развитие событий сложилось таким образом, что в начале 90-х годов, после проведения работ по демаркации советско-китайской границы, часть островов на реке Уссури, в том числе и Даманский, были переданы Китаю 11 Борисоглебский А.В. Советско-китайские конфликты//http://www.russdom.ru//.

В марте 1982 г. в речи в Ташкенте по поводу 60-летия Советской власти в Узбекистане Л.И. Брежнев выдвинул идею мер доверия на советско-китайской границе 22 Мясников В.С. Россия и Китай. - М.:1996.-с.340. Китайская сторона ответила согласием. С октября 1982 г. возобновились, прерванные с 1980 г., советско-китайские переговоры на уровне заместителей министров иностранных дел.

В 1984 г. началась подготовка к заключению долгосрочного советско-китайского соглашения по внешней торговле на 1986-1990 гг.

К моменту прихода к власти М.С. Горбачева отношения между СССР и КНР были наилучшими за все предшествовавшие десятилетия, начиная с 60-х гг. М.С. Горбачев повел дело к полномасштабной нормализации отношений с КНР, считая ее составной частью встраивания внешнеполитических интересов Советского Союза в новую структуру отношений ведущих мировых лидеров.

В декабре 1988 г. на переговорах министров иностранных дел КНР и СССР было зафиксировано согласие советской и китайской позиции в отношении необходимости устранения иностранного военного присутствия в Камбодже.

В это же время СССР объявил о сокращении численности советской армии. Все советские войска были выведены из Монгольской Народной республики. Была проведена реорганизация структуры военных округов таким образом, чтобы они ориентировались на сдерживание американо-японской, а не китайской угрозы.

Эти мероприятия подготовили почву для визита М.С. Горбачева в Пекин (май 1989 г.), в ходе которого были нормализованы советско-китайские межгосударственные отношения и связи между КПСС и КПК. Вслед за тем, в апреле 1990 г., в ходе визита в Москву Госсовета КНР, Ли Пэна, была подписана серия соглашений по сотрудничеству в сфере экономики, торговли, науки, техники и культуры.

В представленной работе, я решил разобрать возможный конфликт между СССР и КНР который произошел по чистой случайности, и был подогрет успешным бегством маршала. Обе стороны хотели лишь показать свою силу и продемонстрировать амбиции. Я совместил неудачную попытку покушения на и бегство маршала перед началом боевых действий на острове Даманском. Я рассматриваю варианты ведения войны от КНР.

Покушение на МАО Покушение на Мао Цзэдуна предусматривало множество вариантов ликвидации китайского лидера от окружения дворца резиденции руководства КНР Чжуннаньхай до применения ядовитых газов, биологического оружия, бомб, организации убийства и похищения. В конце концов решили взорвать поезд, в котором должен был ехать Мао. Но в стане заговорщиков нашлась «героическая личность» дочь министра обороны Линь Доудоу. Позже за «верность партии» она поплатилась жизнью, но тогда она сообщила компетентным органам о надвигающейся беде. В итоге все планы контрреволюционеров стали известны Чжоу Эньлаю. Он изменил план поездки председателя КПК, и Мао прибыл в намеченное место раньше выбранного для взрыва времени. Узнав о провале путча, маршал Линь Бяо и его супруга Е Цюнь, которые в тот момент отдыхали на курорте Бэйдайхэ, стали готовиться к бегству. Линь Бяо вспомнил о принадлежавшем ему по должности реактивном лайнере «Трайдент» британского производства, который за пару лет до этого ВВС КНР приобрели у пакистанской международной авиакомпании PIA. Надо сказать в Кремле не очень обрадовались появлению маршала. Он считался относительно лояльным СССР и вызывал в кремле надежду на то что после смерти Мао он займет его место и ситуация с Китаем нормализуется. Высшее руководство СССР не стало лично встречаться с маршалом, но ознакомилось с протоколами бесед. В них Линь Бяо рассказывал о агрессивных планах Мао о тяжелой ситуации в Китае во время культурной революции о 20 миллионах умерших с голода, о намечавшимся сближением с США и возможность размещения военных баз США на территории Китая. Линь Бяо уверял руководство СССР что китайская армия хоть и многочисленна но не готова к серьезным боевым действиям. И Мао постарается проверить лояльность генералитета в военном конфликте с СССР. Серьезно относиться к таким заявления было трудно, но игнорировать их тоже не стоило, ситуация на границе складывалась напряженная и отношения с Китаем ухудшались с каждым часом. И бегство Линь Бяо не способствовало нормализации отношений.

Советские войска используя преимущество в воздухе и за счет интенсивных ударов артиллерии смогли оттеснить войска НОАК и углубиться на вражескую территорию. Но сил для дальнейшего наступления нахватало и дальше начинались горные массивы Большого и Малого Хингана где по данным разведки были оборудованы серьезные оборонительные сооружения. Часть этих сооружений еще осталось от Квантунской армии Мы базировались на Большом Хинганском хребте. Мы решили отвести большинство своих частей за горный хребет, чтобы они не были столь уязвимы. Сообщалось, что против нас размещено 25 советских мотострелковых дивизий имеющих около 250 000 человек с авиационной поддержкой, и нас просили задержать их вторжение хотя бы на 24 часа, до подхода подкреплений из 23-й полевой армии с Дацинских газовых месторождений. В нашем распоряжении было всего 12 000 человек да еще сеть подземных туннелей и укреплений, выстроенных за последние 20 лет. По слухам, командование не было уверено в нашей способности сдержать на 24 часа советское вторжение в случае трехмерной атаки (авиации, танков и пехоты). Потому мы помогали тренировать гражданских лиц тактике партизанской войны и использованию взрывчатки и бомб с часовым механизмом в случае вторжения и оккупации.Из воспоминаний китайского солдата.Атаковать с ходу численно превосходящего противника, занимавшим укрепленные позиции, было безумием и советские войска остановились. Ограничившись ударами авиации по транспортным узлам, и аэродромам противника. Сверху поступило распоряжение промышленные объекты пока не трогать. Спешно грузились эшелоны с войсками и техникой, в кремле рассматривался вопрос о призыве резервистов. Оказалось что сил для войны на Дальнем востоке катастрофически мало. Советские войска понесли потери, китайские гранатометчики поражали советские танки, БТР были уязвимы для пулеметов калибром 7,62 и ДШК. Китайцы хоть и отступали но некоторые подразделения оказали упорное, фанатичное сопротивление. Руководство СССР решило еще раз попробовать решит проблему мирным путем. Но Мао Цзэдун воспринял эти попытки как признак слабости и выставил неприемлемые условия для начала переговоров. Руководство СССР не могло пойти на выполнение этих условий. Война продолжалась.

Немного о ситуации в приграничных областях Китая.«Начиная с 1955 г., китайское руководство начинает уделять повышенное внимание тем районам страны, где советское влияние было достаточно велико Северная Маньчжурия, Внутренняя Монголия и Синьцзян. Эти области становятся объектом массовой миграции населения ханьской национальности (собственно китайцы), почти 100 тыс. демобилизованных солдат Народно-освободительной армии Китая (НОАК) расселяются вдоль берегов Амура, Уссури и в Синьцзяне. Политика ассимиляции привела к тому, что в 1958 г., после объявления Мао Цзэдуном «большого скачка», в Синь-цзяне вспыхнуло антикитайское восстание мусульманских народов. Ответом было проведение, по решению Центрального Комитета Коммунистической партии языковой реформы (все языки, кроме китайского, были переведены с кириллицы на латинский алфавит) и закрытия советско-китайской границы, что ударило в первую очередь по кочевавшим на горных пастбищах СССР и КНР скотоводческим народностям. Все это, вместе с неразумной национальной политикой КПК, привело к тому, что весной 1962 г. около 62 тыс. казахов и уйгуров, вместе с частями 5-го Синьцзянскогоармейского корпуса, перешли границу СССР и расселились в Казахстане. Данное событие еще больше осложнило советско-китайские отношения, и так уже не отличавшиеся теплотой. Резкая критика со стороны «великого кормчего»1 решений XX съезда КПСС, на котором Хрущев выступил с критикой культа личности Сталина, привела к приостановке проекта предоставления Китаю технологии производства ядерного оружия. Последней каплей, приведшей к окончательному расколу между КПК и КПСС, становится критика председателем Мао решения Советского Союза о выводе ядерного оружия с территории Кубы в ходе Карибского кризиса 1962 г. Мао Цзэдун заявил, что Хрущев капитулировал перед ядерным шантажом США. С этого момента начинается настоящая война в средствах массовой информации. Правительство КНР официально заявляет, о признании недействительными всех договоров с Российской империей, т. к. они были заключены в ущерб интересам Китая. Начавшаяся в 1965 г. в Китае «культурная революция» окончательно похоронила надежды на нормализацию отношений с СССР на данном этапе. Пекин объявляет войну «контрреволюционному местному национализму» и еще более ужесточает политику китаизации населения Синьцзяна. В итоге только в 1966 г. в Советский Союз уходят почти 200 тыс. этнических казахов и уйгуров». СССР вполне могло рассчитывать на поддержку местного населения по крайне мере в Сицзян Уйгурском автономном округе.После внезапно вспыхнувших боевых действий в марте. Командование НОАК, увидев, что советские войска не собираются наступать дальше решило разработать план контр наступления, основываясь на опыте Корейской войны (в Корейской войне НОАК тоже действовало в условиях превосходства противника в технике) и выбрать место и время для нанесения удара. Кроме того армейское руководство хотело реабилитироваться в глазах Мао и продемонстрировать что может НОАК. Было принято решение нанести удар по Монголии и отодвинуть границу от Пекина. Предлагалось наступать широким фронтом из Эрен-Хото на Замын-Ууде, Эреденэ и Сайнашанд. Представленный план понравился Мао Цзэдуну этим наступлением он хотел продемонстрировать, что армия НОАК сильна, что соседи Китая подумали, пережди чем занимать чью либо сторону. Наступать на советские войска в районе Амура и Аргуне, было признано не цели сообразным, но и оставлять их в покое тоже нельзя. На этом участке фронта было приятно решение морально измотать противника. Ложные атаки, артиллерийские обстрелы, мелкие стычки. Не прекращающиеся боевые действия. Война 24 часа в сутки. В Синьцзян Уйгурском автономном округе было принято решение развернуть дополнительные воинские формирования и провести операцию по выявлению возможных сторонников СССР.

Все это предполагалось осуществить за счет численного превосходства армии НОАК. Также были созданы специальные маневренные группы, вооруженные гранатометами, безоткатными орудиями, пулеметами и 60 мм минометами и средствами связи. Целью этих подразделений была борьба с советскими танковыми группами, прорвавшими оборону китайских войск. Из-за отсутствия достаточного количества техники, большая часть подразделений была посажена на велосипеды, а для действий в горной местности выделили вьючных лошадей.

Военное и политическое руководство страны, опиралось на ранние и принятую к действию доктрину "народная война в современных условиях". В ней, с обычной для коммунистического Китая долей маоистской идеологии, были определены стратегические и тактические планы действий НОАК в условиях обычной и ядерной войны. Доктрина предусматривала разработанную Мао Цзэдуном концепцию активной защиты создание, в случае нападения, армией Китая стратегической обороны с одновременным нанесением тактических ударов. Подобная концепция, по мнению Мао Цзэдуна, должна была обеспечить разгром армии СССР прежде чем она достигнет внутренних районов Китая. Доктрина предусматривала создание приграничной глубоко эшелонированной линии обороны, прикрывающей Северные и Северо-Восточные индустриальные провинции. Роль "народной войны" (по сути партизанских действий) была уменьшена, ведение позиционных приграничных боев потребовало создание новой военной структуры, модернизации вооружений, которые продолжаются по наши дни. "Народная война в современных условиях"
Для наступления на Монголию было развернуто строительство дорог для переброски войск и припасов. Советские ВВС завоевали господство в небе, но полностью уничтожить ВВС НОАК не удалось многие китайские аэродромы были оборудованы капонирами в которых осуществлялось хренине и обслуживание самолетов. Для успешной деятельности авиации, НОАК приняло решение развернуть большое число аэродромов подскока и отказаться от аэродромной системы размещения самолетов. Вместо этого было принято решение о рассредоточение самолетов в прифронтовой полосе, самолеты должны были взлетать с дорог или с грунта, ровная пустынная местность позволяла это.

Какие последствия для международной ситуации имел переход советско- китайских разногласий в открытое противостояние?
2. Как обострение внутрикитайских отношений в 1969 г. повлияло на советско- китайский конфликт?
3. В какой ситуации советско-китайское противостояние достигло своей кульминации?
4. Как удалось нормализовать американо-китайские отношения?
5. Как произошла нормализация отношений КНР с Японией?
1, Разрыв советско-китайского соглашения о сотрудничестве в области ядерной энергии в 1959 г. был знаком принципиальных расхождений между СССР и КНР. В 1960 г. КНР покинули советские специалисты, что усугубило экономический хаос в Китае, вызванный неумелым хозяйственным руководством КПК в период «большого скачка». Визит Хрущева в Пекин в 1959 году оказался безрезультатным.
Между СССР и Китаем существовало несколько групп противоречий, связанных прежде всего с нежеланием Китая играть роль младшего партнера СССР. Лидер КНР Мао Цзэдун пытался воспользоваться смертью Сталина и колебаниями международных позиций СССР, чтобы выдвинуть КНР на лидерские позиции, или, как минимум, добиться укрепления международного положения своей страны за счет СССР.
Нарастание советско-китайских противоречий стало изливаться во внешнеполитическую сферу. В 1962 г. во время вооруженного конфликта между КНР и Индией советское правительство заняло нейтральную позицию, отказавшись от поддержки Китая. Китайско-индийский конфликт почти совпал с Карибским кризисом. В этой ситуации китайская сторона впервые позволила себе открыто критиковать внешнюю полк- тику Москвы в печати, назвав размещение советских ракет на Кубе авантюризмом, а их вывод по договоренности с США - капитулянтством. Полемика развернулась в 1963 г., в год подписания Договора о запрещении испытаний ядерного оружия. В советской и китайской прессе стали публиковаться острые высказывания. ЦК КПСС и ЦК КПК обменялись резкими посланиями. Между тем, с 1962 г. заметно возросла напряженность на советско-китайской границе, где участились случаи ее незаконного перехода со стороны КНР.
Но самым главным было другое: руководство КНР заявило, что считает неравноправными договоры Китая с царской Россией. Но как: раз в этих договорах определялась большая часть линии границы между двумя странами. Заявление Пекина подразумевало возможность ее непризнания. В СССР позицию КНР восприняли как посягательство на территории Советского Союза, что заставляло думать об угрозе для них со стороны Китая. Но, опасаясь конфликта с КНР, советское руководство согласилось вступить с Китаем в консультации об уточнении линии прохождения государственной границы. Эти консультации застопорились летом 1964 г., после того как в беседе с иностранными журналистами Мао Цзэдун заявил о возможности предъявить Советскому Союзу «счет» за территории к востоку от Байкала, которые, по его мнению, были незаконно захвачены Российской империей. Хотя официально КНР не выдвинула территориальных претензий к СССР, в советских стратегических планах возник вопрос об укреплении границ с Китаем. Численность советских войск на Дальнем Востоке стала увеличиваться.
Со своей стороны, китайское руководство убедилось в невозможности сотрудничества с СССР в деле создания «единого антиимпериалистического фронта». Последняя попытка КПК вернуться к сотрудничеству с СССР на антиамериканской основе была предпринята во время визита в Москву премьера Госсовета КНР Чжоу Эньлая после отстранения от власти Н. С. Хрущева в октябре 1964 г. Но поскольку новое советское руководство намеревалось продолжать линию на избежание войны с США, китайский зондаж успеха не имел. Отказ КПК направить делегацию для участия в XXIII съезде КПСС в 1966 г. означал формальный разрыв отношений между двумя компартиями. В дополнение к мерам по укреплению советско-китайской границы в январе 1966 г. СССР заключил новый Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи с Монголией. Вслед за тем на монгольской территории были размещены советские войска и тяжелая техника. 1С концу 1967 г. численность личного состава в зоне границы СССР с КНР и МНР оценивалась в 250-350 тыс. человек.
Убедившись в невозможности привлечь СССР на сторону «китайской революции», руководство КНР встало на путь противостояния одновременно и Советскому Союзу, и Соединенным Штатам. Выдвинутая Китаем «теория трех миров» давала обоснование новой политики. В соответствии с ней все государства мира делились на три группы - сверхдержавы, малые и средние развитые страны (западноевропейские государства и основная часть стран «социалистического лагеря») и «третий мир» развивающихся стран. Руководители Китая провозгласили себя лидером «третьего мира» в борьбе за победу идей национального освобождения и развития.
Ключевое слово
Культурная революция - период острой борьбы за власть внутри компартии Китая (1966-1976 гг.), сопровождавшийся массовыми политическими репрессиями против противников Мао Цзэдуна и резким обострением отношений КНР с большинством государств мира.
В 1966 г. в Китае началась «культурная революция» (1966-1976 гг). Резкая взаимная критика и напряженность в отношениях СССР и КНР достигли высшей точки. Опасность ситуации была настолько очевидна, что трезвомыслящая часть китайского руководства, прежде всего Чжоу Эньлай, стала пытаться привлечь внимание Мао Цзэдуна к необходимости пересмотреть линию на одновременное противостояние с США и СССР. Сам Чжоу Эньлай склонялся к примирению с США. Политическим оппонентом этой линии выступал маршал Линь Бяо, который являлся противником улучшения отношений Китая с США. Оба лидера были согласны между собой в признании ослабления позиций США в Азии, связанного с неудачной для Соединенных Штатов войной во Вьетнаме. Но если Линь Бяо полагал момент подходящим для развертывания общеазиатской революции - в Таиланде, Японии, Индонезии, Лаосе, на Филиппинах, то Чжоу Эньлай указывал на угрозу Китаю со стороны СССР. Остается не проясненным, в самом ли деле он считал советскую опасность реальной, или ссылка на угрозу с севера была оправданием предложения начать поиск взаимопонимания с США. «Советская угроза» стала подталкивать КНР во второй половине 1960-х годов к поиску путей нормализации отношений с Вашингтоном.
2. «Культурная революция» сопровожалась разгулом насилия над теми, кто не разделял радикальных воззрений Мао Цзэдуна и пытался критиковать его политику. В стране возникла атмосфера страха, беззакония и произвола. Отряды «революционной молодежи», выполняя инструкции компартии, терроризировали население. «Нормальной» практикой компартии Китая стали ссылки интеллигенции на «перевоспитание» в деревню. Репрессии в КНР не достигли того уровня жестокости, который был характерен для СССР 1930-х годов, но они были им однородны. Методы «революционного воздействия» китайская сторона применяла и в отношении иностранных дипломатов и членов их семей.
Отношения между КПСС и КПК были разорваны. Грубая идеологическая полемика сочеталась с резким ухудшением отношений на межгосударственном уровне. Китайская официальная печать и руководители КНР продолжали оспаривать законность погранично-территориального размежевания между Китаем и Россией, по сути дела требуя передачи КНР части территорий СССР. 26 января 1967 г. власти КНР организовали осаду советского посольства в Пекине отрядами китайской «революционной молодежи» - цзяофаней. Осада продолжалась 18 дней. Работать в КНР становилось опасно. В феврале 1967 г. советская сторона была вынуждена эвакуировать из КНР детей и других членов семей советских дипломатов, безопасность которых на китайской территории было трудно гарантировать. Начались пограничные инциденты. Пытаясь воздействовать на КНР, советская сторона провела на
Дальнем Востоке крупные военные маневры, но они не произвели желаемого эффекта.
Особую остроту приобрел вопрос о границе по рекам Амур и Уссури, которые имели статус пограничных артерий, поскольку они разделяли на довольно протяженном участке государственные территории СССР и КНР. В соответствии с русско-китайскими договорами XIX в., граница была проведена не по середине главного фарватера, как это было принято в международной практике демаркации пограничных рек, а по той их стороне, что признавалась за Китаем, т.е. по китайскому берегу реки. КНР открыто требовала изменения линии границы по пограничным рекам и приведения ее в соответствие с мировыми нормами. При такой постановке вопроса «спорными» оказывались около 600 речных островов.
С середины 1967 г. советские пограничники стали патрулировать не только речные острова, но и китайские берега рек Амур и Уссури на том основании, что линия границы юридически в самом деле проходила не по рекам, а по их берегам на китайской стороне. Со своей стороны граждане КНР усилили натиск на границу со стороны Китая и стали регулярно высаживаться на островах, нарушая пограничный режим. В марте 1969 г. на одном из них - острове Даманском - произошли кровавые вооруженные столкновения со многими жертвами и фактами зверств по отношению к раненным советским пограничникам и надругательств над телами погибших. Вооруженные столкновения начались и на линии советско-китайской границы в Средней Азии. Советско-китайская война могла стать реальностью. Летом 1969 г. из Пекина стали эвакуировать некоторые правительственные учреждения, а из Маньчжурии - стратегически важные промышленные предприятия. Сценарии нападения Китая на дальневосточные районы СССР анализировались в Москве.
Москва пыталась убедить своих партнеров по международному коммунистическому движению осудить действия КНР и поддержать позицию Москвы. Кроме того, СССР пытался получить поддержку других стран Азии и США. Однако последние выступили против «коллективной безопасности в Азии». В ходе визита по странам Азии летом 1969 г. президент Р. Никсон неоднократно отрицательно высказывался об этой идее. Со стороны американского президента это было дружественным жестом в отношении Пекина.
3. В конце лета 1969 г. западные спецслужбы обратили внимание на то, что стали поступать сигналы, указывавшие на рост готовности СССР рассмотреть вопрос о нанесении упреждающего удара по ядерным объектам КНР. В августе 1969 г. из американских разведывательных данных стало известно, что дислоцированные в Монголии советские бомбардировщики отрабатывают удары по макетам, напоминающим китайский завод по обогащению урана в районе озера Лобнор. Одновременно было зафиксировано, что советские дипломатические сотрудники не очень высокого уровня стали осторожно и в неофициальном порядке зондировать вопрос о возможной реакции США в случае советской превенттгеной акции против ядерных объектов КНР. Такого рода удары в литературе получили название «ядерной кастрации». Американские эксперты также обратили внимание на передислокацию в июне 1969 г. частей ВВС СССР из Европейской части Советского Союза в Сибирь. 27 августа 1969 г. директор ЦРУ Ричард Хелмс устроил специальный брифинг, на котором сообщил журналистам об имеющихся в распоряжении США разведывательных данных. Хотя при Дж. Кеннеди американская администрация, как свидетельствуют ее бывшие сотрудники, сама рассматривала вопрос о нанесении по Китаю как раз такого удара, в ситуации 1969 г. Соединенные Штаты сочли необходимым удержать Москву от ее предполагаемых опасных намерений. Ситуация стала еще более напряженной.
3 сентября 1969 г. в Ханое умер президент ДРВ Хо Ши Мин. На его похороны отправилась высокопоставленная советская делегация во главе с А. Н. Косыгиным. Она пробыла в Ханое четыре дня. Во время ее пребывания во Вьетнаме 5 сентября 1969 г. в Вашингтоне была проведена пресс-конференция заместителя госсекретаря США Эллиота Ричардсона, который заявил: «Мы не можем не быть глубоко озабоченными в связи с тем, что эскалация этой [советско-китайской] ссоры наносит массированный ущерб международному миру и безопасности». Хотя такая формулировка не позволяла рассматривать американское заявление как выражение поддержи! одной из сторон в конфликте, Вашингтон все же указал на заинтересованность в его ограничении. Поскольку СССР выступал в споре в качестве более сильной стороны, это адресовало американское предупреждение в значительной степени ему - и в этой мере США фактически выступили в защиту Китая.
Реакция США в целом отрезвляюще подействовала на обе стороны. Первый шаг к ослаблению напряженности сделал Советский Союз. По пути обратно в Москву с похорон Хо Ши Мина советская делегация несколько раз с борта самолета запрашивала согласие китайской стороны на проведение встречи с китайскими представителями во время возможной остановки в Пекине. После ряда попыток согласие КНР было получено. 11 сентября 1969 г. в пекинском аэропорту состоялась встреча А. Н. Косыгина с премьером Госсовета КНР Чжоу Зньлаем. В ходе ез была достигнута договоренность о начале советско-китайских переговоров по пограничным вопросам в октябре 1969 г. Китайская сторона отказатась от требования отвода советских войск со спорных территорий как предварительного условия переговоров. А. Н. Косыгин, по утверждениям китайской стороны, не подтверждаемым советской, обещал, что советские войска будут отведены от границы. Советско-китайские отношения остались враждебными, но кульминация противостояния была пройдена.
4. Еще в июле 1971 г. государственный секретарь США Г. Киссинджер в полной тайне побывал в Пекине с рабочим вшитом и согласовал с китайским руководством основные условия предстоящей нормализации американо-китайских отношений. В августе 1971 г. США выступили с идеей передачи КНР места Китая в Совете безопасности ООН, которое до тех пор занимал делегат Тайваня, при сохранении за Тайванем статуса члена ООН и права участвовать в ее генеральных ассамблеях. Это предложение не было принято. Но в октябре 1971 г. КНР все же была принята в ООН одновременно с «добровольным» выходом из ее состава Тайваня, стремившегося таким образом избежать процедуры исключения.
В феврале 1972 г. в Пекин с официальным визитом прибыл президент США Р. Никсон. Поскольку и об этом визите ведущие политики мира, включая руководителей всех союзных Соединенным Штатам стран, узнали только из газет, визит американского президента в Китай получил в литературе название «шока Никсона». Президент США вел переговоры с высшими руководителями Китая, включая 79-летнего Мао Цзэдуна.
Условия американо-китайской нормализации были закреплены в подписанном 27 февраля 1972 г. в Шанхае коммюнике. С общеполитической точки зрения, главным в этом документе было указание на отказ обеих держав от попыток установить свою гегемонию в Восточной Азии и о выступлении каждой из них против попыток любой державы установить такую гегемонию. Иными словами, США подтвердили намерение поддержать КНР в случае нарастания угрозы со стороны СССР, а Китай обещал продолжить линию дистанцирования от Москвы. Речь шла об отказе Соединенных Штатов от «двойного сдерживания» одновременно СССР и КНР в пользу сдерживания одного только Советского Союза, в том числе и путем параллельных акций с Китаем.
Шанхайское коммюнике не устранило всех проблем американо- китайских отношений. Между двумя странами не были установлены дипломатические отношения, поскольку таковые существовали между США и Тайванем. По этому поводу в коммюнике было сказано, что «все китайцы по обе стороны Тайваньского пролива считают, что существует только один Китай, и Тайвань является частью Китая». Но американская сторона обязалась эвакуировать с острова военные объекты, прекратить в будущем дипотношения с Тайбэем, денонсировать амери- кано-тайваньский договор и поддержать КНР по вопросу о передаче ей права представлять Китай в Совете безопасности ООН. Уступив Пекину по основным проблемам в принципе, американская сторона зарезервировала за собой отсрочку, необходимую для перевода отношений с Тайванем в неофициальное русло. Предстояло разорвать дипломатические отношения с Тайванем, денонсировать американо-тайваньский договор безопасности 1954 г. и получить на это согласие американских законодателей.
5. Возросшей активностью своей дипломатии на китайском, советском и других «трудных» направлениях американская администрация стремилась компенсировать психологические и политические потери, с которыми для США была сопряжена война во Вьетнаме. Пример Вашингтона, смело ломающего стереотипы, заражал американских союзников - в Азии не меньше, чем в Европе.
Япония чувствовала себя очень уязвленной «шоком Никсона», поскольку она гораздо раньше США стала стремиться к улучшению отношений с КНР, но ей не позволяли этого делать американские политики. Теперь, когда Вашингтон осуществил нормализацию отношений с КНР первым, сделав то, в праве на что он отказывал Японии, в Токио решили действовать, не оглядываясь на США. Японское правительство попыталась проводить во внешней политике более независимый курс.
Хозяйственные успехи к началу 1970-х годов вывели Японию в число экономических лидеров мира. Благодаря высоким (12-16%) темпам роста в 1960-х годах, она вышла на второе место в мире по размерам ВНП, немного опередив даже Советский Союз. В ноябре 1969 г. японское правительство смогло добиться от США согласия на восстановление суверенитета Японии над архипелагом Рюкю (Окинава), и в мае 1972 г. Окинава перешла под контроль Японии, хотя на острове сохранились американские базы. Премьер-министр Японии Эйсаку Сато в 1970 г. был удостоен Нобелевской премии мира за разрешение этой дипломатической задачи переговорным путем.
В июле 1972 г. правительство страны возглавил Какуэй Танака, сторонник активной внешнеполитической линии, выражением которой стала выдвинутая им концепция «многополюсной дипломатии» (таке- ку гайко). Она предусматривала нормализацию связей с Китаем и улучшение отношений с СССР.
29 сентября 1972 г. К. Танака с официальным визитом прибыл в КНР. Стремясь оказаться на полшага впереди Вашингтона, японская сторона в ходе визита договорилась не только о нормализации отношений с КНР, но и об установлении дипломатических отношений. Японо-тайваньские официальные связи были разорваны. Япония признала правительство КНР единственным законным правительством Китая, а Тайвань - неотъемлемой частью КНР. Вместе с тем, японская сторона сохранила экономические и прочие связи с Тайванем, придав им неофициальную форму.
Минимум знаний
1. Советско-китайские противоречия обострились в результате целого комплекса проблем, и заключались они, прежде всего, в споре за лидерство в мировом коммунистическом движении, разном понимании содержания международных отношений (КНР настаивал на продолжении и развитии конфликта с Западом). Советско-китайское противостояние не только ослабило блок коммунистических держав, но и создало в мире новый очаг конфликтности.
2. «Культурная революция» и массовые репрессии в КНР привели к дальнейшей эскалации советско-китайского конфликта. КНР стала оспаривать принадлежность к СССР ряда его дальневосточных территорий, произошел вооруженный инцидент на острове Даманском. В ответ СССР пытался предложить другим азиатским государствам проект системы коллективной безопасности в Азии, направленный, по сути, против КНР. Этот проект не получил поддержки коммунистического движения и международного сообщества в целом.
3. К лету 1969 г. серьезно возросла угроза широкомасштабной войны между СССР и КНР, о чем свидетельствовали военные приготовления обеих сторон. США в весьма сдержанной форме поддержали в этом противостоянии Китай. Однако благодаря дипломатическим усилиям СССР удалось частично разрядить напряженность и смягчить остроту противоречий с КНР к сентябрю 1969 г.
4. Во второй половине 1960-х годов США стремились расширить свои возможности в дипломатическом давлении на СССР и укрепить свои позиции в Восточной Азии. Для этого они пошли на нормализацию отношений с КНР, закрепив дистанцирование КНР от Москвы посредством обещания дипломатической поддержки в случае возобновления советско-китайского конфликта. Однако дальнейшему улучшению отношений между США и КНР мешал Тайваньский вопрос.
5. Стремительное экономическое развитие Японии, ее превращение в одну из крупнейших экономик мира способствовали активизации внешней политики «страны восходящего солнца». Одним из итогов нового курса стало установление в 1972 г. дипломатических отношений с КНР наряду с сохранением полноценных экономических связей с Китайской Республикой на Тайване.

В начале весны 1969 года начался конфликт на советско-китайской границе. В ходе боестолкновений погибло 58 советских солдат и офицеров. Однако ценой их жизней удалось остановить большую войну.

0,74 квадратных км

Две наиболее мощные на тот момент социалистические державы – СССР и КНР едва было не начали полномасштабной войны из-за клочка земли под названием остров Даманский. Его площадь составляет всего 0,74 квадратных километра. К тому же во время паводка на реке Уссури он целиком скрывался под водой.
Есть версия, что островом Даманский стал лишь в 1915 году, когда течение размыло часть косы на китайском берегу. Как бы там ни было остров, который по-китайски назывался Чжэньбао, находился ближе к берегу КНР. Согласно международному положению, принятому на Парижской мирной конференции 1919 года, границы между государствами должны проходить по середине главного фарватера реки. Это соглашение предусматривало исключения: если граница сложилась исторически по одному из берегов, при согласии сторон она могла быть оставлена без изменений. Чтобы не обострять отношения с набирающим международное влияние соседом, руководство СССР допускало передачу ряда островов на советско-китайской границе. По этому поводу за 5 лет до конфликта на острове Даманском состоялись переговоры, которые, правда, закончились ничем как из-за политических амбиций руководителя КНР Мао Цзэдуна, так и по причине непоследовательности генсека СССР Никиты Хрущёва.

Пять тысяч провокаций

Для СССР, который, по большому счёту, ещё не оправился ни демографически, ни экономически после череды войн и революций первой половины ХХ века и особенно после Второй мировой войны, вооружённый конфликт, а тем более полномасштабные военные действия с ядерной державой, в которой к тому же на тот момент проживал каждый пятый житель планеты, были не нужны и крайне опасны. Только этим можно объяснить то удивительное терпение, с которым советские пограничники переносили постоянные провокации со стороны «китайских товарищей» в приграничных территориях.
В одном только 1962 году произошло более 5 тысяч (!) различных нарушений режима границы гражданами Китая.

Исконно китайские территории

Постепенно Мао Цзэдун убеждал себя и всё население Поднебесной в том, что СССР незаконно владеет огромными территориями в 1,5 миллиона квадратных километров, которые, якобы, должны принадлежать Китаю. Подобные настроения активно раздувались в западной прессе – капиталистический мир, в период советско-китайской дружбы сильного напуганный красно-жёлтой угрозой, теперь потирал руки в предвкушении столкновения двух социалистических «монстров».
В такой ситуации требовался лишь повод для развязывания боевых действий. И таким поводом стал спорный остров на реке Уссури.

«Положить их как можно больше…»

То, что конфликт на Даманском был тщательно спланирован, косвенно признают даже сами китайские историки. Например, Ли Даньхуэй замечает, что в ответ «на советские провокации» было решено провести военную операцию силами трёх рот. Существует версия, что руководство СССР было заранее через маршала Линь Бяо осведомлено о предстоящей акции китайцев.
В ночь на второе марта около 300 китайских военных по льду перешли на остров. Благодаря тому, что шёл снегопад, им удалось до 10 утра оставаться незамеченными. Когда же китайцы были обнаружены, у советских пограничников несколько часов не было адекватного представления об их численности. Согласно докладу, поступившему на 2-ю заставу «Нижне-Михайловка» 57-го Иманского пограничного отряда, число вооружённых китайцев составляло 30 человек. На место событий выехало 32 советских пограничника. Возле острова они разделились на две группы. Первая группа под командованием старшего лейтенанта Ивана Стрельникова направилась прямиком к китайцам, стоявшим на льду юго-западнее острова.

Вторая группа под командованием сержанта Владимира Рабовича должна была прикрывать группу Стрельникова с южного берега острова. Едва отряд Стрельникова подошёл к китайцам по нему был открыт ураганный огонь. В засаду попала и группа Рабовича. Почти все пограничники были убиты на месте. Ефрейтор Павел Акулов попал в плен в бессознательном состоянии. Его тело со следами пыток позднее было выдано советской стороне. В бой вступило отделение младшего сержанта Юрия Бабанского, которое несколько задержалось, выдвигаясь с заставы и поэтому китайцы не смогли уничтожить его, используя фактор внезапности. Именно это подразделение совместно с подоспевшей подмогой из 24 пограничников с соседней заставы «Кулебякины сопки» в ожесточённом бою показало китайцам насколько высок боевой дух их противников. «Конечно, еще можно было отойти, вернуться на заставу, дождаться подкрепления из отряда. Но нас охватила такая лютая злоба на этих сволочей, что в те минуты хотелось только одного - положить их как можно больше. За ребят, за себя, за эту вот пядь никому не нужной, но все равно нашей земли» - вспоминал Юрий Бабанский, за проявленный героизм позднее удостоенный звания Героя Советского Союза.
В результате боя, который продолжался около 5 часов погиб 31 советский пограничник. Безвозвратные потери китайцев, по оценке советской стороны, составили 248 человек.
Уцелевшие китайцы вынуждены были отойти. Но на приграничной территории уже готовился к боевым действиям 24-й пехотный китайский полк численностью 5 тысяч человек. Советская сторона подтянула к Даманскому 135-ю мотострелковую дивизию, которой были приданы установки секретных тогда систем залпового огня «Град».

Превентивный «Град»

Если офицеры и солдаты Советской армии демонстрировали решительность и героизм, то этого совсем нельзя сказать о высшем руководстве СССР. В последующие дни конфликта пограничникам поступали весьма противоречивые приказы. Например, в 15-00 14 марта им приказали оставить Даманский. Но после того, как остров тут же заняли китайцы, со стороны советской погранзаставы в боевом порядке выдвинулись 8 наших бронетранспортеров. Китайцы ретировались, а советским пограничникам в 20-00 этого же дня приказали вернуться на Даманский.
15 марта около 500 китайцев снова атаковали остров. Их поддерживали от 30 до 60 артиллерийских орудий и миномётов. С нашей стороны в бой вступили около 60 по-граничников на 4-х БТР. В решительный момент боя их поддержали 4 танка Т-62. Однако через несколько часов боя стало ясно, что силы слишком неравны. Советские пограничники, расстреляв весь боезапас, вынуждены были отойти на свой берег.
Ситуация складывалась критическая – китайцы могли начать атаку уже на погранзаставу, а согласно указанию Политбюро ЦК КПСС ни в коем случае нельзя было вводить в конфликт советские войска. То есть пограничники оставались один на один с многократно превосходящими по численностями подразделениями Китайской армии. И тогда командующий войсками Дальневосточного военного округа генерал-полковник Олег Лосик на свой страх и риск отдаёт приказ, который сильно отрезвил воинственность китайцев, и, возможно, заставил их отказаться от полномасштабной вооружённой агрессии против СССР. В бой были введены реактивные системы залпового огня «Град». Их огнём были практически сметены все сосредоточенные в районе Даманского китайские подразделения. Уже через 10 минут после обстрела «Градом» об организованном сопротивлении китайцев не могло быть и речи. Те, кто уцелели, начали отход с Даманского. Правда, два часа спустя подошедшие китайские части безуспешно по-пытались снова атаковать остров. Однако полученный урок «китайские товарищи» усвоили. После 15 марта серьёзных попыток овладеть Даманским они больше не предпринимали.

Сдали без боя

В боях за Даманский погибли 58 советских пограничников и, по разным данным, от 500 до 3000 китайских военнослужащих (эта информация китайской стороной по-прежнему держится в секрете). Однако, как это не раз было в российской истории, то, что удалось удержать силой оружия, сдали дипломаты. Уже осенью 1969 года прошли переговоры, в результате которых было решено, что китайские и советские пограничники будут оставаться на берегах Уссури, не выходя на Даманский. Фактически это означало передачу острова Китаю. Юридически остров перешёл КНР в 1991 году.

Одной из ключевых проблем в советской внешней политике данного периода стало значительное ухудшение отношений с социалистическим Китаем, чьи руководители отрицательно отнеслись к решениям еще ХХ съезда КПСС. Осложнили отношения с китайцами и события вокруг острова Тайвань, где у власти находилось правительство китайских националистов (Гоминьдана) во главе с Чан Кайши. Именно тайваньских лидеров признавали в качестве законного правительства всего Китая США и большинство других западных стран. Китайское коммунистическое руководство стремилось поставить Тайвань под контроль, для чего концентрировало вооруженные силы в проливе, отделяющем остров от континента. 23 августа 1958 г. артиллерия КНР предприняла интенсивный обстрел небольшого прибрежного острова Цзиньмэнь, где находились гоминьда- новские войска. Менее чем за час было выпущено около 20 тыс. снарядов. 24 августа, помимо продолжения обстрела, торпедные катера КНР атаковали транспорты, перевозившие гоминьдановских солдат. К 28 августа было сделано более 100 тыс. выстрелов по острову. Соединенные Штаты поддержали Чан Кайши и выразили готовность создать прикрытие прибрежным островам. В Тайваньском проливе было сконцентрировано около 130 американских военных кораблей, включая 6 авианосцев, имевших на борту атомное и водородное оружие. Возникла угроза новой войны на Дальнем Востоке.

7 сентября 1958 г. Н.С. Хрущев направил послание президенту США Д. Эйзенхауэру. В нем говорилось: «Нападение на Китайскую Народную Республику, которая является великим другом, союзником и соседом нашей страны, это нападение на Советский Союз. Верная своему долгу, наша страна сделает все для того, что- 137 бы совместно с народным Китаем отстоять безопасность обоих государств, интересы мира на Дальнем Востоке, интересы мира во всем мире». Аналогичное предупреждение американской стороне содержалось и во втором послании правительства СССР президенту США от 19 сентября. 6 октября 1958 г. Хрущев еще раз заявил, что «Советский Союз придет на помощь Китайской Народной Республике, если на нее будет совершено нападение извне, говоря конкретнее, если США нападут на КНР».

Советские предупреждения сыграли роль, в итоге ситуацию удалось разрядить в ходе дипломатических переговоров, и Тайвань остался отдельным государством.

Однако и у советской, и у китайской стороны

осталось сильное взаимное раздражение действиями друг друга в период кризиса. В печати КНР появились статьи о «современном ревизионизме», искажающем марксизм-ленинизм. В конце 1950-х гг. Хрущев обрушился с резкой критикой на китайских коммунистов. Летом 1960 г. из КНР неожиданно были отозваны все советские специалисты, что поставило китайскую промышленность в крайне сложную ситуацию из-за нехватки квалифицированных кадров. На Московском совещании коммунистических и рабочих партий (ноябрь 1960 г.) разгорелась жаркая полемика между делегациями КПСС и КПК. Руководство китайской компартии стало воспринимать политику московского руководства как недружественную и даже почти враждебную. Хотя КНР официально никогда не выдвигала территориальных претензий к СССР, в китайской прессе стали широко публиковаться материалы «исторических исследований», согласно которым Россия и СССР путем «неравноправных договоров» отняли у Китая территории общей площадью 1,54 млн км2. В начале 1960-х гг. возникли первые советско-китайские пограничные конфликты.

В целом углубление политической и экономической интеграции осуществлялось в достаточно узких рамках одного лагеря и не охватывало даже всех стран, вступивших на путь построения социализма. Интеграция была весьма противоречива и во многом зависела от политики конкретных руководителей, их оценок мирового развития. Именно это вызывало иногда острые кризисы. Руководство СССР, располагавшее огромными ресурсами и военными силами, смогло подавлять недовольство, зревшее в восточноевропейских странах. Однако в случае с Китаем это сделать уже не удавалось.