Приказы. Что такое вотчина

Коллегии — центральные административные органы, созданные Петром I с 1717 по 1722 годы, для замены приказов (устаревшей системы исполнительных органов). Основой регламента коллегий послужило шведское законодательство, а сама система построена на основе опыта её функционирования в Германии и Швеции.

Система коллегий

Учреждение коллегий вводило три новых принципа :

  • Отраслевое разделение ведомств (приказы дублировали функции друг друга)
  • Совещательный (коллегиальный) характер принятия решений.
  • Общие правила функционирования органов власти по Генеральному регламенту 1720 года.

Значение коллегий

Учреждение системы коллегий стало завершающим этапом централизации и бюрократизации государственных органов управления. Вместе с Правительствующим Сенатом , Святейшим Синодом и Тайной канцелярией, коллегии образовывали органы центрального управления (помогающие императору и действующие от его имени) в абсолютистской монархии Петра I.

Кроме того, постепенная замена приказов на коллегии стала окончательным ударом по системе местничества, которая была отменена ещё в 1682 году, но неофициально продолжала существовать.

Центральные органы управления

История создания Коллегий

Еще в 1712 году при участии иностранных советников была попытка создать Торговую коллегию. Искушенные чиновники и юристы из Европы были приглашены для работы в государственных учреждениях Русского царства. За образец для выработки собственных правил была взята шведская коллежская система, бывшая на тот момент лучшей в Европе.

Фактически же, настоящая работа над созданием системы коллегий началась только в конце 1717 года. 22 декабря 1717 г. был издан царский указ «О штате Коллегий и о времени открытия оных» , положивший начало реформе Коллегий. Быстро изменить приказную систему было невозможно, поэтому было принято решение отказаться от резких изменений в государственном устройстве. Приказы либо заменялись коллегиями, либо переводились в подчинение им (например, в состав Юстиц-коллегии вошли семь различных судебных приказов). Сам Петр I называл «первейшими» (т.е. главными) только три коллегии — иностранных дел, военную и Адмиралтейств-коллегию.

В 1718 году был утвержден список первых 9 коллегий :

  1. Иностранных дел.
  2. Военная коллегия.
  3. Адмиралтейств-коллегия.
  4. Камер-коллегия
  5. Юстиц-коллегия.
  6. Коммерц-коллегия.
  7. Штатс-контора.
  8. Берг-Мануфактур-коллегия.
  9. Ревизион-коллегия.


Панорамный вид на здание Коллегий, расположенных на Васильевском острове в С.-Петербурге, выполненный Дж. А. Аткинсоном в период 1802-1805

В дальнейшем, по мере необходимости создавались новые коллегии или происходила реорганизация уже существующих:

В 1720 создана Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел.

В 1721 году для замены Поместного приказа учреждена Вотчинная коллегия.

В 1722 году произошло разделение Берг-Мануфактур-коллегии на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию, а также создана Малороссийская коллегия для замены Малороссийского приказа. Таким образом, отвечая на вопрос «сколько коллегий было при Петре I » можно перечислить их список к 1722 году .

Коллегии

Учреждение коллегий вводило три новых принципа :

Значение коллегий

История создания Коллегий

В 1718 году был утвержден список первых 9 коллегий :

  1. Иностранных дел.
  2. Военная коллегия.
  3. Адмиралтейств-коллегия.
  4. Камер-коллегия
  5. Юстиц-коллегия.
  6. Коммерц-коллегия.
  7. Штатс-контора.
  8. Берг-Мануфактур-коллегия.
  9. Ревизион-коллегия.

к 1722 году :

  1. Иностранных дел.
  2. Военная коллегия.
  3. Адмиралтейств-коллегия.
  4. Камер-коллегия
  5. Юстиц-коллегия.
  6. Коммерц-коллегия.
  7. Штатс-контора.
  8. Берг-коллегия.
  9. Мануфактур-коллегия.
  10. Ревизион-коллегия.
  11. Малороссийская коллегия.
  12. Вотчинная коллегия.
  13. Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел.

xn--1-itb3afj.xn--p1acf

(продолжение)

Дополнение

Коллегии при Петре I (по лекциям В. О. Ключевского)

Сенат, как высший блюститель правосудия и государственной экономии, располагал с самого начала своей деятельности неудовлетворительными подчиненными органами. То были в центре куча старых и новых, московских и петербургских, приказов, канцелярий, контор, комиссий с перепутанными ведомствами и неопределенными отношениями, иногда со случайным происхождением, а в областях — 8 губернаторов, не слушавшихся подчас и самого царя, не только что Сената. При Сенате состояли доставшиеся ему от министерской консилии Расправная палата, как его судное отделение, и счетная Ближняя канцелярия.

Он наводил справки об устройстве центральных учреждений за границей: в Швеции, Германии и других странах он находил коллегии; иностранцы подавали ему записки о введении коллегий, и он решил усвоить эту форму русскому управлению. Уже в 1712 г. была сделана попытка устроить «коллегиум» для торгового дела с помощью иноземцев, ибо, как писал Петр I, «их торги несравненно есть лучше наших». Он поручал своим заграничным агентам собирать положения об иностранных коллегиях и книги по правоведению, особенно же приглашать иностранных дельцов на службу в русских коллегиях, а без людей, «по однем книгам нельзя будет делать, ибо всех циркумстанций никогда не пишут». Долго и с большими хлопотами набирали в Германии и Чехии ученых юристов и опытных чиновников, секретарей и писцов, особенно из славян, которые бы могли наладить дело в русских учреждениях; приглашали на службу даже пленных шведов, успевших узнать русский язык.

Познакомившись со шведскими коллегиями, которые тогда считались образцовыми в Европе, Петр I в 1715 г. решил взять их за образец при устройстве своих центральных учреждений. В этом решении нельзя видеть ничего неожиданного или что-либо своенравное. Ни в московском государственном прошлом, ни в окружавших Петра дельцах, ни в своем собственном политическом мышлении он не находил никакого материала для постройки самобытной системы государственных учреждений. На эти учреждения он смотрел взглядом корабельного мастера: зачем изобретать какой-то особый русский фрегат, когда на Белом и Балтийском морях прекрасно плавают голландские и английские корабли. Самодельных русских судов уже немало сгнило в Переяславле. Но и на этот раз дело пошло обычным ходом всех реформ Петра I: быстрое решение сопровождалось медленным исполнением. Петр отправил нанятого им голштинского камералиста Фика в Швецию для ближайшего изучения тамошних коллегий и пригласил к себе на службу силезского барона фон Любераса, знатока шведских учреждений. Оба навезли ему сотни регламентов и ведомостей шведских коллегий и собственных проектов о введении их в России, а второй нанял в Германии, Чехии и Силезии сотни полторы охотников для службы в русских коллегиях. Оба они, особенно Фик, принимали деятельное участие в образовании этих коллегий. Наконец, к 1718 г. составили план коллежского устройства, установили должностной состав каждой коллегии, назначили президентов и вице-президентов, и всем коллегиям было предписано сочинить себе на основании шведского устава регламенты, а пункты шведского устава, неудобные «или с сетуацией сего государства несходные, заменить новыми по своему рассуждению».

Чужестранных дел , 2) Камор Юстиции , 4) Ревизион Воинской Адмиралтейской , ведомство морских сил, 7) Коммерц , ведомство торговли, 8) Берг и Мануфактур Штатс-контор

Другим отличием коллегий от приказов был совещательный порядок ведения дел. Такой порядок не был чужд и старой приказной администрации: по Уложению судьи или начальники приказов должны были решать дела вместе с товарищами и старшими дьяками. Но приказная коллегиальность не была точно регулирована и заглохла под давлением сильных начальников. Петр, проводивший этот порядок в министерской консилии, в уездном и губернском управлении, а потом в Сенате, хотел прочно установить его во всех центральных учреждениях. Абсолютная власть нуждается в совете, заменяющем ей закон; «все лучшее устроение через советы бывает», — гласит Воинский устав Петра I; одному лицу легче скрыть беззаконие, чем многим товарищам: кто-нибудь да выдаст. Присутствие коллегии составлялось из 11 членов, президента, вице-президента, 4 советников и 4 асессоров, к которым прибавлялся еще один советник или асессор из иностранцев; из двух секретарей коллежской канцелярии один также назначался из иностранцев. Дела решались по большинству голосов присутствия, а для доклада присутствию распределялись между советниками и асессорами, из коих каждый заведовал и соответственной частью канцелярии, образуя во главе ее особое отделение или департамент коллегии. Введение иноземцев в состав коллегий имело целью поставить опытных руководителей рядом с русскими новичками. С той же целью Петр I к русскому президенту обыкновенно назначал вице-президентом иноземца. Так, в Военной коллегии при президенте князе Меншикове вице-президент — генерал Вейде, в Камер-коллегии президент князь Д. М. Голицын, вице-президент — ревельский ландрат барон Нирот; только во главе Горномануфактурной коллегии встречаем двух иностранцев, ученого артиллериста Брюса и упомянутого Любераса. Указ 1717 г. установлял порядок, как назначенным президентам «сочинять свои коллегии», составлять их присутствие: на места советников и асессоров они сами подбирали по два или по три кандидата, только не из своих сродников и «собственных креатур»; по этим кандидатским спискам собрание всех коллегий баллотировало на замещаемые должности.

Так, повторю, коллежское деление отличалось от приказного: 1) ведомственным распределением дел, 2) пространством действия учреждений и 3) порядком ведения дел.

Коллегии заменили приказы

Еще в 1712 году при участии иностранных советников была попытка создать Торговую коллегию. Искушенные чиновники и юристы из Европы были приглашены для работы в государственных учреждениях Русского царства. За образец для выработки собственных правил была взята шведская коллежская система, бывшая на тот момент лучшей в Европе.

В 1718 году был утвержден список первых 9 коллегий :

Коллегии при Петре I Великом

Учреждение коллегий вводило три новых принципа :

Коллегии - центральные административные органы, созданные Петром I с 1717 по 1722 годы, для замены приказов (устаревшей системы исполнительных органов). Основой регламента коллегий послужило шведское законодательство, а сама система построена на основе опыта её функционирования в Германии и Швеции.

Кроме того, постепенная замена приказов на коллегии стала окончательным ударом по системе местничества, которая была отменена ещё в 1682 году, но неофициально продолжала существовать.

  1. Иностранных дел.
  2. Военная коллегия.
  3. Адмиралтейств-коллегия.
  4. Камер-коллегия
  5. Юстиц-коллегия.
  6. Коммерц-коллегия.
  7. Штатс-контора.
  8. Берг-Мануфактур-коллегия.
  9. Ревизион-коллегия.

В 1722 году произошло разделение Берг-Мануфактур-коллегии на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию, а также создана Малороссийская коллегия для замены Малороссийского приказа. Таким образом, отвечая на вопрос «сколько коллегий было при Петре I » можно перечислить их список к 1722 году :

Фактически же, настоящая работа над созданием системы коллегий началась только в конце 1717 года. 22 декабря 1717 г. был издан царский указ «О штате Коллегий и о времени открытия оных» , положивший начало реформе Коллегий. Быстро изменить приказную систему было невозможно, поэтому было принято решение отказаться от резких изменений в государственном устройстве. Приказы либо заменялись коллегиями, либо переводились в подчинение им (например, в состав Юстиц-коллегии вошли семь различных судебных приказов). Сам Петр I называл «первейшими» (т.е. главными) только три коллегии - иностранных дел, военную и Адмиралтейств-коллегию.

  • Отраслевое разделение ведомств (приказы дублировали функции друг друга)
  • Совещательный (коллегиальный) характер принятия решений.
  • Общие правила функционирования органов власти по Генеральному регламенту 1720 года.

В 1720 создана Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел.

В 1721 году для замены Поместного приказа учреждена Вотчинная коллегия.

В дальнейшем, по мере необходимости создавались новые коллегии или происходила реорганизация уже существующих:

Другим отличием коллегий от приказов был совещательный порядок ведения дел. Такой порядок не был чужд и старой приказной администрации: по Уложению судьи или начальники приказов должны были решать дела вместе с товарищами и старшими дьяками. Но приказная коллегиальность не была точно регулирована и заглохла под давлением сильных начальников. Петр, проводивший этот порядок в министерской консилии, в уездном и губернском управлении, а потом в Сенате, хотел прочно установить его во всех центральных учреждениях. Абсолютная власть нуждается в совете, заменяющем ей закон; «все лучшее устроение через советы бывает», - гласит Воинский устав Петра I; одному лицу легче скрыть беззаконие, чем многим товарищам: кто-нибудь да выдаст. Присутствие коллегии составлялось из 11 членов, президента, вице-президента, 4 советников и 4 асессоров, к которым прибавлялся еще один советник или асессор из иностранцев; из двух секретарей коллежской канцелярии один также назначался из иностранцев. Дела решались по большинству голосов присутствия, а для доклада присутствию распределялись между советниками и асессорами, из коих каждый заведовал и соответственной частью канцелярии, образуя во главе ее особое отделение или департамент коллегии. Введение иноземцев в состав коллегий имело целью поставить опытных руководителей рядом с русскими новичками. С той же целью Петр I к русскому президенту обыкновенно назначал вице-президентом иноземца. Так, в Военной коллегии при президенте князе Меншикове вице-президент - генерал Вейде, в Камер-коллегии президент князь Д. М. Голицын, вице-президент - ревельский ландрат барон Нирот; только во главе Горномануфактурной коллегии встречаем двух иностранцев, ученого артиллериста Брюса и упомянутого Любераса. Указ 1717 г. установлял порядок, как назначенным президентам «сочинять свои коллегии», составлять их присутствие: на места советников и асессоров они сами подбирали по два или по три кандидата, только не из своих сродников и «собственных креатур»; по этим кандидатским спискам собрание всех коллегий баллотировало на замещаемые должности.

Внутренняя деятельность Петра с 1700 года

Коллегии были подчинены Сенату, который посылал им свои указы; в свою очередь, местные органы управления были ниже коллегий и повиновались им. Но, с одной стороны, не все коллегии одинаково подчинялись Сенату (военная и морская были самостоятельнее прочих); с другой стороны, не все коллегии имели отношение к областным органам управления. Над провинциальными властями, в качестве прямой высшей инстанции, стояли только Камер- и Юстиц-коллегии и Главный Магистрат. Таким образом, и центральные, и местные органы управления не представляли строгой и стройной иерархии.

Значит, коллежская реформа не внесла в ведомственный распорядок того упрощения и округления, какое обещает роспись коллегий. И Петр I не мог сладить с наследственной привычкой к административным боковушам, клетям и подклетям, какие любили вводить в свое управление старые московские государственные строители, подражая частному домостроительству. Впрочем, в интересе систематического и равномерного распределения дел и первоначальный план коллегий подвергся изменению при исполнении. Поместный приказ, подчиненный Юстиц-коллегии, по обременению ее делами обособился в самостоятельную Вотчинную коллегию, составные части Берг- и Мануфактур-коллегии разделились на две особые коллегии, а Ревизионная коллегия, как контрольный орган, слилась с Сенатом, высшим контролем, и ее обособление, по откровенному признанию указа, «не рассмотря тогда учинено было» как дело недомыслия. Значит, к концу царствования всех коллегий было десять.

С 1719 г. коллегии начали свою деятельность, и каждая сама для себя составляла устав, определявший ее ведомство и делопроизводство (эти уставы подучили название регламентов). Всех коллегий учреждено было двенадцать: 1) Коллегия иностранных дел, 2) Коллегия военная, 3) Коллегия адмиралтейская (морская), 4) Штатс-коллегия (ведомство расходов), 5) Камер-коллегия (ведомство доходов), 6) Юстиц-коллегия (судебная), 7) Ревизион-коллегия (финансовый контроль), 8) Коммерц-коллегия (торговая), 9) Мануфактур-коллегия (промышленность), 10) Берг-коллегия (горное дело), 11) Вотчинная коллегия (промышленность), 12) Главный Магистрат (городское управление). Последние три коллегии образованы были позже остальных. Вновь основанные учреждения не заменили, однако, всех старых приказов. Приказы продолжали существовать или под именем канцелярий, или под прежним именем приказов (Медицинская канцелярия, Сибирский приказ).

Всматриваясь в различия между коллегиями и старыми приказами, мы видим, что система коллегий значительно упростила прежнюю путаницу ведомств, но не уничтожила того смешения личного начала с коллегиальным, которое лежало в основании прежнего центрального управления. Как в приказах при их коллегиальной форме личное начало выражалось деятельностью властного председателя, так и в коллегиях влиятельные президенты и приставленные к коллегиям для общего контроля прокуроры нарушали коллегиальный строй своим личным влиянием и на деле заменяли иногда коллегиальную деятельность единоличной.

Сенат, как высший блюститель правосудия и государственной экономии, располагал с самого начала своей деятельности неудовлетворительными подчиненными органами. То были в центре куча старых и новых, московских и петербургских, приказов, канцелярий, контор, комиссий с перепутанными ведомствами и неопределенными отношениями, иногда со случайным происхождением, а в областях - 8 губернаторов, не слушавшихся подчас и самого царя, не только что Сената. При Сенате состояли доставшиеся ему от министерской консилии Расправная палата, как его судное отделение, и счетная Ближняя канцелярия.

Под ведением Сената стоял ряд центральных учреждений, известных под названием коллегий; они были учреждены в 1718 г. и окончательно сформированы в 1720 г. Коллегии заменили собой старые приказы. С учреждением Сената, мало-помалу усваивавшего себе функции главнейших приказов, эти последние (напр., Разряд) заменялись «столами» Сената; мелкие же приказы превращались в канцелярию и конторы разных наименований и сохраняли прежнюю организацию. Приблизительно с 1711 г. Петр I задумал устроить центральное управление по западноевропейским образцам. Вполне сознательно он желал перенести на Русь шведское коллегиальное устройство. Коллегиальную систему рекомендовал ему и теоретик Лейбниц. За границу были посланы люди для изучения бюрократических форм и канцелярской практики; из-за границы выписывали опытных канцеляристов, чтобы организовать с их помощью новые учреждения. Но этим иностранцам Петр I не давал в коллегиях начальнического положения, и они не поднимались выше вице-президентов; президентами же коллегий назначались русские люди.

Из девяти коллегий только разве две совпадали по кругу дел со старыми приказами: Коллегия иностранных дел с Посольским приказом и Ревизион-коллегия со Счетным; остальные коллегии представляли ведомства нового состава. В этом составе исчез территориальный элемент, присущий старым приказам, большинство которых ведало исключительно или преимущественно известные дела только в части государства, в одном или в нескольких уездах. Губернская реформа упразднила много таких приказов; в коллежской реформе исчезли и последние из них. Каждая коллегия в отведенной ей отрасли управления простирала свое действие на все пространство государства. Все вообще старые приказы, еще доживавшие свой век, были либо поглощены коллегиями, либо подчинены им: например, в состав Юстиц-коллегии вошло 7 приказов. Так упрощалось и округлялось ведомственное деление в центре; но оставался еще ряд новых контор и канцелярий, которые то подчинялись коллегиям, то составляли особые главные управления: так, рядом с Воинской коллегией действовали канцелярии Главная провиантская и Артиллерийская и Главный комиссариат, ведавший комплектование и обмундировку армии.

Здание Двенадцати коллегий в Петербурге. Неизвестный художник третей четверти XVIII века. По гравюре Е. Г. Внукова с рисунка М. И. Махаева

В 1718 г. президенты должны были устроять свои коллегии, чтобы с 1719 г. начать их работу; но последовали отсрочки и пересрочки, и коллегии не вступили в действие с 1719 г., а иные и с 1720 г. Первоначально установлено было 9 коллегий, которые указ 12 декабря 1718 г. перечисляет в таком порядке и с такими названиями: 1) Чужестранных дел , 2) Камор , ведомство государственных денежных доходов, 3) Юстиции , 4) Ревизион , «счет всех государственных приходов и расходов», т. е. ведомство финансового контроля, 5) Воинской (коллегиум), ведомство сухопутных военных сил, 6) Адмиралтейской , ведомство морских сил, 7) Коммерц , ведомство торговли, 8) Берг и Мануфактур , ведомство горнозаводской и фабричной промышленности, и 9) Штатс-контор , ведомство государственных расходов. Из этого перечня прежде всего видно, какие государственные интересы, как первенствующие, требовали себе по тогдашним понятиям усиленного проведения в управлении: из девяти коллегий пять ведали государственное и народное хозяйство, финансы и промышленность. Коллегии вносили в управление два начала, отличавшие их от старых приказов: более систематическое и сосредоточенное разделение ведомств и совещательный порядок ведения дел.

В число главнейших обязанностей Сенату поставлено было «денег возможно сбирать» и рассмотреть государственные расходы, чтобы отменить ненужные, а между тем денежные счета ему ниоткуда не присылались, и он за целый ряд лет не мог составить ведомости, сколько было во всем государстве в приходе, в расходе, в остатке и в доимке. Эта безотчетность в самый разгар войны и финансового кризиса всего сильнее должна была убедить Петра I в необходимости полной перестройки центрального управления. Сам он слишком мало подготовлен был к этой отрасли государственного дела, не имел достаточно ни идей, ни наблюдений и, как прежде в изыскании новых источников доходов пользовался изобретательностью доморощенных прибыльщиков, так и теперь в устройстве управления обратился за помощью к иноземным образцам и знатокам.

Каждая коллегия состояла, как и приказ XVII в., из присутствия и канцелярии. Присутствие состояло из президента, вице-президента, советников, асессоров и 2 секретарей, которые были начальниками канцелярии. Всего в присутствии было не более 13 человек, и дела решались большинством голосов.

30) П. Большого прихода , или просто Большой приход , как он назван у Котошихина, является в первый раз в 1573 г. В нем сидели окольничий и два дьяка. Доходы П. были свыше 500 тыс. руб. и составлялись из сборов с лавок, с гостиных дворов в Москве и в городах, с погребов, с мер для питья и товаров, с таможен, мыт, перевозов, мостовщины. Деньги эти расходовались на содержание приезжавших в Москву в посольствах иноземцев, а также иноземных купцов; на выдачу содержания русским послам, отправляемым за границу; на постройку судов и покупку товаров; на жалованье подьячим, работникам при судах и при царском соляном дворе. В 1680 г. большая часть доходов этого П. отошла к П. Большой казны, а в ведении Большого прихода остались только оброчные лавочные и неокладные пошлинные деньги с купцов, данных, лавочных и судных дел. В 1690 г. Большой приход был соединен с приказами новгородским, владимирским, новой и галицкой четью; этот соединенный П. просуществовал только до 1699 г., когда предметы ведомства его перешли к московской бурмистрской палате, а впоследствии были разделены между камер- и мануфактур-коллегиями и главным магистратом.

1) Приказ тайных дел, или тайный приказ , был учрежден около 1658 г. царем Алексеем Михайловичем и являлся как бы собственной канцелярией царя. В нем заседали дьяк и человек 10 подьячих ; бояре и думные люди не входили в состав приказа, так как он был учрежден главным образом для наблюдения за их деятельностью. Подьячие приказа тайных дел посылались с послами в разные государства и на посольские съезды, а также на войну с воеводами; они должны были следить за действиями послов и воевод и обо всем доносить государю. Послы поэтому всегда старались подкупать подьячих, чтобы расположить их в свою пользу. В приказе тайных дел производились следствия по важнейшим государственным делам, например по выпуску фальшивой монеты, делу патриарха Никона и т. п.; ведались гранатного дела мастера, гранатное дело и заводы. В ведении этого же П. состояла любимая царская потеха - птицы, кречеты и ястребы с особым штатом для их ловли и обучения, а также голубятни, в которых было более 100 тысяч голубиных гнезд для корма хищных птиц. Приказ тайных дел был уничтожен в самом начале царствования Федора Алексеевича.

54) П. лифляндских дел значится по записным книгам с 1660 по 1666 гг. и был учрежден, по всей вероятности, для заведования завоеванными в Лифляндии городами. После возвращения Швеции завоеванных городов П. был уничтожен.

8) П. золотого и серебряного дела существовал уже в начале XVII в. Неволин думает, что начало его следует отнести ко времени учреждения звания оружейничего. П. ведал тот же окольничий, что и новую четверть; с ним был дьяк. В П. этот набирались из разных городов на вечную службу мастера; им давалось погодное жалованье, и они изготовляли разного рода утварь для царского дворца и церквей. Серебро и золото присылалось сюда из П. Большой казны и из казенного двора. П. просуществовал до начала XVIII в.

37) Житный П. возник, может быть, при Иоанне III; Карамзин относит возникновение его к царствованию Иоанна IV. В заведовании его находились житные дворы, в которых хранился хлеб на случай неурожая. О деятельности этого П. мало известно. В конце XVII столетия он был соединен со стрелецким П., а затем заменен провиантской канцелярией, которая заготавливала главным образом провиант для войска.

29) П. Большой казны. Неволин относит учреждение его ко времени Иоанна III, хотя достоверно известно его существование только в царствование Иоанна IV. Ведал его тот же боярин, что и стрелецкий П.; с ним были в товарищах думный дворянин и 2-3 дьяка. П. этот заведовал государственными доходами с тех городов, сел и деревень, которые не были подчинены другим П.; в его ведении состояли гостинная и суконная сотни и вообще торговые люди, а также мастера серебряного дела. Доходы этого П. простирались до 300 тыс. руб. Ему был подчинен денежный двор , на котором чеканились деньги и медали. В записных книгах денежный двор упоминается с 1665 г.; наблюдал за ним особый П. из дворянина и дьяка. В заведовании П. Большой казны состоял еще тульский железный завод, на котором изготовлялись разные железные изделия, ружья, ядра, пушки. Горное дело также состояло в ведении этого П. С 1680 г. к П. Большой казны перешло заведование таможнями, померной и мытной избой, денежными доходами с кабаков, кружечных дворов, конских площадок, торговых бань и т. п. - словом, большая часть тех доходов, которые раньше поступали в П. Большого прихода, новгородский, владимирский, новую и галицкую чети. В 1711 г. в этот же П. было передано заведование казной казенного приказа. П. Большой казны просуществовал до 1718 г., когда был заменен штатс-контор коллегией.

2) Разрядный приказ, или Разряд. Разрядные дьяки упоминаются до 1535 г.; Неволин поэтому относит возникновение Разряда ко времени Иоанна III, но Соловьев и М. Ф. Владимирский-Буданов полагают, что он возник позже появления разрядных дьяков. Во всяком случае, разрядный приказ известен в памятниках только с 1535 г. По словам Котошихина, в нем сидели окольничий, думный дьяк и два простые дьяка. Ведались в нем всякие воинские дела, строение и починка крепостей, вооружение их и снабжение гарнизонами; ведались также по отношению к службе бояре, окольничьи, думные и ближние люди, стольники, стряпчие и дворяне московские, дьяки, жильцы и дворяне городовые, дети боярские, казаки и солдаты. В случае посылки, награды или увольнения от службы кого-нибудь из поименованных чинов об этом давался указ в Разряд; здесь же велся именной список всех служилых людей со сведениями об их службе. Когда в 1682 г. было уничтожено местничество, на Разряд было возложено составление и непрерывное продолжение дворянской родословной книги. По указу 1689 г. подьячие этого приказа судились только в нем одном. От разрядного приказа зависели разряды новгородский, рязанский и т. д., заведовавшие служилыми людьми соответствующих городов; в отличие от них разрядный приказ назывался Московским Большим Разрядом. Разрядный приказ составлял как бы особое установление при царской думе, а потому и деятельность его прекращается с упразднением последней. С учреждением в 1711 г. сената при нем был образован особый разрядный стол, к которому перешли некоторые предметы ведомства бывшего разрядного приказа.

35) П. книгопечатного дела возник, по всей вероятности, вместе с учреждением в 1558 году в Москве печатного двора, которым он и заведовал. Когда при царском дворе около 1680 г. была заведена Симеоном Полоцким новая типография, названная верхней, то для заведования ее был создан новый П. верхней типографии , существовавший недолго. С учреждением Святейшего Синода П. книгопечатного дела составил особую при нем типографскую контору. См. также XXIII, 530.

58) Сибирский П. После покорения Сибири заведование ею было поручено посольскому П.; затем для этого с 1596 по 1599 гг. существовала особая четверть дьяка Варфоломея Иванова, названная так по имени дьяка, который ею заведовал. С 1599 г. Сибирью управлял казанский дворец, а с 1637 г. в записных книгах значится сибирский П. Им заведовал тот же боярин, что и казанским дворцом; с ним было 2 дьяка. П. заведовал Сибирью точно так же, как казанский дворец - казанским и астраханским царством; при посредстве его происходила ссылка в Сибирь на поселение; сюда шли меха, которые поступали от сибирских инородцев в виде ясака; отсюда выдавались грамоты для проезда в Сибирь, а позже - в Китай и вообще в пограничные с Китаем государства. При сибирском П. существовала особая Соболиная казна , в которой хранились меха, получаемые из Сибири. Для заведования ею, оценки и продажи мехов существовало особое управление из голов и целовальников. Первый выбирался из гостей, последние - из гостинной и суконной сотен. Сибирский П. просуществовал все царствование Петра Великого, но круг ведомства его был значительно ограничен. После смерти Петра Великого он был уничтожен, в 1730 г. восстановлен и окончательно закрыт до 1755 г.

Коллегии заменили приказы

16) Панихидный П. - известен с 1663 по 1686 г.; им заведовал дьяк. Предметом занятий этого П. было поминовение лиц царского дома, о чем он посылал указы по городам, монастырям и церквам.

3) Челобитный приказ . Возникновение его Неволин относит ко времени Иоанна IV, при котором в известии от 1571 г. упоминается челобитная изба. В начале XVII в. этот приказ несомненно уже существовал. Во времена Котошихина в нем сидели окольничий и два дьяка. Предметом ведомства этого приказа было распределение по соответствующим приказам тех челобитных, которые подавались царю во время праздников и в походах, а также объявление решений на них, если царь с боярами их положат. В челобитном П. ведались судом дьяки, подьячие, сторожа и рассыльные разных приказов. В 1677 г. приказ этот был соединен с владимирским судным.

Реформа приказного управления в XVIII в. и замена П. другими учреждениями. Приказная форма управления и суда создавала на практике много неудобств вследствие разнообразия их функций и разбросанности однородных дел по разным П., а также обилия П. К этому нужно прибавить те злоупотребления, которые позволяли себе приказные люди и на которые указывают как иностранцы, например Олеарий, так и русские люди, например Котошихин. Злоупотребления эти коренились в самой организации П.: так как П. возникли из личного поручения известного рода дел тому или другому лицу, то лицо это (главный судья) имело всегда на практике решающее значение, хотя, по свидетельству Котошихина, дела в П. и должны были решаться коллегиально, раз при главном судье были товарищи. Реформа приказного управления началась уже при Феодоре Алексеевиче, когда, особенно в 1680 г., многие П. были соединены между собой и становится заметным желание правильнее распределить ведомства П. Стрелецкие смуты задержали реформу; она совершилась уже в царствование Петра I и притом не сразу. Первоначально у Петра не было, по-видимому, определенного плана преобразования административных порядков; приказная система продолжает существовать, подвергаясь только частичным видоизменениям, в большинстве случаев не касавшимся сущности приказного строя: некоторые П. соединяются в одно целое, круг ведомства других расширяется, они получают новые названия, оставаясь, в сущности, старыми учреждениями, создаются новые П. Рядом с П. учреждаются канцелярии, по типу сходные с П. и отличающиеся от них только названием и, может быть, меньшим объемом: ингерманландская, мундирная, банная и т. п. Впоследствии название канцелярия стало употребляться вместо П. Решительное преобразование приказного управления началось только с учреждением коллегий (см.). В 1721 г. в Духовном Регламенте были изложены главнейшие основания реформы. В П. управление и решение дел было единоличным; в коллегиях дела решаются несколькими лицами. Этим гарантируется: 1) большая успешность в раскрытии истины; 2) большее уважение к приговору со стороны общества; 3) большая быстрота в решении дел; 4) меньшая возможность злоупотреблений со стороны судей и 5) большая свобода при решении дел. Коллегии заменили П., но последние не исчезли совсем. Некоторые из них - под собственным именем (малороссийский, сибирский П.), другие - под именем канцелярий (ямская канцелярия) продолжали существовать и пережили даже Петра I. Приказная система только постепенно уступила место новому порядку вещей. К ней иногда возвращались и после Петра I: в 1730 г. был восстановлен, например, сибирский П., просуществовавший до 1755 г., вновь учреждены судный и сыскной П. Окончательно следы старого приказного московского строя исчезли только с изданием в 1775 г. при Екатерине II Учреждения о губерниях. Название П. удержано и здесь для некоторых учреждений (например П. общественного призрения), но характер этих учреждений и их положение в общем строе государства были совсем иные.

Журнал учета выданных доверенностей (форма М-3) Упростите работу с документами! Онлайн-сервис для автоматического заполнения документов Узнать больше >> Образцы доверенностей и коммерческих предложений Автоматическое заполнение […]

  • Образец приказа о принятии учетной политики на 2016 год Образец приказа о принятии учетной политики организации на 2016 год Приказ № __ от «___»_________________2016 г. о принятии учетной политики на предприятии для целей […]
  • Юридический центр Юридические консультации. Услуги адвокатов и юристов. Представительство в суде. Москва и Московская область Лесной городок - Юридическая консультация, Адвокат, Юрист Лесной городок - Юридическая консультация, […]
  • Правило-уровень 2,5м После оформления заказа доставка осуществляется в этот же день по Москве и Московской области. При оформлении заказа на сумму от 50 000 руб. тариф рассчитывается индивидуально + со скидкой на продукцию. Доставка […]
  • Органы управления в царской России существенно отличались от их нынешних аналогов. Институты власти прошли серьёзный путь от архаичных образований до спланированной системы, призванной ускорить процессы принятия решений. Анализ различий системы приказов и коллегий хорошо отражает динамику развития административной отрасли России и позволяет лучше понять истоки современной бюрократии. Возможно, понимание ошибок прошлого позволит преодолеть определённые проблемы настоящего.

    Приказы – органы государственной власти, возникшие в 16-м веке в России и существовавшие до создания коллегий, а позже — министерств. В их состав входили судьи, которые принимали управленческие решения, а также дьяки и подьячие, на которых была возложены технические обязанности (делопроизводство). Количество приказов исчислялось десятками, часть из них заведовала делами царя (Челобитный приказ, Приказ Тайных дел), часть – военной сферой, часть – дворцовыми вопросами, торговыми отношениями и т.д.

    Коллегии – органы государственного управления, сформированные по приказу Петра I взамен устаревших приказов и курировавшие широкий круг вопросов. Каждый такой орган обладал штатной структурой, построенной на принципах централизации. На вершине системы находился Главный магистрат, который координировал работу всех коллегий и являлся апелляционной инстанцией, призванной разрешать возникшие споры.

    Сравнение

    Итак, приказы образовались естественным образом для выполнения государственно-властных функций, переданных государем. Их количество постоянно росло и к началу 18 века уже составляло несколько десятков. Коллегии появились при реализации плана Петра I по централизации власти. Изначально их было 10, но затем к ним прибавились другие органы. Принцип управления в приказе – единоначалие, все важные решения принимались ответственным лицом. Коллегии представляли собой совещательный орган. Все важные решения вырабатывались коллегиально всеми членами органа власти.

    Различался и состав учреждений. В приказе был один или несколько судей, дьяки и подьячие. Структура коллегии гораздо сложнее: во главе стоял Сенат, назначавший президента и вице-президентов, советники и асессоры, а также технический персонал (переводчик, регистратор, актуариус, секретарь и другие). Существовали серьёзные требования для службы в такой организации.

    Изначально каждая коллегия должна была решать определённый круг вопросов, что исключило бы дублирование функций. Этот принцип был реализован в значительной степени, и эффективность управления по сравнению с приказами существенно возросла.

    Выводы сайт

    1. Происхождение. Система приказов сложилась спонтанно, естественным образом, в то время как система коллегий – искусственно.
    2. Централизация. Приказы зачастую подменяли друг друга, между ними не было соподчинения, а коллегии составляли властную вертикаль, которая замыкалась на Главном магистрате.
    3. Количество. Изначально коллегий было 10, позже к ним добавился Главный магистрат. Количество приказов исчислялось десятками.
    4. Состав. В каждом приказе были судьи (управленцы), а также подьячие и дьяки (технический персонал). В состав коллегий входил сенат, советники, асессоры, технические работники (актуариус, секретарь, переводчик, регистратор).
    5. Принцип управления. В приказах вся полнота власти находилась в руках судей, в коллегиях же решения принимались президентом с согласия остальных членов органа управления.

    Судя по количеству поступающих вопросов, тема приказов в организации является поистине неисчерпаемой. В этой статье рассмотрим три вида приказов: по основной, административно-хозяйственной деятельности и по личному составу. Определим различия между ними и разберем случаи, когда несколько неверно сформулированных фраз могут превратить один вид приказа в другой.

    ТРИ ВИДА ПРИКАЗОВ

    Наш словарик

    Приказ - правовой акт, принимаемый руководителем организации, действующим единолично, в целях регулирования деятельности организации .

    Пожалуй, из всех возможных распорядительных документов организации приказ используется чаще всего. Большинство решений руководителя оформляется именно им.

    Приказы делятся на три вида только в одном нормативном документе по делопроизводству - в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утвержден приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, в ред. от 16.02.2016, далее - Перечень 2010). Перечислим виды приказов со сроками хранения (Таблица):

    Таблица

    Виды приказов со сроками хранения по Перечню 2010

    Вид приказа Срок хранения Примечание
    По основной (профильной) деятельности Постоянно

    Для организаций, не являющихся источниками комплектования государственных (муниципальных) архивов, срок хранения документов «Постоянно» не может быть менее 10 лет. На это указывает сноска к графе 3 Перечня 2010

    По личному составу

    75 лет, если приказ создан до 2003 года;

    5 лет для приказов:

    О дисциплинарных взысканиях;

    Ежегодных оплачиваемых отпусках;

    Об отпусках в связи с обучением;

    О дежурствах;

    Краткосрочных внутрироссийских и зарубежных командировках

    По административно-хозяйственным вопросам

    Пренебрегать установленными Перечнем 2010 сроками хранения документов не рекомендуется. В соответствии с решением Высшего арбитражного суда РФ от 21.02.2012 № 14589/11 они являются обязательными для всех организаций.

    ПРИКАЗ = РАСПОРЯЖЕНИЕ?

    Распоряжение - 1) правовой акт, издаваемый единолично руководителем органа государственной власти, организации в целях разрешения оперативных вопросов;

    Что такое «оперативные вопросы», нигде не уточняется. В соответствии с Перечнем 2010 распоряжение хранится в течение тех же сроков, что и приказы, и делится на те же виды. На практике в некоторых организациях единоличные решения директора оформляются распоряжениями, а не приказами. Это допустимо.

    РЕКВИЗИТЫ ПРИКАЗА

    В соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», вне зависимости от вида, в приказе должен быть набор обязательных реквизитов.

    Отметка об ознакомлении с документом не является реквизитом по ГОСТу, но обязательно оформляется в приказах по личному составу. Работник ставит подпись в специально отведенном для этого поле:

    Или оформляет отметку от руки:

    Последний вариант оформления встречается чаще, поскольку считается доказательством ознакомления.

    Если в организации действует система электронного документооборота, с приказами по основной деятельности и АХД работников под роспись не ознакамливают.

    Прием в работу задания автоматически означает ознакомление с ним.

    Что касается оформления и структуры текста, то здесь наблюдаются различия, обусловленные видом создаваемого приказа.

    ПРИКАЗЫ ПО ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Приказы по основной деятельности призваны регулировать основные направления деятельности организации. Срок их хранения - «постоянно» или как минимум 10 лет для организаций, не являющихся источниками комплектования госархивов.

    Перечислить видовой состав приказов по основной деятельности невозможно: он зависит от сферы деятельности организации. Однако можно выделить категории приказов, которые встречаются, пожалуй, в каждой организации. Перечислим категории и приведем примеры заголовков приказов.

    Утверждение, введение в действие, изменение локальных нормативных актов:

    - «Об утверждении Инструкции по делопроизводству»;

    - «Об утверждении Номенклатуры дел на 2018 год»;

    - «О внесении изменений в Правила внутреннего трудового распорядка».

    Создание, реорганизация, ликвидация и регулирование деятельности структурных, обособленных подразделений организации:

    - «О создании Канцелярии»;

    - «О ликвидации филиалов “Западный” и “Южный” и создании макрорегиона “Юго-Запад”»;

    - «Об утверждении Положения об архиве».

    Проведение мероприятий для решения производственных вопросов:

    - «О проведении аудита делопроизводства»;

    - «О проведении экспертизы ценности документов»;

    - «Об утверждении Графика приема-передачи документов в архив».

    Решение оперативных вопросов по профилю деятельности структурных подразделений:

    - «О проведении Дня охраны труда»;

    - «О доступе автотехники на склад».

    И конечно, приказ по основной деятельности не содержит отличительных признаков приказов по личному составу и по административно-хозяйственным вопросам, о которых мы будем говорить далее.

    ПРИКАЗЫ ПО ЛИЧНОМУ СОСТАВУ

    Выделить приказы по личному составу среди прочих очень просто. Определение этого понятия содержится в ст. 3 Федерального закона № 125-ФЗ:

    К приказам по личному составу относятся:

    Приказ о приеме на работу;

    Расторжении трудового договора (увольнении);

    Предоставлении отпуска;

    Возложении обязанностей;

    Премировании;

    Переводе;

    Направлении в командировку и т.д.

    Унифицированные формы приказов (распоряжений) по личному составу, которые успешно используются в течение многих лет, следующие:

    О приеме работника на работу - форма № Т-1;

    Приеме работников на работу - форма № Т-1а;

    Переводе работника на другую работу - форма № Т-5;

    Переводе работников на другую работу - форма № Т-5а;

    Предоставлении отпуска работнику - форма № Т-6 (Пример 1);

    Предоставлении отпуска работникам - форма № Т-6а;

    Прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) - форма № Т-8;

    Прекращении (расторжении) трудового договора с работниками (увольнении) - форма № Т-8а;

    Направлении работника в командировку - форма № Т-9;

    Направлении работников в командировку - форма № Т-9а;

    Поощрении работника - форма № Т-11;

    Поощрении работников - форма № Т-11а.

    • По форме приказов по основной деятельности и АХД. Некоторые секретари и даже кадровики почему-то считают приказами по личному составу только те, что создаются по унифицированным формам. Приказы, которые оформляются по форме приказов по основной деятельности, они именуют как угодно, в лучшем случае - «кадровые», а иногда и «по основной деятельности». Это может привести к нежелательным последствиям для организации.

    Обратите внимание: возложение обязанностей, изменение фамилии, сверхурочная работа, перенос отпуска и множество других приказов по личному составу, для которых отсутствует унифицированная форма Госкомстата, - это все равно приказы по личному составу! И дело должно быть названо соответствующим образом.

    Приказы по личному составу, для которых нет унифицированной формы, оформляются так же, как и приказы по основной деятельности и АХД. Текст приказа состоит из констатирующей части (преамбулы) и распорядительной. В приказе по личному составу обязательно должна присутствовать ссылка на основание (Пример 2).

    ПРИКАЗЫ ПО АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    • Что такое АХВ? Что входит в круг «административно-хозяйственных вопросов», сказать сложно. На выручку вновь приходит Перечень 2010, а именно - раздел 10 «Административно-хозяйственные вопросы», который состоит из подразделов:

    Соблюдение правил внутреннего распорядка деятельности;

    Эксплуатация зданий, помещений;

    Транспортное обслуживание, внутренняя связь;

    Обеспечение безопасности организации.

    Таким образом, приказы организации, посвященные вышеперечисленным вопросам, будут считаться приказами по АХД со сроком хранения 5 лет. Кроме Перечня 2010 руководствоваться нечем: другого нормативного или методического документа по делопроизводству, который содержал бы перечень административно-хозяйственных вопросов, нет.

    Если приказы по личному составу отделить от остальных довольно легко, то с приказами по административно-хозяйственным вопросам часто возникают трудности. Многие секретари решают проблему кардинально: просто не выделяют эти приказы в отдельное производство и все, что не по личному составу, относят к основной деятельности. Такой подход, по крайней мере, исключает ошибку и несвоевременное уничтожение приказа по основной деятельности, неверно отнесенного к АХД. Если приказов в организации не много и их решено хранить только 10 лет (потому что организация - не источник комплектования госархива), то указанный способ вполне имеет право на существование.

    Судя по списку административно-хозяйственных вопросов, приведенному в разделе 10 Перечня 2010, ситуаций, в которых издается приказ по АХД, множество. Так, приказами по АХД могут быть:

    Приказ о допуске работников/техники на объекты организации (Пример 3);

    Об определении места для курения;

    О переходе на электронную пропускную систему;

    Ремонте помещений;

    Об организации закупки мебели, оргтехники, бытовых товаров, расходных материалов для офиса;

    Организации транспортировки мебели, оргтехники, документов при переездах;

    Организации клинингового обслуживания (комплексного или разового);

    О закреплении автотранспорта за водителями и должностными лицами;

    Выделении транспортных средств для решения различных задач;

    Выделении корпоративных телефонных номеров работникам, установлении лимита разговоров;

    Проведении инструктажа по ГО и ЧС;

    Об охране объектов и т.д.

    Привести исчерпывающий список, как и в случае с приказами по личному составу, невозможно.

    • АХД или нет? Используем шпаргалку. В Примере 3 показана обычная ситуация:

    «Прогоним» этот приказ по четырем обязательным критериям (см. врезку «Как определить приказ по АХД: шпаргалка»):

    1) относится к административно-хозяйственному вопросу «Соблюдение правил внутреннего распорядка деятельности» (раздел 10.1 Перечня 2010);

    2) не утверждает и не вносит изменения в ЛНА организации;

    3) не содержит решений по управлению персоналом. Да, в нем перечислены работники, которые придут в нерабочее время, но выход на работу в субботу был оформлен отдельным приказом по личному составу, с указанием вознаграждения и собственноручно написанным согласием каждого. В нашем приказе просто перечислены фамилии сотрудников, которые должны пройти проходную. На каких условиях они это делают, начальника службы безопасности не касается;

    4) не содержит персональных данных. Должность и Ф.И.О. начальника службы охраны присутствуют в тексте приказа с единственной целью - указать работника, которому поручено задание.

    Таким образом, приказ относится к АХД (обеспечение безопасности организации) и является разовым. «Постоянно» , а тем более 50 лет в архиве ему делать нечего.

    ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ ТЕКСТОВ ПРИКАЗОВ

    • Текст приказа состоит из двух частей. Текст приказа, если только документ не составляется по утвержденной Госкомстатом форме, всегда имеет четкую структуру. Он делится на две части: констатирующую и распорядительную. Друг от друга части отделяются словом «ПРИКАЗЫВАЮ» (см. Примеры 2 и 3).
    • Управленческие решения в приказе нумеруются. Если решения оформить как маркированный список, то сослаться на какой-то из пунктов распорядительного документа в этом случае будет невозможно. Пунктов просто нет. Есть точки, галочки или другие знаки, в зависимости от того, что нравится секретарю. А сослаться на точку довольно затруднительно. Для сравнения приведем два варианта оформления распорядительной части текста приказа:

    • Текст приказа излагается от первого лица. Часто секретарей смущает необходимость формулировать управленческое решение руководителя от первого лица и употреблять такие фразы, как: «ПРИКАЗЫВАЮ», «подготовить проект и представить мне на утверждение», «контроль оставляю за собой» и т.д. Однако именно так и должен оформляться распорядительный документ, издаваемый в условиях единоначалия. Несмотря на то что автором текста приказа почти всегда является рядовой сотрудник организации, документ издается от имени руководителя, отсюда и грамматическая форма первого лица единственного числа.

    КАК ТЕКСТ ПРИКАЗА МЕНЯЕТ ЕГО ВИД

    Составляя приказ, секретарь должен с самого начала понимать, приказ какого вида он создает. Текст приказа может повлиять на его вид, а значит, и на срок хранения.

    • Из АХД в приказ по личному составу. Выше мы привели пример приказа по административно-хозяйственной деятельности (см. Пример 3) о допуске работников на территорию предприятия в нерабочее время. Теперь на этом же примере покажем, как при неправильном оформлении приказ по АХД превращается в приказ по личному составу.

    Для этого достаточно поместить в текст документа всего одно управленческое решение (Антипример 1 к Примеру 3).

    Антипример можно усугублять до бесконечности: написать о вознаграждении, за которое работники выходят на работу в субботу, собрать здесь же их согласия, подписи об ознакомлении и т.д.

    • ...и обратно . Может быть и обратная ситуация: полноценный приказ по личному составу по ошибке может быть дополнен заданием о допуске (Антипример 2 к Примеру 3). Это тоже не-верно. Здесь смешиваются два вида приказов: один - с пятидесятилетним, другой - с пятилетним сроком хранения. Дополнительно у проверяющих может возникнуть вопрос, касающийся управления персональными данными работников: давал ли начальник службы безопасности обязательство о неразглашении, имеет ли он право знать, кто и за какое вознаграждение выходит на работу в нерабочий день? А за небрежность в отношении персональных данных в последнее время штрафуют очень серьезно.
    • С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению.

    КОЛЛЕГИЙ

    […] Безотчетность в самый разгар войны и финансового кризиса всего сильнее должна была убедить Петра в необходимости полной перестройки центрального управления. […] Он наводил справки об устройстве центральных учреждений за границей: в Швеции, Германии и других странах он находил коллегии; иностранцы подавали ему записки о введении коллегий, и он решил усвоить эту форму русскому управлению. Уже в 1712 г. была сделана попытка устроить "коллегиум" для торгового дела с помощью иноземцев, ибо, как писал Петр, "их торги несравненно есть лучше наших". Он поручал своим заграничным агентам собирать положения об иностранных коллегиях и книги по правоведению, особенно же приглашать иностранных дельцов на службу в русских коллегиях, а без людей, "по однем книгам нельзя будет делать, ибо всех циркумстанций никогда не пишут". Долго и с большими хлопотами набирали в Германии и Чехии ученых юристов и опытных чиновников, секретарей и писцов, особенно из славян, которые бы могли наладить дело в русских учреждениях; приглашали на службу даже пленных шведов, успевших узнать русский язык. Познакомившись со шведскими коллегиями, которые тогда считались образцовыми в Европе, Петр в 1715 г. решил взять их за образец при устройстве своих центральных учреждений. В этом решении нельзя видеть ничего неожиданного или что-либо своенравное. […] Но и на этот раз дело пошло обычным ходом всех реформ Петра: быстрое решение сопровождалось медленным исполнением. Петр отправил нанятого им голштинского камералиста Фика в Швецию для ближайшего изучения тамошних коллегий и пригласил к себе на службу силезского барона фон Любераса, знатока шведских учреждений. Оба навезли ему сотни регламентов и ведомостей шведских коллегий и собственных проектов о введении их в России, а второй нанял в Германии, Чехии и Силезии сотни полторы охотников для службы в русских коллегиях. Оба они, особенно Фик, принимали деятельное участие в образовании этих коллегий. Наконец, к 1718 г. составили план коллежского устройства, установили должностной состав каждой коллегии, назначили президентов и вице-президентов, и всем коллегиям было предписано сочинить себе на основании шведского устава регламенты, а пункты шведского устава, неудобные "или с сетуацией сего государства несходные, заменить новыми по своему рассуждению". В 1718 г. президенты должны были устроять свои коллегии, чтобы с 1719 г. начать их работу; но последовали отсрочки и пересрочки, и коллегии не вступили в действие с 1719 г., а иные и с 1720 г.

    http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec66.htm

    УЧРЕЖДЕННЫЕ КОЛЛЕГИИ

    Первоначально установлено было 9 коллегий, которые указ 12 декабря 1718 г. перечисляет в таком порядке и с такими названиями: 1)Чужестранных дел, 2) Камор, ведомство государственных денежных доходов, 3) Юстиции, 4) Ревизион, "счет всех государственных приходов и расходов", т. е. ведомство финансового контроля, 5) Воинской (коллегиум), ведомство сухопутных военных сил, 6) Адмиралтейской, ведомство морских сил, 7) Коммерц, ведомство торговли, 8) Берг- и Мануфактур, ведомство горнозаводской и фабричной промышленности, и 9) Штатс-контор, ведомство государственных расходов. Из этого перечня прежде всего видно, какие государственные интересы, как первенствующие, требовали себе по тогдашним понятиям усиленного проведения в управлении: из девяти коллегий пять ведали государственное и народное хозяйство, финансы и промышленность. Коллегии вносили в управление два начала, отличавшие их от старых приказов: более систематическое и сосредоточенное разделение ведомств и совещательный порядок ведения дел. Из девяти коллегий только разве две совпадали по кругу дел со старыми приказами: Коллегия иностранных дел с Посольским приказом и Ревизион-коллегия со Счетным; остальные коллегии представляли ведомства нового состава. В этом составе исчез территориальный элемент, присущий старым приказам, большинство которых ведало исключительно или преимущественно известные дела только в части государства, в одном или в нескольких уездах. Губернская реформа упразднила много таких приказов; в коллежской реформе исчезли и последние из них. Каждая коллегия в отведенной ей отрасли управления простирала свое действие на все пространство государства. Все вообще старые приказы, еще доживавшие свой век, были либо поглощены коллегиями, либо подчинены им: например, в состав Юстиц-коллегии вошло 7 приказов. Так упрощалось и округлялось ведомственное деление в центре; но оставался еще ряд новых контор и канцелярий, которые то подчинялись коллегиям, то составляли особые главные управления: так, рядом с Воинской коллегией действовали канцелярии Главная провиантская и Артиллерийская и Главный комиссариат, ведавший комплектование и обмундировку армии. Значит, коллежская реформа не внесла в ведомственный распорядок того упрощения и округления, какое обещает роспись коллегий. И Петр не мог сладить с наследственной привычкой к административным боковушам, клетям и подклетям, какие любили вводить в свое управление старые московские государственные строители, подражая частному домостроительству. Впрочем, в интересе систематического и равномерного распределения дел и первоначальный план коллегий подвергся изменению при исполнении. Поместный приказ, подчиненный Юстиц-коллегии, по обременению ее делами обособился в самостоятельную Вотчинную коллегию, составные части Берг- и Мануфактур-коллегии разделились на две особые коллегии, а Ревизионная коллегия, как контрольный орган, слилась с Сенатом, высшим контролем, и ее обособление, по откровенному признанию указа, "не рассмотря тогда учинено было" как дело недомыслия. Значит, к концу царствования всех коллегий было десять.

    Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec66.htm

    ОСОБЕННОСТИ КОЛЛЕГИЙ

    Другим отличием коллегий от приказов был совещательный порядок ведения дел. Такой порядок не был чужд и старой приказной администрации: по Уложению судьи или начальники приказов должны были решать дела вместе с товарищами и старшими дьяками. Но приказная коллегиальность не была точно регулирована и заглохла под давлением сильных начальников. Петр, проводивший этот порядок в министерской консилии, в уездном и губернском управлении, а потом в Сенате, хотел прочно установить его во всех центральных учреждениях. Абсолютная власть нуждается в совете, заменяющем ей закон; "все лучшее устроение через советы бывает", - гласит Воинский устав Петра; одному лицу легче скрыть беззаконие, чем многим товарищам: кто-нибудь да выдаст. Присутствие коллегии составлялось из 11 членов, президента, вице-президента, 4 советников и 4 асессоров, к которым прибавлялся еще один советник или асессор из иностранцев; из двух секретарей коллежской канцелярии один также назначался из иностранцев. Дела решались по большинству голосов присутствия, а для доклада присутствию распределялись между советниками и асессорами, из коих каждый заведовал и соответственной частью канцелярии, образуя во главе ее особое отделение или департамент коллегии.

    Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec66.htm

    ИНОЗЕМЦЫ В СОСТАВЕ КОЛЛЕГИЙ

    Введение иноземцев в состав коллегий имело целью поставить опытных руководителей рядом с русскими новичками. С той же целью Петр к русскому президенту обыкновенно назначал вице-президентом иноземца. Так, в Военной коллегии при президенте князе Меншикове вице-президент - генерал Вейде, в Камер-коллегии президент князь Д. М. Голицын, вице-президент - ревельский ландрат барон Нирот; только во главе Горномануфактурной коллегии встречаем двух иностранцев, ученого артиллериста Брюса и упомянутого Любераса. Указ 1717 г. установлял порядок, как назначенным президентам "сочинять свои коллегии", составлять их присутствие: на места советников и асессоров они сами подбирали по два или по три кандидата, только не из своих сродников и "собственных креатур"; по этим кандидатским спискам собрание всех коллегий баллотировало на замещаемые должности. Так, повторю, коллежское деление отличалось от приказного: 1) ведомственным распределением дел, 2) пространством действия учреждений и 3) порядком ведения дел.

    Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec66.htm

    ЗАМЕНА ПРИКАЗОВ КОЛЛЕГИЯМИ

    Замена старых приказов новыми центральными учреждениями коллегиями была проведена в 1717–1721 гг. К концу XVII в. функции центральных учреждений выполняли 44 приказа. Их заменили 11 коллегиями. Внешние сношения и вооруженные силы находились в ведомстве трех коллегий: Военной, Адмиралтейств и Иностранных дел. Значение этих коллегий подчеркивалось тем, что они назывались "первейшими". Финансами ведали также три коллегии, обязанности между которыми разграничивались следующим образом: Камер-коллегия руководила сбором налогов, расходами распоряжалась Штате-контор-коллегия, контроль за расходами и доходами осуществляла Ревизион-коллегия. Управление легкой промышленностью было передано Мануфактур-коллегии, горным делом - Берг-коллегии, внешней торговлей Коммерц-коллегии. Вместо Поместного приказа, ведавшего земельными делами, была организована Вотчинная коллегия. Она ведала всякого рода земельными спорами, делами о наследовании земли и т. д. Местными судебными учреждениями управляла Юстиц-коллегия.

    На правах коллегий находились еще два учреждения: Главный магистрат и Синод. Ратуша после проведения областной реформы 1708–1710 гг. утратила значение центрального учреждения, земские избы были ликвидированы. Перед Главным магистратом, учрежденным в Петербурге в 1720 г., была поставлена задача, чтобы он "сию (всего российского купечества) рассыпанную храмину паки собрал". В подчинении Главного магистрата находились городские магистраты, члены которых избирались из числа "дельных и лучших в купечестве" горожан. Фактическая власть в Главном магистрате и городских магистратах находилась в руках богатых купцов, притеснявших мелкий ремесленный люд. Члены городских магистратов избирались пожизненно и за "тщательное радение" могли быть пожалованы в дворянство. Городская реформа укрепила права купечества и тем самым способствовала развитию торговли и промышленности.

    Особое место среди центральных учреждений занимал Преображенский приказ - карательное учреждение, возникшее еще в конце XVII в. Преображенский приказ ведал политическим сыском, его суду подлежали все противники существовавших порядков: участники восстаний, лица, произносившие "непристойные речи", под которыми подразумевались разговоры, осуждавшие реформы и поведение царя, его семейные дела и т. д.

    Коллегиальная система отличалась от приказной более строгим распределением обязанностей между центральными ведомствами. Решения в коллегиях принимались большинством голосов ее членов в составе президента, вице-президента, четырех советников и четырех асессоров. Введение коллегиального управления Петр мотивировал, в частности, тем, что "известнее взыскуется истина" коллективным решением, нежели "единым лицем".

    Коллегии располагали не только административными правами в отведенной им области управления, но и судебными функциями, за исключением политических преступлений. Финансовые тяжбы между купцами разбирали городовые магистраты и Главный магистрат. Права промышленников защищали Берг- и Мануфактур-коллегии, они же разбирали взаимоотношения мануфактуристов и работных людей. Военная коллегия рассматривала преступления, совершенные солдатами и офицерами сухопутной армии, и т. д.

    Коллегиям подчинялись губернская, провинциальная и уездная администрации.

    Порядок рассмотрения дел в коллегиях был разработан Генеральным регламентом, на основе которого строился весь внутренний распорядок учреждений. Помимо Генерального регламента, каждая из коллегий имела свой особый регламент с перечислением конкретных обязанностей по той или иной отрасли управления. К выработке регламентов были привлечены иностранные правоведы, был учтен опыт государственных учреждений Швеции и Дании. Петр I предупреждал: "Которые пункты в шведском регламенте неудобны или с сетуациею сего государства несходны, и оные ставить по своему разсуждению".

    О ПРЕИМУЩЕСТВЕ КОЛЛЕГИЙ

    Понеже все государственные коллегии, токмо под его царского величества особливым, також и правительствующего сената, указами обретаются; буде же сенат о каком деле что повелит, а коллегиум усмотрит, что то его величества указам, и высокому интересу противно: то государственному коллегиуму не должно того вскоре исполнять, но имеет в сенате о том надлежащее письменное предложение учинить. И ежели сенат, не взирая на оное, при прежнем своем определении пребудет, то сенат в том ответ дать повинен, а коллегиум, по письменному указу сенатскому исполнять, и потом его царскому величеству об оном донести должен, а ежели не известить: то коллегиум вся подвержена будет тому наказанию, по силе вреды. Того ради изволяет его царское величество, всякие свои указы в сенат и в коллегии, також и из сената в коллегии ж отправлять письменно; ибо как в сенате, так и в коллегиях словесные указы никогда отправляемы быть не надлежат.

    Генеральный регламент 1720 г. («Генеральный регламент или устав, по которому государственные коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не токмо во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина, подданнейше поступать имеют») // Реформы Петра I. Сборник документов.

    ОЦЕНКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ

    В административной системе Петровской администрации новы все учреждения и по именам и по внешней организации, ново стремление законодателя разграничить ведомства, ввести деятельный контроль; новой представлялась Петру и коллегиальная система, о которой он так старался. Но исследователи замечают, что при всей новости форм… основания административной системы остались прежние.