Проблема первого впечатления. По проблеме первого впечатления (по тексту Бакланова) (ЕГЭ по русскому)

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет психологии

Кафедра социальной психологии

Проектное задание

Особенности формирования первого впечатления.

Выполнила студентка 2 курса 3 гр.

Емельянова Марина

Ростов - на - Дону

Как формируется первое впечатление?

В повседневной жизни, в рабочей и нерабочей обстановке каждый человек встречает новых для себя людей. Во многих случаях на основе одного только кратковременного восприятия мы оцениваем этих людей и выбираем кажущийся нам наиболее разумным способ поведения и действия по отношению к каждому из них. Во всех подобных случаях мы имеем дело с так называемым первым впечатлением и с актами поведения на его основе.

Процесс восприятия человека человеком является важным этапом в построении межличностной коммуникации. Этой проблеме посвящено много теоретических и прикладных исследований, проведенных как у нас, так и за рубежом. Особое внимание в этих работах уделяется феномену формирования первого впечатления, который достаточно длительное время играет роль своеобразной психологической установки на личность.

Первое впечатление – это сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты. В него всегда входят те или иные особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом познания. Первое впечатление содержит также более или менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения. Наконец, в нем всегда присутствует эмоциональное отношение к тому человеку, который оказался предметом восприятия и оценки. Исследования разных ученых говорят о том, что для формирования первого впечатления человеку достаточно от нескольких секунд(40сек) до нескольких минут(2-4мин). Хотя зачастую первое впечатление бывает обманчивым, мы часто судим по нему других людей.

На формирование первого впечатления часть влияют несколько факторов:

Характеристика внешнего облика человека.Оформление внешности (в том числе стиль одежды, прическа).

Экспрессия человека (переживаемые или транслируемые эмоциональные состояния).

Поведение.

Предполагаемые качества личности.

Некоторые психологические личностные особенности воспринимающего человека.

Сложившиеся стереотипы и эталоны относительно идеалов внешности и поведения;

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что ведущую роль в формировании первого впечатления о человеке играют внешний облик и поведение. Видя красивую «обложку», человек подсознательно приписывает ей наличие достойного содержания.

Особенности личности воспринимающего человека

Хотя первое впечатление о человеке в первую очередь определяется присущими ему особенностями, но то, каким оно будет – более обобщенным или более конкретным, полным или отрывочным, положительным или отрицательным – зависит от личности того, у кого оно формируется. Здесь действует закономерность: «Внешние причины действуют через посредство внутренних условий… Всякое психическое явление обусловлено в конечном счете внешними воздействиями, но любое внешнее воздействие определяет психическое явление лишь опосредованно, преломляясь через свойства, состояния и психическую деятельность личности, которая этому воздействию подвергается»

Интересно определить, какие же именно факторы в личности субъекта определяют ход и результаты формирования у него впечатления о других людях.

Эталоны

У каждого человека под влиянием общества, членом которого он является, формируются общие нравственно-эстетические требования к другим людям и образуются воплощающие эти требования более или менее конкретные эталоны. При познании одним человеком другого эти эталоны играют роль «мерок», которые, образно говоря, прикладываются к познаваемой личности и дают возможность отнести эту личность к какому-то «классу» в той системе «типов», которая сформировалась у познающего субъекта.

Стереотипы

У человека – субъекта познания других людей - всегда могут быть выявлены и «наборы» качеств, которые он имеет тенденцию приписывать тем лицам, «класс» которых, как ему кажется, им установлен. Это явление «приписывания» познаваемой личности целых «наборов» определенных качеств на основе отнесения ее по увиденным в ней качествам к какому-то «классу» лиц получило название «стереотипизация», а «наборы качеств, которые человек «придает» познаваемой им личности, - «оценочными стереотипами». В переводе с греческого «стереотип» означает «твердый отпечаток». Это устойчиво сохраняющиеся в сознании образы или представления, которые являются эмоционально окрашенным предубеждением или устойчивой оценкой.

внешне привлекательные люди кажутся уверенными в себе, доброжелательными, успешными, энергичными, уравновешенными и счастливыми. Как бы это ни было во многих случаях несправедливо, но красивых людей считают также утонченными и более богатыми духовно, чем некрасивых. (Так, даже один и тот же почерк признается более красивым, при условии, что он принадлежит привлекательному человеку). Необъективность суждений приводит к тому, что симпатичным детям намного чаще прощают шалости и «просто не могут на них сердиться» по сравнению с обычными детьми.

Полнота делает человека в глазах окружающих более зрелым, худоба – более молодым.

Большую роль играют выражение лица, взгляд. Так, если человек смотрит прямым, долгим и открытым взглядом, ему приписывают уверенность в себе, склонность к лидерству. При этом, если таким взглядом наделена женщина, ее склонны считать внимательной к другим людям.

Если же человек смотрит на других мельком, искоса, быстро переводя взгляд, воспринимающие его оценивают как стеснительного, неуверенного в себе человека.

Безусловно, при оценке человека исследуются и его пантомимика, различные характеристики голоса, запахи

Проецирование

Исследования показали, что в процессе формирования первого впечатления участвует процесс «проецирования», заключающийся в том, что познающий субъект может «вкладывать» свои состояния в другую личность, приписывая ему черты, которые в действительности присущи ему самому и которые у оцениваемой личности могут отсутствовать.

В исследовании Фешбака и Сингера испытуемых студентов подвергали несильным электроударам, которые вызывали неприятные ощущения. Одновременно этим испытуемым, а также студентам, составившим контрольную группу, демонстрировался кинофильм, в котором фигурировал определенный человек. От всех испытуемых требовалось, чтобы они дали оценки качествам личности этого человека, по возможности оценили его состояние. В результате оказалось, что подвергавшиеся электровоздействию группы испытуемых оценивали человека на экране как более боязливого, испуганного, чем это делали испытуемые, входившие в контрольную группу.

Сеарс в своих опытах выявил несколько другой тип «проекции». По его данным, человек, оценивая другого человека, может увидеть и на самом деле видит черты, которые могут быть отрицательными и характеризуют как личность его самого. Испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, оценивали развитие этих черт у человека, предложенного им для оценки, значительно выше. Чем это делали испытуемые, не обладавшие названными чертами.

Тенденция приписывать собственные качества или собственные состояния другим людям особенно сильно выражена у лиц, отличающихся малой самокритичностью и слабым проникновением в собственную личность. По данным Ньюкома, эта тенденция в очень большой степени характерна для представителей так называемого «авторитарного» типа личности и почти не обнаруживается у представителей «демократического» типа.

Уверенность в себе

Полнота и характер оценки другого человека зависят также и от такого качества оценивающего, как степень его уверенности в себе.

Боссом и Маслоу, изучая, как степень уверенности человека влияет на оценку им других людей, выяснили, что уверенные в себе люди часто оценивают других людей как доброжелательных и расположенных к ним. В то же время лица, не уверенные в себе, имеют обыкновение смотреть на других людей, как не тяготеющих к холодности и не расположенных к ним.

Заключение.

Вы можете всего за 4 секунды произвести на человека впечатление, а потом 4 года бороться с ним, если это впечатление оказалось негативным. Итак, формирующееся на основе кратковременного контакта с человеком первое представление о нем – это сложный психологический процесс. При этом на формирование первого впечатления влияют не только определенные особенности личности, которая является объектом познания, но и личностные качества познающего, воспринимающего человека: это и сформировавшиеся «эталоны», и закрепленные в сознании стереотипы, и степень уверенности человек в себе самом, и привычное его отношение к людям.

Ддля того, чтобы казаться в глазах людей человеком, обладающим большим набором положительных качеств, можно использовать при самопредставлении и самопреподнесении такие техники, как самоподача превосходства (уверенность в себе), самоподача привлекательности, самоподача отношения (рекомендуется пользоваться «Золотым правилом» морали, самоподача актуального состояния и причин поведения «Я не виноват…», «Так уж получилось…», «Я должна была…» - эти и подобные выражения пытаются привлечь внимание собеседника к тем причинам поведения, которые считаются нами наиболее приемлемыми.

Если вы хотите лучше понять собеседника, нельзя не учитывать то, как он старается преподнести себя. Одежда, поведение достаточно красноречиво говорят об этом. В любом случае, как бы это не проявлялась, самоподача передает внутренний настрой того или иного человека. При формировании мнения о человеке на основе первого впечатления важно помнить, что первое познание не дает точного представления о человеке и никто не застрахован от ошибок. Не следует слишком категорично судить о людях по первому впечатлению.

Что такое первое впечатление о человеке? И может ли оно быть обманчивым? Этими вопросами задается русский писатель и сценарист Григорий Яковлевич Бакланов в своем рассказе о войне, в котором поднимается проблема первого впечатления.

В данном произведении автор пишет о солдате Долговушине, которого все считали безропотным и неспособным воевать. Но попав в центр боевых действий, он стал действовать уверенно и решительно. Он быстро сориентировался в трудной ситуации и смог выжить под обстрелом немцев. Кроме этого, после вражеской атаки Долговушин вдруг начал хвалиться своей смелостью и даже солгал о том, что пытался тащить уже убитого старшину. Это и отражает частую ложность первого впечатления о человеке.

В произведениях русских классиков часто встречаются подтверждения данной точки зрения.

В романе Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание" Соня Мармеладова подверглась осуждению со стороны общества за то, что "пошла по желтому билету". Но на самом деле девушка поступила так, чтобы помочь своей голодающей семье, и этот поступок вызывает настоящее уважение, ведь жертвуя собой и своим положением в обществе, она спасает семью от нищеты, что доказывает частую обманчивость первого впечатления о человеке.

Также мы видим подтверждение авторского взгляда на проблему в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир». На самом деле подлый Анатоль Курагин производит приятное первое впечатление на Наташу Ростову и очаровывает ее. Героиня в силу своей неопытности влюбляется в Курагина, и он намеревается бесчестно увезти ее из Москвы и жениться, но позже открывается правда: в действительности Анатоль уже женат и не осознает будущие последствия своей прихоти. При этом, видя испорченную репутацию Наташи, он не испытывает ни сострадания, ни сожаления. Именно это показывает, что часто с первого взгляда очень сложно точно понять, кем является человек и какой он на самом деле.

Таким образом, можно сделать вывод, что судить о чем-либо по первому впечатлению ошибочно, ведь очень часто мы принимаем людей не за тех, кем они являются на самом деле.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Проблема первого впечатления

Англичане говорят: «Нельзя дважды произвести первое впечатление». Поэтому для оратора первая встреча со своими слушателями чрезвычайно важна.

Запомните!

Что должен делать оратор, войдя в аудиторию?

Производить благоприятное внешнее впечатление.

Выступать стоя.

Двигаться по аудитории.

Смотреть на аудиторию.

Говорить громче обычного.

Демонстрировать свою ораторскую индивидуальность.

Начните с улыбки . Выражение лица и улыбка в первые секунды Вашего выступления зачастую намного важнее первых произнесенных слов. «Улыбчивое» начало повышает вероятность успеха всего выступления, словно говоря: «Я отношусь к вам хорошо, я вас принимаю» .

Улыбка показывает, что человек Вам небезразличен и интересен, и Вы стремитесь поддерживать с ним контакт, поэтому учитесь говорить, улыбаясь (рис. 4).

Первое впечатление – очень сильное, яркое и хорошо запоминающееся. В дальнейшем его приходится опровергать, менять, корректировать, что всегда требует больших усилий. Поддаться первому впечатлению легко и приятно, а менять его довольно трудно, поэтому люди делают это неохотно .

Первое впечатление обычно бывает ошибочным. Установлено, что большинство черт, приписываемых человеку на основании первого впечатления, нельзя определить по его внешности или наблюдаемому поведению.

Первое впечатление существенно зависит от возраста, жизненного и профессионального опыта слушателей, их настроения, то есть оно очень субъективно.

Рис. 4. Начните выступление с улыбки

Первое впечатление очень устойчиво и долго сохраняется: на протяжении выступления изменения в оценке оратора составляют 4–6 %, а по факторам «доверие» и «привлекательность» – не более 1 %.

Первое впечатление основывается на зрительном образе (рис. 5). Речь человека всегда вызывает у аудитории желание дополнить образ оратора его зрительным образом. Проводили такой эксперимент: одной группе испытуемых сначала предлагали послушать речь, а затем показывали фотографию оратора, а другой – наоборот. В том и в другом случае нужно было охарактеризовать оратора. В первом случае, при предъявлении фотографии после речи, характеристика оратора менялась в большей степени, нежели во втором, когда сначала оценивалась фотография. Таким образом, при первом впечатлении роль зрительного образа невозможно переоценить.

Рис. 5. Оценка оратора аудиторией

Кто он? – ученый, депутат, мужчина, женщина, писатель, комментатор, журналист и т. п.

Какой он? – внешние признаки, коммуникативные способности, личностные качества.

Установлено, что для аудитории индивидуальные характеристики оратора в три раза важнее и «заметнее» его ролевых характеристик, и практически запоминаются только они:

на 20 % – внешние признаки оратора;

на 34 % – коммуникативные способности;

на 44 % – личностные качества оратора.

Таким образом, индивидуальность оратора запоминается на 98 %, а его ролевые признаки – лишь на 2 % .

Известно, что «по одежке встречают, а по уму провожают». Если бы это было всегда так… Эта поговорка применима только к продолжительному общению, а краткая встреча оратора с аудиторией обычно не позволяет ему улучшить впечатление о себе, если ему сразу не удалось завоевать симпатии аудитории.

Надо помнить, что оратора чаще всего и провожают «по одежке», оценивая его преимущественно по внешним признакам. Этим объясняется важность первого впечатления для оратора.

Исследуя воздействие коммуникации, профессор Калифорнийского университета А. Мерабиан выяснил, что понимание оратора и оценка слушателей зависят от следующих факторов :

на 55 % как выглядит оратор;

на 38 % как говорит оратор (ударение, тон, интонация и т. п.);

на 7 % что говорит оратор.

Слова – это только знаки, а слушатели дают собственную интерпретацию словам говорящего.

Из книги Мистицизм звука автора Хан Хазрат Инайят

Глава 3 ВПЕЧАТЛЕНИЯ Существует множество мест, где можно обнаружить камни или корни с артистически выгравированными изображениями. Иногда это буквы, вырезанные на скале или на камне в горах; буквы, которые сегодня никто не может прочесть. И все же человек, наделенный

Из книги Элементы мысли автора Сеченов Иван Михайлович

Из книги Практическая психология для менеджера автора Альтшуллер А А

Из книги Техники скрытого гипноза и влияния на людей автора Фьюсел Боб

Создание первого впечатления Особое значение имеет создание первого впечатления. Запомните, что требуются считанные секунды, чтобы произвести первое впечатление, и вся оставшаяся жизнь, чтобы его исправить. Считается, что мнение о человеке складывается в первые 15–20

Из книги Мечтают ли киборги об инфо-оргазме? автора Розов Александр Александрович

Из книги Как выйти замуж. Как победить соперницу автора Кент Маргарет

Первые впечатления Первые впечатления глубоки и часто необратимы. Самое первое впечатление, которое вы производите на мужчину, создает ваш образ. Вы не знаете, какой мужчина ждет встречи с вами где-то рядом или наблюдает за вами издалека, поэтому всегда ведите себя так,

Из книги Похождения Трусливой Львицы, или Искусство жить, которому можно научиться автора Черная Галина

Первые впечатления 01.11.2000 Итак, я устроилась на новую работу в качестве зама главбуха на предприятии, где сначала простажировалась неделю, а потом осталась работать на постоянной основе.Про нового директора Он произвел на меня впечатление человека, который не любит,

Из книги 40 исследований, которые потрясли психологию автора Хок Роджер Р.

СОЗДАНИЕ ХОРОШЕГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ Базовые материалы:Asch S. Е. (1946). Forming impressions of personality. Journal of Abnormal and Social Psychology, 41, 258–290.Соломон Аш - одна из наиболее влиятельных фигур за всю историю психологии. Обратите внимание, что он единственный из исследователей человеческого поведения

Из книги Брак и его альтернативы [Позитивная психология семейных отношений] автора Роджерс Карл Р.

Мои впечатления В рассказе Луис меня поразило несколько моментов. Например, сознательная готовность к открытому сексуальному опыту, хотя во многих случаях это не оправдывало себя. Борис и Луис, Бен и Робин выбирают на какое-то время нечто другое, чем моногамная жизнь.

Из книги Социальная инженерия и социальные хакеры автора Кузнецов Максим Валерьевич

Важность первого впечатления Известно, что впечатление о человеке складывается в первые минуты общения с ним, а затем практически не меняется. Многочисленные эксперименты показали, что, к примеру, на собеседованиях (когда экзаменатор и экзаменуемый видят друг друга

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

12.2. Восприятие партнера по общению и возникновение первого впечатления о нем Этот этап имеет большое значение для установления взаимопонимания, так как первое впечатление о человеке бывает довольно устойчивым, но не безошибочным (Kleinke, 1976; А. А. Бодалев, 1965).Познание

Из книги Любовь без границ. Путь к потрясающе счастливой любви автора Вуйчич Ник

Первые впечатления С первого момента, как только мы с Ником встретились взглядами, между нами проскочила искра. Мы сразу почувствовали сильнейшее притяжение. Честно говоря, это меня изумило. Ник всем говорит, что, выступая в тот день 2010 года, он посмотрел на слушателей,

Из книги Системная психотерапия супружеских пар автора Коллектив авторов

Впечатления клиентов В заключение приведем мнения клиентов, которые были высказаны ими в ответ на наши вопросы после завершения последней сессии и перед тем, как спросить у них разрешения опубликовать статью, основанную на работе с ними.Вопросы были следующие: «Что на

Из книги Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей автора Эйестад Гюру

Впечатления упорядочиваются и классифицируются Человек обладает способностью категоризировать, то есть упорядочивать, классифицировать и систематизировать. Эта способность лежит в основе имплицитной памяти и проявляется с самого рождения. В исследованиях было

Из книги Грустный оптимизм счастливого поколения автора Козлов Геннадий Викторович

Часть вторая Постижение и впечатления

Из книги Рефлексы головного мозга автора Сеченов Иван Михайлович

Впечатления и действительность § 1. Вопрос, разбираемый мною в этом беглом очерке, представляет, я думаю, помимо научного значения, большой интерес для всякого мыслящего человека. Не любопытно ли в самом деле знать, имеют ли какое-нибудь сходство, и какое именно,

Достаточно ли взглянуть на человека, чтобы понять, можно ли ему доверять? Если да, то почему мы так часто ошибаемся в людях? Первое впечатление о человеке - не повод делать далеко идущие выводы о нем, даже оно кажется нам очевидным. Почему - отвечают эксперты университета Торонто.

Первое впечатление о человеке определяет наше мнение о нем на 90%. Даже когда мы узнаем факты, которые говорят не в пользу наших интуитивных выводов, мы вовсе не обязательно переменим их. Ученые из Университета Торонто утверждают, что наши самые ранние ощущения от человека, формирующиеся при первой встрече, так сильны, что мы будем внутренне сопротивляться любой новой информации, которая им противоречит.

Знать или чувствовать?

Психолог Николас Рул и его коллеги показывали участникам исследования фотографии 20 мужчин по одной, сообщая о них лишь одну деталь - сексуальную ориентацию. Фотографии заранее подбирались в соответствии с тем, какая внешность считается стереотипичной для гетеросексуальных и гомосексуальных мужчин. Затем исследователи проверили, насколько участники смогли запомнить (припомнить) то, что им говорили о людях на снимках. Им показывали фотографии снова, но в одном случае просили ответить сразу, а в другой - давали время на раздумья. Результаты показали, что участники скорее делали выводы, опираясь исключительно на внешний облик, когда им не давали времени. «Когда их не торопили с ответом, участники чаще всего обращались к своей памяти, а не к чувствам», - говорит Рул.

Чтобы произвести хорошее первое впечатление, важно встречаться вживую

Что это значит? «Это значит, что нам не только не стоит надеяться, что другие будут судить о нас объективно, - считает Рул, - но также самим следует помнить, что и наши мнения о других в значительной мере пристрастны». Другими словами, судить книгу по ее обложке для нас естественно, и мы делаем это почти всегда. Но важно и то, что мы можем не изменить своего мнения, даже когда уже прочли ее.

Хорошее впечатление - дело случая?

Нет гарантий, что другие будут видеть нас именно так, как мы хотим. Но психолог Джереми Безанц советует: «Чтобы произвести хорошее первое впечатление, важно встречаться вживую». В основе этого совета - серия экспериментов, в которых он и его команда анализировали и сопоставляли первые реакции от встреч с более чем 1000 людьми, которые либо общались друг с другом в течение 3-минутного живого интервью, либо смотрели видео человека, которого они должны были оценивать.

Результаты показали: в то время как «точность оценок была одинаковой в обоих случаях», «негативные оценки встречались гораздо чаще, когда знакомство было односторонним, через просмотр видеозаписи». Другими словами, угадать личностные черты человека участникам удавалось в любом случае. Но когда они видели человека только на экране, они скорее акцентировали внимание на негативных чертах его внешности и поведения, чем на позитивных или нейтральных.

То же правило действует и в романтических отношениях. Впечатление от живого общения всегда лучше. Люди скорее доверяют своему «нутру», когда встречаются с кем-то, говорит исследователь Пол Иствик, поэтому «трудно по-настоящему узнать человека, просматривая профиль в социальной сети». В этом может быть и причина того, что люди так часто чувствуют разочарование, когда встречают своего казавшегося им идеальным партнера вне Сети. Хорошее решение - познакомиться вживую как можно скорее, чтобы созданный фантазией образ не заслонил собой реального человека. Некоторые эксперты даже рекомендуют, чтобы между знакомством онлайн и встречей в «реале» прошло не больше нескольких недель.

Вирус первого впечатления

Если непредвзятое мнение трудно сформировать даже в отношении значимых людей, что же говорить о тех, кого мы видим в течение лишь нескольких секунд на улице или телеэкране? Но именно здесь кроется причина многих заблуждений и социальных проблем. Первое впечатление о человеке лежит в основе большинства наших предрассудков - это касается в первую очередь расовых и национальных стереотипов. Например, афро-американские мужчины чаще изображаются негативно в западных СМИ, они часто показаны как асоциальные личности и преступники. Такое устойчивое негативное отношение может даже навязывать чернокожим мужчинам определенные модели поведения. То есть они, в свою очередь, начинают вести себя так, как от них этого ждут.

«Когда вы видите другого человека, одновременно рождается и ваше впечатление о нем», - говорит Рул. Требуется лишь доля секунды, чтобы решить, каким будет ваше общее ощущение от человека. Возможно, мы не в силах полностью превозмочь его влияние на наши поступки. Решение заключается не в том, чтобы постараться изменить это первое впечатление, но в том, чтобы немного подождать, прежде чем решить, какими будут ваши отношения с конкретным человеком. Чем больше времени проходит, тем больше мы будем склонны принимать во внимание реальное положение дел.

Всем известная поговорка призывает не судить о книге по её обложке. Но люди склонны к этому даже после того, как они прочитали одну или две главы. Вивиан Заяс (Vivan Zayas), профессор психологии в Корнелльском университете , и её коллеги обнаружили, что люди остаются под влиянием внешности другого человека даже после продолжительного взаимодействия. Первые впечатления, складывающиеся от одного только просматривания фотографий предопределяли, что люди чувствовали и думали о человеке после живого общения, которое следовало позднее.

Внешний вид человека, его образ, оказывают сильное влияние на то, что мы к нему чувствуем или думаем о том, что он из себя представляет. Черты лица являются очень мощным инструментом формирования отношения даже при наличии дополнительной информации о человеке.

Исследователи провели эксперимент, в котором 55 участников рассматривали фотографии четырёх женщин, которые на одной карточке улыбались, а на другой сохраняли нейтральное выражении лица. Изучив каждую, испытуемые должны были оценить, насколько она привлекательна. Их просили предположить, является ли она экстравертом, эмоционально стабильным, добросовестным и открытым для новых впечатлений человеком, и смогли бы они с ней подружиться.

От месяца до полугода спустя, участники эксперимента встретились с одной из этих женщин, не осознавая, что ранее они оценивали её фотографию. Они играли в викторины и другие игры около 10 минут, а затем им было поручено узнать друг друга как можно лучше в течение следующих 10 минут. После каждого взаимодействия участники эксперимента снова оценили привлекательность женщины и черты её личности. В результате исследователи обнаружили строгую согласованность между тем, как участники оценивали человека на основе фотографии, и живым общением.

Если испытуемые думали, что человек на фотографии – симпатичный и приятный, эмоционально стабильный, открытый и добрый, это впечатление сохранялось и после очной встречи. Участники, которые посчитали, что человек на фотографии несимпатичный и эмоционально неустойчивый, сохранил эту точку зрения после того, как они встретились. Примечательно то, что участники общались с одним и тем же человеком, но даже после 20-минутного взаимодействия лицом к лицу сохраняли свои кардинально отличающиеся впечатления.

Вивиан Заяс дает несколько объяснений результатов эксперимента. По её мнению, формирование стойкой симпатии в данном случае – не что иное, как результат действия концепции поведенческого подтверждения или самоисполняющегося пророчества . Упоминания об этой концепции можно найти в мифах Древней Греции и Индии, но сам термин популяризировал американский социолог Роберт К. Мертон в XX веке. Самоисполняющееся пророчество – это предсказание, которое кажется истинным, но на самом деле таковым не является. Оно может в значительной степени влиять на поведение людей таким образом, что их последующие действия сами приводят к исполнению пророчества.

Те участники исследования, которым понравился человек на фотографии, как правило взаимодействуют с ним более дружественным и активным образом. Они улыбаются немного больше и наклоняются вперед во время беседы немного сильнее. Их невербальные сигналы будут «теплее». Когда кто-то расположен к человеку с самого начала, проявляет более активное участие, тот отвечает ему тем же. Такая реакция подкрепляется тем, что участнику эксперимента нравится такая женщина больше.

Если говорить о том, почему участники сохранили свои суждения о личности женщины после встречи, то здесь вступает эффект ореола – когнитивное искажение, в результате которого человек склонен переносить общее впечатление на чувства и характер собеседника. Участники, которые дали положительную оценку женщине на фотографии, продолжили приписывать им положительные качества и дальше. «Когда мы видим привлекательного человека, обладающего определенным авторитетом, мы автоматически предполагаем, что их браки крепче, а дети счастливее. Мы идем по направлению первоначального суждения и приписываем симпатичному нам человеку другие положительные характеристики», – отмечает Заяс.

В ходе близкого по своей сути исследования, которое проводила Заяс и её коллеги, люди заявляли, что они пересмотрели бы своё суждение о людях на фотографиях, если бы у них был шанс встретиться с ними лично. Так они получили бы больше информации, на основе которой можно было бы дать оценку, утверждали участники эксперимента. Но последняя работа за авторством Вивиан Заяс демонстрирует нам, что это не так. Люди действительно уверены в том, что они пересморят свое решение, но этого не происходит: они демонстрируют гораздо большее постоянство в своих суждениях, а доказательств пересмотра очень мало.