Прогулка в темноте: как незрячие люди воспринимают мир. Три основных способа мировосприятия Человек воспринимает мир

Каждый человек воспринимает окружающий мир по-своему. Для кого-то он дружелюбен, и человеку уютно в нём, для кого-то враждебен, полон горестей и разочарований. И каждый по-своему прав, потому что человек видит мир таким, каким желает его видеть согласно своим внутренним убеждения и события в свою жизнь подобные привлекает, т.е. каждый человек проживает ту жизнь, которую он создаёт для себя, причина всех событий происходящих в жизни человека кроется в самом человеке. Мы видим мир не таким, каков он, а таким, каковы мы. Мы видим его через призму своего личного опыта, веры и убеждений.

Приведу одно письмо, которое как-то мне пришло от человека, который прочитал мою книгу. Я его немного подредактировала, хочу сказать то, что я с этим человеком в чём-то согласна, в чём-то не согласна. Я просто хочу сказать, что каждый человек видит то, что он желает видеть. У многих было в жизни так, что придя куда-то человек без всякой очереди смог и за квартиру оплатить, и деньги получить, и много дел сделать. А почему? Да потому что он из дома вышел в хорошем настроении, и окружающий мир тоже ему приятные сюрпризы приготовил.

Исповедь уставшего человека.

В наше время такое заболевание как депрессия становится по истине огромной проблемой. А почему? Да потому что человек устаёт от бездушия, стремительности жизни, от равнодушия. И в какой-то момент организм, даёт сбой. Идёт очень большой перегруз психоэмоциональной сферы, ритм жизни более ускоренный, плюс экология окружающей среды. Для того, чтобы говорить добрые приятные слова, нет не лесть, а именно искренние пожелания добра и радости, не нужны большие денежные вложения, и указания президента, не нужно принимать закон, здесь присутствует свободная воля - желание дарить себе и окружающим людям радость общения, доброту.

Как мы общаемся обычно? Очень скверно. Мы не умеем общаться, принимая сотрудника на работу, особенно в сфере обслуживания человека, ему не говорят о том, что к людям, надо относиться с уважением и вниманием, (нас не обучают нигде не в школе, ни в одном учебном заведении умению общения). И в итоге общество может и получает квалифицированного специалиста, а вот кого-нибудь интересует какого члена общества получает наша страна. Пока мы не обратим внимание на этот вопрос никакие вложения например, в медицину не поправят положение.

Давайте попутешествуем по тем местам где обычно бывают все жители нашей необъятной родины. И заметьте то, что путешествовать мы будем по тем местам, где кто-то из нас работает. Общество, окружающие люди - это мы с вами. И если общество порочно, если бездушие процветает, если грубость и хамство являются основными кретериями общения с людьми, то значит это мы такие. А почему? И так мы приступаем к исследованию темы как мы общаемся друг с другом, как относимся друг к другу.

И почему человек который находится на рабочем месте и работает для людей, не обращает внимания на этих самых людей, а если вдруг ему напомнить об этом, то реакция может быть настолько невероятной, что порой не можешь понять где в каком веке находишься? И где воспитывался и обучался сей человек. Сколько негативной энергии может человек получить, и сколько может выдержать, чтобы не свалиться от приступа головной боли, давления, не впасть в депрессию?

Мы живём в энергетическом пространстве и если человек поступил по отношению к кому-то скверно, он дал разрешение на то, чтобы и с ним так же поступали. А потом эта маленькая песчинка недовольства одного, другого человека вдруг разрастается до лавины. Допустим, человек звонит в банк, ему необходимо получить информацию, но там не желают разговаривать с клиентами, они подключили телефон к факсу, чтобы не смогли дозвониться до них, и спокойно занимаются своим делом.

А как же уважение к клиентам. А вот об этом забудьте. С банком разобрались, перейдём к почте, допустим, человек ожидает перевод, а его всё нет, постоянно посещать почту раз нарушен срок поступления неудобно для человека по каким-либо причинам, и он звонит на почту, а ему в ответ на эту тему рассказывают о тайне переписки, а потом через три дня этому человеку приносит извещение на получение денег человек с соседней улицы, почтальон перепутал адрес, а как же тайна переписки? А вот это придумали только чтобы прикрыть равнодушие к людям, и свою значимость (гордыню) потешить.

Настроение у вас ещё хорошее? Тогда продолжаем путешествие по теме бездушия и равнодушия, когда именно человеческий фактор исключён из обязанностей тех, кто как раз с людьми и работает, но этих самых людей ну не желает просто замечать, не замечает и всё тут. Такое впечатление что работники того или иного предприятия не знают своих обязанностей, или специально их не исполняют. Такое впечатление что в таких местах как почта, банк, поликлиника, аптека… у нас искусственно создают очереди. И не в количестве (не хватке, перегруженности) работающих дело. Так положено, никто ни за что не отвечает, никому ни до чего нет дела…

А теперь поговорим о подрастающем поколении. На тему общения учителей с учениками в школе, можно писать эпопею, или даже триллер. Как то моя дочь, придя со школы, сказала, что учитель ученику сказала что его подчерк говорит о том, что он тупой и ничего в жизни не достигнет, на что ученик ответил, что почерк у него нормальный, и у его мамы такой же. А учитель, ну больше вероятно никак и ничего нельзя было ответить, сказал этому парнишке, и мама у тебя такая же тупая как и ты.

Мальчишка нагрубил учителю, а сам чуть не заплакал. Дочь пришла со школы возмущённая, это не первый раз когда вот так недостойно ведут педагоги. Я не могла сказать дочери о том, что небольшая зарплата учителя разрешает (позволяет) учителю вот так унижать и ученика и о его маме так вот говорить. Тактичность, интелегентность и воспитанность не зависит от уровня зарплаты. Я позвонила директору и поинтересовалась почему моей дочери как и всем ученикам преподают уроки хамства и жестокости в школе…

И можно много говорить, писать о бездушии и жестокости и молодёжи и старшего поколения, но пока мы все не пожелаем измениться (сами в первую очередь, потому что именно через изменение себя начинаются все перемены), так вот пока не пожелаем измениться сами, наше общество будет становиться более жестоким и бездушным. Куда мы идём. Техника, наука, движется вперёд, а душа деградирует? А что дальше? Не страшно вот в таком бездушном мире жить? Выходит, что животные милосерднее нас скоро станут? .....

Я не буду вас утомлять рассказами об окружающей действительности, вы сами постоянно сталкиваетесь с подобными ситуациями ежедневно. Но всё дело в том, что это всё о нас. Просто скажу - всё дело в нас и мы можем изменить ситуацию, если каждый посмотрит на себя как бы со стороны…

Как-то один мой знакомый рассказал о том, что у них в фирме был день комплиментов. Они друг другу говорили приятные слова, не ради галочки, не потому что так решили, так надо, не по принуждению, а именно искренне. И что удивительно, как он сказал, они в этот день не устали, хотя работу сделали большим объёмом, и чувство какой-то лёгкости было. С работы он шёл в прекрасном настроении и не уставший. Им понравилось, и они решили всегда в таком «режиме» общаться. А представьте себе, что если так вот везде и всюду мы общаемся друг с другом в спокойном, уважительном режиме, с улыбкой на устах. И тогда жить станет легче, и у людей будет прекрасное и физическое и психическое здоровье.

Необходимо заметить, что в чистом виде тип восприятия встречается крайне редко. Человек использует все каналы восприятия, просто один способ получения информации наиболее выражен.


Аудиалы воспринимают информацию через слуховые образы. Они запросто могут пересказать любой услышанный рассказ, в точности повторив интонацию рассказчика и сделанные им паузы. Будучи настоящими меломанами, аудиалы обожают качественный звук и тонко чувствуют фальшь в голосе других людей. Человека с аудиальным каналом информации можно очаровать комплиментами и задушевной беседой. Эти люди как никто другой умеют слушать собеседника. В работе аудиалам достаточно сложно воспринимать презентации, выполненные в виде схем и рисунков. Гораздо эффективнее будут словесные указания начальства.


А вот чертить схемы и изображать мысли на бумаге любят визуалы. Визуал - руководитель прежде всего обращает внимание на внешний вид сотрудника, а потом уже на деловые качества. Визуалы окружают себя красивыми вещами, любят чистоту и лоск. В разговоре люди с преимущественно визуальным каналом получения информации обращают внимание на невербальные способы общения собеседника: жесты, взгляды и др. Если вы избегаете прямого взгляда глаза в глаза, визуал тотчас же запишет вас в лжецы. В любви визуалы малоэмоциональны и молчаливы, могут часами томно смотреть на объект своей страсти, искренне полагая, что этого достаточно для выражения чувств. Очаровать людей-визуалов можно с помощью красивых подарков и жестов.


Кинестетики – люди, воспринимающий мир через ощущения и прикосновения. Ценят уют и комфорт, любят натуральные ткани и мерзнут от отсутствия ласки. Кинестетикам в любви важнее всего постоянный тактильный контакт: спать в обнимку, гулять, держась за руки и т.д. Если вы спросите влюбленного кинестетика рассказать, где и как он повстречал свою вторую половинку, тот начнет рассказывать свои ощущения: «Был холодный вечер, я почувствовал тепло ее рук…» и т.д. На работе кинестетик также ценит удобство: далеко ли добираться до дома, мягкое ли рабочее кресло, не дует ли от окна. Люди «ощущений» высоко ценят свое здоровье и стараются оберегать себя от различных заболеваний.


Дискреты (дигиталы) используют все каналы восприятия, но ориентируются, прежде всего, на пользу/выгоду для себя: что нового может дать мне этот человек (эта )? Какую пользу принесет этот продукт? Дискреты являются прирожденными логиками и всю полученную информацию делят на основные составляющие, чтобы затем отбросить лишние элементы. Следует заметить, что среди дигиталов больше всего мужчин, чем женщин. Со стороны может показаться, что люди-дискреты слегка дотошны, им до всего есть дело. Яркий пример дигитала- студент Валя из скетчкома «Универ. Новая общага». Бесполезно пытаться очаровать подобных аналитиков, у них на все свои планы. Если они и выберут вас, то только потому, что вы им для чего-то нужны.

Все женщины «любят» ушами, а мужчины глазами? Неправда! Мы все абсолютно разные? Тоже не совсем то. Для восприятия окружающего мира природа предоставила нам всего лишь пять чувств. Но кто-то предпочитает изучать мир с помощью зрения, для кого-то превыше всего звуки, некоторые лучше «впитывают» информацию через движения, обоняние и осязание, а есть и такие, для которых все вокруг — только лишь цифры, знаки и цепочки логических доводов. Умение распознавать, кто есть кто, облегчит вам жизнь, научит понимать и принимать окружающих, поможет произвести приятное впечатление, найти общий язык с ребенком и взрослым.

Кто чем «дышит»?

Определить тип восприятия человека не так уж и сложно. А вот соотнести себя с определенной группой «воспринимающих», как ни странно, тяжелее. Все потому, что «наблюдать» и «слушать» свой внутренний мир по-настоящему редко удается. Но попытка — не пытка! Пройдите этот небольшой тест. Когда вы видите слово «яблоко», что с вами происходит в этот момент? Представили яблоко, значит, воспринимаете мир, чаще всего руководствуясь визуальным типом. Мысленно произнесли слово «яблоко»? Вы ярко выраженный аудиал. Вспомнили его вкус, гладкость кожуры и тяжесть плода в ладони — кинестетик! А вот если, прочитав слово «яблоко», вы в уме перебрали всю ботанику и Ньютона с шишкой на голове от неудачно упавшего этого самого фрукта вспомнили, значит, смело причисляйте себя к редкому типу — дигиталам. Теперь поподробнее.

Аудиал

Воспринимает мир через звуки, поэтому для него важно не столько то, что говорит собеседник, а как именно говорит. Аудиалы чутко реагируют на темп речи, высоту и тембр голоса, интонацию. Очень любят музыку и поболтать, а вот, чтобы запомнить телефонный номер, для людей этого типа восприятия нужно несколько раз его произнести. Если же болтать не с кем, и телефон молчит, аудиалы разговаривают сами с собой, бурчат под нос, издают непонятные звуки или просто шевелят губами. Это не должно пугать ни самих аудиалов, ни окружающих их людей. Просто решать проблему или задачу, проговаривая ее вслух, комментируя свои действия и высказывая реакцию на успех или провал для аудиала — естественно. Разговаривают они размеренно, ритмично, с неторопливостью. Часто употребляют слова, характеризующие какие-либо звуки.
Чтобы «втереться в доверие» к аудиалу, как, в принципе, и к любому другому человеку, нужно просто говорить с ним на его же языке. Используйте все возможности своего голоса (громкость, паузы, высоту); отражайте телом ритм речи (кивайте в такт головой, машите руками); скорость выбирайте ту же, что и ваш собеседник-аудиал; слова употребляйте те же, что и он (скажи, послушай, говори, звучит). «Приструнить» разбушевавшегося аудиала легко — просто скажите ему шепотом «ш-ш-ш». Не прогадать с подарком тоже несложно. Дарите то, что он с удовольствием будет слушать (диски, плеер, аудиосистему) или то, чем долго можно хвастаться, к примеру, какую-нибудь антикварную вещичку «с историей».

Визуал

Эти товарищи думают картинками. У них великолепная зрительная память. Описать единожды увиденную вещь визуал может до малейшей детали. Для людей с доминирующим визуальным типом мышления внешний вид имеет огромное значение. Они любят все красивое и радующее глаз. Информацию лучше воспринимают в виде графиков, таблиц, фильмов. А во время работы, чтобы она была продуктивной, конечно, им нужно иметь под рукой листок, на котором в процессе обдумывания можно чертить, штриховать или малевать рисуночки. Запомнить номер телефона такому человеку легче, когда он цифры видит. Речь визуала изобилует словами зрительного восприятия. Говорят они часто высоким голосом, дышат учащенно.
Разговаривая с визуалом, используйте его лексику (видеть, смотреть, показывать, ярко, красиво, красочно). Смело описывайте цвет, размер, форму. Объясняя что-то, подкрепляйте свои слова картинками или схемами, нет таких — просто рисуйте графики рукой в воздухе (эффект будет тот же). А выразить свое неодобрение визуалу можно, просто погрозив пальцем или покачав головой. Главное в подарке для визуала — внешний вид, сочетание цвета и формы. Прекрасный презент — картина с миленьким пейзажем или оригинальная деталь интерьера (причем, о ее функциональности и нужности визуал даже не задумается).

Кинестетик

Этому типу легче всего воспринимать мир через запахи, вкусы, эмоции, прикосновения, ощущения и движения. У них хорошо развита мышечная память, поэтому кинестетики — умелые велосипедисты и пловцы. Но вот для запоминания способа решения интеграла кинестетическое восприятие мира совершенно не годится. Поэтому, чтобы выучить телефонный номер, кинестетик должен написать его сам (иногда несколько раз). Сидеть на месте долгое время не может, именно в движении жизнь кинестетика. Ему требуется больше времени и для принятия решений, ведь «прочувствовать» сложнее, чем аудиалу слышать, а визуалу нарисовать картинку, согласитесь. Поэтому кинестетики «любят» долгие паузы между фразами, во время которых они прислушиваются к своим ощущениям, а собеседник в этот момент часто слышит тянущиеся «ну-у-у», «м-да-а» или «э-э-э». А еще кинестетики прикасаются к людям и вещам во время разговора, вертят в руках мелкие предметы и очень восприимчивы к перепадам температур. Речь их изобилует выражающими эмоции словами.
Кинестетик поймет вас лучше, если услышит отголоски своего «внутреннего мира». Чаще употребляйте: чувствовать, улавливать, потрясать. Используйте жесты и прикосновения. Успокоить кинестетика можно, просто положив руку на его плечо или легонько похлопав по нему. С подарками тоже проблем нет. Главное, чтобы сюрприз был приятным на ощупь или предполагал какие-то активные действия со стороны одариваемого (открывать, закрывать, переворачивать и т.д.). Подойдут вещички из стекла, гладкие и прохладные, мягкие игрушки или теплый пушистый плед. Понравятся и различные шкатулки «с секретами» — кинестетик тут же начнет выяснять, что конкретно нужно сделать и куда нажать, чтобы эта штука «заработала», причем именно в его руках.

Дигитал

Человек, вместо «Не говори со мной в таком тоне!», произносит что-то типа «Ты не должен говорить со мной в таком тоне, потому что я не дал тебе ни малейшего повода для грубостей в мой адрес, поэтому твой тон не соответствует общепринятой социальной конструкции в данном виде социальных взаимодействий»? Выбирая в магазине стиральную машину, интересуется исключительно мощностью и расходом воды/стирального порошка на килограмм белья, и ни капельки — формой и внешним видом? Перед вами — дигитал! Это человек, который руководствуется только фактами и логическими заключениями, поэтому и вести себя с ним нужно соответственно — никаких домыслов и необоснованных гипотез. Все в соответствии с правилами, четко, ясно и по-настоящему. Очаровать дигитала легко многофункциональными новинками техники. А если в подарок вы выбрали ему картину, не удивляйтесь, что «на память» он ее не оставит и, возможно, через несколько лет продаст, обязательно задорого, первому встречному.

Учитесь видеть, слышать, ощущать мир так, как ваш собеседник. Это не только полезно, но и всегда интересно. Главное не забывать — ярко выраженных, «чистых», типов восприятия очень мало. Чаще всего, доминируют сразу два из них или все «содержатся» в равных пропорциях.

Около 80% информации мы получаем именно от органов зрения. Неудивительно, что зрительная кора занимает почти половину от площади коры головного мозга - значительно больше, чем другие сенсорные анализаторы. Большинство людей, представив себя слепыми, немедленно приходят в ужас. Перед ними будто открывается непроглядная бездна: все краски гаснут, все дорогие сердцу образы уходят в темноту. Но на самом деле незрячие люди живут вовсе не в этом безрадостном месте.

Чтобы отправиться в мир незрячих людей, попробуйте отважиться на небольшой эксперимент. Представьте себе место, где вы не можете ориентироваться привычным для себя образом, при помощи глаз. Попробуйте хотя бы на время вообще забыть, что такое зрение.

Пока вы обживаетесь в этом мире, стукаясь о мебель, вы постепенно начинаете слышать не только конкретные звуки - например, звук от падения стула - но и само пространство вокруг себя. Протянув руку, вы уже знаете, что справа найдёте стену. Вы чувствуете запах еды за следующей дверью. Вы даже можете различить в нём отдельные тона. Вы чувствуете лёгкий ветерок на своём лице: он подсказывает вам, в каком пространстве вы находитесь и куда вам нужно идти.

Вы находите здесь и других людей. Хоть вы и не видите их лиц, вы чувствуете все оттенки радости, скуки и тоски в их голосах. Вы понимаете всё, о чём они говорят, за исключением отдельных выражений - таких как «красное платье» и «красивый пейзаж»; их вы понимаете не до конца.

Когда ваши глаза снова обретают способность видеть, до вас не сразу доходит, зачем она была вам нужна. Вы уже знаете, что и другие органы чувств могут дать вам своё представление о реальности. Да, вы набили немало синяков, пока учились ориентироваться в пространстве. Но вы узнали и кое-то новое. Вы поняли, что «реальность» необязательно должна быть такой, какой вы привыкли её видеть.

С 1988 года подобный эксперимент проделали уже тысячи зрячих людей во многих странах мира. Именно в этом году в Германии открылась выставка «Диалог в темноте», которая призвана дать зрячим людям хотя бы смутное представление о мире, в котором живут слепые. В России эту роль выполняет музей «Прогулка в темноте» , который открылся в Москве в 2016 году.

Большая часть пространства музея погружена во тьму. Проводниками для посетителей служат слепые и слабовидящие. Создатели называют это сенсорной интерактивной экспозицией и подчёркивают не только её развлекательную, но и социальную роль. Сначала им казалось, что посетители могут быть не готовы к такому опыту. «А оказалось, что они не просто готовы, но хотят знать больше о жизни незрячих, чем мы предполагали» - признаётся одна из основателей проекта.

Долгое время слепота воспринималась либо как неисправимый дефект, полностью лишающий человека нормальной жизни, либо как знак исключительной одарённости (отсюда убеждение, что из незрячих получаются лучшие массажисты и музыканты). Иногда считалось, что слепота способствует развитию интуиции, «шестого чувства» или духовного созерцания. Так, про философа Демокрита говорили, что он ослепил себя, чтобы целиком отдаться философии. Но далеко не все незрячие люди одарены музыкально или обладают исключительной интуицией.

Те, кто утратил зрение в очень раннем возрасте или ещё до рождения, действительно живут в мире, отличном от нашего. Они не представляют мир в зримых образах: их «представления» и воспоминания обладают другими качествами. Цвета для них - только абстрактные обозначения. Они тоже видят сны, но эти сны наполнены не лицами и образами, а звуками, запахами и ощущениями.

Но для многих других незрячих мир насыщен визуальными образами. Даже если они уже ничего не видят глазами, воображение у них по-прежнему работает. У некоторых даже развивается синестезия, и они буквально «видят» голоса и звуки.

Человеческий мозг очень пластичен. Если нет зрения, он будет полагаться на другие органы чувств. Поэтому зрительная кора у слепых, как показали исследования при помощи фМРТ, участвует в восприятии звуков и речи. Эта пластичность, впрочем, может обернуться и другой стороной. При замене повреждённой сетчатки у взрослого человека зрение никогда не восстанавливается полностью - именно потому, что мозг уже перенастроился на другие потоки ощущений. А мы не можем отключить у человека слух и осязание, чтобы мозг перестал лениться и снова научился видеть.

О том, как незрячие люди воспринимают мир, лучше всего могут рассказать сами незрячие. Сотрудники музея «Прогулка в темноте» любезно согласились ответить на несколько наших вопросов.

Говорят, что слепой лучше понимает мир зрячих, чем зрячий - мир слепого. Так ли это на самом деле? С какой стороны чаще возникает непонимание?

Дмитрий Клюквин

незрячий, гид музея «Прогулка в темноте»

Естественно, это правда, и это вполне нормально. Незрячие люди живут в том же мире, что и зрячие - они всё равно с ним соприкасаются, хотят они этого или не хотят. А для зрячих людей это не так. Вряд ли обычные люди понимают мир докторов лучше, чем сами доктора понимают мир обычных людей. Сам по себе мир незрячих - узкий, поэтому незрячему понять зрячего гораздо проще.

Владимир Гладышев

слабовидящий, гид музея «Прогулка в темноте»

На самом деле, заблуждений достаточно и с одной, и с другой стороны. Часто незрячие люди не всегда правильно представляют окружающую действительность, а зрячие люди не всегда понимают, как тот или иной факт воспринимает незрячий человек.

У большинства из нас есть свои обыденные представления о незрячих людях: например, что они обладают высокой тактильной чувствительностью или музыкальными способностями. Насколько эти стереотипы верны? С какими заблуждениями о незрячих вам приходится сталкиваться чаще всего?

Дмитрий Клюквин. Развитые тактильные и слуховые ощущения для незрячего - это абсолютно нормально. Это просто компенсаторная функция организма.

Это не только у незрячих, это у всех людей. Насчёт музыкальных способностей - это неверный стереотип. Музыкальный слух даётся природой: либо он есть, либо его нет. Нельзя сказать, что все незрячие имеют способности к музыке.

Насчёт заблуждений: несколько раз доводилось слышать такую историю, что незрячим девушкам не нужно краситься, следить за собой и так далее. Что незрячие не могут пользоваться гаджетами. Что у каждого незрячего должна быть собака-поводырь или сопровождающий. Но это скорее не заблуждение, а незнание.

Владимир Гладышев. Действительно, необходимость ориентироваться в пространстве без опоры на зрение заставляет использовать другие органы чувств. Но если человек не работает над тем, чтобы развить слух, тактильность и т. д., то самостоятельно необычные способности не формируются.

К незрячим принято относиться с некоторой жалостью и состраданием. Можете ли вы назвать плюсы незрячего состояния: что-то, что недоступно другим людям, и что вы бы не хотели потерять, даже если смогли бы обрести зрение?

Владимир Гладышев. Плюсов незрячего состояния не существует. Но совершенно точно могу сказать, что трудности, с которыми мне приходится сталкиваться, помогли сформировать мой характер.

Дмитрий Клюквин. Что к незрячим принято относится с какой-то жалостью - это самое ужасное. Нормальным людям, которые развиваются, которые не зацикливаются на этом состоянии, это не нравится категорически. Я призываю про жалость в принципе забыть, жалость - чувство слабых, по крайней мере в том, как она обычно проявляется.

Плюсов у незрячего состояния нет никаких. Если кто-то говорит «зато развито что-то другое», то это не совсем правильно. Давайте разделять полноценную жизнь и те условия, к которым незрячие адаптируются. Это всё равно что говорить: «Грипп - это хорошо, можно от работы отдохнуть». Но если бы мне сейчас предоставили возможность родиться заново, и у меня был бы выбор от чего отказаться, я бы однозначно оставил слух. Даже думать бы не стал. И музыка, и многие другие вещи - всего этого я не хотел бы лишиться.

  • § 4.6. Типы высшей нервной деятельности. Темперамент
  • Глава 5. Психофизика
  • § 5.1. Психофизика и психофизиология
  • § 5.2. Чувствительность и пороги чувствительности
  • § 5.3. Психологический смысл психофизических законов
  • § 5.4. От психофизических измерений до общих измерений в психологии
  • § 5.5. Психофизика в практике человеческой деятельности
  • Глава 6. Психический склад личности
  • § 6.1. Понятие личности
  • § 6.2. Развитие личности и характер
  • § 6.3. Темперамент
  • § 6.4. Индивидуальность и ее проявление
  • § 6.5. Качества ума
  • § 6.6. Интеллектуальный потенциал
  • § 6.7. Потребности и мотивы личности
  • § 6.8. Преобладающие интересы
  • Глава 7. Социализация личности
  • § 7.1. Что такое «социализация»?
  • § 7.2. Я‑концепция
  • § 7.3. Развитие ответственности личности в процессе социализации
  • Глава 8. Личность как социальный феномен
  • § 8.1. Ценностно‑нормативная система личности
  • § 8.2. Социальные установки
  • § 8.3. Социальный характер и его проявление
  • Глава 9. Личность как этнический феномен
  • § 9.1. Формирование личности как этнического феномена
  • § 9.2. Личность и этнокультурные ценности
  • § 9.3. Этнос и личность
  • Глава 10. Личность как религиозный феномен
  • § 10.1. Религия как этнокультурная ценность
  • § 10.2. Религиозные факторы развития личности
  • § 10.3. Религиозные верования в системе высших ценностей человека
  • § 10.4. Феномен деструктивной религиозности
  • Глава 11. Сознание и познавательные процессы
  • § 11.1. Загадки сознания
  • § 11.2. Психические процессы
  • § 11.3. Как человек воспринимает мир
  • § 11.4. Как человек вспоминает
  • § 11.5. Как человек понимает
  • § 11.6. Как человек решает задачи
  • § 11.7. Зачем человек осознает
  • § 11.8. Медико‑физиологические идеи в понимании сознания
  • § 11.9. Нарушения сознания
  • I. Выключение сознания
  • II. Помрачение сознания
  • III. Нарушение самосознания
  • Глава 12. Речь и мышление
  • § 12.1. Речь, язык, языковое сознание
  • § 12.2. Речевые механизмы. Виды и функции речи
  • § 12.3. Формирование речи у детей
  • § 12.4. Допонятийный и понятийный виды мышления
  • § 12.5. Мышление как высший психический процесс. Интеллект
  • § 12.6. Социальная информация
  • Глава 13. Психическое состояние
  • § 13.1. Понятие «состояние» в естественных и гуманитарных науках
  • 13.2. Состояние психики и психическое состояние
  • § 13.3. Классификация психических состояний
  • § 13.4. Психическое состояние и деятельность
  • Глава 14. Эмоциональная сфера личности
  • § 14.1. Человеческие эмоции и особенности их проявлений
  • § 14.2. Распознавание эмоций по выражению лица
  • § 14.3. Эмоциональный интеллект
  • § 14.4. Высшие чувства
  • Глава 15. Возрастные периоды развития человека
  • § 15.1. Периодизация возрастного развития
  • § 15.2. Период раннего детства
  • § 15.3. Период дошкольного детства
  • § 15.4. Школьный и юношеский периоды
  • § 15.5. Акмеологический период развития. Период взрослости
  • § 15.6. Геронтогенез
  • § 15.7. Потенциалы возрастного развития
  • Глава 16. Психология детей младенческого и раннего возраста
  • § 16.1. Эмоциональное развитие детей в младенческом и раннем возрасте
  • § 16.2. Взаимодействие и привязанность матери и ребенка
  • § 16.3. Программы ранней помощи
  • Глава 17. Социализация в среде сверстников: традиции детской субкультуры
  • § 17.1. Что такое «детская субкультура»?
  • § 17.2. Освоение навыков взаимодействия с людьми в игровом общении детей
  • § 17.3. Развитие навыков эмоциональной саморегуляции в детском сообществе
  • Глава 18. Условия личностной самореализации
  • § 18.1. Понятие самореализации
  • § 18.2. Сила «я» и самоуважение
  • § 18.3. Потенциал лидерства
  • § 18.4. Имидж в формировании лидерства
  • § 18.5. Коммуникативная компетентность
  • § 18.6. Выбор субъективно‑оптимального жизненного пути
  • § 18.7. Условно‑компенсаторные пути в самореализации
  • Глава 19. Личность в группе
  • § 19.1. Социальные роли личности
  • § 19.2. Выполнение социальных ролей
  • § 19.3. Взаимовлияние личности и социальной роли
  • § 19.4. Влияние социальных норм на личность
  • § 19.5. Референтные группы и личность
  • Глава 20. Психология групп
  • § 20.1. Виды групп и их функции
  • § 20.2. Размер группы и ее структура
  • § 20.3. Психологическая совместимость в группе
  • § 20.4. Групповой подход к принятию решений
  • § 20.5. Социально‑психологический климат группы
  • § 20.6. Лидерство и руководство
  • Глава 21. Межличностное общение
  • § 21.1. Функции общения
  • § 21.2. Взаимное влияние людей в процессе межличностного общения
  • § 21.3. Познание в процессе межличностного общения
  • § 21.4. Типичные трудности и техники межличностного общения
  • Глава 22. Кризисы и конфликты в жизни человека
  • § 22.1. Критические жизненные ситуации: стресс, конфликт, кризис
  • § 22.2. Жизненный цикл и возрастные кризисы
  • § 22.3. Противоречия и кризисы как факторы развития личности
  • Глава 23. Личностные конфликты и их преодоление
  • § 23‑1. Личностные конфликты
  • § 23.2. Экзистенциальные кризисные ситуации
  • § 23.3. Конструктивное преодоление личностных конфликтов и кризисов
  • Глава 24. Межличностные конфликтные ситуации и их преодоление
  • § 24.1. Основные типы межличностных конфликтов и их развитие
  • § 24.2. Способы разрешения межличностных конфликтных ситуаций
  • § 24.3. Развитие навыков эффективного взаимодействия в сложных ситуациях человеческих отношений
  • Глава 25. Воля как произвольное управление поведением
  • § 25.1. Воля как психофизиологический феномен
  • § 25.2. Функциональная структура волевого акта
  • § 25.3. Волевые качества
  • § 25.4. Возрастные особенности волевых проявлений
  • Глава 26. Самоконтроль человека
  • § 26.1. Состав, функция и виды самоконтроля человека
  • § 26.2. Самоконтроль в сфере психических явлений
  • § 26.3– Формирование самоконтроля
  • Глава 27. Поведение человека
  • § 27.1. Поведение как психофизиологический феномен
  • § 27.2. Рискованное поведение
  • § 27.3. Асоциальное поведение
  • Глава 28. Отклоняющееся поведение при аномалиях развития личности
  • § 28.1. О психической норме и патологии
  • § 28.2. Причины аномального развития личности. Принципы диагностики
  • § 28.3. Невротическое развитие личности
  • Глава 29. Пограничные нервно‑психические расстройства
  • § 29.1. Предболезненное состояние
  • § 29.2. Преневротические состояния. Невротические реакции
  • § 29.3. Начальные проявления нервно‑психических заболеваний
  • Глава 30. Эмоциональный стресс и психосоматические заболевания
  • § 30.1. Эмоциональный стресс
  • § 30.2. Патофизиологические механизмы психосоматических заболеваний
  • § 30.3. Основные формы психосоматических заболеваний
  • § 30.4. Предупреждение психосоматических расстройств
  • Глава 31. Защитные барьеры человека
  • § 31.1. Организменные барьеры
  • § 31.2. Когнитивные механизмы психологической защиты
  • § 31.3. Теория защитных механизмов личности
  • § 31.4. Интеллектуальные защиты
  • § 31.5. Развитие защитных механизмов у детей и подростков
  • Глава 32. Психическое здоровье
  • § 32.1. Критерии психического здоровья
  • § 32.2. Самоуправление и психическое здоровье
  • § 32.3. Психологические факторы долголетия
  • Глава 33. Человек в сфере трудовой деятельности
  • § 33.1. Подготовка к труду, адаптация внутренних условий и внутренних средств деятельности
  • § 33.2. Требования к внешним условиям и внешним средствам деятельности
  • § 33.3. Адаптация к человеку внешних условий деятельности
  • § 33.4. Напряженность
  • § 33.5. Гиподинамические и спортивные стрессы
  • § 33.6. Чрезвычайные ситуации – катастрофы
  • § 33.7. Подготовка специалистов экстремального профиля
  • § 33.8. Психологическая помощь в чрезвычайных ситуациях
  • § 33.9. Динамика работоспособности
  • § 33.10. Личностные деформации профессионала
  • § 33.11. Профессиональное «выгорание» личности
  • Глава 34. Надежность профессиональной деятельности
  • § 34.1. Проблема надежности
  • § 34.2. Психологические механизмы надежности
  • § 34.3. Надежность личности
  • § 34.4. Психологическое обеспечение надежности профессиональной деятельности
  • Глава 35. Резервы психики
  • § 35.1. Реальность и возможности
  • § 35.2. Резервы в развитии
  • § 35.3. Резервы в деятельности
  • § 35.4. Приемы активизации резервов
  • § 35.5. Активизация компенсаторных механизмов
  • § 35.6. Аутогенная тренировка
  • Глава 36. Психология менеджмента
  • § 36.1. Исторический аспект
  • § 36.2. Профессионально важные качества и подготовка менеджеров
  • § 36.3. Управление мотивацией
  • § 36.4. Обеспечение качества
  • § 36.5. Профессиональное долголетие менеджера
  • Глава 37. Человек в политике
  • § 37.1. Психология политической деятельности
  • § 37.2. Психологическое содержание труда в политике
  • § 37.3. Психологические средства в политике
  • Глава 38. Психология массовидных явлений
  • § 38.1. Определение психолого‑политических массовидных явлений
  • § 38.2. Характеристика массовидных явлений, исполняющих политику
  • § 38.3. Характеристика массовидных явлений, формирующих политику
  • § 38.4. Психология совокупностей людей, повинующихся политике
  • § 38.5. Психология групп людей, распространяющих политику
  • Глава 39. Человек в экономике
  • § 39.1. Человек – хозяйствующий субъект
  • § 39.2. Экономическое сознание и экономическое поведение
  • § 39.3. Психология предпринимательства
  • § 39.4. Психология денег
  • § 39.5. Психологические аспекты долгового поведения
  • § 39.6. Экономико‑психологическая адаптация
  • Глава 40. Человек в образовательных системах
  • § 40.1. Образовательные системы
  • § 40.2. Мотивация учения
  • § 40.3. Психология поведения школьников
  • § 40.4. Психология педагогического общения и деятельности
  • Краткое послесловие
  • Литература
  • § 11.3. Как человек воспринимает мир

    Фигура и фон. Как говорят психологи, все, что человек воспринимает, он воспринимает как фигуру на фоне. Фигура – это то, что ясно, отчетливо осознается, что человек описывает, сообщая, что он воспринимает (видит, слышит и пр.). Но при этом любая фигура обязательно воспринимается на некотором фоне. Фон – это нечто неотчетливое, аморфное, неструктурированное. Например, свое имя мы услышим даже в шумной компании – оно обычно сразу выделяется как фигура на звуковом фоне. Психология призывает, однако, не ограничиваться бытовыми примерами и проверять свои утверждения в экспериментах.

    При зрительном предъявлении, как установлено, статус фигуры приобретает поверхность с четкими границами, обладающая меньшей площадью. В фигуру объединяются такие элементы изображения, которые сходны по размеру, форме, обладающие симметричностью, движущиеся в одном направлении, расположенные наиболее близко друг к другу и т. д. Сознание воспринимает фигуру, группируя элементы изображения по фактору близости. Черточки на рисунке 18 воспринимаются как сгруппированные в колонки по две, а не просто как черточки на белом фоне.

    Рис. 18. Группировка по фактору близости

    Если испытуемому подавать на левое и правое ухо разные сообщения и просить повторять вслух одно из них, то испытуемый легко справляется с такой задачей. Но он не осознает в это время другое сообщение, не помнит его, не может сказать, ни о чем там шла речь, ни даже на каком языке оно говорилось. В лучшем случае он может сказать, была ли там музыка или речь, говорил ли женский или мужской голос. Неповторяемое сообщение в таком эксперименте психологи называют затененным, оно как бы находится в тени, в фоне. Тем не менее испытуемый как‑то реагирует на это сообщение. Он, например, сразу осознает появление в нем своего имени. Вот один из экспериментов, подтверждающих восприятие затененного сообщения. В повторяемом сообщении даются предложения, содержащие слова‑омонимы, например: «Он нашел КЛЮЧ на поляне», а в затененное сообщение для одних испытуемых включается слово «ВОДА», а для других испытуемых – «ДВЕРЬ». Затем испытуемых просят из многих предъявленных им предложений узнать те, которые они повторяли. Среди предъявленных предложений есть такие: «Он нашел родник на поляне» и «Он нашел отмычку на поляне». Оказалось, что первые испытуемые уверенно опознают предложение про родник, а вторые – столь же уверенно опознают предложение про отмычку. И, разумеется, испытуемые обеих групп ничего не могли воспроизвести из затененного сообщения, т. е. ничего о нем не помнили.

    Относительность статуса фигуры и фона можно показать на примере двусмысленных рисунков (их называют также двойственными изображениями). В этих рисунках фигура и фон могут меняться местами, в качестве фигуры может осознаваться то, что при другом понимании рисунка понимается как фон. Обращение фигуры в фон и наоборот называется переструктурированием. Так, на известном рисунке датского психолога Э. Рубина (см. рис. 19) можно увидеть или два черных профиля на белом фоне, или белую вазу на черном фоне. Отметим: если человек осознает оба изображения на таком двусмысленном рисунке, то затем, глядя на рисунок, никогда не сможет увидеть оба изображения одновременно, а если он будет стараться видеть только какое‑то одно изображение из двух (например, вазу), то через некоторое время с неизбежностью увидит другое (профили).

    Рис. 19. Фигура Рубина: два черных профиля на белом фоне или белая ваза на черном фоне

    Как это ни парадоксально звучит, но, осознавая воспринятое, человек всегда одновременно осознает, что он воспринял больше, чем в данный момент осознает. Законы восприятия – это экспериментально установленные принципы, в соответствии с которыми из множества раздражений, получаемых мозгом, выделяется осознаваемая фигура.

    В качестве фигуры обычно выделяется то, что имеет для человека какой‑то смысл, что связано с прошлым опытом, предположениями и ожиданиями воспринимающего человека, с его намерениями и желаниями. Это показано во многих экспериментальных исследованиях, но конкретные результаты существенно изменили взгляд на природу и процесс восприятия.

    Закон последействия фигуры и фона. Константность восприятия. Человек предпочитает воспринимать (осознавать) то, что уже ранее видел. Это проявляется в серии законов. Закон последействия фигуры и фона гласит: то, что однажды человек воспринял как фигуру, имеет тенденцию к последействию, т. е. к повторному выделению в качестве фигуры; то, что однажды было воспринято как фон, имеет тенденцию и далее восприниматься как фон. Рассмотрим некоторые эксперименты, демонстрирующие проявление этого закона.

    Испытуемым предъявлялись бессмысленные черно‑белые изображения. (Такие изображения легко сделать любому: на небольшом листочке белой бумаги нужно лишь нарисовать черной тушью какие‑нибудь ничего не значащие полосы так, чтобы соотношение объемов черного и белого цвета на листочке было примерно одинаковым.) В большинстве случаев испытуемые воспринимали белое поле как фигуру, а черное – как фон, т. е. видели изображение как белое на черном. Однако при некотором усилии они могли воспринимать предъявленное изображение и как черную фигуру на белом фоне. В предварительной («обучающей») серии эксперимента испытуемым предъявлялось несколько сотен таких изображений, каждое примерно на 4 с. При этом им указывалось, изображение какого цвета (белого или черного) они должны увидеть как фигуру. Испытуемые старались «изо всех сил» увидеть именно то изображение как фигуру, на которое указывал экспериментатор. В «тестирующей» серии эксперимента, проводившейся через несколько дней, им предъявлялись как новые рисунки, так и изображения из предшествующей серии, а они должны были уже без всяких усилий воспринимать предъявленное так, как оно воспринимается само по себе, и сообщать, какое поле – белое или черное – видят как фигуру. Оказалось, что испытуемые имеют тенденцию воспринимать старые изображения так, как они это делали в обучающей серии (хотя в основном даже не узнавали эти изображения), т. е. повторно выделять ту же фигуру и не выделять тот же фон.

    Предъявим испытуемому на доли секунды набор стимулов (это могут быть изображения или слова, звуки или показания прибора и пр.). Его задача опознать предъявленные стимулы. Некоторые из них он опознает безошибочно. В некоторых совершает ошибки, т. е. выделяет неправильную (с точки зрения инструкции) фигуру. Оказывается, при повторном предъявлении стимулов, в которых он до этого ошибся, испытуемый чаще случайного снова делает ошибки. Обычно он повторяет те же ошибки, которые сделал ранее («последействует фигура»), иногда делает подряд разные ошибки («последействует фон»). Феномен повторения ошибок восприятия, обнаруживаемый в разных экспериментах, является особенно неожиданным. Ведь для того, чтобы повторить ошибку при предъявлении того же самого стимула, испытуемый вначале должен опознать, что предъявленный стимул тот же самый, вспомнить, что в ответ на его предъявление он уже делал такую‑то ошибку, т. е. по существу правильно его опознать, а затем уже повторить ошибку.

    В некоторых двойственных изображениях человек никак не может увидеть второе изображение, даже несмотря на прямые подсказки экспериментатора. Но вот испытуемые рисуют картинку, включающую данное изображение, или подробно описывают увиденное, или высказывают возникающие в связи с картинкой ассоциации.

    Во всех таких случаях в ответах испытуемых обычно появляются элементы, связанные с тем смыслом картины, который они не осознают. Такое проявление неосознанного фона проявляется при смене задания или объекта восприятия.

    Закон константности восприятия также говорит о влиянии прошлого опыта на восприятие: человек рассматривает окружающие его знакомые предметы как неизменные. Мы удаляемся от предметов или приближаемся к ним – они в нашем восприятии не изменяются в размерах. (Правда, если предметы достаточно удалены, они все‑таки кажутся маленькими, например, когда мы смотрим на них из иллюминатора самолета.) Лицо матери, меняющееся в зависимости от условий освещения, расстояния, косметики, головных уборов и т. п., узнается ребенком как нечто неизменное уже на втором месяце жизни. Белую бумагу мы воспринимаем как белую даже при лунном освещении, хотя она отражает примерно столько же света, сколько черный уголь на солнце. Когда мы смотрим на колесо велосипеда под углом, то реально наш глаз видит эллипс, но мы осознаем это колесо как круглое. В сознании людей мир в целом стабильнее и устойчивее, чем, судя по всему, он есть на самом деле.

    Константность восприятия – это во многом проявление влияния прошлого опыта. Мы знаем, что колеса круглые, а бумага белая, и поэтому их так и видим. Когда знание о реальных формах, размерах и цвете предметов отсутствует, то и феномен константности не проявляется. Один этнограф описывает: однажды в Африке он вместе с местным жителем – пигмеем вышел из леса. Вдалеке паслись коровы. Пигмей раньше никогда не видел коров издалека, а потому, к изумлению этнографа, принял их за муравьев – константность восприятия нарушилась.

    Влияние на восприятие ожиданий и предположений. Еще один принцип восприятия: человек воспринимает мир в зависимости от того, что ожидает воспринять. На процесс выделения фигуры влияют предположения людей о том, что может быть им предъявлено. Мы гораздо чаще, чем сами представляем, видим то, что ожидаем увидеть, слышим то, что ожидаем услышать, и т. п. Если попросить человека с закрытыми глазами определить на ощупь, какой предмет ему дали в руки, то реальная металлическая твердость предъявленного предмета будет ощущаться как мягкость резины до тех пор, пока испытуемый убежден, что данный ему объект является резиновой игрушкой. Если предъявлять изображение, которое с равным успехом может быть понято как цифра 13 или как буква В, то испытуемые без каких‑либо сомнений воспринимают этот знак как 13, если он появляется в ряду чисел, и как букву В, если он появляется в ряду букв.

    Человек легко восполняет пробелы в поступающей информации и вычленяет сообщение из шума, если он предполагает или заранее знает то, что ему будет предъявлено. Возникающие при восприятии ошибки очень часто вызваны обманутыми ожиданиями. Предъявим испытуемому на доли секунды изображение лица без глаз – как правило, он увидит лицо с глазами и будет уверенно доказывать, что на изображении действительно были глаза. Мы отчетливо слышим неразборчивое слово в шуме, если оно ясно из контекста. В эксперименте испытуемым показывались слайды, столь расфокусированные, что реальное опознание изображения было невозможным. Каждое следующее предъявление чуть‑чуть улучшало фокусировку. Оказалось: испытуемые, которые при первых предъявлениях выдвигали ошибочные гипотезы о том, что им было показано, не могли правильно опознать изображение даже при таком качестве изображения, когда вообще никто не делает ошибок. Если 4–5 раз подряд показывать на экране две окружности с разными диаметрами, при этом каждый раз слева – с диметром, например, 22 мм, а справа – с диаметром 28 мм, а затем предъявить две равные окружности с диаметром 25 мм, то подавляющее большинство испытуемых уже непроизвольно ожидают увидеть неравные круги, а потому не видят (не осознают) их как равные. (Еще более ярко этот эффект проявится, если человеку с закрытыми глазами вначале класть в левую и правую руки разные по объему или по весу шары, а потом положить равные шары.)

    Грузинский психолог 3. И. Ходжава предъявлял испытуемым, знающим немецкий и русский языки, список немецких слов. В конце этого списка стояло слово, которое можно было прочитать или как написанное латинскими буквами бессмысленное буквосочетание, или как написанное кириллицей осмысленное слово. Все испытуемые продолжали читать это буквосочетание по‑немецки (т. е. относили к классу бессмысленных, но немецких слов), вообще не заметив осмысленного варианта его прочтения как русского слова. Американец Дж. Бэгби показывал детям через стереоскоп диапозитивы так, что разные глаза видели разное изображение. Испытуемые (мексиканцы и американцы) рассматривали сразу два изображения, одно – типичное для американской культуры (игра в бейсбол, девушка‑блондинка и т. д.), а другое – типичное для мексиканской культуры (бой быков, черноволосая девушка и т. п.). Соответствующие фотографии имели сходство по форме, контуру основных масс, структуре и распределению света и теней. Хотя некоторые испытуемые замечали, что им предъявлены две картины, большинство видело только одну – ту, которая более типична для их опыта.

    Итак, человек воспринимает информацию в зависимости от своих ожиданий. Но если его ожидания не оправдались, то он пытается найти этому какое‑то объяснение, а потому его сознание наибольшее внимание уделяет новому и неожиданному. Резкий неожиданный звук вызывает поворот головы в сторону звука даже у только что родившихся младенцев. Дети‑дошкольники дольше рассматривают новые изображения, а не те, с какими их предварительно знакомили, или выбирают для игры новые игрушки, а не те, которые им заранее показывали. У всех людей время реакции на редкие и неожиданные сигналы больше, чем на частые и ожидаемые, больше и время узнавания неожиданных сигналов. Сознание, иными словами, дольше работает над редкими и неожиданными сигналами. Новая и разнообразная среда в целом повышает психическое напряжение.

    Неизменная информация не удерживается в сознании, поэтому человек не способен долго воспринимать и осознавать неизменяющуюся информацию. Неизменная информация достаточно быстро становится ожидаемой и даже вопреки желанию испытуемых ускользает из их сознания. Не меняющееся по яркости и цвету стабилизированное изображение (например, с помощью контактных линз, к которым прикреплен источник света, двигающийся, таким образом, вместе с глазами) при всем старании испытуемого перестает осознаваться уже через 1–3 с после начала предъявления. Постоянный раздражитель умеренной интенсивности, действующий на слух (постоянный или строго периодический шум) или на кожу (одежда, наручные часы), очень скоро перестает замечаться. Цветовой фон при продолжительной фиксации теряет свою цветность и начинает выглядеть серым. Пристальное внимание к какому‑либо неизменному или равномерно покачивающемуся объекту нарушает нормальное течение сознания и способствует возникновению так называемых измененных состояний – медитативного и гипнотического. Существует специальная техника гипнотизирования посредством фиксации какой‑нибудь точки на потолке или стене, а также фиксации взгляда на предмете, находящегося на расстоянии примерно 25 см от глаз испытуемого.

    Многократное повторение одного и того же слова или группы слов приводит к субъективному ощущению утраты смысла этих слов. Назовите вслух многократно какое‑нибудь слово – иногда хватит и десятка повторений, чтобы возникло специфическое чувство потери смысла этого слова. На этом приеме построены многие мистические техники: шаманские камлания, повторение словесных формул («Господи, помилуй мя грешного» в православии, «ла илаха ил‑ла‑л‑лаху» (т. е. «нет бога, кроме Аллаха») в исламе) и т. д. Многократное проговаривание подобных фраз ведет не только к утрате их смысла, но и, как говорят восточные мистики, к полному «опустошению сознания», что способствует возникновению особых мистических состояний. Непрерывное говорение врача, повторяющего одни и те же формулы, способствует гипнотическому внушению. Усыпляюще действует на людей однообразно‑монотонная архитектурная среда.

    Автоматизированные действия (ходьба, чтение, игра на музыкальных инструментах, плавание и пр.) в силу своего однообразия также не воспринимаются выполняющим это действие человеком, не удерживаются в сознании. Ряд сложных задач, требующих наибольшей точности и мускульной координации (балетные танцы, бокс, меткая стрельба, быстрое печатание на машинке), успешно выполняются только тогда, когда они доведены до автоматизма и потому практически не воспринимаются сознанием. Обнаружен «эффект психического пресыщения»: испытуемый не способен без вариаций выполнять однообразное задание в течение даже короткого времени и вынужден менять – иногда незаметно для себя – решаемую им задачу.

    При скудности внешних воздействий у человека развиваются явления, сходные с утомлением: увеличиваются ошибочные действия, снижается эмоциональный тонус, развивается сонливость и т. д. В 1956 г. был проведен едва ли не самый известный эксперимент с длительным отсутствием информации (сенсорной изоляцией): за 20 долл. в день (что по тем временам было весьма значительной суммой) испытуемые‑добровольцы лежали на кровати, их руки вставлялись в специальные картонные трубки, чтобы было как можно меньше осязательных стимулов, им одевали специальные очки, которые пропускали только рассеянный свет, слуховые раздражители маскировались беспрерывным шумом работающего кондиционера. Испытуемых кормили, поили, они по мере надобности могли заниматься своим туалетом, но все остальное время были максимально неподвижными. Надежды испытуемых, что они хорошо отдохнут в таких условиях, не оправдались. Участники эксперимента не могли ни на чем сконцентрироваться – мысли ускользали от них. Более 80 % испытуемых стали жертвами зрительных галлюцинаций: стенки ходили ходуном, пол вращался, тело и сознание раздваивались, глазам становилось нестерпимо больно от яркого света и т. д. Никто из них не продержался более шести дней, а большинство потребовало прекратить эксперимент уже через три дня.

    Роль осмысленности при выделении фигуры. Особую роль в выделении фигуры играет ее осмысленность для воспринимающего человека. Врач, рассматривающий рентгенограмму, шахматист, изучающий новую позицию в дебюте, охотник, узнающий птиц по полету с невероятных для обычного человека расстояний, – все они реагируют отнюдь не на бессмысленные картинки и видят в них совсем иное, чем люди, не умеющие читать рентгенограмму, играть в шахматы или охотиться. Бессмысленные ситуации трудны и мучительны для всех людей. Человек же всему пытается придать смысл. Мы вообще обычно воспринимаем только то, что понимаем. Если человек вдруг услышит, как разговаривают стены, то в большинстве случаев он не поверит тому, что стены действительно могут разговаривать, и будет искать этому какое‑нибудь разумное объяснение: наличие спрятавшегося человека, магнитофона и т. п., или даже решит, что сам потерял рассудок.

    Осмысленные слова опознаются существенно быстрее и точнее бессмысленных наборов букв при их зрительном предъявлении. В эксперименте с затененным сообщением, когда на разные уши подается разный текст, выяснилось, что из двух сообщений сам человек всегда выбирает то, которое имеет какой‑либо понятный для него смысл, и как уже говорилось, практически не замечает то сообщение, за которым ему не надо следить. Но самое неожиданное: если осмысленное сообщение подается то на одно, то на другое ухо, то испытуемый, несмотря на все свои старания строго следить за сообщением, подаваемым на одно определенное ухо, вынужденно переключает свое внимание на осмысленное сообщение, на какое бы ухо оно ни подавалось. Отчасти этот эффект можно продемонстрировать при предъявлении зрительной информации. Прочтите, пожалуйста, следующий ниже текст, обращая внимание только на слова, написанные жирным шрифтом:

    параллелепипед глаза гонщик воспринимают круиз окружающее информация перевернутым джигит. Однако мы снова и видим мир глупость в нормальной таблица ориентации садовод. Если надеть автомобиль очки , вертолет переворачивающие падающий домкрат изображение , моллюск то после сапоги длительной ТРЕНИРОВКИ пожалуйста ЧЕЛОВЕК астрономия СПОСОБЕН глубоководное СНОВА ловко ВИДЕТЬ МИР парус ТАКИМ, пятница КАК МЫ ЕГО четверг ПРИВЫКЛИ простокваша ОБЫЧНО корень ВИДЕТЬ.

    При переходе осмысленного текста с одного шрифта на другой, как правило, возникает ощущение сбоя, а иногда и попытка прочитать текст, написанный другим шрифтом.

    Осмысление мира во многом связано с использованием языка. Поэтому наше восприятие мира изменяется в зависимости от того, какими словами мы называем то, что видим. Люди, говорящие на разных языках, воспринимают мир чуть‑чуть по‑разному, потому что разные языки сами чуть‑чуть по‑разному описывают этот мир. Не случайно русские художники рисуют весну в виде очаровательной девушки (слово «весна» в русском языке женского рода), а немецкие художники – в виде красивого юноши (в соответствии с родом слова «весна» в немецком языке). Русскоязычные испытуемые, например, более склонны разделять в своем восприятии синее и голубое, чем англоязычные испытуемые, которые используют для обозначения этих двух цветов одно слово «blue».

    Восприятие как процесс проверки гипотез . Огромное число ошибок, которые мы делаем при восприятии, связано не с тем, что мы нечто неправильно видим или слышим – наши органы чувств работают практически идеально, а с тем, что мы неправильно это понимаем. Однако именно благодаря нашему умению осмысливать воспринятое мы совершаем открытия и воспринимаем гораздо больше того, что воспринимается нашими органами чувств. Прошлый опыт и предвидение будущего расширяют получаемую нашими органами чувств информацию. Мы используем эту информацию, чтобы проверять гипотезы относительно того, что находится перед нами. Восприятие это активный процесс получения информации для проверки гипотез об окружающем мире.

    Не удивительно, что восприятие тесно связано с движением, действием. Очевидно, что движение необходимо для получения нужной информации. Любой объект должен попасть в поле зрения, чтобы его можно было увидеть; его нужно взять в руки, чтобы пощупать, и т. п. Хотя механизмы, управляющие такими движениями, весьма сложны, мы не будем их здесь рассматривать. Однако роль движения в восприятии не только (и даже не столько) в этом. Прежде всего отметим микродвижения органов чувств. Они способствуют удержанию в сознании неизменных стимулов, которые, как мы помним, имеют тенденцию быстро исчезать из сознания. У человека постоянно смещаются точки кожной чувствительности: тремор пальцев, кистей рук, туловища, который не позволяет стабилизировать мышечные ощущения: непроизвольные микродвижения глаза не дают возможности удерживать взгляд на заданной точке и т. д. Все это способствуют такому изменению внешней стимуляции, чтобы воспринимаемое сохранялось в сознании, но в то же время не нарушалось постоянство воспринимаемых объектов.

    Рис. 20. Иллюзия величины видимого объекта: план комнаты Эймса

    Однако главная роль действия в восприятии заключается в проверке возникающих гипотез. Рассмотрим соответствующий пример. Американский психолог А. Эймс сконструировал особую комнату (ее называют «комнатой Эймса»), дальняя стена которой расположена не под прямым углом к боковым стенам, как это обычно бывает, а под очень острым углом к одной стене и соответственно под тупым углом к другой (см. рис. 20). Благодаря ложной перспективе, созданной в том числе узорами на стенах, наблюдатель, сидевший у смотрового устройства, воспринимал эту комнату прямоугольной. Если в дальний (скошенный) острый угол такой комнаты поставить предмет или незнакомого человека, они кажутся резко уменьшенными в размере. Эта иллюзия сохраняется, если даже сообщить наблюдателю об истинной форме комнаты. Однако стоит наблюдателю совершить какое‑нибудь действие в этой комнате (дотронуться палкой до стены, бросить мяч в противоположную стену), то иллюзия исчезает – комната начинает видеться в соответствии с ее реальной формой. (О роли прошлого опыта говорит тот факт, что иллюзия вообще не возникает, если наблюдатель видит хорошо знакомого ему человека, например, мужа или жену, сына и т. д.) Итак, человек формирует гипотезу о том, что он воспринимает (например, видит или слышит), а с помощью своих действий проверяет справедливость этой гипотезы. Наши действия корректируют наши гипотезы, а вместе с ними и наши восприятия.

    Как показывают исследования, невозможность совершать движения не позволяет учиться воспринимать мир. Впрочем, такие эксперименты, которые разрушают процесс восприятия, разумеется, не проводились на детях. Удобными объектами для экспериментаторов были котята и детеныши обезьян. Вот описание одного из таких экспериментов. Новорожденные котята большую часть времени находились в темноте, где могли свободно двигаться. На свету они помещались в специальные корзины, которые вращались наподобие карусели. Котенок, в корзине которого были проделаны отверстия для лап, и который, тем самым, мог вращать карусель, впоследствии не имел зрительных дефектов. Котенок же, который пассивно сидел в корзине и не мог производить в ней никаких движений, впоследствии делал серьезные ошибки при различении формы предметов.

    В этом разделе мы обращали главное внимание на активность восприятия как психического процесса. Ряд важных, но частных вопросов (например, восприятие времени, движения, глубины, речи, цвета и пр.) остался за рамками нашего рассмотрения. Желающим более подробно ознакомиться с психологией восприятия следует обратиться к специальной литературе.