Происхождение человека разумного. Чем отличается человек разумный от своих древних предков

Эволюция человека – это теория происхождения людей, созданная английским натуралистом и путешественником Чарльзом Дарвином. Он утверждал, что древний произошел от обезьяны. Для подтверждения своей теории Дарвин много путешествовал и пытался собрать разные .

Здесь важно подчеркнуть, что эволюция (от лат. evolutio - «развёртывание»), как естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, действительно имеет место быть.

Но вот относительно возникновения жизни вообще и появления человека в частности, эволюция довольно скудна на научные доказательства. Не случайно она до сих пор считается всего лишь гипотетической теорией.

Одни склонны верить в эволюцию , считая ее единственным разумным объяснением происхождения современных людей. Другие начисто отрицают эволюцию, как антинаучную вещь, и предпочитают верить в то, что человек был создан Творцом без всяких промежуточных вариантов.

Пока ни одна сторона не смогла научно убедить оппонентов в своей правоте, поэтому уверенно можно считать, что обе позиции основаны сугубо на вере. А как считаете вы? Напишите об этом в комментариях.

Но давайте разберемся с наиболее распространенными терминами, связанными с дарвиновской идеей.

Австралопитеки

Кто такие австралопитеки? Это слово можно часто слышать в околонаучных разговорах об эволюции человека.

Австралопитеки (южные обезьяны) – это прямоходящие потомки дриопитеков, обитавшие в степях Африки около 4 млн. лет назад. Это были довольно высокоразвитые приматы.

Человек умелый

Именно от них произошел наиболее древний вид людей, которых ученые называют Homo habilis – «человек умелый».

Авторы теории эволюции считают, что по внешнему виду и строению человек умелый не отличался от человекообразных обезьян, но при этом уже умел изготавливать примитивные режущие и рубящие орудия труда из грубо обработанной гальки.

Человек прямоходящий

Ископаемый вид людей Homo erectus («человек прямоходящий»), согласно теории эволюции, появился в Восточной и уже 1,6 млн. лет назад широко распространился по Европе и Азии.

Человек прямоходящий был среднего роста (до 180 см) и отличался прямой походкой.

Представители этого вида научились изготовлять каменные орудия для труда и охоты, использовали шкуры животных в качестве одежды, жили в пещерах, пользовались огнем и готовили на нем пищу.

Неандертальцы

Когда-то предком современного человека считали неандертальца (Homo neanderthalensis). Этот вид, согласно теории эволюции, появился около 200 тысяч лет назад, а 30 тысяч лет назад прекратил свое существование.

Неандертальцы были охотниками и отличались мощным телосложением. Однако их рост не превышал 170 сантиметров. Сейчас ученые полагают, что неандертальцы были, скорее всего, лишь боковой ветвью того эволюционного древа, от которого произошел человек.

Человек разумный

Человек разумный (на латыни – Homo sapiens) появился, согласно теории эволюции Дарвина, 100-160 тысяч лет назад. Homo sapiens строили шалаши и хижины, иногда даже жилые ямы, стены которых обшивали деревом.

Они умело пользовались луком и стрелами, копьями и костяными крючками для ловли рыбы, а также строили лодки.

Человек разумный очень любил расписывать тело, украшать рисунками одежду и предметы домашнего быта. Именно Хомо сапиенс создали человеческую цивилизацию, которая существует и развивается до сих пор.


Этапы развития древнего человека согласно теории эволюции

Следует сказать, что вся эта эволюционная цепочка происхождения человека является исключительно теорией Дарвина, которая до сих пор не имеет научных доказательств. не обладает сведениями, чтобы даже в таких древних цивилизациях, как или были хоть какие-то намеки на обезьяну, как прародителя человека.

Сам Чарльз Дарвин прекрасно понимал абсолютную гипотетичность своих суждений, о чем не раз писал. При всем том, нельзя не отдать должного этому натуралисту, который все же попытался объяснить происхождение человека путем естественного отбора и эволюции.

Если вам нравятся интересные факты – подписывайтесь на в любой социальной сети. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

  • Излишняя привлекательность как помеха
  • Опорно-двигательная система
  • Половая система человека
  • Почему близнецы похожи друг на друга
  • Ребенок обвиненный в колдовстве

«Существительные общего рода» - На каждого простофилю найдется мошенник (непальская). Урок русского языка в 6 классе национальной школы. Умница - ? Определи, к кому относится существительное общего рода. Новая тема. Вещи, яблоки, хлеба, кольца, книги, пеналы, ружья, мячи, умница. Какие части речи (знаменательные или служебные) имеют значение рода?

«Деятельность человека» - Убеждения. Потребности. Социальные установки. Традиционное действие. Направленность личности. Структура деятельности. Мотивация деятельности. Целерациональное действие. Целесообразность деятельности. Мотивация деятельности. Действия состоят из поступков. Идеалы. Совокупность поступков – поведение. Объект – то, на что направлена деятельность.

«Можно только представить» - Можно только представить. Можно только представить, как от взгляда твоего мое сердце навсегда покидает грусть и боль. Твоей славой окруженные, со святыми всех веков входим мы в небесный город без пороков и грехов. Можно только представить как твоя рука вытрет слезы на моих щеках, Даны нам белые одежды, имя новое дано, мы поем «аллилуя» у престола твоего!

«Человек 4 класс» - Портреты сказочных героев, выполненные, художниками- иллюстраторами. Выбери правильное утверждение и поставь «+». Окружающий мир (человек и человечество) 4 класс. В переводе с греческого слово «характер»-Charakter- означает «отпечаток», « чеканка». - Вставьте в текст пропущенные слова. Русалочка И. Петелина.

«Предки человека» - Какие гоминиды расселялись по всем континентам: а) неандертальцы; в) синантропы; б) питекантропы; г) кроманьонцы. Рамапитек. Кроманьонец -. Скелет стопы неандертальца: 1 - Табун 1,2- Схул IV 3 - современный человек. Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов. Ископаемые останки древних обезьян и первых людей чрезвычайно немногочисленны.

«Человек герой» - Плотниковой Марине Владимировне посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. Деревянный барак вспыхнул. Жизни тысяч наших сограждан спасают не пожарные или милиционеры. Можно было одной на улицу побежать - за помощью. Погиб при взрыве. Оформление презентации. Кто-то из ребят ушёл в другую комнату, начал спичками баловаться.

Государственная (итоговая) аттестация 2012 года (в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные

программы

Демонстрационный вариант

контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации

(в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования

подготовлен Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения

в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования

Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной работы

При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2012 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2012 г. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2012 г., приведён в кодификаторе элементов содержания экзаменационной работы для выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по биологии, размещённом на сайте: www.fipi.ru.

Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также об их уровне сложности. Приведённые критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в демонстрационный вариант экзаменационной работы, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого

ответа. Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по биологии.

Демонстрационный вариант 2012 года Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по биологии даётся 2 часа 20 минут (140 минут). Работа состоит из 3-х частей, включающих 31 задание.

Часть 1 содержит 24 задания (А1–А24). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только 1 верный. При выполнении заданий части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведенный номер крестиком и затем обведите номер правильного ответа.

Часть 2 включает 4 задания с кратким ответом (В1–В4). Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведённом для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 содержит 3 задания (С1–С3), на которые следует дать развёрнутый ответ. Задания выполняются на отдельном листе.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Биология. 9 класс

При выполнении заданий с выбором ответа (А1–А24)

обведите кружком

номер правильного ответа в экзаменационной работе.

Какой метод используется при изучении под микроскопом передвижения

амёбы обыкновенной?

измерение

моделирование

сравнение

наблюдение

Сущность клеточной теории отражена в положении:

из клеток состоят только животные и растения

клетки всех организмов близки по своим функциям

все организмы состоят из клеток

клетки всех организмов имеют ядро

Характерный признак царства Грибов –

наличие хитина в клеточной оболочке

ограниченный рост

отсутствие в клетках ядра

автотрофный тип питания

рисунках (А, Б, В, Г) изображён один из способов вегетативного

размножения. Как он называется?

A5 Что происходит в листьях при дыхании?

1) поглощается углекислый газ

2) образуются органические вещества

3) выделяется кислород

4) освобождается энергия

A6 Тип беспозвоночных, у представителей которого впервые в животном мире появилась сквозная пищеварительная система, –

1) Плоские черви

2) Членистоногие

3) Круглые черви

4) Кольчатые черви

A7 Какую функцию выполняют воздушные мешки у птиц?

1) уменьшают плотность тела птицы

2) помогают ориентации птицы в полёте

3) способствуют накоплению кислорода в организме

4) обеспечивают движение крови по сосудам

A8 Кому из представителей рода Человек принадлежат представленные изображения наскальных рисунков?

1) кроманьонцу

2) питекантропу

3) австралопитеку

4) неандертальцу

A9 Что из перечисленного является органом тела человека?

1) сердечная мышца

2) двенадцатиперстная кишка

3) реснитчатый эпителий

4) нейрон

A10 Нервные узлы в нервной системе человека относят к её

1) коре больших полушарий

2) центральному отделу

3) периферическому отделу

4) подкорковым ядрам

A11 Какой сустав изображён на рентгеновском снимке?

1) тазовый

2) коленный

3) плечевой

A12 Часто на спецодежде военнослужащих, спасателей, пожарных, охранников можно встретить специальные нашивки. Что обозначает нашивка, приведённая в задании?

1) резус-отрицательная

2) у её обладателя вторая группа крови, резус-положительная

3) резус-отрицательная

4) у её обладателя третья группа крови, резус-положительная

A13 Обратному движению крови из желудочков в предсердия сердца препятствует(-ют)

1) околосердечная сумка

2) створчатые клапаны

3) перегородка сердечной мышцы

4) полулунные клапаны

© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

A14 Какой процесс происходит в анатомическом образовании, изображённом на рисунке?

1) освобождение от ядовитых веществ пищи

2) всасывание питательных веществ

3) фильтрация крови

4) обмен газами

A16 Обонятельные рецепторы в организме человека расположены в

1) полости рта

2) области мягкого нёба

3) гайморовых пазухах

4) носовой полости

A17 На рисунках (1–3) датского карикатуриста Х. Битструпа изображена реакция человека, которому на шляпу сел случайный прохожий. Определите по внешней реакции человека тип его темперамента.

© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

A18 В какой части глазного яблока происходит фокусировка изображения у людей, страдающих дальнозоркостью?

1) в области жёлтого пятна

2) за сетчаткой

3) в области слепого пятна

4) перед сетчаткой

A19 Что необходимо сделать, чтобы освободить дыхательные пути пострадавшего от воды?

1) придать пострадавшему сидячее положение, а под голову положить валик

2) положить пострадавшего на колено спасающего лицом вниз и надавить на спину

3) наложить на грудную клетку давящую повязку и приподнять ноги пострадавшего

4) положить на грудь пострадавшего тёплую грелку и завернуть его в одеяло

A20 Для зайца-беляка абиотическим фактором является

1) лисица

2) ель

3) снег

4) человек

A21 Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно?

1) листовой опад → дождевой червь → крот → лисица

2) дождевой червь → листовой опад → крот → лисица

3) листовой опад → крот → лисица → дождевой червь

4) лисица → крот → дождевой червь → листовой опад

© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Изучите график зависимости интенсивности обмена веществ от величины беговой дистанции, на которую бежит легкоатлет. (По оси х отложена длина дистанции, а по осиу – интенсивность обмена веществ.) Какое из приведённых ниже описаний интенсивности обмена наиболее точно описывает данную зависимость?

еств, кВт

Интенсивность

Интенсивность обмена

Беговая дистанция, м

1) снижается, достигая своего минимального значения, после чего также резко растёт

2) резко растёт, достигая своего максимального показателя, после чего также резко снижаётся

3) резко снижается, после чего выходит на постоянные показатели

4) на всём своём протяжении плавно снижается, достигая минимальных показателей

Между позициями первого

и второго столбцов приведённой ниже таблицы

имеется определённая связь.

чашелистик

Какое понятие следует вписать на место

пропуска в этой таблице?

2) черешок

4) пыльник

Направляющим фактором эволюции является

1) мутационная изменчивость

2) модификационная изменчивость

3) географическая изоляция

4) естественный отбор

© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

При выполнении заданий с кратким ответом (В1–В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

B1 Что из перечисленного может стать причиной возникновения СПИДа? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) пользование общественным туалетом

2) поцелуй в щёку больного СПИДом

3) нахождение за одной партой с больным СПИДом

4) пользование чужой зубной щеткой

5) переливание крови

6) прокалывание ушей

Установите соответствие

признаком

и классом

позвоночных

животных, для которых он характерен. Для этого к каждому элементу

первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу

цифры выбранных ответов.

четырёхкамерное сердце

Пресмыкающиеся

кожа сухая, тонкая, покрыта роговыми 2) Птицы

чешуями и костными пластинами

хорошо развита забота о потомстве

кровь в сердце смешанная

температура тела высокая и постоянная

трёхкамерное

неполной

перегородкой в желудочке

© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Биология. 9 класс

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию

семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

на бумагу положите 10 предварительно замоченных (в течение 8–10 ч)

семян огурцов

закройте тарелку полиэтиленовой пленкой

смочите бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была

постоянно влажной

через сутки обследуйте семена, данные заносите в дневник наблюдений

возьмите тарелку и уложите на её дно фильтровальную бумагу

поставьте тарелку в тёплое место

Вставьте в текст «Типы клеток» пропущенные термины из предложенного

перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст

цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр

(по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ТИПЫ КЛЕТОК

Первыми на пути исторического развития появились организмы, имеющие

мелкие клетки с простой организацией, – _________(А). Эти

доядерные

клетки не имеют оформленного _________(Б). В них выделяется лишь

ядерная зона, содержащая _________(В) ДНК. Такие клетки есть у

_________(Г) и синезелёных.

Перечень терминов:

хромосома

прокариотные

цитоплазма

кольцевая молекула

одноклеточное животное

бактерия

эукариотные

© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Для ответов на задания С1–С3 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

C1 При повышении температуры окружающей среды во избежание перегрева у организма человека возрастает теплоотдача. Какими способами она осуществляется?

Прочитайте текст и выполните задание C2.

УДОБРЕНИЯ

Минеральные удобрения, в отличие от органических, обладают кратковременным действием, поэтому их вносят перед посевом семян или одновременно с ними, а также в период роста растений в виде подкормки. Калийные (зола) и азотные (селитра) удобрения быстро растворяются в воде, проникают в почву и поглощаются корнями растений. Их вносят в почву весной. Фосфорные удобрения, например суперфосфат, обладают плохой растворимостью, поэтому их вносят в почву осенью. Минеральные удобрения оказывают разное влияние на рост и развитие растений. Калийные удобрения усиливают отток органических веществ от листьев к корнеплодам и корням. Азотные удобрения стимулируют рост побегов с листьями и почками. Внесение фосфорных удобрений влияет на цветение, повышает вероятность оплодотворения, ускоряет созревание плодов и семян.

© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Пользуясь таблицей «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека», ответьте на следующие вопросы.

Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека (в %)

Составные

Плазма крови

Первичная моча

Вторичная моча

вещества

Отсутствует

Отсутствует

гликоген

Отсутствует

Натрий (в составе

Мочевина

Мочевая кислота

© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Система оценивания экзаменационной работы по биологии Часть 1

За верное выполнение каждого из заданий А1–А24 выставляется 1 балл.

№ задания

№ задания

№ задания

За верный ответ на каждое из заданий В1–В4 выставляется 2 балла.

За ответ на задание В1 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две

любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других

случаях. Если экзаменуемый указывает в

ответе больше символов, чем

в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до

0 баллов включительно).

За ответ на задание В2 выставляется 1 балл, если допущена 1 ошибка, и

0 баллов, если допущено 2 и более ошибок.

За ответы на задания В3 и В4 выставляется 1 балл, если на любой

одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне

ответа, и 0 баллов во всех других случаях.

№ задания

© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Задания этой части оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

При повышении температуры окружающей среды во избежание перегрева у

организма человека возрастает теплоотдача. Какими способами она

осуществляется?

1. Испарение пота с поверхности кожи способствует охлаждению

организма.

2. Расширение капилляров кожи приводит к увеличению

поступления в них тепла от внутренних органов и, следовательно,

увеличивает теплоотдачу

Ответ включает два названных выше элемента и не содержит

биологических ошибок

биологических ошибок.

негрубые биологические ошибки

Ответ включает один–два элемента при наличии грубых

биологических ошибок.

Ответ включает один из названных выше элементов при наличии

негрубых биологических ошибок.

Ответ неправильный

Максимальный балл

© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

УДОБРЕНИЯ

Почва – верхний слой земли, обладающий плодородием. От него зависит урожайность возделываемых культур. Однако каждый год вместе с урожаем человек выносит из почвы какое-то количество минеральных веществ. Чтобы восполнить их содержание, в почву вносят органические и минеральные удобрения.

Органические удобрения не только обогащают почву необходимыми веществами, но и улучшают её структуру, удерживают в почве влагу. По своему составу органические удобрения комплексные, так как содержат все необходимые растению химические элементы, но в виде органических соединений. Эти соединения переходят в доступные для растений растворённые в воде минеральные вещества благодаря деятельности почвенных бактерий. Например, достаточно один раз внести в почву перегной, чтобы на несколько лет обеспечить её плодородие.

Минеральные удобрения, в отличие от органических, обладают кратковременным действием, поэтому их вносят перед посевом семян или одновременно с ними, а также в период роста растений в виде подкормки. Калийные (зола) и азотные (селитра) удобрения быстро растворяются в воде, проникают в почву и поглощаются корнями растений. Их вносят в почву весной. Фосфорные удобрения, например суперфосфат, обладают плохой растворимостью, поэтому их вносят в почву осенью. Минеральные удобрения оказывают разное влияние на рост и развитие растений. Калийные удобрения усиливают отток органических веществ от листьев к корнеплодам и корням. Азотные удобрения стимулируют рост побегов с листьями и почками. Внесение фосфорных удобрений влияет на цветение, повышает вероятность оплодотворения, ускоряет созревание плодов и семян.

При внесении удобрений необходимы осторожность и точные знания о потребностях растений и запасе питательных веществ в почве. «Перекорм» растений так же вреден, как и недостаток каких-либо питательных веществ.

C2 Используя содержание текста «Удобрение» ответьте на следующие вопросы.

1. Что понимается в тексте под плодородием?

2. Органические и минеральные удобрения оказывают влияние на почву. В чём их влияние сходно, а в чём различается?

3. Фермер хочет получить максимальный урожай моркови и поэтому решил внести в почву удобрения. Он приобрёл золу и перегной. Какое из этих удобрений необходимо внести в почву осенью, а какое – весной, перед посадкой семян моркови? Ответ обоснуйте.

© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Биология. 9 класс

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Ответ на первый вопрос.

Плодородие – способность почвы обеспечивать растения

питательными (минеральными) веществами.

Ответ на второй вопрос.

Сходство: обогащение почвы питательными веществами.

Различие: органические удобрения улучшают структуру почвы и

удерживают в ней влагу.

Ответ на третий вопрос.

Перегной вносят осенью, так как это удобрение длительного

действия (необходимо время для того, чтобы почвенные бактерии

перевели эти удобрения в доступные для растения растворы

минеральных веществ).

Зола вносится весной, перед посевом семян, так как это удобрение

кратковременного действия. Соли, входящие в состав золы, легко

растворяются в воде и поступают в корни растений

Ответ включает три названных выше элемента, не содержит

биологических ошибок

Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит

биологических ошибок.

негрубые биологические ошибки

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит

биологических ошибок.

Составные

Плазма крови

Первичная моча

Вторичная моча

вещества

Отсутствует

Отсутствует

гликоген

Отсутствует

Натрий (в составе

Мочевина

Мочевая кислота

Концентрация какого вещества практически остаётся неизменной по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу? Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной?

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

Натрий (в составе солей).

2. Глюкоза.

3. В извитых каналах нефрона глюкоза активно всасывается в кровь

Правильный ответ включает все перечисленные элементы и не

содержит биологических ошибок

Ответ включает два из названных выше элементов.

Ответ включает три из названных выше элементов, но содержит

негрубые биологические ошибки

Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит

биологических ошибок.

Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит

негрубые биологические ошибки

© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Ученые так и не смогли прийти к единому мнению о том, кто такие предки людей, дебаты в научных кругах ведутся уже не первое столетие. Наибольшей популярностью пользуется эволюционная теория, предложенная знаменитым Чарльзом Дарвином. Принимая за истину тот факт, что человек является «потомком» человекообразной обезьяны, интересно проследить основные этапы эволюции.

Эволюционная теория: предки людей

Как уже было сказано, большинство ученых склоняется к тому, чтобы согласиться с эволюционной версией, объясняющей Предки людей, если полагаться на эту теорию, - человекообразные обезьяны. Процесс превращения занял свыше 30 миллионов лет, точная цифра не была установлена.

Основоположником теории является Чарльз Дарвин, живший в 19 веке. Она базируется на таких факторах, как естественный отбор, наследственная изменчивость.

Парапитеки

Парапитек - общий предок человека и обезьяны. Предположительно эти животные населяли землю 35 миллионов лет назад. Именно эти в настоящий момент считаются начальным звеном в эволюции человекообразных обезьян. Дриопитеки, гиббоны и орангутанги являются их «потомками».

К сожалению, о древних приматах ученым известно немногое, данные получены благодаря палеонтологическим находкам. Установлено, что древесные обезьяны предпочитали селиться на деревьях или открытых пространствах.

Дриопитеки

Дриопитек - древний предок человека, произошедший, если полагаться на имеющиеся данные, от парапитека. Время появления указанных животных точно не установлено, ученые предполагают, что это случилось приблизительно 18 миллионов лет назад. Полуназемные обезьяны дали начало гориллам, шимпанзе и австралопитекам.

Установить, что дриопитек может называться предком современного человека, помогло исследование строения зубов и челюсти животного. Материалом для изучения послужили останки, найденные на территории Франции в 1856 году. Известно, что кисти дриопитеков позволяли им хватать и удерживать предметы, а также бросать их. Селились человекообразные обезьяны преимущественно на деревьях, предпочитали стадный образ жизни (защита от нападений хищников). Пищей им служили в основном фрукты и ягоды, что подтверждается тонким слоем эмали на коренных зубах.

Австралопитеки

Австралопитек - высокоразвитый обезьяноподобный предок человека, населивший землю предположительно около 5 миллионов лет назад. Обезьяны использовали для передвижения задние конечности, ходили в полувыпрямленном положении. Рост среднестатистического австралопитека насчитывал 130-140 см, встречались и более высокие или низкие особи. Масса тела также отличалась - от 20 до 50 кг. Удалось установить и объем мозга, который составлял примерно 600 кубических сантиметров, этот показатель выше, чем у человекообразных обезьян, живущих в наши дни.

Очевидно, что переход к прямохождению привел к высвобождению рук. Постепенно предшественники человека стали осваивать примитивные орудия, используемые для борьбы с врагами, охоты, однако еще не начали изготавливать их. В роли орудий выступали камни, палки, кости животных. Австралопитеки предпочитали селиться группами, так как это помогало эффективно защищаться от врагов. Пищевые предпочтения были различными, в ход шли не только фрукты и ягоды, но и мясо животных.

Внешне австралопитеки выглядели, скорее, как обезьяны, чем как люди. Их тела обладали густым волосяным покровом.

Человек умелый

Неандертальцы

Не так давно предполагалось, что неандертальцы - прямые предки Однако последние данные позволяют утверждать, что они представляют собой тупиковую эволюционную ветвь. Представители Homo neanderthalensis обладали мозгом, объем которого был приблизительно равен объему мозга, которым наделены современные люди. Внешне неандертальцы уже почти не напоминали обезьян, строение их нижней челюсти говорит о способности к членораздельной речи.

Считается, что неандертальцы появились около 200 тысяч лет назад. Места жительства, которые они выбирали, зависели от климата. Это могли быть пещеры, скалистые навесы, берега рек. Орудия, которые изготавливали неандертальцы, стали более совершенными. Основным источником пропитания оставалась охота, которой занимались большими группами.

Удалось выяснить, что у неандертальцев были определенные ритуалы, в том числе и связанные с загробной жизнью. Именно у них возникли и первые зачатки морали, выражавшиеся в заботе о соплеменниках. Были сделаны первые робкие шаги в такой сфере, как искусство.

Человек разумный

Первые представители Homo sapiens появились приблизительно 130 тысяч лет назад. Некоторые ученые предполагают, что это произошло даже раньше. Внешне они выглядели практически так же? как и люди, населяющие планету в наши дни, не отличался и объем мозга.

Найденные в результате археологических раскопок артефакты дают возможность утверждать, что первые люди были высокоразвитыми с точки зрения культуры. Об этом свидетельствуют такие находки, как пещерная живопись, разнообразные украшения, скульптуры и гравировки, созданные ими. Примерно 15 тысяч лет потребовалось человеку разумному для того, чтобы заселить всю планету. Совершенствование орудий труда привело к развитию производящего хозяйства, популярными у Homo sapiens стали такие занятия, как животноводство, земледелие. Первые крупные поселения принадлежат к эпохе неолита.

Люди и обезьяны: сходство

Черты сходства человека и человекообразных обезьян до сих пор являются предметом исследования. Обезьяны способны передвигаться на задних конечностях, однако руки при этом используются в качестве опоры. Пальцы этих животных содержат не когти, а ногти. Число ребер орангутанга составляет 13 пар, тогда как у представителей человеческого рода их 12. Число резцов, клыков и коренных зубов у людей и обезьян совпадает. Также нельзя не отметить сходное строение систем органов, органов чувств.

Черты сходства человека и человекообразных обезьян становятся особенно явными, когда рассматривают способы выражения чувств. Они точно так же демонстрируют грусть, злость, радость. У них развит родительский инстинкт, который проявляется в заботе о детенышах. Свое потомство они не только ласкают, но и наказывают за непослушание. Обезьяны имеют превосходную память, способны удерживать предметы и использовать их как орудия.

Люди и обезьяны: основные отличия

Далеко не все ученые согласны с тем, что человекообразные обезьяны - предки современного человека. в среднем составляет 1600 кубических сантиметров, тогда как этот показатель у животных насчитывает 600 куб. см. Примерно в 3.5 раза отличается и площадь коры мозга.

Перечислять отличия, связанные с внешним видом, можно долго. К примеру, представители человеческого рода обладают подбородком, вывернутыми губами, позволяющими увидеть слизистую оболочку. У них не выделяются клыки, сильнее развиты центры ВИД. Обезьяны обладают бочковидной грудной клеткой, тогда как у людей она плоская. Также человека отличает расширенный таз, усиленный крестец. У животных длина туловища превышает длину нижних конечностей.

Люди обладают сознанием, они в состоянии обобщать и абстрагировать, задействовать отвлеченное и конкретное мышление. Представители человеческого рода способны создавать орудия труда, развивать такие сферы, как искусство и наука. У них присутствует языковая форма общения.

Альтернативные теории

Как уже было сказано, не все люди согласны с тем, что обезьяны - предки человека. У теории Дарвина множество противников, которые приводят все новые и новые аргументы. Существуют и альтернативные теории, объясняющие появление на планете Земля представителей Homo sapiens. Самой древней считается теория креационизма, подразумевающая, что человек представляет собой творение, созданное сверхъестественным существом. Облик создателя зависит от религиозных убеждений. К примеру, христиане полагают, что люди появились на планете благодаря богу.

Еще одна популярная теория - космическая. Она гласит, что человеческая раса имеет внеземное происхождение. Эта теория рассматривает существование людей как результат эксперимента, проведенного космическим разумом. Есть и другая версия, гласящая, что человеческий род произошел от инопланетных существ.

Антропогенез, расы.

ОГЭ биология


Факторы эволюции человека

  • Факторы эволюции человека
  • На ранних этапах эволюции человека главенствовали биологические факторы эволюции – изменчивость, борьба за существование, естественный отбор и т.п.
  • На поздних этапах эволюции человека главными стали социальные факторы эволюции – общественный образ жизни, использование орудия труда, использование огня, развитие речи.
  • Но биологические факторы не утратили свое значение и поныне

Этапы эволюции человека

  • Дриопитек 25-15 млн.
  • Австралопитек (южная обезьяна (5,5 млн) человек умелый (2 млн лет назад) 5,5 млн. – 2 млн. Находки: в Южной и Восточной Африке Рост около 130 см. Мозг около 600 мл. Примерно 3 млн. лет назад начали изготавливать примитивные орудия труда из гальки (человек умелый).
  • Древнейший человек (питекантроп, человек прямоходящий) 2 млн. – 300 тыс. Находки: питекантроп (о. Ява), синантроп (Китай), Гейдельбергский человек (Германия).
  • Рост около 165 см. Мозг 900-1100 мл. Могли использовать огонь, изготавливали примитивные каменные орудия труда.
  • Древний человек (неандерталец, человек разумный неандертальский) 250 тыс. – 35 тыс. Первая находка – в Германии, в долине реки Неандер. Затем были найдены в Африки, Азии, Европе. Рост 165 см. Мозг 1400-1600 мл. Могли добывать огонь, изготавливали разнообразные каменные орудия труда.
  • Современный человек (кроманьонец, человек разумный разумный) 40 тыс. – настоящее время Впервые найден в Франции в гроте Кромань. Затем были обнаружены в Европе, Азии, Африке, Австралии Рост 180 см. Мозг 1200-1500 мл.
  • Орудия труда из камня, кости, дерева. Могли шить одежду и строить жилища. Было развито гончарное дело. Развивались искусство, религия.

1. О биологическом единстве человеческих рас свидетельствует их способность

1) давать плодовитое потомство

2) преобразовывать окружающую среду

3) расселяться по поверхности Земли

4) использовать орудия труда

2. К предшественникам людей большинство антропологов относят

1) австралопитеков

2) шимпанзе

3) орангутанов

3. К группе древнейших людей учёные относят

1) кроманьонца

2) австралопитека

3) неандертальца

4) Питекантропа

4. К группе древних людей учёные относят

1) австралопитека

2) кроманьонца

3) неандертальца

4) питекантропа


5. Что обеспечило социальную эволюцию человека?

1) трудовая деятельность

2) высокий уровень обмена веществ

3) прямохождение

4) исчезновение волосяного покрова

6. Речь человека отличается от «языка животных» тем, что она

1) обеспечивается центральной нервной системой

2) является врождённой

3) возникает осознанно

4) содержит информацию только о текущих событиях

7. Для какой расы характерно следующее описание: чёрные жёсткие прямые, реже волнистые волосы; тёмные глаза; смуглый, часто желтоватый цвет кожи; слабое развитие волосяного покрова; уплощённое лицо?

1) европеоидной

2) монголоидной

3) негроидной

4) Австралоидной

8. Установите хронологическую последовательность антропогенеза 1) человек умелый 2) человек прямоходящий 3) дриопитек 4) человек разумный


9. Какой признак рас является отличительным?

1) объём головного мозга

2) масса головного мозга

3) общественный образ жизни

4) особенности внешнего строения

10. Чему способствовало появление прямохождения у человека?

1) заселению новых территорий

2) более быстрому передвижению по земле

3) более тесному общению людей

4) освобождению руки и развитию трудовой деятельности

11. Какой признак у человека в процессе эволюции возник раньше других?

2) сознание

4) Прямохождение

12. У человека формирование речи идёт параллельно с развитием

1) инстинктов

2) эмоциональной памяти

3) абстрактного мышления

4) безусловных рефлексов


13. В какой части света, из обозначенных

на рисунке, были найдены останки

древнейших людей?

14. Какой признак характерен

для монголоидной расы человека?

1) плоское широкое лицо

2) чёрный цвет кожи

3) чёрные курчавые волосы

4) узкий выступающий нос

15. Какой фактор эволюции человека относят к социальным?

1) развитие речи

3) борьба за существование

4) естественный отбор

16. Укажите историческую последовательность основных стадий антропогенеза 1) Человек современного типа 2) Австралопитек 3) Кроманьонец 4) Питекантроп 5) Неандерталец


17. Внешние различия рас человека появились в результате

1) обитания в различных экологических нишах

2) действия социальных факторов

3) влияния наступления ледников на ареал обитания

4) приспособленности к различным климатическим зонам

18. Сплочению членов коллектива первобытных людей, общению при помощи звуков, а затем и слов способствовало(-а)

1) прямохождение

2) постоянная миграция

3) трудовая деятельность

4) употребление мясной пищи

19. Под каким номером изображена

часть света, в которой были

найдены останки

австралопитеков?


20. На каком этапе эволюции человека возникла наскальная живопись?

1) питекантропов

2) австралопитеков

3) кроманьонцев

4) Неандертальцев

21. Становление второй сигнальной системы у человека связано с

1) возникновением объёмного зрения

2) хождением на двух ногах

3) регулярной трудовой деятельностью

4) изменением климата на Земле

22. Что из перечисленного оказало наибольшее влияние на развитие мышления предков человека?

1) прямохождение

2) жизнь в группах

3) регулярная трудовая деятельность

4) переход от древесного к наземному образу жизни

23. Современный человек это прямой потомок

1) неандертальцев

2) синантропов

3) кроманьонцев

4) питекантропов


24. Первыми научились пользоваться огнём

1) австралопитеки

2) питекантропы

3) неандертальцы

4) Кроманьонцы

25. Какой фактор эволюции человека относят к социальным?

1) развитие второй сигнальной системы

2) наследственная изменчивость

3) борьба за существование

4) естественный отбор

26. Какой признак отличает представителей негроидной расы человека от всех остальных?

1) узкий выступающий нос

2) округлое лицо

3) желтовато-смуглый цвет кожи

4) чёрные курчавые волосы

27. В результате каких процессов у человека сформировались расовые признаки?

1) упражнения или неупражнения отдельных органов

2) общественного образа жизни человека

3) действия естественного отбора

4) развития цивилизации


28. Рассмотрите рисунок, на котором

изображены ископаемые предки

рода Человек в хронологической

изображён кроманьонец, если под

цифрой 1 изображён австралопитек?

неандерталец?

29. Что является доказательством единства представителей разных рас?

1) приспособленность представителей разных рас к определённым условиям жизни

2) способность представителей разных рас вступать в брак и давать потомство

3) высокая численность представителей разных рас

4) наличие расовых признаков

30. Под какой цифрой на рисунке изображён представитель европеоидной расы? Монголоидной? Негроидной?


31. Какому из представителей рода Человек

принадлежат представленные изображения

наскальных рисунков?

1) питекантропу

2) неандертальцу

3) кроманьонцу

4) Австралопитеку

32. Наиболее ранним предком современного человека считают

1) кроманьонца

2) гориллу

3) неандертальца

4) Питекантропа

33. Современные люди, принадлежащие к разным расам, являются представителями

1) одного вида

2) разных видов

3) одной популяции

4) разных родов одного семейства


34. Рассмотрите рисунок, на котором

изображены ископаемые предки рода

Человек в хронологической

последовательности их появления

на Земле. Под какой цифрой на нём

изображён австралопитек?

35. Ископаемый предок человека с объёмом головного мозга 500 600 см3, не владевший речью и не изготовлявший орудий труда, останки которого впервые обнаружены в Африке, это

1) человек разумный

2) неандерталец

3) человек умелый

4) Австралопитек

36. К социальным факторам эволюции человека относят

1) изготовление орудий труда

2) изменения в скелете

3) развитие бинокулярного зрения

4) добывание пищи


37. К каким факторам эволюции человека относят коллективный труд, речь, абстрактное мышление?

1) социальным

2) биотическим

3) биологическим

4) Абиотическим

38. Чем отличается человекообразная обезьяна от человека?

1) строением кисти руки

2) дифференциацией зубов

3) общим планом строения

4) уровнем обмена веществ

39. Определите правильную последовательность основных этапов эволюции человека.

1) древнейшие люди → предшественники людей → неандертальцы → кроманьонцы

2) предшественники людей → древнейшие люди → неандертальцы → кроманьонцы

3) кроманьонцы → неандертальцы → предшественники людей → древние люди

4) неандертальцы → древнейшие люди → предшественники людей → кроманьонцы

40. Социальная природа человека проявляется в

1) речевой деятельности

2) приспособленности к прямохождению

4) образовании условных рефлексов


41. Развитие речи у первобытного человека шло параллельно с развитием

2) гортани

3) Позвоночника

42. Какой процесс обеспечил социальную эволюцию человека?

1) изменение форм конечностей

2) появление заботы о потомстве

3) развитие искусства и науки

4) увеличение объёма головного мозга

43. Переход от обезьяноподобного предка к человеку сопровождался развитием

1) охотничьих навыков

2) способности к труду

3) мышц нижней челюсти

4) грудной клетки

44. Что свидетельствует о том, что представители рода Человек появились примерно 2 - 3 млн. лет назад?

  • найденные исторические летописи

2) данные сравнительной анатомии

3) палеонтологические находки

4) мифы древних народов


45. Чему, из перечисленного ниже, способствовала совместная трудовая деятельность предков современного человека?

1) хождению на двух конечностях

2) изменению свода стопы

3) появлению речи

4) изменению скелета лицевого отдела черепа

46. Преобладание у человека мозгового отдела черепа над лицевым привело к

1) возникновению мимических мышц

2) развитию мышления

4) увеличению ушных раковин

47. У человека в связи с прямохождением

1) развился большой палец стопы

2) сформировались ногтевые пластинки

3) срослись две первые фаланги пальцев ног

4) сформировались своды стопы


48. Одновременно с кроманьонцами жили

1) австралопитеки

2) питекантропы

3) синантропы

4) Неандертальцы

49. Какая современная раса до эпохи Великих географических открытий была распространена в Европе, Передней Азии, Средней Азии, Северной Африке, центральной Индии?

1) негроидная

2) монголоидная

3) европеоидная

4) Австралоидная

50. Важнейшим социальным приобретением в эволюции человека было

1) хождение на двух ногах

2) увеличение объёма мозга

3) использование огня

4) стереоскопическое зрение

51. Прародиной современного человечества большинство учёных считают

1) Австралию 2) Африку 3) Европу 4) Азию


52. К творческому труду были способны

1) дриопитеки

2) питекантропы

3) австралопитеки

4) Кроманьонцы

53. Какие особенности в строении тела приобрёл предок современного человека, перейдя к регулярной трудовой деятельности?

1) тазовые кости срослись, по форме напоминают чашу

2) большой палец руки стал противостоять остальным

3) в позвоночном столбе сформировалось несколько изгибов

4) стопа из плоской превратилась в сводчатую

54. Социальная природа человека в первую очередь проявляется в

1) сложном пищевом поведении

2) передаче жизненного опыта

3) приспособленности к двуногому хождению

4) чередовании сна и отдыха

55. Какие кости скелета человека претерпели резкие изменения в процессе эволюции?

1) кости кисти

2) рёбра и грудина

3) лопатки и ключицы

4) шейные позвонки


56. Что обеспечило социальную эволюцию человека?

1) забота о потомстве

2) прямохождение

3) исчезновение шёрстного покрова

4) систематическая трудовая деятельность

57. Искусство возникло у

1) дриопитеков

2) неандертальцев

3) австралопитеков

4) Питекантропов

58. Какую ископаемую форму относят к стадии современного человека?

1) кроманьонцы

2) неандертальцы

3) питекантропы

4) Австралопитеки

59. Развитие речи у первобытного человека шло параллельно с развитием

1) заботы о потомстве

2) гортани

3) охотничьих инстинктов


60. Переход предков человека к прямохождению способствовал

1) высвобождению рук

2) появлению условных рефлексов

3) развитию четырёхкамерного сердца

4) усилению обмена веществ

61. Из предложенных признаков выберите наиболее убедительное доказательство единства человеческих рас.

1) телосложение

2) способность к скрещиванию

3) способность выживать в любом регионе

4) строение органов дыхания

62. Важнейшая функция речи это

1) подача звукового сигнала

2) выражение эмоций

3) обозначение собственных потребностей

4) обобщение и абстрактное мышление

63. Способность анализировать ситуацию с помощью внутренней речи это

1) мышление

2) рассудочное поведение

4) фантазия

ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫЕ ОБЕЗЬЯНЫ

Ближайшими родственниками человека считают человекообразных обезьян. Как и все млекопитающие животные, они вынашивают детёнышей в матке и вскармливают их молоком. У них интенсивный обмен веществ и постоянная температура тела, то есть они теплокровны. Среди зубов человекообразных обезьян различают резцы, клыки и коренные. У них, как и у человека, есть ушные раковины, а также рудиментарные органы копчиковая кость, складка в уголке глаза (третье веко), ушные мышцы и так далее. Обезьяны способны к обмену информацией, они обучаемы и могут преодолевать некоторые трудности, например, в добывании пищи.

Однако между человеком и человекообразными обезьянами немало различий. Мозговой отдел черепа человека преобладает над лицевым. У обезьян наоборот, лицевой отдел больше. У человека хорошо развит подбородочный выступ, что связано с развитием мышц языка и речи. Объём мозга человека примерно в 3 раза больше, чем у шимпанзе. У него также более развита складчатость коры мозга, что обеспечило развитие мыслительной деятельности. Изменился и скелет человека. Он приспособлен к прямохождению и труду. В связи с трудовой деятельностью развивается кисть, а в связи с прямохождением позвоночник приобретает изгибы, руки становятся короче ног, стопа вместе с позвоночником

выполняет амортизационные функции.

Эволюционная близость человека и человекообразных обезьян не ограничивается

сходством в строении и физиологии, она связана также и с общностью хромосомных

наборов. Например, число хромосом у человека составляет 46, у человекообразных обезьян 48.

следующие вопросы.

1) Каковы особенности скелета человека?

2) Почему человекообразные обезьяны не способны к целенаправленному созданию и

применению орудий труда (дайте два объяснения)?

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ О ТОМ, КАК МЫСЛИТ ЧЕЛОВЕК

Самые первые идеи о том, где гнездятся наши мысли, творческие идеи и мечты, впервые возникли в Древнем Египте и Древней Греции. В то время люди полагали, что источником мысли является сердце. Вспомните собственные ощущения: как от злости колотит в груди. Рассматривая вскрытые тела умерших, древние обратили внимание на центральное положение сердца и его связь с главной жидкостью организма кровью, а оттуда пришли к выводу, что именно этот орган и отвечает за творчество, интеллект, речь и эмоции.

Оспорил этот взгляд древнегреческий врач Гиппократ. Из того, что травмы головы приводят к нарушениям речи и эмоций, он сделал вывод, что вместилищем интеллекта является головной мозг. Ещё одним аргументом в поддержку этой теории послужили для него результаты трепанации черепа просверливание в черепе отверстия, снижающего внутричерепное давление,

операции, которая и по сей день используется хирургами для устранения некоторых повреждений мозга.

Гиппократ также пришёл к выводу, что мы страдаем, когда мозг становится горяч, холоден, влажен или сух. Он полагал, что безумие случается, когда мозг влажен, и лишь когда мозг спокоен, человек способен мыслить разумно и рационально. Все эти рассуждения вовсе не обязательно верны, но именно они вдохновили древнегреческого философа Аристотеля. Он попытался объединить идеи Гиппократа с прежними о роли сердца. Сам он продолжал верить, что обиталищем разума является сердце, но предположил, что мозг охлаждает сердце, когда оно перегрето эмоциями. Рациональные люди, по Аристотелю, это те, у кого больше возможности охлаждать мозгом сердце.

1) Что Гиппократ считал вместилищем разума у человека?

2) Какова роль мозга в мышлении согласно взглядам Аристотеля?

3) Чья точка зрения о механизме мышления с позиции современной науки оказалась более правдоподобной? Почему?

1) Что Аристотель считал вместилищем разума у человека?

2) Какие аргументы использовал Гиппократ для доказательства правоты своей позиции?

3) Почему точка зрения Аристотеля, что сердце занимает центральное положение в мышлении, оказалось заблуждением?

ПРЯМОХОЖДЕНИЕ

Около 6 - 7 млн лет назад в эволюции приматов произошло очень важное событие. Предок современного человека постепенно перешёл к хождению на двух конечностях. Это случилось вследствие изменения климата в Африке. Сухой климат привёл к тому, что на месте лесов возникли саванны, где вместо лазания по деревьям требовалось быстрое передвижение по ровной поверхности.

Согласно трудовой гипотезе Ф. Энгельса, возникновение прямохождения тесно связано со специализацией руки обезьяны для трудовой деятельности: переноса предметов, детёнышей; манипулирования пищей и изготовления орудий. В вульгарном изложении прямохождение возникло для того, чтобы освободить руки для трудовой деятельности. В дальнейшем труд привёл к возникновению языка и общества. Однако, по современным данным, прямохождение возникло намного раньше изготовления орудий. Так, найденные антропологами самые древние орудия из Гоны в Эфиопии имеют датировку лишь 2,7 млн лет назад.

Согласно так называемой гипотезе водной обезьяны, очень подробно разработанной Я. Линдбландом, предки человека могли вставать на задние ноги, чтобы переправляться через водные преграды. Известно, что большинство австралопитеков обитали недалеко от воды и, вероятно, добывали в воде часть своего пропитания. В строении человека есть ряд признаков, свидетельствующих о значительной адаптации человека к плаванию и нырянию, в отличие от орангутанов, горилл и шимпанзе: положение волос на теле по направлению от макушки к ногам по течению воды при нырянии, ориентация ноздрей вниз для

сохранения воздуха в носовой полости, способность задерживать дыхание, редуцированный волосяной покров на теле, что нетипично для животных саванны. Гипотеза водной обезьяны в своём крайнем варианте многократно подвергалась критике, но некоторые её положения нельзя игнорировать.

2) Каковы причины перехода ископаемого предка современного человека к прямохождению согласно трудовой гипотезе?

3) Что является аргументом в пользу гипотезы «водной обезьяны»?

2) Что может служить доказательством «трудовой гипотезы» происхождения человека?

3) Какие преимущества, не указанные в тексте, в связи с прямохождением получил предок

современного человека? Назовите его.