Психологическая характеристика юношеского возраста кратко. Психологические и социальные особенности студенческого, юношеского возраста

Картина эмоциональной жизни старшего школьника, вступившего в период ранней юности.

Юность - довольно продолжитель­ный период в жизни человека (от 15 до 22 лет). Годы обучения в шко­ле называют ранней юностью. Это возраст от 15-16 до 18 лет.

Особенности личности в юношеском возрасте

Ранняя юность привносит много нового в эмоциональную жизнь уча­щегося по сравнению с предшест­вующими годами. Исчезают в зна­чительной мере те внутренние кон­фликты, которые были связаны с противоречиями подросткового возраста, но зато появляются свои проблемы, вызванные изменениями в запросах, интересах, устремлениях, кругозоре юноши или девушки. И все это накладывает свою печать на черты эмоциональной жизни и особенности личности в юношеском возрасте .

Характеризуется период ранней юности тем, что в это время закан­чивается половое созревание. Про­исходят серьезные изменения в пси­хическом развитии юноши и девуш­ки, становится более критическим их мышление.

У юношей и девушек возникает серьезный интерес к собственной личности, к своим достоинствам и недостаткам. Иногда это приводит школьника к придирчивому рассмот­рению того, в чем он хорош, в чем плох, к самовоспитанию.

У юношей и девушек появляется большая эмоциональная восприим­чивость ко многим явлениям дей­ствительности; действия и поступки людей, к которым старшие школьни­ки раньше были равнодушны, начинают вызывать у них отчетливый эмоциональный отклик.

Характерной чертой психологии юношеского возраста является устремленность в будущее. Вера в собственные силы, ощущение без­брежных горизонтов, которые откры­вает перед юношами и девушками жизнь, создают у них оптимистиче­ское самочувствие, повышенный жизненный тонус.

Общее эмоциональное самочувст­вие в этом возрасте становится бо­лее ровным, чем у подростков; как правило, у юношей и девушек не бывает резких аффективных вспышек, которые нередко возникают у подростков, скоропалительных суждений о людях, их качествах и чертах.

Но вместе с тем не надо себе представлять, что в годы юности развитие проходит спокойно, что в этот период не бывает внутрен­них конфликтов, противоречивых переживаний. То обстоятельство, что юноша и девушка испытывают боль­шой прилив жизненных сил и стрем­ление приложить свою энергию при недостаточном жизненном опыте и не всегда отчетливо сознаваемых жизненных целях, приводит иногда к внутреннему недовольству, мета­нию от одних целей к другим.

Некоторые жизненные обстоятель­ства (неудовлетворительные резуль­таты учения, конфликт в семье и т. д.) могут создавать у учащихся этого возраста плохое настроение.

Возможность неожиданного «бун­та» против принятых норм поведе­ния, желание стать в оппозицию к окружающим, недоверие к суж­дениям людей не исключены в этом возрасте. Это обстоятельство надо учитывать воспитателю, когда он сталкивается с непривычной, неожи­данной эмоциональной реакцией юноши на те или другие факты и события.

У юношей и девушек появляется стремление подумать о смысле жизни, о том, что может явиться предметом приложения их сил.

Вот каковы были ответы о цели жизни, которые прислали 1256 школьников в возрасте до 17 лет в одном исследовании:
Стать всесторонне разви­тым, совершенным в мо­ральном отношении чело­веком - 4,6%
Стать первоклассным специалистом, в совершенстве овладеть профессией - 46%
Стать деятелем литературы и искусства - 9,2%
Создать хорошую семью, воспитать достойных детей - 0,17%
Совершить открытие, сде­лать что-либо выдающееся - 2,5%
Стать знаменитым спортсменом - 1,6%
Принять непосредственное участие в освоении космоса - 2,4%
Совершить дальнее путешествие - 0,7%
Выгодно вступить в брак- 0,5%

Примечание. Общее количе­ство ответов (в %) выше 100, так как некоторые школьники дали не­сколько ответов на один вопрос.

Особенности общения в юношеском возрасте

В юношеском возрасте часто воз­никает неточное, преувеличенное представление о себе самом, сво­ем месте среди окружающих лю­дей, сверстников.

Стремление выделиться, проявить свою «оригинальность» может при­нимать незрелые формы, превра­щаться в оригинальничанье в ма­нерах, в высказываниях.

Нередко встречается ярко выраженное самомнение старше­классников, пренебрежительное отношение к сверстникам.

Повышение эмоциональной восприимчивости идет рука об руку и с ростом способности к сопереживанию. В результате восприятие чувств других людей меняется: проявляется сердечное понимание, умение откликнуться на движения души другого человека, особенно сверстника — особенность общения в юношеском возрасте.

Существенной чертой юношеских лет является отрицательное отношение к навязываемым авторитетам; только обоснованная аргументация может убедить юношу или девушку в достоинствах того или иного человека. Одновременно может появиться «влюбленность» во взрослого, ксторый сумел какими-то своими эмоциональными качествами, душевностью, чуткостью привлечь к себе молодого человека, покорить его.

Эта особенность юношеского воз­раста имеет свои «плюсы» и «ми­нусы». Хорошо, если человек, про­изведший впечатление, может рас­ширить духовные горизонты старшеклассника, развить в нем ценные человеческие качества. Но если объ­ект увлечения человек никчемный в нравственном отношении, то его влияние, пока юноша и девушка не «прозреют», будет вредным. Неред­ко такие люди толкают юношей и девушек на путь выпивок, легкости во взаимоотношениях, к стремлению получать в жизни одни лишь удо­вольствия.

У большинства юношей и деву­шек возникает острый интерес к мо­ральным проблемам, к тому, что справедливо и несправедливо, ка­кой поступок является честным, бла­городным, какой - низким, бесчест­ным. Но, к сожалению, мы нередко встречаемся и с другими явлениями.

Недаром В. А. Сухомлинский, от­вечая на вопрос о том, что он ду­мает о молодом поколении, писал: «Самый серьезный недостаток- это известная убогость чувств, недопо­нимание святости таких вещей, как человеческая верность, привязан­ность, долг друг перед другом. При­чин много, наиболее важная из них та, что мы уделяем недостаточно внимания воспитанию чувств… Надо так поставить нравственное, в част­ности эмоциональное, воспитание, чтобы каждый человек с раннего детства давал счастье другим людям и от этого был счастлив сам. Глав­ное - воспитание человечности. Во сто крат важнее, каким человеком станет ребенок, чем то, кем он ста­нет: механизатором, садоводом, пе­дагогом, инженером и т. д.».

Юношеские годы - это годы, ког­да готовность к переживанию, эмо­циональная восприимчивость школь­ников особенно велики.

Если юноша сочувствует несчастью, горю другого, испытывает душевный подъем oт хорошего поступке, радость от встречи с произведением искусства, переживает волнение, грусть, радость первой любви, под влиянием которой он становится лучше, человечнее, то тем самым он приобретает тот эмоциональный опыт, тот «фонд» эмоциональных переживаний, который будет иметь значение для его будущего развития.

Особенности мышления в юношеском возрасте

В среде молодежи можно встретить совершенно превратное отношение к человеческим чувствам. Человек, увлеченный чем-то горячо и страстно, становится подчас чуть ли не посмешищем. Высмеивается иной раз и добросовестное отношение к работе и даже настоящая любовь. А ведь атаку ведут, как правило, люди духовно бедные и развращенные. Чаще всего им в глубине души завидно, что кто-то несет в себе нечто прекрасное, а у них этого прекрасного нет…

Старшеклассников волнует вопрос об отношениях между юношами и девушками, о дружбе и любви. Проявление любви в юношеском возрасте обычно принимает форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви. Особенности мышления в юношеском возрасте.

Влюбленность - это такое эмоциональное состояние, которое характеризуется общим душевным подъемом, взволнованностью. Влюбленный человек переживает чувства нежности, теплоты, поклонения другому, полон интереса ко всему, что относится к предмету его чувства. Вся внутренняя жизнь человека окрашивается новым светом.

Появление чувства влюбленности приводит к серьезным внутренним сдвигам. Вместе с тем влюбленность, как напряженная форма эмоциональной жизни, обычно не является особенно устойчивой в ранней юности. С течением времени она легко может перейти с одного объекта на другой, причем переход этот часто не заметен для окружающих, так как влюбленные таят про себя свои чувства.

Это обстоятельство объясняет нам, почему в ранней юности (за редкими исключениями) нет в подлинном смысле слова «несчастной любви», настоящего большого горя, порожденного неразделенностью чувства. Это не значит, что старшие школьники не испытывают горечи, тоски, плохого настроения, когда их чувства не встречают отклика. Но у этих переживаний скоропреходящий характер. Сама любовь в годы ранней юности представляется не в очень реальном плане.

В противоположность влюбленности чувство, которое можно назвать дружбой-любовью, носит спокойный характер, отличается гораздо большей сдержанностью. Здесь речь идет об отношениях, которые рождены известной симпатией друг к другу, но определяются не столько моментами внешнего эстетического порядка (красивое лицо, покоряющая улыбка и т. д.), сколько общностью духовных интересов.

Отношения дружбы-любви предполагают активную форму общения - оживленный обмен мнениями по волнующим вопросам, стремление делиться своими впечатлениями, советоваться и т. д. Здесь отсутствует стеснительность, чувство тревожного волнения, возникающие при встрече с объектом влюбленности. Отношения дружбы-любви характеризуются чувствами спокойной радости, открытой доверчивости, непринужденности. Дружба-любовь отличается большой устойчивостью, она может длиться продолжительное время, сохраняясь как хорошее дружеское чувство.

С одной стороны, мы встречаемся с проявлениями истинно человеческих чувств: симпатии, влюбленности, дружбы-любви, а с другой стороны, с грубым, иногда циничным отношением юношей к девушкам.

Все эти обстоятельства делают достаточно сложной и воспитательную работу в этой области. Важно прежде всего сформировать правильные установки как у юношей, так и у девушек о характере отношений, которые должны возникать между ними при взаимной склонности и симпатии. Это должны быть установки, которые утверждают всем характером поведения и обращения друг с другом человеческое достоинство. А это предполагает сдержанность в эротических побуждениях, берожное отношение к другому человеку. Только на такой основе и развиваются те чувства симпатии, влюбленности, которые делают юношу и девушку лучше, человечнее, приобщают их к миру высоких переживаний.

Именно потому, что пора юности очень благоприятна для развития чувств, очень важно, чтобы среди впечатлений, которые получает молодой человек, серьезное место занимали яркие, значительные события.

Воспитательные воздейст­вия взрослых могут оказаться бесплодными, если слишком резко, категорично навязывать свои взгляды и вкусы. Несформированность интересов юных людей вызывает резкое противодействие в ответ на уговоры и запре­ты старших. Это порой создает стойчивую основу не только для раздражения и обиды, но даже и для ненависти. А при неправильном формиро­вании личности приобретают извра­щенный характер чувства и устремления.

Метки: особенности личности, мышления в юношеском возрасте, особенности общения в юношеском возрасте.

По материалам П. Якобсона, доктора педагогических наук

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Юношескому возрасту даются разные временные рамки. В.С. Мухина, определяет юность, как период отрочества до взрослости – возрастные границы от 15 - 16 до 21 - 25. Основным новообразованием юношеского возраста является – саморефлексия, появление собственной индивидуальности, выбор жизненного пути, планов на будущее, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни. В юношестве происходит овладение профессией, выбор собственного стиля, появляется возможность в создании собственной семьи. Так же учёба в вузе, поиска работы по выбранной специальности.

Л. И. Божович писала: «Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, - характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацию выбора» .

Юношеский возраст характеризуется высокой эмоциональной возбудимостью (это могут быть, к примеру, резкие перепады настроения, неуверенность, раздражительность), чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния. Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуальностью личности, его самооценкой и самосознанием. Так же этому возрасту характерна рефлексия и самоанализ. Происходит формирование устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» - центральное психологическое новообразование юношеского возраста. Складывается представление о самом себе, в самосознание входит фактор времени (время, когда юноша начинает жить будущим). Все это связано с усилением личностного контроля, с новой стадией развития интеллекта, с открытием, познанием своего внутреннего мира. Это является основным приобретением в юношестве, его эмансипация от взрослых.

Появление ответственности за свою жизнь, так же чувство ответственности за другого человека. Это очень важный момент, поскольку, как отмечал Э. Фромм, умение принять ответственность за другого - необходимая составляющая любви, к которой стремятся все люди. Э. Фромм упоминал, что любящий человек всегда чувствует себя ответственным. Быть ответственным - это добровольная потребность отвечать и заботиться о другом, на основе достижения собственной независимости и возможности стоять на ногах без посторонней помощи. При принятии ответственности за другого человека, можно невольно поддаться соблазну переделать, привить, приучить другого, в соответствии своим требованиям и желаниям .

Ведущая деятельность в этом возрасте учебно-профессиональная. Мотивы, что связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Происходит большая тщательность в выборе изучаемого предмета. Главным мотивом познавательной деятельности – стремление приобрести профессию. Одной из особенностей самоопределения является престижность профессий. Юноши, часто бывают захвачены идеями о быстром росте карьеры, яркого и стремительного успеха, богатства. Мышление же в юности приобретает личностный эмоциональный характер. Зачастую эмоциональность проявляется в собственных переживаний по поводу возможностей, способностей и личностных качеств. Интеллектуальное развитие выражается в тяге к обобщениям, закономерности и принципам. Возрастает объём памяти, концентрация внимания, усвоение учебного материала, формируется абстрактно – логическое мышление. Так же умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. Происходит значительная перестройка эмоциональной сферы, самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность, неприятие лицемерия, грубости. Юность – является решающим этапом формирования мировоззрения. Мировоззрение – это, конечно, не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их правильности и истинности. Поэтому мировоззрение связано с решением в юности жизненных проблем. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а скорей связаны, с его собственным отношением к ним.



Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, осознание себя уже в качестве частицы социальной общности (социальной группы, нации), выбор жизненного пути, положения в обществе. Что касается мировоззренческой проблемы, то здесь лежит проблема смысла жизни – «для чего живу?», «зачем я?», «кто я?», «как жить?» и т. д. Ищет глобальную и универсальную формулировку «служить людям», «приносить пользу», «вносить какой-то полезный вклад». Его интересует не столько вопрос «как быть?», сколько «Каким быть?», так же включаются сюда и гуманистические ценности, общественная направленность личной жизни (к примеру, борьба с наркоманией), социальная благотворительность, идеал служения. Главным значением в развитии личности в юношестве - является общение со сверстниками. Общение со сверстниками - это специфический канал информации, специфический вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта. Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми. Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное место среди других привязанностей. Повышается требование к дружбе, усложняются ее критерии.



В юношеском возрасте происходит быстрое увеличение роста. Этот период характеризуется процессом завершения формирования всех органов, до уровня взрослого организма. Рост сопровождается увеличением веса тела в возрасте 16-17 лет, на 5-7 кг, так же увеличением массы мышц. Но особенно интенсивное развитие мышц, происходит после 15 лет, достигая к 17 годам 40-44% веса тела. Уже к 17 годам достигает уровня взрослого. Формирование костной системы заканчивается к 18 годам. Полное срастание тазовых костей, происходит в 17 лет, нижние отрезки грудины срастаются к 15-16 годам, кости стопы полностью формируются в 16-18 лет, характерные изгибы позвоночника в 19 лет. К концу юношеского возраста происходит окончательное формирование вегетативной системы. Их поведение становится более уравновешенным, психика более устойчива, чем у подростков. Организм юношей в большей степени к 16-17 годам созрел для выполнения большой тренировочной работы, на достижение высокого спортивного мастерства.

Половое созревание не завершается в подростковом возрасте. Оно происходит как раз в юности: у женщин завершается примерно к 20, у мужчин - к 25 годам. В этот период закрепляются преобразования физиологического плана, начатые в подростковый период.

Возрастные особенности юношеского возраста

(15-18 лет)

Социальная ситуация развития

Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни. В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формирование как личности: он должен быть подготовлен к труду; к семейной жизни; к выполнению гражданских обязанностей (И. С. Кон, 1982).

В центре психологического развития старшего школьника стоит профессиональное самоопределение.

Принципиальное отличие позиции старшего школьника в том, что он обращен в будущее и все настоящее выступает для него в свете основной направленности его личности. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, становится тем эмоциональным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся деятельность, все интересы (Л. И. Божович).

Изменяется отношение к школе - оно становится более прагматичным. Несмотря на сохраняющуюся привязанность к своей школе, старшеклассники готовы даже сменить ее, если в другой школе будут лучшие условия подготовиться к будущей профессиональной деятельности.

Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми.

Период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления.

Ранняя юность - это установление психологической независимости во всех сферах: в моральных суждениях, политических взглядах, поступках.

своих чувств и интимных отношений, поиск смысла и образа жизни, переживание одиночества, выбор профессии - вот круг наиболее значимых в этом возрасте проблем.

Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется повышением уровня самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее в этот период растущему человеку еще свойственна изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно.

Появляется особая чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и наряду с этим чрезмерная критичность в отношении к окружающим: ранимость уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами - с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование - с сухим мудрствованием (А. Е. Личко).

Ведущая деятельность

Ведущая деятельность в юношеском возрасте - познавательная.

В старшем школьном возрасте связь между познавательными и учебными интересами становится постоянной и прочной. Проявляется большая избирательность к учебным предметам и одновременно - интерес к решению самых общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности.

Изменяется отношение и к отметке. Отметка как основной побуждающий мотив учения, имеющий решающее значение вплоть до подросткового возраста, теперь утрачивает свою побудительную силу - старший школьник перестает учиться “за отметку”, ему важны сами по себе знания, в значительной степени обеспечивающие будущее.

Возникает потребность разобраться в себе и окружающем, найти смысл происходящего и собственного существования. Поэтому учащиеся этого возраста редко слушают учителя равнодушно. Они либо вообще перестают слушать, если не интересно, либо слушают эмоционально, напряженно.

Таким образом, в старших классах мышление учащихся приобретает личностный эмоциональный характер. Не случайно в этом возрасте повышается интерес к художественной и философской литературе.

Личностный характер мышления старшего школьника связан с тем, что в этот период формируется обобщение представление о самом себе, понимание и переживание своего “Я”, своей индивидуальности, своей личности.

В 16 лет уже определяется свой собственный (далекий от идеала, но реально действующий) стиль учебной работы. Поэтому учителю не следует строго регламентировать процесс учения, напротив - целесообразно предоставит большую самостоятельность. Формирование учебных умений и навыков должно быть ориентировано на личность ученика.

Учебная деятельность старшеклассников определяете сложным комплексом мотивов:

    мотивы широкого общественного плана (завоевать себе место в жизни, получить одобрение окружающих, подготовиться к будущей профессии);

    мотивы, идущие от самой учебной деятельности (интерес к знаниям, удовольствие от сделанной работы интеллектуального труда);

    мотивы, прямо не связанные с учением, но имеющие к нему некоторое отношение (награда, наказание, конкурирующие потребности и желания);

    мотивы отрицательного порядка (утомление, скука, трудность материала, отсутствие комфорта в отношениях с учителем или учениками).

В старших классах отношения между учителями и учениками положительны и продуктивны тогда, когда они строятся на основе уважения друг к другу. Во взаимоотношениях с учителем ценится адекватность и соблюдение ролевых позиций: панибратство, так же, как и авторитарность, неприемлемо, старшеклассники ищут в учителе старшего друга и наставника.

Широта интеллектуальных интересов часто сочетается с разбросанностью, отсутствием системы и метода. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний.

Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление только нового интеллектуального качества и соответствующей потребности в познании. Ребята готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают.

Центральные новообразования

Центральными психологическими новообразованиями юношеского возраста являются профессиональное самоопределение и мировоззрение.

Выбор профессии - это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненного пути в целом, поиск определенного места в обществе, окончательное включение себя в жизнь социального целого (Л. С. Выготский). В старших классах существует тесная взаимосвязь профессиональных намерений школьников и их межличностных взаимоотношений: переформировываются подгруппы среди учащихся класса по принципу одинаковой или сходней будущей профессии (Психология развивающейся личности /Под редакцией А. В. Петровского, М., 1987).

Под влиянием потребности самоопределения и на основе возникших в подростковом возрасте психологических особенностей девушка и юноша начинают осмысливать в общих нравственных категориях и свой опыт, и опыт окружающих, вырабатывать свои собственные взгляды мораль. Они становятся более свободными от императивности как внешних воздействий, так и собственных не посредственных внутренних побуждений, и действуют соответствии с сознательно поставленными целями и сознательно принятыми решениями. Из человека, подчиненного обстоятельствам, они постепенно превращаются в руководителя этих обстоятельств, человека, который часто сам создает среду и активно ее преобразует.

Ранняя юность - это период формирования жизненных планов. Из мечты и идеала, как заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистичный, ориентированный на действительность план деятельности.

Психологические особенности возраста

Центральный психологический процесс в юношеском самосознании - формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства (Э. Эриксон).

Взаимоотношения со сверстниками

В ранней юности человеку присуща потребность в общении:

    интенсивное физическое и умственное развитие приводит к расширению интереса к миру и деятельности;

    возрастает необходимость в новом опыте, познании и в защищенности: комфортное общение с людьми, потребность в принятии и признании.

Общение в жизни старших школьников занимает не только огромное место, но и представляет для них самостоятельную ценность. Время на общение увеличивается - 3-4 часа в будни, 7-9 часов в выходные и праздничные дни. Расширяется география и социальное пространство: среди ближайших друзей старшеклассников учащиеся из других школ, студенты, военнослужащие, работающие люди.

Появляется феномен, получивший в психологии название “ожидание общения”, выражающийся в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам. При этом существует высокая избирательность в дружеских привязанностях и максимальная требовательность в диаде.

Общение со сверстниками имеет чрезвычайно важное значение для развития личности в этом возрасте еще и по следующим причинам:

Во-первых, общение со сверстниками - это специфический канал информации, по которому приходит соответствующее знание, не поставляемое родителями. В частности - по вопросам пола, отсутствие которой может задержать психосексуальное развитие и придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений, где совместная деятельность (игра, коммуникация, труд) вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия. Здесь учатся отстаивать свои права, осознавать обязанности, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где отношения принципиально строятся “на равных” и статус надо заслужить, человеку не удается выработать определенных “взрослых” качеств.

В-третьих, это специфический вид эмоциональна контакта, который дает ощущение благополучия и устойчивости, солидарности и взаимопомощи и потому облегчает процесс формирования личностной суверенности социально-психологической адаптации к миру взросл! (И. С. Кон).

Общение со сверстниками удовлетворяет не только потребность в аффилиации (потребности в принадлежности общности, включенности в группу), но и потребность обособлении. Формируется феномен неприкосновенности своего личного пространства, выражаемого в стремлении “уединиться, помечтать, побродить по городу, а потом вернуться к ребятам”. В целом, общение юношей девушек доброжелательно и избирательно, многим из н свойственна высокая конформность в силу того, что неокрепшее “Я” нуждается в сильном “Мы”.

Наряду с развитием приятельских отношений со сверстниками в этом возрасте особую ценность приобретаем понятие дружбы. Одной из главных функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности. Более того, дружба выступает как своеобразная форма психотерапии, эмоциональная поддержка, в результате которой укрепляются жизненные позиции. Типичным проявлением дружеской психотерапии являются телефонные разговоры. Каждый родитель может подтвердить, если будет внимателен, как меняется настроение дочери от разговора “ни о чем”. Этот пустой разговор психологически важнее любой содержательной беседы в данном возрасте.

Взаимоотношения со взрослыми

Сложно складываются отношения со взрослыми. Старшеклассники считают важным для себя общение со взрослыми, с родителями.

Среди тем, которые желательны в общении с ними:

    выбор будущей профессии;

    взаимоотношения с окружающими;

    учебные дела;

    вопросы морали;

    о себе и своем прошлом, настоящем и будущем (различные аспекты самоопределения).

Однако есть одна поправка - общение со взрослым ценится только в том случае, если оно имеет Доверительную форму. Реальность такова: общение со сверстниками имеет доверительный характер в 88 % случаев, с родителями - в 29 %, преимущественно с матерями.

Отсутствие доверительных отношений со взрослым, в том числе с учителем, в этом возрасте - одна из главных причин тревожности, которую испытывают старшие школьники. Для них невыносимо вмешательство в личные дела извне, тем более - принуждение, однако за тактичную помощь они будут благодарны.

Известно три типа ситуаций, являющихся источниками тревожности в данном возрасте:

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2) ситуации, актуализирующие представления о себе;

3) ситуации общения.

Исследования показывают, что существует зависимость личностной тревожности от возраста: к 10-11-му классу уровень тревожности возрастает. Кроме того, выявлена прямая зависимость между стилем родительского воспитания и уровнем тревожности. Так, наиболее стрессогенными стилями родительского воспитания являются:

    отсутствие позитивного интереса со стороны матери;

    директивность матери при навязывании ребенку чувства вины;

    враждебность отца;

    непоследовательность в воспитании.

Таким образом, при ярко выраженном стремлении к независимости сохраняется глубинная связь с родителями и потребность в психологической поддержке с их стороны.

Является работа с родителями по следующим направлениям:

1) формирование у родителей отношения к ребенку как к личности, имеющей сильные стороны и все необходимые возможности для достойной жизни;

2) повышение в глазах родителей ценности общения со своими детьми, осуществление заинтересована взаимодействия;

3) формирование системы навыков, обеспечивающих партнерское взаимодействие с детьми.

Столь же актуальна и работа со школьниками по проблемам их взаимоотношений с родителями и формированию навыков конструктивного общения.

Наиболее сложными для данного возраста являются:

    ситуации, в которых нужно самому оказать поддержку, а также принять поддержку и сочувствие от других людей;

    ситуации, связанные с умением реагировать на задевающее, провоцирующее поведение и умением отвечать на несправедливую критику.

Отношение к себе

Главное психологическое приобретение ранней юности - обнаружение ценности своего внутреннего мира. Внешний мир начинает восприниматься через себя.

Развивается способность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Юноши и девушки стремятся глубже разобраться в своем характере, своих чувствах” действиях, поступках. Они часто задаются вопросами: “Как узнать свой характер?”, “Как освободиться от дурных привычек?”, “Может ли человек со слабым здоровьем иметь сильный характер?”, “Какой я человек?” и т. п. Актуальной становится проблема самовоспитания. Требования к себе значительно возрастают и становятся более устойчивыми.

В юности каждому приходится неизбежно приспосабливаться и к физиологическим переменам. Гормональная перестройка, сопровождающая половое созревание, приводит к усилению сексуальных переживаний. Для большинства юношей характерен резкий рост сексуального возбуждения. У девушек в этом плане индивидуальные различия довольно значительны. Одни из них испытывают сексуальные ощущения, сходные по интенсивности с теми, что испытывают юноши. У других эти ощущении, носят более диффузный характер и тесно связаны с удовлетворением других потребностей, например в самодвижении, поддержке, привязанности, любви. Наблюдается существенный рост сексуальных форм поведения и интереса к сексуальным вопросам.

Любовь

В юности любовь - сильное, но не очень продолжительное эмоциональное переживание, хотя иногда оно переходит в серьезную, постоянную привязанность.

Психологи обнаружили следующие закономерности в отношении девушек к любви:

1. Девушки с высокой самооценкой не стремятся сделать первую любовь последней, их взаимоотношения с мужчиной менее продолжительны и не столь серьезны. Обратная картина - у их сверстниц с пониженной самооценкой.

2. Девушки, для которых взаимоотношения между родителями являются образцом их будущего супружества, гораздо реже влюбляются в школьные годы и реже стремятся к супружеству до 21 года. Девушки, которые не хотят подражать своим родителям, значительно чаще влюбляются в это время.

3. Старшеклассницы, живущие в полной семье, обычно более реалистично относятся к любви, чем те, чьи родители разведены или одного из них нет в живых

Юношеская депрессия

Специалисты по юношеской психиатрии считают, возраст 14-18 лет представляет собой критический период для возникновения психопатий, Кроме того, в этом возрасте особенно остро проявляются, акцентируются некоторые черты характера. Например, усиление такого свойства, как гипертимность - повышенная активность и возбудимость, которое делает юношу неразборчивым в выборе знакомств, побуждает ввязываться в рискованные предприятия.

Отмечается появление депрессивного состояния, которое продуцируется часто возникающим чувством печали, безнадежности, самоуничижения. Юношеская депрессия скрывается за показной скукой, агрессивностью, беспокойным поведением, ипохондрией, капризами или недозволенным поведением вплоть до противоправных поступков. Депрессия в этом возрасте бывает двух видов.

Первый - это безразличие и чувство пустоты. При этом самочувствие таково, что возникает ощущение, что детство уже кончилось, а взрослым человек себя еще не чувствует. Этот вакуум и порождает повышенную возбудимость. Такое состояние напоминает чувство скорби по утраченному человеку, близкому настолько, что его воспринимают как часть самого себя. Данный вид депрессии наименее продолжителен и имеет благоприятный исход.

Второй вид депрессии возникает вследствие полосы жизненных поражений. Старшеклассник изо всех сил старается решить поставленные задачи и возникшие проблемы, добиться значимых целей, но безуспешно. Возможно, окружающие не могут или не хотят понять, чего он хочет и в какой поддержке он нуждается. Тогда приходит осознание, что его или ее потенциальные возможности ограничены, а вместе с ним - мысль о самоубийстве. Примерно 20% людей в этом возрасте думают о самоубийстве.

К концу юношеского возраста на первый план выступают “кризис оторванности”, чувство изоляции от мира, одиночества, с которыми юноши и девушки не всегда способны справиться самостоятельно.

Особенности развития юношеского возраста

В возрастной психологии юность обычно определяется как стадия развития, начинающаяся с полового созревания и заканчивающаяся наступлением взрослости. Однако уже это определение, где 1 граница физиологическая, а другая - социальная, демонстрирует сложность и многомерность явления.

Юношеский возраст от 13,14 до 18 лет. Это период завершения физического созревания, на долю которого выпадает задача многочисленных «доделок», устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания в подростковом возрасте. К концу этой стадии основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены. Юноши догоняют девушек.

Социальное положение неоднородно. Это завершающийся этап первичной социализации. Социальный статус юношества неоднороден. Большинство еще учится. Некоторые начинают трудовую деятельность. Те, кто работает, имеют особый юридический статус и ряд льгот.

Юность - промежуточное положение между ребенком и взрослым. С одной стороны в 14 лет получает паспорт, в 18 лет - избирательное право, возможность вступать в брак, уголовная ответственность. С другой стороны - материальная зависимость от родителей, требование послушания. В одних случаях взрослые признают взрослость юноши, в других - нет.

Промежуточность общественного положения и статуса юности определяет особенности психики. Многих волнуют проблемы, унаследованные из подросткового возраста. Юношам как и подросткам свойственно повышенное внимание к внешности. Они склонны находить у себя физические отклонения даже, если показатели соответствуют норме. Эта повышенная чувствительность может вызвать конфликтные реакции и даже психические нарушения невротического характера.

В то же время юность - это период самоопределения. Стоит задача профессионального, социального и личностного самоопределения. Выработка мировоззрения, жизненной позиции, определенных психо - сексуальных ориентаций, дифференциация умственных способностей и интересов, развитие интегративных механизмов самосознания. Главная социальная задача - выбор профессии. Поэтому ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Благодаря ей, у юноши формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы, вырабатывать нравственные идеалы, самосознание. Установлено, что при переходе от подросткового к юношескому возрасту происходит изменение в отношении будущего: если подросток смотри на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего.

Юность - важный этап развития умственных способностей (чаще задают вопрос «почему», высказывают сомнения… Мыслительная деятельность более активна и самостоятельна. Мыслят логически, способность к индукции и дедукции. Важнейшее приобретение - умение мыслить гипотезами.

Продолжается развитие общих и специальных способностей. Ранняя юность - сензитивный период для развития комплекса разнообразных способностей. Умственное развитие старшеклассника заключается в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. Под ним понимается своеобразная система психических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с внешними условиями деятельности. В познавательных процессах он выступает как стиль мышления, который зависит от типа ЦНС.

Юношеский возраст характеризуется большей (по сравнению с подростковым) дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний. Настроения более устойчивы и осознанны (саморегуляция).

Для ранней юности характерны тенденции:

сочетание критического отношения к себе в прошлом и устремленность в будущее;

снижение остроты межличностных конфликтов (меньше негативизма);

повышение контактности и общительности;

больше сдержанности в поведении:

стабилизация внутреннего мира (снижение уровня тревожности);

нормализация самооценки.

Основной сферой жизнедеятельности старшеклассников продолжает оставаться школа. Положение его в школе неоднозначно. С одной стороны - положение старшего, с другой, зависимость от учителей. Его отношение к школе характеризуется постепенным «вырастанием» из нее. Круг интересов и общения все больше расширяется, делая школу всего лишь частью жизненного мира старшеклассника. Школьная жизнь рассматривается как временная, имеющая ограниченную ценность. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной. Поэтому снимается острота проблемы мотивации учения. Обучение в старших классах осуществляется в соответствии с тем или иным профилем: естественно-научным, физико-математическим, гуманитарным и т.п. Учебная деятельность становится избирательной.

Более сложными становятся отношения с учителями. На первый план выходят человеческие качества учителя (способность к пониманию, эмоциональному отклику, сердечность). На втором месте стоит профессиональная компетентность учителя, уровень его знаний и качество преподавания. На третьем - умение справедливо распоряжаться властью. В старших классах отношения учителя с учениками могут строиться только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу

Важнейший психический процесс в ранней юности - становление нового уровня развития самосознания и устойчивого образа «я». Это проявляется в открытии своего внутреннего мира - ценнейшее приобретение. Центральный психологический процесс в самосознании - это формирование личной идентичности. Юноши осознают себя в качестве неповторимой, уникальной личности. И эту личность юноша хочет утвердить среди окружающих. Он хочет, чтобы его заметили. Отсюда - тенденция к манифестации себя в разных формах. Это сочетается с интересом к себе, со стремлением к самопознанию. Однако вместе с осознанием своей уникальности приходит чувство одиночества. «я» еще не определенно, часто переживается как ощущение внутренней пустоты, которую нужно заполнить - отсюда потребность в общении сочетается с избирательностью, потребностью в уединении. В юности ценится одиночество - потребность в социальной, пространственной автономии. Чем самостоятельнее юноша, тем сильнее потребность побыть одному.

Образы собственного «я» сложны и неоднозначны. Это и реальное «я» (каким с вижу себя). И динамическое «я» (каким должен стать), и фантастическое «Я» (каким хотел бы быть). Иногда юноша пытается познать себя путем самонаблюдения. Особую роль начинает играть юношеская рефлексия - с одной стороны, осознание собственного «я» (кто я, какой, каковы мои способности), а с другой стороны - осознание своего положения в мире (жизненный идеал, друзья, враги, кем хочу стать…). Т.е., 2 основных вопроса: кем быть и каким быть. Сама потребность в самоанализе - признак развитой личности. Однако при этом существует опасность ухода в себя. Следствием чрезмерно развитой потребности в самоанализе выступает юношеский эгоцентризм. юношеский профессиональный самосознание

В становлении образа «я» можно выделить определенные этапы. На начальном этапе юноши очень чувствительны к особенностям своей внешности (насколько она соответствует стереотипному образцу, который нередко бывает нереалистичен). Нечистая кожа, избыточный вес, маленький или напротив слишком большой рост… Когда человек привыкает к своей внешности - стабилизируется связанный с ней уровень притязаний. На первый план выступают внутренние личностные свойства, от которых зависят успешность деятельности и общения. От этого зависят образ «я» и самоуважение. На следующем этапе усиливается озабоченность будущим «я». Но уже не умозрительно, а в связи с проблемами социального самоопределения.

Самосознание в ранней юности переходит на новый уровень морали - конвенциональный (по Колбергу) - переход моральных норм во внутренний план, следование им не по принуждению, а по убеждению. Переход на релятивистскую позицию (честность не выступает в наивно-реалистичной форме). Более глубокий взгляд на моральные проблемы.

Взаимоотношения со взрослыми - одна из важнейших проблем юношеского возраста. Самым важным фактором остается семья. Переходный возраст - период эмансипации ребенка от родителей. Потребность видеть в них друзей, товарищей, но реальные взаимоотношения с родителями часто обременены конфликтами (снижается степень идентификации с родителями, появляются другие авторитеты, рост самостоятельности, ограничение функций родительской власти).

Говоря об эмансипации выросших детей, психологи выделяют поведенческую автономию (право самостоятельно решать свои вопросы), эмоциональную (право на собственные привязанности) и моральную (право на собственные взгляды).

Раньше всего дети добиваются поведенческой автономии. Эмоциональная автономия сопровождается большими трудностями. Ранняя юность порождаем массу эмоциональных проблем, часто вызывая психологическое отчуждение от родителей.

В сфере моральных установок юноши ревностно отстаивают свое право на автономию. Однако следует говорить не об уменьшении влияния родителей, а о качественных сдвигах, обусловленных дифференцированным отношением старшеклассников. Разница между поколениями - в поверхностных вопросах (мода, вкусы, развлечения). Но в более серьезных вопросах (выбор профессии, взаимоотношения с окружающими, нравственные вопросы) - авторитет родителей обычно выше (с друзьями хорошо, но в трудную минуту - к родителям). Отношения с родителями неравномерны. Юноши невнимательны с родителями вследствие своего эгоцентризма. Поглощенные собой, они видят в родителях отдельные, подчас не самые привлекательные качества. Порой они стесняются родителей. Нередко считают себя выше, потому, что знают то, чего не знают родители. С другой стороны, в юности сильна тенденция на отождествление себя со взрослыми. Вопросы самоопределения не могут решаться только со сверстниками, социальный опыт которых также ограничен. Но общение со взрослыми возможно лишь при условии его диалогичности и доверительности

Ранняя юность - не только возраст самоанализа, но и самый коллективный возраст. Младшему подростку достаточно участвовать в коллективной жизни, старшекласснику важно иметь определенный престиж и авторитет. Низкий статус в коллективе - корелирует с высоким уровнем тревожности.

Расширение диапазона общения и жизнедеятельности старшего школьника приводит к увеличению числа референтных групп и групп членства:

школьные группы;

внешкольные организованные группы (клубы, кружки, центры);

3) неформальные стихийные группы.

Сама множественность этих групп на может не создавать определенных ролевых конфликтов (принадлежность к какой важнее для личности). Положение осложняется тем, что требования разных групп могут противоречить друг другу.

Особенно важно учитывать влияние неформальных групп. Отсутствие постоянной опеки взрослых делает принадлежность к таким группам особенно заманчивой. Нередко положение юноши в неформальной группе находится в обратном отношении к его статусу в классе. Это опасно, т.к. ценности в основе неформальных групп бывают асоциальными. Не последнюю роль играет юношеская конформность. Хотя юноша стремится обрести независимость от взрослых, внутренне он легко поддается внушению. Чувство принадлежности к группе для него важнее, чем те ценности, на которых она строится. Довод «все так поступают» оправдывает любой поступок (все - члены группы). Потребность в общении проявляется в разных мотивах: самоутверждение, признание своей ценности. Другому важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Кто-то удовлетворяет свою потребность властвовать. Большей частью эти мотивы не осознаются и переплетаются.

Наряду с возрастающей значимостью социальной жизни усиливается потребность в индивидуальной дружбе. Развитие самосознания вызывает неодолимую потребность «излить душу» - друг - alter ego. Это первая самостоятельно выбранная привязанность, предваряющая любовь.

Чаще предпочитают дружить со сверстниками. Если выбирают друзей только младше себя - компенсирует трудности общения со сверстниками (застенчивость или завышенные притязания).

Юношеский возраст - пора первой любви. У девушек - раньше. Формирует качества верности, привязанности, ответственности за судьбу близкого человека. Последовательность: 1) половое созревание; 2) желание иметь близкого друга; 3) потребность в эмоциональной привязанности.

Ранняя юность - решающий возраст для формирования мировоззрения. Основы закладываются гораздо раньше, начиная с усвоения определенных нравственных привычек, превращающихся затем в нормы и принципы. Но только на относительно высокой стадии развития личности появляется потребность свести их в систему. Центральное место занимает решение группы проблем, связанных с вопросом о смысле жизни.

Общие мировоззренческие поиски конкретизируются в жизненных планах. Это широкое понятие, охватывающее всю сферу личностного самоопределения - моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, род занятий… У подростков жизненные планы расплывчаты и не вычленяются из мечты (пассивен). Жизненные планы юношей становятся жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения.

Литература

Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 1988.

Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987.

Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.

Раттер М. Помощь трудным детям. М, 1987.

Формирование личности старшеклассника /Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1989.

Э.Г. Эриксон Детство и общество. /Пер. с англ. СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996.