Психологическая культура личности человека. Основные подходы к понятию психологическая культура

Кострица О.Л., педагог-психолог

ГБДОУ детский сад № 88 "ИСТОК" Красносельского района

Санкт-Петербурга

Основные подходы к понятию психологическая культура

Культура, являясь многомерным понятием, может рассматриваться в широком и узком смысле. «В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов». Это определенная, исторически обусловленная форма общественного бытия. Культура выступает как «необъемлемый атрибут, свойство человеческого существования».

В.А.Аверин в своей докторской диссертации отмечает, что влияние культуры на человека проявляет себя в разных измерениях. «В рамках первого из них культурное развитие человека означает культивирование в нем человечности, т.е. максимально полное его развитие … Вместе с тем, культурное развитие – это развитие творческих сил человека, поскольку любые продукты культуры – это результат творчества… Наконец , культурное развитие человека всегда предполагает поиск им смысла бытия, овладение ценностями, идеями, нормами и присвоение их, т.е. суть формирование этического (нравственного) мировоззрения».

В более узком смысле культура трактуется как некоторый уровень развития сущностных сил человека. В этом плане культура выступает как мера соответствия образа жизни отдельного человека ценностям и нормам общественной жизни – идеальному образу общественной культуры. Можно говорить о культуре как стиле жизни или качестве жизнедеятельности. Тогда на вопрос, что означает понятие «культурный человек» в российском менталитете, правомерна дефиниция: «это человек, отвечающий нормам социокультурного развития данного общества во всех формах своей жизнедеятельности, социального взаимодействия. Так понимаемая культура (или общая культура) выступает как универсальный духовный регулятор не только поведения, но всей жизнедеятельности человека.

Как отмечает И.А.Зимняя, «общая культура определяется сформированностью, устойчивостью основных планов отношения к миру, к себе и характером их выраженности в поведении… Она предполагает внутреннюю культуру (такт, достоинство, уважение другого, ответственность, саморегулируемость)». Мы полагаем, что эта «внутренняя культура» есть не что иное, как «психологическая культура», т.е. определенное качество внутренней психической жизни человека как субъекта, личности и индивидуальности. Таким образом, «психологическая культура является ядром общей культуры человека, выступая ее внутренним планом или контуром: «…культура отношения, культура интеллектуальной деятельности и культура саморегуляции – образуют внутренний, интеллектульно-аффективно-волевой, ценностно-смысловой план общей культуры человека. Культура предметной деятельности, культура поведения и культура общения представляют собой внешний контур, в реализации которого выявляются особенности внутреннего». «Психологическую культуру, в смысле внутренней культуры следует отличать от другого понятия психологической культуры (в широком смысле) – как определенной совокупности явлений творчества и достижений в функционировании психологического сообщества ученых и психологов-практиков. В связи с этим, рассматриваемое понятие в его первоначальном смысле, следует разрабатывать, а также использовать как общепсихологическую категорию.

Основу для научной разработки понятия психологической культуры, как внутренней культуры человека, прежде всего, можно найти в произведениях таких классиков зарубежной и отечественной психологии как В.Вундт, З.Фрейд, К.Юнг, А.Маслоу, М.Коул, К.Д.Ушинский, Н.Я.Басов, Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, а также в отдельных работах некоторых психологов нашего времени.

Другую историческую линию идей, которые могут быть положены в основу концепции психологической культуры, в работах отечественных мыслителей можно начать с середины 19 века. Эти идеи мы, прежде всего, находим в сочинениях выдающегося русского педагога и психолога К.Д.Ушинского. В своей монографии «О внимании» (1860) он писал о значении психологии для педагогов: «Одна психология может ввести воспитателя в мир души человеческой, столь же обширный и разнообразный, как вся вселенная… Психологии предстоит блестящая роль в мире науки и такой ряд новых открытий, который выдвинет ее на первый план и даст воспитанию могущественнейшее средство к коренным, безвозвратным переменам в нравственной природе человека». Обсуждая вопрос об основной цели образования в своей статье «Педагогические сочинения Н.Н.Пирогова» (1862), он отмечает, что основная идея образования глубоко философская и психологическая. «Чтобы высказать эту идею, нужно высказать прежде, что такое человек… что такое самый предмет, который мы хотим воспитывать, и чего мы хотим достичь воспитанием, каков наш идеал человека». Ушинский подчеркнул, что основная заслуга Пирогова состояла в выдвижении идеи «общечеловеческого образования». Он, по словам Ушинского, высказался принципиально о необходимости «развития прежде всего и более всего гуманности в человеке, человека в человеке». Эта идея в последующем стала стержневой в учении К.Д.Ушинского. Эта идея является основной и для понятия психологической культуры.

К.Д.Ушинский также обосновал необходимость личностного подхода в педагогической деятельности: «никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения… не может заменить личности в деле воспитания,… только личность может действовать на развитие и определение личности». Отсюда проистекает важность требования к высокой личностной культуре педагогов.

Основной труд К.Д.Ушинского «Педагогическая антропология» является не только фундаментальным научным исследованием, но может считаться первым учебником по психологической культуре для педагогов, где изложена целостная система психологических знаний о развивающемся человеке, а также рекомендации по их использованию в педагогической деятельности. К.Д.Ушинский обращает внимание, что многообразие «натур воспитанников», а также «бесконечное разнообразие обстоятельств» делают фактически бессмысленными «какие-нибудь общие воспитательные рецепты»… «вот почему мы советуем педагогам изучать сколь возможно тщательно физическую и душевную природу человека вообще, изучать своих воспитанников и окружающие их обстоятельства… Мы не говорим педагогам – поступайте так или иначе, но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить». В этих представлениях и установках выдающегося педагога и психолога, на наш взгляд, отражается один из основных аспектов психологической культуры педагога.

В работах П.Ф.Каптерева, который вслед за К.Д.Ушинским разрабатывал идеи педагогической антропологии, можно найти прямое обращение к задаче воспитания психологической культуры: «Новые свойства, прививаемые личности, могут быть двух родов: культурные и естественные. Первые прививаются легче, вторые – труднее». Далее, отмечая что культурные свойства весьма различны он называет целый ряд важнейших, среди которых следующие свойства имеют непосредственное отношение к содержанию психологической культуры: «твердо установленный порядок в работе и отдыхе», «способность работать много и находить в работе удовольствие», «уменье самому ухаживать за собой», «умение держать себя всегда с достоинством в обществе», «навык к внимательному обдумыванию дела», «способность к сдержке», «развитое самоуправление», «самоанализ», и.т.д.

Очень близко подошел к понятию психологическая культура в своих последних работах С.Л.Рубинштейн. Обращение к теме человечного в человеке очень ярко представлено в его работе «Человек и мир»: «…Первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений к другим людям, составляет ядро подлинно жизненной психологии. Здесь вместе с тем область «стыка» психологии с этикой». Именно на стыке психологии с этикой возникает и проявляется феномен психологической культуры человека и, прежде всего, с этой позиции его следует изучать.

Здесь также будет уместным привести высказывания А.Г.Асмолова, который анализирует мысли и идеи, высказанные другим крупнейшим советским психологом А.Н.Леонтьевым: «А.Н.Леонтьев в своих записках о будущем нашей науки с поражающей наглядностью венчает этику и психологию. …Говоря о связи этики и психологии, аксиологии и психологии, А.Н.Леонтьев фокусирует внимание на вершинных проблемах психологии – проблемах развития личности и образования, которое должно порождать личность, а не быть фабрикой общества сделанных голов. Именно с психологией личности, повенчанной с этикой и исторической психологией, А.Н.Леонтьев связывает превращение психологии в ведущую науку о человеке».

Обращаясь к теме воспитания подрастающего поколения, С.Л.Рубинштейн пишет: «Отвечая на вопрос, кого воспитывать, мы говорим о воспитании настоящего человека, с полноценным отношением ко всему существующему. Речь идет, прежде всего, о правильном отношении к миру, как о том, что формирует человека большого плана: утверждение бытия другого человека, контакт с природой, правильная временная перспектива по отношению к прошлому, настоящему и будущему, к жизни и смерти, к конечности и бесконечности – все это предпосылки полноценной нравственной жизни». К.Л.Абульханова-Славская в своих комментариях отмечает, что под «полноценным человеком с «правильным отношением» ко всему в мире С.Л.Рубинштейн имеет в виду «человечность в человеке». Здесь крупнейший психолог 20 века формулирует идеал человека культуры. Эти идеи имеют удивительное сходство с идеями, которые высказывал 100 лет до него К.Д.Ушинский и имеют непосредственное отношение к психологической культуре, выражая ее основную суть.

Рассмотрение различных аспектов психологической культуры можно найти в работах и других известных отечественных психологов. Так, М.Я.Басова как педагогического психолога волновал вопрос, почему при подготовке педагога, вся деятельность которого связана с постоянным наблюдением за детьми, не обращается никакого внимания на обучение наблюдательности? Он говорит о культуре наблюдения как профессионально важном качестве педагога, которое те должны в себе развивать: «Культура наблюдений должна стать для всякого работника в области психологии и педагогики очередной задачей». Он призывает к тому, чтобы педагог был настоящим наблюдателем – исследователем ребенка, а не пассивным воспринимателем его. По отношению к ребенку он должен всегда находиться в исследовательской установке истинного наблюдателя, жадно ловящего каждый штрих поведения, тут же его осмысливающего, тут же претворяющего свое наблюдение в педагогическое действие. Как нам кажется, именно психологическую культуру у учителя имел в виду Б.Г.Ананьев, когда в своей работе «Человек как предмет познания» писал: «Опытный педагог достигает высокой эффективности обучения и воспитания благодаря глубокому знанию своих учащихся, особенностей их усвоения, общественного поведения, свойств личности и мотивов деятельности».

В одной из своих работ Л.А.Регуш, продолжая традицию исследования наблюдательности и рассматривая его в прикладном аспекте как профессионально важное качество (а на наш взгляд, кроме того, важную составляющую психологической компетентности), пишет: «Одна из самых полных работ, посвященных наблюдательности, «Воспитание наблюдательности школьников», где заложены основы для практической работы по ее развитию, написана Б.Г.Ананьевым еще в 1940г. Но, к сожалению, разработка путей развития этого свойства сенсорной организации людей до сих пор отстает от таких направлений практической психологии, как тренинг общения, сенситивности, памяти и др. В то же время есть основания утверждать, что это свойство является профессионально важным для большой группы профессий». В целом ряде отечественных и зарубежных исследованиях профессиональной компетентности и профессиональной культуры выделяются свойства личности, которые имеют непосредственное отношение к психологической культуре. Так Дж.Равен (1984) провел анализ видов компетентности, необходимых для эффективного преподавания. В его исследованиях было установлено, что «эффективно работающие преподаватели обладают способностью размышлять о личных качествах своих учеников и заботиться об их развитии, замечать, предвидеть и учитывать реакцию учеников, на деле демонстрировать свои собственные предпочтения и системы ценностей и глубоко личные способы мышления и переживания, приводящих к достижению поставленных целей, а также обладают способностью понимать и успешно воздействовать на внешние по отношению к школе социальные факторы». А.А.Бодалев, размышляя о качествах воспитателя-педагога в контексте психологической культуры, выделяет те необходимые качества, которыми он должен обладать: «Уметь сопереживать ученику, сочувствовать ему, проявлять доброжелательность, чувство сопричастности ко всем его «победам» и «поражениям» – это ведущие качества учителя-воспитателя, важнейшая предпосылка для установления с воспитанниками уважительных взаимоотношений».

С.П.Иванова называет психологическую культуру главным условием реализации новой культуросообразной и гуманистической парадигмы образования. А.Б.Орлов, говоря о гуманизации как ключевом моменте нового педагогического мышления, дает следующее определение гуманизации образования: «Это конструктивное самоизменение людей, очеловечивание и гармонизация личности каждого педагога и каждого учащегося, включенных в образовательный процесс». В свою очередь, гармонизация личности учителя предполагает становление особой, психологической культуры. «Подлинная психологическая культура учителя предполагает культуру его убеждений, переживаний, представлений и влияний, проявляющуюся в отношении и к самому себе и к учащимся. Такая культура является результатом постепенного изживания невротических компонентов собственного внутреннего мира. …Гармонизация личности – это повышение степени ее аутентичности, согласованности со своей личностью».

Сегодня уже существует немало исследований, где рассматриваются различные аспекты, уровни или составляющие психологической культуры, а также делаются попытки как-то определить эти феномены. Так, Е.А. Климов вводит понятие психологической грамотности, как некотором уровне психологической культуры, и выделяет в ней следующие составляющие: «душеведческую направленность мышления; интерес к стороннему человеку; владение элементами психологического познания» - и далее он подчеркивает – «важно, чтобы психологическая направленность ума сочеталась у человека с культивированием в себе высокого уровня терпимости к индивидуальной неповторимости других людей». В.М. Аллахвердов с соавторами, исследуя «психологическую проницательность» как некоторую составляющую психологической культуры замечает, что «отсутствие психологической проницательности – это отсутствие эффективного инструмента в построении своего поведения». Отмечается, что встречающаяся «психологическая некультурность» людей выступает обычно не в виде дурных манер и не эрудированности, но как не владение особым культурным кодом, который обеспечивает адекватную интерпретацию процесса психологического взаимодействия, а также не владение культурными моделями поведения, закрепленными в различных формах общения и способах коммуникации.

Куликов Л.Б., рассматривая понятие психологической культуры в рамках этнической психологии, считает область этого понятия «предметом психокультурологии – междисциплинарной науки, наиболее тесно связанной с культурологией, психологией, этнологией, антропологией, социологией. В психокультурологии могут быть выделены разделы: психологическая культура чувств и эмоций; психологическая культура познания и интеллекта, психологическая культура сознания и самосознания; психологическая культура воли и саморегуляции; психологическая культура самосовершенствования и саморазвития личности».

В книге «Психологическая помощь и консультирование в практической психологии» дается следующее определение психологической культуры: «…это забота о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям…».

По мнению О.И. Моткова психологическая культура – «это комплекс развитых специальных потребностей, способностей и умений человека». Психологическая культура проявляется в самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, различных видов его базовых стремлений и тенденций, отношений личности к себе, к близким и дальним людям, к живой и неживой природе, миру в целом. С ее помощью человек более гармонично учитывает, как внутренние требования психики, тела, так и внешние требования жизни. Следует отметить работы Л.С. Колмогоровой как первую попытку системного исследования психологической культуры в качестве самостоятельного психологического феномена. Она вводит понятие общей психологической культуры, отделяя его от понятия профессиональной психологической культуры, и дает ему следующее определение: «Это составная часть базовой культуры личности как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно самоопределяться и самореализовываться в жизни, способствующая успешной социальной адаптации, саморазвитию и удовлетворенности жизнью». Колмогорова Л.С. вместе со своими сотрудниками разрабатывает методические процедуры для исследования психологической культуры и проводит ряд исследований связанных с изучением особенностей психологической культуры у учащихся разного возраста. Кроме того, на основе своей концепции она разрабатывает курс «Человек знания» для общеобразовательной школы, предназначенного для развития элементов психологической культуры у школьников.

Вместе с тем, психологическую культуру следует рассматривать в русле культурно исторического подхода и в контексте социального взаимодействия людей, как иерархическое системное образование и новообразование психики человека. Кроме того, необходимо исследовать место психологической культуры в психической организации человека, связи ее с другими психическими образованиями, собственную структуру и закономерности становления, роль психологической культуры в различных формах социального взаимодействия людей. Важно также исследовать особенности проявления психологической культуры в педагогическом взаимодействии и образовании человека.


Психологическая культура личности – это характеристика гармоничности построения основных процессов поведения и управления ими. Она выражается, в первую очередь, в достаточно хорошей саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности общения и конструктивном ведении различных дел, в наличии выраженных процессов самоопределения, творчества и саморазвития.

Изучают выраженность и качество шести частных видов культурно-психологических поведенческих проявлений:

1 - самопонимание и самопознание, наличие самоанализа своих личностных и поведенческих особенностей, в результате которого начинают лучше осознаваться свои планы, отношения и психологические особенности, образуется самооценка, реально помогающая жить, ставить осуществимые цели и задачи, направлять конкретные усилия в соответствующее своим склонностям и предпочтениям русло, быть самим собой;

2 - конструктивность общения со сверстниками, ближними и дальними людьми, помогающая продуктивному разрешению личных, деловых и общественных вопросов;

3 - хорошая саморегуляция своих эмоций, действий и мыслей - развитые умения поддерживать положительный эмоциональный тон, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, проявлять гибкость при решении сложных задач и в общении;

4 – наличие творчества – охотное освоение новых дел, придумывание новых способов выполнения привычной деятельности;

5 - самоорганизованность - достаточно реалистичное планирование, доведение начатого дела до конца, выполнение деловых обещаний, умение распределять время на различные дела;

6 - гармонизирующее саморазвитие - наличие самозадач и деятельности по самовоспитанию своих качеств, улучшающих образ жизни, поддержание бодрости с помощью физических упражнений, умение заставить себя соблюдать ежедневную гигиену, сохранять порядок в своей комнате и т.п.

Эти шесть частных показателей составляют общий фактор – Психологическая культура личности

Развитие психологической культуры у детей связано, по-видимому, как с действием факторов наследственности и среды, так и с собственной активностью субъекта, т.е. с постановкой развивающих самозадач и их осуществлением.

О психологической культуре человека можно говорить в контексте различных сфер жизнедеятельности (профессиональной, личной), с учетом ряда особенностей (национальных, возрастных и т.д.). Например, развитие психологической культуры у детей связано, по-видимому, как с действием факторов наследственности и среды, так и с собственной активностью субъекта, т.е. с постановкой развивающих самозадач и их осуществлением, профессиональная психологическая культура определяется спецификой той или иной деятельности (учителя, врача, менеджера и т.д.), особенностями решаемых задач. В этом ракурсе базисная психологическая культура личности определяется наличием характеристик, параметров, определяющих готовность эффективно решать широкий круг повседневных задач независимо от особенностей узких, специальных видов деятельности, выполнять широкий спектр социальных ролей безотносительно к конкретной профессиональной деятельности. Именно в таком понимании она является предметом нашего изучения.

Психологическая культура включает в себя как образованность (обученность и воспитанность) в области психологии, так и основные параметры развития личности. Причем, психологическая культура личности не может рассматриваться вне контекста той культуры, в которой человек вырос, живет. Она содержит в себе черты как общечеловеческой, так и национальной, социально-стратовой культуры, "вычерпывая" ее достояние в пространстве и времени.

Понятие "психологическая культура" системное и многокомпонентное. Оно может быть раскрыто с точки зрения следующих основных аспектов:

Гносеологического;

Процессуально-деятельностного;

Субъективно-личностного.

Психологическая культура как составная часть системной культуры общества многослойна. В нее входят:

1)Обыденное психологическое знание и психологические практики, присутствующие в рамках религиозной жизни, общественно-политической, экономической, образовательной деятельностей.

2)Психологическая профессиональная деятельность и практическое знание, имеющее научное обоснование и вместе с тем долю искусства (психотехники, различные школы психологического консультирования и психотерапии и т.д.).

3)Психологическая наука и образование (в основном высшее), образующие сферу психологии.

Взаимосвязь образования и культуры подчеркивается многими отечественными и зарубежными авторами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко, И.А. Зимняя, К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Образ культуры проецируется в современные типы образовательного процесса, и ее воспроизводство осуществляется в образовании. В этой связи актуальным и своевременным становится определение понятия «психологическая культура человека» и рассмотрение его содержания как важнейшей составляющей общей культуры человека.

Итоги научного и практического развития психологии в XX в. еще не обобщены, не осмыслены и тем более не интегрированы в собственную субкультуру. Разные методологические подходы к феномену человека, в частности и к феномену жизни, живого вообще, конфронтация двух основных парадигм, естественно-научной и гуманитарной, построение психологической науки, обретение психологией собственной практики, расширение ее влияния на многие области человеческой деятельности вызывают тревогу по поводу возможной утраты «культурного кода науки» (В.П. Зинченко). «Культурный код науки» транслировался в прошлом самими живыми его носителями, создателями оригинальных научных школ и направлений. Таким образом, представление о содержании психологической культуры можно получить путем эмпирического анализа того уникального и типического, что отличало самих создателей «культурного кода». Были выделены 14 некоторые основные компоненты психологической культуры:

1)гуманизм, увлеченность, бескорыстность, страстная преданность науке;

2)исключительная тщательность и внимание к фактам;

3)понимание относительности научных доказательств и выводов;

4)высокий уровень личностной рефлексии, способность к иронии и самоиронии;

5)широкие культурные интересы, развитый эстетический вкус;

6)широкая гуманитарная культура;

7)речевая выразительность, наполненность эмоциональной жизни;

8)миро и жизнеутверждение, оптимизм, альтруизм.

В меньшей степени носителям подлинной психологической культуры были свойственны гибкость и социальная адаптированность по отношению к основным мировоззренческим категориям.

Между тем вне профессионального сообщества психологическая культура до сих пор складывается стихийно. Ее отличает аморфность, нерасчлененность и неосознанность. Задача формирования психологической культуры подрастающего поколения не может быть решена без развития индивидуальной психологической культуры взрослых, родителей, воспитателей, учителей и самих психологов.

Психологическая культура является важной составляющей персональной культуры человека. Ее отличают следующие особенности:

1)широкое общекультурное образование;

2)потребность быть культурным человеком;

3)желание иметь психологическую культуру;

4)потребность быть носителем психологической культуры;

5)чувствительность к психологическому опыту, опыту собственной жизни;

6)осознанность мыслей, чувств, поведения;

7)способность к проблематизации событий собственной жизни;

8)конструктивное, творческое осуществление собственной жизни.

Психологическую культуру нельзя передать как застывшую архаичную форму. Культура «живет» не внутри формы, а на ее границах, проявления ее спонтанны, они отражают индивидуальность ее носителя. Культура психологического знания и опыта может снять проявления бескультурья, но при условии осуществления ее в ходе «живого опыта», путем развития «культурного состояния», направленного на осуществление определенного усилия по изменению себя.

Обращенность современного общества к культуре, человеку, его духовному миру становится доминантой общественного развития. В образовании, как явлении цивилизации, происходит также ориентация на индивида, на развитие личности, что превращает культуру в важнейший фактор духовного обновления как общества в целом, так и отдельной личности. Слово «культура» произошло от латинского cultura (agri) и первоначально означало возделывание земли. Культура часто означает улучшение и облагораживание и человеческих обычаев и способов поведения, воспитание человека. Это словоупотребление перенесено из земледелия, но относится не к растениям, а к людям. Под культурой следует понимать все то, что создано целенаправленным размышлением и специфичными для людей способами (методами) деятельности. Эти средства позволяют создать как материальные, так и нематериальные, духовные ценности. В этом смысле к культуре принадлежит каждое, даже простейшее, созданное человеком орудие, примитивнейший инвентарь, любая мысль, идея, зародившаяся в уме человека. С помощью культуры люди удовлетворяют свои потребности (материальные и духовные) и строят отношения между собой.

Культура как система искусственных средств отличает человека от животных. Понятие «культура» многозначно. Его невозможно определить двумя-тремя фразами. И самое первое определение термину (по мнению американских антропологов) дал английский этнограф Эдуард Тэйлор (1832--1917). «Культура - комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества». Вплотную этим вопросом занимались Альфред Кребер и Клайд Клакхон, которые написали книгу «Culture: A critical Review of concepts and Definitions» в 1952 году. (На русском языке она вышла в 1992 году под названием «Культура: Критический анализ концепций и дефиниций»). Ученые в своей работе собрали 164 определения культуры и свыше сотни ее описаний. Они систематизировали определения по «упору» или «акценту» (на преемственность, на генезис и так далее). Вот некоторые из определений: «Культура - это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей» (антрополог Р.Бенедикт).

«Культура - это нормы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов» (социолог К.Янг). «В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или смодифицированно сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга» (социолог П.Сорокин).

«Культура - прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта» (У. Беккет).

Мэтры отечественной философии, психологии, педагогики, культурологии (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.С. Лихачёв, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, К.Д. Ушинский и др.) придавали решающее значение культуре как условию развития человека. Они утверждали, что человек становится частью человечества, постигая культуру и творя её. При этом они подчеркивали психологический контекст данного постижения, так как духовная культура объединяет явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной и эмоционально-психической деятельностью человека (язык, знания, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, творчество, эмоции, отношения, способы и формы общения людей).

Психология вносит в общую культуру понимание уникальности, сложности и ценности человека как такового и его жизни. Одна из специфических особенностей психологической культуры состоит в том, что данностью признаётся индивидуально неповторимое в человеке. Без исходного представления о масштабности и ранимости внутреннего мира человека нельзя полноценно объяснить никакое психическое проявление и реальное поведение людей.

Вопросы развития психологического здоровья и психологической культуры все чаще поднимаются в современной педагогической и психологической литературе. В научной среде сформировалось и активно используется понятие психологического здоровья. Основу психологического здоровья составляет нормальное развитие субъективной реальности в процессе жизни, где под нормой понимается не то среднее, что есть, а то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека, а под субъективной реальностью понимается «душа», «внутренний мир», «индивидуальный дух», «человеческое в человеке». Но вслед за понятием психологического здоровья, по аналогии с медициной, возникает понятие психологической гигиены, а также и более общее понятие психологической культуры. Под психологической культурой следует понимать не просто знание причин возникающих психологических проблем и последствий тех или иных действий. Психологическая культура - это в первую очередь способность и готовность решать проблемы взаимодействия с социальным окружением и с самим собой так, чтобы не тормозить процесс личностного развития.

Учёные выделяют такое присущее человеку психологическое свойство как интеллигентность. Свойство интеллигентности, по словам Ю.М.Лотмана, является определённым культурным достижением человечества и принадлежит человечеству в целом. Можно предположить, что интеллигентность - это высшая форма проявления сущности психологической культуры человека. Личностными качествами интеллигентного человека являются человеческое отношение к миру и людям, привязанность к своему народу, к своей Родине, к своей культуре и уважение культуры других народов; развитое чувство справедливости, чести, совести, чувство независимости, в частности, социально независимая позиция и способность отстаивать эту позицию. В представлении А.Ф.Лосева, психологическое свойство интеллигентности проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в желании не обидеть человека, в умении уважительно спорить, в умении незаметно помочь другому. Д.С. Лихачёв высказывал даже мысль о том, что учебное заведение теряет право на существование, если не воспитывает в своих учениках интеллигентность. Воспитание психологической культуры личности невозможно без определённого уровня психологической грамотности. Важным содержательным аспектом психологической грамотности, справедливо замечает Е.А. Климов, является собственно научная, пусть элементарная, но истинная - осведомлённость о фактах и закономерностях, характеризующих субъективный мир человека.

Тему психологической культуры нельзя рассматривать отдельно от психологической грамотности. Психологическая грамотность как совокупность элементарных психологических знаний и умений представляет собой азы психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных и других особенностей. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т. д.), умениями, символами, традициями, правилами и нормами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т. д. Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации, и т. д. Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности способами психологического познания. Причем речь идет не только о знаниях, но и их применении, исполнении норм, правил на уровне ролевого поведения, социальных функций, традиций. Под грамотностью мы понимаем вслед за Е. А. Климовым, Б. С. Гершунским, Б. С. Ерасовым необходимую минимальную ступень и образованности, и компетентности, и культуры в целом.

Общая психологическая грамотность -- это ступень в освоении культуры, доступная каждому нормально развивающемуся человеку.

Но одних знаний для развития психологической культуры недостаточно. Культура личности всегда проявляется во взаимоотношениях людей. Можно сказать, что основу психологической культуры личности составляют психологические знания, оплодотворённые общечеловеческими, гуманистическими ценностями. Реализация таких знаний в обществе осуществляется с позиций и в контексте уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству человеческого достоинства как своего, так и другого человека. Нравственные принципы, благородство чувств, которые выражаются в способности человека к тонким переживаниям, глубокому сопереживанию, в способности поступать великодушно являются сутью психологической (внутренней) культуры личности. Януш Корчак, великолепно зная и понимая психологию ребёнка, писал: «Я часто думал о том, что значит «быть добрым»? Мне кажется, что добрый человек - это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует».

Психологическая культура сама собой не рождается, её развитие предполагает внимание к внутреннему миру ребёнка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, к сверстникам, к окружающему миру, к происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой. Таким образом, в науке 20 века некоторые ученые обратили внимание на существование особого детского мира, обладающего собственной культурной системой представлений о мире и о людях, социальных норм и правил, наследуемых от поколения в поколение детей традиционных форм фольклорных текстов. По Виноградову Г. С. термин «детский фольклор» обнимает собою всю совокупность разных видов словесных произведений, известных детям и не входящих в репертуар взрослых.

Детская субкультура (от лат. sub под и cultura возделывание, воспитание, развитие) в широком значении все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место, и вместе с тем она обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой собственный язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых.

Возникновение детской субкультуры как целостного историко-культурного феномена обусловлено половозрастной стратификацией общества, уходящей своими корнями в глубокую древность, когда не прошедшие инициацию (особый обряд посвящения во взрослость) члены общины объединялись для осуществления совместных форм жизнедеятельности, тождественной взрослым. С развитием человеческого общества эти формы все более автономизировались, делая переход от прямого подражания трудовым, бытовым и ритуальным действиям взрослых к игре как особой непродуктивной форме активности, благодаря которой осуществляется управление собственным поведением ребенка, его ориентация в смыслах человеческой деятельности и отношений.

Это тот мир, который детское сообщество создавало «для себя» на протяжении всего социогенеза, его составляют:

· детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки);

· детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование грибного/ягодного места);

· детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки);

Творческая, пристрастная переработка совокупного опыта предшествующих поколений в игре является условием автономизации мира детства и возникновения широкого круга феноменов детской субкультуры, таких, как различные жанры детского фольклора к ним.

По определению М.В. Осориной, «детский фольклор - одна из форм коллективного творчества детей, реализуемого и закрепляемого в системе устойчивых устных текстов, передающихся непосредственно из поколения в поколение детей и имеющих важное значение в регулировании их игровой к коммуникативной деятельности» . Фольклорная традиция, вобравшая в себя социальный и интеллектуальный опыт многих детских поколений, предоставляет ребенку-дошкольнику или младшему школьнику готовые способы решения жизненных проблем в детском сообществе, а в подростковом возрасте приобретение психологической независимости от взрослых и отстаивание своей позиции.

Анализ аспектов детской культурной традиции показывает, что она имеет разнообразные функции и удовлетворяет основные социально-психологические потребности детей, осваивающих правила межличностного общения. С точки зрения психолога, многие традиционные формы детского поведения являются своеобразным психологическим тренингом навыков общения ребенка. Постепенно усложняющиеся задачи самопознания и саморегуляции, осознания правил и норм взаимоотношений между людьми и сотрудничества с другими он усваивает, активно проживая их в играх и шалостях, в ситуациях испытания храбрости и дразнении. И всегда ребенок может найти опору и выход из положения, обратившись к детской традиции и фольклору, которые в буквальном смысле слова обслуживают все важнейшие сферы жизни ребенка: отношение к самому себе, общение со сверстниками и миром взрослых, с природой и таинственным миром сверхъестественного.

Зачем нужна психологическая культура личности человека?
Она необходима для гармоничного развития человека, правильного понимания себя, других людей и окружающей действительности, что способствует сохранению психического здоровья, добрых отношений и взаимопонимания.

Приветствую Вас, уважаемые посетители кабинета Олега Матвеева, где Вы можете бесплатно задать вопрос психоаналитику .
Желаю всем психического здоровья!

Психологическая культура личности

Познание самого себя , других людей и мира в целом, во всем многообразии и неповторимости — это основа психологической культуры личности.

Психологическая культура помогает:

  • большему осознанию своих возможностей; интеллекта , работоспособности, общительности , склонностей , социальной направленности личности, характера и темперамента и др.;
  • лучше понять и осознать свои истинные желания и потребности, а также способности и возможности для реализации жизненных планов;
  • правильно организовать свою учебу и работу, досуг и быт;
  • оптимально регулировать личные и деловые взаимоотношения с другими людьми (детско-родительские , отношения со сверстниками и партнерами , с друзьями и любимыми)

Психологическая культура человека…

Она является природным дополнением к физической культуре. И, как последняя помогает развить и сохранить физическое здоровье, психологическая культура человека — сохраняет психическое.
А так как психическое и физическое в человеке нераздельны — вывод очевиден.

Естественно, всем необязательно быть профессиональными психологами, чтобы следить за своим психологическим состоянием; чтобы понимать себя и других людей; чтобы планомерно развиваться и строить благополучную и счастливую жизнь; чтобы быть счастливым самому и приносить счастье другим, и, чтобы преобразовывать окружающий мир под себя. Для этого достаточно стать психологически культурным человеком.

Формирование психологической культуры людей

Формирование психологической культуры должно начинаться с детства. Лучшим вариантом стало бы ее включение в воспитательный процесс в семье и школе.
А то получается, что наша система образования заботится о физической культуре человека, а про психологическую -вовсе не думает.

Однако, в современном мире не стоит надеяться на кого-то, а лучше брать ответственность за свое развитие и за своих детей на себя. И самостоятельно поднимать свой культурно-психологический уровень, что, как следствие, дает человеку больше возможностей жизненного выбора, и главное, личную свободу и счастье.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Психологическая культура личности - комплексное понятие, которое включает знания человека об основных факторах и законах развития внутреннего мира человека, способах и приемах психической саморегуляции.

Уровень психологической культуры человека социально обусловлен и зависит от системы ценностей, общественного мнения и доступности информации широким слоям населения.

Психологическая культура находится на высоком уровне только в том обществе, в котором одной из важных социальных ценностей является человек, его личность. В обществе, где доминирует деспотизм, диктаторство, тоталитарный режим, психологическая культура не развивается. Низкий уровень психологической культуры объясняется недостаточным вниманием государственной власти к человеку, его личности. При этом невозможно повысить уровень психологической культуры человека в отдельности и общества в целом, не изучив как объект ее саму.

1. Историческое формирование психологической культуры личности

психологическая культура личность

1.1 Архетипическое восприятие как основа формирования психологической культуры

Остановимся подробнее на историческом аспекте психологической культуры личности. Значительным явлением культурной истории человечества на этапе первобытного общества было мифотворчество.

Мифология - это совокупность преданий, сказаний о богах, духах, героях, обожествленных или связанных с богами своим происхождением. В то же время, - это система фантастических представлений о мире и человеке. В первобытном обществе мифология служила основой понимания мира. Мифотворчество являлось следствием того, что человек не выделял себя из окружающей природной и социальной среды.

Построение мифов несет в себе черты первобытного мышления: диффузность, образность, большая эмоциональная насыщенность, акцент на действии в противовес ориентировке, рефлексии. Для мифологического мышления объяснение устройства вещи тождественно рассказу о том, как она делалась. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства. Все эти элементы, развиваясь, становятся самостоятельными сферами общественного сознания, сохраняющими многочисленные связи с мифологией. Мифология не остается исключительно памятником первобытного мировоззрения и архаических форм повествования. Особенности мифологического сознания могут сохраняться наряду с формами научного знания, соседствовать с научной логикой.

Согласно мифологическим представлениям, в мифическое время - время жизни первопредков, которое предшествовало историческому времени, была определена природа человека, его души и тела. Особым актом сотворения человека во многих мифах является наделение душой животного или вещи. В мифическое время были определены также образцы и санкции социального поведения. Порядок в природе и обществе поддерживается магическими духовными силами. Активизировать эти силы можно ритуалами, инсценирующими события мифического времени (особенно во время календарных праздников, инициаций (инициация - распространенный обряд посвящения юношей и девушек (обычный возраст - 12-15 лет, иногда и более) в полноправные члены рода, переход в группу взрослых.) и т.п.). Считалось, что магические силы оказывают свое влияние не только через ритуалы, но и через сны.

В мифах душа часто связывается с воздухом, дыханием, ветром, бурей. По библейской мифологии, Бог вдунул в Адама дыхание жизни, и стал человек живою душою. Множественность проявлений жизнедеятельности определила представление о множественности душ человека: душа живущего и душа мертвеца (египетская традиция), светлая и темная части души (китайская традиция).

Распространено представление о существовании внешней души, которая покидает тело во время сна в виде животного, птицы или насекомого (нанайцы, чеченцы, бирманцы). По одним представлениям, после смерти душа находит прибежище в загробном мире, по другим, - возвращается в тотемический центр племени (к священному животному, растению, реже неодушевленному предмету, - прародителю племени), к мировому древу и т.п., т.е., возвращается к источнику жизни, после чего вновь воплощается в новорожденного.

Считалось, что душой человека управляли духи - мифологические существа, причисляемые к низшим уровням мифологической иерархии, в отличие от богов, входящих в пантеон.

Духи делились на добрых и злых, на собственных духов (воплощавших душу человека), духов рода, духов семьи и духов предков. В ряде мифологий различались также духи-помощники, соотносившиеся с разными частями тела (дух лба, глазной дух и пр.). Во многих первобытных племенах было распространено представление, что человек обладает помимо собственной еще и "лесной" душой, воплощенной в диком животном или дереве (друиды), с которым он имеет некоторую психическую идентичность. Если "лесная" душа воплощена в животное, то такое животное становится человеку как бы братом. Отсюда представление, что человек, чей брат крокодил, находится в безопасности, когда плавает по реке, кишащей крокодилами. Если же душа - дерево, то оно имеет по отношению к человеку нечто вроде родительской власти. В обоих случаях ущерб, нанесенный "лесной" душе, истолковывается как повреждение самому человеку.

Давая возможность подойти к осмыслению действительности путем обнаружения и узнавания типического в многообразии явлений, миф позволял человеку переживать очень важное для него чувство единения, целостности, устойчивости мира. Некоторые мифы аналогичны иллюзиям восприятия, но это не умаляет их значения в картине мира отдельного человека. В когнитивном аспекте миф выступает средством усвоения социального опыта, его конденсации, структурирования и сохранения.

Возникновение и жизнь мифа обычно были связаны с определенными архетипами - неосознаваемыми базовыми схемами представлений и тенденциями к образованию общих для людей представлений, независимо от их этнической принадлежности, языка, культурных традиций, уровня психического развития, уровня образования и т.д.

По мнению К.Юнга, некоторые мыслительные формы, универсально понимаемые жесты, многие установки следуют образцам, сформировавшимся задолго до того, как человек обрел рефлексивное мышление, и продолжают существовать независимо от рефлексивного мышления.

Это продукты биологического, доисторического развития разума архаического человека, психика которого была еще близка к животной. Основой примитивного сознания являются образы: дерева, яйца, змеи и др. В них символически отражены вечные общечеловеческие идеи (голода, болезни, старости, смерти, войны, богочеловека, богатыря, побеждающего зло в виде драконов, змей, демонов и освобождающего свой народ от смерти и разрушения), вошедшие во множество мифов, религиозных и философских учений и оказавшие воздействие на целые народы и исторические эпохи.

Повествование или ритуальное повторение священных текстов и церемоний, почитание образа героического деяния с помощью танцев, музыки, гимнов, молитв и жертвоприношений возбуждают и охватывают людей возвышенными эмоциями через идентификацию с героем.

Роль архетипов заключается в том, что, будучи структурными элементами человеческой психики, общими схемами поведения они хранят опыт филогенетического развития человечества, обеспечивают человеку понимание мира, самого себя, других людей, единство человеческой культуры, преемственность различных эпох.

Архетипическое восприятие - это одна из реализаций обобщенности и осмысленности на верхних уровнях социальной перцепции. Оно является базисом и ориентиром в понимании групповой и индивидуальной форм поведения и деятельности, в понимании мотивов, установок, отношений, причин решений и поступков.

Архетип, связанный с мифом, и содержание мифа, которое соотносится с действительностью и помогает ее понимать, более постоянны в своем историческом и географическом существовании. Оформление же мифа, т.е., те сюжеты, сказания, легенды, в которых он передается, более изменчиво и имеет большую культурно-историческую обусловленность, зависимость от этнических факторов.

Одним из основных механизмов передачи психокультуры были и остаются ритуалы. Форма ритуального действа важна не меньше его содержания. Ритуалы эффективны для изменения эмоциональных состояний, для формирования и поддержания чувства общности на уровне этноса в целом, больших и малых групп, семьи, они способствуют сплочению, позволяют отдельному индивиду ощутить свою групповую идентичность.

Самоидентификация личности, переживание собственной уникальности предполагают уединение, периодическое одиночеств. Но для личности не менее важна и противоположная потребность - быть с другими и вести себя, как другие.

Ритуальные действа - праздники, карнавалы, шествия, танцы, совместная трапеза, удовлетворяют эту потребность, дают широкий спектр интенсивных и приглушенных эмоций, оказывают благотворное психологическое воздействие через эмоциональную разгрузку.

Рождение ребенка, совершеннолетие, вступление в брак, смерть являются значимыми для человека событиями, сопровождающимися насыщенными, интенсивными переживаниями. Для их когнитивного и эмоционального принятия требуется время и внутренняя работа. Ритуал, с одной стороны, помогает такой внутренней работе, предлагая исходные точки для осмысления важного события, с другой стороны, уравновешивает интенсивную внутреннюю работу адекватным объемом внешней поведенческой активности. В любое переживание вовлечены и душа, и тело, их активность должна быть согласована, что имеет важное психогигиеническое значение.

В истории человечества многие существенные черты психологического воздействия формировались в русле психотерапевтического влияния. Длительное время врачевание было не самостоятельным видом деятельности, а одним из аспектов практической деятельности конкретных людей, владеющих только теми приемами лечения, которые были ближе всего их деятельности, направленной на достижение иных, неврачебных целей.

Даже для профессионального врачевания не считалось необходимым владеть всеми основными приемами лечения, распространенными в данное время. Широко использовались магические действия, связанные с толкованием явлений неживой и живой природы, растительного и животного мира, закономерностей смены одних явлений другими и т.д. Уже в догиппократовский период важное место в лечении помимо разнообразных магических ритуалов, действий, символов начинают занимать приемы психологического воздействия специальной психотерапевтической направленности.

Так, например, лечение в асклепийонах (специальные храмы для врачевания в Древней Греции) на первой фазе предполагало шоковое воздействие на пациента, которого помещали в подвал и осуществляли различные действия, усиливавшие стресс. Такой способ является аналогом современной стрессовой терапии. Для излечения применялись различные магические акты, в которых здоровье человека приравнивалось целостности творимого космоса (сотворенного мира). Они были обращены к богам, духам-целителям связанным с космическими стихиями и порядком. Например, в заговорах против водянки упоминается божество водной стихии. Распространенный мотив заговоров - перечисление основных элементов и стихий мироздания и соотнесение их с частями тела человека. Психологическое воздействие в начальном периоде развития человечества имело ряд черт, общих для разных народов. Желаемое психическое качество формировалось через имитацию внешности того существа, у которого оно ярко выражено. Значительную роль в этом играли животные. Человек как бы заимствовал качества у животных, а животных наделял человеческими качествами. Считалось, что шкура хищника примерно так же полезна, как и сам хищник, находящийся на стороне человека. Надев шкуру льва или медведя, станешь таким же могучим и грозным как они. Защитить может не только живая змея, но и змеевик-оберег (амулет с изображением змеи). Преобладал критерий полезности, необходимости какой-либо вещи или действия. Принадлежность же ее элементов к различным мировоззренческим взглядам не имела значения.

Так в змеевике-обереге сочетались языческие и христианские символы. Противодействие осуществлялось по принципу однородности: страшное гнать страшным, злое - злым, змею - змеей. Затем однородность стала пониматься более обобщенно: змея может отогнать не только змею, но и беды, болезни. Направленность на устрашение, отпугивание в преодолении физических, душевных расстройств (тревога, болезнь), для предупреждения нежелательных событий, преодоления влияний враждебных сил сохранялась на протяжении многих столетий.

1 .2 Формирование психологической культуры личности под влиянием психологической культуры этноса и психологических субкультур

Психологическая культура личности формируется в условиях значительного влияния психологической культуры как этноса в целом, так и различных входящих в ее состав психологических субкультур.

Существуют различия между психологическими субкультурами городских и сельских жителей, высших и низших слоев общества, выделяются субкультуры интеллигенции, духовенства и т.д. В любой общности людей особую субкультуру составляют люди, осуществляющие психологическое воздействие как основной вид своей деятельности. Это целенаправленное воздействие с сознательным использованием методов и достаточно ясным представлением результатов. В прежние века представители таких субкультур, как правило, не обладали какими-либо специальными знаниями. В настоящее время положение иное, но весьма различающееся в разных социумах.

Так, например, в нашей стране те, чья профессия предполагает работу с людьми и требует психологической компетентности, получают знания по психологии, которые, однако, фактически невозможно применять в профессиональной деятельности из-за их:

1) очень небольшого объема;

2) слабой систематизированности;

3) недостаточной практической направленности - за усвоением знаний редко следует формирование практических умений.

Нормативные каноны психологической культуры личности нельзя изучать без соотнесения с конкретной социальной группой, которая отличается, прежде всего, образом жизни, ценностными ориентациями, правилами и стереотипами поведения.

Эти характеристики социальной группы обусловливают нормы регулирования и развития психики. Социокультурные традиции общества, характерный образ (стиль) жизни, уровень развития социума, психологическая культура личности - все это явления, тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Их изолированное развитие или направленная модификация без учета взаимосвязей невозможны.

Поэтому "пересаживание" психологической культуры из одной общности в другую, во всяком случае, без соответствующей модификации и адаптации, обречено на неуспех. К примеру распространенное в настоящее время в ряде социальных групп европейских стран освоение буддийской культуры саморегуляции вряд ли будет успешным и глубоким без одновременного целостного принятия присущих буддизму принципов саморазвития и самосовершенствования личности, поскольку эти принципы вступают в конфликт с формирующим компонентом психологической культуры европейских этносов, что на уровне отдельной личности приводит к напряжению, как внутреннему, так и в межличностных отношениях.

1 . 3 Проблемы формирования пс ихологической культуры личности . Психологическая культура и психическое здоровье человека

Рассмотрим связь психологической культуры с психическим здоровьем. В каждой психологической культуре общности людей видное место занимают формы и методы укрепления психического здоровья. Социокультурные факторы влияют на определение вида расстройства и оценку его глубины. Различные психологические и психиатрические симптомы получают разную степень одобрения социумом.

Социокультурные факторы могут оказать и искажающие влияние на постановку диагноза. На объяснение причин и особенностей возникновения психических нарушений влияют национальные, религиозные традиции и установки, мифология, фольклор, распространенные эпические произведения. Существуют этнические психозы, в основе которых - механизм самовнушения, связанный с бытующим в данном этносе мифом. Так, у китайцев юго-восточной Азии (чаще у мужчин) встречается синдром Коро: резкое нарастание страха, ведущее к панике, в связи с ощущением, что половые органы как бы втягиваются в брюшную полость, полное же втягивание ведет к смерти. Такие субъективные ощущения - следствие определенных убеждений, рожденных культурой: если в организме нарушено равновесие между Ян и Инь - Инь больше Ян, то это отрицательно влияет на мужские особенности тела.

Отношение к психическим болезням связано с традициями психиатрии, влиянием на психиатрию всех других наук о человеке. Например, в китайской психиатрии до недавнего времени были распространены трактовки психических болезней как имеющих органическую или физиологическую природу. Это обусловлено влиянием традиционных представлений о психофизиологической природе человека как основывающейся на взаимодействии потоков энергии внутри организма. Состояние потоков энергии и особенности их взаимодействия с энергией внешнего мира определяют психическое здоровье или нездоровье. При этом социально-психологические причины заболеваний, например депрессии, недооценивались. Менее глубокие психические расстройства (неврозы, ситуативные и острые реактивные состояния) также культурально обусловлены. Так, обследование жителей пяти азиатских стран (Индонезия, Китай, Таиланд, Тайвань, Япония) выявило значимые различия в характере проявления отдельных симптомов (тревожность, раздражительность, депрессивность, страхи, головные боли, боли в груди и др.) для одних и тех же психических расстройств.

Отсутствие соответствующей психологической культуры может быть причиной того, что люди не осознают связи между испытываемым стрессом и ощущаемым соматическим расстройством. Представители западной культуры сильнее, чем восточной, склонны драматизировать свои личные и семейные проблемы, что в некоторой степени создает более благоприятную почву для психосоматических расстройств.

На любую психотерапевтическую и психологическую помощь, потребность в которой может испытывать человек, оказывает большое и многообразное влияние культурная среда. Определенные направления психологической помощи можно рассматривать как процесс преодоления рассогласования между индивидом и требованиями культуры, в которую индивид погружен.

В культуре каждого этноса есть определенные действа, выполняющие психопрофилактические функции. Многие праздничные ритуалы имеют психопрофилактическое и психогигиеническое значение. Средства массовой информации модифицируют психологическую культуру, как личности, так и этноса, например, дополняя ее научными представлениями. Актуальное состояние психологической культуры характеризуется не только соотношением научных и обыденных представлений о психике, но и многими специальными факторами, состоянием общества в целом. Предпочитаемый тип психотерапевтического и психогигиенического воздействия находится в тесной связи с уровнем социальной организации общности.

Так, психологическая культура Беларуси недавнего времени могла характеризоваться, в частности, распространившимся в последнее время эстрадным целительством: теле- и радиосеансы психотерапии, встречами массовой аудитории с экстрасенсами, магами, колдунами и прочими лицами, использующими суггестивные методы. Широкое распространение различных магических действий и манипуляций, экзотических воздействий и процедур было вызвано не только социально-политической напряженностью в обществе (без сомнения усиливающей стрессовые изменения психики у многих людей), но и низкой культурой использования услуг квалифицированных специалистов. В известной мере, спрос на такого рода услуги тормозится и ограниченным предложением. Удельный вес специалистов в области психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии в РБ очень невысок, по сравнению с высокоразвитыми странами.

Развитую систему взглядов на психологическую культуру сохранения здоровья содержат астрологические учения, предписывающие нормы, ценности и конкретные правила, которых должен придерживаться человек в поведении, деятельности, самосовершенствовании. В них далеко не все достаточно убедительно, есть значительные различия в подходах, противоречия между отдельными школами, но, тем не менее, среди прочих астрологическое направление выделяется наибольшей целостностью и стройностью взглядов, что неудивительно, если учитывать возраст этих учений.

Преобразование психологической культуры в широком временном масштабе характеризуется увеличением количества психогигиенических и психокоррекционных воздействий, осуществляемых индивидуально, отходом от коллективных форм вхождения в состояния релаксации, в измененные состояния сознания и состояния, приводящие к оздоровительным изменениям в психике. Технология психологического воздействия становится все более независимой от религиозных.

Заключение

Итак, в настоящее время психологическая культурология находится в начале своего развития, обретает собственный понятийный аппарат. Источниками для изучения психологической культуры личности являются документальные, биографические и автобиографические произведения, этнографические описания и свидетельства, статистические данные, прежде всего в области медицины и педагогики.

В заключение приведем основные выводы:

1. Психологическая культура каждого человека является неотъемлемой частью его духовной культуры. Она определяется обыденными представлениями о психике, формируется под влиянием культурно-исторических традиций и комплекса социально-экономических факторов.

2. Истоки психологической культуры личности - в мифологических представлениях о природе человека и его души, в связанных с этими представлениями архетипах.

3. В психологической культуре могут быть выделены три основных компонента: презентативный, регулятивный, формирующий.

4. Психологическая культура личности является одним из формирующих личность человека факторов и входит важной частью в картину мира человека, в его самосознание.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Психологическая культура, её влияние на личностный рост человека. Формирование психологической культуры будущих специалистов, правила поведения. Тренинги как инструмент повышения психологической, корпоративной и организационной культуры организации.

    реферат , добавлен 24.06.2014

    Юридическая психология и место в ней психологической культуры юриста. Личность как социально-психологический облик человека. Виды и структура личности. Общая характеристика структурных элементов склада психики личности - интеллекта, чувств, воли.

    реферат , добавлен 28.05.2010

    Определение, структура и содержание психологической саморегуляции человека, особенности ее протекания в экстремальных условиях. Детерминанты эффективной саморегуляции человека, ее методы и основные принципы. Проведение тренинга саморегуляции личности.

    курсовая работа , добавлен 15.09.2011

    Теоретический анализ проблемы влияния культуры в социальной микросреде на формирование психологической культуры детей. Изучение сущности детской субкультуры. Психологическая культура родителей, как фактор формирования психологической культуры детей.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2010

    Общее представление о личности. Психологическая структура личности. Формирование и развитие личности. Основные факторы развития личности. Формирование личности - очень сложный процесс. Социальное направление образования и общественного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2003

    Психологическая защита личности как предмет научной рефлексии. Психологическая защита и адаптивное поведение. Методы исследования потенциала психологической защиты, развивающего личность. Психологическая поддержка личностного развития студентов.

    дипломная работа , добавлен 07.05.2011

    Анализ психолого-педагогических проблем социальной ситуации подростка как фактора психологической безопасности личности. Эмпирическое исследование психологической безопасности. Психические процессы, формирующиеся благодаря активной деятельности человека.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2014

    Понятие "гуманитарная культура". Место гуманитарной культуры в процессе социализации личности. Знание человека о своей сущности - ядро гуманитарной культуры, ее индивидуализирующая функция. Нормы поведения, ценностные ориентации человека и общества.

    реферат , добавлен 25.02.2014

    Характеристика воздействия общества и семьи (макро-, микросреды) на формирование одаренной личности. Особенности и условия появления политического лидерства. Изучение психологической грамотности, как фактора формирования психологической культуры личности.

    реферат , добавлен 22.03.2010

    Определение понятия "личность". Анализ общей психологической структуры личности и ее основных свойств. Выделение особенностей характера, темперамента, способностей, воли и волевых качеств современного человека. Индивидуальность как проявление единичного.