Раскрыть скобки поставить знаки препинания. Этот интересный знак препинания – скобки

Упражнение 33

Прочитайте бессоюзные сложные предложения и найдите в них грамматические основы. Решите, в каких бессоюзных сложных предложениях между частями нужно поставить запятую, а в каких- точку с запятой. Устно обоснуйте свой выбор.

Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1. Ядре(н,нн)ый воздух напое(н,нн)ый зап_хом хвойных деревьев охватывал со всех сторон дышалось легко и свободно коляска на стари(н,нн)ых круглых ре(с,сс)орах тихо тихо укачивала. (С.-Щедрин).

2. Один п_логий холм см_нялся другим п_ля бе_конечно т_нулись за п_лями кусты словно вст_вали вдруг из земли перед самым м_им носом. (И. Тургенев). 3. Была грус_ная августовская ноч_ грус_ная потому что уже пахло осенью покрытая б_гровым облаком восх_дила луна и еле(еле) осв_щала дорогу и по сторонам ее темные оз_мые поля. (А. Чехов) 4. По реке мчались нумерова(н,нн)ые «метеоры» на подводных крыльях от каждого острым углом отд_лялась головная волна дох_дившая с плеском до берегов к_чавшая какую (нибудь) пл_скодонку с рыболовом его удочкой и его отр_жением. (И. Грекова). 5. Ноч_ т_жело и сыро п_хнула мне в разг_ряче(н,нн)ое лицо к_залось г_товилась гр_за ч_рные тучи р_сли и п_лзли по небу в_димо м_няя свои дымные оч_ртания. (И. Тургенев).

Упражнение 34

Продолжите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные: а) с запятой; б) с точкой с запятой.

Небо на востоке начало темнеть…

На вечерних улицах зажглись огни…

Молния блистала почти непрерывно…

Река в половодье сильно разлилась…

За селом прогремел гром…

Вся природа дышит свежестью…

Воздух чист и прозрачен…

Постановка двоеточия

Упражнение 35

Прочитайте предложения. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых вторая часть:

а) указывает на причину того, о чем говорится в первой части;

б) раскрывает, поясняет содержание первой;

в) дополняет смысл первой части.

1. Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо его и бог знает куда. (М. Лермонтов). 2. Сам я учился в той гимназии, но никакими привилегиями не пользовался, наоборот: с меня, директорского сына, учителя взыскивали строже, чем с других. (И. Грекова). 3. Дома было чудесно: цвели мальвы, душистый горошек карабкался по плетню, пчелы гудели, и все это плавало в сладчайшем густом запахе лип. (И. Грекова). 4. Не одеваясь, Серго выскочил на улицу, пробежался по круглому каменному двору и остановился в подворотне: он не знал, куда теперь идти. (Л. Улицкая). 5. Я понял: долго не был дома, и здесь отвыкли от меня. (В. Корнилов). 6. Обломов прислушивался и ждал: вот кто-то взялся за кольцо у калитки, и в то же мгновение раздался отчаянный лай и началось скакание на цепи собак. (И. Гончаров). 7. Я не мог заснуть: передо мною во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами. (М. Лермонтов). 8. Заглянув в посылку, я обалдел: сверху прикрытые аккуратно большим белым листом бумаги лежали макароны. (В. Распутин). 9. Мы знаем: время растяжимо, оно зависит от того, какого рода, содержимым вы наполняете его. (С. Маршак).

Упражнение 36

Запишите предложения, расставляя знаки препинания, подчеркивая грамматические основы, в следующей последовательности:

а) второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом предложении;

б) второе предложение раскрывает, поясняет содержание первого;

в) второе предложение дополняет смысл первого предложения.

1. Прерывистый звон слабо прошел сквозь замерзшие два пальца и скоро затих холодно было и надзирателю неохота было долго рукой махать. (А. Солженицын). 2. Я глянул на отвесную стену яра она вся была в круглых норках – гнездах. (В. Сапожников). 3. Не одной только полудикой прелестью разлитой по всему ее тонкому телу привлекла она меня ее душа мне нравилась. (И. Тургенев). 4. Голова у меня ходила кругом слишком много впечатлений в нее нахлынуло разом. (И. Тургенев).

5. Во вторник в класс пришла старшая пионервожатая и сказала чтобы они не беспокоились им назначили очень хорошую классную вожатую из шестого «А» Лизу Цыпкину но она болеет и придет к ним сразу как только выздоровеет… Девочки переглянулись и без слов поняли друг друга никакая вожатая Цыпкина им не нужна. (Л. Улицкая). 6. Не воспитал в себе старанья, так получай от жизни кукиш чему не научился Ваня тому Ивана не научишь. (В. Геллер).

Упражнение 37

Продолжите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные предложения с двоеточием. Определите смысловые отношения между частями.

1. Растения освежают воздух:…

2. Лес влияет на температуру воздуха:…

3. Я посмотрел на небо:…

4. Об одном прошу тебя:…

Постановка тире

Упражнение 38

Прочитайте предложения. Какие смысловые отношения выражаются знаком тире в этих бессоюзных сложных предложениях? Какими союзами это можно проверить?

1. Я был готов любить весь мир – меня никто не понял. (М. Лермонтов). 2. Обстановка её поразила – в первый раз она видела старинные вещи, альбомы, красное дерево. (И. Грекова). 3. Тронула клавиши, запела. Он уже и пошевелиться не мог – весь слушал, всем своим старым телом, утопавшим в кресле. (И. Грекова). 4. Выстрел раздался – дым наполнил комнату. (М. Лермонтов). 5. Слой облаков был очень тонок – сквозь него просвечивало солнце. (К. Паустовский). 6. Лучше вспашешь – больше хлеба возьмёшь. (пословица).

Упражнение 39

Спишите, сгруппируйте пословицы по смысловым отношениям их частей. Вставьте пропущенные буквы.

1. Лето пр_пасает – зима по_даёт. 2. Тьма свету не люб_т – злат доброго не терп_т. 3. Напролом идут – в_лос не ж_леют. 4. Источник ут_ляет жажду – доброе слово ож_вляет сердце. 5. На глаз повер_ш_ – криво отмер_ш_. 6. Не кричи о с_бе – пусть другие о тебе тихо скажут. 7. Наука даром не даёт_ся – наука трудом берёт_ся. 8. Вз_шло красно солн_шко – пр_щай, светел месяц. 9. Извериш_ся в алтыне – не поверят в рубле. 10. С воза упало – не сыщеш_. 11. Ручка бел_нька – душа ч_рненька. 12. С глупым водит_ся – сам п_глупееш_. 13. Помаш_ш_ палкой не умея – своя же постр_дает шея.

Упражнения на все виды знаков

в бессоюзном сложном предложении

Упражнение 40

Прочитайте предложения. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения переделайте в бессоюзные. Запишите, ставя нужные знаки препинания.

1. Пословицы и поговорки всегда кратки, и ум и чувства вложено в них на целые книги. (М. Горький). 2. Есть народное поверье, что зарницы «зарят хлеб», то есть освещают его по ночам. Оттого хлеб наливается быстрее. (К. Паустовский). 3. Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать. (А. Вампилов). 4. Не только вы собрали книги, но и книги собрали вас. (В. Шкловский).

Упражнение 41

Запишите предложения, расставьте знаки, обоснуйте свой выбор. Подчеркните грамматические основы предложений.

I. 1. А просьба моя состоит в следующем берегите наш язык.

(И. Тургенев). 2. Этап уже сошёл с моста будка часового была недалеко как внезапно давно неслыханный звук проник в сознание звонил соборный колокол последний из неупразднённого ещё храма. (Митрополит Тихон). 3. Надо просто что-то хорошее делать что-то делать тогда улыбнутся и заплачут от счастья матери наши матери. (О. Шестинский). 4. Милая добрая старая нежная с думами грустными ты не дружись. Слушай под эту гармонику снежную я расскажу про свою тебе жизнь. (С. Есенин).

II. Во вторник после второго урока пять избранных девочек покинули третий класс «Б». Они уже с утра были как именинницы и одеты особо не в коричневых форменных платьях с чёрными фартуками и даже не в белых фартуках а в пионерских формах «тёмный низ, белый верх» но пока ещё без красных галстуков. Шёлковые хрустящестеклянные они лежали в портфеле ещё не тронутые человеческой рукой. (Л. Улицкая).

Упражнение 42

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Хороша наша ру(с,сс)кая зима! Огромное снежное покрывало заст_лает всё вокруг. Ударят морозы ин_ем сказочным узором ра_красятся деревья и дома. Наигравшись вдоволь ещё раз уд_вит нас зимушка февральскими л_зурями ярким со_нцем б_дрящем воздухом и светом. Вот тогда почу_ствуем мы весна пр_ближается. Оч_рованию первого снега ещё нежного робкого посв_щена к_ртина ру(с,сс)кого художника. (А. Пластова «Первый снег»).

Обычный деревенский зимний день изображ_н на к_ртине К. Коровина «Зимой» мы вид_м деревя(н,нн)ый старый домишко (полу)развалившийся забор лошадь зпр_ж_(н,нн)ую в сани. Рядом несколько заснеже(н,нн)ых деревьев а (в)дали поля лес. К_ртина пр_влека_т простотой сюжета и исключительной живописной выр_зительностью. (По В. Кузину).

Упражнение 43

Покажите, что двоеточие в примерах относится к трём разным пунктограммам. В чём сходство интонации всех предложений, имеющих двоеточие?

1. Всё было новым и неиспытанным в эту минуту: и одиночество, и отдалённость от дома, и эти унылые вопли, и даже запах снега….

(Л. Улицкая). 2. Она (Анфиса) открыла ставни, распахнула окно в сад: за окном…тихая ночь была… . (В. Шимков). 3. Эрнест Павлович Щукин бродил по пустой квартире, любезно уступленной ему на лето приятелем, и решил вопрос: принять ванну или не принимать.

(И. Ильф, Е. Петров). 4. К Остапу протиснулся молодой человек шофёрского типа и спросил: «Как остальные машины?» (И. Ильф, Е. Петров). 5. Происходя из городских мещан, он имел пристрастие

к простой русской пище: грибным щам с кашей и картофельной запеканке. (Ю. Нагибин).

Упражнение 44

Укажите, где поставлено тире:

а) между подлежащим и сказуемым; б) в неполном предложении; в) перед обобщающим словом; г) в бессоюзном сложном предложении; д) в сложноподчинённом предложении.

1. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. (А. Пушкин).

2. Взрослые же люди – Маргарита, Серго, Эмма Антоновна – произносили постоянно лишь внутренние монологи. (Л. Улицкая). 3. Утончённому слуху, отвыкшему от житейских шумов, было чудесно услышать скрип нового коромысла – шли к водокачной будке. И все новинки жизни, сибирская раздольная река, синее небо, пенье петухов, золото осенней листвы – всё, как близкая свобода, встретило прибывших, а с ними и едва поспевавшего священника. (Митрополит Тихон). 4. Видна птица по перьям, а человек – по речам. (Пословица). 5. Заяц – самое робкое и беззащитное творение. 6. Свои женственно-лирические свойства Надежда Филаретовна унаследовала от отца, а деловую сметку – от матери.

(Ю. Нагибин).

1 вариант

1. Раскрыть скобки, поставить знаки препинания, подчеркнуть основы.

1) Я был резв ленив и вспыльчив но чу..ствителен и ч..столюбив и ласкою от меня можно было добит..ся всего.

2) То исти..ой дыш..т всё в ней то всё в ней пр..творно и ложно.

3) К (не)счастью всякий вмешивался в моё воспитание и (н..)кто (н..)умел за меня взят..ся.

4) Было т..мно но я всё(таки) вид..л и деревья и воду и людей.

6) Где(то) в глубине глухо посвист..вал сквозняк и капала вода с прозрач..ным звуком.

7) Наша лодка оставляя..т след (не)исчеза..щий на воде от рыбы то(же) ост..ётся кружок.

8) То (ли) ра..ветало то (ли) тучи на неб.. ра..сеялись.

2.

1) На лесных дорогах при приближении врага валили деревья вершинами к неприятелю и конница кочевников увязала в леса.

2) Царь Пётр замысливший обзавестись флотом искал подходящее место начать строительство.

3) Много лесов было осмотрено но только тут под Воронежем царь нашёл то что искал.

На скамейку кто-нибудь присаживался () и начинался неторопливый разговор.

Распустилась сирень () и наполнила ароматом весь сад.

1) ССП с общим второстепенным членом, перед союзом И нужна запятая

2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

3) ССП, перед союзом И нужна запятая

4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

2 вариант

1. Раскрыть скобки, поставить знаки препинания, подчеркнуть основы.

1) Жизнь даёт..ся один раз и хочет..ся прожить её бодро осмысле..о красиво.

2) Изредк.. бл..снёт на со..нце серебр..ной ч..шуёй летучая рыба и шумно выпустит ф..нтан кит.

3) Всё быстрее встаёт туман с лугов и серебрит..ся в солн..чном луче а за ним подн..маются с земли кусты.

4) Было светло но уже веч..рело.

5) Вот откуда (то) доносит..ся отрыв..стый и тр..вожный крик (не) уснувшей птицы или раздаёт..ся (не) определё..ый звук.

6) То со..нце тусклое бл..стит то туча ч..рная в..сит.

7) С..кунду он м..лчал мать см..трела на него то (же) молча.

8) Скр..пят п..лозья саней или хлопа..т двери м..газинов или кричат т..рговцы пир..гами.

2. Укажите количество грамматических основ в предложениях, расставьте знаки препинания.

Год за годом проходили исписанная тетрадка ложилась на другую исписанную тетрадку и так собиралась моя драгоценная словесная кладовая.

Пока я прибежал всё село было в огне но я думая о тетрадках пустился бежать к своему дому.

Смотрю на свой каменный дом ещё цел но занавески горят и лесенка на террасе дымится.

Всё так и сгорело и остались только тетрадки да заяц в печке в чугунном котелке прикрытом вьюшкой.

3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Иволги кричат () да кукушки кому-то отсчитывают непрожитые годы.

1) ССП, перед союзом ДА ставится запятая

2) простое предложение с однородными членами, перед союзом ДА ставится запятая.

3) простое предложение с однородными членами, перед союзом ДА запятая не нужна.

4) ССП с общим второстепенным членом, поэтому запятая перед союзом ДА не нужна.

4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Он улыбался ласково-печально () и гладил её по голове.

1) ССП, перед союзом И запятая не нужна

2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

3) ССП, перед союзом И нужна запятая

4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая


Контрольная работа по теме «ССП» 9 класс
1 вариант

1) Я был резв ленив и вспыльчив но чу..ствителен и ч..столюбив и ласкою от меня можно было добит..ся всего. 2) То исти..ой дыш..т всё в ней то всё в ней пр..творно и ложно. 3) К (не)счастью всякий вмешивался в моё воспитание и (н..)кто (н..)умел за меня взят..ся. 4) Было т..мно но я всё(таки) вид..л и деревья и воду и людей. 5) Всё дальше путь и месяц выше и звёзды меркнут в с..ребре. 6) Где(то) в глубине глухо посвист..вал сквозняк и капала вода с прозрач..ным звуком. 7) Наша лодка оставляя..т след (не)исчеза..щий на воде от рыбы то(же) ост..ётся кружок. 8) То (ли) ра..ветало то (ли) тучи на неб.. ра..сеялись.
2. Укажите количество грамматических основ в предложениях, расставьте знаки препинания. Произвести синтаксический и пункт. разбор предложения №3
1) На лесных дорогах при приближении врага валили деревья вершинами к неприятелю и конница кочевников увязала в леса.
2) Царь Пётр замысливший обзавестись флотом искал подходящее место начать строительство.
3) Много лесов было осмотрено но только тут под Воронежем царь нашёл то что искал.

На скамейку кто-нибудь присаживался () и начинался неторопливый разговор.



.


Распустилась сирень () и наполнила ароматом весь сад.
1) ССП с общим второстепенным членом, перед союзом И нужна запятая
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
3) ССП, перед союзом И нужна запятая
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
2 вариант
1. Раскрыть скобки, поставить знаки препинания, подчеркнуть основы.
1) Жизнь даёт..ся один раз и хочет..ся прожить её бодро осмысле..о красиво.
2) Изредк.. бл..снёт на со..нцесеребр..ной ч..шуёй летучая рыба и шумно выпустит ф..нтан кит.
3) Всё быстрее встаёт туман с лугов и серебрит..ся в солн..чном луче а за ним подн..маются с земли кусты.
4) Было светло но уже веч..рело.
5) Вот откуда (то) доносит..ся отрыв..стый и тр..вожный крик (не) уснувшей птицы или раздаёт..ся (не) определё..ый звук.
6) То со..нце тусклое бл..стит то туча ч..рнаяв..сит.
7) С..кунду он м..лчал мать см..трела на него то (же) молча.
8) Скр..пят п..лозья саней или хлопа..т двери м..газинов или кричат т..рговцы пир..гами.
2. Укажите количество грамматических основ в предложениях, расставьте знаки препинания.Произвести синтаксический и пункт. разбор предложения №2Год за годом проходили исписанная тетрадка ложилась на другую исписанную тетрадку и так собиралась моя драгоценная словесная кладовая.
1.Когда я прибежал всё село было в огне но я думая о тетрадках пустился бежать к своему дому.
2. Каменный дом ещё цел но занавески горят и лесенка на террасе дымится.
3.Всё так и сгорело и остались только тетрадки да заяц в печке в чугунном котелке прикрытом вьюшкой.
3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Иволги кричат () да кукушки кому-то отсчитывают непрожитые годы.
1) ССП, перед союзом ДА ставится запятая
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом ДА ставится запятая.
3) простое предложение с однородными членами, перед союзом ДА запятая не нужна.
4) ССП с общим второстепенным членом, поэтому запятая перед союзом ДА не нужна.
4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Он улыбался ласково-печально () и гладил её по голове.
1) ССП, перед союзом И запятая не нужна
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
3) ССП, перед союзом И нужна запятая
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

Вариант1

    Я был резв ленив и вспыльчив но чувствителен и ч…столюбив и ласкою от меня можно было добиться всего. 2) К (не) счастью всякий вмешивался в моё воспитание и никто не умел за меня взяться . 3) Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд и за прудом село дымится и встают (в) дали туманы над полями. 4) Стол и кровать стояли на прежних местах но на окнах уже не было цветов и всё кругом показывало ветхость и (не) брежение. 5) Дни поздней осени бранят обыкнове…о но мне она мила читатель дорогой.

Задание

1. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, подчеркните все грамматические основы;

2. Выполните синтаксический разбор предложения №3 и составьте схему к нему;

3.Укажите номера предложений, где есть противительные союзы;

4. Укажите способ связи в словосочетаниях, выделенных курсивом;

5.Выпишите из предложения №1-2 слово, образованное бессуффиксным способом;

6. Выделите в тексте вводные слова и обращения;

7. Укажите способ образования подчёркнутых слов;

8. Выпишите олицетворение из предложений 3-4.

Контрольная работа по русскому языку по теме «Сложносочинённое предложение»

Вариант 2

    Под облаками зал…вая воздух серебря…ыми звуками дрожали жаворонки а над пашнями крыльями н…сились грачи. 2) Листва не ш…велилась на деревьях кричали ц…кады и однообразный глухой шум моря доносившийся снизу говорил о покое . 3) Даль была видна но уже её нежная окраска мглой пропала и вся степь пряталась во мгле. 4) Из-за гряды песча…ых бугров слев… от них появилась луна обл…вая море серебря…ым блеском. 5) Вёсла дружно упали в волны и баркас рванулся вперёд в широкую р…внину озарё…ой воды .

Задание:

1. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, подчеркните все грамматические основы;

2. Выполните синтаксический разбор предложения №1 и составьте схему к нему;

3.Укажите номера предложений, где есть противительные союзы;

4. Укажите способ связи в словосочетаниях, выделенных курсивом;

5.Выпишите из предложения 1-2 слова, образованные бессуффиксным способом;

6. Выделите в предложениях обособленные члены предложения;

7. Укажите способ образования подчёркнутых слов;

8. Какое изобразительное средство применяется в 5 предложении?