«Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им» Г.Гегель (ЕГЭ обществознание). Творческая мастерская учитель Шутова Татьяна Геннадьевна «Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользовать


Творческая мастерская.

учитель Шутова Татьяна Геннадьевна

«Речь – удивительно сильное

средство, но нужно иметь много

ума, чтобы пользоваться им»

Г. Гегель.

Сегодня мы поговорим с Вами о такой науке, как риторика и узнаем, кто такой оратор.

Что же значат эти слова?

Обратимся к совре­менным толковым словарям русского языка. В них напи­сано, что риторика-теория красноречия, наука об ораторском искусстве.

А кто же такой оратор?

В “Словаре современного рус­ского языка” (в 17-ти томах) читаем такое определение этого слова: 1) лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия; 2) лицо, произносящее речь; 3) глашатай чего-ни­будь; 4) человек, обладающий даром речи.

Ребята, а вы себя можете назвать ораторами?

Не нужно, наверное, убеждать вас в том, что говорить пуб­лично приходится каждому школьнику, который готовит сообще­ния к урокам или занятиям кружка, выступает на школьных и классных собраниях, на торжественных актах, посвященных началу учебного года, его окончанию, праздникам, и т. д. Вам, наверное, не раз приходилось либо переживать за свои неудач­ные выступления, либо скучать, слушая своих ораторствующих товарищей.

В риторике обобщены определенные приемы, которые позво­лят вам научиться выступать публично так, чтобы донести до аудитории свои мысли, убедить ее в вашей правоте, воздейство­вать на чувства слушателей, а может быть, и побудить их к ка­ким-либо действиям. Но, осваивая риторику, вы приобретаете навыки не только выступающего, но и слушателя.

Что же может узнать слушатель? (в каждой группе лежат листы – свои варианты записывают. Приложение № 1)

И если кто-то в силу особенностей своего характера, своих инте­ресов, своего поведения не собирается часто выступать публич­но, то слушать выступления других приходится в современной жизни каждому человеку. Вы слушаете учителей и учеников в школе, лекторов, дикторов радио и телевидения и т. д. Из пуб­личных выступлений можно почерпнуть богатую информацию , поэтому надо их запоминать. То, что излагается оратором, нужно уметь и оценивать : убедительно или нет содержание речи, что можно противопоставить услышанному и т. д. Внимательно слушая оратора, вы развиваете свое мышление . Часто публич­ные выступления воздействуют на ваши чувства . Надо ли разде­лить с оратором его переживания или надо противостоять его эмоциональному напору - все это должен решить слушатель.

^ Где возникла риторика?

Родиной красноречия считается Эллада, хотя ораторское ис­кусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Вавилоне, и в Индии. Но именно в античной Греции оно стре­мительно развивается, и впервые здесь появляются систематиче­ские работы по его теории. (V в. до н. э.)

^ Риторика в России 17-19 вв.

Самая ранняя из дошедших до нас отечественных риторик относится к началу 17 в. Предполагается, что ее автор – митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий.

Первый учебник риторики на русском языке был написан М.В. Ломоносовым (1711-1765). Состоит из трех частей: «О изобретении», «О украшении», «О расположении».

^ Ораторская речь: ее роды и виды.

В Древней Греции и Древнем Риме выделя­ли эпидейктические, или торжественные, речи, совещательные и судебные.

В современной риторике существует следующая классификация. (см. таблица № 1)

Задание 1:

Где мы ежегодно слышим приветственные речи? (на 1 сентября). Придумайте интересную приветственную речь по этому поводу.

^ Каким должен быть оратор?

Оратор должен владеть высокой культурой речи. Ему не­обходимо знание норм литературного языка и умение выбирать точные, доходчивые и наиболее уместные средства для выраже­ния мысли.

Речевые (стилистические) ошибки допускаются в результате нарушения нормы в ударении и произношении, не­верного выбора слова или формы слова и ошибочного построе­ния синтаксической конструкции.

От оратора требуется не только владение нормами правильной речи, но и умение ощущать речь в звуке.

1. Темп -это скорость произнесения звуков, слогов, слов в единицу времени (например, в секунду).

Если говорить быстро, слушатели не поймут, о чем идет речь. А ведь им нужно осознать поступающую информацию, т. е. понять ее и запомнить основное содержание высказывания.

Как считают исследователи, оптимальное условие легко вос­принимаемой речи - это средний темп произнесения (при­мерно 100-120 слов в минуту).

Плохо воспринимается слишком медленный темп речи. Оратор, который говорит очень медленно, часто вызывает скуку и раздражение.

2. Очень важна для оратора сила голоса. Если он говорит тихо, его слышат только находящиеся рядом слушатели. До остальных суть его речи не доходит. В то же время чрезмерно громкий, а особенно крикливый голос вызывает раздражение, неприятие сказанного, и эффект выступления оказывается зна­чительно сниженным. Обращая внимание на темп речи, силу и высоту голоса, ора­тор должен избегать монотонности.

3. Во время выступления перед большой аудито­рией понимания с полуслова быть не может. Слова должны про­износиться четко и ясно, т. е. выступающий должен обладать хо­рошей дикцией . Приобрести такую дикцию можно упорным трудом. Особое место в работе над дикцией занимают скороговорки.

Отчетливость произношения зависит часто и от пространства, в котором говорит оратор. Чем больше помещение, тем речь дол­жна быть медленнее, чтобы все было слышно.

Хорошая дикция предполагает умение “держать паузу”. Паузы (оста­новки в речи) облегчают дыхание, позволяют обдумать мысль, подчеркнуть и выделить ее.

Однако паузы в речи оратора не всегда несут смысловую на­грузку (прерывистость устной речи).

Задание 2:

Поработаем над темпом речи. У каждой группы есть стихотворения.

Задание 3:

Работа над дикцией, работа со скороговорками. (приложение № 2).

Совет:

1) Позаботьтесь о хорошей дикции - четком и ясном произ­ношении слов, особенно их окончаний. Для этого выполните ряд упражнений:

а) произнесите слова по слогам;

б) произносите предложения, разделяя все самостоятельные слова паузами;

в) читайте скороговорки, убыстряя их темп в 2, 4, 8 раз.

^ 2) Старайтесь избегать монотонности! Для этого один и тот же текст прочитайте:

а) меняя темп речи: быстро, средне, медленно;

^ 3) Учитесь выражать голосом чувства и переживания! Для этого одну и ту же фразу произнесите, вкладывая в нее разные чувст­ва и выражая это голосом.

Приложение № 1.

Слушающий

Выступающий

Приложение № 2. Скороговорки

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Ткет ткач ткани на платке Тани.

Стоит копна с подприкопеночком.

У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

Клара-краля кралась с крокодилом к Ларе.

Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

По семеро в сани уселись сами.

Приложение № 3.


^ Пушкин А.С.

К *** (Я помню чудное мгновенье)

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной

В тревогах шумной суеты,

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

Твой небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.


Узник

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно.

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай, улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..»

Я вас любил: любовь еще, быть может

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

Георг Гегель

Считается, что одним из основных отличий человека от животного, наряду с разумом, является способность говорить. Речь значительно облегчает нашу жизнь. С её помощью мы можем выразить свои чувства, пожелания. Слово является мощнейшим орудием (а вернее – оружием) в наш век информации. Все знают, что словом порой можно ранить значительно больнее, нежели силой.

А нам, мусульманам, как никому другому важно быть обладателем правильной речи.

Рассмотрим, какой должна быть речь мусульманина.

1. Приятной для слуха, а именно не содержать жаргонных, и тем более матерных выражений.

2. Мягкой и спокойной.

3. Обширной (богатой), т. е. мусульманин должен обладать большим словарным запасом.

4. Наполненной смыслом.

«Сколько нелепостей говорится людьми только из желания сказать что-нибудь новое », – говорил Вольтер. И вправду, остаётся только удивляться, когда люди порой говорят только ради того, чтобы говорить.

Не стоит заниматься пустыми бесполезными разговорами. В Исламе это порицается. Помните, что по тому, как и что мы говорим, у других складывается впечатление обо всех мусульманах. По нашей речи судят обо всей умме.

5. И, конечно же, речь мусульманина должна быть правдивой, не содержать лживые слова.

Имам Саджад сказал: «Не лгите ни в большом, ни в малом, ни в шутку, ни всерьёз. Человек, солгавший в малом, пойдёт и на большую ложь ».

Есть очень мудрое высказывание, наталкивающее на размышления: «Не всегда говори, что знаешь, всегда знай, что говоришь » (Клавдий).

6. В речи должно проявляться уважение к собеседнику, которое проявляется в желании слушать и услышать его. Не стоит перебивать собеседника.

Арабская пословица гласит, что нам дан лишь 1 орган для речи и 2 органа для слуха, дабы мы знали, что надо больше слушать, чем говорить.

А почему эти качества должны быть присущи именно речи мусульманина? Потому что, во-первых, по нашей манере говорить складывается представление об Исламе у людей, далёких от религии. Во-вторых, крикливая, срывающаяся речь неприятна для слуха, а в дискуссии способность спокойно донести до оппонента свою позицию может стать дополнительным преимуществом. В-третьих, обладая богатым словарным запасом, мы можем приводить неопровержимые доводы и уникальные примеры при отстаивании исламских принципов.

Да и, наконец, просто потому, что в настоящее время в СМИ ведётся активная пропаганда отсталости мусульманской общины и её отставании от остального общества в развитии.

Наш Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) является для нас примером. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

1. Не лгите в речах.

2. Не отступайтесь от своих обещаний.

3. Не подводите тех, кто вам доверился.

4. Отводите глаза.

5. Храните свой стыд.

6. Не давайте воли рукам и языку.

Я думаю, других доводов и приводить не стоит.

Иногда в гневе можно сказать что-то, даже не задумавшись о том, что эти слова могут обидеть собеседника, причинить ему боль, изменить его жизнь. А ведь не зря народная мудрость гласит: «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь ».

Человек редко раскаивается в том, что он мало говорил, и, напротив, очень часто раскаивается в том, что говорил слишком много. Это старая истина, всем известная и многими обыкновенно забываемая. Так давайте, братья и сёстры, не будем попусту бросать слова на ветер, не будем говорить того, чего не знаем, будем следить и отрабатывать правильную речь. Да поможет нам Аллах!


«Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им» Г.Гегель

В данной цитате немецкий философ Геогр Гегель поднимает проблему рационального использования речи человеком.

Смысл данного высказывания состоит в том, что прежде чем сказать что либо, нужно хорошо подумать, прокрутить несколько раз у себя в голове эту информацию. Для этого и нужно много ума, чтобы грамотно использовать речь в своё же благо, правильно формулировать свою в мысль в голове, четко и ясно выразить её с помощью речи.

Для того, чтобы наиболее ярко раскрыть проблему, поднимаемую в данной цитате, стоит обратиться к таким понятиям как речь, мышление и анализ. Речь – исторически сложившееся форма общения людей посредством языка. Мышление - способность человека к познанию. Анализ - мысленное разложение предмета, выявление главных свойств, признаков.

Так же стоит отметить, что проблема наиболее чем актуальна в настоящее время.

Обратимся к примерам ситуаций, чтобы наиболее ярко раскрыть сущность. Истории известны примеры, когда из за неправильно выраженной мысли начинались крупные конфликты, войны, столкновения. И примеров таких тысячи. К примеру, можно взять войны за колонии между странами Западной Европы. Эти войны были очень глупыми, так как конфликты начинались из за простого недопонимая сторон.

Вторым примером можно привести обыкновенные телевизионные политические дебаты. Чаще всего, участники этих дебатов совершенно не думают, что они говорят, они лишь перекрикивают друг дуга, оскорбляют, несут всякую чушь, вместо того, чтобы в коалиционном отряде прийти к решению той или иной проблеме.

Подводя общую черту своей работы, хотелось бы отметить, что только действительно умный человек продумывает мысль прежде чем её выразить.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Шарль Морис Талейран – французский политик и дипломат. Имя “Талейран” стало едва ли не нарицательным для обозначения хитрости, ловкости и беспринципности. Талейран родился в богатой аристократической семье. Вследствие чего Шарль Морис прекрасно понимал и чувствовал всю силу денег, их природу и свойства. Отсюда возник и его афоризм: “Для того, чтобы иметь много денег, не надо иметь много ума, а надо не иметь совести”.
Деньги во все времена были одной из тем добра и зла. Кто-то был сторонником того, что деньги – всё в нашей жизни, залог успеха и признания. “Человек с деньгами – везде человек!”- гласит знаменитая фраза из “Братьев Карамазовых” Ф.М.Достоевского. М.Митчелл же в своём произведении “ Унесённые ветром ” говорил: “На свете есть только одно надёжное средство против любой беды, которую может обрушить на человека судьба – это деньги”.
Другие, напротив, считали деньги корнем зла. “Деньги со всем, что можно на них купить, не приносят счастья”,- Дж. Голсуорси. Булгаков твердил: “История капитала есть печальная, жуткая повесть о человеческой бессердечности и себялюбии”. Шарль Морис Талейран в своём афоризме говорил о деньгах, как об источнике человеческой жестокости. Ведь именно совесть предостерегает людей от греха. Деньги в большом количестве лишь в исключительном случае бывают честными. Миллионы людей получают высшее образование, но не зарабатывают в последствии много денег. Зато те, кто не чист перед законом и собственной совестью благополучно плавают на собственных яхтах по просторам мирового океана. Они идут на подлость, обман, предательство и даже убийство с целью заработать как можно больше денег. Грабя своих конкурентов, они грабят себя, сами не замечая этого. Они расхищают свою душу, ломают её на мелкие частички, на кусочки пазла, который больше не собрать.
Но с чего у людей такое рвение к деньгам? Чернышевский говорил, что богатство – вещь, без которой можно жить счастливо; но благосостояние – вещь, необходимая для счастья. С развитием общества развивались и товарно-денежные отношения. Практически все материальные блага и рекреационные ресурсы стали платными. У людей есть ряд потребностей. По Маслоу они делятся на базовые, духовные, престижные и т.д. И эти потребности люди в виду своей природы должны удовлетворять. Получается замкнутая цепь: люди – потребности - деньги-потребности-люди. И чем больше мы имеем, тем больше мы хотим. Отсюда многие из нас и забывают о своей совести, зато получают всё, что можно купить. Но что бы мы ни говорили, есть в нашей жизни и то, что нельзя купить. Любовь, дружба, семья, спокойствие и многое другое. Деньги – приходят и уходят, а друзья остаются. Точно так же, как и ум, образование. Нужно всегда знать меру.
Если же тезис был бы неверен, то мир бы окончательно был захвачен грехопадением. Все бы убивали, воровали, лгали, забывали о самых близких людях. Были бы нескончаемые войны, нескончаемый хаос. Слава Богу, что деньги не захватили души и умы всех людей.
Афоризм “Для того, чтобы иметь много денег, не надо иметь много ума, а надо не иметь совести” тесно пересекается с крылатым выражением: “Нет худа без добра” или “всё познаётся в сравнении”. Кстати, деньги отлично открывают нам человека. По тому, как человек зарабатывает и как тратит деньги, можно судить насколько человек хороший.
Примеров из жизни на эту тему громаднее количество. Достаточно включить новости, чтобы услышать об убийстве или покушении, на почве денежных отношений. Печальная статистика.
Мнения Шарля Морис Талейрана так же разделяют Платон и Губерман. Платон говорил, что одновременно быть и очень хорошим, и очень богатым невозможно. А Губерман считал: “Увы, но улучшить бюджет нельзя, не испачкав манжет”.
Я с мнениями Шарля Морис Талейрана, Платона и Губермана согласна. Деньги всегда были источником зла и войн, а мне хочется жить в мире, где царит добро и любовь. Конечно, я понимаю, что ничего не изменю, но внесу хотя бы маленький вклад в создание такого мира. Нужно уметь вовремя остановиться, а если есть возможность, то обязательно делиться. Надеюсь, что не одна я так думаю.