Роль творческих способностей в становлении личности. Творческие способности и возможности человека Творческие способности личности

Когда произносят слова «творческие способности», на ум сразу приходит что-то воздушное, эфемерное и обязательно талантливое.

Считается, что творческими способностями обладает каждый рядовой человек, просто либо о них не догадывается, либо не развивает. Каждая человеческая единица индивидуальна, однако в течение жизни получается, что человек уподобляется «серой массе», забывая, что когда-то были совсем другие мечты, желания. Так вот, творческими способностями человека считают особый, отличный от других взгляд на самые обыденные вещи. Проходя мимо букета цветов, обыватель увидит только цвет, ну может, размер букета, а вот творчески одаренный художник создаст, увидев композицию, шедевр, которым впоследствии многие будут восхищаться.

Понятие творческие способности включает в себя, кроме того, достаточно широкий кругозор, так как чем больше у человека интересов, тем больше возможности у него увидеть одну и ту же вещь с разных ракурсов. Не зря, к примеру, ученики музыкальных школ, кроме непосредственной игры на выбранном инструменте, обязательно изучают историю искусств.

Творческие способности личности не сразу дают о себе знать, в каждом случае поиск себя, своего таланта – это индивидуальный процесс. И совсем не обязательно, что творческие способности наделяют своего владельца умением правильно и быстро находить решение. Это опять же индивидуально. Каждый знает, конечно, что один из своих величайших шедевров Леонардо да Винчи создавал несколько лет, постоянно возвращаясь и добавляя маленькие штрихи, зато теперь уже целая череда поколений смотрит с восхищением на улыбку Моны Лизы, и никто повторить такое до сих пор не в силах.

Формирование творческих способностей может начаться уже в детстве, не зря детки у внимательных мам достигают многих высот, а все благодаря тому, что в свое время им вовремя дали возможность развивать свои способности. И кроме одаренности, хорошо развитые творческие способности в свое время потребовали достаточной силы воли, упорства, усердия. Не зря говорят, что талант – это 2 процента гения, а остальное – заинтересованность в занятиях. Поэтому очень важно, что кроме непосредственного факта раскрытия творческих способностей, родители еще и постарались приучить ребенка трудиться для достижения своей цели.

Особенности творческих способностей

Творческие способности можно условно разделить на следующие виды:

  • одаренность;
  • талант;
  • гениальность.

К особенностям творческих способностей еще относят гибкость ума, оригинальность, скорость мысли. Кроме того, показателями именно творческих способностей будет то, что ваш ребенок, занимаясь, будет писать не так, как все остальные. И тогда ругать не стоит, присмотритесь к малышу, может, если понять направление его мысли, это вам что-то о нем подскажет. Постарайтесь быть внимательными к своим детям, не заставляйте их делать то, что вы считаете нужным, попытайтесь найти то, что их привлекает уже сейчас.

Творчество и творческие способности настолько переплетены между собой, что порой тяжело, исходя из способностей, определить, к чему есть тяга, а что – просто получается хорошо. Именно поэтому своевременное выявление именно творческих способностей очень важно, так как личность, не имея возможности выплеснуть то, чем одарена, не живет настоящей жизнью, а проживает.

Нейробиология рисует сложную картину творческого потенциала. Ученые теперь понимают, что природа креативности гораздо сложнее, чем различия в право- или левосторонней ориентации мозга (левое полушарие = рациональное и аналитическое, правое = творческое и эмоциональное). На самом деле, творчество, как полагают, связано с рядом познавательных процессов, нервных импульсов и эмоций, и мы до сих пор не имеем полного представления о том, как работает творческий разум.

С психологической точки зрения творческие типы личности с трудом поддаются определению. Они сложны, парадоксальны и, как правило, избегают рутины. И это не просто стереотип «замученного художника». Исследования показали, что креативность предполагает взаимодействие множества черт характера, поведения и социальных влияний в одном лице.

«На самом деле творческим людям тяжелее узнать себя, потому что они сложнее, чем нетворческие », - рассказал Huffington Post Скотт Барри Кауфман, психолог из Университета Нью-Йорка, который провел годы исследования творческого потенциала. «Что самое парадоксальное в творческой личности...у этих людей более хаотичный ум ».

Нет никакого «типичного» портрета творческой личности, но есть характерные особенности в поведении творческих людей. Вот 18 пунктов, которые им свойственны.

Они мечтают

Творческие личности это мечтатели, несмотря на то, что их школьные учителя, возможно, говорили, что мечтать это пустая трата времени.
Кауфман и психолог Ребекка Л. Макмиллан, она же соавтор документа под названием «Ода положительной созидательной мечтательности », считают, что блуждание ума способно помочь в процессе «творческой инкубации ». И, конечно, многие по опыту знают, что лучшие идеи посещают нас, когда мысленно мы находимся совсем в другом месте.

Нейробиологи обнаружили, что воображение включает те же мозговые процессы, которые связаны с фантазией и творчеством.

Они все замечают

Творческий человек видит возможности повсюду и постоянно впитывает информацию, которая становится пищей для творческого самовыражения. Как часто цитируют Генри Джеймса, писатель это тот, от кого «ничего не ускользает» .

Джоан Дидион всегда носила с собой блокнот и говорила, что она записывает наблюдения о людях и событиях, которые, в конечном счете, помогают ей лучше понять сложности и противоречия собственного ума.

У них свои часы работы

Многие великие мастера признаются, что свои лучшие работы они создают либо очень рано утром, либо поздно вечером. Владимир Набоков начинал писать сразу после того как просыпался в 6 или 7 утра, а Фрэнк Ллойд Райт взял за привычку просыпаться в 3 или 4 часа утра и работал в течение нескольких часов перед тем, как отправиться обратно в постель. Люди с высоким творческим потенциалом не придерживаются стандартного распорядка дня.

Они находят время для уединения

«Чтобы быть открытым для творчества, нужно иметь способность к конструктивному использованию уединения. Надо преодолеть страх перед одиночеством» , - писал американский экзистенциальный психолог Ролло Мэй.

Художники и креативщики часто стереотипно воспринимаются как одиночки, хотя на самом деле они ими могут и не быть. Уединение может быть ключом к созданию лучших работ. Кауфман связывает это с воображением - мы должны дать себе время просто помечтать.

«Вам нужно войти в контакт с внутренним голосом, чтобы иметь возможность самовыразиться. Сложно услышать свой внутренний творческий голос, если вы... не в контакте с самим собой и не размышляете о себе» , - говорит он.

Они «переваривают» жизненные преграды

Многие из самых культовых историй и песен всех времен творили под воздействием душераздирающей боли. Часто проблемы становились катализатором для создания выдающихся произведений. В психологии это называют посттравматическим ростом, который предполагает, что люди в состоянии использовать свои тяготы и ранние жизненные травмы для существенного творческого роста. Исследователи обнаружили, что травма может помочь человеку преуспеть в межличностных отношениях, в удовлетворенности жизнью, в росте духовности, личной силы и в открытии новых возможностей.

Они в поиске новых впечатлений

Творческие люди любят испытывать новые впечатления, ощущения и состояния ума, и это немаловажный предопределяющий фактор для творческого результата.

«Открытость новым переживаниям это самый сильный предиктор творческих достижений », - говорит Кауфман. «Здесь множество различных взаимосвязанных аспектов: интеллектуальная любознательность, поиск острых ощущений, открытость для эмоций и воображения. А все вместе - это двигатель для познания и исследования мира, как внутреннего, так и внешнего» .

Они терпят неудачу

Стойкость - практически необходимое качество для творческого успеха, говорит Кауфман. Неудача часто подстерегает творческого человека, как минимум, несколько раз, но креативщики - по крайней мере, успешные - учатся не сокрушаться по этому поводу.

«Творческие люди терпят неудачу, а по-настоящему хорошие терпят ее часто» , - написал в Forbes Стивен Котлер в отрывке о творческом гении Эйнштейна.

Они задают важные вопросы

Творческие люди ненасытно любознательны. Они, как правило, предпочитают исследовать жизнь и даже когда взрослеют, сохраняют интерес первооткрывателя. Через активные беседы или индивидуальные умственные размышления креативщики, глядя на мир, постоянно задают себе массу вопросов.

Они наблюдают за людьми

Природная наблюдательность и интерес к жизни других людей иногда помогает генерировать лучшие из идей.

«Марсель Пруст почти всю свою жизнь провел, наблюдая за людьми, он записывал свои замечания, и это нашло выход в его книгах» , - говорит Кауфман. «Для многих писателей очень важно наблюдение за людьми...».

Они рискуют

Отчасти творческая деятельность требует рискованности, и многим преуспевающим творческим личностям приходится рисковать в различных аспектах жизни.

«Существует глубокая и значимая связь между принятием риска и творчеством и это часто упускается из виду », - пишет Стивен Котлер в Forbes. «Творчество это акт создания чего-то из ничего. Оно требует обнародования того, что сначала существовало лишь в воображении. Такое занятие не для робких. Потраченное впустую время, запятнанная репутация, напрасно потраченные деньги - ... Это все побочные явления, когда творчество идет наперекосяк ».

Они все в жизни рассматривают как возможность для самовыражения

Ницше считал, что жизнь и мир следует рассматривать как произведение искусства. Творческие личности постоянно ищут возможности для самовыражения в повседневной жизни.

«Творческое выражение - это самовыражение. Творческий потенциал это не что иное, как частное выражение Ваших потребностей, желаний и уникальности» , - говорит Кауфман.

Они следуют своей истинной страсти

Творческие люди, как правило, имеют внутреннюю мотивацию. Это означает, что они действуют, руководствуясь каким-то внутренним желанием, а не стремлением к внешнему вознаграждению или признанию.

Психологи говорят, что творческие люди возбуждаются захватывающими видами деятельности, а это признак внутренней мотивации. Исследования показывают, что простые размышления о собственных причинах к деятельности могут быть достаточно стимулирующими, чтобы повысить творческий потенциал.

Они выходят за границы собственного разума

Кауфман утверждает, что способность мечтать еще необходима для того, чтобы помочь нам выйти за пределы привычного видения и исследовать другие способы мышления, которые могут быть важным активом для творчества.

«Мечтательность развивается, чтобы позволить нам отпустить настоящее », - говорит Кауфман. «Сеть мозга, связанная с мечтательностью, это сеть мозга, связанная с теорией разума. Мне нравится называть ее «сетью воображения» - она позволяет вам представить себя в будущем, а также представить чужие мысли» .

Они теряют чувство времени

Творческие личности могут обнаружить, что, когда они пишут, танцуют, рисуют или еще как-то самовыражаются, они оказываются «в состоянии потока », который помогает им творить на самом высоком уровне. Это психическое состояние, когда человек выходит за пределы сознательной мысли, чтобы достичь состояния повышенной концентрации и спокойствия. Тогда он практически не подвержен ни внутренним, ни внешним раздражителям, которые могут помешать его деятельности.

Вы оказываетесь «в состоянии потока », когда занимаетесь тем, что вам очень нравится, от чего чувствуете себя хорошо.

Они окружают себя красотой

Творцы, как правило, обладают превосходным вкусом и любят находиться в красивом окружении.

Исследование, недавно опубликованное в журнале «Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts», показало, что музыканты, в том числе преподаватели музыки и солисты, демонстрируют высокую чувствительность и восприимчивость к художественной красоте.

Исходя из вышесказанного можно уже представить, кто же такой человек творческий, какими качествами он обладает.

Творческая личность всегда стремится создать новые, уникальные материальные или культурные ценности. Такой человек всегда талантлив, причем во многих областях (например, Леонардо да Винчи, который преуспел и в живописи и архитектуре, в математике и технике).

Современная психология делит людей творческого склада ума на два типа:

  • 1. Дивергенты, то есть люди, способные к широкому спектру творческой деятельности, легко устанавливают отдаленные связи между несоединимыми и несопоставимыми понятиями и явлениями; обладают богатым воображением; оригинально подходят к проблеме; могут выступать против общепринятых суждений, ставших штампом; отличаются автономностью, независимостью от чужого мнения; смело и открыто идут навстречу новым идеям и экспериментам; испытывают удовлетворение от открытий.
  • 2. Конвергенты, то есть люди, склонные к узким, целенаправленным, глубоким и конкретным исследованиям; тяготеют к таким видам интеллектуальной деятельности, где необходимо сосредоточить внимание на более углубленном поиске в одном направлении; легко приспосабливают свое мышление к общественным стереотипам, оперируют общепринятыми штампами; для творческой деятельности им необходимы внешние стимулы; неторопливо и основательно ступают по заранее выбранной надежной тропе; к познавательным эмоциям равнодушны). Каждый автор, исходя из индивидуальных способностей и склонностей, стремится выбрать оптимальный стиль работы над материалом. А творческие процессы, связанные с подготовкой журналистского произведения, имеют закономерные этапы, знание которых позволит будущим журналистам, и дивергентам и конвергентам, оптимизировать свою деятельность.

От других творческую личность отличает оригинальность мышления и способность к созиданию, увлеченность, а также ряд других качеств, таких, как:

  • 1. Упорство (настойчивость), подтверждающее наличие мотивации. Умение сосредоточиться на одном занятии, настойчивость вопреки неудачам - это одно из качеств творческой личности, помогающее освободиться от вялости, нерешительности. Дает возможность доводить начатые проекты до конца. Выработать настойчивость помогут: выбор жизненного ориентира, регулярные занятия спортом или каким-то видом творческой деятельности.
  • 2. Открытость новому опыту, эмоциональная открытость, гибкость мысли, эксцентричные взгляды и убеждения - во многом благодаря им у людей возникают оригинальные идеи и решения. Все творческие личности обладают такой открытостью.
  • 3. Любознательность - стремление совершенствовать свои знания, интерес к различным сферам человеческой жизни и просто окружающей среды. Это качество наделяет личность способностью быть активным в жизни, а также стимулирует к деятельности для новых открытий и знаний. Оно приносит радость от познания окружающего мира, позволяет расширить границы своих возможностей. Развитию этого качества способствует наблюдательность, а также стремление к знаниям. Без любознательности творческая личность просто невозможна.
  • 4. Воображение - способность мышления создавать новые образы на основе реальных объектов. Благодаря нему стираются границы между невозможным и возможным. Это качество дает свободу фантазии в любой сфере: искусство, кинематограф, литература и т.д. Воображение можно развить. Для этого необходимо глубоко читать книги, погружаясь в мир персонажей, интересоваться искусством, посещая выставки, картинные галереи, выполняя психологические упражнения, направленные на развитие фантазии. Творческие личность часто мечтательны.
  • 5. Уверенность в себе, независимость. Благодаря этим качествам человек полностью свободен от мнения окружающих, иначе говоря, эмоционально устойчив. Он способен принимать собственные решения и воплощать их в жизнь За счет этих качеств любым идеям, даже самым безрассудным, на первый взгляд, человек может найти реальное применение. Приобретению этих качеств способствует: развитие критического мышления, самоуважения, а также борьба со страхом перед людьми. Независимость способствует продвижению новаторских идей и развитию прогресса.
  • 6. Изобретательность - способность человека нестандартно решать жизненные задачи, создавать необычные вещи. Благодаря этому качеству творятся шедевры. Преимущества: возможность совершать неординарные поступки, неограниченность фантазии, радость от процесса создания, свобода от лени души и тела. Это качество творческой личности не врожденное. Его можно приобрести благодаря: повышению собственной эрудиции, самосовершенствованию (искоренение любых признаков лени), постановке и достижению определенной цели. Изобретательный человек не боится пробовать что-то новое в жизни.
  • 7. Быстрота обработки информации: находчивость в ответах, быстрота мысли, любовь к сложности - творческая личность жонглирует идеями без всякой самоцензуры. Внезапное озарение, когда решение словно возникает из ниоткуда.
  • 8. Мышление по аналогии и способность обращаться к предсознательному и бессознательному. Мышление по аналогии действует по принципу свободных ассоциаций мыслей и образов. К пред- и бессознательным явлениям относятся ночные сновидения, дневные грезы наяву и сильные эмоции .

Анализируя перечисленные качества, становится очевидным, что у каждого человека есть творческий потенциал, который он может развивать. В настоящее время имеется множество различных упражнений для развития творческого потенциала.

К примеру, упражнение «Свободный монолог».

Задача: перестать контролировать свои мысли, научиться думать свободнее.

В тихом и спокойном месте следует закрыть глаза и позволить телу расслабиться. На минуту сосредоточиться на мыслях и возникающих спонтанно образах. Затем ответить себе на шесть вопросов:

  • 1. Что я увидел, почувствовал, услышал?
  • 2. О чем был мой внутренний монолог (что шептали тихие голоса внутри меня)?
  • 3. Каковы были мои мысли?
  • 4. Мои ощущения?
  • 5. Мои эмоции?
  • 6. Что это все значит для меня? (Давняя проблема, нереализованное желание, неумение ослабить контроль и «отпустить» происходящее…).

Упражнения, развивающие креативность:

  • 1. «Две случайности». Возьмите толковый словарь и наугад выберите два случайных понятия. Просто ткните пальцем в любые страницы. Сопоставьте их, попытайтесь найти между ними что-то общее. Придумайте сумасшедшую историю, в которую и поместите взаимосвязь. Подобное упражнение отлично тренирует мозг.
  • 2. «10+10». Выберите любое слово, это обязательно должно быть существительное. Теперь напишите 5 прилагательных, которые, по вашему мнению, ему больше всего подходят. Например, «носки» -- черные, теплые, шерстяные, зимние, чистые. Сделали? Теперь попробуйте написать еще 5 прилагательных, которые совсем не подходят. Вот, тут-то все и застопорились. Оказывается, сделать это очень трудно. Покопаться в различных сферах восприятия и найдите-таки нужные слова.
  • 3. «Название». Постарайтесь каждый раз, когда какой-то предмет вас заинтересовал, придумать ему название. Можно короткое и хлесткое, или же длинное и развернутое. Цель упражнения - название обязательно должно вам понравится.

Примеры упражнений на развитие писательского мастерства:

  • 1. Подумайте об одном из предметов, находящихся в комнате. Не открывая глаз, перечислите как можно больше характеристик данного предмета. Запишите все, что вспомнилось, по прежнему не глядя на предмет
  • 2. Выберите стихотворение, которое Вам нравится. Возьмите его последнюю строку - пусть это будет первой строкой Вашего нового стихотворения.
  • 3. Что Вы сказали бы незваному гостю, заглянувшему к Вам в три часа ночи.
  • 4. Напишите рассказ, начинающийся словами: «Однажды мне представилась возможность, но я ее упустил...».
  • 5. Напишите письмо десятилетнему себе. Письмо в прошлое.

Творчество - это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.

Творческая личность - это национальное достояние и истинное богатство страны. Творческая личность от других отличается стремлением выходить за пределы норм.

Проектирование, развитие и формирование творческой индивидуальности предлагает создание для этого специальных возможностей. Все лучшие человеческие качества сами собой развиваются только там, где есть творческое отношение к жизни и адекватные социальные условия для самодвижения. Работая с детьми, мы должны раскрыть их природные потенциалы и подготовить к продуктивному труду.

Природа человечества исследуется философами, логиками, психологами, историками, физиологами, которые изучают отдельные аспекты творческого мышления и личности, исходя из специфики своих наук.

Творчество - это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых ценностей, новых идей, это открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.

Творческое мышление является предметом усмотрения связей в изучаемом предмете, в результате которого или предметная реальность, или субъективно новое знание, или же идеальный образ. Для того, чтобы дети развивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований .

Творчество начинается с новой идеи. Новые идеи могут появляться как на основе новой информации, так и без нее. Чтобы создать нечто новое, необходимо опираться на известное, иметь материал, хранящейся в памяти.

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности».

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками.

Благодаря способностям в той или иной сфере ребенок может быстро и сравнительно легко овладеть необходимыми знаниями.

Способности, как и другие свойства личности, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Основным недостатком традиционной системы образования является невозможность воспитать творчески мыслящегося человека, готового к решению сложных и жизненных нестандартных проблем. Выход из такой ситуации только один - активное включение детей в деятельность творческого характера и развития творческих способностей. внеурочный сирота воспитательный

Развитие творческих способностей детей предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенных умений, куда относятся: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи.

Чем больше содержание уроков отвечает интересам детей, чем шире ребенку представляется возможность проявить свою индивидуальность, тем полнее сливаются усилия педагога по обучению и воспитанию с ответными усилиями учащихся по усвоению материала, саморазвитию, самовоспитанию. Чтобы дети начали творчески применять полученные знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в такой деятельности. Но в чем же заключается творчество детей?

В том, что на самом первом этапе, познакомившись с образцами работ разного уровня сложности, дети составляют свою композицию изделия. В первых работах непременно включаются элементы, обязательные для начального обучения. Тем, кто испытывает затруднения в первоначальном композиционном решении, предполагаются готовые образцы, в которые дети по желанию могут вносить изменения. Все равно в каждом образце проявится индивидуальность исполнения.

Создать у детей эстетическое отношение к объекту труда и пробудить стремление к созиданию красивого изделия - это, и есть эстетическая цель воспитания.

Пробуждения интереса к рукоделию, следует начинать с демонстрации пособия, творческих работ. Она рассчитана на пробуждение переживаний учащихся, вызванных созерцанием красивого изделия, мастерски выполненного преподавателем.

Важнейшая задача трудового воспитания состоит в том, чтобы не только обучить детей навыкам качественного изготовления изделия, но и развивать чувство формы, умение создавать и оценивать сочетание цвета, композиции, гармонию, симметрию.

Закон единства труда и красоты проявляется в их тесной взаимозависимости, стремясь сделать вещь добротнее, компактнее, экономичнее, удобнее, красивее.

Процесс вдохновенной деятельности требует от человека огромного интеллектуального, эмоционального и волевого напряжения.

Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя. Развитию творчества ребенка способствует наличие генетической основы и условий социально-педагогического и психологического характера.

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет определяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку.

Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается что-то нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже раннее созданное и выработанные приемы поведения и действия .

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом.

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

От способности ученика к творчеству зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, а в итоге ребенок вырастает в интересную, неординарную личность. А это уже путь в инициативные, предприимчивые и компетентные специалисты. Тем самым наши уроки труда с установкой на созидание подготавливают учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, способствуют безболезненной адаптации в жизни по окончании школы. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы.

Трудовое обучение - обязательное условие и составная часть обучения, воспитания и развития ребенка на начальной ступени общеобразовательной школы реализуется средствами разнообразной урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Вопросами трудового обучения и воспитания учащихся школ занимались такие видные ученые, как Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, А.В. Луначарский, С.Л. Рубинштейн.

Цель трудового обучения - воспитание личности учащихся на основе формирования трудовой деятельности.

М. Левина указывает, на то, что на уроках труда в школе или дома с родителями, а позднее самостоятельно дети могут научиться множеству увлекательных и полезных вещей: работе с бумагой и вышивке,

шитью и изготовлению поделок из природного материала, работе по дереву и лепке из пластилина, могут научиться выжигать и шить мягкие игрушки, попробовать себя в роли повара или кулинара, а может быть, ребенку больше понравится быть актером кукольного театра и одновременно -- хозяином этого театр.

Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения.

Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков. Пришить себе пуговицу, приготовить завтрак, сделать своими руками подарки родным и друзьям - все это пригодится ребенку.

И еще одно очень важное дополнение: умение что-нибудь сделать самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.

Т.А. Гомырина показала в своей работе эффективность развития творческих способностей на уроках труда.

Труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях.

Наиболее эффективно развиваются творческие способности, по мнению Т.А. Гомыриной в художественном труде.

  • · работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги, в сочетании с тканями, природными материалами, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников и развлечений, декораций, сувениров);
  • · работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур, составление декоративных букетов из сухих и живых растений);
  • · работа с глиной (создание декоративных украшений, изготовление мелких скульптур, игрушек-сувениров, кукольной посуды);
  • · работа с тканью, нитками (декоративная аппликация из ткани, плетение из синтетической пряжи, изготовление декоративных украшений и предметов быта, одежды, театральных и декоративных игрушек и сувениров из синтетических тканей) .

Работа с бумагой - это работа с материалом, имеющим свое лицо, обладающим конструктивными и пластическими свойствами. Изготовление изделий из бумаги способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребенка, подготавливает его к выработке навыков письма, способствует эстетическому развитию детей, приобретение ими умений грамотно подбирать сочетания цветов бумаги, форм и размеров комплектующих изделий деталей.

Особо выделяются уроки работы с глиной - лепка. Уроки лепки способствуют формированию таких качеств личности, которые являются для человека не какими-то специфическими (необходимыми только для этой и подобной работы), а общезначимыми.

Эти занятия развивают умственные способности учащихся, расширяют их художественный и политехнический кругозор, формируют нравственные представления и содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру. Особое внимание уделяется декоративно-прикладному искусству.

Дети с удовольствием лепят декоративные игрушки по мотивам народных образцов, посуду, настенные рельефы, декоративные маски. Кроме того, все эти изделия очень отчетливо тяготеют к настоящему декоративно-прикладному искусству, связаны с жизнью. По сравнению с обработкой других материалов работа с текстильными изделиями имеет свои особенности. Работа с тканью позволяет осуществлять на практике межпредметные связи. Так, учащиеся значительно расширяют свой кругозор, словарный запас, знакомясь с названиями инструментов, материалов, трудовых процессов. Изготовление выкроек способствует упражнениям в вычислениях, в сопоставлении и отработке понятий "больше-меньше", "уже", "короче", "длиннее". При изготовлении изделий по выкройке и обработке деталей, представляющих собой различные геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, окружности) закрепляется геометрический материал, изученный на уроках математики. При снятии мерок учащиеся имеют дело с цифрами. Они сопоставляют полученные данные с размерами ткани, выполняют различные расчеты. Уроки рукоделия также взаимосвязаны с уроками рисования. Дети приучаются подбирать цвета ниток для вышивания, узнают, что в зависимости от особенности изделия, его конструкции и назначения подбираются ткани соответствующего качества и цвета. Кроме того, большое значение имеет подбор узора для вышивания, умение красиво выполнять отделку изделия. Практические упражнения в обработке текстильных материалов развивают глазомер.

Качество работы при этом во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых при составлении выкройки, при разметке, резании, сшивании и других операциях. Обработка текстильных материалов по сравнению с другими требует более кропотливого и упорного труда.

Таким образом, правильно организованный труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству. Следовательно, есть все основания рассматривать трудовое обучение как важный элемент гармоничного развития детей.