Русское ударение. Что такое ударение: типы и правила постановки

Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.

В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.

Таблица 1

Логическое ударение

Словесное ударение (или просто ударение)

это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе.

Например, в стихотворении А. Ахматовой «Му жество» (1942 г.) строки

Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне...

произносятся с логическим ударением на союзных словах - местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы.

это выделение слога в слове.

Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.

Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называетсяударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове - безударные.

Знак ударения « м» ставится над гласным ударного слога: стенам, помле.

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.

1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке - на пред последний слог, в чешском языке - на первый слог.

В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.

Ср.: кумхонный, красимвее, баловамть.

2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

Ср.: замговор - договомр, начамть - намчал, сиротам - сиромты.

3. Именно ударение может:

Отличать одно слово от другого;

Ср.: амтлас - атламс.

Быть показателем грамматической формы слова.

Ср.: румки - руким.

4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.

Высоґкоодарённый, веґчнозелёный.

5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.

Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музымка уж греметь устала; а сейчас мы произносим - мумзыка.

6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.

Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным водупроизносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мномй) безударным становится предлог; во втором случае (пом воду) безударным становится существительное.

7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.

Творомг и твомрог, баржам и бамржа, камфарам и каммфора, комбамйнер и комбайнёр, щепомть и щемпоть.

Обычно варианты различаются сферой употребления.

Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безумдержный, демвичий, занялсям), другой - дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безудемржный, девимчий, занямлся).

Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).

Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: замнялся, докуммент, магамзин, киломметр, квамртал, амлкоголь, момлодежь. Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялсям, докумемнт, магазимн, киломемтр, квартамл, алкогомль, молодёжь.

При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.

7. Ударение подвижное и неподвижное

Разноместное ударение русского язы-ка в одних категориях слов бывает неподвижным , т. е. при образовании грамматических форм слова всегда ос-таётся на одном и том же месте, в других – подвижным и при образо-вании различных грамматических форм переносится с одного слога на другой, с одной части слова на другую. В этом последнем случае подвижность ударе-ния используется для образования и различения грамматических форм. При этом надо иметь в виду, что ударение в русском языке является обычно до-бавочным, вспомогательным граммати-ческим средством, которое лишь сопро-вождает основное средство образования грамматических форм русского языка – аффиксацию. Таким образом, разные формы одного и того же слова, отлича-ясь друг от друга местом ударения, в то же время отличаются обычно и раз-личными аффиксами (большей частью разными окончаниями).

Например, ударение в словах това -рищ, больно й, ви жу не используется в качестве грамматического средства, потому что оно неподвижное – оно остаётся на одном и том же месте во всех формах каждого из этих слов. Ср. това рищу, това рищем, това рищи, то- ва рищей, това рищами и т. д.; больно го, боль но му, больны м, больны е, больны х, больны ми и т. д.; ви дишь, ви дит, ви дим, ви дят, ви дел, ви девший и т. д.

Напротив, если ударение подвижное, то оно служит одним из средств разли-чения грамматических форм слова. На-пример, у многих существительных раз-личение единственного и множествен-ного чисел достигается не только си-стемой падежных окончаний, но и мес-том ударения. Так, у слов го род, сто рож, го лос, бе рег, па рус, о стров, учи тель, нос, воз, долг, стог, пар, шар, грош, по езд, по яс, рог, дар, чай, по греб, глаз, сад, бор, пол, зять, муж, зонт, бал, бас, рой, ряд, пуд, торг, сло во, пра во, де ло, те ло, о блако, по ле, мо ре и многих других ударение в единственном числе падает на основу, а во множественном – на окончание. Ср. го рода, го роду, го родом, в го роде, но го- рода , городо в, города м, города ми, в города х; или: сло во, сло ва, сло вом и т. д., но слова , слова м, слова ми и т. д.

У других существительных, наоборот, в единственном числе ударение падает на окончание, а во множественном чис-ле – на основу. Таковы, например, су-ществительные пятно , седло , окно , весло , крыло , зерно , стекло , колесо , ядро , бревно , село , перо , сук-но , вино , ведро , копьё, ружьё, гнездо , лицо , бедро , решето , колесо , долото . Ср: пятно , пят-на , пятну , пятно м, в пятне , но пя тна, пя тен пя тнам, пя тнами, в пя тнах.

У ряда существительных в формах единственного числа и в именительном падеже множественного числа ударение падает на основу, а в остальных фор-мах множественного числа – на окон-чание, например ка мень, ко рень, гость, волк, зверь, со боль, ле бедь, го лубь, но готь, ко готь, дверь, ло шадь, мать, смерть и др. Ср. ка мня, ка мню, ка м-нем, в ка мне, ка мни, но камне й, камня м, кам-ня ми, в камня х; у две ри, к две ри, о две ри, две рью, две ри (им. пад. мн. ч.), но двере й, дверя м, дверя ми, о дверя х.

Ряд существительных, имеющих во-обще в единственном числе ударение на основе, образует особую форму местного падежа с переносом ударения на окончание, например бе рег, бок, стог, глаз, нос, бор, пол, снег, ряд, пост, дверь, степь, кровь, кость, ночь, тень. Ср. на берегу , в боку , стогу , глазу , но-су , бору , на полу , в снегу , ряду , на посту ; на двери , в степи , в крови , в кости , в ночи , в те-ни , но о бе реге, при сто ге, о но се, о сне ге, при две ри, о сте пи, о кро ви и т. д.

Многие существительные женского рода на -а в отличие от прочих форм единственного числа, имеющих ударе-ние на окончании, образуют форму ви-нительного падежа с переносом ударе-ния на основу (если основа неоднослож-ная, то на первый её слог). Таковы, на-пример, слова нога, вода, рука, изба, щека, гора, доска, спина, зима, душа, стена, земля. Ср. нога , ноги , ноге , ного й, но но гу; во ду, ру ку, и збу, щё-ку, го ру, до ску, спи ну, зи му, ду шу, сте ну, зе м-лю.

Подвижное ударение имеется и у многих глаголов. Если ударение глаго-ла в 1-м лице единственного числа па-дает на основу, то в личных формах этого глагола ударение неподвижное (например, мо ю, пла чу, стро ю). Если же ударение глагола в 1-м лице единственного числа падает на окончание, то в русском языке различается два ти-па – с неподвижным ударением на лич-ных формах (несу , несёшь... несу т; солю , соли шь... соля т) и с подвиж-ным ударением: в последнем случае ударение падает в 1-м лице единствен-ного числа на окончание, в остальных личных формах - на основу. Таковы, например, многие глаголы как 2-го, так и 1-го спряжения: крошу , кошу , служу , сужу , учу , люблю , куп-лю , ловлю , коплю , варю , ценю ; колю , порю , мелю , треплю , дремлю , пишу , пляшу , скачу , ищу , плещу , стелю и др. Ср.: прошу – про - сишь... про сят, колю – ко лешь... ко лют.

У глаголов 2-го спряжения с по-движным ударением в личных формах форма второго лица множественного числа настоящего-будущего времени отличается от соответствующей формы повелительного наклонения только уда-рением. Ср. про сите – проси те, хо ди- те – ходи те, ку пите – купи те и т. д. У глаголов же с неподвижным ударе-нием на окончании эти формы совпада-ют: формы соли те, звони те, сиди те, лети те, вели те, молчи те и др. пред-ставляют собой формы 2-го лица мно-жественного числа как настоящего вре-мени, так и повелительного наклонения.

Определённая категория глаголов в прошедшем времени, имеющая ударе-ние на основе, образует форму женско-го рода с переносом ударения на окон-чание. Таковы глаголы был, лил, пил, вил, ткал, лгал, врал, брал, драл, ждал, рвал, звал и др. Ср.: брал, бра ло, бра ли, но брала ; был, бы ло, бы ли, но была ; лил, ли ло, ли ли, но лила и т. д.

Аналогичное явление наблюдается в страдательных причастиях прошедшего времени: про дан, про дано, про даны, но продана ; при -нят, при нято, при няты, но принята ; про -жит, про жито, про житы, но прожита .

Подвижное ударение может быть и у кратких прилагательных: с ударением на окончании в форме женского рода и с ударением на основе в остальных формах. Например: слаб, сла бо, сла бы, но слаба ; глуп, глу по, глу пы, но глупа ; прав, пра во, пра вы, но права ; сыт, сы то, сы ты, но сыта ; мо лод, мо лодо, мо лоды, но молода ; а также глу хи – глуха , ту пы – тупа , ти хи – тиха , го рды – горда , чи сты – чиста , пу сты – пуста , ве селы – весе-ла , дёшев – дешева и т. д.

От двусложных прилагательных с ударением на корне сравнительная сте-пень с суффиксом -ее (-ей) образуется при одновременном переносе ударения на первый слог суффикса. Ср. но вый – нове е, бе лый – беле е, глу пый – глупе е, ми лый – миле е, сме лый – смеле е, жёл-тый – желте е, до брый – добре е, у мный – ум-не е, то чный – точне е, ску чный – ску чне е, стра шный – страшне е, по здний – поздне е и т. д.

Подвижность ударения как средство различения грамматических форм необ-ходимо отличать от тех случаев, когда перенос ударения обусловлен опреде-лёнными внешними причинами. Так, на-пример, если одна из форм слова, имеющего постоянное ударение на окон-чании, образуется без окончания, то, ес-тественно, в этой форме ударение падает на основу. Здесь перенос ударения, так сказать, вынужденный. Например: полка , полку , полко м, но полк: быка , быку , быко м, но бык; слова , слова м, слова ми, но слов (род. пад. мн. ч.); места , мес-та м, места ми, но мест; несла , несло , несли . но нёс; могла , могло , могли , но мог.

Различие в месте ударения в подоб-ных случаях не имеет грамматического значения, поскольку оно вынужденное, обусловленное отсутствием окончания в одной из форм слова. Поэтому уда-рение в таком, например, слове, как стол, стола , столу , столы , столо в и др. с грамматической точки зрения сле-дует расценивать как неподвижное, по-стоянное.

Естественно, что в языках с фикси-рованным местом ударения последнее не может служить средством различе-ния грамматических форм.

8. Ударение и звуковое качество фонем слова

В силу охарактеризованных выше ка-честв русского ударения, в особенно-сти его разноместности и подвижности, ударение в русском языке не только является признаком слова, но является индивидуальным признаком слова. Это значит, что ударение наряду с совокупностью фонем образует слово. Напри-мер, в формах множественного и един-ственного числа ру ки (им. пад.) и руки (род. пад.) смысловая разница зависит только от места ударения. При этом не подлежит сомнению, что в обоих случаях корневая морфема (рук-) тождественна, равна сама себе. Это значит, что в обоих случаях эта морфема со-стоит из одного и того же последователь-ного ряда фонем (р + у + к ), к которо-му в первом случае прибавляется уда-ренность корневого -у-, в то время как во втором случае ударенность прибав-ляется к гласной флексии -и. Таким образом, ударение не является фонемой или признаком фонемы, а характеризу-ет слово в целом. Ударение подчёрки-вает, выделяет один из слогов слова и через это одну морфему, которая противопоставляется другим морфе-мам того же слова. Ударение яв-ляется в русском языке весьма важным смыслоразличительным признаком слова, который добавляется к составу фонем слова, являющихся основным средством различения слов по смыслу. Это значит, что, например, сло-во ру ки состоит не из элементов р + у + к + и , а из элементов р + у + к + и + ударение на у , т. е. ударенность основы при безударности флексии; точно так же слово руки состоит не из элементов р + у + к + и , а из элементов р + у + к + и + ударение на и , т. е. уда-ренность флексии при безударности основы.

Система русского ударения, т. е. мес-то его по отношению к морфологиче-скому составу слова, весьма сложна и требует ещё тщательного изучения.

Таким образом, ударение в русском языке является своего рода надстрой-кой над составом фонем слова. Особен-но важно отметить, что эта надстройка в значительной мере определяет, так сказать, звуковую модель слова в от-ношении его вокализма. Именно место ударения прежде всего обусловливает реализацию гласных фонем данного фо-нетического слова в тех или иных из своих разновидностей. Например, в од-ной и той же корневой морфеме дом фонема о может выступить то в своём основном виде (если ударение падает на корневую гласную слова), то в своём варианте а (если ударение падает на флексию и корневая гласная оказы-вается в 1-м предударном слоге), или варианте ъ (если ударение падает на предшествующую морфему и корневая гласная оказывается в заударном слоге, а также если ударение падает на по-следующую морфему, но так, что кор-невая гласная оказывается во 2-м пред-ударном слоге): до м, до м"ик; да ма , да мо ф; по дъ му; дъ мас"е т.

Сказанное относится не только к кор-невым морфемам, но и ко всем другим. Ср., например, различное вокальное оформление флексии -ом в зависимо-сти от места ударения (флексия эта звучит как -ом или -ъм : ср. стало м и до мъм), флексии -ам , звучащей как -ам или -ъм (пъ-д"ела м и па-с"о лъм), суффикса -ов , звучащего как -ов или -ъв (сасно въй и б"ер"о зъвъй) и т. д.

9. Безударные и слабоударяемые слова

Большая часть служебных слов и частиц, как уже было отмечено, не имеет на себе ударения. Одни из них (предлоги и союзы) являются проклитиками, т. е. предударными словами (например, на доро ге), другие, меньшая часть, – энклитиками, т. е. послеударны-ми словами (например, я -то зна ю).

Проклитиками являются обычно одно-сложные предлоги и союзы, которые примыкают к следующему за ними само-стоятельному слову. Например: на горе , на стороне , от бра та, при дворе , ко мне , со мно й, во мне , под де рево; ни я , ни бра т; и я , и сестра ; то до ждь, то сне г; сказа ли, что сестра прие хала.

Односложные частицы являются эн-клитиками. Например: скажи -ка , кто -то , я же говори л, они ведь приду т, приду т ли они.

Некоторые односложные предлоги не-редко принимают ударение на себя, и тогда безударным оказывается следую-щее за ним самостоятельное слово, так что и в этом случае предлог вместе с самостоятельным словом имеют одно ударение. Это бывает обычно тогда, ког-да существительное имеет подвижное ударение. Чаще всего в литературном языке принимают на себя ударение пред-логи на, под, по, за, из, без: на воду, за воду, по воду (ср. вода во ду), по д гору, на гору (ср. гора – го ру), по лесу, и з лесу (ср. ле са, ле су – леса , лесо в), на море, за морем, по морю (ср. мо ре – моря ); на зиму (ср. зи-ма зи му), на сторону (ср. сторона – сто ро- ну), бе з вести (ср. ве сти – весте й), бе з чет-верти (ср. че тверти – четверте й), на два, на три, по два, по три, за пять, за десять, на сорок, по д сорок.

Двусложные и трёхсложные союзы обычно употребляются с ударением, но оно у них более слабое, чем у само-стоятельных слов. Такое ударение на-зывается слабым , или побочным , а соответствующие слова – слабоуда-ряемыми . Например: е сли мо жно, узна йте; когда узна ете, ска-жи те; сказа ли, бу дто придёт; ласка лся, сло в-но ребёнок; ухожу , потому что обеща л.

Двусложные предлоги различны в от-ношении наличия или отсутствия у них побочного ударения. Одни из них всег-да безударны. Таковы сложные предло-ги из-за, из-под (например, из-за ле са, из-под стола ); предлоги с беглым о- (например, подо, надо, изо; трехслож-ный передо ): подо мно й, надо мно й, обо мне , обо все х, изо все х, передо мно й (произносится: пъдамно j; нъдамно j; абамн"е ; абафс"е х; изафс"е х; п"ьр"ьдамно j ). Другие могут иметь побочное ударе-ние, но могут быть и безударны. На-пример: перед отходом (произносится п"ьр"ьдатхо дъм или п"е р"ьт атхо дъм ), между городами (произносится мьждугърада м"и или ме жду гърада м"и ), через дорогу (произносится ч"ьр"ьздаро гу или ч"е р"ьз даро гу ). Некоторые двусложные предлоги всегда имеют побочное ударе-ние: таков, например, предлог кроме (никто , кро ме тебя ), а также двуслож-ные и трёхсложные предлоги, происшед-шие из наречий. Например: скажу по сле уро ка, бе гали круго м до ма, е хали ми мо дере вни, собрало сь о коло до ма, столпи лись вокру г учи теля, останови лись напро тив избы , стал поперё к доро ги.

Эти слова в качестве предлогов имеют ударение, по своей полновесности близ-кое к обычному ударению самостоятель-ных слов. Однако в этом своём качестве они не являются обычно носителями такто-вого или фразового ударения. Напротив, те же слова в наречном употреблении могут быть носителями такого ударения. Ср. скажу по сле , прошли ми мо , живёт о ко-ло (т. е. близко), осмотре лся круго м , живёт напро тив , стал поперёк .

Односложный предлог сквозь имеет побочное ударение, когда он находится перед безударным слогом следующего слова, например луна све тит сквозь облака (скво с" аблака ). Находясь же перед ударенным слогом следующего слова, этот предлог может не иметь ударения, но тем не менее гласный о предлога не подвергается изменениям, свойственным гласным предударного сло-га: сочетание сквозь облако произно-сится скво с" -о блъкъ или сквос" о блъкъ.

Союз чтобы в отличие от сочетания с местоимением что бы ударения не имеет, всегда являясь проклитикой: со-четание сказал, чтобы пришли произ-носится – сказа л, штъбы пр"ишл"и ; сравни: дам тебе, что бы ты ни просил (произносится што -бы -ты-н"и-прас"и л). Безударен также односложный союз что в отличие от местоимения что. При этом надо заметить, что союз что в пер-вом предударном слоге, как и в других предударных, произносится с гласным ъ (в книжном произношении возможно о ), но никогда не с гласным а , который нормально выступает вместо о в пер-вом предударном слоге: я не знал, что брат приедет (произносится: штъ бра т или што бра т ) Ср. с местоимением что: я не знал, что им сказать (произно-сится што им).

Односложные союзы то – то и но обычно не носят на себе ударения, но тем не менее как в первом, так и в других предударных слогах произносятся со звуком о (а не а или ъ ): то дождь, то снег; то приходит, то уходит – обычно произносится: то до ш", то с"н"е к; то пр"ихо д"ит, то ухо д"ит ; но ты -то об э том зна л; но бы ло светло ; но уже бы ло светло (произносится: ноты ; нобы лъ; ноуже ).

Некоторые категории местоимений всегда имеют обычное ударение само-стоятельного слова. Таковы, например, вопросительные местоимения (кто, что, который, какой, чей) и отрицательные местоимения не кого, не чего. Другие местоимения часто употребляются и с побочным ударением. Например: на вокза ле меня встре тили това рищи; у его сестры мно го книг; мое й сестре де сять лет; э того челове ка я не зна л; все м ученика м сообщи ли отме тки; взя лся не с того конца ; побочное ударение могут иметь относи-тельные слова: подъе хали к до му, ко-то рый стоя л на краю дере вни. Неко-торые местоимения в живой речи могут быть и безударными (обычно энклитиками): кто это сделал (кто -ьтъ з"д"е лъл), знаем мы вас (зна им-мы ва с), куда вы бежите (куда -вы б"ьжы т"ь).

Слабоударяемой может быть связка быть: ве чер бы л сухо й и тёплый, у тро бы ло моро зное. Слово было в определённом употреблении является безударным (энклитикой): пришёл было вчера, он было пришёл вчера (произносится: пр"ишо лбылъ ф"ч"ьра , о нбылъ пр"ишо л ф"ч"ьра ).

Слово бывало в определённом употреблении в силу своего большого объё-ма не бывает лишено ударения, но имеет ударение побочное, более слабое, чем обычное словесное ударение, ср. придёт быва ло ко мне и говори т. Безударным часто бывает слово брат, употреблён-ное в качестве обращения, ср. ты, брат, не заговаривай мне зубы (произносится ты брът ).

Таким образом, кроме слов, имеющих обычное ударение, и слов безударных, выделяется ещё третья категория – слов слабоударяемых или могущих быть сла-боударяемыми. Обычное ударение име-ют самостоятельные слова, безударны-ми могут быть слова служебные. Слабоударяемыми же являются – если оста-вить в стороне те служебные слова, ко-торые имеют побочное ударение в силу своего большого объёма, многосложно-сти, – слова, образующие как бы про-межуточную группу между категория-ми самостоятельных слов и служебных. Именно таковы предлоги, наречия, место-имения, связка. Слабоударяемыми бывают часто также числительные в опре-делённом употреблении.

10. Побочное ударение слова

Выше было указано, что каждое само-стоятельное слово имеет одно ударение. Однако имеются слова (обычно много-сложные, большие по объёму), которые имеют или хотя бы могут иметь два ударения – наряду с основным, обычным словесным ударением, второе –побоч-ное. Сюда относятся чаще всего слож-ные слова, образованные путём сложе-ния двух основ. Ср., например, и долопокло нник, же ртвоприноше ние, чё рносморо диновое и т. д. Впрочем, те же слова обычно можно произносить и с одним ударением – без побочного. Вопрос этот совершенно не изучен, по-этому ниже ограничимся лишь несколь-кими предварительными замечаниями.

При наличии в слове двух ударений побочное бывает первым (ближе к на-чалу слова), а основное вторым (ближе к концу слова). Чем более новым или необычным, чем более книжным по сво-ему характеру или относящимся к специальному языку является сложение, тем в большей степени можно ожидать двух ударений – наряду с основным по-бочного. Ср., например, кля твопреступ-ле ние, гальва нопла стика, ра диоприё м-ник. Точно так же чем ощутительнее в смысловом отношении является первая часть сложения, тем больше оснований ожидать второго побочного ударения. Ср. возможное произношение: кора блекруше ние, подко вообра зный, тё мно-зелё ный. Поэтому в тех случаях, когда сложение основ вообще в слове мало ощущается или когда не выделяется в смысловом отношении первая часть сложения, или она выделяется слабо, побочное ударение обычно не наблюдается. Ср. подобостра стный, самостоя -тельный, еженеде льный, благоду шный, достове рный и т. д. Наконец, чем дальше отстоит основное ударение от места возможного побочного ударения, тем опять-таки в большей степени можно ожидать двух ударений в слове. Ср., например, льново д (с одним ударе-нием) и льно тереби лка земле-де лец (с одним ударением) и зе млевла-де лец (с возможным вторым, побочным ударением), вре мяпрепровожде ние, са -хароваре ние, хло пкоочисти тельный. Во многих случаях наличию побочного уда-рения рядом с основным содействует не одно из указанных условий, а два или все: ср. карто фелекопа лка – сло-во относится к специальному словарю сельскохозяйственной техники, обе основы чётко выделяются, основное ударение отделено от места побочного ударения тремя слогами.

Наличие побочного ударения в неко-торых случаях, обычно вне указанных условий, характеризует просторечный стиль речи: ср. произношение пое хала в Ста лингра д, жила в Ле нингра де, в о бщежи тии.

Побочное ударение наблюдается так-же во многих сложносокращённых сло-вах, представляющих собой сложение части первого слова с полным вторым словом: про фдвиже ние, про фбиле т (но обычно профсою з ), па ртбиле т, партучё ба, аги тбрига да, аги тколлекти в.

11. Колебания в ударении

Сложная система русского ударения имеет свои исторические корни, уходящие в глубокую древность. Неодинако-ва была история ударения в разных русских диалектах. Между тем известно, что в состав литературного языка вошли элементы, восходящие к разным русским диалектам. Поэтому естественно наличие в нём некоторых колебаний в ударении, двойственность. Например, в определён-ной категории существительных жен-ского рода на с ударением на флек-сии в северновеликорусских говорах свойственен перенос ударения на осно-ву в вин. пад. ед. ч. (ср. рука ру ку, но га – но гу, сторона – сто рону, вода – во ду и т. д.). Напротив, в типичных южновеликорусских говорах соответ-ствующие слова и в вин. пад. ед. ч. имеют ударение на флексии: руку , но-гу , сторону , воду и т. д. Литературно-му языку в этой категории случаев в общем свойственно ударение северновеликорусское (ср. вышеприведённые примеры).

Однако в некоторых случаях нали-чествует колебание или даже усвоено южновеликорусское ударение. Ср., на-пример, допускаемые в литературном языке ударения сковороду при ско воро-ду, весну и вёсну, ср. также литератур-ные ударения овцу , козу , сосну при диа-лектных о вцу, ко зу, со сну и т. д. Колеба-ния в ударении появляются также при заимствовании слов из других языков. Они зависят, между прочим, от того, откуда идёт заимствование и какими путями. Так, например, неправильные ударения доку мент, инстру мент, сто -ляр объясняются польским посредством при усвоении этих слов (как известно, польскому языку свойственно фиксиро-ванное ударение на предпоследнем сло-ге слова).

Литературный язык стремится избе-жать колебаний. При наличии их не-редко один из вариантов санкциони-руется как соответствующий норме, другой изгоняется как неправильный. Если же сохраняются оба варианта, то они постепенно дифференцируются в своих значениях – приобретают разную стилистическую окраску (примеры см. выше), разное грамматическое значение (например, ма ло и мало ) или разное лексическое значение (ср., например, ши-роко распространённую, хотя и не при-знанную правильной, дифференциацию ква ртал – во временном значении и кварта л – в пространственном).

В тех случаях, когда по тем или дру-гим причинам колебание в ударении сохраняется, а смысловая дифференциа-ция отсутствует, появляется то, что можно назвать нейтрализацией ударения как смыслоразличительного средства: ср. тво рог и творо г, и наче и ина че, про бил и проби л, и здавна и издавна , бро ня и броня и т. д.

12. Ударение и преподавание русского языка

Ударение при преподавании русского языка имеет весьма большое значение. Как известно, с ударением связан один из важнейших отделов правописания, а именно: правописание безударных гласyых. Обучение литературному ударению имеет большое значение в работе по развитию речи, по повышению культуры русского языка. Большое место зани-мает ударение в борьбе учителя с остат-ками диалектного или просторечного произношения. Ср. такие ударения, как до быча вм. добы ча, о тчасти вм. отча сти, средства вм. сре дства, добровольные общества , добровольных обще ств вм. о бщества, о бществ, поло жил вм. положи л, единство вм. еди нство, до говор вм. догово р, при говор вм. пригово р, мо лодежь вм. моло-дёжь, а рбуз вм. арбу з, цы ган вм. цыган; ср. частое употребление страдатель-ных причастий прошедшего времени типа разрешёна, запрещёно, окружёны в женск. и ср. родах ед. ч. и во мн. числе с ударением на предпоследнем слоге и т. д. Еще большее место занимают вопросы ударения в работе учителя, направленной на усвоение учащимися слов иноязычного происхождения (ср. такие неправильные ударения, как доку мент, инстру мент, ква ртал. мага зин, про цент, по ртфель, ки но, кило метр, ро ман, технику м, пре зидиум, ге ктар, фа рфор вместо докуме нт, инструме нт, кварта л, магази н, проце нт, портфе ль, кино , киломе тр, рома н, те х-никум, прези диум, гекта р, фарфо р ).

Особенно большое значение имеют вопросы ударения при преподавании русского языка нерусским. Разноместность русского ударения и его возмож-ная подвижность при образовании грам-матических форм, соединённая с отсут-ствием обозначения ударения в печати, делают его для учащихся-нерусских исключительно трудным, если учитель не ведёт систематической и планомер-ной работы по практическому освоению учащимися русского ударения.

При работе над ударением необходи-мо постоянно обращаться к словарям и грамматикам. К сожалению, в грамма-тиках русского языка обычно ударению уделяется недостаточное внимание. Боль-шую помощь в работе учителя здесь окажет «Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, где даются систематические указания не только на ударение каждого слова в его исходной форме, но также и на пе-редвижение ударения при образовании разных его форм. Однако нам нужны специальные работы по описанию си-стемы русского ударения в его совре-менном состоянии и истории, по ударе-нию в языке лучших русских писателей и поэтов. В этом заинтересована как наука о русском языке, так и в ещё большей степени наша советская школа.

Очень важную роль в русском языке играют ударения, указывающие на смену интонации в сказанном и изменяющие смысл произнесенных слов. Ударение способно акцентировать основное и второстепенное в речи. Его отсутствие же показывает невыразительность речи и безэмоциональность в переживаниях. Данные состояния, в свою очередь, являются непрямыми симптомами психологических заболеваний или отклонений в речевом аппарате, задержек в его развитии. Поэтому очень важно знать о том, что такое ударение, его типы, а также уметь правильно применять его в русском языке. Это определение относится к разделу фонетики, который занимается изучением звуков в языке и речи.

Определение

Что такое ударение? Это звуковое и интонационное выделение какого-то определенного речевого компонента. По этому признаку они бывают следующими:

  • Логическое ударение - выделение слов в синтагме.
  • Синтагматическое - выделение синтагмы во фразе.
  • Словесное ударение - выделение слога в слове.

Именно с последним видом нам приходится сталкиваться постоянно. фраз подразумевает безошибочную постановку ударений в отдельно взятых словах.

Виды ударений

Ударения подразделяются по методу выделения слога из такта или слова:

  1. Силовое (динамическое) ударение - выделение слога происходит с помощью силы выдоха.
  2. Тоническое - выделение слога происходит с помощью движения тона голоса.
  3. Количественное - выделение слога происходит с помощью длительного звучания.
  4. Качественное - происходит смена

Обычно ударения не бывают абсолютно чистыми, один тип, как правило, сопровождается другим. Однако один из них является преобладающим.

В английском, чешском, русском и других языках встречается обычно динамическое ударение. В свою очередь, тоническое ударение больше распространенно в китайском, литовском и некоторых других языках.

Динамическое ударение бывает слабым и сильным. В русском языке распространено сильное динамическое. Для произношения ударного слога используется сила, которая выталкивается струей воздуха из легких. Безударные слоги изменяются и ослабляются, поскольку на них силы выдоха уже не хватает. Когда меняется звучание у безударных слогов, этот процесс называют редукцией.

Место ударения

Очень важно уметь правильно поставить ударение в любом слове, так как оно может ставиться в разных местах. По этому признаку выделяют:

  • Фиксированное - оно располагается на конкретном слоге.
  • Свободное, которое иначе называется разноместным. Оно может падать на любой слог в слове, поскольку не связано с каким-то конкретным местом в слове. Данное ударение используется, например, в русском и английском языке.

В свою очередь, свободное ударение делится еще на два подтипа:

  • Свободное постоянное. Следует отметить, что такое ударение падает все время на один и тот же слог в различных формах определенного слова. Большинство русских слов имеет, как правило, постоянное ударение.
  • Свободное подвижное. Известно, что такое ударение падает на различные слоги в разных формах одного слова. Например: пи-шу и пи-шешь.

Свободное подвижное ударение в русском языке является фонологическим средством и выполняет смысло-различительную функцию. Например: за-мок и за-мок.

Как правило, каждое слово в русском языке имеет одно ударение. Иногда некоторые самостоятельные, а также служебные слова не имеют собственного ударения и примыкают к какому-то соседнему слову как энклитики и проклитики.

К энклитикам относятся некоторые частицы: скажи-ка. Иногда к ним можно отнести и какие-то самостоятельные слова: взять за волосы.

К проклитикам можно отнести частицы, союзы, односложные предлоги. Определенные односложные предлоги в сочетании с какими-то существительными могут перетягивать ударение на себя, при этом следующее слово становится безударным. Например: за руку, без вести.

Трехсложные и двухсложные служебные слова могут быть слабоударяемыми или безударными. Слова, которые образованы путем сложения более двух основ, принято называть многосложными. Они, как правило, наряду с одним ударением могут иметь еще и побочное. На ударный слог последней основы такого слова всегда падает основное ударение, а побочное падает в его начале. Например: радиопередача. Маленькие по объему сложные слова не имеют побочного ударения: садовод.

Последовательное использование ударения в слове

В приводимых грамматических формах, лингвистических словарях, в неодносложных заголовках, в текстах для иностранцев, изучающих русский язык, а также в неодносложных заголовочных словах различных справочников и словарей используется последовательное употребление знака ударения. Это позволяет учить и читать слова правильно.

Выборочное использование ударения в слове

Выборочно знак ударения используется и в обыкновенных текстах. Оно правильно употребляется в следующих случаях:

  • Используется для того, чтобы не допустить некорректное опознание слова. Например: узнаю, дороги, потом.
  • Применяется для постановки правильного ударения в словах, которые плохо известны: ю́кола, Фе́рми.
  • Используется для предупреждения неправильного произношения слова: гренаде́р.

Правильная или ошибочная постановка ударений в словах способна существенно исказить смысл сказанного, наравне с неправильным использованием знаков пунктуации.

это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе.

Например, в стихотворении А. Ахматовой «Му­жество» (1942 г.) строки:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне…

Словесное ударение (или просто ударение) - это выделение слога в слове.

Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.

Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове - безударные.

Знак ударения « м» ставится над гласным ударного слога: стенам, помле.

Произносятся с логическим ударением на союзных словах - местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы.

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.

Во многих языках ударение является фикси­рованным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.

Ср.: кумхонный, красимвее, баловамть.

Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

Ср.: замговор - договомр, начамть - намчал, сиротам - сиромты.

Именно ударение может:

отличать одно слово от другого;

Ср.: амтлас - атламс.

быть показателем грамматической формы слова.

Ср.: румки - руким.

Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.

Высоґкоодарённый, веґчнозелёный.

В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.

Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музымка уж греметь устала; а сейчас мы произносим - мумзыка.

Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.

Например, во фразе: Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мномй) безударным становится предлог; во втором случае (пом воду) безударным становится существительное.

Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.

Творомг и твомрог, баржам и бамржа, камфарам и каммфора, комбамйнер и комбайнёр, щепомть и щемпоть.

Обычно варианты различаются сферой употребления.

Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безумдержный, демвичий, занялсям), другой - дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безудемржный, девимчий, занямлся).

Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).

Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: замнялся, докуммент, магамзин, киломметр, квамртал, амлкоголь, момлодежь. Это просторечные акцентологические варианты.

Литературные варианты произношения: занялсям, докумемнт, магазимн, киломемтр, квартамл, алкогомль, молодёжь.

При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.

Нормы ударения -- одна из самых главных проблем русского языка. Они многочисленны и нелегки для усвоения. Ударение усваивается вместе со словом: надо его запомнить, перевести в речевой навык. Часто проще и быстрее запоминается неверное ударение, что впоследствии очень сложно устранить. В этом и состоит задача грамотного человека -- освоить нормы ударения и правильно применять их на практике. Русское ударение отличается наличием большего количества произносительных вариантов, чем ударение в других языках (например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог).

Трудности в усвоении русского ударения связаны с двумя его особенностями: разноместностью и подвижностью.

Разноместность -- это способность ударения падать на любой слог русского слова: на первый -- имконопись, на второй -- экспемрт, на третий -- жалюзим, на четвёртый -- апартамемнты. Во многих же языках мира ударение прикреплено к определённому слогу.

Подвижность -- это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: водам -- вомду, хожум -- хомдишь. Большая часть слов русского языка (около 96 %) имеет подвижное ударение.

Разноместность и подвижность, историческая изменчивость произносительных норм приводят к появлению у одного слова акцентных вариантов. Иногда один из вариантов рассматривается словарями как соответствующий норме, а другой -- как неправильный. Сравните: поломжил, магамзин -- неправильно; положимл, магазимн -- правильно. Иногда варианты даются в словарях как равноправные: имскристый и искримстый.

В связи с такими сложностями в изучении ударения в русском языке появляются акцентные варианты у слов. Существует несколько основных причин появления акцентных вариантов.

Закон аналогии. В данном случае большая группа слов с определённым типом ударения влияет на меньшую, аналогичную по строению. В слове мышление ударение перешло с корня на суффикс -ени- по аналогии со словами биение, вождение и т. п. В таких словах, как гламжение, квамшение, крамшение, упромчение, обеспемчение, сосредотомчение, намемрение, ударение падает на корневую гласную, а не на суффиксальную. Это надо запомнить!

Ложная аналогия. Неправильно произносят слова газопровод, мусоропровод по ложной аналогии со словом провод с ударением на предпоследнем слоге: газопромвод, мусоропромвод. Это неверно, так как в этих сложных словах ударение падает на последний слог (во второй части слова).

Тенденция грамматикализации ударения -- развитие способности ударения различать формы слов. Например, с помощью ударения разграничивают формы изъявительного и повелительного наклонения: приструмните, принумдите, пригумбите и приструнимте, принудимте, пригубимте.

Смешение моделей ударения. Чаще эта причина действует в заимствованных словах, но может проявиться и в русских. Обычно трудности возникают со словами, заимствованными из греческого или латинского языков. Они часто похожи, но ударение ставится по-разному.

Действие тенденции к ритмическому равновесию. Эта тенденция проявляется только в четырёх- и пятисложных словах. Если междуударный интервал (расстояние между ударениями в соседних словах) оказывается больше критического (критический интервал равен четырём безударным слогам подряд), то ударение перемещается на предыдущий слог.

Профессиональное произношение: имскра (у электриков), компамс (у моряков), мальчикомвый (у продавцов), прикумс, амлкоголь, шпримцы (у медиков) и т. п.

Тенденции в развитии ударения. У двухсложных и трёхсложных имён существительных мужского рода наблюдается тенденция к переносу ударения с последнего слога на предшествующий (регрессивное ударение). У одних существительных этот процесс закончился. Когда-то произносили: токамрь, конкумрс, насмомрк, призрамк, деспомт, симвомл, воздумх, жемчумг, эпиграмф с ударением на последнем слоге. В других словах процесс перехода ударения продолжается до сих пор и проявляется в наличии вариантов.

Гвоздинская Л.Г.
зав. центом гуманитарного образования СПб АППО

Важной стороной орфоэпии является ударение, то есть звуковое выделение одного из слогов слова. Ударение на письме обычно не обозначается, хотя в отдельных случаях (при обучении русскому языку нерусских) его принято ставить.

Отличительные особенности русского ударения — его разноместность и подвижность. Разноместность заключается в том, что ударение в русском языке может быть на любом слоге слова (книга, подпись — на первом слоге; фонарь, подполье — на втором; ураган, орфоэпия — на третьем и т. д.). В одних словах ударение фиксировано на определённом слоге и не передвигается при образовании грамматических форм, в других — меняет своё место (сравните: тОнна — тОнны и стенА — стЕну — стЕнам и стенАм).

Последний пример демонстрирует подвижность русского ударения. В этом и состоит объективная трудность усвоения акцентных норм. «Однако, — как справедливо отмечает К.С. Горбачевич, — если разноместность и подвижность русского ударения и создают некоторые трудности при его усвоении, то зато эти неудобства полностью искупаются возможностью различать с помощью места ударения смысл слов (мУка —мукА, трУсит — трусИт, погруженный на платформу — погружЁнный в воду ) и даже функционально-стилистическую закреплённость акцентных вариантов (лаврОвый лис т, но в ботанике: семейство лАвровых ). Особенно важной в этом плане представляется роль ударения как способа выражения грамматических значений и преодоления омонимии словоформ».

Как установлено учёными, бóльшая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную, частотную лексику языка. Приведём некоторые правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить соответствующие ошибки.

Ударение в именах прилагательных

У полных форм имён прилагательных возможно только неподвижное ударение на основе или на окончании. Вариативность этих двух типов у одних и тех же словоформ объясняется, как правило, прагматическим фактором, связанным с разграничением малоупотребительных или книжных прилагательных и прилагательных частотных, стилистически нейтральных или даже сниженных. В самом деле, малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударение на основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные — на окончании.

Степень освоенности слова проявляется в вариантах места ударения: кружкОвый и кружковОй, запАсный и запаснОй, околозЕмный и околоземнОй, мИнусовый и минусовОй, очИстный и очистнОй . Подобные слова не включаются в задания ЕГЭ, так как оба варианта считаются правильными.

И всё же выбор места ударения вызывает затруднения чаще всего в кратких формах прилагательных. Между тем есть довольно последовательная норма, согласно которой ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый — красИв — красИва — красИво — красИвы; немЫслимый — немЫслим — немЫслима — немЫслимо — немЫслимы и т. п.

Количество прилагательных с подвижным ударением в русском языке невелико, но они часто используются в речи, и поэтому нормы ударения в них нуждаются в комментариях. Ударение нередко падает на основу в форме множественного числа, а также в единственном числе в мужском и среднем роде и на окончание в форме женского рода : прАвый — прав — прАво — прАвы — правА; сЕрый — сер — сЕро — сЕры — серА; стрОйный — стрОен — стрОйно — стрОйны — стройнА .

Подобные прилагательные, как правило, имеют односложные основы без суффиксов либо с простейшими суффиксами (-к-, -н-). Однако так или иначе возникает необходимость обращения к орфоэпическому словарю, так как ряд слов «выбивается» из указанной нормы. Можно, например, говорить: длИнны и длиннЫ, свЕжи и свежИ, пОлны и полнЫ и т. д.

Следует также сказать и о произношении прилагательных в сравнительной степени. Существует такая норма : если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе -ее : сильнА — сильнЕе, больнА — больнЕе, живА — живЕе, стройнА — стройнЕе, правА — правЕе ; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва — красИвее, печАлъна — печАлънее, протИвна — протИвнее . То же касается и формы превосходной степени.

Ударение в глаголах

Одна из наиболее напряжённых точек ударения в употребительных глаголах — это формы прошедшего времени. Ударение в прошедшем времени обычно падает на тот же слог, что и в инфинитиве: сидЕть — сидЕла, стонАть — стонАла, прЯтатъ — прЯтала, начинАть — начинАла . Вместе с тем группа употребительных глаголов (около 300) подчиняется другому правилу: ударение в форме женского рода переходит на окончание, а в остальных формах остаётся на основе. Это глаголы брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др. Рекомендуется говорить: жить — жил — жИло — жИли — жилА; ждать — ждал — ждАло — ждАли — ждалА; лить — лил — лИло — лИли — лилА . Так же произносятся и производные глаголы (прожить, забрать, допить, пролить и т. п.).

Исключение составляют слова с приставкой вы- , которая принимает ударение на себя: вЫжитъ — вЫжила, вЫлитъ —вЫлила, вЫзвать — вЫзвала .

У глаголов класть, красть, слать, послать ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе: крАла, слАла, послАла, стлАла .

И ещё одна закономерность. Довольно часто в возвратных глаголах (в сравнении с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начАтъся — началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь; принЯться — принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь .

О произношении глагола звонить в спрягаемой форме. Орфоэпические словари последнего времени совершенно обоснованно продолжают рекомендовать ударение на окончании: звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт . Эта традиция опирается на классическую литературу (прежде всего поэзию), речевую практику авторитетных носителей языка.