Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений. Явление сенсорной адаптации

Все психологические теории мотивации рассматривают поведение членов организации в коллективе, его реакции на стимулы. В основе отношения персонала к работе лежит воздействие на личность работника, поэтому любому руководителю важно знать основные принципы психологической мотивации.

Из статьи вы узнаете:

Психология мотивации огромное значение имеет для руководителей предприятий. Понимая механизмы ее работы, можно создать успешную систему мотивации персонала на производстве, способствующую эффективной трудовой деятельности и достижению производственных целей. Для этого стоит изучить основные психологические теории мотивации труда.

Психологические теории мотивации труда

За последние полвека в психологии мотивации были разработаны и до сих пор продолжают развиваться не менее 10 теорий. Как правило, их классифицируют по тому или иному признаку, в зависимости от предмета анализа и изучаемых факторов влияния на работника. Так, согласно классификации Х. Шольца, психологические теории мотивации деятельности делятся на три главных направления:

  • В первом рассматривается специфическая картина работника. Здесь играет роль определенный образ сотрудника, его потребности и мотивы. Пример таких теорий – «XY» Д. Макгрегора и дополняющая ее модель «Z» У. Оучи.
  • Содержательные теории – здесь предметом анализа является структура потребностей и мотивов личности, а также их проявления в жизни и работе. К таким концепциям относится иерархия потребностей А. Маслоу, теория приобретенных и врожденных потребностей Генри А. Мюррея, модель потребностей К. Альдерфера, двухфакторная модель Ф. Герцберга .
  • Процессуальные теории, где изучают не только отдельного индивида, но и влияние на его мотивацию различных факторов внешней среды. Здесь же анализируется распределение усилий работников и выбор конкретного вида поведения для достижения поставленных целей. Примерами теорий данного вида можно назвать теорию трудовой мотивации Д. Аткинсона, модель мотивации по В. Вруму, теорию справедливости С. Адамса и 12 факторов Мартина и Ричи.

Психологические теории мотивации Макгрегора и Оучи

Согласно теории Д. Макгрегора, подход к мотивации персонала работодатель может выбирать на основании отношения конкретного сотрудника к труду. В рамках данной теории выделяют два вида работников: X и Y.

Сотрудник типа X ленив от природы, не хочет работать и брать на себя ответственность, безынициативен и всячески избегает напряжения нервных сил. Такому работнику необходимо принуждение к труду путем наказания или поощрения.

Сотрудник же типа Y работает охотно, так как имеет естественную тягу к труду, зачастую является творческой личностью и сам стремится к ответственности. Такого работника нужно не принуждать, а побуждать к работе.

Позже У. Оучи дополнил работы Макгрегора теорией Z, в которой допускается смешанный тип психологии работника. Согласно проявляемым характеристикам, такой человек в зависимости от сложившейся ситуации ведет себя или как работник Y, или как X, соответственно в каждом случае выбирается разный способ мотивации.

Психологические теории мотивации Аткинсона и Адамса

Американцем Д. Аткинсоном одним из первых была предложена обобщающая теория мотивации, объясняющая поведение работника в стремлении к конкретной цели. Здесь нашли отражение моменты ориентации, инициации и поддержки поведенческой активности работника.

Психологическая теория мотивации труда Д. Аткинсона объясняет поведение сотрудника как результат взаимодействия качеств личности и конкретной ситуации, ее восприятия. Любой сотрудник стремится к успеху, старается избегать неудач, соответственно имеет два мотива: мотив достижения успеха и мотив, побуждающий избегать неудачи.

Модель Аткинсона определяет, что человек в большей степени ориентирован на успех, поэтому основная масса работников предпочитает выполнять задания средней сложности. Однако встречаются сотрудники, способные допустить вариант неудачи ради возможного достижения привлекательной цели.

Аткинсон обосновал свою работу теорией ожиданий. Она основана на допущении, что работник прикладывает усилия для достижения привлекательной цели только, если оценивает шансы удовлетворения своих потребностей с большой вероятностью.

В теории справедливости С. Адамса основная идея заключается в том, что в процессе труда работник сравнивает оценку своих действий со стороны работодателя с тем, как была оценена аналогичная работа коллег. Эмоциональный результат этого сравнения (удовлетворен работник или нет) влияет на дальнейшее поведение сотрудника.

Модель Адамса доказывает, что неравенство в оценках не всегда способствует повышению результатов работы или наоборот, демотивирует работников на достижение больших результатов. Дело в том, что человеку приносит удовлетворение состояние равенства, поэтому он стремится к сохранению этого состояния.

Однако для работодателя равенство плохо при общем низком уровне исполнения, так как нет стимулов к изменению этого уровня. При общем высоком уровне исполнения равенство будет важным мотивирующим фактором. Но если сотрудник ощущает неравенство, причем как недостаточное вознаграждение, так и чрезмерное вознаграждение, то мотивация к труду теряется.

Читайте также материалы по теме:

Основные психологические теории мотивации труда

В качестве основных психологических теорий мотивации труда рассматриваются несколько базовых, одной из которых признана иерархия мотивов Абрахама X. Маслоу. Он разработал теорию, основанную на порядке удовлетворения человеческих потребностей.

Согласно его идее, в первую очередь удовлетворяются физиологическая необходимость в пище, отдыхе, затем потребности в безопасности, принадлежности социуму, любви, уважении и признании. На высшей ступени находятся желания самоактуализации и саморазвитии как личности.

Суть данной теории заключается в том, что прежде, чем перейти к удовлетворению высших потребностей, должны быть удовлетворены все нижние составляющие иерархии. После удовлетворения потребности ее мотивирующее воздействие прекращается.

Труд А. Маслоу получил дальнейшее развитие в работах теоретика К. Альдерфера. Он выделяет всего три уровня потребностей, по сути своей совпадающих с пятью ступенями иерархии Маслоу (см. таблицу 1).

Основные положения теории К. Альдерфера:

  1. Выделены три потребности: существовать, общаться с другими и развиваться.
  2. Реализацию потребностей допустимо отсрочить во времени.
  3. Движение по иерархии может проходить не только снизу вверх, но и сверху вниз, если не удовлетворяется нужда высшего уровня.

Таблица 1. Классификация потребностей

В отличие от Маслоу, Альдерфер полагал, что потребности разных уровней могут одновременно влиять на поведение работника. В данной теории была установлена связь между удовлетворением потребностей и их активизацией:

Менее удовлетворенные потребности в существовании сильнее проявляются.

Чем больше удовлетворенность потребности в существовании, тем активнее проявляются социальные потребности.

Чем меньше удовлетворены социальные потребности, тем сильнее их действие.

Слабая удовлетворенность потребности роста увеличивает социальные потребности.

Чем меньше удовлетворены потребности личностного роста, тем активнее они заявляют о себе.

Чем полнее удовлетворены социальные потребности, тем сильнее актуализируются потребности роста.

В заключение стоит подчеркнуть важность изложенных концепций для разработки адекватной системы мотивации на производстве. Данные теории позволяют сделать вывод о том, что лежит в основе мотивации работника. Являющаяся результатом восприятия и оценки своего труда в организации потребность человека в каждом случае будет отличаться. Задача руководителя состоит в том, чтобы своевременно выяснять, ка­кие активные потребности движут каждым из сотрудников, и разрабатывать комплекс мотивирующих воздействий с целью повышения эффективности работы персонала.

Теория Авторы Суть теории
1. Работы античных философов. Античные философы. Мотивационный источник человеческого поведения в разуме, сознании и воле человека.
2. Иррационализм. Д. Аткинсон Р. С. Немов. Поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными, неосознаваемыми силами, имеющими свои истоки в органических потребностях.
3. Теория автомата. Мотивы - механический, или автоматический, врожденный ответ живого организма на внешние воздействия
4. Теории инстинктов. З. Фрейд, У. Макдугалл. Свели все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам. З. Фрейд выделил три инстинкта: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности. У. Макдугалл - 10 инстинктов: инстинкт изобретательства, инстинкт строительства, инстинкт любопытства, инстинкт бегства, инстинкт стадности, инстинкт драчливости, репродуктивный (родительский) инстинкт, инстинкт отвращения, инстинкт самоунижения, инстинкт самоутверждения.
5. Теория биологических потребностей человека. Все поведение человека объяснялось наличием у него биологических потребностей. Потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения, а их удовлетворение ведет к снижению напряжения.
6. Поведенческая теория мотивации. Э. Толмен, К. Халл, Б. Скиннер. Объясняли поведение в рамках схемы бихевиоризма: «стимул-реакция».
7. Теория высшей нервной деятельности. И. П. Павлов. Н. А. Бернштейн. П. К. Анохин. Е. Н. Соколов. Теория высшей нервной деятельности. Теории психофизиологической регуляции движений. Модель функциональной системы, описывающую динамика поведенческого акта. Открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов восприятия, внимания и мотивации, предложил модель концептуальной рефлекторной дуги.
8. Классификация человеческих потребностей. А.Маслоу. Иерархия человеческих потребностей и их классификацию: у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей.
9. Мотивационные концепции второй половины XX в. Д. Макклелланд. Д. Аткинсон. Г. Хекхаузен. Г. Келли. Ю. Роттер. Отрицание возможности создания единой универсальной теории мотивации для животных и человека. Стремление снять напряжение как основной мотивационный источник поведения на уровне человека не работает. Человек не реактивен, а изначально активен. Сознательная регуляция для человека является ведущим механизмом формирования поведения, но и признание роли бессознательного. Введение понятий, отражающих особенности человеческой мотивации: «социальные потребности, мотивы» (Д. Макклелланд, Д. Аткинсон, Г. Хекхаузен), «жизненные цели» (К. Роджерс, Р. Мей), «когнитивные факторы» (Ю. Роттер, Г. Келли и др.) Предприняли попытку найти специальные методы изучения мотивации, подходящие только для человека.
10. Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека. А. Н. Леонтьев. В основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит подчиняющееся объективным социальным законам развитие системы деятельностей. Описал механизм сдвига мотива на цель (механизм превращения цели в мотив). Суть данного механизма состоит в том, что в процессе деятельности цель, к которой в силу определенных причин стремился человек, со временем сама становится самостоятельной побудительной силой - мотивом.

Иррационализм.

Иррационализм - учение рассматривал поведение животных. Сторонники данного учения исходили из утверждения, что поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными, неосознаваемыми силами, имеющими свои истоки в органических потребностях. Схематично история исследования проблемы мотивации представлена на рисунке. Изображенная на нем схема была предложена американским ученым Д. Аткинсоном и частично модифицирована Р. С. Немовым.

История исследования проблемы мотивации (Немов Р .С .) .

Теория автомата.

Первыми психологическими теориями мотивации считают возникшие в XVII -ХVIII вв . теорию принятия решений , объясняющую на рационалистической основе поведение человека, и теорию автомата , объясняющую на иррационалистической основе поведение животного. Первая была связана с использованием математических знаний при объяснении поведения человека. Она рассматривала проблемы выбора человека в экономике. Впоследствии основные положения данной теории были перенесены на понимание человеческих поступков в целом.

Возникновение и развитие теории автомата было вызвано успехами механики в XVII-XVIII вв. Раздельное, независимое существование двух мотивационных теорий (одной - для человека, другой - для животных) продолжалось вплоть до конца XIX в.

Роль эволюционной теории Ч .Дарвина в развитии проблемы мотивации поведения человека.

Во второй половине XIX в. с появлением эволюционной теории Ч . Дарвина возникли предпосылки к тому, чтобы пересмотреть некоторые взгляды на механизмы поведения человека. Разработанная Дарвином теория позволила преодолеть антагонизмы, разделявшие взгляды на природу человека и животных как на два несовместимых в анатомо-физиологическом и психологическом отношениях явления действительности. Дарвин был одним из первых, кто обратил внимание на то, что у человека и животных имеется немало общих потребностей и форм поведения, в частности эмоционально-экспрессивных выражений и инстинктов.

Под влиянием этой теории в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк) и инстинктов у человека (3. Фрейд, У. Макдугалл, И. П. Павлов и др.). В ходе этих исследований изменилось представление о потребностях. Если раньше исследователи пытались связать потребности с нуждами организма и поэтому использовали понятие «потребность» для объяснения поведения животных, то в процессе трансформации и развития научных воззрений данное понятие стали использовать и для объяснения поведения человека. Понятия «потребность» в отношении человека привело к расширению этого понятия. Стали выделять биологические и некоторые социальные потребности. Главной особенностью исследований мотивации поведения человека на данном этапе было то, что в отличие от предыдущего этапа, на котором противопоставлялось поведение человека и животного, эти принци­пиальные отличия человека от животного старались свести к минимуму. Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животное.