Сильно болит душа что делать. Болит душа: что делать? Мир не интересен

Куда обращаться за помощью, если ваша семья терпит бедствие.

Психологи утверждают, что любое испытание, которое выпадает на нашу долю, делает нас сильнее. Так оно чаще всего и бывает. Но если вы растерялись и не знаете с чего начать, обратитесь в нужные инстанции.

Что нас больше всего пугает?

Сейчас то и дело приходится слышать от экономистов с мировыми именами разные, не очень приятные прогнозы событий, которые могут происходить в России уже в ближайшее время. Мол, экономический кризис 2008 года, на фоне нынешнего, может показаться детской шуткой. Да и сами мы наблюдаем, как каждый день в цене растут доллар и евро, цены в магазинах тоже не стоят на месте. Многие компании начинают вводить режим экономии, сокращают коллективы.

Между тем, если судить по данным опросов, то в нашей стране ничего страшного не наблюдается. По данным Фонда общественного мнения, например, 33% россиян считают, что экономическая ситуация в стране вообще не меняется, а 22% даже видят улучшения и только 24 процента уверены, что положение дел ухудшается. Причины ухудшения пессимисты видит в том, что растут цены и инфляция.

По данным опроса Левада-Центр,наоборот, все не так радужно. 71 процент россиян больше всего пугает рост цен, бедности и обнищания страшатся 40 процентов наших соотечественников, замечают начавшийся кризис в экономике и его опасаются 28 процентов жителей страны, 26 процентов граждан боятся роста безработицы, 26 коррупции и взяточничества, бедности и обнищания.

И это, правда, страшно. Когда вдруг оказываешься без работы и денег, на этом фоне начинает резко барахлить здоровье, руки просто опускаются от безнадеги. А если на вас еще висят не оплаченные кредиты, на ваших плечах старики-родители и дети-школьники, то и вовсе сложно сориентироваться. Главное, что не ясно, как выпутываться из всего этого. В этой ситуации важно не паниковать, а постараться успокоиться и здраво взвесить свои возможности и помнить, что вы не первый, кто оказался в беде и не последний.

Остались без средств к существованию

Первое, конечно, что нужно сделать, выяснить на какую помощь вы, и ваша семья можете рассчитывать, если вы не можете быстро найти работу, а жить не на что. В этом случае лучше сразу отправляться в районное управление социальной защиты. Там вам точно не дадут пропасть. Окажут единовременную материальную помощь, выдав сертификат на матпомощь, на покупку продуктов и других необходимых товаров. И даже разработают план по спасению вашей семьи. Кроме этого подскажут где и как быстро искать работу. Отправят на срочные курсы для получения новой специальности и т.д. Вам только понадобится написать заявление о помощи и обосновать в чем именно у вас возникли трудности.

Можно также обратиться в Центр помощи семьи и детям. Это тоже государственная структура, которая нацелена в первую очередь на то, чтобы оказывать помощь семьям, где растут дети. В таких центрах работают юристы, психологи, опытные социальные работники, они дадут вам адреса центров занятости, свяжутся со специалистами из этих ведомств. Нередко вакансии бывают и в самих центрах соцзащиты. Возможно, оклады не самые высокие, но если речь идет о том, чтобы продержаться какое-то время, то и это может быть вариантом. В столице, других городах действует специальная программа помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Нечем платить за квартиру

Не забывайте, что если ваши доходы резко упали, вам положены субсидии. Причем москвичам они предоставляются в случае, если расходы семьи на коммуналку превышают 10 процентов от семейного бюджета. В других регионах субсидии начинают выплачивать, если платежи за коммунальные услуги превышают 22% от семейных доходов. В Москве, к примеру, субсидии получают 570 тыс. московских семей. В основном, это, конечно, пенсионеры. Тем не менее даже здесь, вы можете сократить свои расходы и не копить долги по коммуналке, дожидаясь когда к вам придут судебные приставы.

Если у вас неоплаченные кредиты

Больше всего вы боитесь того, что потеряв работу нечем будет выплачивать ипотеку? Здесь главное предупредить банк и попросить отсрочку в платежах, а не начинать скрываться от своего банка. Если время с поиском работы затянется, банк может подать на вас суд, что, кстати, может пойти вам на пользу, поскольку в суде вам могут уменьшить суммы выплат, которые требует банк в виде штрафных санкций за несвоевременные платежи. В любом случае, вы должны всячески продемонстрировать вашему финансовому учреждению, что вы на месте, пытаетесь решить свою проблему.

Подкачало здоровье

Проблемы со здоровьем, нужно решать быстрее, чем финансовые. Опять же, если вы сами не можете с ними справиться, вам некому помочь, после походов к докторам, опять же, следует обратиться в управление соцзащиты. Здесь вам кроме всего прочего даже могут предложить услугу сиделки и социального работника. Все зависит от того, насколько серьезная ситуация. Также, если вам срочно требуется дорогостоящее лечение, а денег ждать неоткуда, вы можете написать в территориальный центр соцзащиты заявление, чтобы вам выделили деньги на лечение. Работа в органах соцзащиты сейчас строится именно на оказании адресной помощи.

Больной ребенок

Семьям, имеющим детей-инвалидов, детей с особенностями развития, государство оказывает немалую помощь. Как материальную, так и моральную. Большая работа проводится в центрах социальной реабилитации по месту жительства. Здесь с детьми работают педагоги, психологи, доктора.

В Москве, например, недавно, заработала социальная программа "Передышка", когда родители детей с особенностями развития могут оставлять их на несколько часов на попечительство работников социально-реабилитационных центров. В это время мамы и папы могут решать какие-то свои неотложные дела. Кстати, об оказании такой же помощи вы можете узнать в своем управлении соцзащиты, если растите ребенка в одиночку.

Не можете открыть свой бизнес

С прошлого года в стране действует система соцконтрактов. Люди с низким уровнем дохода могут рассчитывать на сумму от 40 до 130 тыс. рублей, чтобы на эти деньги можно было начать свой бизнес. В Москве от такой практики отказались, решив, что эта сумма недостаточна для того, чтобы можно было открыть свое дело и выделяют разовую материальную помощь. В регионах система соцконтрактов пользуется спросом. Выделенных денег бывает достаточно, чтобы заняться индивидуальным предпринимательством, открыть, например, свое фермерское хозяйство, приобрести трактор и т.д.

Соцконтракт заключается от 3 месяцев до года. Право на него имеют все совершеннолетние граждане. На него также могут претендовать пенсионеры и матери, находящихся в декретном отпуске. Они будут получать помощь от государства наряду с пенсией и пособием по уходу за ребенком.

Развод, семейные неурядицы

Как часто это бывает, стало в семье хуже с деньгами, пошли разбирательства, скандалы, выяснения отношений, глава семейства от горя запил горькую. Всем нам приходилось наблюдать за такими картинами. Больше всего в таких случаях страдают дети. Не можете найти выхода?

Опять же, отправляйтесь в социально-реабилитационный центр, женщины могут обратиться в кризисный центр матери и ребенка. Вам помогут справиться и с этой бедой, если вы, конечно, сами этого заходите. В социально-реабилитационных центрах с каждым из супругов поработают специалисты, поддержат ребенка. Могут на какое-то время взять его к себе, обеспечив занятия в различных кружках, секциях, клубах.

Главное помните, что нет ничего стыдного просить о помощи, гораздо хуже опуститься на самое дно, не пытаясь сопротивляться жизненным трудностям.





Метки:


А. Демкин
Если болит душа... Что делать, если душе плохо?

© 2011-2015, Андрей Демкин, СПб.
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения автора.

Что делать, если болит душа, если на душе плохо?

10 шагов выхода из кризиса.

10 шагов личного опыта выхода из душевного кризиса. Один из вариантов решения.

"Без скорбей нет спасения, зато претерпевших ожидает Царство Небесное".
Преподобный Серафим Саровский

У каждого из нас были, есть и будут моменты или периоды, когда душе нестерпимо плохо, когда душа болит и скорбит. Не хочется никого видеть, ни с кем говорить. Не хочется есть, не хочется двигаться... В такие моменты не верится, что когда-нибудь душа отболит и снова научится радоваться. Смотреть в будущее в таком состоянии невозможно. Ты видишь только глухую стену перед собой и горькие утраты или ошибки позади. Ночью не спиться. Ни на что нет сил... Выйти из такого душевного состояния очень и очень тяжело. Душа болит, плохо душе...

  • Если вы слышите, что кто-то пытается вступить в ваших мыслях в разговор с вами - не отвечайте. Произнесите: «Отойди от меня дух нечистый, не желаю тебя слушать, только Господу моему Иисусу Христу верую, поклоняюсь, и Ему одному служу ».
  • Дайте мыслям простую и полезную пищу - молитвы: используйте простое и краткое правило Св. Игнатия Брянчанинова: «Слава Богу за все! Господи! Предаюсь Твоей Святой воле! Буди со мною воля Твоя! Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня. Достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем! » Проникнитесь эти мыслями. Как можно чаще читайте про себя Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного ». Если вам ближе обращение к Богородице читайте: «Пресвятая Богородица помилуй мя ». Вы заметите, как с каждым днем молитвы дают вам все больше и больше сил, как отступают от вас силы зла.
  • Утром, встав с постели прочитав эти простые молитвы, повертитесь лицом на запад (там, где обычно заходит солнце) и произнесите: «Отрекаюсь от тебя, сатана, и всех дел твоих, и всех ангелов твоих, и всего служения твоего, и всей гордыни твоей». После дуньте в те в ту же сторону. Эти же слова нужно произносить и вечером после молитвы «Да воскреснет Бог». Перед тем как лечь на постель, читая молитву Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его, и да бежит от лица Его. Как исчезает дым, да исчезнут; как тает воск от лица огня, так да погибнут бесы от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголящих: радуйся, Пречестный и Животворящий Крест Господен, прогоняй бесов силою на Тебе припятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сошедшего и поправшего силу дьявола, и даровавшего нам Себя, Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата. О Пречестный и животворящий Крест Господен! Помоги мне со Святой Госпожой Девой Богородицей и со всеми святыми вовеки. Аминь . После прочтения молитвы, перекрестите рукой все четыре стороны света, и свою постель.
  • Попросите принести вам святой воды из храма или святого источника. Окропите святой водой свой дом, свою постель, себя и пейте святую воду с молитвой: Господи Боже мой,
    да будет дар твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, во просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих,
    во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих,
    по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих.
    Аминь.
  • Когда вы почувствуете в себе достаточно сил, чтобы выходить на улицу, попросите кого-нибудь из близких отвести вас на . В сопровождении близкого человека, которому вы доверяете, постарайтесь совершить троекратное омовение в водах святого источника. Воды святого источника обладают большой целительной силой и способны отгонять самых сильных бесов. Если в вашей местности нет святых источников, с помощью сопровождающего перейдите троекратно вброд реку или ручей, стараясь окунуться с головой. Если в вашей местности нет реки, поливайте святую воду из храма себе на макушку. Считается, что бесы «сидят» именно там. После омовения хорошо пойти в парикмахерскую: состригите кончики волос, где могут сидеть "бесы".
  • Когда, после омовения вы наберете больше сил, посетите храм для таинства Елеосвящения, или Елеопомазанием или Соборования. Через это Таинство верующим подается исцеляющая сила Божия, значительно ослабляющая также и действие бесов. Также человеку прощаются забытые и неосознаваемые грехи. Таинство заключается в семикратном помазание освященным елеем частей тела (чела, ноздрей, щек, уст, груди и рук), которое предваряется чтением Апостола, Евангелия, краткой ектеньей и молитвой об исцелении человека и прощении его грехов. При помазании священник молится, возлагает на голову человека Евангелие письменами вниз и произносит разрешительную молитву от грехов. Душе становится легче. Боль отступает.
  • Переходим к исповеди и причастию. Лучше всего исповедоваться в каком-либо монастыре, находящемся вдалеке от туристических маршрутов. Нужно заранее выяснить, кто из священноиноков более опытен в этом деле, ведь очень многое зависит от личности духовника. Если нет духовно рассудительных священников поблизости, придется узнавать у верующих, где они есть, и ехать туда. Ваше будущее зависит от качества этой исповеди! Она не должна быть общей, а только индивидуальной. Если поблизости нет монастырей, узнайте о тихих сельских приходах, где нет туристов, где мало людей, и у священника найдется время заняться вами.

    Молитва своему Ангелу Хранителю:
    Святый Ангеле Господень, Хранителю мой, спаси и сохрани душу мою от сетей вражиих.

    В Ленинградской и Псковской областях я могу рекомендовать для исповеди:
    Для женщин: Творожковский монастырь и Введено-Оятский монастырь
    Для мужчин: Крыпецкий монастырь
    Сельские приходы: Заручье и Прибуж .

    Методика "Мысленный крест" при врачевании тревоги, страхов и беспокойства
    Мы предлагаем ознакомиться с безлекарственной методикой "Мысленный крест" которая помогает снять безотчетную и постоянную тревогу, улучшить сон, переработать навязчивые мысли и тягостные воспоминания.

    Для восстановления нормального ночного сна воспользуйтесь нашими видео- или аудио-занятиями "Лечебные сны" .

    До того, как вам назначит лечение врач (если потребуется), можно поддержать свои силы одним из самых безвредных лекарственных средств, которое состоит просто из металла Магния и витамина В6: Магне В6 (Франция, дороже) или Магнелис B6 (Россия, дешевле). Это средство помогает быстро снять внутреннее напряжение. Клинические исследования показали, что терапия препаратом Магне В6 способна достоверно улучшать психические и соматические (вегетативные) проявления тревоги с той же эффективностью, что и применение транквилизаторов, а также по антидепрессивному эффекту сопоставима с применением антидепрессантов. Но здесь важно отметить, что терапия магний-содержащим препаратом, и в частности Магне В6 форте, должна быть длительной - от 2-3 месяцев до года. Минимальный срок терпии магний-содержащими препаратами 2-месяца - можно рекомендовать молодым людям в возрасте до 40 лет. Лицам старше 40 лет с прием препарата должен осуществляться от 2-3 до 6 месяцев. Люди, пребывающие в состоянии острого или хронического стресса, нуждаются в приеме магния весь период негативного воздействия стрессорных факторов. При хроническом стрессе при отсутсвии заболеваний почек можно порекомендовать прием препарата Магнерот (500 мг магния) по 1 -2 таблетке в день. Возможен прием Магнерота длительное время - в течении всего срок действия фактров, вызывающих стресс. Магнерот стоит дешевле, чем Магне B6.

    Другим безвредным средством при лечении тревоги, напряжения, снижения настроения и нарушений сна является обыкновенная валерьянка (экстракт валерианы) . Однако для эффективного использования валерьянки необходимо применять ее в правильных дозах. Клинически подтвержденное эффективное действие экстракта валерианы начинается с разовой дозы в 100 мг (это 5 таблеток экстракта валерианы по 20 мг). При повышенной тревожности, раздражительности, нервно-мышечном напряжении назначают по 100 мг экстракта валерианы 3 раза в день. Перед сном (за час до сна) принимают 400-460 мг валерианы (20-23 таблетки по 20 мг). Прием валерианы в таких дозах сокращает время наступления сна на 9-11 минут, делает сон более глубоким, уменьшает количество ночных пробуждений. Рекомендованная продолжительность курса лечения валерьянкой - до 28 дней. Соотношение дозы экстракта валерианы и веса корня валерианы: 200 мг экстракта валерианы эквивалентны 1 г сухого корня валерианы. То есть для приготвления дневных порций валерианы потребуется по 0,5 г сухого корня валерианы на прием, а перед сном - 2 г сухого корня валерианы.

    Другим хорошим лекарственным средством, которое продается в аптеках без рецепта, является Афобазол . Афобазол уменьшает чувство постоянной тревоги (озабоченность, плохие предчувствия, опасения), уменьшает раздражительность и плаксивость, уменьшает постоянную напряженность, улучшает сон, придает больше сил и уверенности в себе, улучшает концентрацию и внимание. Афобазол не снижает скорости психомотрных реакций, не снижает мышечную силу и его прием может быть совмещен с вождением автомобиля или выполнением другой сложной операторской деятельности. Также афобазол не вызывает привыкания. Принимается афобазол по 1 таблетке (10 мг) 3 раза в день после еды. Облегчение тревожного состояния, нервно-психической напряженности наступает уже на 2-3 сутки приема афобазола. Выраженный эффект развивается на 5-7 сутки. Курс лечения афобазолом 2-4 недели, в зависимости от эффекта. Максимальный эффект развивается к 4-й неделе приема афобазола.

    Побочные действия: в начале приема афобазола может появиться головная боль, которая пройдет через несколько дней от начала лечения. Возможны аллергические реакции. Обязательно проконсультируйтесь с врачом перед приемом афобазола!

    Для поддержки организма при остром и хроническом стрессе важно употреблять в пищу продукты, которые содержат вещества, уменьшающие проявления стресса .
    Психофизиологическая методика саморегуляции А.Демкина "Разгрузка" в условиях тяжелого стресса .

    Какому святому в каких случаях молиться? Православные молитвы на разные случаи жизни.


  • Добрый день, дорогие наши посетители!

    Отчего болит душа? За что наказывает Господь? Как сохранить душевный мир? Как стяжать дух мирен? Что делать, если потерял душевный мир, любовь, если с каждым днем становишься все хуже и хуже, и кажется, что уже душа умерла и никак не воскреснет…

    На данные вопросы отвечает архимандрит Амвросий (Фонтрие):

    «Б ывает, встретишь знакомого: вид у него понурый, голова опущена, ни на кого не смотрит, что ни скажешь ему, – ничему не радуется, ничто его не интересует. «Что с тобой? Ты заболел?» – «Нет, я здоров, у меня болит душа… «

    Тело свое мы видим, можем осязать. Видим раны и ссадины, чувствуем, когда болит сердце, почки. И тогда мы идем к врачу, и врач выписывает нам лекарства. Но что делать, когда болит душа? Как исцелить ее? Все, кому знакомы боль души, знают, что эту боль никакими снадобьями, напитками не залить. Душа мучается, страдает, часто даже тогда, когда в жизни есть все: работа, семья, достаток.

    Отчего страдает душа? Оттого, что мы забыли о ней, не заботимся, не питаем. Тело мы моем, одеваем, кормим, а душу? Как тело не может обходиться без пищи, так и душа. Ей нужна духовная пища: молитва, чтение Священного Писания, добрые дела. Те, кто часто творят добро, знают, как умиротворяется душа после каждого благого дела. Недаром святые говорят: «сделал доброе дело – себе сделал».

    За чистотой тела мы следим строго. Представьте себе человека, который несколько десятков лет не мылся. С ним и общаться неприятно, и самому ему неловко появляться в обществе. Душа, как и тело, требует омовения. Сколько греховной грязи накопилось на ней, она уже задыхается, а у кого-то совсем пропитана грехом и не чувствует угрызений совести. И такой человек говорит: у меня все хорошо, я не грабил, не убивал, я – человек неплохой. У таких людей душа уже не болит, она для Бога и добрых дел мертва.

    Но тем, у кого душа еще жива, кто способен чувствовать боль, есть возможность исцеления. Христос сказал: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.2:28) . Давайте остановимся, проанализируем всю свою жизнь, вспомним, кому мы причинили зло (делом, словом, помышлением), кого осудили, оклеветали, обманули, – все это осквернило душу, нанесло глубокие раны.

    Иные страдают из-за больного самолюбия, тщеславия, гордыни; допустим, человек способный, а все таланты приписывает только себе, забывая, что их даровал Господь, и заслуги в том самого человека никакой нет. Кто-то раздражается, обижается, а то и скандалит… Так и множатся наши грехи, а значит, и раны душевные. Тогда и надо обратиться к духовному врачу – священнику, придти в духовную лечебницу – Церковь, и на исповеди в Таинстве Покаяния рассказать все Господу в присутствии священника. Господь через священника прощает нам грехи и дает благодатные силы на борьбу с грехом. В покаянии мы очищаем душу, добрыми делами залечиваем раны, а молитвой – питаем…

    Господь – полнота Любви, Он никогда никого не наказывает. Любовь не может наказывать. Мы, когда грешим, сами себя наказываем. Каким путем? За наши грехи благодать Господня от нас отходит, и мы попадаем во власть демонов. И мы сами себя ставим под удар наказания. А Господь никого не наказывает.

    Слово «наказание» имеет следующий смысл. Родители дают наказ своим детям, чтобы они слушались, вели себя нравственно – не курили, не ругались, не сквернословили, не пьянствовали. Если дитя исполняет наказ родителей, то ему все будет удаваться в жизни. А если он наказ родителей не исполняет, он сам себя наказывает. Подрался – на него заводят дело в милиции. Украл что-то – то же самое. То есть сам себя человек наказывает.

    Как сохранить душевный мир? Это нетрудно, надо только себя настроить, сказать себе, что с сегодняшнего дня я больше не буду обращать внимание на пустяки, не буду раздражаться, обижаться, сердиться на ближних, а все, что бы ни случилось, буду принимать с благодарностью и не буду роптать; начну считать, что посланное мне – по грехам моим. Если мы так себя не настроим, то вся жизнь пройдет впустую: какими мы были – с пороками и страстями – такими и останемся. Для того, чтобы в душе всегда были мир и покой, надо всецело предаться Богу, чтобы Господь жил в нас, а мы – в Нем. Когда мы будем жить не по своей воле, а по воле Божией, тогда все станет на свои места, душа умиротворится и успокоится.

    Как стяжать дух мирен? Все знаем, как стяжать, но не все хотим потрудиться. Теорию знаем, а на практике – ну никак не получается! Знаете, как настраивает себя смиренный человек? Он доволен и рад всему, что ему дает Господь. Местечко дали, где уберется только подстилочка – он и рад этому; там поспит и Бога поблагодарит.

    Однажды в Александрии в большой праздник съехалось в монастырь множество нищих, калек и убогих. Места, где можно переспать, многим не нашлось; прямо в коридоре устраивались. Один старец после молитвы в своей келье через полуоткрытого дверь слышит: «Господи, Господи, как Ты нас любишь! Как все прекрасно, как хорошо! Вот, у меня рогожа – я ее подстелил, ею же и накрылся. Сколько людей голодных сейчас, а мы сегодня даже поели, хоть и не досыта, но поели. Многие люди в холоде, в тюрьме, в камерах находятся, воздуха там нет. А здесь все прекрасно, все хорошо. Мы на свободе, а есть люди, которые белого света не видят. У них кандалы на руках и ногах и цепи. А здесь полная свобода. Господи, какая Твоя милость великая!» Так благодарил Господа больной нищий. Надо уметь благодарить Господа везде и всегда. Тогда и душа умиротворится.

    Когда Юлиан – отступник – злейший враг христиан уничтожал веру православную, жил и служил в Каппадокии святитель Василий Великий. Там было 17 еретических храмов ариан, и только один православный. За очень короткое время святитель поработал так, что стало 17 православных и остался один еретический. Приехал представитель Юлиана – Модест, стал убеждать святого, чтобы он прекратил свою деятельность, перестал исповедовать веру Христову, чтобы перешел в арианство, пугал его смертью, ссылкой, лишением богатства. Святитель Василий Великий ответил на это так:

    – То богатство, которое ты думаешь у меня отнять, я давно передал через руки нищих, вдов и сирот в потусторонний мир. У меня ничего не осталось, кроме кожаных книг. Ты меня пугаешь ссылкой, но Бог на всяком месте. Где бы я ни был – везде Господь. Ты меня пугаешь смертью, а я к этому стремлюсь! Быстрее хочу разрешиться от тела и соединиться с Господом.

    Вот как рассуждали святые люди.

    Бывают у человека разные периоды. Поначалу, когда ребенок только учится ходить, его поддерживают родители. У него еще нет своей силы стоять: с помощью родительской он стоит на ножках и радуется. А когда родители его отпускают, позволяют самому свободно идти, он постоит немного и падает. Так и у нас. Господь Своею благодатию нас поддерживает; мы тогда себя чувствуем сильными, крепкими – все можем! Крепко стоим в вере и можем ходить. Но как только благодать отошла от нас – мы падаем и не в силах подняться, чтобы идти.

    Поэтому на себя надеяться никогда не надо. Надо всецело предаться в руки Божий. Почему у нас нет сил духовных? Потому, что надеемся на себя, на свои силы. А ведь если Господь нам не поможет, мы ничего сделать не сможем. Потому-то всегда надо уповать на помощь Божию, помнить, что Господь все управит, как лучше».

    Скажите-ка – доводилось ли вам в последнее время слышать, чтобы кто-то беспокоился: а все ли у него в порядке с душой? Зато, наверное, вам не придется напрягать память, чтобы вспомнить, как вы выслушивали жалобы друга на трудности психологического или эмоционального плана.

    Разница есть, согласитесь. Мы стали «обездушенным», зацикленным на своих психологических проблемах обществом. Обычная раньше, традиционная забота о «душевном здоровье» у нас сейчас подменена всепоглощающим интересом к своему психологическому и эмоциональному благополучию.

    Мы превратились в «хорошо отлаженное» – как некий механизм – общество.

    А душа… она всегда была чем-то таинственным, не поддающимся анализу. По-гречески слово «душа» (psyche – от psykhein – «дуть, дышать») означало самую жизнь человека. Значение этого слова близко к значению слова «pneuma» («дух», spirit), означающее «дыхание», «дуновение».

    Тело, которое больше не дышит, – мертво. В Книге Бытия Господь именно вдунул жизнь в Адама:

    «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие, 2:7).

    Психологический термин «self», «самость» или, для простоты, «Я» – очень модный нынче концепт. Классические труды Фрейда были написаны в конце 19 – начале 20 веков. Его идеи были моментально подхвачены поп-культурой, «популярной психологией» после Первой мировой войны. В «ревущие двадцатые», в эпоху возвращения к мирной жизни после ужасов войны, люди повально увлекались учением Фрейда. Его рассуждения о том, что нравственные и сексуальные запреты «опасны и вредны», стали особенно популярны. Это было десятилетие, ставшее свидетелем первых всполохов приближающейся сексуальной революции.

    Современные, с головы до ног исследованные психологами, зацикленные на своих психологических проблемах люди просто зачарованы собой. Мы анализируем, квалифицируем, классифицируем, со всех сторон рассматриваем мельчайшие составляющие нашего «Я».

    «Работа над своим «Я», «психологическая самопомощь», «стань психологом самому себе» – такие типичные выражения из арсенала «кухонной психологии». Однако цель этого насквозь «психологизированного» подхода к человеку имеет мало отношения к тому, что называется «душевным здоровьем».

    Современное христианство подхватило это мировосприятие и приспособило Писание к современным требованиям. Всевозможные варианты «Евангелия благосостояния» (идеология, главный посыл которой – Бог заинтересован в том, чтобы люди были финансово обеспечены, имели крепкое здоровье, счастливые браки и в целом жили хорошо.

    Сторонники этой идеологии утверждают, что люди, по Библии, должны быть богатыми и обеспеченными. Согласно этому учению, к материальному процветанию ведет подлинная вера, и оно является признаком Божьего благословения – прим. ред.) – все они основаны на «психологизированной» картине мира. Даже в популярных евангелических церквях считается, что «рожденная свыше» жизнь, жизнь воцерковленного человека должна быть счастливее прежней. Христос стал средством для достижения более успешного в социуме, более довольного собой, более благополучного психологически «Я».

    «Психологизированное Я» включает в себя и то, как мы зациклены на «успешности». Но говорить о том, что, вот, мол, дела у меня стали получше – совершенно некстати на исповеди. «Все ли хорошо у меня с душой?» – вот гораздо более уместный вопрос. И душа должна быть очень сильна, чтобы мы могли справиться с гневом, разочарованиями, соблазнами, неудачами.

    «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор 16:18)

    Святые вовсе не были «хорошо сбалансированными», «уравновешенными» людьми.

    «Психологизированное Я» отлично сочетается с нашей потребительской культурой – уместнее было бы назвать его «потребительское Я». Когда мы покупаем что-то ради удовольствия, ради комфорта – мы покупаем это для нашего «Я», для того чтобы оно стало, как сейчас считается, «более здоровым». Никто не спорит, душевные страдания должны быть облегчены, но не ценой же наших душ. Современное понятие «Я» – это блеклое подмена понятия «душа».

    А что же такое «душа»?

    Душа – это то, чем мы живы. Она нематериальна, она как бы растворена в нас.

    Святой Григорий Нисский предложил такое определение: «Душа есть сущность рожденная, сущность живая, умственная, сама собою сообщающая органическому и чувственному телу силу жизненную и способность воспринимать чувственное, доколе соприсутствует природа, способная к принятию того».

    Многое из того, что мы описываем как «личность», «индивидуальность», чем мы так страстно интересуемся и о чем так усиленно заботимся – по большей части всего лишь работа тела. Тело можно лечить, изменять, оно может даже исчезнуть при определенных обстоятельствах. Наша память, желания, страсти, наш «стиль общения» – это не наша личность, не то, что нас определяет.

    Скажем, мой мозг может быть подвержен синдрому дефицита внимания с гиперактивностью, но к моей душе это никакого отношения не имеет. Мозг – это инструмент, с помощью которого душа выражает себя (говоря словами современного афонского старца), но мозг и его деятельность – это не душа.

    Мне представляется интересным поразмышлять над опытом тех, кто претерпел великие мучения за веру – и над их наблюдениями над природой души. Один их таких достойных внимания примеров – воспоминания отца Романа Брага, румынского монаха, 10 лет проведшего в заключении в тюрьмах при коммунистическом режиме. Он подвергался там пыткам, сильнейшему психологическому давлению.

    Он писал: «Никуда нельзя пойти, нельзя даже выглянуть в окно – в камере-одиночке окон нет. Но все равно нужно куда-то двигаться. И ты идешь вглубь себя, вглубь своего сердца и разума. Спрашиваешь себя – кто я? зачем Господь привел тебя в этот мир? Даже сомневаешься – есть ли Господь и какие у меня с Ним отношения?

    Когда мы свободны, у нас нет времени задаваться такими вопросами, и вера наша поверхностна. Можно ведь очень много знать, и ум твой может быть подобен энциклопедии, но если ты самого себя не знаешь, в себе самом не разберешься – даже если ты все на свете знаешь – ты скользишь по поверхности, если не спрашиваешь себя: «Зачем я живу?», «В чем смысл моей жизни?», «Зачем Господь создал меня?», «Если я верю в Бога, чего Он хочет от меня?».

    Такие вопросы, особенно задаваемые человеком самому себе в ситуации, которая кажется безвыходной, в окружении врагов, могут свести с ума. Или, как в случае с отцом Романом, дать истинное знание о душе и пролить свет подлинного знания о чуде дарованной нам жизни.

    На вопрос «Зачем я живу?» нельзя ответить, используя ресурсы только лишь своей личности. Велики ли возможности личности в камере-одиночке?

    Эти вопросы направляют наше внимание напрямую к душе. Когда св. Григорий писал о душе, он начал с апофатического подхода, признавая с самого начала, что душа принадлежит, как и сам Господь, к области непознаваемого с помощью одного только разума. Вопрос «Зачем я живу?» требует тишины и молчания.

    И эта тишина – лучший звук для души. Шум же разума – болтовня, пустая болтовня.

    Когда Святые Отцы говорили о разуме по отношению к душе, они называли его «nous» (термин, введенный Платоном для обозначения Высшего Разума. «Nous» – это проявление божественного сознания в человеке – прим. ред.). То, что это слово считается синонимом к слову «интеллект» – часть печальной истории утраты понимания нами значения этого понятия. Nous, конечно, тоже разумеет и воспринимает, но совсем не так, как интеллект.

    И это разочаровывает современный ум, – ведь нам надо все увидеть, взвесить, измерить и сравнить. Мы даже сомневаемся, что душа на самом деле есть, – мол, может, так просто принято называть что-то другое, например, некую функцию мозга? И все, чего мы хотим от души – это чувство самоощущения, самосознания. Нам подавай некое селфи души – неоспоримое и самое убедительное подтверждение существования чего-либо в современном мире.

    Наша жизнь – это нечто большее, чем просто описание метаболических процессов в клетках наших тел. Душа, в которой заключается наша жизнь, воплощает, несет в себе смысл, цель нашего бытия. Душа была создана, чтобы познать Бога, и все ее внимание направлено именно на Него. Нам становится яснее, что такое nous, божественное сознание, когда мы искренне молимся, когда мы ощущаем присутствие Господа. Самосознание в nous – оно в раскаянии, покаянии, когда мы «возвращаемся к себе».

    Искреннее раскаяние – это не когда ты чувствуешь себя плохо из-за того, что сделал что-то не так, некая грусть, которая может быть просто нашими эмоциями. На самом деле это осознание, глубокое осознание того, что без Бога, отдаленные от Него – мы ничто. В монашеской традиции это называется «память смертная». Это знание души о ее истинном состоянии. И именно в этом состоянии душа жаждет вернуться к Господу.

    Вспомните слова из Великого покаянного канона Андрея Критского, которые поют в самом начале Великого Поста, обращающие наше внимание на это: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй».

    Душа – это наша жизнь, это в буквальном смысле якорь нашего бытия.

    «Потребительское Я» плохо приспособлено для истинного бытия. Стоит такому «Я» столкнуться с невозможностью выбора, как присущий ему нарциссизм повергает «потребительское Я» в отчаяние. Люди в современном мире часто делают покупки, чтобы хоть немного «приглушить» депрессию.

    Но наше истинное бытие – это душа. Только в душе неизбежные в нашем мире боль, страдания, недуги обретают смысл. «Потребительское Я» не выносит страданий и цепляется за всякую ложную надежду, обещающую избавление от страданий.

    Но вот послушайте снова отца Романа: «Страдания полезны не только для христианина, но и вообще для всякого человека. Если ты не знаешь страданий – ты ничего не знаешь». Это говорит человек, который был заключен в тюрьму режимом, который Солженицын описывал как «страшнейшее варварство современного мира».

    Господь Сам прямо говорил, что спасение души подразумевает страдания. Он говорил – те, кто последуют за Ним, должны будут «принять свой крест». И говорил Он не о широкой дороге, по которой нужно идти к самореализации, но об узенькой тропинке, где уничижается собственная воля, это пресловутое «Я» и достигается всецелое послушание совершенной воле Господа.

    Современный мир душу свою потерял. К счастью, мир в любой момент готов предоставить нам сколько угодно боли и страданий и тем самым дать нам шанс вновь обрести ее.

    Проснись, восстани, душа моя.

    Перевод Анны Барабаш

    Слово «уныние» в итальянском языке происходит от греческого akedìa, что обозначает «не заботиться»: уныние, в сущности, это отказ от ответственности, отказ отвечать на тот зов жизни, который христианская традиция именует призванием. Уныние – это форма пренебрежения, безразличия, отсутствия заботы к самой жизни; ей свойственны разочарование, отчаяние, усталость, скука и депрессия перед лицом жизни. Унывающий живет в таком настроении, которое влияет на все и может полностью дезориентировать. Уныние может перерасти в патологию, то есть в депрессию.

    Тем не менее было бы ошибкой просто поставить знак равенства между унынием и грустью или депрессией. Уныние может переживаться в приподнятом настроении, в состоянии активности, но, тем не менее, вызывать невероятный паралич духовной жизни. Унывающий кажется заблокированным, потому что он сосредоточен на самом себе и на своих проблемах, не может из них выбраться, не может посмотреть за пределы самого себя. Этот паралич – и причина и одновременно следствие его страданий. У феномена уныния – сложный, запутанный характер, в нем действуют разные силы. Страдающий от него чувствует растерянность, теряет логику: он ненавидит все, что есть, и страстно желает все, чего нет.

    Чувствуется, что все его существо теряет энергию, погружается в пустоту, скуку, вялость, неспособно сосредоточиться ни на каком деле, становится усталым и тревожным. Теряется точка притяжения, полюс, который стимулировал бы все стороны его личности; кажется, что эта потеря цели ведет всё в бесконечную пустоту. Из-за тревоги и из-за беспокойства кажется, что в жизни нет больше определенности, уверенности, что она опирается теперь только на колеблющуюся поверхность.

    Слово «acedia» (уныние) появляется в латинском тексте Ветхого Завета всего три раза. Тем не менее, Библия, кажется, прекрасно знает это настроение – есть страницы, описывающие ленивое и инертное поведение. В сути своей унывающий – это атеист: он удалил Бога из своего мира, оставив там только себя самого и разочарование в своей собственной ограниченности. Точно такой же эффект производит и гордыня. Если исключить Бога из своего мира, то ничто уже не поможет преодолеть барьеры между собой и реальностью. Изоляция – начало этого удушья, начало уныния.

    Далее обычно появляются два следствия: чувство нестабильности и пренебрежение к собственным обязательствам. Человек больше не управляет своей жизнью; его опутывают события, а он уже не способен видеть эти события ясно. Он больше не знает, как вести себя в некоторых ситуациях; возложенные на него задачи кажутся неразрешимыми.

    Феноменология уныния заключается в паре «лень — печаль». Уныние-печаль выражается в общем отсутствии интереса, в небрежении; тело вяло, дух словно порезали на части. Уныние наполняет душу грустью. Сердце кажется уставшим от всего. Дни тянутся по пятьдесят часов. Время тянется скучно и все никак не проходит; оно, кажется, служит только для того, чтобы отбирать у нас молодость и жизнь.

    При этом унывающий привязывается к лени, хотя его душа и страдает от нее. Уныние может походить на мир и спокойствие, но на самом деле является полной им противоположностью. Страдающий терзается отвращением к жизни и не может найти мира. Отсутствие интереса к жизни делает его поверхностным и злым, отнимает у интеллекта его способность intus legere, читать между строк, различать нюансы.

    Среди всех пороков уныние выглядит наиболее глубоким и коварным — и наравне с гордыней блокирует религиозную, духовную перспективу, проявляется в ощущении отсутствия смысла жизни. Другие пороки узнаваемы, их можно осудить даже вне религиозной перспективы, но уныние описано только в монашеской традиции и было незнакомо дохристианским философским учениям. Уныние со своей основой в виде грусти от жизни, следовательно, сродни депрессии, она проявляется в отсутствующем – или потерянном – смысле собственной жизни.

    Уныние – это своего рода крик боли пораженного нарциссизма, который должен считаться со своей ограниченностью, со слабостью, со смертью, своей собственной и других, и прежде всего с признанием того факта, что он не является мерой всех вещей. В основе уныния и его печали – оценка себя и своей жизни в негативных терминах. Это часто вызвано идеалистическим отношением, особенно у тех, кто хочет видеть себя центром всего. Поведение того, кто в депрессии, и унывающего, схоже тем, что они не принимают собственные ограничения как базовый элемент жизни.

    Если поработать с критериями оценки, это поможет осознать, что чувства, а лучше сказать – эмоции, это не всё в жизни, и что их в любом случае можно контролировать. Помощь должна состоять в том, чтобы развивать в себе бдительность и замечать добро. В этом помогает и практика испытания совести: человек учится читать страницы собственной истории, беря эту книгу в свои руки, и учится читать ее не как рекламный листок, а в свете милости Господней. Узнавание щедрой и верной милости Господа помогает добавить новых красок в собственную жизнь.