Система Зрения: Что видит мозг? Как видит наш мозг - зрение. По какой же причине люди этого не понимают сами

Есть ли реальные примеры, когда люди умеют видеть сквозь стены или читать, закрыв глаза? Не только в салонах эзотерики, но и на кафедрах ряда научно-исследовательских институтов встречается немало сторонников феномена ясновидения. Однако другие ученые сомневаются в чистоте проведенных экспериментов.
? Ирина закрывает глаза и читает рассказ. Хотя можно было и не закрывать: зрение у девочки практически нулевое. Она хмурится, наклоняет голову, кажется, будто старается что-то рассмотреть, и, наконец, без единой ошибки называет одну букву за другой. Ире – девять лет, еще не так давно ей с трудом удавалось отличить темноту от света. А теперь она «видит» буквы. «Ира делает значительные успехи, на занятиях она многому научилась. И это далеко не предел», – убежден исследователь из США Марк Комиссаров, президент Фонда помощи слепым.

Начать видеть за несколько дней

Незрячая девочка пробует найти стаканчик желтого цвета

Вместе с другими сторонниками феномена «прямого» или «альтернативного», видения Марк не сомневается, каждый человек может напрямую получать визуальную информацию непосредственно сразу в мозг, а не только через глаза. Природа заложила в нас такую возможность, но она спит и ее требуется пробудить, считает исследователь. Марк Комиссаров не единственный, кто занимается в России таким «пробуждением», над этой задачей работают академик Международной академии информатизации (МАИ), доктор философии, автор метода «Формирование альтернативного видения у человека» Вячеслав Бронников, а также академик МАИ, автор программы «Золотой луч» Николай Денисов и ряд других специалистов.

Если открыть новый канал восприятия, то человек с плохим зрением сможет «видеть», читать, рисовать, писать и даже кататься на роликах или играть в футбол … и это все с закрытыми глазами. У каждого человека есть резервы, чтобы научиться «увеличивать» микрообъекты, «приближать» удаленные предметы и воспринимать окружающее пространство объемно, – убежден Вячеслав Бронников. Как говорит Марк Комиссаров, его студенты могут «считывать» данные, держа в руках электронные носители, и смотреть сквозь стены, определяя предметы на расстояниях. Николай Денисов предлагает научить умению видеть будущее и прошлое.

Ребенку до двенадцати лет, как правило, хватит нескольких занятий, – убежден Комиссаров. А вот людям во взрослом возрасте потребуется приложить немало труда. Ведь дети верят в чудеса, а взрослые руководствуются своим жизненным опытом, подсознательно предубеждены, что видеть без участия глаз невозможно.

Если удастся преодолеть это предубеждение, то человек, по уверению Комиссарова, начнет получать информацию прямо в мозг. Только не в визуализированных образах, а просто человек будет знать содержание книги, кто находится перед затворенной дверью или спрятался в темном переулке. Пробудить у взрослого эту способность Комиссаров обещает за пять дней семинара. Ровно за такой же срок предлагает «возродить» «прямое видение» и академик Николай Денисов: вначале обучить различать буквы, а затем определять, о чем написано в книгах, «видеть» изображения и предметы на различном расстоянии.

А метод Бронникова позволяет людям начать видеть с закрытыми глазами после года обучения. И предварительно они должны пройти курсы: «Экология духа» и «Внутреннее видение». По убеждению Вячеслава Михайловича, если сразу начать развивать «альтернативное зрение», то у человека может случиться инсульт: «Без правильной предварительной нарушается техника безопасности, поскольку во время видения сильно сжимаются сосуды мозга. Вот почему мы сначала развиваем кровообращение мозга человека, а только потом – видение».

М. Комиссаров просит девочку описать, что она видит впереди себя (это стою я с фотоаппаратом). Девочка во всех подробностях описывает мою одежду, обувь.

Марк Комиссаров, наоборот, о здоровье участников семинара не беспокоится: «Для этого у нас оснований просто нет, так что техника безопасности здесь не нужна. В основе применяемой мной методики находится гипотеза, что в человеческом мозге имеется центр информационного восприятия (ЦИВ), способный воспринимать любую информацию напрямую из окружающего мира, без участия органов зрения». Комиссаров предлагает своим студентам выполнить несложные упражнения: например, закрыть и назвать, какого цвета листы бумаги, определить, животных, нарисованных в книжке для детей. Основная цель таких тренировок – «разбудить» ЦИВ и побудить мозг человека начать верить в свои возможности.

В тихом омуте…

Последователи теории возможности поступления информации непосредственно через мозг убеждены, что резервы человеческого организма используются далеко не на 100 процентов, а, значит, спящие таланты можно «разбудить». Нужно ли это каждому?

Практикующие «прямое видение», ищущие ответ на вопрос: как видеть с закрытыми глазами, – уверены, что всем это необходимо. Ведь, чтобы наш мозг мог принять правильное решение, важно, чтобы он получал извне верную информацию. А органы чувств в качестве посредников между окружающим миром и мозгом могут ведь ее и исказить. Когда же информация поступает в мозг напрямую, она значительно объективнее. В результате мы будем в состоянии поставить правильный диагноз больному ребенку, узнаем, когда нас обманывают, будем четко понимать, чего нам опасаться.

Противники данных методик обеспокоены, что человеку придется платить чрезмерно высокую цену за использование резервов организма. Они опасаются, что человек даже может сойти с ума во время обучения «альтернативному видению». Резервы у нашего мозга и тела действительно колоссальные. Например, если за вами мчится бешеная собака, вы сможете перескочить через забор высотой 3 метра. Но, если с целью тренировки начнете прыгать ежедневно через столь высокую преграду, будете применять допинг, то это приведет к негативным последствиям.

Доктор биологических наук, директор Института мозга человека им. Н.П. Бехтеревой Российской Академии Наук Святослав Медведев обращает внимание, что если постоянно использовать резервы организма, это нанесет психическому здоровью человека сокрушительный удар. Святослав Всеволодович вспоминает, как в 2005 году проводились исследования способностей юных учеников Бронникова, и поведение детей показалось коллективу института очень странным. «Они убеждали, что видят через закрытую дверь. Им предлагали повторять движения, которые выполнял с другой стороны двери наш сотрудник. Совпадений ноль. Ребята заверяли, что умеют смотреть телевизор с закрытыми глазами. Не подтвердилось. Но невозможно заставить 20 ребят в возрасте семи лет обманывать так уверенно. Девочки и мальчики на самом деле искренне поверили в свои способности».

Святослав Медведев комментирует, что хорошо видящие обычным зрением люди рискуют нанести вред психике после таких тренировок: они начинают уходить в мир иллюзий и фантазировать, именно это и случилось с учениками Бронникова.

Другой случай, если с органами зрения наблюдаются серьезные проблемы, тогда развитие новых способностей наоборот приветствуется. Житель Москвы Александр Левит ничего не видел с самого рождения. Врачи поставили диагноз, что его болезнь неизлечима, но родители мальчика постоянно искали нетрадиционные методики для восстановления зрения. В девять лет Сашу привели к Вячеславу Бронникову. Через несколько месяцев мальчик научился описывать предметы, через 12 месяцев – свободно ориентировался в пространстве, ходить по городу. С того времени минуло более 16 лет, зрение у Саши по-прежнему далеко от идеального (зрение 40 – 50%), но, он говорит, что этого достаточно, чтобы жить полноценно и не испытывать трудностей. Для Саши ответ на вопрос: как видеть с закрытыми глазами, – найден. Современные методики улучшили его восприятие мира.

Как наблюдают авторы методик, у одних незрячих людей получается «видеть» после нескольких занятий, другие достигают результат через несколько месяцев, но чаще требуется несколько лет тренировок. «У человека, который никогда не видел, в мозге не присутствуют визуальные образы, – комментирует Марк Комиссаров. – Оттого даже с проявившимися способностями они не могут распознать изображение, которое поступает в мозг по новому пути. Поэтому требуется большая работа, чтобы создать в мозге слепого человека визуальные образы. Таким образом, как у человека с нормальным зрением они создаются с помощью глаз с момента рождения».

Комментарий эксперта: Святослав Медведев: “Могу уверенно сказать, что на сегодняшний день доказательств «альтернативного видения», то есть видения без света, нет. Во всяком случае, во время экспериментов, проводимых в 2005 году в Институте мозга человека, не было зафиксировано ни одного случая подобного видения. Тогда мы исследовали учеников Бронникова. Детям надевали на глаза специальные очки с закрепленной на стеклах фольгой и незасвеченной пленкой. Действительно, некоторые ребята видели и читали. Как выяснилось, у всех них засветилась пленка. А те, у кого пленка осталась незасвеченной, – не видели ничего. Значит, детям был нужен свет, и речь идет не об «альтернативном видении», а о хорошо развитом внимании.

В рамках нашего исследования Вячеслав Бронников занимался с женщиной, которая в семилетнем возрасте лишилась зрения. Без результата! Но при этом методика Бронникова интересна. Хотя бы тем, что людям слабовидящим и слепым, но с потенциальными возможностями видеть она позволяет усиливать обработку поступающего визуального сигнала и преобразовывать его в изображение. Что, кстати, и произошло в случае с Александром Левитом, у которого, несмотря на отсутствие зрения с рождения, были рецепторы, то есть потенциально он обладал ресурсами для видения”.

Не верю!

Столь удивительное явление, как «альтернативное зрение», конечно же, не осталось без внимания ученых, их экспериментов и исследований.

Сотрудник Института эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова, Лаборатории нейрофизиологии ребенка профессор Александр Шеповальников написал заключение о методике Комиссарова: «Отдельного внимания заслуживает родившаяся слепой Ольга М. (15 лет), без ошибок определявшая на расстоянии 50-60 см 6 цветов бумаги формата А4 после 20-минутного обучения».

Заметный резонанс вызвало исследование в Санкт-Петербурге академика РАН, известного специалиста по головному мозгу Натальи Бехтеревой. В 2000 году она руководила обследованием семи подростков 10 – 17 лет, обучавшихся по методу Бронникова. «Я заверяю, что обучавшиеся видеть без помощи глаз, в действительности имеют способности читать неизвестные им ранее тексты и производить другие действия, для которых требуется зрение. Результаты показали, что у человека, обучаемого методу, не требуется наличие каких-либо особых свойств, значит, сформировать новое виденье мира для людей, которые видят слабо или не видят вовсе, возможно», – прокомментировала академик Бехтерева в ноябре 2000 года в своем выступлении на Международной конференции «Итоги тысячелетия», состоявшейся в Петербурге. В тот момент многим подумалось, что это авторитетнейшее заключение положит начало новому развитию метода.

Но не все ученые были единодушны в признании результатов исследования: ряд ученых явление признали, другие же остались с убеждением, что на лицо неверная трактовка результатов экспериментов. К явлению «прямого видения» такое неоднозначное отношение сохраняется и по сей день.

Скептики утверждают, что объясняет «прямое видение» просвечивающая повязка, которую надевают на глаза. «Дочка рассказала мне дома, что в маске были щелочки и она подглядывала», – сообщила мама 6-летней Ксюши. На что Марк Комиссаров, обучавший девочку, ответил, что это просто мозг Ксюши пытался объяснить удивительные способности, и девочка решила, что она подглядывала. Ведь Ксюша смогла видеть всё настолько ясно, и ей с трудом верилось, что она смотрит не глазами.

Заметим, что «видящие» дети одинаково поворачивают и наклоняют головы. Вот почему возникло мнение, что именно таким способом ребята подглядывают. Внести ясность в спор Марк Комиссаров надеется после завершения исследований, которые идут совместно со специалистами МГУ им. М.В. Ломоносова.

Итак, если данный метод все-таки найдет поддержку в академических кругах, тогда начнется его изучение. И кто знает, возможно, тогда придут ответы на многие неясные вопросы: где в области мозга находится центр восприятия информации, как получается у детей с повязками на глазах видеть, почему при полностью покрытой голове видение исчезает, наконец, почему дети в повязках все-таки наклоняют головы…

Для справки:

Исторические хроники зафиксировали немало сведений о людях, умеющих видеть без участия глаз. В прошлом веке благодаря своей способности к «прямому» видению получил известность писатель-индус Вед Мехта. Он ослеп в 3 года, но это не помешало ему впоследствии ездить на велосипеде, путешествовать по Америке, ходить в турпоходы, не прибегая к помощи других людей. Вед Мехта утверждал, что не нуждается в трости, так как прекрасно «видит». А после Первой мировой войны доктор из Франции Жюль Роман провел серию исследований с людьми, потерявшими зрение, а также слепыми от рождения. И пришел к выводу, что они действительно могут «видеть». В 1960 году американская пресса рассказывала о 14-летней Маргарет Фус, отлично видевшей с завязанными глазами. Ученые исследовали способности девочки. Они накладывали ей на глаза повязку из специальной изоляционной ленты, в которой невозможно было подглядывать. Несмотря на это, Маргарет читала взятые наугад статьи их газет и журналов, точно называла предметы, которые ей показывали.

Все, что человек воспринимает органами чувств в здравом уме и твердой памяти, буддисты называют условным видением, т.е. обусловленным (кармическим) видением. Ученые, изучающие мозг и сенсорные системы утверждают: человек смотрит глазом, а видит мозгом. При чем, в процессе восприятия достаточно неоднозначностей, парадоксов, искажений. В том, что 2500 лет и относительно новыми открытиями нейро-науки достаточно параллелей. И те, и другие ставят акцент на том, КАК обрабатывается информация, поступающая от органов чувств.


Опишу нейробиологическое объяснение «искажения» на простом примере зрительного восприятия банана
Весьма сжато приведу буддистскую точку зрения, основанную на исследованиях с помощью медитативных техник. Вторая истина благородных гласит: у неудовлетворенности (ду́хкха), пронизывающей всю нашу жизнь, есть причина. Под причиной понимается базовое незнание своей истинной природы, наше изначальное заблуждение относительно реальности, из-за которого появляются мешающие эмоции и жесткие концепции. Фокус в том, что изначальное заблуждение сопровождает каждый момент нашей познавательной деятельности (когда мы видим, слышим, чувствуем запахи, вкус, испытываем физические ощущения, идентифицируем и оцениваем), а значит познание «искажено». В буддизме этому соответствует образ человека, которому стрела угодила в глаз. Ослепленный неприятным (болью) будет автоматически отталкивать от себя источник; человек, испытывающий приятное ощущение, автоматически тянется к его источнику; переживающий нейтральное ощущение склонен игнорировать его источник. Как увидим дальше, это напрямую соотноситься с первичной оценкой воспринимаемого объекта как хорошего, нейтрального или плохого, которую ученые называют автоматической.

Опишу нейробиологическое объяснение «искажения» на простом примере зрительного восприятия банана. Но сначала – почему зрение? Зрение признается самым важным источником пространственной информации в буддизме, так и в науке. Свыше 90% знаний о внешнем мире человек получает при помощи глаз. Кроме того, известно, что зрительная информация является более точной и подробной, чем полученная от других органов чувств. Существуют и доказательства того, что люди, принимая решение о поведении в пространстве, больше всего доверяют именно ей. «увидеть» близко по смыслу к «удостовериться».


Итак, человек смотрит на банан. Оптические нервы (сенсорные нейроны в глазах) вначале замечают продолговатую и изогнутую жёлтую штуку. Возбуждаемые этим стимулом, нейроны начинают посылать сообщения в таламус - нейронную структуру, находящуюся в самом центре мозга. Таламус играет роль сенсорного хаба: там сортируются сенсорные сообщения перед тем, как отправляться в другие зоны мозга.
Когда сообщения от оптических нервов отсортированы в таламусе, они передаются в лимбическую систему . На этом уровне мозг даёт непосредственную оценку («чую нутром»), в данном случае - продолговатой, жёлтой и изогнутой штуки, определяя зрительный стимул как хороший, плохой или нейтральный. И надо сказать, что сенсорные системы снабжены весьма изощренными способами фильтрации биологически важной информации, которые работают и на уровне одиночной рецепторной клетки, и на уровне сенсорных систем.
Автоматическая (т.е. без участия сознания) оценка (хороший, плохой или нейтральный ) сразу же запускает ряд физических реакций, активизирующих сердце, лёгкие, основные группы мышц рук, груди, живота, ног, а также органы, отвечающие за выработку гормонов. Так автоматическая оценка «заряжает» организм на действие (захват-стремление - отторжение, борьба – бегство). Здесь участвуют области мозга, имеющие дело с памятью. Т.о. восприятие происходит мгновенно, помимо сознания, но целенаправленно.
Только после того, как тело среагировало, аналитическая часть мозга начинает интерпретировать физическую реакцию в контексте автоматической эмоциональной оценки (гнев, страх, удовольствие и проч.). В коре головного мозга информация организована в паттерны или понятия, образующие «карту», которую мы используем для ориентации в повседневном мире. Благодаря этим паттернам мы способны узнавать и называть воспринимаемый нами объект и предсказывать его поведение или ассоциирующиеся с ним «правила» (хочешь съесть банан – сними кожуру).
Кора головного мозга оценивает паттерн и делает заключение, что объектом, стимулировавшим наши оптические нервные клетки, на самом деле был банан. То есть мы смотрим глазом, но видим мозгом.
И если в коре головного мозга уже сформирован паттерн, или понятие «банан», то она предоставляет всевозможные ассоциативные подробности, основанные на прошлом опыте : например, какой вкус у банана, нравится ли нам этот вкус или нет, и все остальные детали, относящиеся к нашему понятию банана. Все эти ассоциации дают нам возможность решить, как реагировать на объект, воспринимаемый как банан.
Достигая стадии узнавания банана, мы в действительности больше не видим первоначальный объект. Вместо него мы видим его образ, сконструированный корой головного мозга - нейроизображение. И этот образ обусловлен огромным разнообразием факторов, включая окружающую обстановку, наши ожидания, предшествующий опыт, равно как и саму структуру наших нейронных цепей. Кора головного мозга в определенном смысле формирует наш мир – или наш персональный телевизор.
Чтобы почувствовать, как наш мозг "видит" и обрабатывает информацию, заключенную в нейроизображении, поставим простой эксперимент . (Этот опыт много лет назад продемонстрировали сотрудники Института проблем передачи информации РАН Г. М. Зенкин и А. П. Петров.) Войдем в хорошо затемненную комнату и, оставаясь там в течение 10-15 минут, привыкнем к темноте. Затем возьмем в правую руку заранее приготовленную импульсную фотовспышку, направим ее на ближайший предмет, скажем на собственную свободную руку, и нажмем спусковую кнопку. Вспышка длительностью около миллисекунды давно кончилась, свет уже не действует на сетчатку, но мы четко видим... нейроизображение собственной руки. Уберем ее за спину: где же она на самом деле? Глаз (точнее, зрительная система!) говорит, что рука перед нашим лицом, а соматосенсорная система утверждает, что рука за спиной... В течение примерно 10 секунд мы еще видим так называемый последовательный образ.
Подытожим:


Итак, ученые приходят к выводу: восприятие нельзя считать просто неким механизмом расшифровки сенсорной информации, обеспечивающим пространственно-временное измерение внешних раздражителей. Результатом восприятия является нечто совершенно новое, созданное работой мозга отчасти из сырого материала реакций органов чувств, отчасти сформированное разнонаправленными процессами центральной нервной системы, протекающими в данное время, а также полученными в результате научения уроками прошлого опыта (Wyburn et al.,).
Лонгчен Рабджам - один из самых эрудированных Мастеров тибетского буддизма пишет: "Поскольку все явления сводятся к осознаванию, - пробуждённому уму, в котором они возникают самопроизвольно, то как бы они ни возникали, точно так же они не существуют, демонстрируя нечто вроде иллюзорного представления".

Литература:

Лонгчен Рабджам, Драгоценная Сокровищница Дхармадхату
Пол Экман. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь
Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему. Йонге Мингьюр Ринпоче
НиколлсДж. Г. и др. От нейрона к мозгу. Под ред. Балабана П. М., Гиниатуллина Р. А Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии.
Брунер Дж. О перцептивной готовности // Хрестоматия по «ощущению и восприятию" Way, B. M., Creswell, J. D., Eisenberger, N. I. & Lieberman, M. D. 2010), ‘Dispositional Mindfulness and Depressive Symptomatology: Correlations with Limbic and Self-Referential Neural Activity During Rest’ и др.

Видеть мозгом

Научные тесты выявили «внутренне зрение» в мозге незрячего художника из Турции Эсрефа Армагана, который с рождения не видит даже света, сообщает британский журнал «Нью сайентист».

Художник с поразительной реалистичностью рисует дома, животных и пейзажи, которые он никогда в жизни не видел, однако сканирование головного мозга Армагана показало, что в процессе рисования «включается» зрительная область его коры почти в такой же степени, как и у зрячего человека. Иными словами, слепой может представить себе тот или иной образ так, как будто он когда-то его видел воочию. Причем, эти зрительные образы он помнит и может воспроизвести годы спустя.

Тестирование Армагана проводились в США, уточняет «Нью сайентист». Картины феноменальный художник рисует пальцами рук, используя собственную уникальную художественную технику – он накладывает на холст краску одного цвета, а затем после ее полного высыхания – по очереди идут в ход другие цвета. Сначала Армаган делает набросок: он проводит клинышком по поверхности холста, оставляющим неглубокую канавку, которую мастер тут же прощупывает пальцами и проверяет правильность нарисованных форм.

Ощущение цвета, как отмечает журнал, было достигнуто художником путем простого запоминания соответствий со слов зрячих людей. К примеру, Армаган раньше думал, что если предмет красный, то и тень от него должна быть такого же цвета. Только из объяснений со стороны он запомнил, что небо должно быть голубым, море синим, а трава – зеленой.

Эсрефу Армагану сейчас 51 год. Он родился в бедной семье в Стамбуле, не мог ходить в школу, и никто специально не учил его рисовать. В шесть лет Эсреф сам взял в руки карандаш, а с 18 лет стал писать масляными красками с помощью пальцев. В 42 года художник перешел на быстро засыхающую гуашь. Благодаря своим картинам Армаган прославился не только в Турции, но и получил известность за рубежом, отмечает «Нью сайентист».

Видение мозгом

Человек видит мозгом, а не глазами.

По материалам: Washington ProFile.

Исследователи из University of Rochester обнаружили, что у разных людей серьезно различается количество рецепторов-колбочек в сетчатке глаза, отвечающих за восприятие цвета. У одних людей колбочек в 40 раз больше, чем у других. Из-за этого, люди по-разному воспринимают цветовые оттенки.

Другой вывод исследования: человек воспринимает цвета не с помощью глаз, а, в основном, с помощью мозга. Причины этого пока не ясны. Статью об этом открытии опубликовал журнал Neuroscience.

Видение мозгом

Система Зрения: Что видит мозг?

Др. Ховард Гликсмен.

Зрение – это сложный процесс. Два месяца назад мы рассмотрели, как глаз может разрешать свету проходить через него и фокусироваться на сетчатке. Затем в предыдущем месяце мы подробно описали, как сетчатка может генерировать нервные импульсы, которые перемещаются к мозгу для интерпретации «зрения».

В этом раз мы рассматриваем, как эти зрительные сообщения распределяются и организовываются в пределах мозга для того, чтобы создать нейровозбуждающее пространственное изображение для анализа.

Мозг является центральным устройством обработки данных, который интерпретирует все неврологические сообщения, что поступают со всего тела. Глаз представляет собой внешнее устройство подобно любому другому чувствительному органу тела. Он находиться в углублении, проводя исследования для мозга. Под центральной слепотой подразумевается состояние, когда глаза хорошо работают, но именно мозг не производит правильной обработки данных зрительной информации.

Видение мозгом

Каждый оптический нерв состоит из примерно миллиона аксонов, которые идут от ганглиозных клеток. Не забывайте, что ганглиозные клетки просто переносят сообщения, которые они получают от биполярных клеток, а те, в свою очередь, от палочек и колбочек. Это что-то на подобие огромной нейробиомолекулярной эстафеты. Конечная цель – достичь визуального центра мозга, где определенная пространственная модель нервного возбуждения в конечном итоге обрабатывается и интерпретируется как «зрение».

Около 80% аксонов от ганглиозных клеток в оптическом нерве направляются к распределительной коробке мозга, которая называется боковым коленчатым телом. В этом соединительном нервном центре каждый ганглиозный аксон передает дальше свои сообщения с помощью высвобождения нейротрансмитера, который побуждает другой нейрон передавать дальше это сообщение к зрительной зоне коры головного мозга.

Оставшиеся 20% аксонов ганглиозных клеток меняют свое направление как раз перед распределительной коробкой, объединяются с другой системой, которая несет ответственность за некоторые автоматические рефлексы, происходящие в глазе. Когда свет проникает в глаз (освещает его), это приводит к тому, что зрачок, сокращаясь, становится меньше, а когда мало света в темной комнате, зрачок автоматически расширяется, чтобы пропустить больше света. Именно эти сообщения от ганглиозных клеток и начинают рефлексную дугу, которая порождает эти действия.

Видение мозгом

Полное изменение реальности: фокусирование побочных эффектов.

Рассмотрим природу изображения, которое проектируется на сетчатке после того, как лучи света перемещаются через глаз. Если вы когда-либо игрались с линзами, то вы должны помнить, что каждый раз, когда лучи света проходят сквозь криволинейную поверхность, то они не только преломляются, но и изображение с другой стороны становится полностью перевернутым.

Следовательно, когда мы рассматриваем то, что происходит с изображением света, когда оно проходит сквозь глаз, мы должны принять во внимание тот факт, что свет проходит три отдельных преломления. Первое преломление происходит, когда свет пересекает роговицу. На этой стадии, изображение было бы совершенно перевернутым, это означает, что оно было бы повернутым и перевернутым вверх дном. Но не забывайте, что свету все еще нужно пройти сквозь хрусталик, пока он не переместится в сетчатку.

У хрусталика есть две выпуклые поверхности в противоположность одной у роговицы. Изображение, проходя сквозь переднюю поверхность хрусталика снова приводится в порядок. Но потом оно дальше преломляется, поскольку проходит сквозь заднюю поверхность хрусталика, в результате которого возникает конечное изображение на сетчатке, которое является повернутым и перевернутым вверх дном. (см. рис. 1)

Вы можете подумать о том, как это может влиять на наше зрение? Не забывайте, что клетки фоторецепторов сетчатки просто посылают изображение в мозг на основе света, что отражает объект, на который мы смотрим. Следовательно, если изображение само по себе было перевернуто, то есть вверх дном, то сообщение, которое посылается из сетчатки в мозг, будет также это отражать. Это уже дело мозга - расшифровывать это зеркальное электрическое сообщение, которое посылается из глаз.

Видение мозгом

Все дело в перспективе.

Еще одна важная вещь, которую нужно помнить о зрении, может быть продемонстрирована следующим упражнением. Если вы сосредоточитесь на объекте, а затем переменно посмотрите на него каждым глазом, вы заметите, что есть существенное наложение между носовыми полями каждого глаза, немного под другим углом. Это означает, что, когда вы сосредотачиваете свой взгляд на чем-то, то глаз способен пересылать сообщения к мозгу, которые дают ему две различные перспективы. Вот таким образом мы можем достигать своего восприятия глубины.

Видение мозгом

Никто в действительности не может точно понять, как мы можем видеть. Это то же самое, что задать вопрос, что же является нейробиомолекулярной основой для определенной мысли, желания или эмоции.

Возможно, мы можем выяснить, в какой части мозга эти процессы происходят, с помощью каких нейротрансмитеров и в каких концентрациях, и с какими другими нейронами происходят реакции. Но мы все еще точно не понимаем, как эти процессы проявляются в особенных восприятиях, таких как зрение.

Мы не понимаем того, как мы можем думать. Философ Габриель Марсел определил эту загадку так: «проблема, которая посягает на свои собственные данные». Он подразумевал, что тот, кто задает этот вопрос, невольно становиться объектом вопроса. Человеческий мозг пробует выяснить, как он сам работает.

Видение мозгом

Вероятно, вышеизложенное вынудит людей задуматься перед тем, как они примут теорию макроэволюции и то, как она может применяться к развитию человеческого глаза и зрения. Как можно быть таким уверенным относительно теории происхождения, когда еще не понятно, как что-то фактически работает? Большинство того, что я прочитал у сторонников эволюции на тему зрения, содержит много риторики и предположений без приведения деталей и логической последовательности. Все это кажется немного преждевременным и несколько самонадеянным.

Наука пока не имеет инструментов, которые могут определенно сделать вывод об эволюции глаз и зрения. Будет ли она их когда-либо иметь? Может да, а может, нет. До этого времени, я сохраняю право смотреть на эволюционные объяснения биологов о происхождении человеческого зрения с большим количеством скептицизма, и как на чрезмерно упрощенные и требующие большого количества слепой веры.

Видение мозгом

СВЕРХВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МОЗГА

Евгений Голомлзин.

Помните, как, в свое время, третировали людей, которые утверждали, что могут видеть пальцами, носом, ступнями и другими частями тела. В лучше случае их объявляли шарлатанами, в худшем - их ждала психушка.

Теперь можно сказать, что пришло время реабилитации, потому что существует методика, которая может научить видеть, слышать и ощущать непосредственно мозгом. А наука, в лице Бехтеревой Натальи Петровны, подтвердила такую возможность.

Однажды мне на глаза попалась цифра, которая поразила меня. Человечество накопило огромное количество знаний, но, оказывается, доля знаний о самом человеке составляет среди них не более трех процентов.
Выходит, что человек больше знает о планетах Солнечной системы и строении атома, чем об устройстве самого себя. Но поскольку природа не терпит пустоты, эта ниша непременно должна быть заполнена, а значит, научные исследования ближайшего будущего будут посвящены, главным образом, изучению человека - его тела, души и духа, а также их возможностей.
Мою мысль подтвердило выступление академика Бехтеревой Натальи Петровны на всемирном конгрессе "Итоги тысячелетия", проходившем в Санкт-Петербурге в конце 2000 года. Ее доклад был посвящен сверхвозможностям человеческого мозга.

ДАРВИН, ТЫ НЕ ПРАВ!
Аристотель был уверен, что душа находится в сердце, а мозг служит для охлаждения проходимой через него крови. С тех пор прошло много времени, но мозг по-прежнему остается большой загадкой даже для специалистов.

Мозг наших далеких предков не сильно отличается от нашего мозга, что не укладывается в эволюционную теорию Дарвина. По всей видимости, человечество со временем не становится умнее. С другой стороны, наш мозг легко приспосабливается к стремительно возрастающему информационному потоку - он запросто осваивает новую технику, технологии, которые и не снились людям, жившим всего 50-100 лет назад. При этом говорят, что человек средних способностей использует свой мозг на 20-30 процентов.

"Я бы не определяла работоспособность мозга в процентах, - говорит Наталья Петровна. - Мозг использует столько своих ресурсов, сколько человеку в данный момент нужно.

Но если это так, значит, мозг изначально имеет все возможности для решения любых задач, которые возникали, возникают, и даже будут возникать перед человеком? Наука о мозге отвечает на этот вопрос утвердительно.

Видение мозгом

ФЕНОМЕН ДЕТЕКТОРА ОШИБОК
Существует интересное явление - феномен "детектора ошибок", открытый в Институте мозга еще в 1968 году. Возникает он в виде реакции мозга на отклонение деятельности человека от какого-либо плана.

Например, уходя из дома, человек проверяет, выключил ли он утюг. Достаточно сделать это один раз, как в мозгу формируется некая контролирующая программа. В результате спешащий на работу человек, уже на улице начинает чувствовать дискомфорт. Его беспокойство усиливается до тех пор, пока он не возвращается домой и не обнаруживает, что забыл выключить утюг.

Оказывается, мозг сам, независимо от человека, проверяет, все ли его хозяин сделал правильно. Если нет, он доступными способами пытается сообщить об ошибке. Чем опаснее отклонения от нормы, тем громче об этом заявляет мозг. Часто это называют интуицией. Это открытие имеет очень важное значение. Какое?

"На протяжении сотен лет человеку со школьной скамьи говорили - не убий, не укради, - говорит Бехтерева. Что при этом происходило? В мозгу возникала своеобразная охранная служба, которая называется совесть. Эта служба работала иногда сильнее, чем указы, постановления и суд. Человек не осознавая причины, стремился не выходить за рамки десяти заповедей".

Что произошло потом? Эти законы исчезли из школьной программы. Их заменили законами физики, химии, зоологии, а историю представили перечнем войн и биографиями властителей и завоевателей. Можно себе представить, какие "охранные" программы сейчас стоят в мозгу.

Последствия их работы мы видим на каждом шагу, поскольку наш "детектор ошибок" не знает, что есть норма. При решении задач взаимоотношений между людьми он пользуется физическими законами, вроде "сила действия равна силе противодействия". И тогда человек начинает крушить все вокруг - "око за око, зуб за зуб". Ничего не поделаешь - другой-то программы у него нет.

ГЕНИАЛЬНОСТЬ - ЭТО НОРМА
"Детектор ошибок" всего лишь верхушка айсберга возможностей человеческого мозга.

Однажды при лечении болезни Паркинсона стимуляцией мозга вживленными электродами, пациентка неожиданно почувствовала сильное чувство любви к лечащему врачу. Причем чувство было настолько сильным, что пришлось обращаться за помощью к психотерапевту.

В другой раз сотрудник Института экспериментальной медицины Владимир Михайлович Смирнов также занимался стимуляцией мозга больного. Внезапно тот как бы резко "поумнел" - в два раза улучшилась память, он стал быстрее считать. Пациент сказал, что ощутил что-то вроде озарения. Такое чувство возникает у творческих людей в момент, когда они становятся способны написать выдающиеся стихи, музыку, сделать открытие или изобретение.

"У меня в жизни бывало так, что буквально в готовом виде получала решения, до которых, как мне казалось, я просто не могла сама додуматься - вспоминает Наталья Петровна. - Решение ниоткуда, кроме определенного склада ума требует и определенного настроя, психического состояния. Это как бы состояние "приема". Причем оно не является чем-то экзотическим, не слишком отличается от нормы".

Выходит, что в мозгу каждого человека имеется все необходимое, чтобы стать гением? Скорее всего, это так. Каждый мозг, несомненно, обладает сверхвозможностями, и этот факт подтвердила наука. У людей, которых мы называем талантами, эта способность открыта с рождения. Бывает, что она включается в экстремальных ситуациях. Большинство же людей этими возможностями не пользуется. На это есть причины.

Известно, что для гениев характерно "сжигание" себя. Не зря их сравнивают с падающими метеорами - вспыхнул в ночи, высветил путь, поразил воображение и угас. Немногие гении доживали до преклонного возраста. Это происходило потому, что при активированных сверхвозможностях у них в мозгу были выключены защитные механизмы, призванные защитить человека от самого себя. Те гении, которые дожили до глубокой старости, такую защиту имели. А можно ли научиться открывать сверх возможности, не выключая защитные функции мозга. Теперь наука может дать утвердительный ответ.

Как вызвать сон наяву?

Ложитесь на спину (лучше всего, когда сильно устали), руки по швам, глаза закрыты. Остаетесь абсолютно неподвижным и стараетесь не спать. Мозг начнет посылать сигналы, а тело - погружаться в сон. Если возникнет желание почесаться, повернуться на бок или моргнуть - ИГНОРИРУЙТЕ это все и через полчаса примерно почувствуете тяжесть на груди, может быть даже начнете слышать странные звуки. Так наступает сонный паралич. Если в это время открыть глаза, можно видеть галлюцинации (сон с открутыми глазами), но шевелиться нельзя будет, так как тело уже спит. Можно закрыть глаза и заснуть всерьез, при этом появится возможность контролировать свой сон - осознанное сновидение.

0 0 0

Как вызвать сон наяву?

Ложитесь на спину (лучше всего, когда сильно устали), руки по швам, глаза закрыты. Остаетесь абсолютно неподвижным и стараетесь не спать. Мозг начнет посылать сигналы, а тело - погружаться в сон. Если возникнет желание почесаться, повернуться на бок или моргнуть - ИГНОРИРУЙТЕ это все и через полчаса примерно почувствуете тяжесть на груди, может быть даже начнете слышать странные звуки. Так наступает сонный паралич. Если в это время открыть глаза, можно видеть галлюцинации (сон с открутыми глазами), но шевелиться нельзя будет, так как тело уже спит. Можно закрыть глаза и заснуть всерьез, при этом появится возможность контролировать свой сон - осознанное сновидение.

Ваш мозг может все. Абсолютно все. Главное, убедить себя в этом. Руки не знают, что они не умеют отжиматься, ноги не знают, что они слабые, живот не знает что он сплошной жир. Это знает ваш мозг. Убедив себя в том, что вы можете все, вы сможете действительно все.

Страус. Самая большая птица из живущих в наше время. Страус очень хорошо видит и слышит. А вот думает - не очень... мозг малюсенький. Кстати, не такой уж страус и пугливый, как нам в мультиках показывают. А очень даже злобная птица. Особенно самцы. Могут заклевать, затоптать до смерти. И то, что они голову суют в песок - это тоже миф.

0 0 0

Игры разума
Метод безориентирного зрительного пространства

Вначале это может показаться плохой грубой шуткой. Начните с того, что найдите радиостанцию, которая ловится с помехами. Затем лягте на диван и прикрепите к глазам по части разрезанного напополам мячика для настольного тенниса. В течение нескольких минут вы должны начать испытывать ужасные сенсорные расстройства.
Кто-то видит лошадей, гарцующих в облаках, кто-то слышит голоса умерших родственников. Получается, что когда мозг получает образы, в которых мало смысла (созданные при помощи теннисного мячика и звуковых помех), он создаёт свои собственные образы.

призрак в доспехах 2: невинность Красивый японский мультик про будущие. Вторую часть я не видела, но сама идея, показать мир, где грань между человеком и роботом почти полностью стерта весьма интересна. Полностью заменяемые части тела, один мозг живой. Думаю стоит посмотреть.

Если честно, то мне иногда кажется, что театр Сатирикон - это и не искусство вовсе. Это скорее некий способ выразить то, что наболело в воспаленном мозгу у режиссера-постановщика. Действительно, так трудно иной раз понять все, что на сцене видишь.

ПРИТЧА «ВИДЕТЬ МЫСЛИ»

Доктор сказал космонавту перед операцией:
- Операция будет очень сложная, давайте помолимся.
Космонавт:
- Я столько раз летал в космос, и никогда не видел Бога…
Доктор:
- А я столько раз делал операции на мозге, и ни разу не видел ни одной мысли…

Если мы что-то не видим, то это не значит, что этого не существует.

0 0 0

У человека девять чувств, а не пять...

Пять - те, что всем нам известны, то есть зрение, слух, вкус, обоняние и осязание - были впервые перечислены еще Аристотелем, который, будучи выдающимся ученым, все же нередко попадал впросак.
По общепринятому мнению, у человека есть еще четыре чувства.

1. Термоцепция - чувство тепла (или его отсутствия) на нашей коже.

2. Эквибриоцепция - чувство равновесия, которое определяется содержащими жидкость полостями в нашем внутреннем ухе.

3. Ноцицепция - восприятие боли кожей, суставами и органами тела. Странно, но сюда не относится мозг, в котором вообще нет чувствительных к боли рецепторов. Головные боли - независимо от того, что нам кажется, - исходят не изнутри мозга.

4. Проприоцепция - или «осознание тела». Это понимание того, где находятся части нашего тела, даже мы не чувствуем и не видим их. Попробуйте закрыть глаза и покачать ногой в воздухе. Вы все равно будете знать, где находится ваша ступня по отношению к остальным частям тела.

0 0 0

Десять простых и действенных способов для улучшения памяти.
1. Тренировка
Кроссворды, счет в уме, решение логических задач, заучивание стихов наизусть, изучение иностранных языков – вот то, что является отличным способом задавать мозгу работу. Это самые простые и действенные приемы для улучшения памяти!

3. Физическая активность
Ходьба, бег трусцой, танцы – все то, что тренирует тело, улучшает память. Такая активность способствует поступлению кислорода в мозг, способствует запоминанию (образуются новые клетки).

Кстати, я недавно узнала, что Франклин Рузвельт обладал хорошей способностью запоминать имена. Знаете, как он это делал? Не поверите! Он мысленно писал имя человека у него на лбу. Эта техника, его «ноу – хау», не раз ему приходила на помощь.

4. Проговаривание
Когда мы вслух проговариваем, например, номер телефона, адрес или имя, то наш мозг фиксирует эту информацию быстрее, нежели мы просто запишем.

5. Сон
Хороший сон – залог здоровья. Люди, которые высыпаются и живут дольше. Во сне наш организм расслаблен. Во сне резко усиливается выработка омолаживающих гормонов. Выспавшийся организм запоминает информации в 2 раза больше, чем тот, кто страдает бессонницей.

6. Релаксация
Медитация, йога, массаж и т. п. помогут в концентрации внимания.

7. Гимнастика для глаз
Если каждое утро перемещать глаза из стороны в сторону в течение 30 секунд, то память улучшится на 10%. Это признанный факт. Это достигается тем, что оба полушария мозга будут работать в гармонии друг с другом.

Лучше всего заучивать важную информацию с 7 - 10 часов утра и с 17 -20 часов вечера. Трудоспособность мозга в эти промежутки времени наиболее активна (до 30%).

8. Ассоциации
Самым плодотворным запоминанием является ассоциативный ряд. Это должны быть яркие, запоминающиеся образы. Это работает! Здесь придут на помощь и запахи.

9. Питание
Здоровое и правильное питание способствует отличному запоминанию. Конечно, это продукты – антиоксиданты. Черника, брокколи, шпинат, орехи, цитрусовые, свекла, чернослив, изюм.
Не забываем, естественно, про омега – 3 жирные кислоты!

10. Витамины
Конечно же, лидер здесь – витамин В. Недостаток витамина В12 может привести к потере памяти (рыба, мясо, яйца, птица и др.). Это верный помощник в работе нашего мозга. А также витамины С и Е.
Чтобы не было атеросклероза, следует сократить потребление жиров, маргарина, сливочного масла. Суточная норма жиров не должна превышать 90 г в сутки.

Как улучшить память теперь понятно, правда? Друзья, как видите, ничего сложного. Надо просто давать мозгу постоянную нагрузку.

0 0 0


http://world.menu.ru/interesting/

Это интересно → Женщины видят себя толще, чем на самом деле

Согласно последним исследованиям, (