Сивилла эритрейская. Сивиллы

В предсказаниях сивиллы Эритрейской имеется множество сведений о военных действиях в это время. В Средиземноморском регионе война начнется с вторжения и африканских народов в Грецию и страны Южной Европы.

В Лидии вздрогнет земля, и Персия вся сокрушится;

Сколько несчастий Европу и Азию тут ожидают!

Царь Сидонский и много других владык кровожадных

За море смерть понесут с собою – на Самос и дальше.

В море много земли потоки кровавые смоют,

Жены и девы в красивых нарядах горько заплачут;

Жалкую долю свою проклянут они, ибо навеки

Эти любимых отцов, а те – сыновей потеряют.

Песнь 3, 449-456.

В Лидии вздрогнет земля, и Персия вся сокрушится – глобальный тектонический катаклизм на территории Турции и Ирана.

Самос – остров в Эгейском море, архипелаг Южные Спорады. Территория Греции.

Царь Сидонский. Сидон - г ород-государство в Финикии. Основан в 4-м тыс. до н. э. Расположен на восточном побережье Средиземного моря (современная Сайда в Ливане). Возможно, после разрушительного тектонического катаклизма европейским странам расположенных на побережье Средиземного моря и Греции предстоит пережить нашествие африканцев во главе с лидером Ливана.

Затем, согласно пророчествам сивиллы, европейские страны подвергнутся нападению царя из Азии, но его войска потерпят поражение от европейцев.

Будет из Азии царь, что копье большое поднимет,

На несметных судах. По влажным дорогам пучины

Шагом пройдет, проплывет, рассекши высокую гору.

После же бегства с войны его грозная Азия примет.

Песнь 4, 77-80.

Звезды с небес пропадут, и Луны круг тоже исчезнет;

Почва, вся сотрясаясь от мощных подземных ударов,

Много сметет городов и того, что построили люди, –

Из глубины же морской острова всплывут на поверхность.

Но когда разольется Евфрат великий от крови,

Страшная битва случится тут между Мидийцев и Персов

В их друг с другом войне. Под копьями Персов Мидийцы,

Падая, прочь побегут через воды великого Тигра.

Песнь 4, 58-65.

Мидия - государство в северо-западной части Иранского нагорья (7-6 вв. до н. э). В последней четверти 4 века до н. э. мидийское царство занимало часть территории на юге Азербайджана, который позже был назван Мидией. В состав мидийского царства входила и часть территории Туркмении.

Персия - древнее название страны в Юго-Западной Азии, которая с 1935 года официально называется Ираном.

Тигр -река, протекающая по землям Ирака и Турции. Впадает в реку Евфрат.

Падая, прочь побегут через воды великого Тигра - в середине 6 веке до н.э. Мидия была захвачена персами. Сражения между мидийцами и персами происходили на территории Мидийского царства, а не в Персии. Вероятно, Азербайджан и его союзники вторгнутся на территорию Ирана, захватят страну, но затем потерпят сокрушительное поражение.

Со смертоносной звездой прилетит Эриния злая.

Множество будет тебе от нее страданий и стонов,

Только лишь битву начнут мужи, кому войны не в новость,

Воинство верных Арею героев Эллады могучих.

Песнь 11, 122-129.

Эриния злая , в древнегреческой мифологии – богини мести. В римской мифологии страшные богини мести назывались фуриями.

Основные военные действия Третьей мировой войны начнутся после катаклизма вызванного прохождением «смертоносной звезды» рядом с нашей планетой.

Сила же Персов пускай величайшею в мире пребудет,

Им предстоит лишь одно поколение счастливо править.

Многие беды ждут мир, их осыплют проклятьями люди:

Кровопролитные войны, убийства, изгнания, распри,

Гибель больших городов, падение башен высоких –

Песнь 4, 66-70.

Сила же Персов пускай величайшею в мире пребудет - согласно пророчествам, военные действия возобновятся в 2040-2041 году и будут в основном происходить на территории Западной Европы. В этой бойне будет применяться ядерное, химическое и бактериологическоеоружие. Альянсмусульманских и африканских стран во главе с Ираном захватит Израиль, Египет, Грецию, Венгрию, Чехию, Польшу, Испанию, часть Италии, Франции и Германии.

В роде когда же людском поколений сменится десять,

Персов рабский ярем тогда ожидает и ужас.

Слава правителей мира, когда отойдет к Македонцам,

Фивам не избежать позорного будет захвата,

Тир населят Карийцы, а жители Тира погибнут.

Самос засыплет песком, сровняет его с берегами.

Делос исчезнет из глаз, и все, что на Делосе, тоже.

Грозный на вид Вавилон, однако слабый в сраженье,

Будет стоять, возведен на надеждах, не могущих сбыться.

Бактры займут Македонцы; их жители, город оставив,

Так же, как жители Суз, все ринутся в землю Эллады.

Песнь 4, 87-97.

В роде когда же людском поколений сменится десять – предсказание относится к эпохе одиннадцатого поколения. Наше поколение десятое. Исходя из контекста предсказания, в это время Иран будет оккупирован Македонцами (у сивиллы Эритрейской - символ завоевателя), ливанский город Тир (современный г. Сур в Ливане) захватят турки.

Персов рабский ярем тогда ожидает и ужас -согласно пророчествам, в конце 21 века альянс мусульманских государств потерпит поражение. Союз западноевропейских стран и России освободит Европу от оккупантов и захватит территорию Ирана.

Кария - область на юго-западе Малой Азии. Территория современной Турции.

Вавилон - древний город на севере Месопотамии, на берегу Евфрата, к юго-западу от современного Багдада.

Бактры (Бактрия) - историческая область в среднем и верхнем течении Окса (Амударьи). В ее территорию на левом берегу Амударьи входит современная афганская провинция Балх, на правобережье - южные районы Таджикистана и Узбекистана.

Сузы – древний город в Иране, современный город Шуш.

Мидия, много в те дни злых бед тебе уготовит

Индии сын счастливый – за все настанет расплата,

Что ты содеяла прежде, стыда не имевшая в сердце.

Горе вам, горе, Мидийцы! Рабами станете вскоре

Вы. Эфиопским мужам в земле Мерои далекой.

Сбросят рабство они, однако всего на три года – Песнь 11, 61-79.

Мерои (Мероэ) – столица Мероитского царства. Древний город на территории современного Судана. В настоящее время сохранились только его руины.

Вождь индийский - предсказание францисканского монаха Раньо Неро : « В Индии будут происходить страшные смуты. На севере Индии появится сильный диктатор, который объединит Индию воедино». В этой стране произойдет демографический «взрыв», который приведет к значительному увеличению населения. Согласно предсказаниям монаха, будущий властитель Индии развяжет очередную мировую войну.

… двадцатый год и десятый будет и десять и семь еще лет – возможно, зашифрованная дата. Почти у всех древних культур не существовало понятия ноля, а цифры обозначались с помощью букв. Принятое в настоящее время большинством народов, так называемое арабское обозначение чисел, построенное на различных комбинациях девяти цифр с нолем, которое арабы в свою очередь позаимствовали у индийцев, вошло в обиход сравнительно недавно. В России данное обозначение чисел появилось только в начале XVIII века. Если записать цифры, которые приводит сивилла в своей песне, то мы получим следующую последовательность чисел - 20-10-10-7. Удалив из данной цепочки цифр все ноли, получаем число – 2117. Вероятно, это год вторжения индийского диктатора в Азербайджан, страны Ближнего Востока и Африку.

Сивиллами(Sxbulla, Sibylla) в древней Греции назывались странствующие пророчицы, которые, подобно гомеровским гадателям, предлагали всякому желающему угадывать будущее и предсказывать судьбу. Сивиллы не были связаны с определенным местным культом, хотя характер их гадания имел много общего с греческой религии.
Сивилла, к которой обращались за предсказанием, ждала, пока на нее находило исступление, и в истерии, с искаженными чертами лица, пеной у рта и конвульсивными трепетаниями тела, изрекала оракулы, как бы "стараясь вытеснять из груди великого бога"

Деятельность Сивилл в историческую пору греческой истории приурочивается главным образом к VIII и VII вв. до Р. Хр., времени сильного духовного и религиозного подъема, хотя предание перенесло некоторых Сивилл в эпохи предшествовавшие событиям, которые предсказывались в сивиллиных изречениях. Так, Герофила эрифрская, которой приписывалось предсказание троянской войны по логическому выводу предания, жила до троянской войны.

Первоначально Сивилла встречается у Гераклита Эфесского (ок. 500 г. до Р.Х.) - собственное имя прорицательницы в Erythrai (Малая Азия). О Сивиллах говорят также Аристотель (384-322 гг. до Р.Х.) Аристофан,Эсхил, Платон и Гераклит Понтпийский, ученик Платона. Прекрасное изображение пророческого экстаза Сивиллы дано у Виргилия в VI кн. Энеиды (42-155).

Образ Сивиллы вырос на почве религии Аполлона, которая в свою очередь была развитием и реформой еще более древней и глубокомысленной

Но кто же были пророки и проповедники этой новой религии? Вещие девы,Сивиллы, постоянные спутницы религии Аполлона в ее победоносном шествии с востока на запад.

Как пророки проложили мост между еврейским миром и христианством, так и сивиллы послужили связующим звеном между греческим и римским миром и христианской эпохой. В античной культуре этим прорицательницам была отведена выдающаяся роль.
К концу средневековья западная Церковь, интерпретируя высказывания сивилл, как предсказание событий христианской истории, признала двенадцать из них как пророков пришествия Христа - языческая параллель ветхозаветным пророкам.

Сивиллам были даны латинские названия, указывающие на место их обитания. В искусстве, обычно, изображаются Дельфийская, Эритрейская, Кумская, Персидская и Ливийская сивиллы.
Их атрибуты разнообразны. Обычно, они держат книгу, в которой записаны их предсказания. Как правило, сивиллы изображаются в виде молодых женщин и часто сопоставляются с пророками.

Наиболее изестная из них -КУМСКАЯ. С её именем связаны Сивиллины книги, прнесшие римлянам много непрятностей.

Когда Аполлон требовал ее любви, она, в свою очередь, потребовала, чтоб он даровал ей столько лет жизни, сколько песчинок на эрифрейском взморье.
Аполлон исполнил ее желание, но с условием, чтобы она никогда не видела более родной земли. Тогда она поселилась в италийских Кумах, граждане которых окружили ее большим почетом, как пророчицу и любимицу их главного бога.
Годы проходили за годами, поколения умирали за поколениями, одна только Сивилла не знала смерти; но, состарившись и одряхлев до последних пределов, она сама стала тосковать по ней; слишком поздно убедилась она в своей роковой ошибке, что, прося бога о даровании долгой жизни, она забыла попросить его продолжить также ее молодость. Наконец, куманцы сжалились над нею и, зная об условии, под которым ей дана была долговечность, послали ей письмо, запечатанное, по старому обычаю, глиной.
Глина была из эрифрейской земли; увидев ее, Сивилла испустила дух. Но ее вещий голос не умер вместе с нею; и после ее смерти он продолжал слышаться в пещерах вулканической куманской земли, одна из которых известна и поныне под именем "грота Сивиллы". И еще в поздние времена память о Сивилле жила в несколько странной игре куманских детей - если только это была игра, - о которой нам рассказывает современник императора Нерона, Петроний.
Посреди комнаты (по-видимому) свешивалась бутылка; дети, окружая бутылку, спрашивали: "Сивилла, чего хочешь?" - голос из бутылки отвечал: "Умереть хочу".

Кумская Сивилла предсказала Кончину мира к исходу "великого года".
Срок этот был такой отдаленный, что на первых порах никто им не интересовался. Когда же, по истечении многих столетий, в III-II вв до Р.Х. вопрос о нем получил научный, хронологический интерес, то оказалось, что беспокоиться о нем было уже поздно.
Наукой, методы которой были пущены в ход при решении вопроса было решено, что "великий год" равен совокупности четырех веков, золотого, серебряного, медного и железного.

Ближайшей задачей было определить продолжительность такого "века"; решили, что таковым должна считаться максимальная продолжительность человеческой жизни. На основании довольно недостаточной, по-видимому, статистики ее определили в 110 лет. Таким образом, "великий год" оказался равным 440 годам; астрономы подтвердили этот результат указанием на то, что как раз в этот период времени все планеты возвращаются к своему первоначальному положению.

Все это было в высшей степени утешительно. Ведь Сивилла была современницей троянской войны: ее жизнь, таким образом, совпадала с началом XII века до Р. Х.; к эпохе, о которой мы говорим, - эпохе александрийской учености, III и II векам до Р. Х., - назначенный ею 440-летний срок давно уже истек. Стало быть, волноваться было нечего—предсказание не сбылось. Таким-то образом легкомысленная, жизнерадостная Греция освободилась от кошмара, которым предсказание Сивиллы ей угрожало; не так легко отнесся к этому делу Рим.

Юг Италии был к VI веку до н.э. уже густо заселен эллинскими колонистами. Среди них расцветало искусство и велся оживленный обмен идеями; там проповедовали Пифагор и Ксенофан. С этим новым для него миром «Великой Греции» Рим вошел в соприкосновение через портовый город Кумы. Римляне прониклись симпатией к главному божеству Кум - Аполлону. Он стал первым Олимпийцем, покорившим римлян.

Одна из причин его популярности заключалась в том, что Аполлон издавна считался богом, дарующим очищение от скверны. К тому же, «сребролукий» бог был патроном древних троянцев, от которых вели свой род основатели Рима.

ЭРИТРЕЙСКАЯ (Эрифрейско-куманская) Сивилла представляет для нас особый интерес: благодаря ей вера в предстоящую, через определенное число лет, гибель человеческого рода была перенесена из Греции в Рим

Существовало особое, небезызвестное и ныне предание.
Незадолго до смерти Сивилла, как говорят, посетила Рим. Об этом есть старинный рассказ у писателя Авла Геллия. По его словам, к царю ТарквиниюI (Гордому) пришла неизвестная старая женщина и предложила купить у неё, за очень высокую цену, девять книг загадочного содержания.

Царь рассмеялся; тогда она бросила в горевший тут же огонь три книги из девяти и потребовала за остальные шесть ту же цену. Тарквиний решил, что старуха сошла с ума, но, когда она сожгла ещё три книги и осталось всего три (по той же цене), озадаченный царь, после раздумий и консультаций со жрецами, купил их за требуемую цену и, сложив их в подземелье Капитолийской горы, назначил особых жрецов-толкователей их мудреного содержания.

Таинственная старуха была куманская Сивилла, а купленные царем три книги - знаменитые впоследствии "Сивиллины книги". Так попали в Рим Сивиллины книги.

Смысл всего предания заключается, разумеется, в факте, что вещие книги Сивиллы были из Кум перенесены в Рим. Перенесены же они могли быть только вместе с культом того бога, который был залогом их достоверности, - с культом Аполлона. Таким образом религия лучезарного бога, родиной которой была давно разрушенная Троя, нашла себе наконец приют в Риме; на этом преемстве основывается, не говоря о прочем, и столь знаменательное верование: "Рим - вторая Троя".

Вряд ли возможно отличить правду от вымысла в этой легенде; достоверно только, что с тех пор писания Сивиллы стали играть важную роль в жизни римлян. Их бережно хранили, называли их «книгами судеб» и обращались к ним в годы войн и смут. Почти все новые обряды и культы, введенные в историческую пору римского. государства, обязаны своим происхождением Сивиллиным книгам. Сюда относится перенесение на латинские божества атрибутов и свойств греческих богов: так, Диана отождествилась с Артемидой, Церера с Деметрой, Прозерпина с Персефоной, Геркулес с Гераклом и др.

По свидетельству Гераклита Понтийского, этот сборник был составлен в 1 половине VI в., когда деятельность оракулов была весьма распространена.Он был привезен из Эрифр (по Варрону); город (селение) Гергиф на Троянской Иде, близ Эрифр, считается местом возникновения Сивиллиных предсказаний.

Догадка о происхождении Сивиллиных изречений подтверждается еще и тем, что после пожара Капитолийского храма, в 83 г. до Р. Хр., отправленные римским сенатом послы собрали новый сборник сивиллиных предсказаний преимущественно в Эрифрах, Илионе и на Самосе.

Сивиллины изречения, по преданию, были записаны на пальмовых листьях и хранились в строгой тайне, так что даже римлянам, кроме жреческой коллегии децемвиров (квиндецемвиров), не было ничего известно ни о самых книгах, ни о деятельности их профессиональных хранителей. Известно лишь то, что они были написаны греческими гекзаметрами и что применение изречений к данному случаю зависело от произвольного толкования децемвиров и, взятые на удачу, они применялись к какому угодно случаю путем натяжек и отдаленных сопоставлений.

Жрецы, приставленные для наблюдения за Сивиллинными книгами, были избираемы на всю жизнь, с освобождением от воинской повинности. С 367г года число их возросло до 10, при чем одна половина избиралась из патрициев, другая из плебеев. При Сулле коллегия заключала в себе 15 членов - число, которое держалось до последнего времени существования Сивиллиных книг.

Вновь составленные, после пожара 83 г., книги были подвергнуты Августом, в 13 г., тщательной критике; значительное число подложных оракулов (до 2000) было сожжено, а остальные изречения помещены в храме Аполлона Палатинского.

Последний раз к книгам пророчеств Сивиллы, хранящимся в римском храме Аполлона, обращались за помощью в 5 в. н. э. Вскоре после этого, во время распространения христианства в Западной Римской империи, в 405 г., Стилихон окончательно уничтожил все сивиллины книги, как пережиток язычества.

До сих пор существуют четырнадцать книг «Оракулов Сивилл», которые включают христианские и иудейские апокрифы.

Те произведения, которые сохранились под названием «Сивиллиных», написаны позже иудейскими и христианскими авторами. Предположение, что их написали в Риме, маловероятно. Скорее, происхождение их греческое или малоазийское. Не исключено, что ядро их действительно составили прорицания древних жриц.

Прошли века. Сивиллины книги стали скрижалями судьбы Римского государства; к ним обращались в тревожные и тяжелые минуты, чтобы узнать, какими священнодействиями можно умилостивить угрожающий Риму или уже разразившийся над ним гнев богов.
Конечно, предсказания Сивиллы были даны в самой общей форме, без имен; делом жрецов было решать, какое прорицание соответствует данному случаю.

Хотя в Риме тоже наступила просветительная эпоха, заведенные предками обряды должны были быть исполняемы; на этот счет даже между просвещеннейшими людьми сомнений быть не могло. Тот самый вельможа, который в разговоре с Цицероном под прохладной сенью тускуланских чинар, променяв торжественную римскую тогу на удобный греческий плащ, вышучивал Сивиллу и ее причудливые пророчества, - очень серьезно, развернув старинные книги, в споре со своими коллегами решал важный вопрос, сколько овец заклать Диане по поводу замеченного и доложенного арицийской бабой тревожного знамения, а именно, что сидевшая на священном дереве ворона заговорила человеческим голосом. И в этом даже не было никакого лицемерия; любовь к родному городу и его величию естественно переносилась и на его верования и все прочее.

Происходило это, без сомнения, оттого, что Сивиллины книги были национальной святыней, а Троя, родина Сивиллы, считалась как бы пра-Римом. Непогрешимость приписываемых вещей деве оракулов была краеугольным камнем религиозной жизни римского народа; нет, уж если кто-нибудь ошибся, то не она, а, скорее, ее хитроумные толкователи-александрийцы.

Откуда взяли они, что под "великим годом" следует разуметь четыре века? Из Гесиода. Прекрасно. Но Гесиод сам жил приблизительно четырьмя веками позже троянской войны и поэтому большего числа веков знать не мог; как же можно было на него ссылаться? А уж если "великий год" представлял из себя круглую сумму веков, то скорее всего десять...

Мы не можем поручиться, что люди рассуждали именно так; но факт тот, что римскими жрецами-толкователями Сивиллиных книг "великий год" был признан равным десяти "векам", т. е. 1100 летам. А если так, то, принимая во внимание время жизни Сивиллы, следовало ждать кончины мира в течение первого века до Р. Х.

И действительно, с этого времени пугало светопреставления нависло над Римом. Правда, предсказания Сивиллы хранились в тайне; только коллегия толкователей (квиндецимвиров) имела доступ к ним, да и то только с особого в каждом отдельном случае разрешения сената. Но этот оракул слишком близко затрагивал интересы всех, слишком сильно действовал на воображение людей, видевших тогда в окружающем их мире гораздо более загадок, чем видим их мы теперь.

Товарищам ли сенаторам, жене ли, верному ли отпущеннику разболтал свою тайну неосторожный жрец-квиндецимвир, мы не знаем; знаем только, что около середины первого века до Р. Х. семя грозной идеи, гонимое ветром молвы, пошло летать по белу свету.

Италийская земля туго награждала за потраченный на нее труд; недороды сделались периодическим явлением. Они повели, как это бывает всегда, коскудению деревни; обнищалые крестьяне стекались в город Рим.
Великий Риме, истощённый войнами, зашатался.
Как это обычно бывает, разрушение устоев переживалось апокалиптически.
"Необъяснимые ужасные явления,-говорит Аппиан,-наблюдаемы были многими, и отдельными лицами, и массами по всей стране. Стали вспоминать об ужасных старинных предсказаниях. Было много чудес: мул разрешился от бремени, беременная женщина родила змею вместо ребенка, бог послал сильное землетрясение, в Риме рухнули некоторые храмы. Все это римляне восприняли с тяжелым настроением".

В довершение всего на Капитолийской скале по неизвестной причине вспыхнул пожар, уничтоживший храм Юпитера, символ величия Рима, в огне погибла и большая часть книг Сивиллы.

На Восток отправили комиссию, которая привезла новые рукописи Сивиллиных пророчеств. Передаваемые из уст в уста, они волновали людей больше, чем в минувшие годы. Уже прямо стали говорить о гневе богов и гибели всей Италии. И не только Италии. Те десять веков, которые, согласно Сивилле, начались с Троянской войны, истекали в 83 году. Для римлян это означало конец человеческого рода, последний акт драмы, предначертанной вечными звездами.

Даже когда сроки, в которые ждали конца мира прошли, римлянам все еще чудилось, что катастрофа неминуема. Любой дурной знак истолковывали как предвестие гибели. Преступление весталок, нарушивших свой обет, заговоры, народные волнения, выкладки астрологов-все вызывало в Риме панику. Ещё очень долго чувство тревоги не покидало и самых здравомыслящих граждан.

Религия Зевса

Религия Зевса исходила из представления о царившем некогда на земле "золотом веке", когда не было еще ни труда, ни войны, ни греха, когда мать-Земля с материнской нежностью заботилась о человеке, давая ему и пищу, и одежду, и знание. - да, и знание в той, к счастью, незначительной доле, в которой оно было ему нужно для блаженного, хотя и бесцельного бытия.
Из этого состояния вырвал людей Зевс; возмутившись против Земли и ее сил-Титанов и поборов их, он повел человечество по новому пути. Труд был провозглашен условием и знания, и жизни; но труд повел за собою частную собственность; частная собственность - споры из-за нее, насилие, войну; насилие с войной породили неправду, преступление, грех.
Важнейшим "событием" в этом постепенном падении человечества было последнее, появление среди него "неправды". Уже раньше легкоживущие боги, почти все, оставили многослезную обитель людей; теперь ее покинула и последняя из небожительниц, божественная Правда. Оскорбленная преступностью человеческого рода, святая дева поднялась на небо, где и пребывает - как позже учили - поныне, витая среди небесных светил под видом созвездия Девы.
Что же касается покинутого ею людского рода, то, раз отдав себя во власть неправды, он этим самым обрек себя на гибель. Царство Зевса, основанное на развалинах царства Земли путем победы над ее силами-Титанами, погибнет от Земли же и ее сил-Гигантов.

Желанный спаситель и искупитель явился наконец в образе Аполлона. Новая религия Аполлона принесла богам мир с Землею и обеспечение дальнейшего их царства.

Зевс, говорила она, уже сразился с Гигантами, покорил их и с тех пор царствует безбоязненно навеки; людям же она принесла очищение от грехов, устраняя таким образом нравственную необходимость их истребления.
Такова была реформа Зевсовой религии религией Аполлона.
Аполлон принес людям очищение - в этом сомневаться было нечестиво, - но гибель человечества была им лишь отсрочена. Люди, глядя друг на друга и на себя, без труда убеждались, что неправда продолжает жить среди них. Зевс царствует на небе, Дева-Правда не вернулась, но придёт момент и битва богов повторится. Наступит "золотой век", но люди погибнут. Когда же это будет? Не скоро... так, по истечении "великого года"(так предсказалаСивилла); до этого дня ни мы, ни наши дети, ни внуки не доживут. Ну и отлично; значит, можно(это был V -IVвв) быть спокойным.

То, что вы читали о моих религиозных убеждениях - разумеется, ложь. Ложь, которую систематически повторяют. Я не верю в Бога, как в личность, и никогда не скрывал этого, а выражал очень ясно. Если во мне есть что-то, что можно назвать религиозным, то это, несомненно, беспредельное восхищение строением Вселенной в той мере, в какой наука раскрывает его.

Альберт Эйнштейн

Существовавший и широко распространенный в Древнем Мире институт сивилл, до сих пор не изучен и представляет собой тайну для массового читателя.

Между тем сивиллами (сибиллами) в античной литературе назывались прорицательницы , название которых воспроизводят от имени первой пророчицы Сивиллы. Жившие при храмах, основанных на местах наиболее знаковых космических катастроф, они обладали удивительным даром ясновидения, а само слово «сивилла», в дословном переводе Варрона , означает «божья воля» , ибо, как считается, они в своих пророчествах передавали волю богов.

По легенде первая Сивилла была родом из Трои, и являлась дочерью Дардана и Несо.

Любопытное сообщение оставил нам и Климент Александрийский («Строматы»), который пишет, что по свидетельству Гераклита , пророчества Сивиллы «не являлись свойством человеческого разума, а были божественным внушением извне» .

В Дельфах, в зале собраний, находился священный камень , который служил седалищем сивиллы, а сама сивилла явилась с горы Геликона , откуда был взят и камень. По другой версии, сивилла пришла из Малии , и являлась дочерью Ламии и внучкой Посейдона , а ее воспитанием занимались Музы.

Серапион же свидетельствует, что Сивилла пророчествует и после смерти , потому чтоее дух , покинувший тело, соединился с Луной, и дает дар и способность к прорицанию всем, родившимся после нее ясновидящим . А ее тело , превратившись в землю, и взрастившее траву, дает корм животным, по внутренностям которых люди узнают свое будущее .В качестве комментария к данному утверждению Серапиона, следует сказать, что в научно-популярной литературе можно встретить десятки свидетельств людей с безупречной репутацией, которые описывают случаи, в которых умершие люди, являлись живым в пророческих снах .

Уже упоминавшийся Климент Александрийский пишет, что первой Сивиллой была дельфийская Фемоноя , которой якобы и принадлежит знаменитый афоризм «познай (самого) себя» .

Давайте запомним этот афоризм, ибо, как полагают, именно он определяет сущность феномена прорицания .

Еще одной знаменитойдельфийской сивиллой, имя которой дошло до нас, была Герофила (греч.Hеropiln) родом из Эрифр, хотя возможно, это имя нескольких сивилл из различных регионов. Она родилась в Троаде , на горе Корик, от нимфы и смертного отца, пастуха Теодороса (Феодора), и жила в роще Аполлона, где и была похоронена. По легенде, это именно ей принадлежит легендарное предсказание, что женщина из Спарты Елена, станет причиной гибели Трои . Кроме того, именно Герофила предсказала, что о гибели Трои Гомер напишет мифологическую поэму . В данном сообщении нам любопытно лишь то, что упомянутые здесь сивиллы пророчествовали на местах космических катастроф , а Гомер, действительно дал в «Илиаде» и «Одиссее» мифологическое описание реальных событий Ноева потопа .

Сивилла по имени Герофила, пророчествовала не только в Дельфах , но и в Кумах, а также на островах Самос, и Делоc.

Сивиллу Герофилу , называют женой, дочерью и сестрой Аполлона , а согласно другого мифа, дочерью нимфы Иды и реки Аидонея. Сивиллой была и дочь Посейдона Ламия , прибывшая в Дельфы из Малиды. (Малида (в Фессалии) - небольшая береговая полоса вблизи Малийского залива, между горой Этной и нижним течением реки Сперхия).

По античной легенде, сивиллой была и фригийская богиня Артемида . И самое интересное для нас заключается в том, что эти и другие самые известные сивиллы, пророчествовали в храмах, построенных на местах космических катастроф .

Десять самых известных сивилл Древнего Мира.

В эллинистическое и римское время, называлось разное число самых известных сивилл, которых чаще всего именовали по местам их обитания, но иногда, и по именам собственным. Компиляция разных источников позволяет определить имена десяти (в других случаях даже двенадцати ) самых известных сивилл Древнего Мира.

(Античные греческие авторы называют до девяти сивилл, римляне добавили десятую , Тибуртинскую сивиллу, этрусского происхождения. А современные авторы, нашли даже двенадцать имен, но я полагаю, что согласно мифологическим правилам , число самых известных сивилл , определялось сакральным числом десять (Х) .)

По свидетельству «христианского Цицерона» Луция Целия Фирмиана Лактанция (Lucius Caecilius Firmianus Lactantius ), который использовал сведения из утерянных книг римского историка первого века Марка Теренция Варрона (Márcus Teréntius Várro , 116-27 гг. до н. э.), в число десяти самых известных сивилл Древнего Мира входили: Дельфийская (родившаяся в Дельфах, о ней говорит Хрисипп), Эритрейская и Кумская (называемая Амалтеей , или же Герофилой , или Тараксандрой, а Вергилий называет Кумскую сивиллу Деифобой , дочерью Главка), Персидская и Ливийская (о них упоминает Еврипид), Киммерийская из италийской Киммерии, сыном которой был Эвандр, построивший в Риме святилище Пана, так называемый Луперкум, Самосская (по имени Фито, о ней писал Эратосфен), Геллеспонтская (родилась в селении Мармесса, что вблизи городка Гергитион. Гераклид Понтийский сообщает, что она явилась в пределы Троады во времена Солона и Кира), а также Фригийская и Тибуртинская .

И в нашем рассказе об этих сивиллах, принципиально важным является опять-таки то обстоятельство, что все святилища, в которых жили и пророчествовали эти сивиллы, находились в регионах, наиболее пострадавших от космических взрывов Ноева потопа .

Например, фригийская сивилла жила и пророчествовала в городе Анкира и происходила из рода участника Троянской войны, древнего прорицателя Калханта. Эритрейская сивилла Герофила (Самия) пророчествовала на территории Эритреи (досл. «красная»), которая располагалась в Восточной Африке, на побережье Красного моря, от которого и получила свое название. Она пророчествовала о Троянской войне, и о ней свидетельствует Аполлодор Эритрейский. Самосская сивилла Фито (Самонефа) пророчествовала на острове Самос , делосская - на острове Делос , Троянская (Геллеспонтская) - на территории Трои . Персидская (вавилонская Самбета (Самбефа)) происходила из рода Ноя, она предрекла события, связанные с Александром Македонским, и ее упоминает Никанор в «Жизнеописании Александра») - жила и пророчествовала на территории Вавилона . Египетская Агриппа (Тараксандра) - на территории Египта , палестинская (еврейская сивилла Савская (Сабская), которую нередко отождествляют с царицей Савской) - в Сирийских горах, тибуртинская сивилла (Альбунея (Абунея)) и киммерийская сивилла (Кармента ) пророчествовали на территории Италии . То есть несложно понять, и я уже неоднократно писал об этом, что самые известные храмы и святилища Древнего мира, в которых пророчествовали сивиллы, строились на местах самых знаковых космических взрывов . И я уже подробно рассказывал о космических взрывах, произошедших во время Ноева потопа на территории Трои, Вавилона, Палестины, Израиля, Сирии и Египта, в своих предыдущих статьях и книгах.

По сформировавшейся античной греческой традиции, пророчества сивилл, записывались жрецами в стихотворной форме гексаметром (гекзаметром).

Важно отметить, что предсказания сивилл не были ограничены во времени, и пространстве, и античные авторы свидетельствуют о том, что записанные пророчества в книгах сивилл, охватывали временной промежуток в несколько тысяч лет и касались всех регионов Земли .

Кумская сивилла.

Кумская сивилла была родом из Эрифры , но пророчествовала в итальянском городе Кумы , от которого и получила свое имя. Кумы являлись колонией Халкиды, и главным региональным религиозным центром Римской империи . Здесь также располагался храм Аполлона, имевший тесные связи с знаменитым храмом Аполлона в Дельфах . Согласно легенды, кумская сивилла была возлюбленной Аполлона, от которого и получила дар прорицания .

И этот дар должен был сохраняться за ней на все время, пока она жила на чужбине, в Кумах. Это очень важное для нас свидетельство, потому что оторванные от мест космических катастроф, некоторые сивиллы теряли дар прорицания , он как бы «затухал». Развалины кумского храма с оракулом и пещерой, в котором пророчествовала сивилла, сохранились до сих пор. Кумской сивилле приписывается создание свода сивиллиных книг, в которых были записаны пророчества, с предсказанием событий на многие века вперед .

Любопытно, что в первые века христианства, пророчества сивилл получили положительную оценку у христианских богословов , потому что, по легенде, именно эритрейская сивилла, провидчески предсказала приход Христа . Однако позже, по мере укрепления христианства, книги сивилл были изъяты из обращения , как относящиеся к языческому культу . Другие авторы, исчезновение книг объясняют тем, что они погибли во время пожара . По легенде, некоторые из пророчеств языческих сивилл, были включены в библейские тексты.

Сивиллины книги.

В настоящее время под книгами сивилл подразумеваются дошедшие до наших дней несколько античных сборников, содержащие около 4000 стихов, составляющих 14 песен, написанные гексаметром на древнегреческом языке. Однако доказать подлинность или аутентичность сохранившихся пророчеств, в настоящее время не представляется возможным .

Предполагается, что они содержат пророчества сивилл, записанные в промежутке между вторым веком до н.э. и четвертым веком нашей эры. (По другой версии, книги датируются промежутком времени между первым веком до нашей эры и первом веком нашей эры).

По очередной легенде, «сивиллины книги », первоначально были записаны на пальмовых листьях, и изначально их было всего девять . Античные авторы сообщают, что они играли главную роль в общественно-политической жизни Рима, при принятии важных или судьбоносных решений, ибо в них были записаны пророчества на многие тысячелетия вперед .

Особенно важным для меня представляется мифологическое свидетельство , что сивиллины книги были написаны на «пальмовых листьях» . В мифологии пальма является священным деревом, а само слово «пальма» имеет сакральный смысл, и обозначает число «пять», которое символизирует «комету - возмездие» и пять глобальных космических катастроф, произошедших на памяти человеческих цивилизаций . (Подробнее см. в книге «Тайна «кометы-возмездие»). То есть, указание на то, что сивиллины книги писались на «пальмовых листьях» свидетельствует о том, что пророчества этих книг напрямую были связаны с тайнами «кометы - возмездие» и глобальными катастрофами .

Существует известный рассказ Фирмиана о том, что Кумская сивилла принесла девять книг своих предсказаний римскому царю Тарквинию Древнему, и попросила за них триста филиппеев, не существовавших в то время золотых монет, которые появились в обращении только два века спустя. Зная, что таких монет не существует в природе, царь отнесся к ней с недоверием, и даже не спросил, что содержится в этих книгах, и тогда она сожгла три из них. Позже, сивилла пришла к царю во второй раз, и за оставшиеся шесть книг , запросила прежнюю цену. И вновь не удостоенная царского внимания, она сожгла очередные три книги. Она пришла и в третий раз, предложив царю оставшиеся три книги, и снова попросила за них столько же, предупредив, что если царь откажется, то она сожжет и эти книги. Легенда утверждает, что тогда царь, все-таки задумался и попросил совета у своих священнослужителей, а прочитав книги, дал за них требуемую сумму, и даже попросил копии сожженных книг. Сивилла ответила, что у неё нет больше книг, и без вдохновения она не в состоянии что-либо добавить , но можно взять из других городов важные изречения иных знаменитых сивилл, которые там сохранились, и составить из них полное собрание. Так и постановили сделать. Собрание восстановленных сивиллиных книг решено было положить на Капитолии в первом Риме (1) , при этом зафиксированные в книгах изречения сивилл должны были храниться в строжайшей ото всех тайне .

И только немногим избранным доступно было ознакомиться с их содержанием, потому что они содержали пророчества, в которых предсказывались знаковые события и бедствия, которые обязательно должны были произойти в Италии . По совету авгуров, Тарквиний Древний охрану купленных сивиллиных книг поручил дуумвирам .

Позже, к этим книгам были добавлены наиболее значимые пророчества тибуртинской и других сивилл, а сами книгибыло поручено сохранять особой жреческой коллегии в храме Юпитера на Капитолийском холме . К сожалению из всех авторов «сивиллиных книг», до нас дошло только имя Эритрейской сивиллы, а имена остальных, остались безвестными.

Содержание сивиллиных книг составляло главную государственную тайну Рима, и для доступа к ним требовалось специальное постановление Сената. А раскрытие тайны сивиллиных книг каралось также строго, как отцеубийство , и греческий историк Дионисий Галикарнасский рассказывает историю о том, что дуумвир Марк Атилий, был приговорен к смерти за то, что дал переписать сивиллину книгу Петронию Сабину. Согласно сообщения Валерия Максима, за это ужасное преступление против государства, Тарквиний приказал зашить Марка Атилия в мешок из бычьей шкуры и бросить в море.

В настоящее время, к сохранившимся пророчествам сивиллиных книг все академические ученые относятся с пренебрежением и предубеждением, отчасти оттого, что позже они не раз восстанавливались, и исправлялись, а отчасти оттого, что многие из стихов, не сохранили правильный размер. Некоторые полагают, что здесь была вина необразованных переписчиков, однако Платон, считал, что «многое и великое» бездумно исправляли и уничтожали люди, которые не знали истинной цены сивиллиных пророчеств .

Я же не исключаю, что многие сивиллины предсказания были умышленно изъяты из обращения при наступлении эры христианства, так как эти знания особо почитались язычниками . По крайней мере, воинствующие христиане, в указанное время, многие книги, считавшиеся «языческими», изъяли из обращения, и сожгли в кострах.

Пророчествами сивиллиных книг, в которых излагалась «божья воля», пользовались только в самые ответственные моменты общественной и политической жизни Рима , сверяя с ними правильный ход римской истории . Известно, что в последующие века, с пророчествами сивиллиных книг римляне сверялись не один раз, о чем упоминает Тит Ливий. Но, к сожалению, его книги, содержащие данную информацию, также были утеряны, и у нас нет возможности полноценно и объективно оценить достоверность сивиллиных предсказаний.

Правда, кое-какие сведения о сивиллиных оракулах, в трудах поздних историков, найти все же удалось.

По дошедшей до нас легенде, в пророчествах двенадцати сивиллиных книг, хранившихся в царской библиотеке Рима, была собрана коллекция предсказаний греко-римских, этрусских, и иудейских сивилл, в которых предсказывался конец многобожия и конечное торжество единого Бога. (Напомню, что в настоящее время существует пять самых уважаемых религиозных вероучений, каждое из которых претендует на роль мировой религии). Кроме того, сообщается, что сивиллины книги содержали изложение римской истории «от сотворения мира до Всемирного потопа». (То есть, по-видимому, это были оракулы, связанные с периодом обращения «кометы-возмездие» и глобальными космическими катастрофами Земли). Возможно, по этой причине, ряд сивиллиных пророчеств и вошел в библейские тексты . Кроме того, считается, что в сивиллиных книгах были описаны судьбы римских правителей и царей за весь исторический период, вплоть до даты «конца света», и даже были помещены их характерные портреты-рисунки .

(И как тут не вспомнить историю русского монаха Авеля, который, по сохранившейся легенде, составил свод предсказаний не только на династию русских царей из дома Романовых, но и на последующих правителей России вплоть до даты «конца света» .)

Полагают, что во время гражданской войны, 6 июля 83 года до н.э., во время пожара Капитолия, все сивиллины книги сгорели, но позже были восстановлены при императоре Гае Юлии Цезаре Августе, и затем помещены в храм Аполлона на Палатинском холме . В римской истории эти восстановленные книги известны под названием «вторых сивиллиных книг».

Примечание.

(1) Древние авторы византийской эпохи различали Первый (старший) Рим и Второй (младший) Рим - Константинополь . Позже, после космической катастрофы Алатырь (1240 год), появился и Третий (новый) Рим - Москва . (Подробнее см. в книге «Тайна Алатырь - камня.)

Вторые сивиллины книги.

После пожара, для восстановления сивиллиных книг, были использованы разные, в том числе и сомнительные тексты сивилл , хранящиеся в италийских колониях в Африке, на Самосе, Делосе, в Илионе, Эритрах и Сицилии. А позже, римские жрецы, по каким-то только одним им ведомым мотивам, определили степень их подлинности .

Но и эти тексты, в 405 году, были сожжены по приказу Флавия Стилихона. И к настоящему времени, сохранились только немногочисленные, чудом уцелевшие фрагменты из сивиллиных книг, подлинность которых абсолютно ничем не подтверждена. Более того, эти пророчества написаны не гексаметром, а акростихом. На наличие в пророчествах акростихов , вместо классического гексаметра, первым обратил внимание Цицерон, предполагая, что данные пророчества были сфальсифицированы .

Не обсуждая достоверность дошедших до нас сивиллиных пророчеств, сообщим о самых любопытных из них.

Во время эпидемии чумы в Риме, в 293 году до н.э., в сивиллиных книгах нашли предсказание, что чума пойдет на убыль, если в Рим перевезут статую бога Эскулапия из его Эпидаврского святилища . Поэтому, после молебна, в Эпидавр, расположеный на северо-востоке Пелопонеса, отправили специальное посольство за священной змеей бога , которую, по прибытии в Рим, поместили на знаменитый Тибрский остров.

После этого, в соответствии с пророчеством, на Тибрском острове впервые был успешно применен метод лечения чумы с помощью инкубации и карантина , существовавший до этого только в Эпидавре.

Благодаря этому событию, остров так и остался посвящённым богу Эскулапу, и в память о нем, при устройстве набережной, берегам острова придали форму плывущего корабля, украшенного спереди статуей Эскулапа. А позже, на этом острове в 291 году, построили и освятили храм в честь Эскулапа .

Аналогично этому, также по предсказанию сивиллы, в 204 году до н.э., из Малой Азии в Рим был привезен священный Черный камень , почитаемый как священный символ Богини-Матери Кибелы . Но подробно об этом я уже писал в книге «Тайна Алатырь-камня».

Однако сивиллинам книгам, приписывалось и много других пророчеств, к которым, по моему разумению, эти книги не имели никакого отношения, а потому я воздержусь излагать эти непроверенные сведения.

В восемнадцатом году до н.э. , по приказу Гая Юлия Цезаря Августа, тексты сивиллиных книг вновь были подвергнуты очередной ревизии и пересмотрены, и уже в двенадцатом году до н.э , став великим понтификом (верховным жрецом), Цезарь Август приказывает сжечь все сомнительные пророческие книги, оставив только уточненные, не вызывающие сомнений, тексты сивиллиных книг .

Однако уже в девятнадцатом году новой эры, Тиберий Юлий Цезарь Август (по религиозной легенде, именно в его правление был распят Иисус Христос) вновь ставит под сомнение достоверность текстов сивиллиных книг, и назначает очередное расследование по определению их подлинности. А в тридцать втором году новой эры, когда римский Сенат обсуждал вопрос о включении в список сивиллиных книг дополнительных текстов, Тиберий вновь заявил, что под именем новых пророчеств распространяется «вздор». Напрашивается вывод, что в собранном втором своде сивиллиных книг, уже имели место многочисленные недостоверные пророчества, а возможно и откровенные фальсификации.

Впрочем, был, и третий свод сивиллиных книг , составленный предположительно, в эпоху византийского императора Флавия Юстиниана Великого (шестой век новой эры), и сохранившийся в достаточно большом объеме. Но к этому своду у историков имеется столь много критических замечаний, что это не позволяет, даже с большой натяжкой, считать этот свод аутентичным.

Сивиллины пророчества в книгах античных авторов.

Цитаты из сивиллиных книг, которые неоднократно переписывались, появились у античных авторов, не ранее второго века нашей эры, а потому подтвердить их аутентичность, нам не удастся.

Тем не менее, ниже я приведу некоторые любопытные цитаты, найденные у древних авторов, с оговоркой, что нет никакой уверенности в том, что они полностью соответствуют первоначальным сивиллиным текстам .

Ссылки на сивиллины книги содержатся в трудах Аппиана, Афинагора, Климента Александрийского, Павсания, Плутарха, Тертуллиана, Феофила Антиохийского, Лактанция и у ряда других уважаемых древних авторов, но я не ставил своей целью даже частично восстановить содержание сивиллиных книг, хотя некоторые цитаты показались мне любопытными, и я счел возможным упомянуть о них в данной статье.

В сохранившихся пророчествах сивиллы Эритрейской имеются упоминания о страшных глобальных катаклизмах, вызванных волосатой звездой (кометой):

Вспыхнет звезда на заходе - она зовется кометой - (1)
Вестницей станет она сражений, голода, смерти,
Гибели славных вождей и прочих людей знаменитых.
Знаменья будут тогда даны величайшие смертным:
«Течь прекратит Танаис в Меотиду (2) струей многоводной,
Высохнув, русло его плодородною пашнею станет,
В озеро воды польются по множеству малых протоков»
.

Песнь 3, 334-340.

К этому оракулу требуется лишь небольшое пояснение.

1. … «она зовется кометой». Можно полагать, что в данном пророчестве речь идет о «комете-возмездие» (комете Фаэтон), ставшей причиной Ноева потопа.Столкновение этой кометы с Землей произошло 3 апреля 1528 (1596) года до н.э. Очередное прохождение этой кометы через орбиту Земли и глобальный катаклизм ожидается через четыреста лет, в 2412 году . Не исключено, что данное пророчество относится именно к этому году. (подробнее см. в моей книге «Тайна «кометы-возмездие»).

Танаис - античное название реки Дон.

Меотида (Меотийское болото) - древнее название Азовского моря. Согласно древнегреческим мифам, на его побережье, у Керченского пролива, соединявшего Черное и Азовское моря, жили киммерийцы, которые сторожили вход в царство теней Аид (потусторонний мир), что позволяет предполагать, что здесь было местоположение одного из космических взрывов Ноева потопа.В седьмом веке до н.э.,здесь находились греческие колонии, самыми известными из которых были Фанагория, Панакопей, Гермонассы.

У Эритрейской сивиллы находим и прозрачный намек на название этой кометы:

«В год четвертый (1) , когда звезда засияет большая ,
Землю, которую всю, уничтожит одна, ради мести (2) ,…»

Песнь 5 (155,156).

Здесь тоже необходимо небольшое пояснение.

1. «В год четвертый (1)». Четвертым годом назывался високосный год.

2. «ради мести ,…». Одно из названий «кометы-возмездие» , было дано по имени богини мести Немезиды , и ранее было широко известно в Древнем Мире.

Эритрейская сивилла называет эту комету «огненным кругом колеса»:

Огненный круг колеса (1) из потока великого выйдет,
Тяжко давить оно будет вершителей дел беззаконных;
И раздадутся тогда отовсюду плач и стенанья,
Горький удел ужаснет и отцов, и детей неразумных,
И матерей, и младенцев, еще кормящихся грудью.
Слез не выплакать им никогда, и жалкие крики
Уж не услышит никто, хоть будут звучать отовсюду:
Так что, терзаясь во тьме глубокого Тартара (2), станут
Вопли они испускать напрасно, и в скорбных угодьях
Трижды заплатят за все совершенные ими злодейства,
Пламенем жарким палимы, зубами они заскрежещут ,
Жажда сильнейшая им причинит мучения злые
И пожелают тогда умереть, но больше не смогут:
Не успокоит их смерть, и ночь не даст передышки.
Долго Всевышнего Бога молить они будут напрасно -
И отвратит Господь Свой лик, чтоб их больше не видеть:
Ибо ведь людям заблудшим Он семь веков (3) предоставил
Для покаянья - за них просила Дева святая .
Тех же, кто делал добро и был всегда справедливым,
Славился кто благочестьем и верным ума рассужденьем -
Ангелы этих людей поднимут над страшным потоком
Пламени и поведут их к свету и к жизни беспечной

Песнь 2 (295-316).

К этому оракулу также необходимо небольшое пояснение.

В данном пророчестве речь идет о предстоящем космическом катаклизме (предстоящем «конце света») и о сроке, равном периоду обращения «кометы-возмездие», по истечении которого наступит время глобальной космической катастрофы.

«Огненный круг колеса (1) .» Имеется в виду период обращения «кометы-возмездие», равный 4008 годам, определяющий период между глобальными космическими катастрофами, который в мифологии обозначается сакральными числами «сорок» (столетий), и «семь» (число полных индиктионов). В мифологии эти катастрофы называются «мировым пожаром» .

«…глубокого Тартара (2)». Словом Тартар (ад) обозначено время наступления глобальной космической катастрофы. Речь идет о множественных электроразрядных космических взрывов этой катастрофы, пламя которых сожжет многие регионы Земли.

«семь веков (3)». Имеются в виду семь полных индиктионов, которые составляют период обращения «кометы-возмездие». В связи с этим, употребление числа «семь» в мифологии всегда носит сакральное значение.

«Дева святая» - на местах космических катастроф, согласно религиозной традиции, всегда строились храмы в память Успения Пресвятой Богородицы .

О предстоящем катаклизме (предстоящем «конце света»), читаем и в другом месте:

«Мир, от вод погибая, провоет жуткую песню .(1)
Время наступит, и воздух над вами вдруг всколыхнется ,(2)
Бога великого гнев устремится с неба на землю .
Истинно время придет ,(3) когда на людей (Онсвой гнев) опрокинет…»

Песнь 1 (159-164).

Здесь тоже необходимы пояснения.

1. «Мир, от вод погибая, провоет жуткую песню». Во время космической катастрофы 1528 года до н.э. (прежнее летоисчисление) , Земля изменила угол наклона земной оси на 56 угловых минут и 40 секунд. (Поэтому в летоисчислении от Р.Х. годом катастрофы в новом летоисчислении считается 1596 год до н.э.) Возникшая из-за смещения земной оси приливная волна затопила Месопотамию и уничтожила многие ранее цветущие цивилизации Средиземноморья. Потоп сопровождался страшными звуковыми явлениями.

2. … «воздух над вами вдруг всколыхнется Во время космическая катастрофы 1528 года до н.э. (Ноева потопа) произошел взрыв вулкана на острове Санторин, воздушная взрывная волна от которого, несколько раз обогнула земной шар. В связи с этим, в библейских текстах закрепилось обожествленное мифологическое название этого катаклизма - «Дух Святой» и Ноев потоп.

3. … «время придет» Очевидно, что данное пророчество передает подробности предстоящего «конца света» по аналогии с событиями Ноева потопа.

О смещении земной оси во время предстоящего «конца света», упомянуто и в нижеследующем оракуле эритрейской сивиллы:

«Не заноситесь, Индийцы и храбрый народ Эфиопов!
Ибо когда колесо небесной оси (1) , Козерог,
Звезды, Телец, побегут вкруг центра в созвездии Братьев (2) -
Дева, на небо, взойдя, и Солнце, крутясь непрерывно,
Их хоровод (3) поведут по всему небесному своду -
Будет тут страшный пожар(4) , который охватит всю землю,
В битве небесных светил (5) обновится природа, погибнет,
Плачем, мир огласив, в огне страна Эфиопов! »

Песнь 5, 206-213.

Здесь также необходим небольшой комментарий.

1. «… колесо небесной оси». Под колесом небесной оси древние авторы подразумевали зодиакальный календарь, - расположенные по кругу двенадцать созвездий Зодиака, по которым точка весеннего равноденствия смещается в результате прецессии. Изменение угла наклона земной оси во время глобальных катаклизмов, изменяет положение точки весеннего равноденствия, что вынуждает вводить новое летоисчисление. (подробнее см. в моей книге «Тайна «кометы-возмездие»»).

2.«… в созвездии Братьев» . В созвездии Близнецов . Древние жрецы сохранили сведения о пяти космических катаклизмах Земли, связанных с прохождением «кометы-возмездие» через орбиту Земли. В данном случае, имеется в виду глобальная космическая катастрофа, произошедшая в 5604 году до н.э., в то время, когда точка весеннего равноденствия находилась в зодиакальном знаке Близнецов. Эта космическая катастрофа получила в религиозных текстах название «сотворение мира» . Служит скрытой точкой отсчета и «датой памяти» для многих календарей древних цивилизаций.

3. … «хоровод» Пояснение см. в статье «Хоровод Гора».

4. … «страшный пожар» Речь идет о «мировом пожаре», т.е. о времени предстоящей катастрофы.

5.«… В битве небесных светил». Имеется в виду предстоящая космическая катастрофа, связанная со столкновением «кометы-возмездие» (кометы Фаэтон) с Землей. Пророчество предполагает, что во время предстоящей космической катастрофы (предстоящего «конца света») в 2412 году, от космического огня погибнет Эфиопия.

О любопытном пророчестве сивилл относящемуся к будущему «концу света», сообщает нам продолжатель Феофана, который давая жизнеописание византийского императора Левона Арцруни (Лев V Армянин (813-820 гг)), пишет: «Пророчество же это было сивиллино и содержалось в одной книге, хранившейся в царской библиотеке, и находились в этой книге не одни оракулы, но и изображения и фигуры грядущих царей(1) . Был изображен там и лев и начертана буква хи (2) , от хребта до брюха его. А позади — некий муж, с налету наносящий смертельный удар зверю через хи. Многим показывал Лев книгу и просил разъяснений, но один лишь исполнявший тогда квесторскую должность растолковал прорицание, что де царь по имени Лев будет предан губительной смерти в день Рождества Христова» .

Для этого оракула также необходимо пояснение.

Это астрономическое пророчество, и потому легко расшифровывается.

«…и изображения и фигуры грядущих царей(1) Я уже писал о том, что в сивиллиных книгах имелись описания жизни и даже рисунки римских цезарей за длительный отрезок времени. Но в данном случае под обозначением «лев - царь» подразумевается глобальная космическая катастрофа.

«… Был изображен там и лев и начертана буква хи (2) ». Изображение Льва (созвездия Льва) в этом пророчестве подразумевает космическую катастрофу 9612 года до н.э ., произошедшую в то время, когда точка весеннего равноденствия, находилась в зодиакальном созвездии Льва. (Во время этой катастрофы погибла легендарная Атлантида Платона). При этом буква «хи» (буква «Х» в современном алфавите), означает долгопериодичную «комету-возмездие» (в древности изображалась как «Х-комета»), явившуюся причиной этого катаклизма. А выражение «Лев будет предан губительной смерти в день Рождества Христова», означает дату очередного предстоящего космического катаклизма (дату предстоящего «конца света»), который, по расчетам древних жрецов, должен состояться 25 декабря 2412 года, в день Рождества Христова, под зодиакальным знаком Водолея. (подробнее см. в книге «Тайна «кометы-возмездие»»)

Пророчества эритрейской сивиллы вошли и в тексты религиозных книг:

«Скрежет зубовный тогда и плач всеобщий раздастся,
Солнца померкнет сиянье , и скроются звезд хороводы ,
Небо свернется как свиток , луны мерцанье угаснет,
Высями станут долины, в низины холмы обратятся .
Больше высот на земле губительных вовсе не будет,
Общее примут обличье равнины и горные кряжи;
Глади морской не коснутся суда; земля запылает ,
А источники рек и бурные воды иссякнут .
С неба труба пропоет печальным голосом песню ,
Страшный позор несчастных оплачет и мира мученья,
Пропасти, в почве разверзшись, покажут Тартара хаос ,
А пред небесным престолом Господним все люди сойдутся. С неба потоки огня и серы хлынут на землю.»

Песнь 8 (231-243).

Здесь также требуется небольшое пояснение.

«Скрежет зубовный Солнца померкнет сиянье , … Небо свернется как свиток» и т.д. Указанные выражения, помеченные и выделенные курсивом, практически без изменения вошли в библейские тексты. Выделенные шрифтом слова и выражения, лишь в слегка измененном виде, вошли в тексты Библии.

Вот пророчество, которое предположительно относится к предстоящей космической катастрофе 2412 года.

«Время настанет , и в мир придут сотрясенья земные,
Молнии жгучие, громы и ржавый налет на растеньях ,
Бешенство быстрых волков, убийства кровавые, гибель
Жизней людских, за людьми же быки мычащие сгинут,
Множество коз и овец, ослов терпеливых и прочий
Четвероногий скот, а пашни обширные будут
Брошены и в запустенье придут, а плоды не родятся,
Всюду в обычай войдет продажа и купля свободных,
Только дал смолкнуть Господь, мольбам моим частым внимая,
Мудрой песне, как снова вложил Он мне радостный голос
В сердце, дабы могла я реченное Богом поведать .
Телом всем, содрогаясь, начну говорить - ведь не знаю,
Что говорю, но от Бога исходят мои прорицанья
.
Словно рабов, и везде разграбят священные храмы .
Явится после того поколенье десятое смертных,
И вот тогда сокрушит Колебатель и Молниевержец (1)
Идолов, бывших в почете, и мощь семихолмного Рима
Он потрясет, уничтожив богатства несметные разом:
Мощный пожрет их огонь, великое пламя Гефеста.
Наземь с высоких небес поток польется кровавый» …

Песнь 2, 1-20.

Примечание.

1. «Колебателем Землии Молниевержцем» древние греки называли Посейдона.

А вот сивиллины пророчества, которые, по-видимому, были написаны ранее середины второго тысячелетия до н.э., ибо в них сообщается о погибших городах и разрушениях во время Ноева потопа :

«Кизик, море отнимет твое богатство и счастье;
Плохо придется тебе, Византий , стоящий напротив
Азии; стоном и кровью до края ты будешь наполнен.
С той вершины горы, что над Ликией высится, воды
Хлынут потоками вниз, из твердого выбившись камня.
Чтобы утихли они, надо сбыться отцов предсказаньям.
Город обильной вином Пропонтиды, увы тебе, Кизик!
Бурной Риндакской волною ты будешь»
Песнь 3, 436-441.

«Много в почве возникнет провалов и пропастей, рухнут
В них города со всеми людьми. Эта страшная участь
В Азии Смирну постигнет, Иас, Кебрен, Пандонию,
Антиохию, Эфес, Колофон, Никею, Скиагру,
Астипалею, Синоп, Иераполь,
счастливую Газу.
Так же погибнут в Европе Танагра и Меропея ,
Так пропадут Микены, Магнезия и Антигона .
Знайте тогда, что вскоре конец настанет Египту ,
Прежнее лето всегда будет лучшим для Александрийцев ».
Книга 3, 341-349.

«Будет для Кипра знак - ужасное землетрясенье,
Множество душ оно Аиду отдаст в одночасье!
Рухнут и мощные стены с Эфесом соседнего Тралла
За преступления их обитателей, злых и жестоких.
Воды горячие с неба на землю польются , и станет
Впитывать почва ту влагу и запах удушливой серы ».

Песнь 3, 457-462.

«Древний день своего основания также оплачут
Кипр и Сардиния , их удары холодного ветра,
Посланы Богом святым, в пучину соленую сбросят,
Станут они в волнах морским обитальцам добычей.
Горе! сколько Аид невест прекрасных добудет,
Сколько непогребенных юнцов не отпустят глубины!
О, невинные дети! О, тяжкое злато в пучине!»
Песнь 3, 476-482.

«Остров Сицилия весь сожжен будет мощным потоком
Лавы кипящей, из недр, что извергнет с пламенем Этна .
Город же славный Кротон погрузится в глубокое море.
Вспыхнет в Элладе вражда. Совсем обезумев от гнева,
Много с землей городов сровняют и многих погубят
В битве жестокой. Война принесет всем поровну горя».

Песнь 4, 81-86.

«Стойкая Лаодикия , тебя опрокинет однажды
Землетрясенье, но ты поднимешься вновь из развалин.
О Ликийские Миры, краса городов! Никогда вас
Прочно земля не удержит, сама сотрясаясь. В паденье
Ниже и ниже клонясь, вы другую страну изберете,
Чтобы в ней жизнь продолжать - настоящий мятеж, а не город.
Из-за нечестья тогда же затихнет и город Патары ,
Море его поглотит при землетрясении и буре.
Также тебе предстоит, Армения, рабская участь».

Песнь 4, 108-116.

«Родос злосчастный, тебя, тебя я первым оплачу!
Первым среди городов ты будешь и первым погибнешь,
Жизни лишен, без людей, одинокий и очень несчастный.
Делос , ты поплывешь, и на волнах будешь качаться.
Кипр, однажды тебя затопят воды морские».
Песнь 7, 1-5.

Примечание.

В данных пророчествах описаны события Ноева потопа, что позволяет предполагать, что институт предсказателей и сивилл, существовал задолго до Ноева потопа. И некоторые из этих событий упомянуты в библейских текстах.

Но, справедливости ради, должен сказать и о том, что в советское время, некоторые авторы научного атеизма, высказывали мнение, что в библейских текстах, уже произошедшие события, составители Библии излагали в виде пророчеств (?!). О выделенных шрифтом городах и островах, погибших во время Ноева потопа, подробный рассказ будет в книге «Ноев потоп».

Фирмиан Лактанций о сивиллах.

А вот что пишет о наступлении космического катаклизма, ссылаясь на сивиллины пророчества «христианский Цицерон» Фирмиан Лактанций в «Божественных установлениях» (VII, 19, 2), : «Тогда, в тихую и тёмную ночь, откроется небо, и всему миру явится, словно молния, свет сходящего на землю Бога».

В своих «Божественных установлениях» Фирмиан Лактанций пишет, что в оригинальном виде сивиллины книги представляют трудность и для чтения и для изучения . Но приняв удобный для понимания вид , они объясняют «немало необходимого и важного, а так же содержат в себе множество самых разнообразных знаний» . Они дают внятное понимание мифологического содержания библейских текстов и библейских пророчеств и могут принести немалую пользу тем, кто их прочтёт. Также он пишет о том, что пророчества сивиллиных книг, всегда излагались не совсем понятным для обывателя языком .

Это действительно так, потому что в ряде случаев, сивиллины оракулы содержат мифологические термины, а потому для их толкования привлекались посвященные жрецы. И не исключено, что это обстоятельство, было причиной и многочисленных случаев их неверного понимания, ведь мифологическая терминология до сих пор доступна для понимания только избранным .

Сибилла (Сивилла) - пророчица или вообще пророчица (обычно - старуха).

Сибилла - не столько собственное имя, сколь­ко обобщенное наименование; из произве­дений античных авторов мы знаем целый ряд таких прорицательниц. Платон гово­рит лишь об одной Сибилле, Аристотель - о не­скольких, Варрон - о десяти. По словам Евстафия Солунского, первая Сибилла, давшая свое имя последующим, была дочерью ца­ря Дардана и нимфы Несо. Плутарх счита­ет, что первая Сибилла пророчила в Дельфах, она была дочерью и наяды Ламии, звали ее Либисса, т. е. «ливийка», «ливийская» по-латыни. Вообще же Сибиллы имели свои лич­ные имена, но в основном их различали по святилищам, в которых они занимались своим ремеслом (например, Сибилла Кумекая, Эрифрейская, Ливийская, Троянская, Дельфийская). В римских преданиях и мифах Сибиллы играли большую роль, чем в греческих.

Пожалуй, самой знаменитой из них была Сибилла Кумекая (или Куманская), которая роди­лась в малоазийском городе Эрифры и по­сле долгих странствий обосновалась в ио­нийском поселении Киме в Италии, буду­щих римских Кумах. Как рассказывает Вер­гилий, обратился к Сибилле Кумской Деифобе с просьбой узнать у богов, где ему заложить город в Италии, а также помочь ему встретиться с отцом в загроб­ном царстве - и Сибилла помогла ему советами. Кумекая Сибилла Герофила написала на паль­мовых листьях девять пророческих книг. Согласно римской традиции, они оказались в Риме во времена Тарквиния Гордого, т. е. в конце 6 в. до и. э., но, скорее всего, они возникли несколько столетий спустя.Сибилла предложила их царю, но назвала такую несуразную цену, что Тарквиний посмеялся над ней. Тогда она бросила три книги в огонь и запросила такую же цену за оста­вшиеся шесть. Когда царь снова отказался, она сожгла еще три книги - и у него пропала охота смеяться. Тарквиний запла­тил за последние три книги столько, сколь­ко Сибилла запрашивала за девять, и поместил их на сохранение в храм на Капито­лии. Каким бы ни было их происхождение, впоследствии они были действительно най­дены в храме и оставались в нем до пожара 83 г. до н. э., после которого от них остались лишь фрагменты. Затем они были восстановлены на основании различ­ных источников, и Август перенес их в но­вый храм на Палатине. За их сохранностью наблюдала жреческая колле­гия, состоявшая из двух, а затем из десяти жрецов; эта же коллегия давала официаль­ные истолкования смысла туманных проро­честв Сибиллы. Однако римский сенат, а позже императоры обращались к ним лишь в ис­ключительных случаях. О гибели «Сивиллиных книг» мы информированы лучше, чем об их возникновении и появлении в Ри­ме: около 400 г. н. э. их уничтожил вандал Стилихон, полководец императора Гонория. (Несмотря на свое вандальское - по крови - происхождение, Стилихон был об­разованным, энергичным и дальновидным государственным деятелем, который при недалеком Гонории фактически держал су­дьбу всей Империи в своих руках. В 408 г. Стилихон был казнен по ложному обвине­нию в сговоре с королем вестготов Аларихом. Смерть Стилихона развязала Алариху руки, и в 410 г. он разграбил Рим. Этот сокрушительный удар судьбы произвел не­изгладимое впечатление на современников. Мы далеки от мысли видеть в гибели Сти­лихона кару богов за уничтожение «Сивиллиных книг», однако многие современники, по словам историка Зосима, видели в паде­нии Рима результат отступничества от ста­рой религии.)

Почти все знаменитые Сибиллы (Ливийская, Кумекая, Эритрейская и Дельфийская) на­ходятся на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане и оттуда наблюдают за выбора­ми пап, которые по традиции проходят в этой капелле; рядом с ними изображены библейские пророки. Эти фрески написал Микеланджело в 1508 - 1512 гг. В 1515 г. Рафаэль украсил римский храм Санта-Мария делла Паче фресками с изображениями Сибиллы (Кумской, Персидской, Фригийской и Тибуртинской) в компании ангелов. Од­нако первым художником, поместившим языческую Сибиллу на стену христианского хра­ма, был Пинтуриккьо (1509, римский храм Санта-Мария дель Пополо). Это может по­казаться странным, но дело в том, что цер­ковь издавна использовала пророчества Сибилл, подобранные соответствующим образом, для пропаганды своего учения и даже нахо­дила в них созвучия с библейскими проро­чествами о приходе Мессии (Спасителя).

В картинных галереях и музеях находятся также многочисленные картины с изобра­женными на них Сибилл. В числе их авторов: Тинторетто, Доменикино, Рембрандт, Тер­нер, Бёрн-Джонс. Из статуй упомянем одну из старейших: мраморную «Сибиллу» Дж. Пизано (1297 - 1301).

Сибилла фигурирует в «Старинных чешских сказаниях» Ирасека (1894). И в заключение любопытный факт: в 1932 г. археологи об­наружили в Кумах (под Неаполем) почти стометровый проход в скале, ведущий в подземную пещеру, напоминающую опи­сание Вергилия в шестой книге «Энеиды»: «В склоне Эвбейской горы зияет пещера, в нее же / Сто проходов ведут, и из ста вылетают отверстий,/На сто звуча голосов, ответы вещей Сивиллы».

Иносказательно «Сивиллины книги» - пророчества: «Я книг сивиллиных читаю письмена…/Сквозь бездну ночи/Я будущие вижу времена…» - А. Мицкевич, «Дзяды».

Известна была и Фригийская сивилла – Лампуса. Она пророчествовала в городе Анкира. Ее особо уважали за то, что, по легенде, она происходила из рода древнегреческого прорицателя Калхаса (Калханта), участвовавшего в Троянской войне. Калхас предсказал продолжительность войны и предрек, что ее исход будет зависеть от того, будет ли биться на стороне греков знаменитый воин Ахилл. Между прочим, сам Калхас был внуком Аполлона, так что свой дар Лампуса получила по прямой линии от бога-предсказателя будущего.

Античный мир знал, что дар предсказания сивиллы получали от богов, и потому предсказательниц повсюду уважали. Простой люд, правда, несколько опасался прорицательниц, но и он частенько обращался к ним, принося их храмам солидные подарки. Сивиллой могла стать только юная невинная девушка, которая потом должна была провести всю жизнь в храме. Выйти замуж она не могла. Ну а если все-таки поддавалась чувству плотской любви, то теряла статус сивиллы и изгонялась из храма: считалось, что при потере девственности она приобретает неразрывную связь с земным мужчиной и лишается небесной связи с богами.

Предсказаниям сивилл верили. Историки цитировали их пророчества. Например, сам великий Пифагор рассказывал о том, как одна из предсказательниц предрекла эпидемию продолжительностью ровно в 51 день. И действительно, на 52-й день эпидемия резко пошла на спад. Плутарх же писал о том, что сивилла предупреждала о предстоящем извержении Везувия и тем самым спасла многих людей, поверивших ее предсказанию.

Со временем распространения христианства на сивилл, как и на других пророков-оракулов, начались гонения. Но трех сивилл христиане признавали изначально. Первой была Эритрейская сивилла (традиционно именуемая Герофилой), которая якобы предсказала рождение Христа. Второй стала Самонефа (по иным источникам, Фито) – сивилла Самосская. Она жила на острове Самос где-то во 2-м тысячелетии до н. э. и всегда носила с собой книгу, а на голове терновый венок. Книгу сивилла называла Библией, а венок почитала символом будущих страданий грядущего Избавителя мира. То есть можно предположить, что еще во 2-м тысячелетии до н. э. Самонефа предсказала явление Христа.

Третьей сивиллой, вошедшей в рассказы христианской культуры, стала знаменитая Тибуртинская пророчица из Италии. Иногда ее даже называют по имени – Альбунея. В 1 году до н. э. император Октавиан Август возжелал стать живым богом. Начался праздник – апофеоз обожествления. Но на него проникла пророчица. «Тебе не стать богом!» – предрекла она. «Почему?» – удивился император. «Потому что истинный бог уже скоро родится!» – ответила Альбунея и, вынув из своих волос гребень, подняла его к небесам. И случилось невероятное: небеса разверзлись, и император увидел Богоматерь с младенцем Христом на руках. От Мадонны исходил такой невероятно чистый свет, что император отказался от церемонии обожествления. Больше того, он снял собственную корону и положил ее наземь в знак того, что признает будущее владычество Христа.

Уже во времена Средневековья западная христианская церковь признала 12 сивилл как пророчиц будущего пришествия на землю Христа. Вот какой перечень атрибутов, с которыми их обычно изображают, соотнося с символами христианства и Страстей Господних, приводит известный историк искусств Джеймс Холл, автор «Словаря сюжетов и символов в искусстве»:

«Персидская сивилла: светильник и змея у нее под ногами;

Ливийская сивилла: свеча и факел;

Эрифрейская (Эритрейская) сивилла: лилия Благовещения;

Кумская сивилла: чаша (иногда наподобие раковины);

Самосская сивилла: колыбель;

Киммерийская сивилла: рог изобилия или крест;

Тибуртинская сивилла: отсеченная рука;

Европейская сивилла: меч;

Агриппинская сивилла: возможно, рог изобилия Египетской сивиллы, кнут;

Дельфийская сивилла: терновый венец;

Геллеспонтийская сивилла: гвозди и крест;

Фригийская сивилла: крест и знамя Вознесения».

Свою мудрость сивиллы записали в Сивилловых (Сивиллиных) книгах. По миру их бродило множество, но каноническими считались 14, которые были написаны на греческом языке гекзаметром. Там говорилось о развитии общества и человеческих нравов, о создании и разрушении государств, о политике и дипломатии, были рассуждения о новых и старых религиях, критика современного устройства общества. Словом, пророчества и предсказания Сивилловых книг были всеохватны.

Известно, что уже в Римской империи некоторые книги сивилл находились в храмах, в частности в храме Юпитера в Риме. С книгами сверялись правители и жрецы, пытаясь найти там решения своих насущных проблем. Известен классический случай обращения к книгам сивилл. В 293 году в Риме разразилась страшная эпидемия чумы. Никто не знал, что предпринять. Но на страницах одной из Сивилловых книг было найдено указание – привести в Рим статую бога врачевания Эскулапа из города Эпидавра. Туда срочно были отправлены гонцы, статую упаковали и повезли в Рим. И едва телега с драгоценным грузом проехала через городские ворота, как эпидемия пошла на спад.

Однако сами книги то терялись, то находились. Их записывали заново, основываясь на старых текстах, одновременно добавляя новые. На сегодняшний день сохранилось 12 книг. Считается, что они написаны где-то между II веком до н. э. и II веком н. э. Их тексты представляют собой компиляцию греческих, римских, иудейских и более поздних христианских воззрений, поскольку книги писались людьми разных национальностей и верований. Сегодня их мистический смысл уже трудно понять, но с исторической точки зрения им нет цены. И возможно, где-то еще сохранились тексты старинных Сивилловых книг. Ведь, как сказал Шекспир, «есть многое на свете, друг Гораций…».

Кумская сивилла

Пожалуй, самой известной была Кумская (Куманская) сивилла. Город Кумы, расположенный на территории нынешней Италии, в древности являлся греческой колонией. Поэтому неудивительно, что, по преданию, самая первая сивилла из храма Аполлона в Кумах получила дар прорицания напрямую от самого этого бога. Научив девушку предсказывать будущее, Аполлон поинтересовался, что дать ей в награду за этот нелегкий труд.

Девушка ответила: «Дай мне долголетие! Я должна многому научиться». И Аполлон подарил своей ученице века жизни. Но девушка, увы, старилась, ведь вместе с долголетием она не догадалась попросить вечную молодость. Так что через несколько столетий бедняжка превратилась в кошмарную старуху, еле передвигавшую ноги. Пришлось снова просить учителя о милости – переправить ее в царство Аида. Аполлон сжалился, но к богу мертвых верную ученицу не отпустил, а забрал к себе на Парнас и напоил священной амброзией. Старуха снова превратилась в девушку, к тому же обретя бессмертие.

Микеланджело Буонарроти. Кумская сивилла. 1510

По иной легенде, Аполлон влюбился в прекрасную сивиллу, жившую в Дельфах. Но на пророчество в Дельфийском оракуле у бога были другие планы, поэтому он предложил возлюбленной перебраться в Кумы. «Я дам тебе самый сильный дар предсказаний на земле. Ты увидишь будущее и станешь пророчествовать столько лет, сколько песчинок сможешь захватить в горсть». Ясно, что девушка не оплошала – набрала полную горсть песка. Но у Аполлона было еще одно условие. Он хотел, чтобы сильнейшая пророчица жила вдали от Дельф, и поэтому поставил условие: «Ты будешь жить столько лет, сколько проживешь вдали от родной земли!»

Кумская сивилла действительно прожила больше тысячи лет. Но однажды к ней приехали дельфийские купцы. Получив мудрый совет, они пожелали отблагодарить предсказательницу и преподнесли ей замшевый мешочек. Ничего не подозревающая сивилла развязала его, и прямо на ладонь ей высыпалась горсть земли из далеких Дельф. Увы, условие Аполлона оказалось нарушено. И через день сивилла умерла.