Современные проблемы науки и образования. Управление мотивацией

1

Одна из ключевых задач современного дошкольного образования состоит в обеспечении психологической готовности ребенка 6–7 лет к школьному обучению. Статья посвящена актуальной проблеме формирования у детей дошкольного возраста умения управлять своим поведением. Теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность психолого-педагогических условий формирования у детей 6–7 лет умения управлять своим поведением, таких как: разработка и реализация цикла развивающих занятий, направленных на формирование компонентов умения управлять своим поведением; обеспечение осознанности детьми компонентов собственной деятельности; развитие умения осуществлять планирование своих действий; повышение компетентности педагогов и родителей в вопросе формирования у детей 6–7 лет умения управлять своим поведением; организация взаимодействия дошкольной образовательной организации и родителей воспитанников. Результатом формирующего эксперимента стало увеличение количества детей 6–7 лет с высоким уровнем сформированности умения управлять своим поведением.

психолого-педагогические условия

формирование

управление

поведение

дошкольники

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб. : Питер, 2008. – 398 с.

2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И. Гуткина. – М.: Академический проект, 2004. – 208 с.

3. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина / Под ред. Рузской А.Г. – М.: Институт практической психологии: Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – 384 с.

4. Сидячева Н.В. Эмоционально-волевой компонент готовности дошкольника к школе: автореферет дисс. ... канд. псих. наук. [Текст] / Н.В. Сидячева. – М., 2006. – 27 с.

5. Смирнова Е.О. Игра и произвольность у современных дошкольников [Текст] / Е.О. Смирнова, О.В. Гударева // Вопросы психологии. – 2004. – № 1. – С. 91–103.

Об актуальности проблемы исследования свидетельствуют положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который указывает на то, что ценностным ориентиром дошкольного образования выступает развитие способности у ребенка к волевым усилиям, т.е. становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Следовательно, в настоящее время актуализируется значение формирования у детей умения управлять своим поведением, что отвечает социальным запросам общества и является условием реализации преемственности на уровне дошкольного и школьного образования.

Значимость и сущность становления у детей дошкольного возраста умения управлять своим поведением теоретически обосновывает педагогическая практика с опорой на психолого-педагогические исследования. Как показывают исследования отечественных психологов Л.С. Выготского, Н.И. Гуткиной, Е.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина, определенная степень умения управлять своим поведением у детей возрастает к концу дошкольного возраста и связана с формированием самооценки, самоконтроля, психическими процессами, которые играют существенную роль в обучении . Исследования Л.И. Божович, Л.С. Славиной показали, что в формировании умения управлять своим поведением важную роль играет внутренний, интеллектуальный план действий, который непосредственно связан с эмоциональным отношением к самому действию . Ученые рассматривают умение управлять своим поведением как предпосылку учебной деятельности (Н.И. Гуткина, А.Н. Леонтьев, Е.Е.Сапогова и др.) ; анализируют процесс формирования данного умения в общении (Л.С. Выготский, М.И. Лисина и др.) и в игровой деятельности (Л.И. Божович, О.В. Гударева, А.В. Запорожец, Н.А. Короткова, З.В. Мануйленко, Н.Я. Михайленко, Е.О. Смирнова и др.) .

Анализ проблемы формирования у дошкольников умения управлять своим поведением в психолого-педагогической литературе показал, что при наличии различных подходов к рассмотрению данного вопроса отсутствует единое представление об умении ребенка управлять собой (своим поведением и деятельностью). Однако все исследователи едины в положении о том, что умение управлять собой - это способность ребенка дошкольного возраста осознанно и целенаправленно планировать и управлять своими деятельностью и поведением и оценивать их.

Сознательное управление своим поведением у ребенка формируется на протяжении всего дошкольного возраста. Но способность адекватно вести себя, учитывая внутренние побуждения, образуется только к концу дошкольного возраста.

Можно выделить следующие тенденции развития у дошкольников произвольности как умения управлять собой:

  • переход в решении задач на самоорганизацию деятельности от предметных к абстрактным задачам;
  • переход от внешней регуляции деятельности поведения к внутренней, личностной регуляции;
  • развитие сознательного контроля над поведением и деятельностью, который не требует специального направленного внимания, становление рефлексивности;
  • осознание мотивов, целей, способов деятельности, установление их соотношения.

Вместе с тем, характеризуя состояние изученности данной проблемы, приходится констатировать, что в педагогической литературе многие психолого-педагогические аспекты формирования умения управлять своим поведением у дошкольников остаются мало разработанным. Так, недостаточно раскрыты психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет умения управлять своим поведением.

Исходя из этого была сформулирована цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет умения управлять своим поведением.

Исследование проводилось на базе детского сада № 82 «Богатырь» АНО ДО «Планета детства "Лада"» г.о. Тольятти.

Констатирующий этап исследования, ориентированный на выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет умения управлять своим поведением, состоял из двух этапов.

Первый этап был направлен на выявление у детей 6-7 лет компонентов умения управлять своим поведением, которые выступали диагностическими показателями. На втором этапе выявлялись компетентность педагогов и осведомленность родителей в вопросе умения детей 6-7 лет управлять своим поведением. Соотношение показателей и диагностических процедур представлено в таблице 1.

Таблица 1

Диагностическая карта показателей и методик констатирующего эксперимента

Показатели

Методики

Умение строить поведение (деятельность) в соответствии с образцом

Методика «Домик»

(Н.И. Гуткина)

Умение строить поведение (деятельность) в соответствии с правилами

Методика «Бусы»

(А.Л. Венгер)

Умение производить коррекцию выполняемых действий по ходу

Методика «Расставь знаки по образцу» (И.О. Домашенко)

Умение выполнять контроль своего поведения

Методика «Да» и «Нет»

(Н.И. Гуткина)

Умение осуществлять планирование своей деятельности

Методика «Выбор карточки»

(Ф. Хоппе)

Компетентность педагогов в вопросе формирования у детей умения управлять своим поведением

Анкетирование

Осведомленность родителей в вопросе формирования у детей умения управлять своим поведением

Анкетирование

Анализ результатов диагностических процедур позволил условно выделить три уровня сформированности у детей 6-7 лет умения управлять своим поведением.

Низкий уровень - дети частично принимают задания, удерживают до конца выполнения лишь отдельные его компоненты, не могут самостоятельно выполнить последовательность действий. При выполнении задания дошкольники допускают много ошибок, которые они не замечают и не исправляют. При копировании образца большую часть элементов рисунка изображают неправильно. Они осуществляют немотивированную оценку качества работы, чаще всего положительную. Результат деятельности не отвечает требованиям задания.

Средний уровень - дети принимают инструкцию полностью, удерживают ее до конца выполнения задания, частично осуществляют предварительное планирование своих действий. Допущенные ошибки в ходе работы дети самостоятельно не исправляют, при копировании образца заменяют один элемент другим, неточно сверяют свои результаты с образцом. Дают лишь общую оценку своей работы, ссылаясь на отдельные правила. Качество работы в целом адекватно предъявленным в задании требованиям. У дошкольников отмечается общее стремление получить хороший результат.

Высокий уровень - дошкольники принимают инструкцию взрослого полностью, в полном объеме удерживает ее до конца выполнения задания. Они самостоятельно планируют последовательность действий, работают сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе. Копируют образец в основном точно, а если допускают отдельные ошибки, то при проверке замечают и самостоятельно устраняют их. Дети дают адекватную оценку результата деятельности, ссылаясь на заданные правила. Имеется общее стремление получить хороший результат.

Количественные результаты исследования (табл. 2) показывают, что у детей преобладают средний и низкий уровни сформированности умения управлять своим поведением.

Таблица 2

Результаты изучения уровня сформированности у детей 6-7 лет умения управлять своим поведением (констатирующий эксперимент)

Уровень

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество

Количество

Статистическая обработка результатов показала, что различия в уровне изучаемого признака у детей в экспериментальной и контрольной группах не значимы (φ * эмп = 0,228, φ * кр = 2,31 при ρ ≤0,01, φ * кр = 1,64 при ρ ≤0,05).

Результаты второго этапа констатирующего эксперимента показали, что у педагогов преобладает высокий (60%) и средний (40%) уровни компетентности в вопросе формирования у детей умения управлять своим поведением. Осведомленность родителей в вопросе формирования у детей умения управлять своим поведением соответствует низкому (42,2%) и среднему (37,8%) уровням.

  • разработка и реализация цикла развивающих занятий, направленных на формирование компонентов умения управлять своим поведением;
  • обеспечение осознанности детьми структуры собственной деятельности через развитие умения действовать по алгоритму, отражающему цель деятельности, ее условия, промежуточный и итоговый контроль, оценку результатов;
  • осуществление развития у детей умения строить свои действия (поведение) в соответствии с образцом, правилом, умения осуществлять планирование своих действий (деятельности), освоение детьми способов самоорганизации своей деятельности;
  • реализация работы, направленной на повышение компетентности педагогов и родителей в вопросе формирования у детей 6-7 лет умения управлять своим поведением;
  • организация взаимодействия дошкольной образовательной организации и родителей воспитанников в решении проблемы.

На проверку эффективности этих условий был направлен формирующий эксперимент исследования. Работа в формирующем эксперименте велась в двух направлениях.

Первое направление - работа с детьми 6-7 лет по формированию умения управлять своим поведением. Данное направление предполагало разработку и реализацию цикла развивающих занятий. При организации работы обращалось внимание на такие факторы, как степень адекватности оценки ребенком результатов своей деятельности, индивидуальные особенности каждого ребенка, умение последним составлять план своей работы.

Данное направление предполагало развитие осознания структуры деятельности в совокупности ее компонентов, установления их соотношения; оперирование разнообразными знаками, в том числе речевыми; развитие личностной рефлексии своей деятельности и поведения; освоение способов самоорганизации своей деятельности, протекающей с использованием разного материала; развитие умения действовать по алгоритму, определяющему условия решения задач, как предметно-практических, так и интеллектуальных; развитие умения строить свои действия (поведение) в соответствии с образцом, правилом, планировать свои действия (деятельность); развитие умения адекватно оценить результат.

В процессе работы использовались:

  1. игры с правилами, требующие от детей умения управлять своими действиями, подчиняться правилам и нормам (например, «Командуй действиями товарищей»);
  2. игры, направленные на умение работать по образцу («Танграм», «Рисование по образцу»; «Копирование по точкам» и др.);
  3. задания на придумывание игр с правилами, которые способствуют формированию самостоятельности и организованности детей (например, «Большая черепаха», «Порядок»);
  4. релаксационные упражнения на снятие эмоционального напряжения, которые позволяют формировать у дошкольников терпение и выдержку («Ленивая кошка», «Задуй свечу» и др.);
  5. проигрывание сказок по ролям, которое способствует снижению эмоционального напряжения, формирует уверенность в себе (например, «Сказка о непоседливой Обезьянке»).

Упражнения и игры содержат в себе наибольшие возможности для развития у дошкольников приемов самоконтроля; особенно эффективными являются те, где ребенок имеет возможность сопоставить свои действия и их конечный результат с заданным образом.

При реализации цикла развивающих занятий акцент был поставлен на формирование у детей следующих умений: умения действовать в соответствии с правилом, использовать образец; умения удерживать в памяти правила игры; доводить начатое до конца; умения адекватно оценить результат.

Второе направление - работа с родителями и педагогами дошкольной образовательной организации, направленная на то, чтобы повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов и осведомленность родителей в вопросе формирования у детей 6-7 лет умения управлять своим поведением.

Первоначально был осуществлен отбор форм работы с родителями и педагогами дошкольной образовательной организации. Использовались индивидуальные и групповые, дистанционные формы работы с педагогами и родителями, а также разнообразные формы сотрудничества педагогов детского сада с семьями воспитанников. Данные формы помогли дополнить теоретические знания участников образовательного процесса и обеспечить их практическими приемами в формировании у детей 6-7 лет умения управлять своим поведением (родительские собрания с участием специалистов детского сада на тему: «На пороге в школу», «Портрет будущего первоклассника»).

Заключительным этапом работы была организация детско-родительского праздника «Незнайка идет в школу».

Результатом формирующего эксперимента стало значительное уменьшение количества детей 6--7 лет с низким уровнем сформированности умения управлять своим поведением (табл. 3).

Таблица 3

Результаты изучения уровня сформированности у детей 6-7 лет умения управлять своим поведением (контрольный эксперимент)

Уровень

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество

Количество

Статистическая обработка результатов показала значимость различий в уровне изучаемого признака у детей в экспериментальной и контрольной группах (φ * эмп = 1,687, φ * кр = 2,31 при ρ ≤0,01, φ * кр = 1,64 при ρ ≤0,05).

Диагностическая работа с педагогами и родителями показала, что у педагогов преобладает высокий (90%) уровень компетентности в вопросе умения дошкольниками управлять своим поведением. Осведомленность родителей о проблеме умения детей 6-7 лет управлять своим поведением соответствует высокому (60,9%) и среднему (26,1%) уровням.

Результаты исследований

На основании полученных результатов исследования были сделаны следующие выводы.

1. Проблема формирования у детей 6-7 лет умения управлять своим поведением является актуальной.

2. Компонентами умения управлять своим поведением у детей 6-7 лет являются умение строить поведение (деятельность) в соответствии с образцом, с правилами, производить коррекцию выполняемых действий и выполнять контроль.

3. Психолого-педагогическими условиями формирования у детей 6-7 лет умения управлять своим поведением являются: разработка и реализация цикла развивающих занятий, направленных на формирование компонентов умения управлять своим поведением; обеспечение осознанности детьми компонентов собственной деятельности через развитие умения действовать по алгоритму, определяющему условия решения задач, рефлексию, умение адекватно оценить результат; развитие у детей умения строить свои действия (поведение) в соответствии с образцом, правилом, умения осуществлять планирование своих действий (деятельности), освоение детьми способов самоорганизации своей деятельности; реализация работы, направленной на повышение компетентности педагогов и родителей в вопросе формирования у детей 6-7 лет умения управлять своим поведением; организация взаимодействия дошкольной образовательной организации и родителей воспитанников.

Рецензенты:

Непрокина И.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии, Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти;

Руденко И.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и методик преподавания, Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти.

Библиографическая ссылка

Еник О.А., Болотникова О.П., Щетинина В.В., Сидякина Е.А. ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ УМЕНИЯ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22968 (дата обращения: 03.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Обучение детей умению управлять своим поведением

Нужно заметить, что обычно, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. По϶тому, в случае если ребенок заявляет взрослым, что он ничᴇᴦο не боится, ϶то не означает, что ᴇᴦο слова соответствуют действительности. Скорее всего, ϶то и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться. В ϶том случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. А в школе можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек - ϶то не тот, кто ничᴇᴦο не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чᴇᴦο он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.

Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом.
Понятие и виды, 2018.
Однако когда речь идет о тревожных детях, ϶тот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия как спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с ᴇᴦο же результатами, показанными, например, неделю назад. Даже в случае если ребенок совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: “Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию” или “Ваш сын закончил рисунок последним”.

Папа Сережи жалуется на него: “Сын как будто не от мира сего. Его сверстник Руслан уже отлично играет в шахматы, обыгрывает даже взрослых. Серега же едва научился ходить конем и пешкой. Сестра Сережи Анечка часами играет на пианино, уже три раза выступала на концерте в районнои̌ библиотеке. Сергей же бросил музыкальную школу через два месяца после начала учебного года... И вообще, он не желает заниматься ничем серьезным, а готов только часами возиться с проводами”.

Данные претензии к сыну папа излагал в течение полутора часов, придя на прием к психологу. “Мой сын хуже всех” - эта мысль “краснои̌ нитью” проходила через всю пламенную речь “любящего” отца.

Папа никак не хотел соглашаться с мнением психолога о том, что требования к Сереже завышены, однако решил попытаться изменить свое отношение к ребенку. Прежде всего, он стал серьезно относиться к исследовательской деятельности сына, поощряя ᴇᴦο увлечение. Правда, папа ещё продолжал сравнивать Сережу с другими детьми, но все чаще и чаще с удивлением замечал, что ᴇᴦο сын имеет ряд положительных качеств, которых нет у ᴇᴦο сверстников: целеустремленность, усидчивость, любознательность... В результате папа стал относиться к Сереже с уважением, а ϶то способствовало повышению самооценки ребенка, ᴇᴦο вере в успех.

Если у ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Таких детей следует спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Нельзя подгонять и торопить их.

Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз.

Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже в случае если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, ϶то поможет снять эмоциональный груз внутреннᴇᴦο переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.

Обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих ᴇᴦο ситуациях можно и нужно в повседневнои̌ работе с ним.

Воспитатель, обратившись к психологу, с удивлением и досадой сообщил, что Галя, способная и умная девочка, не смогла на Празднике осени рассказать стихотворение, которое очень хорошо знала.

Психолог стал интересоваться, как проходили репетиции. Оказалось, что девочка 3 раза подряд рассказала стихотворение воспитателю (один на один), а в зале удалось прорепетировать лишь раз. Во время праздника Галя должна была выйти на середину зала и прочитать стихотворение, но она расплакалась и убежала к маме.

Мама, беседуя с психологом, рассказала, что с Галей такие ситуации происходят постоянно. К примеру, она отказалась в Новый год подойти к Деду Морозу и спеть ему песенку. В мамин день рождения она почему-то ни за что не захотела сесть с гостями за стол.

Зная эту особенность дочки, за неделю до праздника мама начала настраивать девочку на успешное выступление. Она повторяла: “Будь умницей. Ты должна выступить очень хорошо. Ты мне обещаешь ϶то?” И Галя каждый вечер вынуждена была давать маме обещание, а чтобы оправдать её надежды, девочка повторяла и повторяла стихотворение по несколько десятков раз в день.

Во время совместнои̌ встречи воспитателя, психолога и родителей была выработана следующая стратегия работы с девочкой. Галя очень любила слушать сказки, особенно ей нравились “Золотой ключик, или приключения Буратино”, “Дюймовочка” и “Кот в сапогах”. Она могла часами слушать их и рассказывать про героев сказок. Взрослые решили использовать ϶тот интерес девочки. На индивидуальных занятиях (сначала с психологом, а потом с воспитателем) девочку просили представить и показать, как бы рассказали стихотворение своим друзьям её любимые герои.

Галя с удовольствием рассказывала стихотворение (которое знала назубок) от имени деревянного Буратино, маленькой робкой Дюймовочки, неунывающᴇᴦο Кота в сапогах. Взрослые каждый раз интересовались, что чувствовал тот или инои̌ герой во время выступления: нравилось ли ему рассказывать стихи своим товарищам, нравилось ли, как внимательно все ᴇᴦο слушали, приятно ли было раскланиваться перед зрителями. Через несколько недель Галя выбрала роль бесстрашнои̌ Герды из сказки “Снежная королева”. Со сменои̌ роли изменились осанка и движения девочки, она стала действовать более уверенно и решительно. Гале так понравилось играть эту роль, что она повторяла её много раз подряд, и даже дома ϶то стало её любимым занятием.

После таких длительных целенаправленных тренировок воспитательница привела девочку в зал и спросила, в роли какого героя она хотела бы выступить. Галя решила по очереди показать всех своих героев. Она снова и снова выходила на середину зала, рассказывала стихотворение, раскланивалась перед “зрителями”. Страх перед выступлением постепенно снижался, и на Новогоднем празднике Галя чувствовала себя вполне уверенно.

Кроме описанного выше применялись и другие приемы работы: психогимнастические упражнения, рисование своᴇᴦο страха и других эмоций. Мама девочки вместо ежедневных назиданий каждый вечер рассказывала ей придуманные совместно с психологом сказки и истории со счастливым концом.
Понятие и виды, 2018.
Герой сказки обязательно добивался успеха, хотя на ᴇᴦο пути иногда встречались и преграды.

В описанном случае в качестве основного был использован прием отработки конкретного навыка. Его с удовольствием применяют и сами дети. К примеру, они играют в школу, многократно повторяя ситуацию, которая их волнует. По рассказу одного из психологов он, придя проводить коррекционное занятие, застал такую картину:

дети играли в “грозного, строгого учителя”. Тем самым они отрабатывали навык ответа у доски на уроке такого педагога.

Очень полезно использовать в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка (например, ситуация “боюсь воспитателя, учителя” даст ребенку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога; ситуация “боюсь войны” позволит действовать от имени фашиста, бомбы, то есть чего-то страшного, чᴇᴦο боится ребенок).

Игры, в которых кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка - роль взрослого, помогут ребенку выразить свои эмоции, а вам - сделать много интересных и важных открытий. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижнои̌ эмоциональнои̌ игре (война, “казаки-разбойники”) ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и ϶то поможет ему снять напряжение в реальнои̌ жизни.

Обучение детей умению управлять своим поведением - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Обучение детей умению управлять своим поведением"2017-2018.

Как дети учатся управлять своим поведением? Почему один ребенок просто выхватывает у обидчика отобранную игрушку, а другой в такой же ситуации использует слова? Какая часть мозга отвечает за то, чтобы дети сначала думали, а потом делали? Авторы новой книги рассказывают, как помочь ребенку развить свои организационные навыки.

Организационные навыки: что это такое?

Сегодня ученые сходятся во мнении, что именно лобные доли мозга играют ключевую роль в развитии организационных навыков. Предлобная область мозга развивается позже других, в конце подросткового периода или в самом начале взрослого возраста. Это общая область, где обрабатывается информация и принимается решение о том, как мы будем себя вести. Рассматривая важнейшие функции лобных долей, легко увидеть, насколько важны эти структуры в развитии организационных навыков.

  1. Лобные доли определяют наше поведение, помогая решить, на что стоит обращать внимание и какие действия нужно предпринять. Пример: семилетний мальчик видит, что его брат смотрит телевизор. Он хочет сесть рядом, но решает, что сначала закончит домашнюю работу, поскольку знает, что иначе отец будет недоволен.
  2. Лобные доли объединяют наши модели поведения. Поэтому мы можем использовать предыдущий опыт, чтобы управлять своим поведением и принимать решения. Пример: десятилетняя девочка помнит, что на прошлой неделе после того, как она убралась в своей комнате, мама разрешила пригласить подружку в гости. Она решает провести уборку в надежде, что сможет сделать это снова.
  3. Лобные доли помогают нам контролировать свои эмоции и поведение, учитывая внешние и внутренние ограничения при удовлетворении наших потребностей и желаний. Лобные доли, регулирующие эмоции и взаимодействия с окружающими, помогают удовлетворить наши потребности, не доставляя проблем себе и другим. Пример: мама говорит шестилетнему сыну, что они купят видеоигру в магазине. Но, придя туда, они видят, что нужной игры в наличии нет. Мальчик злится, но не устраивает истерику на месте, а берет с мамы обещание, что они поищут игру в других магазинах.
  4. Лобные доли изучают, оценивают и "настраивают" ситуацию, позволяя нам корректировать свое поведение или выбирать новую стратегию с учетом новых данных. Пример: двенадцатилетний мальчик не попал на экскурсию с классом, поскольку он единственный не принес записку от родителей. В следующий раз он вспомнит о ней и вечером накануне поездки проверит, лежит ли записка в портфеле.

Возникнут ли организационные навыки у ребенка самостоятельно, без нашего вмешательства — просто благодаря естественному развитию мозга? Ведь при рождении они потенциально уже существуют. Сегодня известно, что лобным долям и, соответственно, организационным навыкам для полноценного развития требуется 18-20 лет — от рождения ребенка и примерно до его совершеннолетия.

Ясно, что при управлении своим поведением в младенчестве и позже дети не могут опираться только на свои лобные доли. Что же делать? Мы можем "одолжить" им собственные лобные доли. Ведь быть родителем — значит и поддерживать развитие организационных навыков, и выполнять некоторые задачи за ребенка.

Развитие рабочей памяти у ребенка

На самых ранних этапах жизни ребенка вы, в сущности, и становитесь его лобными долями. Сам он может пока очень немногое. Вы планируете и организуете его окружение, чтобы оно было безопасным и комфортным, следите за его состоянием (сон, питание), начинаете взаимодействие и решаете проблемы, когда ребенок расстроен.

Управление поведением и сдерживание эмоций

Пора обсудить второй ключевой навык, который начинает развиваться в младенчестве примерно в то же время, что и рабочая память: задержку реакции. Способность реагировать или не реагировать на человека (событие) лежит в основе управления поведением. Мы все знаем, в какие трудные ситуации могут попадать — и попадают — наши дети, когда они сначала действуют, а потом думают. И нас поражает самоконтроль ребенка, который видит соблазнительный объект и не трогает его.

Когда у ребенка начинает формироваться рабочая память (примерно в 6 месяцев), мы не наблюдаем никаких очевидных изменений. Однако с 6 до 12 месяцев способность младенца сдерживать реакцию развивается стремительно. Вот девятимесячный малыш ползет за мамой в соседнюю комнату. Еще месяцем раньше он бы отвлекся по пути на любимую игрушку, а теперь движется мимо нее прямо к маме. В этот же период малыш уже может сдерживать некоторые эмоции и проявлять другие в зависимости от ситуации.

Вероятно, и вы пытались вовлечь ребенка этого возраста в какое-то занятие, а он никак не реагировал и даже отворачивался. Похоже на отказ, правда? Уже в этом возрасте ребенок начинает осознавать мощный эффект реагирования или нереагирования на человека или ситуацию. Трех- или четырехлетний малыш демонстрирует этот навык, "используя слова", вместо того чтобы ударить обидчика, который пытается выхватить у него игрушку. Девятилетний ребенок использует его же, когда прежде чем перебегать улицу за мячиком, смотрит по сторонам. А семнадцатилетний подросток демонстрирует этот навык, соблюдая скоростной режим, вместо того чтобы согласиться на предложение друга: "Давай посмотрим, на что способна эта тачка".

Все родители прекрасно осознают важность навыка задержки реакции: его отсутствие может быть опасным или приводить к конфликтам. Когда ваш ребенок был еще младенцем, особенно когда начинал ползать, вы "одолжили" ему свои лобные доли и их функции, устанавливая для него границы, закрывая двери, используя заглушки для розеток и даже просто убирая опасные предметы из его зоны доступа. Кроме того, вы обеспечивали ему постоянный контроль. Конечно, вы использовали слова — резкое "Нет!" или "Горячо!".

Задачи родителей, "одалживающих" ребенку свои лобные доли, можно разделить на два типа: организацию окружения и прямое руководство. Наблюдая за вашим поведением, стараясь копировать его, ребенок осваивает и использует новые навыки. Здесь поможет разумная последовательность ритуалов и ожиданий. Вы также используете язык, давая ребенку инструкции. Через какое-то время он начнет применять эти же слова, поначалу говоря их громко самому себе, чтобы управлять своим поведением. Постепенно разовьется "внутренний голос", который будет слышать только он сам. Нам не придется заменять лобные доли ребенка всю его жизнь. Как только у него появится внутренний голос, он сможет сам выполнять эти функции.

Пэг Доусон
Ричард Гуар

Комментировать статью "Поведение ребенка: как научиться управлять собой?"

Недавно в Интернете был опубликован материал ([ссылка-1]) о том, как к девятилетней девочке в самолете приставал злоумышленник. Возникает вопрос: «Что надо сделать для того, чтобы ребенок смог защитить себя в такой ситуации?» Ребенок не смог обеспечить свою безопасность потому, что не знал, что делать. Девочка считала, что сама виновата в том, что происходит, и, не имея опыта противостояния взрослому человеку, промолчала. Необходимо объяснять ребенку, что если кто-то кроме родителей без их...

Подобно тому, как некоторые дети рождаются с необузданным темпераментом, так другие рождаются стеснительными и робкими. Стеснительность часто является симптомом сдержанного темперамента, который передается по наследству подобно кудрявым волосам и голубым глазам. Как научиться вести себя в обществе других Подобно тому, как некоторые дети рождаются с необузданным темпераментом, так другие рождаются стеснительными и робкими. Стеснительность часто является симптомом сдержанного темперамента...

Безусловно, в воспитании ребёнка важна роль как матери, так и отца. Именно отец должен показать сыну как должен вести себя настоящий мужчина, а дочь направить на правильный путь в выборе партнёра в будущем. Но это всё в общем. Ниже хотелось бы затронуть роль отца в воспитании дочери подробнее. Не стоит отгораживаться от дочери. Самой распространённо ошибкой в поведении отца является уход на второй план в воспитании девочки. Это, прежде всего, связано с тем, что они разных полов. По мнению...

Прошлый текст был не плохо принят, на основном сайте. Но мы понимаем, что он был написан несколько не стандартно и странно. Приближаясь к обычным записям, предлагаем вам ознакомиться с новой заметкой, которая не ответит на все вопросы, но которая может подтолкнуть вас к правильному решению и поведению в различных ситуациях, связанных с детьми. Невыполнение обещаний Часто ли вы с таким сталкивались, когда договорились с ребенком, что он что-либо сделает или, наоборот, больше не будет делать...

1. Найдите в себе силы сохранять спокойствие. Представьте себе что-то приятное, например, вкус любимого напитка, массируйте виски, считайте до 10-15-100... Но ни в коем случае не повышайте голос на ребенка. Так Вы вредите и ему, и себе. 2. Уйдите из «эпицентра». Необходимо физически вывести и себя, и ребенка из ситуации. Если Ваш ребенок устроил истерику в общественном месте, лучшее, что можно сделать – вывести его. Вывести из общественного транспорта, из магазина, с пляжа. Смена обстановки...

Всё больше людей усыновляют детей или становятся приёмными родителями. Я не исключение. И всё больше людей испытывают трудности с детьми, разочарования, крах надежд, выгорают... Мне повезло, у меня замечальный сыночек, здоровый, красивый, умненький, любимый роднюлечка. Но как любить детей, если они не такие, как хотелось и мечталось? Несмотря на то, мой любимый малыш ещё очень маленький, я знаю, что буду любить его всегда, какие бы трудности нас не ждали. Хотя я знаю, что всё у нас будет и...

Обсуждение

От гордыни не избавляют. От неё отрекаются (с) Мать Тереза Отречение от гордыни=смирение. Смирение - это думать о себе не плохо. Это думать о себе мало.(с)

Я ухожу из этой темы, обсудить которую, не получилось, к сожалению.
На последок, прочтите пжта мудрую притчу.

ЗАБИРАЙТЕ СВОЁ СЕБЕ

Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители деревни выскочили из домов, окружили Будду и учеников, и начали их оскорблять. Ученики тоже начали распаляться и готовы были дать отпор, однако присутствие Будды действовало успокаивающе. Но слова Будды привели в замешательство и жителей деревни, и учеников.Он повернулся к ученикам и сказал:

Вы разочаровали меня. Эти люди делают свое дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, и это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему вы позволили этим людям манипулировать вами? Вы сейчас зависите от них. Разве вы не свободны?

Жители деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены и притихли. В наступившей тишине Будда повернулся к ним:

Вы все сказали? Если вы не все сказали, у вас еще будет возможность высказать мне все, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.

Люди из деревни были в полном недоумении, они спросили:
- Но мы же оскорбляли тебя, почему же ты не сердишься на нас?
- Вы - свободные люди, и то, что вы сделали - ваше право. Я на это не реагирую.

Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Я хозяин своих проявлений. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния. А теперь я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. Жители деревни рядом с вашей приветствовали меня, они принесли с собой цветы, фрукты и сладости. Я сказал им: “Спасибо, но мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу”. Теперь я спрашиваю вас: “Что они должны делать с тем, что я не принял и вернул им назад?”

Один человек из толпы сказал:

Наверное, они забрали это домой, а дома раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям.

Будда улыбнулся:

Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их. Если я отказываюсь от тех фруктов и сладостей, они должны забрать их обратно. Что можете сделать вы? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним все, что хотите.

Очень серьезный вопрос в воспитании ребенка – формирование здоровой самооценки малыша. Многие из нас нередко встречали очень талантливых людей, которые сдерживали свою деятельность и не развивались из-за низкой самооценки или неверия в себя. Такие люди занижают свои способности и настраивают себя на неудачу еще до того, как принимаются за работу. Чтобы избежать такого поведения у своих детей, необходимо с ранних лет развивать у ребенка положительную самооценку и чувство уверенности в себе...

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. К 9 годам сын более-менее научился управлять собой, хотя также злится, когда проигрывает. Но такой уж у него характер - надо быть всегда первым.

Обсуждение

Почитайте книгу Таунсенд "Дети, границы, границы." Нам психолог порекомендовал.
Многое встало на свои места. Только надо трудиться. Воспитание в этом вопросе требует самодисциплины родителей. Но работает. Нам очень помогло с сыном. Ну и плюс консультации. Причины могут быть разные. Как нам объяснили, что 7 лет кризис - отделение от родителей, школа, новая роль ученики и тп. много в интернете написано
А книгу очень очень рекомендую.

Я считаю, что в таком возрасте истерики должны присутствовать.

Программы проходят на базе детского оздоровительного лагеря «Юный Строитель», расположенного в экологически чистой зоне Подмосковья - Истринском районе в окружении хвойного леса. Каждую смену школьникам старшей группы в рамках Звездной Академии предлагается принять участие в мини-тренинах в игровой форме, направленных на самопознание, развитие и личностный рост, тренингах о любви к себе и принятии себя. А также выезды Лагеря Выходного Дня (на 2-3 дня) именно на тренинговую программу "Пойми...

Обсуждение

Мы, взрослые, хорошо понимаем, что общение для подростка - это важно. И, конечно, хотим, чтобы оно было полезным и безопасным. Имхо, такие тренинги в Созвездиях - именно то место, где ребятам помогут разобраться в себе, поверить в свои силы, научат понимать себя и других. А еще это хорошая возможность пообщаться с единомышленниками в тёплой и доброжелательной атмосфере.

08.12.2012 22:36:18, Калинина36

Мы решили воспользоваться предложением. Для нашего сына это актуально. О Созвездиях читали много хороших отзывов. И знакомая рекомендовала. Поэтому, приедем. Спасибо.

04.12.2012 15:54:26, granita

Обсуждение

сменить школу нельзя? иногда очень помогает. если ей там не комфортно, так и будет мучиться, наверно.

можно попробовать сломать стереотип домашнего (вашего) поведения. Например, перестать расспрашивать про школу, перестать приставать со сбором рюкзака и тп. Ничего, вырулит как-нибудь, не младенец уже. Или попросить помощи по каким-то вопросам, которые раньше ее не касались (например, бюджет обсудить - "как ты думаешь, что стоит купить в следующем месяце, то или это? а то я думаю-думаю, никак не решу". Что-то в этом духе). Или обсудить фильм-книгу, где есть что-то про подростков или про школу, как бы попросить ее объяснить Вам как ей видится ситуация "изнутри" :) Ломая свой стереотип, Вы можете помочь ей сломать свой. ИМХО, конечно, поскольку я не психолог.

Мне кажется, вам надо сделать полное психолого-педагогическое тестирование - у нас в Канаде этим занимaются клинические психологи. К ним может направить школа, а можно и самим пойти. Меня смущают трудности в учебе, проблемы с вниманием. Трудно сказать, не видя ребенка, но возможно это и не распущенность, а следствие каких-то особенностей развития. Например, дислексикам, чтобы успевать за всеми, надо работать в несколько раз интенсивнее, от постоянного перенапряжения накапливается стресс. Бывает, что одаренные дети так себя ведут, когда их потребности не удовлетворены, если им скучно. Я думаю, что психолог по результатам теста сможет дать вам рекомендации. Я делала своим детям (они у меня оба с особенностями развития и непростыми характерами) - очень информативно, оказалось очень полезно, только дорого, к сожалению.

Как снова научиться верить? Подскажите, или дайте пинков, пожалуйста... Была несколько месяцев назад влюбленность у мужа в одну девушку Это не любовь. Это контроль. Вы хотите управлять взрослым самостоятельным человеком. Это нереально. И этого никто не любит.

Обсуждение

Вам не нужно контролировать ситуацию, а Вы пытаетесь ее контролировать. Вам силы нужно направить не на дергание, а на построение с ним отношений. Любите? Ну и любите без оглядки! Дарите себя ему, каждое мгновение дарите безвозмездно и не назначайте цену (его свобода), он к Вам должен прийти не потому, что Вы самая что ни наесть любимая. вам же самой будет противно, если он просто из чвства долга будет с Вами. Так и до дурки недалеко) с бесконечным контролем)

10.09.2011 22:23:15, Пролетом

Никак. Дети очень жестоки.. Берегите психику ребенка. Уходите. Ищите другое детское общество (дети друзей, кружки)
У меня было то же с сыном. И я пробовала все что вам советуют внизу. Очень жалею. Надо было сразу уходить. Но у нас это было в спорте. Ушли в другой клуб и к другому тренеру - все нормально сейчас.
Еще говорят психологи школьные иногда помогают в подобных случаях.

Например, прыгнуть с прашютом:) Ну, или машиной научиться управлять. Просто тогда сразу понимаешь,что если у тебя выходит управлять машиной/лошадью/своим телом - то и своей жизнью ты тоже вполне можешь управлять.

Обсуждение

Обычно очень помогает, если можешь чего-то достичь. Например, прыгнуть с прашютом:) Ну, или машиной научиться управлять. Или станцевать так, что все рот раскроют. Или сшить чего-нибудь офигительное. Или научиться ездить верхом. Что угодно. Просто тогда сразу понимаешь,что если у тебя выходит управлять машиной/лошадью/своим телом - то и своей жизнью ты тоже вполне можешь управлять. И от этого комплексы проходят. Да, и амбиции реализуются, кстати.

Могу рассказать о себе. 8 лет назад в моей жизни появилась подруга психолог, до этого 2 года изучения психологи в школе, на очень высоком уровне, в основном самопознание, и 2 в институте, на уравне теорий. дальше было года 1,5 разговоров, м я пошла на консультацию, за несколько занятий разобралась с кругом основных проблем, потом работа, книги, группа поддержки (до сих пор в фоновом режиме) консультации по мере необходимости (4 за все это время) Сейчас начались новые отношения и поняла что западаю, начала ходить на психотерапевтическую группу и работать постоянно, т е отслеживаю не правильное поведени, моменты в которых западаю и т д. Кстати можно тут прописавать проблемы, и если чье то мнение Вас сильно задело, то или критика не конструктивна (переход на личности, и т д) или тут больное место и чувства подпимаются:) отслеживайте свои чувства.

на первом плане Вы должны научится переключать свое сознание так, что бы чувствовать только ощущения.. можно сказать, что Вы ждать, то..... поэтому нужно просто поготовиться к такому событию, а затем пустить на самотек... со временем науитесь этим управлять, ну а...

Но как научиться любить секс, не знаю. Эх, хоть тут выговорилась... Все тут пишут при эмоционалную сторону секса, но физиологическая играет не меньшую роль! А управлять ею проше.

Обсуждение

Девочки, а вы не смотрели вебинар в сексрф "Маша, давай! Пробуждения женского оргазма"? Вот это класс)! Мне так она понравилась, как она обьясняет для чего нужны игрушки. Я помню, пришла в секс- шоп и стыдно и желание есть купить игрушку. А вот не знаешь, что надо. А там мужчина продавец. Ты же не скажешь ему для чего пришла. Вот так постояла минут 10 и ушла. Стыдно мне стало. А посмотрев вебинар этот, уже знаю что мне надо. Любви и всем и ярких оргазмов)

Бторая сторона проблемы.
Все тут пишут при эмоционалную сторону секса, но физиологическая играет не меньшую роль! А управлять ею проше.
Я сеичас вынесу это обсуждение отдельным топиком, а то каждый день про это в ответах пишу разным лудюм - пусть теперь все скажут, что по этому поводу думают.

25.12.2002 17:03:31, Та

Умение управлять поведением

Если вы расстроены или обеспокоены поведением других людей, то, возможно, вам следует объективно проанализировать его. Может быть, вы пытаетесь помочь тому, кто этого не желает, или отвели на решение проблемы слишком мало времени. Вы могли также не понять, что нужно пытаться изменить поведение человека, а не его личность.

Из книги Организационное поведение: Практикум автора Громова Ольга

Глава 7 Управление поведением организации Эффективная деятельность любой организации непосредственно зависит от того, как руководители и работники оценивают и учитывают в своих действиях жизненный цикл организации и каждую его стадию. Руководители должны знать, на

Из книги Оценка поведения автора Кинан Кейт

Умение управлять неадекватным поведением В основном поведение людей не влияет на их работоспособность. Но если все-таки это происходит, необходимо подумать о том, что можно предпринять, чтобы справиться с нежелательным поведением.Желая справиться с неадекватным

Из книги 49 законов продаж автора Мэттсон Дэвид

Управляйте своим поведением Для того чтобы стать профессиональным продавцом, вы должны понимать динамику человеческого поведения и научиться использовать это понимание так, чтобы это привело к наиболее благоприятному исходу как для вас, так и для потенциального

Из книги Психологические приемы управленца автора Либерман Дэвид Дж

9 Умение управлять трудными людьми: психологическое оправдание усилий руководителя Имея дело с людьми, помните, что вы имеете дело не с логически мыслящими, а с эмоциональными существами. Дейл Карнеги (1888–1955) На любой работе найдется хотя бы один трудный сотрудник, а

Из книги Организационное поведение: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

5.6. Общие правила управления групповым поведением Об управлении командами речь идет во многих параграфах данной книги. Здесь же приведем общие правила управления групповым поведением В. Зигерта и Л. Ланг. Эти правила нельзя рассматривать как некое универсальное

Из книги Вдохновляющий менеджер автора Лири-Джойс Джудит

Тема 7 Управление поведением организации 7.1. Разнообразие факторов поведения организации7.2. Понятие и законы управления7.3. Принципы управления7.4. Регулирование и контроль7.5. Поведение организаций на различных стадиях онтогенеза7.6. Концепция обучающейся организации и

Из книги Технологии лидерства [О Богах, Героях и Руководителях] автора Рысев Николай Юрьевич

8. Как управлять эффективностью Решите для себя, какие сражения вам во что бы то ни стало надо выиграть, а какие – вы готовы проиграть. Эллисон Николл, Freedom Finance «Бен всегда говорил мне, что я делаю правильно, а в чем ошибаюсь. Я благодарен ему за то, что он помог мне открыть

Из книги Думай как миллиардер [Все, что следует знать об успехе, недвижимости и жизни вообще] автора Макивер Мередит

10.3.9 Умение управлять дистанцией, способность вести себя в рамках формальной ситуации с одновременным умением разрушать границы, привлекая к себе людей, создавая контакт более близкий и прямой Давайте взглянем на уровни общения лидера с подчиненными:? Формальное

Из книги Психология убеждения автора Чалдини Роберт

Как управлять долгом Необходимо управлять своим долгом, потому что вы – единственный, кто может и должен это делать. Я всегда твержу себе, что могу использовать заемный капитал для своих сделок, а могу и не прибегать к этому средству. Я единственный, кто вправе принять

Из книги MBA в кармане: Практическое руководство по развитию ключевых навыков управления автора Пирсон Барри