Способностей человека от его собственного. Какие виды способностей бывают? Основные положения теории способностей

Введение

1. Психологические теории способностей

2. Понятие способностей в психологии

3. Виды способностей

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Термин психология способностей применяется к большому числу теорий, которые подразделяют разум на множество отдельных сил или способностей. Эта идея очень стара и привлекательна, к тому же она прекрасно согласуется с обывательским пониманием психологии. Когда мы говорим про кого-то, что «у него хорошая память», мы имеем в виду способность человека к запоминанию. Это легкий и прямой способ объяснения поведения личности.

Проблема способностей является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Человеческие способности - это величайший из даров природы. Этим даром награждён каждый человек. Но разница состоит в том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше.

Способности образуются в ходе жизни людей, изменяются с изменением объективных условий, а следовательно воспитуемы и преобразуемы. Способности человека, разные их типы и степени относятся к важнейшим проблемам психологии. Однако, научная разработка вопроса о способностях ещё крайне недостаточна.

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ СПОСОБНОСТЕЙ

История научно-психологического изучения способностей отсчитывается от XIX века с момента начала исследований английского психолога Френсиса Гальтона (GaltonFrancis), который предпринял оригинальную попытку анализа биографий и родословных выдающихся людей. В ходе своей работы он пришел к выводу о наследовании способностей, определяющих высокий уровень достижений человека. Предмет исследования был настолько интересен для Ф. Гальтона, что он более чем три десятилетия настойчиво собирал данные о физических и мыслительных различиях между индивидами. Для этой цели он организовал в Лондоне антропометрическую лабораторию, где с помощью анкетирования, эксперимента и статистики проводил свои изыскания.

Эстафета изучения способностей впоследствии была подхвачена другими психологами. В частности, Чарльзом Эдвардом Спирменом (SpearmanChalesEdward), который был в XX столетии одним из самых влиятельных английских психологов. Он стал одним из первых ученых, осуществивших эмпирическое исследование структуры способностей. Ему принадлежит разработка «двухфакторной теории интеллекта», согласно которой в основе любой интеллектуальной способности лежит общая интеллектуальная функция (g) и конкретная функция (s), требующаяся для выполнения данного задания. Ч. Спирмен, тяготея к прикладным исследованиям, сконструировал ряд тестов, по которым можно было оценивать умственные способности детей, и разработал технику факторного анализа, позволяющего выявлять и описывать структуру интеллектуальных способностей.

Модель структуры способностей, предложенная Ч. Спирменом, еще при его жизни стала предметом критического осмысления. Многие психологи считали, что человеческий интеллект невозможно объяснить столь просто, как это предлагал делать Ч. Спирмен. У такой точки зрения нашлись свои защитники и адепты. Одним из них был Луис Леон Терстоун (ThurstoneLouisLeon), отстаивавший многофакторную модель интеллекта. Он составил перечень первичных умственных способностей и предложил ряд различных вариантов тестов для их измерения. Проведя широкий комплекс психометрических исследований, Л. Терстоун обнаружил не один общий, как у Ч. Спирмена, фактор интеллекта, а идентифицировал двенадцать совершенно независимых факторов способностей. Открытие Л. Терстоуна вызвало живую дискуссию среди ученых и послужило катализатором для проведения дальнейших исследований человеческих способностей.

Следующий крупный шаг в раскрытии феномена способностей суждено было сделать Джою П. Гилфорду (GuilfordJoyP.). Д. Гилфорд отказался от факторного анализа как средства изучения структуры способностей и сконструировал модель, согласно которой каждая способность имеет три главных качества: «содержание», «операции», «продукты». «Содержание» как качество способности определяется типом предъявляемого материала: графическое, символическое, семантическое, поведенческое. «Операции» характеризуют наиболее общие мыслительные действия, которые используются при решении задач. «Продукты», по Д. Гилфорду, характеризуют результаты решения проблемы. Модель Д. Гилфорда, при всей своей искусственности и тяжеловесности, стала ценным эвристическим инструментом для составления психологической карты интеллектуальных способностей человека .

На процесс исследования способностей, сложный и противоречивый, существенным образом повлияли разработки Роберта Д. Стернберга (SternbergRobertJ.), приходящиеся на вторую половину XX столетия. Его теория способностей носит название «триархической». Согласно этой теории интеллект выступает в качестве психического самоуправления собранием механизмов, структур содержаний, которые позволяют индивидууму осуществлять взаимодействие с самим собой, окружающими и внешней средой.

Исследования феномена способностей в отечественной психологии осуществлялись преимущественно на фундаменте деятельностной теории. Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес отечественный ученый Борис Михайлович Теплое. Он был убежден, что способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития, а та способность, которая не используется человеком в практической деятельности, со временем утрачивается. Рассуждая о природе способностей, Б.М. Теплов неизменно подчеркивал, что успешность выполнения конкретной деятельности зависит не от одной, а от сочетания различных способностей. В основе способностей лежат задатки, при отсутствии которых невозможно развитие способностей. Важным открытием Б.М. Теплова стали его Доказательства того, что дефицит одних способностей может быть восполнен за счет развития других. Эффект компенсации (одних способностей другими, установленный и описанный отечественным ученым, самым существенным образом повлиял на разработки в области педагогической психологии, психологии труда, педагогики.

К исследованию способностей, каждый в свое время, обращались Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, В.Н. Дружинин, М.А. Холодная и многие другие известные отечественные психологи. Благодаря их исследовательским усилиям в отечественной психологии сложился ряд устойчивых классификаций способностей человека. В этих классификациях в качестве основных представлены природные (естественные), биологически обусловленные способности и специфические способности, имеющие историческое и культурное происхождение.

Потенциал современной психометрии, ориентированной на исследование человеческих способностей, весьма разнообразен. Психодиагностический инструментарий разработан с учетом богатого фактического материала и позволяет содержательно интерпретировать разные аспекты способностей. Для психометрического изучения способностей применяются разнообразные приемы: наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельности, экспертная оценка специалистов .

2. ПОНЯТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ

Способности человека не даны непосредственно в его самонаблюдениях или переживаниях. Мы лишь опосредствованно заключаем о них, соотнося уровень овладения деятельностью одним человеком с уровнем ее овладения другими людьми. При этом оказывается необходимым условием выявления способностей анализ условий жизни человека, его обучения и воспитания, а также его жизненного опыта в овладении данной деятельностью. В связи с этим особо важное значение приобретает проблема соотношения в способностях врожденного и приобретенного, наследственно закрепленного и сформированного в процессе индивидуального развития.

Способности человека, разные их типы и степени, относятся к важнейшим и сложнейшим проблемам психологии. Однако, научная разработка вопроса о способностях ещё крайне недостаточна. Поэтому в психологии не существует единого определения способностей.

По Б.М. Теплову, способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

С.Л. Рубинштейн понимает под способностями пригодность к определённой деятельности.

Психологический словарь определяет способность как качество, возможность, умение, опыт, мастерство, талант. Способности позволяют совершать определённые действия в заданное время.

Способность - это готовность индивида к выполнению какого-либо действия; годность - имеющийся потенциал для выполнения какой-либо деятельности или возможность достичь определённого уровня развития способности.

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда. При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.

Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.

Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности. Вот почему способность нельзя свести к одному какому-либо свойству (хорошее цветоразличение, чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.). Она всегда синтез свойств человеческой личности.

Лекция: Способности человека

Общая характеристика способностей человека

Обычно под способностями понимают та­кие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного вы­полнения какой-либо одной или нескольких деятельностей . Однако термин «спо­собности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, многими авторами трактуется неоднозначно. Если суммировать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам. В первом случае под способностями пони­мают совокупность всевозможных психических процессов и состояний . Это наи­более широкое и самое старое толкование термина «способности». С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии ХVIII-ХIХ вв. и достаточно часто встречается в настоящее время. Третий подход основан на утверждении о том, что способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое при­обретение, закрепление и эффективное использование на практике .

В отечественной психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе последнего подхода. Наибольший вклад в его раз­витие внес известный отечественный ученый Б. М. Теплов.Он выделил следую­щие три основных признака понятия «способность».

Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные осо­бенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения ка­кой-либо деятельности или многих деятельностей.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Способности можно классифицировать на:

    Природные (или естественные) способности , в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей (например, такими элементарными спо­собностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуни­кации);

    Специфические человеческие способности , имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде. Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

А) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные , определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.).

Б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

В) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие , связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений;

Г) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Уровни развития способностей и индивидуальные различия

В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней раз­вития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Но для развития способностей изначально должно быть определенное ос­нование, которое составляют задатки. Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную осно­ву развития способностей. Например, в качестве врожденных задатков могут вы­ступать особенности развития различных анализаторов. Так, определенные характеристики слухового восприятия могут выступать в качестве основы для развития музыкальных способностей.

Следует отметить, что врожденные анатомо-физиологические особенно­сти строения мозга, органов чувств и движения, или врожденные задатки, и опре­деляют природную основу индивидуальных различий между людьми. По мнению И. П. Павлова, основу индивидуальных различий определяют преобладающий тип высшей нервной деятельности и особенности соотношения сигнальных сис­тем. Исходя из данных критериев, можно выделить три типологические группы людей: художественный тип (преобладание первой сигнальной системы), мысли­тельный тип (преобладание второй сигнальной системы) и средний тип (равное представительство).

Выделенные Павловым типологические группы предполагают у представите­лей той или иной группы присутствие различных врожденных задатков. Так, ос­новные отличия художественного типа от мыслительного проявляются в сфере восприятия, где для «художника» характерно целостное восприятие, а для «мыс­лителя» - дробление ее на отдельные части; в сфере воображения и мышления у «художников» отмечается преобладание образного мышления и воображения, в то время как для «мыслителей» более характерно абстрактное, теоретическое мышление; в эмоциональной сфере лица художественного типа отличаются по­вышенной эмоциональностью, а для представителей мыслительного типа более свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события.

Следует подчеркнуть, что наличие определенных задатков у человека не озна­чает, что у него будут развиваться те или иные способности. Например, существен­ной предпосылкой для развития музыкальных способностей является тонкий слух. Но строение периферического (слухового) и центрального нервного аппа­рата является лишь предпосылкой к развитию музыкальных способностей. Строе­ние мозга не предусматривает, какие профессии и специальности, связанные с му­зыкальным слухом, могут возникнуть в человеческом обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет для себя человек и какие возможности будут предоставлены ему для развития имеющихся у него задатков. Следователь­но, в какой степени будут развиты задатки человека, зависит от условий его инди­видуального развития.

Таким образом, развитие задатков - это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Задатки развиваются и трансформируются в способности при условии, если в об­ществе возникла потребность в тех или иных профессиях, в частности, где нужен именно тонкий музыкальный слух. Вторым существенным фактором развития задатков являются особенности воспитания .

Задатки неспецифичны. Наличие у человека задатков определенного вида не означает, что на их базе в благоприятных условиях обязательно должна развиться какая-то конкретная способность. На основе одних и тех же задатков могут разви­ваться различные способности в зависимости от характера требований, предъяв­ляемых деятельностью. Так, человек, обладающий хорошим слухом и чувством ритма, может стать музыкальным исполнителем, дирижером, танцором, певцом, музыкальным критиком, педагогом, композитором и т. д. Вместе с тем нельзя счи­тать, что задатки не влияют на характер будущих способностей. Так, особенности слухового анализатора скажутся именно на тех способностях, которые требуют особого уровня развития данного анализатора.

Следующий уровень развития – это способности. Это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.

Способности в значитель­ной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности че­ловека. В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для разви­тия способностей, они могут быть потенциальными и актуальными.

Под потенциальными способностями понимаются те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. К актуальным способностям, как прави­ло, относят те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в кон­кретном виде деятельности. Потенциальные и актуальные способности выступа­ют косвенным показателем характера социальных условий, в которых развивают­ся способности человека. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обес­печивает превращение их в актуальные.

Необходимо отметить, что никакая отдельная способность не может сама по себе обеспечить успешное выполнение деятельности. Успешность выполнения любой деятельности всегда зависит от ряда способностей. Одной лишь наблюдательно­сти, как бы она ни была совершенна, недостаточно, чтобы стать хорошим писате­лем. Для писателя первостепенное значение имеют наблюдательность, образная память, ряд качеств мышления, способности, связанные с письменной речью, спо­собность к сосредоточению внимания и ряд других способностей.

С другой стороны, структура любой конкретной способности включает в себя универсальные или общие качества, отвечающие требованиям различных видов деятельности, и специальные качества, обеспечивающие успех только в одном виде деятельности. Например, изучая математические способности, В. А. Крутец-кий установил, что для успешного выполнения математической деятельности не­обходимо:

1) активное, положительное отношение к предмету, склонность заниматься им, переходящая на высоком уровне развития в страстную увлеченность;

2) ряд черт характера, прежде всего трудолюбие, организованность, самостоя­тельность, целеустремленность, настойчивость, а также устойчивые интел­лектуальные чувства;

3) наличие во время деятельности благоприятных для ее выполнения психи­ческих состояний;

4) определенный фонд знаний, умений и навыков в соответствующей области;

5) отвечающие требованиям данной деятельности индивидуально-психологи­ческие особенности в сенсорной и умственной сферах.

При этом первые четыре категории перечисленных свойств следует рассмат­ривать как общие свойства, необходимые для всякой деятельности, а не считать их компонентами способностей, так как иначе компонентами способностей долж­ны считаться интересы и склонности, черты характера, психические состояния, а также умения и навыки.

Следующим уровнем развития способностей является одаренность. Одарен­ностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.

В этом определении необходимо подчеркнуть то, что от одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не толь­ко наличие соответствующего сочетания способностей, по и овладение необходи­мыми знаниями и навыками. Какую бы феноменальную математическую одарен­ность ни имел человек, но если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области. Ода­ренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной дея­тельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере бу­дут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки.

Индивидуальные различия одаренных людей обнаруживаются главным обра­зом в направленности интересов. Одни люди, например, останавливаются на ма­тематике, другие - на истории, третьи - на общественной работе. Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности.

Следует отметить, что в структуре способностей можно выделить две группы компонентов. Одни занимают ведущее положение, а другие являются вспомога­тельными. Так, в структуре изобразительных способностей ведущими свойствами будут высокая природная чувствительность зрительного анализатора - чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма, а также сенсомоторные качества руки художника, высокоразвитая образная память и т. д. К вспомогатель­ным же качествам можно отнести свойства художественного воображения, эмо­циональную настроенность, эмоциональное отношение к изображаемому и т. д.

Ведущие и вспомогательные компоненты способностей образуют единство, обеспечивающее успешность деятельности. Однако структура способностей - это весьма гибкое образование. Соотношение ведущих и вспомогательных качеств в конкретной способности у разных людей неодинаково. В зависимости от того, какое качество у человека является ведущим, происходит формирование вспомо­гательных качеств, необходимых для выполнения деятельности. Более того, даже в рамках одной и той же деятельности люди могут обладать различным сочетани­ем качеств, которые позволят им одинаково успешно выполнять данную деятель­ность, компенсируя недостатки.

Следует отметить, что отсутствие способностей еще не означает непригодно­сти человека к выполнению той или иной деятельности, поскольку существуют психологические механизмы компенсации отсутствующих способностей. Часто заниматься деятельностью приходится не только тем, кто имеет к ней способно­сти, но и тем, кто их не имеет. Если человек вынужден продолжать занятия этой деятельностью, он сознательно или неосознанно будет компенсировать недоста­ток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности. По мнению Е. П. Ильина, компенсация может осуществляться через приобретаемые знания или умения, либо через формирование индивидуально-типического стиля дея­тельности, либо через другую, более развитую способность. Возможность широ­кой компенсации одних свойств другими ведет к тому, что относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного вы­полнения деятельности, наиболее тесно связанной с этой способностью. Недостаю­щая способность может быть в очень широких пределах компенсирована други­ми, высокоразвитыми у данного человека. Вероятно, именно это обеспечивает воз­можность успешной деятельности человека в самых различных областях.

Характеризуя способности человека, часто выделяют такой уровень их разви­тия, как мастерство, т. е. совершенство в конкретном виде деятельности. Когда говорят о мастерстве человека, в первую очередь имеют в виду его способность успешно заниматься производительной деятельностью. Однако отсюда не следу­ет, что мастерство выражается в соответствующей сумме готовых умений и навы­ков. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем. Недаром говорят: «Мастерство - это когда "что" и "как" приходят одновременно», - подчеркивая, что для мастера нет разрыва между осознанием творческой задачи и нахождением способов ее ре­шения.

Следующий уровень развития способностей человека - талант. Слово «та­лант» встречается в Библии, где имеет значение меры серебра, которую ленивый раб получил от господина на время его отсутствия и предпочел зарыть в землю, вместо того чтобы пустить в оборот и получить прибыль (отсюда и поговорка «за­рыть свой талант в землю»). В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельно­сти . Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкрет­ных задач, которые стоят перед данным обществом.

Следует отметить, что талант - это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразви­тая, не может быть названа талантом. Например, среди выдающихсяталантовможно найти много людей как с хорошей, так и с плохой памятью. Это связано с тем, что в творческой деятельности человека память - это лишь один из факто­ров, от которых зависит ее успешность.Но результаты не будут достигнуты безгибкости ума, богатой фантазии, сильной воли, глубокой заинтересованности.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениаль­ности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400 че­ловек. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, до­бившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова. Например, М. В. Ломоно­сов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астро­номии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию. Однако это не означает, что все индивидуальные каче­ства гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявля­ются ярче.

Люди, поставленные в одинаковые социальные условия, в большинстве случаев достигают результатов, которые отличны друг от друга. Объясняя, отчего это происходит, мы часто обращаемся к понятию «способности человека». В психологии данный термин имеет несколько трактовок. Наиболее четкую формулировку предложил Р. Немов, обозначив способности как индивидуально-психологические особенности человека, которые не сводятся к знаниям и умениям личности, но объясняют быстрое и легкое их приобретение в какой-либо деятельности.

Нужно отметить, что все имеет начало. Способности человека также имеют подобную «точку отсчета», которую называют задатками. Они часто не определены и ни на что не направлены. Лишь включение их в структуру деятельности сможет принести определенный результат. Под «задатками» в анатомо-физиологические особенности, которые лежат в основе будущих способностей. При этом, они могут развиться абсолютно в любом направлении. То, к какой сфере будут относиться способности человека, зависит от направленности личности и результативности деятельности. Свою индивидуальность можно проявить в математике, творчестве, спорте, изобразительном искусстве и т. д. Если человек перестает пользоваться какими-либо способностями, то они постепенно угасают. Стимулировать их проявление и дальнейшее развитие можно лишь постоянными занятиями в выбранной области.

Если говорить о классификациях данного вопроса, то их достаточно много. Так, выделяют общие и специальные, практические и теоретические, творческие и учебные способности и т. д. Стоит подробнее остановиться на характеристике некоторых из них.

Так, общие способности - это те свойства, которые и определяют успехи личности в разнообразных видах деятельности. Сюда относят отлично развитую память, умение быстро и четко совершать умственные операции, хорошую речь и другое. Специальные способности характеризуют успешность человека в определенном виде деятельности. Здесь можно говорить о математических, спортивных, технических, лингвистических и прочих задатках. Общие и специальные способности очень часто существуют вместе, дополняя друг друга. Для того чтобы их гармонично развивать, необходимо постоянно работать над этим.

Необходимо выделить в и такое понятие, как качественное сочетание личностных черт, в результате которого можно говорить об успешности усвоения знаний и умений в определенной деятельности. (или взрослым) называют человека, который легко и быстро впитывает новую информацию, перерабатывает ее и выдает качественно новый результат в определенной сфере. Именно люди, обладающие данными характеристиками, двигают вперед прогресс во всех науках. Ведь так и рождаются великие открытия. Скрытые достаточно велики. И желательно еще в раннем детстве начинать развивать задатки и способности, чтобы в последующем выросла одаренная личность. Для этого, обычно, уже в детском саду и в школе проводятся определенные занятия, изучается направленность ребенка, диагностируются его задатки и сфера их направления.

Выделяют также учебные и творческие способности человека. В первом случае это успех в обучении и воспитании, получении и усвоении знаний. Напротив, творческие способности направлены на создание новых идей, изобретений, предметов культуры и искусства. Успех в какой-либо сфере обеспечен лишь в случае, когда задатки начинают развивать уже в раннем возрасте. При этом желательно, чтобы деятельность ребенка носила творческий характер, у малыша воспитывалась мотивация к занятиям.

А вы знаете, какие способности в психологии существуют? Нет? Давайте рассмотрим данный вопрос в этой статье. Известно, что в психологии категория способностей считается одной из самых сложных. Она растворяется в таких психологических понятиях как умения, знания, личностные качества, интеллект, психические процессы и так далее.

Итак, изучим нюансы, из которых состоят важнейшие положения общепсихологической характеристики.

Способности отличаются от иных психологических явлений по трём базовым признакам:

  1. Способностями являются личностно-психологические качества, отличающие одну персону от другой.
  2. Это лишь те качества, от которых зависит плодотворность действий.
  3. Способности нельзя относить к знаниям, навыкам и умениям, уже выработанным у индивидуума, хотя они и способствуют лёгкости и быстроте их приобретения.

Способности в психологии характеризуются количественными и качественными гранями. В качественной грани они познаются как симптомосочетание психологических свойств человека, которые обеспечивают успешность его действий. Количественный параметр предполагает выявление уровня одарённости.

Структура

Интересно, что способности в психологии структурированы. В данной структуре отмечают их две базовые группы - общие способности и специальные. Они развиваются и формируются на основе задатков. Фактически это функциональные и морфологические признаки системы нервной и всего организма, которые выделяются в виде основных предпосылок для созревания таланта.

Уровни

Способности в психологии имеют ещё одну общую позицию: известно три качественно различных уровня их представленности - это простые способности, талант (одарённость) и гениальность. Дилемма о степени наследия одарённостей в их теории весьма важна, но ещё пока не решена. Считают, что развитие таланта неотделимо от изменения индивидуума в принципе.

Дар влияет на характер создания личностных особенностей, одновременно испытывая на себе воздействие со стороны создающегося человека. Это двуединое обновление. Вообще понятие «способности» в общем устройстве психологических понятий находится на промежуточном месте между группами личности и деятельности.

Психология и педагогика

Проблема творческих способностей в психологии всегда будоражила умы и с практической, и с теоретической стороны. Сталкиваясь с проявлениями ярких дарований, мы восхищаемся и удивляемся им. Почти каждый желает выяснить потенциал своих способностей. Но как их развить, раскрыть? Почему они у некоторых имеются, а у других их нет?

Что же собой представляют способности? Давайте получше разберёмся в этой категории, а для этого рассмотрим три подхода: научный, житейский и этимологический.

  • Обыденный подход к термину «способности». В наших ежедневных беседах мы часто используем понятие «способности» не только в отношении людей, но и в отношении предметов. К примеру, выражение «алмаз умеет резать стекло» используется для обозначения качества, свойства. Такой же смысл мы закладываем, когда оповещаем кого-либо об удививших нас умениях (скорый счёт, воссоздание мелодии, ловкая работа и так далее). В будничной практике способностями мы именуем любые умения и навыки людей, которыми те обладают, независимо от того, являются ли они приобретёнными либо врождёнными, сложными либо элементарными.
  • Подход к понятию «талант» с этимологической точки зрения. В русскоязычных толковых словарях термин «даровитый» очень часто связывается с иными терминами - «талантливый», «одарённый» и употребляется как их синоним. Отсюда следует, что одарённость имеет различный порог проявления. Толковый словарь В.Даля слово «способный» определяет как «годный к чему-либо либо склонный, сручный, ловкий, удобный, пригодный». В этой же книге имеются иные термины: «способляться» и «способливый». Способливым называют находчивого и изворотливого человека. Он умеет сладить, устроить, управиться с делом. Фактически, здесь термин «способный» идентифицируется лишь через аналогию с успехом в практике и уравнивается с понятием «умный».
  • Научное отношение к термину «способности» отличается от повседневного житейского более узким значением. В науке одарённость классифицируется на врождённую (от задатков) и приобретённую (от умений, навыков, знаний).

Изучение таланта

Одарённость (как и человека в целом) исследуют всевозможные науки - философия, медицина, социология и иные. Но ни одна из них не рассматривает так разносторонне и глубоко проблему талантов, как психология. Кроме того, необходимо отметить, что для педагогики более, чем для иных наук, важно изучение способностей каждого индивидуума.

Виды способностей в психологии играют значительную роль. Ведь именно через них личность превращается в субъект деятельности в обществе. Фактически, развивая талант, люди достигают своей вершины как в личностном, так и в профессиональном смысле.

Уровни развития способностей в психологии изучали многие отечественные учёные. Серьёзный вклад в науку внесли С. Л. Рубинштейн, Н. С. Лейтес, Б. М. Теплов и другие. Сегодня этими вопросами заняты В. Д. Шадриков и В. Н. Дружинин.

Направления

В жизни человека огромную роль играют способности и задатки. Психология выделяет в этой области два направления. Первое - психофизиологическое, изучающее связи базовых свойств задатков (нервной системы) и психических общих талантов человека (работы В. М. Русалова, Э. А. Голубевой).

Второе направление занимается исследованием умений в игровой, индивидуальной, учебной и трудовой деятельности (деятельный подход А. Н. Леонтьева). Данное направление в основном изучает деятельностные детерминанты улучшения таланта, при этом роль задатков либо не изучается, либо просто трактуется.

Вообще, в параметрах школы С. Л. Рубинштейна (К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский) образовалась половинчатая точка зрения на зондирование проблем одарённости. Учёные, поддерживающие её, рассматривали талант, возникающий у человека на базе задатков, как улучшение способов активности. Вообще в науке чётко разграничивают понятия «задатки» и «способности».

Задатками именуют врождённые физиолого-анатомические качества мозга, нервной системы, движения и органов чувств, функциональные особенности человеческого организма, составляющие природную базу развития его умений.

Какую базу для развития используют способности в современной психологии? Конечно же это задатки, которыми наделены люди от природы. Те задатки, которые не в то время развивались, исчезают бесследно. Многие знают случаи, когда малыши, попадая в логово зверей, не получают возможности развивать свои дарования, и тогда они теряют их навсегда.

Способности

Итак, мы рассмотрели виды способностей в психологии. Двигаемся далее. Известно, что дарования - это формирующиеся в деятельности на базе задатков личностно-психологические качества, отличающие одну личность от другой, от которых зависит удачность действий.

Необходимо отметить, что ещё советский сердцевед А. В. Петровский образно приравнивал талант к зерну, которому ещё нужно формироваться. Ведь как брошенное зерно считается лишь вероятностью превращения в колос при определённых условиях (погода, влажность и структура почвы), так и дарования человека именуют лишь шансом для получения умений и знаний при подходящих условиях.

Такие шансы трансформируются в реальность в результате настойчивого труда. В зарубежной и отечественной науке существуют различные толкования структуры и видов способностей, но самыми общепринятыми принято считать выделение таланта по видам деятельности.

А ведь интересно изучать способности и задатки? Психология - очень занимательная наука! Вообще, способностями называют устойчивые качества людей, которые обуславливают успехи, достигнутые ими в разнообразных видах активности. К примеру, существует талант к приобретению знаний, который определяется качеством и скоростью освоения людьми навыков. Также существуют математические, музыкальные, литературные, инженерные, артистические, организаторские и колоссальное количество иных дарований.

Виды

Чем хороши интеллектуальные способности? Психология и это дарование изучает. Но мы сейчас к структуре таланта подойдём с другой стороны. В итоге мы выявим два вида дарований, которые рассматриваются с точки зрения развития: актуальные и потенциальные. Потенциальным даром именуют вероятность развития личности, проявляющую себя тогда, когда перед ней появляются новые проблемы, требующие молниеносных решений.

Необходимо отметить, что совершенствование человека зависит не только от его психологических параметров, но и от той социальной среды, в которой могут быть реализованы либо не реализованы данные потенциалы.

Фактически, в данном варианте говорят о действующих дарованиях. Это можно объяснить тем, что далеко не каждый может реализовать собственные потенциальные умения в соотношении со своим психологическим естеством. Ведь для этого могут отсутствовать объективные условия и возможности. Итак, можно вынести вердикт, что актуальные способности составляют лишь часть потенциальных.

Состав дарований

Свойства способностей в психологии имеются самые различные. Именно поэтому талант структуризуется на специальные и общие дарования. Общими способностями называют те, которые равным образом показывают себя в самых разных видах человеческой активности. К ним относятся, к примеру, степень общего духовного развития индивидуума, его внимательность, обучаемость, воображение, память, речь, работоспособность, ручные движения.

Специальными способностями именуют талант к определённым видам деятельности: музыкальный, математический, лингвистический.

Конечно же, в состав каждого таланта, делающего человека пригодным к осуществлению какой-либо деятельности, всегда входят отдельные способы активности и операции, посредством которых данная активность выполняется. А посему, как говорил С. Л. Рубинштейн, ни одно дарование не считается актуальным, реальным, пока не впитало в себя систему подобающих общественно наработанных операций. С этой точки зрения определённый талант всегда представляет собой запутанную систему действий, способов и операций.

Основы способностей

Способности человека в психологии рассматриваются как некий объект, который имеет основу. Основа эта заложена в человеке генетически, она зависит от задатков. К примеру, людям свойственно овладевать логическим менталитетом и членораздельной речью.

А что такое групповые способности? Это умения, которые группируются и развиваются на основе общих и специальных задатков. Человек выбирает профессию в 16-18 лет. Именно в этом возрасте у личности меняется структура дарований, проявляются профессиональные способности. Вообще, по мере развития умений сужается диапазон вероятности, но зато возрастает специализация дарований.

Развитие способностей в психологии происходит в течение деятельности. Здесь немаловажную роль играет контакт между умениями и талантом. Эти два параметра не идентичны, но они координированны.

Сообразно с массовыми профессиями производственно-материального труда структура кадровых умений может быть представлена именно так:

  • Общечеловеческие умения - в основном работоспособность (и гарантирующие её личностные качества - аккуратность, ответственность). Создание данного компонента дарований связано с обучением человека как субъекта труда (в первую очередь его ценностно-мотивационной сферой).
  • Общие дарования - «родовые» разноразрядные возможности людей, являющиеся результатом их универсальной жизнедеятельности в определённую историческую секунду и в определённой культуре.
  • Специальные умения - продиктованное практикой нестандартное качество либо уровень развития высокопрофессиональных параметров, требующих для своего развития определённой длительной активности, особой тренировки.

Одарённость

Весьма интересно изучать познавательные способности. Психология их напрямую связывает с одарённостью. Рассмотрим же подробнее данное понятие. Появление этого термина опирается на представление о «даре» - высочайших задатках, которыми природа награждает одних либо других людей. Задатки базируются на наследственности либо на особенностях внутриутробного развития.

Именно поэтому одарённость нужно понимать как показатель высокого уровня умений, опирающихся на природную предрасположенность. Известно, что Н. С. Лейтес отмечает, что в реальности иногда трудно отследить, являются ли умения в большей степени результатом целенаправленного воспитания (саморазвития) либо они - воплощение задатков.

Вообще в науке установилось понимание этого термина, которое свидетельствует о более высоком, чем у большинства людей, уровне развития способностей, особенно если речь идёт о малышах. Известно, что уровнями такой одарённости являются гениальность и талант.

Разницу таланта и способностей весьма подробно рассматривали соавторы И. Акимов и В. Клименко. Они подчеркнули, что между гением и талантом существует не количественное, а качественное различие. Во-первых, у них различное чувствование мира. А во-вторых, продуктом деятельности таланта является оригинальность, а у гения - это простота.

И всё же В. Клименко и И. Акимов считают, что гений не появляется из ниоткуда. Он рождается из таланта как результат многолетней работы над качеством.

Иная точка зрения гласит, что гениальность и талант не являются стадиями, что это совершенно непохожие психологические качества. Ведь если талантливый индивидуум может применять свой талант, а может не применять, то гениальный фактически является заложником своей гениальности: он не может не работать в том русле, в котором одарён. Фактически, для него наказанием считается лишение его возможности творить. Очень часто одарённость именуют «девиацией», хоть и позитивной.

Б. М. Теплов

А что нам может поведать психология способностей Теплова? Известно, что Б. М. Теплов является выдающимся отечественным психологом с мировым именем.

Он - блестящий экспериментатор и теоретик, исследователь индивидуальных различий, способностей и индивидуальности. Он написал книгу «Психология музыкальных способностей», в которой предложил новую структуру музыкальных талантов, включающую в качестве обязательных такие компоненты, как ладовое и ритмическое чувство, одарённость к произвольному оперированию слуховыми музыкальными представлениями. Данная книга - основной труд в его творческом наследии, впервые изданный в 1947 году.

Кстати, колоссальное значение имеет предложенный им психологический анализ феномена музыкальности как единства эмоциональной отзывчивости на музыку и совокупности синхронических музыкальных способностей.

Итак, выделяют следующие уровни развития таланта:

  • репродуктивный;
  • творческий;
  • реконструктивный.

Необходимо отметить, что результаты эмпирических тестов показывают: творческая способность и репродуктивная имеют совершенно разную природу. Именно поэтому они развиваются независимо друг от друга, в каждой из них можно найти самостоятельные уровни развития.

Эти индивидуально-психологические особенности называют способностями личности, причем выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу , во-вторых, индивидуально варьируют . Все люди способны к прямохождению и освоению речи, однако к собственно способностям они не относятся: первая — по причине непсихологичности, вторая — по причине общности.

Способности — это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.

Однако развитие способности должно иметь какое-то “начало”, точку отсчета. Задатки — это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей. Нет способностей, как вне деятельности, так и вне задатков. Задатки врожденны и статичны в отличие от динамических способностей. Задаток сам по себе не определен, ни на что не направлен, многозначен. Он получает свою определенность, только будучи, включенным в структуру деятельности, в динамику способности .

Возможно, из какого-то природного задатка у человека разовьются, например, математические способности, а возможно — другие. Проблема в том, что вопреки расхожим и упрощенным бытовым представлениям, в человеческом мозге не существует однозначной и четкой локализации высших психических функций. Из одного и того же физиологического “материала” могут развиться разные психологические способности. Это определенно направленностью личности и результативностью деятельности.

У человека имеется множество самых разных способностей: элементарные и сложные, общие и специальные, теоретические и практические, коммуникативные и предметно-деятельностные.

Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга определенное влияние. В зависимости от наличия и степени развитости отдельных способностей, они приобретают специфический характер.

Способность и деятельность

В психологии существует два основных подхода к пониманию способностей, их происхождения и места в системе деятельности, психики и личности.

Деятельностный подход

Первый подход можно условно назвать деятельностным , и за ним стоят работы многих отечественных исследователей, начиная с Б. М. Теплова. Второй подход является не менее разработанным, сочетающимся с первым, но именуется как знаниевый. Проблемы способностей также изучали А. Р. Лурия (1902-1977), П. К. Анохин (1898-1974), В. Д. Небылицин (1930-1972) и др.

Начнем с позиции Б. М. Теплова, работа которого по психологии музыкальных способностей, выполненная в 1940-х гг., не потеряла своей научной значимости, и в наши дни.

Подчеркивая связь способностей с успешной деятельностью, следует ограничить круг индивидуально-варьирующих особенностей только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности. Способных людей от неспособных отличает более быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности. Хотя внешне способности проявляются в деятельности: в навыках, умениях и знаниях личности, но в то же время способности и деятельность не тождественны друг другу. Так, человек может быть хорошо технически подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности. Например, на экзамене в Академию художеств В. И. Сурикову было отказано в обучении, так как, по мнению экзаменаторов, у него полностью отсутствуют способности к изобразительной деятельности. Инспектор Академии, просмотрев представленные им рисунки, заявил: “За такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить”. Ошибка преподавателей Академии заключалась в том, что на экзамене они оценивали вовсе не способности, а лишь наличие определенных навыков и умений рисования. В дальнейшем Суриков делом опроверг эту ошибку, овладев в течение 3 месяцев нужными умениями и навыками, в результате чего те же педагоги сочли его на этот раз достойным зачисления в Академию. Таким образом, можно сказать, что способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, и также то, как эта деятельность выполняется.

Как отмечает А. В. Петровский, по отношению к навыкам, умениям и знаниям человека способности выступают как некоторая возможность. Здесь можно провести аналогию с брошенным в землю зерном, превращение которого в колос возможно лишь при многих условиях, благоприятствующих его развитию. Способности — лишь возможность определенного освоения знаний, умений и навыков , а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Так, например, выявившиеся у ребенка математические способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок станет великим математиком. Без соответствующих условий (специальное обучение, творчески работающие педагоги, возможности семьи и т.д.) способности заглохнут, так и не развившись. Неизвестно, сколько гениев так и не было признано обществом. Показательной может быть история жизни Альберта Эйнштейна, который в средней школе был весьма заурядным учеником.

Однако знания, умения и навыки остаются внешними по отношению к способностям только до тех пор, пока они не освоены. Обнаруживаясь в деятельности по мере ее освоения личностью, способности развиваются дальше, формируя в деятельности свою структуру и своеобразие. Математические способности человека никак не обнаружатся, если он никогда не учил математики: их можно установить только в процессе усвоения им чисел, правил действий с ними, решения задач и т.п. Известны, например, феноменальные счетчики — лица, которые с чрезвычайной быстротой производят в уме сложные вычисления, обладая при этом весьма средними математическими способностями.

Знаниевый подход

Обратимся ко второму психологическому подходу, к пониманию связей способности и деятельности. Его главное отличие от предыдущей концепции заключается в фактическом приравнивании способностей к наличному уровню знаний, умений и навыков. Такой позиции придерживался советский психолог В. А. Крутецкий (1917-1989). Знаниевый подход акцентирован как бы на операциональном аспекте способностей, тогда как деятельностный выделяет динамический аспект. Но ведь быстрота и легкость развития способностей обеспечена только соответствующими операциями и знаниями. Так как формирование начинается не “с нуля”, оно не предопределено врожденными задатками. Соответствующие знания, навыки и умения личности фактически не отделимы от понимания, функционирования и развития способностей. Поэтому многочисленные работы “знаниевого” подхода, посвящены математическим, умственным, педагогическим способностям, как правило, широко известны и перспективны.

Иерархия способностей

Способности существуют и развиваются или погибают в точно так же, как психологически “исходные” потребности, мотивы деятельности. В личности наблюдается своя динамическая иерархия способностей. В этой структуре выделяются и особые личностные образования, называемые одаренностью.

Одаренность — качественно своеобразное, личностное сочетание способностей.

Согласно позиции Б. М. Теплова одаренность, как и способность, не врожденна, а существует в развитии. Очень важно, что данное понятие, прежде всего качественное . В этом плане автор решительно противопоставлял свою трактовку одаренности и распространенное в западной психологии понятие “коэффициента интеллекта” как универсальной количественной меры одаренности.

Всякая одаренность комплексна, т.е. включает в себя некие общие и специальные моменты. Под общей одаренностью понимается развитие относительно широких и универсально задействованных психологических составляющих, например памяти и интеллекта. Однако способность и одаренность могут существовать только применительно к некой конкретной деятельности. Поэтому общая одаренность должна быть отнесена к определенной универсальной деятельности. Таковой является вся человеческая психика, или сама жизни.

Специальная одаренность имеет более узкое понятийное содержание, поскольку относится к некоторой специальной, т.е. относительно специфической, деятельности. Но такая градация деятельности условна. Так в структуру художественной деятельности входят и перцепция, и рисование, и композиция, и воображение, и многое другое, что требует соответствующего развития специальных способностей. Поэтому общие и специальные способности реально существуют в личностном, деятельностном единстве.

Высокая степень одаренности называется талантом, при описании качеств которого используется множество выразительных эпитетов. Это, например, выдающееся совершенство, значимость, страстная увлеченность, высокая работоспособность, оригинальность разнообразие. Б. М. Теплов писал, что талант как таковой многосторонен. По законам теории вероятностей “выдающимися” не могут быть все, поэтому в реальности талантливых людей немного.

Гениальность — это качественно наивысшая степень развития и проявления одаренности и таланта.

Гения характеризуют уникальность, высочайшее творчество, открытие чего-то, ранее человечеству неизведанного. Гений уникален, не похож на других людей, причем иногда настолько, что представляется непонятным, даже лишним. Однозначно определить, признать кого-то гением крайне сложно. Именно поэтому “непризнанных гениев” много больше, чем они есть в действительности. Однако гении всегда были, есть и будут проявляться, поскольку необходимы обществу. Гении столь же разнообразны, как и образующие их способности, одаренности, обстоятельства, деятельности. На то они и гении.

Проблемы диагностики способностей

Проблемы диагностики способностей никогда не теряли своей актуальности. По-особому остро стоят они и в сегодняшней России в условиях модернизации образования. Обозначим лишь некоторые спорные, нерешенные вопросы, например, проблема создания элитных школ и других учебных заведений для одаренных детей. Одаренность молодых поколений — это залог достойного будущего для любой страны. Но основной вопрос в том, существуют ли в науке надежные объективные критерии одаренности. Следует сказать, что для широкомасштабных измерений таких валидных критериев в современной научной психологии нет. Но тогда их место займут полупрофессиональные, статусные, финансовые и прочие критерии детской одаренности. Быть может, целесообразнее и гуманнее вложить соответствующие усилия и средства в работу с “обыкновенными” детьми?

Способности и задатки выделяются в качестве одного из параметров целостного психического облика личности. Они дают психологическое описание человека с какой-то специфической стороны, являющейся жизненно значимой. Слова “способный” или “неспособный” широко употребляются в быту, особенно в практике обучения. Понятие способности является дискуссионным, содержит в себе непростые общечеловеческие, психологические, в том числе этические, нравственные вопросы. Это понятие пересекается со многими другими психологическими категориями и явлениями. Рассмотрим собственно психологическую трактовку способностей, которая отличается зачастую от их житейского понимания.

В современной российской школе все шире распространяется, навязывается тенденция все более ранней диагностики “специальных” способностей и склонностей учащихся. Едва ли не с первого года обучения определяется, к чему способен школьник: к гуманитарным или естественным наукам. Мало того, что за такой диагностикой нет должной научной состоятельности, она просто не этична и наносит прямой вред всему образованию, всему психическому и личностному развитию ребенка.

Однако из актуальных проблем проводимой модернизации образования в России является профилизация школьного обучения. Кто-то уже якобы доказал, что чем раньше школьник выберет профиль образования, тем лучше для него и для общества. Кто-то считает, что подросток уже способен сделать безошибочный выбор будущей профессии и будто бы в большинстве случаев это делает.

У любого человека нет более прямого и надежного пути к развитию своих способностей и личности в целом, чем общедоступное, грамотно организованное, но не облегченное и упрощенное, а оптимально напряженное, развивающее и творческое обучение.