Средняя группа конспект на тему звук и. Логопедическое занятие в средней группе "Звуки, "

Звук и буква и.

Программное содержание.

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить у детей понятия «звук», «буква», «слово». Закрепить умение различать на слух слова с начальным ударным гласным звуком А, У, О, И. Познакомить с гласной буквой И. Упражнять детей в чтение слияния гласных А-И, И-А. Учить делить слова на слоги, различать длинные и короткие слова. Учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом. Учить подбирать однокоренные слова.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематические представления, зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику, память. Развивать физиологическое и речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитание навыков инициативности и интерес к занятиям.

Материал.

Демонстрационный: звуковые домики, магнитные буквы А, У, О, И. «Логокуб».

Раздаточный: предметные картинки со звуком И, А, О, У; фишки.

Словарная работа.

Звук, слово, буква, гласный звук, однокоренные слова (игра) .

1. Организационный момент.

Игра «Логокуб». Дети раскладывают картинки и остаются картинки со звуком И.

Иииндюк, ииириска, иииголка, ииирисы, ииизбушка. Какой звук первый во всех этих словах?

2. Сообщение темы.

Жил-был звук И. Рот звука И всегда широко-широко улыбался, и от этого песни звучали разные. Воздуху ничего не мешает.

Игровое упражнение «Лесенка». (Громким, тихим голосом) .

Какой это звук?

Гласные звуки мы будем обозначать красным кружочком.

3. Упражнение «Слушайте внимательно».

Какие слова начинаются на звук?

Ира с Игорем играли,

Все игрушки разбросали.

4. Игра «Слова одной семейки».

Что можно делать с игрушками? (играть)

Эта машинка (какая) … Игрушечная

У нас есть много (игрушек)

Сейчас я приглашу вас на (игру)

Со мной вы будете (играть) .

Слова игра, играть, игрушки, игрушечная называются родственными. Они похожи на слово игра. Это семья слов.

Какое слово длиннее игра или игрушки?

5. Физминутка. «Игра».

Собираем детвору

Поиграть в одну игру.

Покажите мне, ребята,

Как в лесу живут зверята.

Как лисенок просыпается,

Как бельчонок умывается,

Как зайчонок поскакал,

Как волчонок пробежал.

Собирают ежевику.

Только медвежонок спит,

Просыпаться не спешит.

6. Знакомство с буквой.

Послушайте стихотворение о букве И.

Молоток я раздобыл

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек? - Три!

А какая буква? – И.

Что она вам напоминает?

Выкладывание буквы И из палочек.

7. Чтение слияния гласных: АУ, АИ, ИА, ИО…

И… А и т. д.

8. Звуковой анализ слияния гласных: АИ, ИА

Какой первый звук?

Какой второй звук?

Сколько звуков?

Какие они?

О каком звуке мы говорили? Чем буква отличается от звука И?

Я хочу вас угостить конфетой, которая начинается на звук И. Ириска.

ирина статеева
Занятие по обучению грамоте в средней группе «Звук и буква А» для детей с общим недоразвитием речи

Звук и буква А .

Программное содержание .

Коррекционно-образовательные задачи : познакомить детей с понятием «звук » , «буква » . Закрепить умение различать на слух слова с начальным ударным гласным звуком А , У,О, И. Познакомить с гласной буквой А . Упражнять детей в составлении буквы А из палочек . Закрепить понятие слово, различать длинные и короткие слова.

Коррекционно-развивающие задачи : развивать фонематические представления, зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику, слуховое внимание и память, закрепить умение различать правую и левую сторону.

Коррекционно-воспитательные задачи : воспитание навыков инициативности и самостоятельности.

Материал.

Демонстрационный : кукла Аня, звуковые домики , Буква А , коврограф, игра «Логокуб» .

Раздаточный : предметные картинки со звуком А (арбуз, ананас, абрикос, автомобиль, автобус, счетные палочки, массажный шарик.

Предшествующая работа.

Уточнение произношения гласных, формировалось умение передавать ритмический рисунок слов, формировалось умение выделять начальные ударные гласные из слов, понятие звук .

Словарная работа.

Звук , слово, буква , гласный звук .

1. Организационный момент.

Логопед : Сегодня мы с вами отправимся в страну звуков и букв . Вы узнаете много нового о звуках и буквах , словах. (рассматривают красный и синий домик) .

В этих домиках живут разные звуки и буквы .

Ребята, послушайте, кто-то плачет : а-а-а. Это кукла Аня.

Как плачет Аня? (а-а-а) . Не плачь Аня! Лучше отправляйся с нами в путешествие в страну звуков и букв .

Какой первый звук в слове АААня ? Аня принесла с собой игрушки : ааавтомобиль, ааавтобус и фрукты ананас, ааапельсин, ааабрикос.

Какой звук первый во всех этих словах? (Звук А ) .

2. Сообщение темы.

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком А . Аня предлагает нам спеть звук А . Представьте, что у нас в руках клубок. Наматываем ниточку на клубок и поем звук А-А-А . Ниточка длинная или короткая? (длинная) . Звук А мы можем петь тянуть. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздуха. Звук А называется гласным звуком , от слов глас, голос. Гласные звуки живут в Красном домике. Мы будем обозначать звук красным большим кружочком. (Символ гласного А Ткаченко) .

3. Развитие слухового внимания.

Игра «Поймай звук » . Логопед произносит ряд звуков , слогов, слов дети хлопают, услышав звук А .

4. Дифференциация понятий «звук » и «слово» .

А - это звук , а арбуз-это слово. Слова состоят из звуков . Если звуки «рассыпятся» , то слово не получиться. Приготовьте ладошки. Я буду называть вам «рассыпанные» звуки , а вы соберите их в слова : а-р-б-у-з (арбуз, а-н-а-н-а-с, А-н-я.

5. Произношение слов со звуком А , определение позиции звука .

Посмотрите, в красном домике лежат картинки. Назовите Ане название картинки и определите, где находится звук А . (автомобиль, автобус, арбуз, ананас, абрикос, апельсин, аист) .

В начале слова или в конце?

6. Физминутка.

Прилетел к нам аист.

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топни правой ногой,

Топни левой ногой.

Шагните правой ногой.

Шагните левой ногой,

Так придете вы домой

Педагог включает негромкую ритмичную музыку и, показывает движения, дети повторяют.

7. Знакомство с буквой А .

На что похожа буква А , что она вам напоминает?

Вот два столба наискосок,

А между ними - поясок!

Ты букву эту знаешь ? А?

Перед тобою буква А .

Выложите букву из счетных палочек . Сколько нам понадобится палочек?

Букву А мы можем написать , выложить из полочек, потрогать, увидеть.

А звук А услышать и произнести. А-А-А-Сколько звуков я произнесла (три) .

8. Чтение.

На коврографе выложены звуковые дорожки от Буквы А до Буквы А . Нужно прокатить шарики и «пропеть» звуки .

С какой буквой мы познакомились ?

Игра «Логокуб» : выложи на куб картинки названия, которых начинается на звук А .

А куклу Аню мы еще пригласим на занятие !

Цели :

Образовательные: -развитие артикуляционной моторики, мелкой моторики пальцев рук; -уточнение произношения звука [э], формирование навыка звукового анализа; -закрепление навыков образования существительных множест­венного числа в именительном и родительном падеже, уменьшительно-ласкательной формы существи­тельных, дифференциации глаголов единст­венного и множественного числа, согласования существительных с местоимениями в роде и числе. Коррекционно-развивающие: -развитие фонематического восприятия, зрительной памяти; -развитие диалогической и монологической речи.

Воспитательные: -воспитание навыков самоконтроля.

Оборудование: настольные зеркала, предметные картинки по теме и на звук, девочки- гласные звуки, персонажи сказки «Репка».

Ход занятия.

I. Организация детей на занятие.

III. Развитие зрительной памяти. Запомнить рад из 3-х картинок.

IV. Пальчиковая гимнастика «Наша группа»

V. Звук [э].

1. Спеть песенки девочек-гласных звуков ([а], [у], [о], [ы]).

2. Назвать картинки: этаж экран антенна эскимо

3. Уточнить артикуляцию звука [э].

4. Тренировка произношения:

Выделить звук из ряда других (повторить за логопедом): а у о э ы э у э а о у э ы у э и у а э у о а э у

5. Автоматизация звука в словах и фразе.

Назвать картинки со словом это (Это экран. Это электричка. Это эскимо и т.д.) Уточнить значение слова электричка , произнести его несколько раз, отхлопать ритмический рисунок

6. Анализ звукового сочетания ОЭ

II. «Детский сад»

1. Куда каждый день приводят родители детей? Как называется наш детский сад? Как называется ваша группа? В какую группу вы ходили раньше? Какие еще группы есть в нашем детском саду?

2. Образование существительных родительного падежа множест­венного числа.

Чего в группе много? - Игрушек, детей, стульев.

3. Дидактическая игра «Один - много». группа - группы, игрушка - иг­рушки, ребенок – дети, полотенце –полотенца… 4. Дидактическая игра «Назови ласково» Сад - садик, шкаф - шкафчик, кабинка - … стол - … игрушка - … и т.д. 5. Дифференциация глаголов единст­венного и множественного числа:Воспитатель - лепит, рисует, ест. Дети - лепят, рисуют, едят. 6. Согласование существительных с местоимениями в роде и числе: моя группа, мое место, мой стол, мои игрушки

VII. Подготовка к звуковому анализу. Игра «Который и сколько»

Логопед договаривается с детьми играть в настольный театр «Репка» с условием считать: «Я буду называть тех, кто пришел тянуть репку, а вы будете считать, потом скажете, сколько собралось персонажей». Логопед. Дед - первый, баба - вторая. Сколько их всего? Дети (хором). Один, два. Всего два. Логопед. Дед - первый, баба - вторая, внучка - третья. Сколько их всего? Дети (пересчитывают). Один, два, три. Всего три (И т. д.) Когда дети запомнят порядковые числительные, они сами могут играть в игру «Который и сколько».

VIII. Итог занятия.

Оценка активности детей.

Физминутка «Маятник» Логопед: Тик-так, тик-так,

Это часики спешат.

Тик-так, тик-так,

Будят наших малышат

Одновре­менно со словами логопеда, дети тя­жесть тела с пяток на носки при по­качивании переносят вперед-назад. Тяжесть тела переносится медленно вперед на переднюю часть ступни, пятки от пола не отрывать. Все тело слегка наклоняется вперед. Затем тя­жесть тела переносится на пятки. Носки от пола не отрывать.

Цель: уточнить произношение звука «и»,учить его интонировать, закрепить акустико-артикуляционную характеристику, выделять из состава слова, определять место в слове. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных, мн.ч. сущ. Познакомить с символом звука «и», развивать внимание, память, мелкую, артикуляционную, общую ассоциативное мышление.

Ход занятия

Организационный момент.

Игра «Назови гласный звук в слове» Мак, бак, сад, дуб, сок, дам, сам, жук, тук, рак, стул, стол, сом, лось, шар…

Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика.

– Улыбка
— Трубочка
— Окошко
— Чередование «Улыбка»-«Трубочка»- «Окошко»

2. Знакомство со звуком «И»

Ира с Игорем играли,
Все игрушки разбросали.
– Какой звук вы слышали чаще всего?
— С этим звуком мы сегодня познакомимся поближе.
Выставляется сюжетная картинка «Ослик».
Родственник лошадки — ослик,
Носит длинный, тонкий хвостик,
А ещё — большие ушки,
Украшение макушки.
Песенку всегда поет: и-и-и
Спойте песенку ослика.
Улыбнемся широко,
Песню мы споем легко,
Голосок звучит игриво,
«И» выводит он красиво.
Губки, зубки не мешают,
Песню «И» не нарушают.
Видите, как долго мы тянули этот звук, значит этот звук гласный.
Логопед знакомит детей с фотографией (символом Ткаченко звука «и»).
— Почему фотография звука «и» « прямоугольник»?

3. Игра «Что говорит Игорь?» (считывание по беззвучной артикуляции звукосочетаний «ау», «уа», оуи, ио…)

4. Работа над интонационной выразительностью речи.
Игра «Тихо-громко» Звук «И» имеет голос, умеет петь.
Произнести звук с постепенным ослаблением голоса на плавном выдохе.

5. Развитие фонематического слуха.

Игра «Будь внимательным»
-Выделение звука [и] из ряда гласных: о, а, и, у, о, и, э, о, и…
-Выделение звука [и] из ряда слогов: их, ам, ук, по, ни, фо,..
-Выделение звука [и] из состава слова: колготки, юбка, кофта, куртки, ива, бинт

6. Определение места звука в словах: кит, ива, петухи

7. Физминутка «Индюк» Ходит по двору индюк.
Словно перьевой сундук.
Он шагает не спеша
С боку на бок, чуть дыша.
Важно крыльями трясёт,
Индюшат к себе зовёт.
А они гуськом бегут
От отца не отстают.

8. Игра «Один-много» (обратить внимание на позицию звука «И») Утюг, сапог, паук, чулок, замок, комок, носок

9. Игра «Чьи уши» (заячьи, медвежьи, волчьи, беличьи)

10. Игра «Найди пару» на развитие ассоциативного мышления. (иголка, нитка, книги, лист, гвозди, клещи, брюки, пиджак, руки, перчатки, елки, шишки). Составь предложение и выложи его схему с каждой парой картинок.

11. Пальчиковая гимнастика Покажи из пальцев раннее изученные буквы.

12. Письмо

Итог занятия

Тема: «Звук и буква А»

Цели. Коррекционно – образовательные. Знакомство с буквой А. Закрепление правильного произношения звука «А». Обучение выкладыванию буквы из полосок.

Коррекционно – развивающие. Совершенствовать тактильные ощущения, развивать артикуляционную и мелкую моторику рук.

Коррекционно – воспитательные. Воспитывать любознательность, трудолюбие, усидчивость.

Материал. Игрушка доктор Айболит, буква А, вырезанная из красной бархатной бумаги, карточки с буквой А,красные полоски для складывания буквы, альбомы для детей.

ХОД НОД.

1.Игра «Подарок доктора Айболита».

Воспитатель. Дети, к нам в гости пришел доктор Айболит. Он хочет про верить, здоровы ли вы. Давайте покажем наши горлышки и скажем: «А-А-А». Дети повторяют,воспитатель контролирует, чтобы все четко произносили звук.

Воспитатель. Доктору Айболиту очень понравилось, как вы говорите: «А-А-А», поэтому он решил подарить вам эту красивую букву А (показывает букву из красной бархатной бумаги). Давайте посмотрим и потрогаем эту букву. Подносит букву А каждому ребенку, дети проводят по ней пальчиками. Эту букву я написала каждому в альбом, а вы покажете ее своим родителям.

2.Игра «Веселый язычок». Дети с педагогом подходят к зеркалу.

Воспитатель. Жил — был Веселый Язычок в своем домике. В домике этом красные двери, рядом с дверями веселые звери. Любят зверюшки конфеты и плюшки. Воспитатель показывает на губы, дети повторяют движение, педагог показывает на зубы, дети повторяют движение. Все дети повторяют за воспитателем четверостишие, показывая на губы и зубы.

Воспитатель. Догадались, что это? Это домик – рот. Красные двери – это губы, посмотрите, как они открываются и закрываются(показывает). Дети повторяют. А звери – это зубки. Зубками мы кусаем конфеты и плюшки (показывает конфеты и булочки – плюшки). Дети смыкают и размыкают зубы.

Кто в домике живет? Веселый Язычок. Высунули язычок и убрали обратно(сделали 2-3 раза).

3.Игра «Выложи букву».

Воспитатель. Айболит принес нам конверт. Посмотрите, что в нем лежит?(Вынимает из конверта карточку с буквой А и полоски для складывания буквы). Дети, как называется эта буква? Дети совместно с воспитателем говорят: «Это буква А.»

Воспитатель. Показывает на букву А на доске. Буква состоит из двух длинных палочек и одной короткой. Сейчас вы будете из полосок выкладывать букву А. (Раздает детям по две длинные полоски и одной короткой и карточку с буквой А.) Возьмите две длинные полоски и положите сверху на букву. Потом короткую полоску положите поперек посредине. Какая получилась буква у Сони? (Соня: «Это буква А.») Так воспитатель спрашивает 2-4 детей.

4.Итог НОД. Какую букву вы сегодня узнали? Хорошо выложили букву А из полосок. Давайте похлопаем.