Теоретические основы квалиметрии. Общие сведения о квалиметрии и принципы квалиметрии

Подготовлена для энциклопедического словаря-справочника

Квалиметрия (от латинского "qualis" - какой по качеству и греческого "метрео" - мерить, измерять) - научная дисциплина, в рамках которой изучаются методология и проблематика комплексной, количественной оценки качества объектов любой природы: одушевленных или неодушевленных, предметов или процессов, продуктов труда или продуктов природы, имеющих материальный или духовный характер (естественно, что объектом приложения методов Квалиметрии может быть и любое конструктивное и технологическое решение, если его качество требуется подвергнуть квалиметрическому анализу). Квалиметрия - область практической и науч. деятельности, связанная с разработкой теоретических основ и методов измерения и количественной оценки качества.

Квалиметрия является составной частью квалитологии - науки о качестве. Объект Квалиметрии - это исследование принципов и методов оценки качества, а предмет - совокупность составляющих качество свойств предметов и процессов, с которыми человек контактирует в своей практической деятельности. Квалиметрия обычно подразделяется на теоретическую, изучающую проблемы оценки качества в общем плане, и прикладную, рассматривающую вопросы измерения качества применительно к конкретным объектам. Квалиметрия как наука переживает период становления, чем объясняется отсутствие единого мнения по ряду вопросов. Являясь в значительной степени научной дисциплиной межотраслевого характера, Квалиметрия по многим вопросам смыкается с конкретными инженерными дисциплинами: стандартизацией, метрологией, экономикой, организацией производства, правом, психологией и др., а в ее аппарат включается целая группа математических теорий.

Конечной целью Квалиметрии являются разработка и совершенствование методик, с помощью которых качество конкретного оцениваемого объекта может быть выражено одним числом, характеризующим степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности. Кроме того, подобные методики позволяют решить и другие задачи квалиметрического анализа. С точки зрения точности и надежности получаемых оценок качества используемые в Квалиметрии методы подразделяются на точные (являющиеся хотя и самыми трудоемкими, но обеспечивающими максимально достижимую на момент разработки точность и надежность), приближенные и упрощенные (не требующие существенных затрат, но менее точные и надежные).

В Квалиметрии разработано несколько подходов к количественному оцениванию качества. Наиболее употребительный из них базируется на следующих принципах:

Литература

Professor Garry G. Azgaldov , a pioneer of Qualimetry, is a Doctor of Economics and a fellow of the International Academy of Informatisation, the Russian Academy of Natural Sciences, the Academy of Economic Sciences and Business, the Futures Research Academy, the Academy of Quality Problems and the International Guild of Quality Professionals. He is a chief researcher at the Central Economics and Mathematics Institute, Russian Academy of Sciences, Moscow.

Некоторые публикации Азгальдова Г.Г. по теоретической и прикладной квалиметрии (1968-2009):

  1. Азгальдов Г.Г., Гличев А.В., Панов В.П. - М.: Экономика, 1968. - 135с.
  2. Квалиметрия – наука об измерении качества продукции /Азгальдов Г.Г., Гличев А.В. и др. // Стандарты и качество. – 1968. – №1. – С.34-40.
  3. Interrelationship between metrology and qualimetry (A contribution to discussion) // Measurement Techniques Volume 13, Number 1, January, 1970, pp.143-146
  4. Azgal"dov G.G. Quality and metrology // Measurement Techniques Volume 13, Number 7, July, 1970, pp.1085-1087
  5. Azgal"dov G.G., Raikhman E.P. Present state of qualimetry // Measurement Techniques Volume 14, Number 10, October, 1971, pp.1571-1575
  6. Азгальдов Г.Г. Потребительная стоимость и ее измерение - М.: Экономика, 1971.
  7. Азгальдов Г.Г., Азгальдова Л.А. . – М.: Изд-во стандартов, 1971.
  8. Азгальдов Г.Г., Райхман Э.П. . 172 с.
  9. Методические указания по оценке качества проектов методом квалиметрии. М.: 1977.
  10. Азгальдов Г.Г. и др. Методические указания по выбору вариантов в ходе дипломного проектирования по фортификационной специальности (на основе упрощенной разновидности метода квалиметрии). – М.: ВИА, 1978.
  11. Азгальдов Г.Г. и др. Методические указания по оценке вариантов в ходе дипломного проектирования на основе упрощенной разновидности метода квалиметрии для слушателей электротехнической специальности – М.: ВИА,1978.
  12. Азгальдов Г.Г. Численные методы и проблема красоты в архитектуре - М.: Стройиздат, 1978.
  13. Азгальдов Г.Г. и др. Учебно-методическое пособие по выбору лучших вариантов решений при дипломном проектировании по командно-штабной специальности (на основе упрощенной разновидности метода квалиметрии). – М.: ВИА,1979.
  14. Азгальдов Г.Г., Кичатов Ф.З., Ольшанский А.В. Методика квалиметрической оценки технических решений. – Калининград, 1979.
  15. Азгальдов Г.Г., Березовский Ю.М. Учебно-методическое пособие по применению квалиметрии для выбора лучшего варианта образца спецтехники.– М.: ВАХЗ, 1980.
  16. Азгальдов Г.Г. Разработка теоретических основ квалиметрии: Дис.... д-ра. экон. наук: 08.00.20 Военно-инж. акад. им. В. В. Куйбышева, Москва, 1981.
  17. Азгальдов Г.Г., Бюрюков В.С., Кружков В.А. Опыт использования квалиметрии при определении эффективности технологических схем изготовления топографических карт. – Рукопись, депонированная в Госинти 8.04.1981г., №4781.
  18. Азгальдов Г.Г. . М.; Экономика, 1982;
  19. Азгальдов Г.Г., Нагинская В.С. Оценка вариантов проекта на основе упрощенной разновидности метода квалиметрии. – М.: МИСИ, 1982.
  20. Азгальдов Г.Г. Квалиметрия в архитектурно-строительном проектировании - М.: Стройиздат, 1989.
  21. Азгальдов Г.Г. Определение ситуации оценивания // Стандарты и качество, 1995, № 9, 12.
  22. Азгальдов Г.Г. Об учете категории качества при вычислении сравнительной эффективности объектов // Экономика и математические методы, 1996, № 3.
  23. Азгальдов Г.Г.

Сегодня изучению качества продукции уделяют основное внимание на любом производстве. Конкурентная борьба производителей продукции за рынки сбыта и непрерывное повышение требований к ее качеству обусловило развитие отдельной отрасли науки – квалиметрии, которая была связана с количественной оценкой качества.

Термин «квалиметрия» образован от латинского qualitas - качество (или quails - какой по качеству) и греческого metreo - измеряю. Активное развитие квалиметрия получила в середине1960-х гг., когда при принятии решений, связанных с качеством,стали применяться количественные методы ее оценки.

В настоящее время данный термин широко распространен в теории и практике управления. Квалиметрия как наука переживает период становления, чем объясняется отсутствие единого мнения по ряду вопросов. Являясь в значительной степени научной дисциплиной межотраслевого характера, квалиметрия по многим вопросам смыкается с конкретными инженерными дисциплинами:стандартизацией, метрологией, экономикой, организацией производства, правом, психологией и др., а в ее аппарат включается целая группа математических теорий.

Квалимерия – это наука об измерении и количественной оценки качества всевозможных предметов и процессов,т.е объектов реального мира.

Квалиметрия является частью качествоведения – комплексной науки о качестве, состоящей из квалинтологии, т.е общей теории качества, квалиметрии и учении об управлении качеством,в котором рассматриваются организационные, экономические, психологические и иные методы и средства влияния на качество объектов с целью повышения их способности удовлетворять существующие и будущие потребности людей и общества в целом.

Качество – это совокупность свойств объекта, проявляющихся в процессе его использования (функционирования, применения, потребления, эксплуатации) по назначению.

Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта,которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Именно благодаря качеству каждый объект существует и мыслится как нечто ограниченное от других объектов.

Качество в широком смысле этого понятия, - объективная и наиболее обобщенная характеристика любого объекта. Качество объекта потребления – это совокупная характеристика его свойств, с помощью которых могут быть удовлетворены и обычно удовлетворяются соответствующие потребности людей. Такое представление о качестве носит прикладной характер и поэтому является более узким и специфичным. Существуют и ограниченные представления о качестве, когда оно оценивается не по всем, а по одному или по нескольким важнейшим для людей характеристикам объекта.

Квалиметрия как наука объединяет количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений по управлению качеством и по смежным с ним вопросам управленческой деятельности. Она включает взаимосвязанную систему теории:

Общую квалиметрию, предусматривающую разработку общетеоретических проблем понятийного аппарата, измерения,оценивания, квалиметрического шкалирования и т.п.;

Специальные квалиметрии, классифицированные по видам методов и моделей оценки качества (например, экспертная,вероятностно-статистическая, индексная, таксономическая квалиметрия и др.);

Предметные квалиметрии, дифференцированные по видам объектов оценивания (продукции - технических устройств,изделий и т.п.; услуг; труда; процессов; проектная квалиметрия и т.п.).

В последние годы в квалиметрии появились новые направления: социологическая, педагогическая, логистическая квалиметрия и др. Это связано с ее «экспансией» и «диффузией» во многие сферы материальных и нематериальных видов человеческой деятельности.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КВАЛИМЕТРИИ

Частью науки о качестве – квалитологии - является квалиметрия - научная дисциплина, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества продукции.

Объектом квалиметрии может быть все, что представляет собой нечто цельное, что может быть вычленено для изучения, исследовано и познано. Предметом квалиметрии является оценка качества в количественном его выражении.

Структура квалиметрии состоит из трех частей:

1 – общая квалиметрия или общая теория квалиметрии, в которой рассматриваются проблемы и вопросы, а также методы измерения и оценивания качеств;

2 - специальные квалиметриибольших группировок объектов, например, квалиметрии продукции, процессов, услуг, социального обеспечения, среды обитания и т.д. вплоть до качества жизни людей;

3- предметные квалиметрии отдельных видов продукции, процессов и услуг, такие как квалиметрия машиностроительной продукции, строительных объектов, квалиметрия нефтепродуктов, труда, образования и т.д.


В квалиметрии применяются современные математические методы из теории вероятности и статистики, линейного, нелинейного и динамического программирования, теории массового обслуживания, теории игр, теории оптимального управления и теории случайных процессов.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА.

В квалиметрии применяется ряд специфических терминов, требующих однозначного толкования. ГОСТ 15467-79 "Качество продукции.Термины"

Качество продукции (услуги) - совокупность свойств продукции (услуги), обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Свойство продукции (услуги) - объективная особенность продукции (услуги), проявляющаяся при ее создании, эксплуатации, использовании по назначению или потреблении (оказание услуги). Например: точность, надежность, своевременная поставка и т.д.

Для объективной оценки качества объекта необходимо охарактеризовать его свойства количественно. Показатель качества - количественная характеристика свойства объекта, входящего в состав его качества и рассматриваемая применительно к определенным условиям жизненного цикла объекта.

Для продукции - к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления. Для услуги - к определенным условиям ее разработки и оказания. Для процесса - к определенным условиям его подготовки и проведения и т.д.

Показатели качества (объектов) по количеству характеризуемых свойств могут быть: единичными и комплексными.

Единичный показатель качества - показатель качества, относящийся только к одному из свойств объекта.(Например: коэффициент нелинейных искажений - характеризует линейность; вероятность безотказной работы или л -› безотказность; средний срок хранения - сохраняемость и т.д.

При любом измерении нужен эталон сравнения (метр,килограмм и т.д.)

Для этого в квалиметрии:

Базовый показатель качества - показатель качества объекта, принятый за эталон при сравнительных оценках качества. Базовые показатели так же могут быть единичными и комплексными.

Относительный показатель качества - отношение показателя качества оцениваемого объекта к базовому показателю качества, выраженное в относительных единицах. Комплексный показатель качества - показатель качества объекта, относящийся к нескольким его свойствам.

Разновидностью комплексного показателя качества является интегральный - это комплексный показатель качества, отражающий отношение суммарного полезного эффекта от использования объекта по назначению (П) к затратам на создание и использование объекта по назначению.

Обобщенный показатель качества - показатель качества, относящийся к такой совокупности свойств объекта, по которой принято решение оценивать его качество в целом. Как правило,- это так называемые существенные свойства.


Совокупность показателей качества, образующих иерархическую структуру, называют номенклатурой показателей качества. Эти показатели (или свойства) подразделяются по уровням в зависимости от их степени общности (например, качество дома на верхнем уровне характеризуется функциональностью и эстетичностью, на следующем уровне функциональность подразделяется на свойства удобства и надёжности, далее характеристика удобства на следующих уровнях доводится до таких менее общих свойств, которые уже оказываются непосредственно измеримыми (площадь и высота помещений, теплоизоляция и т. п.).

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА.

В настоящее время используют следующую классификацию показателей качества, применяемых при оценке качества продукции различных видов.

1. Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции и область ее применения. Они подразделяются на следующие показатели:

социального назначения - общественной целесообразности выпуска продукции, социального адреса и потребительского класса продукции, ее соответствия оптимальному ассортименту, требованиям моды, сезонности, сопутствующих социальных эффектов;

функционального назначения – совершенство выполнения продукцией основной функции (безопасность, полезный эффект потребления, выполнение утилитарных и эстетических функций), универсальность применения (широта диапазона, условий и возможность применения и использования продукции), выполнения неосновных функций.

2. Показатели надежности характеризуют безотказность (сохранение работоспособности в определенный срок службы), ремонтопригодность, сохраняемость (сохранять исправное состояние после хранения и транспортировки), долговечность (способность сохранять работоспособность до определенного состояния с краткими интервалами для обслуживания).

3. Эргономические показатели (удобство использования) характеризуют систему «человек – продукция - среда». К ним относятся следующие показатели: гигиенические (влияют на вентилируемость, запыленность, температуру и влажность режима в системе «человек - продукция - среда»), антропометрические (обеспечивают соответствие продукции размерам человека), психологические (определяют легкость и быстроту формирования навыков у человека).

4. Эстетические показатели определяют информационную выразительность (способность отражать прогрессивные эстетические представления), рациональность формы (соответствие эстетической формы продукции условиям ее производства и эксплуатации), целостность композиции (единство частей и целого, взаимосвязь цветовых сочетаний, колорит и т. п.).

5. Экологические показатели определяют содержание вредных примесей в продукции и вероятность их выбросов в окружающую среду при хранении, транспортировании, эксплуатации и переработке.

6. Показатели технологичности характеризуют трудовые материальные, финансовые затраты при производстве, эксплуатации и восстановлении продукции до заданных значений, показателей ее качества, объема выпуска и условий выполнения работ (трудоемкость, энергоемкость, материалоемкость, себестоимость).

7. Показатели стандартизации и унификации характеризуют использование в продукции стандартных, унифицированных и оригинальных элементов.

8. Показатели безопасности характеризуют безвредность и безопасность продукции для человека при ее переработке и эксплуатации.

9. Экономические показатели характеризуют экономичность использования сырья, материалов, энергетических и трудовых ресурсов и отражают техническое совершенствование продукции по уровню потребления этих ресурсов.

10. Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность, продукции и затраты на ее подготовку к перемещению, упаковке, перевозке и хранению.

11. Патентно-правовые показатели характеризуют уровень патентной защиты (количество и значимость отечественных изобретений, использованных в данной продукции) и патентной чистоты (отсутствие технических, технологических и конструкторских решений, попадающих под действие патентов и свидетельств, промышленных образцов и товарных знаков в стране, где предполагается реализация данной продукции).

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА.


Для определения значений показателей КП в зависимости от используемыэх средств могут быть рекомендованы следующие методы:

Измерительный;

Регистрационный;

Эргонометрический;

Аналитический;

Экспертный;

Комбинированный.

Измерительный – определение показателей КП базируется на использовании

средств измерений;

Регистрационный – осуществляемый на основе наблюдения и подсчета числа

определенных событий, предметов и расходов;

Эргонометрический - осуществляемый на основе анализа восприятий органов

чувств. Он используется для определения эргономичных показателей качества

кондитерских, парфюмерных, табачных изделий и др. продукции;

Аналитический метод предполагает использование расчетно-аналитических

зависимостей показателей качества продукции от ее параметров для

определения оценочных показателей, характеризующих единичные или

комплексные свойства КП, а также для формированияя конечного результата

оценки. Использование аналитического метода зависит от возможности

В настоящей курсовой работе используются ссылки на следующие нормативные документы:

· ГОСТ 10280-83 Пылесосы электрические бытовые. Общие технические условия

· ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения

· ГОСТ 30192-94 Шланги для бытовых пылесосов. Параметры и размеры

· ГОСТ 14933-83 Агрегаты воздуховсасывающие для бытовых пылесосов. Общие технические условия

· ГОСТ 27570.6-87 Безопасность бытовых и аналогичных электрических приборов. Дополнительные требования к пылесосам и водовсасывающим уборочным машинам и методы испытаний

· ГОСТ 27570.24-89 Безопасность бытовых и аналогичных электрических приборов. Дополнительные требования к полотерам и методы испытаний

· ГОСТ Р 52161.2.2-2005 Безопасность бытовых и аналогичных электрических приборов. Часть 2.2. Частные требования для пылесосов и водовсасывающих чистящих приборов

Термины и определения

Качество продукции – это совокупность, обуславливающая её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением.

Уровень качества продукции – это любая количественная оценка, полученная путём сравнения наблюдаемых значений с заданными значениями.

Квалиметрия – научная дисциплина, изучающая методологию и проблемы комплексного количественного оценивания качества объектов любой природы.

Контроль – процедура оценивания соответствия продукции, процесса или услуги требованиям путем наблюдения, измерения, испытания или калибровкой.

Свойство – это особенность объекта.

Величина – значение, количественная характеристика размера.

Измерение – определение количественного значения физического размера с помощью эталонных измерительных средств.

Продукция - материальный результат труда, полученный в конкретном производственном процессе и предназначенный для удовлетворения определенных общественных или личных потребностей.

Производственный процесс - совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии для изготовления и ремонта продукции.



Технологический процесс - часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда.

Технологическая операция - законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте.

Изделие – единица промышленной продукции, количество которой может исчисляться штуках(экземплярах).

Обозначения и сокращения

ГОСТ – межгосударственный стандарт

СТ РК – национальный стандарт Республики Казахстан

ГОСТ Р – национальный стандарт Российской Федерации

СК – служба качества

ОУКП – оценка уровня качества продукции

ПКП – показатель качества продукции

КПК – комплексный показатель качества

КПД – коэффициент полезного действия

УК – уровень качества

Введение

В условии современного рынка постоянное повышение качества продукции является одним из самых важных направлении любого производства. Ведь известна простая истина, хорошее качество товара всегда ведет к увеличению эффективности производства.

Повышение качества продукции это процесс, который предусматривает ориентацию на наиболее полное удовлетворение потребностей в данной продукции, который включает в себя улучшение качественных параметров уже освоенной продукции, а также создание и освоение качественно новых ее видов.

С целью создания конкурентоспособной продукции, которая будет отвечать всем требованиям потребителей, широко используется квалиметрическая оценка качества продукции.

Применение методов квалиметрической оценки при выявлении качества готовой продукции позволит создать не только высокий уровень качества и конкурентоспособность, но и свести к минимуму корректировки продукции после ее появления на рынке, а также установить высокий уровень ее безопасности для потребителей.

Целью данной работы является рассмотрение и изучение понятия и сущности квалиметрической оценки, ее методологии при оценки технического уровня качестве таких изделий как пылесос.

Задачи курсовой работы заключаются в следующем:

· ознакомление с нормативной документацией и дополнительной литературой по тематике курсовой работы;

· определение способов и методов квалиметрической оценки качества пылесоса;

· выбрать показатели качества пылесоса и методы их оценки;

· изучить проблемы квалиметрической оценки пылесоса, а так же провести квалиметрическую оценку пылесоса;

· определить коэффициент весомости пылесоса;

· классификация пылесоса;

· оценить работоспособность и надежность разных марок пылесоса, а так же сравнить их между собой;

Требования

Общие сведения о квалиметрии и принципы квалиметрии

Качество, как характеристика сущности объектов и их свойств, всегда имело и имеет для людей большое практическое значение. Поэтому вопросы оценки качества всего, с чем имеет дело человек, были и остаются среди важнейших.

Первые известные случаи оценки качества продукции относятся к 15 веку до н.э. Тогда гончары острова Крит маркировали свои изделия специальным знаком, свидетельствующим об изготовителях и о высоком качестве их продукции. Это была оценка качества по так называемой «шкале наименований», или по «адресной шкале». Фирменные знаки, а также другие знаки качества и сейчас служат ориентиром, оценочным признаком качества продукции. Позднее, как разновидность экспертного метода оценки качества продукции, использовался способ, основанный на обобщенном опыте потребителей,- способ «коллективной мудрости». Древнейшим примером экспертной оценки качества является дегустация вин. Всевозрастающая необходимость определения соответствия продуктов труда нуждам потребителей привела к возникновению специальной научной дисциплины - товароведение. Это было обусловлено появлением на рынке продаж большого количества разнообразных товаров, требующих классификации, а также оценки их качества и стоимости. Первая кафедра товароведения была организована в 1549 г. в Италии при Падуанском университете.

Развитие международной торговли требовало классификации продукции по качественным категориям, а для этого надо было измерять не только отдельные свойства продукции, но количественно оценивать ее качества по совокупности всех основных потребительских свойств. В связи с этим в Европе и США в конце 19-начале 20 в. стали широко использовать методы оценки качества продукции с помощью баллов.

В 20-30 года 20-го столетия в СССР и в других странах методы количественной оценки качества товаров успешно развивались и использовались на практике. Так, например, в 1922 г. П. Бриджмен предложил способ сведения к одному показателю нескольких количественных оценок различных параметров, характеризующих качество. В 1928 г. эту же проблему решил М. Аранович. В то же время П. Флоренским были предложены новые способы обработки данных при количественной оценке качества продукции.

Квалиметрия как самостоятельная наука об оценивании качества любых объектов сформировалась в конце 60-х годов 20 века. Ее появление было обусловлено насущной необходимостью более эффективного и научного обоснования управления качеством производимой продукции.

Квалиметрия – (от латинского «qualis» – какой по качеству и греческого «метрео» – мерить, измерять) – научная дисциплина, в рамках которой изучаются методология и проблематика комплексной, количественного оценивания качества объектов любой природы: одушевленных или неодушевленных, предметов или процессов, продуктов труда или продуктов природы, имеющих материальный или духовный характер (естественно, что объектом приложения методов квалиметрии может быть и любое конструктивное и технологическое решение, если его качество требуется подвергнуть квалиметрическому анализу).

Квалиметрия – область практической и научной деятельности, связанная с разработкой теоретических основ и методов измерения и количественного оценивания качества.

Квалиметрия– это наука об измерении и количественной оценки качества всевозможных предметов и процессов, т.е. объектов реального мира.

Объектом квалиметрии может быть все, что представляет собой нечто цельное, что может быть вычленено для изучения, исследовано и познано.

Предметом квалиметрии является оценка качества в количественном его выражении.

Структура квалиметрии состоит из трех частей:

§ общая квалиметрия или общая теория квалиметрии, в которой рассматриваются проблемы и вопросы, а также методы измерения и оценивания качеств;

§ специальные квалиметрии больших группировок объектов, например, квалиметрии продукции, процессов, услуг, социального обеспечения, среды обитания, вплоть до качества жизни людей;

§ предметные квалиметрии отдельных видов продукции, процессов и услуг, такие как квалиметрия машиностроительной продукции, строительных объектов, квалиметрия нефтепродуктов, труда, образования.

У квалиметрии, как и у всякой научнойдисциплины, есть свои методологические принципы, содержание которых состоит в ниже следующем.

1. Квалиметрия обязана давать практике хозяйственной деятельности людей (т.е. экономике) общественно полезные методы достовернойквалификационной и количественной оценки качества различных объектов исследования. В отношении оценки качества товарной продукции проблема состоит в том, что у потребителей ипроизводителей продукции существенно разные интересы.

2. Приоритет в выборе определяющих показателей для оценки качества продукции всегда на стороне потребителя.

Дело в том, что количественная оценка качества, как правило, осуществляется не по всем возможным показателям, характеризующим свойства продукции, а по нескольким наиболее значимым, определяющим показателям.

3. Следующий принцип можно сформулировать так: квалиметрическая оценка качества продукции не может быть получена без наличияэталона для сравнения – без базовых значений показателей определяющих свойств и качества в целом.

4. Показатель любого уровня обобщения,кроме самого нижнего (исходного) уровня, предопределяется соответствующими показателями предшествующего иерархического уровня.

5. При использовании метода комплексной оценки качества продукции все разно размерные показатели свойств должны быть преобразованы и приведены к одной размерности или выражены в безразмерных единицах измерения.

6. При определении комплексного показателя качества каждый показатель отдельного свойства должен быть скорректирован коэффициентом его весомости (значимости).

7. Сумма численных значений коэффициентов весомостей всех показателей качества на любых иерархических ступенях оценки имеет одинаковое значение (в долях от единицы или по определенной балльной шкале).

8. Качество целого объекта (в частности, продукции или процесса) обусловлено качеством его составных частей.

9. При количественной оценке качества, особенно по комплексному показателю, недопустима использование взаимообусловленных и, следовательно, дублирующих показателей одного и того же свойства.

10. Оценивается качество, только той продукции, которая способна выполнять полезные функции в соответствии с ее назначением.

РАЗДЕЛ II. КВАЛИМЕТРИЯ

ТЕМА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КВАЛИМЕТРИИ

Понятие квалитологии

Попытки научного подхода к оценке качества предпринима­лись давно. Так, еще в 1930 г. немецкий доктор-инженер К. Комментц установил для кораблей, предназначенных для мелково­дья, что всякое уменьшение осадки судов на 1 % приводит к по­вышению цены на 0,6 %. Несколько более сложным у него оказалось влияние вместимости судна и других параметров ка­чества. Было составлено много таблиц, графиков, позволяющих на основе параметров качества обосновывать и прогнозировать цены.

Позже в голландском журнале «International shipbuilding progress» на основании дальнейших исследований были опубликованы по­правки к индексу цен в зависимости от параметров качества су­дов (1957, № 37).

Данные работы сформировали новую науку квалитологию.

Квалитология – наука о качестве. Структура квалитологии представлена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 – Структура квалитологии

Понятие квалиметрии. История развития

В рамках квалитологии было сформировалось новое научное направление, получившее на­звание «квалиметрия». Это слово происходит от сочетания латин­ских терминов «gualitas» - «качество» и «metro» - «мера». Соот­ветственно, квалиметрия – отрасль науки, изучающая и реализу­ющая методы количественной оценки качества.

Основные задачи квалиметрии: обоснование номенкла­туры показателей, характеризующих качество продукции и услуг, разработка методов определения показателей качества объектов при проектировании, оптимизация уровня качества объектов, оп­тимизация типоразмеров и параметрических рядов изделий, раз­работка принципов построения обобщенных показателей качест­ва и обоснование условий их использования в задачах стандарти­зации и управления качеством.

Объектами квалиметрии могут быть любые объекты, к кото­рым применимо понятие «качество».

История зарождения и развития квалиметрии насчитывает не один десяток лет, причем ее развитие началось задолго до того, как она получила свое название. Это обусловлено, в первую оче­редь, тем, что результат любой деятельности должен обладать тре­буемой совокупностью свойств и, как следствие, совокупностью показателей этих свойств, требования к которым должны быть за­креплены соответствующим документом. Следствием этого об­стоятельства является необходимость решения узловой задачи квалим етрии – определение номенклатуры показателей качества, подлежащих включению в документацию на продукцию, работу или услугу, с целью их последующего контроля. Можно считать, что этот аспект квалиметрии возник одновременно с возникнове­нием практики нормирования показателей качества, и в нашей стране момент его возникновения можно увязать с 1923 годом – годом начала выпуска первого в нашей стране периодического из­дания по стандартизации – «Бюллетеня Комитета эталонов и стан­дартов». Сам этот комитет был создан в 1922 году при Главной па­лате мер и весов.

Другой важный аспект квалиметрии – априорная оценка каче­ства – получил свое активное развитие в связи с ростом сложно­сти техники и ответственности выполняемых ею функций. Стало очевидно, что поиск наиболее выгодного решения при разработке новой продукции следует начинать на самой ранней стадии ее жизненного цикла. А для этого необходимо иметь соответст­вующие расчетные методики. Особое внимание стали уделять методам расчетной оценки качества в связи с принятием руково­дящими органами нашей страны в 1965 году постановления «О совершенствовании планирования и усилении экономическо­го стимулирования промышленного производства», предусмат­ривающего введение государственной аттестации качества про­дукции. При проведении аттестации требуется осуществлять со­поставление оцениваемой продукции с отечественными и зару­бежными аналогами, для чего необходимо иметь соответствую­щие методики.

В начале пятидесятых годов значительное внимание привлекла к себе проблема обеспечения надежности технических устройств. Она вызвала бурное развитие методов оценки надежности. Это свойство, для оценки которого единственно приемлемым оказался математический аппарат теории вероятностей, является важным не только для объектов, отказы которых недопустимы из-за катаст­рофических последствий, но и для объектов, применяемых в дру­гих, потенциально менее опасных для людей и окружающей среды сферах деятельности человека.

Отмеченные обстоятельства обусловили потребность объеди­нения различных методов решения задач по оценке качества раз­личных объектов в одну область знаний, названную квалиметрией. Инициатива этого объединения принадлежала группе российских специалистов, ядро которой составляли работники научно-иссле­довательского института стандартизации. Это объединение нача­лось в конце шестидесятых годов.

За рубежом развитие квалиметрии обусловлено жесткой кон­куренцией, стремлением фирм-производителей продукции в мак­симальной степени удовлетворить потребности потребителей, что­бы обеспечить сбыт своей продукции и получить максимальную прибыль. Это заставляет разработчиков продукции анализировать продукцию конкурентов, что невозможно сделать без соответст­вующих методик оценки. Во многих странах, например в США, предпроектная оценка качества продукции является одним из об­щепризнанных принципов обеспечения качества. Вопросы квали­метрии начиная с 1971 года регулярно обсуждаются на междуна­родных конференциях Европейской организации по контролю ка­чества – ЕОК.

Структура квалиметрии

Квалиметрия как отрасль науки выступает в виде взаимосвя­занной системы теорий. Ее структура показана на рисунке 1.2:

1) общая квалиметрия – в ней разрабатываются общетеорети­ческие проблемы:

Система понятий (терминология);

Теория оценивания (законы и методы);

Аксиоматика квалиметрии (аксиомы и правила);

Теория квалиметрического шкалирования (методы ранжиро­вания, оценки значимости параметров);

2) специальные квалиметрии – в них рассматриваются моде­ли и алгоритмы оценки, точность и достоверность оценок:

Экспертная квалиметрия;

Квалиметрическая таксономия (от греческих слов: «taxis» – расположение, строй, порядок, «nomos» – закон; таксономия – теория класси­фикации и систематизации сложноорганизованных объектов, имеющих обычно иерархическое строение);

Вероятностно-статистическая квалиметрия (методы оценки на основе теории вероятностей и математической статистики);

Индексная квалиметрия (использование теорий индексов в оценке качества);

Рисунок 1.2 – Структура квалиметрии

3) предметные квалиметрии – по предмету (объекту) оценивания:

Квалиметрия продукции (в том числе услуг) и техники;

Квалиметрия труда и деятельности;

Квалиметрия решений и проектов;

Квалиметрия процессов;

Субъектная квалиметрия (персонала);

Квалиметрия спроса;

Квалиметрия информации.

Как можно увидеть, квалиметрия включает в себя теорию оценки ка­чества любых объектов (создаваемых, используемых, влияющих на субъект). Таким образом, предмет квалиметрии – как коли­чественные, так и неколичественные методы оценивания каче­ства (вкусно-невкусно, более или менее приятный запах и т.д.).

Основные понятия в области квалиметрии

В квалиметрии оперируют рядом понятий, к которым относятся следующие:

1) свойство – объективная особенность объекта, проявляющаяся при его создании или эксплуатации (применении, использовании) в соответствии с его назначением, например, высота одного из помещений объекта; эстетичность интерьера объекта; стои­мость участка земли, отводимого под застройку объектом, и т.д. Иначе говоря, свойство – характеристика объекта, которая способствует или препятствует удовлетворению общественной потребности, связанной с использованием объекта по его назначению;

2) сложное свойство – это такое свойство объекта, которое может быть подразделено на более простые свойства, например, сложное свойство «объем помещения» может быть подразделено на «площадь помещения» и «высота помещения»;

3) простое свойство – это такое свойство объекта, которое не может быть подразделено на другие свойства. Например, свойства «длина помещения» и «ширина помещения» уже нельзя подразделить на какие-либо другие свойства;

4) функциональность – сложное свойство, определяемое совокуп­ностью свойств, характеризующих основное назначение объекта, его ути­литарную сторону, функцию. Например, функциональность склада характеризуется надежностью, удобством и объемом хранения. Функцио­нальность жилого дома – надежностью и удобством проживания в нем;

5) эстетичность – сложное свойство, определяемое совокупностью свойств, характеризующих визуальную привлекательность объекта (с учетом как его интерьера, так и экстерьера), а также его сочетае­мость с окружающей средой;

6) экономичность – сложное свойство, определяемое совокупностью свойств, характеризующих затраты на создание и эксплуатацию объекта за расчетный срок его службы;

7) качество – сложное свойство, определяемое совокупностью его функ­циональности и эстетичности;

8) интегральное качество объекта – наиболее сложное свойство объекта, определяемое совокупностью его качества и экономичности.

9) оценка уровня качества объектов представляет собой совокупность операций, включающую выбор номенклатуры показателей качества, определение их численных значений, а также значений базовых, относительных и комплексных показателей с целью принятия решений в области управления качеством;

10) уровень качества объектов – это мера соответствия качества оцениваемого объекта качеству какого-то другого объекта, выбранного за эталон сравнения. Таким образом, в квалиметрии уровень качества является относительной мерой, результатом оценивания, системой значений мер качества объекта, определенной на основе соотнесения с базовыми (эталонными) значениями мер.


Похожая информация.