Тони бьюзен карты мышления для детей. Как рисовать от тони бьюзена

Приведем фрагмент из книги Тони Бьюзена «Супермышление», в котором описывается технология рисования интеллект-карт.

Законы интеллект-карт разделяются на законы содержания и оформления и законы структуры.

  1. Используйте эмфазу
  • Всегда используйте центральный образ.
  • Как можно чаще используйте графические образы
  • Для центрального образа используйте три и более цветов.
  • Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы
  • Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия).
  • Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.
  • Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карты.
  • Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим.
  1. Ассоциируйте
  • Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.
  • Используйте цвета.
  • Используйте кодирование информации.
  1. Стремитесь к ясности в выражении мыслей
  • Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
  • Используйте печатные буквы.
  • Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.
  • Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.
  • Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.
  • Делайте главные линии плавными и более жирными.
  • Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.
  • Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.
  • Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт».
  • Старайтесь располагать слова горизонтально.
  1. Вырабатывайте собственный стиль.

Законы структуры

  1. Соблюдайте иерархию мыслей.
  1. Используйте номерную последовательность в изложении мыслей.
Интеллектуальные карты от Тони Бьюзена

Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда вдруг сваливается много информации, её нужно как-то запомнить, сгруппировать, упорядочивать. Хорошо если являешься специалистом в данной области и эта информация сама собой "отложилась" в голове и как-то уже приведена в порядок. А если информация совсем "свежая" и её использование нужно уже сейчас, нет времени ждать несколько дней или недель пока она "созреет"? Вот именно для такого случая и были придуманы интеллектуальные карты.

Что это такое - интеллектуальные карты?

Интеллектуальные карты придумал Тони Бьюзен - психолог, автор многочисленных, пользующихся успехом, книг, специалист в области самосовершенствования - развития памяти, мышления и т.д. Интеллектуальные карты на сегодняшний день это наверное один из самых универсальных и простых в использовании приёмов для увеличения эффективности умственной деятельности. Они позволяют упорядочить материал и сконцентрировать внимание на нужной информации.

Интеллектуальные карты могут использоваться для:

  1. запоминания
  2. упорядочивания и систематизации информации
  3. планирования деятельности
  4. подготовки к выступлениям
  5. поиска решений в сложной ситуации
  6. рассмотрению различных вариантов решения задач.

В первоначальном виде карты назывались mindmap. На русский это название можно перевести как умственные или мозговые карты. Встречается также название карты ума или диаграммы связей. Чаще же используют более благозвучное название - интеллектуальные карты.

Рисуем mindmap

Итак переходим собственно к картам. Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок. Причём у ребенка может получиться лучше - потому-что у него нет предрассудков свойственных взрослому. Ниже приведён ряд правил, выполнив которые можно получить интеллектуальную карту. Следует правда учитывать, что в мире нет совершенства. Нарушив любое из них можно улучшить результат. Приобретя опыт создания и использования карт вы сами поймёте как их правильней всего рисовать.

За время своего существования интеллектуальные карты прошли свой путь развития. Поэтому у самого Тони Бьюзена в разных источниках приведены несколько отличающиеся инструкции по созданию интеллектуальных карт, хотя фамильное сходство в любом случае налицо. Я привожу тот способ, которым привык пользоваться сам.

Итак приступим:

  1. Берём чистый лист бумаги. Тони Бьюзен советует положить его горизонтально и большинство составителей следуют этому совету. Также рекомендуется запастись разноцветными ручками, фломастерами, маркерами, карандашами и т.д. Если собираетесь рисовать карандашами убедитесь, что поблизости нет резинки - ничего стирать не нужно, а стирать даже вредно. Особое внимание надо уделить возможности использования нескольких цветов. После обретения привычки вы увидите, что использовать один-два цвета - неинтересно.
  2. Соберите весь материал по данной теме, который у вас есть, чтобы он был под рукой. Книги, статьи, закладки и ссылки на интернет-сайты - пригодится всё.
  3. В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать вашу тему, с которого и начинается ваша работа как на карте, так и в мыслях. Неважно если вы не умеете рисовать. Приобретя опыт вы поймёте - главное чтобы этот рисунок был понятен вам, давал пищу вашему уму и содержал достаточно подробностей, чтобы вашей фантазии было от чего оттолкнуться. В любом случае вы сможете уделить ему внимание: используйте несколько цветов (не меньше трёх - как советует Тони Бьюзен), тщательно прорисуйте детали, которые вам кажутся существенными.
  4. От центрального образа отведите ветви, на которых будут написаны самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной темой!) рекомендуется их сделать потолще.
  5. От толстых ветвей аналогично начертите более тонкие ветви, уточняющие основные мысли.
  6. Для рисования используйте различные цвета. Используйте рисунки как можно чаще.

В качестве примера интеллектуальной карты приведём карту нарисованную самим Тони Бьюзеном.

Цель данного семинара: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированной направленности №5» города Сосновоборска

Семинар-практикум

Разработала: старший воспитатель

Н.В.Винникова

2016

Семинар-практикум

«Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена.

Задачи:

1. Рассмотреть теоретические положения метода мыслительных карт Тони Бьюзена.

2. Продемонстрировать возможности применения метода мыслительных карт Тони Бьюзена на практике.

3. Развивать рефлексивную культуру и аналитические способности педагогов.

План:

  1. Организационный момент
  2. Основная часть

Теоретические положения и возможности использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена

Основные правила составления мыслительных карт

Работа в группах (практическая часть).

Использование метода в различных видах деятельности (планирование, образовательная деятельность, проектирование, изучение документа)

Обсуждение результатов работ групп.

  1. Рефлексия. Обмен мнениями. Подведение итогов.
  1. Игровое упражнение “Ключ”

Педагоги становятся в круг, ведущий предлагает, передавая символический ключ друг другу, высказаться, что каждый для себя хочет открыть на сегодняшнем мероприятии.

Основные вопросы, которые возникли у Вас, когда вы увидели тему семинара:

Кто такой Тони Бьюзен?

Что представляет собой метод мыслительных карт?

Насколько актуален этот метод для меня и моих воспитанников?

На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе нашего семинара.

  1. Теоретические положения и возможности использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена.

Мыслительная карта (от англ.сл. MindMap) на русский это название можно перевести как умственные или мозговые карты. Встречается также название карты ума, ментальные, интеллектуальные карты – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы.

Мыслительные карты разработал английский психолог, специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения Тони Бьюзен в 60-70г. 20 века.

Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование.

Основная идея метода в том, что мы мыслим не прямолинейно. В нашей голове одновременно «думается» множество мыслей, каждая из которых непрерывно уходит в сторону, разветвляется или пересекается с другими. При столкновении разных мыслей, порождаются новые. Попытки их упорядочить и записать на бумаге в строгой последовательности обычно приводит к плачевным результатам.

Известно, что у человека 2 полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера.

В дошкольном образовании в первую очередь развиваются способности, связанные с левым полушарием. От детей требуется запоминание и упорядочивание массы фактов. А дети - правополушарные, поэтому у них возникают сложности при обучении.

Тони Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям головного мозга.

Преимущество мыслительных карт в том, что:

  1. Их легко составить
  2. Можно запомнить быстро и качественно много информации
  3. При составлении мыслительных карт развивается мышление, память, воображение
  4. Экономия времени (Писать нужно мало, написать можно быстро)
  5. В готовой карте видно взаимосвязи, структуру, логику.
  6. Концентрация информации на важных моментах.

Мыслительные карты могут использоваться для:

  1. изучение нового материала
  2. закрепление материала
  3. обобщение материала
  4. планирования деятельности
  5. подготовка проекта, презентации
  6. написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы
  7. упорядочивания и систематизации информации
  8. конспектирование

Рассмотрение 2-3 примеров использования карт

Итак, переходим собственно к картам. Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок. Ниже приведён ряд правил, выполнив которые можно получить мыслительную карту.

Правила создания карт:

  1. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
  2. Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
  3. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  4. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  5. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
  6. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
  7. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
  8. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Практическая часть

  1. Разделимся на группы: младший, средний, старший возраст, управленческий состав. Попробуем применить данный метод в различных видах деятельности:

1 группа (младшего возраста) «Изучение основных цветов»

2 группа (среднего возраста) «Планирование деятельности с детьми по теме «Домашние животные и их детеныши»

3 группа (старшего возраста) подготовка проекта «Домашние животные и их детеныши»

4 группа (управленческого состава) изучение документа «Что говорится о работе с родителями в ФГОС ДО»

  1. Работа в группах по составлению мыслительных карт.
  2. Обсуждение результатов работ (1 человек с группы )

Этот метод можно применить и для распределения для своего бюджета. Н-р :………(показать на примере)

Свойства мыслительных карт:

Наглядность (Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)

Привлекательность (Хорошая карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)

Запоминаемость (Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета карта легко запоминается.)

Своевременность (карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)

Творчество (карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)

Возможность пересмотра (Пересмотр карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.)

Данный метод дает возможность:

Повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность

Развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности

Активизировать деятельность

Выявлять причины затруднений

Корректировать знания воспитанников

3.Рефлексия. Обмен мнениями. Подведение итогов

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Использование мыслительных карт Тони Бьюзена подготовила: старший воспитатель МАДОУ ДСКН№5 г.Сосновоборска Винникова Н.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированной направленности №5» города Сосновоборска

Мыслительная карта (от англ.сл. MindMap) – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме.

ТОНИ БЬЮЗЕН

Преимущество

Могут использоваться для: Изучение нового материала Закрепление материала Обобщение материала Планирование деятельности Написание доклада, научно-исследовательской деятельности Подготовка проекта, презентации Упорядочивание и систематизация информации Конспектирование

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ 1. Используются только цветные карандаши, маркеры и т. д. 2. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. 3. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. 4. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. 5. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями. 6. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). 7. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. 8. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. 9. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

СВОЙСТВА: Наглядность Привлекательность Запоминаемость Своевременность Творчество Возможность пересмотра

ВОЗМОЖНОСТЬ: Повысить мотивацию, качество знаний, конкурентно способность Развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности Активизировать деятельность Выявлять причины затруднений Корректировать знания воспитанников

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Тони Бьюзен (Tony Buzan, 2 июня 1942, Лондон) — психолог, автор методики запоминания, творчества и организации мышления «карты ума (памяти)» (англ. mind maps). Автор и соавтор более 100 книг.

Бьюзен родился в Лондоне, в 11 лет переехал вместе с семьей в Ванкувер, Канада. Мать работала стенографисткой в суде, отец был инженером-электриком.

В 1964 году Тони Бьюзен получил двойной диплом с отличием в области психологии, английского языка, математики и общих наук в Университете Британской Колумбии.

В 1966 году переехал в Лондон и начал работать в журнале Intelligence, который выпускала «Менса-70» — сообщество, с которым он стал сотрудничать во время учебы в колледже. Одновременно работал внештатным преподавателем в школах бедных районов восточного Лондона.

Тони Бьюзен создал свое собственное программное обеспечение для поддержки создания «карт ума» под названием iMindMap в декабре 2006 года.

Тони Бьюзен популярен как автор книг, касающиеся мозга, духовного интеллекта, памяти, креативности и скорости чтения. Его работы «Книга интеллект-карт: разветвленное мышление», «Научите себя думать», «Подключай свою память», «Используй на полную мощность и тело, и дух», «Руководство по развитию способностей к учебе для будущего поколения» опубликованы более чем в 100 странах и переведены на 28 языков.

Бьюзен — основатель и президент «The Brain Foundation» и «Mind Sports Olympiad».

Тони Бьюзен — основатель благотворительного Трастового Фонда мозга, президент Фонда мозга и создатель концепции «Ментальной грамотности».

Бьюзен — постоянный участник, ведущий и продюсер многочисленных теле-, видео- и радио программ: «Думай головой» («Би-Би-Си» ТВ), сериал «Открытый разум» («Ай-Ти-Ви»), «Чарующий образ» (полнометражный документальный фильм о загадках мозга). В ноябре 1997 года он в прямом эфире на глазах у полутора миллиардной аудитории побил существовавший на тот момент рекорд открытого для всех желающих конкурса на запоминание многозначных чисел.

Большую часть своего времени он отдает людям с пониженными способностями к учебе. Он также обладатель наибольшего в мире уровня «коэффициента творческого мышления».

Его последним изобретением стала разработка второй по счету за последние 500 лет новейшей «главной системы» памяти: саморасширяющейся генеральной мнемонической матрицы (СЕМ3).

Сайт автора -

Тони Бьюзен (Tony Buzan, 2 июня 1942, Лондон) — психолог, автор методики запоминания, творчества и организации мышления «карты ума (памяти)» (англ. mind maps). Автор и соавтор более 100 книг.

Бьюзен родился в Лондоне, в 11 лет переехал вместе с семьей в Ванкувер, Канада. Мать работала стенографисткой в суде, отец был инженером-электриком.

В 1964 году Тони Бьюзен получил двойной диплом с отличием в области психологии, английского языка, математики и общих наук в Университете Британской Колумбии.

В 1966 году переехал в Лондон и начал работать в журнале Intelligence, который выпускала «Менса-70» — сообщество, с которым он стал сотрудничать во время учебы в колледже. Одновременно работал внештатным преподавателем в школах бедных районов восточного Лондона.

Тони Бьюзен создал свое собственное программное обеспечение для поддержки создания «карт ума» под названием iMindMap в декабре 2006 года.

Тони Бьюзен популярен как автор книг, касающиеся мозга, духовного интеллекта, памяти, креативности и скорости чтения. Его работы «Книга интеллект-карт: разветвленное мышление», «Научите себя думать», «Подключай свою память», «Используй на полную мощность и тело, и дух», «Руководство по развитию способностей к учебе для будущего поколения» опубликованы более чем в 100 странах и переведены на 28 языков.

Бьюзен — основатель и президент «The Brain Foundation» и «Mind Sports Olympiad».

Тони Бьюзен — основатель благотворительного Трастового Фонда мозга, президент Фонда мозга и создатель концепции «Ментальной грамотности».

Бьюзен — постоянный участник, ведущий и продюсер многочисленных теле-, видео- и радио программ: «Думай головой» («Би-Би-Си» ТВ), сериал «Открытый разум» («Ай-Ти-Ви»), «Чарующий образ» (полнометражный документальный фильм о загадках мозга). В ноябре 1997 года он в прямом эфире на глазах у полутора миллиардной аудитории побил существовавший на тот момент рекорд открытого для всех желающих конкурса на запоминание многозначных чисел.

Большую часть своего времени он отдает людям с пониженными способностями к учебе. Он также обладатель наибольшего в мире уровня «коэффициента творческого мышления».

Его последним изобретением стала разработка второй по счету за последние 500 лет новейшей «главной системы» памяти: саморасширяющейся генеральной мнемонической матрицы (СЕМ3).

Книги (16)

10 способов как стать гением

Знали ли вы, что используете лишь 1% возможностей своего мозга? Тони Бьюзен, автор мировых бестселлеров, показывает в этой книге, как можно научится использовать оставшиеся 99%.

Раскроет перед вами удивительные способности всех 10 интеллектов, среди которых: творческий, социальный, физический и сексуальный. Практические упражнения и легкие в применении методики помогут вам рационально распоряжаться своим временем и быть в согласии с окружающей вас действительностью, т. е. вы сможете реально управлять своей жизнью.

Как создать интеллектуальную организацию

Рассматриваются проблемы лидерства как для личности, так и для организации в целом.

Победителями станут те компании, которые сумеют мобилизовать в своих недрах наибольшее количество мозгов, а чтобы достичь перемен в мышлении, необходимо создание новой `интеллектуальной` культуры.

Показаны направления и методы совершенствования организационных структур. Описаны эффективные технологии и тренинги.

Хотя книга написана с уклоном в бизнес, она содержит много откровений, которые позволят каждому достичь большей эффективности в рабочей среде и за ее пределами.

Карты Мышления

Эта книга предназначена для детей 7-12 лет.

В легкодоступной форме изложения она поможет ребенку в развитии воображения и способности генерации идей. Применив методику автора ученики смогут значительно сократить время на запоминание фактов, улучшить результаты обучения за счет более качественного конспектирования уроков, повысить результаты контрольных работ и экзаменов.

Научитесь учиться или жонглировать

Широкому кругу читателей предлагается уникальная методика развития и овладения потенциалами и ресурсами головного мозга, базирующаяся на результатах многих сотен специальных семинаров, проведённых авторами в различных компаниях, учебных заведениях, а также в подразделениях армии и национальной гвардии США.

Суперинтеллект. 10 способов открыть свою врожденную гениальность

Один из самых известнейших на Земле знатоков устройства и работы человеческого разума доказывает, что природа одарила каждого из нас мощным инструментом познания и взаимодействия с окружающим миром.

Но каждый ли умеет правильно пользоваться в действительности всеми возможностями этого инструмента?

Суперпамять

Запоминание, сохранение, воспроизведение - вот три процесса, в которых выражается память.

Автор предлагает широкому кругу читателей помощь в развитии этой способности человеческого мозга. Изучив советы, указания и разъяснения Тони Бьюзена, Вы в кратчайшие сроки добьетесь желаемых результатов, и могучий механизм памяти, который, возможно, поначалу казался непостижимой загадкой природы, безотказно прослужит Вам всю жизнь.

Умные родители - гениальный ребенок

Предлагается методика, с помощью которой ребенок сможет в полной мере использовать каждую клетку своего мозга.

Комментарии читателей

Ася / 19.03.2018 Ищу книгу. Готова заплатить за скан! Карты памяти. Используй свою память на 100%

Константин / 3.02.2018 Изучение книги автора " Суперинтеллект" позволить читателю позволяет повысить эффективность его мышления и интеллекта активизировать его творческий рост с помощью интеллектуальной карты..

Валерий / 16.04.2017 Лучшие инструкции в мире для использование своих ресурсов!

твой бро / 14.01.2017 оу, да их не мало. придется начать с книжечки по скорочтению

Ильяс / 21.07.2016 услышал от соседа о книгах Тони Бьюзен очень хочу выписать

Mаргарита / 18.10.2015 Искала книги, но сначала зашла на сайт Тони Бьюзена. Попробовала изучить технологию создания карты памяти прямо в оригинале. Супер! 51 английское слово новое в словарь внесла осмысленно. После жалких "пересказов" интеллект-карт на семинарах первоисточник даже на ещё не выученном английском читался как бестселлер. А автора как интересно слушать в видеокурсе. Теперь книги точно прочитаю. С Владимиром Ппетровым согласна, что многое давно было известно и применялось. Жаль, что в нашей стране люди работали так "вопреки" и у них не оказалось возможности представить свои труды

Действуй! / 2.10.2015 Думайте, ты всегда такой гнилой?! Не важно какие у тебя навыки или способности-главное уметь пользоваться и в ПОЛЬЗУ, дивиденды придут из ниоткуда!))

Катя / 15.09.2015 Извините, а есть книга "Карты памяти.Готовимся к экзаменам."??
Если есть, можно скинуть ссылку где можно почитать сюда [email protected]

Владимир Петров / 2.07.2015 Ничего особенного. Большинство приёмов давно известно или открыто самостоятельно. Но молодежи, которая по ряду причин запоздала (с детства не занималась самообразованием, по объективным причинам) - полезно прочесть и примерить советы на себя. Но - творчески доработать, а не копировать тупо (американец пишет для американцев, вы - русские, ваша вынужденность выживать, лавировать, приспосабливаться к неблагоприятной социальной среде даёт большую гибкость и несколько иные навыки усвоения знаний. А вообще, никогда не вредно перечитать полезные советы...

артур / 22.01.2014 очень хороший автор особенно книга скрочтение быстро помогло начать чиатать сейчас чиатю 400 знаков в минуту прикольный автор

Анатолий / 2.01.2014 Думаю, что ставка на головной мозг, такая же деликатная проблема, как и диктатура пролетариата в светской стране. Как показывает печальный опыт "сдуру можно и страну сломать".

Елена / 25.11.2013 Спасибо огромное за книги!

Гость / 23.08.2013 огромное спасибо!! это действительно стоит прочитать!!

shani / 1.07.2013 спасибо за книги

Ася / 1.05.2013 Тони Бьюзена. "Карты памяти. Используй свою память на 100%" Ищу!! Очень надо!!! у кого есть, пишите [email protected]