Учись прощать молись за обижающих анализ.

Класс: 11

Тема: Лингвопоэтический анализ стихотворения Б.Пастернака

«Учись прощать».

Цель: Продолжение работы по «узнаванию» ключевых слов при лингвопоэтическом анализе текста и выявление их роли в идейном смысле произведения.

Учись прощать. Молись за обижающих,

Зло побеждай лучом добра.

Иди без колебаний в стан прощающих,

Пока горит Голгофская Звезда.

Учись прощать, когда душа обижена,

И сердце словно чаша горьких слез,

И кажется, что доброта вся выжжена,

Ты вспомни, как прощал Христос.

Учись прощать, прощать не только словом,

Но всей душой, всей сущностью твоей,

Прощение рождается любовью

В борении молитвенных ночей.

Учись прощать. В прощенье радость скрыта,

Великодушье лечит как бальзам.

Кровь на Кресте за всех пролита.

Урок по данной теме был проведен после изучения романа Булгакова «Мастер и Маргарита» и непосредственно связан с темой прощения, традиционной как в русской литературе, так и зарубежной. Стихотворение Пастернака послужило связующим звеном в творчестве обоих писателей и в то же время явилось благодатным материалом для лингвопоэтического анализа.

Работа над стихотворением проходила в два этапа.

I этап. В качестве домашнего задания учащимся было поручено найти в тексте стихотворения слова – ключи, объяснить их лексическое значение и то, как они «работают» в тексте.

II этап. На уроке при обмене мнениями по поводу выявленных слов – ключей найти главное слово , которое заключает в себе идею стихотворения, доказать , что оно главное.

Слова – ключи: учись, прощение, зло, добро, любовь, Христос, крест, радость.

Последняя строка стихотворения и есть его идея:

Учись прощать, чтоб ты прощен был сам.

На доске выписаны цитаты из Священного Писания:

«Любите враги ваша и благотворите».

«Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд».

«Отпущайте, и отпустят вам».

Ученица: - Сразу обращает на себя внимание слово «учись». Оказывается, нужно учиться прощать. Мы легко можем обижать, для этого не требуется особого умения, а вот прощать…»

Ученик: - «Учись прощать» так настойчиво повторяется. Автор (лирический герой) словно горит желанием убедить в необходимости умения прощать не только читателей. Он, похоже, убеждает в этом самого себя».

Учитель: - А какое значение в этом контексте имеет слово «луч»? Какие ассоциации оно вызывает?

Ученица: - Луч добра – свет? А может, истина, любовь. А еще у Михаила Архангела на иконе меч, светящийся в виде луча. Луч – это меч, оружие. Со злом нужно бороться , но… другим оружием. Тем более, что в стихотворении упоминается слово «стан». Одно из значений его: «воюющая, борющаяся сторона».

Учитель: - Что показалось необычным в стихотворении? (оксюморон «Голгофская Звезда») Как вы это объясните?

Учащиеся: - Голгофа – место казни Христа. Звезда Рождественская, восшедшая в Вифлееме. Рождение и Смерть . Между ними крестный путь борьбы, выбора между добром и злом .

Интересно слово «пока». Смысл, заключенный в нем («Пока горит…»), предельно ясен. Слово звучит предостережением: пока есть время, пока живешь, ибо «за гробом покаяния нет» (из Писания), учись прощать.

Учитель: - «Чаша горьких слез». Вам уже это знакомо? Где вы встречались с подобной чашей?

Учащиеся: - Тоже у Пастернака в «Гамлете» (изучали в 9 классе): «Если только можно, Авва Отче, чашу эту мимо пронеси».

Учитель: - Чаша ассоциируется со страданием, причем добровольным. И если нет сил «прощать, когда душа обижена», остается вспомнить, «как прощал Христос» (из Писания «Отпусти им, Отче, не ведают, что творят) и в этом почерпнуть силы, чтоб жить дальше, не только переборов обиду, но и… научившись любить обижающих:

Прощение рождается любовью Как связаны любовь и прощение?

В борении молитвенных ночей Попробуйте объяснить.

Учащиеся: - Вот что главное: только любовь дает силу прощать. И тогда обретается «радость», способность подняться над страстями окрыляет. «Великодушье» (великая душа) не только лечит, но и возвышает душу.

Учитель: - Случаен ли здесь образ Креста? Почему это слово является ключевым? Докажите, что оно самое главное.

Учащиеся: Крест – это скорби, страдания.

Крест – это искупительная жертва за всех: праведных и грешных.

Крест – оружие на врага.

Крест – победа над злом.

Крест – спасение.

Жизненный путь лежит через крест.

В результате работы учащиеся оформляют окончательную «цепочку» слов, которая выглядит следующим образом:

Любовь

Христос

Добро Крест Зло

Радость

Прощение

Учись

Вывод , к которому подходят ребята, следующий: если научишься прощать, обретешь Радость. Она связывает с Христом, ведь только Он дает всевозможные блага. Но путь к Нему проходит через Крест, то есть скорби, искушения, борьбу со страстями. И другого пути, кроме крестного, нет. Человек изначально поставлен перед выбором между Добром и Злом. Победивший свои страсти, научившийся любить даже врагов, будет прощен и вознесен к Богу, который и есть Любовь.

Заключительным этапом лингвопоэтического анализа явилось
сочинение – миниатюра на тему «Что значит уметь прощать?». (Работы прилагаются).

Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что цель урока была достигнута. Слова отобраны мотивированно, главное «ядерное» слово аргументировано. Идея стихотворения понята учащимися.

Достоинствами урока, на мой взгляд, явились раскрепощенность ребят, желание высказаться, «блеснуть» эрудицией. Учитель не навязывал своих догадок и выводов, а шел за мыслью учащихся, несколько корректируя их высказывания. Многократное обращение к стихотворению, прочтение отдельных строк и строф, углубленная работа со словом привели ребят к более быстрому запоминанию текста. В дальнейшем, изучая творчество Б.Пастернака более подробно (цикл стихов Юрия Живаго), учащиеся без особого труда увидели связь между «Гамлетом», «Учись прощать» и «Гефсиманским садом», объединенными словами – концептами: «чаша», «крест», «суд». Лингвопоэтический анализ помог учащимся лучше понять творчество писателя, его мировоззрение, вывел их на некоторый философский уровень.


Дорогие братья и сестры! Мы надеемся на вашу помощь в благоустройстве недавно отреставрированного первого этажа нашего Храма с главным приделом в честь Успения Божией Матери и двумя боковыми приделами: в честь Тихвинской иконы Божией Матери и в честь святителя и чудотворца Николая

Там необходимо установить иконостасы, обустроить весь интерьер на первом и втором этажах, а также нам необходимо найти средства для написания икон на все иконостасы.

Кроме того, практически готов к Богослужению храм в честь преподобного Иова Почаевского - единственный храм в Москве, посвященный этому великому святому Юго-Западной Руси. Он расположен с южной стороны нашего большого Храма. И здесь возникает та же проблема: отсутствие иконостаса, живописи, интерьера.

Наш с вами Храм строился силами благочестивых купцов в XVII веке. Так поможем же и мы всем миром в благоустройстве и благоукрашении Храма, сохранившегося и преобразившегося спустя трех с лишним веков.

Да поможет Всемилостивый Господь Бог всем людям, жертвующим храмам Божиим, труждающимся и служащим в Церкви Господней!

Пожертвования можно перечислить следующими удобными вам способами:

Перечислить на счет храма, который есть на этом сайте в разделе "Помочь храму"

или опустить в церковную "кружку" в храме.

Также можно отправить пожертвование на Яндекс Кошелёк №410011339674499или

на карточку Сбербанка социальной службы прихода: № 5336 6900 7105 5232.

Также можно отправить пожертвования с помощью системы PayРal

Обратите внимание, у нас изменился банк -

ПАО Банк «ФК Открытие» г. Москва. р/с 40703810800340022807,

к/с 30101810245250000175, ИНН/КПП 7706050630/770601001 БИК 044525175

По всем вопросам обращаться по телефону: +7-926-212-54-27

Нижний храм в честь Успения Божией Матери

Приглашаем вас в паломническую поездку в Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь Курской епархии, которая состоится с 17 по 19 мая 2019 года

Этот дивный монастырь очень хорошо известен нашим прихожанам, его с нашим приходом связывают многолетние дружеские отношения. Еще с 1999 года наш староста Владимир Николаевич возил туда паломнические группы прихожан на встречу с настоятелем этого монастыря, удивительным русским старцем, прозорливцем, молитвенником и чудотворцем архимандритом Ипполитом (Халиным). Многим старец Ипполит дал ценные наставления и благословения, некоторых своей молитвой исцелил от тяжелых недугов, кого-то предостерег от будущих опасностей и угроз. Встречавший каждого с любовью и вниманием, этот благодатный старец был для нас примером земного ангела и небесного человека. «Самый добрый батюшка на земле», - сказал об архимандрите Ипполите известный всероссийский духовник и старец архимандрит Кирилл (Павлов). Батюшка Ипполит отошел ко Господу в 2002 году, но до сих пор помолиться на его могилку съезжаются православные люди буквально со всех концов земли.

Из Москвы в Рыльский монастырь, по благословению старца Ипполита, группы паломников непрестанно возила и возит матушка Анна Савельева, которая и сейчас предлагает посетить эту святую обитель в день престольного праздника - святителя Николая.

Выезд автобуса от Новоспасского монастыря (м. Пролетарская, Крестьянская площадь, 10) 17 мая в 19-00. В Рыльском монастыре: Литургия, молебен о недужных, панихида, трапеза, экскурсия. По пути - заезд в Свято-Георгиевский монастырь г. Мещовска Калужской области. В Свято-Георгиевском монастыре - Литургия, экскурсия, трапеза. Возвращение в Москву в 21-00.

Стоимость поездки 3500 рублей.

Справки по тел.: +7-985-164-73-10 Анна.

Старец Ипполит

В нашем храме изменились банковские реквизиты!

р/с 40703810800340022807 ,

к/с 30101810245250000175 ,

ИНН 7706050630

КПП 770601001

БИК 044525175

Филиал Московский №2 ПАО Банк «ФК Открытие» г. Москва.

Всем, кто хочет оказывать нашему храму благотворительную


Учись прощать, молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра,
Иди без колебаний в стан прощающих
Пока горит Голгофская Звезда.
Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слёз,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос!
Учись прощать, прощай не только словом,
Но всей душой, всей сущностью твоей.
Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.
Учись прощать, в прощении радость скрыта,
Великодушие лечит как бальзам,
Кровь на кресте за всех пролита,
Учись прощать, чтоб был прощен ты сам.

Как относится к обидам? Протоиерей Валентин (Мордасов)

Как вести себя с тем, кто не хочет с тобою примириться?

Можно удовольствоваться тем, что в душе искренно примирились с ним и желаете мира и в обращении. Искать примирения словом и делом лучше прекратить, иначе ярость его все будет углубляться и сгубит его. Ищите случая сделать ему какое-либо добро, без ведома его. Узнав о нем после совершения, он скорее одумается. Но, встречаясь с ним, соблюдайте мир в сердце и проходите, не затрагивая его и только молясь о нем (свт. Феофан Затворник).

Научите, как переносить обиду?

Когда обидят тебя, то вспомни о том, как Спасителя обижали и даже до смерти замучили, и страдая на кресте, Он говорил: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают». Переносить обиды есть высшая добродетель нежели быть праведным. Помнить обиду - значит, уже быть побежденному злом. Например, свт. Тихон Задонский, когда слышал, что настоятель отзывается о нем нехорошо, говорил келейнику: «Возьми сахару отнеси ему или виноградного вина, или еще чего, может быть у него нет».

Как относиться к обидевшим?

Не забывай посылать дары обидевшим тебя и помолиться: «Спаси Господи и помилуй мя, и их святыми молитвами даждь ми смирение и терпение».

Как победить гневные мысли?

Для того чтобы победить гневные помыслы, надо не только прощать, но и молиться за оскорбителя: «Господи, святыми его молитвами дай мне кротость и терпение».

Почему так трудно просить прощения?

Просить прощения трудно тому, кто горд.

Как разумно просить прощения?

Проси прощения, соображаясь с согрешением. Как скоро видишь, что согрешение твое велико, - поклонись, а когда оно невелико, скажи устами, с чувством сердечного раскаяния: «Прости меня».

Можно ли отомстить за обиду?

Не советую тебе мстить. Мы должны оставлять Господу Богу отмщение за те обиды, которые наносят нам ближние; Он воздает всякому по делам его, а наше дело - простить оскорбителя.

Для этого представляю тебе следующий пример.

«Один инок, будучи обижен другим иноком, пришел к старцу и, рассказав, что и как между ними происходило, с гневом воскликнул: «Не премину отомстить ему!». Сколько старец ни уговаривал его, сколько ни советовал ему, чтобы он мстить за себя предоставил Богу, огорченный инок не слушал его и безпрестанно повторял: «Не могу быть спокоен, пока за оскорбление не воздам оскорблением».

Оплакивая заблуждение инока, старец несколько умолк, потом сказал ему: «Время молитвы; принесем, любезный брат, жертву Богу». Старец встал и начал читать следующее: «Господи Боже наш! Мы на Тебя не уповаем; не пекись о нас, не мсти за нас; мы сами все начнем и кончим». Услышав сие, инок ужаснулся и пал в ноги старцу. «Не хочу иметь ссоры с моим братом, - сквозь слезы говорил он, - не хочу мстить ему». Потом, обратясь к Богу, воскликнул: «Един мститель неправды! Прости мое согрешение!» Старец, веселясь о покаянии инока, сказал ему: «Будь уверен, сын мой, что претерпевший досаду без труда спасется; тот же, кто гневается на брата своего, тот погубляет всю свою добродетель и работает диаволу» (Пролог, 20 июня).

Вот и ты так делай! Положись на Господа, и Он Сам накажет за твою обиду.

Как быть, если пришло время поста и надо причаститься, а примириться с кем-либо не имеешь возможности по дальности расстояния или по болезни?

Через письмо испросить прощения или простить сердцем и причаститься с намерением, как только увидишь этого человека, испросить прощения.

По книге «Что посоветуете, Батюшка?» Прот. Валентин (Мордасов)

Молитва при непрощении обид и памятовании злого

Спасителю мой, научи меня простить от всей души всех, кто чем-либо меня обидел. Я знаю, что не могу предстать пред Тобой с чувствами вражды, которые таятся в моей душе. Очерствело мое сердце! Нет во мне любви! Помоги мне, Господи! Молю Тебя, научи меня простить обидящих меня, как Сам Ты, Бог мой, на кресте простил врагов Твоих!

Молитва о ненавидящих и обидящих нас
(Из творений преподобного Ефрема Сирина)

Помилуй, Господи, ненавидящих меня и завидующих мне! Помилуй, Господи, клевещущих на меня и наносящих мне обиды! Ничего злого не сотвори с ними за недостойнаго раба Своего; но по неизреченному милосердию Своему и по безмерной благости Своей ни в этой жизни, ни в будущем веке да не потерпят они зла за меня, грешнаго! Освяти их милостью Своей и осени благодатью Своей, Всеблагой, потому что пред всеми благословен Ты во веки веков. Аминь.

Рецензии

Безусловно, никакой это не Пастернак! И к тому, что сказала Татьяна Соколова-Буланчикова мне добавит нечего. Все именно так и есть. По всему интернету оно и гуляет, как стихотворение Пастернака. Особенно, когда его сегодня пересылают все друг другу в сетях, поздравляя с "Прощеным воскресеньем". Вот, высказалась. Стало легче. Всем привет!