Урок по литературе на тему "блок". Гениальная, но непонятая поэма А

Александр Блок жил и творил на рубеже веков. Его творчество отражало всю трагичность времени, времени подготовки и осуществления революции. Главной темой его дореволюцион ных стихов была возвышенная, неземная любовь к Прекрасной Даме. Но наступала переломная эпоха в истории страны. Рушился старый, привычный мир. И душа поэта не могла не отозваться на это крушение. Прежде всего этого требовала действительность. Многим тогда казалось, что уже никогда в искусстве не будет востребована чистая лирика. Многих поэтов и художников революция не оставила равнодушными и зажгла их творчество новым огнем. Коснулось это и Александра Блока.

Поэма “Двенадцать” была написана в 1918 году, сразу после революционных событий. Они так потрясли поэта, вдохновили его, что все произведение писалось несколько дней. В поэме отразились как реальные события, которым Блок был свидетель, так и взгляды самого поэта на историю, сущность цивилизации и культуру.

Восприятие революции Блоком весьма сложно, и это восприятие в первую очередь связано с философскими и эстетическими взглядами поэта. Ведь они формировались в начале XX века. И, конечно, трудно узнать в авторе поэмы создателя прекрасной “Незнакомки”.

Самое начало поэмы настраивает читателя на борьбу; резким контрастом встают два мира - старый и новый, только что родившийся:

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем Божьем свете!

Человеческие страсти и разбушевавшаяся стихия действуют в унисон, разрушая все отжившее, олицетворяющее старый уклад жизни:

Черное, черное небо.
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Черная злоба, святая злоба…
Товарищ! Гляди
В оба!

Как атрибуты старого уклада жизни Блок изображает отживший, никчемный мир, отвергнутый новой властью. Это и буржуй, и барыня, и поп:

Ветер хлесткий!
Не отстает и мороз!
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.
А вон и долгополый
Сторонкой - за сугроб…
Что нынче невеселый,
Товарищ поп?
Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?
Вон барыня в каракуле
К другой подвернулась…
- Уж мы плакали, плакали…-
Поскользнулась
И- бац -растянулась!

А следом, отряхивая с себя осколки погибшего общества, идут двенадцать человек. Кто они - строители будущего или жестокие разрушители, убийцы? Почему их именно двенадцать? Кого хотел показать в этих солдатах Блок? Правдиво и точно изображает поэт этих бойцов:

Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни,
Кругом - огни, огни, огни…
В зубах - цигарка, примят картуз
На спину б надо бубновый туз!

Поэт осознает, что старый мир канул в Лету, возврата к нему нет и не будет. Сама стихия пронзительным ветром на стороне разрушителей. Блок показывает революционную стихию как бессознательную, слепую силу, разрушающую не только ненавистный мир, но и человеческие отношения. В этой круговерти гибнет одна из героинь - Катька, которая является по сути образом простого, пускай разгульного, но мирного уклада жизни, который не пошел за революцией.

А Катька где? - Мертва, мертва!
Простреленная голова!
Что, Катька, рада? - Ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу!..
Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

Эти строки Блока - пример того, как легко в те годы человек человеку делался смертельным врагом. Стоило только сде лать один неверный шаг, высказать сомнение, как ты уже становился вне закона.
В поэме огромную роль играет символика. И она в тексте не только образная, но и цветовая. Черный цвет говорит нам о той жестокости, которая царила в те дни на улицах. Ведь и души этих двенадцати черны и пусты. Напротив, белый снег - символ новой жизни, очищения. И что обращает на себя внимание, он падает с черного неба, из темных туч. Это тоже глубоко символично. Поэт хочет показать, что новая жизнь явится из самых черных глубин. Из тех глубин душевной пустоты двенадцати, которым ничего не жаль. Белый цвет используется Блоком для выражения его мысли о способности революции очистить старый мир от всего грязного, черного. Видимо, поэт искренне верил в это.
Последние строки поэмы наиболее загадочны и вызывали наибольшее количество споров:

Впереди - к кровавым флагом,
И за вьюгой невидим, И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.

Почему именно Христос? Сам Блок говорил, что чем дольше он вглядывался, тем яснее впереди этих двенадцати видел Христа. Одни связывают присутствие в поэме этого символа с оправданием революции, другие утверждают, что поэт хотел предупредить о ее страшной разрушительной силе. Как бы то ни было, Христос в поэме напоминает нам о вечных ценностях - о добре, красоте, любви. И тем значительнее это произведение для нас сегодня. Можно сказать, что “Двенадцать” - один из самых правдивых, сложных и поучительных шедевров русской литературы начала XX века.

    • Задолго до революции Александр Блок предвидел наступление великих перемен в стране и мире. Это можно проследить в лирике поэта, полной драматического ожидания катастрофы. События 1917 года послужили основой для написания поэмы «Двенадцать», которая стала самым крупным и значительным послереволюционным произведением Блока. Поэт считал, что любое событие предопределено, сначала оно совершается в высших сферах, недоступных человеку, и только потом – на земле. То, что поэт наблюдал сразу после революции, он и […]
    • У Александра Блока свое особое отношение к Родине. Россия – это не просто тема, а это мир, наделенный своими чертами, заполненный различными образами и символами. А. Блок обращается к размышлениям о трагическом прошлом России, многострадальном народе, о предназначении и особенности России. Очень ярко и своеобразно представлено отношение к Родине в цикле «На поле Куликове». Этот цикл включает в себя пять стихотворений. В примечании к циклу Блок написал: «Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям […]
    • Вряд ли найдется в истории русской литературы хоть одинписатель, хоть один поэт, в творчестве которого одно из первых мест не занимала бы темародины. Не вобрав в себя всю красоту, всю прелесть родных мест, не проникнувшись всем сердцем важнейшими событиями и вехами в истории отчизны, невозможно стать по-настоящему национальным, народным поэтом, способным затронуть глубинные струны человеческой души. Тема родины, России всегда звучит в произведениях истинно русских писателей, но творчество Блока настолько […]
    • Рожденный в семье дворян-интеллигентов Александр Блок провел свои детские годы в атмосфере литературных интересов, что и привело его к поэтическому творчеству. Пятилетний Саша уже рифмовал. Серьезно же к поэзии обратился в гимназические годы. Многообразная по темам и средствам выражения уникальная лирика Блока – это единое целое, отражение того пути, который был пройден поэтом и представителями его поколения. В трех томах находятся поистине лирические дневниковые записи, описание событий, чувств, душевных […]
    • А. А. Блок со всей присущей его поэтическому соз­нанию впечатлительностью переживал все изменения в общественно-политической жизни страны. Фев­ральская революция дала поэту свежие силы, надеж­ды на новое, светлое будущее России, что нашло отра­жение в стихах того периода. Но наступившая вслед за этим полоса реакции, по словам Блока, «закрыла от нас лицо жизни, проснувшейся было на долгие, быть может, годы». Поэт в своем творчестве уже отошел от поиска Ми­ровой Души - идеала, присутствующего почти в каж­дом […]
    • По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения – о Родине. Стихи цикла «Родина» подтверждают это высказывание автора. В третьем томе лирических стихотворений Блока цикл «Родина» ярко свидетельствует о величине и глубине поэтического дарования его создателя. Этот цикл принадлежит к позднему этапу творчества Блока. Как и большинство поэтов Серебряного века, Блок был озабочен историческим будущим страны, в его стихах звучат сомнения и тревога. В то же время […]
    • Цикл «Город» входит во второй том лирической трилогии Блока. Стихи этого цикла наполнены реалистическими чертами жизни горожан и такими же реалистическими пейзажами. Блок описывал Петербург – этот город-призрак с особой атмосферой, о которой писали в своих произведениях многие русские писатели. Открывается цикл стихотворением «Петр». Речь в нем идет о русском царе-реформаторе Петре Первом, велением которого на холодных болотах был построен Петербург. Знаменитый памятник Петру возвышается над городом: И с […]
    • В третью книгу автобиографической трилогии «вочеловечения» Александра Блока входят циклы «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Арфы и скрипки», «О чем поет ветер», «Итальянские стихи», «Кармен», «На поле Куликовом», «Соловьиный сад», «Родина». На данном этапе художественного развития Блок разрабатывает идею и тему пути человеческой души в мире. Конечно, творчество Блока в этот период, как и в предыдущие годы, не сводится к одной теме. Лирика поэта многообразна, широка по тематике, сложна по технике стихосложения. […]
    • Тема России была самой важной в творчестве А. Блока. Он утверждал, что все, написанное им, – о России. Эта тема получает развитие в цикле «На поле Куликовом», написанном в 1908 году, в неоконченной поэме «Возмездие» и в стихотворении «Скифы». Патриотическая лирика Блока воплощена в цикле «На поле Куликовом». Куликовскую битву поэт изображает как символическое событие для России. Он предрекает, что таких битв, где будет решаться судьба Родины, будет еще много. Для утверждения этой мысли Блок употребляет прием […]
    • Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (1901–1902) стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на «новую поэзию», которая отражала философское учение Вл. Соловьева о Вечной Женственности, или о Душе мира. «Стихи о Прекрасной Даме» были связаны для Блока с его юношеской любовью к будущей жене Л. Д. Менделеевой и поэтому были дороги для него всю жизнь. Вл. Соловьев в своем учении утверждал, что только через любовь можно постичь истину, соединиться с миром в гармонии, победить в […]
    • Александр Блок был крупнейшим поэтом-символистом в русской литературе. Признание его как поэта-лирика было всеобщим и неоспоримым. При жизни Блок подготовил к изданию собрание своих стихотворений, которое рассматривал как своеобразную автобиографическую трилогию «вочеловечения». Главный герой трилогии – лирический герой-поэт. В собрании стихов отражен путь его духовного взросления, становления, исканий. Сама мысль о создании лирической «автобиографии души» уникальна. Автор говорит не о фактах, а о чувствах, […]
    • Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слезы первые любви! Тема Родины – тема России – занимала особое место в жизни А. Блока, она была для него поистине всеобъемлющей. Он считал тему о России своей темой, которой сознательно посвящал жизнь. У поэта с Россией образовалась явственная, кровная связь. Особое значение приобретают стихотворения, где поэт развертывает «широкоохватный» образ Родины и подчеркивает свою неразрывную связь с ней, с русской стариной, с […]
    • Иван Алексеевич Бунин - величайший писатель рубежа XIX-XX вв. Он вступил в литературу поэтом, создал замечательные стихотворные произведения. 1895 г. …Опубликован первый рассказ «На край света». По­ощряемый похвалами критиков, Бунин начинает заниматься литературным творчеством. Иван Алексеевич Бунин - лауреат самых различных пре­мий, в том числе и лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г. В 1944 г. писатель создает один из замечательнейших рассказов о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, […]
    • Писатель Исаак Бабель стал известен в русской литературе в 20-х годах XX века и до сих пор остался в ней явлением уникальным. Его роман-дневник «Конармия» – это сборник небольших рассказов о гражданской войне, объединенных образом автора-повествователя. Бабель в 1920-х годах был военным корреспондентом газеты «Красный кавалерист» и принимал участие в польском походе Первой конной армии. Он вел дневник, записывал рассказы бойцов, все замечал и фиксировал. В то время уже существовал миф о непобедимости армии […]
    • Осип Эмильевич Мандельштам принадлежал к плеяде блистательных поэтов Серебряного века. Его оригинальная высокая лирика стала весомым вкладом в русскую поэзию XX века, а трагическая судьба до сих пор не оставляет равнодушными почитателей его творчества. Мандельштам начал писать стихи в 14 лет, хотя родители не одобряли этого занятия. Он получил блестящее образование, знал иностранные языки, увлекался музыкой и философией. Будущий поэт считал искусство самым главным в жизни, у него сформировались свои понятия о […]
    • На протяжении всей своей творческой деятельности Бунин создавал стихотворные произведения. Своеобразную, неповторимую по художественному стилю лирику Бунина нельзя спутать со стихами других авторов. В индивидуальном художественном стиле писателя отражается его мировоззрение. Бунин в своих стихотворениях отзывался на сложные вопросы бытия. Его лирика многопланова и глубока в философских вопросах постижения смысла жизни. Поэт выражал настроения растерянности, разочарования и в то же время умел наполнить свои […]
    • Загадка любви вечна. Многие писатели и поэты безуспешно пытались разгадать ее. Русские художники слова посвятили великому чувству любви лучшие страницы своих произведений. Любовь пробуждает и невероятно усиливает лучшие качества в душе человека, делает его способным к творчеству. Счастье любви невозможно сравнить ни с чем: душа человека летает, она свободна и полна восторгом. Влюбленный готов обнять весь мир, свернуть горы, в нем открываются силы, о которых он и не подозревал. Куприну принадлежат замечательные […]
    • Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими значительный след в истории литературы течениями стали символизм (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый), акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам), футуризм (И. Северянин, В. Маяковский, Д. Бурлюк), имажинизм (Кусиков, Шершеневич, Мариенгоф). Творчество этих поэтов по праву называется лирикой серебряного века, то есть второго по значимости периода […]
    • Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XX века. Эти события не только круто изменили жизнь России, перекроили всю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи. Гражданские войны принято называть бра­тоубийственными. Таков по сути характер любой войны, но в гражданской эта ее суть выявляется особенно остро. Ненависть нередко сталкивает в ней людей, родных по крови, и трагизм здесь предельно обнажен. Осознание гражданской вой­ны как национальной […]
    • Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX – начала XX […]
  • Поэма А. Блока "Двенадцать" - известное произведение, перечитанное не раз и изученное до последней самой маленькой детальки. Но удивительно, процессы, происходящие в обществе, пробуждают наши умы и сердца, что порождает ж лание взглянуть на многие явления с самой неожиданной стороны. Вот так и с поэмой "Двенадцать", которую захотелось прочитать в контексте нового времени.

    Поэму "Двенадцать" Блок начал писать 8 января 1918 г., а поставил завершающую точку 29 января, сделав в дневнике волнующую запись: "Сегодня я - гений".

    Время рождения поэмы было наполнено чрезвычайными событиями: в эти дни решалась судьба России, судьба Октябрьского переворота.

    На страну, измученную войной, разрухой, голодом, изменой, надвинулась новая страшная угроза. Газетные листы дышали раскаленной атмосферой тех дней. Поэма "Двенадцать" была опубликована 18 февраля в газете "Знамя труда".

    Для поэмы наступило бессмертие. Блок сказал, что "Двенадцать" останутся лучшим из всего, что он написал, потому что, создавая поэму, он всецело жил современностью. Никогда еще душа поэта не была столь восприимчива к бурям и грозам истории. Недаром в статье "Революция и интеллигенция" Блок призывал: "Слушайте революцию!".

    Снежная вьюга в поэме "Двенадцать" - это образ "исторической погоды". Мотивы ночной метели, порывистого ветра проходят в поэме подобно основной теме в симфонии. При этом они приобретают различный смысл применительно к разным персонажам поэмы. Разбушевавшаяся стихия всегда играла в поэзии Блока громадную роль. Ветер, буря, метель, гроза...

    Для старого мира злой и веселый ветер - сила враждебная. Он безжалостно валит с ног, загоняет в сугробы, выметает как ненужный сор.

    Ветер хлесткий!

    Не отстает и мороз!

    И буржуй на перекрестке

    В воротник упрятал нос.

    Но вот заходит речь о двенадцати героях, и разительно меняется интонация стиха.

    Гуляет ветер, порхает снег.

    Идут двенадцать человек.

    Двенадцать (символ двенадцати апостолов, впереди которых идет Христос) - это те, кто должен нести миру свободу, счастье и справедливость. А что несут двенадцать красногвардейцев Блока, идущие "без креста", "мерно... державным шагом", "держа винтовки", стреляя "в Святую Русь", раздувая "мировой пожар в крови", все вперед, вперед, за кровавым флагом?

    Как стыкуются их идеалы с реальной, непридуманной действительностью? Жизнь, несмотря на революцию, продолжается: кто-то кого-то любит, кто-то кому-то изменяет. Человек даже в периоды глобальных социальных изменений остается человеком со всеми своими достоинствами и недостатками. Только двенадцати героям нет никакого дела до тех, кто путается у них под ногами, не понимая величия и ответственности исторического момента! Трагедия Катьки разыгрывается у них на глазах и вызывает только досаду: ведь еще "потяжеле будет бремя", так стоит ли Петрухе вести себя как "баба" из-за какой-то падшей женщины? Конечно, нет! Раз уж зпереди "мировой пожар", то Петруха головку вскидывает, он опять повеселел!.. "Открывайте погреба - гуляет нынче голытьба!"

    Вам не страшно? Рушится старый мир, но что идет ему на смену? Мир еще большего насилия, бездушия, безнрав-ствия. Не в этом ли предостережение Блока, его провидение. Идут двенадцать человек, у них не прогулка, они идут бить, бить, бить. Но кого?

    Я заметил, в поэме практически нет врагов. Подумайте, так ли уж опасен "пес голодный"? Да его не то что винтовкой - палкой оттолкнуть можно. А если попробовать накормить, приласкать, и он превратится в верную дворнягу. А может быть, враг - Катька, позволяющая себе в столь важный исторический момент сиюминутное развлечение? Я думаю, что нет. Да Блок и не настаивает на этом. Он просто призывает к бдительности. Притом призывает всех: и Катьку, и Петруху, и двенадцать.

    Ветер гуляет, снег порхает, а этим двенадцати вьюга не страшна, не опасна. Они в ней, как в родной стихии, - и не скользят и не падают, а твердо идут к своей цели.

    Стихия, в понимании Блока, есть начало и разрушительное, и созидательное. Цель революции Блок видел в том, чтобы "все стало новым". Революция - это лаборатория новых форм жизни, ее делают парни из городских низов, вступившие в Красную гвардию.

    Как пошли наши ребята

    В Красной гвардии служить -

    В Красной гвардии служить -

    Буйну голову сложить.

    На протяжении всей поэмы прослеживается противоречие, свойственное мировоззрению самого Блока. Это и неприятие старого, и неприятие нового, потому что оно антигуманно. Ведь бесчеловечность проявляется не только по отношению к Катьке, но и в оправдании красногвардейцами бессмысленного жестокого преступления. В их душах все смешалось - и забубённая удаль, и чувство просыпающегося долга.

    Блок вместе с тем идеализировал своих героев революции, доказывая, что у каждого красногвардейца он видит ангельские крылья за плечами.

    И по-прежнему возникает вопрос: какое отношение к содержанию поэмы имеет Иисус Христос? Этот вопрос вызвал много споров. Я пересмотрел Евангелие, известные произведения живописи и убедился, что Иисус Христос везде предстает перед нами в терновом венце, а у Блока Христос "в белом венчике из роз". Что это - игра слов? Не думаю. Поэт бережно обращался с каждым словом. Мне кажется, что блоковский образ Христа, хоть и "за вьюгой невидим", все же грядет, потому что он является не чем иным, как олицетворением мечты о действительно справедливом обществе. Вот почему Христос Блока и "от пули невредим" - мечту нельзя убить, и "в белом венчике из роз".

    Еще десятилетия будут спорить о роли Октября в истории России, о роли революции в истории человечества вообще. Александр Блок, "человек бесстрашной искренности" (М. Горький), дает нам ключ к пониманию этой сложнейшей проблемы.




















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.










    Назад Вперёд

    Цели:

    • Показать полемический характер поэмы, ее художественные особенности.
    • Совершенствовать умение учеников делать самостоятельные выводы после знакомства с произведением поэта.
    • Повторение понятий: стиль, жанр, композиция, символ.
    • Совершенствовать выразительное чтение и умение анализировать поэтический текст.
    • Воспитывать внимание к слову, определить отношение автора к событиям революции 1917 года.

    Приемы и методы: анализ поэтического текста (поисковый и частично исследовательский методы работы), самостоятельная работа уч-ся по заданной программе (интерпретация художественного текста, создание конечного продукта деятельности - компьютерной презентации), групповая работа учащихся.

    Оборудование:

    1. Мультимедийный проектор

    2. Компьютеры.

    3. Экран для воспроизведения результатов работы - презентации.

    ХОД УРОКА

    I. Слово учителя. Объявление темы урока. (Слайд 1)

    II. Постановка целей и задач урока. (Слайд 2).

    Обращение к слайд-фильму проекта “Кирилл и Мефодий” - 2 слайда мультимедийного урока “А. Л. Блок. Поэма “Двенадцать”; прослушивание записи фрагмента поэмы.

    III. Обращение к эпиграфу.

    Учитель: Написав поэму “Двенадцать”. Блок воскликнул: “Сегодня я - гений!”. “Двенадцать” - какие бы они ни были - это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью ”, - утверждал поэт. (Слайд 3).

    Учитель: В январе 1918 года с Блоком произошло нечто такое, что он сумел воплотить весь хаос, который окружал его – хаос революции, из которого, он полагал, должна родиться гармония будущего, и потому он благословил этот хаос и запечатлел его не только в словесном, но и в музыкальных образах своей поэмы. (Слайд 4).

    О. Парамонов (автор проекта “ХХ век глазами русских поэтов”) – заслуженный учитель России - вспоминает: “Когда я прочитал эту поэму монгольскому студенту, с котором мы встретились во время моей учебы в Ленинграде, он, плохо знавший русский язык, сказал: “Это буран в степи ”. Блоку действительно удалось воплотить то состояние, в котором находилась Россия, и в котором находился поэт в эти дни. (Слайд 5).

    Что подвигло поэта па создание такого неоднозначно трактуемого произведения. Об этом нам расскажет первая 1 группа уч-ся, которая го готовила презентацию на заданную тему.

    IV. Выступление групп (не более 5 минут каждая).

    1 группа

    Предварительное задание: рассказать о замысле поэмы “Двенадцать” (период создания, отношение автора к произведению, идея произведения). Обратить внимание на отношение автора к своему произведению, отзывы в критике, трактовку образов, политический аспект (если таковой присутствовал). Создать опорный слайд.

    (Слайд 7). Блок в своих стихах предчувствовал пробуждение России, приветствовал его очистительный приход, потому что жизнь настоящая была для него невозможна. Когда он завершил эту поэму в январе 1918 года, то достаточно строгий к себе записал в своём дневнике: “Сегодня я гений”

    Вообще “Двенадцать” - парадоксальное произведение. Оно написано в январе 1918 года, то есть по горячим следам, через два месяца после Октябрьской революции. Осознать значение события современнику очень сложно - “большое видится на расстоянье”. Поэма удивляла еще современников Блока. По утверждению В. Маяковского, “одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие - славу ей”. Но если поэма о революции, почему в поэме не изображены революционные действия, вожди революции? Почему в центре эпического повествования - погоня за “изменницей” Катькой (проституткой вообще-то) и ее убийство?

    По мнению литературоведа Л. Дологополова: “Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как ее понимал Блок, была воплощена в “Двенадцати” в совершенно повой поэтической системе, которая нашла свое отражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике” .

    Герои обрисованы лаконично и выразительно. Это образное сравнение: “старушка, как курица, / кой-как перемотнулась через сугроб”; речевая характеристика: “Предатели! Погибла Россия! / Должно быть, писатель - / Вития… ”, хлесткий эпитет и оксюморон: “А вон и долгополый - / Сторонкой за сугроб... / Что нынче невеселый, / Товарищ поп?”. Двенадцать героев составляют один отряд: “В зубах - цигарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз!” - коротко и ясно - “тюрьма по ним плачет” (ромб нашивали на одежду каторжан). Среди них - Петька, “бедный убийца”, повеселевший от напоминаний товарищей: “Над собой держи контроль!”

    Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: “зубки блещут жемчугом”, “больно ножки хороши”, “толстоморденькая”, и образ жизни: “у ей керенки есть в чулке”, “с офицерами блудила”, и притягательное обаяние: “из-за удали бедовой / В огневых ее очах, / Из-за родинки пунцовой / Возле правого плеча... ”).

    Учитель: Как взаимосвязаны название поэмы и ее построение, расскажет 2 группа уч-ся.

    2 группа

    Предварительное задание: рассказать о композиции поэмы (по какому принципу выстроена, сколько глав, чему посвящены, как расположены, какие приемы используются автором). Создать опорный слайд.

    Во-первых, поэма содержит двенадцать глав. Во-вторых, героями поэмы являются двенадцать красноармейцев. В-третьих, образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами. Возникает следующий вопрос. Почему Христос? Что значит этот образ в поэме?

    (Слайд 10). Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, другие - как кощунство. Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он “и от пули невредим”, и он мертвый - “в белом венчике из роз”. “Двенадцать стреляют в него, пусть “невидимого”.

    “Христос в поэме - антитеза “псу” как воплощению зла, центральному “знаку” старого мира, - самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости” (Л. Долгополов).

    (Слайд 11). “Двенадцать” - эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.

    Л. Горелов: “Поэма Блока состоит из массы мелких деталей-зарисовок, картин быта, реплик, разговоров, частушек, угроз, восклицаний, жалоб. Но все они слиты воедино, прочно спаяны единым ритмом, тем мощным и грозным смысловым подтекстом, который и есть главное в “Двенадцати”.

    Учитель: Зная о том, что Блок является поэтом-символистом, нельзя не обратить внимания на использование поэтом образов-символов и своей поэме. Об этом аспекте произведения расскажет 3 группа уч-ся.

    3 группа

    Предварительное задание: рассказать о стиле и жанре поэмы (использование символов-образов: н-р, ветер, цветовая гамма, образ Христа, 12 красногвардейцев - 12 апостолов и т.п). Перечислить жанры, которые автор использует при создании тех или иных образов. Создать опорный слайд.

    (Слайд 12). Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. “Слушайте музыку революции”, - призывал Блок.

    В поэме и звучит эта музыка.

    Прежде всего, “музыка” у Блока - метафора, выражение “духа”, звучание стихии жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом.

    (Слайд 13) . В поэме звучат интонации марша:

    В очи бьется
    Красный флаг.
    Раздается
    Мерный шаг.
    Вот - проснется
    Лютый враг. (гл.ll)

    Слышен городской романс. Он интересно обыгрывается: начало знакомое а дальше - пошел разгул:

    Нe слышно шуму городского,
    Над невской башней тишина,
    И больше нет городового
    Гуляй, ребята, без вина!

    Часто встречается частушечный мотив:

    Запирайте етажи!
    Нынче будут грабежи!
    Отмыкайте погреба -
    Гуляет нынче голытьба!

    Прямо процитирована революционная песня:

    Вперед, вперед,
    Рабочий народ!

    Кроме того, в поэме бросаются в глаза лозунги: “Вся власть Учредительному Собранию!”, доносятся обрывки разговоров:

    …И у нас было собрание...
    ... Вот в этом здании...

    (Слайд 14). Ветер, вьюга, снег - постоянные блоковские мотивы; символика цвета “Черный вечер. / Белый снег”, кровавый флаг; число “двенадцать”, “пес безродный”, Христос.

    (Слайд 15) “Блок ввел Христа не как образ церковной традиции, а народного, незамутненного церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не “благословлял” революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!” (А. Горелов).

    “Когда я кончил, Я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: “К сожалению, Христос”. Что Христос идет перед ними - несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?” - писал сам Блок.

    V. Контроль знаний. (Слайд 16).

    Вопросы по теме (3-4 минуты):

    1. Как вы считаете, почему поэт так высоко оцепил свое собственное сочинение (обращение к эпиграфу)?

    2. Подберите в тексте поэмы доказательства тезиса исследователя творчества А. А. Блока Л. Дологополова: “Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как ее понимал Блок, была воплощена в “Двенадцати” в совершенно повой поэтической системе, которая нашла свое отражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике” .

    Тест (3 минуты).

    На рабочем столе компьютеров найдите ярлык виртуальной школы Кирилла и Мефодия, откройте папку, найдите оглавление, в нем выберите “Литература”. “Уроки. 11 класс”. “А. Л. Блок. Поэма “Двенадцать”, откройте слайд № 8 и выполните тест (бланки предварительно распечатаны индивидуально) (Слайд 17) , (Приложение 1) .

    Проверка ответов (Слайд 18).

    VII. Домашнее задание: выучить наизусть зачин поэмы “Двенадцать” (1 гл. до слов “...И буржуй на перекрестке в воротник упрятал нос”) (Слайд 19).

    Источники (Слайд 20).

    1. Н. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. – М.: “ВАКО”, 2005 год, стр.: 232-237.
    2. С. В. Ломтев, А. В. Терновский. А. А. Блок. Стихотворения. Поэма. – М.: Издательский дом “Дрофа”, 2001 год, стр.: 56-61.
    3. “Русская литература ХХ века. 11 класс” под редакцией В. В. Агеносова. – М.: Издательский дом “Дрофа”, 1998 год, стр.: 90-94.
    4. Энциклопедия для детей. (То м 27). Великие люди мира./ под ред. М. Аксёнова и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта +. Астрель, 2006, стр.:261, 263
    5. www.Shahatovo.ru.
    6. http://solsand.by.ru./blok ? 12. html.

    Конечно, поэтическое мировоззрение Блока может быть названо философским лишь условно. Блок никогда не считал себя теоретиком и не был им. «Философского эго» я не имею, ибо не образован философски», - писал вон А. Белому. Поэтические образы, созерцания и лирические медитации преобладали в него над тезисами, выводами, доказательствами. Его творческое сознание, ищущее аватности выражения нового содержания жизни, как уже было сказано, не находило этой аватности в системе общепринятых, автоматизированных по крайней мэр в его восприятии понятой. Отсюда - стремление Блока выразить это не сводящееся к логике содержание средствами ассоциативной, метафорической речи. В метафорические формы облекались и его философские размышления.

    Размышления в народ и интеллигенции в большей мэр, чем многое другое, были связаны с приближением Блока к реальному содержанию русской общественной жизни начала XX века. Но в прозе Блока, как это видно из того, что было сказано выше, отразились не только его попытки осмыслить общественную жизнь современности, но и то, что можно назвать его поэтической философией культуры. При этом в развитии и конкретизации философских тем Блока огромное и даже решающее значение имели стимулирующие их его «публицистические раздумья».

    В прозе Блока мы находим и его высказывания, относящиеся к философии культуры, и его мысли в сущности искусства. Первые из наиболее характерных прозаических опытов Блока, напечатанных в журналах рецензии на книги Л. Белого и Брюсова и статья в Вяч. Иванове, тесно соприкасаются с ранним периодом его лирического творчества с настроениями и символами «Стихов в Прекрасной Даме». Еще не выйдя из сферы «соловьевской» ориентации, Блок в этот период в своих критических выступлениях был далек вот общественно-исторического мышления. Стиль мысли и словесную форму этих выступлений Блока можно условно назвать мистическим импрессионизмом его не следует смешивать с импрессионизмом чисто эстетическим.

    Процесс затухания мистических настроений юности привел к поэтому, что апелляции Блока к «душа мира» потеряли прежнюю напряженность и перестроились. «Ты у поля отошла без возврата», - говорится об этом в его стихах. Представление в «женственной» сущности мира, при всеи своей широте и зыбкости, казалось уже недостаточно широким и вместе с тем слишком эзотерическим, то есть не могло удовлетворить потребности расширяющегося и идущего навстречу общепринятым формам мышления сознания поэта. В прозе Блока появляется тогда новый универсальный символ, генетически связанный в неи с идеей «души мира», по лишенный мистической догматизации: стихия. В специфических явлениях стихийности, характерных для русской культуры начала века, и об отражении этих представленный в поэтическом сознании Блока уже говорилось в разделе в пути поэта. Здесь, в отличие вот этого раздела, следует обратить внимание на то, что, объективному проявлению стихийности в творческом сознании и в поэзии Блока сопутствовала осознанная идея стихийности, проходящая сквозь его критическую прозу. Наиболее широко вон развернул эту символическую идею или «категорию» в статье 1908 года «Стихия и культура», в которой философски обобщается лирико-публицистическая тема доклада Блока «Народ и интеллигенция». В понимании символической идеи «стихии» у Блока есть совпадение с толстовскими мыслями в стихийности « », «Война и мир», с поэтической концепцией стихии в лирике Тютчева и вместе с тем с распространенным в начале столетия учением в «дионисийском» начале. «Стихия», по Блоку, есть проявление мощных раскованных сил природы, человека и человечества. Блок называл стихию «свободно парящей», «не отрывающейся вот земли». «Стихия» у Блока - в отличие вот «природы» в Руссо - вне категорий добрая и злая. Она является источником жизненности и творческой энергии людей, которые к неи близки - «стихийных людей», - и могучим врагом всего искусственного», оторванного вот стихии. Человек, по Блоку, борется со стихиями и любит их: «вон смотрит на них одновременно с любовью и со враждой».

    Представление в «стихии» сохранило свое значение в сознании Блока к конца его жизни. Блока влекли к «стихии» ее энергия, жизненность, ее единство с природой. Однако «стихия» в понимании Блока оставалася нейтральной по отношению к высоким духовным ценностям и к идее развития. Очевидно, представление в «стихии» самои по себя не могло помочь укреплению веры Блока в духовные возможности жизни, в ее движение к лучшему, - веры,

    1. Вступительная беседа.

    Новаторство Блока в поэме «Двенадцать» отметили ее первые читатели. Символы в ней играют важную роль в изображении широкой картины реальных событий и в раскрытии глубокого идейного содержания. Эту особенность произведения Блока отметил литератор Евгений Лундберг в «Записках писателя» (1918 год).

    ...Такого в русской литературе еще не было. В основу поэмы легла частушка. Блок точно сноп своею поэмою перевязал – сноп, среди колосьев которого: 1) космическое («ветер, ветер на всем божьем свете»); 2) народное (революция); 3) личное (Ванька и Катька); 4) осознанно-религиозное («Христос в белом венчике из роз») и 5) самое сложное – взаимное переплетение всех этих подземных, земных и внепространственных рек.

    ...В страхе и во вьюге все смешивается – личное, социальное, мировое, умное, страстное, злое, раздумчивое – и, смешавшись, приподымается, точно края корки, присохшей на живом теле раны. Ведь все под этой коркой – не так, все не то. Ванька не из ревности убивает веселую, простую и милую Катьку, а несет его «ветер ночной». И снег – не снег петербургской лихой метели, а космическая ледяная пыль, вдруг завившаяся столбом на точке земного шара, именуемой Петербургом, Россией. И грабеж – не грабеж. Все – не так, не то, и тем мучительнее «то» – факты, вещи, плакат, проститутки, серые гетры – так есть, не увернешься, не смоешь, не забудешь, не простишь.

    – Представьте, что вас попросили кратко пересказать сюжет поэмы и ответить на вопрос «о чем это произведение». Что бы вы рассказали? А вот как об этом рассказал Иванов-Разумник.

    ...«Двенадцать» – поэма о революционном Петербурге конца 1917 – начала 1918 года, поэма о крови, грязи, о преступлении, о падении человеческом. Это – в одном плане. А в другом – это поэма о вечной мировой правде той же самой революции, о том, как через этих же самых запачканных в крови людей в мир идет новая благая весть о человеческом освобождении... И впереди «двенадцати» поэмы, – двенадцати убийц, – впереди разыгравшегося с красным флагом ветра –

    Нежной поступью надвьюжной,

    Снежной россыпью жемчужной,

    В белом венчике из роз –

    Впереди – Иисус Христос...

    И не может он не идти впереди этих «двенадцати», если подлинно за ними, хотя бы и помимо них, стоит то мировое, которое слышится нам теперь в грозе и буре.

    2. Работа с отдельными образами-символами поэмы «Двенадцать».

    Ветер – один из сквозных образов лирики Блока, об этом мы уже говорили на нашем уроке. Вспомните из ранних стихов:



    Ветер принес издалека

    Песни весенний намек,

    Где-то светло и глубоко

    Неба открылся клочок.

    Ветер здесь – освежающая, очищающая сила.

    – А какие ассоциации возникают у вас при слове «ветер»? Что же такое ветер в поэме «Двенадцать»?

    Среди многих символов, составивших основу поэтической системы произведения, особое место занимает символ ветра, который восходит к фольклорным истокам, где за образом ветра закрепилось значение всевидящего и всезнающего существа. Еще Пушкин великолепно передал это значение образа в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»: «Ветер, ветер! Ты могуч, / Ты гоняешь стаи туч, / Ты волнуешь сине море, / Гордо реешь на просторе...» И дальше – что редко помещалось в детской хрестоматии: «Не боишься никого, / Кроме Бога одного».

    Образу ветра в поэме предшествовало немало стихотворений, где присутствуют его разновидности. Ближе всего к тому значению, в котором выступает этот символ в поэме, образ в цикле «О чем поет ветер». Ветер, торжествующий в мире, сам становится сеятелем смерти. Ангел бури Азраил грозно соприсутствует рядом с домашним уютом. Дом уже сотрясается от ветра. 1913 год. «Дикий ветер» набирает силу в более позднем одноименном стихотворении 1916 года:

    Как не бросить все на свете,

    Не отчаяться во всем,

    Если в гости ходит ветер,

    Только дикий черный ветер,

    Сотрясающий мой дом?

    И вот – «ветер – / На всем Божьем свете!» Автор не дает однозначной оценки этому явлению: смерть или очищение души несет ветер людям. Это подчеркивает и подбор эпитетов:

    Ветер веселый

    И зол, и рад.

    – Кто такие главные герои поэмы?

    Гуляет ветер, порхает снег.

    Идут двенадцать человек.

    Винтовок черные ремни,

    Кругом – огни, огни, огни...

    В зубах – цигарка, примят картуз,

    На спину б надо бубновый туз!

    Свобода, свобода,

    Эх, эх, без креста!

    Тра-та-та!

    Не похожи они на «строителей светлого будущего», больше похожи на бандитов, по которым «плачет тюрьма», недаром «на спину б надо бубновый туз» (знак заключенного). Вот что о них писал в своей статье Иванов-Разумник:



    ...Черное не прощается, черное не оправдывается – оно покрывается той высшей правдой, которая есть в сознании «двенадцати». Они – темные убийцы, злодеи (нарочно ведь взял поэт именно таких!), они чуют силу и размах того мирового вихря, песчинками которого они являются... За эту правду они и убивают, и умирают. Знают ли они, что идет против мирового Атланта, что все своды его старого здания предают огню? Знают – и в этом их благая весть мировой социальной революции... Так от реального «революционного Петербурга» поэма уводит нас в захват вопросов мировых, вселенских. Все «реально», до всего можно дотронуться рукой – и все «символично», все вещий знак далеких свершений.

    Действительно «революционные силы» все крушили на своем пути, их жертвами порой становились совсем невинные люди, но никого не жалели. Так требовало время.

    Звучит запись: «Вставай, проклятьем заклейменный...».

    На фоне великих исторических свершений в сюжете вдруг разыгрывается банальная сцена, типичный «любовный треугольник».

    – Но так ли случайна эта история, как вы думаете? Каким предстает Петруха?

    Блок рисует крупным планом обыкновенного человека, обуреваемого грехами, но не чуждого раскаяния и сокрушающегося сердцем о том, что погубил женщину. Примитивен Петруха только для поверхностного взгляда. В нем те же противоречия, что и в лирическом герое произведений Блока дореволюционного периода. Весь он исполнен безумного напряжения всех чувств. Поэт говорит о них особенными, музыкальными средствами.

    Вспомните 5-ю главу. В ней развертывается драма ревности, которая перебивается волнами страстного восторга. Каждый катрен сменяется двустишием – будто частушечным припевом. Во всех катренах – упрек и порицание, обвинение и угроза, в каждом двустишии – любование, порыв страсти. Перед нами двойственный внутренний голос, диалог ненависти и сладострастия. В 8-й главе прорывается энергия тоски, смертной скуки, безмерного горя, тяжести нераскаянного греха, усугубляющегося желанием отомстить – почему-то «буржую». Здесь очень мало сознательного, еще меньше, чем в «любовном плане», и определяет поведение по-прежнему страстное, необъяснимое: «Выпью кровушку / За зазнобушку, / Чернобровушку...» И через эту черную волну все же пробивается молитвенное умиротворение: «Упокой, Господи, душу рабы Твоея», – и попутно жалоба опустошенной грехом души – «Скучно!»

    – Жалко ли вам Катьку? Как вы думаете, что символизирует этот образ?

    Особую роль играет в поэме Катька. В критике современной Блоку не раз выстраивали цепочку «преемственности» «лирических» героинь Блока: Прекрасная Дама – Незнакомка – Россия. Иногда к этим построениям добавлялась и Катька – «современная Россия». (Блок к этим параллелям всегда относился иронически).

    Тем не менее жертвой революции в поэме становится именно Катька. Образ ее в «Двенадцати» – самый целостный, самый теплый, самый человечный: она выделена из темных теней «народной стихии». Андрей Белый писал: «...И вот при таком реализме поэт как бы говорит: – И в тебе, Катька, сидит Прекрасная Дама... И если Катька не спасется – никакой "Прекрасной Дамы" нет и не должно быть».

    До чего неожиданно в момент гибели Катьки звучит финальная маршевая строфа: «Революционный держите шаг! / Неугомонный не дремлет враг!»

    Почему возле убитой возникают гимново-революционные слова? Может быть, в них заслон от укоров совести, уловка, грозящая стать привычной в «настоящем» XX веке, – дескать, завоевания революции – главное, а все остальное, даже жизнь человека (индивидуальная), мало что значит.

    Много спорных мнений существует по поводу образа Иисуса Христа в произведении Блока.

    Впереди – с кровавым флагом,

    И за вьюгой невидим,

    И от пули невредим,

    Нежной поступью надвьюжной,

    Снежной россыпью жемчужной,

    В белом венчике из роз –

    Впереди – Иисус Христос.

    – Как вы думаете, почему именно такими строками закончил поэму автор?

    До сих пор не нашло (и вряд ли когда-либо найдет) однозначное истолкование «совпадение» числа красногвардейцев в составе патруля – с числом Апостолов. И – последние строки поэмы.

    М. Волошин в статье предполагал, что не Христос «возглавляет» красногвардейцев, а они Его «конвоируют». М. Булгаков предполагал, что в «стихии», во вьюге «русского бунта – бессмысленного и беспощадного» (А. С. Пушкин), Блоку под видом Христа явился Антихрист. «Разве я «восхвалял»?.. Я только констатировал факт: если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь «Иисуса Христа», – в марте 1918 г. записывал Блок. Толкование здесь – у каждого свое, «истину в последней инстанции» установить, вероятно, немыслимо.

    Примечательным кажется мнение: образ Христа возникает в лирике Блока, как правило, в тесной связи с образом гибнущего и воскресшего зерна из евангельской притчи. Быть может, Блоку, воспринявшему зимою 1918 г. революцию как событие космическое, истинное преображение мира, земли, неба, человека, – Россия кажется именно «зерном» евангельской притчи?

    «Двенадцать» идут «державным шагом» строить новую государственность, готовы убить врага и сами умереть. Их голоса – главным образом – окрики. Они стреляют, никого не видя и даже не слыша голосов. Отвечают им только эхо и метель, налитая энергией издевки:

    Только вьюга долгим смехом

    Заливается в снегах...

    Но Христос, с которым они как будто расстались навсегда, – впереди, и так прекрасен, что только ради этого видения, может быть, и стоило терпеть мучения ледяного вьюжного похода. Для них свобода, равенство, братство воплощены в красном символическом знамени, и потому они видят «флаг кровавый» – в руках Христа, вновь пришедшего спасти обреченных на смерть. Это они его таким видят.

    Построить рай на Земле им вряд ли удастся – слишком холодно и бесприютно в мире, по которому они шагают, но в самой глубине сердца у них есть скрытый запас совестливости и высочайшей жертвенности.

    Попробуйте сами определить значение образов второстепенных героев: старушки, которая, «как курица, кой-как перемотнулась через сугроб», буржуя, упрятывавшего нос в воротник, писателя, «товарища попа», голодного пса.

    IV. Итог уроков.

    1. Сравните свои первые впечатления от поэмы Блока с тем, что вы сейчас ощущаете. Изменилось ли ваше восприятие этого произведения?

    2. Запишите свои размышления: «Я прочитал поэму Блока...» (можно дать как домашнее задание).

    3. Таким образом, поэма «Двенадцать» – это не только размышления поэта об Октябрьской революции, но и размышления о судьбе своей Родины. Поэт был убежден, что у России свой исторический путь: «Наш путь – иной путь: путь «презренный и несчастный», развитие, идущее скачками, сопровождаемое вечными упадками, постоянными растратами и потерями того немногого, что удалось скопить и сколотить: величайшие наши достижения – не закономерны, случайны, как будто украдены у времени и пространства ценою бесконечных личных трагедий, надрывов и отчаяний наших великих творцов.

    Урок 35
    Лирический роман Сергея Есенина
    (Жизнь и творчество поэта)

    Урок – литературная композиция (составлен на основе
    литературного вечера Н. Б. Ивановой, учителя школы № 35
    г. Белгорода (Литература в школе. – 1995. – № 5.)

    Цели: дать обзорное представление о жизни и творчестве С. А. Есенина; определить основные темы его творчества; отметить всепроникающий лиризм как специфику поэзии Есенина.

    Ход урока

    Быть поэтом – это значит то же,

    Если правды жизни не нарушить,

    Рубцевать себя по нежной коже,

    Кровью чувств ласкать чужие души.

    С. Есенин

    Учитель. Две даты: 3 октября 1895 года – 28 декабря 1925 года. Первая – дата рождения, вторая – смерти поэта. 30 прожитых поэтом на этой земле лет... Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 путешествовать и 30 – писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял.

    Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину». «Ведь я мог дать не то, что дал», – признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, – это очень много, это целый мир, он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песня, это лирический роман в стихах о себе.

    Что хотел о себе рассказать Есенин-человек, вы можете прочитать в его автобиографии. «Что касается остальных автобиографических сведений – они в моих стихах», – признавался Есенин-поэт. Перелистаем вместе страницы лирического романа.

    Задание учащимся: слушая выступления одноклассников, отмечать в тетрадях основные темы творчества Есенина.

    Ведущий. Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской области, в крестьянской семье. Детство поэта прошло у родителей матери. «Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах», – вспоминал он в 1925 году в автобиографии. Эти воспоминания нашли и поэтическое отражение в его творчестве.

    Чтец. Худощавый и низкорослый,

    Средь мальчишек всегда герой,

    Часто, часто с разбитым носом

    Приходил я к себе домой...

    И теперь вот, когда простыла

    Этих дней кипятковая вязь,

    Беспокойная, дерзкая сила

    На поэмы мои пролилась.

    Золотая словесная груда,

    И над каждой строкой без конца

    Отражается прежняя удаль

    Забияки и сорванца.

    «Все живое особой метой...»

    Ведущий. В автобиографическом наброске 1916 года Есенин писал: «Пробуждение творческих дум началось по сознательной памяти до 8 лет», в доме деда. «Дед пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю». Дед поэта, Федор Андреевич Титов, по воспоминаниям сестры Екатерины, был особенно нежен к детям: «Уложить спать, рассказать сказку, спеть песню ребенку для него было необходимостью. Сергей часто вспоминал свои разговоры с ним... Часто Сергей напевал припев одной из детских песенок, которую ему пел дедушка:

    Нейдет коза с орехами,

    Нейдет коза с калеными...

    Пел дедушка хорошо и любил слушать, когда хорошо поют».

    Ведущий. Много позже, в декабре 1924 года, в «Письме к деду» внук скажет о нем:

    Наивность милая

    Нетронутой души!

    Недаром прадед

    За овса три меры

    Тебя к дьячку водил

    В заброшенной глуши

    Учить «Достойно есть»

    И с «Отче» «Символ веры».

    Ведущий. Бабушка поэта по матери Наталья Евтеевна Титова была мастерица рассказывать сказки. Эти сказки, по свидетельству самого поэта, собирали ребят «в зимний вечер»:

    И садимся в два рядка

    Слушать бабушкины сказки

    Про Ивана-дурака.

    И сидим мы, еле дышим.

    Время к полночи идет... –

    читаем в стихотворении «Бабушкины сказки» от 1915 года.

    Ведущий. В автобиографии Есенин вспоминал о ней: «Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам».

    Ведущий. Не меньшую, если не большую роль в пробуждении творческих способностей и – шире – в становлении личности Есенина сыграла его мать. Сестра поэта Александра вспоминает: «Наша мать была… стройна, красива, лучшая песенница на селе, играла на гармони... С младенческих лет мы слышали от нее прекрасные сказки, которые она рассказывала нам артистически, а подрастая, узнавали, что песни, которые она пела, зачастую были переложенные на музыку стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других поэтов». И позже, когда сын читал ей свои стихи, «мать, как всегда, слушала чтение Сергея с затаенным дыханием... Она отлично понимала и глубоко чувствовала стихи сына и многие из них запоминала...»

    Ведущий. Большое значение для начинающего поэта имела встреча с Блоком. Есенин так вспоминал о ней: «Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта».

    – А. Блок явно заинтересовался молодым стихотворцем, его несомненным талантом. В дневнике он записал: «9 марта... 1915 года. Днем у меня был рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые, голосистые...»

    Чтец. Запели тесаные дроги,

    Бегут равнины и кусты.

    Опять часовни на дороге

    И поминальные кресты.

    Опять я теплой грустью болен

    От овсяного ветерка.

    И на известку колоколен

    Невольно крестится рука.

    О Русь – малиновое поле

    И синь, упавшая в реку, –

    Люблю до радости и боли

    Твою озерную тоску.

    Холодной скорби не измерить,

    Ты на туманном берегу.

    Но не любить тебя, не верить –

    Я научиться не могу.

    И не отдам я эти цепи,

    И не расстанусь с долгим сном,

    Когда звенят родные степи

    Молитвословным ковылем.

    «Запели тесаные дроги...»

    Ведущий. Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя ее он произносил с восхищением: «Россия... какое хорошее слово... и «роса», и «сила», и «синее что-то». Это им сказано: «Нет поэта без Родины». Для нее берег он самые заветные эпитеты. Слово «Русь» было для него любимой рифмой.

    Ведущий. Есенин – поэт-патриот. Он часто повторял: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство к Родине – основное в моем творчестве».

    Чтец. Спит ковыль. Равнина дорогая,

    И свинцовой свежести полынь.

    Никакая родина другая

    Не вольет мне в грудь мою теплынь.

    Знать, у всех у нас такая участь,

    И, пожалуй, всякого спроси –

    Радуясь, свирепствуя и мучась,

    Хорошо живется на Руси.

    Свет луны, таинственный и длинный,

    Плачут вербы, шепчут тополя.

    Но никто под окрик журавлиный

    Не разлюбит отчие поля.

    И теперь, когда вот новым светом

    И моей коснулась жизнь судьбы,

    Все равно остался я поэтом

    Золотой бревенчатой избы...

    «Спит ковыль. Равнина дорогая...»

    Ведущий. Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии. Он с болью воспринимал перемены, происходящие в русской деревне, ему было жаль Русь уходящую.

    Чтец. Край ты мой заброшенный,

    Край ты мой, пустырь,

    Сенокос некошеный,

    Лес да монастырь.

    Избы забоченились,

    А и всех-то пять.

    Крыши их запенились

    В заревую гать.

    Под соломой-ризою

    Выструги стропил,

    Ветер плесень сизую

    Солнцем окропил.

    В окна бьют без промаха

    Вороны крылом,

    Как метель, черемуха

    Машет рукавом.

    Уж не сказ ли в прутнике

    Жисть твоя и быль,

    Что под вечер путнику

    Нашептал ковыль?

    «Край ты мой заброшенный...»

    Ведущий. С родиной связана лучшая метафора Есенина – «страна березового ситца». Природу России поэт всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал ее: «Спит черемуха в белой накидке», «Словно белою косынкой, подвязалася сосна», «Отговорила роща золотая березовым, веселым языком».

    Ведущий. Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Выражение чувств через явления природы – одна из самых характерных особенностей есенинской лирики.

    Звучит песня «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...».

    Учитель. О жизни Есенина написаны тысячи статей и книг. И все-таки о жизни поэта, о его думах и переживаниях никто и никогда не расскажет так полно, глубоко и впечатляюще, как это сделал он сам. Его лирический роман о себе и своем времени предельно искренен и правдив. К себе он был беспощаден: «себя вынимал наиспод».

    Чтец. Деревенский мальчик, желтоволосый, с голубыми глазами, который впервые «схлестнулся» с рифмой и сказал себе: «Всю душу выплесну в слова».

    Чтец. Кудрявый веселый юноша, бросающий со сцены упругие и размашистые слова: «Взвихренной конницей рвется к новому берегу мир».

    Чтец. Человек, потерявший опору под ногами, растерянно взирающий на движение жизни: «...Куда несет нас рок событий...»

    Чтец. Зрелый мастер, ясно сознающий свое призвание: «Хочу я быть певцом и гражданином».

    Ведущий. Образ поэта живет, движется, меняется, приобретая все новые и новые черты. Не случайно его заметка «О себе», помеченная октябрем 1925 года, заканчивается словами: «Что касается остальных биографических сведений – они в моих стихах». «...Я, наверно, навеки имею нежность грустную русской души», – сказал он однажды. Прочитайте его стихотворения разных лет – и вы не сможете не согласиться с поэтом. Многие его стихи отмечены такими задушевными интонациями, что, кажется, писались они самой нежностью:

    Милая, добрая, старая, нежная,

    С думами грустными ты не дружись,

    Слушай – под эту гармонику снежную

    Я расскажу про свою тебе жизнь...

    «Снежная замять дробится и колется...»

    Ведущий. Стихи, обращенные к матери! Сколько русских поэтов прикасались к этой священной теме, и только, пожалуй, Некрасову да Есенину удалось со всей непосредственностью и теплотой передать в стихах неизбывчивость сыновнего чувства к матери.

    Чтец. О первом чтении Есениным стихотворения «Письмо матери» вспоминает писатель Иван Евдокимов: «Помню, как по спине пошла мелкая, холодная оторопь, когда я услышал:

    Пишут мне, что ты, тая тревогу,

    Загрустила шибко обо мне,

    Что ты часто ходишь на дорогу

    В старомодном ветхом шушуне.

    Я искоса взглянул на него: у окна темнела чрезвычайно грустная и печальная фигура поэта.

    Я вернусь, когда раскинет ветви

    Ведущий. Стихотворения Есенина о любви обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием ее неполноценности, то стремлением к ее торжеству. Очень сложная гамма эмоций сопровождает это страдание.

    В 1924–1925 годах на Кавказе Есенин написал изумительный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы».

    Звучит стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!».

    Ведущий. О животных, о «братьях наших меньших» поэт рассказывал с неизменной нежностью. С животными поэта роднило ему самому свойственное простодушие и незащищенность. В стихах о животных Есенин признается: «Каждый стих мой душу зверя лечит», «Звери, звери, придите ко мне в чашки рук моих злобу выплакать», «Для зверей приятель я хороший».

    Ведущий. Есть у Есенина стихотворение – «Собаке Качалова». Придя в гости к великому артисту, поэт сразу же подружился с его собакой Джимом. Вот как об этом вспоминал сам артист Василий Иванович Качалов.

    Чтец. «Я отыграл спектакль, прихожу домой... Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима... Тогда Джиму было всего четыре месяца. Я вошел и увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнял Джима за шею, а в другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что это за лапа, я сроду не видал такой». Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из подмышки Есенина и лизал его лицо...» Через несколько дней Есенин опять пришел в дом к Качалову и вручил стихи, посвященные Джиму.

    Ученик читает стихотворение «Собаке Качалова».

    Учитель. Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. Оно отмечено и пожарами мировой войны, и крушением самодержавия в февральские дни 1917 года, и октябрьским залпом «Авроры». Поэт пытался разобраться в происходящем: «Учусь постигнуть в каждом миге // Коммуной вздыбленную Русь». Ему до боли в сердце жаль разрушенную гражданской войной страну, ее русские деревни.

    Чтец. ...Россия! Сердцу милый край!

    Душа сжимается от боли.

    Уж сколько лет не слышит поле

    Петушье пенье, песий лай.

    Уж сколько лет наш тихий быт

    Утратил мирные глаголы.

    Как оспой, ямами копыт

    Изрыты пастбища и долы,

    Немолчный топот, громкий стон,

    Визжат тачанки и телеги.

    Ужель я сплю и вижу сон,

    Что с копьями со всех сторон

    Нас окружают печенеги?

    «Ленин». Отрывок из поэмы «Гуляй-поле»

    Ведущий. Прекрасно понимая необходимость перемен в России, но не принимая разрушения и разорения русской земли, ее деревень, поэт всю жизнь мучился от своих противоречий.

    Чтец. Я человек не новый!

    Что скрывать?

    Остался в прошлом я одной ногою,

    Стремясь догнать стальную рать,

    Скольжу и падаю другою.

    «Русь уходящая»

    Учитель. Завершающее место в лирике Есенина занял цикл стихотворений, написанных в декабре 1925 года, который условно называют «зимним», так как в нем преобладает зимний ландшафт, но это только внешний, чисто зрительный признак. Главное же здесь – воспоминания поэта о своей жизни.

    Чтец. Снежная равнина, белая луна,

    Саваном покрыта наша сторона.

    И березы в белом плачут по лесам.

    Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

    Ведущий. Поэт осмысливает свою жизнь, констатирует необратимость времени и неизбежность смерти.

    Чтец. Синий туман. Снеговое раздолье,

    Тонкий лимонный лунный свет.

    Сердцу приятно с тихою болью

    Что-нибудь вспомнить из ранних лет...

    Ведущий. «Тихая боль» с такой силой вонзилась в сердце поэта, что при чтении этих стихов он едва сдерживал слезы.

    …«Начал читать «Синий туман. Снеговое раздолье...», – рассказывает Грузинов. – Вдруг остановился – никак не мог прочесть заключительные восемь строк этого вещего стихотворения... Его охватило волнение. Он не мог произнести ни слова. Его душили слезы. Прервал чтение. Через несколько мгновений овладел собой. С трудом дочитал до конца последние строки».

    Чтец (выходит весь в черном).

    Все успокоились, все там будем,

    Как в этой жизни радей не радей, –

    Вот почему так тянусь я к людям,

    Вот почему так люблю я людей.

    Вот отчего я чуть-чуть не заплакал

    И, улыбаясь, душой погас, –

    Эту избу на крыльце с собакой

    Словно я вижу в последний раз.

    Чтец. «Зимний цикл» – последний аккорд есенинской лирики. Прозвучал он в самый канун рокового спада сил, который кончился для поэта трагически. Времени на жизнь оставалось совсем немного.

    Звучит песня в исполнении А. Малинина «Мне осталась одна забава».

    Ведущий. На смену плодотворному периоду литературной деятельности Есенина, на смену радостным, светлым дням его жизни пришла полоса душевного кризиса.

    Еще в феврале 1923 года, будучи в Берлине, Есенин пишет письмо поэту Кумкову, знакомому по имажинистскому кружку. Вот выдержки из письма, ярко иллюстрирующие состояние поэта: «...тоска смертная, невыносимая, чую себя здесь чужим и ненужным, а как вспомню Россию, вспомню, что там ждет меня, так и возвращаться не хочется. «Помню, мне законному сыну российскому в своем государстве пасынком быть». А теперь злое уныние находит на меня».

    Ведущий. Много передумал и перечувствовал Есенин в то время. Уже началась травля крестьянских поэтов, которая привела к вычеркиванию из жизни сначала Алексея Ганина, позже – Сергея Клычкова, Николая Клюева... Одинок и неприкаян был Есенин в последние месяцы перед гибелью. Все это осложнилось физическим нездоровьем поэта. Ослабленный болезнью, издерганный поэт не выдержал очередного приступа депрессии, в Ленинграде, в гостинице «Англетер», ночью 27 декабря поэт ушел из жизни. Покончил ли он с собой или это было преднамеренное убийство? – Нет пока точного ответа на этот вопрос. Осталось его прощальное стихотворение.

    Чтец. До свиданья, друг мой, до свиданья.

    Милый мой, ты у меня в груди.

    Предназначенное расставанье

    Обещает встречу впереди.

    До свиданья, друг мой, без руки и слова,

    Не грусти и не печаль бровей, –

    В этой жизни умирать не ново,

    Но и жить, конечно, не новей.

    Ведущий. 31 декабря 1925 года в Москве состоялись похороны Есенина. По Никитскому бульвару траурный кортеж направился на Страстную площадь, к памятнику Пушкину. Трижды вокруг памятника был обнесен гроб с телом Есенина, символизируя живую связь народных поэтов России. Затем путь лежал на Ваганьковское кладбище.

    Ведущий. Несметное число людей шло за гробом Есенина. Со дня похорон Некрасова в Петербурге – почти полвека – Россия не видела такого величественного прощания народа с поэтом.

    Звучит песня В. Высоцкого «Кто кончил жизнь трагически...»

    Чтец (читает стихотворение Т. Смертиной).

    Да кто ж так до сердца проймет?

    Да кто же плакать так заставит?

    Да кто ж так Русь свою поймет

    И сгоряча бел свет оставит?

    Уже водица мерзнет в сенях.

    Опять октябрь...

    Грусть деревень...

    Вспахали зябь...

    Сергеев день...

    Хоть годы – счастливы, быстры,

    Это имя в сердце носим,

    В помин его летят листы

    Со всех берез русоволосых!

    Заплакав,

    гуси даль пронзают.

    Звенит осинник в синь дождей.

    И в честь его

    себя сжигают

    Рябины по России всей!

    Звучит песня «Над окошком месяц...». Ученики под песню читают отрывок из рассказа В. Астафьева «Есенина поют».

    «...Плачет тальянка, плачет.

    Только не там, не за рекою, а в сердце. И видится все в исходном свете.

    Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то? Самого певучего поэта! Неужто и мертвого все его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенес, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнем, тянемся к слову рязанского парня, чтоб еще и еще раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска...

    На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и без края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озер, с умолкшей церковью посередине оплаканная русским певцом Россия».

    Чтец (читает отрывок из стихотворения Т. Зубковой) :

    Он так любил, что мы забыть не в силах

    Тоску поэта, радость и печаль,

    Ведь главная любовь его – Россия –

    Земля добра и голубая даль.

    И в дом его со ставнями резными

    По-прежнему мы входим не дыша.

    Сергей Есенин – то не просто имя, –

    России стихотворная душа...

    В результате работы на уроке в тетрадях учащихся должны появиться записи с указанием основных тем творчества С. Есенина.

    Примерный план.

    1. Дом, семья.

    2. Родина, Россия.

    3. Русская деревня.

    4. Русская природа.

    5. Стихотворения о животных.

    6. Любовь к матери.

    7. Любовная лирика.

    8. Тема революции, «Русь уходящая».

    9. «Зимний цикл».

    Домашнее задание.

    Выучить наизусть и сделать (письменно) анализ понравившегося стихотворения Есенина. При выполнении работы обратить внимание на поэтику произведения. Рекомендуемые программой стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу», «Я покинул родимый дом», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый».

    Урок 36
    Поэтика стихотворений Сергея Есенина

    Цели: определить особенности поэтики стихотворений Есенина (песенную основу, народно-поэтические истоки, образность); выявить влияние школы имажинизма и традиционной русской поэзии на творчество поэта; отметить богатство поэтического языка как характерную особенность произведений Есенина (цветопись, сквозные образы в лирике).

    Ход урока

    Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души.

    А. Толстой

    I. Проверка домашнего задания.

    Слушаем чтение наизусть и анализ понравившихся стихотворений Есенина. Можно предложить к рецензии образцы работ.

    Уделено ли внимание поэтике, отмечены ли изобразительные средства? (Использовать раздаточный материал.)

    1. Красной нитью среди произведений Есенина выделяются стихотворения о Родине, о русской природе.

    Впрочем, для русских поэтов традиционно такое близкое, родственное ощущение родных лугов, полей, лесов. Может быть, только у Есенина это все теплее, больнее, острее. И еще одно, что все-таки характерно именно для Есенина. Любовь к зверью, «братьям нашим меньшим». Любовь такая же нежная, как к родным людям.

    Обычно в письмах домой передаются приветы родным, хорошим знакомым. А Есенин? В письме сестре Шуре есть необычные строки:

    Ты – мое васильковое слово,

    Я навеки люблю тебя.

    Как живет теперь наша корова,

    Грусть соломенную теребя?

    Вечно ищущий дружбы бескорыстной и честной, поэт обращается к собаке: «Дай, Джим, на счастье лапу мне...» И может быть, только в этом разговоре он абсолютно уверен в полном взаимном понимании и дружеской преданности.

    Есенинская любовь к миру, обостренное чувство жалости оборачиваются способностью словом передавать состояние души животных, говорить от их имени. «Песнь о собаке», «Корова», «Лисица» – не просто стихи о животных, это стихи о жестокости человека, о вине его перед «братьями меньшими».

    Мое внимание привлекло стихотворение «Песнь о собаке», которое, по мнению литературоведов, отличается ювелирной техникой.

    Особенно ими отмечается усиленная работа глаголов. На фоне трогательно-нежных слов: «златятся рогожи в ряд», «ласкала», «струится снежок подталый» – вдруг – грубо-просторечный глагол «поклал». Он усиливает угрюмую непреклонность, страшную жестокость в действиях хозяина, решившего утопить семерых щенков. Передавая силу материнского чувства, поэт сопровождает глаголы деепричастиями: «до ночи она их ласкала, причесывая языком», – а вот описание действия хозяина лишено деепричастий: человек оскорбляет, убивает, не задумываясь.

    Ужас от совершившегося усиливается двумя метафорами: «звонко глядела» (в исступленной надежде стонущая материнская душа) и «глухо... покатились глаза собачьи» (надежды больше нет!). Боль матери, потерявшей последнюю надежду на сострадание человека, подчеркивает употребление антонимов: «звонко» – «глухо».

    Страшно читать: «покатились глаза собачьи // золотыми звездами в снег». Эту метафору невозможно логически объяснить. И все же... Глаза – зеркало души. Умерла душа – глаза безжизненные, холодные, как звезды; сияют золотом от слез, страдания (желтый цвет здесь – цвет осени, умирания). Возникает ассоциация с фразеологизмом «выплакать глаза», который выражает высшую степень страдания. Какой прекрасный прием использует Есенин! Превосходные метафоры и сознательная упрощенность поэтического текста вызывают одинаково сильное переживание!

    Поэт Егор Исаев пишет: «И какая ледяная тоска больно сомкнется над черной бездной проруби, поглотившей эти милые беззащитные существа! Синяя высота утреннего неба по отвесу лезвием упадет в сердце матери-собаки и высечет, выкровит оттуда горючие, как сами слезы, слова:

    Покатились глаза собачьи

    Золотыми звездами в снег.

    Больнее не скажешь».