Устное высказывание: варианты раскрытия темы. Как научиться писать сочинение по литературе? План сочинения по литературе

Тема - это предмет сочинения, то, что составляет его содержание. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые в сочинении отражены. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависят правильность и полнота сочинения.

Первым по времени и по значимости шагом в работе учителя над предстоящим сочинением является выбор темы, а при планировании на длительный период - определение тематики устных и письменных сочинений.

Тема и заглавие не всегда совпадают в словесном выражении. Так, детям предложена тема «Первые признаки весны». Конечно, сочинение может быть так и озаглавлено, но учитель и сами школьники могут его озаглавить по-иному: «Добро пожаловать, весна!», «Первые вести о весне», «Весна идет». Дети любят яркие, меткие, художественные заглавия. В то же время нельзя забывать, что заглавие помогает понять замысел. Так, название сочинения «Бегут ручьи» предполагает живой, эмоциональный рассказ о наступлении долгожданной весны; природоведческая тема «Перелетные птицы нашего края» предполагает более строгое содержание, стиль, близкий к деловому.

Выше, в данном пособии, уже говорилось об идейной направленности детских сочинений. Идея художественного произведения - это мысль писателя, выраженная в художественных образах, т. е. в картинах жизни, в поведении действующих лиц, их переживаниях. Изображая людей и явления жизни, писатель выражает свое отношение к ним и стремится вызвать такое же отношение у читателя.



Залогом успеха детских сочинений является ясная, «узкая», конкретная тема. Если учащимся предлагается слишком «широкая тема», например «Осень» или «Зима», школьники теряются перед ней, не могут охватить ее с достаточной полнотой; пишут об отдельных деталях, слабо связывая их между собой. Тема «Осень» настолько широка, что школьник не может даже приблизиться к ее раскрытию хотя бы потому, что объем его сочинения очень мал. Отбор материала не может быть целенаправленным, так как цель сочинения не ясна из формулировки темы.

Узкая тема приучает школьника не только к полноте, но и самостоятельности: она конкретна, школьник сам накапливает материал и располагает его.

Самый распространенный, типичный недостаток раскрытия темы - неумение найти ее границы: тема оказывается неточно понятой. Дети пишут обо всем, что хотя бы отдаленно, по их мнению, связывается с темой. Рассмотрим с этой точки зрения сочинение, озаглавленное «Золотая осень»:

Быстро пролетело жаркое лето. Наступила золотая осень. Воздух стал холоднее. Лес теперь совсем тихий, только листья шуршат под ногами. Первыми стали опадать листья на осине и березе. По небу плывут серые тучи. Дни становятся короче. Бывают редкие заморозки.

Деревья скоро будут стоять голые. Река стала холодная и синяя. В лесу редко попадаются грибы. Лес почти уже без листьев. На окраине дороги только рябина краснеет. Белка запасает на зиму орехов и грибов. Медведь готовится к зиме, он готовит себе берлогу. Волк уже ходит голодный! С своей волчихою голодной выходит на дорогу волк.

Птицы улетают в жаркие края. Колхозники убрали с полей рожь, пшеницу, овес, горох, гречиху. Картофельная ботва легла на землю, как сгорелая. На очереди осталась капуста.

В этом сочинении немало конкретных признаков осени: описание леса, наблюдения над осиной и березой, замечание о капусте, которую убирают позже других овощей, о картофельной ботве. Но в целом сочинение - «не на тему»: материал отобран нецеленаправленно. Ученик не понял темы «Золотая осень», не сумел ее отграничить, придать сочинению нужную стилистическую окраску, внести в него элемент настроения.

Ученик не понял, какая пора осени называется золотой. Явление природы, называемое золотой осенью,- это сравнительно небольшая часть осени:

Есть в осени первоначальной –

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

(Ф. И. Тютчев.)

Леса в эту пору одеваются в багрец и золото, воздух чист и прозрачен, и паутины тонкой волос блестит на праздной борозде. Известны превосходные картины И. Левитана, И. Остроухова,; В. Поленова, на которых запечатлены картины золотой осени.

Сочинение на эту тему не может не быть эмоциональным. В нем описывается прогулка, поход, передаются наблюдения за изменениями в природе, наконец, оно может быть написано и по картине, но в любом случае оно должно раскрывать тему золотой осени. Поскольку тема предполагает изображение изумительных по красоте картин, вызывающих радостное настроение, то здесь неуместны сообщения о тучах, о медвежьей берлоге. А строки о волке, взятые из пушкинского описания поздней осени (стоял ноябрь уж у двора), находятся в явном противоречии с картинами золотой осени.

Наконец, разбираемое сочинение не соответствует действительности: лето в тот год было прохладное и дождливое, а осень, наоборот, сухая и ясная. Следовательно, школьник писал не о том, что он сам увидел и пережил", а повторил то, что принято говорить об осени (обобщенные признаки осенней природы).

Дети учатся раскрывать тему начиная с I класса. Здесь они составляют предложения на тему, например, о зимней погоде, о хитрой лисице, о родном селе. Затем составляют и пишут несколько предложений, объединенных одной темой, по вопросам.

Полезно деление темы на более узкие. Так, из темы «Осень», темы весьма широкой, могут быть выделены частные темы, достаточно узкие для учащихся: «Уборка овощей в нашем совхозе», «Погода в октябре», «Хмурый осенний день», «Золотая осень», «Как мы помогали убирать капусту», «Поздняя осень в саду» и др.

В работе над устным и письменным сочинением возможен путь не только от поставленной темы к ее раскрытию, но и обратный путь - от накопленного материала к формулировке темы. Так, вторым способом можно работать на материале длительных наблюдений.

Подводя итог работы над темой, приведем текст сочинения, которое может служить положительным примером раскрытия поставленной темы.

Поздняя осень

Золотая осень уже кончилась. Все листья осыпались, деревья стоят голые. Ветер свистит в ветках. По ночам уже бывают морозы. Утром на лужах стоит лед. Скворцы и грачи улетели на юг. На кустах появились птицы с красными грудками,- это снегири. Люди ходят в теплых пальто. Скоро придет настоящая зима. (II класс.)

Ученик дал вполне конкретное описание поздней осени, указал многие ее признаки. Сведений, не относящихся к теме здесь нет; язык живой, образный.

Составление плана

План - необходимая ступень любого речевого высказывания, его «проект», «каркас». Обдумывая свою речь, особенно монолог, человек всегда намечает основные вехи. Следовательно, без плана не может быть монолога, и споры о том, нужен ли план сочинения, по-видимому, должны быть переведены в несколько иной план: нужно ли записывать план сочинения? Насколько подробно он составляется? Может ли он изменяться в процессе составления текста?

В начальных классах специальная работа над планом обязательна при подготовке всех устных и письменных сочинений; исключение составляют зарисовки картин природы и другие сочинения-миниатюры. В то же время не следует забывать, что и эти тексты ученик проектирует в уме (например, решает, о чем сказать сначала, о чем - после).

В I классе, как правило, роль плана выполняют вопросы учителя (так называемый вопросный план); во II классе план предстоящего сочинения составляется коллективно под руководством учителя, в III классе - в основном самостоятельно. В начальных классах рекомендуется простой план (без подпунктов) из 3-5 частей.

Дети вначале составляют план на примере прочитанных рассказов и пересказывают их по плану, затем составляют план изложения, затем - план сочинения по серии картин (т. е. по картинному плану), озаглавливают эти картины. Затем составляют план сочинения, в котором легко обнаруживается четкая временная последовательность. Полезным приемом обучения плану является выяснение, о чем нужно сказать раньше, о чем - дальше, о чем - потом, чем нужно закончить свой рассказ. План составляется в виде вопросов, в виде повествовательных полных и, наконец, в виде номинативных предложений. Могут составляться также смешанные планы. Например1 план сочинения по впечатлениям от прогулки в лес:

I вариант

1. Наши приготовления.

2. Лесные картины.

3. Хозяева леса.

4. Наши игры на поляне.

II вариант

1. Мы собираемся в лес.

2. В лесу очень красиво!

3. Лес полон жизни.

4. Мы хорошо поиграли!

Чаще всего план составляется непосредственно перед письмом сочинения, подчас это единственно возможный вариант (например, в сочинении по картине). Но иногда бывает целесообразнее составить план заранее, в ходе подготовительной работы. Так, план экскурсии, план наблюдений, план общественно полезного труда может послужить основой плана предстоящего сочинения. В то же время такие планы могут быть полезны в процессе накопления материала, его отбора и упорядочения. В таких случаях перед письмом сочинения происходит лишь уточнение ранее составленного плана, причем изменения и уточнения могут носить индивидуальный характер. Например, перед экскурсией на стройку третьеклассники составляют такой план (общий для класса):

1. Какие здания строятся? Для чего?

2. Кто строит? Как работают строители? Их специальности?

3. Какие строительные машины применяются?

По этим вопросам строится беседа во время экскурсии, отбирается материал, а затем вопросы уточняются в классе и служат планом устного рассказа. В письменном варианте уточнения делаются индивидуально.

План имеет не только служебное, вспомогательное, но и самостоятельное значение. Поэтому иногда работа над темой ограничивается составлением более или менее подробного плана; текст не составляется. Этот прием помогает детям понять назначение плана: если составлен хороший план, то текст по нему составить намного легче.

Не следует давать учащимся готовых планов. Конечно, по готовому плану детям легче писать сочинение или рассказывать устно; но их работа оказывается не самостоятельной. Школьник, привыкший писать сочинения по готовому плану, продиктованному учителем, не разовьет самостоятельного мышления и не будет готов к жизненным ситуациям, в которых никто не подскажет готового плана доклада, отчета или статьи.

Подготовка к сочинению

В зависимости от типа и задач сочинения, устного или письменного, характер подготовительной работы меняется, но есть и общие положения, которые применимы к любому сочинению, независимо от его типа. Подготовку организует учитель, включает в нее учащихся, добиваясь их максимальной активности и познавательной самостоятельности. Подготовка - это, во-первых, создание такой ситуации, которая вызвала бы у учащихся потребность рассказать, описать что-либо; во-вторых, накопление достаточного полноценного материала для сочинения; в-третьих, выбор языковых средств к данной теме, в соответствии с замыслом ее раскрытия.

Подготовка к сочинению начинается за несколько дней до самого сочинения во внеурочное время и на различных уроках, не только русского языка. Период работы над устным и письменным сочинением довольно отчетливо делится на три этапа:

а) накопление материала: наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, труд, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной и иной литературы;

б) отбор материала в соответствии с темой и замыслом ее раскрытия, систематизация материала, его расположение: беседы, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т. п.;

в) словесное, речевое оформление сочинения, т. е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

Первый и второй этапы обычно выходят за рамки специального урока письма сочинения или рассказывания. Так, накопление материала для сочинения по экскурсии происходит иногда задолго до письма; наблюдения за явлениями природы могут продолжаться неделю и даже месяц; картина же обычно рассматривается непосредственно перед сочинением. Иногда заблаговременно составляется план. Следовательно, урок, на котором пишется текст сочинения или рассказываются устные сочинения, в большинстве случаев должен рассматриваться как своего рода подведение итога работы, проведенной ранее. Обобщающая роль урока сочинения повышается по мере овладения умениями в области связной речи.

Если сочинение - итог длительной подготовки, то и построение урока сочинения зависит от характера подготовительного этапа. Чем больше было сделано на подготовительном этапе, тем больше возможностей глубокой работы над текстом возникает на самом уроке сочинения. Перед письмом сочинения или устным рассказыванием необходимо восстановить в памяти учащихся накопленный материал, создать у них настроение серьезной длительной работы, вызвать интерес, восстановить мотивы желание написать или рассказать.

Могут быть выделены некоторые основные общие черты уроков письма сочинений (что касается устных рассказов, то эта работа протекает свободнее, на разных уроках, на разных этапах этих уроков).

Для сочинения в I классе отводится обычно до одного урока, во II классе - обычно один урок и, в случае необходимости, 15-20 минут второго урока, в III классе - один-полтора урока, а в отдельных случаях - до двух уроков. Кроме того, еще на одном уроке, обычно в течение 20-25 минут, проводится анализ лучших сочинений и работа над ошибками (орфографическими, пунктуационными, речевыми, логическими и недочетами содержания).

На уроке письма сочинения обычно соблюдаются следующие этапы: во-первых, сообщение (или восстановление в памяти) темы и задач предстоящего сочинения и обсуждение их с учащимися; во-вторых, беседа с целью упорядочения материала, если он накоплен заранее - в ходе наблюдений, или для его накопления (например, рассматривание картин); в-третьих, составление плана или его уточнение, если план был составлен ранее; в-четвертых, речевая подготовка текста: запись слов, если нужно; составление отдельных словосочетаний, предложений или фрагментов связного текста; орфографическая подготовка к написанию трудных слов; затем - основная часть урока, наиболее продолжительная и важная: письмо сочинения всеми учащимися, наблюдение учителя за каждым пишущим, оказание индивидуальной помощи; наконец, самопроверка, совершенствование написанного текста, исправление замеченных недочетов и ошибок.

В начальных классах дети, как правило, не переписывают сочинения начисто, а все исправления делают аккуратно в чистовых тетрадях, и эти исправления не ведут к снижению оценки за сочинение (за хорошее исправление - удачную замену слова, улучшение построения предложения и т. п.-следует поощрять учащихся).

Дети сдают сочинения учителю на проверку, и проверка не должна продолжаться более двух дней, так как в противном случае учащиеся забывают если не основное содержание, то детали, лексику и синтаксис своего сочинения.

По проверенным сочинениям обязательно проводится итоговое занятие: выделяется 15-25 минут на очередном уроке русского языка или проводится индивидуальный разбор недостатков и достоинств.

Порядок работы покажем на примерах.

1. Сочинение-повествование о зимних играх (второе полугодие I класса; один урок). Проводится на следующий день после катания на санках с горки. Заглавие - «Весело зимой!».

а) Начало работы: сообщение и обсуждение темы и цели сочинения. (2 мин.)

б) Беседа с целью вызвать активность детей, напомнить о радостных минутах, о переживаниях, восстановить в памяти факты и их последовательность, создать у школьников радостное настроение. (5 мин.)

в) Запись слов на доске (4-5 слов могут быть записаны заблаговременно н закрыты экраном).

г) Составление отдельных предложений по вопросам учителя и фрагментов текста. (4 мин.)

д) В слабом классе допускается устное составление всего текста, его рассказывание и обсуждение. Допускается запись коллективно составленного текста на доске, его совершенствование. Затем текст стирается. (8 мин.)

е) Запись текста учащимися. Наблюдения учителя и его индивидуальная помощь. (20 мин.).

ж) Проверка учащимися своих работ. Сбор тетрадей. Ответы учителя на вопросы учащихся.

2. Сочинение-повествование «Прогулка в лес» в IV четверти I класса. Сочинение на основе прогулки. На уроках, предшествующих сочинению, дети записывают слова на тему сочинения (черемуха, лютики, березка, ландыш и т. п.), составляют с ними предложения; слова включаются в различные упражнения по русскому языку. Сочинение проводится на следующий день после прогулки.

а) Напоминание темы, ее обсуждение; задачи сочинения.

б) Беседа, составление предложений по вопросам учителя (вопросный план) и фрагментов текста.

в) Запись и орфографический разбор трудных слов.

г) Устное рассказывание вариантов текста предстоящего сочинения (только в слабом классе).

д) Запись сочинений в тетради без предварительной записи на доске. (Индивидуальная помощь учителя.)

е) Самопроверка написанного.

3. Сочинение по серии картин (по картинному плану) (II класс). (60 минут - один урок и 15 минут второго урока.)

1) Осень. Дети копают ямки вдоль улицы.

2) Дети сажают молодые деревца.

3) Взрослые забивают в землю колья вокруг посаженных деревьев.

4) Весна. Деревья зазеленели. Вокруг ходят козы, но не могут обгрызть кору на молодых деревцах. Дети прогоняют коз.

Ход урока.

а) Сообщение цели урока. На каждую парту дается комплект картин.

б) Тихое рассматривание картин. Дети раскладывают картины в нужной последовательности (т. е. составляют картинный план).

в) Выяснение и формулирование темы комплекта картин, т. е. темы сочинения по картинам.

г) Беседа по картинам: школьники составляют устно с помощью отдельных вопросов учителя небольшие фрагменты связного тенета по каждой картине. Дают имена действующим лицам.

Учитель подбирает варианты вопросов с учетом уровня подготовленности класса. В сильном классе можно обойтись без вопросов: школьники рассказывают по одной картине, затем по другой и т. д.

д) Озаглавливание картин (т. е. составление текстового плана), обсуждение пунктов плана, их запись на доске и, возможно, в тетради.

е) Предварительное рассказывание вариантов текста предстоящего сочинения (только в слабом классе в I четверти: в дальнейшем не следует допускать «проговаривания» текста даже в слабых классах).

ж) Самостоятельное письменное оформление текста, подготовленного в коллективной работе класса. Запись текста по плану (деление на абзацы). Индивидуальная помощь учителя в процессе самостоятельной работы учащихся над текстом.

з) Проверка детьми своих работ; совершенствование написанного. О поправках и дополнениях дети советуются с учителем.

Как говорилось выше учитель определяет для каждого сочинения (или другого упражнения) новую учебную задачу. Покажем эту задачу на примере данного сочинения:

Первая задача: ознакомление детей с новым видом сочинения- сочинением по серии картин (если до этого таких сочинений не было проведено).

Вторая задача: составление текстового плана на основе плана картинного (предполагается, что с картинным планом дети уже работали).

Третья задача: деление текста на абзацы (в соответствии с разделами плана) и запись их с красной строки.

Четвертая задача: новая ступень самостоятельности в самопроверке и совершенствовании текста - замена слов (в случае неоправданного повторения одинаковых слов).

4. Сочинение «Первый снег» на основе наблюдений над явлениями природы. III класс. Сочинению предшествовала экскурсия в парк. В ходе подготовки к сочинению проводилась беседа, дети читали стихотворения А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева. В орфографические упражнения включались слова из тематического словаря предстоящего сочинения. К уроку дети пришли уже в значительной степени подготовленными.

Ход урока.

а) Обсуждение темы и цели сочинения (что будет показано, объем темы, ее границы, с чего начать, от чьего имени вести рассказ).

б) Создание настроения, определенного эмоционального уровня в классе (небольшая беседа, чтение стихов, картины и т. п.).

в) Самостоятельное составление плана из 3-4 пунктов, в процессе краткой беседы (возможны элементы коллективного обсуждения частей плана).

г) Напутствие учителя: «Теперь вы хорошо подготовлены к сочинению. Вы знаете, о чем писать, в каком порядке, знаете многие слова, которые надо употребить. Каждый напишет о том, что ему больше понравилось, что лучше запомнилось. Старайтесь писать выразительно, красиво. Обращайтесь ко мне с вопросами».

д) Составление текстов сочинений каждым учащимся самостоятельно, индивидуальная помощь учителя (эта часть должна быть в III классе продолжительной - не менее 25-30 минут, а возможно, при полуторачасовом сочинении - 40-45 минут).

е) Самопроверка и совершенствование написанных работ, внесение необходимых исправлений в выборе слов, в построении предложений. Консультации с учителем.

В описанных четырех уроках показан рост требований, повышающийся уровень самостоятельности учащихся на всех этапах работы над сочинением.

Если у учащихся накоплено достаточно материала для сочинения, если этот материал осмыслен, упорядочен и подготовлена лексика, то составление самого рассказа обычно не вызывает у них серьезных затруднений.

Устные сочинения , при такой же подготовке, какая проводится перед письменными, могут быть представлены в трех вариантах.

Первый вариант - это такая же работа, какая была описана выше, но без письменной фиксации текста. Вместо записи проводится устное рассказывание 3-4 учениками. Естественно, что устные рассказы получаются менее строгими, чем -письменные, в них встречаются повторения, неудачный выбор слов, неправильное построение предложений, пропуски. Поэтому сразу после каждого устного воспроизведения подготовленного рассказа-сочинения нужно проводить небольшое обсуждение: дети указывают на недостатки рассказа, предлагают свои исправления и тем самым помогают его усовершенствовать.

Второй вариант устного рассказа-сочинения - это 10-15 минут, выделенные на уроке чтения (реже - на уроке русского языка) для рассказывания и краткого обсуждения. Рассказывают 2-3 ученика на заданную тему, обычно на тему, связанную с читаемым материалом или с картиной, или с личным опытом учащегося. Например, на уроке, посвященном чтению военных рассказов, может быть дана тема «Рассказ моего дедушки».

Третий вариант - это устные рассказы «делового» типа на уроках природоведения, труда. Примером может служить рассказ по наблюдениям, обобщение длительных наблюдений, описание процесса труда, составление инструкции к какому-либо трудовому процессу и т. п.

Устные рассказы-сочинения на уроках занимают много времени, поэтому нередко их проводят во внеурочное время, в порядке индивидуальной работы с учащимися. Они планируются так же, как и письменные, на длительный срок, с учетом всех общих требований к системе сочинений и изложений.

Проводя рассказы, учитель всегда должен помнить, что длительная устная работа утомляет учащихся: снижается умственная активность детей, особенно тех, кто сам не участвует в работе, а остается в числе слушателей.

Анализ сочинений учащихся.

Весьма актуальным для методики развития речи является вопрос о критериях оценки ученического сочинения. Естественно, что эти критерии должны учитывать основные требования, изложенные выше; оценка сочинения в зависимости от одной лишь орфографической грамотности, практиковавшаяся в прошлом, сегодня не может удовлетворять школу: необходимы более распространенные критерии. Разработке таких критериев в последние годы уделено значительное внимание, так же как и методике анализа ученических сочинений на основе тех или иных критериев. Вот один из вариантов:

1. Раскрытие темы сочинения (соответствует ли содержание теме, достаточно ли полно она раскрыта?). Соответствует ли содержание действительности?

2. План, композиция, последовательность (правильно ли составлен план, соответствует ли порядок изложения материала плану, нет ли повторов в содержании или существенных пропусков, нарушений последовательности). Ясно ли выражена главная мысль, есть ли выводы?

3. Жанр, стиль (есть ли элементы описания в повествовательном тексте, элементы рассуждения; нет ли существенных нарушений единства стиля; оправдан ли жанр и стиль задачами раскрытия темы сочинения и ситуацией. Элементы изобразительности, художественности).

4. Размер сочинения (количество слов, предложений; лаконизм или многословие).

5. Лексика (правильность ее употребления, ее разнообразие, -наличие или отсутствие слов, обладающих оттенками значений,- использование синонимов, антонимов, фразеологизмов и пр.).

6. Синтаксис (размеры предложений, разнообразие или однообразие синтаксических конструкций, наличие сложных конструкций, глубина фразы).

7. Орфографическая и пунктуационная грамотность, характер ошибок (грубые и негрубые).

8. Каллиграфия, внешнее оформление (соблюдение полей, красная строка, расположение заглавия и т. п.).

Без единых критериев невозможен единый подход, невозможно единство требований учителей к сочинениям учащихся. Однако в методике разработаны и некоторые другие критерии, не противоречащие, впрочем, изложенным выше.

Одним из приемов анализа сочинения является выделение микротем. Этот прием позволяет с высокой точностью проанализировать содержательную сторону сочинения.

Микротемой называют компонент текста, посвященный относительно малой (минимальной) теме в рамках общей темы сочинения. Так, если тема сочинения «Первые признаки наступления весны», то микротемами могут быть: «Все, связанное с солнцем», «То, что связано со снегом, льдом», «Животный мир», «Человек» и т. д. В свою очередь микротема тоже может подвергаться делению: так, микротема «Человек» в рамках данной темы сочинения может расчленяться на темы: «Как люди одеваются», «Какие появляются у людей дела с приближением весны), «Весенние настроения» и т. п. Микротемы могут совпадать с планом, с названиями его пунктов, но бывают и мельче пунктов плана.

Выделение микротем помогает учителю и исследователю глубже и точнее выяснить полноту раскрытия вопросов в сочинении: микротемы могут быть только названы, но они могут быть развернутыми.

При подготовке к сочинению не следует перегружать учащихся количеством микротем, в противном случае они не успевают их развернуть, ограничиваются их перечислением.

Рассмотрим пример анализа сочинения «Как я провел лето», написанного учеником III класса в сентябре, в начале учебного года, на основе каникулярных впечатлений. Анализ проводится по изложенным выше пунктам.

Я провел лето в деревне Куганак. Рядом была железная дорога, дальше было ржаное поле, свеклобаза. Воздух там был замечательный.

Мы с дедушкой пилили дрова, очищали с них кору, кололи. Почти каждый день купались в реке Белой. Мы с дедушкой на лодке плавали ставить сети. Каждый день мы ели разную рыбу.

Однажды я пошел к роднику. Когда я набирал воду в бутылку, услышал шорох в траве. С испугу я не разобрал, кто это. Потом оказалось, что это был уж.

Я был очень доволен, что побывал в этом чудесном месте.

В тексте сочинения исправлены орфографические и пунктуационные ошибки и сделана небольшая стилистическая правка (уточнены некоторые неясные места). Итак, анализ:

1. Тема понята и раскрыта правильно, достаточно полно и правдиво: школьник рассказал о том, что произошло с ним самим во время летних каникул. В сочинении четыре микротемы, они достаточно раскрыты.

2. План не записан, но он легко прослеживается в содержании сочинения: сначала школьник-автор сообщает, где он провел каникулы, и кратко описывает местность; затем рассказывает о своих обычных занятиях; в третьем абзаце рассказывает об отдельном запомнившемся случае; завершается сочинение выражением собственных чувств.

3. Жанр - повествование с элементами описания. Сочинение представляет собой непринужденный рассказ; стилевые особенности не получили отчетливого выражения.

4. Объем сочинения средний для ученика III класса в начале учебного года: 88 слов (считая служебные), 13 предложений; изложение скорей лаконично, чем многословно.

5. Лексика в целом разнообразна, повторений одинаковых слов не много (мы с дедушкой - два раза; был, была, было в роли связки - четыре раза; местоимения я употреблено четыре раза). Хотя лексика в основном стилистически нейтральна, но есть слова, обладающие оттенками значения: замечательный, чудесный (синонимы). Все слова употреблены в правильном значении, уместно.

6. Средний размер предложения-6-8 слов (несколько выше «нормы»). Синтаксические конструкции в основном разнообразны: пять сложных предложений, среди них одно бессоюзное и четыре сложноподчиненных с тремя придаточными изъяснительными и одним временным. Однородные члены предложения использованы два раза; обособленных второстепенных членов нет.

7. 8. Орфографических ошибок было две, пунктуационных - одна. Внешиее оформление хорошее. Оценка - «4»,

Начало формы

Конец формы

Задания

1. Напишите сами сочинения в жанре повествования и описания, стилем художественным и научным (темы могут быть разные, но могут и совпадать).

2. Разработайте методику всех этапов подготовки и проведения сочинения по наблюдениям природы.

3. Проанализируйте текст ученического сочинения по критериям, изложенным в данной главе.

4. Составьте перспективный план сочинений и изложений на учебное полугодие или на учебный год. Покажите, как в этом плане отражены методические принципы, изложенные в данной главе.

Основная часть интервью

Основная часть интервью начинается с того момента, когда респондент дал свое согласие на интервью. Иначе говоря – с момента установления контакта. В основной части все функции разговора с респондентом интервьюер подчиняет одной – информативной. В итоге интервью он должен получить полную и глубокую информацию по проблеме исследования. Все поведение интервьюера определяется этой целью.

Работа интервьюера требует постоянной концентрации внимания и быстрой реакции. Интервьюер должен

· правильно понимать респондента,

· следить непрерывно за ходом его мысли,

· фокусировать беседу на проблеме исследования.

Все это требует мастерства, навыков и соблюдения методических принципов интервьюирования.

Целью интервью является не получение от респондентов односложных ответов типа “да” или “нет”, а подробное раскрытие предусмотренных вопросником тем.

Позицией интервьюера должно стать так называемое активное слушание, направленное на поддержание беседы как таковой и одновременно фокусирующее ее на предмете исследования.

Необходимость полноценного раскрытия тем требует от интервьюера умелого применения инструментария, необходимого для развертывания интервью. В англоязычной литературе этот инструментарий обозначается словом “ргоbling”, которое дословно переводится на русский язык как “зондирование”.

Набор приемов, входящих в состав тактики рrobling, в порядке возрастания силы их воздействия, от более слабых к наиболее сильным.

1. Пауза или молчание. Это один из наиболее эффективных приемов поддержания спонтанности речевого потока. Прием заключается в том, что, если респондент умолкает, интервьюер не спешит заполнить возникшую паузу каким-либо вопросом, задерживая свою реакцию.

2. Подбадривание или номинальная поддержка. Этот прием включает в себя вербальные и невербальные реакции интервьюера, которые выражают одобрение респонденту за то, что он говорит, поощряя его продолжить высказывания.

3. Отражение или “эхо”. Суть этого приема заключается в повторении с вопросительной интонацией последней фразы респондента.

4. Вопросы-синонимы. Интервьюер может задавать одному и тому же респонденту фактически один и тот же вопрос, слегка меняя его формулировку:

· В чем это выражено?

· Как это проявляется?

· Покажите конкретно, как это представлено? и т.п.

· “Что случилось потом?”,

· “Что Вы имеете в виду?”,

· “Расскажите об этом подробнее...”,

· “Не хотите ли Вы что-нибудь добавить?”,

· “Не могли бы Вы развить вашу мысль?”.

6. Парафраза. Вопрос этого типа похож на отражение (“эхо”), но с той разницей, что в нем не используются слова, сказанные интервьюируемым. Парафраза представляет собой упрощенное и переформулированное на язык интервьюера высказывание респондента.



Цель парафразы состоит не в том, чтобы заставить респондента расширить ответ, а в том, чтобы прояснить его или убедиться в правильном понимании.

7. Суммирующий вопрос. Это как бы расширенный тип парафразы.

Если парафраза представляет собой переформулировку отдельного высказывания, то суммирующий вопрос заключает в себе на языке интервьюера главную мысль какой-либо темы или совокупности высказываний.

Суммирующий вопрос начинается со вступительной фразы типа: “Давайте посмотрим, правильно ли я Вас понял”. Как и в случае с парафразой, ответ может быть утвердительным или отрицательным. В последнем случае респондента следует попросить дать разъяснения. При утвердительном ответе у респондента стоит поинтересоваться: не хочет ли он что-либо дополнить.

8. Прямая просьба разъяснить ответ. Если в высказываниях респондента имеются неясности или противоречия, уместно напрямик попросить респондента дать разъяснения. В этом случае задаются вопросы:

· “Можете ли Вы объяснить точнее?”,

· “Я не уверен, что понял Вас правильно...”,

· “Для меня не совсем ясно...”,

· “Вы говорили то-то и то-то. Нет ли в этом противоречия?” и т.д.

9. Конкретизирующие вопросы. Это, по существу, разновидность расширяющих или разъясняющих вопросов. Они содержат в себе ссылки на конкретные высказывания респондентов, сопровождаемые просьбой об их пояснении.

10. “Мутация” или изменение темы. Это постановка вопроса, служащего введением к новой теме, которая не является развитием или уточнением предыдущих ответов.

Используя этот прием, интервьюер сам вводит новую тему, а не ждет, когда опрашиваемый перейдет к ней по собственной инициативе. По сравнению со всеми предыдущими приемами, “мутация” представляет собой наиболее сильное вмешательство в естественный ход высказываний респондента.

Уметь правильно писать сочинение очень важно. Оно по-прежнему играет большую роль в среднем образовании. Задание входит в ГИА по русскому языку, а данный экзамен всем нужно успешно пройти в 9 классе. Также сочинение пишут в части «C» ЕГЭ по русскому языку, обществознанию, литературе. В ходе обучения в средней школе сочинениям уделяется большое внимание, ученики пишут их регулярно. Написание сочинения отражает общие навыки учащегося: владение языком, грамотность, умение чётко, связно и последовательно излагать свои мысли, выстраивать логику повествования. Ученики не только показывают уровень знаний, но и демонстрируют свою личную позицию, способность доказывать и аргументировать собственное мнение.


Пишем сочинение: грамотно, исчерпывающе, логично. Общие рекомендации
Сочинение оценивают по целому ряду параметров. Иногда причиной сниженной оценки может стать неаккуратная тетрадь, плохой почерк, недостаточное раскрытие темы. Необходимо учитывать множество факторов, работая над черновым вариантом сочинения и оформляя чистовик. Выполните несколько рекомендаций, чтобы достичь лучших результатов.
  1. Максимально тщательно выбирайте тему сочинения, если она не обозначена в задании. Нужно писать о том, что хорошо вам знакомо. Желательно ориентироваться в предмете не поверхностно, а глубоко, знать детали.
  2. Пользуйтесь проверенными источниками. Книги следует брать в библиотеках, академические издания. Электронные версии могут содержать ошибки и неточности. Не обращайтесь к кратким содержаниям, также не стоит сразу начинать подготовку к написанию сочинения с чтения критики, научных статей. Самое главное – ознакомиться с первоисточником и составить о нём личное мнение.
  3. На итоговой аттестации необходимо придерживаться заданного объёма. Сочинение в ЕГЭ по русскому языку должно содержать не менее 150 слов, 50 слов – минимум для сочинения в ГИА.
  4. Следите за почерком, осторожно обращайтесь с тетрадью, листами бумаги. Пишите аккуратно и разборчиво, избегайте исправлений.
  5. Тщательно отнеситесь к составлению плана, написанию черновика.
  6. Продумайте заглавие работы, если тема свободная. Заголовок сочинения отражает его тему и идею. Можно придумать проблемный заголовок, заглавие-вопрос.
  7. Используйте цитаты, факты биографии автора. Хорошо, если в сочинении будет удачная ссылка на критику. Все сведения должны быть уместны, соответствовать теме.
  8. Обязательно следите за логичностью повествования. Каждое предложение связывайте с предыдущим, избегайте резких переходов и обрывов мысли.
  9. Разделяйте сочинение на смысловые абзацы: так оно лучше воспринимается. Преподавателю вы продемонстрируете умение выделять смысловые части в тексте.
  10. Продумайте композицию. Оптимальный вариант – кольцевая композиция, когда начало и конец текста перекликаются, связаны прямой или обратной связью. Например, вопрос-ответ, тезис-антитезис, тезис-тезис.
  11. Помните: тема должна быть полностью раскрыта. Даже сжатая форма изложения не помешает привести основные доказательства, аргументы, выразить собственное мнение и главную идею сочинения.
  12. Тщательно следите за грамотностью. В тексте не должно быть логических, лексических, смысловых, пунктуационных, орфографических и прочих ошибок. Используйте только те слова, смысл которых точно знаете. Составляйте в меру усложнённые предложения. Если есть возможность (например, сочинение задано на дом), обращайтесь к справочной литературе, учебнику.
Учитывайте общие принципы написания сочинения, тогда вам будет легче выполнять данное задание. Рекомендации помогут сделать сочинение грамотным, логичным, исчерпывающим.

Написание сочинений разных типов. Несколько нюансов

Сочинения могут отличаться в зависимости от темы и жанра. Все темы можно условно разделить на три типа:

  • тема-вопрос;
  • тема-суждение;
  • тема-понятие.
Основа сочинения заложена в формулировке темы, а от её типа зависит специфика работы по написанию текста. Традиционно считается, что наиболее простой для раскрытия является тема-суждение. В ней заключена идея текста, вы же только подберёте исходя из неё аргументы и доказательства. Не понадобится самостоятельно формулировать идею, определять проблему. Правда, творчески ориентированные ученики предпочитают иметь большую свободу при написании сочинения и не очень любят столь жёсткие рамки, создаваемые темой-суждением.

Тема-вопрос позволит вам раскрыть личное мнение, сформулировать идею и привести собственные аргументы. Работа более сложная, зато предоставляет свободу действий и открывает широкие возможности проявить себя. В сочинении-рассуждении потребуется обоснованно высказать собственное мнение, сделать в конце выводы, обобщение.

Когда сочинение пишется по теме-понятию, вам придётся самостоятельно выбрать направление текста, определить проблему и сформулировать идею. Например, если предлагается проанализировать образ конкретного героя произведения, можно выбрать метод исследования: раскрыть одну основную черту, объяснив, почему именно она является определяющей, или дать комплексный анализ.

Чтобы правильно писать сочинение, нужно создавать текст в соответствии с заданным жанром. Выделяют три основных жанра сочинений, каждый из которых имеет свои отличительные признаки.

  1. Сочинение-повествование. Текст представляет собой рассказ о явлении, событии, человеке. Начните его с завязки, затем плавно переходите к кульминации, а заканчивайте сочинение развязкой. Для написания потребуется собрать и обработать материал, который и станет основой текста. Важно выбирать основные моменты, наиболее яркие детали, отделять существенное. Не стоит пересказывать текст произведения.
  2. В сочинении-описании понадобится логично и последовательно перечислить основные признаки предмета, явления, процесса, человека или животного. В итоге у вас должен получиться наглядный образ, раскрывающий описываемый предмет с разных сторон, позволяющий читателю хорошо его представить. Желательно составить план и потом работать по нему.
  3. Сочинение-рассуждение строится по классической композиции. Раскройте тему, обозначьте проблему, выдвиньте тезисы и несколько аргументов. Необходимо хорошее знание материала, умение доказывать собственное мнение, делать логичные выводы.
Знание нюансов написания сочинений разных жанров поможет создать грамотный текст, соответствующий заданному направлению.

Как написать отличное сочинение? Алгоритм
Как правильно писать сочинение? Очень важно придерживаться конкретного алгоритма, все действия производить в определённой последовательности. Выполняя инструкции, вы сумеете грамотно изложить свои мысли и целиком раскрыть тему сочинения.

  1. Полностью сконцентрируйтесь и сосредоточьтесь на работе. Вас ничто не должно отвлекать. Если есть необходимость, работу можно разделить на два этапа, но основное следует выполнить без перерыва: прочитать нужные материалы, составить план и черновик.
  2. Если вам требуется самостоятельно сформулировать тему, уделите этому достаточное количество времени. Тема должна полностью соответствовать сочинению, именно её вы будете раскрывать в тексте, аргументировать свою позицию по ней.
  3. Тщательно обдумайте заданную тему. Вспомните произведение, факты из биографии автора, запишите цитаты.
  4. Определите основной круг проблем по теме и найдите среди них главную.
  5. Подумайте, как именно вы будете раскрывать тему и анализировать проблему сочинения. Сформулируйте в нескольких предложениях ваше собственное мнение и запишите его.
  6. Кратко запишите по пунктам, что бы вы хотели отразить в сочинении. Должно получиться минимум 12-15 предложений.
  7. На данном этапе вам потребуется перечитать все черновые материалы. Постарайтесь найти что-то новое, ранее незамеченное. Возможно, какая-то сторона проблемы от вас ускользнула. Помните – сочинение должно максимально исчерпывающе раскрывать тему.
  8. Теперь можно приступать к составлению плана. Продумайте композицию сочинения. В сочинении должны присутствовать вступление, основная часть, ваша позиция, авторская позиция, аргументы, заключение и выводы. Учитывайте заданный объём. В плане укажите для каждого пункта несколько тезисов, но не дублируйте черновик полностью.
  9. Составьте черновой вариант сочинения. Излагайте мысли грамотно, последовательно, следите за логикой повествования. Не забывайте об аргументах и доказательствах, желательно использовать цитаты.
  10. Внимательно перечитайте черновик, внесите дополнения. Полностью проверьте его на наличие ошибок, смысловых несообразностей, логических сбоев.
  11. Аккуратно перепишите сочинение. Сверяйтесь с черновым вариантом, чтобы не упустить предложение или абзац.
  12. Желательно сделать небольшой перерыв, а после него перечитать и проверить текст ещё раз.
Используйте данные рекомендации и алгоритм, чтобы писать грамотные, логичные и содержательные сочинения.

Прочитав сочинение, можно сделать вывод о характере человека, его общем кругозоре. Те, кто хорошо пишет сочинения, чаще всего так же грамотно и ясно излагают мысли в устной речи. Важно писать сочинение правильно, чтобы дать объективное представление о себе и своих способностях, двигаться и развиваться дальше.

КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ

1. Раскрытие темы

ДВА ПОДХОДА К РАСКРЫТИЮ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЯ

Как раскрыть тему сочинения?
Снова мучительный вопрос!
Давайте предположим, что существуют два различных подхода к раскрытию темы.
К какому результату они приведут - вот мера их правильности.

ПОДХОД ПЕРВЫЙ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕЛЯХ СОЧИНЕНИЯ:
В сочинении должны быть не только затронуты, но и раскрыты все аспекты темы, в сочинении должен содержаться максимум информации по теме.

ЦЕЛЬ СОЧИНЕНИЯ:
Отразить весь объем известной информации, все знания по теме сочинения.

ФОРМУЛА СОЧИНЕНИЯ:
Сочинение - это максимум информации по теме.

ЧТО ПОЛУЧИТСЯ В ИТОГЕ?
Нечто бесформенное по поводу темы.

НЕВЕРНЫЙ ПОДХОД

_________________________________________________________

ПОДХОД ВТОРОЙ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕЛЯХ СОЧИНЕНИЯ
В сочинении невозможно раскрыть все аспекты темы, поэтому стоит остановиться только на одном, самом простом тезисе (утверждении) и подборе аргументов (доказательств) к этому тезису.

ЦЕЛЬ СОЧИНЕНИЯ:
Доказать, аргументировать единственный простой и ясный тезис (утверждение) в рамках темы сочинения.

ФОРМУЛА СОЧИНЕНИЯ:
Сочинение - это тезис и его аргументация.

ЧТО ПОЛУЧИТСЯ В ИТОГЕ?
Целенаправленная интеллектуальная деятельность, приведшая к результату - выводу.

ВЕРНЫЙ ПОХОД:
СОЧИНЕНИЕ=ТЕЗИС+АРГУМЕНТ

2. Этапы работы над сочинением

Этапы работы над сочинением:

ЗАДАЧИ КАЖДОГО ЭТАПА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ.

Теперь рассмотрим, какие задачи мы решаем на каждом из этапов с точки зрения расположения частей сочинения относительно друг друга.

ТЕМА
(ЭТАП 1 . Из множества вопросов, составляющих объем темы сочинения, выбираем тот, на который мы способны дать ясный и простой ответ.)

ЭТАП 4 .
Общая характеристика темы сочинения.

Приступаем к написанию первой части вступления - общей характеристики темы сочинения: объясняем важность, значимость темы для понимания произведения читателем, для понимания причин, подтолкнувших автора к созданию художественного произведения...

ЭТАП 5 .
Мотивировка сужения темы сочинения.

Пишем одну из важнейших частей сочинения - мотивировку сужения темы: объясняем, какой вопрос в рамках данной темы для нас является важнейшим и почему.

ЭТАП 3 .
Основная часть. Аргументация тезиса сочинения.

Подбираем основные аргументы (доказательства) к тезису сочинения, располагаем их в логической последовательности.
Аргументы (доказательства) тезиса составят основную, главную часть сочинения.

ЭТАП 2 .
Тезис основной части сочинения.

Формулируем однозначный ответ на вопрос сочинения.
Ответ на вопрос - это тезис (утверждение) сочинения.

ЭТАП 6 .
Тезис заключения сочинения.

Работаем над вторым тезисом сочинения - тезисом заключения, который должен расширить круг вопросов, связанных с темой сочинения: в этой части перед нами встает задача связать результаты, полученные при сужении темы в основной части сочинения с такими проблемами, как место произведения в творчестве автора, в истории русской литературы, значимость, актуальность произведения для современного читателя и т.д.

Оказывается, мы работаем над сочинением не в прямой последовательности частей - от начала к концу, - а иначе.
Задумайтесь над этим фактом!
Теперь смотрите, что из этого вышло!

3. Требования к сочинению

ТРЕБОВАНИЯ к сочинению

РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ

1. Отсутствие ошибок в сочинении: орфографических, пунктуационных, речевых, грамматических.

Повышай грамотность, критически оценивай написанное, делай проверку даже по самым простым правилам!

2.Богатство словаря, точность словоупотребления, разнообразие морфологических категорий и синтаксических конструкций, используемых в сочинении.

Больше читай! Старайся запоминать и употреблять новые слова, подбирай синонимы, даже при отсутствии практической необходимости в них! Экспериментируй: вырази мысль с помощью разных синтаксических конструкций! Стремись к совершенству!

3.Стилистическое единство и выразительность сочинения.

Можно одеть смокинг и кроссовки? Иногда опасно соединять несоединимое. Так и неосторожно употребленное слово или выражение способно испортить все впечатление!

4.Последовательность изложения, логическая связь мыслей в сочинении.

Мысль развивается плавно, медленно, без внезапных скачков, автор делает небольшие промежуточные выводы - такую работу легче понять читающему!

ТЕКСТ
И ЕГО
ФАКТЫ

5.Знание текста (текстов) произведения (произведений), отсутствие фактических ошибок в сочинении.

Запоминай имена героев произведений, его сюжет! Составляй краткие конспекты изученных произведений!
Железное правило: если в чем-то не уверен, не пиши! Не стоит путать имена, названия, сюжеты - эта ошибка очень "дорого" обходится!

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ, НАВЫКИ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

6.Знание некоторых сведений по теории литературы и умение эти сведения использовать для анализа художественного произведения.

Можно сдавать экзамен по физике и при этом не употреблять слов "джоуль", "ватт", "ампер"? Понятия "форма" и "содержание", "идея", "жанр", "система персонажей", "конфликт", "кульминация", "композиция", "деталь" и другие жизненно необходимы автору сочинения, претендующему на хорошую оценку.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, РАЗВИТОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

7.Самостоятельность пишущего во взглядах, оценках, т.е., наличие собственной точки зрения, развитого мировоззрения.

Знакомься с разными точками зрения и оценками художественного произведения, пытайся понять авторскую позицию, определи свое отношение к ней, полемизируй со всеми, в том числе и с собой, но не забывай главного: любая точка зрения всегда нуждается в доказательствах, аргументах.

КРУГОЗОР

8.Широкий кругозор.

Иногда следует отвлечься от деталей и посмотреть по сторонам

9.Самое важное, самое главное!

СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ЕГО ТЕМЕ.

О соответствии содержания сочинения его теме будем рассуждать далее...

Поэзии нельзя научиться, как известно. С другой стороны, для того, чтобы писать нормально, необходимо иметь чувство ритма, необходимо уметь подбирать рифмы, необходимо иметь определённый «багаж» знаний или жизненного опыта (а лучше - и того, и того), необходимо уметь излагать мысли. Отдельным элементам процесса научиться можно. Даже Маяковский (вряд ли кто станет утверждать, что он - просто трепло) тратил непомерное количество времени на поиск рифм - он этим занимался не для чего-то конкретного, он просто так постоянно всё со всем рифмовал, и «99%» того, что он придумывал, нигде не использовалось.

(Каждый поэт время от времени, например, занимается подбором рифм. У каждого рано или поздно возникает стихотворение, написанное ради одной крутой рифмы. Каждый однажды пишет текст, который «наращивает» искусственно вокруг одного броского слова или фразы. А у многих подобный подход в принципе доминирует.)

Есть небольшой шанс того, что обезьяна с пишущей машинкой создаст «Войну и Мир», но, согласитесь, вероятность такого крайне мала. Кроме пишущей машинки, обезьяне необходимо ещё научиться излагать мысли, получить необходимые знания, чтобы мочь вообще написать нужные слова в нужной последовательности. Обучение так или иначе необходимо. Оно может происходить само по себе, конечно, и чаще всего так и происходит. Тем не менее, это не отрицает возможности передачи опыта. К примеру, человек может сам осознать, почему плоха глагольная рифма (и плоха ли она), а может найти эту информацию у того же Маяковского.

В любом случае, чтобы писать, первым делом надо иметь в этом необходимость; если необходимости нет - любое обучение бесполезно.

Состояние «надо что-нибудь написать» бывает двух направлений. Я называю это внешней мотивацией и внутренней - для собственного удобства. Внешняя мотивация - это когда писать надо ради того, чтобы писать; например, текст кто-то заказал, причём без однозначной идеи, концепции и так далее, или просто начался «писательский зуд» и надо что-нибудь этакое выдать, ибо давно ничего не было. Внутренняя мотивация - при нашествии Мамая… то есть, простите, нашествии идеи; то есть, при внутренней мотивации писать нужно потому, что «зажглась лампочка», пришло озарение, и необходимо во что бы то не стало выразить то, что возникло в голове. Также мотивация может быть комбинированная - например, участие в конкурсах и играх с готовой идеей; вроде как «лампочка» и есть, но её «вкрутил» кто-то другой. Весь дальнейший текст относится либо к комбинированной, либо к внутренней мотивации; не то, чтобы он был неприменим к внешней, просто так придётся держать в голове несколько меньше информации.

Итак, положим, у вас есть тема (идея) и её необходимо раскрыть. Тема может быть иррациональная (или психоделическая - не выражаемая словами, обонятельно-осязательная и тому подобное) или рациональная (фраза, тезисы, концепция).

Что делать с психоделикой - всегда непонятно, потому что по-хорошему слов как абстракций передачи информации она особо не содержит, и тут приходится полагаться исключительно на чувства, это - наиболее чистое творчество, и наиболее непредсказуемое. И это такая особая ниша, которая является лазейкой для любого плохого писателя; удобней говорить: «Эй, я пишу психоделику», - нежели признать, что просто либо обделён талантом, либо не прикладываешь усилий для его развития. И надо сразу учитывать, что в психоделике нет «качечтвенного», «хорошего», «культурно ценного» ни по каким критериям - она не может оцениваться с точки зрения техники, критиковать нормально её невозможно, и всё, что в итоге можно о ней сказать - это «нравится» или «не нравится». В случае психоделической темы можно остаться в иррациональном ключе и создавать кручёныховские, например, обороты или попробовать рационализировать. В принципе, при небольшой практике, рационализация становится не такой сложной задачей. Вот простейшее упражнение, помогающее научиться это делать.

Берёте чувство, сущность, идею, - нечто, что вы понимаете на уровне чувств - таких штук в жизни полно: страх, ненависть, любовь, дружба, радость, вера и так далее; берёте - и иллюстрируете в виде наглядного описания, не упоминая сам термин, обозначающий идею, а также любые его синонимы. Например, страх можно проиллюстрировать так: «Я шёл в темноте, вдоль глубокой канавы, которая - я знал - зияла справа от меня, и в которой валялись осколки стекла и обломки ржавого железа. Я шёл и, чтобы не оступиться, прикасался пальцами левой руки к забору. И вдруг что-то заставило меня остановиться; я застыл и услышал, как впереди, метрах в двух, в непроглядной тьме кто-то гулко рычит. Огромная собака» . Понятно, не все склонны бояться собак (как, к слову сказать, все испытывают страх вообще в разных ситуациях и с разной интенсивностью). Вы можете придумать свою иллюстрацию - представьте то, чего вы боитесь, и опишите это. Если делать так каждый день, вы набьёте руку и, возможно, вам станет легче со временем описывать иррациональные состояния через рациональные символы.

Теперь можно приступить к раскрытию выбранной темы.

Раскрытие темы

Раскрытие темы можно разделить на три способа. В принципе, такая классификация уже существует, так что даже велосипед изобретать не надо, а можно взять - и использовать. Понятное дело, голая теория ничего не даст, поэтому будем рассматривать не столько теоретическую, сколько практическую сторону вопроса. И стоит сразу оговориться: «то, что русскому - хорошо, немцу - смерть», иными словами, не стоит думать, будто каждому подойдут эти способы раскрытия. Но поучиться раскрывать одну и ту же тему всеми тремя способами - совершенно не помешает. Главное - научиться использовать метод раскрытия, доведя его до крайности. В итоге можно потом перемешивать способы, но поначалу стоит поступать строго и жёстко.

Я рассмотрю две темы, одна не моя, мне её подсказали (полезно использовать чужие темы, это способствует развитию воображения) - «человек падает в лужу», вторую придумал сам - «сегодня родился сын». Итак, назовём эти способы (тоже не будем далеко отходить от кассы) - эпос, лирика и драма. Только, пожалуйста, не думайте, что описанные мной вещи - это эпос, лирика и драма и есть; я просто использовал эти названия для удобства. Первым делом желательно придумать то, что надо высказать в виде тезисов или просто прозаического текста; да, можно сразу писать стихами, и, вероятно, это будет проще, но как по мне - изначальное знание того, что желательно включить в текст - совершенно не помешает, это дисциплинирует и даёт больше понимания - о чём, собственно, собираешься говорить; более того, всё это касается не только стихов, но и прозы, по крайней мере - малой.

Приводя примеры, для удобства буду сначала описывать простым текстом, а потом переводить в стихотворную форму. Возможно, местами будет грубовато и шероховато - стоит учитывать, что всё пишется «на коленке», и, по уму, с этим ещё работать и работать.

Эпос

Итак, эпос. Для него характерно просто описание того, что происходит. Главное - отсутствие личных переживаний, отношения, оценки, рассуждений и так далее. Единственно допустимая авторская точка зрения может проявиться в морали, например. В этом смысле очень неплохой иллюстрацией является «Ворона и лисица»: «Вороне где-то бог послал кусочек сыру; на ель Ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась, да призадумалась, а сыр во рту держала» - описание без любого вмешательства личного мнения автора. Своеобразный протокол. Попробуем таким образом обработать наши темы.

«Человека рано разбудил шум стройки за окном. Он не выспался. Поэтому ближе к вечеру был сонный. Он шёл по улице и смотрел на лодку, плывущую по Обводному каналу. Не заметил кирпич на дороге, споткнулся и упал в большую лужу».