В 17 веке русские первопроходцы называли. Русские первопроходцы

Билет 17.

Причины Смуты. Лжедмитрии I и II . Правление Василия Шуйского. Шведская интервенция. Семибоярщина. 1 и 2 ополчения.

Лжедмитрий I . Нестабильность экономики и социальные конфликты люди того времени объясняли, как Божью кару за неправедные действия незаконного, «безродного» царя Бориса Годунова. Бояре, всячески стремясь сохранить власть, стремились убрать потенциальных претендентов. Так, одного из самых близких по крови к Федору Иоанновичу его двоюродных братьев - Федора Никитича Романова (отца будуще­го основателя династии Романовых царя Михаила) насильно по­стригли в монахи и сослали в Антониево-Сийский монастырь. (неподалеку от Архангельска) под именем Филарета.

В обстановке всеобщего недовольства Борисом широкое рас­пространение получили слухи, что жив царевич Дмитрий, «чудесно спасшийся» в Угличе. В 1602 г. в Литве объявился че­ловек, выдававший себя за царевича Дмитрия. Он поведал поль­скому магнату Адаму Вишневецкому, что его подменили «в спальне угличского дворца». Покровителем Лжедмитрия стал самборский (вблизи Львова) воевода Юрий Мнишек.

Согласно официальной версии правительства Бориса Годунова, человек, выдававший себя за царевича Дмитрия, был монах Гри­горий (в миру - мелкий дворянин Юрий Богданович Отрепьев). Юшка, как его звали в молодости, проявил незаурядные способ­ности - знал латинский и польский языки, имел каллиграфиче­ский почерк, обладал редкой способностью быстро ориентироваться в конкретной обстановке. В молодости он был слугой Федора Никитича Романова, после ссылки которого постригся в монахи. В Москве он жил в расположенном в Кремле Чудовом монастыре и служил при патриархе Иове.

В.О.Ключевский справедливо писал, то Лжедмитрий был лишь испечен в польской печке, а заквашен в Москве. Заручив­шись поддержкой польско-литовских магнатов. Лжедмитрий тайно принял католичество и обещал римскому папе распростра­нить католицизм в России. Лжедмитрий обещал также передать Речи Посполитой и своей невесте Марине Мнишек, дочери сандомирского воеводы, Северские (район Чернигова) и Смоленские земли, Новгород и Псков. Авантюра Лжедмитрия не была его личным делом. Лжедмитрий появился в обстановке всеобщего недовольства правительством Бориса Годунова как со стороны знати, так и со стороны русских крестьян, горожан, казаков. Лжедмитрий понадобился польским магнатам для того, чтобы начать агрессию против России, замаскировав ее видимостью борьбы за возвращение престола законному владельцу. Это была скрытая интервенция. В 1604 г. Лжедмитрий с помощью польских магнатов, навер­бовав две тысячи наемников и используя недовольство казаков, предпринял поход на Москву. Его поддерживали многие бояре и дворяне, недовольные Годуновым. Поддерживали Лжедмитрия и народные массы, связывавшие с ним надежды на избавление от гнета. Борис Годунов в борьбе со Лжедмитрием I допустил целый ряд ошибок. Он не верил, что самозванца поддержит парод, по­здно объявил указ о том, кто стоит за спиной якобы воскресшего царевича Дмитрия. Проявив нерешительность, Годунов не воз­главил поход против самозванца. Судьба Лжедмитрия решалась под г. Кромы: маршрут движения па Москву сознательно был избран через районы, где жило казачество и было много беглых крестьян - участников восстания Хлопка. Под Кромами царские войска перешли на сторону самозванца.

Этому событию предшествовала неожиданная смерть Бориса Федоровича Годунова па 54 году жизни. Еще утром 13 апреля 1605 г. он принимал послов. После обеда и небольшой прогулки кровь хлынула у него из носа и ушей, царь скончался. Спустя сутки состоялась церемония присяги новому царю - сыну Бори­са шестнадцатилетнему Федору Борисовичу.

Царь Федор Борисович и его мать по требованию самозванца были арестованы и тайно убиты, а патриарх Иов сослан в монас­тырь. 20 июня 1605 г. Лжедмитрий во главе перешедшей на его сторону армии триумфально вступил в Москву и был провозгла­шен царем. Более того, он стал именовать себя императором. Новый патриарх, "лукавый и изворотливый грек" Игнатий венчал его на царство. Филарет (Ф.Н.Романов) был возвращен из ссыпки и назначен ростовским митрополитом.

Оказавшись в Москве, Лжедмитрий не спешил выполнить данные польским магнатам обязательства, понимая, что если бы он попытался ввести католичество или отдать исконно русские земли польским феодалам, то он не смог бы удержаться у власти. В то же время.Лжедмитрий подтвердил принятые до него зако­нодательные акты, закрепощавшие крестьян (указ о пятилетнем сыске беглых).

Продолжение крепостнической политики, новые поборы с це­лью добыть обещанные польским магнатам средства, недоволь­ство русской знати, особенно усилившееся после женитьбы Лжедмитрия на Марине Мнишек, привели к организации против него боярского заговора. В мае 1606 г. вспыхнуло восстание против Лжедмитрия. Ударил набатный колокол. Москвичи, во главе которых встали бояре Шуйские, перебили более тысячи поляков. Марину Мнишек спасли бояре. Она и ее окружение были высланы в Ярославль. Лжедмитрий, преследуемый вос­ставшими, выпрыгнул из окна Кремлевского дворца и был убит. Современники насчитали более двадцати ран на теле Лжедмит­рия. Через три дня труп его был сожжен, прах заложен в пушку, из которой выстрелили в ту сторону, откуда пришел самозванец.

Василий Шуйский . После смерти Лжедмитрия на престол вступил боярский царь Василий Шуйский (1606-1610). Он дал оформленное в виде крестоцеловальной записи (целовал крест) обязательство сохранить привилегии боярства, не отнимать у них вотчин и не судить бояр без участия Боярской думы. Господствующий класс теперь пытался разрешить создав­шиеся глубокие внутренние и внешние противоречия с помощью боярского царя.

Одним из важнейших дел было назначение патриарха. Патри­арх Игнатий Грек за поддержку Лжедмитрия I был лишен своего сана. Новым патриархом был провозглашен ростовский митро­полит Филарет (Ф.Н.Романов), однако вскоре его отстранили от этой должности. Патриарший престол занял выдающийся патри­от 70-летний казанский митрополит Гермоген.

С целью пресечения слухов о спасении царевича Дмитрия его останки были перенесены по приказу Василия Шуйского через три дня после коронации из Углича в Москву. Царевич был при­числен к лику святых.

К лету 1606 г. Василию Шуйскому удалось укрепиться в Мос­кве, однако окраины страны продолжали бурлить. Политический конфликт, порожденный борьбой за власть и корону, перерос в социальный. Народ, окончательно потеряв веру в улучшение своего положения, вновь выступил против феодальной эксплуа­тации. В 1606 г. вспыхнуло восстание под предводительством Ивана Болотникова (1606-1607)

Лжедмитрий II . В то время, когда Василий Шуйский осаждал Болотникова в Туле, на Брянщине объявился новый самозванец. По согласованию с Ватиканом польские шляхтичи, противники короля Сигизмунда III (гетманы Лисовский, Ружицкий, Сапега), объединились с казацким атаманом Заруцким, выдвинув в качестве претендента на русский престол Лжедмитрия II (1607-0610). Внешними данными этот человек походил на Лжедмитрия I, что подметили участники авантюры первого самозванца. До сих пор личность Лжедмитрия II вызывает много споров. По всей видимости он происходил из церковной среды. Лжедмитрий II в ответ на призыв Болотникова двинулся к Туле на соединение с восставшими. Соединение не произошло, и в январе 1608 самозванец предпринял поход на столицу. Летом 1608 он подошел к Москве, но попытки взять столицу закончились безрезультатно. Он остановился в 17 км от Кремля, в местечке Тушино, за что получил прозвище «Тушинский вор». Вскоре в Тушино перебралась и Марина Мнишек. Самозванец обещал ей три ты­сячи золотых рублей и доходы с четырнадцати русских городов после воцарения в Москве, и она признала в нем своего мужа. Было совершено тайное венчание по католическому обряду. Са­мозванец обещал способствовать распространению католицизма в России.

Лжедмитрий II был послушной марионеткой в руках польской шляхты, которая сумела взять под свой контроль северо-запад и север русских земель. Доблестно в течение 16 месяцев сражалась крепость Троице-Сергиева монастыря, в обороне которой значи­тельную роль сыграло окрестное население. Выступления против польских захватчиков произошли в ряде крупных городов Севе­ра: Новгороде, Вологде, Великом Устюге.

Если Лжедмитрий I одиннадцать месяцев провел в Кремле, то Лжедмитрий II двадцать один месяц безуспешно осаждал Моск­ву. В Тушине при Лжедмитрии II из числа недовольных Васили­ем Шуйским бояр (народ метко назвал их "тушинскими переле­тами") сложилась своя Боярская дума, приказы. Взятый в плен в Ростове митрополит Филарет был наречен в Тушине патриархом.

Открытая интервенция . Правительство Василия Шуйского, понимая, что не в состоянии справиться с Лжедмитрием II, обратилось за помощью извне. В Выборге в 1609 г. был заключен договор со Швецией, по которому Россия отка­зывалась от своих претензий на Балтийское побережье, а шведы давали войска для борьбы с Лжедмитрием II. Русские войска при поддержке шведов под командованием талантливого 28-летнего полководца М.В.Скопина-Шуйского, племянника царя, провели успешные действия против польских захватчиков.

Используя это как повод, Польша, состоявшая в войне со Швецией, объявила войну России. Войска короля Сигизмунда III осенью 1609 г. осадили город Смоленск, который оборонялся более 20 месяцев. Король приказал шляхтичам покинуть Тушино и идти под Смоленск. Тушинский лагерь рассыпался, самозванец был больше не нужен польским феодалам, перешедшим к откры­той интервенции. Лжедмитрий II бежал в Калугу, где вскоре был убит. Посольство тушинских бояр отправилось под Смоленск в начале 1610 г. и пригласило на московский трон сына короля Владислава. В апреле 1610 г. при загадочных обстоятельствах умер Скопин-Шуйский. Согласно молве, он был отравлен.

Летом 1610г., оставив в тылу борющийся Смоленск, польская армия двинулась на Мюскву. В июне ^Ш г. .русские войска под командованием брата царя, трусливого и бездарного Дмитрия Шуйского, потерпели поражение от польских войск. Путь на Москву был открыт. Шведы более помышляли о захвате Новго­рода и других русских земель, чем об их защите, они покинули армию Шуйского и стали грабить северо-восточные русские города.

Семибоярщина . Летом 1610 г. в Москве произошел переворот. Дворяне во главе с П.Ляпуновым сверг­ли Василия Шуйского с престола и насильно постригли его в мо­нахи. (Шуйский умер в польском плену, куда был направлен как заложник вместе с братьями в 1612 г.) Власть захватила группа бояр во главе с Ф.И.Мстиславским. Это правительство, состояв­шее из семи бояр, получило название "семибоярщина".

В августе 1610г., боясь опереться на народные массы, семибо­ярщина, несмотря на протесты патриарха Гермогена, заключила договор с польскими феодалами о призвании на русский престол Владислава, сына короля Сигизмунда, и впустила войска интер­вентов в Кремль. 27 августа 1610 г. Москва присягнула Влади­славу. Это было прямое предательство национальных интересов. Перед страной встала угроза потери независимости.

Первое ополчение . Только опираясь на народ, можно было отвоевать и сохранить независимость Русского государства. В 1610 г. патриарх Гермоген призвал к борьбе против захватчиков, за что был арестован. В начале 1611 г. в Рязанской земле было создано первое ополчение, которое возглавил дворя­нин П.Ляпунов. В состав ополчения вошли жители Нижнего Нов­города, Мурома, Ярославля, Костромы, казаки во главе с И.Заруцким, бояре и дворяне из Тушина во главе с Д.Трубецким, а также остатки отрядов М.В.Скопина-Шуйского. Ополчение двинулось на Москве, где весной 1611 г. вспыхнуло восстание. Интервенты по совету предателей-бояр подожгли город. Войска дрались на подступах к Кремлю. Здесь в районе Сретенки был тяжело ранен князь Д.М.Пожарский, руководивший передовыми отрядами.

Однако развить успех русские войска не смогли. Руководите­ли ополчения высказались за возврат беглых крестьян к их вла­дельцам. Казаки не имели права занимать государственные должности. Противники П.Ляпунова, стремившегося наладить военную организацию ополчения, стали сеять слухи, что он

якобы хочет истребить казаков. Те зазвали его в казачий "круг" и в июле 1611 г. убили.

Первое ополчение распалось. К этому времени шведы захва­тили Новгород, а поляки после многомесячной осады овладели Смоленском. Польский король Сигизмунд III объявил, что сам станет царем, а Россия войдет в Речь Посполитую.

Второе ополчение . В сложившихся тяжелых обстоятельствах осенью 1611 г. посадский староста Нижнего Новгорода Козьма Минин обратился с призывом к русскому 1612 г. народу о создании второго ополчения. С помощью Минин и населения других русских городов была создана Пожарский материальная база освободительной борьбы: на­род собрал значительные средства для ведения войны с интер­вентами. Возглавили ополчение Минин и князь Дмитрий Пожар­ский.

Весной 1612 г. ополчение двинулось к Ярославлю. Здесь было создано временное правительство России "Совет всея земли". Летом 1612 г. со стороны Арбатских ворот войска Минина и Пожарского подошли к Москве и соединились с остатками пер­вого ополчения.

Почти одновременно по Можайской дороге к столице подошел гетман Ходкевич, который двигался на помощь полякам, засев­шим в Кремле. В сражении у стен Москвы войско Ходкевича было отброшено. 22 октября 1612 г. на день обретения иконы Казанской Богоматери, сопровождавшей ополчение, был взят Китай-город. Через четыре дня сдался польский гарнизон в Кремле. В память об освобождении Москвы от интервентов на Красной площади на средства Д.М.Пожарского был возведен храм в честь иконы Казанской Богоматери. Победа была одержа­на в результате героических усилий русского народа. Символом верности Родине вечно служит подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов. "Благодарная Россия" первый скульптурный памятник в Москве воздвигла Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому (на Красной площади, скульптор И.П.Мартос, 1818). Жива память об обороне Смоленска и Троице-Сергиева монастыря, о борьбе жителей города Корелы против шведских захватчиков.

Окончание интервенции. Перед правительством Михаила Федоровича стояла труднейшая задача - ликвидация последствий интервенции. Большую опас­ность для него представляли отряды казаков, бродившие по стране и не признававшие нового царя. Среди них наиболее грозным был Иван Заруцкий, к которому перебралась Марина Мнишек со своим сыном, Яицкие казаки выдали Заруцкого московскому правительству. Заруцкий и "Воренок" были по­вешены, а Марина Мнишек была заточена в Коломне, где вскоре, вероятно, умерла.

Другую опасность представляли шведы. После нескольких во­енных столкновений, а затем переговоров в 1617 г. был заключен Столбовский мир (в деревне Столбово, недалеко от Тихвина). Швеция возвращала России новгородскую землю, но удерживала за собой Балтийское побережье и получала денежную компенса­цию. Король Густав-Адольф после Столбовского мира говорил, что теперь "Россия не опасный сосед..., ее отделяют от Швеции болота, крепости, и русским трудно будет перейти через этот "ручеек" (река Нева,-Авт.).

Польский королевич Владислав, стремившийся получить рус­ский престол, организовал в 1617-1618 гг. поход на Москву. Он дошел до Арбатских ворот Москвы, но был отбит. В селе Деулино близ Троице-Сергиева монастыря в 1618 г. Было заключено Дуелинское перемирие с Речью Посполитой, за которой оставались Смоленские и Черниговские земли. Происходил обмен пленными. Владислав не отказался от русского престола. Таким образом, в основном территориальное единство России было восстановлено, хотя часть русских земель осталась за Речью Посполитой и Швецией. Во внутриполитической жизни государства значительно выросла роль дворянства и верхушки посада.

Во время народного возмущения против Лжедмитрия I с Лобного места на Красной площади царём был "выкликнут" Василий Шуйский, стоявший во главе боярского заговора против самозванца. Василий Шуйский был представителем самой знатной и родовитой боярской фамилии, находившейся в очень тесном родстве с Рюриковичами. Но формально власть перешла в руки Боярской Думы.

Внутриполитическое положение государства продолжало ухудшаться. Страну будоражили слухи о спасении царевича Дмитрия. На юге началось массовое восстание, центром которого стал город Путивль.

Восставшие казаки, крестьяне и посадские люди избрали в Путивле «большим воеводой» прибывшего к ним с отрядом запорожцев Ивана Болотникова, бывшего военного слугу князя А.А. Телятевского с Черниговщины.

Летом 1606 года Болотников во главе 10-тысячного войска восставших начал поход на Москву. Были взяты крепости Кромы и Елец, под которыми полки Василия Шуйского потерпели поражение. К октябрю 1606 года к Болотникову присоединились крупные отряды служилых дворян стрелецкого сотника истомы Пашкова и рязанского воеводы Прокопия Ляпунова, а также Григория Сумбулова, выступивших против боярского царя. Помощь восставшим оказал и путивльский воевода князь Г. П. Шаховский.

Несмотря на свои значительные силы, повстанцы не смогли овладеть столицей. Царские войска под селом Коломенским разбили восставших, чему способствовал переход на сторону Василия дворянских отрядов. В мае 1607 года Болотников отошел в Тулу, где его и осадили. При этом Василий Шуйский обещал сохранить жизнь всем сдавшимся в плен. Однако боярское правительство не сдержало своего обещания, над участниками крестьянско-дворянской смуты была учинена жестокая расправа. Самого же Ивана Болотникова сослали в далекий Каргополь, где вскоре он был втайне ослеплен и утоплен.

А в это время в Польше объявился новый самозванец, который также выдавал себя за сына Ивана Грозного. Он вошел в русскую историю под именем Лжедмитрий 2. Современники строили немало догадок о его происхождении. «В «Барнулабовской летописи» белорусский летописец наиболее достоверно называет его Богданкой, учителем детей у попа в Шклове», - пишет В. О. Ключевский (7, с. 302.

Войска Лжедмитрия 2 у границы перехватили Марину Мнишек, высланную в Польшу после гибели Лжедмитрия 1. Марина Мнишек "признала" в новом самозванце своего мужа. После этого её стали звать "женой всех самозванцев" (3, с. 94). Снаряженный опять на польские деньги, новый самозванец в 1608 г. начал поход на Москву. Жители русских городов и его встречали хлебом - солью. Лжедмитрий 2 подошёл к Москве, но взять ее не смог и стал лагерем в 17 км. от Москвы у села Тушино. От названия которого Лжедмитрий 2 получил прозвище «Тушинский вор». Он расколол страну на две части. За год существования Тушинского лагеря в стране возникло две власти: правительство царя В. Шуйского в Москве и правительство Лжедмитрия 2 в Тушине.

В этот период в стране установился фактически режим двоевластия. Отряды тушинцев контролировали значительную территорию Российского государства, грабя и разоряя население. В самом тушинском лагере самозванцем полностью управляли предводители польско-литовских отрядов, что стало важным фактором воздействия на Россию. Это означало конкретное вмешательство Речи Посполитой во внутренние дела России.

В этот период царь Василий Шуйский решил просить военной помощи у Швеции, на престол которой претендовал польский король. На север для сбора войск был отправлен царский племянник князь М. В. Скопин-Шуйский. В феврале 1609 года он заключили военный договор в Выборге со Швецией, по которому она за уступленный город Корелы с уездом должна была прислать 15-тысячный воинский отряд, но вместо обещанных 15 прислала лишь 7 тыс. наемников во главе с генералом Я. П. Делагарди.

Войско Скопина-Шуйского двигалось через Новгород и Тверь, пополняясь по пути местными ополчениями. Оно смогло разбить тушинцев и снять осаду с Троице-Сергиева монастыря. В марте 1610 года талантливый полководец вступил в Москву. Большинство польских отрядов ушло к королю Сигизмунду 3. Но в Москве во время празднования победы в апреле 1610 года Скопин-Шуйский неожиданно умер. Полагали, что его отравила царская родня.

Польский король же стремился превратить Россию в сферу интересов Польши и не хотел распространения шведского влияния в России. В 1609 г. Польша начала открытую интервенцию в Россию. Лжедмитрий 2 бежал в Калугу, где был убит. Василий Шуйский был низложен и пострижен в монахи. В Москве было образовано правительство из семи бояр. Тем временем шведские войска начали захват русского Севера и позднее обманом захватили Новгород.

Третья попытка преодолеть Смуту также не удалась. Разрушение русского общества зашло слишком далеко. Остановить разрушение могли только кардинальные меры. Василий Шуйский, как и Борис Годунов, не верил в свою богоизбранность и на применение кардинальных мер в обществе не пошёл.