Византия софья палеолог. Василий III: какой след в истории оставил сын Софии Палеолог

Софья Палеолог и Иван III Третий: история любви, интересные факты биографии. Недавно вышедший на экраны сериал «София» затронул ранее не освещенную на широком экране тему личности князя Ивана Великого и его жены Софьи Палеолог. Зоя Палеолог происходила из знатного византийского рода. После захвата турками Константинополя, она с братьями бежала в Рим, где нашла покровительство Римского престола. Она приняла католичество, но оставалась верна православию.


Софья Палеолог и Иван III Третий: история любви, интересные факты биографии. В это время в Москве овдовел Иван Третий. Супруга князя скончалась, оставив малолетнего наследника Ивана Ивановича. Послы Папы Римского отправились в Московию, чтобы предложить кандидатуру Зои Палеолог государю. Брак состоялся только через три года. На момент вступления в брак Софии, принявшей на Руси новое имя и православие, было 17 лет. Супруг был старше жены на 15 лет. Но, несмотря на столь юный возраст, София уже тогда умела проявить характер и полностью разорвала отношения с католической церковью, чем разочаровала Папу, стремившегося получить влияние на Руси.


Софья Палеолог и Иван III Третий: история любви, интересные факты биографии. В Москве латинянку приняли очень враждебно, царский двор был против этой женитьбы, но князь не внял их уговорам. Историки описывают Софию как очень привлекательную женщину, она понравилась царю как только он увидел ее портрет, привезенный послами. Современники описывают Ивана красивым мужчиной, но была у князя одна слабость, присущая многим правителям на Руси. Иван Третий любил выпить и часто засыпал прямо во время пиршества, бояре в этот момент затихали и ждали, когда проснется князь-батюшка.


Софья Палеолог и Иван III Третий: история любви, интересные факты биографии. Отношения между супругами всегда были очень близкими, что не нравилось боярам, видевшим в Софии большую угрозу. При дворе говорили, что князь управляет страной «из опочивальни», намекая на вездесущность его супруги. Государь часто советовался с женой, и ее советы шли на пользу государству. Только София поддержала, а где-то и направила, решение Ивана перестать платить дань Орде. София способствовала распространению просвещения среди дворян, библиотека княжны могла сравниться с собранием книг европейских правителей. Она руководила строительством Успенского собора Кремля, по ее просьбе в Москву приехали иностранный архитекторы.


Софья Палеолог и Иван III Третий: история любви, интересные факты биографии. Но личность княгини вызывала противоречивые эмоции у современников, противники часто называли ее ведьмой, за увлечение снадобьями и травами. И многие были уверены, что именно она поспособствовала уходу в мир иной старшего сына Ивана Третьего, прямого наследника трона, который предположительно был отравлен лекарем, который был приглашен Софией. А после его смерти избавилась и от его сына и невестки, молдаванской принцессы Елены Волошанки. После чего на трон взошел ее сын Василий Третий, отец Ивана Грозного. Насколько это могло быть правдой, остается лишь гадать, в средние века такой метод борьбы за трон был очень распространен. Исторические итоги Ивана Третьего были колоссальными. Князь сумел собрать и приумножить российские земли, увеличив втрое площадь государства. По значимости его деяний, историки часто сравнивают Ивана Третьего с Петром. Немалую роль в этом сыграла и его жена София.

СОФЬЯ ФОМИНИЧНА ПАЛЕОЛОГ (урожд. Зоя) (1443/1449–1503) – вторая жена в. кн. московского Ивана III Васильевича , дочь правителя (деспота) Мореи (Пелопоннеса) Фомы Палеолога, племянница последнего византийского императора Константина XI , погибшего при взятии Константинополя турками в 1453. Родилась между 1443 и 1449 на Пелопоннесе.

После 1453 Фома Морейский переселился с семьей в Рим. Там Софья получила неплохое по тому времени воспитание при дворе просвещенного папы Сикста IV (известного своим покровительством Микеланджело, которому он заказал роспись капеллы его имени при папских покоях). Идея брака подросшей Зои с овдовевшим правителем Московского царства Иваном III, в 1467 похоронившим свою первую жену Марию Борисовну, дочь князя тверского, также принадлежала папской курии. Главной целью брака было вовлечение Руси в общеевропейский крестовый поход против Турции. К Зое неудачно сватались французский и миланский герцоги, которым хотелось породниться со знатной семьей Палеологов, но ставка курии была уже ориентирована на Москву.

Посланный в 1467 Россию папский легат, предложивший заключение брака, был принят с почестями. Укреплявший великокняжескую власть Иван III рассчитывал, что родство с византийским домом поможет Московии повысить международный престиж, заметно пошатнувшийся за два столетия ордынского ига, и способствовать повышению авторитета великокняжеской власти внутри страны.

Посол Ивана III – Иван Фрязин, посланный вместе с легатом в Рим, дабы «невесту видети», сообщил, что Зоя невысока ростом, полная, с красивыми большими глазами и с необыкновенной белизны кожей (чистота кожи как признак здоровья высоко ценилась в Московии). С собой из Рима Фрязин привез портрет невесты в виде парсуны (изображения реального лица как святого, летописец сообщает, что Зоя была «на иконе писана»). Многие современники говорили также об остром уме молодой женщины.

В марте 1472 второе посольство к папе завершилось приездом Зои в Москву. Вместе с ней в Россию приехало ее приданое, включавшее (помимо множества материальных ценностей и украшений) огромную «библиотеку» – греческие «пергамены», латинские хронографы, древнееврейские манускрипты, вошедшие позже, по всей видимости, в библиотеку Ивана Грозного . Множество повозок с приданым сопровождал папский легат Антоний, облаченный в красное кардинальское платье и везший четырехконечный католический крест как знак надежды на обращение русского князя в католичество. Крест у Антония при въезде в Москву отобрали по приказу митрополита Филиппа, не одобрявшего этот брак.

12 ноября 1472, приняв православие под именем Софии, Зоя была обвенчана с Иваном III. При этом жена «окатоличила» мужа, а муж «оправославил» жену, что было воспринято современниками как победа православной веры над «латынством».

18 апреля 1474 Софья родила первую (быстро умершую) дочь Анну, затем еще одну дочь (также умершую столь быстро, что ее не успели окрестить). Разочарования в семейной жизни компенсировались активностью во внедомашних делах. Муж советовался с ней в принятии государственных решений (в 1474 им была выкуплена половина Ростовского княжества, заключен дружественный союз с крымским ханом Менгли-Гиреем). Барон Герберштейн, два раза приезжавший в Москву послом германского императора при Василии II, наслушавшись боярских толков, написал о Софье в своих записках, что это была женщина необычайно хитрая, имевшая большое влияние на князя.

Софья деятельно участвовала в дипломатических приемах (венецианский посланник Кантарини отметил, что прием, организованный ею, прошел «весьма величаво и ласково»). Согласно легенде, приведенной не только русскими летописями, но и английским поэтом Джоном Милтоном, в 1477 Софья смогла перехитрить татарского хана, объявив, что имела знак свыше о строительстве храма святому Николаю на том месте в Кремле, где стоял дом ханских наместников, контролировавших сборы ясака и действия Кремля. Этот рассказ представляет Софью решительной натурой («выставила их из Кремля, дом снесла, хотя храм не построила»). В 1478 Русь фактически прекратила выплату дани Орде; до полного свержения ига оставалось два года.

25 марта 1479 Софья родила сына, будущего князя Василия III Ивановича .

В 1480, опять-таки по «совету» супруги, Иван III выехал с ополченцами к реке Угре (под Калугой), где стояло к войско татарского хана Ахмата. «Стояние на Угре» битвой не завершилось. Начавшиеся морозы и отсутствие продовольствия заставили хана с войском уйти. Эти события положили конец ордынскому игу. Главное препятствие на пути усиления великокняжеской власти рухнуло и, опираясь, на свою династическую связь с «православным Римом» (Константинополем) через жену Софью, Иван III провозгласил себя преемником державных прав византийских императоров. Московский герб с Георгием Победоносцем был объединен с двуглавым орлом – древним гербом Византии. Этим подчеркивалось, что Москва – наследница Византийской империи, Иван III – «царь всего православия», Русская Церковь – преемница греческой. Под влиянием Софьи церемониал великокняжеского двора приобрел невиданную ранее пышность, схожую с византийско-римской.

В 1483 авторитет Софьи пошатнулся: она неосмотрительно подарила принадлежавшее ранее Марии Борисовне, первой жене Ивана III, драгоценное родовое ожерелье («саженье») своей племяннице, жене верейского князя Василия Михайловича. Муж же предназначал дорогой подарок невестке Елене Степановне Волошанке, жене своего сына Ивана Молодого от первого брака. В возникшем конфликте (Иван III требовал возврата ожерелья в казну), но Василий Михайлович предпочел сбежать вместе с ожерельем в Литву. Воспользовавшись этим, московская боярская верхушка, недовольная успешностью централизаторской политики князя, выступила против Софьи, считая именно ее идейной вдохновительницей нововведений Ивана, ущемлявших интересы его детей от первого брака.

Софья начала упорную борьбу за обоснование права на московский престол за своим сыном Василием. Когда сыну было 8 лет, она даже сделала попытку организовать заговор против мужа (1497), но тот был раскрыт, а сама Софья подверглась осуждению по подозрению в волшебстве и связи с «бабой-колдуньей» (1498) и вместе с сыном Василием подверглась опале.

Но судьба была милостива этой неуемной защитнице прав своего рода (за годы своего 30-летнего брака Софья родила 5 сыновей и 4 дочери). Смерть старшего сына Ивана III, Ивана Молодого, заставила супруга Софьи сменить гнев на милость и вернуть сосланных в Москву. На радостях Софья заказала церковную пелену со своим именем («Царевна царьгородская, великая княгиня московская Софья великого князя московского»).

Почувствовав себя вновь хозяйкой в столице, Софья сумела привлечь в Москву врачей, деятелей культуры и особенно архитекторов; в Москве началось активное каменное строительство. Прибившие с родины Софьи и по ее распоряжению архитекторы Аристотель Фьораванти, Марко Руффо, Алевиз Фрязин, Антонио и Петро Солари возвели в Кремле Грановитую палату, Успенский и Благовещенский соборы на Соборной площади Кремля; завершилось строительство Архангельского собора. Влияние Софьи на мужа возрастало. Боярин Берсень укоризненно сказал тогда, по словам летописца: «Государь наш, запершись, у кровати всякие дела делает». По словам великого русского историка В.О.Ключевского, Софье «нельзя отказать во влиянии на декоративную обстановку и закулисную жизнь Московского двора, на придворные интриги и личные отношения; но на политические дела она могла действовать только внушениями, вторившими тайным или смутным помыслам самого Ивана».

Софья умерла 7 августа 1503 в Москве раньше Ивана III на два года, добившись многих почестей. Ее погребли в московском Вознесенском девичьем монастыре Кремля.

В декабре 1994 в связи с перенесением останков княжеских и царских жён в подвальную палату Архангельского собора, по хорошо сохранившемуся черепу Софьи учеником М.М.Герасимова С.А.Никитиным был восстановлен ее скульптурный портрет.

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

Греческая принцесса, которая оказала значительное воздействия на нашу страну. С этого времени началось, фактически, устройство самостоятельного монархического Русского государства.

Софья Палеолог появилась на свет в 40-х годах 15 века, при рождении имела имя Зоя и являлась наследницей древнего греческого рода, управляющего Византией с 13 по 15 века. Затем семья Палеолог переехала в Рим.

Современники отмечали восточную красоту принцессы, острый ум, любознательность, высокий уровень ее образованности и культуры. Софью пытались сосватать за короля Кипра Якова 2, а потом за итальянского князя Караччоло. Оба брака не состоялись, ходили слухи, что Софья якобы отказала женихам, так как не хотела отказываться от своей веры.

В 1469 году папа римский Павел 2 посоветовал Софью в жены овдовевшему великому князю Московскому Католическая церковь надеялась данным союзом оказать свое воздействия на Русь.

Но дело к свадьбе шло не скоро. Князь не торопился, решил посоветоваться с боярами и матерью Марией Тверской. Лишь потом отправил в Рим своего посланника итальянца Джана Батистту дела Вольпе, которого на Руси звали просто Иваном Фрязиным.

Ему поручено от имени царя вести переговоры и посмотреть невесту. Итальянец вернулся назад, не один, а с портретом невесты. Через три года Вольпе уехал за будущей княгиней. Летом Зоя со своей многочисленной свитой двинулась в путь в северную, неведомую страну. Во многих городах, через которые проезжала племянница греческого императора, будущая княгиня Руси пробуждала большое любопытство.

Горожане отмечали ее внешность, чудесную белую кожу и огромные черные, очень красивые глаза. Одета принцесса в платье пурпурного цвета, поверх парчовая мантия подбитая соболями. На голове Зои, в волосах сверкали бесценные камни и жемчуг, на плече поражала красотой крупная застёжка, украшенная большим драгоценным камнем, бросавшийся в глаза на фоне роскошного наряда.

После сватовства Ивану 3 был передан в подарок портрет невесты искусной работы. Существовала версия, что гречанка занималась магией и тем самым портретом приворожила . Так или иначе, но венчание Ивана 3 и Софьи состоялась в ноябре 1472 года когда Софья приехала в Москву.

Надежды католической церкви на Софью Палеолог не оправдались. При въезде в Москву представителю папы было отказано в торжественном несении католического креста и впоследствии его положение при русском дворе ни играло никакой роли. Византийская царевна вернулась к православной вере и стала ярой противницей католицизма.

В браке Софьи и Ивана 3 было 12 детей. Первые две дочери умерли в младенчестве. Существует легенда, что рождение сына было предречено Софьи святым . Во время паломничества московской княгини в Троице-Сергиеву Лавру, преподобный явился к ней и вознес младенца мужского пола. Действительно, вскоре Софья родила мальчика, который впоследствии стал наследником престола и первым признанным русским царем - Василием 3.

С рождением нового претендента на престол при дворе начались интриги, завязалась борьба за власть между Софьей и сыном Ивана 3 от первого брака - Иваном Молодым. Молодой князь уже имел своего наследника - маленького Дмитрия, но он обладал слабым здоровьем. Но вскоре Иван Молодой заболел подагрой и умер, лечивший его лекарь был казнен и пошли слухи, что князя отравили.

Его сын - Димитрий внук Ивана 3 был коронован как великий князь, и считался наследником престола. Однако в ходе интриг Софьи скоро попал под опалу дед - Ивана 3, был заточен в темницу и вскоре умер, а право наследования перешло сыну Софьи - Василию.

Будучи московской княгиней Софья проявляла большую инициативу в государственных делах мужа. По ее настоянию Иван 3 в 1480 году отказался платить дань татарскому хану Ахмату, разорвал грамоту и приказал выгнать ордынских послов вон.

Последствия не заставили себя ждать - хан Ахмат собрал всех своих воинов и двинулся на Москву. Его войска осели на реке Угре и стали готовиться для нападения. Пологие берега реки не давали необходимого преимущества в бою, время шло и войска оставались на месте, ожидая наступление холодов, чтобы перейти реку по льду. В это же время в Золотой орде начались беспорядки и восстания, возможно это послужило причиной, по которой хан развернул свои тумены и ушел с Руси.

Софья Палеолог перенесла на Русь свое наследие Византийской империи. Вместе с приданным царевна привезла редкие иконы, большую библиотеку с трудами Аристотеля и Платона, сочинениями Гомера, а в подарок мужу достался царский трон из слоновой кости с вырезанными библейскими сюжетами. Все это в последствии перешло к их внуку -

Благодаря своим амбициям и большому влиянию на мужа, она приобщила Москву к европейским порядкам. При ней в княжеском дворе был установлен этикет, княгине дозволялось иметь свою половину дворца и самостоятельно принимать у себя послов. Из Европы в Москву были вызваны лучшие архитекторы и живописцы того времени.

В деревянной столице Софьи явно не хватало былой величественности Византии. Были возведены здания, которые стали лучшими украшениями Москвы: Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы. Также построены: Грановитая палата для приема послов и гостей, Казенный двор, Набережная каменная палата, башни Московского Кремля.

В течении всей собственной жизни Софья считала себя царегородской царевной, именно ей принадлежит идея сделать из Москвы третий Рим. После сочетания браком Иван 3 ввел в свой герб и печатники символ рода Палеологов - двуглавого орла. Кроме того Русь стала называться Россией, благодаря Византийской традиции.

Несмотря на видимые достоинства народ и бояре относились к Софье с неприязнью, называя ее «гречанкой» и «чародейкой». Многие опасались ее влияния на Ивана 3, так как князь стал отличаться жестким нравом и требовать от поданных полного повиновения.

Тем ни менее, именно благодаря Софье Палеолог произошло сближение России и Запада, изменилась архитектура столицы, установились частные связи с Европой, а также укрепилась внешняя политика.

Поход Ивана 3 против независимого Новгорода закончился полной его ликвидацией. Судьба Новгородской республики предопределила и судьбу . Московская рать вступила на территорию тверской земли. Теперь уже Тверь "целовала крест" присягая Ивану 3, а тверской князь вынужден бежать в Литву.

Успешно проведенное объединение русских земель создало условия для освобождения от ордынской зависимости, что и произошло в 1480 году.

Читайте, комментируйте, делитесь статьей с друзьями.

По одной из версий они являлись потомственными торговцами старой книгой - Древнесловами, по другой - Древнеродными, находящимися в родстве с императорскими династиями Комнинов и Ангелов. Древние египтяне почитали фракийцев древнейшим народом на земле, поэтому Древнеродные- могло иметь отсылку к Первочеловеку.

Биография Софии

1449 , родилась в Мистре, близ Спарты (как и Елена Троянская) , от деспота Мореи (Пелопоннеса) - Фомы Палеолога, брата бездетного императора Константина XI , которому являлась племянницей. Имя при рождении - Зоя

1453 , падение Константинополя, император Константин XI убит. Георгий Трапезундский " история Мира приблизилась к своему концу " , византийский историк Дука " Мы достигли конца времён, видели страшную, чудовищную грозу, разразившуюся над нашими головами ". Зое четыре года, рождение её брата Андрея

1455 , рождение Мануила, брата Зои

1460 , Морея захвачена турками и Зоя вместе с отцом Фомой, титулярным императором Византии, переезжает на Корфу (Керкиру). Фома посылает к Папе своего посланника - Георгия Ралиса. В главном храме Киркиры, у мощей святого Спиридона, девочка Зоя молится за возрождение Византии. И в наши дни духовенство храма часто меняет Спиридону туфли, которые чудесным образом изнашиваются, так как Спиридон посещает всех нуждающихся и молится за Византийское чудо. Во время чумы семья Палеологов переезжает в горное селение Хломос

ноябрь 1460 , Фома уезжает в Рим, он везёт Папе голову апостола Андрея и его крест. Голова апостола помещена в соборе Святого Петра Ватикана

1462 , смерть матери на Корфу, прибытие Фомы в Рим. Мама Зои похоронена на Керкире в монастыре Святых апостолов Ясона и Сосипатра

1464, Фома вместе с Папой Пием II благославляет венецианские военные галеры против турок. Поход оказался неудачным, но привёз в Римини останки византийского философа Плифона, по примеру академии которого была создана Флорентийская академия Фичино

1465 , Фома вызывает сыновей в Рим и умирает на руках кардинала Виссариона. Тело Фомы погребено в склепе базилики Святого Петра, при перестройке собора в XVI веке могила Фомы утрачена. Приезд Зои с братьями в Анкону. Наследником Византии становится Андрей Палеолог

1466 , от брака с Зоей отказался король Кипра - Жак II де Лузиньян

1467 , обручена с князем Караччоло, но брак не состоялся

1469 , Иван Фрязин (Жан Баттист дела Вольпе) отправляется в Рим сватать Зою для Ивана III

1470 , возвращение Ивана Фрязина в Москву с картиной Зои

1 июня 1472 , заочное обручение Софии с Иваном III и выезд в Москву. По свидетельству болонцев Софье тогда было около 24х лет, по нашей версии 23. София двигалась по маршруту Рим - Витербо - Сиена - Флоренция - Болонья - Нюрнберг - Любек - Таллин (11 дней на корабле) - Дерп (Тарту) - Псков - Великий Новгород - Москва

12 ноября1472 , венчание Софьи с Иваном III в Кремле, во временной церкви на месте Успенского Собора. Девушка возвращается к православию и отныне она София. Этим именем её именуют только московские источники

1474 , рождение дочери Анны. Умерла во младенчестве

1479 , рождение Василия III

Осень 1480 , бегство Софьи,с детьми,казной и архивами,от монгольской орды на Белоозеро. София отвечает за сохранность денег, книг, документов, святынь.

7 марта 1490, наследник Иоанна III , один из лидеров Западнической партии, Иван Молодой - скончался. Князь Андрей Курбский назвал причиной смерти отравление царевича греками (евразийцами) Софьи Палеолог. Ложный навет.

1492 (7000) , ожидаемый конец Света по Византийскому календарю

1497 , раскрыт заговор Владимира Гусева. Якобы, греческая партия хотела убить Дмитрия Ивановича, сына Ивана Молодого. Василий III и София попадают в опалу. Ложный навет.

1500 , отставка Фёдора Курицына, руководителя разведки и лидера западников, интриговавшего против Софии

1502 , опала Дмитрия Ивановича и его матери Елены Волошанки. Победа евразийцев над славянофилами и западниками. Василий III - соправитель отца

7 апреля 1503 , смерть Софии Палеолог. Ее похоронили в великокняжеской усыпальнице Вознесенского женского монастыря в Кремле. Постройки сей обители были разобраны в 1929 году, и саркофаги с останками великих княгинь и цариц перевезли в подвальную палату Архангельского собора в Кремле, где они находятся и сегодня. Это обстоятельство, а также хорошая сохранность скелета Софьи Палеолог позволили специалистам воссоздать ее облик.

1594 , казнен Иван Волк, брат Фёдора Курицына

1892 , первая книга о Софье Палеолог (Павел Пирлинг 1840 - 1922)

1929 , перенос останков Софьи Палеолог в Архангельский Собор

1994 , началось исследование останков Софии Палеолог. Был определён её возраст 50-60 лет, а также восстановлен её внешний облик, над ним работал Сергей Никитин (1950 -). "Идея проекта, о котором пойдет речь, - вспоминает,заведущая археологическим отделом Кремля, Татьяна Панова, - возникла несколько лет назад, когда я участвовала в экспертизе человеческих останков, обнаруженных в подвале старого московского дома. В 1990-е такие находки быстро обрастали слухами о якобы происходивших здесь расстрелах сотрудниками НКВД в сталинские времена. Но погребения оказались частью разрушенного кладбища XVII—XVIII веков. Следователь был рад закрыть дело, а работавший со мной Сергей Никитин из Бюро судебно-медицинской экспертизы вдруг обнаружил, что у него с историком-археологом есть общий объект для исследований — останки исторических личностей. Так, в 1994 году началась работа в некрополе русских великих княгинь и цариц XV — начала XVIII века, сохраняющегося с 1930-х годов в подземной палате рядом с Архангельским собором Кремля ". "Мне, - продолжает Татьяна Панова, - посчастливилось видеть этапы воссоздания облика Софьи, еще не зная всех обстоятельств ее многотрудной судьбы. По мере того как проявлялись черты лица этой женщины, становилось ясно, насколько жизненные ситуации и болезни ожесточали характер великой княгини. Да иначе и быть не могло — борьба за собственное выживание и судьбу сына не могла не оставить следов. Софья добилась того, чтобы ее старший сын стал великим князем Василием III. Смерть законного наследника, Ивана Молодого, в возрасте 32 лет от подагры до сих пор вызывает сомнения в ее естественности. Кстати, здоровьем князя занимался итальянец Леон, приглашенный Софьей. Василий унаследовал от матери не только облик, который оказался запечатлен на одной из икон XVI века — уникальный случай (икону можно увидеть в экспозиции Государственного исторического музея), но и жесткий характер. Греческая кровь сказалась и в Иване IV Грозном — он очень похож на свою царственную бабушку средиземноморским типом лица. Это отчетливо видно, когда смотришь на скульптурный портрет его матери — великой княгини Елены Глинской".

2005 , книга Татьяны Пановой (1949 -), учавствовавшей в работе с останками деспины, о Софье Палеолог

Окружение

I. Семья

Отец - Фома Палеолог

Мать - Екатерина Цаккария Ахайская

Сестра - Елена Палеолог

Брат - Андрей Палеолог

Брат - Мануил Палеолог

Муж - Иван III

Дочь - Анна (1474) умерла в младенчестве

Дочь - Елена (1475) умерла в младенчестве

Дочь - Феодосия (1475 - ?)

Дочь - Елена Ивановна (1476 - 1513)

Сын - Василий III (1479 - 1533)

Сын - Юрий Иванович (1480 - 1536)

Сын - Дмитрий Жилка (1481 - 1521)

Дочь - Евдокия (1483 - 1513)

Дочь - Елена (1484) умерла в младенчестве

Дочь - Феодосия (1485 - 1501)

Сын - Симеон Иванович (1487 - 1518)

Сын - Андрей Старицкий (1490 - 1537)

II. Греки, прибывшие на Русь

Софию сопровождали не менее 50ти греков из разных родов

Палеологи

Траханиоты

Георгий (Юрий)

Дмитрий

Ралисы (Ралевы, Ларевы)

Дмитрий Грек

Мануил

Ласкарисы (Ласкеривы)

Федор

Лазарисы (Лазаревы)

Константин, князь Феодоро (Мангупы) . Святой Кассиан из Учемской пустыни

Кербуши (Кашкины)

Карпубус

Аталык

Армамет

Цицероны (Чичерины)

Афанасий Цицерон

Мануилы (Мануйловы)

Ангелы (Ангеловы)

III. Филэллины (грекофилы, друзья греков, евразийцы)

IV. Западники

Федор Курицын (- 1504) руководитель разведки

Елена Волошанка (- 1505) жена Ивана Молодого

Иван Молодой (1458 - 1490) сын Ивана III

Дмитрий (1483 - 1509) внук Ивана III

Семён Ряполовский, воевода

Иван Волк (- 1504) брат Курицына

Иван Патрикеев (1419 - 1499) дворец

V. Славянофилы

VI. Митрополиты Московские и Всея Руси

Геронтий (1473 - 1489)

Зосима (1490 - 1495)

Симон (1495 - 1511)

Итоги деятельности

1.Корона и титулы Византийской империи, которыми торговал Андрей Палеолог (брат Софьи) , также как и православные реликвии в руках Мануила Палеолога, второго сына Фомы, на поверку оказались мало значимыми. Библиотека Софьи , вокруг которой сплотилась греческая партия, наоборот позволила хрупкой женщине переиграть западников и славянофилов, посадить на трон Василия III и запустить Русь по евразийскому пути. Москва - Третий Рим.

2. Иоанн III делил государство на Дворец, Казну и Церковь. На стороне Дворца выступали - западники и разведка Курицына, на строне Церкви - славянофилы и контрразведка. Софья, её византийцы (евразийцы) , сумели создать вокруг Казны (Библиотеки, архивов..) группу хранителей Гостайны и подчинить себе противоположности, схватив их как Двуглавый Орел, двух зайцев, на гербе Палеологов.

Книги о Софье Палеолог

1892 , Пирлинг П. Россия и Восток. Царское бракосочетание, Иван III и Софья Палеолог

1998, София Палеолог. Женщины России (миниатюрное издание)

2003 , Ирина Чижова. София Палеолог

2004 , Арсеньева Е.А. Ожерелье раздора. София Палеолог и великий князь Иван III

2005 , Панова Т.Д. Великая княгиня Софья Палеолог

2008 , Леонардос Георгис. София Палеолог, из Византии в Россию

2014 , Гордеева Л.И. Софья Палеолог. Летопись жизни

2016 , Матасова Т.А. Софья Палеолог. ЖЗЛ 1791

2016 , Павлищева Н. София Палеолог. Первый кинороман о первой русской царице

2017 , Соротокина Н.М. Софья Палеолог. Венец всевластия

2017 , Пирлинг П. София. Иван III и София Палеолог. Мудрость и верность (переиздание книги 1892 года)

Кино

2016 , сериал " София " (главная роль - Мария Андреева)

Иван III Васильевич в 1467 году овдовел. Через два года явилось в Москву посольство из Рима. Кардинал Виссарион, поборник Флорентийского единения церквей, в письме предлагал Ивану Васильевичу руку Софии, племянницы последнего византийского императора, дочери его брата Фомы, князя Морейского, который после падения Константинополя нашел со своим семейством убежище в Риме. Папа Павел II через своего кардинала надумал устроить брак Софии с великим князем, чтобы завязать отношения с Москвою и постараться утвердить свою власть над Русской церковью.

Такое предложение порадовало самолюбивого Ивана; но он, по своему осторожному нраву, не сразу ответил согласием. Он советовался и с матерью, и с митрополитом, и с ближайшими боярами. Все находили, как и сам царь, этот брак желательным. Иван Васильевич отправил в Рим послом Ивана Фрязина, своего денежника (чеканившего монету). Тот возвратился оттуда с грамотами от папы и портретом Софии и вновь был отослан в Рим представлять жениха при обручении. Папа думал восстановить Флорентийское соединение и надеялся найти в русском государе сильного союзника против турок. Фрязин, хотя и принял в Москве православие, но особо не дорожил им и потому готов был обещать папе все, чего тот хотел, лишь бы поскорей уладить дело.

1472 год, лето - София Палеолог уже ехала в Москву. Ее сопровождал кардинал Антоний; кроме этого, с нею было много греков. На пути устраивались ей торжественные встречи. Когда она подъезжала ко Пскову, к ней навстречу вышли посадники и духовенство с крестами и хоругвями. София пошла в Троицкий собор, там усердно молилась и прикладывалась к образам. Это понравилось народу; но римский кардинал, бывший с нею, смущал православных.

Он был одет, по словам летописца, не по нашему обычаю – весь в красном, на руках были перчатки, которых он никогда не снимал и благословлял в них. Пред ним несли серебряное литое распятие на длинном древке (латинский крыж). Он не крестился и к образам не прикладывался; приложился только к иконе Богородицы, и то по требованию царевны. Очень уж не нравилось это все православным.

Из церкви София отправилась на княжеский двор. Там посадники и бояре угощали ее и приближенных ее различными яствами, медом и вином; наконец, поднесли ей подарки. Бояре и купцы дарили ее, кто чем мог. От всего Пскова поднесли ей в дар 50 рублей. Так же торжественно принимали ее в Новгороде.

Когда София подъезжала уже к Москве, великий князь совещался с матерью, братьями и боярами, как быть: проведал он, что всюду, куда входила София, шел впереди папский кардинал, а пред ним несли латинский крыж. Одни советовали не запрещать этого, чтобы не обидеть папу; другие говорили, что никогда еще не бывало на Руси, чтобы такая почесть воздавалась латинской вере; попробовал было сделать это Исидор, да за то и погиб.

Послал великий князь спросить у митрополита, как он думает об этом, и получил такой ответ:

– Папскому послу не только входить в город с крестом, но даже и подъезжать близко не подобает. Буде ты почтить его, то он – в одни ворота в город, а я, отец твой, другими воротами вон из города! Не только видеть, но и слышать нам о том неприлично. Кто чужую веру чтит, тот над своей ругается!

Такая нетерпимость митрополита клатинству уже наперед показывала, что папский посол не сможет ничего добиться. Великий князь велел боярину взять у него крест и спрятать в сани. Вначале легат не хотел было уступить; в особенности противился Иван Фрязин, которому хотелось, чтобы папский посол был принят в Москве с такою же честью, как принимали его, Фрязина, в Риме; но боярин настоял, и наказ великого князя был исполнен.

Приезд Софьи в Москву

1472 год, 12 ноября - въехала София в Москву. В тот же день совершили бракосочетание; а на другой день был принят папский посол. Он поднес великому князю дары от папы.

В течении трех месяцев было римское посольство в Москве. Здесь его угощали, держали в большой чести; Иван III с щедростью одарил кардинала. Попытался было тот заговорить о соединении церквей, однако из этого, как и следовало ожидать, ничего не вышло. Иван Васильевич отдал это церковное дело на решение митрополита, а тот нашел какого-то книжника Никиту Поповича для состязаний с легатом. Этот Никита, по словам летописца, переспорил кардинала, так что тот не знал, что и отвечать, – отговаривался только тем, что с ним нет книг, необходимых для спора. Попытка папы соединить церкви кончилась и на этот раз полной неудачей.

Приданное Софьи Палеолог

София привезла с собой щедрое приданое. Это была легендарная «либерия» – библиотека, привезенная будто бы на 70 подводах (больше известная как «библиотека Ивана Грозного»). В нее входили греческие пергаменты, латинские хронографы, древневосточные манускрипты, среди которых были неизвестные нам поэмы Гомера, сочинения Аристотеля и Платона и даже уцелевшие книги из легендарной Александрийской библиотеки.

По преданию, Софья привезла с собой в подарок мужу «костяной трон» (сейчас известный как «трон Ивана Грозного»): его деревянный остов покрывали пластины из слоновой и моржовой кости с вырезанными на них сюжетами на библейскую тематику.

Привезла Софья и несколько православных икон, в том числе и, предположительно, редкую икону Божией Матери «Благодатное Небо».

Значение брака Ивана и Софьи

Брак Великого князя с греческой царевной имел важные последствия. Бывали и раньше случаи, что русские князья женились на греческих царевнах, но эти браки не имели такого значения, как женитьба Ивана и Софьи. Византия была теперь порабощена турками. Византийский император раньше считался главным защитником всего восточного христианства; теперь таким защитником становился московский государь; с рукой Софии он как бы наследовал и права Палеологов, даже усваивает герб Восточной Римской империи – двуглавого орла; на печатях, которые привешивались к грамотам, стали с одной стороны изображать двуглавого орла, а с другой – прежний московский герб, Георгия Победоносца, поражающего дракона.

Византийские порядки стали все сильней и сильней сказываться в Москве. Хотя последние византийские императоры вовсе не были могущественными, но держали себя в глазах всех окружающих очень высоко. Доступ к ним был очень труден; множество различных придворных чинов наполняло великолепный дворец. Пышность дворцовых обычаев, роскошная царская одежда, блистающая золотом и драгоценными камнями, необычайно богатое убранство царского дворца – все это в глазах народа очень возвышало особу государя. Пред ним все преклонялось, как пред земным божеством.

Не то было в Москве. Великий князь был уже могучим государем, а жил немногим пошире и побогаче, чем бояре. Они обходились с ним почтительно, но просто: некоторые из них были из удельных князей и свое происхождение вели тоже, как и великий князь, от Рюрика. Незатейливая жизнь царя и простое обращение с ним бояр не могли понравиться Софьи, знавшей о царском величии византийских самодержцев и видевшей придворную жизнь пап в Риме. От жены и в особенности от людей, приехавших с нею, Иван III мог многое слышать о придворном обиходе византийских царей. Ему, хотевшему быть настоящим самодержцем, многие придворные византийские порядки должны были очень понравиться.

И вот мало-помалу начали появляться в Москве новые обычаи: Иван Васильевич начал держать себя величаво, в сношениях с иностранцами титуловался «царем», послов начал принимать с пышною торжественностью, установил обряд целования царской руки в знак особой милости. Потом появились придворные чины (ясельничий, конюший, постельничий). Великий князь стал жаловать в бояре за заслуги. Кроме сына боярского, в это время появляется другой низший чин – окольничий.

Бояре, бывшие ранее советниками, думцами княжими, с которыми государь, по обычаю, совещался о всяком важном деле, как с товарищами, теперь обратились в покорных слуг его. Милость государя может возвысить их, гнев – уничтожить.

Под конец своего княжения Иван III стал настоящим самодержцем. Не по душе многим боярам были эти перемены, но никто не смел высказать этого: великий князь был очень суров и наказывал жестоко.

Нововведения. Влияние Софьи

Со времени приезда Софии Палеолог в Москву завязались сношения с Западом, в особенности с Италией.

Внимательный наблюдатель московской жизни барон Герберштейн, два раза приезжавший в Москву послом германского императора при Ивановом преемнике, наслушавшись боярских толков, замечает о Софье в своих записках, что это была женщина необыкновенно хитрая, имевшая большое влияние на великого князя, который по ее внушению сделал многое. Ее влиянию приписывали даже решимость Ивана III сбросить с себя татарское иго. В боярских россказнях и суждениях о царевне нелегко отделить наблюдение от подозрения или преувеличения, руководимого недоброжелательством.

Москва того времени была очень неприглядной. Деревянные небольшие постройки, поставленные как попало, кривые, немощеные улицы, грязные площади – все это делало Москву похожей на большую деревню или, верней, на собрание множества деревенских усадеб.

После свадьбы и сам Иван Васильевич почувствовал необходимость в перестройке Кремля, в могущественную и неприступную цитадель. Все началось с катастрофы 1474 г., когда Успенский собор, возводимый псковскими мастерами, рухнул. В народе сразу поползли слухи, что беда стряслась из-за «грекини», до этого пребывавшей в «латинстве». Пока выяснились причины обрушения, Софья посоветовала супругу пригласить архитекторов из Италии, которые тогда были лучшими мастерами в Европе. Их творения могли сделать Москву равной по красоте и величественности европейским столицам и поддержать престиж московского государя, а также подчеркнуть преемственность Москвы не только Второму, но и Первому Риму.

Один из лучших итальянских строителей того времени Аристотель Фиораванти согласился ехать в Москву за 10 рублей жалованья в месяц (деньги по тем временам порядочные). Он за 4 года соорудил великолепный по тогдашнему времени храм – Успенский собор, освященный в 1479 году. Это здание сохранилось до сих пор в Московском Кремле.

Потом начали строить и другие каменные церкви: в 1489 году был возведен Благовещенский собор, имевший значение домовой церкви царя, а незадолго до смерти Ивана III был снова построен Архангельский собор вместо прежней обветшавшей церкви. Задумал государь построить каменную палату для торжественных собраний и приемов иноземных послов.

Эта постройка, сооруженная итальянскими зодчими, известная под названием Грановитой палаты, сохранилась до наших дней. Кремль был обведен снова каменной стеной и украшен красивыми воротами и башнями. Для себя великий князь приказал выстроить новый каменный дворец. Вслед за великим князем начал и митрополит сооружать себе кирпичные палаты. Трое бояр также построили себе каменные дома в Кремле. Таким образом, Москва стала постепенно обстраиваться каменными зданиями; но эти постройки долго и после этого не входили в обычай.

Рождение детей. Государственные дела

1474 год, 18 апреля - Софья родила первую (быстро умершую) дочь Анну, потом еще одну дочь (тоже умершую так быстро, что ее не успели окрестить). Разочарования в семейной жизни компенсировались активностью в государственных делах. Великий князь советовался с ней в принятии государственных решений (в 1474 он выкупил половину Ростовского княжества, заключил дружественный союз с крымским ханом Менгли-Гиреем).

Софья Палеолог принимала деятельное участие в дипломатических приемах (венецианский посланник Кантарини отметил, что прием, который организовала она, прошел «весьма величаво и ласково»). Согласно легенде, приведенной не только русскими летописями, но и английским поэтом Джоном Милтоном, в 1477 Софья смогла перехитрить татарского хана, объявив, что имела знак свыше о строительстве храма святому Николаю на том месте в Кремле, где стоял дом ханских наместников, контролировавших сборы ясака и действия Кремля. Эта легенда представляет Софью решительной натурой («выставила их из Кремля, дом снесла, хотя храм не стала строить»).

1478 год - Русь фактически прекратила выплату дани Орде; до полного свержения ига осталось 2 года.

В 1480, опять-таки по «совету» жены, Иван Васильевич выехал с ополченцами к реке Угре (под Калугой), где стояло к войско татарского хана Ахмата. «Стояние на Угре» битвой не закончилось. Начавшиеся морозы и отсутствие продовольствия заставили хана с войском уйти. Эти события положили конец ордынскому игу.

Главное препятствие на пути усиления великокняжеской власти рухнуло и, опираясь, на свою династическую связь с «православным Римом» (Константинополем) через жену Софью, государь провозгласил себя преемником державных прав византийских императоров. Московский герб с Георгием Победоносцем был объединен с двуглавым орлом – древним гербом Византии. Этим было подчеркнуто, что Москва – наследница Византийской империи, Иван III – «царь всего православия», Русская Церковь – преемница греческой. Под влиянием Софьи церемониал великокняжеского двора приобрел невиданную доселе пышность, схожую с византийско-римской.

Права на московский престол

Софья начала упорную борьбу за обоснование права на московский престол за своим сыном Василием. Когда тому было восемь лет, она даже попыталась организовать заговор против супруга (1497 год), но тот был раскрыт, а сама Софья подверглась осуждению по подозрению в волшебстве и связи с «бабой-колдуньей» (1498 год) и вместе с царевичем Василием подверглась опале.

Но судьба была к ней милостива (за годы своего 30-ти летнего брака Софья родила 5 сыновей и 4 дочери). Смерть старшего сына Ивана III, Ивана Молодого, заставила мужа Софьи сменить гнев на милость и возвратить сосланных в Москву.

Смерть Софьи Палеолог

Скончалась Софья 7 апреля 1503 г. Она была похоронена в великокняжеской усыпальнице Вознесенского женского монастыря в Кремле. Постройки этой обители были разобраны в 1929 г., и саркофаги с останками великих княгинь и цариц были перевезены в подвальную палату Архангельского собора в Кремле, где они находятся и сегодня.

После смерти

Это обстоятельство, а также хорошая сохранность скелета Софьи Палеолог дали возможность экспертам воссоздать ее облик. Работа проводилась в Московском бюро судебно-медицинской экспертизы. Видимо, нет необходимости описывать подробно процесс восстановления. Отметим лишь, что портрет был воспроизведен с использованием всех научных методик.

Исследование останков Софьи Палеолог показало, что она была невысокого роста - около 160 см. Череп и каждая кость тщательно изучались, и в результате было установлено, что смерть великой княгини наступила в возрасте 55-60 лет. В результате исследований останков установили, что Софья была женщиной полной, с волевыми чертами лица и имела нисколько не портившие ее усики.

Когда перед исследователями предстал облик этой женщины, лишний раз стало ясным, что в природе не бывает ничего случайного. Речь идет об удивительном сходстве Софьи Палеолог и ее внука - царя Ивана IV Грозного, подлинный облик которого нам хорошо знаком по работе известного советского антрополога М.М.Герасимова. Ученый, работая над портретом Ивана Васильевича, отмечал черты средиземноморского типа в его облике, связывая это как раз с влиянием крови его бабушки, Софьи Палеолог.