Влияние людей на животных: прямое и косвенное, положительное и отрицательное. Прямое и косвенное воздействие человека на природу

Прямое и косвенное, преднамеренное и непреднамеренное воздействия на природу. Прямым антропогенным воздействием называют непосредственное влияние деятельности человека на природные экосистемы. Прямое воздействие - это любой вид непосредственного вторжения человека в биогеоценозы: строительство поселений, дорог, использование земель в сельскохозяйственном производстве, ведение лесозаготовок, охотничьего или рыболовецкого промысла, добыча полезных ископаемых, промышленное производство и др. Все это ведет к перерождению биогеоценозов и сужению разнообразия биологических видов, а также к накоплению загрязнений в природной среде.[ ...]

Прямые токсические воздействия повышенных концентраций -озона в нижней атмосфере на объекты природы и на человека исследуются давно и широко при гигиенических исследованиях последствий загрязнения нижней атмосферы в городах и промышленных регионах. Обзоры направлений и результатов этих исследований приведены во многих публикациях, среди которых можно отметить такие монографии, как , а также многие «статьи в журналах по охране окружающей среды.[ ...]

На планете в последние годы в природе также происходят уже глобальные необратимые изменения, вызываемые стихийными бедствиями и техногенными катастрофами. Постепенно разрушается озоновый слой атмосферы, охраняющий Землю от прямого губительного воздействия солнечных ультрафиолетовых лучей, которые могут погубить все живое на Земле. Происходит постепенное потепление климата, что может привести к таянию снегов и льдов, к повышению уровня Мирового океана.[ ...]

Прямое (непосредственное) воздействие - изменение природы в результате прямого воздействия хозяйственной деятельности человека на природные объекты и явления. Косвенное (опосредованное) воздействие - изменение природы в результате цепных реакций или вторичных явлений, связанных с хозяйственной деятельностью человека (рис. 24).[ ...]

Прямое воздействие на природу - это непосредственное, но отнюдь не всегда планируемое и желаемое изменение природы в процессе хозяйственной деятельности человека.[ ...]

Воздействие химических соединений, содержащихся в отходах, на человека и живую природу происходит как прямым, так и косвенным путем. Прямой путь - попадание вредных соединений в организм человека с воздухом и питьевой водой; косвенный путь - например, биологический. Вначале загрязнители попадают в растения, поедаемые животными, а затем с пишей -в организм человека. При этом с первоначальными соединениями происходят химико-биологические превращения, приводящие к образованию новых, более или менее опасных для организма веществ.[ ...]

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПРИРОДУ ПРЯМОЕ - непосредственное, но ие всегда планируемое н желаемое изменение природы в ходе хозяйственной деятельности.[ ...]

Вести прямые эксперименты с биосферой планеты невозможно в принципе. Учение о природе будет содержать науку в собственном смысле лишь в той мере, в какой может быть применена в ней математика» (И. Кант) .[ ...]

Различают прямые воздействия на природу, связанные с непосредственным влиянием человека на те или иные природные ресурсы, и косвенные, являющиеся следствием прямых. Например, рубка леса (не затрагивая другие природные ресурсы) оказывает косвенное воздействие на водный режим почв, водность рек, условия для ветровой и водной эрозии и др. Процессы при данном виде воздействия могут быть неизбежными, а также сопутствующими, обратимыми и необратимыми. Например, процессы осушения грунтов приводят к существенному их уплотнению; а нарушение мохового покрова в принципе процесс обратимый, как и многие механические повреждения почв. На рис. 5.1 приводится схема возможных процессов, влияющих на изменение природной обстановки в районах воздействия предприятий.[ ...]

Управление природо- и недропользованием как самостоятельный вид научной деятельности реализуется с конца 60-х начала 70-х гг. в связи с осознанием угрозы экологического риска. На необходимость поиска практических путей, способных обеспечить бесконфликтное сосуществование природы и общества, обращали внимание многие исследователи, включая В.И. Вернадского, который подчеркивал, что бесконтрольная деятельность людей таит в себе опасность глобальной катастрофы. С этого периода начинается активный поиск стратегического направления природоохранной деятельности, создание и совершенствование методов, а также средств защиты окружающей природной среды. Современные системы экологического управления ориентированы на обеспечение выполнения государственных (международных) норм и требований, ограничивающих негативное воздействие природопользования и его результатов на окружающую природную среду и способствующих ее восстановлению и воспроизводству. Они реализуются через комплекс административных, правовых, организационных, экономических и иных методов и мер, определяющих механизмы управления системой «общество- природа». Механизмы управления природоохранной деятельностью развивались в различных странах в зависимости от исторических, политических, этнокультурных и других факторов. В настоящее время выделяется обычно две (три) группы механизмов природоохранного управления: адми-нистративно-правовое регулирование и система экономических стимулов (рычагов).[ ...]

Потребляя у природы сырье, промышленность вносит в биосферу много новых веществ, одни из которых оказывают вредное влияние, а другие, наоборот полезно используются живыми организмами. Вредные вещества, загрязняя окружающую среду, зачастую выступают затем в качестве неблагоприятного воздействия внешней среды на живые организмы. В экологии способность вида противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды называется биотическим потенциалом. Влияние экологических факторов проявляется не только в их прямом воздействии на животных, но и в косвенном через изменение плодовитости и выживания животных посредством внутрипопуляционных механизмов, отображающих активную реакцию популяции на внешние воздействия. В итоге при наличии возрастающих неблагоприятных воздействий внешней среды вследствие отягощения биосферы производственными и другими отходами происходит нарушение биологического круговорота в отдельных экосистемах, а в дальнейшем могут произойти и нарушения равновесия и циклического строения биосферы.[ ...]

Среда - часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.[ ...]

Антропогенное воздействие на окружающую среду оказалось деструктивным. Эволюция вынуждена идти экстенсивно, под воздействием внешних факторов, с темпом, диктуемым не ходом естественных явлений, а трансформацией природы человеком. Закон исторического развития биосистем работает не в полной мере или совсем не работает в силу того, что роль биотического воздействия на среду относительно снизилась. Преобладает преобразующая деятельность человека. Здесь вслед за прямым уничтожением видов следует ожидать самодеструкции живого. Этот процесс фактически и идет в виде массового размножения отдельных организмов, разрушающих сложившиеся экосистемы. Все зависит от темпов изменений. Следует учесть, что эволюция биосферы не была равномерной (рис. 332), и, несмотря на увеличение степени совершенства биогеохимического круговорота, этот процесс не шел гладко.[ ...]

Антропогенные воздействия на природу, социальные последствия реализации проектов нефтедобычи будут сильно зависеть от того внимания, которое нефтяные компания уделяет этим вопросам. Возможны как идиллические картины пасущихся стад диких оленей, для которых под нефтепроводами сделаны специальные проходы, вполне довольное местное коренное и старожильческое население, получающие свою доли прибыли, и, что более важно, работу, так и прямо противоположные ситуации.[ ...]

Антропогенное воздействие на природу - прямое осознанное или косвенное и неосознанное воздействие человеческой деятельности, вызывающее изменение природной среды, естественных ландшафтов.[ ...]

При изучении проблем, связанных с воздействием на окружающую среду, прежде всего следует отметить, что они не являются такой четко очерченной областью, как это представляется на первый взгляд. Конечно, в некоторых случаях эти вопросы решаются достаточно однозначно. Так, например, утечка из хранилища на химическом предприятии высокотоксичного соединения 2,3,7,8-тетрахлордибензодиоксина(ТХДД) в 1976 г. (Севезо, Италия), приведшая к трагическим результатам для людей и животных, несомненно, должна рассматриваться как прямое воздействие на природу. Естественное поступление оксидов азота в атмосферу во много раз превосходит вклад, обусловленный антропогенной деятельностью. Этот вопрос обстоятельно будет разобран в дальнейшем (разд. 2.2.6). Проблема усложняется также и тем, что условия жизни на нашей планете не сохраняются постоянными, а непрерывно изменяются во времени.[ ...]

НАГРУЗКА АНТРОПОГЕННАЯ - степень прямого и косвенного воздействия людей и их хозяйства на природу в целом или на ее отдельные экологические компоненты и элементы ландшафты, природные ресурсы, виды живого и т. д.).[ ...]

В современной литературе техногенное воздействие часто отождествляется с источниками деятельности или даже их последствиями, что приводит к несогласованности в итоговых документах и проведению исследований, не отвечающих целевому назначению. Многие классификации не учитывают правило деления объема понятия и лишены элементарной логики построения. Признаки изменчивости антропогенеза должны отражать основные черты техногенных воздействий на ГС, поэтому в таксономическом ряду воздействий целесообразно выделить класс, подкласс, тип, вид и разновидность воздействия. При этом класс выделяется по природе (механизму) воздействия; тип - по характеру воздействия с учетом “прямого” и “обратного” действия безотносительно к источнику воздействия; вид - по конкретному техногенному влиянию, которое оказывает тот или иной источник, что раскрывает его индивидуальность; разновидность воздействия - по дополнительным частным признакам (временный характер действия, геометрические размеры, положение в пространстве и др.).[ ...]

Экологическая катастрофа - это необратимое в природе явление, представляющее одно из состояний природы, проявляющееся в природной аномалии (греч. anomalía - отклонение от нормы, от общей закономерности). Примерами природной аномалии являются длительная засуха, массовый мор скота, которые нередко возникают на основе прямого или косвенного воздействия человеческой деятельности на природные процессы, приводящие к остро неблагоприятным экономическим последствиям или массовой гибели населения определенного региона.[ ...]

Так как серная кислота оказывает многосторонние прямые и косвенные негативные воздействия на живую природу и в целом на геосистемы, экосистемы, вредное воздействие загрязнителей в более резкой форме проявляется в теплое время года. Поэтому следует ожидать возрастания отрицательного эффекта в годы с положительными аномалиями осадков данного периода. В РБ во влажные годы с дождливым летом наиболее часты циклоны с запада и отчасти - северо-запада (Кильметова, 1972). В такие годы они повторяются через каждые 10-13 дней. Циклоны несут большое количество влаги и потому более 53 % осадков приходится на их долю.[ ...]

ИЗДЕРЖКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА - затраты на мероприятия, снижающие выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую предприятие среду (совершенствование технологии, изменение состава исходных материалов, строительство очистных сооружений и т. п.), а также на мероприятия, не снижающие выбросы, но влияющие на степень их воздействия на природу (строительство высоких труб, разбавление, захоронение отходов, установление санитарных зон вокруг предприятий и т. п.). ИЗЛУЧЕНИЕ - испускание атомных частиц или электромагнитных волн и образование их поля. См. Альфа-, Бета-, Гамма-, Рентгеновское И., Ионизирующее И.. Космическое И. ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА - см./довольные изменения климата. ИЗМЕНЕНИЕ ЛАНДШАФТА - приобретение ландшафтом новых или утрата прежних свойств под влиянием внешних факторов или саморазвития . В природоохранной литературе занимает срединное положение в цепочке понятий: воздействие на ландшафт - И.л. - последствия в хозяйственной деятельности или в здоровье населения. Различают прямые и опосредованные И.л., И.л. в ходе функционирования, динамики или развития ландшафта, обратимые и необратимые И.л., прогрессивные и регрессивные И.л., целенаправленные и побочные И.л., спонтанные (связанные с эндогенными факторами) и внешние (обусловленные экзогенными факторами), И.л. в целом или же изменение отдельных компонентов ландшафта.[ ...]

Антропогенные - это факторы, обусловленные активным отношением человека к природе. Деятельность человека на планете следует выделять в особую силу, оказывающую на природу как прямое, так и косвенное воздействие. К прямому воздействию относят потребление, размножение и расселение человеком как отдельных видов животных и растений, так и создание целых биоценозов. Косвенное воздействие осуществляется путем изменения среды обитания организмов: климата, режима рек, состояния земель и др. По мере роста народонаселения и технической вооруженности человечества удельный вес антропогенных экологических факторов неуклонно возрастает.[ ...]

Специфика человеческого общества состоит в том, что в процессе развития, в результате труда оно все больше высвобождалось из-под прямой зависимости от природы и все сильнее воздействовало на нее.[ ...]

Антропичвские и антропогенные экологические факторы связаны с хозяйственной деятельностью человека. В первом случае речь идет о прямом воздействии людей на живые системы (например, искусственный отбор и селекция культивируемых растений и животных), во втором - об их косвенном, опосредованном влиянии на природу (например, подтопление аграрных ландшафтов при создании водохранилищ). Многие авторы используют один термин «антропогенный фактор», обозначая им как антропические, так и антропогенные воздействия на природу.[ ...]

Охрану геологической среды, конечно, нельзя понимать как ее абсолютную неприкосновенность, это несовместимо с потребностями развития современного общества. Всегда приходится идти на некоторый компромисс, находить оптимальное соотношение положительных (желаемых) и отрицательных (нежалаемых) последствий техногенного воадействия на недра при поисково-разведочных работах и добыче полезных ископаемых. Следовательно, требуется увеличивать положительные и сокращать отрицательные последствия техногенеза. С этих позиций охрана недр выступает как комплексная проблема достижения максимального народнохозяйственного эффекта при минимизации отрицательных последствий (ущерба) техногенного воздействия. При этом должен учитываться как прямой ущерб, наносимый природе конкретным техногенным воздействием, так и затраты, необходимые на сокращение или предотвращение этого ущерба. Для выработки оптимальной стратегии работ по предотвращению, сокращению или ликвидации негативных последствий техногенеза недр необходимо знать источники, пути и характер воздействия всех объектов нефтяной промышленности на геологическую среду, организовать поступление достоверной информации о состоянии недр, уметь прогнозировать возможное развитие процессов.[ ...]

Овладение огнем, совершенствование орудий охоты, переход от собирательства к земледелию и животноводству, появление машин, промышленного производства, преобразование больших площадей в агроценозы неуклонно изменяли существование человека на Земле. Он все больше высвобождался из-под прямой зависимости от внешней среды, усиливал воздействие на природу, способствовал быстрому развитию производственной деятельности, в процессе которой человеческое общество потребляет природные ресурсы и создает необходимые средства производства, готовые изделия и продукты питания. Биологический обмен веществ между человеком и природой не исчез, природа была и остается постоянным условием жизни человека и развития общества. Однако возникший в процессе производственной деятельности новый обмен веществ и энергии между природой и обществом носит уже иной, техногенный, а не биологический характер и называется антропогенным или социальным обменом веществ.[ ...]

Научно-техническая революция, бурный рост промышленности, автотранспорта, увеличение численности и урбанизации населения, химизация сельскохозяйственного производства - все эти факторы неизбежно ведут к увеличению эксплуатации природных ресурсов, оказывают воздействие на окружающую природу - растительный и животный мир, состояние недр, почвы, воздушного и водного бассейна. Поэтому едва ли можно назвать в наши дни более живо-трепещущую проблему глобального масштаба, чем охрана окружающей среды н природных богатств нашей планеты. Охрана окружающей среды - прямой долг каждого человека. В новой Конституции говорится: «Граждане СССР обязаны беречь природу, охранять ее богатства).[ ...]

Водохранилища - очень сложные природохозяйственные объекты. Решая многие водохозяйственные проблемы, они в то же время являются причиной противоречий в требованиях отраслей хозяйства, предъявляемых к водным ресурсам. С ростом параметров водохранилищ возрастает не только их прямой эффект, но и растут также побочные, не всегда благоприятные для природы и хозяйства последствия, их образования (гл. 6). Поэтому, учитывая многообразие воздействия водохранилищ на окружающую среду, в отдаленном будущем предполагается сооружение преимущественно мелких и средних водохранилищ.[ ...]

Термин «экология» ввел немецкий ученый Э. Геккель в 1866 году (происходит от греческого что означает жилище, убежище, ц логия - наука). Она изучает взаимодействие организмов с окружающей средой и между собой. Окружающая среда - это среда обитания и производственной деятельности человека, содержание которой характеризуется взаимодействием с неживой природой (климат, рельеф и т.д.) и живыми организмами. В понятие «окружающая среда» включаются социальные, природные и искусственно создаваемые физические, химические и биологические факторы, то есть все то, что прямо или косвенно воздействует на жизнь и деятельность человека.

Традиционно в психологической науке выделяют два основных вида педагогического воздействия; убеждение и внушение.

Убеждение - психологическое воздействие, адресованное сознанию, воле ребенка. Это логически аргументированное воздействие одного человека: или группы лиц, которое принимается критически и выполняется сознательно.

Цель убеждения - стремление добиться того, чтобы воспитанник сознательно принял взгляды, отношения и следовал им в своей деятельности. Искусство убеждения состоит в умении находить веские аргументы (факты, примеры, закономерности) и связывать их с личным опытом воспитанника. Эффективность убеждения зависит от авторитета педагога, от его собственной убежденности в том, о чем он говорит, от степени эмоциональной насыщенности убеждения, поскольку в процессе убеждения должна быть также задействована эмоциональная сфера воспитанника. Несомненно, надо хорошо знать личность и индивидуальные особенности ребенка.

Внушение - психологическое воздействие, которое отличается сниженной аргументацией, принимается при сниженной степени осознанности и критичности.

Суть внушения состоит в том, что в психику внушаемого (суггеренда) вводится установка, направленная на изменение психической деятельности, которая становится его внутренней установкой, регулирующей психическую и физическую активность при той или иной степени автоматизма.

В.Н. Куликов рассматривает следующие виды внушения: преднамеренное и непреднамеренное, положительное и отрицательное, прямое и косвенное.

Суггестор (в данном случае в его роли выступает педагог) преднамеренно, целенаправленно, сознательно внушает, точно зная, что он хочет внушить. При непреднамеренном внушении педагог не преследует цель внушить ту или иную мысль, действие, поступок. Такое внушение нередко имеет место в деятельности педагогов, родителей и приводит далеко не к тем результатам, которые они перед собой ставят. Приведем примеры. Опасение за здоровье ребенка звучит в репликах: «Отойди от форточки, простудишься!» (внушается физическая слабость, нездоровье, ребенок и в самом деле может заболеть). Нередко педагог, упрекая ребенка в лени, упрямстве или недогадливости, внушает ему эти качества. Замечено, что результат непреднамеренного внушения тем сильнее, чем выше у ребенка предрасположенность к тому, что внушается.

Различают положительное и отрицательное внушение в зависимости от того, какие психологические свойства по содержанию с точки зрения морали внушаются. Чаще всего отрицательные свойства внушаются непреднамеренно, преднамеренно вводятся установки положительного содержания. По способу воздействия выделяются прямое и косвенное внушение. Прямое внушение - внушение, при котором суггестор дает свои распоряжения прямо, открыто. Цель внушения, так же как при убеждении, не скрывается («Я думаю, ты теперь всегда будешь прилежно готовить уроки»), В школьной практике используются две разновидности прямого внушения: команда, приказ и внушающее наставление. Приказы применяются в ситуациях, требующих безоговорочного принятия и исполнения: «Встаньте!», «Уберите учебники со стола!». Такие фразы произносятся тоном, не допускающим возражения.



Внушающие наставления применяются в виде лаконичных фраз, так называемых формул внушения, которые произносит педагог, вводя установку в психику ученика: «Я могу и хочу хорошо учиться!». Как показывают результаты экспериментов, внушающее наставление способно изменить отношение школьников, дать первый импульс к преодолению пассивности, лени, безразличию.

При косвенном внушении цель внушения закрыта от внушаемого (суггеренда). В педагогической практике чаще встречаются ситуации, в которых целесообразнее воздействовать на ученика не разъяснением или категорическим требованием, а применяя косвенное внушение. Оно считается более эффективным, чем прямое внушение. Разновидности косвенного внушения: внушение через запрет, внушение через противопоставление и внушение доверием.

Суть внушения через запрет состоит в том, что воспитаннику запрещается совершить какое-либо действие без указания причины запрета. В результате совершается действие, противоположное запрещаемому. Эффективность внушения через запрет зависит от степени негативизма внушаемого.

В педагогической практике используется внушение через противопоставление. Суггеренд противопоставляется другому человеку, с которым он соревнуется в том или ином деле. В формуле воздействия говорится нечто противоположное тому, чего в действительности добивается суггестор. Например, робкому и неуверенному подростку надо внушить смелость и уверенность для спуска на лыжах с горы. Здесь формула внушения может выглядеть примерно так: « Эта гора не очень высокая... Но у тебя вряд ли хватит смелости, чтобы спуститься... Вот X. (с ним наш испытуемый соревнуется) наверняка не побоялся и спустился бы...»



В экспериментальных трудах [показано, что в работе с «трудными», педагогически запущенными детьми, когда другие приемы воздействия не помогают или малоэффективны, можно применять так называемуюрелаксопедию. Это вербальное внушение, использующее релаксацию для усиления степени воздействия.

В дидактических целях, в основном для изучения иностранного языка, применяют суггестопедию. Однако применение суггестопедии эффективно только при определенных индивидуальных особенностях учащихся, в частности, имеющих интуитивно-чувственный склад, лабильных, с преобладанием первой сигнальной системы, слуховой модальности восприятия и непроизвольного запоминания. Для учащихся с рационально-логическим складом ума, инертных, с преобладанием произвольного запоминания и зрительной модальности восприятия метод суггестопедии неэффективен.

Прямое влияние заключается в открытом предъявлении клиенту притязаний и требований консультанта: прямое со­общение, предписание.

Прямое сообщение предполагает открытое предъявление своих мыслей, чувств по поводу какого-либо события или явления. В консультативной практике может быть исполь­зовано как для получения обратной связи от клиента, так и как прием для инициирования клиента к большей откровен­ности, для создания доверительной атмосферы. К прямому влиянию относят предписания.

Предписания представляют задания для клиента (или кли­ентов, если на приеме - супружеская пара или семья), кото­рые он выполняет в промежутках между встречами с консуль­тантом.

Предписания отличаются от совета тем, что консультант настаивает на его выполнении.

Выделяют два типа предписаний: прямые и непрямые.

Прямые предписания даются, когда у консультанта доста­точно авторитета, чтобы предписания были выполнены.

Хейли выделяет следующие ситуации применения предпи­саний:

1) предписания даются с целью приобретения клиентом нового субъективного опыта;

2) предписания используются для того, чтобы сделать вза­имоотношения между семьей и консультантом более ин­тенсивными (на весь срок, на который дано предписа­ние, консультант присутствует в жизни клиента);

3) предписания служат для сбора информации (реакции клиента на само предписание, его выполнение или не выполнение).

Для того чтобы предписание было выполнено, оно долж­но быть дано в четкой и понятной для клиента форме. Кроме того, перед тем как давать предписание, необходимо моти­вировать клиента на его выполнение. Для этого консультант должен объяснить клиенту, что выполнение предписания со­ответствует его целям. Если предписание дается семье и цели членов семьи неодинаковы, то необходимо объяснить каждо­му, каким образом данное предписание связано с достиже­нием именно его цели.

В том случае, если задание сложное, то необходимо по­просить клиента повторить его, а также обсудить с ним, ка­ким образом он будет напоминать себе о его выполнении. «Прежде всего, терапевту следует учитывать, что труднее все­го настоять на том, чтобы человек прекратил делать то, что он делает. Это возможно только в том случае, если автори­тет терапевта очень велик, а проблема очень незначительна. Терапевт достигнет большего, если предпишет членам семьи вести себя по-другому, не так, как они вели себя раньше. Например, если терапевт во время сеанса просит отца вме­шаться и помочь матери и дочери, то выполнение этого пред­писания в течение следующей недели будет восприниматься просто как продолжение. Терапевту необходимо подбирать задания, подходящие семье. Например, некоторым семьям лучше преподнести предписания, как нечто небольшое и легко выполнимое. Это может подойти в случае с сопротив­ляющейся семьей. Другие семьи любят кризисы, у них раз­вито чувство драматического, и им следует преподнести предписание, как нечто большое и значительное. В неко­торых случаях терапевту лучше вообще не давать никаких мотивировок. Это подействует, если перед ним семья ин­теллектуалов, придирающихся к каждому слову и развенчивающих любую идею. В этом случае он может просто сказать: «Я хочу, чтобы вы делали «кг-то и холод « у меня есть свои причины для этого предписания, но я предпочитаю их не обсуждать. Я просто хочу чтобы вы это сделали в течение следующей недели;, Кроме того», многие люди будут готовы выполнить любые предписания, только чтобы доказать, что терапевт был не прав и его метод не подействовал» 91 . В конце сессии назначается дата следующей встречи, которая на­чинается с проверки выполнения задания. Существует три возможных варианта: выполнение предписания, частичное выполнение, невыполнение. В том случае, если присут­ствуют два последних варианта, то консультант, по мнению Хейли, должен отнестись к этому серьезно. Он может, в за­висимости от ситуации, выбрать один из двух возможных спо­собов поведения в данной ситуации. «Приятный» для кли­ента, заключающийся в извинениях со стороны консультан­та: «Наверно, я неправильно понял вас или вашу ситуацию, иначе вы бы обязательно выполнили задание». «Неприят­ный» для клиента - консультант выражает свое неудоволь­ствие, осуждая его за то, что он «провалился», поскольку задание было важным для разрешения клиента.

Косвенное «лютее может проявляться двойственно: во-пер­вых, по дели направленности, в том случае, когда влияние имеет непосредственную направленность, но не самого кли­ента, а на его среду; во-вторых, когда влияние направленно на клиента, но в непрямых способах воздействия. В каче­стве примеров косвенного влияния можно выделить парадок­сальные предписания и метафорические сообщения.

Парадоксальные предписания относятся к виду непрямых предписаний. Непрямые предписания применяются, если этого требуют личностные особенности клиента или консуль­тант не уверен в своем авторитете. Вследствие этого ему при­ходится работать непрямыми методами, чтобы произошли те
изменения, которые он определяет как благоприятные для клиента.

Смысл парадоксальных предписаний заключается в том, чтобы клиенты им сопротивлялись и, сопротивляясь - из менялись. Они эффективны с клиентами, которые «борют­ся» с консультантом. «Например, мать чересчур опекает ре­бенка, так что он не может сам принимать решения и брать на себя ответственность за то, что он делает. Если терапевт попытается убедить ее делать меньше для ребенка, она в от­вет начнет делать больше, да еще будет говорить, что терапевт не понимает, какой у нее беспомощный ребенок. Тера­певт может использовать парадоксальный поход и предписать матери посвятить неделю опеке над ребенком. Ей нужно за ним наблюдать, защищать и делать все за него. Терапевт мо­жет привести разные доводы в пользу своего предписания, он мог бы, например, сказать, что ей нужно это сделать, чтобы понять, что она на самом деле чувствует в этой ситуа­ции, или чтобы она могла понаблюдать за собой и за ребен­ком. Чтобы этот подход хорошо подействовал, терапевту сле­дует настаивать на еще более крайнем поведений по сравне­нию с первоначальным. Например, матери нужно не только опекать ребенка, но и уделять час в день, чтобы предупре­дить ребенка обо всех опасностях, с которыми он может стол­кнуться в жизни. Если этот подход применен удачно, то ре­акцией матери будет протест против предписаний терапевта и она начнет опекать ребенка меньше» 92 . Этапы парадоксального подхода:

1. Консультант устанавливает отношения с клиентом, оп­ределяя их как отношения, ведущие к решению проблемы.

2. Консультант четко определяет проблему и цели.

3. Предлагает свой план работы, предлагая разумные обоснования своему плану и парадоксальным предписаниям.

4. В случае семейного консультирования, дисквалифицирует других «экспертов» поданной проблеме (кто-либо из членов семьи),

5. Консультант дает парадоксальное предписание.

6. Наблюдает за реакцией клиента и побуждает его про­должать свое проблемное поведение или выражает сомнение по поводу стабильности изменений.

7. Изменения стабилизируются, но консультант не при­знает это своей заслугой.

91 Коннер Р.В.Стратегическая семейная терапия. - Новосибирск, 2001. Ч. I. С. 21-22.

92 Коннер Р.В.Стратегическая семейная терапия. - Новосибирск, 2001. Ч. II. С. 7-8.

Пример

«Подобный подход был применен в семье, обратившейся к терапевту по поводу проблем сына: он отказывался ис­пражняться в унитаз, и поэтому пачкал одежду и постель". Терапевт выразил свою озабоченность тем, что может слу­читься, если ребенок научится ходить в туалет и станет нормальным. Он поставил под сомнение способность родителей вынести нормального ребенка и нормальную супружескую жизнь. На самом деле терапевт даже попро­сил родителей написать список нежелательных последствий этого изменения. Супруги не смогли придумать ни одно­го нежелательного последствия и отвергли все послед­ствия, предложенные терапевтом. Но терапевт продол­жал выражать сомнения. На следующем сеансе семья объя­вила, что они решили проблему. И тогда терапевт, как и следует поступать в этом случае, выразил свое удивление и сомнение по поводу того, что это изменение сохранит­ся. И семье ничего не оставалось делать, как только из­мениться навсегда, чтобы доказать терапевту, что он был не прав. Этот подход требует определенных навыков, так как терапевт передает несколько сообщений одновре­менно. Он сообщает: «Я хочу, чтобы вам стало лучше» и «Я полон доброжелательности и заботы о вас». И в то же время он говорит семье такие вещи, которые находятся на грани оскорблений: он. говорит, что, по его мнению, чле­ны семьи на самом деле могут выдержать «нормальность», но одновременно он говорит, что они не могут» 93:

Метафорические сообщения являются частью нашего мыш­ления. Человечество мыслит, воспринимая себя, мир, себя в мире и мир в себе, при помощи символов. Достаточно вспомнить любой вид искусства, чтобы убедиться в этом, поскольку искусство - это символическое изображение того, что принято называть объективной реальностью, сквозь при­зму субъективизма. Некий символ в кубе. В психотерапев­тической практике метафоры символы могут применяться и как элемент, и как самостоятельный вид воздействия. В по­следнем случае говорят о метафоротерапии, основные прин­ципы которой изложены в следующей главе.

Применение метафорических сообщений будет полезно на любой стадии процесса консультирования.

На стадии сбора информации о проблеме, когда клиент затрудняется почать говорить б своих трудностях, кон­сультант может предложить ему выбрать в окружающем про­странстве любой привлекательный для него предмет и пого­ворить от имени данного предмета.

Пример,

Клиент может сказать: «Я - окно. Ко мне подходят люди; Смотрят на мир за мной, не замечая меня, несмотря на то, что именно я сохраняю в их жилище тепло». Таким изящным способом консультант получит представление и о структуре проблемы клиента и о специфике его восприя­тия себя в ней.

Некоторым клиентам трудно говорить о лицах, вовлечен­ных в проблему. В подобных случаях для прояснения сути проблемы и способов ее разрешения полезно перевести про­блему из субъективной реальности клиента в метафориче­скую. Данный переход можно осуществить при помощи во­проса: «Как бы это могло происходить на корабле (если клиент ходит в море), в саду (если клиенту нравится этот вид дея­тельности), в магазине?» и т.п. Подбираете метафору, основываясь на предварительно собранной информации, под спе­цифику жизненной ситуации клиента. И клиент может сказать: «Садовник ухаживает за садом, но ему грустно при мысли, что когда он устанет, растения не дадут ему возмож­ности укрыться от лучей- палящего солнца». И тогда консуль­тант может спросить: «Что может сделать садовник для того, чтобы ситуация изменилась?» И, возможно, клиент скажет: «Он должен четко сказать растениям, что он от них ожида­ет». Когда специалист понимает, что располагает достаточ ной информацией, он может осуществить обратный переход из метафорической реальности в реальность клиента при по­мощи вопроса: «Что это может значить для вашей ситуации?»

В тех случаях, когда у клиента имеется воспоминание о некой ситуации, итог которой ему хотелось бы изменить, консультант может предложить ему придумать сказку (исто­рию, анекдот), в которой он был бы главным героем (или главный герой попадал в подобную ситуацию) и вел бы себя таким образом, что данная ситуация имела желательный для него исход, который удовлетворил бы клиента и впослед­ствии, оказавшись в подобной ситуации он мог бы восполь­зоваться данной структурой поведения для получения желае­мого результата.

Метафоры также полезны для прояснения отношения кли­ента к своему прошлому, настоящему и будущему. С этой целью консультант может спросить клиента, какие метафоры он мог бы использовать для описания своей жизни в любом из данных временных отрезков. Выслушав метафоры, пси­холог должен продолжать работать над их прояснением. На­пример. Если клиент определяет свое прошлое как черную дыру, то выясните: ведет ли она куда-нибудь, что за ней на­ходится, есть ли в ней жизнь и если да, то кто населяет дан­ное пространство.

93 Коннер Р.В. Стратегическая семейная терапия. - Новосибирск, 2001. Ч. П. С. 8.

Задание (выполняется в паре)

Запишите на листке то стихотворение, строчку из песни, пословицу, цитату из книги, которые в последнее время вы могли бы сделать эпиграфом своей жизни. Поменяйтесь листками с партнером. Сделайте анализ полученного текста по направлениям: пси­хоэмоциональное состояние, актуальная проблема на дан­ный момент, возможные способы решения ситуации. Под­берите метафору. Объясните ваш алгоритм рассуждений: на основании чего вы пришли к данному заключению? Снова обменяйтесь текстами. Прочтите анализ вашей си­туации, сделанный коллегой. Оцените степень достоверно­сти психологического диагноза и степень результативности

предложенных мероприятий исходя из специфики вашей личности и жизненной ситуации.

P.S. Многие методы и техники влияния сложно отнести к какому-либо одному виду вследствие их многоаспектности воздействия на клиента.

Литература

1. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. - СПб., 1994.

2. Коннер Р.В. Введение в семейную психотерапию / Институт семейной терапии. - Новосибирск, 2001.

3. Коннер Р.В. Стратегическая семейная терапия. Ч. I. - Новоси­бирск, 2001.

4. Коннер Р.В. Стратегическая семейная терапия. Ч. П. - Ново­сибирск, 2001.

5. О"Коннор Дж. НЛП: Практическое руководство для достижения желаемых результатов / Пер. с англ. - М., 2003.

6. Психотерапевтическая энциклопедия // Под общей ред. Б.Д. Карвасарского - СПб.: Питер Ком, 1998.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение процессу влияния.

2. Какие существуют виды влияния? Охарактеризуйте их.

3. Какие классификации видов влияния вы знаете?

4. Какие основные принципы лежат в основе данных классифи­каций?

5. Что такое «невербальное воздействие»? Из каких элементов состоит невербальное воздействие?

6. В чем отличие между прямым и косвенным влиянием?

7. Какой из видов влияния, с вашей точки зрения, наиболее эф­фективен?

8. Перечислите правила преподнесения предписаний клиенту.

10.В чем заключается смысл парадоксального подхода?

11.Какие этапы парадоксального подхода вы знаете?

Пока слово не сказано, оно словно нахо­дится в заточении, из которого стре­мится вырваться на волю. Но стоит слову вырваться на свободу, как тот, кто был его хозяином, становится его плен­ником.

Здоровье

Телевизионные передачи и фильмы, в которых слишком много тощих актрис, пагубно влияет на молодых девушек, которые перестают правильно питаться. Однако, даже если они не часто смотрят телевизор, проблема остается. Девушки, друзья которых регулярно смотрят телевизор, находятся под большим риском заработать анорексию, булимию или другие проблемы со здоровьем, считают ученые. При этом, совершенно не важно, любят эти девушки смотреть телевизор или нет.

Исследование проводилось на Фиджи, где ученые зафиксировали большой культурный сдвиг с тех пор, как там появилось телевещание в 1995 году. Влияние телевидения заметно повсеместно, даже если сам человек предпочитает не включать телевизор вообще, считает психолог Анна Беккер (Anne Becker) , заместитель председателя Департамента Здравоохранения и Социальной Медицины (Department of Global Health and Social Medicine) из Гарвардской Медицинской Школы в Бостоне.

"Если родители, к примеру, не разрешают детям долго смотреть телевизор, это не значит, что дети будут достаточно защищены от негативного влияния телевидения", - говорит Беккер.

Впервые ученые провели исследования в конце 1980-х годов. В это время у жителей Фиджи идеальными считались крупные формы, и женщины прекрасно себя чувствовали, будучи пухлыми. Для Беккер главный целью исследований было изучить, как культурный аспект может повлиять на пристрастия в еде и вызвать различные проблемы со здоровьем. При написании диссертации несколько лет Беккер жила на Фиджи в небольшом поселке, в котором не было электричества и асфальтированных дорог.

С течением времени волна модернизации прошлась по островам Фиджи: приехало много туристов, которые привезли с собой множество электронных устройств. В 1995 году правительство страны, наконец, одобрило появление вещательного телевидения и фиджийцы смогли смотреть западные телепередачи.

"С появлением телевидения в умах жителей островов случился настоящий переворот, особенно это касалось молодых девушек", - говорит Беккер. "До этих пор нарушение питания у молодежи наблюдалось очень редко. После того, как на Фиджи появилось телевидение, многое изменилось" .

В 1995 году никто из девушек даже не думал о том, что им надо сбросить вес. К 1998 году более 11 процентов из них стали проводить различные очистительные процедуры. Главная причина, почему они захотели измениться, по словам самих девушек, заключается в том, что они хотят быть привлекательными, как актрисы на экране, которые выглядят и живут совершенно иначе. Телевизионные шоу и кино девушки воспринимали не как вымысел, а как реальные новости с запада.

"Девушки говорили, что эти актрисы являются для них примером для подражания" , - рассказывает Беккер. "Они восхищались их стройными фигурами и тем, какими они были удачливыми. Они стали им подражать. Они хотели так же выглядеть, так же себя вести, так же говорить, так же одеваться для того, чтобы улучшить свои социальные возможности".

После того, как выяснилось, что телевидение оказывает влияние на молодых жительниц Фиджи, Беккер стало интересно, являются ли экранные герои виновниками того, что фиджийцы изменили свои привычки в питании. Она также стала размышлять о том, что не только само телевидение повлияло на изменения в обществе, но и то, что люди стали много говорить и обсуждать то, что видели на экране.

Чтобы подтвердить это предположение, Беккер и ее коллеги собрали данные о более, чем 500 девушек с островов Фиджи из разных областей. Все девушки говорили на одном языке, однако, некоторые из них проживали в более развитых районах на побережье, другие жили в мелких отдаленных селениях в горах. Возможность смотреть телевизор была не у всех.

После проведенных исследований и опроса девушек, ученые обнаружили, что существует всего один фактор, который приводит к появлению проблем с питанием, - это телевидение. При этом, совершенно не важно, смотрят ли они телевизор сами или слышат рассказы других.

"В области нарушения питания, это было первое исследование, которое показало, что существует прямое воздействие средств массовой информации, а также косвенное влияние через передачу информации с помощью общения", - сказал Майкл Левин (Michael Levine) , профессор психологии Колледжа Кенион (Kenyon College) в Гэмбире, штат Огайо, который занимался исследованиями нарушения питания. Эти исследования дали неопровержимые доказательства того, что телевидение оказывает и прямое, и косвенное влияние, побуждая людей гоняться за идеальной стройной фигурой, при этом нарушая свои привычки питания. Если признать силу, которой обладают СМИ, то ее вполне можно использовать для пропаганды здорового образа жизни, однако, на самом деле результат прямо противоположный.

"Если один источник, который влияет на культурные ценности, приводит к тому, что меняются идеалы и страдает здоровье, что тогда говорить о том, когда таких источников много?" - спрашивает Левин. "Масс медия является очень важным средством передачи информации в развитом обществе, и она может иметь негативное влияние".

Чтобы улучшить ситуацию, Беккер предлагает производителям масс медия задуматься о том, какие продукты они представляют на суд молодежи и детям относительно правильного питания или фигуры. Если недостаточно просто выключить телевизор или ограничить продолжительность просмотра, необходимо подсказать родителям, как им следует разговаривать с детьми не только о том, что именно они смотрят, но и о том, как полученная информация принимается в их окружении, проверить, понимают ли дети, что хорошо, а что плохо.

Прямое влияние заключается в открытом предъявлении клиенту притязаний и требований консультанта: прямое со­общение, предписание.

Прямое сообщение предполагает открытое предъявление своих мыслей, чувств по поводу какого-либо события или явления. В консультативной практике может быть исполь­зовано как для получения обратной связи от клиента, так и как прием для инициирования клиента к большей откровен­ности, для создания доверительной атмосферы. К прямому влиянию относят предписания.

Предписания представляют задания для клиента (или кли­ентов, если на приеме - супружеская пара или семья), кото­рые он выполняет в промежутках между встречами с консуль­тантом.

Предписания отличаются от совета тем, что консультант настаивает на его выполнении.

Выделяют два типа предписаний: прямые и непрямые.

Прямые предписания даются, когда у консультанта доста­точно авторитета, чтобы предписания были выполнены.

Хейли выделяет следующие ситуации применения предпи­саний:

1) предписания даются с целью приобретения клиентом нового субъективного опыта;

2) предписания используются для того, чтобы сделать вза­имоотношения между семьей и консультантом более ин­тенсивными (на весь срок, на который дано предписа­ние, консультант присутствует в жизни клиента);

3) предписания служат для сбора информации (реакции клиента на само предписание, его выполнение или не выполнение).

Для того чтобы предписание было выполнено, оно долж­но быть дано в четкой и понятной для клиента форме. Кроме того, перед тем как давать предписание, необходимо моти­вировать клиента на его выполнение. Для этого консультант должен объяснить клиенту, что выполнение предписания со­ответствует его целям. Если предписание дается семье и цели членов семьи неодинаковы, то необходимо объяснить каждо­му, каким образом данное предписание связано с достиже­нием именно его цели.

В том случае, если задание сложное, то необходимо по­просить клиента повторить его, а также обсудить с ним, ка­ким образом он будет напоминать себе о его выполнении. «Прежде всего, терапевту следует учитывать, что труднее все­го настоять на том, чтобы человек прекратил делать то, что он делает. Это возможно только в том случае, если автори­тет терапевта очень велик, а проблема очень незначительна. Терапевт достигнет большего, если предпишет членам семьи вести себя по-другому, не так, как они вели себя раньше. Например, если терапевт во время сеанса просит отца вме­шаться и помочь матери и дочери, то выполнение этого пред­писания в течение следующей недели будет восприниматься просто как продолжение. Терапевту необходимо подбирать задания, подходящие семье. Например, некоторым семьям лучше преподнести предписания, как нечто небольшое и легко выполнимое. Это может подойти в случае с сопротив­ляющейся семьей. Другие семьи любят кризисы, у них раз­вито чувство драматического, и им следует преподнести предписание, как нечто большое и значительное. В неко­торых случаях терапевту лучше вообще не давать никаких мотивировок. Это подействует, если перед ним семья ин­теллектуалов, придирающихся к каждому слову и развенчивающих любую идею. В этом случае он может просто сказать: «Я хочу, чтобы вы делали «кг-то и холод « у меня есть свои причины для этого предписания, но я предпочитаю их не обсуждать. Я просто хочу чтобы вы это сделали в течение следующей недели;, Кроме того», многие люди будут готовы выполнить любые предписания, только чтобы доказать, что терапевт был не прав и его метод не подействовал» 91 . В конце сессии назначается дата следующей встречи, которая на­чинается с проверки выполнения задания. Существует три возможных варианта: выполнение предписания, частичное выполнение, невыполнение. В том случае, если присут­ствуют два последних варианта, то консультант, по мнению Хейли, должен отнестись к этому серьезно. Он может, в за­висимости от ситуации, выбрать один из двух возможных спо­собов поведения в данной ситуации. «Приятный» для кли­ента, заключающийся в извинениях со стороны консультан­та: «Наверно, я неправильно понял вас или вашу ситуацию, иначе вы бы обязательно выполнили задание». «Неприят­ный» для клиента - консультант выражает свое неудоволь­ствие, осуждая его за то, что он «провалился», поскольку задание было важным для разрешения клиента.


Косвенное «лютее может проявляться двойственно: во-пер­вых, по дели направленности, в том случае, когда влияние имеет непосредственную направленность, но не самого кли­ента, а на его среду; во-вторых, когда влияние направленно на клиента, но в непрямых способах воздействия. В каче­стве примеров косвенного влияния можно выделить парадок­сальные предписания и метафорические сообщения.

Парадоксальные предписания относятся к виду непрямых предписаний. Непрямые предписания применяются, если этого требуют личностные особенности клиента или консуль­тант не уверен в своем авторитете. Вследствие этого ему при­ходится работать непрямыми методами, чтобы произошли те
изменения, которые он определяет как благоприятные для клиента.

Смысл парадоксальных предписаний заключается в том, чтобы клиенты им сопротивлялись и, сопротивляясь - из менялись. Они эффективны с клиентами, которые «борют­ся» с консультантом. «Например, мать чересчур опекает ре­бенка, так что он не может сам принимать решения и брать на себя ответственность за то, что он делает. Если терапевт попытается убедить ее делать меньше для ребенка, она в от­вет начнет делать больше, да еще будет говорить, что терапевт не понимает, какой у нее беспомощный ребенок. Тера­певт может использовать парадоксальный поход и предписать матери посвятить неделю опеке над ребенком. Ей нужно за ним наблюдать, защищать и делать все за него. Терапевт мо­жет привести разные доводы в пользу своего предписания, он мог бы, например, сказать, что ей нужно это сделать, чтобы понять, что она на самом деле чувствует в этой ситуа­ции, или чтобы она могла понаблюдать за собой и за ребен­ком. Чтобы этот подход хорошо подействовал, терапевту сле­дует настаивать на еще более крайнем поведений по сравне­нию с первоначальным. Например, матери нужно не только опекать ребенка, но и уделять час в день, чтобы предупре­дить ребенка обо всех опасностях, с которыми он может стол­кнуться в жизни. Если этот подход применен удачно, то ре­акцией матери будет протест против предписаний терапевта и она начнет опекать ребенка меньше» 92 . Этапы парадоксального подхода:

1. Консультант устанавливает отношения с клиентом, оп­ределяя их как отношения, ведущие к решению проблемы.

2. Консультант четко определяет проблему и цели.

3. Предлагает свой план работы, предлагая разумные обоснования своему плану и парадоксальным предписаниям.

4. В случае семейного консультирования, дисквалифицирует других «экспертов» поданной проблеме (кто-либо из членов семьи),

5. Консультант дает парадоксальное предписание.

6. Наблюдает за реакцией клиента и побуждает его про­должать свое проблемное поведение или выражает сомнение по поводу стабильности изменений.

7. Изменения стабилизируются, но консультант не при­знает это своей заслугой.

91 Коннер Р.В.Стратегическая семейная терапия. - Новосибирск, 2001. Ч. I. С. 21-22.

92 Коннер Р.В.Стратегическая семейная терапия. - Новосибирск, 2001. Ч. II. С. 7-8.

Пример

«Подобный подход был применен в семье, обратившейся к терапевту по поводу проблем сына: он отказывался ис­пражняться в унитаз, и поэтому пачкал одежду и постель". Терапевт выразил свою озабоченность тем, что может слу­читься, если ребенок научится ходить в туалет и станет нормальным. Он поставил под сомнение способность родителей вынести нормального ребенка и нормальную супружескую жизнь. На самом деле терапевт даже попро­сил родителей написать список нежелательных последствий этого изменения. Супруги не смогли придумать ни одно­го нежелательного последствия и отвергли все послед­ствия, предложенные терапевтом. Но терапевт продол­жал выражать сомнения. На следующем сеансе семья объя­вила, что они решили проблему. И тогда терапевт, как и следует поступать в этом случае, выразил свое удивление и сомнение по поводу того, что это изменение сохранит­ся. И семье ничего не оставалось делать, как только из­мениться навсегда, чтобы доказать терапевту, что он был не прав. Этот подход требует определенных навыков, так как терапевт передает несколько сообщений одновре­менно. Он сообщает: «Я хочу, чтобы вам стало лучше» и «Я полон доброжелательности и заботы о вас». И в то же время он говорит семье такие вещи, которые находятся на грани оскорблений: он. говорит, что, по его мнению, чле­ны семьи на самом деле могут выдержать «нормальность», но одновременно он говорит, что они не могут» 93:

Метафорические сообщения являются частью нашего мыш­ления. Человечество мыслит, воспринимая себя, мир, себя в мире и мир в себе, при помощи символов. Достаточно вспомнить любой вид искусства, чтобы убедиться в этом, поскольку искусство - это символическое изображение того, что принято называть объективной реальностью, сквозь при­зму субъективизма. Некий символ в кубе. В психотерапев­тической практике метафоры символы могут применяться и как элемент, и как самостоятельный вид воздействия. В по­следнем случае говорят о метафоротерапии, основные прин­ципы которой изложены в следующей главе.

Применение метафорических сообщений будет полезно на любой стадии процесса консультирования.

На стадии сбора информации о проблеме, когда клиент затрудняется почать говорить б своих трудностях, кон­сультант может предложить ему выбрать в окружающем про­странстве любой привлекательный для него предмет и пого­ворить от имени данного предмета.