Восточные славяне в древности. Восточные славяне

Славяне входили в древнее индоевропейское единство, включавшее в себя предков германцев, балтов, славян и индоиранцев. С течением времени из массы индоевропейских племен стали выделяться общности с родственными языком, хозяйством и культурой. Одним из таких объединений и стали славяне.

Примерно с 4-го в., наряду с другими племенами Восточной Европы, славяне оказались в центре масштабных миграционных процессов, известных в истории как великое переселение народов. В течение 4-8-го вв. они заняли новые обширные территории.

Внутри славянской общности стали складываться союзы племен - прообразы будущих государств.

В дальнейшем из общеславянского единства выделяются три ветви: южные, западные и восточные славяне. К этому времени славяне упоминаются в византийских источниках как анты.

Южнославянские народы (сербы, черногорцы и др.) образовались из славян, которые поселились в пределах Византийской империи.

К западным славянам относятся племена, расселившиеся на территории современных Польши, Чехии и Словакии.

Восточные славяне заняли огромное пространство между Черным, Белым и Балтийским морями. Их потомками являются современные русские, белорусы и украинцы.

География расселения восточнославянских племен во второй половине 1-го тысячелетия описана в .

В 4-8-м вв. восточные славяне для защиты от внешних нападений объединились в 12 территориальных союзов племен: поляне (средний и верхний Днепр), (южнее Припяти), хорваты (верховья Днестра), тиверцы (нижний Днестр), уличи (южный Днестр), северяне (реки Десна и Сейм), радимичи (река Сож), вятичи (Верхняя Ока), дреговичи (между Припятью и Двиной), кривичи (верховья Двины, Днепра и Волги), дулебы (Волынь), словене (озеро Ильмень).

Племена славян складывались по принципу этнической и социальной однородности. В основе объединения было кровное, языковое, территориальное и религиозно-культовое родство. Основной религией верования восточных славян до конца 10-го в. было язычество.

Восточные славяне жили в небольших поселках. Их дома представляли собой полуземлянки, оборудованные печами. Славяне селились по возможности в труднодоступных местах, обнося поселения земляным валом.

Основа их хозяйственной деятельности - пашенное земледелие: в восточной части - подсечно-огневое, в лесостепной - переложное. Основными пахотными орудиями были соха (на севере) и рало (на юге), которые имели железные рабочие части.

Основные сельскохозяйственные культуры: рожь, пшеница, ячмень, просо, овес, гречиха, бобы. Важнейшими отраслями хозяйственной деятельности были скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество (сбор меда).

Развитие земледелия и скотоводства привело к появлению избыточного продукта и, как следствие, дало возможность самостоятельного существования отдельных семей. В 6-8-м вв. это ускорило процесс распада родовых объединений.

Ведущую роль во взаимоотношениях соплеменников стали играть хозяйственные связи. Соседская (или территориальная) община получила название верви. Внутри этого образования существовала собственность семей на землю, а лесные, водные угодья и сенокосы были общими.

Профессиональными занятиями восточных славян были торговля и ремесло. Эти занятия стали культивироваться в городах, укрепленных поселениях, возникших в племенных центрах или вдоль водных торговых путей (например, «из варяг в греки»).

Постепенно в племенах начало складываться самоуправление из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образовавшиеся союзы привели к возникновению более крупных общностей.

Во второй половине 1-го тысячелетия сформировалась русская народность, основу которой составили восточные славяне.

Существует несколько версий происхождения славян. Во время огромное количество племен центральной и восточной Европы направилось на запад. Различные гипотезы говорят о том, что славяне произошли от антов, венедов и склавенов в V-VI вв. Со временем эта большая масса разделилась на три группы: западную, южную и восточную. Представители последней расселилась на территории современной России, Украины и Белоруссии.

Восточные славяне не были единым народом. Это было невозможно из-за различий в климате и условий проживания. Было 15 племенных союзов Невзирая на относительное родство и близкое соседство, их отношения не всегда были дружелюбными.

Для удобства классификации исследователи часто группируют племенные союзы восточных славян. Таблица поможет разобраться в многочисленных названиях этих прообразов государств. В IX-X вв. все они объединились в Русь под предводительством

Северные племенные союзы

На самом севере этой ойкумены проживали словене. В историографии также закрепилось определение «ильменские» - по названию озера, вокруг которого они селились. Позже здесь появится крупный город Новгород, ставший наравне с Киевом одним из двух политических центров Руси. Этот племенной союз восточных славян был одним из самых развитых благодаря торговле с соседними народами и странами на берегах Балтийского моря. Известны их частые конфликты с варягами (викингами), из-за чего на княжение был приглашен князь Рюрик.

Южнее обосновался другой племенной союз восточных славян - кривичи. Они селились в верховьях нескольких крупных рек: Днепра, и Волги. Их главными городами были Смоленск и Изборск. В Полоцке и Витебске жили полочане.

Центральные племенные союзы

На крупнейшем притоке Волги - Оке - проживали вятичи. Это был самый восточный племенной союз восточных славян. От вятичей остались археологические памятники ромено-борщевской культуры. В основном они занимались земледелием и торговлей с волжскими булгарами.

К западу от вятичей и к югу от кривичей жили радимичи. Они владели землей в междуречье Десны и Днепра в современной Белоруссии. От этого племени почти не осталось письменных источников - только упоминания более развитых соседей.

Дреговичи жили еще западнее радимичей. К северу от них начинались владения дикого народа литвы, с которым у славян были постоянные конфликты. Но даже такая взаимосвязь оказывала большое влияние на дреговичей, которые переняли многие балтские привычки. Даже их язык изменился и позаимствовал новые слова у северных соседей.

Западные племенные союзы

На крайнем западе проживали волыняне и белые хорваты. О них даже упоминал византийский император Константин Багрянородый (в своей книге «Об управлении империей»). Он считал, что именно этот племенной союз восточных славян являлся предком балканских хорватов, живших на границах с его государством.

Волыняне также известны как бужане, получившие свое название по реке Они упоминались в Повести временных лет.

Южные племенные союзы

Причерноморские степи стали домом для уличей и тиверцев. Эти племенные союзы оказались на южных рубежах Жили они в степи и постоянно воевали с местными кочевниками тюркского происхождения - печенегами и половцами. В этом противостоянии славянам победить не удалось, и во второй половине X века они окончательно покинули Причерноморье, осев в землях волынян и перемешавшись с ними.

На юго-востоке славянской ойкумены проживали северяне. От остальных соплеменников они отличались узкой формой лица. На них большое влияние оказали степные соседи-кочевники, с которыми северяне взаимно ассимилировались. До 882 года эти племена были данниками хазар, пока Олег не присоединил их к своей державе.

Древляне

В лесах между Днепром и Припятью поселились древляне. Их столицей был Искоростень (сейчас от него осталось городище). У древлян была развита система взаимоотношений внутри племени. По сути, эта была ранняя форма государства со своим собственным князем.

Некоторое время древляне спорили со своими соседями-полянами за главенство в регионе, и последние даже платили им дань. Однако после того как Олег объединил Новгород и Киев, он подчинил себе и Искоростень. Его преемник князь Игорь погиб от рук древлян, после того как потребовал от них излишки дани. Его жена Ольга жестоко отомстила восставшим, предав огню Искоростень, который потом так и не восстановили.

Названия племенных союзов восточных славян часто имеют аналоги в разных источниках. Например, древлян также описывают как дулебский племенной союз, или дулебов. От них осталось Зимновское городище, которое в VII веке было уничтожено агрессивными аварами.

Поляне

Среднее течение Днепра облюбовали поляне. Это был самый сильный и влиятельный племенной союз. Отличные природные условия и плодородная почва позволили им не только кормить себя, но и успешно торговать с соседями - снаряжать флотилии и т. д. Именно по их территории проходил путь «Из варяг в греки», который давал им большую прибыль.

Центром полян стал Киев, находившийся на высоком берегу Днепра. Его стены служили надежной защитой от врагов. Кто был соседями племенных союзов восточных славян в этих краях? Хазары, печенеги и другие кочевники, желавшие обложить оседлый народ данью. В 882 году новгородский захватил Киев и создал единое восточнославянское государство, перенеся сюда свою столицу.

С чего начинается история нашей родины, нашего народа? Откуда пошла Русская земля? Эти вопросы интересовали еще древнерусских летописцев, но до сих пор остаются слабоизученными областями исторической науки ввиду малого количества источников.

Наши далекие предки – славяне. Они жили в центральной Европе. Греки их называли антами и венедами. Славяне представляли собой не единый народ, а совокупность многочисленных мелких племен, то объединявшихся, то враждующих друг с другом. В VI-VII вв. произошло выделение восточной ветви славян, их отделение от западных и южных.

Где жили восточные славяне? Они занимали обширную территорию Восточной Европы: от Ладожского и от Онежского озер на севере до устья рек Буг, Прут, Днепр на юге и от верховий Волги на востоке до Карпат на за- паде. На этой территории расселилось до 15 племенных союзов: поляне, древляне, дреговичи, радимичи, кривичи, вятичи, полочане, тиверцы, северяне, ильменские словене, волыняне, белые хорваты и т.д.

Кто жил по соседству с восточными славянами? В Восточной Европе славяне встречались с балтийскими и с финно-угорскими племенами: меря, весь, чудь, мурома и другие. Славяне не завоевывали эти племена, А смешались с ними, ассимилировались. Соседями славян на востоке были хазары и мадьяры (венгры) из Волжской Булгарии, а на юге – кочевники-скотоводы: скифы, сарматы, печенеги, половцы, часто совершавшие захватнические набеги на славян.

Чем занимались восточные славяне? За счет чего они жили? Они занимались земледелием, скотоводством, рыболовством, охотой, ремеслом и бортничеством, т.е. сбором меда диких пчел. Основным занятием восточных славян было земледелие. В южных лесостепных районах оно было залежное. Участок целины осваивали и использовали несколько лет. Потом его забрасывали до восстановления плодородия, а через несколько лет снова обрабатывали. В северных лесных районах преобладала подсечная система земледелия. Деревья сначала подрубались, высушивались, а затем сжигались. Удобренная золой почва несколько лет давала хороший урожай. Потом обрабатывали новый участок.

Восточные славяне выращивали пшеницу, рожь, ячмень, овес, просо, гречку. Рожь они называли «жито», что в переводе с древнерусского языка означает жизнь. У славян издавна была высокая культура обработки земли. С глубокой древности они знали серп и плуг. Занимались славяне и скотоводством. Они разводили коров, коз, овец, свиней. Особенно бурно развивалось коневодство. Конь был и кормильцем – пахарем, и вещим другом воинов, что отразилось в народных былинах (в частности об Илье Муромце и Микуле Селяниновиче) и в сказках (например, о Сивке-Бурке).

В многочисленных реках и озерах водилось огромное количество различных видов рыбы. Рыболовство было важным хозяйственным занятием. Собирая мед диких пчел, славяне использовали его как сладость и как сырье для приготовления хмельных напитков. Археологические раскопки свидетельствуют о наличии у славян с глубокой древности различных видов ремесла: ткацкого, гончарного, кузнечного, вышивального, изготовление из стекла, металла и т.д. В VII-VIII вв. у восточных славян происходит выделение ремесленников как социальной группы.

Следствием этого стало возникновение городов как центров ремесла, торговли и административного управления. К IX в. у славян существовало более 20 городов. Обычно они строились на торговых путях (Киев, Новгород, Ладога и т.д.), важнейшим из которых был путь «из варяг в греки» и из Европы в Азию через Каспийское море. Эти пути являлись и путями распространения культуры. Предметами ввоза у восточных славян были вино, шелк, пряности, предметы роскоши (золотые и серебряные украшения). Вывозили славяне мед, воск, зерно, меха, пеньку, оружие.

Каковы были нравы и обычаи восточных славян? Об этом нам рассказали византийские и арабские историки и путешественники. Восточные славяне изображались им как сильные, храбрые, мужественные люди, которые легко переносили голод, холод, северную непогоду, всякую нужду. Питались они грубой сырой пищей, были выносливы, терпеливы. Славяне поражали византийцев своей ловкостью и быстротой, когда взбирались на крутизну, спускались в расщелины, бросались в болота и глубокие реки. Они могли долго находиться под водой, дыша через камышиную соломинку. Главным достоинством мужчины считалась сила, крепость, выносливость. Славяне мало заботились о своей наружности: в пыли и в грязи они могли появиться на многолюдном собрании.

Восточные славяне были вольнолюбивыми. В случае угрозы нападения на них захватчиков, а также во время военных походов несколько племен объединялись в союз под властью одного князя, т.е. военачальника. В качестве оружия славяне использовали лук, стрелы, копья. Стрелы, отравленные сильнодействующими ядами, широко применяли скифы. Славяне заимствовали это у них.
Восточные славяне были отважными воинами. Помимо обычной храбрости они обладали особым искусством биться в ущельях, скрываться в траве, изумлять неприятеля внезапным нападением. За это греки жестоко расправлялись со славянами, но все пытки и истязания они переносили мужественно, без стонов и воплей.

Славяне не знали ни лукавства, ни злости, гуманно обращались с пленниками. Они брали людей в рабство на определенное время, по истечении которого человека освобождали. Освобожденный мог либо вернуться на Родину, либо жить среди славян как свободный земледелец.

Славяне отличались исключительным гостеприимством. Путешественников они встречали с радостью, пышно угощали их и давали продукты на дорогу. Разрешалось даже украсть пищу у соседа для гостя. Путнику помогали безопасно доехать до ближайшего населенного пункта.

Подобно другим народам славяне на ранних стадиях развития имели и жестокие обычаи. Долгое время у них существовала кровная месть, выраженная в пословице «око за око, зуб за зуб». В многочисленных семьях мать имела право умертвить новорожденную дочь, но не сына – будущего воина. Дети имели право умертвить старых и больных родителей, обременительных для семьи.

Что представляли собой религиозные верования восточных славян? Они были язычниками и поклонялись множеству духов, которые делились на злых и добрых. Злые духи-вампиры якобы нападали на людей, сосали их кровь и могли нанести ущерб всему живому. Злым духам приносились жертвы, иногда человеческие, чтобы задобрить их. Добрых духов заклинали, молили о помощи. Чтобы уберечь себя от злых духов, славяне носили на груди набор бронзовых амулетов – миниатюрных изображений зверей, птиц, рыб. Боевые ладьи украшались головами драконов. Священные рощи украшали вышитыми полотенцами.
Для восточных славян храмом была вся природа. Землею он клялся как богом, положив ком земли на голову. Уходя на чужбину, он брал с собой горсть родной земли. Возвращаясь, он низко кланялся земле, припадая к ней, как к матери. Каждый лес, ручей, колодец, каждое дерево представлялись нашим далеким предкам одушевленными, т.е. имеющими душу. Каждый дом находился под покровительством духа – домового, приглядывавшего за скотиной, хранящего огонь в очаге, а по ночам выходящего из-под печки полакомиться пищей.

Каждое живое существо, соприкасавшееся с человеком, было наделено особыми чертами. Петух, с изумительной точностью отмечавший часы и встречающий зарю своим пением, считался святой, вещей птицей. Бык, взрыхлявший землю, был олицетворением плодородия. Лесные звери представлялись врагами человека. Волками изображали колдунов. Заяц, перебежавший дорогу, предсказывал неудачу. В каждой реке жил водяной, в каждом лесу – леший. Десятками заговоров и магических обрядов пахарь- славянин пытался защититься от враждебных сил природы.

Обрядами была обставлена вся жизнь человека от рождения до смерти. Когда рождался ребенок, на него вешали амулеты. Мальчику в колыбель клали меч, чтобы он был храбрым воином. Умершему строили домовину, воспроизводившую жилье. В могилу клали пищу, орудия труда, оружие. Жен богатых людей убивали и хоронили в пышном подвенечном наряде. Труп сжигали на костре, а затем насыпали курган и водружали остатки оружия умершего. Родственники покойного ежегодно собирались на могиле, поминали его. Магические праздники у восточных славян были связаны с земледелием и сменой времен года. В декабре они встречали сурового бога зимы Коляду. Новый год был праздником заклинаний благополучия на весь год. Весной начинался радостный цикл праздников Солнца. На масленицу – в дни весеннего равновесия – пекли блины – символ Солнца, провожали соломенное чучело бога зимы и сжигали его за пределами села. К прилету птиц пекли жаворонков – булочки, изображавшие птиц.

Встреча лета проходила в русальную неделю. В эту неделю заключали браки, пели песни в честь Лады и Леля – покровителей любви. К летним праздникам относился день Купалы – 24 июня (7 июля по новому стилю).

Накануне праздника славяне обливались водой, прыгали через костры. Девушек бросали в реку, вымаливая у русалок и у Купалы дождя для урожая. К летним праздникам относился и день Перуна – бога грозы и грома. В жертву Перуну приносили быка. Праздник заключался в поедании мяса всей братией. Особенно радостными были осенние праздники урожая.

Каким был социальный строй у восточных славян в VI-VII в.? До VIв. они жили родовой общиной, где господствовала общественная собственность на средства производства, а собранный урожай делился на всех поровну. К IX в. родовая община распалась на семьи. На смену ей пришла соседская община – вервь. В ней сохранилась общественная собственность на землю, ле- са, поля, луга, водоемы, но пахотная земля делилась на наделы, которые каждая семья обрабатывала отдельно. Родовая община разрушилась в результате войн, освоения новых земель, включения в свой состав пленников-рабов. Расслоению общины способствовало развитие ремесла и торговли.
Высшим органом организации у восточных славян было вече – народное собрание. Оно обеспечивало полное равноправие всех членов племени за исключением женщин. Вече выбирало князя – военачальника. Когда войны были редкими, в них участвовало все мужское население. А когда они стали частыми, появились дружины и дружинники – профессиональные воины, которые не занимались земледелием, а занимались только военным делом. Дружины формировались из родоплеменной знати. Постепенно в руках князя стала сосредотачиваться вся власть. Князь и дружина стали эксплуатировать свободное земледельческое население, собирая с него дань, т.е. налог. Постепенно исчезло равноправие. Среди дружинников произошло разделение на отроков или молодь, недавно пришедших на службу, и на бояр – старослужащих воинов. Бояре имели вотчины – земельные наделы, передаваемые по наследству.
Итак, всеобщее вооружение народа, народное собрание, патриархаль- ное рабство и гостеприимство, накопление богатств в результате войн – все это свидетельствует о том, что восточные славяне в VII-VIIIвв. переживали период военной демократии или период разложения первобытного строя. К IX в. в их обществе появилось неравноправие, эксплуатация, т.е. созрели предпосылки для образования государства.

Образование древнерусского государства, его социально-политический строй

Центрами образования древнерусского государства стали города Киев и Новгород. К IX в. на севере Восточной Европы сложилась своеобразная федерация – объединение племенных союзов с центром в Новгороде. В нее входили не только славяне, но меря, весь, чудь, мурома. Эта федерация пла- тила дань варягам – скандинавам. Другой союз восточных славян образовался с центром в Киеве. Он включал в себя полян, северян, радимичей и вятичей. Этот союз платил дань Хазарскому каганату. И скандинавы, и хазары стремились полностью подчинить себе славян, чтобы завладеть торговыми путями «из варяг а греки» и через Каспий а Азию.

Первая русская летопись – Повесть временных лет – сообщает нам, что в 859 г. члены северной федерации с центром в Новгороде изгнали варягов и отказались платить им дань. Но затем внутри федерации вспыхнула острая борьба за власть. Тогда группа славян отправилась к варягам и пригласила на княжеский престол в Новгороде Рюрика – одного из варяжских князей. Конечно, не все новгородцы были довольны приглашением варяга. Некоторые из них, как сообщает Никоновская летопись, подняли восстание под руководством Вадима Храброго. Тем не менее Рюрик утвердился на новгородском престоле.

После смерти Рюрика князем стал его сородич Олег. В 882 г. он совершил поход на Киев. Олег хитро выманил дружинников из города, убил их и захватил Киев. Он сумел объединить все восточнославянские земли Новго- рода до Киева. 882-й год принято считать годом образования древнерусского государства. Столицей его стал Киев, а государство получило название Киевской Руси.

Сведения Повести временных лет послужили основанием для создания так называемой норманской теории возникновения древнерусского государства (скандинавов славяне называли варягами, а европейцы – норманнами). Основоположниками этой теории явились приглашенные в XVIII в. из Гер- мании для работы в Петербургской Академии наук ученые Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер. Опираясь исключительно на летопись, они утверждали, что восточные славяне были настолько дикие и отсталые, что оказались не способны к самостоятельному созданию государства: их государство было создано варягами. Сторонниками этой теории были русские ученые конца XIX- начала XX в.в. А.А. Шахматов, А.Е. Пресняков, а в наше время американский историк Р. Пайпс. Резким противником ее выступил М.В. Ломоно- сов. Он отрицал всякое участие варягов в процессе образования древнерусского государства. Так появилась антинорманистская теория.

Сегодня очевидна несостоятельность норманской теории. Она основана на тезисе о возможности «научить государству», «навязать государство». В действительности государство возникает только при наличии экономических, политических и социальных предпосылок, его нельзя навязать, принести извне. Не следует отрицать всякое участие варягов в образовании Киевской Руси. Славянские князья нередко приглашали варягов как опытных воинов для защиты границ и охраны торговых путей. Новгородцы пригласили Рюрика на княжие, чтобы он управлял ими, не нарушая славянских обычаев и защищая интересы славян.

Первые киевские князья – Рюрик, Олег, Игорь, Ольга – носили имена варяжского происхождения. Скандинавы дали правящую династию Киевской Руси, но сами они быстро растворились среди славянского населения. Сын Игоря и Ольги носил уже славянское имя – Святослав.

Как появилось название Русь? В повести временных лет сказано по этому поводу, что приглашенные в Новгород Рюриковичи были варягами из племени Русь, а потому их владение стало называться Русью. Но уже в Новгородской летописи содержится противопоставление Руси варягами. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях сказано, что не варяги были Русью. Сегодня большинство ученых считают, что слово «Русь» не скандинавского происхождения. Русью называлась область в районе среднего Приднепровья, близь реки Рось. Слово «Русь» было широко распространено в Европе, в том числе и в Восточной. По мнению Л.Н. Гумилева, Русью называли одно из южно-германских племен. Другие историки считают, что Русь – это название одного из балтийских племен, живших рядом с восточными славянами. Этот спор вряд ли удастся разрешить из-за крайне узкого круга источников.

Первым делом Олега в Киеве было расширение владений, Объединение восточных славян под своей властью. Согласно Повести временных лет Олег присоединял по одному племени ежегодно: в 883г. захватил древлян, в 884г. – северян, в 885г. – радимичей. Даты, возможно не точные, но сущность события передана летописцем правильно: Киевская Русь представляла собой насильственное объединение разноязычных племен. Покоренные племена платили дань (налог). Ежегодно в ноябре киевский князь со своими дружинниками отправлялся в полюдье, т.е. на сбор дани в земли древлян, дреговичей, кривичей и т.д. Кормясь там в течение всей зимы, они в апреле возвращались по Днепру в Киев. Собранная дань (мед, мех, воск) шли на продажу в Византию и в другие страны.
Олег неоднократно и успешно воевал с Византией, заключил с ней выгодный для Руси договор. Русь признавалась равноправным союзником Византии. Преемником Олега на киевском престоле стал Игорь, сын Рюрика (912-945). При нем были совершены два больших похода на Византию, а также в Закавказье. Игорь стремился укрепить свою власть над покоренными народами, подавляя восстания древлян, уличей и других племен.

Игорь погиб при своеобразных обстоятельствах. О них подробно сообщает Повесть временных лет. Дружинники Игоря пожаловались на то, что они бедны и предложили ему повторно собрать дань с древлян. Игорь согласился и тем самым нарушил договор (ряд) о сборе дани. Древляне этого нарушения не захотели терпеть. Они напали на князя, перебили его дружину. Сам Игорь был привязан к двум склоненным деревьям и разорван на части.

Вдова Игоря княгиня Ольга жестоко отомстила убийцам. Истребив сначала послов древлян (одних закопали живыми в землю, других сожгли в бане), она предприняла поход на столицу древлян Искоростень и сожгла ее дотла. Ольга отменила полюдье и заменила его систематической уплатой дани в строго определенном размере. Отныне налоги собирались специальными чиновниками в административных центрах в строго назначенные сроки.

Сын Игоря и Ольги Святослав (964-972) много времени провел в походах. Это был воин-спартанец, не желавший ничем отличаться от своих дружинников. Во время походов он спал на траве, подложив седло под голову, ел конину. Святослав продолжил захватническую политику своих предков. Его устремления были направлены в степь на восток, где господствовали хазары, взимая дань со славян-вятичей. В течение двух лет Святослав не только освободил вятичей от хазарской дани, но и разгромил Хазарский каганат. Святослав покорил ясов (предков осетин) и касогов (предков адыгейцев). На их территории образовалось Тмутараканское княжество. Византия использовала Святослава для борьбы с дунайскими булгарами. Разгромив булгар, Святослав захотел сам поселиться на Дунае. Это не понравилось грекам, и они натравили на него печенегов. В 972г. печенеги подстерегли Святослава у днепровских порогов и убили. Из черепа Святослава предводитель сделал себе чашу и пил из нее на пирах.

Каким был социальный строй Киевской Руси? В ней шел процесс формирования феодальных отношений. Основной феодального строя является полная собственность феодала на землю и неполная на крестьянина-производителя. Как появилась феодальная собственность? Князья либо осваивали свободные земли, либо захватывали их у ранее свободных земледельцев-смердов, а самих смердов обращали в зависимых работников. Вслед за княжеским появилось боярское и поместное землевладение. Бояре – долго и хорошо служившие дружинники – получали землю от князя в дар с правом передачи ее по наследству. Такое землевладение называлось вотчиной. Отроки, молодь – недолго служившие дружинники – тоже получали землю за службу, но без права наследования. Такое землевладение называлось поместьем. Итак, класс феодалов формировался прежде всего из князей, бояр, отроков, а позже и из церковнослужителей.

Постепенно формировались различные группы зависимых людей. Появились закупы – это люди, получившие купу у землевладельца, т.е. ссуду, помощь в виде семян, скота, участка земли, орудий труда и т.д. Купу нужно было вернуть или отработать с процентами. Другую группу зависимых людей составляли рядовичи-люди, заключившие договор (ряд) с землевладельцем и обязанные выполнять различные работы согласно этому договору. Третью группу несвободных людей составляли изгои – это изгнанные из общины люди. Они били изгнаны либо за преступление, либо по еще какой- либо причине. Изгоем мог стать и свободный человек, если он покидал об- щину после наводнения или пожара. Основную массу сельского населения Киевской Руси составляли свободные общинники-смерды, платившие налог князю.

В Киевской Руси наряду с формирующимися феодальными отноше- ниями существовало патриархальное рабство, не игравшее заметной роли в экономике. Рабы назывались холопами или челядью. Рабами в первую очередь становились пленники. Попадали в рабство и за неуплату долгов. Рабом мог стать свободный человек, если он поступал на службу к господину без специального договора или женился на рабыне, не оговорив своей свободы. Обычно холопы использовались в качестве домашней прислуги. Рабство в Киевской Руси было широко распространено, оно существовало в виде уклада.

Каким был политический строй Киевской Руси? Древнерусское государство было раннефеодальной монархией. Во главе него стоял Великий Киевский князь. Великий Киевский князь пользовался большой властью: руководил войском, организовывал охрану границ, оборону страны, возглавлял все военные походы. Он руководил всей системой управления страной и судопроизводством.

Отдельными регионами страны или отдельными племенами руководили и управляли родственники великого киевского князя – удельные князья или посадники. В управлении страной великому киевскому князю помогала боярская дума – орган власти феодалов. В нее входили бояре, удельные князья, церковнослужители. Удельные князья имели свои дружины и боярские думы. Существовало в киевской Руси и вече, но его роль заметно падала.

Власть киевского князя передавалась родственникам по старшинству (брату, сыну). Родовой принцип наследования часто нарушался, что очень запутывало ситуацию. Постепенно все шире стал применяться принцип отчинности, т.е. передачи престола от отца к сыну. Но и это не способствовало укреплению великокняжеской власти. Созданная путем завоеваний разно- язычных племен, Киевская Русь не могла стать крепким единым государством. В XI в. она распалась на несколько самостоятельных княжеств.

Итак, в IX в. у восточных славян и проживавших с ними финно- угорских и балтийских племен образовалось государство – Киевская Русь. Оно представляло собой раннефеодальную монархию с многоукладной экономикой.

Принятие христианства и его значение.

Становление и укрепление древнерусского государства, борьба вели- кокняжеской власти с племенной разобщенностью, формирование феодальных отношений – все это порождало необходимость принятия новой идеологии, которая бы освятила бы происходящие на Руси процессы феодализации и способствовала бы укреплению власти великого киевского князя. Язычество не способствовало этому, поэтому его надо было заменить новой религией.

В 988г. Киевская Русь по инициативе князя Владимира приняла от Ви- зантии христианство в форме православия. Это было событие большой исторической важности. Князь Владимир еще в 980 г. пытался провести религиозную реформу с целью укрепления своей власти. Сущность ее заключалась в том, что бог Перун провозглашался единым верховным общегосударственным богом Руси. Но эта реформа не дала желаемых результатов, поэтому через несколько лет перед Владимиром встал вопрос: какую религию принять в качестве государственной – ислам, православие, католицизм или иудаизм.

В Повести временных лет приводится интересная легенда о введении христианства на Руси. Якобы князь Владимир разослал своих послов в разные страны, чтобы они ознакомились с различными религиозными идеями, обрядами, ритуалами и выбрали самую лучшую религию. Послы выполнили это задание. Возвратившись, они с восторгом рассказали о посещении византийской православной церкви. В Константинополе (ныне Стамбул) их повели в величественный Софийский собор, расписанный иконами, фресками, мозаикой. В нем под соответствующую музыку была проведена праздничная церковная служба. Послы выразили свое восхищение от нее следующими словами: «Мы и не знали на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой» (Древнерусская литература. М., 1993. С.48).

Но это легенда, а достоверно то, что одной из причин принятия христианства было развитие и укрепление отношений Киевской Руси с Византией. Князь Владимир захотел жениться на сестре византийского императора Анне, а ему поставили условие – принять христианство.

Принятие христианства – не единовременный акт. Оно началось задолго до 988г. Христианство приняла княгиня Ольга и многие дружинники побывавшие в Византии. Но в целом потребовалось не одно столетие, чтобы христианство прочно утвердилось на Руси. Люди с трудом принимали новую веру, сохраняли старые обряды и обычаи, продолжали отмечать языческие праздники, которые позже слились и смешались с христианскими: Коляда с Рождеством Христовым, масленица со Сретеньем, день Купалы и день Иоанна Крестителя и т.д. Особенно долго сохранялось язычество в северовосточной части Руси.

Какое значение имело принятие христианства?

1. Оно способствовало сплочению всех разноязычных восточнославян- ских племен в единую древнерусскую народность на основе единой веры.

2. Оно способствовало укреплению великокняжеской власти, утверждая ее божественное происхождение. Христианство стало на долгие века государственной религией и общественным мировоззрением.

3. Оно способствовало развитию феодальных отношений. Православная церковь освящала феодальные отношения (да убоится раб господина своего), защищала феодальные законы и порядки. Она скоро превратилась в крупного землевладельца и эксплуататора крестьян.

4. Принятие христианства привело к значительному смягчению царивших в древней Руси нравов. Православная церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства жен и рабов во время похорон богатых людей, а также боролась против работорговли. Христианство принесло в мораль и нравы древнерусского общества большой потенциал общечеловеческих ценностей (не убий, не укради, возлюби ближнего своего как самого себя). Православная церковь способствовала укреплению семейных связей, запрещала многоженство, опекала сирот, нищих, инвалидов. По распоряжению Владимира пищу для глубоких стариков, больных людей развозили по домам.

5. Принятие христианства дало мощный импульс к развитию культуры.

Начался перевод на древнерусский язык Священного писания (Библии) и другой богословской литературы. Началось строительство каменных зданий – храмов, монастырей. Монастыри в средневековье были не только религиозными, но и культурными центрами. Киевская Русь постепенно становилась государством высокой культуры.

6. С крещением Руси качественно изменилось ее международное положение. Вчерашняя языческая держава теперь на равных вошла в число европейских христианских государств, встала вровень со всем цивилизованным миром. Окрепли и расширились международные связи Руси.

Итак, наши далекие предки – восточные славяне – вплоть до IX в. жили родовым строем, занимались земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. В IX в. у них образовалось государство – Киевская Русь – представлявшее собой раннефеодальную монархию. Государственной религией Киев- ской Руси стало в 988 г. христианство. В X-XII вв. Русь находилась примерно на одном уровне с европейскими странами.

1. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ: РАССЕЛЕНИЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ.

Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение которой затруднено из-за отсутствия достоверных и полных письменных свидетельств об ареале их расселения и хозяйственной жизни быте и нравах. Первые достаточно скудные сведения содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.

Античные источники. Плиний Старший и Тацит (I в. н.э.) сообщают о венедах, обитающих между германскими и сарматским племенами. При этом римский историк Тацит отмечает воинственность и жестокость венедов, которые, например, уничтожали пленных иноплеменников. Многие современные историки видят в венедах древних славян, сохраняющих еще свое этническое единство и занимающих приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.

Византийские историки VI в. были более внимательны к славянам, т.к. они, окрепнув к этому времени, начали угрожать Империи. Иордан возводит современных ему славян - венедов, склавинов и антов - к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в У1-У111 вв.. Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и "давлением" других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (финно-угры, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы). Важно учесть, что в формировании трех ветвей славянства - восточной, западной и южной - участвовали представители всех группировок, зафиксированных Иорданом.

Древнерусские источники. Данные о восточнославянских племенах мы находим в "Повести временных лет" (ПВЛ) монаха Нестора (нач. ХII в.). Он пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дуная Нестор связывал с "вавилонским столпотворением", приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их "рассеиванию" по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей - "волохов", вытеснивших славян с прародины.

Второй путь продвижения славян в Восточную Европу, подтверждаемый археологическим и лингвистическим материалом, проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень.

Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах:

1) поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье "в полях" и потому так и прозвавшиеся;

2) древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах;

3) северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по реке Десне, Суле и Северский Донец;

4) дреговичи - между Припятью и Западной Двиной;

5) полочане- в бассейне р. Полоты;

6) кривичи - в верховьях Волги и Днепра;

7-8) радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода "ляхов" (поляков), и были приведены, скорее всего, своими старейшинами - Радимом, который "пришел и сел" на р. Соже(приток Днепра) и Вятко - на р. Оке;

9) ильменские словене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и р.Волхов;

10) бужане или дулебы (с X в. они назывались волынянами) в верховьях Буга;

11) белые хорваты - в Прикарпатье;

12-13) уличи и тиверцы - между Днестром и Дунаем.

Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором.

Занятия восточных славян . Земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры, используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины. В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а полевых трав.

С У111 в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала ХХ века.

Основой хозяйства славян, в том числе восточных, было пашенное земледелие. Занятия Восточных славян

1. Подсечно-огневое земледелие. Выращивали рожь, овёс, гречиху, репу и др.

2. Скотоводство . Разводили коней, быков, свиней, птицу.

3. Бортничество – сбор мёда диких пчёл

4. Военные походы на соседние племена и страны (прежде всего – на Византию)

Другие виды деятельности. Наряду со скотоводством славяне занимались и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развиваются ремесла, которые, правда, еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути "из варяг в греки", связывающим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

Низшим звеном социальной организации служила соседская (территориальная) община – вервь. Основу господствующего слоя составила военно-служилая знать киевских князей – дружина. К IХ в. дружинный слой выдвинулся на ведущие позиции.В привилегированном положении находились князь и его дружина, участвовавшие в военных походах и возвращающаяся с добычей

Общественное устройство. "Военная демократия". Сложнее "реставрируются" общественные отношения восточных славян. Византийский автор Прокопий Кесарийский (У1 в.) пишет: "Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому относительно всех счастливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются сообща". Скорее всего речь здесь идет о собраниях (вече) общинников, на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей - "военных предводителей". При этом в вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины. Таким образом в этот период славяне переживали последний период общинного строя - эпоху "военной демократии", предшествующую образованию государства. Об этом же свидетельствуют и такие факты как острое соперничество между военными вождями, зафиксированное другим византийский автором У1 в. - Маврикием Стратегом, появление рабов из пленных, набеги на Византию, которые, в результате раздачи награбленных богатств, укрепляли престиж военных предводителей и приводили к складыванию дружины, состоящей из профессиональных военных, соратников князя.

Переход от родовой общины к земледельческой. Кроме того происходили изменения в общине: на смену коллективу родственников, владеющих всеми угодьями сообща приходит община, состоящая из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями и самостоятельно распоряжающихся продуктами своего труда.

Племенные княжения. Сведения о первых князьях содержатся в ПВЛ. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих "княженье". Так в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.

Более достоверными являются данные арабского энциклопедиста ал-Масуди (Х в.), который писал о том, что задолго до его времени у славян существовало политическое объединение, названное им Валинана. Скорее всего речь идет о славянах-волынянах (летописных дулебах), чей союз был сокрушен, согласно данным ПВЛ, аварским нашествием в нач. У11 в. В трудах других арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куявии, Славии, Артании. Первый некоторые отечественные историки отождествляют с Киевом, второй - с Новгородом или его более древним предшественником. Месторасположение Артании продолжает вызывать споры. Видимо они представляли собой предгосударственные образования, включающие в себя ряд племенных союзов. Однако все эти местные княжения были мало друг с другом связаны, соперничали между собой и потому не могли противостоять мощным внешним силам: хазарам и варягам.

Верования восточных славян . В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности- в эпоху верхнего палеолита, около 30 тыс. лет до н.э. С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию общественной жизни человека. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись более новыми, а наслаивались друг на друга. Поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложна. Помимо этого обстоятельства воссоздание картины язычества славян затруднено и потому, что до сего дня практически не сохранилось письменных источников. По большей части - это христианские антиязыческие сочинения.

Боги. В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожениц, тесно связанный с поклонением предкам. Род - божественный образ родовой общины вмещал всю вселенную - небо, землю и подземное обиталище предков. Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя.

Жречество (волхвы, кудесники), совершающие жертвоприношения и другие религиозные церемонии.Язычество – это поклонение одушевляемым силам природы. Оно принимает форму политеизма (многобожия)

Главными богами славян являлись:

Род – прародитель богов и людей

Ярило – бог солнца

Стрибог – бог ветра

Сварог – бог неба

Перун – бог грома и молнии

Мокошь – богиня влаги и покровительница прядения

Велес – «скотий бог»

Лель и Лада – боги, покровительствующие влюблённым

Домовые, кикиморы, лешие и др.

Жертвоприношения совершались в специальных местах - капищах

В дальнейшем славяне все более поклонялись великому Сварогу - богу неба и его сыновьям - Даждьбогу и Стрибогу - богам солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун - бог грозы, "творец молний", который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины культ Перуна стал укрепляться. В языческий пантеон входили также Велес или Волос - покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков, Макошь - богиня плодородия и другие. Сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в родственную мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом. Кроме того, мир восточных славян был "населен" многочисленными берегинями, русалками, лешими и пр.

Жрецы. Нет точных данных о языческих жрецах, видимо ими были летописные "волхвы", боровшиеся в Х1 в. с христианством. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах - капищах (от старославянского "капь" - изображение, идол) богам приносились жертвы, включая человеческие. По умершим устраивали тризну, а затем труп сжигали на большом костре. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян.

Уровень развития. В целом, славянское язычество не могло удовлетворить потребностям зарождавшихся у славян государств, ибо оно не имело разработанной социальной доктрины, способной объяснить реалии новой жизни. Дробный характер мифологии препятствовал целостному пониманию восточными славянами природного и социального окружения. У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т.п.. К Х веку стала очевидной необходимость модернизации религиозной системы.

Таким образом, миграции, контакты с местным населением и переход к оседлости на новых землях приводили к складыванию восточнославянского этноса, состоящего из 13 племенных союзов.

Основой хозяйственной деятельности восточных славян становилось земледелие, возрастала роль промыслов и внешней торговли.

В новых условиях, в ответ на изменения, происходящие как внутри славянского мира, так и во внешней среде намечается переход от родовой демократии к военной, от родовой общины к земледельческой.

Усложняются и верования восточных славян На смену синкретическому Роду - главному богу славян-охотников с развитием земледелия приходит обожествление отдельных сил природы. Однако все более ощущается несоответствие существующих культов потребностям развития восточнославянского мира.

Итак, славяне У1-сер. 1Х вв., сохраняя основы общинного строя (общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций, т.е. обычного права, вечевую демократию), претерпевали как внутренние изменения, так и давление внешних сил, что в своей совокупности и создавало условия образования государства.

Возникновение государственности у славян относится к эпохе раннего средневековья. Это было время (IV–VIII вв.), когда в результате миграции "варварских" племен, живших на севере и востоке Европы, формировалась новая этническая и политическая карта континента. Миграция этих племен (германских, славянских, балтских, финно-угорских, иранских) получила название Великого переселения народов.

Славяне включились в миграционный процесс в VI в. н.э. До этого они занимали территорию от верхнего Одера до среднего течения Днепра. Расселение славян происходило в IV–VIII вв. по трем основным направлениям: на юг – на Балканский полуостров; на запад – в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток – север по Восточно-Европейской равнине. Соответственно произошло и разделение славян на три ветви – южную, западную и восточную. Славяне заселили огромную территорию от Пелопоннеса до Финского залива и от средней Эльбы до верхней Волги и верхнего Дона.

В ходе расселения у славян происходило разложение родоплеменного строя и стало постепенно формироваться новое феодальное общество.

На территории, вошедшей в состав Киевской Руси, известно 12 славянских союзов племенных княжеств. Здесь обитали поляне, древляне, волыняне (другое название – бужане), хорваты, тиверцы, уличи, радимичи, вятичи, дреговичи, кривичи, словене ильменские, и северяне. Эти союзы являлись общностями, носившими уже не кровнородственный, а территориально-политический характер.

Общественный строй предгосударственных славянских обществ – военная демократия. Политической стороной возникновения и развития феодализма у славян в VIII–Х вв. было формирование раннесредневековых государств.

Государство восточных славян получило название "Русь".

История России [Учебное пособие] Коллектив авторов

1.1. Восточные славяне в древности

Генезис и расселение

Из всего обилия научных концепций о происхождении восточных славян следует признать ведущей ту версию, что славянский этнос сложился к VI в. н. э. на Придунайской равнине в результате распада единой индоевропейской исторической общности. Примерно в то же время выделились три ветви славян: южная, западная и восточная. Южнославянские народы (сербы, черногорцы, болгары) сформировались впоследствии из тех славян, которые поселились на Балканском полуострове. Западные славяне заняли земли современных Польши, Чехии, Словении, частично Германии. Восточные славяне постепенно колонизировали огромные пространства между тремя морями – Черным, Белым и Балтийским. Их потомками стали современные русские, украинцы и белорусы.

Первоначальные сведения о расселении восточнославянских племен содержит летопись «Повесть временных лет»: от славян, «сидящих по Дунаю», племена разошлись по разным землям и прозвались «именами своими, кто где сел на каком месте». Полянами назывались славяне, которые поселились в среднем течении Днепра вокруг Киева. К северу от полян по рекам Десне и Суле жили северяне, к северо-западу от Киева древляне; центром древлян был город Искоростень. Племена, занимавшие земли между Припятью и Западной Двиной, назывались дреговичами. В верховьях Волги, Днепра и Западной Двины поселились кривичи, их главным городом был Смоленск. Часть кривичей «села» по Западной Двине в том месте, где в нее впадала река Полота, и получила название полочан. Радимичи осели вдоль реки Сож (приток Днепра), а вятичи – по Оке. Славяне, расселившиеся вокруг озера Ильмень, получили название ильменских словен; их главным городом был Новгород.

Уровень хозяйственного и общественного развития восточнославянских племен в значительной степени определялся природно-климатическими условиями. Для территории, занимаемой ими Восточно-Европейской равнины характерны континентальный климат, суровые зимы, недолгое, жаркое лето. Нередки засухи. Здесь отсутствуют естественные горные преграды пронизывающим северным ветрам. Пригодных для земледелия площадей было недостаточно. Две трети территории восточных славян было занято лесами. На юге располагались степи. И лесные, и степные почвы были малопригодны для возделывания сельскохозяйственных культур, на них трудно было получать в необходимом объеме устойчивые урожаи.

Хозяйственная деятельность

Основным занятием восточных славян было пашенное земледелие. На севере, где почти все пространство занимали леса, преобладала подсечно-огневая система, крайне трудоемкая. На небольших участках леса подсекали деревья и давали им засохнуть на корню. Затем сухостой, не вырубая, поджигали. Образовавшаяся при этом зола удобряла почву. Не выкорчевывая пней, славяне распахивали участки с помощью деревянной сохи. Такие делянки использовались не более 2–3 лет, так как почва настолько истощалась, что приходилось искать новые участки для земледелия.

В степной полосе использовалась система перелога. Сначала обрабатывался один участок земли, а после его истощения пахарь переходил, «перекладывался» на другой участок. Здесь раньше, чем в лесных районах, стали использовать при обработке пашни плуг.

Славяне возделывали зерновые культуры – просо, овес, ячмень, рожь. Из Византии были завезены пшеница и гречиха. Для получения растительного масла выращивались конопля и лен. Древнейшими огородными культурами восточных славян были бобовые – горох, собственно бобы, в южных районах – фасоль и чечевица, а также репа, лук и чеснок; позже славяне стали выращивать морковь, редьку, редис, свеклу, капусту.

У восточных славян было развито домашнее скотоводство. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, домашнюю птицу. Вспомогательную роль в хозяйстве играли бортничество (сбор меда диких пчел), охота, рыболовство.

Славяне жили общинами, которые назывались «миром», или «вервью». Ко времени образования древнерусского государства соседская община вытеснила родовую. В пользовании «мира» продолжали находиться обрабатываемые земли, леса, водоемы, луга, выгоны, пустоши. Пашенные земли были поделены между семьями, входившими в общину.

Важным фактором хозяйственной и общественной жизни было появление у восточных славян примерно с VIII в. городищ – прообразов будущих городов. Они становились центрами племенных союзов, где формировалась княжеская власть. Древнейшими из известных славянских городов были Киев, Новгород, Чернигов, Псков, Изборск, Старая Ладога, Гнездово (в 12 км от нынешнего Смоленска). Развитие городов было связано с расширением ремесленного производства. Далеко за пределами славянских земель были известны изделия оружейников, бронников, ткачей. Высокохудожественными были произведения древних ювелиров. Неизменным успехом пользовалась продукция гончаров, стеклодувов и бондарей.

С возникновением городов меняется характер ремесленного производства, которое все больше ориентируется не на частный заказ, а на рынок. У древних славян ремесла развивались как в городах, так и в сельской местности.

Общественный строй

В VI–VIII вв. славяне находились на стадии разложения родоплеменного строя и формирования государственности. Повсеместное распространение земледелия с использованием железных орудий труда создавало возможность получения прибавочного продукта, достаточного для содержания господствующего социального слоя. Усиливаются процессы социальной дифференциации, основанной на имущественном неравенстве. Из массы свободных общинников, которых называли «люди», выделяется привилегированный слой – «мужи». К ним относились главы патриархальных семей, родовые старейшины, военно-служилая знать. В условиях частых набегов иноплеменников восточные славяне создавали вооруженные отряды – дружины, главной задачей которых была защита племен от внешних врагов. Постепенно к дружине переходят и другие функции, в том числе управление и сбор дани.

Во главе дружины стоял князь. Первоначально эта должность была выборной. Власть князя была еще во многом номинальной, большую роль играло вече – собрание глав семей, домохозяев. Младшие члены семейств, работники в вече не участвовали. По мере развития славянского общества князь, опираясь на дружину, сосредоточивал в своих руках все большую власть, постепенно становившуюся наследственной. Такая система правления носит название военной демократии и предшествует формированию государственной системы.

Известия летописей, находки археологов, записи старинных обычаев и поверий позволяют воссоздать сложную систему религиозных верований восточных славян.

Славяне были язычниками. Главным божеством был Перун – бог молнии, грозы, войны и оружия. Богом неба, или небесного огня, являлся Сварог. Его сыновья – Сварожичи считались божествами солнца и огня. Особое место в языческом пантеоне занимал бог солнца – покровитель земледельцев. У разных племен он назывался по – разному: Дажьбог, Хорос (Хорс), Ярило. Обожествлялись месяц и звезды, состоявшие с солнцем в «родственных» отношениях.

Бог Волос (Велес) считался покровителем скота. Бога ветра и повелителя бурь звали Стрибогом. Богиня воды, водной глади, рек, озер, ручьев и прудов по имени Мокошь помогала ткачам (в ткацком деле нельзя обойтись без проточной воды для вымачивания льна). Позже к Мокоши обращались во всех случаях семейных и домашних неурядиц, и таким образом Мокошь стала покровительницей женщин, олицетворением женского начала.

Славяне верили в добрых и злых духов. Добрые духи помогали людям во всех начинаниях и назывались берегинями. Злые духи именовались злыднями. Вечная борьба доброго и злого начал с точки зрения древних славян и составляла источник развития мира.

Для верований славян характерен антропоморфизм – очеловечивание явлений природы. Река представлялась нашим предкам в образе женщины, гора – богатыря. Каждое дерево, каждый камень считались не только живыми, но и наделенными индивидуальным характером. У славян не было недостатка в существах, обладавших материальной силой. Согласно представлениям, в воде жил водяной, в лесу – леший и лесовик со своей семьей, в болоте – багник (от диалектного слова «багно» – болото). Славянские русалки от Троицы до Петрова дня жили не в воде, а в лесу, в кронах деревьев (у А. С. Пушкина в поэме «Руслан и Людмила»: «русалка на ветвях сидит»).

Культовые ритуалы славяне совершали в святилищах, носивших названия капищ. Они располагались обычно на вершинах холмов или небольших полянах в лесной болотистой местности и представляли собой ровную площадку округлой формы. В центре находился деревянный идол, рядом жертвенник. Восточные славяне-язычники приносили в жертву богам животных, зерно, различные подарки. Возле изображений языческих богов происходили гадания, ритуальные жребии, давались клятвы.

Славяне обожествляли не только явления природы, но и умерших предков. Они верили в Рода и Рожаниц. Некоторые исследователи считают, что Род в древности был верховным божеством у славян, покровителем всех кровных родственников и каждого родича. Рожаницы опекали дом.

Языческие верования и обычаи сохранялись у восточных славян еще долгое время и после принятия христианства, переплетаясь с христианскими праздниками и обрядами.

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги Язычество Древней Руси автора Рыбаков Борис Александрович

Восточные славяне Середина I тысячелетия н. э. была переломной эпохой для всех славянских племен Центральной и особенно Восточной Европы. После нашествия гуннов, после ухода готов на запад наступила пора великого расселения славян. Они двигались и на северо-запад к

Из книги Славяне. Историко-археологическое исследование [С иллюстрациями] автора Седов Валентин Васильевич

Славяне восточные

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

I. Первобытнообщинный строй. Восточные славяне в древности Каменный век: от палеолита к неолиту История славян уходит своими корнями в глубокую древность, в тот самый длительный период развития человеческого общества, который называется первобытнообщинным строем.

Из книги Краткий курс по русской истории автора

Восточные Славяне Их расселение. Начальная летопись не помнит времени прихода Славян из Азии в Европу; она застает их уже на Дунае. Из этой придунайской страны, которую составитель Повести знал под именем земли Угорской и Болгарской, славяне расселились в разные стороны;

Из книги Русь, которая была-2. Альтернативная версия истории автора Максимов Альберт Васильевич

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ Если бы славяне не были так раздроблены и если бы между отдельными их племенами было менее несогласия, то ни один народ в мире не в состоянии был бы им

Из книги Украина: история автора Субтельный Орест

Восточные славяне Славяне ведут свое происхождение от автохтонного индоевропейского населения Восточной Европы. По мнению большинства современных ученых, прародина славян - это северные склоны Карпат, долина Вислы и бассейн Припяти. Из этих мест славяне расселялись

Из книги История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах IX - XIX вв автора Автор неизвестен

Восточные славяне редки русских, украинцев и белорусов называли себя славянами, производя это слово от «слава», означавшее то же, что и хвала. Называли они себя и словенами, то есть разумеющими слово, иных же, не понимавших их языка, называли немцами, от слова «немой

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

Глава I ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СТРОЙ НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Славянский мир. Восточные славяне в древности Предыстория восточных славян своими корнями уходит в глубокую древность. Они относятся к индоевропейской языковой группе, их прародиной считаются северные склоны Карпатских гор. О восточных славянах под именем венедов,

Из книги Лучшие историки: Сергей Соловьев, Василий Ключевский. От истоков до монгольского нашествия (сборник) автора Ключевский Василий Осипович

Восточные Славяне Их расселение. Начальная летопись не помнит времени прихода Славян из Азии в Европу; она застает их уже на Дунае. Из этой придунайской страны, которую составитель Повести знал под именем земли Угорской и Болгарской, славяне расселились в разные

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Происхождение славян автора Бычков Алексей Александрович

Восточные славяне «Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину,

Из книги К вопросу об истории древнерусской народности автора Лебединский М Ю

IV. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ "Широкое расселение славян на территории Восточной Европы приходится в основном на 6-8 вв. Это был еще праславянский период, и расселявшиеся славяне были едины в языковом отношении. Миграция происходила не из одного региона, а из разных диалектных

Из книги Славяне: от Эльбы до Волги автора Денисов Юрий Николаевич

Восточные славяне Информация о восточных славянах практически отсутствует вплоть до IX в., а если учесть, что с восточными славянами принято соотносить территорию от Белого моря до Черного и Азовского морей и от Карпат до Урала, то и в более позднее время количество

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том первый автора Коллектив авторов

3. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VI–IX ВВ Особенности развития славянского общества в VI–IX вв. В истории Европы вторая половина I тысячелетия н. э. была периодом больших исторических сдвигов. Окончились перемещения племен и борьба их с Римской империей в пределах западной ее