Вытеснение желаний ведет к нарушениям. Защитные механизмы психики - для чего они нам? Основные механизмы влияния м.п.з

Вытеснение – это одна из главных психологических вторичных защит, выступает как мотивированное активное забывание. Вытеснение также называют подавлением и репрессией. Первым внедрил в науку это понятие З. Фрейд. Он уверял, что вытеснение это в психологии главный механизм формирования и становления бессознательного человека. Функция репрессии лежит в уменьшении для психической сферы индивида спектра переживаний неприятных эмоций за счет убирания из воспоминаний сознания тех переживаний, событий, какие вызывают эти трудные чувства. Идея данного механизма такая: нечто забывается, выбрасывается из и сохраняется вдали от осознания психикой человека.

Вытеснение в психоанализе

Идеи о вытеснении занимали большое и значимое место в знаниях и концепциях деятельности психики в . Обозначая такой механизм психики, как вытеснение по Фрейду, психоаналитики подразумевают попытку психики не проживать в сфере реальности события, что травмируют и тревожат . Психоаналитик заявлял, что вытеснение есть важным защитным механизмом от меж Идеал-Я и Оно, контроль над запретными желаниями и импульсами.

В начале ХХ столетия Зигмунд Фрейд описал собственное видение процесса вытеснения, и значительное время считал его собственным правом на первенство в этом открытии. Но, по прошествии некоторого времени О. Ранк, венский психоаналитик, нашел и изучил значительно ранние труды философа-немца Шопенгауэра, в которых вышеописанное понятие, как вытеснение по Фрейду было похоже описано, и показал ему это. В базовую идею психоанализа действительно легла мысль о вытеснении. Его понимание о существовании необходимого условия вытеснения – детские комплексы, интимные желания ребенка, .

Фрейд в собственных работах не выделял единственного обозначения данному процессу. Ученый заявлял о нем, как о возможности психического акта осознавать то, что остается неосознанным; как о повороте на глубокий и более ранний этап формирования психического акта, процессе сопротивления; забывание, в ходе какого становится невозможно вспомнить; защитной функцией психики личности. Отталкиваясь от вышеизложенного, обнаруживается сходство вытеснения с регрессией и с сопротивлением в традиционном психоанализе. Психоаналитик замечал во время чтения лекции, что, невзирая на существенное сходство, вытеснение содержит в себе динамические психические процессы, взаимодействует с пространственной позицией, а регрессия имеет описательную характеристику.

Есть основным проявлением такого процесса как вытеснение. В своей науке Фрейд изучал вытеснение как следствие влияния наружных факторов и внутренних импульсов , что есть несоотнесимым с его нравственными взглядами и эстетическими позициями. Данное противостояние желания индивида и его моральных установок приводит к внутриличностному конфликту. Такие события, чувства личности, что привлекли к внутреннему столкновению, убираются из сознания индивида и забываются им.

На человеческом жизненном пути происходит травматическое событие или переживание, в этот момент сознательное принимает решение, что данное переживание ему мешает, не стоит держать в памяти все, что с ним связано. И далее соответственно оно забывается, вытесняется в глубину . На месте данного воспоминания возникает пустота и психика пытается восстановить событие в , или же заполнить его другим: фантазией, иной действительностью из жизни индивида, что могла происходить в иное время.

Примеры вытеснения в психологии Фрейд доступно излагал на модели проведении своей лекции. Он рассказывал, как во время прочтения лекции один из студентов ведет себя неадекватно: говорит, шумит, мешает другим. Тогда лектор заявляет, что отказывается дальше читать лекцию, пока нарушитель находиться в аудитории. Среди слушателей находится несколько человек, что возлагают на себя обязанность выдворить шумящего за дверь и непрерывно быть на страже, не пускать его назад. По сути, неугодный человек был вытеснен. Преподаватель может продолжать свою работу.

Эта метафора описывает сознание индивида – происходящее в аудитории во время лекции, и подсознание – то, что за дверью. Слушатель, выдворенный за дверь, возмущен и продолжает шуметь, пытается попасть обратно в аудиторию. Тогда есть два варианта решения данного конфликта. Первый – находится посредник, возможно, это сам лектор, который договаривается с нарушителем, и на взаимовыгодных условиях конфликт разрешается, дальше вытесненное психикой в подсознание возвращается в память человека при здоровом осознании. Таким посредником может выступать психотерапевт.

Второй вариант менее дружелюбный – охранники не пускают вытесненного нарушителя, успокаивают его за дверью. Тогда изгнанный будет пытаться попасть обратно в аудиторию, использую разные способы: может проскочить, когда охранники будут отдыхать, переодеться и пройти неузнаваемым. Используя такую метафору, мы представляем те вытесненные воспоминания, что в разные времена и периоды будут появляться на поверхности памяти в измененном образе. Все мы используем вытеснение, забываем травмирующее, подавляем неугодные чувства. Сложности заключаются в том, что человек вплоть до последнего момента не знает, во что забытое у него выльется на поверхности. Индивид сам не соображает, что может быть вытеснено. На поверхности мы можем видеть определенные , психотические или невротические реакции, симптомы болезней.

Различные неврозы – это примеры вытеснения в психологии. Психотерапевты в частности говорят, что все тайное обязательно становится неврозом. Исследуя невротические расстройства своих пациентов, Фрейд дошел к умозаключению, что полное вытеснение неугодных желаний, чувств, воспоминаний для было невозможно. Они убирались из сознания индивида, но продолжали быть в подсознании и посылать оттуда сигналы. Для процесса выздоровления невротической личности необходимо провести симптом болезни тем путем, которым было проведено вытеснение события из сознания в подсознательное. А потом посредством преодоления противодействия личности возобновить вытесненное в сознании и в хронологии памяти человека.

Психоаналитики в терапии с невротичными клиентами сначала работают с очевидным, далее, снимая один слой за другим, углубляются в подсознание индивида, пока не сталкиваются с огромным сопротивлением. Присутствие сопротивления и есть главным сигналом, что терапия движется верным путем. В случае не прохождения сопротивления психики, результат не будет получен.

Начиная работать с невротическими и истерическими личностями, Фрейд пришел к пониманию, что вытеснение будет являться причиной . В ходе накопления знаний его версия перетерпела изменений, он стал полагать, что механизм репрессии был результатом тревоги, а не ее причиной.

В ходе своих трудов З.Фрейд привносил уточнения в психоаналитическое видение вытеснения. Сначала он изучал данное явление исключительно в ракурсе защиты. Далее вытеснение в психоаналитическом направлении представлялось в таком контексте: «вытеснение первичное», «послевытеснение», «возвращение вытесненного» (сновидения, невротические реакции). Потом опять вытеснение изучалось как возможность психологической защиты психики индивида.

Отец психоанализа доказывал, что абсолютно все вытеснения совершаются в детском раннем возрасте, а все следующие годы жизни сохраняются старые вытесненные механизмы, которые имеют влияние на механизмы совладания с запретными желаниями, импульсами, внутренними подавленными конфликтами. Новые вытеснения не возникают, это происходит благодаря механизму «послевытеснения».

Психоаналитические взгляды на вытеснение формировались и изменялись в ходе всего времени развития науки психоанализа. В следствии обозначения строения психики Фрейд определил, что вытеснение есть результатом деятельности Сверх-Я, какое исполняет вытеснение, или по его указанию это делает покорное Я. Репрессия (или вытеснение) является базовым механизмом, родоначальником всех защитных процессов психики индивида.

Вытеснение – психологическая защита

Говоря о защитных механизмах психики человека, мы можем обозначить один из наиболее важных – вытеснение или репрессия. Как утверждал отец психоанализа Зигмунд Фрейд: вытеснение это в психологии родоначальник и праотец всех форм защитных процессов психики. Сутью репрессии считается оправданное забывание чего-либо и содержание его под контролем в подсознании. Такое подконтрольное забывание может применяться к травматическим событиям, опыту, чувствам, фантазиям, ассоциациям, что связаны с пережитым опытом.

Вытеснение может реализоваться в двух моментах: предупреждает появление негативной реакции путем удаления из сознательной части в бессознательную травмирующих воспоминаний, запретных желаний; удерживает и контролирует в бессознательном вытесненных желаний, импульсов, влечений.

Примерами вытеснения в психологии могут выступать так называемые «военные неврозы» или реакции , опыт пережитого насилия человеком, когда пострадавший не может возобновить в памяти травматические события, пережитые чувства, свое поведение. Но человека мучают вспышки осознанных или неосознанных воспоминаний, флешбеки, кошмарные или назойливые сновидения. Подобное явление Фрейд назвал «возвращением репрессированного».

Следующим примером репрессии в психологии мы рассматриваем вытеснение в подсознание ребенка желаний и импульсов, что его пугают и есть запретными, с позиции социальных и моральных норм воспитания, но являются его нормальным развитием. Так, в период развития Эдипового комплекса ребенок с помощью своего Сверх-Я подавляет (вытесняет) половые импульсы к одному из родителей и желание уничтожить другого. Он учится вытеснять запретные желания в свое бессознательное.

Также к явлению вытеснения в обыденной жизни можно отнести банальное забывание говорящим имени человека, с которому возможны вытесненные подсознательные неприятные чувства, негативное отношение самого говорящего.

Во всех рассмотренных выше примерах вытеснения: глубокая травма, что мешает полноценной жизни, нормальный этап развития и банальное забывание в повседневной жизни просматривается необходимая природная психики. Ведь если человек будет постоянно осознавать все свои чувства, мысли, переживания, фантазии, то он в них потонет. Значит, вытеснение играет положительную функцию в существовании индивида.

Когда же репрессия будет нести негативную роль и создавать проблемы? Для этого есть три условия:

— когда репрессия не выполняет свою основную роль (то есть надежно охранять вытесненные мысли, чувства, воспоминания, чтобы они не мешали индивиду полноценно адаптироваться к жизненным ситуациям);

— когда мешает человеку двигаться к направлению позитивных изменений;

— исключает использование других способов и возможностей преодоления трудностей, что были бы более успешными.

Подводя итоги, можем суммировать: вытеснение может применяться к перенесенному травматическому опыту человека; к , чувствам, воспоминаниям, связанными с перенесенным опытом; к запретным желаниям; потребностям, что не могут реализоваться или предусматривается наказание за их реализацию. Вытесняются некоторые события из жизни, когда человек ведет себя неприглядно; враждебное отношение; отрицательные чувства, черты характера; Едипов комплекс; комплекс Електры.

Чтобы вытеснения не создавали индивиду проблемы в виде неконтролированных воспоминаний, навязчивых мыслей, невротических реакций, симптомов болезни, человеку необходимо достичь определенной меры самоидентичности и целостности личного «Я». Если в раннем детстве человек не имел опыта обретения сильной идентичности, то неприятные чувства индивида имеют склонность контролироваться с помощью примитивных защитных механизмов: проекция, расщепление, отрицание.

Не все ситуации, связанные с забыванием или игнорированием относятся к вытеснению. Есть проблемы в памяти и внимании, которые зависят от других причин: органические изменения мозга, индивидуальные черты, отбор важной информации от неважной.

Фрейд полагал, что ЭГО реагирует на угрозу прорыва импульсов ид двумя путями: 1) блокированием выражения импульсов в сознательном поведении или 2) искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону.

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума. Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты - обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения или ослабления тревоги. Некоторые основные защитные стратегии мы рассмотрим ниже.

Вытеснение . Фрейд рассматривал вытеснение как первичную защиту эго не только по той причине, что оно является основой для формирования более сложных защитных механизмов, но также потому, что оно обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги. Описываемое иногда как «мотивированное забывание», вытеснение представляет собой процесс удаления из осознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. В результате действия вытеснения индивидуумы не осознают своих вызывающих тревогу конфликтов, а также не помнят травматических прошлых событий. Например, человек, страдающий от ужасающих личных неудач, благодаря вытеснению может стать неспособным рассказать об этом своем тяжелом опыте.

Освобождение от тревоги путем вытеснения не проходит бесследно. Фрейд считал, что вытесненные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессознательном, и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. Эта беспрерывная трата ресурсов эго может серьезно ограничивать использование энергии для более адаптивного, направленного на собственное развитие, творческого поведения. Однако постоянное стремление вытесненного материала к открытому выражению может получать кратковременное удовлетворение в сновидениях, шутках, оговорках и других проявлениях того, что Фрейд называл «психопатологией обыденной жизни». Более того, согласно его теории, вытеснение играет роль во всех формах невротического поведения, в психосоматических заболеваниях (таких, например, как язвенная болезнь), психосексуальных нарушениях (таких как импотенция и фригидность). Это основной и наиболее часто встречающийся защитный механизм.

Проекция . Как защитный механизм по своей теоретической значимости проекция следует за вытеснением. Она представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению. Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи. Игрок в гольф, критикующий свою клюшку после неудачного удара, демонстрирует примитивную проекцию. На другом уровне мы можем наблюдать проекцию у молодой женщины, которая не осознает, что борется со своим сильным сексуальным влечением, но подозревает каждого, кто с ней встречается, в намерении ее соблазнить. Наконец, классический пример проекции - студент, не подготовившийся как следует к экзамену, приписывает свою низкую оценку нечестно проведенному тестированию, мошенничеству других студентов или возлагает вину на профессора за то, что тот не объяснил эту тему на лекции. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-то другому своих негативных личностных характеристик.

Замещение . В защитном механизме, получившем название замещение, проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Распространенный пример - ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает ее собачку или ломает ее игрушки. Замещение также проявляется в повышенной чувствительности взрослых к малейшим раздражающим моментам. Например, чересчур требовательный работодатель критикует сотрудницу, и она реагирует вспышками ярости на незначительные провокации со стороны мужа и детей. Она не осознает, что, оказавшись объектами ее раздражения, они просто замещают начальника. В каждом из этих примеров истинный объект враждебности замещается гораздо менее угрожающим для субъекта. Менее распространена такая форма замещения, когда оно направлено против себя самого: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя.

Рационализация . Другой способ для эго справиться с фрустрацией и тревогой - это исказить реальность и, таким образом, защитить самооценку. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих. Глупые ошибки, неудачные суждения и промахи могут найти оправдание при помощи магии рационализации. Одним из наиболее часто употребляемых видов такой защиты является рационализация по типу «зелен виноград». Это название берет начало из басни Эзопа о лисе, которая не могла дотянуться до виноградной кисти и поэтому решила, что ягоды еще не созрели. Люди рационализируют таким же образом. Например, мужчина, которому женщина ответила унизительным отказом, когда он пригласил ее на свидание, утешает себя тем, что она совершенно непривлекательна. Сходным образом, студентка, которой не удалось поступить на стоматологическое отделение медицинского института, может убеждать себя в том, что она на самом деле не хочет быть стоматологом.

Реактивное образование . Иногда эго может защищаться от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Здесь мы имеем дело с реактивным образованием, или обратным действием. Этот защитный процесс реализуется двухступенчато: во-первых, неприемлемый импульс подавляется: затем на уровне сознания проявляется совершенно противоположный. Противодействие особенно заметно в социально одобряемом поведении, которое при этом выглядит преувеличенным и негибким. Например, женщина, испытывающая тревогу в связи с собственным выраженным сексуальным влечением, может стать в своем кругу непреклонным борцом с порнографическими фильмами. Она может даже активно пикетировать киностудии или писать письма протеста в кино-компании, выражая в них сильную озабоченность деградацией современного киноискусства. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений.

Регрессия . Еще один известный защитный механизм, используемый для защиты от тревоги, - это регрессия. Для регрессии характерен возврат к ребячливым, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Узнаваемые без труда проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство, а также такие особенности как «надуться и не разговаривать» с другими, детский лепет, противодействие авторитетам или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью.

Сублимация . Согласно Фрейду, сублимация является защитным механизмом, дающим возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно 6ь:ло выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий. Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, потому что она позволяет эго изменить цель или /и объект импульсов без сдерживания их проявления. Энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения - тем, которые общество полагает приемлемыми . Например, если со временем мастурбация вызывает у юноши все большую и большую тревогу, он может сублимировать свои импульсы в социально одобряемую деятельность - такую, как футбол, хоккей или другие виды спорта. Сходным образом женщина с сильными неосознанными садистическими наклонностями может стать хирургом или первоклассной романисткой. В этих видах деятельности она может демонстрировать свое превосходство над другими, но таким способом, который будет давать общественно полезный результат.

Утверждал, что сублимация сексуальных инстинктов послужила главным толчком для великих достижений в западной науке и культуре. Он говорил, что сублимация сексуального влечения является особенно заметной чертой эволюции культуры - благодаря ей одной стал возможен необычайный подъем в науке, искусстве и идеологии, которые играют такую важную роль в нашей цивилизованной жизни.

Отрицание . Когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие, это значит, что он включает такой защитный механизм, как отрицание. Представим себе отца, который отказывается поверить в то, что его дочь изнасилована и зверски убита; он ведет себя так, как будто ничего подобного не происходило. Или вообразите ребенка, отрицающего смерть любимой кошки и упорно продолжающего верить, что она все еще жива. Отрицание реальности имеет место и тогда, когда люди говорят или настаивают: «Этого со мной просто не может случиться», несмотря на очевидные доказательства обратного (так бывает, когда врач сообщает пациенту, что у него смертельное заболевание). Согласно Фрейду, отрицание наиболее типично для маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом (хотя люди зрелые и нормально развитые тоже могут иногда использовать отрицание в сильно травмирующих ситуациях).

Отрицание и другие описанные защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней и внешней угрозы. В каждом случае для создания защиты расходуется психологическая энергия, вследствие чего ограничивается гибкость и сила это. Более того, чем более эффективно действуют защитные механизмы, тем более искаженную картину наших потребностей, страхов и стремлений они создают. Фрейд заметил, что мы все в какой-то степени используем защитные механизмы и это становится нежелательным только в том случае, если мы чрезмерно на них полагаемся. Зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты, за исключением сублимации, приводят к искажению реальности.

Термин "вытеснение" появился благодаря немецкому учёному Иоганну Гербарту в начале 20-го века. Он утверждал, что противоречащие идеи постоянно конфликтуют. Победившие желания и идеи вытесняют побеждённые, но и побеждённые пусть и слабо, но все же влияют на личность. По мере развития психологии вытеснение как защитный механизм стало широко использоваться в психоанализе, основоположником которого стал З. Фрейд.

Вытеснение как вид психологической защиты

Это может быть защита от негативных проявлений окружающего мира, воздействующих на личность и несущих психотравмирующий фактор. Это процесс, при котором происходит непроизвольное перемещение в бессознательное неприятных для человека мыслей, воспоминаний, образов, чувств и побуждений.

Вытеснение - самый главный способ для решения внутреннего конфликта посредством целенаправленного выключения из сознания асоциального мотива или негативной информации. Задетое самолюбие, обида или гордость становятся источником искажённых мотивов собственных поступков, чтобы истину можно было скрыть не только от окружающих, но и от себя. Настоящие, но не совсем приятные мотивы с лёгкостью замещаются другими, одобряемыми социумом. Такие игры разума в жизни каждого человека происходят постоянно, так как механизм вытеснения носит также и адаптивный характер.

Вытеснение утраты

Представим ребёнка, потерявшего любимую игрушку, ему очень горестно и родители безуспешно успокаивают его. Затем бабушка говорит, что игрушка пропала не навсегда и обязательно найдётся. Тогда малыш успокаивается, мысль о безнадёжной утрате меняется на оптимистичное настроение и совсем скоро ребёнок забывает о старой игрушке. Если бы не происходил процесс вытеснения, тогда многие люди пребывали в жуткой депрессии по поводу своих проступков, потерь и несбывшихся желаний, не найдя в себе силы принять реальность.

Исследованием феномена вытеснения занимались многие учёные. Но наиболее детально и глубоко данную тему развил Зигмунд Фрейд, который работал с пациентами, страдающими неврозами. Основополагающей гипотезой явилось то, что если перевести бессознательное в сознательное и выяснить то самое вытесненное (влечение, мысли, желания, информацию), порождающее симптом, то симптом исчезнет. Фрейд рассматривал вытеснение как попытку непринятия реалии события, беспокоящее личность. Как результат искажение действительности, подмена событий или их полное отрицание.

Парадоксально то, что вытеснению для поддержания требуются от сознания человека огромные энергетические затраты . Поэтому невротические личности часто испытывают вялость, упадок сил, эмоциональную истощённость, часто и долго болеют.

Именно с механизмом вытеснения З. Фрейд связывал симптомы истерии, фригидность, импотенцию и психосоматические заболевания. Учёный отмечал, что чаще данный механизм наблюдается у инфантильных личностей с истерическими чертами и у детей. Фрейд выделял два вида вытеснения

  • первичное вытеснение (предотвращение первоначального инстинктивного импульса)
  • вторичное, при котором скрытое проявление импульса удерживается в подсознании

Вытеснение наряду с другими механизмами защиты личности является неким регулятором психического гомеостаза. Если он по каким-то причинам отсутствуют или не в полной мере развит, например, у людей с психопатическими реакциями, то появляется вероятность дезинтеграции личности.

Вытеснение как механизм защиты приводит не только к искажению собственных мотивов и проявлений, но и к избирательному подходу в социальной сфере отдельных людей.

Вытеснение истинных мотивов

Рассмотрим простой пример. Молодая женщина учится в институте и параллельно имеет хобби, требующее много времени. В связи с этим ей не удаётся обеспечить должный комфорт для мужа и ребёнка. Из-за этого по версии супруги муж иногда приходит домой под утро и часто раздражителен и груб по отношению к ней. Тем не менее женщина пытается исправиться и создать идиллию в отношениях и называет мужа "любимый, любящий меня".

Позитивная Я-концепция в этом варианте испытывает двойной удар. В реалии женщина обижена и одинока, но её сознание не оставляет радужной иллюзии о прекрасной и дружной семье. Сильнее обиды и тоски для неё было бы осознание, что она не любима. Необходимость с нуля отстраивать реальность и пугает Эго. Поэтому женщина игнорирует дурные и тревожные мысли, но устранить тревогу совсем не получается. И теперь все зависит от того, как долго сознание будет лелеять очевидный самообман.

С данной семьёй работал психолог, который выделил этапы развития кризиса. Изначально у супруги развилась тревога за жизнь мужа, вследствие этого зародилось неизбежное чувство гибели любимого человека. Женщина искренне переживала и считала, что только смертельный исход может разрушить семью. Она периодически проигрывала в голове эпизоды ДТП с участием супруга. Специально для того, чтобы уберечь мужа в пути были придуманы различные тайные ритуалы и изобретения.

Иногда женщина чувствовала запах женских духов от рубашки мужа и шутила по этому поводу. Она ни на секунду не представляла всерьёз возможность измены. В один день случилось так - муж обманул, сказав, что задержался на работе, но его там на самом деле не было. Женщина узнала об этом, мысль об аварии не посетила её, но и мысли об измене не было. Её охватила сильная тревога и когда муж пришёл - потребовала все рассказать. Его ответ был неожиданным и ошеломительным, как оказалось, мужчина все время изменял. Это стало настоящим ударом, так как настало время строить свою жизнь заново.

Наступил "момент истины", сокрушивший долгое и мучительное вытеснение, но при этом исцелилась душа, так как сознание прояснилось и реальная картина мира для конкретных людей прояснилась.

Вытеснению подвергаются многие факты из личной жизни :

Невротические личности этого совсем не осознают и не замечают своих отрицательных черт - обидчивость, гнев, ирония и прочее. Они не видят в этом чего-либо плохого, относясь к ним как к нормальным проявлениям, не требующим изменения и даже достойными гордости.

Методы устранения вытеснения

Чтобы стать гармоничной личностью, необходимо всеми путями пытаться осмыслить вытесненное, преобразовав в сознательное. Одним из методов, используемых в психологии, является написание автобиографии . Детальное описание прошедшего - отличный способ вспомнить и осознать все вытесненное для того, чтобы переосмыслить, заново пережить и сделать так, чтобы гнетущее прошлое не мешало жить полноценным настоящим. Для начала следует пережить все потери, гибель близких людей. Нужно наладить отношения с близкими, осознать истинную причину своей враждебности. Реализовать стремление властвовать реальным ростом вместо того, чтобы тиранить домочадцев.

Главной задачей в борьбе с вытеснением является осознание того самого вытесненного посредством психоаналитических процедур, применяемых в психологии. Но также важна и профилактика возникновения этого механизма - бдительность. Для этого можно вести дневник, отмечая в нём своё мнение на текущие событие или дискуссию.

Чем сильнее позиция взрослого, тем меньше проникнет в наше бессознательное, следовательно, больше останется в сознательном. Из-за этого так много вытеснений происходит именно в детстве, так как в детском возрасте взрослой позиции по определению быть не может. Чем сильнее духом человек, тем больше он способен осмыслить и переварить, даже если информация весьма болезненна. Если человек часто обижается, но при этом пытается придать себе равнодушный вид, то происходит вытеснение обиды. Это, в свою очередь, приводит к торможению личностного роста или вовсе блокирует его. Если человек обиделся, но обида присутствует в сознании, то простить её получится легче и быстрее.

Определить, вытеснена обида или нет, очень просто. Если при вспоминании человека приходит мысль, что общаться с ним нет желания, или захлёстывает волна негатива по отношению к нему (без конкретного повода), следовательно, обида вытеснена. В этом случае нужно взять листок и ручку и вспомнить все эпизоды в жизни, связанные с этим человеком. Этот метод обязательно даст результат и причина вытесненной обиды наверняка найдётся. Теперь необходимо искренне простить человека и отпустить обиду, пусть это и не всегда легко. Если при воспоминании о конкретной личности появляются положительные эмоции или полное отсутствие эмоций, то вытесненных обид нет. В психологии такой процесс называется рефлексией .

Механизм вытеснения также не лучшим образом влияет на память. Личности, у которых много вытесненного, крайне забывчивы и имеют проблемы с памятью.

Бороться с механизмом вытеснение можно и нужно. Для этого потребуются изрядные эмоциональные резервы , так как придётся заново переживать не самые лучшие моменты своей жизни. Но только после этого человек сможет освободиться от иллюзий и идти своей дорогой.

Психология как наука непрерывно развивается, помогая человечеству лучше понять и принять себя. Тема защитных механизмов и вытеснения достаточно хорошо изучена. Но учёные продолжают свои исследования и эксперименты, расширяя горизонты знаний.

Механизмы защиты Эго.
Психологические защиты являются функциональными элементами нормальной пси¬хики. Для нормальной успешной адаптации они должны быть гибкими, разнообразными и эффективными. Преобладание тех или иных видов защит обусловливает характероло¬гические особенности личности.

Гипертрофия с резким преобладанием одних защит над другими, их ригидность – способствует социальной дезадаптации и психическим нарушениям разного уровня – от неврозов до психозов.

Личность, чье поведение...

С позиций психоанализа, вытесненное из сознания переживается забывается человеком, но сохраняет в бессознательном присущую ему психическую энергию влечения (катаксис). Стремясь вернуться в сознание, вытесненное может ассоциироваться с другим вытесненным материалом, формируя психические комплексы. Со стороны Я (Эго) требуются постоянные затраты энергии на поддержание процесса вытеснения. Нарушение динамического равновесия при ослаблении защитных механизмов – антикатексисов – может привести к...

В этом случае вытесняется или искажается информация извне, которую индивид не хочет воспринимать, поскольку она неприятна для него, болезненна, разрушает его представления о себе. Здесь ситуацией управляет Сверх-Я. Сверх-Я делает индивида «слепым», «глухим», «нечувствительным» к аверсивной, т.е. тревожной, угрожающей информации. Эта информация, если я ее восприму, грозит нарушить сложившееся равновесие, внутреннюю согласованность психической жизни. Эта согласованность структурирована инстанцией...

На сколько сильны импульсы влечения, настолько сильной должна быть сила вытеснения. Сила действия влечения должна быть равна силе противодействия вытеснения.

Но это загнанное внутрь влечение не перестает стремиться к своему удовлетворению. Вытесненное влечение не перестает быть фактом всей психической активности личности. Мало того, вытесненное влечение может существенным или даже роковым образом влиять на поведение личности.

Цензору Сверх-Я, изгнавшему, как ему казалось, социально...

Реальность осознается им лишь в той мере, в какой это является необходимостью для его жизнедеятельности как члена социума. Вообще, реальность осознается человеком в той степени, в какой это является необходимым для обеспечения его выживания.

И напротив, человек перестает осознавать внешнюю реальность во время сна, хотя при необходимости это осознание легко восстанавливается. Если же человек безумен, то даже в случае крайней необходимости он не способен осознать внешнюю реальность в полной...

Первый психический механизм, участвующий в образовании депрессии, принцип, по которому работает наш мозг и в норме, называется «принципом доминанты». Суть принципа доминанты состоит буквально в следующем: когда возбуждается какой-то центр мозга, он постепенно оказывается доминирующим и подавляет (тормозит) работу других центров мозга.

Более того, возбуждение, возникающее в этих недоминантных центрах, перенаправляется на поддержание и усиление господствующего центра.

Иными словами, при...

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, - механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз - порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

В первый период происходит...

В трудах Н.А. Бернштейна нашла блестящую разработку проблема механизмов организации движений и действий человека. Занимаясь этой проблемой, Н.А. Бернштейн обнаружил себя как очень психологично мыслящий физиолог (что бывает крайне редко).

В результате его теория и выявленные им механизмы оказались органически сочетающимися с теорией деятельности; они позволят углубить наши представления об операционально-технических аспектах деятельности.

Н.А. Бернштейн выступил в научной литературе как...