Задания по теме правописание приставок. Упражнения по русскому языку на тему "Правописание приставок на з-,с-."

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Упражнения по теме «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую с приставкой при-, во вторую с приставкой пре-. Старинное пр...дание, камень пр...ткновения, пр...чуды природы, пр...ступить (к делу), богатое пр...даное, пр...вратности судьбы, пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...знание в содеянном, пр...бывать в бездействии, беспр...кословно повиноваться, пр...верженец новых взглядов, пр...дать друга, пр...мирить врагов, пр...бытие поезда, непр...менное условие, полезное пр...обретение, жизнь без пр...крас, пр...забавный случай, пр...ломление лучей, пр...вышение полномочий, пр...остановить слушание дела, давать пр...сягу, искатели пр...ключений. Упражнение 2. Запишите и запомните эти слова иноязычного проис хождения, объясните их значение. Составьте с данными словами словосочетания или предложения. Прелюдия, преамбула, превалировать, престиж, привилегированный, прейскурант, премьера, примат, примадонна, претензия, прецедент. 1 / 10

2 Упражнение 3. Перепишите текст, вставляя недостающие орфограммы. Объясните написание приставок. Обманчивый лес Однажды, охотясь в густом лесу, король Генрих напал на след пр...красной горной козы и, пр...следуя ее, отстал от своей охотничьей свиты на большое ра...стояние. Раздраженные запахом зверя, его собаки так увлеклись п...гоней, что...скоре не стало слышно даже их лая. Между тем нез...метно...гущался вечер, и н...ступила ночь. Тут король понял, что заблудился. И...дали д...носились призывные звуки охотничьих рогов, но чем ближе, как казалось королю, он шел к ним, тем слабее звучали рога. С досадой в...помнил Генрих о том, как...бивчивы и капризны громкие звуки в горных лесах и какой предательский пересмешник - горное эхо. Но было уже поздно. Пр...дстояло переночевать в лесу. (По А. Куприну) 2 / 10

3 Упражнение 4. Составьте словосочетания с данными словами. Объясните значение приставок пре- и п ри-. Превратить, презирать, преодолеть, претворить, привыкнуть, пригласить, приготовить, приостановить, превзойти, превратиться. Упражнение 5. Замените обороты словами с приставками пре- и при-. Усердный, старательный; находящийся возле школы; приехать куда-нибудь; сообщить недругу какую-либо тайну; устный рассказ, история, передающаяся из поколения в поколение; склонности, ставшие обычными, постоянными; обратить что-либо в нечто другое; лечь ненадолго; охранник, стоящий у ворот; перестать что-либо делать; немного открыть. 3 / 10

4 Упражнение 6. Напишите текст под диктовку. Подчеркните приставки пре- и при-, объясните их написание. Хитрая мангуста Я увесил каюту гирляндами бананов. Они на веревочках качались под потолком. Это для мангуст. Я выпустил ручную мангусту, и она теперь бегала по мне, а я лежал прикрыв глаза. Чуть приоткрыл глаза и вижу, что мангуста прыгнула на пояку, перелезла на раму круглого пароходного окна, покрепче примостилась и глянула на меня. Я притаился. Мангуста толкнула лапкой в стейу, и рама поехала вбок. Когда рама приблизилась к бананам, мангуста рванулась, прыгнула и обеими лапками ухватила банан. Она повисла на момент в воздухе. Но банан оторвался, и мангуста прыгнула на все четыре лапки. Прекрасный акробатический прыжок! Я привскочил поглядеть, но мангуста уже беспрерывно возилась под койкой. Через минуту она предстала передо мной с измазанной мордой и покрякивала от удовольствия. (По Б. Житкову) 4 / 10

5 Упражнение 7. Вставьте пропущенные буквы, распределяя слова по столбикам (пре-, при-) Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_сытиться, пр_небрегать, пр_вращение, пр_следование, пр_знаться, пр_зирать труса, пр_брежный, пр_ображение, пр_ступить к делу, пр_остановить, пр_восходный, пр_образование, пр_града, пр_ручить, пр_строить, знаки пр_пинания, пр_забавный котенок. Пр_бывать в неведении пр_бывать по расписанию; старинное пр_дание пр_дание силы; пр_данный патриот пр_данный врагами пр_данный командованию; пр_емник традиций пр_емник «Турист-2» пр_емственность поколений пр_емлемый вариант; пр_зрение к смерти пр_зрение сироты пр_зор; пр_зирать угрозы пр_зирать детей, потерявших родителей; пр_ображенный пр_обретенный; пр_творить в жизнь пр_творить дверь; пр_ткнуться о камень пр_ткнуться в уголок; пр_увеличивать пр_уменьшать значение открытия, пр_уменьшать расходы ради экономии; пр_ходящий момент пр_ходящий медработник; пр_дел в храме пр_дел всему; пр_клонить ветви пр_клонить колена; пр_падать к земле пр_подать урок; пр_скорбный факт пр_светлый образ. Тест по теме "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-" 1. В каком слове пишется приставка пре-? 5 / 10

6 1) Пр_брежный; 2) пр_остановиться; 3) пр_прятать; 4) пр_увеличить. 2. В каком слове пишется приставка при-? 1) Пр_успеть; 2) пр_вращать; 3) пр жать; 4) пр_провождать. 3. Найдите вариант с орфографической ошибкой. 1) Президент 2) презирать 3) преоритет 4) президиум 4. В каком слове пишется приставка пре-? 1) Пр морский 6 / 10

7 2) пр землиться 3) пр пятствие 4) пр сесть 5. В каком слове пишется приставка при-? 1) Пр умолкла 2) пр рвали 3) пр лестный 4) пр клонить колени 6. В каком слове пишется приставка пре-? 1) Пр бирать 2) пр растать 7 / 10

8 3) пр влекательный 4) пр большой 7. В каком слове пишется приставка при-? 1) пр возносить 2) пр вратиться 3) пр сесть 4) пр уменьшить 8. В каком слове приставка обозначает «неполное действие»? 1) Пр хорошенький 2) пр брежный 3) пр стегнуть 4) пр открыть 8 / 10

9 9. В каком слове приставка обозначает «приближение»? 1) Пр хлынут 2) пр лечь 3) пр..милый 4) пр пятствие 10. В каком слове написание пре-/при- зависит от контекста? 1) Пр слушиваться 2) пр нахмурилась 3) пр давать 4) пр летел 9 / 10

10 Ответы 10 / 10


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ По дисциплине «Русский язык» ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1 Орфография Тема: Правописание гласных О и Ё после шипящих и Ц Часть1 Продолжительность 90 минут Цель: Закрепление правописания о

МОУ «СОШ с. Грачев Куст Перелюбского муниципального района Саратовской области» Правописание приставок и Открытый урок в 6 классе Подготовила учитель русского языка и литературы Булгакова О.В. 2009 2010

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ГРУППЫ ПРИСТАВОК Разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от принципа написания они делятся на три группы: 1) приставки, которые пишутся всегда одинаково согласно

План-конспект урока русского языка в 5 классе Тема: «Приставки пре- и при-» Цели урока: Образовательные: познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; тренировать учащихся

А15. Правописание приставок. Правописание Ъ и Ь. Ы/И после приставок на согласную Задание А15 проверяет сразу пять правил. Каждое из них само по себе очень легкое, но запутаться в них вполне возможно.

Тема. «авописание гласных е и в приставках пре, при» Цель урока: познакомить обучающихся с орфограммой пре-/при- Задачи урока: образовательные: знать условия написания приставки пре-/при-, обосновывать

План конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 6 класс Тема: «Правописание гласных в приставках пре- и при-» Техническое обеспечение: Проектор, компьютер Программное обеспечение: Power Point, MyTestXSetup

Тема: «Приставки-сёстры ПРЕ- и ПРИ-» Цели урока: обучающая цель: знать правило написания приставок пре- и при-, значения приставок пре- и при-; развивающие цели: научить различать приставки ПРЕ- и ПРИ-

В каком слове правописание приставки определяется её значением «приближение»? 1) пришли 2) привычный 3) прикрыла 4) прислушалась Как решать? В задании проверяется умение определять тип приставки. Если

План-конспект урока составила Емелина Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы окружного города Тольятти в 2015-2016 учебном году Класс: 6 Предмет: русский язык Тема: Правописание приставок

Урок русского языка в 4 классе Тема: «Правописание звонких и глухих согласных» Цели: формирование умения сопоставлять произношение и написание парных согласных; продолжить работу по формированию навыка

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе Учитель Герасимова Е.Ю. Тема: «Правописание гласных в приставках пре- и при-» Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний,умений, навыков.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Утянская средняя общеобразовательная школа» Разработка урока по русскому языку в 6 классе «Правописание приставок пре и при» Учитель русского языка

1. Списывание. Приемы по выработке орфографической зоркости 2. Письмо с проговариванием (в основе прого варивание по слогам) или фонемное письмо. 3. Комментирование (объяснение написания). 4.Орфографические

Занятие 12 1. Язык и речь. - Что такое речь? Кто обладает речью? Виды речи: устная и письменная. Примеры разных видов речи. - Язык - это система слов, знаков (букв), которая характерна для разных народов

Тема:«Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне» 1. Организационный момент. С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и писать!

КГБПОУ «Алтайский транспортный техникум» Методическое пособие для организации практических занятий по русскому языку Часть IV. Морфемика, словообразование, орфография Барнаул 2018 Методическое пособие

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ Тема: Правописание приставок, оканчивающихся на з, с. Цели: 1. Образовательная - изучить условия выбора буквы з(с) в приставках; сформировать умение выбирать

Самостоятельная работа по теме «Правописание приставок». Вариант 1. 2. Вспомните и запишите 3 слова с приставкой со-. Составьте с этими словами аморальный, бе()облачный, пре()приниматель. 4. Спишите слова.

ВПР 7 г. Русский язык. 4 класс. Вариант 3 Часть! При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки на не изучаемые в начальной школе правила не учитываются. 4 Произнеси

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе Тема урока «Гласные в приставках при- и пре-» Тип урока закрепление знаний Дата урока 11. 11. 2015 г. Образовательные ресурсы: 1. Русский язык. 6 класс.

ОГЭ по русскому языку. 2017 год. Вариант 1 Прочтите текст и выполните задания 2-14. (1) Не дружит Витька со своей старшей сестрой Кирой. (2)Дружбы не получается. (3)Неужели у всех такие сёстры? (4) Витька

Итоговая контрольная работа по русскому языку класс УМК «Перспективная начальная школа» Первый снег Я всегда рад зиме и снегу. Вот, наконец, и первый снег.* Крупные мохнатые снежинки кружили над землѐй.

МКС(К) ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Старогородковской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида им. Заслуженного учителя РФ Фурагиной

С.П.Хасанова, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 12», Кунгур Дата: 27.11.2014г. Институт развития образования, Пермь Приемы мотивации, примеры пробных действий для актуализации, фиксации затруднений

Конспект урока по русскому языку в 6 классе в соответствии с ФГОС по теме: «Правописание Н- и НН- в причастиях и отглагольных прилагательных». 1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Савченко Ольга Викторовна Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» Петропавловск-Камчатского городского округа ОТКРЫТЫЙ УРОК В 3 КЛАССЕ «РАЗЛИЧИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ

MINISTERU EDUCAŢIEI A REPUBICII MODOVA Фамилия: Имя: Отчество: Учебное заведение: Место жительства: Agenţia de Asigurare a Calităţii Район / Муниципий: РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Петухова Лидия Дмитриевна учитель русского языка и литературы Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 г. Арамиль, Свердловская область РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 3 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть

Спецификация контрольного измерительного материала для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 8 классе 1. Назначение КИМа - оценить уровень обученности учащихся 8 класса по предмету «русский

План работы со слабоуспевающими учащимися 2 класса на 2017-2018 учебный год Классный руководитель: Маркина Юлия Вячеславовна Мероприятия Срок 1. Составить список слабоуспевающих учащихся по преподаваемым

Демонстрационный вариант экзаменационного материала переводного экзамена в рамках промежуточной аттестации в 2018-2019 учебном году Русский язык, 6 класс А1. Укажите группу слов, состоящую только из заимствованных

ВПР 015 г. Русский язык. 4 класс. Вариант 4 Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 4 Инструкция по выполнению заданий части 1 проверочной работы На выполнение заданий части 1 проверочной

Открытый урок. Русский язык. 3 Б Учитель: Новак Галина Николаевна Тамбов 2012 г Открытый урок, 3класс Б Тема: «Правописание непроизносимых согласных» Цель урока: 1.Тренировать умение писать слова с непроизносимыми

Урок русского языка в 6 классе. Правописание приставок пре-, при-. Обобщение. План-конспект урока. Тема. Правописание приставок пре- и при-. Цели. 1.Закрепление навыка правописания приставок пре-, при.

Мухамадеева Айгуль Тальхатовна Учитель русского языка и литературы Тема урока: Повторение темы «Глагол» 1Орг. Момент Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. Создание

Контрольно - измерительный материал разработан на основе требований образовательных стандартов второго поколения для оценивания образовательных результатов в 1 классе как итоговая контрольная работа Цель:

Комплексная итоговая контрольная работа на основе единого текста для 1 класса 2013 г. Контрольно - измерительный материал разработан на основе требований образовательных стандартов второго поколения для

Тема «Правописание приставок пре- и при-» Цели: дать знания о правописании приставок пре- и при-; научить использовать правило в практической деятельности; воспитывать чувство взаимопонимания, взаимопомощи,

Бурцева Светлана Александровна учитель русского языка и литературы высшей категории Донецкой ОШ І-ІІІ ступеней 54 Открытый урок русского языка в 6-Б классе Тема урока: «Повторение правописания приставок

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РУССКИЙ ЯЗЫК Вариант 2 Школа Класс 4 Фамилия, имя фамилия, имя учащегося ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ На выполнение работы отводится 40 минут. В работе тебе встретятся разные

УДК 372.8:811 ББК 74.268.1Рус Б24 Серия основана в 2007 году Барылкина Л.П., Давыдова Е.А. Б24 Русский язык: Тесты, проверочные работы, мини-диктанты: 3 класс. М.: 5 за знания, 2014. 64 с. (Серия: 5 за

Тема: «Правописание безударных гласных в корне». Цели: закрепить знания, умения и навыки учащихся в написании и проверке слов с безударной гласной в корне; развивать орфографическую зоркость, устную и

ОТКРЫТЫЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ (ДИСТАНЦИОННЫЙ) ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ 2017 Секция 7 Конспект урока русского языка для учащихся 2-го класса, в котором обучаются дети с ОВЗ. Морозова Наталья Сергеевна учитель начальных

Тема урока: Учитель Образовательная цель Планируемые образовательные результаты Программные требования к образовательным результатам раздела «Глагол» Программное содержание Мировоззренческая идея Соблюдение

МОУ «Гимназия 23» Открытый урок. Развитие речи. 4 класс. тема: Изложение с элементами сочинения. Слепой заяц. (по Анатолию Дементьеву) 2 урока. Учитель: Лебедева Любовь Александровна. г. Озерск 2003 г.

Демонстрационный вариант диагностической работы по исследованию уровня индивидуальных учебных достижений обучающихся 3-х классов по учебному предмету «Русский язык», 2018 год (итоговый контроль) ИНСТРУКЦИЯ

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Письмо и развитие» (ОВЗ) УО для учащихся 9 класса на 2018-2019 учебный год Полетаева Ирина Федоровна, учитель русского языка и литературы категория

Урок русского языка. Тема: «Мягкий знак после шипящих в глаголах». Цель: Формировать умение писать ь после шипящих во всех глагольных формах. Задачи: 1.Совершенствовать знания учащихся о глагольных формах

Тесты по русскому языку 2 класс с ответами >>> Тесты по русскому языку 2 класс с ответами Тесты по русскому языку 2 класс с ответами Поставь ударение в словах. Он озирался по сторонам. В саду 12 13 14

Урок русского языка 2 класс «А» «Разделительный мягкий знак» Максименко Л.П. учитель начальных классов 2019 год Русский язык 2 класс УМК «Школа России» Тема: «Разделительный мягкий знак». Тип урока: урок

МОУ «СОШ р. п. Соколовый Саратовского района Саратовской области» Урок по русскому языку в 6 а классе Культура речи Правильное употребление деепричастий Учитель русского языка и литературы высшей категории

Занятие 9 1. Звук [ж]. Буква Жж. Сочетания ЖИ-ШИ. 1. Рассмотреть картинку на странице 25 и определить, в какую игру играют дети. Выделить из начала слова жмурки начальный звук. Несколько раз произнести

Волкова Марина Евгеньевна Учитель высшей квалификационной категории Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Правописание слов с парными по глухостизвонкости согласными на конце слов и перед согласным

Широглазова Надежда Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия» УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 3 класс Тема урока: «Правописание гласных в приставках» Цель урока: познакомить учащихся с орфографическим

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 13 г. о. Тольятти Учитель начальных классов Буянова Марина Викторовна

Урок русского языка Тема: Образование однокоренных существительных. Цель: Развитие умения различать суффиксы существительных; разбирать слова по составу. Задачи: 1) Развивать умение анализировать, сравнивать,

Конспект урока русского языка к учебнику А.Д.Шмелёва на тему: «Буквы О и Ё после шипящих в корне» Учитель Бушко М.И. Тема урока: Базовый учебник: Цели Буквы О и Ё после шипящих в корне Русский язык. 5

Тренировочный вариант 2 ВПР 2019 4 КЛАСС Пояснение к образцу проверочной работы На выполнение работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из двух частей и включает в себя 15 заданий. Задания

Русский 4 Имя... Задание 1: Прочитай. Вставь пропущенные буквы, Морж. Я зн...ком с одним м...ржом, Ест он кашу, пьёт боржом, Очень любит эскимо. Вместе ходим мы в кино. Я к м...ржу д...мой х...жу, С ним

Шахверди Оксана Борисовна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Cредняя общеобразовательная школа 1» Хабаровского края, г. Советская Гавань РАЗРАБОТКА УРОКА «СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА» Цели:

Демоверсия Промежуточная аттестация по русскому языку в 6 классе проводится в соответствии со статьей 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012г., Основной общеобразовательной

Итоговый тест по русскому языку в 8 классе Тест по русскому языку в 8 классе состоит из 2 частей: часть А включает 12 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даны 4 варианта ответов, из которых только

Тема:

В приставках, оканчивающихся на з,- без-, вз-, из-, низ-, раз-, чрез-, через- согласная запишется перед гласными и звонкими, согласными, но заменяется буквой с перед глухими (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ), например: безобидный, безжалостный - бесшумный; взимать, взбивать - вспахать; возыметь, возбудить - воспринять; изыскать, издать - исцарапать; низвергнуть - ниспадать; разахаться, разгромить - расщепить; розыск, роздых - роспуск. При этом на стыке приставки и корня могут удваиваться согласные з или с: воззрение - воссоздание, раззадорить - рассказать, череззерница - чересседельник и т. п.

Примечания.

1. В словах низкий, низший и близсидящий пишется з, так как низ и близ не являются приставками.

2. Правописание слов расчет, расчесть - рассчитать, рассчитывать и др. регулируется особым правилом: с пишется перед корнем -чет-, се - перед корнем -чит-. В словах разевать, разорить конечный согласный приставки выпал, поэтому они пишутся с одним з.

Упражнение 131. Образуйте от данных слов с помощью приставок новые слова.

а) Без-/бес-: бедный крайний, сердечный, болезненный, форменный, жизненный, ценный;

б) вз-/вс-: думать, метнуть, пучить, ломать, карабкаться, дуть, кинуть, брыкнусь;

в) воз-/вос-: зрение, торжествовать, делать, питать, кликнуть, вращать, соединить, звание;

г) из-/ис-: адить, тратить, пытать, водить, резать, черпать, сушить, бежать, сследовать, сечь; д) низ-/нис-: вести, послать, ринуться, пускать, ходить;

е) раз-/рас-: пускать, крыть, бить, пить, вести, дуть, дать, четный, считывать;

ж) чрез-, через-/чрес-, черес-: мерный, полосица, чур.

Упражнение 132. Перепишите слова, подчеркните приставки и объясните их правописание. Особо отметьте случаи удвоения согласных на стыке приставки и корня.

Беспомощный, беззаветный, беспокойный, бездумный, беспрерывный, беззащитный, взмолиться, всколыхнуться, встать, взвести, взволновать, воздеть, воспеть, восхвалить, возгордиться, испещренный, исторгнутый, извоз, иззябнуть, иссякнуть, нисторгнуть, низвержение, разгореться, рассудить, разбранить, развеять, рассеять, расчет, рассчитываться, расцвет, рассвет.

Упражнение 133. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Важно одно - оживить, привести в движение нетронутый слой тех личных впечатлений бытия, который лежит в душе каждого и обычно и…гнивает бе…плодно. (Горьк.) 2. Таня поглядела на другие лица и увидела, что многие одновременно и улыбаются, и всхлипывают, глядя на проходивших курсантов. (Сим.) 3. Если через неделю не услышу, что сам на фронт пошел, имей в виду, посодействую, чтоб ра…бронировали. (Сим.) 4. Виктор Сидорович и без Каплиных напутствий сидел на пленуме с железной внутренней установкой: не поддаваться нажиму, а взять обязательство, и…ходя из реальных возможностей. (Алекс.) 5. Во…пылавший было жаждой отмщения, гость вел себя сейчас более чем тихо и скромно. (Алекс.) 6. Клинок вошел в доску легко и бе…звучно, как в масло. (Рек.) 7, Николай сожмурился от яркого полдневного света и ра…смеялся - чтобы выразить это приятное чувство, чтобы в…пугнуть окружающую тишину. (Рек.) 8. Николай уже не раз в…тречал здесь, на Севере, таких непонятных ребят. Вроде бы они и стиляги, а вроде бы работают не хуже других. И лезут в тайгу без страха - прощупать там в…рывами землю. И кормят комарье на болотах - и…следуют грунтовые воды. И ничего, не жалуются. Только ра…певают самодельные песенки, от которых либо краснеют, либо плачут девчата … (Рек.)

Упражнение 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы; обозначьте приставки.

П...сеять рожь, о...бросить врага, на...стройка дома, по...клеить карту, пре...чувствовать неприятности, пре...шествовать экзаменам, сложная о...становка, по...твердить решение, о...дать пре...писание, тщательно п...р...работать, пре...ставить документы, з...конспектировать статью, ...держать обещание, от...слать корреспонденцию, под...брать иллюстрации, с...ехаться от...всюду, новый с...трудник, мой пр...дедушка.

Упражнение 2. Обозначьте приставки у прилагательных и подчеркнуть сходные предлоги у существительных; объяснить правописание.

1) В приоткрытой шкатулке я заметил письмо. Мы спим при открытой форточке. 2) На этот раз обошлись без толкового словаря. Я не встречал такого бестолкового человека. 3) Без посадочного талона в вагон не пустили. Совершен беспосадочный перелет. 4) Здесь не чувствуется придорожной пыли. Он состоит рабочим при дорожной мастерской. 5) Декорации меняли при поднятом занавесе. Находился в приподнятом настроении.

Упражнение 3. Составить предложения со словами.

Бессодержательного - без содержательного, без сильного - бессильного, без защитных - беззащитных, без полезного - бесполезного, без характерной - бесхарактерной.

Упражнение 4. Существительные с предлогами заменить прилагательными с приставками.

Речь без связи, пассажир без билета, певец без голоса, труд без контроля, отпуск без срока, жизнь без просвета, работа без смены, пространство без воздуха, крестьянин без земли, зима без снега.

Упражнение 5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставку с-.

...борник песен, ...жатое изложение, старинное...дание, ...дать в аренду, ...жечь обломки, ...густить краски, ...беречь энергию, ...гладить противоречия, ...гинуть навсегда, ...дешний климат, ...дравые мысли, провозгласить...дравицу, путевка в...дравницу, ...дельная оплата.

Упражнение 6. Образуйте и запишите слова с приведенными приставками. Приставку выделите.

Без- или бес- (срочный, спорный, вкусный, цельный, словесный, полезный, сонный, ответственный, ценный);

раз- или рас- (формировать, тратить, звонить, жечь, спрашивать, считать, таять, чертить);

воз- или вос- (кликнуть, держаться, звать, произвести, создавать, наградить);

из- или ис- (черпать, пробовать, тратить, следовать, дать, ведать).

Упражнение 7. Вставьте пропущенные буквы в приставках и распределите слова по трем группам: 1) с приставками, не меняющимися на письме; 2) с приставками, оканчивающимися на , ; 3) с приставкой с- .

По...твержденные факты, бе...следно и...чезнуть, ...держать слово, точный ра...чет, странное пр...исшествие, министерство пр...свещения, явное пре...почтение, короткое пер...мирие, д...веренное лицо, по...ставить под удар, п...слать заявку, ...становить машину, чере...чур ра...горячиться, ...делать заявление, бе...причинно обидеться, ...бережения населения, провести ра...следование, и...дательская деятельность, и...бирательная кампания, ра...считать доходы, чре...вычайное происшествие, ра...следовать причины аварии, ...жатое изложение, ...густить краски, ...шитое платье.

Упражнение 8. Составьте словосочетания или предложения с данными словами.

Роспись, роспуск, розыгрыш, розыск, розлив (спец.), разлив, расписка, расписание, распускать, разыграть, разыскать, разлить.

Упражнение 9. Вставьте пропущенные буквы.

Без...дейность, вз...мать дез...нформация, небез...звестный, пост...мпрессионистский, вз...скать, пред...дущий, сверх...зысканный, спорт...гра, с...здавна, с...змала, фин...нспектор, без...нициативный, об...гранный, дез...нфекция, спорт...нвентарь.

Упражнение 10. К данным глаголам добавьте приставку, оканчивающуюся на согласный. Запишите словосочетания с этими глаголами.

Искать преступника, играть в шахматы, искать ключ, итожить результат.

Упражнение 11. К данным прилагательным добавьте приставку, оканчивающуюся на согласный, которая изменила бы значение слова на противоположное. Запишите словосочетания с полученными словами.

Известный скульптор, интересное произведение, инициативный сотрудник, искусная игра, идейная позиция, итоговый отчет.

Разделы: Русский язык

Цели:

  • знакомство с правописанием приставок, оканчивающихся на З и С;
  • формирование умения находить слова с орфограммами в тексте;
  • формирование умения самостоя­тельно размышлять, решать проблемы; анализировать, делать выводы;
  • развитие устной и письменной речи, активизация словарного запаса;
  • воспитание внимания к окружающим.

ХОД УРОКА

1. Постановка целей и задач урока

а) Повторим правописание приставок.
б) Познакомимся с написанием новых приставок.
в) Выполним ряд упражнений.
г) Поиграем.

2. Чтение эпиграфа к уроку в рабочей карточке и работа с ним

3. Повторение предыдущего материала (домашнее задание)

– Назвать приставки "цепочкой"
– Может ли приставка оказаться в середине слова?

Игра: "Найти в словах спрятавшиеся приставки" (в рабочей карточке)

4. Записать данные слова под диктовку (один у доски)

Надстроить, подставить, отделать, предписать, отдалиться, предсказать, подтаять, надпилить, вкладывать.

– Выделить приставки.
– Что вы можете сказать о правописании этих приставок?

5. Работа над новым материалом

– По сравнению с приставками о которых мы сейчас говорили, новые приставки, о которых мы сегодня узнаем, "живут" как будто в другом царстве: у них все наоборот. Те пишутся всегда одинаково, а новые"подлаживаются" к соседним буквам и не подчиняются правилу правописания.
– Посмотрите на рисунок 1 и рисунок 2 и попробуйте сами сделать вывод..
– Чтение приставок хором (в рабочей карточке).
– Возвращение к эпиграфу.

6. Тренировочные упражнения

а) № 1 (в карточке)
б) № 2 (в карточке)
в) № 3 (в карточке)
г) Игра "Приставка или нет?"
д) Игра "Прятки с приставками"

7. Сегодня мы поговорим еще об одной очень коварной приставке с-,

– Посмотрите на рисунок 3 и рисунок 4 и скажите, почему она "коварная"?
– Назовите слова с этой приставкой.

(сбить, сбегать, сгиб, сговорчивый, сгоряча, сдвинуть, сделать, сдача, сжечь, сшить.)

Игра "Коварная приставка" (в рабочей карточке)

8. Творческая работа

– Можно ли подобрать слова соответствующие данным схемам?
– Доказать правильность своего ответа примерами.
.с б… .с д… .з п… ый.с п…

9. Работа по учебнику

10. Проверочная работа

Цель: проверка усвоенности нового материала.

Уч-ся пишут только букву из приставки (первый столбик – первая строчка и т.д.), а затем проверяется по контрольной карточке на доске:

безболезненный бесцельный избежать
вздыхать сбить испортить
безжалостный вскрикнуть вздернуть
бесшумный разносить расписание
бесчувственный разбить возгордиться
искусать раздвинуть беспечный
развалиться вспорхнуть безграничный
разжимать рассмотреть сдать
разгадать бесконечный издалека

Ответ: ззз ссс ззз
ссс ззз ссс
зс зс зс зс з

11. Вывод, итог урока

12. Домашнее задание

Разноуровневые упражнения. Выучить правило.

Рабочая карточка ученика

"Буквы 3 и С на конце приставок."

Пойдет вам впрок нехитрая наука
О тех, кто буквам роли раздает!
"3" или "С"? Зависит всё от звука,
Который за приставками поет!

Игра: "Найти в словах спрятавшиеся приставки."

Землетрясение, громоотвод, пятилетка, водопроводчик, путешественник, мясоперерабатывающий завод, сногсшибательная новость, деревообделочный комбинат.

1. Знакомство с новой темой:

без- (бес-) низ- (нис-)
вз- (зс-) раз- (рас-)
воз- (вое-) лоз- (рос-)
из- (ис-) через- (черес-)

2. Тренировочные упражнения

1. Подберите к каждой части слова подходящую для него приставку.

Запишите полученные слова.

Цветающий, ...мерить, ...делъник, ...ведчик, ...лететь, ...ложение, ...править, ...порядок, ...пытывать, ...кипеть, ...петь, ...биратъся, ...трепенуться, ...пахать, ...вестия, ...шумный, ...брежный.

2. Выписать из текста слова с изученными приставками.

Стали у меня исчезать вещи. То носок пропадет, то перчатки. Мама говорила, что я растяпа и всюду разбрасываю свои вещи. Но пропадали и те вещи, которые я клал на место. Однажды исчезли мои тапочки и кроссовки. Я беспокоился и долго искал их. Оказалось, что их наш щенок по разным укромным уголкам растащил.

3. Выписать из данных слов только те, в которых есть новые приставки.

Вспахать, здоровье, спешить, разведка, здоровенный, преследовать рассматривать, издавать, бессмертник, здешний.

4. Игра: "Приставка или нет?"

а) разбитый, разваленный, разный;
6) расписание, растение, расколоть;
в) воспринимающий, восковой;
г) роскошь, росчерк;
д) исследовать, история.

5. Игра: "Прятки с приставками."

– Выделить изучаемые приставки.

Водоразборная колонка, перераспределение, нераспустившийся цветок, невосполнимый, неиспользованный, заблагорассудится, происшествие, безрассудство.

6. Коварная приставка.

С + хвойный лес =
С + спрятанные ценности =
С + сражение =
С + дом отдыха =

Тест по русскому языку «Готовимся к ЕГЭ-2016. Задание 09. Правописание приставок» №2 для 11 класса

Слова записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Пр..увеличивать, пр..школьный

И..черпать, бе..цельный

Пре..писание, о..бросить

Пр..ютить, пр..кратить

Р..зыграть, с..ставить

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Пр..морский, пр..клеить

Бе..порядочный, ра..жигать

Под..брать, пр..бабушка

Пр..гласить, пр..ступник

О..даление, на..пись

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Пр..тормозить, пр..одолеть

Бе..донный, ра..чесать

Под..брать, пр..консультировать

Пр..выкнуть, пр..дательство

Пр..образ, пр..матерь

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Пр..готовить, пр..гнуться

Во..клицание, бе..выходный

Над..рваться, р..списание

Пр..горелый, пр..образование

С..провождение, пр..дедушка

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Пр..свистывать, пр..мудрый

В..кружить, бе..корыстный

О..гадать, пре..усмотреть

Пр..клеить, пр..неприятный

О..ключить, по..пустить

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Ра..буженный, бе..причинный

Пр..кратить, пр..слониться

Пре..сказать, на..писать

Не..плаченный, пр..родина

Пр..забавный, пр..глушил

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Не..жатый, бе..заветный

С..звучно, р..ссказать

Пр..граждать, пр..следовать

Во..хождение, ра..дать

Пр..обрёл, пр..небрегать

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

С..гласие, поз..вчера

В..помнить, не..говорчивый

Пр..неприятный, пр..винтить

И..виниться, не..гибаемый

Пр..забавный, пр..школьный

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Пр..усадебный, пр..интересный

И..пользовать, ни..вергнуть

На..кусить, по..сказать

Не..хватный, р..зместить

Пр..клонный, пр..шнуровать

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

По..солнечник, о..бросить

Пр..вязанность, пр..морье

Ра..хаживать, в..бодриться

Не..деланный, ра..гневанный

Пр..возмочь, пр..сесть

Тест № 3

1.

1)пр..увеличивать, пр..одолеть, пр..града 2) бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать

3)о..далённый, на..треснутый, на..пиленный 4)из..мать, дез..нформация, от..граться

2.

1) в …дании театра, не…доровый вид, бе…жизненный 2) пр…сутствовать, пр…сечь, пр…ступление

3)спорт...нвентарь, контр...гра, без…звестный 4) в...южный, с...ёмка, от…явленный

3.В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) пр…одолевать, пр…лежание, пр...беречь 2) с…митировать, без…мянный, с…грать

3)нера…чётливый, ра…плескать, бе…дельник 4)об…ективный, под...ем, интер…ер

4. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1)грузопод...ёмность, из…явить, в...юга 2)переи…дание, во…главил, ра…четливый

3) пр…рвать, пр…ступить закон, пр…образиться 4)чере…чур, бе…жалостный, ра…мешать

Тест №4

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

и…подлобья, ра…мечтался, ра…жаловать

на пр…еме, пр…небрегать, пр…обладание

кинос..емка, раз..яренный, суб…ективный

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

вз…мать налоги, без…нерционный, раз…скать

из…бличить, от…гнать, пр…дедушка

пр…мерить, пр…обрести, пр…дать форму

в …дании вокзала, ра…бираться, бе…компромиссный

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

пр...игрыватель, нед…ступный, пр…родина

под…емник, пред…экзаменационный, об…емный

пр…бежище, пр…ступник, пр…образились

во…препятствовать, бе…трепетный, бе… чувственный

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

под…скать, небез…звестный, меж…нститутский

пред…ставить, пр…дедушка, п…строить

пр…вратить, пр…ступить к занятиям, пр…образить

ра…четливый, бе…перспективный, ему не…добровать

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

ад…ютант, об…ективный, в…ющийся

без…мянный, без…сходное, супер…гра

непр…метный, воспр…имчивый, пр…обрести

бе…покойство, …дешние жители, …добная булка

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

распр…дажа, нед…стижимый, пр…бабушка

меж…нститутский, без…мянный, из…скать

пр…рвать заседание, пр…ступить закон, пр…образиться

во…главить, во…никнуть, бе…чувственный

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

из…бразить, от…гнать, пр…дедушка

вз…мать налоги, без…дейность, раз…скать

пр…грозить, пр…вратник, пр…дать суду

бе...рассудный, не...дешний, не видно ни...ги

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

роз…ск, без…мянный, с…митировать

пред…пределять, п…ддержка, н…дкусить

пр…грозить, пр…ступить закон, пр…образиться

ра…ценить, чере...полосица, не...дешний

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

преп…давать, от…звать, подн…дзорный

небез…нтересный, без…сходное, меж…нститутский

непр…ступная крепость, невоспр…имчив, пр…обрести

бе…вкусие, …десь холодно, …добная булка

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

п..дписать, с..гласие, поз..вчера

ра...положиться, бе..деятельный, в..помнить

пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

без..скусный, без..нициативный, супер..гра

пр..страстный, пр..тормозить, пр..вышение (скорости)

бе..перспективный, в..помнить, неи..бежность

с..причастность, пр..контролировать, под..брать

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

пр..вращение, пр..высить, пр..огромный

и..брать, не..гибаемый, ра..бросать

под..грывать, раз..скать, сверх..нтересный

н..право, п..днимать, под..рвать (доверие)

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

нен..глядный, с..звучие, безз..ветно

пр..морье, непр..миримый, пр..обрести

бе..дорожье, в..будоражить, не..жатый

небез...нтересный, сверх...зысканный, под..грать

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

пр..амурский, пр..толстый, пр..командировать

под..грать, сверх..нтересный, небез..звестный

и..кажённый, бе..жалостный, ни..послать

по..веска, пре..чувствие, по..зарядка

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

расп..рядиться, с...причастный, н...верное

в...дрогнуть, ро...сказни, ...бросить

пр..ломление, пр..скучный, пр..пятствие

без..ядерный, раз..ём, прем..ера

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

и..числять, бе...компромиссный, не..гибаемый

о..брасывать, на..пись, по..черкнуть

пр..забавный, сопр..косновение, пр..школьный

из..явить, обез..яна, меж..языковой

Упражнения по теме «Правописание приставок»

Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы. Старинное пр...дание, камень пр...ткновения, пр...чуды природы, пр...ступить (к делу), богатое пр...даное, пр...вратности судьбы, пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...знание в содеянном, пр...бывать в бездействии, беспр...кословно повиноваться, пр...верженец новых взглядов, пр...дать друга, пр...мирить врагов, пр...бытие поезда, непр...менное условие, полезное пр...обретение, жизнь без пр...крас, пр...забавный случай, пр...ломление лучей, пр...вышение полномочий, пр...остановить слушание дела, давать пр...сягу, искатели пр...ключений.

Упражнение 2. Объясните написание приставок. Однажды, охотясь в густом лесу, король Генрих напал на след пр...красной горной козы и, пр...следуя ее, отстал от своей охотничьей свиты на большое ра...стояние. Раздраженные запахом зверя, его собаки так увлеклись п...гоней, что...скоре не стало слышно даже их лая. Между тем нез...метно...гущался вечер, и н...ступила ночь. Тут король понял, что заблудился. И...дали д...носились призывные звуки охотничьих рогов, но чем ближе, как казалось королю, он шел к ним, тем слабее звучали рога. С досадой в...помнил Генрих о том, как...бивчивы и капризны громкие звуки в горных лесах и какой предательский пересмешник - горное эхо. Но было уже поздно. Пр...дстояло переночевать в лесу.

Упражнение 3. Подчеркните приставки пре- и при-, объясните их написание. Я увесил каюту гирляндами бананов. Они на веревочках качались под потолком. Это для мангуст.Я выпустил ручную мангусту, и она теперь бегала по мне, а я лежал прикрыв глаза. Чуть приоткрыл глаза и вижу, что мангуста прыгнула на пояку, перелезла на раму круглого пароходного окна, покрепче примостилась и глянула на меня. Я притаился. Мангуста толкнула лапкой в стейу, и рама поехала вбок. Когда рама приблизилась к бананам, мангуста рванулась, прыгнула и обеими лапками ухватила банан. Она повисла на момент в воздухе. Но банан оторвался, и мангуста прыгнула на все четыре лапки. Прекрасный акробатический прыжок! Я привскочил поглядеть, но мангуста уже беспрерывно возилась под койкой. Через минуту она предстала передо мной с измазанной мордой и покрякивала от удовольствия.

Упражнение 4 . Вставьте пропущенные буквы.Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_сытиться, пр_небрегать, пр_вращение, пр_следование, пр_знаться, пр_зирать труса, пр_брежный, пр_ображение, пр_ступить к делу, пр_остановить, пр_восходный, пр_образование, пр_града, пр_ручить, пр_строить, знаки пр_пинания, пр_забавный котенок. Пр_бывать в неведении – пр_бывать по расписанию; старинное пр_дание – пр_дание силы; пр_данный патриот – пр_данный врагами – пр_данный командованию; пр_емник традиций – пр_емник «Турист-2» – пр_емственность поколений – пр_емлемый вариант; пр_зрение к смерти – пр_зрение сироты – пр_зор; пр_зирать угрозы – пр_зирать детей, потерявших родителей; пр_ображенный – пр_обретенный; пр_творить в жизнь – пр_творить дверь; пр_ткнуться о камень – пр_ткнуться в уголок; пр_увеличивать – пр_уменьшать значение открытия, пр_уменьшать расходы ради экономии; пр_ходящий момент – пр_ходящий медработник; пр_дел в храме – пр_дел всему; пр_клонить ветви – пр_клонить колена; пр_падать к земле – пр_подать урок; пр_скорбный факт – пр_светлый образ.

Упражнение 5. Вставьте пропущенные буквы. Д…бежать до калитки, …бхитрить противника, пр…чувствие беды, …тдых на море, посторонним вход в…спрещён, пр…гулка на воздухе, п…бежать н…п…регонки, взять н…прокат вещи, д…заправка самолёта, п…загорать на солнце, н…дпись на камне, з…прокинуть голову, бе…заботная жизнь, пр…ветренная комната, бе…дарный артист, бе…толковый ответ, и…ношенный механизм, и…следовать причины, ра…кидывать вещи, и…порченный телефон, чре…мерные усилия, в…дремнуть немного, пр…драссветная мгла, бе…форменные очертания, н…ожиданная р…звязка, дружные в…ходы на полях, стремительный ра…бег, пр…ехать на ярмарку, в ра…цвете сил, …долеть пр…грады, удачная …делка, пр…бить к потолку, …делать зарядку, пр…вокзальная площадь, пр…даное невесты, ра…калённый металл, пр…стегнуть значок, …тдать долги, пр…восходный ра…сказчик, …дельная работа, чере…чур сильно, д…веренность, …жечь дотла (что-нибудь), з…движка, ра…творить песок, в…зраст, …бить с ног, р…списка, з…явление.

Упражнение 6. Вставьте пропущенные буквы в приставках. Бе…вкусица, …жечь дотла (что-нибудь), бе…жалостный, бе…форменный, бе…шумный, о…текаемый, во…зрение, во…становление, на…смотрщик, н…слаждение, во…торжествовать, п…дучить, о…блеск, и…жога, и…подтишка, по…писчик, по…шипник, бе…кормица, пр…исшествие, ни…падать, пр…свещать, …дельщина, пре…почтение, пре…шественник, чере…полосица, чере…седельник, з…движка, з…чинщик, пер…мирие, пер…шеек, ра…знакомиться, ра…творять, ра…щелина, д…веренный, д…верчивый, ра…чет, ра…считать, ра…хвораться, бе…кровный.

Упражнение 7. Вставьте пропущенные буквы. Пре…ставлять, п…радеть, о…ходиться, о…крывать, о…гадывать, о…переться, архи(плут), о…водить, (архи)ерей, по…ходящий, (анти)вегетарианец, по…бородок, (вице)король, (контра)бас, (экс)министр, (контр)революционный, (де)классированный, (фельд)комендант, (контр)адмирал, (супер)фосфат, (суб)ординация, (архи)быстро, (до)петровская эпоха, (кон)гениальный, (контр)удар, меж…американский, о…бивка, обес…лавить, о…севки, о…грузить, о…цедить, по…данный, по…садить, пр…отцовский, пре…дипломный, пр…американский, ра…прекрасный, с…противление, (ультра)звук, пр…щур, о…тереть, о…сохнуть, по…ключить.

Упражнение 8. Вставьте пропущенные буквы. Без…глый, без…дейность, без…нвентарный, без…скровый, без…тоговый, вз…мать, вз…скать, дез…нформация, контр…гра, небез…звестный, об…ндеветь, об…сканный, под…тожить, пост…мпрессионистский, пред…юльский, сверх…зысканный, спорт…гра, с…здавна, с…змала, с…мпровизировать, транс…орданский, без…скрый, без…нициативный, дез…нфекция, меж…нститутский, над…ндивидуальный, небез…нтересный, об…граннный, от…менный, пан…сламист, пред…мпрессионистский, пред…стория, сверх…ндустриализация.

Упражнение 9. Вставьте, где это необходимо, разделительные Ъ и Ь. Кон…юнктура, суб…ект, сверх…естественный, волеиз…явление, с…узить, всеоб…емлющий, об…явление, дез…инфекция, об_явление, сверх_естественный, раз_яренный, необ_ятный, пред_убеждение, кинос_емка, меж_ярусный, раз_яснить.

Тест по теме "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"

1.

1) Пр_брежный; 2) пр_остановиться;3) пр_прятать;4) пр_увеличить.

2.

1) Пр_успеть; 2) пр_вращать;3) пр…жать; 4) пр_провождать.

3. Найдите вариант с орфографической ошибкой.

1) Президент2) презирать3) преоритет4) президиум

4. В каком слове пишется приставка пре-?

1) Пр…морский2) пр…землиться3) пр…пятствие4) пр…сесть

5. В каком слове пишется приставка при-?

1) Пр…умолкла2) пр…рвали3) пр…лестный4) пр…клонить колени

6. В каком слове пишется приставка пре-?

1) Пр…бирать2) пр…растать3) пр…влекательный4) пр…большой

7. В каком слове пишется приставка при-?

1) пр…возносить2) пр…вратиться3) пр…сесть4) пр…уменьшить

8. В каком слове приставка обозначает «неполное действие»?

1) Пр…хорошенький2) пр…брежный3) пр…стегнуть4) пр…открыть

9. В каком слове приставка обозначает «приближение»?

1) Пр…хлынут2) пр…лечь3) пр..милый4) пр…пятствие

10. В каком слове написание пре-/при- зависит от контекста?

1) Пр…слушиваться2) пр…нахмурилась3) пр…давать4) пр…летел

Правописание приставок

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) непр..одолимый, пр..влекательный, пр..вязать

2) и..гиб, ра..бросать, рас..просить

3) вз..йти, нед..едание, пр..бабушка

4) под..тожить, без..дейный, об..грать

2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..землиться, пр..вратник, пр..зидент, пр..ключение

2) и..бежать, во..горание, в..дохнуть, и..давна

3) меж..нститутский, сверх..нтересный, под..грать

4) пр..ехать, пр..родители, пр..медление, раз..нравиться

3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..вычка, пр..бывать (в городе), пр..каз

2) во..глас, во..становить, в..брыкнуть

3) об..рваться, п..равняться, п..здороваться

4) меж..нститутский, сверх..нтересный, пред..юльский

4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) ра..гадать, ра..пространять, бе..вкусная

2) пр..крикнул, пр..смирившаяся, пр..знание

3) бе..конечный, и..бежать, ни..вергать

4) на..пись, по..бежать, о..дернуть

5. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1) пр..вратник, пр..забавно

2) пр..дставитель, пр..клонить (ветку)

3) пр..сытиться, пр..творить (осуществить)

4) пр..следовать, пр..ступить (начать)

6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) бе..церемонный, и..давна, не..дешний

2) пр..городный, пр..вычка, пр..рвать

3) пред..ставленный, д..брести, поз..прошлый

4) вз..йти, расп..ложить, нед..делать

7. В каком ряду пропущена одна и та же буква?

1) не..говорчивый, бе..цельный, во..делывать

3) пр..одолевающий, пр..готовления, пр..храмывать

4) пр..бывать (в город), пр..бывать (в городе), пр..ключения

8. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) расп..ложиться, з..облачный, пр..бабушка

2) беспр..ютный, пр..стройка, пр..волжский

3) с..ронизировать, об..скивать, со..скатель

4) не..держанный (тон), ра..гром, ра..бежаться

9. В каком ряду пропущена одна и та же буква?

1) не..говорчивый, бе..цельный, в..делывать

2) пр..дгрозовой, вн..классный, пер..мены

3) с..здать, н..топить, п..искать

4) пр..одолевающий, пр..готовление, пр..храмывать

10. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) без..мянный, воз..меть, на..грыш

2) бе..вредный, ра..пробовать, и..подтишка

3) пер..шагнуть, вн..очередной, пр..дубеждение

4) пр..мудрый, непр..ятность, пр..увеличить